Ильин евгений павлович психология. Евгений Ильин: Психология воли

К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.

Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.

Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования».

Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой». Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации Дэн Сяопину удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.

Особое место и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса на социалистическую модернизацию. В этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона».

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д.

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества -- идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного проведения модернизации КНР. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство -- два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя.

Товарищ Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ».

В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа.

Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ и открытости».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее: маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая (сталинская в своей основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина является то, что проводимая им политика всецело была подчинена задаче наращивания комплексной государственной мощи и улучшению жизни народа.

политический и государственный деятель.

Из се-мьи слу-жа-ще-го. По окон-ча-нии шко-лы в городе Чун-цин учил-ся во Фран-ции (1920-1925 годы), где по-лу-чил выс-шее об-ра-зо-ва-ние. В 1922 году всту-пил в Со-циа-ли-стический со-юз мо-ло-дё-жи Ки-тая, с 1924 года член Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая (КПК) . В 1925 году - январе 1926 года учил-ся в СССР (под псев-до-ни-ма-ми Кре-зов, До-зо-ров). В 1928-1929 годах, 1934-1935 годах воз-глав-лял Сек-ре-та-ри-ат ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая. В 1929-1934 годах на партийной и во-енной ра-бо-те в про-вин-ци-ях Гу-ан-си и Цзян-си. При-ни-мал уча-стие в Се-ве-ро-за-пад-ном по-хо-де 1934-1936 годов в ка-че-ст-ве начальника сек-ре-та-риа-та, за-тем заведующий от-де-лом про-па-ган-ды, заместитель на-чаль-ни-ка, начальник по-лит-управ-ле-ния 1-го кор-пу-са Крас-ной ар-мии Ки-тая.

По-сле на-ча-ла На-цио-наль-но-ос-во-бо-ди-тель-ной вой-ны в Ки-тае про-тив япон-ских за-хват-чи-ков 1937-1945 годов заместитель начальника по-лит-управ-ле-ния 8-й ар-мии, сфор-ми-ро-ван-ной Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тией Ки-тая и дей-ст-во-вав-шей в со-ста-ве воо-руженных сил Национального пра-ви-тель-ст-ва Го-минь-да-на. С января 1938 года по-ли-тический ко-мис-сар 129-й ди-ви-зии 8-й ар-мии, с октября 1943 года сек-ре-тарь Северного бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, ру-ко-во-дил во-енно-административной ра-бо-той в По-гра-нич-ном районе Шань-си-Хэ-бэй-Шань-дун-Хэ-нань.

Во вре-мя На-род-но-ос-во-бо-ди-тель-ной вой-ны в Ки-тае 1946-1949 годов по-ли-тический ко-мис-сар По-ле-вой ар-мии Центрпльной рав-ни-ны (впо-след-ст-вии 2-я По-ле-вая ар-мия). В 1949 году член Центрального народного пра-ви-тель-ст-вен-но-го со-ве-та. В октябре 1949 года - сентябре 1954 года за-ни-мал по-сты члена На-род-но-ре-во-люционного во-енного со-ве-та, по-ли-тического ко-мис-са-ра Юго-Западного военного округа, пер-во-го сек-ре-та-ря ре-гио-наль-но-го бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая Юго-Западного Ки-тая, заместителя пре-мье-ра Гос-со-ве-та КНР, заместителя председателя фи-нан-со-во-эко-но-мического комитета. С 1954 ру-ко-во-ди-тель Сек-ре-та-риа-та, заведующий орг-от-де-лом ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, министр фи-нан-сов, заместитель председателя Государственного комитета обо-ро-ны. В 1955 году из-бран членом По-лит-бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая; с 1956 года член По-сто-ян-но-го комитета По-лит-бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, ге-не-раль-ный сек-ре-тарь ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, с 1959 года член Во-енного со-ве-та ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая. В 1961-1962 годах по-сле про-ва-ла по-ли-ти-ки «боль-шо-го скач-ка» обос-но-вал не-об-хо-ди-мость бы-ст-ро-го подъ-ё-ма национальной эко-но-ми-ки с ис-поль-зо-ва-ни-ем всех до-ступ-ных ме-то-дов, вклю-чая се-мей-ный под-ряд.

На на-чаль-ном эта-пе «Куль-тур-ной ре-во-лю-ции» 1966-1976 годов под-верг-ся кри-ти-ке и был снят со всех партийных и государственных долж-но-стей. В 1969-1973 годах на-хо-дил-ся в ссыл-ке в провинции Цзян-си. В мар-те 1973 года на-зна-чен заместителем пре-мье-ра Гос-со-ве-та КНР. С января 1975 года за-ни-мал по-сты заместителя председателя ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, член По-сто-ян-но-го комитета По-лит-бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, пер-во-го ви-це-пре-мье-ра Гос-со-ве-та КНР, заместитель председателя Во-ен-но-го со-ве-та ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, начальник ген-шта-ба Народно-ос-во-бо-дительной ар-мии Ки-тая. В апреле 1976 года вновь под-верг-ся кри-ти-ке и снят со всех по-стов. В ию-ле 1977 года вос-ста-нов-лен в преж-них долж-но-стях. В августе 1977 года на 11-м съез-де Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая из-бран членом ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, на 1-м Пле-ну-ме ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая 11-го со-зы-ва - заместителем председателя ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая; в мар-те 1978 года стал председателем Все-ки-тай-ско-го комитета Народного по-ли-тического кон-суль-та-тив-но-го со-ве-та Ки-тая.

В зна-чительной сте-пе-ни бла-го-да-ря уси-ли-ям Дэн Сяопина 3-й Пле-нум ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая 11-го со-зы-ва (декабрь 1978 года) за-ло-жил по-ли-тические, идео-ло-гические и кад-ро-вые ос-но-вы по-сле-дую-щей по-ли-ти-ки «ре-форм и от-кры-то-сти». В ию-не 1981 года на 6-м Пле-ну-ме ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая 11-го со-зы-ва бы-ло при-ня-то раз-ра-бо-тан-ное под руководством Дэн Сяопина «Ре-ше-ние по не-ко-то-рым во-про-сам ис-то-рии Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая со вре-ме-ни об-ра-зо-ва-ния КНР», ко-то-рым при-зна-ва-лись ошиб-ки, до-пу-щен-ные Мао Цзэ-ду-ном в пе-ри-од «боль-шо-го скач-ка» и осо-бен-но «куль-тур-ной ре-во-лю-ции». На том же пле-ну-ме Дэн Сяопин был из-бран председателем Во-енного со-ве-та ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая. На 12-м съез-де Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая (сентябрь 1982 года) он вы-дви-нул про-грамм-ное по-ло-же-ние о «строи-тель-ст-ве в Ки-тае со-циа-лиз-ма с ки-тай-ской спе-ци-фи-кой» (со-вме-ще-ние эко-но-мического ли-бе-ра-лиз-ма с твёр-дой по-ли-тической вла-стью, осу-ще-ст-в-ляе-мой Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая).

На 1-м Пле-ну-ме ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая 12-го со-зы-ва вновь из-бран членом По-сто-ян-но-го комитета По-лит-бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, ут-вер-ждён председателем Центральной ко-мис-сии со-вет-ни-ков Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая. В ию-не 1983 года воз-гла-вил Центральный во-енный со-вет КНР. Дэн Сяопин ак-тив-но под-дер-жал идею соз-да-ния на тер-ри-то-рии КНР «осо-бых эко-но-мических зон», от-кры-тия 14 при-мор-ских го-ро-дов для сво-бод-ной тор-гов-ли. На ос-но-ве вы-дви-ну-то-го им прин-ци-па «один Ки-тай - две сис-те-мы» бы-ли раз-ра-бо-та-ны ус-ло-вия при-сое-ди-не-ния к КНР Сян-га-на и Ао-мы-ня. В 1987 году Дэн Сяопин по сво-ей ини-циа-ти-ве вы-шел из ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, в 1989 году ос-та-вил по-след-ний партийно-государственный пост - пред-се-да-те-ля Центрального во-енного со-ве-та КНР.

Сочинения:

Из-бран-ное (1975-1982). Пе-кин, 1985;

Ос-нов-ные во-про-сы со-вре-мен-но-го Ки-тая. М., 1988;

Вэнь-сю-ань. Пе-кин, 1993. Т. 1-3; Строи-тель-ст-во со-циа-лиз-ма с ки-тай-ской спе-ци-фи-кой: Ст. и вы-сту-п-ле-ния. М., 2002.

Иллюстрация: Архив БРЭ.


В книге профессора Е.П.Ильина детально изложены теория и практика дифференциальной психологии профессиональной деятельности. Из нее вы узнаете: как индивидно-личностные и типические особенности человека влияют на выбор вида деятельности и ее эффективность, как специфика деятельности влияет на формирование личностных черт и особенностей поведения профессионала (профессиональную деформацию), а также многое другое.

Издание предназначено для психологов, педагогов и студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профилей.

Дифференциальная психофизиология

Учебник является первым систематическим изложением вопросов, составляющих предмет дифференциальной психофизиологии.

В нем изложена история становления данной дисциплины, связанная с развитием учения о темпераменте, о типах высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы. В учебнике дается обоснование типологических особенностей свойств нервной системы, показано их проявление в поведении, влияние на стили и эффективность деятельности человека. Значительное место уделено рассмотрению различных концепций способностей и одаренности человека. Приведены методики изучения типов темперамента и свойств нервной системы. Особый раздел посвящен проблемам функциональной асимметрии и в частности - право- и леворукости.

Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины

В данной книге рассмотрены физиологические, психические и социальные различия мужчин и женщин с учетом многочисленных отечественных и зарубежных исследований.
Различия в поведении мужчин и женщин следует искать не только во влиянии психологических и социальных установок общества, но и в биологических различиях, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических. Как бы ни влияло общество на формирование поведения людей разного пола, первоистоки этих различий надо искать в биологической предназначенности мужчин и женщин.

Мотивация и мотивы

Учебное пособие посвящено основным вопросам теории и методологии изучения мотивации и мотивов человека. Особое внимание в нем уделяется анализу представлений о сущности мотива, его структуре и разновидностям. Автор предлагает собственную концепцию мотивации и мотивов, базирующуюся на критическом рассмотрении и синтезе имеющихся в психологии взглядов на эту проблему. В пособии излагаются закономерности формирования мотивационной сферы человека в онтогенезе и в различных видах поведения и деятельности, рассматриваются нарушения мотивации при патологии. Представленные в пособии психодиагностические методики могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования

Пол и гендер

Книга представляет собой наиболее полное в отечественной психологии рассмотрение вопроса о физиологических, психологических и социальных различиях мужчины и женщины.

Автором систематизированы отечественные и зарубежные исследования, в том числе и новейшие, по половым и гендерным особенностям людей. Показана необходимость совместного рассмотрения этих особенностей. Помимо обсуждения теоретических и методологических вопросов в книге представлены методики выявления гендерных различий (психологического пола).

Психология агрессивного поведения

Книга «Психология агрессивного поведения» профессора Е.П. Ильина посвящена ключевым вопросам психологии агрессивного поведения.

Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено проблеме вандализма и насилия в современном обществе. В конце пособия приведены полезные методики.

Психология взрослости

Психология зрелости и психология старости — два раздела психологии взрослости, которым посвящена уникальная книга профессора Е.П. Ильина.

Учебное пособие охватывает широкий круг актуальных вопросов, среди которых социально-психологические аспекты зрелого и старческого возраста, разновидности зрелости и ее влияние на профессионализм, «бальзаковский возраст», экзистенциальное акме, социальные функции взрослых, старение как процесс и его профилактика, а также многие другие. В конце пособия вы найдете полезные методики и подробный библиографический список.

Психология воли

Учебное пособие посвящено одному из важнейших разделов общей психологии - теории и методологии изучения волевых процессов. В книге с авторской позиции проанализированы традиционные и новейшие научно-философские, психологические и физиологические представления о явлениях волевой сферы человека (в частности, о «силе воли»), прослежены закономерности ее развития в онтогенезе, а также ее проявления в различных видах поведения и деятельности, рассмотрены вопросы патологии воли.

В систематизированном виде в пособии представлены малоизвестные психодиагностические методики изучения воли, которые могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной и производственно-организационной сферы.

Психология для педагогов

Учебное пособие адресовано прежде всего педагогам: учителям, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям колледжей и вузов. Особое внимание уделено психологическим сведениям, актуальным для практической педагогики и отсутствующим в большинстве учебников по педагогической психологии.

Пособие включает в себя пять разделов: «Психология деятельности педагога», «Психология обучения», «Психология воспитания», «Психологическая характеристика педагогов», «Дошкольники и учащиеся как субъекты игровой и учебной деятельности и как объекты деятельности педагога».

Психология доверия

Из всех актуальных кризисов именно кризис доверия вызывает сегодня наиболее серьезные опасения.

В связи с этим зачастую высказывается мнение о том, что современное общество неуклонно превращается в общество лжи, в общество, в котором доверие становится одной из высших ценностей, привлекающих к себе максимум внимания. В новой книге профессора Ильина эта тема раскрыта максимально полно, что явилось результатом использования последних научных данных.

Издание адресовано студентам и преподавателям психологических и педагогических факультетов, а также всем специалистам, работающим в системе «человек-человек».

Психология зависти, враждебности, тщеславия

Книга мастера психологии профессора Е.П. Ильина посвящена ключевым вопросам психологии зависти, враждебности, тщеславия.

Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено проблеме гордыни и честолюбия в современном обществе. В конце пособия приведены полезные методики и подробный библиографический список.

Психология индивидуальных различий

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, которые рассматриваются в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии (различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей).

Психология любви

Книга посвящена любви, любви между людьми, многогранной и многозначной по содержанию и неповторимой по форме.

С точки зрения психологии любовь — явление очень серьезное. Любовь пронизывает всю жизнь человека, определяя его развитие, мироощущение, а порой и весь смысл жизни. Было бы странно не познавать эту важнейшую сторону жизни. Это нужно, прежде всего, чтобы любовь давала счастье человеку, а не приводила к разочарованиям и тем более к трагедиям.

Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия

В книге профессора Е.П. Ильина затронута проблема помогающего поведения, проблема актуальная и междисциплинарная, решать которую призваны психология, социология, философия, педагогика и медицина.

Первая часть книги посвящена психологии помогающего поведения и личностным особенностям, способствующим или препятствующим такому поведению (альтруизм, эгоизм и пр.), вторая — описанию помогающих профессий. Книга содержит методики, которые могут быть использованы как в практической деятельности специалистов, так и при изучении указанной проблемы исследователями.

Психология совести. Вина, стыд, раскаяние

Последняя книга профессора Ильина посвящена важнейшему аспекту нравственности личности — психологии совести и ее составляющих — вине и стыду.

До сих пор эта проблема недостаточно изучена в отечественной психологии. В книге описаны имплицитные и научные представления о совести, ее природе, роли и функциях. Рассмотрены вопросы о чувстве долга, эмоции вины и угрызениях совести, различные аспекты переживания стыда. Помимо анализа литературы по данной проблеме в книге приведен обширный библиографический список, а также методики изучения совести, вины и стыда.

Психология спорта

Книга мастера психологии профессора Е.П.Ильина включает в себя четыре раздела: «Психология деятельности спортсмена», «Психология тренировочного процесса», «Социально-психологические аспекты спорта» и «Психология деятельности тренера». В отличие от предыдущих тематических изданий в данном учебнике рассмотрен и ряд новых вопросов: психологические аспекты «спортивной формы», психология общения в спорте, психология спортивной карьеры, психология зрителей, психология спортивного судейства.

Издание предназначено для спортивных психологов, тренеров, педагогов и студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профилей.