Атланта, Пекин, Чикаго, Лондон, Токио – это.

«1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ. 2014-2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Тестовая часть Выберите...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ГЕОГРАФИИ. 2014-2015 ГОД

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС

Тестовая часть

Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его порядковый номер

Какой из перечисленных терминов не имеет отношения к наукам о Земле:

А. геоид Б. геокешинг В. геолокация Г. геомониторинг

Выберите правильную характеристику Политической карты мира (по масштабу,

Найдите соответствия между учёным и его трудами:

1)Кондратьев Н.Д А. теория этногенеза

2)Гумилёв Л.Н. Б. классификация стран по уровню экономического развития

3)Баранский Н.Н. В. учение о географическом разделении труда

4)Вольский В.В Г. теория экономических циклов Выберите пример качественного изменения политической карты мира 4.

А. 1947 Испания объявляет себя монархией Б. 1957 Включение Самарской области в состав ФРГ, 2014 присоединение Крыма к России В. 1993 Разделение Чехословакии на Чешскую и Словацкую республики Г. 2008 Выделение Южной Осетии из состава Грузии и образование самопровозглашённого государства



Выберите вариант, где правильно указаны страны монархии:

А. Бутан, Непал, Бруней, Камбоджа Б. Оман, Йемен, Иордания, Катар В. Марокко, Тонга, Свазиленд, Лесото Г. Люксембург, Лихтенштейн, Ирландия, Дания Какая из стран не является федерацией?

А. Канада Б.Китай В. Индия Г. Австралия Укажите правильное соответствие: зависимая территория – метрополия 7.

А. Токелау – Новая Зеландия В. Новая Каледония – Великобритания Б. Гибралтар – Испания Г. Бермудские острова - Нидерланды Выберите страну с минимальные естественным приростом населения 8.

А. Нигерия Б. Аргентина В. Ирландия Г. Япония Выберите вариант, где указаны страны трудовой эмиграции 9.

А. Россия, ОАЭ, ФРГ, ЮАР Б. Мексика, Индия, Марокко, Турция В. США, Франция, Великобритания, Аргентина Г. Италия, Япония, Катар, Казахстан Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг.

Выберите правильное соответствие: народ – языковая семья – религия 10.

А. Монголы – алтайская семья - ислам Б. Чуваши – алтайская семья – православие В. Евреи – индоевропейская семья - иудаизм Г. Мексиканцы – индоевропейская семья – протестантизм

Назовите регион, где в составе населения преобладают мужчины:

А. Зарубежная ЕвропаВ. Латинская Америка Б. Зарубежная Азия Г. Африка

Выберите неверное утверждение об урбанизации:

А. Монако и Сингапур – самые урбанизированные страны.

Б. Токио – крупнейший город мира по численности населения.

В. Наибольшее количество городов-миллионеров находится в США.

Г. Токайдо – один из крупнейших мегалополисов мира.

Какие виды природных ресурсов относят к неисчерпаемым?

А. водные Б. климатические В. лесные Г. минеральные Выберите вариант, где располагаются страны с большим разнообразием 14.

природных ресурсов А. Швеция, Норвегия, Финляндия В. Бразилия, Аргентина, Уругвай Б. Индия, Канада, Австралия Г. Таиланд, Малайзия, Индонезия Установите соответствие между сельскохозяйственными культурами и странами 15.

лидерами в их сборе А. США

1)пшеница Б. Бразилия

2)кукуруза В. Россия

3)подсолнечник

4)сахарный тростник Г. Китай Выберите правильное соответствие между частью мирового океана и страной 16.

ведущей добычу углеводородного сырья с её дна А. Северное море – Бельгия В. Гвинейский залив – Алжир Б. Мексиканский залив – Венесуэла Г. Баренцево море - Норвегия Бокситы, нефелины, алуниты служат сырьём для получения 17.

А. алюминия Б. меди В. олова Г. свинца Выберите ошибочное утверждение об электроэнергетике мира 18.

А. Большая часть электроэнергии производится на ТЭС.

Б. Лидерами в производстве электроэнергии являются США, Китай, Россия, Япония.

В. Геотермальная энергия активно используется в Исландии, России, Франции, Дании.

Г. Крупнейшая ГЭС мира – Санься в Китае.

Выберите правильное утверждение:

Атланта, Пекин, Чикаго, Лондон, Токио – это:

А. Крупнейшие морские порты В. Крупнейшие аэропорты по пассажирообороту Б. Крупнейшие железнодорожные Г. Крупнейшие речные порты узлы

–  –  –

На конкурсе красоты, проводившемся в столице одного из государств, в финале оказались шесть девушек. Выяснилось, что все они родом из городов, что лежат близ устий великих рек.

Вот фрагменты из их совместного интервью:

Журналист: «Расскажите что-нибудь о ваше городе?»

Индира: «В моем родном городе 21 марта рассвет наступает на 6 часов раньше, чем в Лондоне, а 22 июня в полдень солнце находится в зените».

Мария: «А в моем городе 21 марта солнце встает на 4 часа позже, чем в Лондоне, а широта такая же, как и у мыса Игольного».

Лейла: «Мой город находится на 30 градусов южнее Санкт-Петербурга».

Елена: «У моего широта Гамбурга, а долгота Фукусимы».

Анна: «Та же широта, что и у Лейлы, а когда у Индиры полдень – у нас полночь».

Виктория: «У нас один раз в году бывает полярный день, а один из истоков реки расположен на долготе города Индиры».

Журналист: «Как вам показался наш город?»

Лейла: «Отлично, только холодновато, мой город намного южнее».

Индира: «Было интересно оказаться западнее родных мест».

Виктория: «Так далеко к востоку я еще не забиралась».

Елена: «Да, с нашими морозами не сравнить, как приятно побывать на юге!».

Интервью получилось несколько запутанным, но постарайтесь определить:

1 В каких городах и государствах живут девушки, близ каких рек расположены их родные города.

2 В каком городе проходил конкурс, если известно, что он лежит в бассейне одной из шести великих рек?

–  –  –

Определите, по какому признаку сгруппированы объекты в каждой строке. Найдите «лишний» объект, и объясните свой выбор. Предложите своё продолжение логического ряда (приведите по одному примеру).

1. Бермудские острова, Багамские острова, Каймановы острова, Фолклендские острова, Виргинские острова

2. синтоизм, сикхизм, джайнизм, индуизм, буддизм

3. Итайпу, Гури, Гранд-Кули, Бушер, Железные Ворота

4. Итабира, Хамерсли, Кируна, Прадхо-Бей, КМА

5. Эверглейдс, Блу-Маунтинс,Тикаль, Вуд-Баффоло, Глейшер За правильное определение «белой вороны» - 1 балл За объяснение своего выбора – 1 балла За правильно продолженный список объектов – 1 балла Максимальная сумма – 15 баллов.

1. Багамские острова – это единственное суверенное государство, остальные – колонии Великобритании. Необходим пример колонии Великобритании.

2. Буддизм – это мировая религия, а остальные местные… Привести пример национальной религии Синтоизм – эта религия не распространена в Индии…

3. Бушер – это не ГЭС. Привести пример ГЭС

4. Прадхо-Бей – это не месторождение железных руд… Привести пример месторождения железной руды

5. Блу-Маунтинс – национальный парк, находящийся в Австралии, а не в Северной Америке. Привести пример национального парка в Северной Америке.

Максимальная сумма – 15 баллов.

–  –  –

Определите что это за страна, и ответьте на дополнительные вопросы.

Эта новая индустриальная страна, расположенная в трёх полушариях и двух частях света, входящая в группу лидеров, как по численности населения, так и по площади (около 2 млн.

км) граничит по суше с 3 государствами, причём одно из них оккупировала в течении нескольких десятилетий, хотя с конца XVI до середины XX века сама была колонией трёх государств. Находясь в области кайнозойской складчатости, на границах литосферных плит, является рекордсменом по количеству вулканов, а извержение двух из них в XIX веке привело к катастрофическим последствиям на планетарном уровне. Интересно, что самый известный и посещаемый храмовый комплекс (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО) не относится к преобладающей религии, по количеству приверженцев которой страна занимает 1 место в мире! Около 60% территории покрыто лесом, где обитает множество реликтовых и эндемичных видов. Благоприятные климатические условия способствовали развитию отдельных направлений сельского хозяйства. Несмотря на то, что страна является родиной некоторых культурных растений, особенно хорошо развито выращивание интродукцированных культур (завезённых из других территории), по валовому сбору которых страна занимает лидирующие позиции в мире. Больших успехов в последнее время добилась добывающая промышленность: успехи одной из отраслей позволило стране выйти из отраслевой международной организации, сдерживающей её развитие.

–  –  –

Внимательно изучите картосхему и определите, к какой форме административнотерриториального устройства относятся выделенные государства. Ответьте на вопросы.

Вопросы:

1) Что обычно является основой для формирования государством такой формы административно-территориального устройства (назовите не менее двух причин).

2) Какие из обозначенных стран обрели подобную форму административнотерриториального устройства в XXI веке? Какое государство с подобной формой правления существовало в XXI веке?

3) Какая крупная единица административно-территориального деления преобладает в большинстве обозначенных стран. Приведите 6 примеров таких стран.

4) Определите самую маленькую и самую большую страны по площади с рассматриваемой формой административно-территориального устройства. Напишите их названия. Сколько крупных административно-территориальных единиц в самой большой стране. Какое общее называние имеют эти административно-территориальные единицы Ответ и критерии оценки Форма АТУ выделенных стран на схеме – Федерации / Федеративные государства – 2 балла

1) Возможные ответы: территориальные признаки, национальные признаки, исторические (смешанные) причины. За каждый правильный ответ – по 1 баллу, но не более

– 2 –х баллов.

2) В XXI веке федеративными государствами стали: Ирак, Непал, Южный Судан, Сомали: по 0,5 баллов за каждый правильный ответ, итого – 2 балла.

До 2003 года существовало федеративное государство Югославия (Союзная Республика Югославия), с 2003 – 2006 - Сербия и Черногория (Государственный Союз Сербии и Черногории) – за любой правильный ответ – 1 балл.

Итого макс. – 3 балла

3) В большинстве обозначенных стран крупной административно-территориальной единицей является – штат - 1 балл. Примеры стран: Австралийский Союз, Бразилия, Венесуэла, Индия, Малайзия, Мексика, Нигерия, США, Судан, Федеративные Штаты Микронезии, Южный Судан – по 0,5 баллов за любой правильный ответ, не не более – 3 –х баллов. Общий итог за блок № 3 – 4 балла

4) Самая маленькая по площади федеративное государство – Сент-Китс и Невис, самое большое – Россия – по 1 баллу за правильный ответ, итого – 2 балла. В России – 85 субъектов РФ – 1 балл. Общее название: Субъекты Российской Федерации. – 1 балл. Итого

– 4 балла Максимальная сумма – 15 баллов

–  –  –

Известному режиссеру принесли сценарий «крутого» боевика про бойцов Французского иностранного легиона. Все герои при вступлении в легион поменяли свои имена. По сценарию действие фильма разворачивается в 2014 году.

Вот его некоторые фрагменты:

Главные герои (краткие биографии):

Поль, 44 года: «После бурных 60-х годов родители Поля, спасаясь от диктаторского режима, покинули родину и перебрались на юг соседней страны, к своим дальним родственникам. Поль с родителями жил в тихой горной деревне, где разговаривают на изолированном языке, который является последним осколком языков древней Европы».

Жан, 19 лет: «Отрочество провел в лагере беженцев в соседней стране. В 9 лет в родной край пришла война между кочевниками-скотоводами и земледельцами, соплеменниками Жана. Конфликт обострился после открытия богатых месторождений нефти в регионе, несколько сотен тысяч людей были убиты, еще больше осталось без крова. Родная деревня Жана была уничтожена. Поток беженцев хлынул на запад, в соседнюю страну, бежал и Жан».

Робер, 28 лет: «Семья родом из столицы самого северного региона страны. Дед воевал с афганцами в горных долинах, отец бился на востоке в дельте, старший брат на ледниках Каракорума. Сам Робер устал от этой более чем полувековой войны с соседним государством и несколько лет назад переехал в Европу».

Габриэль, 23 года: «Родной край захватила последняя волна распада одной из стран социалистического блока. Причиной напряженности стало массовое переселение в край основного этноса соседней страны во второй половине XX века. К моменту рождения Габриэля доля его родного народа в крае составляла только 10%, а доля «переселенцев»

достигла 90%».

Эпизоды сюжета:

1 эпизод: «Команда прибывает в государство, охваченное гражданской войной. Цель миссии – спасение двух журналистов, захваченных боевиками оппозиции. Неожиданно в дело вмешивается третья сторона конфликта, удерживающая территории на севере и северовостоке страны. Выясняется, что заложников переправили в соседнее государство».

2 эпизод: «Команда горными тропами преследует отряд, который захватил заложников, через весь восток страны. Местное население открыто враждебно, так как власти государства, одного из членов НАТО, отказываются признать их права на собственные язык и культуру и предоставить автономию. Преследуемый отряд переходит границу и скрывается в третьем государстве».

3 эпизод: «Команде приходится действовать скрытно, так как у этого теократического государства с европейскими странами натянутые отношения и против него действуют международные санкции. Внутри гор у самой границы герои обнаруживают базу международных террористов. Заложники освобождены, но нужно предотвратить теракт, что запланирован в соседней стране».

Всероссийская олимпиада школьников 2014-2015 гг.

4 эпизод: «Террористы собирались дестабилизировать обстановку в северных районах государства, где недавно стали разрабатываться обширные запасы нефти. Финальная битва происходит в районе, где в 80-е годы массово применялось химическое оружие».

1 Для каждого героя назовите его родной регион, родное государство и соседнее государство, что упоминается в тексте. К каким народам (этносам) принадлежат герои?

2 На какой территории происходит действие фильма? Что у нее общего с родными регионами героев? Напишите 4 государства, где происходят эпизоды фильма?

«СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (основные положения) актуализированная Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ: I. ВВЕДЕНИЕ.. 3 II. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.. 2.1. Текущая экономическая ситуация. 2.2. Тенденции и предпосылки развития рынка легкой промышленности Свердловской области.. 2.3. Характеристика проблем развития легкой промышленности в Свердловской области.. 2.4. Оценка конкурентоспособности легкой промышленности...»

«г. Белгород Дайджест новостей СОДЕРЖАНИЕ 1. Путин заявил о достижении точки равновесия в экономике 2. Глава ЦБ назвала снижение инфляции приоритетнее курса рубля 3. ВШЭ: Правительству удалось подготовить бюджет выживания, но не развития.3 4. Резервный фонд в октябре сократился на 440 млрд руб 5. Дмитрий Медведев попросил помогать бизнесу и оценил профессии будущего 6. Активность в промышленности выросла впервые с начала года 7. Регионам предложен лучший мировой опыт создания индустриальных...»

«Приложение Информация об итогах социально-экономического развития Кыргызской Республики за 2014 год1 1. Основные макроэкономические параметры Объем валового внутреннего продукта (ВВП) 1.1. Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики в 2014 году происходило в условиях негативного влияния продолжающегося замедления мировой экономики, геополитической и геоэкономической напряженности в регионе (введение экономических санкций против России, кризис на валютном рынке за счет укрепления...»

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики Черняк Т. А., Удахина С. В., Косухина М. А. Разработка математических моделей взаимодействия сервисных предпринимательских структур в реализации инновационных проектов (на примере нефтегазового комплекса) САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Т. А. Черняк, С. В. Удахина, М. А. Косухина РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (на примере...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Часть 1

  1. Выберите правильное соответствие: наука – объект её изучения.
    • а) демография – народы
    • б) геоморфология – внутреннее строение Земли
    • в) ландшафтоведение – формы рельефа
    • г) лимнология – озёра
  1. Выберите правильное утверждение.
    • а) Сила Кориолиса в Южном и Северном полушариях направлена в одну сторону.
    • б) Продолжительность дня и ночи в течение года одинаковы только на экваторе.
    • в) Наклон земной оси к плоскости орбиты составляет 23,5°.
    • г) Сила тяжести на Земле уменьшается от экватора к полюсам.
  1. Назовите географический объект, который был открыт в XX веке.
    • а) остров Врангеля
    • б) Новосибирские острова
    • в) острова Северная Земля
    • г) острова Шпицберген
  1. Какую длину на карте масштаба 1:30 000 будет иметь путь в 3 км?
    • а) 1 см
    • б) 10 см
    • в) 100 см
    • г) 0,1 см
  1. Особый тип охраняемых территорий, где охрана природы сочетается с рекреационными функциями территории, называется
    • а) заповедником
    • б) заказником
    • в) национальным природным парком
    • г) биосферным заповедником
  1. Выберите верное утверждение.
    • а) Примером рационального природопользования является осушение болот в верховьях рек.
    • б) Природный газ – возобновимый вид природных ресурсов.
    • в) Образование кислотных дождей связано с загрязнением воздуха выбросами предприятий цветной металлургии.
    • г) Распашка склонов способствует их защите от эрозии.
  1. Выберите верное утверждение о Москве.
    • а) Московская агломерация может служить примером конурбации.
    • б) Для Москвы характерна ложная урбанизация.
    • в) Рост Москвы осуществляется в Юго-Восточном направлении.
    • г) Москва граничит с двумя субъектами Российской Федерации.
  1. Выберите верное соответствие: субъект Российской Федерации – угольный бассейн, расположенный на его территории.
    • а) Архангельская область – Печорский бассейн
    • б) Краснодарский край – Донецкий бассейн
    • в) Краснодарский край – Кузнецкий бассейн
    • г) Республика Хакасия – Минусинский бассейн
  1. Выберите верное соответствие: центр цветной металлургии – металл, производимый на расположенном в нём предприятии.
    • а) Норильск – цинк
    • б) Волгоград – медь
    • в) Челябинск – алюминий
    • г) Мончегорск – никель
  1. Производство какого вида химической продукции объединяет следующие центры промышленности: Ярославль, Киров, Всеволожск, Нижнекамск?
    • а) шины
    • б) химические волокна
    • в) азотные удобрения
    • г) калийные удобрения
  1. Выберите вариант, где правильно указаны столицы монархий.
    • а) Оттава, Нью-Дели, Абуджа, Эр-Рияд
    • б) Рабат, Стокгольм, Пномпень, Тхимпху
    • в) Нукуалофа, Масеру, Джакарта, Тегеран
    • г) Богота, Виндхук, Сеул, Тегусигальпа
  1. Выберите правильное соответствие: новое название страны – старое название страны.
    • а) Бангладеш – Западный Пакистан
    • б) Бенин – Золотой берег
    • в) Камбоджа – Кампучия
    • г) Малави – Северная Родезия
  1. Назовите архипелаг, являющийся суверенным государством.
    • а) Бермудские острова
    • б) Андаманские острова
    • в) Сейшельские острова
    • г) Марианские острова
  1. Выберите вариант, где указаны страны, имеющие наибольшую долю городского населения среди названных государств.
    • а) Бельгия, Бразилия, Саудовская Аравия
    • б) Россия, США, Индия
    • в) Китай, Австралия, Япония
    • г) Эфиопия, ЮАР, Непал
  1. Выберите верное соответствие: страна – народ – религия.
    • а) Филиппины – висайя – католицизм
    • б) Иран – кхмеры – ислам
    • в) Шри-Ланка – сингалы – индуизм
    • г) Индонезия – яванцы – буддизм
  1. Выберите верную характеристику миграции населения из Сирии и Ирака в Европу.
    • а) принудительная, организационная, религиозная
    • б) добровольная, стихийная, этническая
    • в) вынужденная, стихийная, социально-экономическая
    • г) вынужденная, организационная, экологическая
  1. Определите техническую культуру по доле её валового сбора в странах-лидерах в 2014 г: Россия – 17%, Франция – 13%, США – 12%, Германия – 10%, Украина – 7%.
    • а) Подсолнечник
    • б) картофель
    • в) сахарная свёкла
    • г) лён
  1. Определите верное соответствие: продукция – страна-лидер по её производству.
    • а) железная руда – Бразилия
    • б) алюминий – Австралия
    • в) автомобили – Япония
    • г) электроэнергия – Китай
  1. Назовите национальный парк, где можно увидеть обитателей африканских саванн.
    • а) Какаду
    • б) Серенгети
    • в) Лос-Гласьярес
    • г) Тикаль
  1. Выберите верное соответствие: объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО – страна, в которой он расположен.
    • а) доиспанский город Чичен-Ица – Гватемала
    • б) монастыри Метеоры – Болгария
    • в) храмовый комплекс Боробудур – Индонезия
    • г) город Куско – Боливия

Ответы

1 2 3 4 5
г б в б в
6 7 8 9 10
в г г г А
11 12 13 14 15
б в в а а
16 17 18 19 20
в в г б в

За каждый правильный ответ – 2 балл . Максимум – 40 баллов .

Часть 2

Задание 1

В логических цепочках собраны географические объекты, понятия и названия, связанные с темой «Природные ресурсы». Определите, к каким видам природных ресурсов по происхождению (генетическая классификация) будет относиться каждая цепочка. Укажите, какой из объектов в цепочке «лишний», объясните почему и предложите свой вариант для его замены.

  1. нефть – природный газ – бурый уголь – торф – урановые руды
  2. Конго – Енисей – Янцзы – Меконг – Брахмапутра
  3. Менделеевская – Мутновская – Океанская – Рейкьянес – Верхне-Мутновская
  4. Россия – Бразилия – Мьянма – ДР Конго – Эквадор
  5. ветровая эрозия – вторичное засоление – мелиорация – иссушение – подкисление

Ответы и критерии оценивания

Таблица (30 баллов)

ВНИМАНИЕ! Если ученик предлагает своё решение задачи, и оно не противоречит условиям задания, баллы следует выставлять. Если объяснение «белой вороны» (четвёртая колонка) неполное, выставляется 1 балл.

Название группы природных ресурсов, к которым относятся логические цепочки (2 балла) «Белая ворона» (1 балл) Объяснение «белой вороны» (2 балла) Продолжение логического ряда без «белой вороны» (1 балл)
1 Минеральные/ полезные ископаемые урановые руды Урановые руды относятся к рудным полезным ископаемым, все остальные – неметаллы горючие сланцы, каменный уголь
2 Водные/гидроэнергетические Конго Все перечисленные полноводные реки, входящие в первую десятку, расположены в Евразии, Конго – в Африке Лена, Ганг
3 Геотермальные/ гидротермальные/паротермальные/петротермальные Рейкьянес Все ГеоЭС находятся в России, Рейкьянес – в Исландии Паужетская
4 Лесные/ биологические/ ресурсы растительного мира Россия Российские леса расположены в северном лесном поясе, все остальные – в южном любая страна, входящая в южный лесной пояс
5 Почвенные/ земельные мелиорация Мелиорация не является процессом, приводящим к дегумификации и деградации почв любой процесс, приводящий к снижению плодородия и деградации почв, например водная эрозия, осолонение

Задание 2

Определите полуостров по описанию в тексте и ответьте на вопросы. Третий по площади полуостров части света крупнейшего по площади материка планеты. Его название с языка одного народа тюркской группы, относящегося к крупной языковой семье, можно перевести на русский язык как «лесистые горы». На полуострове расположено 12 суверенных государств и одно не признанное нашей страной государство. До 1991 года здесь существовало федеративное государство, которое включало шесть современных суверенных государств, распад этой страны продолжался до 2003 г. Полуостров вдаётся в межматериковое море и отделяет от него одно из «цветных» морей мира. На востоке полуостров омывается водами самого маленького по площади моря мира. Частично северная граница полуострова проходит вдоль второй по длине реки части света. Полуостров занят в основном низкими и средневысотными горами. Одно из нагорий полуострова – классический пример района развития геолого-геоморфоло- гического процесса, который заключается в растворении горных пород. В тектоническом строении полуостров является областью складчатости, здесь часто происходит разрушительное стихийное бедствие. На полуострове выделяются два типа климата, в горах развита высотная климатическая поясность. На юге распространены плантации масличной сельскохозяйственной культуры. Крупнейшие города полуострова, как правило, столицы государств, но особо выделяется город, расположенный на границе двух частей света, которые разделяет узкий пролив. С 330 до 1930 гг. этот город был столицей империй и носил другое название. Многие страны полуострова специализируются на пляжно-курортном и познавательном туризме. Две из них в 2013–14 годах входили в первую десятку стран по прибытию иностранных туристов, хотя их основная территория не расположена на этом полуострове, они лежат на других крупных полуостровах в разных частях света.

Определите:

  1. название полуострова, о котором идёт речь в тексте;
  2. часть света, материк;
  3. название языка народа тюркской группы и его языковую семью;
  4. не признанное нашей страной государство полуострова, бывшее федеративное государство и входившие в него 6 стран;
  5. вторую по длине реку части света;
  6. геолого-геоморфологический процесс, название складчатости, стихийное бедствие;
  7. два типа климата;
  8. масличную сельскохозяйственную культуру;
  9. город на границе частей света, пролив, название города с 330 по 1930 гг.;
  10. две страны, входящие в первую десятку по прибытию иностранных туристов, и названия полуостровов, на которых расположена их основная часть.

Ответы и критерии оценивания

Вопрос Ответы
1 Название полуострова Балканский – 3 балла
2 Часть света, материк Европа – 1 балл Евразия – 1 балл
3 Название языка народа тюркской группы и его языковая семья турецкий язык – 1 балл алтайская языковая семья – 1 балл
4 Не признанное нашей страной государство полуострова Косово – 1 балл
Бывшее федеративное государство и входившие в него 6 стран Югославия – 1 балл
Сербия – 1 балл
Босния и Герцеговина – 1 балл
Черногория – 1 балл
Словения – 1 балл
Хорватия – 1 балл
Македония – 1 балл
5 Вторая по длине река части света Дунай – 2 балла
6 Геолого-геоморфологический процесс карст – 1 балл
Название складчатости альпийская/кайнозойская/новая/ новейшая – 1 балл
Стихийное бедствие землетрясение – 1 балл
7 Два типа климата умеренный континентальный – 1 балл
субтропический средиземноморский/ средиземноморский – 1 балл
8 Масличная сельско-хозяйственная культура олива/маслина – 1 балл
9 Город на границе частей света Стамбул – 1 балл
Пролив Босфор – 1 балл
Название города с 330 по 1930 годы Константинополь – 1 балл
10 Две страны, входящие в первую десятку по прибытию иностранных туристов Италия – 1 балл , Турция – 1 балл
Названия полуостровов, на которых расположена их основная часть Апеннинский – 1 балл , Малая Азия/ Анатолийский – 1 балл

Задание 3

Плантационное хозяйство, возникшее ещё несколько веков назад, и сегодня играет заметную роль в мировой экономике. Почти вся продукция, выращенная на плантациях, идёт на экспорт. Довольно много сельскохозяйственных культур выращиваются преимущественно на плантациях, среди них чай, кофе, какао-бобы, цитрусовые культуры и бананы .

В таблицах представлены данные о крупнейших экспортёрах и импортёрах этих пяти сельскохозяйственных культур. Заполните таблицу в бланке ответа. Определите, каким культурам соответствует каждая из таблиц (А–Д), напишите крупнейшего экспортёра и крупнейшего импортёра для каждого вида продукции. Примечательно, что среди крупнейших экспортёров представлены пять разных государств, а среди крупнейших импортёров только три государства.

Некоторые из экспортёров помечены звёздочкой (Германия, Польша, Швейцария). Почему они оказались среди крупнейших экспортёров этих сельскохозяйственных товаров, хотя их природные условия не позволяют выращивать эти культуры? Напишите на бланке свой ответ. Какие государства могли бы войти в список крупнейших экспортёров товаров А и Б, если не учитывать страны, помеченные звёздочками? Напишите по два государства, экспортирующих товары А и Б.

Какие другие сельскохозяйственные культуры можно считать плантационными?

Приведите 3 примера на бланке работы . К каким экологическим проблемам приводит быстрый рост площадей, занятых под плантации? Приведите три примера.

Таблица (данные 2014 года)

Культура А
Культура Б
Культура В
Культура Г
Культура Д

Ответы и критерии оценивания

За правильное определение сельскохозяйственной культуры – по 1 баллу , за правильное определение крупнейшего экспортёра – по 1 баллу , за правильное определение крупнейшего импортёра – по 1 баллу , итого за каждую строчку –по 3 балла .

ВНИМАНИЕ! Строчка проверяется только в том случае, если правильно определена сельскохозяйственная культура.

Дополнительные вопросы (15 баллов)

Звёздочками отмечены государства, которые осуществляют реэкспорт данной продукции. Швейцария и Германия не могут быть экспортёрами кофе (они его перерабатывают – обжаривают и фасуют), а Германия и Польша – чая (ферментируют и фасуют) – 2 балла.

По 1 баллу (всего 4 балла) за каждое государство, экспортирующее товары А и Б. Допустимы следующие варианты ответа (участнику необходимо указать по 2 примера).

Культура А (кофе): Перу, Гондурас, Гватемала, Никарагуа, Мексика, Эфиопия, Коста-Рика, Уганда, Танзания, Руанда, Бурунди, Индия, Сальвадор, Папуа-Новая Гвинея.

Культура Б (чай): Индонезия, Вьетнам, Руанда, Малави, Танзания, Зимбабве, Бурунди, Белиз, Аргентина, Азербайджан, Турция, Непал.

По 1 баллу (всего 3 балла) за каждую плантационную культуру. Возможны следующие варианты ответа (участнику необходимо указать 3 примера): сахарный тростник, каучуконосы, кокосовая пальма (кокосы, кокосовые орехи), арахис, табак, хлопчатник, масличная пальма, хинное дерево, сизаль, ананасы, манго, киви и другие варианты сельскохозяйственных культур, которые преимущественно выращиваются на плантациях.

По 2 балла (не более 6 баллов) за экологическую проблему. Если в ответе участника есть подробное описание проблемы или названы конкретные регионы мира, где эти проблемы наиболее остро проявляются, тогда ученику ставятся поощрительные баллы за подробный ответ.

ВНИМАНИЕ! В любом случае максимальное количество баллов за этот блок не может превышать 6 баллов. Возможны следующие варианты ответа.

  1. Вырубка экваториальных и тропических лесов под плантации.
  2. Истощение и деградация почв из-за интенсивного сельскохозяйственного использования.
  3. Активизация эрозии и дефляции, появление бедлендов, опустынивание территорий.
  4. Уменьшение видового разнообразия на планете из-за трансформации или уничтожения естественных ландшафтов (экосистем).

Задание 4

Эта международная организация была основана в 1960 году пятью государствами. За десятилетия членство в ней несколько расширилось, и сегодня организация объединяет государства нескольких континентов, разные по социально-экономическому положению, политическому устройству и культуре. Примечательно, что штаб-квартира организации расположена в одной из европейских столиц, хотя ни одно государство Европы не является её членом. В 2016 году два государства после недолгого перерыва возобновили своё членство в организации.

В странах, входящих в организацию, сосредоточено около двух третей мировых запасов одного из самых важных ресурсов на Земле. На их долю приходится примерно половина мирового экспорта этого ресурса.

На рисунках 1–6 представлены контуры шести государств, входящих в организацию, а на рисунках А–Е даны их возрастно-половые пирамиды.

Заполните бланк работы.

  1. Напишите название организации, ресурс, город, где расположена штаб–квартира организации, и два государства, которые возобновили своё членство в 2016 г.
  2. Определите государства по их контурам, сопоставьте их с половозрастными пирамидами и заполните таблицу. Какие демографические процессы привели к возникновению такой разной возрастно-половой структуры у государств А, Б, В и Г? Подробно опишите эти процессы для каждого государства.

Возрастно-половая пирамида А

Возрастно-половая пирамида Б

Вена – 1 балл Два государства, которые возобновили свое членство в 2016 г. Индонезия – 1 балл Габон – 1 балл

Таблица (12 баллов)

За правильное сопоставление названия государства и номера рисунка – по 1 баллу, половозрастной пирамиды и название государства – по 1 баллу, итого за таблицу – 12 баллов.

ВНИМАНИЕ!

Если ученик правильно сопоставляет название государства и половозрастную пирамиду, но неправильно определяет контуры государства (ответ расположен в другой строке), ему ставится 1 балл.

Наоборот, если ученик неверно определяет название государства, но номер контура государства и буква половозрастной пирамиды совпадают, ему ставится за строку 0 баллов. Представляется невероятным правильное соотнесение половозрастной пирамиды и контура государства при ошибке в названии государства.

Демографические процессы (12 баллов)

По 3 балла за каждую страну. В ответе должны содержаться три элемента: указание на стадию демографического перехода, краткое описание демогра-фических процессов и аргументированное подтверждение рассуждений фактами, которые участнику необходимо «найти» в половозрастной пирамиде.

Нигерия . В государстве отмечается начальная фаза демографического перехода (1-я фаза демографического перехода). Резкое снижение смертности при сохранении высокого уровня рождаемости привело к очень высоким значениям естественного прироста, наблюдается «демографический взрыв». Об этих процессах говорит широкое «основание» пирамиды: большая доля детей в населении и малая доля стариков.

Венесуэла . В государстве отмечается 2-я фаза демографического перехода (стадия демографического перехода продолжается). Смертность постепенно снижается, но рождаемость снижается ещё быстрее, что приводит к замедлению роста населения. Средняя продолжительность жизни увеличивается (происходит постепенное старение населения). Об этих процессах свидетельствует менее широкое «основание» пирамиды, чем в случае с Нигерией, большая доля лиц среднего и старшего возраста.

Кувейт . В государстве отмечается начальная фаза демографического перехода (1-я фаза демографического перехода). Высока доля людей в возрасте от 20 до 50 лет, особенно в мужском населении. Это объясняется большим миграционным притоком в Кувейт рабочих из соседних стран (Ирана, Пакистана, Индии), среди которых преобладают мужчины. Массовая иммиграция в страну приводит к огромной деформации половозрастной пирамиды: примерно половина мужского населения и значительная часть женского – иммигранты первого поколения. Если не учитывать это население, то половозрастная пирамида Кувейта будет похожа на страну 1-й фазы демографического перехода: широкое основание, высокая доля детей и малая доля стариков.

Государство Г Ливия . Государство находится во 2-й или 3-й фазе демографического перехода. Рождаемость превышает смертность, но население растёт медленно. Пирамида также деформирована из-за значительной доли иммигрантов в населении, хотя и не такой большой, как в Кувейте. По половозрастной пирамиде видно преобладание мужчин над женщинами в средних возрастах (20–35 лет). Сегодня Ливия переживает сложные времена, но в конце XX века и в начале XXI века поток иммигрантов из соседних арабских стран был значительным, это и сейчас хорошо видно по половозрастной пирамиде.

Практическая часть

(максимум 40 баллов)

Для выполнения заданий практической части используйте цветную карту.

Задания

  1. Определите численный и именованный масштаб карты. На бланке работы обязательно приведите расчёт!
  2. Определите максимальную и минимальную высоты, указанные на карте.
  3. Определите географические координаты вершины в квадрате 21/41.
  4. Определите азимут от этой вершины на вершину с максимальной высотой.
  5. Назовите две страны, территории которых изображены на карте.
  6. Назовите крупный физико-географический объект, климатический пояс и природную зону, в пределах которых располагается данная территория.
  7. Назовите процесс, который сформировал рельеф этой территории, и две формы рельефа, связанные с ним.
  8. Назовите залив, в который впадает река Ворьема.
  9. Какие специфические атмосферные явления можно наблюдать на этой территории?

Ответы и критерии оценивания

1 Численный масштаб 1: 50 000 2 балла
Именованный масштаб В 1 см – 500 м 2 балла
Расчёт 1. По километровой сетке: в 1 км – 2 см, следовательно, в 1 см – 500 м.

2. По номенклатуре листа топографической карты: R – 36 – 75 – В, Г

3. По длине 1 минуты меридиана: 1 см × 1850 м: 3,7 см, Х = 500 м

4 балла
2 Максимальная высота 423 м 2 балла
Минимальная высота 4 м 2 балла
3 Географические координаты вершины в квадрате 21/41 69° 44´ 14˝ СШ ± 5˝ 30° 57´ 30˝ ВД ± 5˝ 2 балла

2 балла

4 Азимут 282° ± 2° 2 балла
5 Названия стран Норвегия Россия 4 балла
6 Физико-географический объект Кольский/Скандинавский полуостров 2 балла
Климатический пояс субарктический 2 балла
Природная зона тундра/лесотундра 2 балла
7 Рельефообразующий процесс деятельность ледника, ледниковая экзарация 1 балл/2 балла
Специфические формы рельефа троговые долины, бараньи лбы, ледниковые цирки, ванны выпахивания (котловины озёр) по 2 балла, максимум

4 балла

8 Название залива Варангер-фьорд 2 балла
9 Атмосферные явления полярный день/ночь, северное сияние 2 балла

2 балла

Максимум за задания части 2 и практической части – 160 баллов.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2015–2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС

1. Выберите правильное утверждение о размерах Земли. а) Диаметр Земли больше, чем у Марса и Венеры. б) Диаметр Земли меньше, чем у Марса и Венеры.

в) Диаметр Земли больше, чем у Марса, но меньше чем у Венеры. г) Диаметр Земли меньше, чем у Марса, но больше чем у Венеры.

2. Какое из географических событий ХХ века произошло позже остальных? а) Покорение Южного полюса б) Покорение Северного полюса в) Покорение Эвереста

г) Спуск на дно Марианской впадины 3. Какое направление соответствует азимуту в 135°?

а) Северо-восток б) Юго-восток в) Юго-запад г) Северо-запад

4. Какая из внутренних оболочек Земли с латинского языка переводится как «покрывало»?

а) Земная кора б) Астеносфера в) Мантия г) Ядро

5. Какая из горных пород своим «происхождением» обязана живым организмам?

а) Гипс б) Каменный уголь

в) Каменная соль г) Базальт

6. Какая форма рельефа наиболее подвержена современному вулканизму

и землетрясениям?

а) Восточно-Африканское плоскогорье б) Скандинавские горы в) Бразильское плоскогорье г) Уральские горы

7. Какой из вулканов располагается южнее других?

8. Выберите утверждение, которое относится к океану, омывающему берега двух материков.

а) Его пересекают все меридианы Земли.

б) Он пересекается экватором в северной части. в) Самый солёный океан.

г) Самый большой по площади океан. 9. Выберите правильное утверждение.

а) Солёность тропических вод ниже, чем солёность экваториальных.

б) Температура воды в умеренных широтах (40–60) северной Атлантики значительно выше, чем на тех же широтах в южном полушарии.

в) Все холодные течения имеют температуру около 0 С.

г) Приливы и отливы происходят из-за извержения вулканов на дне океана.

10. Выберите вариант, где указаны острова, расположенные в пределах «огненного кольца».

а) Северная Земля, Новая Земля, Гренландия, Исландия, Баффинова Земля

б) Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Тасмания, Кергелен в) Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея

г) Азорские, Канарские, Бермудские, Большие Антильские, Ньюфаундленд

11. Какой из уникальных объектов гидросферы (мировых рекордсменов) расположен на Западно-Сибирской равнине?

самое большое болото

самое глубокое озеро

самая полноводная река

самый длинный ледник

12. Выберите правильное утверждение.

Солёные озёра всегда являются сточными.

Максимальная площадь покровных ледников наблюдается

в Гималаях.

Артезианские скважины «питаются» межпластовыми водами.

Пойма – это часть русла реки, залитая водой большую часть года.

13. Выберите вариант, где указаны реки, относящиеся к бассейну одного океана.

а) Амазонка, Миссисипи, Нил, Ганг б) Нил, Конго, Лимпопо, Дунай в) Волга, Енисей, Обь, Лена г) Амур, Хуанхэ, Янцзы, Колорадо

Всероссийская олимпиада школьников по географии 2015–2016 уч. г. Школьный тур. 7 класс

14.Какой из газов ответственен на образование «парникового эффекта»?

кислород

в) углекислый газ

15.Выберите правильное утверждение:

Наименьшая

температура воздуха в течение

суток наблюдается

в полночь.

Муссон – это ветер, меняющий своё направление два раза в сутки.

Абсолютная влажность воздуха измеряется в процентах (%).

В Москве нормальное атмосферное давление ниже, чем в Санкт-

Петербурге.

16. Что из ниже перечисленного не является элементом погоды?

облачность

среднегодовая температура

атмосферное давление

направление и скорость ветра

17. Выберите верное сочетание: климатический рекорд– его местоположение. а) Самое сухое место на Земле– пустыня Атакама.

б) Самая низкая температура на Земле – Верхоянск и Оймякон. в) Самое жаркое место на Земле – в центре Сахары.

г) Самое большое количество атмосферных осадков на земле– склоны Анд. 18. Выберите неверное утверждение.

а) Плодородие – главное свойство почв. б) Чернозёмы – самые плодородные почвы.

в) Перегной и гумус – это минеральные (неорганические) компоненты почвы.

г) Почва – среда обитания для живых организмов. 19. Выберите антропогенный природный комплекс.

а) пшеничное поле б) ковыльная степь в) сосновый бор

г) кустарничковая тундра 20. Выберите правильное утверждение о Москве.

а) Москва расположена в бассейне внутреннего стока.

б) Москва расположена на Среднерусской возвышенности. в) Москва – самая северная столица в мире.

г) Москва – столица самой большой по численности населения страны мира.