Чужая война, к которой мы готовы: что думает российское общество об операции в Сирии. Отсель грозить мы будем…

Дмитрий Стешин и Александр Коц, специальные корреспонденты КП — настоящие герои информационной войны. Они освещали множество военных конфликтов по всему миру, провели месяцы в Донбассе, а сейчас пишут яркие репортажи из Сирии, где идет российская воздушная операция против ИГ. Во время отпуска Дмитрий Стешин нашел время, чтобы ответить на вопросы «Русской планеты». Военкор сравнил войну в Сирии и в Донбассе, рассказал о том, что остается за кадром, и объяснил, почему русским журналистам в Сирии работать легче, чем западным.

— Вы сейчас в Москве. С чем связан перерыв в работе: какое-то затишье, нет продвижений на фронте? Что сейчас вообще происходит в Сирии?

— Полтора месяца командировки в зоне боевых действий — это предел, нужно отзывать человека или менять. В Сирии начались затяжные бои, буквально за каждый дом или за каждый метр автодороги. Массовому читателю это уже не так интересно, а мы ориентируемся именно на него. Думаю, никто и не планировал в Сирии изначально прорывов на сотни километров вглубь фронта, огромных котлов. С российской помощью закладывались на войну на изнурение противника. Современная война — война ресурсов, у кого их больше, тот и победил. Судя по тому, что на самых горячих участках фронта, там, где мы работали — Сальма, Идлиб, Хараста, район Джобар, практически не прилетала «ответка», как это было бы в Донбассе, противник боится себя обозначить лишний раз. И с боеприпасами у него очень плохо. Это и есть главный результат российской авиационной помощи. Потому что еще пару месяцев назад все было в точности наоборот.

— Вы до этого провели много времени в Донецке. Насколько различны войны в Сирии и Донбассе, особенно в плане эмоционального восприятия? И что общего?

— В Сирии сильно развит «оленизм», это термин с Донбасса, в него вкладывается многое. Нестойкость в обороне и вялость в наступлении. Показное пренебрежение к смерти, оборачивающееся бессмысленными потерями. Отвращение к фортификационным работам, что тоже плохо сказывается на «оленьем» поголовье. Вообще, война в Сирии, как нам показалось, не такая страшная и жестокая. Это мнение первым высказал Семен Пегов (военный корреспондент LifeNews. — РП). Мы еще в Москве были, он раньше нас приехал в Сирию. Практически нет контрбатарейной борьбы со стороны противника. Сирийская артиллерия бьет с одной позиции целую неделю. В Новороссии такое представить просто невозможно. Часть войны в Сирии идет в горах, на высотах до тысячи метров. Кроме дикого и влажного климата, поражает конфигурация фронта в горной войне, когда на дороге в глубоком тылу есть участки, простреливающиеся противником с 500 метров. Наступления осуществляют штурмовые группы из добровольцев, крайне немногочисленные. Чтобы все подразделение снялось и пошло в прорыв, такого нет, поэтому и весьма скромные результаты. Снаряжение у сирийских бойцов очень скромное, ну очень скромное. Лично я в бронежилетах никого не видел. Кевларовые каски — редкость. Планка Пикатинни, планка Вивера, коллиматорный прицел, подствольник, эргономические ручки или приклады, часы G-shock, GPS или планшеты с картами, разгрузки или рюкзаки с MOLLE, берцы от ведущих мировых производителей — ничего этого нет в сирийской армии или встречается крайне редко, на уровне статистической погрешности. Или у спецподразделений. Зато сирийская армия не воюет без газовых горелок и снаряжения для изготовления матэ. Кормят солдат на позициях арабским фастфудом, который привозят в фольгированных боксах. Качество этого фастфуда — не каждый московский ресторан такое приготовит. В остальном мне показалось, что бойцы мотивированы, после вмешательства России они воспрянули духом и настроены на победу. Потому что отступать некуда, а жить под ИГ — дурных нет. И ИГ в собственном безумии каждый день это доказывает своими видео.

— Если возобновятся боевые действия в Донбассе, вернетесь ли вы туда или предпочтете работать в Сирии? Считаете ли вы, что есть политическая договоренность о размене Сирии на Донбасс?

— Конечно, вернусь в Донбасс. В подобные размены, которые «прозрели» «караул-патриоты» на плюшевых диванах, не верю. Скорее всего, дело обстоит так: информационный фокус сместился с Украины на Ближний Восток, и это страшно беспокоит киевские власти. Думаю, они понимают, что как только сирийский кризис разрешится положительно, в Донбассе, да и на всей остальной Украине начнут распрямлять горбатых в обратную сторону. И никакой американский 6-й флот не будет сбрасывать десанты в Одессе и не перекроет вход в Черное море нашему Северному флоту, например. Потому что Средиземное море теперь — наше внутреннее море. У нас на этом море огромная база ВМФ и авиабаза в Латакии. Такая вот конфигурация.

— Побеждаем ли мы в информационной войне с западной пропагандой?

— Судя по тому, что ведущие мировые агентства выкупали съемку двух скромных российских журналистов Коца и Стешина, других источников картинки у них не было. Министерство пропаганды очень жестко фильтрует журналистов, работающих в стране, и правильно делает. Потому что на примере Грэма Филиппса (британский журналист, отказавшийся от сотрудничества с ведущими британскими СМИ из-за расхождения в оценке событий, происходящих на Украине. — РП) хорошо видно, как работают западные СМИ. И не стоит думать, что если в воюющую страну запустить сотню подонков с видеокамерами и одного честного журналиста, мир сразу же поверит последнему, откроются глаза у бюрократов в наднациональных структурах, затрещат правительства и т.д. Свинки в западных СМИ стоят у корытца столь плотно, что никакое чужое рыльце уже не влезет. Честного журналиста просто отключат от эфира. Делается это по хлопку одной ладони. Поэтому сирийские власти просто перекрыли информационный кран. Западники в Сирии работали, но были очень скованы в своих действиях. Российским журналистам было несколько проще. Но, например, в Маалюлю, куда мы с Сашей поехали без специального сопровождающего, нас бы не пустили. Нас поили кофе, искренне благодарили за поддержку, но пропустили через блокпост только после серии телефонных звонков. За нас поручились.

— Как в Сирии в целом относятся к России? Это связано исключительно с российской поддержкой или не только?

— В Сирии всегда очень хорошо относились к России. Есть три страны, где я чувствую себя абсолютно комфортно, как дома: Сербия, Сирия и Монголия. Но помощь России отключила все «тормоза». Нас благодарили на улицах, поили чаем, признавались, что читают наши аккаунты в «Фейсбуке», присылали в ресторане бутылку араки с запиской по-русски «Мы не забудем вашу помощь», повар выкладывал нам красную звезду из лаваша. Блокпосты на трассах мы проходили со свистом, по «военной полосе». Для нас открыли банк, чтобы мы могли заплатить за продление виз. Всего не перечислить, и это очень приятно.

— Вы интересуетесь антиквариатом? Очень понравилась история про иконку Тихвинской Богоматери, которую вы нашли у антиквара в Сирии и вернули на родину. Какие исторические, культурные, этнографические свидетельства связи России и Сирии вы обнаружили или заметили?

— У Сиро-яковитской церкви давние связи с Русской православной церковью, еще дореволюционные. Всегда был мощный поток паломников. А после любого антропотока всегда остаются артефакты. И память. Мы случайно попали на крещение двух девушек-близняшек. Нас встретил их отец и сказал, дословно: «Я специально назвал дочек именами, принятыми в России — Анна и Мария. А то, что на их крещение пришли русские журналисты, вообще для меня знамение!» В большинстве святых мест, где мы были, в храмах — иконы традиционного русского письма. В келье святой Феклы прямо у входа висит Владимирская Богоматерь.

— Что остается за кадром, о какой части сирийской жизни вы можете рассказать, которая уходит от внимания СМИ? Есть и мирная жизнь в сирийских городах. Что она из себя представляет?

— Я бы очень хотел рассказать и что-то написать про алавитов, но я не знаю, кто они, во что веруют, хотя пытался честно понять по доступным мне источникам. Мирная жизнь в сирийских городах отличается скученностью и суетностью. И волнами ароматов разного качества и происхождения. Шагая по улице, ты последовательно попадаешь в запах внутренностей барана, зарезанного давным-давно, потом на тебя наваливается какой-то тяжелый и яркий восточный парфюм, следом — завеса из только что перемолотого кардамона, запах шкворчащей шавермы и опять останки убиенного барана и немного канализации. Городская сирийская жизнь очень светская. Курить можно везде. Куча магазинчиков с алкоголем. Есть целый квартал с кинотеатрами, где крутят какую-то легкую эротику. А рядом — большая мечеть, и все это разведено во времени и пространстве и не пересекается и не доминирует одно над другим. И не конкурирует между собой. Для меня это великая загадка — как так получается?

— Катастрофа российского Airbus A321 над Синаем — это теракт, как вы считаете? Каких последствий ждать, если эта версия подтвердится?

— Да, я не сомневаюсь, что это теракт, большой и очень кровавый намек России. Попытка ухудшить наши отношения с Египтом, с которым у нас опять начался «медовый месяц» в отношениях. Единственное положительное в этой трагедии, простите за цинизм, — начался вывоз наших безумных и уставших граждан из зоны боевых действий, которая по недоразумению и лукавству считается туристической. России совершенно не нужно держать 80 тысяч потенциальных заложников в стране, где несколько лет у власти были исламские экстремисты. И после переворота они никуда не делись — их в Египте миллионы.

— Война в Сирии — это только часть мировой войны. Что дальше? Где еще вспыхнет?

— Я хочу одного: где бы ни вспыхнуло на Ближнем Востоке, но чтобы в Сирии потухло. Чтобы она стала островком безопасности, а Латакия превратилась в наш туристический рай, где даже в конце октября +35.

Как западные страны попросили Россию прекратить ее. Вероятно, основанием для этого стали заявления, что Россия не ограничилась бомбардировками ИГИЛ (запрещенная в России организация), а наносит также удары по позициям других радикальных группировок, воюющих против правительственной армии. Часть оппозиционеров, выступающих против президента Башара Асада, поддерживаются Западом.

Мнение жителей Сирии относительно российского участия в конфликте, как и мнение мировой общественности, раскололось. Кто-то поддерживает российскую армию и считает, что ее действия приблизят мир в Сирии. Другие обвиняют наших военных в обстрелах оппонентов Асада и гражданских кварталов. «Газета.Ru» попросила сирийских жителей рассказать об обстановке в стране, о бомбежках и о том, что местные жители думают про российские атаки.

В ходе подготовки материала у корреспондентов «Газеты.Ru» сложилось ощущение, что

мнения местных жителей из числа сторонников и противников Асада еще более контрастны, чем, к примеру, точки зрения жителя Донецка и жителя Киева.

Фактически речь идет не просто о политических пристрастиях, а о принципиально разном взгляде на будущее Сирии и методе борьбы за свои убеждения. Некоторые из опрашиваемых «Газетой.Ru» сами признавали это: «Мы с ними не общаемся, потому что нам просто не о чем говорить».

Али Халеф, Дамаск

— Свободная сирийская армия (одна из крупнейших сирийских повстанческих группировок, воюющих против правительства Асада. — «Газета.Ru») бомбит нас каждый день. Иногда за день в город прилетает по 10 снарядов, иногда переваливает за 100. Мы уже потеряли надежду, что эта война когда-нибудь кончится.

Месяц назад я окончательно собрался уехать из страны, но теперь появилась надежда, что война близится к концу, спасибо России.

Не боимся ли мы, что от участия России станет только хуже? Нет. Как минимум теперь коалиция США не сможет атаковать нас, как они угрожали ранее, потому что это может навредить россиянам в Сирии, а это грозит «холодной войной». И наша правительственная армия теперь крепнет день ото дня.

— Но ведь США также участвуют в борьбе против ИГИЛ?

— Они помогают только курдам, не нам. У нас есть авиабаза на севере, она под осадой ИГИЛ уже больше года. США ни разу не атаковали эти позиции ИГИЛ. А сегодня российская авиация ударила практически по всем позициям террористов.

— Мы видели много сообщений от сирийцев о том, что Россия бомбила гражданские районы и есть потери среди мирных жителей.

— Они говорили это еще до того, как кто-то увидел здесь хотя бы один российский самолет. Вот у меня вопрос к тебе: ты хотел бы, чтобы твоя семья и твои дети жили рядом с штаб-квартирой «Аль-Каиды» (запрещенная в России организация. — «Газета.Ru»)? Нет? Так вот, все, кто был против (террористов. — «Газета.Ru»), уехали оттуда. Все, кто остался, либо поддерживают боевиков, либо помогают им тем или иным образом. Здесь в Латакии можно увидеть множество семей беженцев, которые приехали без отца, потому что он вступил либо в ИГИЛ, либо в «Фронт ан-Нусра» (подразделение «Аль-Каиды» в Сирии, запрещенная в России организация. — «Газета.Ru»).

На прошлой неделе игиловцы казнили 10 мужчин. Обвинили их в гомосексуализме, подняли на башню и сбросили по одному вниз. Понимаешь?

Али (попросил не указывать фамилию, поскольку регулярно вылетает за пределы страны), Дамаск, пилот гражданской авиации

— Как я отношусь к российскому участию? Террористы со всего мира атакуют нас уже пять лет. И нам нужна вся помощь России, которую она может дать. Да, вы правы, не все поддерживают эту точку зрения. Но обычно те, кто против российских действий, поддерживают идею исламского халифата как идеального мироустройства. Прям как в Средневековье.

Что я думаю о помощи других стран? Ну, США, НАТО, Саудовская Аравия и Турция всегда будут говорить, что все авианалеты (других стран. — «Газета.Ru») нацелены на мирных граждан. А русские бомбили не только ИГИЛ, но все террористические организации, включая «Ан-Нусру» и прочих исламистов. Запад это отлично понимает. Просто они не хотят победы войск Асада в этой войне. Но, знаете, США никогда не боролись с ИГИЛ по-настоящему. Только по телевизору.

Российские ВВС за один день сделали больше, чем альянс за последний год.

Кхалед Айюб, студент юридического факультета Университета Аль-Баат, Хомс

— Я уверен, что вмешательство России в сирийский конфликт было неизбежно. Это должно было произойти уже давным-давно. Но вся проблема в том, что единого мнения на этот счет у нас нет. Кто-то поддерживает, а кто-то не приемлет тот факт, что Россия производит здесь авиаудары. Вообще, за последние пять лет сирийцы смогли договориться только об одном: не договариваться ни о чем, и в этом кроется корень всех бед. (Поддерживает ли Кхалед начало бомбежек со стороны России, так и осталось тайной — молодой человек ушел от ответа. — «Газета.Ru».)

В ленте фейсбука и на экранах ТВ авиаудары ВС РФ — новость номер один. Я всегда на работе и на улице бываю не так часто. Но медиа говорят об этом и показывают кадры бомбежек буквально каждую секунду. На все остальные события в мире и в стране они забили и начали день и ночь крутить сюжеты про российские авиаудары.

Я подрабатывал в городе Хама — одном из мест, куда полетели российские бомбы. Авиаудары в основном были направлены на пригород Хамы и Хомса — в самих городах никаких террористов или боевиков нет.

Сможет ли вмешательство России способствовать разрешению конфликта в Сирии? Никто не может разрешить сирийский кризис... никто.

Ибрагим аль-Кутини, сторонник сирийской революции, Хомс

— Башар Асад не признал революционное движение в Сирии. Поначалу оно было мирным, но диктаторский режим использовал легкое и тяжелое вооружение против революционеров, а затем и вовсе запрещенное мировым сообществом — напалм, фосфорные бомбы и химическое оружие. После этого революция перешла в вооруженную борьбу против режима.

Чтобы противостоять революции, Асад привел в Сирию наемников — афганцев, иракцев, иранцев, а теперь еще и россиян. Россиян он позвал после того, как афганцы, иракцы и иранцы подвели Асада и революционные войска получили преимущество. Все, кто сотрудничает с Асадом, участвуют в убийстве сирийских граждан. И теперь Россия убивает беззащитных сирийских граждан под ложным предлогом того, что борется с ИГИЛ.

Российское вмешательство направлено на защиту Асада, а не на пользу сирийскому народу.

Российские ВВС бомбят города и деревни, где нет никаких бойцов ИГИЛ. А то, что вообще сейчас происходит в Сирии, это борьба бедных и угнетенных людей против тирании и фашистского режима.

Валентина Михайловна Бродникова, пенсионерка, Латакия (именно в районе этого города на авиабазе Хмеймим дислоцируется авиационная группа Воздушно-космических сил России )

— Я живу в Сирии уже 45 лет. У нас в Латакии все спокойно. Непосредственно в городе мы ничего не видим, ничего не слышим. По крайней мере, я не видела никаких военных. Может быть, где-то за городом они есть. Правда, мы недавно ездили туда на свою дачу, но русских не видели — только сирийских военных.

Наш город никогда не был местом широкомасштабных боевых действий. Иногда на Латакию боевики сбрасывали мины — последний раз это было месяца два назад, когда я была в Белоруссии в гостях. Что именно это были за боевики — я не знаю, тут их много всяких. Поэтому почти все наши остались в Латакии. В других городах, как Алеппо, очень много уехало: кто-то домой в Россию, а кто-то сюда в Латакию.

Только вот батюшка уехал, и служб в церкви нет.

То есть батюшка вроде как есть, но живет в Ливане. Но мы ходим молиться в арабскую православную церковь. Конечно, священнослужителям здесь невозможно жить, ведь их центральное представительство в Дамаске, а там дела обстоят намного хуже.

Продукты, слава богу, есть, но все подорожало. Бензин есть, газ есть, с соляркой бывают затруднения. Бывает, что воду и свет отключают на несколько часов, но потом включают опять. И мы радуемся даже таким вещам — все-таки страна очень страдает.

К новостям о том, что Россия пришла на помощь Сирии, мы с друзьями отнеслись очень положительно, потому что надоело:

пятый год мы живем как на пороховой бочке и боимся этих боевиков.

Сирия — моя вторая родина. В каких-то других местах мне очень тяжело — я с мужем уезжала за границу к сыну на три месяца, но с радостью вернулась домой. Здесь мой дом.

Москва долго к этому шла и наконец — нарвалась. Привыкнув считать американцев дураками и болванами, кремляне думали что способны обдурить всех и везде — и забыли что не русские, а именно «дураки» с берегов Потомака смогли создать самую мощную экономику мира. Теперь тот, кто вдохновенно годами рыл ямы для всех соседей, наконец нарвался сам.

Но по порядку.

Кидок Обамы или борьба дамасских мальчиков.

Есть такая страна Сирия, в которой уже несколько лет идет гражданская война. Начиналась она борьбой местной (достаточно умеренной) оппозиции против режима Башара Асада, но бойня затянулась и к руинам и нищете пришли религиозные фанатики — Исламское Государство, или ИГИЛ. Говоря просто — Аль-Каида в кубе. До появления этой силы расклад был ясен и понятен, сирийские оппозицию поддерживали США, Саудовская Аравия и Катар, Асада — Иран и Россия, все тип-топ, ребята терли. Но ИГИЛ пока захватила абсолютное большинство сирийских территорий и поставила на грань существования как Асада, так и сирийские умеренную оппозицию. Ситуация требовала немедленного вмешательства извне и от весны текущего года американцы, а с ними турки, Ирак и уже французы начали бомбардировки позиций ИГИЛ с воздуха. ИГИЛ — не ДНР, «Стрел» и «Буков» там нет, поэтому самолеты атакуют исламистов успешно. Говорят и о наземной операции. В случае начала такой — Сирия попадет под контроль войск коалиции, то есть стран Запада. Такая перспектива заволновала Кремль не на шутку.

Труба вам ребята.

Среди причин начала гражданской войны неоднократно как главную называют бабло Катара. Эта милая страна, которую и на карте не сразу увидишь, имеет третьи в мире запасы газа и успешно продает его в Европу в сжиженном виде. Могла бы продавать и больше и дешевле, вплоть вот беда — чтобы протянуть трубы в Турцию (и присоединить их к неработающему газопроводу Набукко) надо пройти через Сирию. И Катарские шейхи даже уговорили Асада построить газопровод, но тут налетели гаврики из Московии, которые пообещали Асаду больше и немедленно. Результат — на сирийскую оппозицию падает бабло и «как ревут волы …»

С победой сирийской оппозиции вопрос с газопроводом был бы решен. С наземной операцией Запада — тоже. Оба варианта Катар полностью устраивают. Они не устраивают Кремль. Появление на рынке Европы газа Катара мигом положит экономику РФ на бетон пузиком. А там …

Откуда у хлопца сирийская грусть?

В проведении наземной операции большая проблема — ни Штаты, ни страны Запада долго не хотели посылать в Сирию свои воинские контингенты. Но поток беженцев в Европу плюс потепление отношений с Ираном (вследствие абсолютной непрогнозируемости России) — и перспектива строительства газопровода из него в Европу также (и снова через Сирию) свое дело сделали — о создании коалиции заговорили на высоких уровнях. Как раз в этот момент в Сирии заметили контингент российских военных. В то же время, резко изменилось поведение боевиков на Донбассе. Если до 31 августа украинскую армию нагло пытались спровоцировать на боевые действия — сейчас активность боевиков резко угасла. Дальше-больше – в руководстве ДНР произошел переворот, радикального Пургина заменил контролируемый Кремлем Пушилин, заговорили о передаче границы под контроль украинской Госпогранслужбы.

Российские эксперты в один голос кричат, что Путин на Генассамблее ООН, который состоится вскоре предложит мероприятию российские войска для войны против ИГИЛ, в обмен на отмену санкций и определения статуса Крыма. Сейчас, судя по реакции США, Путина с такими предложениями планируют послать как раз в тот орган, от которого происходит его известное прозвище. Почему? Потому что с тех пор как зеленые человечки появились в Сирии — в Белом Доме должны были перепиться от радости.

Белое Перо на грабли два раза не наступает.

В отличие от Кремля, ребята из Потомакщины — нация торгашей, считать они умеют хорошо и действия свои прогнозируют надолго. Там прекрасно понимают, что влезть в Сирию означает нажить себе грандиозный геморрой, независимо от результатов операции. Штаты хорошо помнят свои впечатления от Афгана, и естественно предпочли бы эту радость отдать кому-то другому. Желательно — заклятому другу.

Влезания в конфликт Москвы — это подарок судьбы. Во-первых, деваться Путину нигде. Если он хочет обезопасить себя от появления дешевого газа в Европе — он будет вынужден помогать Асаду не только техникой, но и пушечным мясом. Большими объемами пушечного мяса. Но Сирия — не Донбасс. Пленных ни то, что будут обменивать на своих – их будут резать на камеры. И этого доказательства присутствия своих военных в Сирии Москве не скрыть.

А дальше — по полной программе. Новый виток санкций. В Сирию Путин залез в момент, когда Госдума РФ не может принять бюджет, поскольку цены на нефть $ 50 уже нет, а при цене $ 40 в следующем году испарятся российские золотовалютные резервы. Можно констатировать, Штаты устроили Москве грандиозную ловушку, и Москва заглотала крючок вместе с грузилом и леской. Более того — Штаты таки устроили Москве Афган, только не свой Афган-2001, а собственно российский Афган-1989..

Украинская сторона.

А что нас делать в этих условиях? А все то же, что и делаем сейчас. НЕ отсвечивать. Продолжать строить армию. И ждать. Ждать меткой возможности. Такой, когда Москва так погрязнет во внешнеполитических и экономических проблемах, по Донбассу и Крыму мы проедем как по проспекту.

Зачем торопить события, если созревший плод победы вскоре сам упадет в наши руки? Как раз — когда мимо проплывет труп нашего врага.

Дмитрий Вовнянко

https://www.facebook.com/dmitro.vovnyanko/posts/849429648504062?notif_t=like

Официальная версия вступления России в ближневосточный военный конфликт звучит, как ответ на просьбу сирийского руководства и лично президента Башара Асада о военной помощи. Но так ли это на самом деле? И с каких пор сильные мира сего стали оказывать безвозмездную помощь в боевых действиях одной из сторон? Вероятно, в этом есть какой-то интерес, о котором предпочитают не говорить.
Давайте попробуем разобраться в запутанном клубке сложных ближневосточных отношений, вылившихся в кровопролитную бойню. Наивно было бы полагать, что тот ад, в который ввергли этот регион, вызван только религиозными разногласиями среди мусульман. Следуя логике и то, с каким напором действуют Соединённые Штаты на Ближнем Востоке, можно предположить, что здесь затронуты очень серьёзные геополитические интересы.

Абсолютно понятно, что план по уничтожению России до сих пор ставится во главу угла при любых внешнеполитических решений и действий США. Вот уже несколько лет, как Штаты пытаются расчистить путь под газопровод, который они собрались провести из Катара в Европу. Понятное дело, газовую магистраль будут строить американские компании. Но далеко не в этом смысл замысла. Цель – посадить Европу на поставки своего газа и отсечь от неё Россию, как экспортёра голубого топлива, тем самым лишив её одной из основных статей дохода и продолжая выполнять план Даллеса - Бжезинского по уничтожению нашего государства.

Добившись договорённости с шейхом Катара, о согласии продавать газ через подконтрольные Штатам компании, дело осталось за малым – зачистить территорию под строительство трубы. Именно этим и занимаются америкосы на Ближнем Востоке последние годы, развязав здесь кровавую бойню, под лозунгами свержения тоталитарных режимов. Уничтожению подлежали все, кто смел противопоставить себя Соединённым Штатам Америки (вдумайтесь: Америки! Где Америка, а где Ближний Восток). Первым пал в этой неравной схватке глава Ирака Саддам Хуссейн. Сейчас никто уже не вспоминает, что американские войска вторглись и захватили Ирак под видом спасения мира от химического оружия, которое якобы производили в Ираке. Правда никакого хим.оружия так и не нашли, даже следов его возможной разработки не было. Но это не помешало по-быстрому казнить законного главу Ирака, поставить у руля очередное марионеточное правительство, дестабилизировать политическую ситуацию, поддерживая религиозные военные формирования и разжечь ещё один очаг войны. Таким же образом поступили в Ливии, убрав со своего пути ещё одного лидера – Муаммара Каддафи.
С Ираном посложнее, государство более крепкое, а его руководство не удаётся представить миру в одиозном свете. Иран пока пытаются лишить возможности влиять на события, происходящие вокруг него, и заставляют следовать в русле своих решений, используя экономический и политический прессинг.
Осталась Сирия. Семейство Асадов давно стоит поперёк горла у американской администрации. Главным образом, из-за их приверженности дружеским отношениям с Советским Союзом в прошлом, и с Россией в настоящем. А после того, как в Катаре обнаружили гигантские залежи природного газа, судьба Сирии была предрешена.


«Восток – дело тонкое», и разжечь религиозные войны здесь очень легко, чем и занялись, засучив рукава, спецы из ЦРУ. Были созданы, вооружены и обучены отряды, так называемой, умеренной оппозиции, которая должна была свергнуть режим Асада в Сирии и дать карт-бланш америкосам на строительство газопровода. Но это американцы думают, что используют мусульман в своих грязных целях, а мусульмане, как большевики в своё время – берут деньги и всё, что дают, у всех, а используют это только для себя. Как Ленин призывал разжечь из искры огонь революции, так нынешние лидеры исламского движения жаждут разжечь очищающее религиозное пламя.

Жаль, что уроки истории ничему не научили американцев. Ведь созданная ими в противовес советским войскам в Афганистане Алькаида, смогла перенести театр военных действий на территорию США, устроив массовые кровопролитные теракты. Теперь вот ИГИЛ, сформировавшийся из тех самых отрядов умеренной оппозиции, угрожает всему миру. Но, по всей видимости, сталинский лозунг «лес рубят – щепки летят», теперь взят на вооружение «вселенскими защитниками демократии». Можно вспомнить и ещё одно спорное высказывание, которым американские спецслужбы оправдывают все свои действия: «цель оправдывает средства». Поэтому и не считают фанатики «истинной демократии», сколько десятков и сотен тысяч, или даже миллионов человеческих жизней будет положено на алтарь «Американской демократии». Да ни один тоталитарный режим, свергнутый Штатами не уничтожил и десятой доли от того количества жертв – убитых, покалеченных, обездоленных, лишённых крова и родины людей, обречённых на «спасение от диктатуры».
Так вот, Россия наконец решилась на защиту своих интересов и, очень вероятно, что это решение защитит не только нас, но и миллионы простых людей – жителей Ближнего Востока, от американской «бизнес-демократии», даст им шанс на мирное небо над головой, шанс на нормальную, человеческую жизнь.

Читайте

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

В канун мартовского праздника информационные агентства облетела трагическая весть - в Сирии погиб российский сержант-контрактник. Он стал нашим двадцать восьмым «грузом 200» в этой стране. А перед этим на заминированном фугасе подорвался заместитель командующего Западным военным округом по боевой подготовке. Генералу оторвало ноги и выбило осколком глаз. Сегодня лучшие врачи Центрального клинического военного госпиталя имени Бурденко борются за его жизнь. Еще раньше на мине подорвался автомобиль с российскими советниками, который двигался в колонне сирийский правительственных войск. Погибло четверо. Двое - в крайне тяжелом состоянии и тоже на госпитальной койке. Стоит ли Сирия таких жертв?

Циничная бухгалтерия

Но прежде, чем ответить на этот вопрос, немного статистики. За десять лет пребывания советских войск в Афганистане, с 1979 по 1989-й, война в этой стране унесла жизни чуть меньше пятнадцати тысяч советских солдат. По полторы тысячи погибших ежегодно. США, НАТО и их партнеры по коалиции за тринадцать лет в этой стране (с 2001 по 2014-й) потеряли свыше 3485 человек. Наибольшие были у Соединенных Штатов - 2356, у Великобритании - 453, у Франции - 88. В среднем коалиция теряла 261 бойца в год. Мы в Сирии за полтора года - 28.

Кто-то скажет, что это циничная бухгалтерия и заниматься такими подсчетами - бесчеловечно. И будет по-своему прав. Каждая потерянная на войне жизнь - это трагедия. У каждого погибшего были и есть отец, мать, браться и сестры, жена и дети, и для них его гибель - это страшное горе и непреходящая боль. Спорить не о чем. Но позвольте мне банальную максиму - на войне без потерь не бывает.

Каждая человеческая смерть в бою или в дороге, от мины, снаряда или пули, даже от случайно покатившейся на солдата, не поставленного на ручник танка или САУ - это недопустимое страдание для его родных и близких. В Сирии или не в Сирии, где-нибудь в Ираке или даже на довольно мирных тактических учениях под Лугой. Все так. Хотя потери где-то за рубежом родной страны, на чужой войне - они больнее и горше.

Возникает простой и естественный вопрос: зачем нам эта Сирия? Неужели у нас дома нет задач для нашей армии? Поразмышляем над этим вместе.

На дальних подступах

Знает ли кто из читателей, что означает такой военный термин, как „предполье“? Думаю, для офицеров, нынешних и бывших, он загадки не представляет. Не служившим в армии расшифрую, это „передовая полоса обороны или, другими словами, укрепленная передовая полоса впереди главной полосы обороны или укрепленного района, отдельный элемент современной обороны“.

Мудрено? Может быть. Поясню на конкретных примерах. Во времена Советского Союза для нашей страны предпольем были войска в Восточной Германии, в Польше, Чехословакии и Венгрии. Так мы защищались от НАТО, создавали передовой рубеж обороны впереди основного - границы СССР, чтобы в случае чего с началом боевых действий на тех рубежах успеть подтянуть и развернуть резервы и нанести нападавшим неприемлемый ущерб.

Таким предпольем сегодня для США стали те же страны Восточной Европы, а еще бывшие советские республики - Литва, Латвия и Эстония. Именно поэтому они размещают там, на границах России свои передовые подразделения, чтобы в случае чего мы в ответ на их наступление завязли в оборонительных боях, а они в это время перебросили через океан еще свои основные дополнительные силы.

Подобным предпольем для нас сегодня становится Сирия. Автор не оговорился. Вместе с решением задачи (по просьбе ее правительства) оказания помощи этой арабской республике в сохранении ее конституционного строя и законноизбранного президента, а также в борьбе с международными террористическими группировками, вроде запрещенных у нас в стране ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусры», как бы она сегодня не называлась, мы создаем там предполье для собственной борьбы с террористическим беспределом.

Несколько лет назад эти бандиты терзали наш Северный Кавказ, взрывали дома в Москве, Волгограде, в других городах России. Заплатив чудовищную цену человеческими жизнями, нам удалось справиться с той заразой на южных рубежах государства. Сегодня важно не допустить ее возвращения на родную землю. Как говорит Владимир Путин, лучше уничтожать террористов на дальних рубежах, чем на собственной территории. Российские летчики, моряки, спецназовцы, офицеры-советники в сирийской армии это и делают в окрестностях Дамаска, Алеппо, Хамы и Хомса, возле Пальмиры…

Видимые итоги

По словам министра обороны Сергея Шойгу, за полтора года нашего пребывания в Сирии при поддержке российских летчиков и моряков проправительственными силами Сирийской республики были разгромлены крупные группировки боевиков в районах городов Хама и Хомс, полностью выбиты боевики из Латакии и с территорий южнее и севернее Дамаска, разблокирована основная транспортная магистраль, связывающая сирийскую столицу с севером страны. Освобождены города Алеппо и Эль-Карьятейн, имеющие ключевое значение.

Всего, по словам министра, от боевиков освобождено 12 тыс. кв. км сирийской территории и почти 500 населенных пунктов. Наши военные летчики совершили 18,8 тыс. вылетов, нанесли 71 тыс. авиаударов. Такими ударами удалось ликвидировать 35 тыс. боевиков (из них 3,5 тысячи выходцев из стран СНГ-авт.), в том числе 204 полевых командира, а также 1,5 тыс. единиц военной техники, сотни тренировочных лагерей и мастерских по производству боеприпасов. 9 тыс. боевиков сложили оружие.

Прервана цепь „цветных революций“, тиражируемых на Ближнем Востоке и в Африке. Запущен процесс политического урегулирования и примирения враждующих сторон», подчеркнул он. А еще специалистами Международного противоминного центра Минобороны очищено и обезврежено больше 25 тыс. взрывоопасных предметов на территории в 1,5 тыс. га. Только в освобожденном Алеппо обнаружено и обезврежено 66 тыс. тонн взрывчатых веществ.

Отсель грозить мы будем…

И еще об одной вещи надо сказать. О чем по понятным причинам не упоминают публично руководители нашего государства. О том, что в Средиземном море базируется 6-й американский флот. Корабли этого объединения, которые дислоцируются на итальянских базах под Неаполем и на Сицилии, в испанской Роте, самостоятельно или в составе натовских группировок часто заходят в Черное море, курсируют вдоль наших морских границ. Вооруженные крылатыми ракетами большой дальности «Томагавк», они угрожают нашим средствам стратегического сдерживания, расположенным в Тверской, Ивановской, Саратовской и Калужской области.

И хотя в Крыму у России есть все необходимые боевые силы и средства, чтобы при необходимости нейтрализовать и купировать подобные угрозы, а это и истребительная и штурмовая авиация, зенитно-ракетные комплексы С-400 и «Панцирь-С1», противокорабельные комплексы «Бал» и «Бастион», кое-что еще, останавливать вероятного агрессора лучше всего в предполье - на дальних подступах к нашим берегам. Еще до того, как он зайдет в Черноморские проливы со стороны Дарданелл, Мраморного моря и Босфора. Российские базы в Тартусе и Хмеймим, как и группировка нашей средиземноморской эскадры и авиации ВКС, для этого очень даже пригодятся.

Мы не афишируем такие возможности. Но специалистам они ясны и понятны. Вероятному противнику тоже. И захочет он - не захочет, а будет с этим фактом считаться.

Повторюсь, потери за полтора года нашего пребывания в Сирии на боевом посту 28 российских военнослужащих - трагический и болезненный факт. Для всех нас и особенно для их родных и близких. Но чтобы мы не говорили по этому поводу, такова высочайшая цена сегодняшней и завтрашней безопасности нашей родной страны. А у нее нет альтернативы.

Комментарии (138 )

  • Constantine Pl 10 марта 2017, 07:20

    Все эти разговоры на тему военных потерь совершенно не имеют смыла, если вспомнить, что ежегодно 20 у нас в стране 20 тыс. человек тупо умирает на дорогах в ДТП. А инвалидов становится в разы больше.

    Вояки хоть за дело умирают. К тому же им ха это платят - это раз. У них такая специфика работы - это два. Пошел в армию, будь готов к тому что ты умрешь. Цинично, ну а что делать?

    Ответить
  • Bupyc 10 марта 2017, 08:39

    Надо референдум, или хотя бы опрос сделать: на что лучше тратить деньги -
    на командировочные солдатикам или ремонт развалившихся по весне дорог
    на бомбардировки иногда сараев или на субсидии уже развалившегося ЖКХ
    на тонны потраченного мазута для военного кораблика или уменьшение налогооблажения
    и т.д.

    Ответить
  • Ivan Ivanov 10 марта 2017, 11:27

    Если не помочь Асаду, то завтра Сша Саудиты и катар построят газопровод и нефте провод прямо в европу через Сирию. Там близко и он будет дешевый. Газпром станет не конкурентно способным качать топливо через пол планеты. Россия вылетит в пустую трубу. А военные базы в Сирии отрезаные Турцией союзником НАТО это не серьезно. они долго не продержатся без снабжения. Так что не аргумент.

    Ответить
  • Дмитрий Елисов 10 марта 2017, 23:14

    Мы становимся параноидальной Северной Кореей. Решать надо дела внутри страны, а не копить оружие. К слову об оружии, каждый раз вспоминается тезис времен 60х годов прошлого века о Китае. "Дракон наблюдает за схваткой медведя и тигра и улыбается". Учиться надо у Китая и внутренние проблемы решать, мои параноидальные патриоты, не оружием трясти. Мы давно уже не СССР, смиритесь уже.

    Ответить
  • Феликс Штрайхер 11 марта 2017, 09:08

    А если будет мировая война, то у нас тогда тоже деньги через два года кончатся? Не думаю что эта война уже будет длится 4 года, раз мир собирается отказатся от ядерного оружия.

    Ответить
  • Vladimir Bykov 11 марта 2017, 13:47

    Я понимаю, что бандитов надо уничтожать, но не понимаю, почему я так плохо живу и с каждым днем всё хуже и хуже во всех отношениях. У меня ещё вопрос: если бы в Сирии, Ливии, Ираке выращивали бы только бы редиску,картофель и другую сельхозпродукцию была бы заваруха вокруг этих стран?

    Ответить
  • Alex Bo 11 марта 2017, 18:12

    Только бесконтрольность траты средств федерального бюджета на военные нужды, заставляет разыгрывать военные компании в государстве. Всё связанное с военной тайной, закрыто для общественности. Вот куда можно отправить нереально огромные суммы(сопоставимые с проведением ОИ и т.д.) и не бояться отчетности за эти денежки. Остановить продвижение исламского экстремизма на территории даже не сопредельного государства - химера. Только создание светского государства с обще занятым населением и нормально сформированной идеологией даст возможность уйти от попыток формирования экстремизма и бандитизма. Пусть автор перечислит наших союзников и предполагаемых противников, прежде чем думать о „предполье“. Мы окружили себя врагами со всех сторон и искать выход из проблемной ситуации надо с помощью дипломатического корпуса, а не с помощью развязывания войн в столь сложное для экономики время

    Ответить
  • Николай Ротмистров 13 марта 2017, 16:29

    Очень сомнительная статья. Во-первых 28 человек, это только официальные потери. С учетом того, что потери засекречены, то в реальности несколько сот грузов 200 вполне может быть. Во-вторых уничтожать террористов в предполье конечно хорошо, но гораздо лучше уничтожить конвейер поставки этих самых террористов. Невозможно до бесконечности выдавливать террористов за пределы страны, нужно развивать экономику, создавать рабочие места внутри страны. Ведь нищета - основная база для преступных элементов. Правда, конечно для этого придется потеснить своих дружков олигархов. В-третьих бомбили мы в основном боевиков оппозиции, так как, кроме Пальмиры, в выше перечисленных провинциях ИГИЛ нет.

    Ответить
  • Олег Астафьев 14 марта 2017, 09:54

    Пока есть деньги найдутся и желающие рискнуть жизнью, ведь с нами-то ничего не может случиться, или на русское авось. Потом пропоют про героизм и патриотизм, навесят на гробик медальку, а дети останутся без кормильца и их нищенская компенсация не позволит дорастить и доучить ребёнка, потому что она одноразовая. Благо бы своя земля, а то интересы Ротенбергов и Медведевых с Путиными. Мощь, сила и имидж страны это одно, но когда пенсионеры голодают, что ж их выбор.

    Ответить
  • Isa Ramazanov 16 июня 2017, 07:42

    Господин полковник! Вы, конечно же, знаете, что такое демагогия. И, скорее всего, понимаете, что Ваша статья - чистейшей воды демагогия, лизинг по нашему. А софизмы вашего выступления в следующем. Все, что Вы утверждаете, становится правдой при некоторых условиях. Для того, чтобы защищаться в геополитической борьбе защищать наши интересы, мы должны иметь эти самые интересы и возможности их защищать. Ни того, ни другого мы не имеем. А имеем безответственные геополитические игры "элиты". Запад и США - взяли на себя роль мирового жандарма. Не от хорошей жизни. Их состоятельные граждане требуют покоя и комфорта, который нужно беречь еще на дальних подступах. А мы что защищаем? Нашу бестолковую и нищенскую жизнь? Наше бесправие? А Вы уверены, если гипотетически допустить оккупацию страны западом, после этого жизнь в стране станет хуже? Есть предложение - давайте заткнемся, засунем язык куда ни будь, займемся собственным государством. И лет через 150, глядишь, дойдем до геополитики.

    Ответить