Древние хетты. Империя цивилизации хеттов

Хеттское государство по древности сравнимо с египетской цивилизацией. Уникальный народ пришел с Малой Азией, отличался воинственным характером и самобытной культурой.

Хетты: история происхождения

Существует предположение, что этот народ мигрировал на территорию современных Турции и Сирии ещё в глубокой древности с Балканского полуострова. Хотя не исключено, что в этой местности они проживали всегда, являясь коренными жителями региона. В своё время хеттская цивилизация соседствовала с вавилонской и египетской.

Старинные источники, такие как Библия также дают прямое указание на существование такой культуры. Есть сведения, что за тринадцать веков до Рождества Христова между хеттами и Египетским Царством был военный конфликт на Ближнем Востоке. В то время египтяне были внушающей и устрашающей силой. Но им так и не удалось одолеть этот народ. Археологические исследования доказывают культурную связь с вавилонянами и прочими народами, которые проживали в этой местности.

Территория, на которой находилось царство хеттов, была покрыта горными холмами, поэтому о масштабном земледелии речи быть не могло. Им осталось заниматься скотоводством, в чём они весьма преуспели. В распоряжении этого народа были большие запасы металла, благодаря чему у них не было недостатка в оружии. К тому же этот регион был довольно богат древесиной, что давало некоторое преимущество даже перед такими могущественными цивилизациями той эпохи как Вавилон, Египет и Ассирийское царство. Само собой противнику, посягнувшему на земли хеттов было довольно труднее вести бой в непривычных для них условиях гор. Это также давало хеттам преимущество в обороне. Многие соседние народы как раз проживали в областях равнин и речных долин, где было развито земледелие.


Фараоны, воевавшие с хеттами

В XIV–XIII веках развитие государства достигло пика своего расцвета и мощи. Но в то же время их интересы пересеклись с Египтом в ближневосточном регионе, что привело к военному конфликту. Предпосылкой этого стало сближение войск египетского фараона Сети I со стратегически важным для хеттов городом Кадеш. Однако, тогда до масштабных боевых действий не дошло. Его сын, Рамзес II стал фараоном, активно воевавшим с хеттами.

После продолжительной войны с большими потерями, египтяне всё же добились некоторых успехов, потеснив хеттов из южных районов Сирии, успешно покорив некоторые их приграничные города. Этот конфликт существенно измотал материальные и моральные силы противоборствующих сторон. В результате чего между фараоном и хеттским царём был заключён мир. Хетты потеряли часть владений на Ближнем Востоке, но получили контроль над рядом ранее захваченных египетских территорий.

Потомки хеттов

История заката империи довольно интересна. Она была грозной силой в регионе, имеющей сильную армию и флот, удобное для обороны географическое положение. Как было сказано выше, царям хеттов удалось дать отпор Египту. Однако, Хеттское царство со своей столицей пало из-за массовой колонизации своих земель захватчиками с Балканского региона. Горная местность в этом случае сыграла не положительную, а отрицательную роль.

Разные провинции страны не имели хорошего сообщения друг с другом и в итоге не могли оперативно взаимодействовать друг с другом и реагировать на опасности. Кроме того, государство уже было значительно истощено предыдущими военными кампаниями. В результате чего некогда великая держава развалилась на мелкие части, которые впоследствии также потеряли свою независимость.

Многие жители покинули свою родину и мигрировали в более безопасные и удалённые места. Со временем последние очаги хеттской цивилизации и культуры полностью перестали существовать, будучи полностью покорены мощными государствами, Вавилоном и Ассирией.

Доподлинно неизвестно куда же точно делись хетты. Об этом существует слишком мало информации. Нельзя со всей уверенностью заявлять, что она достоверна. Однако, существует несколько интересных обоснованных предположений. Само собой, этот народ начал ассимилироваться с теми, кто их захватил. Например с ассирийцами, позже арамейцами.

Есть некоторые сведения, что отпечатки хеттской культуры имели место быть в , Риме, Лидии, Фригии и других местах. Есть даже предположение, что они бежали на Кавказ. Кто-то находит их следы среди германских племён. В любом случае этот народ потеряв свою историческую родину, оплот своей культуры, цивилизации и самобытности, расселившись по окрестным территориям, потерял свою явную идентичность.

Кто-то растворился в других народах и культурах. Другие возможно и проживали небольшими общинами и группами, но проследить это не представляется возможным. Некогда одна из величайших цивилизаций и культур древности канула в небытие, просто исчезла.

Политическая интеграция Восточной Анатолии. Хеттское царство в XVIII-XV вв. В начале II тысячелетия складывается более пестрая система номовых государств.

Через систему торговых колоний шла международная торговля.

Учащаются военные столкновения номовых государств. В первой половине XVIII в. происходит объединение большей части Восточной Малой Азии царями Куссара - Питханой и Аниттой.

Анитта стал подлинным основателем «Хеттского» царства.

Древнехеттский период (XVIII-XVI вв.) сильны традиции родового строя. Хеттские цари правили, опираясь на народное ополчение, составлявших в то же время войсковое народное собрание - панкус. Деятельностью панкуса в значительной степени руководил совет «тулия» (верхушка панкуса, нечто вроде старшей дружины). Важное место в последней занимали члены царского. Преемником царя делался сын его сестры. Панкус и тулия существенно ограничивали власть царей.

На исходе XVIII в. династия Анитты сошла на нет, уступив власть другому царскому дому. При одном из царей этой династии, Лабарне I (ок. 1675-1650 гг.) формирование государства было завершено. Лабарна раздвинул границы Хеттского царства «от моря до моря. Его племянник-преемник Хаттусили I (ок. 1650-1625 гг.) перенес столицу в Хаттусу. Новым престолонаследником был назначен его усыновленный внук Мурсили, вскоре ставший соправителем деда. Уже в единоличное правление Мурсили I (ок. 1625-1590 гг.). Этот могущественный правитель аннексировал Халпу, разгромил хурритов Верхней Месопотамии, а в 1595 г. совершил поход на отдаленный. Низвергнув династию Хаммурапи, Мурсили возвратился домой с огромной добычей.

Хеттская знать, однако, не желала подобного роста царского могущества. Мурсили был убит мужем своей сестры. В течение нескольких десятилетий не прекращались дворцовые смуты. По мере нарастания кризиса знать захватывала все больше власти. Апогеем ее успехов явился знаменитый декрет царя Телепину (правил ок. 1530-1500 гг.), предоставлявший тулии право судить и казнить царей, а заодно установивший жесткий порядок престолонаследия, лишавший царя возможности выбирать преемника по своей воле. Наконец, без согласия тулии царь не мог казнить ее членов и ни при каких обстоятельствах не имел права конфискации их имущества.

Среднехеттский период (первая половина XV в.). В это время хеттские цари без большого успеха принуждены были бороться с Митанни. Ок. 1450 г. удачливый узурпатор, приняв тронное имя Тудхалии (II), основал новую хеттскую династию. Время ее правления образует Новохеттский период (середина XV - начало XII в.).

В период Древнего царства еще значительна роль народного собрания – панкуса, в который входили воины (часть свободного населения царства Хатти) и высшие сановники. Собрание выполняли юридические и религиозные функции, но с течением времени значение его сильно снизилось и сам институт отмирает.

Новохеттское царство. Внутренняя и внешняя политика хеттских царей. Хеттские законы. Упадок государства. Царь стал абсолютным правителем и сам назначал себе преемника, так что отныне дворцовые перевороты не перерастали в смуту. Характерно, что члены нового, этнически хурритского царского дома принимали хеттские тронные имена и считали государства хурритов своими злейшими врагами, однако именно в период их правления хеттская культура все больше поглощается хурритской. В XIII в. даже государственный пантеон был почти целиком заимствован у хурритов.

Великая Новохеттская держава (XIV-XIII вв. до и. э.). Гибель Хеттского царства

В начале XIV в. в Хатти приходит к власти узурпатор Суппилулиума I (ок. 1380-1335 гг.) - блестящий политик и полководец. Он смог полностью восстановить силы Хеттского царства, покорить почти всю Малую Азию и в итоге двух больших войн победить Митанни.

Все успехи, однако, грозили хеттам роковыми последствиями. Государственные таланты Суппилулиумы поставили под власть хеттов огромные пространства, контроль над которыми намного превышал естественные политические возможности Хеттского царства. Впрочем, Мурсили II (ок. 1335-1305 гг.), еще мог сохранять наследство отца в полном объеме. Разгромил Арцаву, Хеттские действия затронули и Миллаванду. Затем Мурсили довел до конца войну с Египтом, заключив выгодный для хеттов мир с фараоном Хоремхебом. Успешно отбросил Ассирию, а на севере систематически громил области касков. Вторую половину XIV в. можно считать апогеем хеттского могущества.

При преемниках Сети I начал широкомасштабное контрнаступление в Сирии - Палестине, продолженное затем Рамсесом И. В целом это контрнаступление оказалось для египтян достаточно успешным, несмотря на поражение Рамсеса II в грандиозной битве при Кадеше (1286 г.). На протяжение всего XIII в. запад Малой Азии стремился отложиться от хеттов при помощи правителей Ахейской Греции. В то же самое время Ассирия раз за разом вторгается в Верхнюю Месопотамию и пытается овладеть долинами Верхнего Тигра и Верхнего Евфрата. Положение спас очередной узурпатор, Хаттусили III (вторая четверть XIII в). Как царь Хаттусили проявил себя прежде всего незаурядным дипломатом. В 1270 г. он заключил мирный и союзный договор с Египтом.

При последних хеттских царях - Тудхалии IV и двух его сыновьях, Хеттское царство ведет борьбу на два «фронта» - в Верхней Месопотамии и Западной Малой Азии. Своего рода третьим «фронтом» становится раздор между великими хеттскими царями и их родичами. Тудхалия IV смог в конце концов восстановить положение на западе. С Ассирией, однако, он воевал в целом безрезультатно. Последний хеттский царь, по иронии судьбы носивший имя Суппилулиумы (И ), снова захватил Кипр. Около 1180 г. на них одновременно обрушиваются три нашествия. Народы Эгеиды («народы моря). В то же время каски, новая волна фрако-фригийцев («мушков»). Новохеттская государственность погибла навсегда. Новообразованное государство, с центрами в Каркемише и Мелиде, считалось восстановленным Хеттским царством, однако говорили и писали в нем уже только по-лувийски. К тому же оно вскоре распалось на множество осколков. Все они в конце VIII в. до н. э. оказались захваченными Ассирией.

Социально-экономический и государственный строй хеттского общества . Основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкого распространения достигло животноводство. В середине II тысячелетия развивается коневодство.

Земледелие у хеттов зависело прежде всего от обилия атмосферных осадков - искусственное орошение было возможно только в ограниченных масштабах. Большую роль играло садоводство и виноградство.

Развитие ремесла. Особую роль здесь играла металлургия.

Главное общественное богатство - земля - принадлежало государству либо общинным коллективам городов и сел. Государственные земли находились в непосредственном или общем распоряжении царя. Значительную долю государственной земли составляли крупные хозяйства, служившие для обеспечения лично царя и членов его рода, центральной администрации, различных государственных учреждений и храмов, а также условные держания должностных лиц. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства.

Основными видами государственной эксплуатации были саххан - обязательная служба царю(а также налоги) и луцци - трудовая повинность. В общинном секторе свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальный характер. И в частно-общинном, и в государственном секторах широко применялся также труд рабов в, наемников и др.

Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. С точки зрения хеттских законов, все население страны делилось на две группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую из этих групп - сословие «свободных» - входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. Второе сословие - «несвободные» - включало всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация. Соответственно, они, как и все «несвободные», могли именоваться «рабами». Положение «несвободных» было весьма разнообразным: среди них находились и рабы в точном смысле слова, и кабальные должники, и наемники, и крепостные землепользователи, и, наконец, крепостные землевладельцы, которые были иногда достаточно богаты, чтобы иметь собственных рабов. Независимо от сословия, лица, стоявшие вне общин, часто стремились приобрести членство в одной из них, купив участок общинной земли.

Государственный строй хеттов отличался известной рыхлостью, некоторыми чертами конфедеративности. Система вассально-союзных договоров привязывала все образования к хеттской короне. Такое положение дел привело к бурному развитию хеттской дипломатии.

Верховную власть представлял «великий царь» (табарна). Важную и самостоятельную роль играла царица. Хеттская культура

Хеттская цивилизация была плодом многовекового сосуществования и синтеза нескольких этнокультурных традиций. Ее ядром служило наследие индоевропейских «хеттов»-наситов. С другой стороны, ассимилировав в XVII-XVI вв. до н. э. абори-генов-«хатти», хетты впитали и их культуру. Сложившись в поле влияния гораздо более ранней и развитой цивилизации Месопотамии, хеттское общество усвоило многие месопотамские достижения и нормы (прежде всего клинопись). Наконец, в XV-XIII вв. до н. э. хетты подвергаются сильнейшему культурному влиянию хурритов (особенно на верхушку общества) и лувийцев (в основном на массовом уровне), при сохранении официальной неситской традиции.

Все это обусловило синкретический облик хеттской религии. Источники говорят суммарно о «тысяче богов и богинь Хатти», но практическое значение имел культ гораздо меньшего числа божеств. Верховным богом, покровителем государственности считался по индоевропейской традиции Бог Грозы, отождествлявшийся с громовниками многих традиций разом, от неситского Пирвы до хурритского Тессоба (с которым в конце концов и слился). Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно военным божеством. Не меньше почиталась Богиня Солнца города Аринны, по происхождению хаттская; ее считали супругой Бога Грозы. Известно и божество солнца мужского рода. Популярны были боги и богини плодородия, к числу которых относился и хаттский Телепину - умирающее и воскрешающее божество, связанное со сменой времен года. К киликийским богом плодородия был Сандон, изображавшийся с огромной виноградной кистью. Исключительным влиянием пользовалась хурритская богиня любви, разрушения и войны Сауска, отождествленная с месопотамской Иштар; не исключено, что именно благодаря ее культу хетты превратились в греческих воспомина-ниях в полусказочных малоазиатских амазонок. Незначительный бог ворот Апуллуна стал, по-видимому, прообразом греческого Аполлона. Существовали культы быка, льва, других священных животных и птиц. В результате постепенной систематизации культов в XIII в. до н. э. был создан единый общегосударственный пантеон, состоявший преимущественно из хурритских богов. Его представляют скальные рельефы Язылыкая близ Хаттусы, изображающие две встречные процессии мужских и женских божеств, стоящих на зверях и птицах; по-видимому, они участвуют в обряде священного брака возглавляющих их бога и богини. Среди сохранившихся произведений хеттской литературы весьма интересны назидательные рассказы, а также подробные царские «анналы» и «автобиографии», составлявшиеся, вероятно, писцами, но несущие на себе явный отпечаток личности заказчика-царя. Яркие по образности, подчеркивающие наиболее драматические моменты истории, эти тексты проводят также определенную этическую концепцию, важной чертой которой было своеобразное ры-царственное великодушие: хетты любили подчеркивать, что они не делали зла иначе, как в ответ на зло, и даже тогда могли отказаться от мести поверженному врагу, морально превозносясь над ним. В детальной «автобиографии» Хаттусили III этот царь считает нужным специально оправдать перед аудиторией свержение племянника, ссылаясь на нестерпимые притеснения с его стороны, санкцию Сауски-Иштар, своей покровительницы, и Божий суд, выразившийся в самом успехе его узурпации. Хеттская верхушка чрезвычайно интересовалась собственным и чужим прошлым. В архиве Хаттусы сохранились тексты, повествующие о царях Аккада (воспринимавшегося, кстати, как своего рода образец великой державы). На хеттский язык были

переведены многие произведения ближневосточной литературы (в том числе «Эпос о Гильгамеше», хурритские мифы и др.).

Многоязычие Анатолии, необходимость поддержания международных связей привели к бурному развитию хеттской лексикографии. Известны трехъязычные хетто-шумеро-аккадские словари. Важным памятником хеттской культуры является знаменитый трактат по коневодству, составленный главным конюшим хеттского царя хурритом Киккули по митаннийским образцам.

Как великая и по преимуществу военная держава, Хеттское царство славилось фортификацией и монументальной архитектурой и скульптурой. Хеттские города окружались двойными стенами, в Хаттусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены воздвигались из тщательно подогнанных друг к другу циклопических каменных блоков. В целом для хеттской культуры характерна рациональная деловитость, прагматическая ориентация на главные нужды общества и его членов, для которых наибольшую важность имели военные успехи и укрепление администрации.

Хеттское царство

Это государство существовало в Малой Азии в XVIII – начале XII века до н. э. Оно было основано хеттами в Восточной Анатолии и в период своего расцвета охватывало обширную территорию.

Долгое время единственным известным науке письменным источником, в котором упоминалось о хеттах, была Библия. Исследователи предполагали, что родиной этого народа могли быть Палестина или Сирия, однако позднее от этой гипотезы отказались. Следует отметить, что в трудах античных авторов нет упоминаний о хеттах.

В книге Бытия хетты упоминаются среди ряда других народов, земли которых Бог обещал отдать наследникам Авраама: «В тот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев». Это первое упоминание об этом народе, встречающееся на страницах Книги книг.

Известно, что именно у хеттов Авраам приобрел пещеру, для того чтобы похоронить свою жену Сарру. В Библии рассказывается, что Исав, сын Исаака, женился на двух представительницах хеттского племени, тем самым нарушив волю Бога, так как хетты были язычниками.

Упоминания о хеттах можно найти и в книгах Числа и Второзаконие, написанных Моисеем. Известно, что при преемнике этого пророка, Иисусе Навине, племена хеттов по-прежнему продолжали жить по соседству с сынами Израиля. Из хеттского племени происходил Урия, военачальник царя Давида, которого правитель Израильского царства отправил на верную смерть, чтобы жениться на его супруге Вирсавии.

При Соломоне хетты стали данниками Израиля. Самый мудрый из израильских царей, который был неравнодушен к женской красоте, подобно Исаву, взял в жены двух женщин из этого племени.

В сознании израильских пророков языческие обычаи хеттов тесно связывались с порочностью и греховностью, поэтому даже спустя много веков после падения хеттской державы пророк Иезекииль указывал на то, что матерью грехов Израиля являются хеттские племена.

Более обширные сведения о хеттах у ученых появились лишь в конце XIX века, когда при раскопках Тель-эль-Амарны в Египте было обнаружено много ценных документов, в том числе и дипломатическая переписка египетских фараонов (Аменхотепа III и Аменхотепа IV) с правителями государств Ближнего Востока. Эти документы позволили сделать вывод, что Хеттское царство было крупной и могущественной державой в Малой Азии, влияние которой распространялось на Северную Сирию. Очевидно, что Хеттское царство было государством не менее значительным, чем Египет или Ассирия.

В 1906–1912 годах археологической экспедицией под руководством Г Винклера, работавшей неподалеку от Анкары (Турция), в местечке Богазкёй, было найдено множество клинописных табличек. Записи были сделаны аккадской клинописью, однако язык был незнаком исследователям. Позднее надписи на табличках были расшифрованы. Ученые условно назвали этот язык «хеттский клинописный»; удалось установить, что в Малой Азии он был известен как «неситский», по названию города Неса, или Гнеса, который в древности именовался Канес, или Каниш.

Благодаря находкам в Богазкёе в исторической науке сформировалась новая отрасль – хеттология, изучающая историю, языки и культуру древних народов Малой Азии.

В ходе дальнейших археологических раскопок были найдены не только ранее неизвестные науке клинописные тексты, но также разнообразные изделия древних ремесленников.

Относительно появления хеттов в Малой Азии существуют разные гипотезы. По одной из них, хетты являлись одним из древнейших народов Малой Азии. По другим версиям, они пришли в Малую Азию либо из Балкан, либо из Кавказа. Исследователи изучили сохранившиеся документы, написанные на староассирийском диалекте аккадского языка, которые были найдены в Анатолии, сделали вывод, что в конце III – начале II тысячелетия до н. э. хетты уже обосновались в Малой Азии. Насколько позволяют судить изображения на обнаруженных археологами изделиях, хетты имели большое внешнее сходство с современными жителями Кавказа.

Хеттское искусство было основано на традициях более раннего населения Малой Азии. При раскопках холма Алишар-Хёюк в Хаттусасе и Кюль-Тепе были обнаружены изделия из металла и керамики, относящиеся к концу III – началу II тысячелетия до н. э.

Это эмблемы и статуэтки животных, выполненные из меди, золота и бронзы, нередко с выгравированным узором из геометрических фигур, керамические изделия с одноцветной или многоцветной росписью. Кроме того, некоторые керамические изделия были украшены орнаментом, напоминающим аналогичные изделия кипрских ремесленников. Такие предметы ученые объединяют под названием «каппадокийской» керамики.

В более поздний период в искусстве хеттов ощущается значительное влияние культур Египта и Вавилона.

Керамический сосуд. XVII в. до н. э. (Кюль-Тепе. Малая Азия)

Ранние хеттские поселения не имели укреплений, круглые или прямоугольные глинобитные постройки сооружали на каменном фундаменте. В начале II тысячелетия до н. э. хетты стали возводить каменные укрепления вокруг своих поселений.

Жилища хеттов были одноэтажными, реже двухэтажными, с плоской кровлей, перед домом располагался открытый двор. В хеттской архитектуре был распространен тип здания, называемый бит-хилани. Вход в такие здания был украшен портиком на столбах, обрамленных прямоугольными башнями. Стены дворцов нередко облицовывали плитами, украшенными рельефом.

Скульптурные изображения, выполненные хеттскими мастерами, носили монументальный характер. Примером могут служить высеченные из камня фигуры львов и сфинксов у крепостных ворот Хаттусаса, датированные XV–XII веками до н. э., а также найденные археологами статуи хеттских богов. Рельефы на стенах зданий и стелах также поражают своей монументальностью и суровостью. Эти несколько схематичные изображения, выполненные контурными линиями, имеют сходство с рельефами ассирийцев, но в них больше живости и движения. Помимо зданий и стел, известны рельефы, вырубленные на скальных храмах (святилище Язылыкая неподалеку от Хаттусаса). Хеттское царство, как удалось установить ученым, существовало в XVIII – начале XII века до н. э. Вероятно, оно сформировалось из ранее существовавших в Малой Азии политических союзов, в которые, кроме хеттов, входили и другие родственные им племена.

Начало объединительных процессов связано с деятельностью царя Аниттаса, являвшегося правителем города Куссара. Этому царю удалось завоевать такие города, как Неса и Хаттусас, распространить свою власть на ряд областей Анатолии, в которых благодаря издавна обосновавшимся там ассирийцам процветала торговля. Столицей своего государства царь Аниттас сделал город Куссар.

Другой хеттский правитель, Лабарна, живший в начале XVII века до н. э. и ставший основателем древнехеттской династии царей, значительно увеличил территорию хеттского государства. Последующие цари в знак уважения к успехам этого правителя, всходя на престол, принимали его имя в качестве титула. Наследник Лабарны Хаттусилис I также расширил границы своих владений, завоевав несколько юго-восточных областей Малой Азии. Этот царь перенес столицу Хеттского царства в город Хаттусас. В конце XVII века до н. э., при царе Мурсилисе I, Хеттское царство являлось могущественным государством, располагавшим значительными военными силами. В 1595 году до н. э. войска Мурсилиса I разбили вавилонян и разграбили их город. Однако затем около ста лет Хеттское царство раздирали междоусобицы.

В XVI веке до н. э. в Хеттском царстве был составлен свод законов. Государство в этот период состояло из трех крупных областей: столица Хаттусас и прилегающие к ней районы – Лувия, находившаяся в юго-западной части Малой Азии, и Пала, располагавшаяся на северо-востоке Малой Азии.

Областями управляли назначаемые царем наместники. Отношения между вышестоящими и нижестоящими свободными членами общества строились по принципам, имеющим сходство с вассальными отношениями Средневековья. Тот, кто получал в дар земельный надел, был обязан дарителю военной службой или хозяйственными повинностями.

Численность рабов была небольшой. Кроме свободных людей и рабов, существовала особая социальная группа, к которой относились военнопленные, получавшие земельные наделы.

Долгое время собрание свободных (панкус) и совет родовой знати (тулия), которые существовали у хеттов с древнейших времен, оказывали значительное влияние на управление государством, ограничивая власть царя. Однако с XIV века власть правителей Хеттского царства стала неограниченной.

Интересно отметить, что хетты очень гордились тем, что совершали злые дела лишь в ответ на причиненный им вред, а порой отвечали на злые поступки противников добром, стремясь тем самым подчеркнуть свое духовное превосходство.

В XV–XIV веках до н. э. роль, которую Лувия и проживающие на ее территории хурриты играли во внутриполитической жизни Хеттского царства, значительно возросла. В XIV – начале XII века до н. э. Хеттским царством правили цари, которые по происхождению были хурритами. Следует отметить, что эти правители принимали хеттские имена и враждовали с государствами хурритов; однако в этот период хурритская культура широко распространилась на территории Хеттского царства.

Хеттское царство стало мощной империей в начале XIV века до н. э. при Суппилулиумасе I, который завоевал всю Малую Азию, подчинил Митанни, разбил египетские войска и захватил Восточное Средиземноморье. Из обнаруженных археологами документов стало известно, что в этот период многие государства поддерживали дипломатические связи с Хеттским царством.

В конце XIV – начале XIII века до н. э. Хеттское царство соперничало с Египтом, стремясь распространить свое влияние в Сирии. После битвы хеттов с войсками фараона Рамзеса II при Кадеше в 1286 году, в которой победа не досталась ни одной из враждовавших сторон, хеттский правитель Хаттусилис III заключил с Египтом мирное соглашение, по условиям которого признал власть фараона над Палестиной и частью Сирии.

В конце XIII – начале XII века сформировался союз государств, которые выступили против Хеттского царства, ослабленного внутренними раздорами. После нашествия «народов моря» независимость сохранили лишь несколько небольших районов некогда могущественного царства. В VIII веке до н. э. они были завоеваны Фригией и Ассирией.

Из книги Постижение истории автора Тойнби Арнольд Джозеф

Хеттское общество Идентифицировав шумерское общество, двинемся теперь не в глубь истории, а к векам более поздним.Обратив внимание на междуцарствие, последовавшее за падением шумерского универсального государства, можно обнаружить, что движение племен в тот период не

Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Хеттское царство Хетты: имя и народ. На пути в Анатолию Народ, который современные ученые благодаря целой череде недоразумений называют хеттами, принадлежал к так называемой анатолийской языковой семье – одной из наиболее древних ветвей индоевропейской общности. Языки

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Россия (Московское царство) Царство с 1547 г., империя с 1721 г. 1263-1303 Даниил Московский1303–1325 Юрий III1325–1341 Иван I Калита1341–1353 Симеон Гордый1353–1359 Иван II Красный1359-1389 Дмитрий Донской1389–1425 Василий I1425–1433 Василий II Темный1434–1434 Юрий Галицкий1434–1446 Василий II Темный

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Глава XI. Хеттское государство История раскопок Охота на оленя. Рельеф из Малатиа Ещё в XVIII в. европейские путешественники, посещавшие восточные области Малой Азии и Северную Сирию, обратили внимание на древние памятники, покрытые изображениями и надписями, в частности

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Ново-Хеттское царство С начала XV в. до н. э. Хеттское царство вновь восстанавливается. Широкая военная деятельность хеттского царя Шупилулиумы приводит к восстановлению хеттского господства в восточной части Малой Азии и в горных областях около Евфрата. К Хеттскому

автора

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

Из книги Древний Восток автора

Хеттское царство Складывание народности и государства Люди заселяли Малую Азию с незапамятных времен, и к тому времени, как на Галисе появились с востока пришельцы-индоевропейцы, здесь уже обосновалось около десятка государств, созданных аборигенами хаттами (хатти) -

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Хеттское царство при потомках Суппилулиумы Кипевшие от Эгеиды до Хабура и Палестины войны медленно, но верно истощали силы Хеттского царства. Впрочем, Мурсили II (ок. 1335–1305 до н. э.), доблестный воин и великодушный правитель, еще был в состоянии непрерывными походами

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Хеттское «царство амазонок» Кризисом хеттской власти на западе Малой Азии в конце XIII в. до н. э. вновь воспользовались ахейцы, начав цикл вторжений в Малую Азию. Здесь им приходилось сталкиваться с хеттами и их союзниками. Греческие предания, кстати, запомнили хеттов,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Хеттское войско Нет нужды лишний раз говорить о том, что хеттское государство было военизированным государством. Хетты располагали значительным постоянным войском, в котором были как колесничие, как и тяжело вооруженная пехота. Воины могли не беспокоиться о своем

Из книги Предыстория армянского народа (история Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э.: хурриты, лувийцы, протоармяне) автора Дьяконов Игорь Михайлович

1. Армянское нагорье и Хеттское царство Только западная и юго-западная окраины Армянского нагорья временами входили в состав Хеттского царства и Митанни. Кое-что нам известно из письменных источников об областях, непосредственно примыкавших к границам этих царств;

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Хеттское царство (ок. 1750–1180 гг. до н. э.) В т. н. древнехеттский период (XVIII–XVI вв. до н. э.) у хеттов еще были сильны родовые традиции. Ополчение, включавшее всех боеспособных полноправных членов общества, составляло войсковое народное собрание – панкус. Его деятельностью

Из книги Книга III. Великая Русь Средиземноморья автора Саверский Александр Владимирович

Глава 6 Хеттское царство Итак, Троада, по общепринятой точке зрения, располагалась на территории современной Турции. В период Троянской войны там находилось Хеттское царство, которое значительно пострадало примерно в тот же период при нападении т. н. народов моря.

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Сирия, Финикия и Хеттское царство Общий очерк Две великие цивилизации Древнего Востока – древнеегипетская и месопотамская – в значительной степени повлияли на развитие областей Восточного Средиземноморья – Сирии, Финикии и Палестины. Природные богатства этого

Народ

Ранняя история

На рубеже III-II тысячелетий до н. э. у хеттов начал распадаться родоплеменной строй. Ускорению этого процесса способствовало проникновение в XX-XVIII вв. до н. э. семитских торговых колонистов (ассирийских и, отчасти, аморейских). На территориях восточной и центральной частей Малой Азии было, видимо, ещё в III тыс. до н. э. создано несколько политических образований типа городов-государств (Пурусханда , Амкува , Куссар , Хатти , Каниш , Вахшушана, Ма’ма, Самуха и др.), во главе которых стояли цари (рубаум) или царицы (рабатум). Города-государства Малой Азии пользовались письменностью и письменным языком, заимствованным у ашшурских купцов. Среди городов-государств происходила борьба за политическую гегемонию. На первых порах верх взяла Пурусханда , правитель которой считался «великим царём» среди остальных правителей городов-государств Малой Азии. Позднее же ситуация изменилась в пользу города-государства Куссар . В первой половине XVIII в. до н. э. царь Куссара Аниттас основал обширную державу, названную позже Хеттским царством.

Древнехеттское царство (ок. 1680-1500 до н. э.)

Основная статья: Древнехеттское царство

Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссарой , которая была столицей в начале существования Хеттского государства. Однако после Анитты произошли крупные изменения в политической обстановке этого края. Многие центры подвергаются разгрому. Трудно сказать, принимали ли в этом участие непосредственные предки тех, в чьих руках оказывается вскоре власть в Центральной Анатолии (цари династии Лапарнаса). Однако приход к власти этой династии, очевидно, всё же в значительной мере был подготовлен этим событием. Представители этой династии своим родоначальником считали Лапарнаса, правившего после Аниттаса и ничем не выражают свою связь с династией Аниттаса. Династия Лапарнаса была носителем других традиций и, возможно, происходила из другого объединения, чем то, к которому принадлежали Питханас и Аниттас . Культурные и общественные изменения выразились, и в том, что хетты сменили официальные староассирийский аккадский диалект и письменность на родной язык и другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов .

В начале резиденцией династии Лапарнаса был Куссар , заброшенный династией Анитты как столица. Со временем, в борьбе за гегемонию с городом Несой последняя потерпела поражение, и Куссара получает власть над всей Центральной Малой Азией. В начале существования Древнехеттского царства там был матрилинейный принцип наследования власти. У протохеттов М. Азии, по данным торговых документов из Каниша , рядом с правителем - рубаум всегда стояла почти не уступавшая ему по культовому и политическому значению правительница - рубатум, отождествляющаяся с шумеро-акадской жрицей - энтум, участницей обряда «священного брака». Поэтому, по-видимому, было важнее, чтобы царём был не столько сын правителя, сколько сын дочери правителя.

Государство у хеттов имело рыхлую структуру. Кроме городов и областей, подчинявшихся непосредственно царю или царице, существовали мелкие полузависимые царства (для царевичей), а также области, выделенные в управление крупным сановникам. Во главе всего государства стояли царь (хассу), носивший (в отличие от менее значительных царей) также титул табарна.

Период Среднего хеттского царства относительно мало изучен ввиду скудности источников. Этот период характеризуется дальнейшим ослаблением Хеттского царства в результате войны с внешними врагами и внутренних неурядиц. К востоку от хеттов ещё в XVI в. до н. э. возникла сильная Митаннийская держава, ставшая их мощным соперником.

Новохеттское царство (ок. 1460-1190 до н. э.)

Мирный договор,заключенный Рамзесом II и Хаттусилисом III после битвы при Кадеше.Археологический музей.Стамбул.

Основная статья: Новохеттское царство

Ок. 1460 года до н. э. была основана новохеттская династия, при которой империя достигла своего расцвета. Возобновились походы на Сирию, сильно ослабившие страну, потерявшую большую часть своих территорий. При царе Суппилулиуме I (1380-1335 до н. э.), который правил своим государством из столицы Хаттусас (но до 1480 г. до н. э. столицей был город Каниш). Удалось победить Митанни и Египет , завоевав все Восточное Средиземноморье вплоть до Палестины . На завоеванных территориях на севере Сирии и Месопотамии были созданы вассальные княжества, правителями которых Суппилулиума I назначил своих младших сыновей. Мурсили II (ок. 1335-1305 до н. э.) заключил мир с фараоном Хоремхебом , приведя Хеттское царство к вершине своего могущества.

Однако уже в следующем столетии возобновилась борьба за Сирию и Палестину между хеттским войском царя Хаттусилиса III и войском египетского фараона Рамсеса II . Противостояние завершилось грандиозной, но безрезультатной битвой при Кадеше (в северной Сирии). В итоге большая часть Сирии и Финикии перешли под полный контроль египтян, и в 1280 г. до н. э. с ними был заключен мирный договор, а дочь Хаттусилиса стала женой фараона. Также было заключено перемирие с Ахейской Грецией , но воинственная Ассирия оставила подконтрольной отвоеванную Верхнюю Месопотамию.

Последующий упадок царства в XII в. до н. э. совпал во времени с общеближневосточным кризисом, известным как бронзовый коллапс . Вследствие внутренних раздоров и внешних неудач, возможно, в стране разразился голод. Под натиском «народов моря » хеттское царство было уничтожено и перестало существовать.

Позднехеттские царства (ок. 1190-700 до н. э.)

Основная статья: Позднехеттские царства

После падения Новохеттского царства в Анатолии бывшие вассальные княжества хеттов продолжали существовать как самостоятельные государства. Это прежде всего Табал , Камману (с Мелидом), Хилакку, Куэ , Куммух, Каркемиш , а также Яуди (Самаль), Тил Барсип, Гузана, Унки (Паттина), Хатарикка (Лухути) и др. Их правители считали себя законными правопреемниками хеттской державы, но не имели возможностей для реализации своих амбиций. Просуществовав несколько веков, они в IX-VIII вв. до н. э. были покорены великими державами Двуречья - Ассирией , а затем Вавилоном .

Государственное устройство Хеттской державы

Царя окружают чиновники и личный секретарь. Дворцы царей строились по образцу ассирийских и украшались барельефами, представляющими сцены из охот царя, пиршества и т. п. Из упоминания в ассирийских летописях о кархемишской мине Винклер выводит заключение об особой системе мер и весов у хеттов и о развитии у них городской жизни. Мы можем констатировать только на основании телль-амарнской корреспонденции развитие промышленности в Митанни , поставлявшем в Египет колесницы и драгоценности.

Военное дело

Хеттская колесница.Рисунок с египетского барельефа .

Из изображений в египетских храмах и хеттских барельефов можно получить представление о военном деле у хеттов: имелись пехота, колесницы (по три воина на каждой: возница, щитоносец и стрелок) и конница. Оружие - небольшой треугольный лук, небольшой четырёхугольный или овальный плетёный щит, похожий на изображаемый в классическом искусстве у понтийских амазонок ; фаланга была вооружена кинжалами-мечами; последние имели не сирийскую, а киликийскую форму - ту же, какая изображается египтянами у морских народов запада. Кроме того, были и длинные копья. Одеты были воины в передники египетского покроя, офицеры - в длинное платье; цари носили (особенно в позднее время) ассирийский наряд. Характерны длинные костюмы частных лиц и головные уборы - у мужчин остроконечные, у женщин - цилиндрические, может быть из войлока или кожи. Характерна и обувь - большей частью башмаки с загнутыми кверху носками.

Отдельные учёные предполагают, что хетты первыми начали применять биологическое оружие , однако эта точка зрения, по-видимому, не является общепринятой.

См. также

  • Хеттское иероглифическое письмо

Примечания

Хеттский храм.Бейшехир.Турция .

Литература

  • Александров Б. Е. Хеттская держава и Верхняя Месопотамия в XIII в. до н. э.: реконструкция политических взаимоотношений : 2002: Авт. дисс. к.и.н., М.