Рисование в старшей группе по теме семья. Конспект НОД на тему: Семья в старшей группе

Предварительная работа: составление рассказов о себе и своей семье; рисование портретов членов семьи; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А я буду кем? Дети: Телеведущей! Воспитатель: А все, кто в зале? Дети: Телезрители.

Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали! Добрый день, уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята д/с «Гномики» г. Анжеро-Судженска. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своих дорогих и близких людях, В начале нашей передачи я предлагаю нашим участникам представиться и рассказать немного о себе.

Дети: Разрешите представиться. Меня зовут Дима, мне 5 лет и живу я в городе Анжеро-Судженск. По своему характеру я весёлый, спокойный, хороший мальчик. У меня есть достоинства. Достоинства — это такие черты, от которых окружающим людям и мне польза. Я аккуратный, культурный, вежливый, бережливый. Всегда говорю правду. У меня есть один недостаток, от которого у меня одни неприятности я очень боюсь, прививок и уколов, начинаю плакать. Потом, мне становится очень стыдно. У меня есть много друзей, я их очень люблю.

Воспитатель : Благодарю участников передачи. Вы можете занять свое место в студии. Ребята, скажите, кто для вас самый родной человек на свете?

Дети: Никого роднее кроме мамы в целом мире нет.

Воспитатель: Я предлагаю вам сказать в микрофон красивые слова своей маме.

Дети: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная, очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная и замечательная.

Воспитатель: Ребята, давайте для наших телезрителей покажем этюд «Утреннее фото»

Дети вместе с педагогом читают стихотворение А. Костецкого, сопровождая чтение жестами и движениями.

«Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко к окошку,

Руку луч тебе протянет.

Ты подставь скорей ладошку.

Пусть тебя увидит мама,

И умытым, и обутым,

Все, прибрав, иди к ней прямо.

И скажи ей: «С добрым утром!»

И потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям, птицам.

И весёлым, интересным

День твой должен получится».

Воспитатель : А сейчас телезрители ждут ваших рассказов о мамах.

Дети: Это портрет моей мамы. Её зовут Светлана Викторовна. Она у меня самая красивая женщина на земном шаре. А ещё она очень добрая. Она любит и понимает нас с папой, в доме у нас всегда чистота и уют. Даже когда на улице моросит дождь, небо хмурое, серое — от улыбки мамы становится ясно и тепло, как будто солнышко в комнате взошло. Мы с папой заботимся о маме, помогаем ей во всём. Чем больше мы ей будем помогать и меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.

Дети: Скажи, пожалуйста, Дима, ты сам рисовал портрет своей мамы или тебе помогали?

Дима: Мне помогал папа.

Воспитатель: Да, ребята, «мамы разные нужны, мамы всякие важны». Каждому нужна его мама: и ребёнку, и котёнку, и птенцу. Давайте с вами поиграем в игру «Детёныши и его мама». Дети:

«У ягнёнка — овца,

У козлёнка — коза.

У жеребёнка — лошадь.

У цыплёнка — курица.

У телёнка — корова.

У тигрёнка — тигрица. У оленёнка — олениха.

У гусенка — гусыня.

У поросенка — свинья.

У лисенка — лисица.

У львенка — львица».

Воспитатель: Ребята, к нам на передачу пришло письмо от одной девочки, в котором она пишет, что ей уже 6 лет и скоро она пойдет в школу. Она научилась прекрасно составлять предложения, а для вас она прислала игру «Добавлялки»

Дети: (подбирают подходящее слово в рифму).

«Ра-ра-ра — начинается игра, Шу-шу-шу — я письмо пишу. Ло-ло-ло — на улице тепло, Ры-ры-ры — у мальчиков шары. Ре-ре-ре — стоит домик на горе. Ар-ар-ар — закипел наш самовар. Жу-жу-жу — молока дадим ежу. Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Са-еа-са — в лесу бегает лиса.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы ждем ваших рассказов о бабушках и дедушках.

Дети: Я вам хочу рассказать и о своей бабушке — папиной маме. Её зовут Ольга Семеновна. Меня назвали Ольгой в её честь. Бабушка работает медицинской сестрой в детской поликлинике уже 40 лет. Бабушка не живет с нами, но мы часто ходим к ней в гости. У моей бабушки всегда теплые и ласковые руки, она и вкусно накормит, и пожалеет и приласкает. А я хочу рассказать вам о своем дедушке. Он не много ворчлив, но всегда поздравляем его с праздниками, с днем рождения, ведь ему нужны ласка и забота. Мы с дедушкой нарисовали генеалогическую древо нашей семьи, В корнях мы разместили прабабушек и прадедушек, чуть повыше, на столе древа, мы расположили бабушек и дедушек. На ветвях — папа и мама, а на самой верхушке дерева — я, Настя, У нас в роду все очень музыкальные: прабабушка, дедушка, мама все играли на пианино. Мы все похожи друг на друга. Я люблю свою большую семью.

Воспитатель : Ребята, а сейчас я предлагаю вам игру «Подарки слов». Мальчики будут говорить слова о дедушках, а девочки — о бабушках (но противоположные по смыслу).

«Сильный — слабая. Грустный — весёлая. Быстрый — медлительная. Вспыльчивый — спокойная.

Хмурый — улыбчивая.

Внимательный — рассеянная.

Молчаливый — говорливая.

Воспитатель : Ребята, а отдыхать со своей семьей любите? Я предлагаю поиграть в игру «Карусель».

— Ребята, пока вы катались на карусели, посмотрите, какой красивый цветок распустился у нас в зале. А на каждом лепестке что то написано.

Игра «Назови ласково» (дети отрывают лепестки и читают слова, образуя из них уменьшительно — ласкательные).

«Бабушка — бабуля — бабулечка — бабуся. Папа — папуля — папуленька. Сын — сынок — сынулечка — сыночек. Мама — мамочка — матушка — маменька. Дочь — доченька — дочурка».

Воспитатель: А теперь пословицы для наших телезрителей

«При солнышке тепло. При матушке добро».

«Без корня и полынь не растет»

«Нет такого дружка, Как родная матушка».

«На что и клад, коли в семье лад»

«Братская любовь крепче каменных стен»

«Птица рада весне, младенец — матери».

«изба детьми весела».

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«Материнская ласка конца не знает».

«Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает».

«Бабушке одни только дедушка не внук».

«Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать на бабушка».

«На чужой сторонушке рад своей воронушке».

Воспитатель: Время наше передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередачи «Я и моя семья». До новых встреч.

воспитатель старшей группы

МБДОУ ЦРР д/с 17 г.Анжеро-Судженск, Россия.

Конспект занятии для детей старшей группы. Тема: «Моя семья».

Воспитатель Винокуров Галина Васильевна

Цель: закреплять представление о том, что такое семья, о родственниках, родственных отношениях познакомить с традициями семьи.

Материал: рисунки детей о семье, картинки, карточки - символы

Ход занятия:

Ребята, давайте вспомним, как должны вести себя дети старшей группы на занятии:

Ответы детей: если хочешь ответить, надо поднять руку; говорить надо четко, понятно для остальных, но не кричать; каждый должен слушать товарища внимательно, не перебивать.

И так все готовы к занятию. Занятие начинаем, и сегодня мы с вами поговорим о семье. Скажите, что такое семья? Как вы думаете?

Дети: Семья, когда живут вместе: папа, мама и дети в одном доме; Семья – это когда в доме все живут дружно; Семья – самое дорогое, что есть у человека, где любят, заботятся друг о друге.

Правильно, вы знаете, что слово «семья» состоит из 2 слов «семь» и «я» т.е. все как один – дружные, заботливые. На занятие по рисованию мы (рисовали свою семью. Сегодня из ваших рисунков получилась вот такая выставка.

Кто расскажет о своей семье?

Ребенок: Меня зовут Света Т., мне 5 лет. Я живу в п.Новом. Моя семья – это папа мама и я. Это наша маленькая семья. Мы живем дружно и заботимся друг о друге.

Ребенок: У меня большая семья: папа, мама старший брат и я. У меня есть тете- сестра папы, а я ее племянник. Она живет в другом городе, городе Йошкар – Ола. Но все равно это наши родственники. Это наш род. У нас в роду любят читать книги.

Ребенок: У меня большая семья два дедушки, одна бабушка, папа, мама и маленький братик Николашка и я. Бабушка – это мама моих родителей. Дедушка – это папа моих родителей. У нас семейный альбом иногда мы все вместе рассматриваем его и все вместе слушаем много интересных истории. Я люблю свою большую семью.

Ребенок: У меня большая семья: бабушка, Маша, старшая сестра Валя и я. У меня есть тетя – сестра мамы, а я ее племянник. Мы живем все вместе в большом доме в д. Шоядур. Наша бабушка любит печь пироги. По выходным собирается вся семья и мы пьем чай с пирогами.

Воспитатель: Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим ими дорожим их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких.

Ребенок: Мама заботится обо мне: варит, убирается, папа все ремонтирует.

Ребенок: Меня родители любят и я их тоже.

Ребенок: Мои родные заботятся обо мне, мы вместе играем у нас все дружные, поэтому я их люблю.

Воспитатель: Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю платочек и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать платочек. Старайтесь не повторяться.

Дети:

Приготовление пищи,

Уборка комнаты,

Глаженье белья,

Мытья посуды,

Ремонт крана,

Вынос мусора,

Выхлапывание паласа,

Покупка продуктов,

Стирка белья……..

Воспитатель: Вы назвали много домашних дел, как же взрослые успевают все это сделать? Когда же они отдыхают?

Дети: Надо все дела делать вместе. Быстро все сделать, а потом можно отдыхать: смотреть телевизор, читать книги, играть.

Надо купить разные машины, которые посуду моет, картошку чистит, стирает бельё. Все домашние дела они помогут сделать быстрее, и всей семьей отдыхать можно будет.

Я думаю, что вместе с машинами семья быстро справиться с домашними делами, а потом можно вместе поиграть в разные игры: например, «Лото», «Шашки» и т.д.

Воспитатель: Ваши ответы меня порадовали. Правильно все домашние дела надо распределять между членами семьи: мамой, папой, детьми, тогда останется время и для отдыха. Посмотрите, вы узнали это «мешочек добрых дел» каждую неделю мы складывали наши добрые дела в этот мешочек. Давайте посмотрим, как же вы, помогаете дома (дети берут по карточке, выходят по - одному, показывают карточку – символ и рассказываю о ней.

Воспитатель: Опять вы меня порадовали, вы хорошие помощники и в детском саду наступает отдых. Давайте и мы отдохнем и споем нашу любимую песенку «Моя семья».

Воспитатель: Сегодня на наше занятие пришли и мамы ваши, они хотят рассказать о своей семье: как они трудятся, как отдыхают, чем занимаются все вместе (рассказ 2 – 3 человек).

Мама: Наша семья живет в д. Ельняги. Семья у нас большая и дружная (показывает фотографии). Она состоит из бабушки, дедушки, папы, мамы, моих дочек Лены и Насти и их тети. У нас большой дом. Зимними вечерами, когда вся работа по дому сделана, мы садимся вокруг нашей бабушки и слушаем ее рассказы о жизни, которая была ранее. (Показ работы, мы вязали).

Рассказ мамы.

Воспитатель: Какое интересное занятие у нас сегодня получилось. Наши дети знают много о своей семье: о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе. Вы знаете, что семья должна быть дружной. (Пословицы о семье). Спасибо мамам за их интересные рассказы о семье.

Занятие закончено.

Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

  • Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
  • Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи.
  • Предварительная работа:

    Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья”.

    Словарная работа: родословная.

    Материал к занятию:

    Солнышко с лучиками, схемы дерева. Семьи.

    Ход занятия

    Воспитатель:

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать.

    (Выставляю на доске 7 + Я = СЕМЬЯ)

    (Дети отгадывают)

    Правильно СЕМЬЯ. Сегодня у нас в группе открыта фотовыставка “ Моя семья”.

    Кто хочет рассказать о своей семье.

    (Дети подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, рассказывают кто на них изображен. По ходу рассказов спрашиваю о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т.д.)

    Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны с друг другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

    У русского народа было очень много символов счастья. Одним из них была – волшебная птица. Одно перо которой может принести человеку счастье. Давайте вспомним каких “волшебных” птиц вы знаете?

    Вот одна из этих птиц залетела сегодня к нам в детский сад.

    (Вношу “Птицу счастья”. Сажаю ее на крышу домика)

    Воспитатель:

    На поиски счастья в сказках всегда отправлялся Добрый молодец, преодолевая очень много препятствий и выполняя много заданий. Вот и сейчас за пером Птицы-счастья отправится Добрый Молодец Сережа.

    (Ребенок берет перо и приносит воспитателю)

    Добрый Молодец 1:

    Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год.

    Воспитатель:

    Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

    Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель:

    Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

    Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться: мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

    Воспитатель:

    Дети, а вы знаете пословицы о маме?

    1. Коли есть отец и мать, то ребенку благодать.
    2. Всякой матери свое дитя мило.
    3. Жалей отца с матерью – других не найдешь.
    4. Птица рада весне, а мать деткам.
    5. нет друга нежнее матери.
    6. Сердце матери лучше солнца греет.

    Воспитатель:

    Дети, а Птица - Счастья приготовила для вас игру “ Мама – солнышко мое”.

    (В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаю представить, что это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу, сказав о маме добрые слова: нежная. Заботливая. Любимая. Красивая, добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая. Работящая, трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная).

    Воспитатель:

    У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много добрых хороших слов.

    А сейчас следующий Добрый Молодец пойдет за пером Птицы Счастья.

    (Ребенок приносит второе перо Птицы Счастья)

    Воспитатель (читаю вопрос):

    Ребята, Птице Счастья интересно, знаете ли вы, из кого состоит семья?

    Добрый Молодец:

    Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.

    Воспитатель:

    Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение, и не делать так, как сейчас нам расскажет Владик.

    Владик читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

    Мама уходит, спешит в магазин
    - Сережа! ты остаешься один.
    Мама сказала: “Ты мне услужи,
    Вымой тарелки, сестру уложи.
    Дрова наколоть не забудь мой сынок,
    Поймай петуха и запри на замок.
    Сестренка, тарелки, петух и дрова,
    Но у меня одна голова!
    Схватил я сестренку и запер в сарай
    Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
    Дрова я усердно помыл кипятком
    Четыре тарелки разбил молотком,
    Но долго пришлось с петухом воевать,
    Ему не хотелось ложиться в кровать.

    Воспитатель:

    Вот какой у мамы помощник! Что мы ему пожелаем?

    Чтобы лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму, не спешил, не волновался, думал головой, и конечно оставался трудолюбивым помощником и любящим сыном.

    Воспитатель:

    У Птицы Счастья осталось еще одно перо и нам его принесет третий Добрый Молодец!

    Следующий вопрос: Какие семейные праздники вы знаете?

    Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23 февраля “ День защитников Отечества”. На праздники готовят праздничные столы, делают подарки, покупают цветы.

    Воспитатель:

    А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем:

    Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

    1. Растет ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

    2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

    3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА

    4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО

    Воспитатель:

    А еще можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми делами.

    Встаньте в круг, посмотрите, какую корзину подарила нам Птица Счастья. В нее мы будем собирать добрые дела, которые мы выполняем.

    (Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети передают корзину по кругу. Тот ребенок у которого корзина останется в руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи, убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)

    Воспитатель:

    Вот сколько добрых дел мы собрали. А сейчас давайте с вами отдохнем.

    (Провожу релаксацию “ Волшебный сон”)

    Реснички опускаются
    Глазки закрываются
    Мы спокойно отдыхаем
    Сном волшебным засыпаем.
    Дышится легко, ровно глубоко
    Напряженье улетело
    И расслаблено все тело
    Греет солнышко сейчас
    Руки теплые у нас
    Хорошо нам отдыхать
    Пора глазки открывать
    Крепче кулачки сжимайте
    Их повыше поднимайте
    Потянулись! Улыбнулись!
    И к друг другу повернулись.

    Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье, но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки). Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки.

    Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

    (Каждому ребенку приготовлено на столе дерево с заготовленными схемами)

    Дети составляют свое семейное дерево.

    По окончании работы детей подвожу итог.

    Воспитатель:

    Что же такое семья?

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем. Волнение трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному не возможно.
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните.
    Хочу чтоб про нас говорили друзья
    Какая хорошая ваша семья!!

    Воспитатель:

    Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья.

    По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

    Тема: Я и моя семья

    Цель: формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

    Ход занятия

    Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию подходят к фотографии своей семьи, рассказывают, кто изображен. По ходу рассказов воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, в каком месте фотографировалась семья и т. д.)

    Ребята, а вы заметили, что все дети, когда рассказывали о своей семье, улыбались? Кто догадался, почему дети улыбались? (Потому что дети любят всех в своей семье; когда папа и мама рядом, всегда хорошее настроение, радость, счастье; приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались.)

    А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше всех? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы по желанию детей)

    Воспитатель предлагает детям иллюстрации из детских книг, где изображены семьи животных и птиц (петух, курица, цыплята; кошка с котятами; птица с птенцами в гнезде и т.д.).

    Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинках изображена семья? Почему? Что чувствует кошка рядом со своими маленькими котятами? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей?

    Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.

    Кто в вашей семье заботится о детях? Как заботятся? (Ответы детей) А вы заботитесь о взрослых в своей семье? Что помогаете делать? (Помогаем мыть посуду, дедушке гвозди подаем, бабушке тапочки принесем, папе газету ищем и т. д.)

    Как хорошо, что у вас у всех есть семья. Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе.

    Кто самый старший в вашей семье?

    Кто самый младший?

    Кто кому мама?

    Кто кому сын?

    Для мамы ты кто? Для бабушки? Для брата?

    Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

    Семью почитали еще с древних времен. Народ сложил много пословиц.

    При солнышке - тепло, при матери - добро.

    Нет милее дружка, чем родная матушка.

    Вся семья вместе - и душа на месте.

    Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

    Что бы вы хотели пожелать своей семье? (пожелания детей для своей семьи)

    После занятия дети рисуют свою семью.

    ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

    Уточнить и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родные; формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, используя фотографии членов семьи, совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных, закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл пословиц о семье; учить передавать в походке физиологические особенности человека, связанные с возрастными изменениями.

    Воспитывать желание заботиться о близких; развивать чувство гордости за свою семью. Учить рисовать свой портрет, передавая форму своего лица (овальные, круглые, заостренные к низу).

    Учить правильно определять место для частей лица (глаза – листочки посередине лица, внутри глаза кружочек – радужка с точкой – зрачком в середине, брови над глазами, в верхней части лица – лоб, от бровей линия носа, под носом – рот, уши чуть ниже линии глаз, ниже рта – подбородок).

    Учить рисовать портрет в определенном порядке (1- контур лица, 2- глаза, 3- брови, 4- нос, 5- рот, 6- уши, 7- волосы).

    Учить правильно держать карандаш, закрашивать в одном направлении.

    Воспитывать положительные эмоции при создании совместного альбома из портретов.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

    Заучивание пословиц, стихов, рассматривание картин и картинок, чтение произведений о семье; прослушивание грамзаписи, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки – матери», настольно – печатные игры «Лото», «Разложи по порядку»; рассматривание портретов известных людей – поэтов, писателей, композиторов; рисование портретов мам; рисование портретов пап.

    МАТЕРИАЛ: Интерактивная доска; картины «Курица с цыплятами», «Кошка с котятами»; фотографии членов семьи; сердечки для игры; атрибуты для этюда – мяч, зеркала, восковые мелки, 2 портрета, нарисованные воспитателями.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Собрались все дети в круг

    Я твой друг и ты мой друг

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся

    Посмотрю на ваши лица

    С кем бы здесь мне подружиться?

    Я - Светлана Викторовна, а ты кто?

    Ответьте мне ласково, как вас зовут?

    Здравствуйте милые дети!

    Вы прекрасней всех на свете!

    Вот таких пригожих я приглашаю на нашу фотовыставку «Моя семья». Всё внимание на доску: давайте рассмотрим фотографии. Всех ли вы здесь узнаете, может, кто-то незнаком? Правильно, этих людей вы не знаете, потому что это моя семья. Моя семья состоит из 4-х человек. Мой муж Олег Владимирович, я, и 2 моих сына. Мой муж работает в автосервисе автоэлектриком. Он ремонтирует автомобили. Старший сын Максим учится в институте, он студент. Младший сын Дмитрий учится в технологическом колледже. Хочу сказать вам, что оба моих сына посещали детский сад и ходили в школу. У нас небольшая семья, но она крепкая и дружная, весёлая. Все праздники мы отмечаем вместе, вместе отдыхаем, трудимся; все радости и невзгоды преодолеваем тоже вместе.

    А на этих фотографиях изображены члены ваших семей? А кто знает, что такое семья? А хорошо это или плохо, что у человека есть семья? А зачем человеку семья?

    Расскажите о своей семье. (Заслушать рассказы 4-5 человек.) В конце каждого выступления детей произвести анализ рассказывания.

    Молодцы! Мы узнали, какие ваши семьи! Они самые лучшие. А теперь давайте немного поиграем. Мы подберем определение к слову «Семья». Семья – какая? (большая, маленькая, крепкая, дружная, весёлая, радостная, молодая, сильная, новая, многодетная, сплочённая).

    Хочу вам сказать, что в нашей группе 24 семьи. В каждой есть мама, папа, бабушки, дедушки (хотя у многих они живут отдельно, но все равно они являются членами семей) братья и сестры. Предлагаю показать этюд. Нужно изобразить походку младенца, взрослого и старого человека. Возьмите для этого необходимые атрибуты (телефон, кепка, соска, борода, костыль, очки). На некоторых фотографиях изображены ваши домашние питомцы.

    А как вы думаете, кошечки, собачки, птички, хомячки являются членами семьи? Они не являются людьми, но живут вместе с нами, мы заботимся о них, кормим, лечим, помогаем, гуляем с ними. Они не члены семьи. Как вы думаете, а на этих картинках изображена семья? Почему? Что чувствует себя кошка со своими котятами? Что чувствует курица рядом с цыплятами?

    Правильно, и животные и птицы испытывают чувство радости в окружении своих семей, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детишки радуются, что родители их согревают, защищают и заботятся о них.

    А теперь предлагаю вам поиграть в игру « верно или нет». Я буду говорить фразы, а вы если согласны, поднимаете сердечки вверх, а если нет, то не надо их поднимать.

    Семья – это все мои знакомые и друзья.

    Семья – это я.

    Мои родители могут быть младше меня.

    Бабушка – это мама моего папы.

    Дедушка – это папа моей мамы.

    Бабушка и дедушка – это мои родители.

    Семья – это люди, которые любят друг друга!

    Я дочь мамы и папы!

    Я сын мамы и папы!

    Всем людям нужна семья!

    Да, я хотела вас запутать, но не смогла! МОЛОДЦЫ! Вижу, вы знаете, для чего человеку семья! А теперь внимательно послушайте стихотворение Л. Акима « Ребёнок».

    Мама с папой – моя родня.

    Нет роднее родни у меня.

    И сестричка родня, и братишка

    И щенок лопоухий Тишка.

    Я родных своих очень люблю,

    Скоро всем подарки куплю.

    Папе будет моторная лодка

    Маме в кухню – волшебная щетка

    Молоток настоящий – братишке

    Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.

    А ещё есть друг у меня,

    Друг серёжка мне тоже родня

    Я к нему прибегаю с утра,

    Без него мне игра не игра. Все секреты ему говорю,

    Всё на свете ему подарю.

    Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? Это стихотворение шуточное. Не все персонажи его являются членами одной семьи. Мама, папа, сестрёнка, братишка - это родня. Друг семьи – Серёжка не член семьи и не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

    А как вы думаете, нашу группу можно назвать « СЕМЬЁЙ»? Если нет, то почему?

    Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу и находитесь здесь весь день. Мы друг друга любим, уважаем. Мы все вместе занимаемся, гуляем, стараемся жить дружно. Этим мы похожи на дружную семью.

    Давайте вспомним и назовем пословицы о семье.

    Нет лучше дружка, чем родная матушка.

    Без корня и полынь не растёт.

    Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать и бабушка.

    При солнышке тепло, при матери добро.

    Вся семья вместе, и душа на месте.

    Семья - ладом полна.

    Дети - цветы жизни.

    Золото, серебро не стареет, отец, мать цены не имеют.

    Русский человек без родни не живёт.

    На следующий год вы покинете детский сад и пойдёте в школу. Поэтому мы хотим, чтобы о вас осталось память в наших сердцах.

    Я предлагаю создать вам альбом, который будет состоять не из фотографий, а рисунков - портретов. Предлагаю пройти в группу и начать рисовать.

    Сегодня мы будем рисовать свой портрет. Посмотрите, что лежит на ваших столах (листы, простой карандаш, восковые мелки, зеркала.)

    А зачем для рисования зеркало?

    Ответы детей.

    Посмотрите на себя в зеркало, скажите, на что похож контур вашего лица? (на солнышко, яичко, овал). Контур лица может быть круглым как солнышко, как у этого мальчика. А может быть как яичко, подбородок заострен, Вот такой. А может быть овальным, как вот этот портрет.

    Где расположены глаза и на что они похожи? (Посередине лица, между верхней и нижней частью лица. Похожи они на листочки). Внутри глаза – кружочек - радужка, она бывает разного цвета (голубая, серая, зеленая, коричневая), а в середине черная точка – это зрачок; над глазами – брови. В верхней части лица – лоб, а в нижней – подбородок.

    Посмотрите: от бровей идет линия носа, под носом рот.

    А где расположены уши? (на уровне глаз). Последними рисуем волосы, у девочек – длинные, у мальчиков – короткие.

    Напоминаю. В какой последовательности рисовать портрет:

    Контур лица

    А сейчас превратимся в художников и нарисуем свой портрет. Звучит песня Г. Гладкова на сл. Е. Плотниковой « Семья»; дети рисуют.

    Закончив рисовать портрет, напишите простым карандашом своё имя

    в нижней части лица в правом углу.

    Какие интересные, красивые портреты получились, как вы похожи на себя.

    Давайте сделаем альбом из портретов детей нашей группы.