Диагностические признаки. Диагностические признаки и диагностические категории

Под признаками в теории криминалистической идентификации понимаются специально отобранные свойства, с помощью которых можно узнать, отличить объект. Важно, чтобы они отвечали двум условиям: устойчивости и информативности.

Устойчивость означает относительную неизменяемость, качественную и количественную определенность свойства, которое должно существовать без существенных изменений в течение идентификационного периода, т.е. с момента отображения при обстоятельствах, связанных с преступлением, до времени производства идентификационного исследования.

Информативность свойства - это его способность выделять, отличать определенную группу или конкретный объект из множества других объектов материального мира.

Материально фиксированные отображения возникают вследствие воздействия объекта на какие-либо другие объекты, способные воспринимать с достаточной точностью, воспроизводить его признаки и относительно долгое время сохранять их.

Все признаки подразделяются на признаки группового (общие признаки) и признаки индивидуально значения (частные признаки). Под признаками группового значения имеются в виду признаки, присущие определенной группе (роду, виду) объектов. Эти признаки, естественно, не определяют тождества объекта, его индивидуальности, так как типичны для многих или же всех объектов, относящихся к одному и тому же роду, выражают их сходство. Отождествление по признакам группового значения не может быть осуществлено. Общие признаки обычно характеризуют некоторую группу объектов, соответствующую в науке и практике классификации. Такие признаки называются классификационными.

Информационная значимость классификационных признаков определяется, во-первых, надежностью разделения заданной совокупности на классы, роды и виды и, во-вторых, разделением заданной совокупности на примерно равные по объему группы. Это имеет значение для создания учетно-регистрационных систем, так как в противном случае пользоваться картотекой становится затруднительным.

Диагностические (распознавательные) признаки, в отличие от классификационных, лишь корреляционно связаны с распознаваемой группой. Любой из этих признаков может оказаться как в распознаваемой, так и в другой группе, с которой он не связан. Например, любой признак почерка может встретиться как у мужчины, так и у женщины. Но зависимость от мужского или женского пола у разных признаков различная. Конкретные же лица обладают такими комплексами признаков, которые в совокупности могут достоверно указывать на групповую принадлежность исполнителя рукописи. Информационная ценность признаков, используемых для распознавания групповой принадлежности, определяется силой их связи с распознаваемой группой (количественно эта зависимость выражается коэффициентом корреляции).

К признакам индивидуального значения относятся признаки, которые могут встречаться только у отдельных или немногих экземпляров группы.

Эти признаки имеют идентификационное значение, так как они индивидуализируют объекты одной и той же группы и в совокупности признаками группового значения определяют тождество объекта.

Идентификационные признаки должны обладать такими свойствами, как: а) устойчивость;

  • б) частота встречаемости;
  • в) степень зависимости признаков друг от друга.

Степень устойчивости признаков зависит от закономерностей их образования. Идентификационную ценность представляют те признаки, которые остаются неизменными в течение длительного времени.

Частота встречаемости означает, что чем реже данный признак встречается у других однородных объектов, тем он специфичнее и выше его идентификационная значимость, ценность. Частота встречаемости идентификационного признака определяется или из профессионального опыта эксперта, оперативного работника, следователя, или изучением частоты встречаемости признаков на основе математической статистики.

Степень зависимости признаков друг от друга означает, что если признаки взаимосвязаны между собой, появление одного признака обусловливается каждый раз появлением другого, то такие признаки представляют небольшую идентификационную ценность, так как не являются самостоятельными, независимыми.

Из изложенного выше можно сделать вывод, что сущность идентификационных признаков заключается в относительной стабильности, оригинальности, специфичности для конкретного объекта и в допустимости их выявления, изучения и сравнения.

Свойства и признаки почерка, проявления которых используются в процессе судебно-почерковедческих исследований, весьма разнообразны. Поэтому общее определение признака почерка как гносеологической категории возможно лишь ориентируясь на его информативность для решения различных классов судебнопочерковедческих задач. Поскольку идентификация и диагностика в криминалистике рассматриваются в качестве частных случаев общего познавательного процесса - распознавания образов (27, 28), признаком почерка будет такое проявление его свойства, которое информативно с позиции этого распознавания.

Целью распознавания в судебном почерковедении являются: конкретный почерк (идентификация почерка определенного лица), свойства личности и условия выполнения рукописных объектов (диагностика). Общим содержанием представления об информативности признака, независимо от класса или вида задачи, должны быть степень или мера его способности служить цели распознавания образа при решении указанных задач, различающихся искомыми объектами. Эти степень или мера определяются частотой встречаемости проявления признака в зависимости от искомого объекта.

С этой позиции при идентификации информативность проявления признака определяется частотой его встречаемости в почерках разных людей. В традиционном исследовании это определение осуществляется с помощью методических рекомендаций и «несчитанной» статистики, которой располагает каждый эксперт, благодаря своему личному опыту и практике. Если же методика исследования включает оценочные количественные компоненты, то частота встречаемости проявления признаков в почерках разных лиц, использующих определенную письменность, обладающих определенным почерком по степени выработанности и строению, основывается на статистическом анализе и количественных показателях информативности (или идентификационной значимости) проявлений признаков почерка.

В процессе установления свойств личности (социально-демографических или психологических) в роли признака выступает такое его проявление, которое обладает способностью варьировать по частоте встречаемости в зависимости от изучаемого свойства личности.

В случае диагностики условий выполнения рукописи или «сбивающего» фактора признаком будет его проявление, которое варьирует по частоте встречаемости в зависимости от того, выполняется ли рукопись в норме (общей или индивидуальной) либо в необычных условиях и в каких именно (группе условий или конкретных).

Таким образом, информативность признака - это способность его проявления различаться по частоте встречаемости в зависимости от искомого объекта.

В судебном почерковедении много внимания уделялось изучению содержания признаков почерка как выражению свойств ПД ФДК, их психофизиологической природы. Исследования криминалистов, проводившиеся в основном в русле разработки теории и практики судебно-почерковедческой идентификации, привели к тому, что была создана полная (исчерпывающая на соответствующем уровне развития науки) базовая система признаков почерка и их проявлений, позволявшая описывать любой почерковый объект. Это имело огромное значение и для диагностических исследований, которые могли использовать те же признаки и (или) их проявления для своих целей, рассматривая их информативность с точки зрения способности служить решению других задач. Так, для решения собственно диагностических задач существенны именно определенные проявления признаков, частота встречаемости которых при наступлении определенных условий высока. Например, определенные проявления таких признаков, как координация движений, темп, нажим носят отчетливо выраженный диагностический характер даже на традиционном уровне их анализа.

Как правильно отмечали многие криминалисты, четкой границы между идентификационными и диагностическими признаками не существует. Зависимость сущности признака от природы объекта сближает содержание диагностических и идентификационных признаков. В качестве диагностических признаков используются определенные проявления идентификационных признаков, а в качестве идентификационных - определенные проявления диагностических признаков, если они присутствуют в образцах почерка предполагаемого исполнителя. Например, проявления сниженной координации движений 1-й группы, имеющие постоянный характер и совпадающие с образцами почерка предполагаемого исполнителя по объему, характеру и локализации проявлений, включаются в комплекс совпадающих признаков при идентификации конкретного лица. В то же время проявление и «поведение» признаков, которые используются преимущественно в идентификационных целях, в том числе частных, может оказаться симптоматичным как для установления свойств личности исполнителя рукописи, так и условий ее выполнения.

Таким образом, специальной базовой системы диагностических признаков почерка не существует и в ней нет необходимости. Для диагностических целей вполне достаточна общепринятая базовая система признаков почерка, использующаяся в идентификационных целях, которая предусматривает описание всех признаков и их проявлений, доступных выявлению, сравнению и оценке на традиционном уровне исследования. Эти признаки и их проявления доступны и для статистического анализа в целях установления частоты их встречаемости, что и имеет место во многих разработанных нетрадиционных методиках.

Вместе с тем общие принципы систематизации диагностических признаков могут и должны быть сформулированы. Связь систематизации признаков с методическими основами экспертизы требует учета принципов построения методики, схем, процедур решения диагностических задач. При разработке методов решения диагностических задач на основе базовой системы признаков почерка строятся частные системы признаков, ориентированные на решение определенных задач. Многие из них носят сугубо утилитарный характер, т.е. используются только при проведении исследований, на которые они ориентированы. Например, в зависимости от того, строится ли методика по принципу сужения возможных альтернатив или по принципу выхода на наиболее вероятные условия либо их перебора, основания систематизации будут различаться. Иногда такие системы могут иметь характер просто перечней информативных признаков. Именно таким, например, был перечень из 21 признака, предназначенный для установления пола по высоковырабо- танному почерку.

На основе изложенного диагностический признак можно определить как проявление свойства почерка, способное служить источником информации о свойствах личности (социально-демографических или психологических) либо об условиях выполнения рукописей. Диагностическими признаками будут признаки, проявления которых используются для установления пола, возраста, психологических характеристик по почерку; признаки, информативные для установления «сбивающих» факторов на процесс письма и конкретных причин, времени, одновременности или неодновременно- сти выполнения рукописей.

Системы диагностических признаков, разработанные для решения различных задач диагностического характера будут рассмотрены в методической части данной работы. Здесь отметим лишь, что к диагностическим признакам вполне применимы многие основания систематизации, принятые в отношении идентификационных признаков. Так, в отношении диагностических признаков могут быть использованы такие основания систематизации, как объем проявления признака (общие, частные), вид представления признака (качественно-описательные, количественные), опосредованность отражаемых свойств (первичные, вторичные).

В связи с тем, что основным содержанием диагностического признака является его информативность для решения определенной задачи, остановимся на этом существенном качестве несколько подробнее.

Прогнозирование, как основная задача психологической диагностики.

Психодиагностика, как теоретическая дисциплина.

Этапы психологической работы (любой практической работы).

Психодиагностика, как практическая дисциплина.

Психологическая диагностика как теоретическая и практическая сфера психологической науки.

Диагностика (dia – различать, gnostica – значение) – наука о различии.

Применяется в медицине, при постановке технического диагноза, в педагогике.

Психодиагностика – наука о различении души, психологической реальности.

Психодиагностика – область психологической науки и одновременно важнейшая сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека (Шмелев А.Г.).

Используется:

При профотборе, расстановке кадров, профориентации;

При оптимизации обучения, воспитания;

При прогнозировании социального поведения (стабильность брака, законопослушание);

В консультативной практике;

В судебно-психологических экспертизах: оказание помощи в расследовании преступлений;

В медицине (психосоматика, потеря смысла жизни, подготовка к операциям);

При прогнозировании психологических последствий изменения окружающей среды;

Для изучения личности и межличностных отношений.

1. Сбор информации, выбор технологии помощи.

2. Консультация, коррекция (психологическая помощь).

3. Сбор информации, уточнение, выбор дальнейшей технологии при необходимости.

Задается перечислением трех сфер:

1. Предметная область психологической науки (общая и дифференциальная психология).

2. Дифференциальная психометрика (разработка и математическое обоснование диагностических методик).

3. Практические сферы применения методик (Где? Когда? Как?)

Прогнозирование поведения человека, его поступков – есть основная задача психодиагностики.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Деятельность специалиста в области психодиагностики не ограничивается описанием индивидуальных особенностей того или иного явления, поиском вызвавших его к жизни причин и соотнесением этих знаний со структурой и динамикой личности. Практическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществления на его основе прогноза.

Л.С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает. Но прогноз «строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде».

Условием проникновения во «внутреннюю логику самодвижения процесса развития» является разбивка прогноза на отдельные периоды и длительные повторные наблюдения.



В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации.

Определить, например, пригодность к той или иной деятельности невозможно вне требований, к ней предъявляемых. Характеристика особенностей личности вне социальных условий лишены почвы. «Мы можем понять, что такое «ленивый мальчик», если нам известно, кто именно, в каких социальных условиях, кому и на каких основаниях дал такое определение» (Обуховский, 1981).

Прогноз осуществляется на основе эмпирически определенных статистических соотношений. Вопрос об эффективности клинического и статистического прогноза неоднократно обсуждался психологами и до сих пор служит предметом дискуссий.

П. Мил, положивший начало дискуссиям, опираясь на анализ значительного количества работ в этой области, приходит к заключению о том, что статистический прогноз оказывается значительно более эффективным. Этот подтверждается и более поздними исследованиями, в которых, в частности показаны причины, ограничивающие результативность клинического прогноза (Barendregh, 1961). Оказывается, что увеличение объема диагностических данных, которые должен учитывать психолог, вначале приводит к возрастанию, а затем к снижению точности прогноза.

Наиболее уязвимое место клинического подхода – жертва частным, отдельным, во имя полноты картины. П.Б. ганнушкин в свое время писал. Что чем богаче опыт клинициста-психиатра, тем труднее делается, а подчас совершенно невозможен дифференциальный диагноз отдельного припадка.

Однако, статистический подход не может заменить клинический, когда ставится задача всестороннего описания личности, раскрытия причинных связей и отношений. Трудно найти альтернативу клиническому подходу и в тех областях исследования личности, в которых использование тестов оказывается малоэффективным.

Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.

Диагностический вывод - есть переход от внешне наблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий.

4. Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы.

Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор.

Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы.

Количественный подход (стандартизированный метод):

Стандартизация (standart - типовой) – есть единообразие процедуры оценки выполнения методики и проведения теста.

Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений.

Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность.

Особенности:

ü Экономичны (групповые, с использованием компьютеров).

ü Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз).

Качественный подход (клинический метод):

Анализ индивидуального случая. Не патология!

Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности.

Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания).

Особенности:

ü Строго индивидуальный метод.

ü Психометрически не обоснован.

ü Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.

Физические свойства. К ним относятся: цвет, блеск, прозрачность; твердость, плотность, спайность, излом и др. свойства.

ЦВЕТ минерала определяется его способностью поглощать определенную часть светового спектра. Ферсман выделил 3 рода окрасок минералов по происхождению:

· идиохроматическую (своя собственная),

· аллохроматическую (алло - чужой),

· псевдохроматическую (псевдо - ложный).

Идиохроматическая - в состав минерала входит элемент, дающий окраску - хромофор. Например, железо дает черную или бурую окраску, свинец - серый, медь - зеленый и т.д.

Аллохроматическая - окраска за счет элементов-примесей, изменяющих окраску минерала. Например, кварц бесцветный минерал, а его разновидности аметист, морион окрашены в фиолетовый или черный цвет за счет примесей атомов Fe.

Псевдохроматическая - обусловлена включениями посторонних минералов. Например, минерал лабрадор обладает темным собственным цветом, но при рассмотрении его под разными углами наблюдается синяя окраска. Она обусловлена тонкими включениями минерала ильменита, который изменяет светопреломление.

Иногда на поверхности минерала появляется радужная окраска, называемая побежалостью - возникает за счет образования тонкой пленки окислов на его поверхности.

ЦВЕТ ЧЕРТЫ - цвет минерала в порошке. Часто цвет черты повторяет цвет минерала, но бывают и отклонения. Например, минералы магнетит и хромит имеют черный цвет, а их цвет в порошке или цвет черты отличаются: у магнетита черта черная, а у хромита - темно-бурая.

ПРОЗРАЧНОСТЬ - способность минерала пропускать свет. По этому признаку минералы разделяются на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные.

БЛЕСК - способность отражать падающий свет. По отражательной способности минералов блеск подразделяется на металлический и неметаллический. Металлический блеск имеют минералы с высокой отражательной способностью. Неметаллический блеск подразделяют на: стеклянный, жирный, перламутровый и т.д.

СПАЙНОСТЬ - способность минералов раскалываться под ударом с образованием ровных поверхностей параллельных граням, ребрам и др. кристаллографическим направлениям. Выделяют спайность:

Весьма совершенная (слюда, тальк),

Совершенная (кальцит, галит),

Средняя (полевые шпаты, роговая обманка),

Несовершенная (оливин, апатит),

Весьма несовершенная (золото, корунд).

ИЗЛОМ - вид поверхности при расколе минерала. Бывает - ровный, ступенчатый, раковистый, занозистый, землистый и т.д.

ПЛОТНОСТЬ - зависит от химического состава и структуры минерала. Все минералы по плотности подразделяются на: легкие (1-3 г./см 3), тяжелые (3,5-9 г./см 3), очень тяжелые (9-23 г./см3).

ТВЕРДОСТЬ - способность минерала сопротивляться механическому воздействию. Выделяют абсолютную и относительную твердости.

Абсолютную твердость определяют прибором, называемым склерометр в кг /мм 3.

Относительная твердость определяется сравнительным путем. Для этого берут минерал с известной твердостью и воздействуют им или на него другим минералом. Существует эталонная шкала для определения относительной твердости минералов. Её разработал австрийский минералог Моос в 1824 г., поэтому названа его именем. В ней подобраны 10 минералов, которые располагаются в порядке возрастания твердости и номер эталонного образца в ней означает величину относительной твердости этого минерала.

Когда нет под рукой эталонной шкалы, пользуются стеклом, гвоздем, стальным ножом или напильником, т.е. заменителями эталонных минералов.

Кроме перечисленных свойств, которые проявляются у всех минералов, существуют свойства присущие отдельным минералам или группе минералов. Их называют особые свойства и к ним относятся:

· Магнитность - определяется по отклонению минералом стрелки компаса;

· Люминесценция - любое излучение минералом света без накаливания. Выделяют: флюоресценцию - свечение минерала происходит при облучении ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами, фосфоресценцию - продолжение свечения минерала после прекращения облучения; люминесценция наблюдается у минералов, содержащих в кристаллической решетке примеси ионов. Так минерал шеелит светится бледно-голубым цветом за счет включений МОЛИБДЕНА.

· Пьезо- и пироэлектрические. Пьезоэлектричество - это явление, когда под действием давления вдоль полярной оси кристалла на её концах концентрируются положительные и отрицательные заряды. Пироэлектричеств о - тоже явление (появление электрических зарядов) только под действием температуры при нагревании.

· Реакция с соляной кислото й - происходит выделение углекислого газа, реакция хорошо наблюдается визуально.

· Вкус и запах - некоторые минералы издают запах, при каком-либо воздействии на них (при ударе и т.п.), другие минералы - соленые или горько-соленые на вкус (каменная соль).

· Радиоактивность - ею обладают минералы, содержащие радиоактивные элементы.

Все основные свойства проявляются (кроме особых) у каждого минерала. Часто разные по химическому составу минералы бывают внешне похожи по одному или нескольким свойствам. Например, по цвету, блеску, прозрачности минералы кварц и кальцит похожи и их трудно отличить по этим свойствам. Но по другим свойствам - твердости и спайности они резко отличаются друг от друга. Эти свойства для них являются диагностическими признаками. Таким образом, свойства минералов, по которым их можно определить или отличить друг от друга являются их диагностическими признаками.

Все свойства минералов изучают:

· макроскопически, т.е. определяют свойства визуально;

· с помощью лабораторных исследований с привлечением разнообразных приборов и анализаторов: так химический состав минерала устанавливается после проведения ряда химических или спектральных анализов для определения элементов, входящих в его состав;

· строение кристаллической решетки определяют с помощью рентгеноструктурного анализа, основанного на отражении и дифракции рентгеновских лучей от кристаллографических плоскостей. В последнее время для изучения структуры минерала применяют электронный микроскоп;

· оптические свойства минералов изучают под микроскопом.

Сейчас создано много приборов, которые позволяют сделать комплекс лабораторных исследований прямо в образце, содержащем исследуемый минерал, т.е. отпадает трудоемкая работа по извлечению минерала в чистом виде, без примесей другого минерала.

Изучение свойств минералов дало толчок экспериментальным исследованиям для получения минералов в лабораторных условиях. Такие исследования позволяют моделировать условия образования минералов, что представляет несомненный научный интерес. Практическое значение таких исследований - получение искусственных минералов для ювелирной промышленности, радиоэлектроники и др. отраслей.

О названиях минералов - многие пришли из древних времен:

На основе физических свойств или химического состава (например - магнетит, никелин),

По географическому месту открытия (ильменит - в Ильменских горах, арагонит - по испанской провинции);

По имени великих ученых или деятелей - уваровит (мини стр. пр освещения Уваров), шеелит (в честь ученого химика Шееле открывшего элемент W).

Многие минералы, кроме основного, имеют одно или несколько других названий, называемых синонимами. Например, флюорит - плавиковый шпат, сфалерит - цинковая обманка и т.д.

Процессы минералообразования в природе происходят по законам физической химии и термодинамики. Главными факторами являются химический состав среды, температура и давление. Все они в процессе минералообразования изменяют свои параметры, т.е. являются величинами переменными. Изменение величины концентрации химических элементов, температуры и давления может протекать плавно и постепенно, или скачкообразно резко. При таких условиях минералы могут кристаллизоваться одновременно-последовательно друг за другом: оливин >?пироксен >?роговая обманка; или одновременно, например, при интенсивном испарении морской воды в лагунах образуются залежи солей, состоящие из минералов: галит >?сильвин >?карналит >?гипс >?сера. Такое совместное нахождение минералов, образовавшихся на определенной стадии процесса минералообразования называется ПАРАГЕНЕЗИС МИНЕРАЛОВ. А минералы, образовавшиеся совместно на какой-то определенной стадии минералообразования называются парагенетической ассоциацией. Знание парагенезисов минералов имеет большое научное и практическое значение. Так было теоретически и практически установлено, что в кимберлитовых трубках совместно с алмазами кристаллизуется минерал группы гранатов - ПИРОП. В Якутии по находкам пиропа были открыты месторождения алмазов.

Для установления диагноза «алкоголизм» в России определяют наличием у больного следующих симптомов и признаков:

  • · отсутствие рвотного рефлекса при приеме большого количества алкоголя
  • · потеря контроля над количеством выпитого
  • · частичная ретроградная амнезия - больной не помнит, что происходило накануне, во время и после принятия алкоголя
  • · наличие абстинентного синдрома (утреннего похмелья)
  • · запойное пьянство

Более точную диагностическую шкалу устанавливает МКБ-10:

Острое опьянение

Алкогольное опьянение F10.0 по МКБ.

Диагноз является основным лишь тогда, когда интоксикация не сопровождается более стойкими расстройствами. Необходимо также учитывать

  • § уровень дозы;
  • § сопутствующие органические заболевания;
  • § социальные обстоятельства (поведенческая расторможенность на праздниках, карнавалах);
  • § время, прошедшее после употребления вещества.

Этот диагноз исключает алкоголизм. В ту же категорию попадает (дополнительный знак 7, -- то есть, F10.07) патологическое опьянение.

Употребление с вредными последствиями F10.1 по МКБ.

Модель употребления алкоголя, вредящая здоровью. Вред может быть физическим (гепатит и пр.) или психическим (например, вторичная депрессия после алкоголизации). Диагностические признаки:

  • § Наличие непосредственного ущерба, причиненного психике или физическому состоянию потребителя;
  • § Дополнительно подтверждает диагноз наличие негативных социальных последствий.

Употребление с вредными последствиями не должно диагностироваться при наличии более специфической формы расстройства, связанной с алкоголем (см. ниже). Этот диагноз также исключает алкоголизм.

Синдром зависимости F10.2 по МКБ.

Сочетание физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление алкоголя начинает выходить на первое место в системе ценностей больного. Для диагностики необходимо наличие не менее 3 из признаков, возникавших в течение года:

  • 1. Сильная потребность или необходимость принять алкоголь.
  • 2. Нарушение способности контролировать употребление алкоголя, то есть начало употребления, окончание и/или дозировку.
  • 3. Состояния отмены (см. F10.3 и F10.4).
  • 4. Повышение толерантности.
  • 5. Прогрессирующее забывание альтернативных интересов в пользу алкоголизации, увеличение времени, необходимого для приобретения, приема алкоголя или восстановления после его действия.
  • 6. Продолжение употребления алкоголя, несмотря на очевидные вредные последствия, такие как повреждение печени, депрессивные состояния после периодов интенсивного употребления вещества, снижение когнитивных функций вследствие алкоголизации (следует определять, сознавал ли и мог ли сознавать больной природу и степень вредных последствий).

Синдром зависимости для большинства врачей -- достаточная причина для постановки диагноза «алкоголизм», однако постсоветская психиатрия более строга.

Диагноз F10.2 может быть уточнён пятым знаком:

  • 0 -- в настоящее время воздержание;
  • 1 -- в настоящее время воздержание, но в условиях, исключающих употребление (в госпитале, тюрьме и т. д.);
  • 2 -- в настоящее время под клиническим наблюдением, на поддерживающей или заместительной терапии (например, ГОМК);
  • 3 -- в настоящее время воздержание, но на лечении вызывающими отвращение или блокирующими лекарствами (тетурам, соли лития);
  • 4 -- в настоящее время употребление этанола (активная зависимость);
  • 5 -- постоянное употребление;
  • 6 -- эпизодическое употребление.

Состояния отмены F10.3 и F10.4.

Группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, проявляющаяся при полном или частичном прекращении приема алкоголя после неоднократного, обычно длительного и/или массированного (в высоких дозах) употребления. Начало и течение синдрома отмены ограничены во времени и соответствуют дозам, непосредственно предшествующей воздержанию.

Для синдрома отмены характерны психические расстройства (например, тревога, депрессия, расстройство сна). Иногда они могут вызываться условно-закрепленным стимулом при отсутствии непосредственно предшествующего употребления. Синдром отмены является одним из проявлений синдрома зависимости.

Состояние отмены с делирием (F10.4) выделяют вследствие другой клинической картины и на основании кардинальной разницы в механизме его возникновения.