Готовимся к олимпиаде. Тестирование «чёрного ящика»

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный этап

2008 - 2009 учебный год
11 КЛАСС

31 балл
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Гражданское право относится к отраслям частного права.

1.2. Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти Российской Федерации.

1.3. Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы.

Авторитет, страх, сила, убеждение

______________________________________________________________________

3. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните , почему вы так решили.

Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление

_____________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в рядах.

Средневековье – теоцентризм, Возрождение - __________________________,

Просвещение – рационализм.

5. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

1) результат соглашения между учеными;

2) свойство знания абсолютно соответствовать действительности;

3) продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям;

4) то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы.

6. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) система

2) весь материальный мир

3) формы и способы взаимодействия людей

4) этап исторического развития человечества

7. В каких трех формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление

2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение

4) представление, суждение, ощущение

8. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это

1) интуитивная догадка

2) экспериментально подтвержденный факт

3) художественный образ

4) научная гипотеза

9. В стране Z увеличился уровень доходов населения. Многие граждане выразили желание приобрести земельные участки, дома, квартиры в поселках на морском побережье. Но несмотря на резко возросший спрос, размер предложения существенно не изменился, хотя цены начали стремительно расти. Какое свойство рынка недвижимости проявилось в данном случае ?

1) связь спроса с уровнем доходов населения

2) ограниченность предложения

3) возможность возникновения ажиотажного спроса

4) связь спроса и предложения

10. В стране А. уголь перестал использоваться в энергетической отрасли. Закрылось большинством шахт, шахтеры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране А.?

1) застойная

2) структурная

3) фрикционная

4) сезонная


11. На ценнике в магазине гражданин Т. прочел, что понравившиеся ему брюки стоят 2500 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа

2) средство обмена

3) средство накопления

4) мера стоимости товаров

12. Верны ли следующие суждения о прибыли фирмы?

А. Экономическая прибыль учитывает внутренние и внешние затраты фирмы.

Б. Бухгалтерская прибыль фирмы может быть положительной, а экономическая – нулевой или отрицательной (убытки).

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести её из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?

1) информация

2) предпринимательские способности

3) земля и природные ресурсы

4) капитал

14. Одним из признаков нации как этнокультурной общности является

1) единое гражданство

2) единство убеждений

3) общность социального статуса

4) общность языка

15. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций:

1) неформальные позитивных

2) формальных позитивных

3) неформальных негативных

4) формальных негативных

16. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный характер данного предписания

Б. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других людей её соблюдения.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Получение образования является средством социальной мобильности.

Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. В коммуникативную подсистему политической системы входят:

1) политические организации и учреждения

2) отношения между государством и гражданами

3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4) политические идеи, взгляды, представления

19. Система разделения и независимости властей, а также сдержек и противовесов между ними отличает

1) суверенное государство

2) монархическое государство

3) унитарное государство

4) правовое государство

20. Функцией любого государства является:

1) разделение властей

2) суверенитет

3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

21. Установите соответствие между функциями и их политическими институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.



1) гражданского

2) жилищного

3) административного

4) экологического

23. Понятия «депутатский запрос», «поправка к закону» относятся к деятельности

1) органов законодательной власти

2) органов исполнительной власти

3) института президентства

4) органов судебной власти

24. В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ

2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты

4) законы РФ

25. Верны ли следующие суждения о правоотношении?

А. Государство защищает каждую из сторон правоотношений от неправомерных действий другой стороны.

Б. Правоотношения непостоянны, они возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Проблемная задача

3 балла

Французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье в своем труде «О духе законов» писал: «Для того чтобы предупредить … злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе … не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

Основоположником какой теории в политологии стал Ш. Монтескье? В чем заключается её сущность? Сформулируйте два принципа этой теории. Приведите два примера, подтверждающих вывод автора о том, что всему наступит конец, если «одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Заполните пропуски в таблице

4 балла


Источник права

Правовая система (семья)

1 – прецедент



2 – _______________________

Семья обычного (традиционного) права

3 – шариат

____________________________________

4 - _______________________

Романо-германская правовая семья


Анализ таблицы

7 баллов

В представленной ниже таблице отражены результаты выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации пятого созыва в Уральском Федеральном округе. Числа означают процент голосов, полученных партиями по стране и в пределах конкретного региона. Выборы проходили в декабре 2007 года по пропорциональной избирательной системе.

Изучите данные таблицы и ответьте на следующие вопросы:

1. При каком условии партии получили места в Государственной Думе? Какие партии были допущены к распределению мандатов депутатов Государственной Думы по итогам этих выборов?

2. Как отличился порядок распределения мест в первой пятерке по итогам голосования в Челябинской области от порядка распределения мест по общероссийским итогам голосования?

3. В каком из регионов Уральского Федерального округа правые либеральные партии получили наибольшее число голосов? Какие из указанных партий относятся к правым либеральным? Назовите не менее двух партий.


РФ

Челябинская область

Свердловская область

Тюменская область

Курганская область

Аграрная партия России

2,3

2,33

2,08

1,45

3,95

Гражданская Сила

1,05

1,46

5,97

0,7

0,69

Демократическая партия России

0,13

0,14

0,19

0,12

0,11

Коммунистическая партия Российской Федерации

11,57

12,49

8,05

6,74

11,34

Союз правых сил

0,96

1,25

3,37

0,67

0,52

Партия социальной справедливости

0,22

0,34

0,39

0,18

0,2

Либерально-демократическая партия России

8,14

9,96

9,5

9,62

10,5

Справедливая Россия

7,74

10,03

8,61

4,16

5,82

Патриоты России

0,89

0,95

0,83

0,83

0,92

Единая Россия

64,3

56,5

55,74

73,57

64,43

Яблоко

1,59

3,22

4,13

0,82

0,79

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ текста

10 баллов

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Менеджмент предлагает две основные модели построения системы управления организацией. Линейная модель представляет собой пирамиду, построенную на подчиненности людей: у каждого руководителя более высокого уровня находятся в подчинении руководители более низкого уровня. Каждый исполнитель имеет непосредственного руководителя. Примеров применения такой системы управления множество: армия, служба спасения, пожарная команда, система «скорой помощи». По такому принципу организована работа персонала в компании «Макдоналдс».

Основное преимущество такой системы управления – простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями. Каждый четко знает, кому он подчиняется, чьи указания должен выполнять. Основной же её недостаток состоит в том, что руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.

Функциональная модель управления построена на выделении различных функций, которые осуществляет каждая организация. В её основе лежит подчиненность не конкретных людей, а выполняемых ими работ. Например, университет возглавляет ректор. У него есть заместители – проректоры, каждый из которых отвечает за свою область… Следующий уровень управления – деканы факультетов. Получается, что по вопросам воспитательной работы декан подчиняется проректору по воспитательной работе, по учебным вопросам – проректору по учебной работе и т.д.

При функциональной системе управления каждый руководитель отвечает за свое направление деятельности и должен быть высококвалифицированным специалистом в данной конкретной области знаний. Но принцип единоначалия в функциональной модели, безусловно, нарушается.

На практике в производственных коммерческих предприятиях применяется смешанная система управления, сочетающая в себе и линейное подчинение, и функциональное.

(По материалам энциклопедии для школьников)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе

4 балла
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятий, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.


Философия

«Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д. Дидро)

Социальная психология

«Семья является первичным лоном человеческой культуры»

(И. Ильин)



Экономика

«Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия»

(Г.С. Беккер)



Социология

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. Мирабо)

Политология

«Честность в политике есть результат силы, лицемерие – результат слабости» (В.И. Ленин)

Правоведение

«Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ)

11 класс

Тесты

31 балл


№ задания

Ответ

Баллы

№ задания

Ответ

Баллы

1
1.2.

Нет

13

2

1

2

Основания (ресурсы) власти.

2

14

4

1

3

Восприятие, так как это форма чувственного познания, а остальное формы рационального познания.

3 балла:

1 балл за указание

2 балла за объяснение



15

3

1

4

гуманизм

1

16

2

1

5

4

1

17

3

1

6

1

1

18

2

1

7

3

1

19

4

1

8

4

1

20

3

1

9

2

1

21

1221

2 балла при отсутствии ошибок, 1 ошибка -1 балл, 2 ошибки – 0 баллов

10

2

1

22

3

1

11

4

1

23

1

1

12

3

1

24

4

1

25

3

1

Проблемная задача

3 балла



Балл

В правильном ответе должна быть указана теория, которую разработал Ш. Монтескье: теория разделения властей.

Принцип разделения властей означает распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали. Равенство законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в том, что ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой.

В качестве примеров могут быть приведены:

Узурпация власти Наполеоном во Франции привела к забвению демократических начал, обозначенных революцией и гибели империи. До этого безраздельная власть якобинцев поставила Францию на грань национальной катастрофы.

В ХХ в. диктатура пролетариата в СССР привела к деспотизму власти и трагедии миллионов людей.

Могут быть приведены другие примеры.



Названы теория, два принципа этой теории и приведены два примера

3

Названа теория, два принципа этой теории ИЛИ названа теория, приведены два примера ИЛИ названа теория, один принцип этой теории и один пример

2

Названы теория, один принцип этой теории ИЛИ названы теория, приведен один пример ИЛИ названы один принцип этой теории, приведен один пример

1

Названа теория ИЛИ назван один принцип этой теории ИЛИ приведен один пример ИЛИ ответ неверный

0

Заполните пропуски в таблице

4 балла

Анализ источников социальной информации

Таблица

7 баллов

1. При каком условии партии получили места в Государственной Думе? Какие партии были допущены к распределению мандатов депутатов Государственной Думы по итогам этих выборов?

«Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» (1 балл)

2. Как отличился порядок распределения мест в первой пятерке по итогам голосования в Челябинской области от порядка распределения мест по общероссийским итогам голосования?

Первое и второе места – нет отличий, третье и четвертое поменялись местами, на пятом – по России Аграрная партия, в Челябинской области «Яблоко» (2 балла)

3. В каком из регионов Уральского Федерального округа правые либеральные партии получили наибольшее число голосов? Какие из указанных партий относятся к правым либеральным? Назовите не менее двух партий.

В Свердловской области. (1 балл)

Могут быть названы правые партии: «Гражданская сила», «Демократическая партия России», СПС и «Яблоко» (2 балла)

Анализ текста

10 баллов

1. Какие две модели управления организацией анализируются в тексте?



2. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Таблица может быть заполнена следующим образом:

Модели управления

Преимущества

Недостатки

1. Линейная

Простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями.

Руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.

2.Функциональная.

Каждый руководитель должен быть высококвалифицированным специалистом в данной конкретной области знаний. Это значительно повышает эффективность управления.

Принцип единоначалия в функциональной модели, безусловно, нарушается.

Преимущества и недостатки, указанные в таблице, могут быть даны в иных формулировках.

Указаны преимущества и недостатки обеих моделей

2

Указаны преимущества и недостатки одной модели и преимущества другой модели, ИЛИ

Указаны преимущества и недостатки одной модели и недостатки другой модели



1

Указаны преимущества и недостатки одной модели, ИЛИ

Указаны только преимущества обеих моделей, ИЛИ

Указаны только недостатки обеих моделей, ИЛИ

Указаны только преимущества одной модели, ИЛИ

Указаны только недостатки одной модели, ИЛИ

Ответ неправильный



0

Максимальный балл

2

3. Опираясь на содержание текста, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите по одному собственному примеру использования каждой из моделей управления. Кратко прокомментируйте каждый свой пример.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать собственные примеры моделей управления и краткий комментарий к каждой модели, допустим:

1) руководство строительным предприятием как пример линейной модели (бригадиры непосредственно руководят основной массой рабочих и подчиняются прорабу, прораб – начальнику участка, начальники участка – начальнику строительства);

2) управление школой как пример функциональной модели (у директора школы есть заместители, отвечающие за учебную, воспитательную работу, социальные вопросы, хозяйственную часть; все они осуществляют руководство учителями и другими работниками школы в пределах своей компетенции).

Могут быть приведены другие примеры, даны другие комментарии.



Приведен собственный пример каждой модели, дан краткий комментарий

3

Приведен собственный пример каждой модели, прокомментирована одна из них, ИЛИ

Приведен собственный пример каждой модели, комментарий отсутствует, ИЛИ

Приведен и прокомментирован собственный пример одной из моделей


2

Приведен собственный пример каждой модели, комментарии отсутствуют

1

Приведен собственный пример без комментариев,
Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

4. Какая система управления, по мысли автора текста, позволяет преодолеть недостатки каждой из двух моделей управления? С опорой на знание курса и личный социальный опыт выскажите два предположения о принципах её осуществления.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа система управления – смешанная;

2) высказаны два предположения, например:

В руководстве компанией выделены функциональные должности, могут быть созданы специальные подразделения (например, кадровое, бухгалтерия, секретариат, дизайнерское или конструкторское и т.п.);

При этом непосредственное руководство работниками осуществляют менеджеры по персоналу, которые объединяют решения функциональных подразделений и должностных лиц.

Могут быть высказаны другие предположения.



Правильно названа система, высказаны два предположения

3

Правильно названа система, высказано одно предположение

2

Правильно названа система

1

Неверно названа система при любом количестве предположений,
Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Эссе

4 балла


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт



Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт


4

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются)


3

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения на факты общественной жизни или личный социальный опыт


2

Представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации

1

Проблема не раскрыта, ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания



0
Презентация:

2. Что такое модель? В каких случаях используется моделирование? Модель - новый объект, отражающий существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.

Моделирование используется в случаях, когда объект слишком велик или слишком мал, процесс протекает очень быстро или очень медленно, исследование объекта может быть опасным для окружающих и так далее.

3. Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний:
а) одному объекту может соответствовать несколько моделей;
б) одна модель может соответствовать нескольким объектам.

Примеры:
а - Объект: Автомобиль, модели: парковочное место, рисунок, дорожный знак, машинка на радиоуправлении.
б - Модель: Схема, объекты: схема метро, схема здания, радиосхемы

4. Приведите примеры натурных и информационных моделей.

Натурные модели: игрушка, манекен, фотография и т.д.
Информационные модели: таблица, график, формула и т.д.

5. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для:

а - макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс.
б - фотоснимки движения воздушных масс; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.
в - фотоснимки движения воздушных масс; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.
г - фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе.
д - расписание движения поездов.

6. Приведите пример информационной модели

а - парень, рост 173 см, карие глаза, брюнет.
б - высокий парень, русый, атлетического телосложения, ловкий, быстрый.
в - добрый, пушистый, постоянно мяукает.
г - 3 этаж, просторная 3-ёх комнатная квартира.
д - твердая обложка
е - CD-R диск с ёмкостью 700 Мб, записана рок музыка.
ж - Российский город, многонациональный, находится в Нижегородской области.

7. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации?

Построение инф.модели начинается с анализа условия задачи. После анализа определяется объект и цель моделирования. После выделяются существенные признаки модели и в конце формализация.
Формализация - это замена реального объекта его формальным описанием, то есть его информационной моделью.

8. Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.

Схема - схема метро, дорожная карта и т. д.
Таблица - классный журнал, прайс-лист продукции и т. д.
Иерархическая модель - классификация видов животных, расположение книг в библиотеке и т. д.

Предлагаем вашему вниманию тренировочный комплект олимпиадных заданий из разных разделов языкознания. Материалы могут быть использованы учителями и школьниками старших классов для подготовки к олимпиадам разных уровней (школьным, муниципальным, региональным), ключи к заданиям дают возможность самопроверки. Мы надеемся, что наш опыт будет интересен и полезен также и нашим коллегам – членам жюри, участвующим в подготовке и проведении региональных олимпиад по русскому языку, и рассчитываем на творческое использование наших материалов, так как новая форма или идея поможет значительно разнообразить содержание олимпиадных заданий.

Задания для учащихся 9-го класса

1. Перечислите гласные, которые могут чередоваться с нулем звука, т.е. быть «беглыми». Приведите по два примера на каждый случай.

2. Объясните слитное и раздельное написание выделенных слов.

Выражение лица ее также сделалось так же принужденно. (М.Ю. Лермонтов. Княгиня Лиговская)

3. Определите лексическое значение существительных полдень и полночь (полнощь), а также производных от них прилагательных полуденный, полночный (полнощный) в каждом из приведенных отрывков произведений А.С. Пушкина. В чем заключается общая особенность семантики указанных слов?

1) Меж нами есть одно преданье: / Царем когда-то сослан был / Полудня житель к нам в изгнанье. («Цыганы»); На утренней заре пастух / Не гонит уж коров из хлева, / И в час полуденный в кружок / Их не зовет его рожок. («Евгений Онегин»); Пора покинуть скучный брег / Мне неприязненной стихии, / И средь полуденных зыбей, / Под небом Африки моей, / Вздыхать о сумрачной России... («Евгений Онегин»)

2) И утро в полночь обратя, / Спокойно спит в тени блаженной / Забав и роскоши дитя. («Евгений Онегин»); Родился я под небом полунощным , / Но мне знаком латинской музы голос. («Борис Годунов»); Теперь полунощной порой / У спящего теснит дыханье / Домашний дух. («Цыганы»); Вперед! Мечом и грудью смелой / Свой путь на полночь пробивай. («Руслан и Людмила»)

4. Как возникло и что обозначает в современном языке устойчивое сочетание проба пера ?

5. Приведенные ниже примеры разделите на две группы (выпишите только номера предложений) в зависимости от значения постфикса -ся в возвратном глаголе и поясните свой ответ.

1) Кошка царапается. 2) Проволока гнется. 3) Сухая трава колется. 4) Орехи легко колются. 5) Крапива больно жжется. 6) Ящик не выдвигается. 6) Эта краска смывается. 7) Уголь пачкается.

6. Известно, что в русском языке начиная с XVIII века «формы множественного числа употребляются для выражения почтительной вежливости к собеседнику, для выражения официальной далекости и корректной обходительности» (Виноградов В.В. Русский язык).

Какие особенности употребления «множественного вежливого», уже не соответствующие современной языковой норме, отражены в репликах персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Лиза (Молчалину):

Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы.

Лиза (Фамусову):

Пустите, ветреники сами,
Опомнитесь, вы старики.

Фамусов (Скалозубу):

Вы повели себя исправно.
Давно полковники, а служите недавно.

Фамусов (о Максиме Петровиче и реакции императрицы на его шутовское падение):

Был высочайшею пожалован улыбкой,
Изволили смеяться.

7. Укажите в данных предложениях индивидуально-авторские слова, образованные по одной и той же модели. Каким способом они образованы? Приведите не менее трех примеров общеупотребительных слов, образованных по данной модели.

1) Потом рядом со мной возникли два прозрачных человека, встали в позы и начали говорить. Один держал в правой руке лопату, а в левой сжимал свиток пергамента. Другой опирался на киркомотыгу и рассеянно играл огромной медной чернильницей, подвешенной к поясу. (А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу)

2) – Я хочу докопаться до азиатских пустынь, – сказал он, – там пески засосали замки, усадьбы, города, там обсерватории, библиотеки, театры – империя каких-нибудь персогреков. (Ю.Домбровский. Факультет ненужных вещей). 3) И они двинулись в танце по кругу, чуть приседая на каждом шагу, ритмично покачиваясь и издавая какие-то криковдохи. (Л.Улицкая. Веселые похороны).

8. В приведенных ниже словах графически выделите морфему, в состав которой входит сочетание ей. Какая из данных словоформ допускает два варианта разбора?

Ничей, ключей, погорячей, ручей, статей, полей, злей, пришей, под крышей, шейный.

9. Какая архаичная синтаксическая черта, типичная для литературного языка XVIII – начала XIX в., отражена в следующих предложениях? Каково требование современной литературной нормы в отношении этих конструкций?

1) С знакомцем съехавшись однажды я в дороге, / С ним вместе на одном ночлеге ночевал. (И.А. Крылов) 2) Глядя епископ на пепел пожарный, / Думает: «Будут мне все благодарны». (В.А. Жуковский) 3) В тени фиалка притаясь, / Зовет к себе талант безвестный. (П.А. Вяземский) 4) По крайней мере, мне казалось иногда, / Что, сидя ты со мной, не в духе… (А.С. Грибоедов)

10. Проанализируйте особенности выражения сравнения в приведенных примерах.

1) …а над невысокими домами, в бледно-розовом морозном небе, среди столбов голубого, синего и лилового дыма, поднимающегося из труб, перед нами уже начинала светиться полная луна, холодная и яркая, как серебряный полтинник. (В.П. Катаев) 2) Луна висела над собором большая, мутно-прозрачная, как кусок янтаря над свечкой. (Ю.О. Домбровский) 3) И луна плыла, как лодка, и ладья плыла луною. (Ю.Мориц)

Сочините свои сравнения – образы луны, используя различные языковые средства выражения сравнения.

Задания для учащихся 10-го класса

1. Основная функция буквы г заключается в обозначении на письме звуков [г] – г од и [г’] – г ид. А какие еще звуки может обозначать эта буква? Приведите по одному примеру на каждый случай.

2. В некоторых из приведенных ниже слов допущены орфографические ошибки. Перепишите все слова верно. В выделенных словах укажите признаки их иноязычного происхождения.

Инцидент, прецендент, будущий, жаждующий, апелляция, предыстория, интригант, эликсир, масонство, агенство, компроментировать, иммиграция, эмиграция.

3. Слово марионетка является суффиксальным производным от заимствованного в XVIII веке существительного марионетта (франц. marionetta ). В каких значениях употребляется это слово в современном языке? Что объединяет слово марионетка с исконно русскими названиями кукол матрешка и петрушка ?

4. Известно евангельское выражение: Зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике . Что обозначает устаревшее слово спуд ? Назовите слова и выражения современного русского языка, возникшие на основе формы под спудом, и укажите их значение.

5. а)Определите значение слова ужо в речи героев романа И.А. Гончарова «Обломов». К какой части речи относится это слово?

1) – Не получили ли вы письма от Андрея Иваныча? – спросила она [Ольга]. – Получил, – ответил Обломов. – Что он пишет? – Зовет в Париж. – Что ж вы? – Поеду. – Когда? – Ужо… нет, завтра… как соберусь. 2) Она повела глазами вокруг, по деревьям, по траве, потом остановила их на нем, улыбнулась и подала ему руку. – Разве мне не будет больно ужо, когда вы будете уходить? – прибавила она.

б) В каком значении употреблено это слово Евгением – героем поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»?

<….> Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный! –
Шепнул он, злобно задрожав, –
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился.

6. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

ОCЕНЬ

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит,
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

(М.Ю. Лермонтов)

7. В романе Н.С. Лескова «Соборяне» читаем:

– Что это за ланпопо? – спросил Ахилла.

– Не ланпопо, а лампопо – напиток такой из пива и меду делается.

Слово лампопо носит шутливый характер, оно возникло в речи гусар – любителей смешивать напитки, по значению точно соответствует английскому по происхождению выражению фифти-фифти . Как образовалось это слово?

8. Объясните, почему возникает комический эффект в данном тексте.

Однажды Глупый Король решил пойти войной на другого, Неглупого короля и захватить его королевство. «Сколько раз я его просил добровольно отдать мне свое королевство, – говорил Глупый Король жене. – Но он отвечал, что я ерунжу, что в случае чего я очучусь в незавидном положении. Но теперь я его убежу не словами, а превосходящей силой и техникой, я обезлюжу его королевство!» (Ф.Д. Кривин)

9. Какие предложения (и части сложных предложений) являются односоставными, а какие – двусоставными? Укажите тип односоставных предложений.

1) Что за утро! 2) На улице безлюдно. 3) Здесь растут сосны, а подальше – березы. 4) Его окликнули. 5) Уже идет! 6) Давайте споем! 7) Когда он подготовится, то прекрасно отвечает. 8) Осень нынче чудесная.

10. Охарактеризуйте особенности сравнения, использованного в данном фрагменте поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Задания для учащихся 11-го класса

1. Перед вами начало одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные: помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайла не попали. («Премудрый пискарь»).

а) Как долго удалось прожить родителям премудрого пескаря? Объясните значение и происхождение выражения аридовы (аредовы) веки . б) Написание пи скарь , ари довы веки является устаревшим с точки зрения современной орфографической нормы. Когда были утверждены «Правила русской орфографии и пунктуации», действующие ныне? Приведите свой пример устаревших орфографических вариантов слов, которые встречались вам в произведениях русской литературы, изданных до принятия этого документа, упорядочившего наше правописание.

2. Один из героев повести А.П. Чехова «Черный монах» – садовод Егор Семенович Песоцкий говорит о будущем своей дочери:

– Может, это и эгоизм, но откровенно говорю: не хочу, чтобы Таня шла замуж. Боюсь! Тут к нам ездит один ферт со скрипкой и пиликает; знаю, что Таня не пойдет за него, хорошо знаю, но видеть его не могу!

Каково значение и происхождение слов ферт и пиликать ? Какую роль играют эти слова в характеристике говорящего – отца Тани? Ср. оценку жениха в авторском повествовании: К Песоцким <…> иногда приезжал молодой человек, сосед, хорошо игравший на скрипке .

3.Определите лексическое значение выделенных слов. К какой части речи относятся эти слова? Как они образовались?

I. 1) Прежде, как Богу-то чаще молились, и земля лучше родила. Урожаи-то были не нынешние, сам-четверт да сам-пят, сторицею давала земля. (М.Е. Салтыков-Щедрин . Господа Головлевы). 2) Угоды наши скудные, / Пески, болота, мхи, / Скотинка ходит впроголодь, / Родится хлеб сам-друг. (Н.А. Некрасов . Кому на Руси жить хорошо)

II. 1) <…> ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю. (Н.В. Гоголь . Мертвые души) 2) И лишь зимой, в морозы и метели, / Я помню, мы безвыходно сидели / Сам-друг с тобой в разрушенном дому. (Н.А. Некрасов . Затворница)

4. Объясните значение выделенного в предложении устойчивого выражения.

У нас, в нашем городе, Сосновская скоро стала притчей во языцех . (И.А. Бунин. Дело корнета Елагина)

Переведите на современный язык архаичную форму во языцех . Приведите свой пример фразеологизма, в составе которого закрепилась какая-либо древняя грамматическая форма имени или глагола.

5. Внимательно прочитайте текст, написанный просветителем XVIII века Феофаном Прокоповичем. Кратко сформулируйте главную мысль текста. Объясните лексическое значение выделенных слов и приведите примеры современных слов, этимологически родственных данным.

Если в мучительские осужден кто руки,
Ждет бедная голова печали и муки,
Не вели томить его делом кузниц трудных,
Не посылать в тяжкие работы мест рудных:
Пусть лексикон делает – то одно довлеет,
Всех мук роды сей един труд в себе имеет.

6. Выпишите из данного списка те словоформы, в составе которых есть нулевые морфемы. Сгруппируйте примеры по типу нулевой морфемы.

Прочитать, гений, синий, прорубь, свой, золотой, подсказал, принес, волчий, поделом, разгром, (много) рек, узнай, край, моложе, (несколько) семей, удаль, взахлеб, сжег, радость, нежен, улей, стричь, (без) ключей, прилягте, мамин (платок), добр, лишь.

7. Охарактеризуйте особенности числа каждого имени существительного в приведенном фрагменте текста.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.

(И.А. Бунин)

8. Какими языковыми средствами создается комический эффект в приведенном ниже фрагменте текста (эпизод на занятиях в монастыре)? Объясните значение архаизма днесь.

– Василиса, что значит «днесь»? – этим вопросом начинала мать Анатолия занятия.

Василиса закатывала в потолок свой единственный глаз и неуверенно, в пятидесятый раз отвечала одно и то же:

Игуменья качала головой.

– Вчерась? – заливалась в смятении краской ученица.

(Л.Е. Улицкая. Казус Кукоцкого)

9. Дайте полную синтаксическую характеристику приведенному ниже предложению. Какие особенности построения, ритма и интонации делают предложение художественно выразительным? Каким термином называется такая форма организации предложений?

Как ни ярок был день, как ни золотило солнце те места на снегу ли, на деревьях ли, куда оно попадало прямыми лучами, как ни густа была синева там, куда не достигало солнце, как ни розовели вверху безлистые купы берез, как ни ослепительно сверкали иногда крупные кристаллики снега, когда глаза мои попадали на зайчика, отбрасываемого этими кристалликами, – все же ничего не было ярче красных грудочек снегирей. (В.А. Солоухин)

10. Проведите анализ средств межфразовой связи в данном описании.

На эстраде, за тюльпанами, где играл оркестр короля вальсов, теперь бесновался обезьяний джаз. Громадная, в лохматых бакенбардах горилла с трубой в руке, тяжело приплясывая, дирижировала. В один ряд сидели орангутанги, дули в блестящие трубы. На плечах у них верхом поместились веселые шимпанзе с гармониями. Два гамадрила в гривах, похожих на львиные, играли на роялях, и этих роялей не было слышно в громе и писке и буханьях саксофонов, скрипок и барабанов в лапах гиббонов, мандрилов и мартышек. (М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита)

ОТВЕТЫ. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

9-й класс

1. «Беглыми» являются гласные о о т – рта, уголо к – уголка), е е нь – дневной, глупе ц – глупца), и (соби рать – собрать, лиси й – лисья), ы (назы вать – назвать, вты кать – воткнуть). В редких случаях возможна (по аналогии) «беглость» других гласных, ср. зая ц – зайца.

2. Также – союз (= тоже); так же – наречие с частицей (так же, как…).

3. Полдень – 1) полдень, середина дня; 2) юг. Полночь – 1) полночь, середина ночи; 2) север. Соответственные значения и у производных прилагательных: полуденный – полуденный и южный, полночный (полнощный) – полночный и северный. Таким образом, общая особенность семантики указанных слов заключается в совмещении значений времени и места. Необходимо иметь в виду, что утраченное современным языком пространственное значение (полночь – север, полдень – юг) чрезвычайно широко отражается в классических художественных текстах XIX века, и незнание этой семантической черты, по-видимому, ведет к недопониманию многих произведений школьной программы.

4. Первый литературный опыт. От старинного обычая пробовать гусиные перья, черкая ими по бумаге: какое пишет лучше?

5. Группу 1 составляют предложения 1, 3, 5, 8; группу 2 – предложения 2, 4, 6, 7. Возвратные глаголы качественно характеризуют предмет, называя признак по действию – активный или пассивный. В группе 1 глаголы с -ся обозначают способность предмета производить действие, а в группе 2 – способность испытывать действие, подвергаться ему.

6. Не соответствует современной литературной норме употребление в форме множественного числа имен существительных, выступающих как часть составного именного сказуемого при вежливом местоимении вы в роли подлежащего (вы повесы, вы старики, вы полковники). Имена прилагательные в аналогичной функции, а также глагольные формы сказуемого в современном языке по-прежнему употребляются в форме множественного числа: выражения вы скромны, вы повели себя исправно соответствуют современной норме. Устаревшим и ненормативным в современном языке является также употребление в форме множественного числа глагольного сказуемого для выражения особого почтения, когда речь идет о третьем лице (изволили смеяться – об императрице).

7. Киркомотыга, персогрек, криковдох . Слова образованы способом сложения основы одного слова с целым вторым словом: киркомотыга <–- кирк (а) + мотыга . Словообразующий аффикс – соединительный гласный (интерфикс) о . Словообразовательное значение – соединительное: слова этого типа мотивированы сочинительным рядом равноправных слов и называют предмет, объединяющий в себе признаки двух предметов, названных производящими словами.

Общеупотребительные интерфиксальные сложения: железо бетон, лесо тундра, лесо парк, лесо степь, свето тень, носо глотка, металло керамика, металло черепица и т.п.

Данный словообразовательный тип необходимо отличать от сложносуффиксальных слов типа мясорубка, змеелов, соковыжималка, огнетушитель и т.д. (они мотивированы подчинительными словосочетаниями и не имеют соединительного значения), а также от составных слов без интерфикса типа диван-кровать, дом-музей, вагон-ресторан и проч.

8. Ни-чей (часть корня), ключ-ей (окончание род. пад. мн. ч.), по-горяч-ей (формообразующий суффикс сравн. степени прилагательного или наречия), ручей (часть корня), статей (часть корня; окончание нулевое), по-лей (часть корня) и пол-ей (окончание) , зл-ей (суффикс сравн. степ.), при-шей (часть корня), крыш-ей (окончание твор. пад. ед. ч.), шей- н-ый (часть корня).

9. В примерах представлено включение подлежащего внутрь деепричастного оборота, так что деепричастие отрывается от зависимых от него слов. Эта синтаксическая черта является устарелой уже для XIX века: она характерна более всего для писателей, чья литературная деятельность началась в конце XVIII века; очень много подобных конструкций в произведениях И.А. Крылова, ср. общеизвестное: На ель Ворона взгромоздясь… и др.

Современная норма ориентирована на такой порядок слов, при котором прямо связанные друг с другом слова располагаются непосредственно рядом, так что обособленный деепричастный оборот не разрывается на части.

10. 1) Сравнение выражено одним из наиболее характерных способов – сравнительным оборотом с союзом как (как серебряный полтинник). 2) В предложении представлено параллельное сравнение : два предмета (луна и собор) сравниваются с двумя предметами (кусок янтаря и свеча). 3) Средство выражения сравнения – форма творительного падежа. Это предложение – пример зеркального сравнения : сначала лодка сравнивается с луной, затем, наоборот, луна – с лодкой. Ср. такой же прием: Скрипит, скрипит, как снег, капуста, / И снег скрипит, как кочаны. (О.Чухонцев)

10-й класс

1. [к] – рог , берег ; [х] – Бог , мяг ко; [х’] – лег ки; [в] – тог о.

Кроме того, буква г при передаче в тексте диалектной речи обозначает звонкий щелевой звук, парный глухому согласному [х]. Этот согласный отсутствует в литературном языке и является характерной чертой южнорусского наречия. Ср. также произношение некоторых междометий: ага, эге, ого .

2. Инци дент , прецедент, будущий, жаждущий, а пелл яция , предыстория, интриган, э ликс ир, масонство, агентство, компрометировать, иммиграция, эмиграция.

3. Слово марионетка, кроме прямого значения «вид куклы, приводимой в движение при помощи нитей» (ср. театр марионеток ), получило в русском языке переносное значение «человек, подчиняющийся чужой воле, слепо выполняющий навязанную ему роль» (чаще всего о политическом деятеле, ср. марионеточное правительство ). Французское слово marionetta, явившееся источником русского слова марионетка , представляет собой форму уменьшительного имени от Мария .

Марионеттой называли кукольное изображение Девы Марии в рождественских представлениях с сюжетом рождения Младенца Христа в пещере близ Вифлеема. Таким образом, слова матрешка (уменьшительное от Матрена ), петрушка (уменьшительное от Петр ) и марионетка (уменьшительное от Мария ) иллюстрируют переход имен собственных в нарицательные, ср. также название игрушки ванька-встанька .

4. Церковнославянское слово спудъ имеет значение «сосуд» – зажженную свечу не ставят под перевернутым, опрокинутым сосудом. В современном языке употребляются прилагательное подспудный в значении «скрытый, глубинный» и производное от него наречие подспудно (ср. подспудное желание; надеялся подспудно ). Существуют также выражения хранить под спудом «держать в тайнике» и достать из-под спуда «вынуть из укрытия».

5. а) Ужо (из уже – с переходом е в о под ударением, ср. древнерусское лице -> лицо и др.) – это наречие времени. Слово имеет лексическое значение «сейчас, в данный момент» или «в ближайшее время, незамедлительно». Интересно, что слово ужо встречается в романе И.А. Гончарова в речи таких героев, как Обломов и Ольга Ильинская, т.е. в речи образованных дворян. Видимо, это наречие носило разговорный характер, но не было просторечным или диалектным, каким воспринимается нами теперь.

б) Слово ужо употребляется для выражения угрозы и имеет значение «вот будет время!», «ну, погоди же!».

С точки зрения современной литературной нормы слово воспринимается как архаизм, оно отчасти сохраняется в диалектах и просторечии в тех же значениях.

6. Поникши – усеченная форма действительного причастия прошедшего времени (форма омонимична деепричастию поникши ); уж, порою, поневоле, ночью – наречия; тускл – краткая форма имени прилагательного; меж, сквозь – предлоги; лишь – частица.

7. Слово лампопо – результат перестановки слогов в слове пополам . Подобная фонетическая модификация слов часто происходит в результате многократного произнесения слова по слогам, ср. (по-по-лам)-(по-по -лам)-(по-по -лам)… Лампопо в XIX веке делали из равных частей пива и медовухи.

8. Комический эффект создается морфологическими средствами : текст специально «нагружается» отсутствующими в литературном языке формами 1-го лица ед. ч. настоящего или будущего простого времени от глаголов с дефектными (неполными) парадигмами. Формы образованы от глаголов ерундить (разг.), очутиться, убедить, обезлюдить по продуктивной модели – с регулярным чередованием д//ж, т//ч, ср. ходить – хожу, платить – плачу .

9. 1) Односоставное (назывное). 2) Односоставное (безличное). 3) 1-я часть – двусоставная полная, 2-я часть – двусоставная неполная. 4) Односоставное (неопределенно-личное). 5) Двусоставное неполное. 6) Односоставное (определенно-личное). 7) 1-я часть – двусоставная полная, 2-я часть – двусоставная неполная. 8) Двусоставное.

10. Данный тип сравнения называют спадающим (завершающим). Синтаксически его структура представляет в первой части (предмет сравнения) завершенное высказывание, а второй член сравнения (то, с чем сравнивают), очень объемный и развернутый, дается после паузы и вводится обычно наречием так. Эта фигура художественного синтаксиса очень характерна для литературного языка первой половины XIX века, встречается как в лирике, так и в эпосе, где часто выполняет функцию замедления повествования. Другие названия данного приема – эпическое сравнение, гомеровское сравнение (эта особенность поэтического слога воспроизводит манеру поэм Гомера).

11-й класс

1. а) Аредовы веки прожить – «прожить очень долго». Фразеологизм восходит к библейскому рассказу о патриархе Иареде, прожившем 900 лет. б) «Правила русской орфографии и пунктуации» были утверждены Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 году (это последняя серьезная орфографическая реформа, которой предшествовала длительная работа по упорядочению правописания). В послереволюционных изданиях до 1956 года часто встречаются варианты типа пискарь – пескарь, снигирь – снегирь, мачиха – мачеха, эксплоатация – эксплуатация ; написание чорт, жолудь, шопот, жолоб и др. слов с о после шипящих; варианты написания с э и е иноязычных слов (диета – диэта, кашне – кашнэ и т.п.); слитное написание темнозеленый, сероголубой и т.п. прилагательных, обозначающих оттенки цветов; слитное написание наречий типа попрежнему, позимнему ; дефисное написание элемента полу-: полу-пальто, полу-устав и т.д

2. Ферт – самодовольный, развязный, обычно франтоватый человек; это значение развилось на основе названия буквы ф «ферт» в кириллической азбуке (начертание буквы напоминает подбоченившегося человека); пиликать – плохо играть (на скрипке), слово возникло на основе звукоподражания.

Оба слова относятся к эмоционально-оценочной лексике, они являются ярким языковым средством выражения отрицательной оценки и отчетливо свидетельствуют о субъективном отношении говорящего к тому, о ком говорится. Субъективно-оценочные слова раскрывают эгоистические чувства отца Тани, его неприязнь к возможному жениху ярче, чем прямое признание в эгоизме.

3. I. 1) Сам-четверт – вчетверо, сам-пят – впятеро (в четыре, в пять раз больше по сравнению с посеянным); сторицею – стократно, во сто раз больше. 2) Сам-друг – вдвое, в два раза больше, чем было посеяно (это очень бедный урожай).

II. 1) Сам-шест – вшестером, сам-сём – всемером. 2) Сам-друг – вдвоем.

Ср. аналогичные примеры из Словаря В.И. Даля: Горохъ пришелъ въ закромъ самъ-десятъ. Мы самъ-десятъ въ артели .

Все слова относятся к количественным наречиям. Они образовались лексико-синтаксическим способом (без участия словообразующих аффиксов) из сочетания определительного местоимения сам и краткой формы счетных прилагательных (порядковых числительных) четвертый, пятый, шестой, седьмой, другой (в значении «второй»). Наречие сторицею (книжное, церковнославянское по происхождению) – результат адвербиализации (перехода в наречия) формы творительного падежа имени существительного, ср. в «Материалах для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского: шестерица – число, в шесть раз большее; четверицею – в четыре раза больше и др.

4. Притча во языцех – то, о чем все говорят, предмет всеобщих пересудов. Во языцех (буквально: в языках ) – архаичная форма предложного падежа множественного числа от слова язык(ъ) в значении «народ». Фразеологизмы с архаичными грамматическими формами: ничтоже сумняшеся , темна вода во облацех , одним махом семерых побивахом , бодливой корове бог рог не дает и др.

5. Главная мысль текста: составление словаря – тяжелый труд, превосходящий все виды мучительных наказаний. Лексикон – словарь, ср. лексика, лексикология, лексикография ; дов леет – является достаточным; родственные слова: довольно в значении «хватит, достаточно», удовлетворительный . Ср. также книжное устойчивое выражение: Довлеет дневи злоба его . Значение фразеологизма: каждому дню хватает своих проблем (на основе этого выражения возникло слово злободневный в значении «актуальный»).

6. Слова с нулевым окончанием в различных грамматических формах: гений, прорубь, свой, подсказал, принес, волчий, разгром, рек, край, семей, удаль, сжег, радость, нежен, улей, мамин, добр.

Слова с нулевым формообразующим суффиксом: принес, сжег, узнай, прилягте (суффиксы прошедшего времени и повелительного наклонения).

Слова с нулевым словообразующим суффиксом: прорубь <- прорубить, удаль <- удалой, разгром <- разгромить.

7. Строфа наполнена именами существительными в разных числовых формах, при этом грамматическая категория числа проявляется у них по-разному. У конкретных имен существительных, называющих поддающиеся счету предметы, есть обе числовые формы (ед. и мн. ч.), которые передают соответственно грамматические значения одного предмета (межа) или неопределенного множества однородных предметов (иволги, ветви, березы). Ряд существительных, представленных в тексте, стоит вне категории числа , т.е. не образует соотносительных числовых форм с указанными грамматическими значениями, что объясняется особенностями их семантики. Это существительные отвлеченные, обозначающие состояние природы (тепло, блеск, солнце – в данном контексте в значении «солнечный свет») или вещественные (бархат, мед). В формах ржи и пшеницы значение мн. числа реализуется как указание на протяженное пространство, занятое тем, что названо формой ед. ч. (рожь, пшеница). Это пространственное значение достаточно регулярно реализуется в группе названий растений, сельскохозяйственных культур (ср. мхи, овсы, льны, подсолнухи ), а также некоторых вещественных существительных (ср. льды, снега и др.). Таким образом, категория числа обнаруживает лексико-грамматический характер.

8. Наречие днесь имеет значение «сегодня, ныне, теперь», оно возникло как сращение существительного и указательного местоимения: дьнь + сь (буквально: день сей ) -> днесь ; аналогичным сращением является и синонимичное наречие сегодня . Главное средство создания комического эффекта – столкновение стилистически несовместимых слов: книжного, церковнославянского слова днесь и просторечного, ненормативного вчерась, а также тонкая языковая игра, связанная с разложением этих слов на составные части. Страдания неспособной к книжным премудростям пожилой одноглазой ученицы юмористически изображаются также с помощью трансформации фразеологизма закатывать глаза в значении «заводить зрачки под верхние веки (при страдании, обмороке и т.п.)».

9. Предложение – пример периодической речи . Главные признаки периода : четкое ритмико-интонационное и смысловое членение фразы на две части («повышение» и «понижение»); выделение внутри первой части, значительно большей по объему, однотипных, симметричных отрезков (колонов, или членов периода). В данном предложении роль членов периода играют пять придаточных частей с уступительным значением, параллелизм которых подчеркнут анафорой (как ни). Осложнение этих частей однородными членами и наличие при них придаточных второй степени не затемняют ритмического рисунка, свойственного периоду: первая часть произносится в убыстренном темпе, с возрастанием тона, после паузы темп резко снижается.

10. В данном абзаце представлена параллельная связь частей: все предложения связаны с первой фразой. Эта фраза завершается ключевыми словами, заявляющими тему описания: бесновался обезьяний джаз . Последующие четыре предложения раскрывают и конкретизируют значение этих лексем, причем каждая из фраз содержит смысловые элементы всех трех ключевых слов.

Главным средством межфразовой связи являются тематические группы слов, обеспечивающие единство текста на лексическом уровне. Группа слов, называющих различные музыкальные инструменты (словоформы: с трубой, в трубы, с гармониями, на роялях, роялей, саксофонов, скрипок, барабанов ), развертывает ключевое слово джаз , занимающее в первом предложении позицию подлежащего. Определение обезьяний (джаз) вводит еще одну текстообразующую группу слов – видовых названий обезьян: горилла, орангутанги, шимпанзе, два гамадрила, (в лапах) гиббонов, мандрилов, мартышек . Смысл сказуемого бесновался раскрывается в глагольных формах последующих предложений: приплясывая, дирижировала, дули (в трубы), играли (на роялях) , а также в отглагольных существительных, передающих звуковой эффект (в громе и писке и буханьях); в эту же тематическую группу включается и категория состояния со значением слухового восприятия: (этих роялей) не было слышно.

Важную роль играют и грамматические особенности текста: имена существительные в трех последних фразах употребляются исключительно в форме множественного числа, что укрепляет параллелизм конструкций и одновременно усиливает воздействие создаваемой художником фантастической картины на читателя: множество обезьян, множество инструментов и множество оглушительных звуков. Налицо также и единство видо-временного плана предложений, составляющих фрагмент текста: все глаголы – несовершенного вида, в формах прошедшего времени, обозначают параллельно происходящие действия (прошедшее описательное).

Наконец, обстоятельства места и времени, с которых начинается первое предложение (На эстраде, за тюльпанами, где играл оркестр короля вальсов, теперь… ), относятся по смыслу ко всем последующим фразам, что характерно для текстов с параллельной связью: это значительно усиливает связь частей данного описания.

Н.В. ВОРОНИНА,
Т.В. ЕГОРОВА,

г. Ульяновск

От Гость >>

Умоляю.. по тексту ответьте на вопросы!
Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц государству. Налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.

Налоги выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, оборону страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов, например фундаментальная наука, многие учебные заведения, библиотеки и т.п.); распределительную (перераспределяют доходы между разными группами населения в целях сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую, или антиинфляционную (способствуют развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного налогообложения); воспитательную (сдерживают потребление продуктов, вредных для здоровья, устанавливая на них повышенные налоги); контрольно-учётную (посредством налогообложения ведётся учёт доходов граждан, предприятий и организаций).

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.

В мировой практике существуют следующие системы по видам налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная. В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.п.). В регрессивной системе налогообложения предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Как в тексте определяется воспитательная функция налогов? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите пример, иллюстрирующий выполнение этой функции.

2. В стране Z возник значительный дефицит бюджета. Правительство вынесло на рассмотрение парламента законопроект об отказе от пропорциональной шкалы и введении прогрессивной шкалы налогообложения. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по одному возможному аргументу (объяснению) сторонников и противников этого нововведения.

3. Объясните основное различие между прямыми и косвенными налогами. Привлекая обществоведческие знания, приведите по одному примеру каждого из названных видов налога (обязательно указывайте, какой вид налога Вы иллюстрируете).

4. В тексте названы основные функции налогов. Как Вы думаете, какую из них иногда называют социальной? Свой ответ аргументируйте (объясните) с опорой на текст.

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задания 20 – 22

Инструкция по оцениванию заданий 20 – 22.

1. Перед тем, как оценить выполнение заданий 20 – 22, эксперту необходимо внимательно прочитать исторический источник, и попробовать самостоятельно выполнить задания 20 – 22. После выполнения заданий сравнить получившийся свой ответ с ответом, предложенным в критериях. В случае расхождения тщательно проанализировать свой ответ. По результатам анализа скорректировать свой ответ или «расширить» критерии оценивания (предположить, какие еще правильные по смыслу положения могут быть указаны в ответе). Расширение критериев возможно в задании 22, критерии заданий 20 и 21 являются, как правило, закрытыми (все возможные смысловые положения ответа приведены в критериях)

2. При оценивании задания 20 рекомендуем обращать внимание на приводимые в некоторых случаях указания о требуемой степени детализации ответа, возможности различных формулировок ответа. Например, если речь в задании идёт об указе о единонаследии, а задание сформулировано так: «Назовите с точностью до десятилетия время издания данного указа», то правильным будет считаться ответ «1710-е гг.» , а также те ответы, в которых выпускники назвали годы, укладывающиеся в данное десятилетие, например: «1714 г.», «1715 г.», «1719 г.» и т.д. Но ответ «первая четверть XVIII в.» не будет являться правильным.

3. При оценивании задания 21 (оно предполагает поиск информации в источнике) необходимо учесть, что критерии оценивания задания 21 являются, как правило, «закрытыми» и не могут быть «расширены» новыми положениями, которые по смыслу отличаются от приведённых в критериях.

При выполнении задания 21 выпускнику не предъявляется требование точного переписывания соответствующих фрагментов текста, поэтому ответы выпускника, изложившего ответ своими словами, могут не совпадать с позициями, приведенными в критериях. В таких случаях каждая формулировка, приведённая выпускником, нуждается в тщательном анализе, целью которого является определение её соответствия требованиям задания.

4. В задании 22 критерии являются «открытыми»: допускается смысловое несовпадение ответов выпускников с примерными ответами, данными в критериях. В этом случае эксперт должен критически проанализировать ответ экзаменуемого, и определить, является ли ответ возможным «расширением» критериев, соответствует ли он условиям задания.

5. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником при выполнении заданий 20 – 22, не являются основанием для снижения оценки.

6. Допущенные исторические неточности также не ведут к специальному снижению балла. Однако в случае существенного искажения смысла ответа ошибочная позиция не засчитывается. Например, ошибка в инициалах исторического деятеля, при условии правильного указания фамилии, по общему правилу не влияет на выставленный балл, но если ошибка в инициалах не позволяет точно определить исторического деятеля, которого хотел назвать выпускник (например, при указании Д.А. Милютина вместо Н.А. Милютина), то она повлияет на выставленный балл.

7. При выставлении балла за выполнение заданий 20 – 22 эксперт засчитывает правильные элементы ответа. При этом наличие в ответе ошибочно указанных элементов не ведёт к снижению балла. Например, при выполнении задания 21 выпускник правильно указал три положения (именно столько требуется, чтобы получить максимальный балл за задание) и ещё два положения указал неправильно. В данной ситуации эксперт выставит максимальный балл за задание 21.

Примеры оценивания заданий 20 – 22

Из воспоминаний политического деятеля

«___________, фактически сосредоточивший в своих руках правительственную власть, очутился в особенно трудном положении: он не мог не понимать, что только меры сурового принуждения, предложенные Корниловым, могли ещё, быть может, спасти армию, освободить окончательно власть от советской зависимости и установить внутренний порядок в стране. Несомненно, освобождение от советов, произведённое чужими руками или свершившееся в результате событий стихийных, снимавших ответственность с Временного правительства и ___________, представлялось ему государственно полезным и желательным. Но добровольное принятие предуказанных командованием мер вызвало бы полный разрыв с революционной демократией, которая дала [ему] имя, положение и власть и которая, невзирая на оказываемое ею противодействие, всё же, как это ни странно, служила ему хоть и шаткой, но единственной опорой. С другой стороны, восстановление власти военного командования угрожало не реакцией – об этом [он] часто говорил, хотя вряд ли серьёзно
в это верил – но, во всяком случае, перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может, и всякого, влияния его на ход событий. …В свою очередь [он] ещё 13–14 августа в Москве, в дни Государственного совещания, ожидал активного выступления со стороны приверженцев Корнилова и принимал меры предосторожности. Несколько раз ____________ возбуждал вопрос об удалении Корнилова, но, не встречая сочувствия этому решению ни в военном министерстве, ни в среде самого правительства, с тревогой ждал развития событий. Ещё 7 августа помощник комиссара… предупредил Корнилова, что вопрос об его отставке решён в Петрограде окончательно. Корнилов ответил: "Лично меня вопрос о пребывании на посту мало занимает, но я прошу довести до сведения кого следует, что такая мера вряд ли будет полезна в интересах дела, так как может вызвать в армии волнения"…»

Укажите год, когда происходили события, описанные в тексте. Укажите политического деятеля, фамилия которого трижды пропущена в тексте. Назовите пост, который занимал в период описанных событий упомянутый в отрывке генерал Л.Г. Корнилов.

Укажите причину, по которой, по мнению автора воспоминаний, меры, предложенные генералом Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны политическому деятелю, фамилия которого пропущена в тексте. Укажите причину, по которой, по мнению автора, эти меры не устраивали политического деятеля, фамилия которого пропущена в тексте. Чем, по мнению Л.Г. Корнилова, была опасна его отставка?

Баллы
элементы : 1) причина, по которой меры, предложенные Л.Г. Корниловым, могли быть выгодны : – эти меры были способом освободиться от «советской зависимости» «руками» Л.Г. Корнилова, что снимало ответственность за расправу с Советами с Временного правительства и А.Ф. Керенского; 2) причина, по которым меры, предложенные Л.Г. Корниловым, не устраивали А.Ф. Керенского : – реализация этих мер могла вызвать «полный разрыв Керенского с революционной демократией, которая дала Керенскому имя, положение и власть и которая служила ему единственной опорой»; – восстановление власти военного командования угрожало перемещением центра влияния от социалистической к либеральной демократии, крушением социал-революционной партийной политики и утратой преобладающего, быть может и всякого, влияния его на ход событий; 3) ответ на вопрос – отставка Л.Г. Корнилова могла вызвать в армии волнения
Правильно указаны три элемента ответа
Правильно указаны любые два элемента ответа
Правильно указан любой один элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать примеры : 1) Временное правительство было образовано лишь после совещания лидеров Петроградского Совета и представителей Временного комитета Государственной думы, произошедшего в ночь с 28 февраля на 1 марта 1917 г., и как результат этого соглашения; 2) 1 марта Петроградский Совет издал «Приказ № 1», который имел отрицательные последствия для сохранения дисциплины в армии, при этом Временное правительство не смогло приостановить его распространение и действие; 3) свою зависимость от Совета Временное правительство показало в своём первом документе – «Декларации Временного правительства о его составе и задачах» от 3 марта 1917 г., где был пункт о «неразоружении и невыводе из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении»; 4) в апреле 1917 г., после опубликования «ноты Милюкова», разразился политический кризис, который привёл к формированию нового состава Временного правительства, в создании которого активное участие принял Исполком Петроградского Совета; 5) Временное правительство попыталось опереться на руководство Советов, согласившись на их предложение о созыве Демократического совещания и создания Предпарламента в сентябре – октябре 1917 г. Могут быть указаны другие примеры
Правильно указаны три примера
Правильно указаны два примера
Правильно указан только один пример. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Пример 1

Комментарии

Пример 2

Комментарии

Пример 3


Комментарии

Контрольные вопросы.

2. На что надо обратить особое внимание при проверке задания 20?

3. Почему задание 21, как правило, имеет «закрытые» критерии?

4. Что должен сделать эксперт, если выпускник дал ответ на задание 21 не цитатой из источника, а своими словами?

5. Как должен оценить ответ эксперт, если выпускник в ответе на задание 21 переписал целый абзац из источника, в том числе и те положения, которые являются правильным ответом?

6. Как эксперт должен оценить ответ на задание 22, если выпускник сформулировал в ответе положения, отличающиеся по смыслу от критериев оценивания задания? В каком случае ответ принимается как верный? Какие положения ответа эксперт не может учитывать при оценивании работы по данному заданию?

7. В каких случаях допущенные исторические неточности ведут к снижению балла?

8. Должен ли эксперт принять ответ на задание 20 в качестве правильного, если выпускник напишет в ответе не «А.Н. Косыгин» (правильный ответ), а «Н.А. Косыгин»?


Практические задания.

Из мемуаров современника

«Кутузов представлял государю, что как Наполеонова армия ещё не вся собралась и гораздо слабее австро-российской, то и должно воспользоваться и атаковать немедленно, но государь сказал, что он дал слово гвардии без неё не сражаться; когда же гвардия присоединилась, то уже армия Наполеона была в превосходных силах, почему Кутузов представлял, чтобы ретироваться к подходящим корпусам Эссена и Беннингсена и, соединившись с ними, тогда дать баталию.

Государь сказал ему: "Видно, это не бегущих турок и поляков поражать,
а здесь ваше мужество притупляется". "Государь, – сказал Кутузов, – извольте сами располагать атакою, а что я не трус, вы сами изволите усмотреть, что я буду сражаться как солдат, а как генерал я отказываюсь".

20 ноября была несчастная и постыдная _________ баталия, где наши войска претерпели сильное поражение… Можно приписать одной только политике Наполеона, что он не разбил русских наголову и дал свободу отступать.

23-го в местечке Галиче отдан был следующий приказ:

"Истощённые силы [австрийского] двора, несчастия, постигшие оный, как же недостаток продовольствия, невзирая на сильное и храброе подкрепление российских войск, заставили [австрийского] императора на сих днях заключить с Франциею конвенцию, за которой должен вскоре последовать мир. Его императорское величество, пришед на помощь своему союзнику, не имел иной цели, как собственную оного защиту и отвращение опасности, угрожающей державе его; видя в настоящих обстоятельствах [пребывание] своих войск в австрийских пределах ненужное, [повелеваю], оставив оные, возвратиться в Россию".

Государь требовал от Кутузова рапорта о баталии _________, но тот отвечал: "Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни"».

Как называлась баталия, название которой дважды пропущено в тексте? Укажите год, когда она произошла. Назовите российского императора, упомянутого в отрывке.

В чём состоял первоначальный план, предложенный М.И. Кутузовым императору? Почему император отказался от его реализации? Что ответил М.И. Кутузов на требование императора написать рапорт о баталии?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) ответ на первый вопрос : атаковать армию Наполеона немедленно, так как она ещё не вся собралась; 2) ответ на второй вопрос: император дал слово гвардии без неё не сражаться; 3) ответ на третий вопрос: «Вы сами распоряжались войсками, я не имел ни малейшего в том участия; я завишу от воли Вашего Величества, но честь моя дороже жизни»
Правильно даны ответы на три вопроса
Правильно даны ответы на два вопроса
Правильно дан ответ на один вопрос. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Укажите не менее трёх результатов (последствий) поражения России в битве, о которой идёт речь, не указанных в отрывке.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть указаны следующие результаты (последствия) , например: 1) огромные потери русской армии (21 тыс. человек); 2) поражение оказало негативное влияние на моральное состояние русских войск; 3) долгая опала М.И. Кутузова; 4) выход из войны Австрии и распад третьей Антифранцузской коалиции европейских держав; 5) значительно вырос авторитет Наполеона как военачальника. Могут быть указаны другие результаты (последствия)
Правильно указаны три результата (последствия)
Правильно указаны два результата (последствия)
Правильно указан только один результат (последствие). ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Ответ 1.

Ответ 2


Ответ 3


Ответ 4

Ответ 5


Ответ 6

Ответ 7


Из письма политического деятеля

«Вот в чём суть и основной смысл того лозунга, того курса на индустриализацию страны, который был провозглашёнXIV партсъездом
и который проводится ныне в жизнь.

Некоторые товарищи думают, что индустриализация представляет вообще развитие всякой промышленности. Есть даже такие чудаки, которые полагают, что ещё Иван Грозный, который когда-то создавал некоторый зародыш промышленности, был индустриалистом. Если идти по этому пути, тогда Петра Великого надо назвать первым индустриалистом. Это, конечно, неверно. Не всякое развитие промышленности представляет собой индустриализацию. Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности, в развитии, в конце концов, производства средств производства… Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нём доли промышленности, но она имеет ещё ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окружённой капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь её от превращения в придаток мирового капитализма. Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит у себя дома орудий и средств производства, если она застревает на той ступени развития, где ей приходится держать народное хозяйство на привязи
у капиталистически развитых стран, производящих и вывозящих орудия
и средства производства. Застрять на этой ступени – значит отдать себя на подчинение мировому капиталу.

…Из этого следует, что индустриализация нашей страны не может исчерпываться развитием всякой промышленности, развитием, скажем, лёгкой промышленности, хотя лёгкая промышленность и её развитие нам абсолютно необходимы. Из этого следует, что индустриализация должна пониматься прежде всего как развитие у нас тяжёлой промышленности
и особенно как развитие нашего собственного машиностроения, этого основного нерва индустрии вообще. Без этого нечего и говорить об обеспечении экономической самостоятельности нашей страны».


20

Укажите десятилетие, когда в СССР был провозглашён курс, о котором идёт речь в данном письме. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название социально-экономической политики большевиков, непосредственно предшествовавшей курсу, о котором идёт речь в письме.

21

22

Укажите период, на который составлялись планы развития народного хозяйства во время проведения курса, о котором идёт речь в данном письме. Укажите не менее двух промышленных объектов, построенных в ходе реализации этого курса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) период – пять лет; 2) объекты , например: – Туркестано-Сибирская железная дорога; – Днепрогэс; – Сталинградский тракторный завод; – Харьковский тракторный завод; – Челябинский тракторный завод; – Горьковский автозавод; – комбайновый завод «Ростсельмаш»; – Кузнецкий металлургический комбинат; – Беломоро-Балтийский канал; – Уралмашзавод. Могут быть указаны другие объекты
Правильно указаны период и два объекта
Правильно указаны период и один объект. ИЛИ Правильно указаны только два объекта
Правильно указан только период. ИЛИ Правильно указан только один объект. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Ответ 8

Ответ 9

Ответ 10


Экспертные оценки

№ ответа Задание 20 Задание 21 Задание 22
Х

Похожая информация.