Что необходимо для дистанционного обучения. Интерактивная деятельность учащихся и учителя

Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, происходящие в России, требуют иных подходов, методов и технологий, и особенно в такой важной сфере, как образование. В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация дистанционного обучения химии.

Татьянина Оксана Рафиковна,

учитель химии МОУ Лицей №15 города Саратова

Современные условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, происходящие в России, требуют иных подходов, методов и технологий, и особенно в такой важной сфере, как образование. В течение последних трех десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Необходимость в таком методе обучения химии обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  3. при заочной (экстернатной) форме обучения;
  4. выполнение проектов и исследовательских работ;
  5. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  6. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  1. создания образовательного пространства;
  2. формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  3. развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  1. электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
  2. телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии);
  3. пересылка данных (услуги FTR-серверов);
  4. гипертекстовые среды (WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы, которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW - документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию);
  5. ресурсы мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
  6. видеоконференции.

Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи).

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс.
В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся предоставляется возможность оперативной связи,
а преподавателю – корректировать и контролировать его работу. Ученик может выбрать свой темп изучения материала (может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно в средних образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения: специализированные школы, гимназии, лицеи и др.).
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.
Но дистанционное обучение требует таких качеств как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека. Поэтому родители обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам. Используя дистанционное обучение в школе, можно добиться неплохих результатов.
Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках, в методической работе), но и во внеурочной работе:

  1. использовать дистанционное профильное обучение;
  2. создавать творческие работы, портфолио, разработать интернет-страницу;
  3. участвовать в дистанционных конкурсах и проектах;
  4. создавать ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
  5. учиться на дистанционных курсах;
  6. использовать для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Несомненно, дистанционное образование имеет свои преимущества. Оно помогает:

  1. учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности;
  2. решать психологические проблемы учащихся;
  3. снимать временные и пространственные ограничения и проблемы;
  4. правильно оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
  5. расширять коммуникативную сферу учеников и педагогов;
  6. проявлять свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Одним из перспективных направлений можно считать развитие дистанционного обучения силами школьных учителей. Однако необходимо иметь в виду, что дистанционное обучение предполагает тщательный отбор учебного материала, согласование его с государственным стандартом содержания образования и требованиями на вступительных экзаменах в ВУЗы, разноуровневую структурную организацию учебного материала. В качестве обучающих курсов были разработаны методики дистанционного обучения химии. Теоретический блок включает в себя не только цельное и компактное изложение темы, но и список используемой литературы, советы, примеры решения задач. Данный материал находится на страницах сайта постоянно в течение всего учебного периода. При этом предполагается два способа работы учащегося: активное и ознакомительное. Ознакомительное обучение предполагает, что любой желающий может зайти на сайт скопировать и распечатать предлагаемый материал и использовать его для дальнейшего изучения. Активное обучение строится на основе организации связи "Учитель - Ученик", выполнение предлагаемых заданий и отправке их по электронной почте для проверки. Участие в тестировании добровольное, нужно лишь зарегистрироваться, указав свою фамилию, класс. Необходимо отметить, что вопросы в тестах распределяются по уровням сложности и усложняются от теста к тесту. Тем не менее, предусмотрено некоторое дублирование некоторых вопросов с целью закрепления знаний и навыков в решении задач. Тесты рассчитаны на 45-60 минут работы, что немаловажно в условиях перегрузки учащегося. Свои работы учащийся посылает по электронной почте с указанием номера теста и вариантов ответов. После соответствующей их обработки учителем результаты тестирования будут отмечены в электронном журнале. Темп прохождения тестов зависит от желания самого учащегося, также предусмотрена возможность "подключения" учащегося к обучению в любой период времени. В любом случае учащийся получит обработанный результат своей деятельности и сумму накопленных баллов по мере прохождения тем данного учебного курса.

Дистанционное обучение перестало быть для нас диковинкой. Мировая практика констатирует педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов. Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время

Список использованных источников:

Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения

Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. - М., "Академия", 2006

Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.


В современном мире все происходит стремительно. Часто людям приходится одновременно заниматься домашним хозяйством, воспитывать детей, работать. Сложно в таком бешеном ритме выделить свободное время для получения качественного образования, без которого невозможно продвинуться по карьерной лестнице. Отличным выходом из этой ситуации является дистанционное образование. С помощью подобной формы обучения можно получать необходимые знания без отрыва от домашних дел и рабочего места.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

Данный вариант получения диплома имеет свои плюсы и минусы. Термин «дистанционное образование» предполагает организацию учебного процесса, при котором разрабатывается преподавателем специальная программа, основывающаяся на самостоятельном освоении материала. Подобная среда обучения предполагает отделение ученика от преподавателя во времени и пространстве. При этом современные формы дистанционного обучения оставляют шанс на полноценный диалог путем применения современных технических средств. Благодаря данному формату появляется возможность обучения у жителей тех регионов, в которых нет квалифицированных преподавателей, качественного высшего образования, требуемого уровня квалификации.

Страницы истории

В европейских странах во второй половине прошлого века начали появляться так называемые дистанционные университеты, виртуальные колледжи. Используемые формы дистанционного обучения отличались разнообразными педагогическими приемами, экономическими механизмами.

Интерактивная деятельность учащихся и учителя

Данный термин применяется не только в отечественной, но и в зарубежной педагогике. В узком смысле понятие «интерактивный» рассматривается как диалог программы и пользователя, обмен запросами (текстовыми командами) и приглашениями (ответами). Появление возможности в произвольном виде задавать вопросы, давать на них развернутые ответы, стало толчком к тому, что в большом количестве появились вузы с дистанционной формой обучения. От технических возможностей программы напрямую зависит активность пользователя, шансы на интерактивность. В более широком смысле идет речь о диалоге между субъектами посредством всех доступных методов и средств.

Априори интерактивного общения является телекоммуникационная среда. Очно-дистанционная форма обучения в качестве субъектов рассматривает ученика и преподавателя, общающихся посредством диалога в режиме реального времени по электронной почте, в ходе телеконференций.

Организационно-методические варианты дистанционного обучения

Такие формы как экстернат, ориентированы на тех студентов, которые по различным причинам не могут заниматься по традиционной (аудиторной) форме. В 1836 году появился основной задачей которого была организация экзаменов, выдача степеней, аттестатов студентам, не занимающимся в обычных учебных учреждениях. И в настоящее время не утрачена актуальность подобного варианта образования.

Есть и такие формы дистанционного обучения, которые предполагают учебу на основе определенного университета. Речь идет о целой системе образования для студентов, предпочитающих дистанционное обучение, организуемой с помощью современных информационных технологий, в том числе и компьютерных телекоммуникаций (off-campus). Многие ведущие университеты мира разработали программы для выдачи аттестатов по разным направлениям обучения. В австралийском университете (Южный Уэльс) заочно-дистанционная форма обучения выбрана 5 тыс. студентами. Если учесть, что на очном отделении занимается всего 3 тыс. студентов, масштаб дистанционной работы впечатляет.

Некоторые учебные заведения заключают договор о сотрудничестве. В этом случае использование дистанционных форм обучения способствует повышению качества образования.

Организация дистанционного обучения

В современной России существуют специальные образовательные которые созданы для талантливых и одаренных детей. Из крупных центров выделим Открытый Лондонский университет, на базе которого в последнее время организуются разнообразные курсы для школьников. В технологическом университете с использованием формы дистанционного обучения готовят инженеров.

Обучающие автономные системы подразумевают получение знаний с помощью радио- либо телевизионных программ, специальных печатных пособий и методических рекомендаций. В основном такая форма используется для взрослой аудитории, не сумевшей своевременно завершить школьное образование. Разрабатываются специальные программы, ориентированные на повышение компьютерной грамотности, тренинги здоровья.

Модели дистанционного обучения

Единичная модель предполагает применение одного информационного канала либо единственного К примеру, образовательный процесс осуществляется с помощью телевизионной передачи, путем переписки. Данная модель в качестве основного средства получения знаний рассматривает печатные материалы. Здесь нет двухсторонней коммуникации - предполагается традиционное заочное обучение.

Мультимедиа связано с применением разных средств образования: печатных пособий, компьютерных программ на съемных носителях, видео-, аудиозаписи. Лидирующие позиции принадлежат односторонней передаче информации. В случае необходимости дополнительно проводят консультации, очные встречи, экзамены, обучающие семинары.

Гипермедиа считается дистанционным обучением нового поколения. Модель предполагает применение новейших информационных технологий, где ведущая роль отводится компьютерным телекоммуникациям. Самым простым вариантом считается применение электронной почты и конференций.

Основные моменты удаленного обучения в ОУ

Организация полноценного дистанционного обучения невозможна без применения информационных технологий. Нужно выделить два основных момента:

  • Дистанционное образование не предполагает отказа от классического (традиционного) варианта образования. Независимо от того, какими бы совершенными ни были технические возможности, обучение посредством ИКТ является необходимостью, но не панацеей. Безусловно, нельзя пренебрегать подобными возможностями ведь с помощью технических средств можно улучшить качество образования.
  • Основные технологии, которые применяются при дистанционном обучении: видеоконференции, компьютерные тестирования, электронные учебники.

Работа с детьми в рамках реализации приоритетных национальных проектов

В современной России не только высшая школа стремительно развивается в направлении дистанционного обучения. По инициативе министерства образования РФ был разработан специальный проект по инклюзивному обучению для школьников. У ребят, имеющих проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом, слухом, появилась возможность учиться, не покидая стен своего дома. Государство позаботилось об оснащении таких школьников полным комплектом компьютерного оборудования. Первые результаты реализации программы подтверждают ее своевременность и актуальность.

Заключение

Применение разнообразных методов и форм обучения позволяет получать желаемый результат - воспитывать гармонично развитую личность. Во многих ситуациях дистанционный способ обучения становится единственным вариантом получения высшего образования. Наука не отстает от тех веяний, которые происходят в современном обществе. В каждой школе, среднем и высшем учебном заведении есть собственные Выбор формы дистанционного образования остается за студентом либо родителями (законными представителями) школьника. За данным видом обучения будущее, с его помощью у всех появляются равные возможности получить желаемое образование.

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку 

Современные формы обучения: дистанционное обучение - «что у него внутри?» и «как оно работает?»

В своей Елена Ходак рассказала об особенностях современного дистанционного дистанционного обучения. В этой статье автор продолжает тему, описывая различные компоненты системы дистанционного обучения и этапы построения СДО в компании.

Составные части Системы дистанционного обучения

Для организации СДО необходимы:

    Организация процесса дистанционного обучения. Для организации процесса дистанционного обучения необходимо создать учебную администрацию, организовать формирование групп, разработку курсов, назначение преподавателей, сформировать расписание занятий, организовать процессы коммуникаций, обучения, тестирования, оценки знаний и др.

    Учебная администрация – это структурная единица в рамках Службы персонала или Учебного центра компании, обеспечивающая процесс дистанционного обучения: это сотрудники (методисты, администраторы, менеджеры), которые формируют группы, анализируют результаты обучения, составляют расписание и др.

    Программные и технические средства (собственные или арендованные). Для того чтобы организовать дистанционное обучение и приступить к занятиям, компании необходимо иметь специальное программное обеспечение, установленное на специальном оборудовании (сервере).

    Оборудование – выделенный сервер, имеющий доступ в сеть. Сервер может принадлежать Вашей организации и располагаться на Вашей территории. Или может быть арендован у какого-либо провайдера.

    Кроме этого достаточно иметь обычное учебное помещение (аудиторию, класс) площадью в 40 - 70 кв. м для проведения тьюториалов, телевизор, телефон, два-три компьютера (класса Pentium и выше) с ОС Windows-98/XP/2000 и стандартным пакетом MS Office - для индивидуальных и групповых занятий слушателей.

    Дистанционное обучение предполагает различные формы доставки электронных курсов к обучающемуся, но наиболее современным и эффективным способом доставки на сегодняшний день является сеть интернет.

    Для работы в Интернет и пользования сервером достаточно установить на один из компьютеров модем и подключить его к телефонной линии. Всё это оборудование, как правило, используется в обычном очном обучении. Слушателю для самостоятельных занятий необходимо иметь (иметь возможность воспользоваться) компьютер и телефон.

Учебные материалы (курсы) в формате, соответствующем используемой СДО. Как правило, СДО поддерживает курсы соответствующие международным стандартам взаимодействия с системами дистанционного обучения (SCORM и др.) Курсы могут быть приобретены готовые, но более эффективным решением является разработка курсов на базе тех программ, и учебных курсов, которые компания с успехом проводит в очном режиме.

Основные компоненты Системы дистанционного обучения

Они могут быть опциональными, в зависимости от требований компании и от наличия данного модуля у поставщика

Это основные, наиболее распространенные модули. Кроме них есть еще специфические, «заточенные» под выполнение определенных задач, например, «Электронный деканат» или модуль для аттестации и оценки персонала.

Конкретный набор компонентов Системы дистанционного обучения зависит от целей организации дистанционного обучения в компании и от возможных способов интеграции с уже установленным программным обеспечением.

Этапы построения Системы дистанционного обучения на предприятии

    Платформа для организации дистанционного и смешанного обучения . С ее помощью компания может настраивать и распределять роли, формировать группы, и планы обучения, проводить обучение в синхронном (чаты, видео семинары) и асинхронном режимах, контролировать результаты обучения, готовить отчеты, приказы, осуществлять интеграцию с БД.

    Система управления учебным контентом. С помощью этого модуля компания может планировать процессы разработки, распределять ресурсы, контролировать выполняемые работы.

    Система управления информационным порталом. Данный модуль позволяет создавать единое корпоративное информационное пространство, решающее задачи информирования и коммуникаций между сотрудниками, создания личных кабинетов и кабинетов структурных подразделений

    Конструктор электронных курсов, тестов, тренингов, упражнений. Данный модуль дает возможностьсоздавать учебные курсы и отдельные учебные объекты (тесты, тренинги, практикумы, тренажеры)

    Инструмент для организации совместной работы и обучения on-line. С помощью этого модуля компания может организовывать вебинары, web-конференции, доклады, лекции, обучающие семинары и тренинги, проводить on-line встречи и презентации, переговоры, совещания, митинги и других мероприятия с минимальными временными и финансовыми затратами. Это самый простой и понятный из вариантов дистанционного обучения.

    Обследование и анализ потребности в составляющих СДО , для формирования оптимальной конфигурации. Обследование и анализ необходимы потому, что каждая компания имеет свою специфику и свои потребности: территориальная удалённость обучающихся, потребность в снижении затрат на обучение, наличие корпоративных стандартов и уникальных знаний, которые необходимо сохранить и передать, наконец, обучение может быть предметом бизнеса и некоммерческой деятельности. В зависимости от специфики организации решения могут существенно отличаться.

    Оценка имеющейся технической и организационной инфраструктуры. Для одних организаций единственным решением может быть установка собственного сервера и собственный штат технической поддержки, для других организаций лучшим решением будет аренда сервера и программного обеспечения или, вообще, публикация курсов на корпоративном сайте.

    Описание бизнес-процессов, протекающих в рамках ДО. Это обеспечит руководству предприятия ясность и полный контроль над процессом обучения, позволяет легко расширять или адаптировать деятельность в зависимости от обстоятельств.

    Разработка технико-экономического обоснования. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) позволяет оценить сроки окупаемости проекта внедрения СДО, и облегчает принятие решения. Этот этап необходим, когда нужно обосновать и доказать экономическую эффективность внедрения СДО.

    Формирование комплекта документов для работы учебной администрации в рамках ДО (ведомости, списки, отчеты и др.). Для важно тех организаций, которые не имели собственной учебной администрации и сталкиваются с этим вопросом впервые.

    Формирование оптимальной конфигурации программно-технического комплекса. У каждой организации своя специфика и для всех можно найти оптимальную, с точки зрения соотношения цена-качество, конфигурацию программных модулей и технических средств.

    Разработка технологии поэтапного перехода на дистанционное или смешанное обучение . Если процесс обучения на предприятии давно налажен, и дистанционное обучение является продолжением и развитием деятельности, то необходимо внедрять дистанционное обучение так, чтобы не разрушить уже сложившуюся структуру и практику.

    Обучение сотрудников работе в СДО. Новый бизнес-процесс, новое программное обеспечение – всё это не будет работать должным образом без обучения.

О «бесплатном сыре» - или почему лучше «заплатить и спать спокойно»?

Чем «платные» СДО лучше «бесплатных» или «скупой платит дважды» (перечень ограничений, с которыми столкнутся компании, выбравшие Moodle и другие «бесплатные» СДО)

    Функциональность Moodle не включает и не поддерживает настоящих требований и специфики Российского законодательства и его ближайших перспектив - кредитной системы обучения, то есть тем компаниям, для которых - обучение: это бизнес, эти системы ставят принципиальное непреодолимое ограничение еще до начала работы и этот недостаток нельзя впоследствии подправить или «подкрутить».

    Функциональность Moodle не включает единой централизованной технологии разработки и развития образовательного портала

    Функциональность Moodle не включает уровень управления соответствующий уровню учебной администрации, деканата, кафедры - только лишь управление учебным курсом преподавателем. Это значит, что получить аналитику по обучению будет сложно.

    Функциональность Moodle не включает средств подготовки т.н. кейсов - офф-лайн модулей обучения.

    Выбрав Moodle вместе с низкой ценой вхождения, компания получает высокие риски неуспеха внедрения - т.к. любое внедрение - это опыт людей кто этим занимается. Это как «сам себе стоматолог».

    Бесплатный сыр бывает только... Итоговая стоимость внедрения может оказаться даже выше чем у коммерческой системы потому, что (она все равно есть - только в скрытом виде) придется создавать группу по внедрению и нести расходы на ее функционирование либо аутсорсинг и т.п. Проведя аналогию - это как полуфабрикат - все равно его надо где-то готовить - т.е. покупать плиту, электричество...

    Никто не несет гарантий за результаты внедрения в обозримом будущем - Если люди, кто внедрял - ушли - то за проект уже никто не отвечает.

Но не все так печально. В целом Россия уже в достаточной степени интегрирована в мировое образовательное пространство, накапливается опыт, появляются успехи, дистанционное обучение перестает восприниматься как экзотика. Кроме того, информационные технологии становятся повседневной реальностью и уровень их проникновения в жизнь россиян уже достаточен для того, чтобы в полной мере использовать современные методы обучения.

Система дистанционного обучения (СДО, LMS) является важным инструментом в работе специалистов электронного обучения. СДО может оказаться главной статьей расходов, если вы ищите надежную, универсальную систему дистанционного обучения, которая удовлетворит все ваши потребности в области развития электронного обучения персонала.

Ознакомиться с Топ-20 систем управления обучением (LMS) на основе отзывов пользователей систем можно .

К счастью, существует достаточно СДО с открытым исходным кодом, то есть распространяемых бесплатно. Вы сможете выбрать динамичную, гибкую систему, которая будет отвечать всем вашим требованиям, в рамках выделенного бюджета.

Следующие 11 систем дистанционного обучения распространяются бесплатно и могут показаться вам интересными.

ТОП 11 бесплатных систем дистанционного обучения для организации электронного обучения

1. Moodle

На сегодняшний день Moodle несомненно одна из самых популярных СДО с открытым исходным кодом. пользователю различные панели инструментов, возможность отслеживать прогресс студентов и поддержку мультимедиа. Система дает возможность создавать курсы, адаптированные под мобильные телефоны, и довольно дружелюбно относится к интеграции дополнений от сторонних разработчиков.

Для тех, кто хочет заработать на своих курсах, Moodle имеет интеграцию с платежной системой PayPal, которая делает простым и понятным процесс оформления заказов и оплаты. Еще одним важным преимуществом Moodle является сообщество пользователей. В отличие от многих других бесплатных СДО, здесь вы можете практически моментально получить ответы на большинство, интересующих вас вопросов, обратившись к онлайн базе технической поддержки.

Кроме того, сервис предлагает ряд готовых шаблонов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы сэкономить время и не создавать курс с нуля. Возможно, по началу Moodle покажется вам сложным и непонятным, но, если вы ищете программу, дающую пользователю максимальное количество свобод, то не поленитесь и потратьте немного времени на изучение интерфейса Moodle.

2. Ё-СТАДИ — Электронная образовательная cреда

Онлайн-платформа для организации дистанционного обучения Ё-СТАДИ — бесплатная российская разработка команды единомышленников по развитию дистанционного образования.

Для начала работы необходимо зарегистрироваться на сайте и создать «рабочую область» - персональное пространство вашей компании, в котором будут размещаться учебные материалы и задания для ваших обучающихся.

Отличие от классических LMS состоит в том, что функционал ориентирован на практическую работу. Ё-Стади, безусловно, позволяет публиковать учебные материалы, но большая часть системы предназначена для всевозможной оценки знаний и тестирования.

Ё-Стади содержит достаточное количество инструментов для организации обучения и тестирования:

«Рабочая область»
В рабочей области публикуются учебные материалы по курсу, объявления и задания (кейсы). Рабочая область создается преподавателем/тьютором/менеджером по обучению и может объединять несколько групп или курсов. Слушатели получают доступ к рабочей области по заявкам.

«Тест»
Ё-Стади обладает мощным функционалом для проведения тестирования, тест можно создавать на сайте или импортировать из *.docx предварительно оформив в соответствии с специальными правилами. Доступен подробный отчет об ответах каждого тестируемого. Есть возможность ограничить сроки, время, количество попыток, возможность переключаться между окнами браузера.

«Файл»
Загрузка файлов/документов, который преподаватель затем может оценить и прокомментировать.Журнал успеваемости генерируется в рабочей области автоматически, на базе созданных заданий и позволяет генерировать Excel-файл.

«Журнал»
Журнал формируется системой на основе созданных преподавателем заданий. Оценки попадают в журнал автоматически при прохождении тестирования, это значительно облегчает труд преподавателя, а студенты всегда имеют доступ к последней информации.

«Форум»
При создании «форума» в качестве задания появляется возможность проставлять оценки напротив ответа.

«Лента событий»
События собраны на соответствующей странице организованной в виде новостной ленты, уведомления о них вы можете получать на email.

Резюме

Ё-Стади это новая бесплатная электронная образовательная среда, ориентированная для организации обучения персонала.

Преимущества:

Не требует установки / настройки;
система бесплатна;
проста в использовании;
мощный функционал для тестирования и оценки;
не требует предварительной разработки курсов;
есть английская версия.

Недостатки:

Невозможность самостоятельной доработки;
отсутствие поддержки SCORM;
ограниченный, но достаточный функционал;

В целом Ё-Стади заслуживает отличной оценки и является хорошим решением для небольших компаний, желающих организовать обучение персонала без каких-либо затрат на приобретение СДО.

3. ATutor

Эта система дистанционного обучения имеет множество полезных функций: от email-уведомлений до файлового хранилища. Одним из наиболее ярких преимуществ ATutor является ее клиентоориентированность и легкий и понятный интерфейс, что делает данную систему идеальным инструментом для тех, кто только начинает осваивать мир электронного обучения.

Также Atutor предлагает пользователю ряд предустановленных тем, позволяющих ускорить процесс создания курса. И нельзя не отметить различные инструменты оценки, резервное копирование файлов, ведение статистики и возможность интеграции опросов.

4. Eliademy

Для преподавателей и кураторов обучения данная система является полностью бесплатной, небольшая плата берется с пользователей, если те захотят воспользоваться преимуществами премиум аккаунта.

Eliademy предлагает каталоги курсов электронного обучения, инструменты оценки и даже мобильное приложение для Андроида для тех преподавателей, которые стремятся развивать мобильные курсы и нацелены на людей, предпочитающих учиться «на бегу». Координаторы электронного обучения могут легко и просто загружать курсы и рассылать приглашения для учеников на их адреса электронной почты.

5. Forma LMS

От анализа общего уровня знаний до детально статистики и отчётности — Forma LMS может похвастаться довольно объемным набором доступных функций. Сервис также имеет различные сертификаты, компетентную поддержку руководства, а также широкий спектр инструментов для управления виртуальной классной комнатой, включая различные календари и менеджеры событий.

Эта система идеально подходит для корпоративных программ обучения и предлагает доступ в активное онлайн сообщество, где вы сможете найти множество полезных советов о том, как получить максимальную отдачу от данного сервиса.

6. Dokeos

Если вы ищете систему дистанционного обучения с уже готовыми элементами курсов, то Dokeos, предоставляющийся бесплатно для групп до пяти пользователей, для вас. Эта система предлагает множество готовых шаблонов и курсов электронного обучения и конечно же авторские инструменты, с помощью которых вы можете максимально сократить время, затраченное на создание своего курса.

На своем веб-сайте разработчики предлагают пользователю массу полезной информации, в том числе и пошаговые видео инструкции по созданию собственных курсов. Интуитивно понятный интерфейс делает Dokeos отличным вариантом для новичков в сфере электронного обучения и для тех, кто не хочет тратить время на долгое изучение инструкций

7. ILIAS

Эту систему дистанционного обучения можно назвать первой открытой системой, соответствующей таким стандартам систем дистанционного обучения, как SCORM 1.2 и SCORM 2004. Эта гибкая универсальная система отвечает всем основным требованиям, необходимым для успешных продаж авторских курсов.

Следует отметить, что ILIAS одна из немногих систем дистанционного обучения, которую можно использовать, как полноценную платформу для электронного обучения, благодаря возможности общения внутри команды и передачи и хранения всех документов. Система абсолютно бесплатна для всех организаций, занимающихся электронным обучением, вне зависимости от количества пользователей.

Если у вас обучаются сотни, а то и тысячи, людей, эта система поможет вам значительно сократить статьи расходов, так как многие другие СДО назначают плату в зависимости от количества пользователей.

8. Opigno

Возможности, предоставляемые системой Opigno не могут не радовать. Сертификаты, расписание занятий, форумы, авторские инструменты электронного обучения, система оценок и видео галереи – это лишь немногое из внушительного списка функций, доступных пользователю.

Эта система дистанционного обучения написана на Drupal – популярной системе управления контентом. Это дает вам возможность управлять учебными программами, отслеживать успехи учащихся и интегрировать электронную коммерцию, используя всего один инструмент.

Также Opigno предлагает пользователю онлайн-опросы, возможность пересылки мгновенных сообщений и чат, что дает возможность для быстрого предоставления и получения обратной связи и эффективного сотрудничества.

9. OLAT

Инструменты оценки для электронного обучения, социальная интеграция и домашняя страница обучающегося – лишь несколько из многих преимуществ OLAT. В этой системе вы также найдете расписание, email-уведомления, возможность добавления закладок, файловое хранилище и сертификаты.

С помощью OLAT можно легко и быстро добавить новых пользователей в систему, а также разрабатывать комплексные курсы электронного обучения. Еще одна интересная функция – это возможность проверки совместимости с браузерами. Нажатием всего нескольких кнопок вы сможете убедиться, что учебный материал корректно отображается во всех браузерах. OLAT идеально подходит для мультиплатформенных курсов электронного обучения , предназначенных для различных устройств.

Платформу для онлайн обучения iSpring Online используют как частные бизнес-тренеры, так и крупные компании с развитой сетью филиалов: Альфа-Капитал, Lamoda, PwC, Российская телевизионная и радиовещательная сеть. используют как частные бизнес-тренеры, так и крупные компании с развитой сетью филиалов: Альфа-Капитал, Lamoda, PwC, Российская телевизионная и радиовещательная сеть.

Это интернет-сервис, а значит не нужно скачивать программу, устанавливать на сервер, настраивать. Чтобы начать работу, достаточно зарегистрироваться на сайте, загрузить учебные материалы и назначить сотрудникам. Управлять СДО может один человек.

Особенности iSpring Online:

Безлимитное хранилище. В СДО можно загрузить неограниченное количество учебных материалов: курсов, видеороликов, книг, презентаций.

Редактор курсов в PowerPoint. У компании есть редактор, в котором можно сделать электронный курс из PowerPoint-презентации с видео, тестами, интерактивными играми.
Мобильное обучение. Курсы можно открыть на компьютере, планшете, смартфоне даже офлайн, например, в поезде или самолете.

Детальная статистика. Система собирает детальную статистику и помогает контролировать успеваемость сотрудников. Отчеты показывают какие курсы пользователь завершил, какой проходной балл набрал, сколько допустил ошибок в тесте.

Вебинары. Можно демонстрировать рабочий стол, презентацию или видео, писать в общий и личный чат. Система автоматически отправляет участникам напоминание о ближайшей онлайн-встрече и сообщает об изменении в расписании - писать каждому лично не придётся. Записи вебинаров сохраняются.

Недостатки:

У iSpring Online есть бесплатная 14-дневная пробная версия, но в целом система платная. Однако на бесплатную СДО вряд ли уйдет меньше денег: придется потратиться на свою техподдержку, нанять программистов для ее администрирования.

В случае с платной платформой вы получаете полный сервис: вам помогут развернуть и настроить учебной портал, загрузить материалы и начать обучение сотрудников. Любой вопрос сотрудники техподдержки решат по телефону.

Системы дистанционного обучения с открытым исходным кодом дают вам возможность создавать и эффективно развивать курсы электронного обучения, особенно если вы готовы потратить некоторое время на доскональное изучение всех возможных функций системы. В некоторых случаях, использование подобных систем может сказаться на кривой обучаемости, но экономия средств и свобода в выборе внешнего вида и наполненности курса, в конце концов, покрывает все возможные трудности.

Если у системы дистанционного обучения есть свое онлайн сообщество, не стесняйтесь ознакомиться с ним, прежде чем вы примете окончательное решение об использовании того или иного продукта.

11. Teachbase.

Российская разработка системы дистанционного обучения Teachbase получила признание не одного десятка компаний. Сервис идеально подходит для решения задач корпоративного обучения, но вполне применим и частными тренерами. Teachbase – система с удаленным доступом, а это значит, что не нужно устанавливать ее на компьютер, обслуживать и настраивать. Для создания курса (или его прохождения) потребуется доступ в интернет и компьютер или мобильное устройство.

Ключевая особенность – простота. Все интуитивно понятно, благодаря наглядному интерфейсу. Создать и запустить курс самостоятельно займет даже у новичка не больше часа. Возникшие вопросы оперативно решаются сотрудниками «Интернет Школы» (создатели сервиса). Бесплатная техподдержка доступна по удобному для клиента каналу связи.

При всей простоте работы, в Teachbase широкий функционал. Доступные возможности :

— Личный кабинет – для каждого из участников. При входе в сервис, сразу видны назначенные для ознакомления материалы.

— Тестирование после прохождения материала с настройками параметров проверки.

— Статистические отчеты для организатора курса, для анализа и совершенствования курса.

— База пользователей с возможностью фильтрации.

— Редакторы – учебные материалы можно обрабатывать прямо в системе. Кстати, автору предоставляется свободное место на сервере, для удаленного хранения материалов.

— Коммуникация между пользователями – при помощи вебинаров, и других инструментов.

Для начала работы в Teachbase достаточно зарегистрироваться. Приступить к запуску учебного курса можно сразу же. Первые 14 дней с момента регистрации бесплатны – можно в полной мере оценить преимущества сервиса и изучить его. В дальнейшем тариф будет зависеть от количества участников. Что немаловажно – плата только за активных пользователей.

Есть и бесплатный вариант использования Teachbase в дальнейшем. Что важно – без каких-либо ограничений функциональности. Пользуйтесь сервисом бесплатно, если количество активных слушателей не более 5 человек в месяц. Мало? Возможно для кого-то да, но для малых компаний, зачастую, вполне достаточно.

Российские компании давно признали, что дистанционное обучение дает ощутимые результаты и экономит ресурсы. Сейчас руководителей и специалистов, занятых обучением и развитием персонала, больше всего интересует, как внедрить систему eLearning с минимальными затратами и в максимально короткие сроки. Профессиональными рекомендациями делится Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring.

Российскому бизнесу уже не надо доказывать преимущества eLearning: удаленный образовательный формат позволяет компаниям эффективно решать многие бизнес-задачи:

  • Охватить обучением неограниченное число сотрудников даже из географически удаленных районов.
  • Поддерживать актуальные знания о продуктах и услугах компании.
  • Экономить средства на организацию обучения и поездки в филиалы.
  • Обеспечить непрерывное обучение сотрудников.
  • Оперативно проводить срезы знаний.

Для сотрудников дистанционное обучение имеет свои плюсы:

  • Возможность учиться в любое время.
  • Возможность учиться в любом месте: курсы и тесты можно проходить со своих мобильных устройств.
  • Выбор индивидуального темпа обучения.
  • Возможность саморазвития, расширения кругозора.
  • Это интересно, современно и увлекательно.

Неважно, крупная у вас компания или небольшая, - вы сможете быстро внедрить дистанционное обучение, если ответите на три вопроса:

1) какие инструменты выбрать?

2) какие ресурсы компании нужно задействовать?

3) как измерить эффективность?

Выбор инструмента обучения

Запуск eLearning в любой компании прежде всего связан с выбором системы дистанционного обучения (СДО). Это виртуальная комната, где можно проводить обучение и проверку знаний сотрудников, независимо от того, где они находятся.

При выборе системы дистанционного обучения определите: это будет готовый продукт «в коробке» (необходима установка на сервер компании) или облачное решение (позволяет развернуть СДО на удаленном сервисе).

В чем основное отличие?

Покупая «коробочную» программу, вы фактически вслепую внедряете у себя систему, которой ваши сотрудники будут вынуждены пользоваться очень долго. И если по каким-то причинам она окажется неудобной, компания вряд ли согласится ее менять: ведь в покупку вложены сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Приобретать систему придется с учетом численности сотрудников, которых вы планируете обучать. Кроме того, для «стационарной» СДО требуются существенные технические возможности, а для ее обслуживания необходима помощь ИТ-специалистов.

Для быстрого внедрения СДО лучше использовать облачные технологии. Они экономят время и бюджет и не требуют привлечения технических специалистов для развертывания и управления. На российском рынке немало достойных облачных СДО: iSpring Online, Competentum, WebTutor, Mirapolis и другие.

Как правило, у таких систем есть пробный период и гибкая система оплаты. Вы сможете протестировать СДО на группе сотрудников, а затем распространить этот опыт на другие подразделения.

Что должна уметь любая СДО?

Обеспечивать полноценный процесс обучения по аналогии с очным. Все как в школе, только дистанционно.

1) предоставлять доступ в виртуальный класс для ученика и преподавателя;

2) объединять учащихся в группы по общим признакам (например, сотрудники отдела продаж, сотрудники отдела разработки);

3) приглашать пользователей к обучению, назначать учебные курсы и тесты сотруднику или группе сотрудников;

4) загружать материалы любого формата (лекции, презентации, видео, документы, графику);

5) поддерживать стандарты дистанционного обучения, в которых вы разрабатываете курсы (AICC, SCORM, xAPI, BlackBoard);

6) обеспечивать регулярный мониторинг процесса обучения с помощью отчетов;

7) проводить тестирования с закрытыми и открытыми вопросами.

Но это лишь верхний пласт задач, которые решает СДО. Современные системы предоставляют гораздо больше возможностей, главное правильно обозначить критерии выбора:

  • Позволит ли система организовать мобильное обучение на планшетах, смартфонах?
  • Будут ли доступны курсы при отсутствии интернет-соединения?
  • Можно ли настроить индивидуальную траекторию обучения для сотрудника или группы?
  • Содержит ли СДО необходимые типы отчетов?
  • Позволяет ли проводить вебинары?

Лучше всего составить лист пожеланий и проверять, соответствует ли ему СДО. Включайте в свой чек-лист только тот функционал, который действительно нужен для решения ваших задач по обучению.

Пример чек-листа

Необходимое количество пользователей

  • от 100 до 150 человек

Необходимость обслуживания техническими специалистами

  • не требуется

Разграничение ролей пользователей

  • администраторы, преподаватели, студенты

Возможность делить пользователей на группы

Доступ в личный кабинет студента

  • онлайн

Поддерживаемые форматы материалов

  • DOC, PDF, MP3, MP4, XLS, SCORM 2004

Возможность проходить курсы с мобильных устройств

Возможность проходить обучение при отсутствии интернета

Возможность проведения вебинаров

Возможность настроить индивидуальную программу для каждого студента

Возможность обратной связи с преподавателем

  • онлайн и офлайн

Отчеты

  • о прогрессе обучения каждого студента/группы студентов
  • о просмотренных студентом курсах о пройденных тестах
  • о прослушанных вебинарах

Возможность выгрузки отчета в формате excel, pdf

Наличие сертификата по завершении обучения

Наличие технической поддержки от поставщика

Помните: если накрутить список сотней пунктов, вы скорее всего не найдете подходящего поставщика СДО. А если и найдете, то лишь зря потратите деньги компании, потому что вряд ли станете пользоваться всем функционалом. Например, некоторые компании просят большое количество отчетов, которые потом ни разу не открывают.

Что еще?

Кроме самой системы дистанционного обучения вам потребуется инструмент для разработки электронных лекций, тестов и других обучающих материалов.

Универсальных инструментов нет, а точнее, нет универсальных правил обучения, на которые можно было бы ориентироваться. У каждого бизнеса свои особенности, поэтому успешные компании обычно применяют два-три инструмента для разработки курсов.

На отечественном рынке не так много поставщиков таких решений (наиболее известны iSpring Suite и CourseLab). Среди зарубежных аналогов иногда выбирают Articulate, но он подходит для компаний, где бюджет не ограничен. Кроме того, техническая поддержка Articulate находится за рубежом и на русском языке не предоставляется. Это существенно осложняет оперативное решение возникающих вопросов.

Если стоит задача - внедрить дистанционное обучение быстро и с минимальными затратами, выбирайте простые инструменты за разумные деньги. Они не потребуют привлечения технических экспертов, у них интуитивно понятный интерфейс, и ваши HR-специалисты смогут самостоятельно создавать электронные курсы.

Еще проще, когда набор модулей интегрирован с популярными приложениями, которые знает каждый сотрудник, например, пакет Microsoft Office.

Бывает, что в компании уже наработано большое количество образовательных материалов^ их нужно просто «перевести» в электронный формат и предоставить сотрудникам доступ.

Большой плюс - возможность бесплатно протестировать функционал перед покупкой. Тогда вы будете точно знать, что приобретаете качественный инструмент, который соответствует вашим ожиданиям.

Дополнительно стоит узнать, предоставляется ли обучение от разработчика, инструкция или видеоуроки для быстрого знакомства с программным продуктом.

Как оценить трудозатраты

Оценка трудозатрат зависит от целей обучения и напрямую связана с выбором инструментов внедрения, о которых шла речь выше. Если продукт сложный, то и для работы с ним потребуется больше времени и ресурсов.

Вы должны четко представлять результат дистанционного обучения, которого хотите достичь. Чем конкретнее сформулирована цель, тем проще будет к ней идти. Например : к 1 сентября 80 сотрудников производственного отдела в 3 филиалах должны пройти курс по охране труда .

Для измерения трудозатрат важно понять, кто будет создавать и поддерживать учебные материалы в актуальном состоянии, а также оценить количество курсов, которые вы планируете создать. Если вы выбрали простой вариант - с этим справятся ваши сотрудники, а значит, компания сэкономит время и средства.

Быстрый сценарий (задействованы сотрудники компании)

1) HR-специалисты продумывают содержание курса, форму подачи (презентация, видеолекция, игра, диалоговый тренажер и т.д.), подбирают материалы (текст, аудио, видео, изображения).

2) Разработчик (это может быть тот же HR-специалист) оформляет контент в электронный курс.

3) Администратор системы загружает курс в СДО, назначает курсы, а затем собирает статистику по обучению.

Плюсы этого сценария:

Ваши сотрудники смогут передавать друг другу опыт работы с инструментом,

Запуск eLearning не зависит от внешних подрядчиков.

Долгий сценарий (с привлечением команды внешних разработчиков).

1) Постановка задачи внешнему разработчику, погружение его в контекст ситуации.

2) Согласование сроков и заключение договоров.

3) Сбор и передача материалов, обсуждение формы подачи, структуры курса.

4) Разработка курса.

5) Согласование, правки.

В этом случае процесс запуска eLearning может растянуться на год и больше.

Если в штате компании нет профильных IT-специалистов, для обновления курсов придется всякий раз обращаться к внешним разработчикам, а значит - снова тратить время и средства.

Как измерить эффективность системы eLearning

Еще до запуска дистанционного обучения ответьте на вопрос, насколько доступным и полезным получился электронный курс?

Дело в том, что у дистанционного обучения своя специфика. Сотрудники могут проходить курсы в любое удобное время и в любом месте. В этот момент преподаватель может не быть на связи, уточнить детали не получится. Поэтому учебный материал должен быть понятным, структурированным, наглядным и главное – приближенным к практике.

Давайте сотрудникам прикладные знания: как вести себя в ситуации с недовольным клиентом, что нужно знать, чтобы грамотно ответить на вопрос покупателя и т.д.

Как показывает практика, для мониторинга обучения нужно знать всего две вещи: как учится каждый конкретный сотрудник, какие курсы (темы) вызывают наибольший и наименьший интерес.

После обучения оценивайте эффективность комплексно:

  • Собирайте отзывы сотрудников.
  • Сравнивайте достижения тех, кто учится дистанционно и очно.
  • Регулярно проводите срезы знаний.
  • Оценивайте долю успешно завершивших обучение относительно общего числа прошедших курс.
  • Отслеживайте, как меняются успехи сотрудников, улучшаются ли показатели работы (количество закрытых сделок, выполненных проектов и т.д.).

На самом деле формула успеха проста: удобные и качественные инструменты разработки, адекватная оценка целей и результатов обучения, наличие минимального бюджета и ресурсов для старта. Конкуренция возрастает и выиграет та компания, чей персонал владеет актуальными знаниями и постоянно развивается. Начните внедрение eLearning-системы и вскоре вы сможете оценить первые плоды дистанционного обучения.

Юлия Шувалова, директор по развитию компании iSpring