Что такое фонетика правило по русскому языку. есто и способ образования согласных

Определение слова «фонетика» заложено в самом названии, образованном от греческого «фоне» – «звук». Объектом изучения фонетики является звучащая речь, начиная со звуков и заканчивая звучащим текстом. Таким образом, в поле исследовательских интересов фонетики попадают фонемы, ударение в слове и предложении, слогообразование и слогоделение, интонация. Фонетика – раздел лингвистики, изучающий природу, развитие и семантические функции звуковой материи языка.

На первый взгляд может показаться, что фонетика затрагивает только план выражения языка, но это не так. Фонетика не может существовать изолированно от значения, поскольку на любом этапе анализа фонетиста интересует, прежде всего, то, как изучаемые им характеристики единицы выражения влияют на её значение.

Фонетика – одна из основных, возможно, самая фундаментальная отрасль лингвистики. Ни одна лингвистическая теория и практика не могут обойтись без фонетики, ни одно описание языка не будет полным и исчерпывающим без фонетики. Вот почему фонетика стоит на одном уровне по значимости с грамматикой и лексикологией.

2. Разделы фонетики

Существуют несколько аспектов фонетики. Прежде всего, выделяют артикуляторный (физиологический), акустический, перцептивный.

Артикуляторная фонетика – раздел фонетики, занимающийся изучением, описанием и классификацией звуков как результата работы речевых органов, т. е. с точки зрения произнесения звуков. Данный раздел фонетики описывает движение воздуха по речевому тракту, координацию органов речи в процессе произнесения отдельных звуков. Это один из старейших и наиболее полно изученных разделов фонетики.

Акустическая фонетика (фоноакустика) тесно связана с разделом физики – акустикой. Для акустической фонетики важны сведения об акустических характеристиках речевого потока: частоте, силе (интенсивности), времени колебательных движений, порождающих звуковую волну. Акустическая фонетика – самая молодая и быстроразвивающаяся отрасль фонетики. Она представляет особый интерес для научных работ по экспериментальной фонетике и прикладной лингвистике.

Перцептивная фонетика призвана изучать особенности восприятия звуковых единиц. Она исследует функции различных отделов слуховой системы и высшую нервную деятельность в процессе восприятия звуков речи, а также то, какие характеристики определяют принадлежность звука к определенной фонеме, как воспринимаются звуки незнакомого языка, какие звуковые характеристики существенны для субъекта, воспринимающего речь человека, а какие нет (влияние окраски голоса на восприятие, телефонных шумов, ошибок в речи, помех). Перцептивная фонетика представляет значительный интерес для всех изучающих произношение, как для преподавателей, так и для студентов.

В качестве четвертого раздела фонетики выделяется функциональная фонетика (фонология, фонемика в зарубежной литературе). Это раздел фонетики, изучающий функциональный аспект звуковой системы языка, т.е. лингвистические функции гласных и согласных звуков, деления на слоги, ударения, просодических характеристик. Функциональным этот аспект назван благодаря коммуникативной функции, выполняемой языком как важнейшим средством общения и передачи мысли. Функциональный аспект звуковой материи языка также называют социальным, т. к. язык – это социальное явление.

Фонология как раздел фонетики была впервые предложена выдающимся российским филологом польского происхождения И. А. Бодуэном де Куртенэ. Позднее Н.С. Трубецкой провозгласил фонологию самостоятельной лингвистической дисциплиной, изолированной от артикуляторной и акустической фонетики. Эту концепцию разделяют многие зарубежные лингвисты, которые рассматривают материальную форму и функцию звучащих языковых единиц речи изолированно друг от друга. Отечественные филологи считают фонологию разделом фонетики.

Помимо разделов фонетики, описанных выше, существуют другие подразделения фонетики.

Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, устанавливает типы звуков в различных языках и соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц – фонем, а также общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Частная фонетика (дескриптивная фонетика) – это фонетика отдельно взятого изучаемого языка, например, фонетика английского языка. Она изучает произносительную систему и дает описание фонетических единиц конкретного языка.

Лингвисты выделяют также историческую фонетику , чья цель проследить последовательные изменения в фонетической системе конкретного языка (или семьи языков) на различных этапах его исторического развития. Используя лингвистический метод анализа, историческая фонетика анализирует письменные источники и сравнивает различные варианты написания отдельно взятого слова, исследует поэтическую рифму и метрику. Историческая фонетика – часть истории языка.

С исторической фонетикой тесно связана сравнительная фонетика , в фокусе внимания которой находится взаимосвязь фонетических систем двух и более языков, особенно родственных, и выявление соответствий звуковых систем данных языков.

Фонетика подразделяется также на сегментную и сверхсегментную (супрасегментную). Сегмент – кратчайший отрезок звучащей речи. В конкретном звучании это – отдельный звук, в качестве обобщенной единицы фонетической системы языка – фонема. Таким образом, сегментная фонетика – раздел фонетики, изучающий отдельные звуки. Объектом исследования сверхсегментной фонетики являются фонетические единицы большие по протяженности, чем звук: слоги, слова, фразы и тексты.

Фонетика может также быть теоретической и практической (прикладной). Теоретическая фонетика – это обобщенное изложение и лингвистическое объяснение всей системы фонетических средств данного языка.

Практическая фонетика изучает фонетическую систему языка в соответствии с определенным принципом. В своем прикладном статусе практическая фонетика широко используется для постановки произношения и развития навыков ораторского искусства у актеров, певцов, дикторов; в логопедии для лечения многочисленных дефектов и патологических расстройств речи, таких как афазия; в сурдопедагогике для обучения глухих и немых людей.

(от греч. Phone – звук) изучает звуки речи и все, что с ними связано (сочетаемость, образование, изменение и проч.). Соответственно, объект фонетики – это звук. Сами по себе звуки не имеют значения, но они составляют материальную оболочку слова.

На письме звуки передаются буквами. Буква – это условный знак, который служит для обозначения на письме звуков речи. Соотношение букв и звуков в не одинаково: так, 10 букв русского алфавита обозначают гласные звуки (их 6), а 21 буква – согласные (их 36 + 1), причем, буквыьиъзвуков не обозначают вовсе. Например, праздничный – 11 букв и 10 звуков [пра´з"н"ич"ный"], её – 2 буквы и 4 звука [й"ий"о´] и др.

Фонетика русского языка отличается обилием классификаций звуков: глухие / звонкие, твердые / мягкие, ударные / безударные, парные / непарные и др. Но и среди этих «правил» есть свои исключения: например, непарные твердые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ч"], [ш"], [j]), непарные звонкие (сонорные) ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j]) и непарные глухие ([х], [х"], [ц], [ч], [щ]). Их необходимо запомнить, чтобы встреча с ними не казалась грустным и неприятным казусом. Да и запомнить все классификации достаточно сложно, поэтому следует прибегать к помощи фантазии: например, «Л им он – р ай » – все сонорные русского языка, «Ст епк а, х оч еш ь щ ец ? – Ф и! » – все глухие и др.

Говорим мы во многом интуитивно, поэтому при произнесении слов не задумываемся о звуках, которые произносим, и о тех процессах, которые со звуками происходят. Вспомним, например, самые простые фонетические процессы – оглушение, озвончение и ассимиляция по мягкости. Посмотрите, как одна и та же буква – в зависимости от условий произнесения – превращается в разные звуки: с амый – [с а´мый"], с идеть – [c" ид"э´т"], с шить – [ш шыть], с другом – [з друга´м], прось ба – [про´з" ба] и др.

Часто незнание фонетики русского языка приводит к ошибкам в речи. Конечно, в первую очередь это касается слов-ловушек типа метр (единица измерения) и мэтр (выдающийся человек) и слов на запоминание типа ши[н"э ]ль . Кроме того, и достаточно простые слова при их легкости произношения часто создают проблемы при транскрипции: весна – [в"исна´], часы – [ч"исы´] и др. Не будем забывать также о том, что е, ё, ю, я, и (в некоторых случаях) при определенных условиях дают два звука.

Иными словами, знание русской фонетики и умение пользоваться ее механизмами – это не только показатель уровня образования и культуры человека, но и весьма полезные знания, которые пригодятся в школе и могут пригодиться во внешкольной жизни.

Успехов в изучении русской фонетики!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Когда-то давно на уроках русского языка в школе, еще в младших классах, все мы старательно артикулировали под бдительным руководством учительницы: округляли или сжимали губы, приставляли язычок к небу или толкали им зубы… Мы учились различные звуки. А потом нам объясняли и другие правила из раздела фонетики. Мы выросли, правила забылись. Кто помнит сейчас примеры озвончения согласных и как оно вообще происходит?

Что такое фонетика

Слово «фонетика» происходит от греческого «звук». Это название одного из разделов языка, который изучает звуки, их строение, а также интонацию, ударение и слоги. Звуки важно отличать от букв - первых существует более сотни, вторых в русском алфавите, как известно, тридцать три. Изучение фонетики включает в себя две стороны: артикуляционную (способы образования звуков) и акустическую (физические характеристики каждого звука).

Разделы фонетики

Дисциплина состоит из пяти частей:

  1. Фонетика - изучает, как уже сказано, сами звуки и их признаки.
  2. Фонология - исследует фонемы. Фонемой называется минимальная звуковая единица, позволяющая отличить одно слово от другого (например, в словах «луг» и «лук» фонемы «г» и «к» помогают понять разницу между ними).
  3. Орфоэпия - изучает произношение, в том числе нормы правильного литературного произношения.
  4. Графика - исследует соотношение букв и звуков.
  5. Орфография - изучает правописание.

Основные понятия фонетики русского языка

Самое главное в данной дисциплине - звуки. У них нет никакого значения (в отличие от целых слов), но они помогают отличать друг от друга разные слова и формы слова: пел - пил, дом - дома - домой и так далее. На бумаге для обозначения звуков используются это называется транскрипцией.

Звуки бывают Первых всего десять, их произносить легче, чем согласные: воздух спокойно проникает через рот. Гласные можно растягивать, выкрикивать, пропевать. Когда артисты поют, они тянут как раз эти звуки. Именно от их количества зависит, сколько слогов в слове. А бывают слова, состоящие исключительно из гласных (например, союзы или предлоги).

Согласных - 21, при их выговаривании воздух наталкивается на препятствие: либо в виде щели, либо в виде смыкания. Это два способа образования согласных звуков. Щель получается при приближении языка к зубам. Так произносятся звуки «с», «з», «ж», «ш». Это шумные звуки, они издают шипение либо свист. Второй способ - это когда смыкаются губы. Такие звуки не растянешь, они резкие, короткие. Это «п», «б», «г», «к» и прочие. Зато они очень чувствуются.

Так же, как и по твердости и мягкости, согласные могут составлять пары по звонкости и глухости. Отличить их просто: звонкие произносятся звонко, глухие - глухо. Это такие пары, как «б» - звонкая, и «п» - глухая; «д» - звонкая, и «т» - глухая. Всего подобных комбинаций шесть. Есть, кроме того, пять согласных, у которых отсутствует пара. Они всегда остаются звонкими. Это «л», «м», «н», «р» и «й».

Складываясь в различные слова, составляя фразы, звуки приобретают множество свойств. Такое, например, как озвончение и оглушение согласных. Как же оно происходит?

Озвончение согласных: примеры

Пять вышеуказанных букв (й, л, м, н, р) данным свойством не обладают. Очень важно запомнить это! Озвончение согласного звука может произойти, только если звук этот - парный.

Глухой согласный может стать звонким по парности в некоторых случаях. Основное условие - он должен находиться непосредственно до звонкого звука (именно до, не после!).

Итак, озвончение глухого согласного случается на стыке морфем. Морфема - это часть слова (существуют корень, приставка, суффикс, окончание; выделяют еще постфиксы и префиксы, но они не настолько важны). Таким образом, на стыке приставки и корня либо корня и суффикса возможен процесс озвончения. Между суффиксом и окончанием такого не бывает, поскольку окончание, как правило, состоит из гласных звуков. Примеры озвончения согласных в этом случае следующие: сделка («с» - приставка, глухой звук, корень «дел» начинается со звонкого «д», поэтому происходит ассимиляция, то есть уподобление. Вслух мы произносим это слово как «зделка»), косьба (корень «кос» заканчивается на глухой звук «с» - мягкий знак в расчет не берется, за ним стоит звонкий суффикс «б» - вновь происходит ассимиляция, и слово это произносится как «козьба») и так далее.

Слова с озвончением согласных встречаются также на стыке самостоятельного слова и частицы (частицы - служебные слова: же, бы, не, ни, ли и так далее). Хоть бы (произносится вслух «ходьбы»), как бы (произносится «кагбы») и прочие комбинации - это все случаи озвончения.

Наконец, примерами озвончения согласных могут служить такие ситуации, когда нужные звуки находятся на стыке самостоятельного слова и предлога (предлог - служебная часть речь, помогает связывать слова в предложения: в, к, при, под, на и другие): к бане (произносим «гбане»), от дома (говорим «оддома») и так далее.

Оглушение согласных: примеры

Как и в случае с озвончением, оглушение происходит только при наличии парных звуков. В такой ситуации звонкий согласный должен стоять впереди глухого.

Обычно такое случается в финале слова, если оканчивается оно на согласный: хлеб («хлеп»), мед («мет»), принести много стульев («стульеф») и так далее. Также оглушение происходит, если в середине слова (как правило, это соединение корня и суффикса) встречается сочетание «звонкий плюс глухой». Например: похлебка («хлеб» - корень, оканчивается на звонкую «б», «к» - глухой суффикс, на выходе произносим слово «похлепка»), сказка (корень «каз» оканчивается на звонкую «з», «к» - глухой суффикс, в сумме получаем «скаска»).

Третий вариант, когда встречается оглушение согласного звука - также на стыке слова и предлога: под потолком (потпотолком), над тобой (наттобой) и прочие. Это свойство русского языка особенно тяжко дается школьникам, которые действуют по методу «как слышим, так и пишем».

А как у других?

Самый распространенный в мире язык - английский - имеет свои особенности в фонетике, как и любой другой язык. От русской фонетики британскую отличает следующее:

  1. В России гласные не делятся на долгие и краткие, а в Англии - делятся.
  2. Согласные в английском язык всегда произносятся твердо, а в русском могут смягчаться.
  3. Английские согласные никогда не оглушаются, потому что это может поменять смысл целого слова.

Неважно, школьник ты или взрослый, но если ты живешь в России, ты должен уметь правильно выражать свои мысли и знать особенности родного языка. Ведь наш язык - наше богатство!

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

Основная форма существования языка – звуковая, письменная форма вторична.

Письменность – исторически конкретная форма фиксации звучащей речи и прямого отношения к сущности языка не имеет. В общем виде фонетику можно определить как уровень языка, отражающий его звуковую сторону (и соответственно -науку о нем).

ФОНЕТИКА (греч. phonetikos «звуковой, голосовой», phone «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Существуют различные определения предмета фонетики : одни ученые предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский), другие ученые в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин, А.А. Гвоздев, Л.Л. Касаткин, М.В. .Панов); способы обозначения на письме звуковых единиц (графика) + правила написания значимых единиц (Щерба).

Фонетика изучает систему звуков, их закономерные чередования в потоке речи, ударение, его виды, интонацию, членение звукового потока на слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке.

Фонетика как уровень языка обладает следующими функциями : 1) основные - конституирующая (строительная) и, напротив, дифференцирующая (смыслоразличительная); последняя является главной, так как именно она отвечает за основной принцип речи - членораздельность; 2) дополнительные - символическая (приобретение звуком смысловой значимости в поэзии, к примеру) и эстетическая.
Виды фонетики.

В зависимости от предмета и задач фонетики различают общую фонетику и частную.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Частная фонетика то же самое, только в пределах одного языка.

С точки зрения подхода:

Синхронная (описательная)

Диахронная (историческая) (dia – сквозь, через)
Описательная фонетика (СФ) исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Источником СФ явл. живой звучащий язык.

ДФ изучает звуковую сторону языка в ее историческом развитии.

Сопоставительная фонетика устанавливает сходства и различия в фонетическом строе разных языков.
Экспериментальная фонетика (инструментальная) является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами:

Непосредственное наблюдение (при помощи различных приборов)

Самонаблюдение

Ученик Б.де Куртенэ – В.А. Богородецкий первым в мире создал экспериментальную лабораторию при Казанском универе в 1884 г.

В Париже создана в 1886 г.

В 1899 г. С.К. Булич создает такую же лаборатория в Петерб. Универе. В 1909 г. Л.Н. Щерба.

Такая лаборатория сейчас создана в РАН.

Основные методы фонетических исследований.

1. Палатография (palatum – нёба) (статистическая и динамическая).

При помощи этого метода устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании.

2. Рентгенография позволяет увидеть положение органов речи и их движение.

3. Осциллография позволяет определить длительность, силу и интенсивность звуков.

4. Глотография (греч. gloto – горло, язык) – электронный прибор для регистрации работы голосовых связок.

5. Ларингоскоп: для изучения работы гортани

6. ЭВМ с 80-х гг.

7. Анкеты, вопросники и тд – социофонетика.

Разделы фонетики.

1. Собственно фонетика – изучает общие вопросы звуковой организации языка (артикул.-акустич. св-ва зв. и тд.)

2. Фонология – изучение звуковой природы языка в ее функциональной значимости.

3. Акцентология – изучает вопросы ударения.

4. Интоналогия (лат. intonare – громко произносить) – изучение общих и частных интонаций.

5. Силлабика (греч. syllabe – слог) – изучает природу слога и проблему слогоделения.

6. Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos - речь) – изучает нормативное произношение.

Связь фонетики с другими дисциплинами. Прикладное значение фонетики.

Связь фонетики с другими науками.

Среди всех лингвистических дисциплин только фонетика изучает план выражения языкового знака. Звуковая сторона автономна и развивается по своим законам – это дает фонетике право на самостоятельное существование.

Фонетика напрямую связана с орфографией : Фонетика формулирует правила произношения отдельных звуков и их групп, изучает и устанавливает правила взаимоотношения фонемы и графемы, их соответствие:

Например: [p] → p: p en

→ pp: happ y

→ gh: hiccough /hiccup

→ графема присутствует, но звука нет: pn eumonia

Фонетика связана с грамматикой

  1. через правила чтения.

Чтение окончаний существительных во мн. числе: основа +S = [s] / [z] /

Чтение окончаний правильных глаголов в прошедшем времени: основа +ed = [t] / [d] /

  1. чередование фонем (гласных или согласных) при образовании множественного числа существительных и временных форм неправильных глаголов.

foo t – fee t –

si ng – sa ng – su ng [i] – [æ] – [Λ]

leaf – leav es [f] – [v]

bath – bath s [θ] – [ð]

  1. через интонацию.

Интонация помогает определить логический предикат предложения.

‘He came home. (Who?)

He ‘came home. (Did he come?)

He came ‘home. (Where?)

Фонетика связана с лексикологией

  1. только ударение различает грамматическую категорию и значение слова:

‘object (предмет) - to ob’ject (не одобрять)

‘abstract (реферат) - to ab’stract (извлекать)

  1. сложные слова и сочетания слов различаются ударением:

‘bluebottle – василек и ‘blue ‘bottle – синяя бутылка; ‘blackbird – черный дрозд и ‘black ‘bird – черная птица

  1. омографы – слова с одинаковым написанием, но разным произношением. Благодаря произношению можно определить их лексическое значение.

Wind - ветер / – виток

Bow - лук / – поклон

Tear - разрыв / – слеза

Фонетика связана со стилистикой через интонацию и ее компоненты: ритм, паузу, мелодику, а также через такие явления как рифма, аллитерация, которые основываются на повторяемости звуков. Например, повторение звука [m] в стихотворении создает настроение веселья (merriment):

There are twelve months in all the year,

As I hear many men say,

But the merriest month in all the year

Is the merry month of May.

Еще одно стилистическое средство, иллюстрирующее связь с фонетикой, носит название ономатопея. Сюда относятся слова, условно передающие природные звуки или крики животных:

Bow-wow, says the dog;

Mew-mew, says the cat;

Grunt-grunt, goes the hog;

And squeak, goes the rat.

Из нелингвистических наук, изучающих звуковую сторону языка, фонетика связана с акустикой, физиологией, анатомией . Но фонетика изучает лингвистическую сущность звуковых явлений (т.е. какую функцию они выполняют в речи).

Фонетика связана с медициной и психологией при лечении люди с патологией речи.

Фонетика связана с социальными науками.

Социофонетика изучает взаимодействие произношения и общества, изменение фонетических структур в соответствии с разными социальными функциями.

Кто (мужчина / женщина, пожилой / молодой, городской / сельский …)

как (ласково, с угрозой, спокойно …)

используя какие фонетические средства

кому (другу, начальнику, незнакомцу …)

когда (на работе, дома...)

и почему (чтобы убедить, попросить …)

говорит .

Фонетика связана с рядом технических дисциплин . Прежде всего, это экспериментальная фонетика – построить прибор, провести исследования, подсчитать результат.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИКИ. Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.