Игра четвертый лишний на тему зима. Дидактическая игра «времена года» картотека на тему

Перед дверями зала воспитатель вносит иллюстрацию к сказке «Теремок».

Дети, посмотрите какой красивый домок-теремок.

А вы хотите поехать в лес к сказочному теремку? (Хотим )

А на чем мы с вами поедем? (ответы детей)

На поезде поедем? Хорошо.

Я буду «паровозом», а вы «вагончиками». Согните руки в локтях и поедем друг за другом.

Дается сигнал: у-у-у-у-у. дету идут друг за другом топочущим шагом под пение взрослого:

1. Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий.

Он вагоны повез

Будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Наши ребятишки-

Мальчики славные,

Девочки – малышки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем сказку мы искать.

Дорога к терему очень длинная. Сейчас мы с вами пойдем по лесной тропинке друг за другом. Идем осторожно, не толкаем друг друга.

3. Переша-

гиваем через бревнышки.

4. Идем по мостику.

Шли-шли, к теремочку мы пришли.

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Теремок пустой стоит,

Но к то-то к терему спешит.

(звучит музыка «мышки» ).

Кто же это бежит под эту музыку? Давайте поищем (находят игрушку мышки).

Конечно же, мышка, и мы с вами будем мышками. Побежим как мышки на носочках.

Я маленькая мышка,

Я по лесу бегу.

Ищу себе домишко,

Ищу не нахожу.

Бежала мышка, бежала и прибежала к теремку.

Вот домок-теремок. Тук-тук-тук, кто в тереме живет?

Никто не отвечает, давайте мышка там будем жить.

Живёт мышка –норушка в теремке, а вот кто-то ещё к теремку спешит.

Звучит музыка лягушки.

- Кто же это торопится к теремку (Ответы детей, дети находят игрушку). Да правильно лягушка спешит к теремку.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Прыгают лягушки.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Зеленык квакушки.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Головой качают.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Глазками моргают.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Лапками качают.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Комара поймают.

Постучала лягушка в теремок.

Кто-кто в теремочке живёт?

Я мышка-норушка.

А теперь ещё будет жить и лягушка-квакушка.

Заходи скорее в дом,

Веселее жить в двоём.

Слышите! К нашему теремку кто-то еще спешит.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку? Кто же это (зайчик). Да, правильно, зайчик! Давайте его найдём.

А хотите с ним поиграть? (Ответы детей).

Звучит музыка к игре.

1. По лесной лужайке разбежались зайки.

Вот какие зайки, зайки-побегайки!

2. Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок.

Вот какие зайки, зайки-

побегайки!

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестрички!

Ищет, где же зайки, зайки-побегайки!

Подошли зайчик с лисичкой к теремку и стучат.

Кто-кто в теремочке живёт.

Я мышка-норушка.

Я лягушка-квакушка.

Идите к нам жить.

Звери в тереме живут

И гостей, наверно, ждут.

Музыка подскажет вам,

Двери кто откроет нам.

Да это же мишка косолапый спит на полянке. Дайте мы его разбудим?!

Мишка, мишка,

Полно спать.

Выходи скорей гулять.

Нас много, ты один,

Спать тебе мы не дадим.

Мишка с нами поиграл,

Мишка деток не догнал.

И давай стучать в теремок.

Кто-кто в теремочке живёт,

Кто в невысоком живёт.

Воститатель:

Живут там мишка: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка.

Не бойтесь меня зверушки, я вас не обижу.

Воспитатель:

Ребята давайте испечем для всех зверушек пирожки и угостим их.

Тесто мнем, мнем, мнем,

Пирожков мы напечем!

Я пеку, пеку, пеку,

Всем друзьям по пирожку:

Пирожок для мышки,

Для заиньки-трусишки,

Для лягушки пирожок,

Мишка съешь и ты, дружок,

Пирожок тебе лиса,

Очень вкусная игра.

Медведь: Спасибо вам, ребята за вкусные пирожки.

Всех ребят я приглашаю

В теремок на чашку чая.

(дети садятся на стульчики, медведь угощает фиточаем)

Воспитатель:

Хорошо в лесу с тобой, но нам уже пора домой. Садитесь в поезд, поедем домой (уезжают на поезде).

«Терем - теремок»

(физкультурный досуг для детей средней группы)

Цель: создание условий для двигательной активности посредством игровых приемов.

Задачи:

образовательная: упражнять детей в ползании на четвереньках, в прыжках на двух ногах, катании мячей двумя руками;

развивающая : развивать двигательные навыки через игры и упражнения;

воспитательная: воспитывать интерес и желание выполнять физические упражнения через игровые образы.

Оборудование: четыре обруча (красный, желтый, зеленый, синий); кубики по цвету обручей (по 2-3 шт. на одного ребенка); три дуги; две гимнастические скамейки (высота 10-15 см) или бумы; мячи среднего размера по количеству детей, кукольный театр по сказке.

Ход.

Дети под музыку заходят в зал, встают врассыпную. Зал оформлен декорациями по сказке «Теремок».

Инструктор:

Любят сказки все на свете, Любят взрослые и дети.

На полянке, на лесной, под развесистой сосной.

Стоит в поле теремок, он не низок, не высок.

В тереме никто не жил, никто печку не топил.

Дверь никто не открывал, теремок пустой стоял.

Вот по полю, полю, мышка бежит…. (Дети врассыпную ходят по залу мелким шагом, затем выполняют бег на носках)

У дверей остановилась и стучит (стучат ногой о пол)

Ведущая : Но никто не отозвался, дом свободным оказался.

Вошла мышка в теремок, видит, стоит большой мешок,

А в нём зёрнышки все перепутались.

И решила мышка зёрнышки перебрать,

По своим, мешочкам разобрать

Подвижная игра "Каждое зёрнышко в свой мешочек"()

Дети подлезают под дугу, берут по одному кубику, снова подлезают под дугу, несут кубик в определённый цветом обруч.

Инструктор : День, другой живёт Норушка, в тepeмке одной ей скучно.

В пору ту одна Лягушка, поскакушка и Квакушка

Вышла в поле погулять, вкусных мошек поискать.

Видит чудо – теремок, в чистом поле одинок.

Тут лягушка удивилась, подошла, остановилась.

Предложила мышке с нею поиграть, по дорожке поскакать.

Подвижная игра «Лягушки»

«Вот лягушки по дорожке, скачут, вытянувши ножки.

(прыжки на двух ногах по залу)

Лапками помашем, Ква-ква-ква-ква все скажем!

(пружинка, качая руками)

Повернемся мы кругом (кружатся)

Спинки скользкие прогнем (сделать спину круглой)

Лапками-ножками потопаем (топают)

Лапками-ручками похлопаем (хлопают)

На четвереньках поползем (ползают по залу)

Поднимемся и по болоту пройдем.

С кочки на кочку скачут лягушата, ловкие ребята (дети прыгают из обруча в обруч).

Инструктор: прискакал из леса Зайчик, длинноухий Побегайчик.

С вами хочет он дружить, можем мы его впустить.

Очень любит он зарядку, делать все по распорядку.

Физминутка «Зайцы» .

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки. Прыжки на двух ногах на месте.

Прыг-скок, прыг-скок Прыжки вперед – назад.

Встал зайчонок на пенек.

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку. О.С.

Раз! Шагают все на месте. Ходьба на месте.

Два! Руками машут вместе. «Ножницы».

Три! Присели, дружно встали. Присесть, встать.

Все за ушком почесали. Почесать за ухом.

На «четыре» потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд. О.С.

Зашагали как отряд. Ходьба на месте.

Инструктор : Стали звери поживать, песни петь да танцевать.

Вышла из лесу Лисица, щурит хитрые глазища.

Смотрит хитрая лиса, где бы поживиться.

Творческий этюд «Лиса».

У лисицы острый нос,

Показать, какой нос у лисы.

У неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы,

Несказанной красоты.

Оглаживать воображаемый хвост, бока, грудь.

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

Идти величаво, медленно оглядываясь на свой хвост, поворачиваясь.

Я – охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь

Тихонько подкрадывается.

И тихонько затаюсь.

Присесть.

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

Вскочить, «схватить» курицу и убежать.

Инструктор: Вышел из лесу Волчок, греть на солнышке бочок.

Любит очень играть, любит деток догонять

Подвижная игра "Догоню"

Дети врассыпную бегают по залу, по сигналу волка «Догоню» убегают и встают на бум высотой 10-15 см .

Инструктор : Вышел Мишка Косолапый, почесал затылок лапой.

«Что за чудо – теремок, стоит в поле - одинок.

Вы впустите меня звери.

Одному - ну хоть кричи, скучно; что ни говори!

Буду славным вам соседом, мёду принесу к обеду.

Я люблю в лес ходить и дрова рубить»

Дети выполняют движения – «рубят дрова», потом берут мячики и катают их по залу в разных направлениях обеими руками, затем складывают в одном месте – «складываем дрова».

Инструктор: звери стали дружно поживать,

А вечерами около теремка весело поплясать.

Хоровод под русскую народную музыку:

« Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок, не высок, не высок

Без веселья здесь нельзя

В теремке живут друзья! (общая пляска)

Инструктор: сказку с вами показали, дружно все мы тут играли. Но закончилась игра, в группу нам идти пора.

Дети под музыку выходят из зала под русскую народную мелодию.


Игра с мячом «Бывает - не бывает»

Цель - развитие вербально - логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
Материал: мяч.
Ход игры:

Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.

Игра «Повтори, не ошибись»

Цель - закреплять названия месяцев (по временам года).

Ход игры:

Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.

Игра «Сравни»

Цель - учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)

Ход игры:

Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.

Игра с мячом «Продолжай»

Цель - закреплять умение называть признаки времён года.
Материал: мяч

Ход игры:

Дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.

Игра «Четвертый лишний»

Цель - учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Материал: картинки «Времена года»

Ход игры:

Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

Игра «Назови времена года, месяцы»

Цель - закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.
Материал: картинки из пособия «Всё о времени» (времена года и месяцы)

Ход игры:

Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы), называет их.

Игра «Когда это бывает?»

Цель - уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей

Ход игры:

Всем играющим педагог раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года. Например: желтый — осень, голубой — зима, зеленый — весна, красный — лето.
Педагог (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый). За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:
1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);
2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;
3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.
Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).

Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Цель - формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Материал: картинки с изображением деревьев в разное время года.

Ход игры:

Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, предметные картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.

Игра «Домики времён года»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.
Материал: 4 домика разного цвета (красный - лето, желтый - осень, голубой - зима, зелёный - весна). Картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету), в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.
Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.

Работа с часами «Времена года»

Цель - уточнение представлений о временах года, закрепление названий времён года, их последовательности.
Материал: часы с 4 секторами, окрашенными в разные цвета (осень - желтый, зима - голубой, весна - зелёный, лето - красный).

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображена осень, спрашивает ребенка:
- Что здесь нарисовано? - Когда это бывает? - Что бывает осенью? (Назови признаки осени.)
Точно так же определяем остальные времена года, уточняем их признаки.
Обращаем внимание на цвета секторов.
Затем педагог спрашивает у детей:
- Что вы сейчас называли? (Времена года) - Сколько всего времен года? («4 времени года»).
Задания для детей:
Педагог называет время года и просит ребёнка назвать время года, которое идёт следом (или предыдущее время года).
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужное время года: - Когда идет снег?
- Когда снег тает? и т.д.

Игра с мячом «Что за чем?»

Цель - закрепление последовательности времён года.
Материал: мяч.

Ход игры:
Дети встают в круг. Педагог стоит в центре круга, он бросает по очереди мяч детям. Бросая, задаёт вопрос, ребенок, отвечая, бросает мяч обратно.
Варианты вопросов:
- Зима, а за нею?
- Весна, а за нею?
- Лето, а за ним?
- Осень, а за ней?
- Сколько времён года?
- Назови первый месяц осени и т.д.
Игра «Что сначала, что потом?»

Цель - уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления.
Материал: конверт с картинками с изображением разных периодов сезонов.

Ход игры:

По команде ведущего ребенок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начинает с любой картинки или по заданию педагога. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Уважаемые родители и педагоги!

Предлагаем вашему вниманию увлекательные игры о временах года для детей 4-7 лет.

В процессе игровой деятельности дети будут учиться:
Определять время года по признакам и приметам;
Составлять предложения и объединять их в связный рассказ.

Предлагаемые познавательные игры помогут развить:
Зрительное восприятие;
Внимание и наблюдательность;
Речевые компоненты и мыслительные операции;

В комплект для игр входят:
Четыре разрезные сюжетные картинки, на которых изображены времена года;
Четыре игровых поля для игры в лото;
Четыре игровых поля для игры в «Четвёртый-лишний»;
24 карточки, на которых нарисованы предметы, имеющие отношение к разным временам года.

Ведущим каждой игры является взрослый: воспитатель детского сада, учитель-логопед, учитель начальной школы, психолог, родитель. Он наблюдает за ходом игры, исправляет допущенные ошибки, при затруднениях оказывает помощь игрокам.
Перед началом игры необходимо разрезать листы по пунктирным линиям.
В игре принимают участие два или четыре игрока (при необходимости взрослый переводит игру в рамки индивидуального проигрывания). Если в игре участвуют четверо детей, то каждый ребенок получает по одному игровому полю, если двое, то количество детей удваивается.

Игры с разрезными картинами.

«Собери картинку»
Ведущий предлагает участникам игры выбрать название времени года. Когда каждый игрок определится с выбором, Ведущий перемешивает части разрезных картин и, поочередно показывая их, спрашивает, кому из детей подходит названный фрагмент.
Игроки, забирая у ведущего части сюжетных картин, объясняют свой выбор. Например: «Здесь нарисован снеговик. Дети лепят снеговиков зимой. Эта картинка подходит к зимнему пейзажу». После того, как все фрагменты распределены между участниками игры, ведущий предлагает собрать фрагменты в единую сюжетную картину.
Выигрывает ребёнок, который первый справится с заданием.

«Составь рассказ»
Ведущий предлагает участникам игры поочередно составлять предложение по каждому фрагменту сюжетной картины. Ребенок, который выполнит задание лучше других, получает фишку. Таким образом, к концу игры ведущий передает игрокам шесть фишек* (по количеству фрагментов).
Ведущий предлагает игрокам составить рассказ о времени года, используя в виде опоры собранную сюжетную картинку.
Выигрывает ребёнок, который лучше других справится с заданием.

Игры с игровыми полями

Лото «Подбери и объясни»

Ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Маленькие карточки он перемешивает и, поочередно показывая их, спрашивает: «Кому нужен этот предмет?» Игрок, забирая у ведущего предметную картинку, закрывает один из квадратов игрового поля и объясняет свои действия. Например: «На моем игровом поле – весна. На карточке нарисован подснежник. Подснежники цветут весной»
Выигрывает ребенок, который первый закроет все квадраты игрового поля.

«Четвертый – лишний»

Ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Каждый игрок выделяет «лишний» предмет и объясняет свои действия. Например: «Лишний предмет – гриб. Ветку в снегу, кормушку, снеговика – все это можно увидеть зимой, а грибы зимой не растут».
Ведущий раскладывает на столе маленькие карточки изображениями вверх. Он предлагает каждому участнику игры найти подходящий предмет и закрыть им «лишнее» изображение. После выполнения задания игрокам предлагается продолжить свои ряды. Таким образом, в конце игры у детей оказывается ряд из шести картинок, относящихся к определенному времени года.
Выигрывает ребенок, который первый справится с заданием.

* В качестве фишек можно использовать геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, пуговицы и прочее.

Дидактическая игра для старших дошкольников "Четвертый лишний"

Эта игра для детей 5-7 лет на развитие мышления, внимания и на закрепление обобщающих понятий.
Цели:
1. Развитие мышления, внимания.
2. Закрепление обобщающих понятий: овощи, фрукты; одежда, обувь; дикие и домашние животные, продукты питания; мебель; насекомые; наземный, водный, воздушный транспорт.

Ход игры:

Показать ребенку карточку и сказать: "Посмотри здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?

Виды провокаций:
- по размеру
- по цвету
- по форме
- по стилю
- по количеству
- по материалу
№1. Платье, рубашка, пальто, туфли .

Туфли лишние, так как это обувь, а платье, рубашка и пальто – это одежда.
№2 Репа, кукуруза, груша , перец.


Груша лишняя, так как это фрукт, а репа, кукуруза и перец – овощи.
№3. Огурец, яблоко , горох. картофель.


Яблоко лишнее, так как это фрукт, а огурец, горох, картофель – овощи.
№4. Груша, лимон, тыква , яблоко.


Тыква лишняя, так как это овощ, а груша, лимон, яблоко – фрукты.
№5. Волк, белка, лиса, корова .


Корова лишняя, так как она домашнее животное, а волк, белка, лиса – дикие звери.
№6. Кошка , медведь, заяц, тигр.


Кошка лишняя, так как она домашнее животное, медведь, заяц, тигр – дикие звери.
№7. Кефир, масло, сыр, печенье .


Печенье лишнее, так как это мучной продукт(хлебобулочный), а кефир, масло, сыр – молочные продукты.
№8. Картофель, яблоко , помидор, капуста.


Яблоко лишнее, так как оно фрукт, а картофель, помидор, капуста – овощи.
№9. 3 клубники , 4 вишни, 4 сливы, 4 крыжовника.


3 клубники , так как их 3, а остальных по 4.
№10. Автобус, троллейбус, трамвай, поливочная машина .


Поливочная машина лишняя, так как это специальная техника, а автобус, троллейбус, трамвай – это пассажирский транспорт.
№11. Бабочка, пчела, 2 жука , комар.


2 жука лишние, так как их 2, остальных насекомых: бабочка, пчела, комар по одному.
№12. Лисички, мухоморы , белый гриб, сыроежки.


Мухоморы лишние, так как они не съедобные, ядовитые грибы, остальные грибы можно есть.
№13. Коза, лошадь, лось , овца.


Лось лишний, так как он дикий зверь, а коза, лошадь, овца – домашние животные.
№14. Лось, медведь, свинья , заяц.


Свинья лишняя, так как она домашнее животное, а лось медведь и заяц – дикие звери.
№ 15. Стол, шкаф, диван , стул.


Диван лишний, так как он относится к мягкой мебели, стол, шкаф, стул – к деревянной.
№16. Паровоз, вертолет , автомобиль, автобус.


Вертолет лишний, так как он воздушный транспорт, а паровоз автомобиль и автобус – наземный транспорт.
№17. Корова, лошадь, свинья, еж .


Еж лишний, так как он дикий зверь, а корова, лошадь и свинья – домашние животные.
№18. Самолет , корабль, лодка, парусник.


Самолет лишний, так как он воздушный транспорт, а корабль, лодка парусник – водный.
№19. Морковь , лимон, груша, яблоко.


Морковь лишняя, так как это овощ, а лимон, груша, яблоко – фрукты.
№ 20. Банан , баклажан, картофель, свекла.


Банан , так как это фрукт, баклажан, картофель, свекла – овощи.