Церковь Екатерины. Ляличи

Завадовский создал в имении большой, в 154 гектара, роскошный парк, расположенный на двух высотах — западной и восточной — разделенных системой искусственных прудов в долине ручья (речушки) Излучье. На этой речке насыпаны земляные плотины в четырех местах, примерно на расстоянии 400 метров друг от друга. Этим самым образовался каскад прудов. Два больших пруда и один малый находились в самом парке, четвертый примыкал к его территории, а пятый располагался несколько выше по течению ручья. Все водоемы имели естественные, "природные" очертания. В настоящее время восстановлен лишь один большой пруд. Западная регулярная часть парка включала парадный двор с клумбами и цветочный партер перед парковым фасадом, идущий почти до прудов, а также частично фруктовый сад. Цепь каскадных прудов шла вдоль северной границы регулярной части. Восточная, более обширная часть трактовалась как английский пейзажный парк. Система живописных аллей и прихотливо проложенных дорожек вместе с земляными плотинами, мостиками и переходами соединяла обе части парка и одновременно создавала многочисленные видовые точки. Парк вместе с постройками усадьбы представлял собой единый комплекс большой художественной ценности, одно из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени. О ляличском парке дают представление записи литератора К.П.Шаликова, посетившего усадьбу в 1803 году и оставившего книгу "Путешествие в Малороссию".

Храм благодарения

Примерно в семистах метрах от летнего дворца находилась прелестная ротонда — открытый павильон из двенадцати коринфских колонн, несущих купол. Здесь находилась бронзовая статуя графа Румянцева-Задунайского. Это храм благодарения, и сюда-то граф ежедневно приходил поклониться своему благодетелю. Павильон находился на высоком открытом месте парка и выгодно вырисовывался на фоне зелени. Статуя графа Румянцева находилась до 1941 года на площади города Глухова. Говорят, что в войну фашисты разбили ее на три части и хотели увезти. Партизаны на них напали и спасли верхнюю часть фигуры — бюст памятника, который сейчас находится в Глуховском краеведческом музее. Фигура Графа Румянцева выступает сильным движением вперед и своею несколько наклоненной позой требует большого простора. Монументальная бронзовая статуя графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского, генерал-фельдмаршала и президента Малороссийской коллегии, исполнена в проекте Львовым, модель сделана Рошеттом (скульптор), отливал статую из бронзы Гатклу (модельный мастер).

Летний дворец

Изящно — роскошный дворец, весь переполненный произведениями высокого искусства,однако, видимо, не полностью подходил к мечтательному характеру графа, любившего природу и уединения. Поэтому в глуши созданного им величественного и роскошного парка в восточной части, за прудами, построен двухэтажный с подвалами летний дворец, стоящий примерно "в километре от большого дворца". Строгость, серьезная архитектура этого здания в духе римского дорического ордена, указывает на серьезность его назначения. Это не увеселительный охотничий домик, а, скорее, дом отдыха и уединения. Не здесь ли, главным образом, проводил время изредка наезжавший в Ляличи граф? Интерьер летнего дворца также богат и раскошен, как и дворца, о котором уже говорилось. Участок парка, на котором был построен летний дворец, назывался "Зверинец". Дело в том, что парк переходил в сплошной и очень густой лес, и поэтому здесь водились в большом количестве различные звери: медведь, косуля, лось, лиса, заяц, волк и другие. Охота регламентировалась егерями.

Седой Руси Жемчужина Кваренги

Дом-дворец - трехэтажное здание, выдержанное в стиле зрелого классицизма и изумительно вписывавшееся в холмистый пейзаж. Дворец блестал подлинной красотой и приводил в восторг всех, его посещающих. Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, монументально-декоративная роспись, ценные породы камня и дерева, различные дорогие отделочные материалы, зеркала и гобелены. Там хозяин, постоянно мечтавший променять шум и блеск столицы на тишину и уединение деревенской жизни в своем детище-дворце, весьма доволен был результатами своих трудов: "Дом каменный без меня состроен прекраснейший", - сообщает он своему другу Воронцову 30 июня 1795 года,- "по плану Гваренгия выстроил дом каменный, в здешних краях на диво, какой и в провинциях аглицких был бы замечателен, не стороны огромности, по красоте чистых пропорций своего фасада. Создал также и церковь каменную, больше чем деревенскую; в ней уготовано место и для моего гроба..." пишет он из Лялич 20 ноября 800-го года тому же С. Р. Воронцову. Дворцовый характер здания подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании, четыре стороны которого снабжены полукруглыми окнами в центральную залу. С фасадов во всю высоту здания в средней его части шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа.

История «графских развалин»

В нашей области немало интересных исторических мест, памятников материальной и духовной культуры, архитектуры, природы, связанных с известными деятелями отечественной науки, литературы и искусства, политики, которые могли бы составить честь любому уголку России, а то и всего мира. Теперь, когда автомашины есть у многих, жители города и области охотно путешествуют по родному краю, бывают в исторических местах, связанных с именами А.К. Толстого, в с. Красный Рог, Ф.И. Тютчева, в Овстуге, посещают поселения, где прежде были знаменитые монастыри, храмы, как, например, ныне возрождаемый Свенский монастырь под Брянском, или Покровский монастырь в Климовском районе. Каждое такое путешествие добавляет к нашим представлениям о своей малой родине что-то новое, побуждает глубже осознавать своё личное место в цепочке поколений, чувствовать связь с предками, которые когда-то давно создали всё, чем мы теперь можем гордимся.

К сожалению, наша причудливая история не всегда даёт повод лишь только для гордости, в разные времена и по разным причинам мы утратили часть своего духовного и культурного наследия, обратив в руины то, чем жители иных зарубежных стран восхищаются и доныне, превратив места своих средневековых замков и дворцов, прекрасных старинных парков в доходное предприятие, привлекающее туристов со всего света. Отрадно, поэтому, узнавать, что в последние годы и в нашей области стремятся возродить некоторые разрушенные памятники истории и культуры, чтобы и мы, и будущие поколения, увидели то, чем славилась прежде наша древняя земля. Об одном таком месте и будет моя новая запись.

В Суражском районе нашей Брянской области сохранились величественные развалины бывшей богатой усадьбы, принадлежавшей когда-то одному из знаменитых екатерининских вельмож, графу Петру Васильевичу Завадовскому. Усадьба, построенная по проекту знаменитого Джакомо Кваренги в далёком от столицы имении Ляличи, тогдашней Малороссийской губернии, поражала современников и потомков своими размерами и красотой. Немного было подобных мест в Российской империи, где богатство владельцев являло себя с такой роскошью и размахом.

На территории 1343 на 1180 метров были возведены грандиозные постройки — большой дом дворцового типа с галереями и флигелями, различные хозяйственные и служебные строения, церковь святой Екатерины и был разбит обширнейший пейзажный парк с летним дворцом, храмом — ротондой, всевозможными «затеями» и статуями. «Затеями» именовались укромные уголки среди парка, гроты, летние беседки, необычные клумбы с невиданными прежде цветущими растениями, крошечные водопады, небольшие пруды и ручейки, которые создавали прохладу в летние дни и придавали рукотворному парку очарование «патриархальной природы».

Таким был этот дворец ещё многие годы спустя. Величественное, трёхэтажное в центре, здание, было украшено раскинувшимися закругленными галереями, по высоте равными первому этажу дома, которые соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями. Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны предназначенный для танцев и концертов «зеркальный» зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов. Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей. Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада. Одна из легенд, связанных с этим дворцом, утверждает, что всего в нём было 365 комнат, по одной на каждый день года, и ежедневно одна из них убиралась по-царски, чтобы показать, что хозяин этого великолепия каждый день ждёт свою повелительницу, Екатерину II, в гости. Скорее всего, это просто более поздняя выдумка, но кто теперь может знать точно?!.. Во всяком случае, в старых описаниях дворца говорится, что в нём было 250 помещений.

А другая легенда рассказывает, что, когда Павел I, ставший императором после смерти Екатерины II, узнал о том, что дворец Завадовского выше, чем тогда предписывалось, он послал ревизоров проверить, так ли это, но граф за ночь успел засыпать первый этаж, превратив его в цокольный и, таким образом, избежал обвинения, что его дворец выше Гатчинского дворца самого Павла. Правда, есть сведения, что этот этаж и планировался Кваренги как цокольный, но кому это интересно?! История любит сохранять подобные легенды, где Закон отступает перед хитростью! Ещё рассказывают, что во время постройки дворца, кирпич для него передавался из г. Мглина по цепочке, выстроенной из крепостных графа, это около 25 км.

На старых фотографиях можно увидеть как усадьбу, так и внутренние помещения дворца.




Величие этих построек восхищало и поражало современников и изумляло, да и продолжает изумлять, потомков. Но усадьба разделила судьбу многих подобных грандиозных сооружений, она переходила из рук в руки, постепенно разрушалась и представляла собой печальное зрелище уже накануне революции.

После революции большой дворец был почти до основания разобран, из кирпичей построили фабрику в Сураже, отдельные постройки ансамбля использовались новой властью, там располагалась школа, вероятно ещё что-то, но былое величие утратилось. Лишь в последние годы стали выделяться средства на реставрацию, уже заметно, что частично восстановили храм Святой Екатерины, по планам — впереди восстановление многих объектов, в том числе и дворца.

Максимы русского барина

Судьба самого Петра Васильевича Завадовского (1739 — 1812) очень интересна. Это тот случай, когда человек сделал карьеру из самых низов — благодаря тому, что сначала оказался в фаворитах у Императрицы, а потом сумел проявить себя как умный и деятельный чиновник, занимавший разные посты, он остался в нашей истории. Именно он был первым министром просвещения в России.
На эту должность граф Завадовский был назначен в 1802 году при учреждении Министерств. В ведение его министерства входили Академия наук, Российская академия, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний. При Завадовском были учреждены учебные округи, росло количество народных школ, уездных училищ, гимназий. В 1804 году были открыты университеты в Харькове и Казани, а так же педагогический университет на базе учительской семинарии в Петербурге. Жива память о Завадовском и в Прибалтике, где в 1802 году был открыт Дерпский университет, а 4.04.1803г. образован Виленский университет, при котором, по ходатайству П.В. Завадовского, была учреждена главная семинария для священников.

Граф был не чужд и творчества, — ему принадлежит немало метких и остроумных высказываний о разных вещах. Ведь это был великолепный XVIII век, когда вся просвещённая Европа внимала глубоким мыслям великих мудрецов — Руссо, Дидро, Вольтера… Наш русский барин тоже оказался небесталанным, и его мысли, возможно, наивные для его далёких потомков, думаю, ценились и повторялись современниками. Вот, например (спасибо estatez за помощь):

  • Кто две стороны судит, тот лучше видит истину.
  • У нас обычно не привыкли облегчать ношу, но чем кто ретивее, тем паче груз увеличивают.
  • Трудное не ставят невозможным, да и последнее не остановляет наших воображений.
  • К чему простирать рассуждения по делам вон из своего поста? Вёсла не указывают рулю в его деле.
  • Разность мнений бывает и от того, ежели не в один пульс щупаем тело.
  • Нельзя, да и трудно попадать на сущий быт вещей в заочности.
  • В незнании вещей и худшее принимается за лучшее.
  • Не бессознательным шагом, а ощупью надобно проходить своё поприще.
  • Злословие всегда устремляется и на самые полезные подвиги.
  • Обыкновенно всех вещей великих начатки скудны и малы.
  • Ничто не уходит от критики. Но сколько вещей знаменитых совершилось, не взирая на запинания от оной.
  • Кротость и умеренность не годятся при дворе: почитая всякого, сам от всех будешь презрен.
  • Иногда лекарства хуже болезни.
  • Долготою века и пресечением оного не прельщаюсь, ни мятусь, полагая, что для умерших то и другое совершенно ничто.
  • Кто жил довольно и нагляделся на волны житейского моря, тот не приобщится заблуждениям и отойдёт, чтобы издали смотреть, опираясь на свой посох.
  • Закон непреложный самой природы и на быт физический и на быт политический ровно действует, чтобы вещи пребывали в вечном движении. Ничто не рождается, ничто не погибает, а только сложное расходится, а разрушенное слагается; и в сём состоит течение мира и всех веков.
  • В войне то обычайно, что первым громом ушибленные, редко восстают, а по крайней мере оправляются нескоро.
  • Пользоваться победою не все победители умеют.

Не беда, что некоторые максимы графа напоминают высказывания его отдалённого потомка, директора Пробирной палатки, К.Пруткова, всё же к одному сословию принадлежали и даже в отдалённом родстве состояли. Понятно теперь, откуда Козьма Петрович черпал свою мудрость! (Графский род Толстых породнился с потомками графа Завадовского).

Сегодняшний день старой усадьбы

Как и многие, я знала об этой усадьбе давно, но побывать там довелось лишь 17 ноября, в пасмурный и неприветливый день поздней осени. Однако, величественные развалины не могли оставить меня равнодушной, я ходила среди них и пыталась представить себе вельможную фигуру хозяина, прекрасную хозяйку в старинном одеянии, вереницу нарядно одетых гостей, съезжающихся на очередной праздник в богатую и процветающую усадьбу. Высокие деревья в парке ещё сохраняют строгую направленность прежних парковых аллей, по каким-нибудь признакам я старалась угадать, что за «затеи» располагались в укромных уголках этого старинного парка, что за статуи укрывались за поворотами дорожек, где были любимые места для прогулок у хозяев и гостей этой усадьбы… На её территории можно увидеть не только руины и развалины былого великолепия, но и частично сохранившиеся постройки.

Отправиться в поездку совершенно не подготовленной - это совсем неплохо. Даже имеет свои плюсы - прочти гарантированы сюрпризы. А если сюрприз выплывает из густого тумана, то он двойной)

Здесь речь пойдет об усадьбе Петра Завадовского, недолгого фаворита Екатерины II, в селе Ляличи Брянской области. Первый для меня был случай, когда увидела усадебный дворец, пришедший в унылый упадок ещё до революций, до начала бурного века. При этом он был великолепен настолько, что вызывал зависть даже Павла I. И что тоже бывает нечасто, сохранилось много фото интерьеров, когда в начале 20 века усадебный дворец надеялись восстановить.

Церковь Святой Екатерины, 1793-1797

В начале - о церкви Святой Екатерины; затем о том, что осталось от роскошного дворца; и в конце, чтобы на грустной ноте не заканчивать - о собаках)

Документальных данных об авторстве Джакомо Кваренги проекта церкви пока не обнаружено. В своем автобиографическом письме 1785 года Кваренги упоминает о дворце и конюшнях "для господина генерала Завадовского на Украине", но о храме ничего не говорит. Тем не менее характер архитектуры и вся композиция храма в целом свидетельствуют о несомненном авторстве Кваренги. Никто из исследователей творчества Кваренги не подвергает сомнению его авторство. И это справедливо.


Дворец имел более трехсот комнат. На первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения, на втором- столовая, гостиные и парадные залы, на третьем- жилые помещения членов семьи П.В.Завадовского. Поражало изящество внутренней отделки, для которой были использованы ценные породы дерева и камня, зеркала. С большим мастерством и вкусом помещения дворца украшали художественная лепка, мрамор и бронза. Павел I, узнав, что дом П.В.Завадовского выше царского дворца в Гатчине, возмутился и послал в Ляличи специальную комиссию. Граф опередил проверяющих, засыпал песком территорию около подвального этажа. Комиссия, проведя измерения, доложила Павлу I, что ляличский дворец немного ниже гатчинского. Инцендент был исчерпан.



В 1914 году Гомельская епархия приобрела усадьбу с целью ее восстановления и использования для размещения учительской школы, сельскохозяйственного высшего училища и церковно-приходской школы. Для реставрации дворца был приглашен художник Н.А. Протопопов. На месте разобранных еще в XIX веке оранжерей было решено возвести два одноэтажных каменных корпуса с двумя портиками по фасаду каждого из них. Южный корпус - учебный; северный - административно-хозяйственный, столовая и общежитие учащихся. Удалось возвести один южный корпус. 6 мая 1915 года в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета русской армии на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 августа 1915 года была открыта благотворительная столовая на 300 человек. 30 декабря 1916 года состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.


А в 1918 году Ляличи были сожжены. Погиб главный дворец, от него остались только руины подвальной части и одиноко стоящие колонны главного портика. Боковые флигели, также горевшие, впоследствии были восстановлены. В усадьбе разместилась еврейская коммуна, позднее преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла. Свою "деятельность" артельщики начали с заготовки древесины в парке, вырубив туевую аллею. В 30-х годах дворец вообще наполовину разобрали, и кирпич пустили на строительство картонной фабрики в Сураже. Общее бесхозяйственное использование в соединении с развившимся кладоискательством (бытовала легенда о "несметных сокровищах", где-то скрытых в стенах дворца), заставлявшим долбить стены, привели почти к полному уничтожению дворца и всех других построек. В поисках мнимых сокровищ уничтожали реальные ценности...
Последний удар Ляличам нанесла Великая Отечественная война.


Туман к концу пребывания в Ляличах рассеялся. Снега было по колено и времени оставалось мало. Летом бы я непременно полазила внутри.
Друг по ФБ сказал, что летом там будут устраивать субботник. Из Москвы, видимо. С нынешними "Ласточками" 4 часа дороги и это уже не проблема.

Возле церкви встретили очаровательную Каштанку. Кадров у меня с ней много, но она была такая вертлявая, что "затвор" за ней не поспевал)

Мистер Икс, тоже любопытный, но посдержанней. Рисует же природа)

С наспупившим вчера годом Жёлтой Земляной Собаки, кстати!)

Был ещё и Трус. Колоритная компания)

Ляличи известны с 1654 г., когда принадлежали одному из польских магнатов, а затем перешли к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому. Граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812) служил в Малороссийской коллегии, затем в канцелярии генерал-губернатора Малороссии П.А. Румянцева. Участник русско-турецкой войны (1768-74). Отличился в битвах при Ларге и Кагуле, участвовал в подготовке Кючук-Кайнарджийского мирного договора. В 1775 г. стал кабинет-секретарем Екатерины II, позднее флигель-адъютантом. С 1781 г. управляющий Дворянским заемным банком в Петербурге, с 1786 г. директор Государственного заемного банка. В царствование Александра I назначен сенатором, членом Непременного совета, затем председателем Комиссии для составления законов. Первый министр народного просвещения (1802-10).

В 1780-90-х гг. Завадовский осуществил в Ляличах по проекту крупнейшего столичного зодчего Дж. Кваренги строительство огромного усадебного комплекса, названного в честь благодетельницы Екатеринодаром. Комплекс состоял из большого дома дворцового типа с галереями и флигелями, различных хозяйственных и служебных построек, церкви Екатерины и обширнейшего пейзажного парка с летним дворцом, храмом-ротондой, всевозможными "затеями" и статуями.

Позднее усадьба неоднократно переходила от одних владельцев к другим, утрачивая первоначальный вид. Сын графа П.В. Завадовского в 1812 г. продал ее семейству Энгельгардт, от которого она попала в 1847 г. в руки барона Черкасова, потом к некоему Атрыганьеву, затем к купцу Самыкову, а в нач. 20 в. к гомельским купцам Голодцам, при которых окончательно запустела, утратив многие садово-парковые постройки и убранство интерьеров дворца. После Октябрьской революции, когда здесь разместилась еврейская коммуна, позже преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла, процесс разрушения интенсивно продолжался; его довершила Великая Отечественная война. К настоящему времени из многочисленных усадебных строений сохранились в руинированном состоянии с галереями и флигелями (стены нижнего этажа здания с колоннами дворового портика дома), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжерей, (переделанный в конюшню) и без перекрытий и внутреннего убранства. Огромный во многих местах вырублен и сильно запущен. В 1980-х гг. Институтом "Спецпроектреставрация" разработан проект восстановления усадьбы, предусматривающий восстановление дома-дворца, церкви и некоторых построек (архитектор Л.С. Семенова).

Усадьба является выдающимся памятником русского зодчества и садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Дж. Кваренги. Изумительный по красоте комплекс с целым рядом великолепных зданий, объединенных парком, занимал огромный участок (1349 х 1180 м), обнесенный высокой кирпичной оградой. В основе его планировочной структуры лежала характерная для крупных русских усадеб 2-й пол. 18 в. система. Главным ядром композиции был трехэтажный дом-дворец с пониженными закругленными галереями, заканчивающимися одноэтажными флигелями. Галереи-крылья замыкали большой парадный двор перед домом, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей (позднее южный превращен в конюшню), а лицевой фасад составляла каменная ограда с монументальными въездными воротами в центре. К этому парадному въезду в усадьбу с запада подводила дорога, далее идущая через ворота и двор прямо ко дворцу; она была центральной композиционной осью всего комплекса.

В качестве второй оси, перпендикулярной первой, выступала широкая липовая аллея, которая проходила вдоль каменной ограды с воротами. Она отделяла от дома-дворца большую группу хозяйственных и служебных построек.

У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена церковь Екатерины, к которой с востока подходит пересекающая земляную плотину подъездная дорога.

За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка.

Дом-дворец. Крупный усадебный дом в стиле зрелого классицизма, подлинно дворцовый характер которого прежде подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Кирпичное и оштукатуренное здание возведено в 1780-95 гг. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании. Центры основных фасадов, дворового и паркового, украшали величественные шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Фасады всех частей дома отличались строгостью пропорций и сдержанностью декора, образуя в целом фронтальную, подчеркнуто симметричную композицию с четко выраженной горизонтальной направленностью. Первый этаж дома и галереи с флигелями имели тождественное решение: стены с общей лентой цоколя и дощатым рустом, одинаковый ритм арочных проемов и окон с филенчатыми нишками внизу, полочками на уровне пят и замкбвыми камнями, украшенными масками, и общий завершающий карниз. Прямоугольные окна второго, парадного этажа были заключены в тонкие изящные рамки с сандриками; окна третьего над узкой карнизной тягой также прямоугольные, но меньшего размера и лежачие. Строгий антаблемент с модульонами в карнизе завершал фасады, а также пологие фронтоны портиков, которые вместе с лоджиями были главным их украшением. Рустованное основание купола прорезали большие полукруглые проемы, фланкированные маленькими ложными окнами.

Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны предназначенный для танцев и концертов "зеркальный" зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов. Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей. Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада.

Планировка дома анфиладная. Все помещения различного назначения группировались во втором и третьем этаже вокруг центрального двусветного купольного зала. Основные парадные залы, как обычно в усадьбах того времени, располагались на парковой стороне. Парадная лестница справа от вестибюля в первом этаже, сразу за портиком, вела двумя маршами на второй. Несколько лестниц служебного назначения соединяли все этажи между собой, включая подвал и третий этаж. Подвал и центральные помещения первого этажа были перекрыты коробовыми сводами, покоящимися на массивных стенах; основной круглый в плане зал перекрыт куполом, а "зеркальный" - перекрытием, имитирующим коробовый свод; все помещения остальных этажей имели плоские деревянные перекрытия.

Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, монументально-декоративная роспись, ценные породы камня и дерева, различные дорогие отделочные материалы, зеркала и гобелены.

Церковь Екатерины. Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами.

В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.

Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами.. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов.

Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма (сохр. частично). Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов.

За дворцом и по обеим сторонам его, по склонам, спускающимся с западной и восточной сторон к ручью Излучье, располагается громадный парк. Первоначально его территория достигала 150 гектаров.

Планировочное представляет собой сочетание регулярной части с ландшафтной, при территориальном господстве последней. Регулярную зону составлял и парадный двор, цветочный партер, простиравшийся от паркового фасада дворца почти до озера и, частично, фруктовый сад, несколько входящий с юга на территорию парка.

Вся остальная территория своим устройством уподоблялась живой природе. Территория парка была заключена в каменные стены многоверстной ограды. Вход и въезд в парк были через парадный двор дворца.

Среднюю часть парка занимали искусственные пруды, образованные в долине Излучья. Они разделяли территорию парка на две части - восточную и западную. Вокруг прудов строилась вся композиция паркового пространства.

Уместно отметить и такую черту, свидетельствующую о стремлении устроителей усадьбы как можно ближе соединить природу и жилище: это живописные изображения видов парка и большой аллеи внутри здания, на стенах главной лестницы. Изображенные в летнее время, они помогали зимним гостям дворца представить и оценить красоту парка в иные времена года. Таким образом, парк "присутствовал" в доме. Так достигалось единство природы и сооружений, парка и архитектуры.

С двух сторон открытая середина западной части парка обрамлялась дубравами и купами иных деревьев. С юга к ней примыкал большой фруктовый сад, а ниже его гляделась в воды березовая роща. Восточная часть парка, находящаяся за прудами на противоположном дворцу склоне, утопала в сохранившихся вековых рощах. В изумруде рощ красовались два каменных цветка - "Летний дворец" и "Храм Благодарности" - они одухотворяли искусством архитектуры эту природную часть парка.

Кроме дворца и этих двух построек на территории парка, оживляя и украшая его на видовых местах, размещалось около полусотни скульптур. Мостики, беседки, пристани и прочие столь любимые в то время "затеи" наполняли парк. Здесь было все, что почитала необходимым иметь в парке эпоха крепостников. Даже зверинец, обитатели которого населяли парк.

В пойме Излучья, в пределах парка, были два больших и один малый пруды. К территории парка непосредственно примыкал четвертый пруд и - несколько выше по течению - пятый. Все водоемы имели свободные "натуральные" очертания

Озеленение парка основывалось на искусном использовании деревьев и кустарников местных пород: березы, дуба, клена, сосны, липы, ольхи черной. Встречаются ясень, ильм, белая акация, черемуха, тополь, сосна кедровая сибирская, луносемянник даурский, виноград амурский и дикий американский и другие виды. Довольно разнообразен ассортимент кустарников: бересклет, калина, терновник, шиповник (выродившиеся культурные розы), свидина, сирень. Иногда удивляют встречи с растениями, не свойственными местной флоре, сохранившимися от былых времен: барбарис, рябинник, жимолость, спирея дубровколистная и спирея прекрасная. В юго-восточной части парка раньше существовала целая аллея из туи. На парадном дворе дворца и в других местах росли отдельные экземпляры тополя пирамидального. По краям главной аллеи сохранились несколько почти трехсотлетних лип.

Фото усадьбы

Фото церкви

  • Архив кн. Воронцова/Под. Ред. П.И. Бартенева. - М., 1877. - Кн. 12. - С. 21, 37, 59, 84, 95, 97, 154, 236, 238, 244, 250, 253, 301.
  • Брянская область: путеводитель по достопримечательным местам / ред-сост. И.В. Полякова; конс. Е.М. Зубова, В.П. Алексеев, С.А. Никулина, К.В. Сычев. - Брянск, 2006. - С. 23.
  • Всеобщая история архитектуры. - М., 1968. - Т. 6. - С. 441-442.
  • Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга/Т-во "Образование". - М., 1914. - C. 59-80. - (Культур. сокровища России, Вып. 8).
  • Городков, В.Н. Очерки архитектуры Брянского края / В.Н. Городков. - Брянск: Читай-город, 2006. - С. 83-107.
  • Городков В . По старинным аллеям. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - С. 46-59.
  • Городков, В.Н. Следы былого. Ляличи: ист.-архитект. очерк / В. Городков. - Брянск: Читай-город, 2012. - 28, с. : ил., карта, портр.
  • Грабарь И.Э. История русского искусства. - М.: [Б.г.и.]. - Т. 3. - С. 410-414.
  • Де-ля-Фриз. Поход великой армии в Россию в 1812 г.: Записки доктора фр. Императ. Гвардии//Русская старина. - 1892. - Февр. - С. 354-355.
  • История русской архитектуры. - М., 1954. - С. 413-414.
  • Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги. - Л., 1977. - С. 80.
  • Курбатов В.Я. Сады и парки. - Пг., 1916. - С. 629-638.
  • Листовский И.С. Биография П.В. Завадовского//Русский архив. - 1873. - Т. 3. - С. 81-174.
  • Макаренко Н. Ляличи//Старые годы. - 1910. - Июль-сент. - С. 131-151.
  • Пикина, Г.А . Ляличи. Усадьба Завадовского / Галина Пикина. - Брянск, 2014. - 158, с.
  • Пикина, Г. Ляличи: Заводовские / Г. Пикина // Новый литератор.- 2015. - №2(6). - С.291
  • Пикина, Г.А. Усадьба Завадовского / Г.А. Пикина.- Брянск, ООО "Буквица", 2014. - 169 с.
  • Пикина, Г.А. Усадьба П.В. Завадовского в Ляличах / Г.А. Пикина // Усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины: в 2-х т. Т. I.- 2017. - Т. 1. - С. 209-231
  • Пилявский В.И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник - Л., 1981. - С. 153-154.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 529-537.
  • Телепоровский В.Н. Кваренги. - Л.- М., 1954. - С. 25-27.
  • Шаликов М.П. Путешествие в Малороссию. - М., 1803. - С. 201-204, 207-210.
  • Зодчий храма - Кваренги//Брян. газ. - 1997. - Март (№13). - С. 13.
  • Мамичева В. На графских развалинах тренируем интеллект//БК Факт (Брян.). - 2001. - 5-11 сент. (№36). - С. 8.
  • Помаривнев Г. За графа-земляка замолвим слово//Брян. неделя. - 2002. - 14 февр. (№7). - С. 4.
  • Сорокина Л. Ляличи в руинах - как раны души…//Брян. известия. - 1993. - 24 сент.
  • Теребунов, А. Миллион на реставрацию // Брянский рабочий. - 2007. - 17 апр. - С. 5.
  • Федоров В. Купол на горизонте//Восход (Сураж,). - 1993. - 30 июня.

В Суражском районе нашей Брянской области сохранились величественные развалины бывшей богатой усадьбы, принадлежавшей когда-то одному из знаменитых екатерининских вельмож, графу Петру Васильевичу Завадовскому. Усадьба, построенная по проекту знаменитого Джакомо Кваренги в далёком от столицы имении Ляличи, тогдашней Черниговской губернии, поражала современников и потомков своими размерами и красотой. Немного было подобных мест в Российской империи, где богатство владельцев являло себя с такой роскошью и размахом.

На территории 1343 на 1180 метров были возведены грандиозные постройки - большой дом дворцового типа с галереями и флигелями, различные хозяйственные и служебные строения, церковь святой Екатерины и был разбит обширнейший пейзажный парк с летним дворцом, храмом - ротондой, всевозможными "затеями" и статуями.

Таким был этот дворец ещё многие годы спустя. Легенда рассказывает, что, когда Павел I узнал о том, что дворец Завадовского выше, чем тогда предписывалось, он послал ревизоров проверить, так ли это, но граф за ночь успел засыпать первый этаж, превратив его в цокольный и, таким образом, избежал обвинения, что его дворец оказался выше Гатчинского дворца самого Павла. Правда, есть сведения, что этот этаж и планировался Кваренги как цокольный, но кому это интересно?! История любит сохранять подобные легенды, где Закон отступает перед хитростью! Ещё рассказывают, что во время постройки дворца, кирпич для него передавался из г. Мглина по цепочке, выстроенной из крепостных графа, это около 25 км.
Величие этих построек восхищало и поражало современников и изумляло, да и продолжает изумлять, потомков. Но усадьба разделила судьбу многих подобных грандиозных сооружений, она переходила из рук в руки, постепенно разрушалась и представляла собой печальное зрелище уже накануне революции. После революции большой дворец был почти до основания разобран, из кирпичей построили фабрику в Сураже, отдельные постройки ансамбля использовались новой властью, там располагалась школа, вероятно ещё что-то, но былое величие утратилось. Лишь в последние годы стали выделяться средства на реставрацию, уже заметно, что частично восстановили храм Святой Екатерины, по планам - восстановление многих объектов, в том числе и дворца.
На старых фотографиях можно увидеть как усадьбу, так и внутренние помещения дворца.

Об усадьбе в Ляличах я знаю давно, но бывать там не доводилось, это не так-то и далеко от Новозыбкова (90 км), но слишком сложно добираться, если не на своей машине. Однако, мой земляк, Александр Фаранов , недавно там побывал и любезно разрешил воспользоваться его фотографиями, чтобы я могла познакомить своих читателей с современными видами усадьбы.


Такой облик приобрела частично отреставрированная церковь Святой Екатерины. Она же ещё на нескольких фотографиях:




А вот так выглядят теперь отдельные уголки усадьбы:


















Надеюсь, что мне когда-нибудь повезёт и я увижу это историческое место своими глазами! А кто хотел бы увидеть и другие фотографии путешественника Александра Фаранова , может посмотреть их в моём альбоме -