Балаклава - секретная база подводных лодок ссср. Тайна Балаклавы

В честь прошедшего вчера дня моряка-подводника хочу напомнить вам о "сверхсекретной" подводной лодке. Сведений о ней очень мало, а посему придется "пролапатить" глобальную сеть...

Об этих небольших ядерных подлодках даже моряки-подводники предпочитают не говорить. И не потому, что кто-то запрещает, просто и по сей день в открытых источниках о них очень мало сведений. Так что говорить-то, собственно, не о чем. А ведь глубоководные атомные мини-субмарины, предназначенные для выполнения спецзаданий, начали сходить со стапелей в начале 80-х годов прошлого века! Разработки конструкторов СССР опередили свое время на несколько десятилетий.

Тайна

До середины 80-х годов прошлого века эти атомные субмарины во флоте вообще не числились и работали непосредственно на Главное разведуправление СССР. В 1986 году их, правда, поставили на довольствие ВМФ, но менее секретными они не стали.
Доподлинно известно, что первая подлодка специального назначения с атомным двигателем была заложена в 1981 году.

Первый «Кашалот»

Головным кораблем серии стала атомная глубоководная станция АС-13 (проект 1910 «Кашалот»). Лодка была создана на Ленинградском судостроительном заводе. Официально она предназначалась для «испытаний новых типов атомных реакторов»…

Атомная глубоководная станция АС-13

Вторым кораблем данной серии стала подлодка АС-15, которая была спущена на воду в 1988 году.

Развитием проекта 1910 стал проект 1851. Подлодки, создававшиеся по этому проекту, предназначались для проведения глубоководных работ и были оснащены водолазной станцией, позволявшей акванавтам выходить в воду сразу на глубине.

Атомные субмарины совместили в себе лучшее от батискафов и подлодок.

Как только американцы пронюхали про новые разработки советских конструкторов, они окрестили секретные субмарины русских Х-Ray.

Атомная глубоководная станция АС-15

Ухо на глубине

Чем же занимаются все эти подлодки на глубине? Существует несколько версий. По одной из них, глубоководные станции в основном занимаются банальной прослушкой. Подключаются к подводным кабелям и скачивают информацию. Эти сравнительно небольшие субмарины с титановыми корпусами способны опускаться глубже обычных подлодок и могут месяцами лежать на морском дне.

Есть также предположения, что эти лодки несколько раз проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов Североатлантического альянса.

Эти лодки первыми обследовали район, где потерпела катастрофу атомная подлодка «Курск», и именно на основе их информации было принято решение о подключении к спасательной операции иностранных специалистов.

О значимости работы подводников говорит то, что, по имеющимся данным, только за последние 10 лет более десяти офицеров соединения были удостоены звания Героя России. Кстати, на этих подлодках служат исключительно офицеры.

«Лошарик»

В настоящее время развитием проекта атомных мини-субмарин стала уникальная подводная лодка проекта 210. Разработчики (КБ «Малахит») дали ей смешное неофициальное название «Лошарик». Свое название субмарина получила из-за того, что форма ее внутреннего наполнения напоминает одноименного героя мультфильма. В корпусе лодки вмонтировано несколько сферических частей. Они придают ей прочность и являются своего рода отсеками. «Лошарик» был спущен на воду в августе 2003 года. Хотя заложили лодку еще в далеком 1988 году. Изготовление лодки продолжалось 15 лет!

Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть севмашевского цеха, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание этого уникального корабля.

По данным экспертов «Независимого военного обозрения», особенности конструкции этой субмарины позволяют ей погружаться на глубину до трех километров. Подлодка Лошарик на дальнем плане.

Самая бесшумная и неуязвимая

Официально сообщалось, что глубоководный корабль предназначен для решения научно-технических задач и для спасения людей в экстремальных ситуациях, то есть он имел некое специальное назначение. При этом весь спектр задач подлодки не оглашался никогда. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка российского флота. Скорее всего, на определенной скорости она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану, в том числе в Арктике.

Проект 10831 - атомная глубоководная станция.

Подводное водоизмещение ориентировочно) - 2000 тонн, Подводная скорость (ориентировочно) - 30 узлов, Предельная глубина погружения - 1000....6000 м, Автономность (неизвестно) - ориентировочно, несколько месяцев, Экипаж - 25 человек, вооружение - неизвестно.

Миссия «Хребет Менделеева»

Первой ставшей известной широкой публике миссией уникальной атомной подводной лодки «Лошарик» стал сбор геологического материала на глубине 3000 метров районе хребта Менделеева в сентябре 2012 года. По опубликованной информации, «Лошарик» работал на глубине от 2,5 до3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка находилась под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

Ей было собрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Полученные данные легли в основу заявки в Комиссию ООН по морскому праву, которой в ближайшие несколько лет предстоит разделить арктический континентальный шельф, и Северный полюс в том числе, между приарктическими странами.

Пропавшая немецкая подлодка, которая якобы перевезла нацистское руководство в Южную Америку, обнаружена спустя 73 года у берегов Дании. Как выяснили журналисты , U-3523 была одной из подводных лодок Гитлера нового усовершенствованного типа XXI, которая появилась слишком поздно, чтобы предотвратить победу союзников.

Как сообщает Daily Mail, находка обнаружена в десяти морских милях к северу от датского города Скаген и в девяти милях к западу от позиции, на которой, как считается, ее уничтожил британский тяжелый бомбардировщик B24 Liberator 6 мая 1945 года.

Сканирование морского дна показало, что субмарина в данный момент лежит на глубине 123 метров, что затрудняет доступ к ней. При этом, как утверждается, ее положение весьма необычно — передняя часть лодки зарыта в песок, а задняя часть возвышается над дном на 20 метров.

U-3523 была сделана по последнему слову техники, могла находиться под водой в течение длительного периода времени и имела запас хода, который позволял ей беспрепятственно добираться в том числе и до берегов Южной Америки.

Невозможность обнаружить место затопления судна породила слухи о том, что оно смогло ускользнуть с неким ценны грузом на борту.

По данным датского Музей морских войн, обнаружившего находку, нет никаких свидетельств того, что она могла перевозить лидеров нацистов или какие-либо их ценности. «Ходят слухи, что она имела большое значение для Германии, так как исчезла после окончания войны, — заявил директор музея Герт Андерсен. — Думаю, эти слухи подогревались теми фактами, что U-3523 была очень современной подлодкой, способной перемещаться на большие расстояния, и что некоторые нацисты пытались бежать с драгоценностями в последние дни перед капитуляцией. Однако, на самом деле, она шла в Норвегию, а не в Южную Америку».

Андерсен также показал копию последней телеграммы, отправленной с субмарины 5 мая 1945 года, в которой не упоминается ни о каких драгоценных грузах или о высокопоставленных пассажирах.

По данным издания, рассекреченные документы американской разведки способствовали распространению слухов о том, что руководство нацистов, включая самого Гитлера, бежало в Южную Америку в последние дни войны.

Так, один из материалов ЦРУ, датируемый 3 октября 1955 года, содержал утверждение бывшего солдата СС по имени Филипп Ситроен, о том, что Гитлер скрывался сначала в Колумбии, а затем в Аргентине. К своему заявлению солдат приложил фотографию, якобы сделанную в 1954 году в колумбийском городе Тунха, на которой он якобы изображен с Гитлером.

Также издание описывает другие свидетельства якобы пребывания лидера нацистов в Латинской Америке, полученные американскими спецслужбами.

Нацистская Германия построила 118 подводных лодок типа XXI, но из-за плохого контроля качества только четыре из них были пригодны для плавания к концу Второй мировой войны, и лишь двое были спущены на воду, так и не успев затопить ни одного корабля союзников.

Позднее их дизайн был скопирован Великобританией, США, Францией и Советским Союзом, а через советские модели и Китаем.

На сегодняшний день в мире существует только одна оригинальная подводная лодка типа XXI. U-2540, теперь известная, как «Вильгельм Бауэр», является частью немецкого морского музея в Бремерхафене.

Как сообщала , аргентинский писатель-документалист Абель Басти провел исследование, которое документально указывает на то, что Адольф в Южной Америке и дожить там до старости.

Адольф Гитлер — основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, фюрер Национал-социалистической немецкой рабочей партии, рейхсканцлер и фюрер Германии, верховный главнокомандующий вооруженными силами Германии во Второй мировой войне.

По показаниям свидетелей, допрошенных как советскими органами контрразведки, так и соответствующими службами союзников, 30 апреля 1945 года в окруженном советскими войсками Берлине Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В советской историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов). Однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти).

Однако существует точка зрения, будто в бункере были найдены трупы двойников Гитлера и его жены, а сам он успешно сбежал.

В СМИ считают, что американская лодка «Seawolf» является угрозой для России. Но на такие заявление можно ответить простой фразой: «Не пугайте ежа пятой точкой».

Во многих западных и отечественных СМИ появилось достаточно большое количество материалов, посвященных самой современной подводной лодке США класса «Seawolf». Ее тактико-технические характеристики настолько хороши, что многие не побоялись даже говорить о «страхе русских» перед этой субмариной.

Например, иностранное издание National Interest в статье «Русские в страхе от американского «Сивульфа» раскрывает историю появления и технические показатели подводной лодки. По данным издания стало известно, что «Seawolf» сконструирована в результате продолжения гонки вооружений между США и Россией, а также необходимостью иметь современный подводный флот. Строительство «Морских волков» подстегнуло также создание в СССР подводных лодок класса «Акула», винты которых были созданы при помощи новых станков. Они передвигались практически бесшумно и более того, могли погружаться на глубину до 600 метров против 200 метров у американских подлодок.

Поэтому в Америке в срочном порядке были собраны все ресурсы для создания «Seawolf». В итоге появилось несколько военных единиц, которые также могут погружаться на глубину в 600 метров и двигаются с минимальным шумом. Однако ее боевые характеристики были существенно увеличены. В частности, значительному расширению подвергся арсенал. Лодка может нести на своем борту 50 торпед типа Mark 48. Также в качестве вооружения могут быть использованы противокорабельные ракеты «Sub-Harpoon» и крылатые ракеты «Tomahawk».

Скорость лодки под водой составляет 35 узлов. Американским инженерам удалось существенно снизить шумность субмарины, и она стал в 70 раз тише всех имеющихся лодок в США. Новые субмарины должны были заместить военные лодки класса «Los Angeles». Таким образом, в Штатах создали боевую единицу, которая по скоростным показателям и малошумности обходит российские разработки.

Еще больше страху нагоняет другая статья National Interest «Секретные» подлодки США, которых боятся русские». Материал, размещенный на сайте повествует о том, как лодка класса «Seawolf» была значительно модернизирована и теперь в состоянии ходить в арктических широтах. Теоретическая возможность прохода в холодных водах обосновывается ее перемещением из Вашингтона на норвежскую базу Хоконсверн всего за несколько недель. Кроме того, приводится сообщение о том, что «Морской волк» успешно дошел северного полюса в рамках учений «ICEX» 2009. Таким образом, издание подчеркнуло, что якобы России нечем ответить и подводные лодки подобного класса представляю «безответную угрозу».

Возможности современной российской армии противостоять новейшим подводным лодкам США в интервью изданию «ПолитЭксперт» прокомментировал заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В.Плеханова, член Ассоциации военных политологов, эксперт Андрей Петрович Кошкин.

«Подводная лодка, которая по своим технологическим характеристикам является прорывной для Соединенных Штатов Америки, появилась не за один день. Это результат многолетнего труда военно-промышленного комплекса и научного сообщества, перед которыми стояли специализированные задачи. В Российской Федерации точно также разрабатывались технологии для обеспечения стратегических интересов и безопасности страны во всех регионах. Также это включает узкоспециализированные зоны – подводное пространство. А потому, появление американской лодки не стало сюрпризом.

Подводные субмарины подобного класса хоть и имеют некое технологическое преимущество, но навряд ли смогут пробить брешь в обороны Российской Федерации. Сегодня есть системы, которые позволяют успешно позволяют блокировать действия вражеских военных единиц. В качестве примера можно привести недавнюю ситуацию при сопровождении иностранной подводной лодкой боевого соединения во главе с «Адмиралом Кузнецовым». Кроме того, в Арктике есть секретные мониторинговые системы, которые позволят отследить появление американской лодки в арктических широтах России. То есть незаметной она не пройдет.Также в России довольно давно взят стратегический курс на обеспечение армии новой техникой, которая бы успешно функционировала в арктических широтах. И в скором времени она обязательно появится».

На все фразы о страхе русских перед зарубежной угрозой хотелось бы ответить старой, но очень подходящей крылатой фразой в чуть переработанном виде: «Не пугайте ежа пятой точкой». На сегодняшний день Россия является страной, которая разрабатывает, принимает на вооружение и продает самую современную военную технику. Именно Россия идет впереди планеты всей по конструированию противокорабельных береговых ракетных комплексов. Это касается как сухопутной техники, так и морской. У некоторых видов аналогов нет до сих пор. И да, - не стоит списывать со счетов тот факт, что «Seawolf» появились практически через десятилетие после появления российской «Акулы». И что еще сейчас прячется в закромах и военных ангарах Родины – большая загадка.

В России строится самая большая атомная подводная лодка в мире. Как сообщают «Известия», речь идет о субмарине проекта 09852 «Белгород», разработанной в КБ «Рубин-Север» - северодвинском филиале питерского ЦКБ «Рубин». Правда, рекорд будет установлен не по водоизмещению, а по длине лодки. Самой длинной ПЛА в мире является «Акула» проекта 941, чья длина 172,5 м. У «Белгорода» почти на 12 метров больше - 184.

«Белгород» - это достроенная по обновленному проекту лодка «Антей» (проект подводных лодок с крылатыми ракетами 949А), строительство которой было заморожено в Северодвинске в 2006 году. Лодка была готова на 76%.

Церемония закладки новой лодки с использованием корпуса недостроенной состоялась в декабре 2012 года. В официальных источниках «Белгород» называют большой исследовательской атомной подводной лодкой, являющейся носителем обитаемых и необитаемых подводных аппаратов. Ее заказчиком считается Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны России.

Предполагается, что «Белгород» будет заниматься изучением дна российского арктического шельфа, искать на больших глубинах полезные ископаемые, а также прокладывать подводные коммуникации. В частности, при помощи глубоководных аппаратов на морском дне будут устанавливаться атомные подводные модули, предназначенные для зарядки необитаемых подводных аппаратов. Субмарина обеспечит развертывание глобальной системы контроля подводной обстановки, которую военные строят на дне арктических морей.

Весь этот функционал представители ВМФ перечисляют с непременными оговорками: «по некоторым данным», «есть основания предположить», «вероятно»… Проистекает это из-за того, что «Белгород», а также еще одна строящаяся в Северодвинске субмарина проекта 09851 «Хабаровск», являются самыми засекреченными лодками ВМФ России.

И Главное управление глубоководных исследований не имеет к ним никакого отношения. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что на торжественной закладке этих двух лодок не присутствовал ни один представитель ГУГИ. Есть основание предположить, довольно веское, опирающееся на факты, что эти лодки станут носителями стратегической беспилотной торпеды с ядерным реактором в качестве силовой установки, с уникальной дальностью, искусственным интеллектом и 100-мегатонным боезарядом. Эта торпеда получила название «Статус-6».

Существуют два основных свидетельства, позволяющие говорить о реальности существования «Статуса-6». В конце ноября прошлого года обозреватель Washington Free Beacon Билл Герц опубликовал статью со ссылкой на высказывание источника в американских спецслужбах, в которой говорится о том, что российские моряки провели успешное испытание «беспилотной атомной подводной лодки, способной нести многомегатонный ядерный заряд». В испытаниях принимала участие подводная лодка специального назначения Б-90 «Саров». Герц называет это оружие революционным, поскольку конструкторы США и других технологически развитых стран мира к этой идее еще и не подступались.

Герц лишь подтвердил факт существования «Статуса-6». А впервые о нем стало известно в конце 2015 года, когда во время телевизионной трансляции совещания у Владимира Путина произошла «утечка совсекретной информации». Несомненно, она была запланированной: с ее помощью был послан сигнал через Атлантический океан о том, что новое оружие способно гарантированной пробить брешь в обороне Северной Америке и произвести разрушения, масштаб которых превосходит атаку несколькими известными межконтинентальными баллистическими ракетами. То есть, это не просто асимметричный ответ на строительство ЕвроПРО, а решение, многократно перекрывающее и ПРО, и натовские батальоны в Польше и Прибалтике, и прочие потенциально агрессивные по отношению к России действия Вашингтона.

Расшифровка западными специалистами слайда, мелькнувшего на двух центральных телеканалах, дала достаточно много информации, чтобы понять, что же собой представляет необитаемый подводный аппарат (НПА) «Статус-6», разработанный в ЦКБМТ «Рубин». Были прочитаны такие слова: «Назначение - поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».

Идея ядерной суперторпеды не нова. В 60-е годы в Советском Союзе начались разработки Т-15 со 100-мегатонным боезарядом. Однако на тот момент не существовало компонентов и технологий, позволявших довести идею до конкретного продукта. Электродвигатели на аккумуляторах ограниченной емкости позволяли доставлять 40-тонную махину длиной в 24 метра не дальше чем на 30 километров. То есть лодка-носитель Т-15 должна была преодолеть массированную противолодочную оборону побережья США, что было крайне сложно. Да и подрыв такого заряда на удалении в 30 километров - это для лодки было гарантированным самоубийством.

С тех пор технологии ушли далеко вперед. На НПА, как это следует из расшифрованного слайда, установлен ядерный реактор мощностью 8 МВт, который обеспечивает практически неограниченную дальность хода. То есть для «Статуса-6» расстояние между Европой и Америкой - это не проблема. Реактор имеет жидкометаллический теплоноситель, благодаря чему удается повысить КПД, а также существенно снизить шумы. Подсчитано, что такого рода аппарат можно обнаружить при помощи самых чувствительных сонаров не дальше, чем на расстоянии в 2−3 километра. То есть «Статус-6» издает более слабые акустические шумы, чем самая бесшумная в мире подводная лодка «Варшавянка».

Водометные движители позволяют развивать максимальную скорость в пределах от 100 км/ч до 185 км/ч. Рабочая глубина - 1000 метров. И еще одно достоинство «Статуса-6» состоит в том, что это, по сути, подводный робот, обладающий искусственным интеллектом и способный действовать самостоятельно в зависимости от сложившейся ситуации.

Благодаря прекрасным характеристикам по скорости хода, малозаметности и глубинности, «Статус-6» обладает повышенной способностью преодолевать противолодочную оборону США. Даже в случае его обнаружения гидроакустической противолодочной системой SOSSUS, которая контролирует побережье США на предмет подводного вторжения, НПА с легкостью уйдет от любой торпеды НАТО на максимальной скорости. К тому же, обладая интеллектом, «Статус-6» способен совершать сложное маневрирование.

Самая быстроходная американская торпеда Mark 54 имеет скорость 74 км/ч, то есть по минимальным прикидкам меньше на 26 км/ч. Самая глубоководная европейская торпеда MU90 Hard Kill, пущенная вдогон, на максимальной скорости в 90 км/ч способна пройти не более 10 км.

Стратегия использования «Статуса-6» может быть различной. Аппарат может выступать и как ударное оружие, и как оружие гарантированного сдерживания. Во втором случае НПА может прийти в точку назначения и залечь на дно, дожидаясь сигнала на подрыв боевой части. Сигнал может подаваться по сверхдлинноволновому каналу, поскольку только сверхдлинные волны проникают в толщу воды. Получается оружие сдерживания, готовое сработать мгновенно. Без затрачивания времени на подлет и «подплыв».

И это будет очень мощный сдерживающий фактор, с которым невозможно не считаться. Потому что боеголовка «Статуса-6», имеющая кобальтовую секцию, рассчитана на максимальное радиоактивное загрязнение громадной территории. Подсчитано, что при скорости ветра в 26 км/ч радиоактивное облако отравит прямоугольник побережья размерами 1700×300 км.

«Статус-6» способен уничтожать базы ВМС, авианосные ударные группы, наземные авиационные базы. Все это экспериментально проверено самими американцами. В 1946 году ВМС США провели испытания подводного атомного взрыва мощностью 23 килотонны. В результате был потерян совсем новый авианосец «Индепенденс», спущенный на воду в 1942 году. После четырех лет безуспешных попыток дезактивации он был затоплен. Но боеголовка «Статуса» содержит радиоактивных продуктов деления кобальта на несколько порядков больше.

Тень холодной войны упала на землю 5 марта 1946 года, после исторической речи старика Уинстона Черчилля. "Коммунистические партии, - заявил в Фултоне этот вечно пьяный англичанин, - всюду представляют собой угрозу христианской цивилизации". И началась безумная гонка вооружений. НАТО и Варшавский Договор, войны в Корее, Вьетнаме и Афганистане, Че Гевара, Фидель Кастро и кубинская революция, Берлинская стена, Карибский кризис, Пражская весна, водородная и нейтронная бомбы, подземные бункеры, убежища и заводы...

Проект Иосифа Сталина

Среди многих и многих городов и городков, попавших в эту зловещую тень, оказалась и Балаклава. В начале пятидесятых Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок, а летом 1957 года в этом райском местечке появились горнопроходчики, и закипела круглосуточная, в четыре смены, работа. Что правда, вставший после смерти Хозяина у руля СССР Никита Хрущев отнесся к проекту куда сдержаннее. Осмотрев в 1961 году уже почти готовое сооружение собственными глазами, он махнул рукой и бросил: "Надо отдать все это виноделам!".

Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в строй под кодовым наименованием "Объект 825 ГТС". О масштабах этого сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время его строительства превысила 25 тысяч кубометров. Сверхсекретный "объект 825" мог выдержать ядерный взрыв огромной мощности и включал в себя сухой док, цеха, командные пункты и канал, позволявший субмаринам, зайдя в завод со стороны Балаклавской бухты, выходить прямо в открытое море, причем не только в надводном, но и в подводном положении.

Солнце стало выглядывать из-за холодных нейтронных туч в 1989-м, чуть не через полвека после фултонской речи сэра Черчилля. В феврале того года советские войска вышли из Афганистана, а в ноябре рухнула Берлинская стена. Холодная война завершилась. Еще через два года скончался "Союз нерушимый республик свободных", и демократическая Россия принялась делить Черноморский флот с незалежной Украиной. Кстати говоря, Балаклава тоже имела некоторое отношение к краху, наверное, самой великой империи ХХ века. В балаклавской гавани, совсем рядом с "объектом 825", базировались быстроходные яхты генеральных секретарей ЦК и председателей советского правительства. Во время августовского путча 1991 года правительственная яхта "Крым" вдруг срочно покинула бухту и на всех парах двинулась к месту заточения Михал Сергеича. Зачем, история пока умалчивает.

Объект 825 ГТС

В 15 километрах от Севастополя, между мысами Фиолент и Айя, раскинулось одно из старейших поселений Крыма - Балаклава. Кроме уникальных памятников природы, здесь сохранились следы генуэзской крепости Чембало и древних храмов, овеянных поэтическими легендами. Но больше всего поражают мощные подземные сооружения с огромным количеством лабиринтов и 600-метровым каналом для прохода атомных подводных лодок.

Секретный приказ для Берия.

Если бы у трансурановых элементов был запах, то можно было бы сказать, что в 50-е годы в мире запахло "оружейным" плутонием. На полигонах Невады и Новой Земли вовсю вздымались ядерные грибы. Назревал Карибский кризис как запал третьей мировой - термоядерной - и потому последней на планете войны.

Обе сверхдержавы - СССР и США - постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, ядерных боеголовок для ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берия секретный приказ: отыскать такое мест, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили, его название на карте Крыма больше не упоминалось.

Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович утвердил комплексный план защиты от атомного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и визировал лично. Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство. Под скалы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы: Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.

В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов. Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа. Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены. Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом... Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров. В толще западного утеса возникали рукотворные расщелины и пещеры, которые превращались в подземные дороги, причалы, шлюзовые камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты... В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!

В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения, - говорит заместитель директора Военно-морского музейного комплекса "Балаклава" Александр Шестопал. - Поскольку архивные документы до сих пор находятся у россиян, нам пришлось собирать информацию по крупицам. Ситуация осложнялась тем, что у многих специалистов до сих пор не закончился срок подписки о неразглашении. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали. Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин-"малюток" (проект 615) и военный завод "Металлист" для их ремонта. Подземный завод строился в противоатомном отношении I категории устойчивости с пробивкой скального грунта высокой степени защищенности и обеспеченности. Он имел большие производственные площади, в том числе сухой док и подводной канал для одновременного захода семи подводных лодок (как в надводном, так и в подводном положении). Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.

Защита от "пяти Хиросим"

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной - 8,5. Это уникальнейшее сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни - 22 метра. Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом. Это позволяло полностью "закупоривать" подземный объект. Такой же ботопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, ботопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку. Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии. Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды. Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось "пяти Хиросимам". Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.

По мнению военных "верхов", при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое. Весь удар должен был принять на себя передвижной ботопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним - 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива. Придя с боевой службы, субмарины могли пройти все необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении из подземного комплекса.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта. Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока. Общая площадь всех подземных сооружений превышала 15 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, был шире самой Балаклавской бухты. Отдельные помещения достигали высоты трехэтажного дома...

Хрущев предпочел бы винные подвалы...

В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве. Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под... склады для вина. И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.

Трудно представить, как внутри огромной горы, состоящей из твердых мраморных пород, всего за четыре года продолбили 600-метровый канал. Ведь уровень канала на 7 метров ниже уровня моря! Какие инженерные технологии применялись для создания этого искусственного детища, до сих пор остается загадкой. Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов. Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов. Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей. Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными железобетонными плитами толщиной 2 метра, длиной - 10 и высотой - 7 метров.

Весь подземный комплекс с мощной системой шлюзования и жизнеобеспечения является, пожалуй, единственным в мире историческим памятником инженерно-технического искусства времен "холодной войны". На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни - "Объекта №825 ГТС", который официально назывался городской телефонной станцией.

Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы. Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ. А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской гласности узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.

Куда уплыли миллиарды?

Военные "хозяйничали" в бухте вплоть до развала Советского Союза. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери "гостеприимно" распахнулись перед всеми желающими, "демилитаризацией" бухты занялись "хваткие хозяйственники": откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали "ушли" на металлолом. Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в "хозяйственных" целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и "выкачали" не один миллиард гривень.

Некоторое время в бывших помещениях для хранения секретной документации находились "списанные" купоно-карбованцы, которые впоследствии уничтожили. Нынче здесь развлекаются местные мальчишки, "бомбардируя" подземный канал ржавыми гайками.

Весть о наличии в Балаклаве уникального подземного памятника быстро облетела все посольства, аккредитованные в России и Украине. Когда иностранные гости прибыли в бухту, они пришли в ужас и не поверили собственным глазам: неужели советский человек мог такое создать? В 2001-2002 годах в подземном городе бухты побывали посол Китая Ли Гиобанг, посол Италии Брунетти Гетц, посол Израиля Анна Азари... Говорят, что ведущий комментатор американской телекомпании Майкл Лафтин после выхода на поверхность не удержался и перочинным ножом выцарапал свое имя на стене бетонной патерни туннеля). Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля - графиня Кларисса...

В соответствии с планом международного "Трейд-клуба" подземный комплекс посетили торговые атташе и представители деловых кругов из 43 стран мира. После обзора бывшего подземного завода они предложили сделать из него музей "холодной войны". Чтобы превратить бывшие закрытые военные объекты в "открытую" зону туризма, нужно около полумиллиарда долларов. Именно такую цифру называют в Севастопольской городской администрации сторонники суперпроекта "Балаклава - международный туристический и рекреационный центр".

У входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений - ресторанов и дискотек. Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос. Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства. Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты. Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины...

Крымские каникулы

За эти ворота мечтал попасть не один американский шпион. В глубь выдолбленного в горе туннеля уходят рельсы, на которых стоит пустая тачка с латунными колесами. Еще лет двадцать тому назад на ней перевозили атомные боеголовки, а сейчас она превратилась в музейный экспонат.

Мы в святая святых Краснознаменного Черноморского Флота СССР.

Этот подземный балаклавский арсенал, известный в нарде как "штольня-головастики" (головастиков народу напоминали боеголовки), снабжал ядерным оружием советские подводные лодки.

Колеса тачки недаром покрыты латунью. Будь они из другого материала, катясь по рельсам, тачка иногда высекала бы искры.

Боеприпасы доставляли сюда по частям, а собирали уже в подземелье, вход в которое перекрывался гигантской противоатомной заслонкой весом 150 тонн. Она открывалась только для того, чтобы впустить в чрево горы очередную порцию смертоносного груза.

В тени холодной войны

О масштабах сооружения можно судить, к примеру, по тому, что в случае ядерной войны в его подземной гавани могли укрыться целая бригада подводных лодок и несколько тысяч человек, а общая выработка скального грунта за время строительства превысила 200 тысяч кубометров — говорят, извлеченной породой запросто можно было бы заполнить пирамиду Хеопса.

Подземный зал, в котором когда-то хранились собранные ядерные боеголовки, ныне пуст и не радиоактивен — каких-то десять миллирентген при максимально допустимых четырнадцати.

Стены и потолок арсенала укреплены двухметровым слоем бетона и выложены асбестовым шифером. Штольня могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в пять Хиросим. А асбестовый шифер понадобился для того, чтобы улучшить акустику подземелья.

Тяжеленные двадцатичетырехтонные противоатомные двери из обитого железом бетона открыты, но при желании их может закрыть даже ребенок — так легко они двигаются. Толщина дверей — шестьдесят сантиметров. Именно на грандиозном фоне противоатомных дверей больше всего любят фотографироваться иностранные туристы, с некоторых пор посещающие эти места.

То ли дело было прежде

Дорогу к арсеналу, в котором работали только офицеры, давшие подписку о неразглашении государственной тайны, преграждали три контрольно-пропускных пункта. Документы, рассказывающие о деятельности арсенала и завода по ремонту подводных лодок, предположительно хранятся ныне в Санкт-Петербурге и до сих пор не рассекречены.

После развала СССР балаклавский подземно-подводный комплекс по инерции продолжал функционировать до мая 1994 года, когда из его недр ушла под прощальные гудки последняя российская субмарина. Подземная база подлодок перешла под юрисдикцию Украины и "утратила военное значение". Тем более, что и у Черноморского Флота России, и особенно у Военно-Морских Сил Украины субмарин нынче осталось негусто.

Уникальный подземный комплекс уничтожили не межконтинентальные ракеты потенциального врага, а сами бывшие граждане СССР. Причем, как рассказывают местные жители, во время разграбления контрольно-пропускные пункты еще работали, и посторонних в штольни не допускали. Однако КАМАЗы с порезанными на металлолом станками преодолевали эти преграды так, как не снилось никаким шпионам. Ну а затем, когда подземный комплекс остался вообще без охраны, дело довершили мародеры-любители.

Черная дыра Балаклавы

Арсеналу еще повезло. Он пострадал немного меньше, чем находящийся на другой стороне подземного канала завод по ремонту подводных лодок.

Перед нами зияет мокрая черная пасть.

Вход в канал и сегодня преграждает огромный стапятидесятипятитонный ботапорт. В прошлые годы тут поджидали зевак-туристов двенадцати-тринадцатилетние "сталкеры". За почти символическую плату они проводили каждого желающего по подземным коридорам и рассказывали пару-тройку местных легенд. Теперь "сталкеров" сменили экскурсоводы. Как утверждают старожилы, в советские годы подводные лодки заходили в завод только по ночам, и в это время Балаклава непременно погружалась в кромешную тьму — во всем городке выключали свет. Войдя в завод из Балаклавской бухты, подводные лодки ремонтировались в ныне затопленном сухом доке, оснащались боеприпасами и, отправляясь в боевой поход, покидали подземный канал с другой стороны горы.

Кого интересуют параметры, длина подземного канала для подводных лодок - 505 метров, ширина от 12 до 24 метров, глубина — 8,5—9 метров. Одновременно внутри завода могли находиться от семи до девяти субмарин разных проектов.

Музей и фестивальная площадка

С первого июня 2003 года в балаклавских штольнях работает военно-морской музейный комплекс "Балаклава".

Пока все это достаточно скромно, но, как говорят, лиха беда начало. Среди прочего, у музейщиков есть даже задумка купить у России подводную лодку легендарного 641 проекта и доставить ее с Северного флота в Балаклаву. А пока суд да дело в экспозиции музейного комплекса вместо настоящей подводной лодки появились действующие модели боевых кораблей Черноморского флота — уменьшенные копии подводной лодки "Варшавянка", ракетного крейсера на воздушной подушке "Бора", двух сторожевых кораблей, а также модель авианосного крейсера "Киев", проданного Китаю в начале 90-х годов прошлого века. Музей приобрел их у автора и изготовителя — знаменитого севастопольского мастера, капитана I ранга в запасе Владимира Гурова.

Но уж совсем необычное предназначение нашли для бывшей подземной базы подводных лодок российский режиссер Роман Мархолиа и его немецкий коллега Себастьян Кайзер. Их усилиями в августе 2006 года в балаклавских штольнях прошел фестиваль современного искусства "Балаклавская Одиссея", который собрал режиссеров, художников, фотографов, композиторов, хореографов и певцов из России, Украины, Германии, Австрии, Швейцарии, Венгрии и других стран.