Дефис между частями слова в наречиях словосочетания. Дефис между частями слова в наречиях

Урок82-84

Тема. Дефис между частями слова в наречиях.

Цели: повторить случаи употребления дефиса в разных частях речи; показать условия выбора этой орфограммы в наречиях; закрепить навыки самостоятельной работы.

Методические приемы: объяснительный диктант, повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, лингвистический разбор, словарная работа.

Ход урока 1

I. Чтение и анализ нескольких сочинений

II. Повторение темы «Случаи употребления дефиса»

1. Объяснительный диктант.

Ярко-красный автомобиль, древнерусский язык, полкласса в друзьях, кто-нибудь поможет, Юго-Восточная Азия, отрежьте пол-лимона, кого-то попросишь, бело-розовый зефир, железнодорожная станция, англо-русский словарь, исходил пол-Петербурга, кое с кем встретишься, кисло-сладкий апельсин, черно-белый телевизор, выпукло-вогнутые линзы, северо-западный ветер, нежно-лиловая сирень, древнегреческий эпос, кое-кому позвонишь.

2. Вопросы на повторение.

Какие орфограммы встретились в диктанте? (Дефис в сложных прилагательных, дефис в отрицательных местоимениях.)

В каком случае ставится дефис в сложных прилагательных? Когда они пишутся слитно? (Дефис ставится, если прилагательное обозначает цвета или их оттенки, стороны света, два равноправных слова. Если оке сложное прилагательное образовано от словосочетания (Древняя Русь), оно пишется слитно.)

В каком случае ставится дефис в неопределенных местоимениях? (Во всех случаях, кроме тех, когда части слова разбиваются предлогом: кое у кого, кое с чем.)

IIII. Изучение темы «Дефис между частями слова в наречиях»

1.Задания.

Определите части слов (морфемы) в наречиях, написанных на доске: по-другому, по-прежнему, по-дружески, во-первых, в-третьих. (Приставки по-, в-, во-; суффиксы -ому, -ему, -и.)

Составьте словосочетания с этими наречиями. (По-другому думаешь, по-прежнему скучаю, по-дружески поддержал; во-первых, сказал...; в-третьих, сделал...)

Сделайте вывод об использовании дефиса в наречиях.

2. Изучение теоретического материала учебника (§ 42,

Что вы узнали дополнительно о правописании наречий с дефисом? (Наречия с приставкой в- (во-): во-первых, в-пятых

выделяются запятой, не являются членами предложения, то есть это вводные слова.)

3. Сопоставление наречий с дефисом и одинаковых или сходных с ними по звучанию сочетаний предлогов с существительными,

прилагательными, числительными и местоимениями (с именными частями речи).

По-другому думаю - иду по другому пути.

По-прежнему верю - судя по прежнему высказыванию.

В-третьих, сказал... - в третьих примерах каждой группы.

Сделал по-вашему - по вашему лицу вижу.

Вывод: судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 250: комментированное письмо (на доске и в тетрадях).

2. Упражнение 251: обсуждение вопросов, самостоятельная работа, с последующей взаимопроверкой.

Комментарий. Выделенные слова нельзя назвать омонимами, т. к. прилагательные и местоимения с предлогами образуют два слова.

Домашнее задание

1. § 42 (с. 114-116) - самостоятельно изучить теоретический материал нас. 116.

2. Упражнение 252.

Ход урока 2

Лингвистическая разминка

Сделать синтаксический разбор предложения, определить значение наречий:

Солнце уже зашло, но жара по-прежнему не спадала. Комментарий. Уже - значение времени; по-прежнему - значение образа действия.

В чем отличие написания приставок в наречиях от написания приставок в других частях речи? (Приставки обычно пишутся слитно.)

Всегда ли приставки в наречиях пишутся через дефис? (Нет, не всегда.)

От каких частей речи образуются наречия с приставкой в-(во-), которая пишется через дефис? (От числительных: «во-первых»...)

Как пишутся неопределенные наречия? (Как и неопределенные местоимения, через дефис: кое-где, куда-либо, откуда-то, почему-нибудь.)

Какие еще наречия пишутся через дефис? (Сложные наречия, образованные с помощью однокоренных слов или повторением слов: волей-неволей, чуть-чуть.)

Упражнение 252: устные ответы на вопросы.

III. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке на с. 117, в словарики; ответить на вопрос: «В текстах каких стилей могут быть использованы такие слова?»

Давным-давно, волей-неволей, видимо-невидимо, мало-помалу, точь-в-точь, бок о бок.

(Эти слова регулярно встречаются в сказках, в текстах художественного стиля, часто употребляются в разговорной речи, могут быть использованы в текстах публицистического стиля.)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 253: комментированное письмо.

2. Упражнение 254: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. § 42(с. 114-116).

2. Упражнение 256.

    Задания по группам: подобрать тексты, в которых встречаются наречия с дефисом. 1 -я группа - текст художественного стиля, 2-я группа - текст разговорного стиля, 3-я группа - текст научного стиля, 4-я группа - текст официально-делового стиля, 5-я группа - текст публицистического стиля.

Цели: закрепить навыки употребления дефиса в разных частях:*речи; учить отличать наречия с дефисом от сходных по звучанию, сочетаний предлогов с именными частями речи; показать роль наречий с дефисом в текстах разных стилей.

Методические приемы: лингвистический разбор, словарный «диктант с взаимопроверкой, упражнения по стилистике, работа " в группах, тренировочные упражнения.

Ход уроков

I. Словарный диктант с взаимопроверкой

По-зимнему холодно, настроен по-деловому, в десятых числах декабря, сделал волей-неволей, где-то забыл, обратился по деловому I вопросу; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; По-цюльски жарко, читаю по-английски, куда-либо отправишься, 1давнь1м-давно знаешь, видимо-невидимо грибов, живешь бок о бок %со школой, повторил точь-в-точь; по-моему, ты по-заячьи труслив; ";откуда-нибудь приедешь, расположены справа налево, говоришь по-французски, по летнему времени, крепко-накрепко запомни.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать об употреблении дефиса в наречиях.

2. Упражнение 256: выполнить таблицу «Дефис между частями, слова» на доске.

III. Употребление наречий с дефисом в текстах разных

Работа в группах: представители пяти групп по очереди читают тексты разных стилей, остальные ученики на слух определяют принадлежность текста к определенному стилю, записывают наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса.

Задание: записать тексты под диктовку, определить их принадлежность к разным стилям; объяснить правописание наречий и их роль в тексте. Записать наречия в две колонки: с дефисом и без дефиса.

1) - Привет, ты меня не узнаешь?

Постой, где-то я тебя видел. Ты, по-моему, со мной в одном лагере был.

Да нет, я теперь с тобой в параллельном классе учусь. Мы недавно переехали, живу бок о бок со школой.

То-то я смотрю, лицо знакомое, едва-едва тебя узнал.

А ты куда идешь?

Так, кое-куда. Секрет. (Разговорный стиль.)

2) По вопросу о видовой соотносительности глаголов и показу ее в словарях нет единого мнения, в разных словарях он решается по-разному. В первом издании эти сведения были представлены односторонне и неполно.

(Научный стиль. Словарь русского языка в 4-х томах под редакцией А.П. Евгеньевой.)

3) Давным-давно жил на свете один царь, и было у него три сына. Как-то раз пришли они к отцу и говорят: «Здравствуй, царь-государь, не вели казнить, вели слово молвить».

(Художественный стиль. Сказка.)

4) Отдельные ячейки или области листа можно выделить по- разному. Во-первых, с помощью рамок. Рамки могут выделять ячейки дополнительными линиями сверху, снизу, по бокам, а так же вокруг ячеек. Во-вторых, ячейки и области листа выделяются с помощью цвета.

(Официально -деловой стиль. Инструкция для пользователей компьютера.

5) Изначально мы хотели увеличить заработную плату работников бюджетной сферы на 37, 5%. Эта цифра неоднократно называлась главой региона, но потом появились две поправки. Во-первых, нужно изъять из бюджетных отраслей 380 миллионов рублей, которые высвобождаются в силу того, что будет применяться другой способ индексации заработных плат. Во-вторых, мы планируем повысить зарплату на 21,5% в три этапа. Деньги

в отраслях бюджетной сферы есть, но почему-то их не торопятся отдать бюджетникам.

(Публицистический стиль. Из газетного интервью с депутатом.)

Наречия, встречающиеся в текстах

С дефисом

Без дефиса

едва-едва

бок о бок

по-разному

односторонне

давным-давно

как-то раз

по-разному

во-первых

С дефисом

Без дефиса

во-вторых

" во-первых

изначально

во-вторых

неоднократно

почему-то

в силу того

IV. Выполнение упражнений

Упражнение 255: самостоятельно.

Домашнее задание

2. Выписать из художественных произведений пять предложений с наречиями, которые пишутся через дефис.

Не так часто, но все-таки иногда приходится ставить дефис между частями слова в наречиях. Именно этому и будет посвящен предлагаемый вашему вниманию материал.

Определение

В некоторых ситуациях приходится ставить дефис между частями слова в наречиях. Русский язык имеет определенные правила, которые подобные случаи регламентируют. Рассмотрим подробней примеры, когда появляется такая необходимость. Первое, на что обратим внимание, это дефис. Данным термином называют орфографический знак, который на письме обозначают небольшой горизонтальной черточкой, предназначенной для разделения частей в составе сложного слова. В предлагаемой статье рассмотрим случаи, когда ставим дефис между частями слова в наречиях.

Основные правила

Итак, дефис между частями слова в наречиях ставится тогда, когда они образованы от прилагательного и местоимения с приставкой по- и имеют в составе слова суффикс -ему, -ому, -ьи, -и, -ск. Приведем возможные примеры такого написания: по-твоему, по-вашему, по-летнему, по-боевому, по-змеиному . В приведенных случаях видно, что присутствует приставка по- и суффиксы, описанные выше по тексту.

Во вторую группу можно отнести наречия, которые образованы от порядковых числительных с приставкой в- (во-). Приведем несколько примеров: в-десятых, во-вторых, в-пятых, во-первых. Пример: Во-первых, будьте внимательней, во-вторых, смотрите по сторонам, в-третьих, пристёгивайте ремень безопасности.

В условно обозначенную нами третью группу относят наречия неопределенной формы, которые включают постфиксы -то, -нибудь, -либо или же приставку кой-/кое-. Основные примеры правописания с дефисом между частями слова в наречиях: где-то, когда-то, где-либо, когда-нибудь, где-нибудь, отчего-то, отчего-нибудь. Например: Откуда-то сверху капала вода .

В-четвертых, дефис ставится в наречиях с частицей -таки и в слове все-таки. Приведем такие примеры: наконец-таки, все-таки, совсем-таки, так-таки .

В-пятых, дефис ставится в наречиях, которые образованы путем повторения одного слова с однородной основой. Рассмотрим следующие примеры написания с дефисом между частями слова в наречиях: тихо-тихо (очень тихо - смысловое значение), давным-давно (очень давно), сильно-сильно (очень сильно). Например: жили давным-давно старик со старухой.

В эту же группу относят наречия с одной общей основой, но осложненные разнообразными приставками и суффиксами, а именно: чисто-начисто, крепко-накрепко, худо-бедно, подобру-поздорову. Например: Убирайся ты подобру-поздорову ; Запомни этот стих крепко-накрепко . На этом примере можно видеть дефис. Кстати, тире между частями слова в наречиях не применяется. в виде более длинной горизонтальной чёрточки, который отделяет слова или части предложения.

Исключения из правил

В данном случае следует обратить внимание на такой момент: описываемую часть речи с приставкой по- следует писать слитно, если они были образованы от кратких прилагательных. Приведем примеры: поровну, помаленьку. Буханку хлеба мы делили поровну .

Также слитно пишутся слова данной части речи, которые образованы от степени сравнительной имен прилагательных: побольше, поновее. Дайте мне порцию побольше. Хотелось бы получить книги поновее .

И по- с некоторыми местоимениями: поэтому (образованное от местоимения этот), потому (образованное от местоимения тот), посему (от местоимения сей).

Сходства и различия

Обратите особое внимание на следующий факт: необходимо уметь отличать наречия, которые в обязательном порядке пишутся через дефис, от наречных сочетаний, которые, в свою очередь, состоят из форм творительного и именительного падежей имени существительного. Такие сочетания следует писать раздельно. Приведем такие примеры: змея змеей, честь честью, туча тучей, волк волком, клин клином, чин чином .

Сравните следующие виды данной части речи, составленные путем повторения одного и того же слова, которые необходимо писать через дефис. Данные слова не образованы от имен существительных: белым-бело, светлым-светло, черным-черно . В этом случае необходимо ставить дефис между частями слова в наречиях.

Правило № 1

по- , образованные от полных прилагательных и местоимений и оканчивающиеся на -ому, -ему, -и (-ки, -ьи) .

Например: по- новому , по- вашему , по- английски , по- волчьи , по- латыни .

Следует отличать наречия от сочетаний предлога с прилагательным.

наречие прилаг.

Сравните: По- осеннему шепчут листья. - По осеннему небу плывут облака.

Приставка по- пишется слитно с наречиями, образованными от прилагательных с помощью суффикса -у- : по просту, по маленьку , по тихоньку .

Приставка по- пишется слитно, если наречие образовано от сравнительной степени: побольше , почаще , подешевле , попроще .

Правило№ 2

Через дефис пишутся наречия с приставкой в-(во-) , образованные от порядковых числительных и оканчивающиеся на -ых (-их) .

Например: во-первых, во-вторых, в-пятых, в-десятых, а также наречия в-главных, в-последних (они включаются сюда по аналогии).

Правило№ 3

Через дефис пишутся наречия с приставкой кое- или суффиксами -таки, -то, -либо,

-нибудь .

Например: кое- как, кое- где, всё-таки , как-то , куда-либо , как-нибудь .

Правило № 4

Через дефис пишутся наречия, образованные при помощи повтора :

Повторением слова: чуть-чуть, еле-еле, едва-едва, громко-громко .

Повторением основы слова: давным-давно, как-никак, крепко-накрепко, мало-помалу .

Сочетанием синонимичных слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову, тихо-смирно, худо-бедно, с бухты-барахты.

Если в состав наречного сочетания входит предлог, т. е. оно состоит из существительного, предлога и еще одного существительного, то данное сочетание пишется раздельно.

Например: бок о бок, след в след, с глазу на глаз, тютелька в тютельку .

Исключение: точь-в-точь .

Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из двух существительных, одно из которых стоит в форме И.п., а другое - в форме Т.п.: честь честью, чин чином, дурак дураком, чудак чудаком.

Если в середине наречия, образованного при помощи повтора, стоит частица -то , то один дефис опускается. Например: подобру-поздорову , но подобру-то поздорову .

Через дефис пишется технический термин на-гора .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» ().
  2. Наречие как часть речи ().
  3. Наречие как часть речи ().
  4. Части речи в русском языке ().
  5. Культура письменной речи. Наречие ().

Домашнее задание

Упражнения № 251, 253, 254. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед - (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г). 1. В городе было не (по) праздничному тихо (М. Г.). 8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи... (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по) трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по) соседски... (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы... (Купр.). 13. На такой плешине, (по) моему, и должен был находиться бекас (Пришв.). 14. Долго (по) пустому ходили охотники и расстреляли весь свой задор (Пришв.). 15. Сначала все было (по) прежнему тихо (Кор.). 16. Одет он был (по) дачному: без воротничка, полотняные туфли (Эр.).

Задание № 2. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест(на)крест, точь(в)точь, бок(о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, расстались (по)приятельски.

Словарные диктанты

I. По старинному обычаю; варенье сварено по старинному рецепту; воспитана по-старинному; по-новому подойти к проблеме; шли по новому мосту; по-разному подошли к решению вопроса; они пошли по разному расписанию; подойти вплотную к берегу; завернуть в плотную бумагу; впустую тратить время; вошли в пустую комнату; по новому летосчислению; шли по видимому на снегу следу; по-видимому, уехал; поговорить по-дружески; поступил по-товарищески; говорить по-английски; получилось по-нашему; связать крепко-накрепко; выть по-волчьи; встретиться когда-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; уехать куда-нибудь; убраться подобру-поздорову; двигались мало-помалу; тепло по-весеннему; раздался откуда-то; кое-где.

II. Виден вдали; нырнуть вглубь; сначала подумай; уйти вовремя; посмотреть наверх - на верх горы; вконец разобиделся - в конец переулка; с начала лета; во время урока; в глубь реки; в начале урока - вначале выучи; прикрепить кверху - к верху палатки.

III. Темно-зеленые кусты; светло-голубое небо; ярко-желтая рожь; древнерусская письменность; юго-западный ветер; сельскохозяйственная техника; выпукло-вогнутая поверхность; русско-английский словарь; широкоплечий старик; полуживой от страха; полушерстяной платок; полуграмотный человек; древнеримский поэт; железнодорожный транспорт; Восточно-Европейская равнина; вечнозеленые растения.

IV. Тепло по-весеннему; сделать по-своему; плакать по-ребячьи; по-осеннему хмурые дни; встретить по-дружески; устроиться по-походному; выть по-волчьи; по-настоящему отдохнуть; чуть-чуть шевелится; уйти далеко-далеко; сделать точь-в-точь; едва-едва колышется; мало-помалу; сделать кое-как; видимо-невидимо; пристроиться где-нибудь; сверкает кое-где; куда-то направился; воспринимать по-своему; ползти по-пластунски; беседовать по-дружески; во-первых.

V. Где-нибудь поблизости; жгло по-вчерашнему; по вчерашнему расписанию; по праздничному городу; выглядеть по-праздничному; бродить по осеннему лесу; по осеннему наряду леса; тосковать по настоящему делу; по-весеннему розовое небо; шли по медвежьему следу; идти по-медвежьи; по-прежнему тихо; шли по прежнему маршруту; откуда-то слева; сделать по-моему; по моему проекту; где-то справа; явиться нежданно-негаданно; где-то рядом; темным-темно.

Предупредительные диктанты

I. 1) Он вас всех научил говорить по-своему. (К. Паустовский) 2) Мы говорили между собой по-русски. (К. Паустовский) 3) Тонкие брови ее по-детски поднимались. 4) Дождь лил по-вчерашнему, но я не мог долее мешкать. (И. Тургенев) 5) Кое-где виднеются женщины с детьми на руках. (Д. Мордовцев) 6) Немало палило его летнее горячее солнце где-нибудь в степях. (Д. Мордовцев) 7) Угрюмость двору придавали темные стены, когда-то окрашенные в красный цвет. (К. Паустовский) 8) По берегам рек стояли кое-где полуразрушенные жилища. 9) Заслонив рукой свет костра, он смотрел куда-то в сторону. (В. Малов) 10) Свет на лестнице почему-то не включили. 11) Звонкий голос куда-то отдалился и смолк. (М. Семенова) 12) Старик плакал тихо-тихо, как ребенок. (Д. Мордовцев) 13) Лошаденка едва-едва тащилась по дороге. 14) Далеко-далеко осыпаются искры трамвая. (В. Ленцов) 15) А в полдень было много-много солнца. (В. Ленцов) 16) Откуда-то издалека доносился тихий звук флейты (В. Пелевин) 17) Лед, слегка потемневший, был еще по-зимнему крепок. (В. Рябинин)



II. 1) По-моему, сюда он больше не вернется. (Стругацкие) 2) Догадка меня просто-напросто оглушила. (Е. Яковлева) 3) Свитер на нем был точь-в-точь такого цвета, как его глаза. 4) Работать по-старому уже было нельзя. 5) Среди ранней зелени по улицам ходили люди, одетые по-праздничному. (В. Ленцов) 6) Во-первых, я не видел этого фильма, во-вторых, мне не хочется вообще его смотреть. 7) Мои симпатии по-прежнему были на его стороне.

Слитное и раздельное написание приставок
в наречиях, образованных от существительных
и количественных числительных

Словарные диктанты

I. Сначала выучи правила; с начала весны; пойти на встречу с друзьями; бежать навстречу; подняться наверх; посмотреть на верх мачты; в дали моря; нырнуть вглубь; в глубь реки; надеяться на удачу; шли наудачу; во время урока; сделать работу вовремя; виднеться в дали голубой.

II. Подойти вплотную; сложить вчетверо; броситься врассыпную; стояли втроем; сидели по двое; оказаться в тупике; носить книги под мышками; смотреть в упор; сказать в сердцах; передвигаться с трудом; сохранить на века; остаться в памяти навеки; разлететься вдребезги; бежать наперегонки; идти вразвалку; говорить вполголоса; идти на попятную; подойти поближе; перекусить наскоро; сделать в насмешку; встать на цыпочки; насилу уговорил; увидел неподалеку.



Предупредительные диктанты

I. 1) Невдалеке время от времени вспыхивал красный фонарь светофора. (В. Пронин) 2) Теперь нужно быть вдвое осторожнее. 3) В начале февраля весна сделала свой первый налет. (Ф. Абрамов) 4) Надо было спешить на встречу с аквалангистами. 5) Иссиня-зеленая трава. Такая бывает только в начале лета. (Ф. Абрамов) 6) Навстречу по посыпанной гравием дорожке спешил парень в кожаной куртке нараспашку. 7) Около двух часов поднимались мы все-таки кверху. (В. Короленко) 8) Она ловко, но мягко подхватила его под мышки, приподняла, усадила. (В. Катаев) 9) С обоих берегов вплотную к воде подступала тайга, вдали подернутая фиолетовой дымкой. (А. Казанцев) 10) Жалобно выл ветер, словно навеки прощаясь с землей. (А. Казанцев) 11) Люди бросились врассыпную. 12) Вместе с зонтиком под мышкой у него был зажат какой-то небольшой предмет. (А. Казанцев) 13) Я сделал несколько нелегких шагов навстречу прямо-таки озверевшему ветру и вышел на самый берег. (В. Попов) 14) Мальчик, по-взрослому щурясь, грозил ему измазанным в шоколаде пальцем. (Стругацкие) 15) Он, по-видимому, удивился и некоторое время молчал. (Стругацкие)

II. 1) В глубь небольшого поселка вела асфальтированная дорога. (В. Пелевин) 2) Все так же вглубь ведет тропинка, что вьется сквозь игристый снег. (В. Ленцов) 3) Свесив ноги, они сидели на высоком деревянном заборе в начале набережной. (В. Пелевин) 4) И сразу на крыльцо вышла им навстречу маленькая старушка. (А. Адамов) 5) Пошел дождь, вначале падавший редкими каплями. 6) В начале сентября вдруг ударил ранний мороз. Днем ледком начали затягиваться лужи, хрустела побелевшая трава. Ночью мороз обещал быть по-зимнему крепким. (По Э. Шиму) 7) Впоследствии мне много раз доводилось любоваться северным сиянием. (И. Соколов-Микитов)

III. Совсем по-новому смотрел он теперь на своих друзей. Во-первых, долгий путь бок о бок волей-неволей проверил каждого, во-вторых, как-никак все трудности пережили вместе, в-третьих, стали по-своему ближе друг другу, точь-в-точь как в песне о друге.

(А. Иллюминаторская)

Мягкий знак после шипящих
на конце наречий

Словарные диктанты

I. Несешься прочь; усеян сплошь; нестись вскачь; открыть настежь; ударить наотмашь; выйти замуж; упасть навзничь.

II. Не тревожьте родителей; печь пироги; жечь хворост; вернуться заполночь; спрячьтесь от дождя; ринуться прочь; ждать невтерпеж; исполнить точь-в-точь; невмочь продолжать путь; разжечь костер; показаться из-за туч; сделаешь шалаш; день хорош; назначь дежурного.

Объяснительный диктант

1) Лужи сплошь засыпаны листьями. 2) Грянул выстрел, и медведь рухнул навзничь. 3) Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. (Л. Толстой) 4) Вымерзли реки с озерами, высокие горы сплошь синим льдом обросли. (М. Семенова) 5) И вижу, как на зорьке красной прочь отлетают чьи-то сны. (В. Ленцов) 6) Для дорогого гостя и ворота настежь. (Пословица) 7) Окна настежь, уснуть мне невмочь, а в саду над ручьем во всю ночь соловей разливается-свищет. (А. Фет) 8) Входная дверь была по-летнему распахнута настежь. (Л. Замятин)

Предупредительный диктант

Песня

Песня начиналась неожиданно, как будто она рождалась где-то на небесах. Певуче разливалась мелодия, на душе становилось легко и хорошо, а глазам - горячо от подступающих слез. То свежо веяло степным воздухом, то зловеще сгущались тучи, то легкие облака двигались в такт песне, и это заставляло петь еще и еще. Волей-неволей песня вливалась в душу, глаза распахивались по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно в детстве. Мелодия поднималась вверх, ввысь, уносилась вдаль, и не было ей ни конца, ни начала.

(А. Иллюминаторская )

Контрольные диктанты

Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.
Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце - вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы. 2
Ива - неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю - примется, пустит корни, начнет расти. 2
В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль. (129 слов)

(По И. Соколову-Микитову )

Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары некуда было деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.
Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился в глубь реки, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри. Егорушка поплыл к берегу и стал шарить возле камышовых зарослей. (112 слов)

(По А. Чехову )

Сначала они долго продвигались по равнине. Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы начинались слева неожиданно, отвесной стеной, поднимавшейся куда-то вверх. Ветер, вода и просто минувшие века немало потрудились над ней. Во многих местах отчетливо были заметны слои разноцветного камня, немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.
Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее. Граница вечных снегов спускалась низко, и задолго до нее деревья редели, потом совсем пропадали. Под стеной тянулась едва-едва заметная дорога. Она, по-видимому, старалась не прижиматься вплотную к стене. 3 Но упрямая жизнь все-таки повсюду брала свое. Даже по самой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесенных издалека ветром или птицами.
Вдали дорога взбиралась в верх горы, следуя изгибам каменного откоса. (123 слова)

(По М. Семеновой )

Первая гроза

Я надолго запомнил этот ясный по-весеннему и теплый по-летнему день. Кое-где уже появились едва-едва заметные зеленые листочки. По-новому выглядел город. Во-первых, чуть-чуть дул ветерок, во-вторых, почти все окна открыты настежь, в-третьих, солнце светило по-царски, но не горячо, а ласково, по-доброму. На дорожках было видимо-невидимо воробьев, и они по-прежнему сновали вверх и вниз.
Но неожиданно небо потемнело. Небрежно, неряшливо поползли растрепанные тучи. Сначала мелькнула неяркая молния и разрезала надвое темно-серое небо. Потом вспугнул птиц сильный раскат грома, как будто где-то кто-то вдребезги расколол стеклянную посуду.
И хлынул ливень, точь-в-точь занавес опустился на землю и закрыл все вокруг. Пропал куда-то город, а по улицам торопливо побежали мутные потоки воды.
Дождь шел долго, а утром вымытый город выглядел по-праздничному весело. (120 слов)

(По А. Иллюминаторской )

Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далекая полоска синеющего неба. В ущелье было свежо, но скоро мальчикам стало жарко. Они, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь засветло добраться до лагеря.
«Берегитесь, ребята!» - неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуей скользила навстречу мальчикам. В нескольких шагах от них она замерла, потом чуть-чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув розовую пасть, зашипела, раскачивая голову. Раздвоенный язычок ее беззвучно метался в пасти.
Никита швырнул в змею камень. Она стрелой метнулась в его сторону. Он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную, но бежать по камням было нелегко. А змея и не собиралась их преследовать.
Отдышавшись, друзья снова стали карабкаться вверх. (123 слова)

(По В. Губареву )

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ

Словарные диктанты

I. Бросился мне навстречу; она не пришла на встречу; плыть навстречу кораблю; надо было торопиться на встречу с одноклассниками; навстречу летели брызги; гнал навстречу стадо; шли навстречу путникам.

II. Говорили насчет экскурсии; надо иметь это в виду; спонсоры перевели деньги на счет школы; ввиду приближающихся холодов; проплыть в виду пристани; распорядиться насчет обеда; стоять в виду берега.

III. Вследствие плохой погоды; в следствии допущены ошибки; не приехал вследствие болезни; вследствие дождей река вышла из берегов; расширяется вследствие перегрева; вследствие переутомления; обнаружены факты в следствии по делу; включено в следствие по делу; озеро образовано вследствие землетрясения; в следствии не было обнаружено ошибок.

IV. В продолжение лета; в продолжение фильма введены новые герои; новые герои действуют в продолжении фильма; заниматься в течение года; лодка попала в течение реки; в течении реки много поворотов; отсутствовать в течение недели; улучшения в течении болезни; в течение минуты; путешествовать в продолжение месяца; видеть изменения в течении ручья; встретиться с героями в продолжении фильма.

V. Отвечал, не смотря в книгу; собрали хороший урожай, несмотря на засуху; судно вышло в море, несмотря на непогоду; поднимались по склону, не смотря вниз; принялись за работу, несмотря на усталость; говорил с отцом, не смотря на него; соревнования продолжались, несмотря на снегопад.

Правописание производных
предлогов и союзов

Словарный диктант

В течение длительного времени; изменения в течении реки; в продолжение целого лета; вследствие сильных дождей; в следствие вкралась ошибка; в следствии допущена ошибка; новые герои действуют в продолжении романа; новые герои включены в продолжение романа; узнать насчет экскурсии; перечислить на счет школы; вместо благодарности; в место укромное положить; в заключение доклада; много лет декабристы находились в заключении в Сибири; несмотря на неудачу; шел, не смотря по сторонам; отвечал, не смотря на написанное; ввиду приближения холодов; имей это в виду; в течение пяти лет; испортился ввиду перегрузки; проплыть в виду города; расширяется вследствие перегрева; отстал ввиду болезни; в течение минуты; не приехал вследствие болезни; поднимались на вершину, не смотря вниз; отвечал, не смотря в учебник.

Предупредительный диктант

1) В течении реки пеной вскипала вода на порогах. 2) Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. 3) Ошибка произошла вследствие незнания условий местности. 4) Почти в течение всего месяца шли дожди. 5) О продолжении разговора не могло быть и речи. 6) Жара давала себя чувствовать, несмотря на вечер. (А. Казанцев) 7) Он пролежал так несколько часов, в течение которых отступало море. (А. Казанцев) 8) Он отвечал, не смотря в записанный на листке план. 9) Вследствие глубокого снега лоси не ходили по тайге, а стояли на тех местах, где застала их непогода. (В. Малов) 10) В продолжение нескольких дней еще будет осыпаться листва. 11) Ввиду плохой погоды рейсы самолетов были отменены. 12) Вы поможете мне в продолжении моих поисков?

СОЮЗ

Слитное написание
союзов также, тоже, чтобы

Словарный диктант

Он тоже пришел и рассказал то же самое; он тоже ученик талантливый; говорить то же, что и другие свидетели; так же хвастлив, как и брат; он тоже готов идти; у него тоже была собака; что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге; что бы ни случилось, надо, чтобы все сохраняли спокойствие; действовал так же хитро, как и охотник; в то же время приехал и брат; он тоже приехал на праздник; задача решалась так же, как и предыдущая; я тоже пойду в поход; и он в то же время был там.

Объяснительные диктанты

I. 1) Линии рта были мужественны и в то же время детски наивны. (М. Шолохов) 2) Но здесь тоже успела поселиться тишина. 3) Шел по коридору, привычно здоровался, улыбался. Ему тоже улыбались. (В. Шукшин) 4) Он в этот час тоже вышел глянуть на Байкал. (В. Шукшин) 5) Тот тоже был труженик вечный и так же бодрился, когда приходилось туго. (В. Шукшин) 6) Каждого приезжающего в Петербург охватывало одно и то же чувство восхищения. 7) Все делалось поспешно и в то же время будто сквозь сон. 8) Мое расследование тоже не продвигалось.

II. 1) Шелестя листвой, качались под ветром деревья, по темно-синему небу все так же бежали облака. (С. Майоров) 2) Через минуту он исчез в снежной пурге так же внезапно, как и появился. 3) И манеры его были также весьма величественны и неспешны, так же он и говорил. (А. Адамов) 4) Так же, как и вчера, за окном шумел дождь.

III. 1) Всякий человек склонен рассуждать, что бы он сделал на месте другого. (М. Семенова) 2) Ночь открывала бесчисленные глаза, чтобы смотреть вниз до рассвета. (М. Семенова) 3) Дорога была достаточно широка, чтобы на ней могли разъехаться два грузовика. (В. Пелевин)

IV. 1) Она молча прошла по коридору и так же молча пригласила войти в комнату. 2) Мечтал также отправиться в экспедицию. 3) Зато тайга оживала, когда наступали лунные ночи. 4) Что бы он ни делал, все выходило плохо. 5) Все так же лился лунный свет в окна. 6) И тогда я тоже собрал все силы, чтобы вытерпеть еще хотя бы минуту. (С. Смирнов) 7) Человек благодарил меня за то, что я проявил интерес к звездному небу. (Ю. Олеша) 8) Она улыбнулась, затем медленно поднялась с кресла. 9) День выдался пасмурный, зато не было жарко. 10) Все так же валил снег, и так же ничего не было видно. 11) Море так же, как вчера, было спокойное. 12) Здесь тоже когда-то была проселочная дорога, но ею давно не пользовались, и она заросла кустами и мелкими деревцами. (В. Мясников) 13) Был он невысок, в то же время поджар, мускулист. (В. Мясников) 14) Комната тоже производила странное впечатление. 15) Прибывшие также расположились у костра. (И. Ефремов) 16) В то же мгновение из вершины холма вырвался огромный огненный столб. (А. Казанцев) 17) Чтобы усмирить пробужденную стихию, надобно напряжение всех людских сил. (А. Казанцев) 18) Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо начало светлеть. (И. Ефремов)

Контрольные диктанты

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются. (125 слов)

(Н. Ефимова)

ЧАСТИЦА

Различение на письме частиц не и ни

Словарные диктанты

I. Не было ни пылинки; не мог не думать о матери; нимало не сомневался в успехе; не считаться ни с чьими интересами; ничем не помочь; ему нельзя ни в чем довериться; ни к кому не обращался; не знал ни правил, ни формул; как ни трудно, а сделать надо; нельзя не гордиться его успехами; здание оказалось не чем иным, как библиотекой; ничем иным это не могло оказаться; не шелохнется ни кустик, ни веточка; что ни сделает, все хорошо; как ни старайся, все напрасно.

II. Не поймал ни рыбешки; в поле ни былинки; не мог не расслышать; в доме ни кусочка; не вырастил ни зернышка; ни один не пришел; не раз опаздывал; ни разу не был; откуда ни возьмись; не умолкая ни на минуту; в доме ни души; о нем ни слуху ни духу; не пролито ни слезинки; не сделал ни одной модели; не сказал ни слова.

Предупредительный диктант

1) Нельзя не любоваться закатом. 2) Какие б мысли ни одолевали, я спокоен за него. 3) Какие только мысли не одолевали меня! 4) Где он только не бывал! 5) Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. 6) Когда не придешь к подруге, она обижается. 7) Когда ни придешь к подруге, она болтает по телефону. 8) Кто не читал эту книгу, должен ее прочитать. 9) Кто ни читал эту книгу, всем она нравилась. 10) Ни слова больше! 11) Он не мог не приехать. 12) Не мог не позвонить. 13) Не думай о секундах свысока. (Р. Рождественский) 14) Кто не проклинал автобусные давки! 15) Ничем иным это не объяснить. 16) Мы ни разу не рыбачили вместе. 17) Ни о каких поездках не может быть речи. 18) Ничто иное его не радовало. 19) Как ни трудно, а делать придется. 20) Как ни старались экономить продукты, к концу недели они кончились. 21) Как мороз ни скрипуч, он не больно могуч. (Пословица) 22) Сколько бы кукушка ни куковала, а зиме отлетать. (Пословица) 23) Как бы ни темна ночь, непременно день наступит. (Пословица) 24) Но ничего не шевелилось ни вокруг меня, ни впереди. (И. Тургенев) 25) Здесь не было ни единого кустика, ни деревца. 26) Сколько я ни ходил, медведя не встретил. (И. Соколов-Микитов) 27) Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. (В. Песков)

Слитное и раздельное написание ни и не

Словарные диктанты

I. Нелепый поступок; недозрелый арбуз; не жаль времени; не достает до дна; недостает доброты; небо не голубое; непродуманное решение; волосы не распущены; не усвоив предыдущего; не чувствуя никакой боли; повадки не лисьи; портфель не кожаный; не нужно так говорить; чайник не фарфоровый; ветка не сломана; не обладающий тактом; поступил не по-товарищески; сочинение не проверено; не ответив на письмо; не менее двух метров; еще не замерзшая речонка; никем не интересовался; ни с кем не делился своими проблемами; неоткуда взять силы; никуда не годится; сделать во что бы то ни стало; как ни в чем не бывало; не лучше этого; сделал не по-вашему; никогда не ссорился; негде яблоку упасть; никак не соглашался; нигде не видно; ничем не измерить; не предупредил вовремя; ничего не видел; нисколько не удивился; светит не по-летнему; не жаль; не нужно; не было времени; не закрытая мною дверь; не продумав до конца; длительное ненастье; неряшливый вид; несуразный наряд; негодовать по поводу случившегося; не глубокое, а мелкое озеро; небольшая, а быстрая речонка; не пораженные сорняком; сделал не лучше; непрошеный гость; несмышленый малыш; далеко не интересный фильм; не завершенная, а только начатая работа; не говори несуразицы; далеко не легкая задача; всякие неожиданности; скрытая неприязнь; сделал небрежно; не высоко, а низко.

II. Говорил неправду; это была не правда, а ложь; некрасивый поступок; не красивый, а просто симпатичный; ушел недалеко; ушел не далеко, а близко; говорил несуразицы; нелепый поступок; выглядел нелепо; вовсе не красивый наряд; поступил далеко не красиво; нелегкое задание; далеко не легкая задача; взлететь невысоко; взлететь не высоко, а низко; некрасивый плащ; не веселый, а грустный вид; отвечал небрежно; вел себя непринужденно; несбыточность помыслов; недорогой, но красивый шарф; неширокая, но глубокая река; скрытая неприязнь; всякие неожиданности; неприглядный вид.

III. Не был в школе; не мог; не говорил; не нарушай; с утра нездоровится; сразу невзлюбил; не чувствуя; не говоря; не понимая; негодуя; невзирая на лица; не вспоминая; не надеясь; не видеть; ненавидел фальшь; нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; вода не пролита; не написанный, а отпечатанный лист; не встреченный мною друг; невстреченный друг; полы не покрашены; не покрашенные краской полы; непокрашенные полы; трава не скошена; нескошенная трава; еще не скошенная трава; вовсе не продуманное решение; не знающий усталости турист; незаселенные дома; еще не заселенные дома; дома не заселены; поступить не по-товарищески; не жаль бездельника; не нужно опаздывать; портфель не кожаный; кофта не коричневая; вопрос не решен; река неширока; путь не долог, а короток; бормотал что-то невнятное; обошлось недешево; стоит не дешево, а дорого; невежда в музыке; не должен унывать; несмотря на непогоду; неисправимый дефект; перейти неширокую, но глубокую речку; не заглядывая в завтрашний день; не громкий, а тихий говор; вести себя непринужденно; непрерывный крик; костер не погашен; непогасший костер; неказистая фигура.