Что такое смех? Как же узнать характер человека по его смеху.

Статья С. Амаланова 2015 год.

Почему человек смеётся? Какова природа такой необычной реакции организма? Этот вопрос всегда интересовал людей.

Почему мы смеёмся?

Учёные западных стран, получают большую заработную плату за исследование смеха — как реакции человека. По всей видимости, зарплата настолько велика, что они не слишком торопятся разобраться, и дать вполне определённый ответ.

Только в этой статье, впервые вы сможете узнать: в чём причина такой своеобразной реакции нашего организма, почему, зачем и для чего человек смеётся. Ещё пока ни один учёный не смог объяснить смысл и значение смеха. Учёные долго изучали эту реакцию организма, и даже обнаружили, что животные, так же как и человек могут смеяться. В этой статье будет объяснено назначение реакции организма, то есть выяснена причина смеха.

Если мы видим знакомого человека, который смеётся, мы как правило, обязательно спросим его: «Почему смеёшься ?».

Для начала, перед тем как объяснить значение смеха для организма человека, выясним саму причину, которые заставляют человека смеяться. Если мы смотрим, например комедийный фильм, и видим какое-нибудь нелогичное (неправильное) действие персонажа, возможно неловкое падение, это может вызвать у нас смех. Но почему люди смеются? Но, если мы видим реальную угрозу здоровью, или боль другого человека, упавшего в действительности, то этот момент не буде казаться смешным. У ребёнка, смех может вызвать, если мы спрячемся (закроем руками лицо), и вдруг неожиданно покажемся. Если человек испугался какой-нибудь неожиданности, а потом понял, что это не представляет опасности, то он тоже может рассмеяться над ситуацией. Когда мы слышим анекдот, или смешную историю, в которой описаны нелогичные действия, или неожиданные ситуации, то это так же может показаться нам смешным. Если один человек пародирует другого, в точности копируя его действия, слова и т. д., то неожиданно для себя узнавая пародируемого им человека, мы можем тоже засмеяться. Неожиданное прикосновение, «щекотка» — тоже вызывает смех. Но, если человек попробует пощекотать себя сам, то это не заставит его смеяться. В этом случае отсутствует главное – эффект неожиданности .

Почему человек смеётся без причины?

На самом деле, без причины в этом мире ничего не бывает. Причиной различных реакций нашего организма, является в частности, состояние сознания, в котором находится человек. Если человек смеётся без видимой для окружающих причины, он в своём уме «прокручивает» ещё раз ту неожиданную ситуацию, которая заставила его смеяться. Мы можем сами вспомнить смешной эпизод, свидетелем которого стали в прошлом. И, если человек находится в нормальном расположении духа, это заставит его улыбаться, или смеяться.

Почему взрослый человек, или ребёнок, часто смеётся во сне (вслух)?

Во сне, когда человек видит сновидения, его ум — работает . В своих сновидениях, он может видеть приятные моменты, или людей, которые доставляют ему радость. Это особенно часто бывает у ребёнка, который во сне смеётся. Он в это время может видеть во сне своих родителей, которые с ним играют.Все неожиданные действия, которые человек наблюдает во сне, также могут заставить человека смеяться.

Подведём промежуточный итог.

Смех могут вызывать – неожиданные, нелогичные ситуации или действия кого-либо, но при условии, если при этом отсутствует непосредственная опасность или другая угроза.

Но почему наш организм на эффект неожиданности, реагирует в виде такой «своеобразной» форме, которую мы называем смехом?

Пытаясь ответить на вопрос: «Почему люди смеются?», учёные длительное время изучавшие животных, обнаружили, что смех, как выражение эмоций, присутствует и в животном мире. Характерные для смеха звуки, с прерывистым дыханием, издают шимпанзе, и другие приматы. Учёные из университета штата Вашингтон, изучали крыс. И обнаружили, что смех присущ даже этим животным. Они, щекотали крыс (крысам это нравилось), и записывали на прибор издаваемые ими звуки. Крысы издавали характерные для смеха, прерывистые звуки, на частоте около 50 килогерц (ультра звук), которые не слышны человеку (человек воспринимает до 24 килогерц). Не случайно «ржанием» называют голосовую эмоцию лошади. Ржание, действительно чем-то похоже на смех некоторых людей. Лошади выражают, таким образом, свою эмоцию к хозяину, либо к особи противоположного пола. Подобное, можно сказать, когда «блеют» козы, овцы. Учёные, которые длительное время изучают животных, не могут прийти к заключению о смысле и значении смеха. Ошибка зоологов состоит в том, что смех животных, они рассматривают — как отдельное проявление положительных эмоций. В то время, если пытаться дать объективный ответ, необходимо рассматривать жизнь живого организма – в целом. Только исходя из необходимости этой реакции организма мы можем разгадать значение смеха. Это мы и попробуем сделать.

Суть, и главная задача любого живого организма, состоит в том, что бы обеспечить своё выживание в среде обитания. Рассматривать значение смеха нужно именно из этой главной задачи каждого организма — ВЫЖИВАНИЯ. Любой орган животного, как и любое его действие, имеет один общий критерий – НЕОБХОДИМОСТИ! Именно от этого, и нужно отталкиваться. Если мы вспомним известные моменты поведения животных, то мы заметим, что в момент опасности, многие стайные и стадные животные издают такие же звуки, какие они издают, когда выражают свои положительные эмоции. Выяснив значения ржания лошади, мы сможем продвинуться к ответу на вопрос о значении смеха. Лошади «ржут» и в момент опасности, неожиданного испуга, и в моменты активной игры со своими сородичами. Козы, овцы делают тоже самое, в этих случаях. Шимпанзе и другие приматы, громким, резкими звуками, похожими на смех, оповещают об опасности своих сородичей, и выражают радость при приветствии друг друга, только тише. Именно в этом выражается значение животного «смеха». То же самое, можно сказать о «смехе» гиены. Собака будет лаять, как во время опасности, так и во время игры с ней, в моменты, когда хозяин хочет неожиданно, играючи схватить её.

Теперь, необходимо сделать важный вывод.

Животные в моменты неожиданно возникшей опасной ситуации (испуга), и в моменты неожиданно возникшей ситуации в процессе игры, проявляют одну и ту же характерную эмоцию, с той лишь разницей, что в момент неожиданно возникшей опасности, эта эмоция проявляется в более выраженном виде.

Для того чтобы понять почему смеётся человек, необходимо прояснить функциональное значение такого поведения, которое можно назвать «животным смехом». Выявим основные особенности такого проявления эмоций.

Первой общей чертой является – демонстрация зубов, во время прерывистых звуков, для того, чтобы «напугать» потенциального врага. Это непосредственное значение «животного смеха». Можно заметить, что поведение напоминающее смех, характерно только для стайных, и стадных животных. Поэтому логично сделать вывод, что прерывистые звуки животных, произносимые ими в момент неожиданно возникшей опасной ситуации, это – оповещение о неожиданной опасности своих сородичей. Причиной таких прерывистых звуков, являются резкие сократительные движения диафрагмы – мышцы, основная функция которой обеспечивать дыхательные движения. Для выяснения функционального значения смеха, необходимо более подробно рассмотреть процессы, происходящие в организме, во время отрывистых сократительных движений диафрагмы. Такие прерывистые сокращения диафрагмы, способствуют оттоку крови от органов брюшной полости и притоку ее к сердцу. Что значительно активизирует кровообращение. Резкие сокращения диафрагмы, приводят к резким толчковым повышениям давления в брюшине и во внутренних органах, расположенных в брюшной полости. Среди таких органов, есть надпочечники. Надпочечники вырабатывают гормоны, которые играют важную роль в адаптации организма к неблагоприятным, стрессовым условиям (подробнее можно почитать в Википедии). Так вот, при резких сокращениях диафрагмы, происходят резкие повышения давления в надпочечниках, и активный выброс таких гормонов в кровеносную систему. Резкое повышение гормонов в крови, мобилизует животного к активным действиям. Повышение давления, обезболивающий эффект, активное расщепление глюкозы активизация нервных импульсов и т.д. Исходя из этих процессов, мы можем составить определённую функциональную характеристику значению смеха.

Таким образом, мы выяснили, что причиной для типичного эмоционального поведения животных, является моменты неожиданного возникновения опасной ситуации, либо моменты неожиданной ситуации в других активных (игровых) действиях.

Сначала мозг реагирует на внезапно возникшую ситуацию характерным рефлекторным поведением. Такая реакция, необходима для осуществления такого основного принципа любого организма (и сообщества организмов) как — выживание . А то, что неожиданная ситуация возникла, в следствие опасности, или же неожиданной ситуации, например в игре, — всё это будет являться лишь сопутствующими обстоятельствами возникновения неожиданной ситуации. Реакция мозга и организма – это реакция на неожиданность, внезапность, а не на сопутствующие обстоятельства при этом. Таким образом функциональное значение смеха мы определили. Но есть одна «нестыковка» в наших рассуждениях о смехе и его значении.

Но в смехе человека, и подобном поведении у животных, есть существенная разница. У человека, смех проявляется исключительно во время возникшей неожиданности (нелогичности) в непринуждённой обстановке, не связанной с опасностью или тем более с угрозой жизни. В то время как животные наиболее выражено проявляют подобное поведение именно во время неожиданно возникшей опасности. И функциональное значение смеха в такой ситуации теряет свой смысл. Разберёмся в этом противоречии.

Жизнь человека принципиально отличается от жизни животного. Человек, как более разумное существо, может организовать свою жизнь таким образом, что бы максимально обеспечить свою безопасность, и практически исключить прямые угрозы его жизни. Следовательно, все неожиданные (и нелогичные) ситуации, у человека перестали быть непосредственно связаным с прямой угрозой его жизни. Более того, владея языком, он может специально инициировать подобные ситуации, что бы стимулировать у собеседника реакцию смеха (не задумываясь над истинным его предназначением). В надпочечниках синтезируется гормон «энкефалин» относящийся к так называемым «опиоидным пептидам», которые обладают морфиноподобным действием. Во время неожиданно возникшей опасности, они действуют как обезболивающее, необходимое в случае получения ран в схватке с врагом. Но человек, даже не зная об этом, научился «использовать» смех для резкого вбрасывания в кровь этого гормона (в моменты резких сокращений диафрагмы и повышения внутри брюшного давления во время смеха). Таким образом, в виду более безопасной и непринуждённой жизни, все неожиданные ситуации, стимулирующие смех, у человека возникают в безопасные моменты жизни , и полностью стали ассоциироваться с приятным времяпровождением. Другими словами, человек научился «использовать» такую реакцию организма как смех – в своих «развлекательных» целях. Кстати говоря, нечто подобное произошло и с половой функцией, предназначенной исключительно для размножения.

После проанализированных причин, и физиологических процессов, возникающих во время смеха, мы можем точно дать ответ на вопрос: «Почему человек смеётся?»

Смех — это резкий выброс гормонов, которые стимулируют и мобилизуют организм к активным действиям в моменты неожиданно возникшей опасности. Именно в этом и заключается изначальное функциональное значение смеха. Помимо этого физиологического значения, есть ещё и социальное назначение смеха. Оно выражается в оповещении других членов сообщества об опасности. А так же, демонстрации зубов — как потенциального средства отражения возможного нападения вероятного противника.

Подведём окончательный итог.

Смех – это реакция организма на внезапно возникшую неожиданную ситуацию.

Значение смеха, то есть его цель — обеспечить максимально возможное выживание в экстремальной ситуации ситуации.

Принцип осуществления:

  1. Оповещение других членов сообщества.
  2. Резкие сокращения диафрагмы, приводят к выбросу в кровеносную систему гормонов, необходимых для активизации всех жизненных функций организма.

Смех расслабляет человека, благоприятно действует на психику. Сдержанный человек смеется редко, обычно ограничиваясь скупой улыбкой. Больные люди тоже смеются нечасто. В этой статье мы расскажем о том, как по смеху определить характер человека.

Виды смеха и характер

  • Громкий здоровый смех - признак хорошего здоровья, силы, открытой натуры. Такие люди очень дружелюбны, не боятся трудностей в жизни.
  • Беззвучный смех - признак хищности, расчетливости, осторожности и скрытности, от которой нередко сами больше всех и страдают.
  • Очень короткий, негромкий смех - свидетельство большого ума, силы, воли, замкнутости. Такие люди часто бывают хорошими рассказчиками, профессиональными спортсменами, легко справляющимися с большими нагрузками.
  • Шипящий смех - признак злобного нрава, скрытности, злопамятности, завистливости. Такие люди обижают слабых, любят смеяться над душевнобольными. Редко принимают участие в общей беседе, с большим удовольствием наблюдают со стороны за другими.
  • Узнать характер по смеху не сложно. Так, смех, заканчивающийся вздохом, свидетельствует о слабой воле, склонности к истерии, психопатии, подверженности резким перепадам настроения, часто после смеха сразу следуют слезы.
  • Смех от души говорит о веселости, хорошем характере. Смех до слез, до хрипа - это самый хороший, здоровый смех, снимающий любое нервное напряжение.
  • Отрывистый смех обычно бывает у нервных людей с неровным, неспокойным характером.
  • Тихий, мягкий смех у мягких людей со слабой волей. Чаще всего такие люди рождаются в марте, они уступчивы и бесхарактерны.
  • Как по грубому смеху определить характер человека? Такой смех - признак эгоизма, грубости, властности, животной натуры. Такие люди чаще всего рождаются в декабре. Нередко такие люди смеются наедине сами с собой.

Как смех влияет на человека

Сдержанный, подавленный смех: говорит о том, что такого человека нелегко вывести из себя, а если выведете, то остерегайтесь последствий. Если такой человек влюбляется, то сильно, безрассудно, пускаясь во все тяжкие. Такие люди - воплощение надежности, однако им самим необходимо чувствовать рядом сильное и надежное плечо.

«Декабрьские» люди - слишком сдержанны, и скупая улыбка на их лице может расцениваться как неудержимый смех. Таких людей очень легко вывести из равновесия, но зато они быстро отходят и никому не могут принести вреда. Просто портят себе нервы.

«Летние» - смешливые, обладают искрометным чувством юмора, насмешники, с иронией относятся ко всем ситуациям. «Осенние», а особенно «ноябрьские», саркастичны, не любят глупых людей и безжалостно ставят их на место. С их лица не сходит улыбка, и понять их настроение очень трудно. Рассмешить их самих нелегко, они тонкие ценители юмора. Они сосредоточены на своих проблемах, хотя очень отзывчивы к неприятностям других. Смех, юмор помогают им преодолеть все жизненные неприятности.

Человек смеется с упоением, откидывается назад, закрывает глаза и смеется с открытым ртом, так, что можно видеть его нёбо. Как узнать характер по смеху? Такой человек умеет наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, но в сексуальных отношениях весьма умерен и женщина ему нужна только тогда, когда нужно с кем-то разделить свои заботы. Их больше интересуют умственные способности партнера, степень остроумия. «Мартовские» - не умеют сами отпускать шутки, но искренне смеются, когда шутят другие. Они необидчивые, не реагируют на насмешки, не боятся подшучивания.

Такие люди весьма неординарные, могут найти смешное даже в том, что другим кажется совершенно не смешным. Своим смехом способны заражать окружающих.

Человек хохочет с открытым ртом, от всей души, до слез; открытый человек, жизнь сама по себе доставляет ему удовольствие. Еда, выпивка, любовь - все ему в сладость. Это - идеальные спутники во время отдыха, но в повседневной жизни такие люди бывают сложными. Они рождены для развлечений, для праздной жизни. Любые осложнения вводят их в состояние депрессии. Они бывают грубы, неприветливы, когда их касаются жизненные неприятности. Такие люди не воспринимают шуток в свой адрес, не терпят критики, особенно это касается «декабрьских». У них всегда дежурная улыбка на устах, но понять их внутреннее содержание трудно. Они саркастичны, любят посмеиваться над другими, но над ними смеяться опасно. Очень раздражительны, вспыльчивы. Смешные истории про других их веселят, они не упустят возможность проявить свое чувство юмора.

Человек загадочно улыбается: такие люди выглядят достаточно импозантно, но - всегда себе иа уме. Если во время улыбки приподнят правый угол рта - такой человек хитер, авантюристичен, а может быть, и неисправимый лгун. «Сентябрьский» - никогда не смеется по пустякам, у него смех строгий, не допускающий насмешек в свой адрес. Такой человек слишком чувствительный, боится критики и насмешек. Слишком расчетливый, даже смеется тогда, когда считает нужным. Прекрасно приспосабливаются к любым обстоятельствам, могут быть льстивыми, угодливыми, ехидными. С теми, кто им не импонирует, они не церемонятся, а если и улыбаются, то сквозь зубы. Человек с таким характером любит подсмеиваться над коллегами, которые им неугодны. Сложно строят свою личную жизнь, отношения в коллективе. У них нет чувства меры, если они острят, то совершенно не задумываются о том, что больно ранят чье-то самолюбие. В семье они неуживчивы, не терпят любого рода возражений от членов семьи, стремятся верховодить всеми. Очень вспыльчивы, могут взорваться из-за пустяка. Многие из таких людей не могут устроить свою личную жизнь, долго не обзаводятся семьей. Спутника жизни подбирают тщательно, но потом могут не иметь проблем с совместимостью с супругом или супругой.

Человек с сердечной, открытой улыбкой. Мило улыбается левой половинкой рта: такой человек имеет искренний, доброжелательный, честный характер. Он порядочный в отношениях. Нередко это люди, рожденные в августе. Они участливы, милосердны, всегда готовы помочь ближнему. Обладают тонким чувством юмора, не обижаются над подшучиванием других, незлопамятны. Смех помогает им преодолеть все неприятности. Любят театр, цирк. «Апрельские, майские и июньские» - очень обаятельны, привлекательны для противоположного пола. Смеются от всей души, взахлеб, если действительно смешно, и саркастически улыбаются, если шутка злобная. Умеют развеселить тех, у кого плохое настроение, веселы и жизнелюбивы.

Человек смеется эмоционально, хлопает себя ладонями по коленям, подпрыгивает от смеха. Как узнать характер по смеху? Такой человек всеми силами стремится быть в центре всеобщего внимания и очень злится, если ему это не удается. Обычно это «декабрьские, февральские» или рождены во второй половине ноября. Они эгоистичны, хотя всеми силами стремятся доказать обратное. Им нравится быть у всех на слуху, даже если говорят о них не слишком лестно. Главное - внимание, безразличие их удручает больше. Не в каждом обществе могут быть принятыми, в таких случаях они незаметно исчезают. Любят посещать различные развлекательные мероприятия, стараются быть их организаторами. Скупы, скрытны, но умеют выудить из других все необходимые для себя сведения. Однако близкие многое им прощают, забавляются их манерой смеяться и заражать весельем других. Если не быть слишком пристрастными к таким людям, то можно хорошо провести время в их обществе.

Теперь вы знаете о том, как по смеху определить характер человека.

Смех - это рефлекс, у которого, кажется, нет никакой биологической цели, но он часто помогает избавляться от одиночества, смягчать агрессию, побеждать в спорах, быстро определять, кто «свой», и даже решать проблему неравенства. Ученый Стивен Пинкер, который занимается экспериментальной психологией и когнитивными науками, собрал разные идеи и исследования, посвященные юмору, и описал природу смеха. T&P публикуют главу из его книги «Как работает мозг» , которая вышла на русском языке в издательстве «Кучково поле» .

Что тут смешного?

Вот как описывает проблему юмора Артур Кестлер: «Какую ценность для выживания представляет непроизвольное одновременное сокращение 15 лицевых мышц в сочетании с определенными звуками, зачастую неудержимыми? Смех - это рефлекс, но рефлекс уникальный тем, что он не служит никакой явной биологической цели; его можно назвать рефлексом-роскошью. Его единственная практическая функция, насколько можно судить, состоит в том, чтобы принести временное облегчение от бремени утилитарности. С эволюционной точки зрения там, где появляется смех, в скучную Вселенную, управляемую законами термодинамики и выживания сильнейшего, закрадывается элемент легкомысленности.

Этот парадокс можно сформулировать иначе. Нам кажется вполне рациональным, что яркий свет, бьющий прямо в глаз, заставляет зрачок сжиматься, или что воткнувшаяся в ногу булавка заставляет немедленно отдернуть ногу - потому что и «стимул», и «реакция» находятся на одном и том же физиологическом уровне. Однако факт того, что сложная мысленная деятельность вроде прочитывания страницы из работы Тербера должна вызывать специфическую моторную реакцию на рефлекторном уровне, - односторонний феномен, который озадачивал философов еще с античных времен».

Теперь постараемся свести воедино основные нити из рассуждений Кестлера, из более поздних идей эволюционной психологии и из исследований, посвященных собственно юмору и смеху.

Смех, как отмечает Кестлер, - это непроизвольные звуки. Как знает любой школьный учитель, он отвлекает внимание от говорящего и мешает продолжать. Кроме того, смех заразителен. Психолог Роберт Провайн, исследовавший этологию смеха у людей, установил, что люди смеются в тридцать раз чаще, когда они находятся рядом с другими людьми, чем когда они в одиночестве. Даже когда люди смеются наедине с собой, они нередко представляют, что рядом с ними другие люди - они читают текст, написанный другим человеком, слышат его голос по радио или видят его по телевизору. Люди смеются, когда слышат смех; именно поэтому в телевизионных комедиях используются аудиозаписи смеха, чтобы компенсировать отсутствие живой аудитории. (Предшественником этого явления была барабанная дробь или удар по ободку барабана после шутки одного из комедиантов в водевиле.)

Все это приводит к двум выводам. Во-первых, смех выражается с помощью звуков не потому, что он представляет собой высвобождение накопившейся эмоциональной энергии, а потому, что так его могут слышать другие; это форма коммуникации. Во-вторых, смех является непроизвольным по той же причине, по которой непроизвольный характер носят другие проявления эмоций. Мозг делает честную, непритворную и довольно дорогостоящую рекламу психического состояния, передавая контроль от систем вычисления, отвечающих за произвольные действия, движущим элементам нижнего уровня, отвечающим за материальную часть человеческого тела. Как и в случае проявления злобы, сочувствия, стыда или страха, мозг идет на те же самые шаги, чтобы убедить аудиторию в том, что внутреннее состояние человека является искренним, а не поддельным.

По-видимому, у других видов приматов есть аналоги смеха. Социобиолог Иренеус Эйбль-Эйбесфельдт слышит ритмичные звуки смеха в «окрикивании», которое издают обезьяны, когда собираются в группу, чтобы запугать или атаковать общего врага. Шимпанзе издают другой звук, который приматологи описывают как смех. Это придыхательный звук, который произносится и на выдохе, и на вдохе, и он больше напоминает храп, чем «ха-ха-ха», из которого состоит человеческий смех. (Не исключено, что у шимпанзе существуют и другие разновидности смеха.) Шимпанзе «смеются», когда щекочут друг друга, прямо как дети. Щекотание заключается в том, чтобы дотронуться до уязвимых частей тела, притворяясь, что нападаешь. Многие приматы и дети во всех человеческих сообществах затевают потасовки, во время которых тренируются драться по-настоящему. Драка понарошку - это всегда дилемма для ее участников: потасовка должна быть достаточно реалистичной, чтобы предоставить полезную возможность потренировать навыки защиты и наступления, однако каждая из сторон должна показать другой, что это нападение понарошку, дабы драка не переросла во что-то более серьезное и никто не пострадал. Смех шимпанзе и другие «игровые лица» у приматов сформировались как сигнал, что драка затеяна, как говорится, в шутку. Итак, у нас есть два варианта прототипа смеха: сигнал коллективной агрессии и сигнал притворной агрессии. Одно не исключает другого, и оба варианта в совокупности могут помочь пролить свет на суть смеха у людей.

Юмор нередко представляет собой разновидность агрессии. Когда над тобой смеются, это неприятно и воспринимается как нападение. В основе многих комедий лежат грубый фарс и оскорбительные шутки, а в менее изысканной обстановке - в том числе, в сообществах охотников-собирателей, где происходила наша эволюция, - юмор может быть откровенно садистским. Дети часто смеются до истерики, если другому ребенку больно или с ним случилась неприятность. То же самое мы находим и во многих публикациях, посвященных юмору среди охотников-собирателей. Когда антрополог Реймонд Хеймс жил с племенем екуана в дождевых лесах Амазонии, он однажды ударился головой о перекладину у входа в хижину и упал, скорчившись от боли и обливаясь кровью. Свидетели этого происшествия просто тряслись от смеха. Нельзя сказать, что мы сильно отличаемся от них. В былые времена в Англии публичная казнь была событием, на которое можно было прийти всей семьей и вдоволь посмеяться над осужденным, пока его будут вести к виселице и казнить. В книге «1984» Оруэлл представил в виде отрывка из дневника Уинстона Смита сатирическое изображение популярного развлечения, которое беспокоит своим сходством с типичным вечером в суперсовременном кинотеатре:

Вчера в кино. Сплошь военные фильмы. Один очень хороший, где-то в Средиземном море бомбят судно с беженцами. Публику забавляют кадры, где пробует уплыть громадный толстенный мужчина, а его преследует вертолет. Сперва мы видим, как он по-дельфиньи бултыхается в воде, потом видим его с вертолета через прицел, потом он весь продырявлен, и море вокруг него розовое, и сразу тонет, словно через дыры набрал воды. Когда он пошел на дно, зрители загоготали. Потом шлюпка полная детей и над ней вьется вертолет. Там на носу сидела женщина средних лет, похожая на еврейку, а на руках у нее мальчик лет трех. Мальчик кричит от страха и прячет голову у нее на груди, как будто хочет в нее ввинтиться, а она его успокаивает и прикрывает руками, хотя сама посинела от страха. Все время старается закрыть его руками получше, как будто может заслонить от пуль. Потом вертолет сбросил на них 20-килограммовую бомбу, ужасный взрыв, и лодка разлетелась в щепки. Потом замечательный кадр, детская рука летит вверх, вверх прямо в небо, наверно, ее снимали из стеклянного носа вертолета, и в партийных рядах громко аплодировали…

Тот ужас, который вызывает у нас Оруэлл своим душераздирающим описанием ужаса жертв, показывает, что стимулом для смеха не может быть одна только жестокость. Предмет насмешек должен быть представлен как предъявляющий незаслуженные претензии на достоинство и уважение, а смешной инцидент должен немного сбить с него спесь. Юмор - враг помпезности и внешнего приличия, особенно если они служат опорой для авторитета противника или вышестоящего. Наиболее привлекательный объект насмешек - это учителя, проповедники, короли, политики, военные чины и другие сильные мира сего. (Даже злорадство екуана кажется нам более понятным, если мы узнаем, что они - народ небольшого роста, а Хеймс - дюжий американец.) Едва ли не самая смешная ситуация, которую я видел в реальной жизни, произошла во время военного парада в Кали (Колумбия). Во главе парада гордо шествовал офицер, а перед ним не менее гордо шествовал уличный мальчишка лет семи или восьми, задрав кверху нос и величественно размахивая руками. Офицер пытался отогнать мальчишку, не сбившись при этом с шага, однако мальчик все время умудрялся проскочить на несколько шагов вперед и продолжал идти во главе процессии по улицам города.

Потеря собственного достоинства также лежит в основе неизменной привлекательности непристойного и «туалетного» юмора. Большинство шуток в мире напоминают скорее комедию «Зверинец», чем юмор «Алгонкинского круглого стола». […]

Конечно, мы бы никогда не стали смеяться над такими инфантильными шутками. Наш юмор всегда «пикантный», «житейский», «колоритный», «фривольный», «сочный» или «раблезианский». Секс и экскременты напоминают о том, что кто бы ни претендовал на то, что он двадцать четыре часа в сутки сохраняет достоинство, его утверждение неубедительно. Так называемое разумное животное испытывает безудержное желание спариваться, стонать и извиваться. И, как писал Исак Динесен, «что есть человек, если подумать, если не гениальная и точная машина, которая бесконечно искусно превращает ширазское красное вино в мочу?».

Впрочем, как ни странно, юмор одновременно является излюбленной тактикой в риторике и интеллектуальных дебатах. Остроумие в руках искусного полемиста может превращаться в опасное оружие. Рональд Рейган своей популярностью и эффективностью на посту президента был во многом обязан своей способности одним остроумным замечанием заставить замолчать оппонентов и критиков - хотя бы на минуту; например, отражая вопросы о праве на аборт, он как-то сказал: «Как я вижу, все, кто выступает за аборты, уже успели родиться». Философы любят пересказывать реальную историю о теоретике, который заявил на научной конференции, что хотя в некоторых языках для выражения утверждения используется двойное отрицание, ни в одном языке не используется двойное утверждение для выражения отрицания. Один из слушателей в задних рядах ответил на это: «Да-да…». Может быть, Вольтер и был прав, когда писал, что «остроумное высказывание ровным счетом ничего не доказывает», сам Вольтер был известен своей склонностью к использованию как раз таких высказываний. Идеальное саркастическое замечание может принести оратору мгновенную победу - заслуженную или нет - и заставить его оппонентов замолчать. Мы часто видим, что в одном емком изречении содержится истина, на доказывание которой другими словами ушло бы несколько страниц.

И здесь мы подходим к предпринятой Кестлером попытке обратного проектирования юмора. Кестлер был одним из первых энтузиастов когнитивистики в то время, когда повсюду доминировал бихевиоризм, и первым обратил внимание на имеющийся в мышлении инвентарь систем правил, способов интерпретаций, образов мыслей и систем координат. Юмор, по его словам, начинается с нити рассуждений в одной системе координат, которая сталкивается с несоответствием: событием или утверждением, которое не имеет смысла в контексте всего, что было до этого. Несоответствие можно разрешить, перейдя к другой системе координат, в которой событие будет иметь значение. А в этой системе отсчета положение данного человека будет преуменьшено. Кестлер называет этот переход «бисоциацией». Многие примеры юмора, приводимые Кестлером, неподвластны времени, поэтому я продемонстрирую эту теорию парой примеров; правда, мне придется в подробностях проанализировать их, из-за чего с юмористическим эффектом придется распрощаться. Леди Астор говорит Уинстону Черчиллю: «Если бы вы были моим мужем, я бы подсыпала вам в чай яду». Он отвечает: «Если бы вы были моей женой, я бы его выпил». Этот ответ парадоксален с точки зрения системы координат убийства, потому что обычно людям не хочется быть убитыми. Несоответствие разрешается путем переключения на систему координат самоубийства, в которой смерть является желанным избавлением от страданий. В этой системе координат леди Астор - причина неудачного брака, а это далеко не лучшая роль.

Альпинист падает с утеса и цепляется за веревку над обрывом высотой в тысячу футов. В ужасе и отчаянии он поднимает глаза к небесам и восклицает: «Есть там наверху кто-нибудь, кто может мне помочь?». С небес раздается голос: «Ты будешь спасен, если докажешь свою веру и отпустишь веревку». Альпинист смотрит вниз, потом вверх, а потом кричит: «А еще там есть кто-нибудь, кто может мне помочь?». С точки зрения системы координат религиозных сюжетов, где Бог творит чудеса в обмен на демонстрацию веры, а люди всегда оказываются благодарны ему за эту сделку, ответ альпиниста абсурден. Несоответствие разрешается за счет перехода в систему координат повседневной жизни, где люди со здоровым уважением относятся к законам физики и скептически - к тем, кто пытается бросать им вызов. В этой системе координат Бог (а также косвенным образом его сторонники из религиозных учреждений) может оказаться мошенником - впрочем, если это не так, то здравый смысл альпиниста приведет его к гибели. […]

Называемые Кестлером три компонента юмора - несоответствие, разрешение и нелепое положение - были подтверждены многочисленными экспериментальными исследованиями того, что делает шутку смешной. Грубый юмор с участием физических действий работает за счет конфликта между психологической системой координат, в которой человек является точкой отсчета для убеждений и желаний, и физической системой координат, в которой человек - это просто кусок материального вещества, подчиняющийся законам физики. «Туалетный» юмор работает за счет конфликта между психологической системой координат и физиологической системой координат, в которой человек производит вызывающие отвращение субстанции. Непристойный юмор также работает за счет конфликта между психологической и биологической системами координат; в этом случае человек - это млекопитающее со всеми инстинктами и органами, необходимыми для внутреннего оплодотворения. Вербальный юмор основывается на конфликте между двумя значениями слова, второе из которых - неожиданное, деликатное или оскорбительное.

Во-первых, достоинство, важность и другие воздушные шарики, которые юмор с такой легкостью прокалывает, представляют собой элементы комплекса влияния и статуса. Влияние и статус приносят выгоду тем, кто обладает ими, за счет тех, кто ими не обладает, поэтому у крестьян всегда есть мотив поднять бунт против высокопоставленных особ. Среди людей влияние - это не просто трофеи победы в борьбе, а некая туманная аура, приобретенная в результате признания эффективности в любой из областей взаимодействия людей - таких, как отвага, ловкость, мастерство, мудрость, дипломатические способности, связи, красота, богатство. Многие из этих претензий на престижное положение, можно сказать, «в глазах смотрящего»: они немедленно рассыпаются в прах, как только смотрящие поменяют свою оценку сильных и слабых сторон, которые в совокупности составляют ценность человека. Следовательно, юмор может быть оружием против господства. Использующий это оружие привлекает внимание к одной из многочисленных нелестных характеристик, которые имеются у любого смертного, каким бы влиятельным и могущественным он ни был.

Во-вторых, на господствующее положение можно претендовать, когда ты наедине с противником, но не с целой толпой. Человек, у которого в пистолете всего одна пуля, может удерживать десятки людей в заложниках, если у них не будет способа дать сигнал, по которому они все должны на него наброситься. Ни у одного правительства нет достаточной мощи, чтобы контролировать все население, поэтому, когда события разворачиваются быстро и люди теряют доверие к авторитету правящей верхушки, они могут ее свергнуть. Возможно, именно поэтому на службу юмору был поставлен смех - этот непроизвольный, дезорганизующий и весьма заразительный сигнал. Когда робкие смешки перерастают в безудержное веселье, подобно ядерной цепной реакции, люди начинают признавать, что все они замечали в столь восхваляемом лидере один и тот же недостаток. Если бы обидчик был один, он бы рисковал расправой со стороны объекта насмешек, однако если обидчиков целая толпа и все они, явно сговорившись, указывают на слабости объекта, это надежный способ. Рассказанная Гансом Христианом Андерсеном история про новую одежду короля - это хорошая притча о диверсионной мощи коллективного юмора. Конечно, в повседневной жизни нам не приходится свергать тиранов и срамить королей, но нам приходится ставить под сомнение претензии бесчисленных хвастунов, забияк, задир, пустозвонов, благодетелей, ханжей, мачо, всезнаек и примадонн.

В-третьих, мозг рефлекторно интерпретирует слова и жесты других людей, делая все возможное, чтобы они стали разумными и искренними. Если речь фрагментарна или неразборчива, мозг милосердно заполняет пробелы или переходит к другой системе координат, в которой сказанное будет иметь смысл. Без этого «принципа релевантности» был бы невозможен язык как таковой. Мысли, стоящие за простейшим предложением, так замысловаты, что если бы мы попытались их выразить в речи в полном объеме, наша речь стала бы напоминать витиевато-многословный стиль юридических документов. Допустим, я говорю: «Джейн услышала на улице мелодию фургона с мороженым. Она побежала к комоду, взяла копилку и начала трясти. Наконец, оттуда выпало немного денег». Хотя я использовал достаточно мало слов, вы поняли, что Джейн - ребенок (а не восьмидесятилетняя старуха), что она трясла копилку (а не комод), что из копилки выпали монеты (а не банкноты) и что ей нужны были деньги, чтобы купить мороженое (а не для того, чтобы их съесть, инвестировать или подкупить продавца мороженого, чтобы он выключил мелодию).

Шутник манипулирует этими ментальными механизмами таким образом, чтобы публика помимо своей воли начала задумываться о суждении, которое способно разрешить несоответствие. Людям нравится истина, выражаемая этим суждением, потому что она не была навязана им в форме пропаганды, которую они могли бы отвергнуть, а была выводом, к которому они пришли самостоятельно. В этом суждении должно содержаться хотя бы какое-то оправдание, иначе аудитория не сможет вывести его из остальных фактов и не сможет оценить шутку.

Этим объясняется ощущение, что остроумное замечание может выражать истину, которую сложно выразить словами, и тот факт, что это эффективное оружие, которое заставляет людей хотя бы на миг согласиться с тем, что в иных обстоятельствах они бы отрицали. Острота Рейгана о том, что все сторонники разрешения абортов уже успели родиться, представляет собой такую банальную истину - мы все уже родились, - что на первый взгляд кажется бессмысленной. Тем не менее она обретает смысл, если мы исходим из положения о том, что люди делятся на уже родившихся и еще не родившихся. Именно в таких терминах предпочитают говорить об этой проблеме противники абортов, и каждый, кто понимает это высказывание, тем самым имплицитно признает, что такая формулировка возможна. Если исходить из этой формулировки, сторонник абортов имеет привилегию, но хочет лишить ее других людей, а следовательно, лицемерит. Это не означает, что данный аргумент на сто процентов обоснован, однако чтобы опровергнуть его, потребуется гораздо больше слов, чем тот десяток слов, который использовал Рейган. «Высшие» формы остроумия - это случаи, когда когнитивные процессы слушателей обращаются против них самих, заставляя их делать умаляющий достоинство вывод из исходных посылок, которые они не могут отрицать.

Юмор далеко не всегда бывает злонамеренным. Друзья частенько подтрунивают друг над другом - это вполне безобидное занятие; более того, вечер, проведенный в шутливой беседе с друзьями, - одно из величайших удовольствий в жизни. Конечно, значительная часть этого удовольствия основывается на том, что друзья насмехаются над людьми, не входящими в их круг: это укрепляет дружбу в полном соответствии с принципом «враг моего врага - мой друг». Тем не менее значительную часть таких шуток составляет самоуничижение и снисходительное поддразнивание, которое, по-видимому, кажется всем приятным.

Компанейский юмор не только нельзя назвать агрессивным - его нельзя назвать и особенно смешным. Роберт Провайн сделал нечто, что никто даже не подумал сделать за более чем двухтысячелетнюю историю разглагольствований на тему юмора: он решил понаблюдать прямо на улице за тем, что заставляет людей смеяться. Его ассистенты незаметно подходили в кампусе колледжа к группам беседующих людей и подмечали, что вызывало у них смех. Что же им удалось обнаружить? Типичными фразами, после которых люди начинали смеяться, оказались «Мы с вами еще увидимся, ребята» и «Что бы это значило?!». Как говорится, это сложно объяснить, это нужно видеть. Только от 10 до 20% всех ситуаций можно было описать как смешные и то по очень мягким критериям. Самые смешные фразы из 1200 примеров были следующие: «Тебе пить не обязательно, ты нам купи что-нибудь выпить»; «Ты ходишь на свидания с представителями своего биологического вида?» и «Ты тут работаешь или просто делаешь вид?». Провайн отмечает: «То, что на многолюдных вечеринках часто слышится смех, не означает, что гости рассказывают друг другу безумно смешные шутки. По большей части диалог, предшествующий смеху, напоминает диалоги из бесконечного телевизионного ситкома, написанного крайне бездарным сценаристом».

Чем же объясняется привлекательность почти не смешной болтовни, которая в большинстве случаев вызывает у нас смех? Если юмор - это противоядие от чувства собственного величия, средство для борьбы с доминированием, то его не обязательно использовать только в пагубных целях. Основная идея в том, что люди, взаимодействуя друг с другом, должны выбирать из меню разных концепций общественной психологии, каждая из которых отличается собственной логикой. Логика доминирования и статуса основана на неявных угрозах и подкупе, и она исчезает, если вышестоящее лицо больше не может их реализовать. Логика дружбы основана на готовности предоставлять друг другу помощь в неограниченном масштабе, что бы ни случилось. Люди стремятся к статусу и доминированию, однако они также стремятся к дружбе, потому что статус и доминирование преходящи, а друг останется рядом с тобой в горе и в радости. Два этих варианта несовместимы, и здесь возникает проблема сигнала. Если взять любых двух человек, один из них всегда будет более сильным, умным, богатым, красивым или влиятельным, чем другой. Всегда есть условия для установления отношений типа «доминирующий - подчиняющийся» или «знаменитость - фанат», однако ни одна из сторон не хочет, чтобы отношения развивались в этом направлении. Принижая ценность качеств, с помощью которых вы могли бы подчинить своего друга или друг мог бы подчинить вас, вы подаете сигнал, что основой для ваших взаимоотношений - по крайней мере, для вас - не является статус или доминирование. Лучше всего, если этот сигнал является непроизвольным, и его сложно подделать.

Если эта идея верна, она могла бы объяснить сходство между смехом у взрослых людей и реакцией на имитацию агрессии и щекотание у детей и шимпанзе. Смех как бы говорит: «Может показаться, что я пытаюсь нанести тебе вред, но я просто делаю то, что нужно нам обоим». Эта идея также объясняет, почему дружеские шутки - это точный измерительный прибор, использующийся, чтобы оценить, какие отношения у вас с тем или иным человеком. Вы не будете поддразнивать вышестоящего или незнакомца, однако если один из вас отпустит пробную шутку, которая вызовет положительную реакцию, вы будете знать, что лед растоплен и что отношение движется в сторону дружбы. Если же поддразнивание вызовет недовольную ухмылку или ледяное молчание, вы поймете, что этот недовольный человек не желает становиться вашим другом (а может быть, даже истолковал вашу шутку как агрессию или вызов). Постоянные смешки, характерные для общения хороших друзей, - как бы повторное заявление о том, что основой для отношений по-прежнему является дружба, несмотря на то, что у одной из сторон регулярно появляется повод взять контроль в свои руки.

Многим известно, что смех не только продлевает жизнь, но и свидетельствует о характере человека.

Каков человек по душе, по уму?
И что в нем за сердце бьется?
Порой можно просто судить по тому,
Как человек смеется.
Эдуард Асадов

Ученые выяснили, что смех появился примерно 10 миллионов лет назад. Сегодня существует специальное медицинское направление «гелотология», призванное изучать смех и его влияние на организм. Согласно этой науке, каждый из нас так же обладает уникальным смехом, как и уникальным характером. О связи смеха и характера мы и расскажем сегодня на сайт

Как же узнать характер человека по его смеху?

Рассмотрим звуковые виды смеха.

  • Смех «ха-ха» искренний, беззаботный, полный согласия с окружающим миром. Такой смех отлично снимает нервное напряжение между собеседниками.
  • Смех «хи-хи», напротив, более усугубляет это напряжение. Если вы слышите злорадное хихиканье, будьте уверены - собеседник настроен к вам явно недоброжелательно, он иронизирует, завидует или что-то утаивает.
  • Смех «хе-хе» несколько агрессивный, дерзкий, вызывающий. Смеющийся словно намекает: «Ты меня не расположишь к себе. Перед нами так и останется стена». Кстати, чем больше слышится звук «е» в смехе, тем более собеседник настроен к вам недоброжелательно.
  • Смех «хо-хо» свидетельствует об удивлении, критичности или протесте оппонента.
  • Смех «ху-ху» говорит о страхе, панике и незащищенности перед травмирующими событиями.

Кстати, смех без причины, как и неумение сдерживать любые другиеэмоции в неподходящих местах, обусловлен чисто биологическими причинами и связан с нарушением работы эндокринной системы организма.

Поведение при смехе

Если человек смеется с упоением, откидывает голову назад, открывает рот так, что виднеется его небо, можно говорить о его умении наслаждаться жизнью, отдаваться ей на все 100%. Такие люди необидчивы, спокойно относятся к насмешкам и колкостям.

Смех и характер человека

Умеют находить позитив там, где другие его не замечают. Хорошие лидеры , способные заражать своим смехом всех и вся.

Если собеседник реагирует на смешное чересчур эмоционально, театрально, хлопает себя ладонями по коленям, стучит ладонью по столу, он стремится быть в центре внимания, желает быть у всех на виду. Таких людей привлекает любое внимание к своей персоне, будь то комплименты или критика. Они любят посещать праздничные мероприятия, умеют заряжать своим весельем других. Из отрицательных черт – скупы, эгоистичны и скрытны.

Подавленный смех свидетельствует о максимальном самоконтроле человека. Его трудно вывести из себя. Такие люди уверены в себе и надежны, но им всегда требуется поддержка друзей и близких. Каждый раз ставят себе новые цели и непреклонно идут к ним.

Если человек лишь загадочно улыбается, при этом приподнимает правый угол рта – это говорит о его хитрости и авантюризме. Такие люди слишком обидчивы, опасаются подшучивания и насмешек, не знают, что сказать в ответ, и потом сильно переживают. С трудом устраивают личную жизнь , поскольку очень тщательно подбирают спутника.

Человек, мило улыбающийся левой половиной рта, искренен, честен и порядочен в отношениях . Никогда не отказывает в помощи. В отличие от предыдущего типа, спокойно реагирует на шутки в свой адрес, тут же забывает об обидах. Пользуется популярностью у представителей противоположного пола.

Как смеются женщины

Мечтательность и романтичность в женщине выдает манера прикасаться к голове во время смеха. Такие женщины любят жить в своем придуманном мире, часто теряются в реальности, не умеют по достоинству реагировать на споры и конфликты, испытывают трудности с убеждением других. Авантюристичны, любопытны, рассеяны, в своих стремлениях руководствуются импульсами. Могут внезапно «наломать дров», а потом страдать от последствий.

Кстати, если женщина при смехе касается мизинцем губ, она зациклена на хороших манерах, стремится быть в центре внимания.

Если женщина хихикает, при этом склоняет голову набок - она дружелюбна, но критична. Стремится понравиться , любит флирт. Склонна всегда действовать обдуманно, даже если кажется легкомысленной на первый взгляд. Умеет держать свои чувства под контролем.

Если женщина смеется от души, сильно открывая рот, это свидетельствует о ее высокой самооценке, самодовольстве и темпераментности . Такая женщина не боится критики, умеет ответить так, что мало не покажется. Порой ей не хватает самоконтроля и сдержанности. Хорошая подруга и советчик, умеет слушать и слышать другого.

Смех и характер человека

Манера морщить нос во время смеха говорит о высоком самоконтроле женщины и некотором инфантилизме. Кроме того, ей часто требуется повышенное внимание, комплименты и ухаживания.

О высоком самоконтроле женщины также свидетельствует манера прикрывать рот ладонью во время смеха. Для нее характерны самокритичность,

Смех продлевает жизнь. С этим утверждением поспорить сложно. Ведь учеными давно доказано, что во время него у человека вырабатываются гормоны радости. Они помогают бороться со стрессом и прочими психологическими и физиологическими проблемами. Но специалисты также утверждают, что смех - это явление многоликое. Существует около десятка его видов, которые сопровождаются полярно разными эмоциями. Что же такое смех людей? И каковы его причины?

Определение

В научном мире существует четкое определение такому явлению, как смех. Это реакция человека на юмор, неожиданные, приятные звуки, тактильное воздействие и т. п. Проявление этой реакции заключается в непроизвольном изменении мимики и движении дыхательного аппарата.

Изучением смеха и его влияния на человеческий организм занимается раздел психиатрии - наука гелотология. С давних времен философы уделяли внимание явлению смеха. Аристотель, Э. Кант, А. Бергсон внесли немалый вклад в исследование его природы. Так, была выявлена соотнесенность человеческого смеха с дружелюбием, агрессией, болезнью, игрой и т. п. Доказано, что существует несколько видов смеха. И каждый из них имеет различные причины и по-разному влияет на организм человека.

Юмористический

Взрослому человеку свойственно смеяться, когда он видит или слышит что-то забавное, нелепое, неожиданное. Это может быть шутка, забавные звуки или действие, гримаса другого человека. Подобная ситуация вызывает юмористический, или веселый смех. Также в русском языке есть устойчивое выражение «заразительный смех». Действительно, стоит одному человеку засмеяться, как улыбка, смех появляются и у окружающих.

Юмористический смех может быть открытым (с размыканием губ) и закрытым / сдержанным (с сомкнутыми губами). Психологи говорят, что его характер напрямую связан с личностными качествами и обстоятельствами, в которых находится человек. Как правило, открытый смех характерен для семейного круга, компании друзей, рабочего коллектива. Он говорит о некоей близости (родственной или духовной), теплых взаимоотношениях, доверии. Закрытый смех - это реакция людей, стесненных определенными условиями или нормами.

Детский

В особую категорию попадает детский смех. Это душевный порыв ребенка, чистый, льющийся и приводящий в восторг и веселье всех окружающих. С научной точки зрения, причинами его могут быть любые приятные и неожиданные звуки, забавная мимика, (щекотка). Маленькие дети не умеют читать и воспринимать юмор в том виде, в каком он вызывает у взрослых людей.

Более того, специалисты отмечают, что независимо от обстоятельств и окружения детский смех одинаков. Это открытое проявление радости. Оно происходит неосознанно и длится до тех пор, пока продолжается внешнее воздействие. Таким образом, смех детей является одномоментным и не повторяется как воспоминание о ситуации.

Истерический

Иную природу имеет истерический смех. Он связан с нервно-психическим перевозбуждением человека. Спусковым крючком является яркое переживание событий, которые некогда вызвали потрясение. При этом не нужно наглядных примеров. Истерический смех начинается непроизвольно, как вариант - когда человеку становится больно, страшно или обидно.

Данное явление не вызывает положительных эмоций у самого смеющегося и у окружающих. Скорее это смесь отчаяния и удивления. На слух он воспринимается как прерывистый смех, переходящий в громкий хохот. При повторении приступов человеку необходима медицинская помощь.

Правда, существует и иная трактовка истерического смеха. Он понимается как безудержный и продолжительный хохот.

Физиологический

Физиологический смех - это радостная реакция человека на тактильные ощущения (щекотание), хотя может быть и следствием приема наркотических препаратов. Он характеризуется открытостью, непроизвольностью и прерывистостью. При щекотании он совпадает по продолжительности с длительностью тактильного воздействия. При приеме некоторых наркотических средств причины физиологического смеха обусловлены психическими процессами. Общее настроение можно назвать приподнятым, смех прерывистый, поверхностный, необоснованный. На первый взгляд напоминает истерический смех, однако более продолжительный и не имеет эпизодов нервного потрясения.

Социальный

Социальным называют смех людей, объединенных общей идеей, поводом собрания. Ярким примером может быть реакция слушателей политических выступлений. Это всеобщее возбуждение, ликование. Разумеется, он имеет схожие черты с юмористическим смехом, вызванным у зрителей на концертах комиками. Однако в первом случае происходит духовное, идейное объединение людей. Приподнятое настроение обусловлено обретением надежды и перспектив в будущем. Это не праздное веселье, а воодушевление. Как правило, это открытый или сдержанный смех, сопровождающийся поддерживающими криками и аплодисментами.

Ритуальный

Ритуальный смех - это искусственное, актерское проявление радости, истерики, агрессии, страха или других эмоций. Как правило, его используют лицедеи в постановках комедий или юмористических сценок. Главная задача - чтобы смех был максимально точно окрашен определенной эмоцией, сопровождался необходимыми для этого жестами, мимикой и был донесен до слушателя/зрителя. Вариантов проявления его, разумеется, множество. Это может быть грубый и надменный смех, открытый и издевательский, трусливый и вкрадчивый, сдержанный, сквозь зубы или же заливистый, душевный.

Патологический

Патологический смех, как правило, можно наблюдать у душевно больных людей. Однако в последнее время все большую популярность стала приобретать смехотерапия, или лечение стрессов и других нервных расстройств смехом. Для этого человеку по причине и без нее необходимо намеренно смеяться определенный промежуток времени. Этот процесс можно спутать с ритуальным смехом. Однако цели у этих явлений разные. В первом случае смех служит в качестве стимуляции мозга на положительные импульсы. Во втором (ритуальном) необходимо смеяться, дабы выполнить актерскую задачу - передать эмоции, соответствующие действию.

Патологический смех должен быть открытым, радостным. Как правило, он имеет волнообразную или лавинообразную структуру. То есть может стихать и вновь разгораться. А может из тихой, искусственной фазы перейти в звонкую, заливистую, искреннюю.

Смех и характер

При глубоком исследовании способов проявления смеха учеными была установлена его взаимосвязь с характером человека. Поделимся наиболее интересными наблюдениями:

  • Если человек смеется открыто, слегка запрокидывая голову, то, скорее всего, он обладает широкой натурой. Среди основных его качеств можно назвать доверчивость, легковерность и проявление сиюминутных эмоций.
  • Если при смехе собеседник слегка касается губ мизинцем, то он наверняка любит купаться во всеобщем внимании, придерживается хороших манер и условностей.
  • Если же человек при смехе прикрывает рукой рот, то, возможно, ему присуща робость. Такого собеседника легко смутить. Он предпочитает оставаться в тени.
  • Нередко можно отметить, как люди морщат носы при смехе. Психологи полагают, что подобная манера принадлежит эгоцентричным и капризным личностям, которые меняют свои взгляды и чувства по настроению.
  • Когда собеседник при смехе широко открывает рот, то можно с уверенностью сказать, что это подвижная, темпераментная натура. Он великолепный оратор, который без внимания окружающих впадает в уныние.
  • И наконец, если перед тем, как тихонько рассмеяться, человек слегка наклоняет голову, то это говорит о его мягкосердечности, совестливости. В жизни это нерешительные конформисты. Довольно сложно угадать, что они чувствуют на самом деле.