Человек который отказывается от благ. Вернуться к истокам: люди, которые бежали от цивилизации

Бросить все - квартиру, работу - и уехать в глушь, в деревню. Жить ради себя, любимого. Отказаться от бесконечной гонки накопления капитала и материальных благ. Просто жить, ведь, по сути, человеку для счастья не так уж и много нужно. Эта философия, называемая режущим слух словом “дауншифтинг”, набирает все большую популярность по всему миру. После “пионерских” Австралии, США и Великобритании, где сегодня около 30 процентов людей уже сделали “откат” к обычному человеческому счастью, волна “отказа от чужих целей” готова захлестнуть и нашу страну. Первые адепты “новой веры” у нас уже появились. Но так ли хороша практика, как рисует ее теория жизни в деревне?

Менеджеры любят тишину

Кирилл Забавин с супругой Аленой второй год живут в богом забытой деревушке Фольварки на дюжину домов. В Островецкий район они переехали из Минска, оставив там двухкомнатную квартиру и престижные рабочие места. Алена была нарасхват со своим талантом продаж техники. Кирилл занимался разработкой сайтов, вел крупные международные проекты в сфере ИT-технологий. Сегодня они встречают меня на пороге маленького бревенчатого домика. На руках у Алены семимесячный Михаил. Он уже полноценный сельский житель.

История ухода от благ цивилизации у семьи стандартная. Алена, сутками пропадающая на работе, эмоционально выгорела. В один момент пришло осознание: так больше продолжаться не может, если не сменить обстановку, не вырваться из улья мегаполиса, можно дождаться нервного срыва со всеми вытекающими последствиями.

Кирилла же однажды на картофельных работах у родственников посетила похожая мысль: “Если бы всю жизнь копал свой собственный огород, давно стал бы преуспевающим фермером”. В результате семья вооружилась картой и поехала колесить по стране в поисках “тихой гавани”, обязательно возле речки. Нашли такую в Фольварках, за 200 километров от дома. Официальный переезд осуществился в марте прошлого года.

Большинство людей считает, что переезд в деревню - это шаг назад. Я с этим не согласен, - говорит Кирилл, закрывая ноутбук. - Водопровод и канализацию в дом провели за 1000 долларов. Тем самым все преимущества городского жилья перед сельским свели на нет. Хотя можно было бы и к колодцу за водой ходить - руки не отвалятся.

Безвылазно в деревне семья живет уже полтора года. Может подвести промежуточные итоги. Кирилл избавился от неприязни к людям с их перфораторами за стенкой, пьянками в подъезде и цоканьем каблуков на лестнице в три часа ночи. Алена уже в состоянии спокойно реагировать на телефонные звонки.

Пара соток на еду

Получается, дауншифтинг действительно можно приравнять к лечению? В некоторых случаях - да. Однако люди бегут из городов по разным причинам. Например, в Великобритании беглецы стремятся “соскочить” с “химических” продуктов питания. Становятся адептами борьбы с мусором, употребления органических продуктов, экономии энергии. Австралийцы просто стремятся сменить место работы и проживания. В России дауншифтинг воспринимается как переселение на менее развитые, но более комфортные по некоторым параметрам территории.

Есть много дауншифтеров, у которых, как и у семьи Забавиных, в городах осталось жилье. Сдавая в аренду оставшуюся в городе квартиру, в принципе, можно жить на периферии, даже нигде постоянно не работая. Еще одна причина переселения - лень в совокупности с недальновидностью. Продав жилье, человек несколько лет живет на вырученные деньги, ни в чем себе не отказывая. Наконец, есть и некое подобие секты (без эмоционального окрашивания) приверженцев простой жизни, единения с природой, которое, по их мнению, только и возможно вдали от бетонных джунглей.

У Михаила с Еленой Юревич своя история. Они оставили родные Барановичи и перебрались в Кореличский район. “Здесь хорошие леса, сам я заядлый охотник. А еще большой любитель пчел. Завел пасеку в 50 домиков, мед сбываю знакомым. А официально работаю сторожем на местном предприятии”.

В деревне Горная Рута уже семь лет живут Никита и Наталья Цеханович. Глава семьи в прошлом преуспевающий бизнесмен, а сегодня классный печник. Они, пожалуй, классические представители философии дауншифтинга. До переезда с Горную Руту жили в самом известном в нашей стране экопоселке Росы Воложинского района.

Но, как бы то ни было, рано или поздно переселенцы с любым мировоззрением сталкиваются с реалиями жизни. Оказывается, свежим воздухом, ярким солнцем и пением птиц сыт не будешь. В глуши нужно чем-то заниматься. Растить огород. Содержать корову, кур. Работать на местном предприятии. Во-первых, нужен какой-то, хотя бы минимальный, доход. Во-вторых, жизнь в деревне без дела - верная дорога к смертельной скуке и, как правило, пьянству. Это реалии.

Не в деньгах счастье, а в возможности их потратить

Кирилл Забавин утверждает, что в деревне много денег, по сути, не нужно. Здесь их попросту некуда тратить. Вспоминает свой эксперимент из той, прошлой жизни. Взялся записывать все расходы и выяснил, что треть зарплаты тратил на кофе, фастфуд, ненужные вещи.

Много лет назад знакомый Кирилла из деревни сказал: “На земле не разбогатеешь, но и голодным не останешься”. Эти слова запомнились. Теперь в планах семейства доказать или опровергнуть их на личном опыте. Именно поэтому Алена не стремится устраиваться на работу - в ближайший магазин продавцом или на почту. Молодая женщина говорит, что постарается эти же 300-400 рублей “выжать” из собственной земли, работая на себя. В планах у нее разведение кроликов. Опытный менеджер по продажам уже изучила спрос на диетическое мясо. Дело может стать перспективным даже в рамках одного района. Кирилл же просто “снизил обороты”. Продолжает работать в сфере высоких технологий удаленно, но берет минимальную нагрузку. Доход раза в три меньше, но его с лихвой хватает.

С Кириллом, Аленой и Мишкой на руках мы обходим владения супружеской четы. На старых яблонях появились скворечники. Фасад дома прирастает модной обшивкой. В сарае построены крольчатники. В курятнике подготовлены насесты для несушек. На первый взгляд идиллия. На практике не совсем так. Вход в скворечник оказался слишком маленьким для птиц. Первых пять породистых кроликов выкосила эпидемия. Первые куры успели принести буквально пару оранжевых яиц, а потом объявилась лиса. Перед тем как продолжать ремонт дома, потребовалась замена части стен и реконструкция печки. А еще уже ближайшей весной светит тяжелая работа на участке.

Пока что ребята выглядят авантюристами. Этакими туристами, которые решили окунуться в кантри-стайл. Многие на выходные отправляются в агроусадьбу, дегустируют самогон, пробуют подоить корову и намолоть горсть муки с помощью тяжелых жерновов. Эти поступили оригинальнее и такую агроусадьбу просто купили по сходной цене. Надолго ли их хватит?

Насильно сельчанином не станешь

Заместитель генерального директора Научно-практического центра по земледелию НАН, доктор сельскохозяйственных наук Эрома Урбан полагает, что применительно к нашей стране развитие дауншифтинга - дело вполне объяснимое и даже предсказуемое. Наша страна небольшая, и у многих были (или остаются) связи с деревней:

Давайте оценим самый большой и развитый город страны - столицу. Около 70 процентов его жителей - выходцы из села. И горожане регулярно ездят проведать родственников. Мы не настолько оторваны от земли, чтобы оказаться на ней полностью беспомощными.


При наличии удаленной работы можно жить хоть на краю света.
Был бы интернет.


Иное дело, что к хорошему привыкаешь быстро. При переселении в провинцию часть этого хорошего безвозвратно теряется. Можно сделать из развалюхи-дома “конфетку”, снабдить его всеми мыслимыми и немыслимыми коммуникациями. Но вот при выходе из этого убежища, а выходить волей или неволей придется каждый день, вся романтика обязательно разобьется о реальность:

Город чем хорош? С работы пришел, обул тапочки, включил телевизор - и все. В деревне же нужно постоянно что-то делать. Хотя бы для того, чтобы перед соседями не стыдно было. Пара грядок. Фруктовый сад. Весенняя страда. Осенняя уборка. Чтобы не было как в басне про стрекозу и муравья.

- Может ли человек неподготовленный переехать в деревню и зарабатывать на своей земле, кормить себя и семью?

Теоретически 2-3 сотки земли на каждого человека хватит, чтобы получить пропитание на весь год. Но для этого нужно упорно трудиться, так, что и пение птиц не услышишь. Кто-то один раз вылечил насморк, но это вовсе не означает, что он хороший врач. Иной посадил куст картошки, но считать себя выдающимся агрономом права не имеет. Чтобы жить с земли, нужно иметь не только специальные знания, быть не только трудолюбивым. Нужно отличаться определенным складом характера. Двое моих знакомых примерно в одно и то же время решили стать фермерами. Взяли в аренду примерно одинаковые площади земель. Имели схожий стартовый капитал и багаж знаний. Сегодня один из них ворочает миллионами. Второй полностью прогорел и бросил земледелие.

Получается, планы по выращиванию экологически чистой продукции, прибыльному и в то же время необременительному животноводству, которыми грезят многие дауншифтеры, - почти всегда фикция?

Абсолютно верно. Если себя прокормить с земли еще кое-как получится, то заработать на другие нужды не так просто. Выращенная продукция стоит дешево. На одних дачников в качестве клиентов рассчитывать нельзя - сегодня они есть, а завтра уехали. Или просто отказались от молока, мяса.

- Дауншифтеры утверждают, что именно за ними будущее села. Так ли это на самом деле?

Смотря что понимать под будущим. Если цель - сохранить название деревни на карте страны, тогда да, это будущее есть, ведь деревня не умирает, пока ее не покидает последний житель. Если говорить о селе как о гармоничном организме со своей инфраструктурой, экономическими связями - дауншифтеры здесь больше похожи на туристов, дачников. Ведь подавляющее большинство из них зарабатывает деньги посредством удаленной работы, через интернет. Чтобы деревня ожила, в ней нужно работать. На ферме, трактористом, в поле. К сожалению, такой импульс развитию деревни дауншифтеры дать не в состоянии. Правда, мне видится один перспективный вариант - создание силами таких переселенцев на базе сел неких туристических объектов.

Программное переселение

Понимая всю серьезность сложившейся ситуации, государство начало оказывать всяческую поддержку тем, кто желает уехать “на целину”, перебраться из города в деревню и жить по тамошним законам. Только отдача такой помощи установлена четкая: не только жить, но и работать здесь же, в районе.

Заместитель начальника отдела организации работы государственной службы занятости населения и альтернативной службы Минтруда и соцзащиты Юлия Давиденко рассказала, что в стране существует механизм по переселению из городов на периферию. Речь в данном случае идет о тех гражданах, кто по каким-то причинам лишился работы и средств к существованию и ради хлеба насущного готов “сняться с якоря” и устремиться в неизвестность. Впрочем, неизвестность эта более чем прозрачная. Безработные, переезжающие на новое место жительства, за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения могут рассчитывать на единовременную выплату в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума. А при переселении из города в самую что ни на есть деревню эта сумма автоматически увеличивается еще на два прожиточных минимума. Разумеется, компенсируются и затраты на переезд. А на новом месте уже ждет подписания трудовой договор или контракт.

Нельзя не признать, что программа принята не для галочки, а реально работает, отметила Юлия Давиденко:

Например, за прошлый год органы по труду, занятости и социальной защите помогли найти работу и переселиться в сельскую местность 168 семьям безработных (всего 289 человек). Причем 18 семей по селам разъехались из крупных городов, таких как Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Бобруйск, Барановичи. За январь - сентябрь текущего года решили с государственной помощью сменить город на деревню еще 122 семьи (280 человек).

Такие миграционные процессы, судя по всему, обещают из года в год становиться все более интенсивными. Плюсы их очевидны. Они не только помогают отдельно взятым гражданам вновь обрести работу и средства к существованию. Именно благодаря этим людям, пожелавшим работать на земле, деревня в ее классическом понимании и может оживиться. Тем более что средний возраст переселенцев - 33-34 года, у них вся жизнь впереди. Наверное, именно таких и стоит называть дауншифтерами в наших реалиях. Тех, кто бросил родное гнездо и отправился в деревню за лучшей долей.

Что же касается тех, кто гордо пытается пропагандировать “свободу от чужого мнения”, то вряд ли на них можно ориентироваться как на восстановителей деревни. Да, есть среди них люди, на самом деле нашедшие себя на новом месте. Кто-то развел коз и продает полезные молоко и сыр. У другого на подворье шикарная пасека, а за медом выстраивается очередь из друзей и знакомых. Еще одна знакомая семья завела лошадей, скоро начнет оказывать услуги по конным прогулкам. Но все они без исключения продолжают работать удаленно - в сфере высоких технологий, копирайтинга и так далее.

Поселок - своеобразная коммуна, способная функционировать и гармонично развиваться лишь общими усилиями всех ее членов. Система же отдельных, обособленных хуторов, в которую дауншифтеры волей или неволей превращают деревню, жить не может...

Подписывая командировочное удостоверение в стареньком здании Освейского сельсовета Островецкого района, я разговорился с его работниками. Они хорошо знают семью Забавиных. Те сразу после переезда развили бурную деятельность: писали письма о восстановлении дороги, организовывали уборку мусора на берегах реки. Да и просто советовались с местными властями по многим бытовым вопросам. “Не знаем, задержатся ли у нас эти горожане. На первый взгляд, они совсем не приспособлены к сельской жизни. Может быть, уедут через пару месяцев. А вдруг останутся, акклиматизируются? Время покажет”.

Когда прощались с Кириллом на пороге его “тихой гавани”, он сказал, что приехал в Фольварки надолго, скорее всего, на всю жизнь. Надеется, что удастся стать селянином. Но получится ли при таких планах остаться программистом?

За и против

Наталья Поречина, координатор проекта “Предотвращение загрязнения природных водоемов и содействие развитию органического сельского хозяйства Центра экологических решений”:

- Сегодня те, кто смотрит на переселенцев в глушь как на белых ворон и пророчит деревне скорое исчезновение, глубоко заблуждаются. История стран ЕС, США, Японии, которые являются технически наиболее развитыми, показывает: люди неизменно поворачиваются назад, к природе. Там бегством из города в село никого не удивишь. Дело в том, что на Западе все большую популярность завоевывает органическое хозяйство, выращивание экологически чистой продукции. И сегодня это самый быстроразвивающийся сегмент рынка продовольствия, ежегодный прирост которого достигает 10 процентов по росту ассортимента, продаж и в денежном выражении.

В последние годы в разы участились случаи аллергических заболеваний, связанных с употреблением перенасыщенных химическими добавками продуктов питания. И люди волей или неволей вынуждены пересматривать свои привычки, обращать внимание на здоровую продукцию. А в условиях города, в окружении промышленных предприятий, вырастить ее невозможно. Поэтому я нисколько не сомневаюсь, что адептов простой жизни в деревне будет становиться все больше.

Дмитрий Бибиков, сооснователь Минской урбанистической платформы, магистр градостроительства:

- Думаю, не только у нашей деревни, но даже у малых городов едва ли большое будущее. Связано это не только с мировыми тенденциями урбанизации и развития в первую очередь крупнейших агломераций. Проблемой периферийных поселений является в первую очередь крайне малая плотность населения. Надо понимать, что даже в среднем у нас в стране она ниже, чем в Украине, в разы меньше, чем в Польше и тем более в Западной Европе.

Надеяться на то, что люди останутся в деревнях и малых городах, - напрасное дело. В будущем продолжится тренд на депопуляцию деревни и ее старение. Возможно, будущее за хуторами, агротуристическими комплексами и даже какими-то сельскими “колониями” уставших от суеты и шума горожан. Но население таких мест будет минимальным и постоянной работы там не будет.

Я думаю, что судьба деревни и малых городов решается в Минске и других крупных городах страны, которые способны дать гражданам страны достойный уровень жизни.

Блицопрос

Готовы ли вы переехать в деревню?

Сергей Толстиков, актер Нового драматического театра:

- Мне кажется, дауншифтинг - это какое-то упрощение сложной, в общем-то, темы человеческого выбора. Вот появилось красивое слово, и все его теперь используют. Я сам живу около Стиклево, лес у меня в 20 метрах от окна, природа рядом. Так что отказываться от особых благ ради нее мне не нужно. Отшельничество, честно говоря, это не мое. Но мне кажется, каждый сам волен решать, нужен ему социум или нет. Мне нужен. Это мой театр, моя работа, мой зритель. Каждый человек, что бы он ни говорил, всегда будет искать место, где ему будет лучше.

Евгений Ершов, продюсер концертного агентства “Альфа-концерт”:

- Знаете, я сам пенсионер, поэтому к дауншифтерам отношусь с большим пониманием. Есть время разбрасывать камни и есть время их собирать. Свой бизнес, который уже давно превратился в любовь, конечно, ни в какую деревню я перенести не смог бы, я могу реализовывать его только в большом городе. Но, конечно, сейчас появляется больше возможностей - можно взять кредит, открыть свою усадьбу для отдыха в деревне и зарабатывать. Это кому что ближе.


Лариса Калиновская, специалист по маркетингу Национального академического драматического театра им. М. Горького:

- Я жила в деревне только летом, когда была школьницей, потом студенткой. Да, мозги там прочищаются. Особенно если читать классику у реки. Не зря тургеневские барышни проводили время в беседке с книжкой. Если меня мой театр окончательно разочарует, я готова уехать. Но все же не в глухую деревню, а туда, где есть горы и река или море.

Десятки лет в непроходимых джунглях, в глухой Тайге и в горах Аляски… А вам слабо?

40 лет во вьетнамских джунглях

Во времена Вьетнамской войны, когда бомба убила жену и двоих его сыновей, сорокадвухлетний вьетнамец Хо Ван Танн убежал в джунгли вместе с единственным оставшимся в живых двухлетним сыном. Там оба и остались жить на ближайшие 40 лет, и даже известия от родственников об окончании войны не заставили отшельника-отца вернуться обратно в жестокий мир людей.

Совсем недавно – в августе 2013 год – рабочие из соседней деревни обнаружили джунглях сорокадвухлетнего мужчину и его престарелого отца. Они уже слабо понимали местный язык, были истощены и выглядели абсолютными дикарями.

Все эти годы они жили в простецкой хижине и питались, в основном, лишь кореньями, кукурузой и дикими плодами.


Так как состояние старика-отца вызывало опасение, после обнаружения он был отправлен в больницу. Обоим мужчинам теперь предстоит попытка социализации в современном обществе.

Семья Лыковых: жизнь в глухой Тайге


В свое время эта история занимала первые полосы всех советских газет. В 1978 году геологи во время одной из экспедиций в удаленном уголке Тайги вместо минеральных залежей обнаружили семью из шести человек, которая жила в лесу вот уже сорок лет.
Карп Лыков и его семья были староверами. Еще во времена революции многие староверы бежали в Сибирь, спасаясь от преследования коммунистов; одними из таких беженцев были и Лыковы. В 1936 году произошла трагедия: брат Лыкова-старшего был расстрелян. Спасаясь от сталинских репрессий, семейство бежало в лес…
Со своими скромными пожитками Лыковы уходили все дальше и дальше от общества, остановившись лишь в паре сотен километров от границы с Монголией. Муж, жена и четверо их детей (двое были рождены уже в Тайге) жили лишь тем, что выращивали или отлавливали в охоте. Они нередко голодали; мать семейства умерла от истощения в 1961 году после того, так в очередной раз отдала свою порцию еды детям.

Лыковы и слыхом не слыхивали ни о полетах на Луну, ни даже о Великой отечественной войне. Такие мелочи современного мира, как целлофановые пакеты, приводили их в полный восторг. За все эти годы младшие дети начали говорить на диалекте, в котором лишь с трудом возможно было опознать русский язык. После того, как геологи вошли с Лыковыми в контакт, члены семьи мало-помалу начали им доверять, однако, будучи глубоко религиозными, они отказались покидать свой оторванный от общества дом.

В течение нескольких последующих лет трое из четверых детей умерли. Двое скончались от проблем с почками, вызванными долгими годами недоедания. Третьего убила пневмония; от медицинской помощи он наотрез отказался. Отец их умер в 1988 году.


Агафья Лыкова, последняя из семьи, все еще живет на том же месте в полном одиночестве. Сейчас ей почти семьдесят лет, и за всю свою жизнь она ни разу не покидала пределов своего родного таежного края.

Японский партизан, который так и не сдал позиции


В далеком 1944 году японская армия отправила лейтенанта Хироо Оноду и несколько других отрядов на малонаселенный Филиппинский остров Лубанг, чтобы вести партизанскую войну. И, хотя довольно скоро после этого Вторая мировая война была окончена, ни Оноде, ни его людям об этом не сообщили, и они так и остались жить и воевать среди джунглей на тридцать лет вперед.

В октябре 1945 года японское правительство попыталось оповестить о конце солдат, прятавшихся в глубоких дебрях, однако Онода и его сотоварищи приняли новостные газеты и листовки, сбрасываемые с пролетавших самолетов, за вражескую пропаганду. И, хотя они прочитали все новости до последнего слова, они решили не сдаваться до тех пор, пока не получат приказ от своего главнокомандующего. И, хотя на их поиски были направлены отряды, обнаружить партизан так и не удалось.

За долгие годы все соратники Оноды умерли, а один из них решил сдаться и тайком скрылся. Следующие двадцать лет Онода жил в одиночестве, став легендой среди японских и филиппинских солдат, уверенных в его смерти.

В 1974 году его случайно встретил молодой путешественник Норио Сузуки. Он попытался убедить несгибаемого солдата лично в том, что война окончена, но Онода ему так и не поверил.
Сузуки пришлось разыскать главнокомандующего Онодо и организовать между ними встречу. Когда Онодо узнал правду, он был потрясен до глубины души. Властями Японии он был провозглашен герои, и он был прощен за убийства филиппинцев, которые он совершал, находясь на острове. Однако влиться в современное японское общество Оноде так и не удалось. В итоге он переехал жить в Бразилию, где ведет уединенную тихую жизнь и по сей день.

Последний из племени в джунглях Амазонки


Почти двадцать лет назад в бразильских джунглях был обнаружен одинокий индеец, который, судя по всему, являлся последним представителем своего племени. Попытки властей вступить с ним в контакт окончились неудачей: индеец без колебаний выпустил стрелу в грудь одного из спасателей. Надо сказать, что и ранее стремления интегрировать индейцев в общество, как правило, проваливались и заканчивались ранними смертями амазонских дикарей.
В итоге власти провозгласили участок земли в пятидесяти километрах вокруг места его жительства неприкосновенным. Мужчина, которому сейчас должно быть за сорок лет, все еще ведет одинокую изолированную жизнь среди джунглей.

30 лет в горах Аляски


После долгих лет службы в военном флоте и работы в качестве механика американец Ричард Проеннеке избрал довольно необычный способ отдыхать на пенсии. Он выстроил хижину высоко в горах Аляски, в живописном месте под названием Твин Лейкс. Там он прожил почти тридцать лет – вплоть до самой своей смерти.
Надо отметить, что отшельник не до конца отрезал себя от внешнего мира: несколько раз он совершал длительное путешествие в штат Айову, к своим родственникам. Однако большую часть своей жизни он провел в полном одиночестве в дикой глуши. Он охотился, рыбачил и изучал природу, открыв в себе прирожденного натуралиста.
Эпизоды своей отшельнической жизни Проеннеке записывал на пленку, которая в последствии была смонтирована в серию документальных фильмов «Один в диких условиях». Его записи были адаптированы под несколько книг, и, кроме того, он написал несколько важных статей в области метеорологии и биологии.

Независимо от того, решили ли они жить «вне системы», были ли разочарованы обществом или просто решили прекратить контакты с внешним миром - эти люди по собственному желанию десятилетиями жили в изоляции:

1. Сын и отец из Вьетнама, которые бежали во время войны и были обнаружены 40 лет спустя

Во время войны во Вьетнаме мужчина по имени Хо Ван Тхань (Ho Van Thanh) жил в деревне под названием Тра Кем (Tra Kem) с женой и тремя сыновьями. После того как конфликт между солдатами США и вьетнамскими солдатами обострился, Тхань стал всё больше и больше беспокоиться за безопасность своей семьи. Затем, однажды он с ужасом увидел, как его жена и двое сыновей были убиты в результате взрыва мины.

В панике сорокадвухлетний мужчина схватил своего оставшегося сына, двухлетнего Хо Ван Ланга (Ho Van Lang), и убежал в джунгли, чтобы спрятаться. Так и не поняв, что война закончилась, отец с сыном скрывались в джунглях в течение следующих сорока лет.

В августе 2013 года работники из соседней деревни заметили мужчин, одетых в набедренные повязки, изготовленные из коры деревьев, и уведомили властей. После пяти часов поиска, были найдены теперь уже 80-летний и 41-летний мужчины. Пожилой мужчина всё ещё немного помнил местный диалект, поэтому он смог сообщить, что случилось с их семьей много лет назад. Кроме того, он сообщил им, что он и его сын выживали благодаря выращиванию кукурузы и сбору фруктов и овощей. Они построили замысловатый дом на дереве и жили в нём. На фото выше изображён их дом.

Они оба прошли медосмотр и лечение, и будут пытаться интегрироваться в современное общество.

2. Мужчина в течение 27 лет прятался в лесах штата Мэн


На протяжении почти тридцати лет жители Северного Пруда (North Pond) в центральной части штата Мэн рассказывали истории об отшельнике, жившем в лесу, который иногда обворовывал близлежащие дома и лагеря в поисках продуктов питания и запасов. Эти рассказы стали легендой, сказкой для современности.

Легенда стала реальностью, когда в апреле 2013 года, государственный егерь поймал Отшельника Северного Пруда за кражей. Сорокасемилетний Кристофер Найт (Christopher Knight) был пойман с поличным, когда он украл продукты питания и отдыхал у лагеря на берегу озера. Поимка закончила его двадцатисемилетнее отшельничество, и подтвердило слухи о нём раз и навсегда. Хотя Найт извинился за воровство, власти предполагают, что он может нести ответственность за, как минимум тысячу краж, которые он совершал на протяжении многих лет.

На судебном слушании в августе 2013 года Найт не признал себя виновным по обвинению в семи взломах и шести кражах. Он говорит, что он ушел в лес в девятнадцать лет, и за это время он говорил только одним человеком, туристом, на которого он наткнулся где-то в 90-х годах. Найт утверждает, что поддерживал своё интеллектуальное развитие, читая книги, которые он крал из домов. В настоящее время он ожидает суда.

3. Русская семья в течение 40 лет пряталась в лесах Сибири


В 1978 году русские геологи отправились в удаленное место, расположенное в дикой природе Сибири, но вместо того, чтобы найти драгоценные полезные ископаемые, они обнаружили семью из шести человек, которая прожила там незамеченной в течение сорока лет.

Карп Лыков и его семья были старообрядцами, членами фундаменталистской русской православной секты, которая подвергалась преследованиям при Советском Союзе. Во время большевистской революции многие старообрядческие общины бежали в Сибирь, спасаясь от религиозных преследований, и Лыковы были среди них. В 1936 году коммунистический патруль расстрелял брата Лыкова прямо у него на глазах, поэтому он взял жену и двух малолетних детей и убежал с ними в лес.

Взяв с собой лишь самое необходимое имущество и некоторые семена, они постепенно удалялись от общества всё дальше и дальше, пока не остановились примерно в 160 километрах от границы с Монголией. У пары родилось ещё двое детей, и семья из шести человек жила за счёт того, что они могли вырастить и благодаря сбору ягод и корений. Они часто голодали, и стали расставлять капканы и, соответственно добавлять мясо в свой рацион лишь тогда, когда их сын достиг совершеннолетия и научился мастерить капканы. Тем не менее, у них была сильная нехватка пропитания, и мать семейства умерла от голода в 1961 году, отдав свою долю пищи детям.

Семья не имела ни малейшего представления, о таких событиях, как высадка человека на Луну или о том, что имела место Вторая мировая война. Они были очарованы такими мелочами как упаковка из целлофана. Со временем младшие дети выработали странный диалект, в котором посторонние с трудом распознавали русский язык. После того, как геологи установили с ними контакт, семья медленно начала им доверять, но будучи глубоко религиозными, они всегда отказывались покинуть свой изолированный дом. В конце концов, они начали принимать небольшие подарки в виде соли и других драгоценных продуктов питания, без которых они жили так много лет.

Всего лишь через несколько лет после установления контакта, трое из четырёх детей, умерли от почечной недостаточности из-за осложнений, вызванных их многолетним недоеданием. Один сын умер от пневмонии, яростно отказавшись от медицинской помощи, сказав: «Человек живет столько, сколько ему отпущено Богом».

Отец семейства умер в 1988 году. Агафья Лыкова, последний оставшийся член семьи, продолжает жить там в одиночестве. Ей почти семьдесят лет, и она никогда не выходила за пределы своего хозяйства.

4. Японский солдат отказывался поверить, что война закончилась


В 1944 году японская армия отправила лейтенанта Хиро Онода (Hiroo Onoda) и несколько других подразделений на малонаселенный филиппинский остров Лубанг (Lubang) для ведения партизанской войны во время Второй мировой войны. Хотя война закончилась вскоре после этого, Оноде и его соотечественникам на острове об этом так официально и не сказали, поэтому они продолжали оставаться на острове и бороться с местными жителями в течение следующих тридцати лет.

Онода продолжал жить в джунглях на протяжении десятилетий, питаясь кокосами и бананами. В октябре 1945 года японское правительство попыталось уведомить солдат, которые прятались в отдаленных джунглях, что война закончилась, но Онода и его соотечественники решили, что газеты и листовки, сброшенные самолетами, были пропагандой союзных сил. Мужчины тщательно изучили каждое слово листовки, но решили, что не сдадутся, пока их командир не прикажет им это сделать. На их поиски было отправлено несколько отрядов, но никто так и не смог их найти.

За эти годы все другие мужчины умерли, и оставшийся кроме Онода солдат решил сдаться и улизнул из их лагеря. Онода прожил в одиночестве в течение ещё двадцати лет, став легендой среди японских и филиппинских националистов, которые считали, что он умер. В 1974 году турист нашёл Оноду и попытался убедить его, что война действительно закончилась, но Онода упорно отказывались ему верить.

Турист, Норио Судзуки (Norio Suzuki), покинул остров и организовал встречу между Онодо и его теперь уже отставным командиром. Когда Онодо узнал правду, он был невероятно потрясён. Он был провозглашен героем в Японии, и был помилован за убийства и ранения филиппинцев, которые он совершил, проживая на острове в течение всех этих лет. После реинтеграции в общество, Онода решил, что ему больше по душе простой, одиночный образ жизни. Он переехал в Бразилию и жил на ранчо, посетив свой остров ещё один раз в 1996 году.

5. Мужчина, последний представитель своего племени, в одиночку живёт в бразильских тропических лесах


Почти двадцать лет назад бразильские чиновники обнаружили индейца, вероятно, последнего из племени, с которым не было установлено контактов. Он жил в одиночестве в бразильских тропических лесах. Чиновники долго решали, что же делать с мужчиной. Их попытки установить мирный контакт прошли не очень хорошо, и мужчина выстрелил из лука в грудь одного из спасателей. Предыдущие попытки интегрировать членов племён в современную цивилизацию также окончились плачевно: люди, жившие всю жизнь в изоляции, обычно умирали вскоре после того, как их интегрировали в общество.

Видя вырубку лесов и приход индустриализации в местность вокруг среды обитания одинокого человека, правительственные чиновники установили, что никаких попыток индустриализации или вырубки леса не должно предприниматься в 48 километровом радиусе от места обитания индейца. Мужчина, которому сейчас примерно сорок лет, до сих пор ведёт самое одинокое существование из всех известных на Земле.

6. Мужчина счастливо прожил 30 лет в одиночестве в удаленном домике на Аляске


После долгой карьеры на флоте и в качестве дизельного механика, Ричард Проеннеке (Richard Proenneke) выбрал довольно уникальный стиль своей пенсионной жизни. Он построил домик высоко в горах Аляски, в месте под названием Твин Лэйкс (Twin Lakes), где он и прожил в одиночку почти тридцать лет, питаясь подножным кормом.

В течение своего затворнического выхода на пенсию, Проеннеке несколько раз отваживался проехать через сорок восемь штатов, чтобы повидать свою семью, но по большей части, он проводил всё свое время в одиночестве, на удалённых диких просторах Аляски. Он охотился, рыбачил, и изучал природу острым глазом прирождённого учёного.
Проеннеке снимал свою уединённую жизнь на плёнку, которая позднее была отредактирована и превращена в серию документальных фильмов канала PBS, под названием «Один в дикой природе» (Alone in the Wilderness). Его записи были также адаптированы в несколько книг, и он сделал несколько ценных записей о метеорологических и природных данных того района Аляски, где он проживал.

7. Одинокая женщина с острова Сан-Николас

В 1835 году власти Калифорнии постановили, что все индейцы должны были быть перевезены с крошечного острова Сан-Николас (San Nicolas), самого отдаленного из островов Чаннел (Channel Islands). Расположенный примерно в 85 километрах к западу от побережья Лос-Анджелеса остров пострадал от войн между индейскими племенами. Во время эвакуации одна женщина отказалась покидать остров, потому что, как она утверждала, её маленький ребенок пропал без вести. Она исчезла из поля зрения, и её больше никто не видел в течение почти двадцати лет.

В 1853 году охотничья экспедиция наткнулась на ту же женщину. Она так и не нашла своего ребёнка и говорила на языке, который никто раньше не слышал, но она очаровала всех, кто видел её, своей широкой улыбкой и веселым нравом. Охотники привезли её на материк, и она была в шоке и восторге от современного мира. К сожалению, она прожила лишь семь недель после своей реинтеграции в общество, скончавшись от дизентерии.

8. Независимый исследователь пропал после того, как провёл пять лет в одиночестве


Эверетт Руэсс (Everett Ruess) родился в 1914 году, но никто не знает, когда он умер, потому что он провёл всю свою жизнь в одиночестве. Руэсс был художником, поэтом и писателем, который исследовал природу, совершая прогулки пешком и на лошадях в течение многих лет, проводя большую часть своего времени в Хай Сьерра (High Sierra), на побережье Калифорнии, и в пустынях американского юго-запада. Он исчез в конце 1930-х годов, когда ему было всего двадцать лет, во время путешествия через отдаленный район штата Юта.

Руэсс был одним из первых американцев, которые вошли в контакт с коренными американцам и жили среди них. Во время своих путешествий он исследовал жилища в скалах и обменивал свои художественные работы на еду и другие припасы. Он никогда не проводил в компании людей больше одного или двух дней, предпочитая оставаться в одиночестве. Он вёл дневники, которые впоследствии были превращены в книги, рассказывающие о его необычном образе жизни и отсутствии желания быть частью любой формальной цивилизации.

Его смерть остается загадкой, и по сей день. Некоторые думают, что он умер случайной смертью от падения или утопления, другие подозревают насильственную смерть. Его странный образ жизни и таинственное исчезновение превратили его в народного героя среди натуралистов и историков.

9. Кристофер МакКэндлесс ушёл на просторы дикой природы


Окончив с отличием университет Эмори (Emory University) в 1990 году, Кристофер МакКэндлесс (Christopher McCandless) пожертвовал оставшиеся на его счёте 24 000 долларов на благотворительность, освободился от семейных связей, и всего своего имущества, и отправился в приключение через всю страну. Называя себя Александр Супертрэмп (Alexander Supertramp), МакКэндлесс путешествовал без денег и без особых контактов с внешним миром. Он прибыл в пункт своего назначения город Фэрбанкс (Fairbanks), Аляска, 28 апреля 1992 года.

Всего четыре месяца спустя хрупкое тело МакКэндлесса было найдено в заброшенном автобусе Фэрбенкса на Стампид Трэйл (Stampede Trail). При весе в 30 килограммов, он умер от голода и от отравления ядовитыми грибами. Писатель Джон Кракауэр (Jon Krakaeur) написал книгу о трагическом уходе МакКэндлесса от цивилизации, получившую многочисленные награды. Книга, которая называется «В диких условиях» (Into The Wild), была впоследствии адаптирована в фильм, в котором снялся Эмиль Хирш (Emil Hirsch).

Кристофер МакКэндлесс является противоречивой фигурой. В то время как многие люди чувствуют симпатию к этому молодому человеку, который хотел жить уединенной жизнью, другие критикуют его неподготовленность и отсутствие элементарных знаний в технике выживания.

10. Женщина предпочитающая жить «вне системы» живёт в «доме хоббита»


В 1995 году небольшая группа людей купила крупный участок земли в Уэльсе с намерением превратить его в коммуну. В течение многих лет они мирно жили «вне системы», пока правительство не вмешалось и поставило под вопрос их законное право собственности на землю. Затем последовало юридическое сражение, которое продлилось десятилетие, но, в конце концов, было установлено, что они действительно владеют землёй и имеют полное право там жить.

Одной из этих выживальщиков была Эмма Орбах (Emma Orbach), женщина, закончившая Оксфордский университет, которая теперь живет в хижине в стиле дома хоббита, которую она сама для себя построила. Орбах развелась с мужем, который также был выживальщиком, и теперь живет в одиночестве, в круглом доме, который она построила сама. Она выращивает свои собственные продукты питания, производит своё собственное электричество, и гордится тем, что живёт без давления общественных правил. Орбах содержит своих собственных сельскохозяйственных животных, берёт воду из ручья, и изредка ходит в близлежащие магазины, чтобы позволить себе такое лакомство как шоколад.

«Я хочу жить именно так», - говорит Орбах. «Этот стиль жизни делает меня очень счастливой и приносит мне умиротворение, это мой идеальный дом».

С самого момента рождения все - родители, школа, СМИ - учат нас, что успех это понятие материальное. Счастье, удовольствие и отношения стоят на втором месте после уровня дохода. Поскольку наша культура больше всего ценит успех, отражаемый на банковском счете, мы живем в мире, которым правит доллар.

Рабство начинается тогда, когда твоя работа перестает давать тебе финансовую свободу и становится способом самосохранения.

Большинство людей одержимы своими материальными целями, они проводят всю жизнь в попытках выплатить кредиты за очередную покупку и оплатить счета, которые накопились за прошедшие годы. Могу предположить, что даже вы, читающие эти строки, работаете по 9 часов 5 дней в неделю, и вас от этого уже тошнит. Возможно, вы попали в психологическую ловушку мира чисел и материальных забот и хотите освободиться от ментального рабства.

Мне не нужно знать вашу конкретную ситуацию. Истина в том, что большое количество людей, читающих это, уже сыты по горло долгами, долгими часами работы и рекламой, заставляющей их покупать вещи, которые им не нужны. Хорошая новость в том, что хотя вы живете в потребительском обществе, это не значит, что вы должны прожить всю жизнь как потребитель.

Вот три способа, как можно освободиться от власти вещей.

1) Вы - не белка в колесе

Где написано, что нужно работать по 9 часов в день с понедельника по пятницу? Кто сказал, что мы должны закончить школу и сразу найти работу на полный день? Кто решил, что мы должны провести лучшие годы жизни постоянно работая, а на пенсию можем выйти только в 55 или 65 лет?

Вам не нужно делать то, что говорит общество, и вам не нужно делать то, что велят родители. Если вы устали от бесконечного бега в колесе, просто оставьте его. Никто не приставит вам пистолет к виску, вынуждая проводить по 40 часов в неделю на работе, которая вам не нравится. Но нужно платить по счетам, верно? Это приводит нас к следующему пункту.

2) Не живите, чтобы кого-то впечатлить

Единственная причина, по которой мы вынуждены работать 40 часов в неделю, состоит в том, что мы покупаем вещи, которые нам не нужны, на деньги, которых у нас нет, чтобы впечатлить окружающих. Потому что нас научили, что успех и ценность определяется материальными вещами; мы считаем, что нужно накапливать столько имущества, сколько возможно. Если вы сократите свои расходы наполовину, то увидите, что вам этого вполне хватает, а работать для этого будете только половину того времени, что сейчас.

Вам на самом деле нужны деньги на новую машину, или вы можете купить подержанную? Действительно ли вам нужно жить в огромном доме, оснащенном по последнему слову техники? Вам на самом деле нужен этот новый телевизор? Или эти брендовые шмотки? Или новейший iPhone? Или навороченный ноутбук?

Очень часто мы становимся рабами по собственной воле, потому что хотим выглядеть успешными в глазах других людей. Мы измеряем свое чувство собственного достоинства тем, как мы выглядим на фоне других людей. Так дети на площадке говорят друг другу: «Мой папа сможет побить твоего папу», а взрослые говорят: «Мой дом больше и красивее твоего».

Вы видите, что некоторые люди так и не вырастают из этого песочнического менталитета. И из-за этого многие живут от зарплаты до зарплаты. Желание удовлетворить свой эгоизм в конечном счете ставит нас в рабскую зависимость от денег и крадет наше счастье. Это подводит нас к следующему пункту.

3) Перешагните через материальное

Не сравнивайте себя с другими людьми по количеству вещей, которыми вы обладаете, по стилю жизни, который вы ведете. Главным критерием для оценки должны быть ваши отношения с Богом. Вы испытываете духовную полноту? Вы ощущаете мир и целостность внутри себя? Если нет, как это может называться успехом?

Когда вы откроете в себе то, что глубже, чем все материальное, материальный мир станет для вас шуткой. Как только вы во время размышлений или наблюдения за природой проникнете в это бесконечное пространство благодати и мира, вам больше не нужно будет продолжать бесконечную погоню за материальной прибылью.

И культура, которая говорит нам, что успех измеряется материальными вещами, также является самой несчастной, толстой, измученной и погрязшей по уши в долгах культурой в мире. На сегодняшний день среди причин смерти в США самоубийство стоит на 10 месте . Я подозреваю, что львиная доля страдающих от депрессии - это люди, воспитанные в тупиковом обществе - мелочном, скучном, движимом потреблением, духовно пустым и порабощенным куском бумаги.

Вам не обязательно быть рабом денег и вещей. Будьте смелым. Откажитесь от бега в колесе, живите по средствам, знайте, когда нужно что-то урезать, и начните практиковать молитву и размышление, чтобы открыть себя для нового мира возможностей, о которых вы раньше даже не подозревали.

Поразительно, но в наш век атомной энергии, лазерных пушек и исследования Плутона еще существуют первобытные люди, почти не знакомые с внешним миром. По всей земле, кроме Европы, разбросано огромное количество таких племен. Одни живут в полной изоляции, возможно, даже не зная о существовании прочих «двуногих». Другие знают и видят больше, но не спешат идти на контакт. А третьи готовы убить любого чужака.

Как же быть нам, цивилизованным людям? Пытаться с ними «подружиться»? Осторожно за ними следить? Полностью игнорировать?

Как раз в эти дни споры возобновились, когда власти Перу решили вступить в контакт с одним из затерянных племен. Защитники аборигенов резко против, потому что после контакта те могут погибнуть от болезней, к которым у них нет иммунитета: неизвестно ведь, согласятся ли они на медицинскую помощь.

Давайте посмотрим, о ком идет речь, и какие еще бесконечно далекие от цивилизации племена встречаются в современном мире.

1. Бразилия

Именно в этой стране живет больше всего неконтактных племен. Только за 2 года, с 2005 по 2007, их подтвержденное число выросло сразу на 70% (с 40 до 67), а сегодня в списках Национального фонда индейцев (FUNAI) значится уже больше 80.

Есть племена крайне малочисленные, всего по 20-30 человек, другие могут насчитывать и 1,5 тысячи. При этом все вместе они составляют меньше 1% населения Бразилии, но «исконные земли», которые им отведены, - это 13% территории страны (зеленые пятна на карте).


Для поиска и учета изолированных племен власти периодически совершают облет густых лесов Амазонки. Так в 2008 году близ границы с Перу были замечены неизвестные доселе дикари. Сначала антропологи заметили с самолета их хижины, похожие на удлиненные палатки, а также полуголых женщин и детей.



Но во время повторного облета через несколько часов на том же месте появились мужчины с копьями и луками, с головы до ног выкрашенные красным, и такая же воинственная женщина, вся черная. Вероятно, они приняли самолет за злобный дух птицы.


С тех пор племя так и остается неизученным. Ученые лишь догадываются, что оно весьма многочисленное и благополучное. На фото видно, что люди в целом здоровы и сыты, их корзины полны кореньев и фруктов, с самолета заметили даже нечто вроде фруктовых садов. Не исключено, что этот народ существует уже 10.000 лет и с тех пор хранит первобытность.

2. Перу

А вот то самое племя, с которым хотят вступить в контакт перуанские власти - это индейцы машко-пиро, тоже живущие в глуши амазонских лесов на территории национального парка Ману́ на юго-востоке страны. Раньше они всегда отвергали чужаков, но в последние годы стали часто выходить из чащобы во «внешний мир». Только в 2014-м их больше 100 раз замечали в населенных районах, особенно вдоль берегов реки, откуда они указывали на прохожих.


«Похоже, они сами идут на контакт, и мы не можем притвориться, что этого не замечаем. У них тоже есть на это право», - говорят в правительстве. Там подчеркивают, что ни в коем случае не будут принуждать племя ни к контакту, ни к изменению образа жизни.


Официально перуанский закон запрещает контактировать с затерянными племенами, которых в стране насчитывается не меньше дюжины. Но с машко-пиро уже успели «пообщаться» многие, от простых туристов до христианских миссионеров, которые делились с ними одеждой и едой. Может, еще и потому, что за нарушение запрета не предусмотрено никакого наказания.


Правда, не все контакты были мирными. В мае 2015 года машко-пиро пришли в одну из местных деревень и, встретив жителей, напали на них. Один парень был убит на месте, пронзенный стрелой. В 2011-м члены племени убили еще одного местного и ранили стрелами смотрителя национального парка. Власти надеются, что контакт поможет предотвратить гибель людей в будущем.

Это, наверное, единственный цивилизованный индеец машко-пиро. В детстве местные охотники наткнулись на него в джунглях и забрали с собой. С тех пор он носит имя Альберто Флорес.

3. Андаманские острова (Индия)

Крохотный островок этого архипелага в Бенгальском заливе между Индией и Мьянмой населяют крайне враждебные к внешнему миру сентинельцы. Скорее всего, это прямые потомки первых африканцев, рискнувших покинуть черный континент примерно 60.000 лет назад. С тех пор это небольшое племя так и занимается охотой, рыбалкой и собирательством. Как они разводят огонь, неизвестно.


Их язык не идентифицирован, но, судя по его разительному отличию от всех прочих андаманских наречий, эти люди тысячелетиями не вступали ни с кем в контакт. Численность их общины (или разрозненных групп) тоже не установлена: предположительно, от 40 до 500 человек.


Сентинельцы - это типичные негритосы, как их называют этнологи: довольно низкорослые люди с очень темной, почти черной кожей и короткими мелкими завитками волос. Их главное оружие - копья и луки с разными видами стрел. Наблюдения показали, что они точно поражают цель человеческого роста с расстояния 10 метров. Любых чужаков племя считает врагами. В 2006 году они убили двух рыбаков, которые мирно спали в лодке, случайно прибившейся к их берегу, а после встретили градом стрел поисковый вертолет.


Было лишь несколько «мирных» контактов с сентинельцами в 1960-е годы. Один раз для них на берегу оставили кокосовые орехи, чтобы проверить, посадят их или съедят. - Съели. В другой раз «подарили» живых свиней - дикари их немедленно умертвили и... похоронили. Единственное, что показалось им полезным, - это ведерки красного цвета, поскольку их поспешили унести вглубь острова. А точно такие же ведерки зеленого цвета не тронули.


Но знаете, что самое странное и необъяснимое? Несмотря на свою первобытность и крайне примитивные укрытия, сентинельцы в целом выжили после страшного землетрясения и цунами в Индийском океане в 2004 году. А ведь по всему побережью Азии тогда погибли почти 300 тысяч человек, что сделало это стихийное бедствие самым смертоносным в современной истории!

4. Папуа Новая Гвинея

Обширный остров Новая Гвинея в Океании хранит много неизведанных тайн. Его труднодоступные горные районы, покрытые гущей лесов, только кажутся необитаемыми - на самом деле это родной дом для множества неконтактных племен. Из-за особенностей ландшафта они скрыты не только от цивилизации, но и друг от друга: бывает, что между двумя деревнями всего несколько километров, но они не подозревают о соседстве.


Племена живут настолько изолированно, что у каждого свои обычаи и свой язык. Только подумайте - лингвисты различают примерно 650 папуасских языков, а всего в этой стране говорят больше чем на 800 языках!


Такие же различия могут быть в их культуре и образе жизни. Одни племена оказываются относительно мирными и в целом дружелюбными, как забавная на наш слух народность хули , о которой европейцы узнали только в 1935 году.


Но о других ходят самые зловещие слухи. Были случаи, когда члены экспедиций, специально снаряженных на поиск папуасских дикарей, пропадали без следа. Именно так в 1961 году исчез один из членов богатейшей американской семьи Майкл Рокфеллер. Он отделился от группы и, как подозревают, был пойман и съеден.

5. Африка

На стыке границ Эфиопии, Кении и Южного Судана живут несколько народностей, числом около 200 тысяч человек, которых обобщенно называют сурма. Они разводят скот, но не кочуют и разделяют общую культуру с весьма жестокими и странными традициями.


Юноши, например, ради завоевания невест устраивают палочные бои, которые могут закончиться серьезными травмами и даже смертью. А девушки, украшая себя к будущей свадьбе, удаляют нижние зубы, прокалывают губу и растягивают, чтобы туда уместилась специальная тарелка. Чем она больше, тем больше за невесту дадут скота, так что самые отчаянные красотки умудряются втиснуть 40-сантиметровое блюдо!


Правда, в последние годы молодежь из этих племен стала узнавать кое-что о внешнем мире, и все больше девушек сурма теперь отказываются от такого ритуала «красоты». Однако женщины и мужчины продолжают украшать себя фигурными шрамами, которыми очень гордятся.


Вообще, знакомство этих народов с цивилизацией происходит очень неравномерно: они, например, так и остаются неграмотными, но быстро освоили автоматы AK-47, попавшие к ним в ходе гражданской войны в Судане.


И еще одна интересная деталь. Первыми людьми из внешнего мира, вступившими в контакт с сурма в 1980-е годы, были не африканцы, а группа русских врачей. Аборигены тогда перепугались, приняв их за оживших мертвецов - ведь раньше они никогда не видели белой кожи!