История кричева.

Кричев - административный центр Кричевского района, расположен в Могилевской области. Город находится в 327 км от г. Минска, в 112 км от Могилева на реке Сож. Через Кричев проходят дороги Р15 (Кричев - Орша - Лепель) и Р43 (Граница РФ - Кричев - Бобруйск - Ивацевичи). Через город проходит железная дорога Могилёвского отделения линий Могилев I - Кричев I, Кричев I - Журбин, Орша-Восточная - Кричев I, Кричев I - Шестёровка.

раскрыть весь текст

История развития - Кричев

Кричев - город в Могилевской области, который обладает глубокими историческими корнями, при этом после войны почти полностью перестроенный. Существуют несколько версий просхождения названия: некоторые считают, что оно берет свои корни от слова «крица», что означает болотную руду, другие предпочитают версию, связанную с племенем кривичей, которые основали поселение. Археологические данные свидетельствуют, что люди начали селиться здесь в Х веке в пойме . Первое письменной упоминание относится к 1136 году. Тогда в Уставной грамоте Смоленского князя было упомянуто, что жители Кричева платят дань в пользу храма в Смоленске.

Первоначально заселен был только Городец, однако со временем на правом берегу Сожа начало развиваться новое поселение. В конце XII веке возникла потребность в укрепленном центре, так началось строительство крепости на Замковой горе . До XV века Кричев был неприметным городком в составе Смоленского, а затем Мстиславского княжеств. Только в самом конце XV века по письменным источникам город попал в список литовских. Однако со временем была выделена отдельная волость, которая начала развиваться. В 1653 году Кричев получил магдебургское право и герб, на котором было изображение золотого креста и меча.

До XVIII века Кричев успел побыть под властью магнатов Шолухов, Соломецких-Лукомских, Радзивиллов, Мнишек и других. В середине XVIII столетия здесь произошло известное политическое событие - восстание, которым руководил Василь Ващила . В результате оно было подавлено войсками Радзивилла, но вошло в историю как одно из самых кровавых восстаний. Далее в 1772 году город переходит в состав Российской империи и становится местечком Чериковского уезда.

Уже в 1776 году Кричев становится прекрасным подарком со стороны императрицы Екатерины II своему фавориту графу Потемкину, который сыграл значительную роль в развитии этого места. Будучи активным и прогрессивным человеком Григорий Потемкин начал преобразования в экономике и культуре. В первую очередь были построены несколько мануфактур: парусиновая, канатная. Также уже в 1785 году граф приказал основать судоверфь, где разместили мастерские для изготовления оснащения кораблей Черноморского флота и создания речных судов. Многие из его судов в последствии вошли в состав одного из самых знаменитых флотов того времени в Черном море. Приезжала сюда и сама Екатерина II , которая осталась довольна преобразованиями графа. Это был период бурного роста и развития, который оставил и свои .

До начала ХХ века город оставался аграрно-ремесленным центром. В 1919 году Кричев входит в РСФСР , затем становится административным центром Кричевского района. Во время Великой Отечественной войны город находился под оккупацией. На его территории были созданы три концлагеря, где погибло более 24 тыс. человек. Стоит отметить, что с начала войны здесь было организовано подполье, которое добывало информацию и оружие для партизан. За время оккупации в городе было разрушено практически все, но после войны медленно, но уверенно руины превращались в новый современный центр.

Сегодня Кричев - промышленный центр, который продолжает развиваться. Здесь действуют такие предприятия, как завод по производству шифера, железобетонных изделий и другие. Здесь довольно развита : можно весело провести время в кафе, посмотреть на интересные экспозиции в или остановиться в . А приветливые жители всегда будут рады помочь или рассказать о местной жизни.

раскрыть весь текст

Туристический потенциал - Кричев

Кричев - город с богатой историей. Большинство преобразований в нем связано с именем графа Потемкина, как и главная достопримечательность - . Этот памятник архитектуры возник в XVIII веке и был построен в стиле русского класицизма. Следующий владелец из рода Голынских решил переделать поместье и добавил ему неоготических элементов. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от военных действий, в послевоенное время здесь размещался интернат. Только в 1988 году начались работы по реконструкции. В 2008 году дворец-музей открыл свои двери для посетителей. Сегодня дворец обновлен и представляет историко-культурную ценность. Внутри оборудован ЗАГС и , экспозиции которого готовы поведать обо всех событиях, которые когда-то происходили с жителями Кричева.

Интересным местом в городе является замчище или Замковая гора . Здесь когда-то стоял тот самый Кричевский замок , который по прошествию многих лет пришел в негодность. Сегодня от него осталась лишь гора, на которой стоит церковь и несколько построек. Стоит отметить, что некоторые укрепления остались и их можно увидеть, если подняться наверх. К историческим памятникам еще стоит отнести застройку конца XIX века. Выглядить она довольно колоритно, а внутри и сегодня живут местные жители.

Хотя территория Кричева не очень большая, но храмов здесь можно насчитать довольно много. Воскресенская церковь построена в конце XIX века на месте деревянной. В советское время храм не принадлежал православным: в нем размещались дом культуры, кинотеатр. Только в начале 1990-х здание вернули верующим. открыта в 1945 году на месте сожженной. Она является памятником деревянного зодчества. При ней работает воскресная школа. Свято-Покровский храм также является довольно молодой постройкой. История его создания тесно связана с немецкой оккупацией: на месте захоронений узников лагеря отец Иоанн Захарченко предложил построить церковь, что было поддержано властями. Стоит отметить, что в городе есть и протестанский храм.

Среди других достопримечательностей хотелось бы отметить здание , которая хоть и играет сейчас совсем другую роль, но сохранила все архитектурные особенности, а также винокурню, которая сегодня представляет собой лишь руины бывшего завода. Из более современных особенных мест можно назвать самолет СУ-9. Это памятник Великой Отечественной войны, представляющий собой настоящий самолет того времени. Таким образом, Кричев - интересный город, где можно не только посмотреть на достопримечательности разных времен, но и комфортно отдохнуть.




Кричев — город, районный центр Могилевской области; впервые упоминается в письменных источниках под 1136 г. под названием Кречут.


Как поселение Кричев развился на сложном холмистом рельефе вдоль правого берега полноводного Сожа у впадения в него речки Ставок. Первоосновой его стал детинец на овальной возвышенности, отрезанной от окружающей местности реками, рвом и обнесенный по периметру верхней площадки валом. Позже на месте детинца разместилась городская крепость. Частично сохранились остатки нижних частей каменных башен. Запруда на реке Ставок усиливала обороноспособность крепости.


Сохранился план города Кричева 1778 г., на котором обозначены все основные постройки города. К этому времени его территория протянулась по правобережью Сожа более чем на один километр и перебралась за реку Ставок. В северном направлении граница городской застройки отодвинулась от Сожа почти на 700м.


Центральное положение в композиции городского плана сохранилось за холмом с бывшим детинцем — крепостью. Сюда стягивались основные улицы, другие же полукольцом опоясывали его. К этому времени город насчитывал около десятка уличных направлений, большинство из которых были проложены с учетом сложного рельефа местности.


Территория крепости с системой укреплений, казармами и небольшой церковью св. Николая (на ее месте сейчас стоит деревянный храм XIX в.) соединялась мостом с просторной торговой площадью. На ней, заняв островное положение, стояла городская ратуша, совмещенная с торговыми рядами. Короткая улица соединяла торговую площадь с другой площадью — культовым центром города. Здесь близко друг от друга расположились храмы: православный, католический, униатский.


Город был интересен развитым центром, состоящим из укреплений и цепи площадей, расположенных на высоком плато параллельно реке Сож. Регулярная перепланировка, которая массово проводилась в белорусских городах после вхождения Беларуси в Россию, Кричева не коснулась. Поэтому кардинальных изменений или "упорядочений" в плане города не отмечалось десятилетиями.


С 1772 г. Кричев принадлежал известному русскому государственному деятелю и военачальнику Г. Потемкину. С его именем связано строительство в 1785 г. судоверфи крепостной мастерской на реке Сож для оснастки Черноморского флота и строительства речных судов. Были сооружены также здание адмиралтейства, канатная парусиновая мануфактура и др.


В описании Кричевского графства или бывшего староства, составленном голландцем А. Мейером в 1786 г., приводятся достаточно подробные сведения о кричевской верфи, как о значительном предприятии с доком, мастерскими, чертежной, складами, магазинами и проч.


Уже в 1785 г. было построено 13 парусных и 12 гребных судов, и в том же году адмирал Пущин, укомплектовав эскадру в значительной мере матросами из местного населения, провел ее по Сожу и Днепру в Киев. На этих судах Екатерина II со свитой совершила плавание от Киева до Днепровских порогов. Позже парусник "Десна" прославился в боях с турецким флотом. Таковы некоторые строки истории, связанные с корабельным делом в небольшом белорусском поселении Кричеве. Строки эти входят в летопись становления и развития Черноморского морского флота России.


Сохранился акварельный рисунок города Кричева 80- х годов XVIII в. художника М. Иванова. На крутых холмах правого берега реки Сож возвышаются стены и башни крепости, ратуша, храмы, жилые дома и хозяйственные постройки. Хорошо видна судоверфь со шпилем, на котором установлена фигурка корабля.


Только рисунок — чертеж А. Мейера и акварель М. Иванова донесли до нас архитектурный облик кричевской верфи. За ненадобностью в начале XIX в. она была разобрана. Бесспорно, установить точное местонахождение верфи ныне нелегко в связи с изменением абриса берега реки и отсутствием каких-либо следов былой постройки. Очевидно, она располагалась в западной части города, в затоне, у впадения речки Кричевки в Сож.


В Кричеве сохранился памятник архитектуры раннего классицизма — дворец Потемкина, построенный между 1778—1787 гг.


Кроме дворца в городе сохранились: здание конюшен, расположенное в парке за дворцом, типовая почтовая станция середины XIX в. (ул. Ленинская, 76), ряд жилых домов второй половины XIX — начала XX в. и небольшая деревянная церковь XIX в. на территории бывшей крепости.


Сравнение современного плана центральной части Кричева с планом 1778 г. говорит о преемственном развитии планировочной структуры. Например, трассы улиц Комсомольской, Советской, Кооперативной, Сиротинской, Сожевой н других почти совпадают с направлениями улиц конца XVIII в. Главная улица города — Ленинская (бывшая Шоссейная), трассированная параллельно и поодаль от Сожа, также прослеживается как полукольцевое уличное направление в старом плане города. Это явление объяснимо не только тем, что город не попал в русло градостроительной политики конца XVIII — первой половины XIX в., нередко связанной с коренной перепланировкой исторически сложившегося плана. Важной стороной явилось логичное направление улиц с учетом сложного рельефа, изрезанного оврагами и водоемами. Архитектурно-планировочная первооснова сохранила свою жизнеспособность в течение столетий. В этом очевидна ценность градостроительного наследия Кричева.

описание

Кричев расположился в 100 километрах к югу от Могилева в живописной местности на берегах реки Сож. Население города, привлекающего внимание туристов, выбравших отдых в Беларуси, составляет около 27 тысяч человек.

Версий о происхождении названия города довольно много. Историки предполагают, что поселение на реке основало одно из племен кривичей. Существует версия и о том, что название городу могло дать слово «крица» - болотная руда, на которую богаты местные болота. С Кричевом связано много легенд , с которыми туристы обязательно познакомятся во время экскурсии в Кричев.

Первое упоминание о Кричеве в летописях относится к 1136 году: город, носивший тогда название «Кречут», упоминался в числе городов, зависимых от Смоленского княжества. Чуть позже Кричев входит в состав Мстиславского княжества, затем - Великого княжества Литовского. История города, к сожалению, богата на трагические страницы. Во время Северной войны в 1708 году Кричев был разрушен и разорен шведскими войсками. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году город оказался в составе Российской империи и его владелец, коронный граф М.Мнишек, отказался принести присягу на верность императрице Екатерине Второй, за что та конфисковала собственность патриота. В скором времени город был пожалован фавориту царицы Г.Потемкину, сыгравшем противоречивую роль в истории города. Граф лишил Кричев самоуправления, объявил город местечком, а горожан перевёл в крепостные. Жители подали в суд на Потемкина, что вынудило его продать свои владения Голынским. В 18 веке Кричев стал знаменит благодаря построенной здесь судоверфи, производившей корабли для черноморского флота.

Визитная карточка города - дворец Потемкина в Кричеве, являющийся памятником классицизма. Построен дворец был в 1787 году и принадлежал своему основателю недолго, вскоре его сменил Голынский. Сегодня во дворце находится музей, экспозиция которого поможет туристу, выбравшему отдых в Кричеве, поближе познакомиться с историей города и его владельцев. Для посетителей открыты уникальные залы со старинными экспонатами и богатая библиотека, хранящая древнюю книгу Симеона Полоцкого «Обед душевный».

На высоком берегу Сожа стоит ещё одна достопримечательность Беларуси - деревянная церковь Николая Чудотворца в Кричеве, воздвигнутая с помощью трех срубов в конце 19 века.

Трагическая история постигла церковь Вознесенскую в Кричеве. Храм, построенный в 1838 году, был разрушен, и в 1930-е годы советская власть построила на его месте клуб, использовав стены и фундамент прежнего здания. Только в 1990-е годы храм вернули верующим.

Любителям старины стоит обратить внимание на Замковую гору в Кричеве. На ней сохранились фрагменты военных укреплений и земляных валов. Никак нельзя обойти вниманием и здание почтовой станции в Кричеве. Каменное сооружение было построено в 1850 году. А вот здание синагоги в Кричеве ныне используется как жилой дом, к сожалению.

Поездка в Кричев оставит после себя неизгладимые впечатления. Турист сможет посетить известные достопримечательности Белоруссии, увидеть редкие экспонаты в музее, прогуляться по набережной Сожа, наслаждаясь рассказами и преданиями из истории Кричева.

На востоке Могилевской области Белоруссии расположен город Кричев, являющийся административным центром Кричевского района. Город находится на притоке Днепра – реке Сож, в удаленности от Могилева на 104 км.

По состоянию на 2013-го года численность жителей Кричева приравнивалась к 26,5 тыс. человек.

Впервые в письменах Кричев упоминается в 1136-м году, когда, именованный Кречугом, он состоит в перечне городов, платящих дань смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу. В первой половине XIV столетия земли современного Кричева перешли во владения Мстиславского княжества, в 1359-м году вошедшего в состав Великого княжества Литовского. В конце XV века Кричев, являясь важным приграничным замком, стал центром Кричевской волости.

До середины XVIII века краем обладал князь Иероним Радзивилл, при котором началось массовое крестьянское восстание. После первого раздела Речи Посполитой у Кричевского староства появился новый владелец – надворный маршалок коронный граф М. Мнишек. Из-за отказа дать присягу на верность русской императрице Екатерине II, она конфисковала земли в казну и подарила их князю Потемкину. В то время Кричев являлся местечком, входящим в Чериковский уезд Могилевской губернии. Потемкин, в свою очередь, оставил город без самоуправления, жители были переведены в крепостные. Горожане подали в суд, и судебная волокита длилась целых 18 лет. В итоге Потемкин передал свои владения литовским дворянам Голынским.

Вскоре после этого Кричев пришел в упадок, его предприятия прекращают работу. Функционируют лишь винокуренный завод и парусиновая мануфактура. После появления трассы в середине ХІХ в., соединяющей маршрут Москва-Варшава, город стал несколько оживать.

В 1924-м году Кричев стал центром только сформированного Кричевского района, а через 7 лет получил статус города.

После начала Великой Отечественной войны, в июле 1941-го года город был захвачен немецкими войсками. Благодаря силам Красной Армии, в сентябре 1943-го года Кричев был освобожден.

Карта Кричева отмечена несколькими интересными местами, а главным среди них является , возведенный по проекту русского архитектора Ивана Старова. В своем дворце владелец принимал императрицу Екатерину ІІ, а позже члены семьи Голынских устраивали здесь балы.
Во времена Советского Союза помещение служило школой, а в 1980-х гг. было законсервировано для дальнейшей реставрации. Реставрационные работы завершились в 2008 году, и дворец стал доступным для посетителей. На сегодняшний день это здание занимают Кричевский краеведческий музей и ЗАГС.

Что касается музея, он был открыт еще в октябре 1961-го года, приуроченный к 22-му съезду КПСС. Инициатором его создания стал Михаил Мельников, который потратил многие годы своей жизни, трудясь в архивах и библиотеках разных городов, собирая и воссоздавая по крупицам историю своего края. В музее можно познакомиться с историей периода Гражданской войны, первых пятилеток, с героикой Великой Отечественной войны, партизанским движением в окрестностях и многими другими событиями, имевшими место на Кричевщине.

Достопримечательности Кричева имеют и такой объект, как Кричевская , относящаяся к середине XIX века. Она была призвана обслуживать дорогу Москва-Брест-Варшава. Сооружение представляет собой комплекс зданий, располагающихся вокруг прямоугольного в плане двора. Центральное здание из камня украшено пилястрами с готическими арочными нишами, а окна декорированы сандриками в виде стрельчатых арок. На данный момент в здании находится дорожно-эксплуатационная служба.

Также в городе есть постройки 1945-го года, расположенная на замковой горе неподалеку от Сожа и выступающая памятником деревянного зодчества.

На пути к Потемкинскому дворцу, в центре города расположена еще одна церковь – , привлекающая внимание своими объемными куполами. В 1930-х гг. храм подвергся частичным разрушениям, а на его месте действовал городской клуб. В 1990-х годах здание было передано церковной общине, после чего оно прошло процесс реставрации.

Другими примечательными местами в городе выступают городище и . Городище возвышается над маленькой речушкой Кричевкой, пересекающей улицу Комсомольскую. Ранее эта местность являлась древним поселением людей. Позже они стали селиться возле реки Сож. Замковая гора, в свою очередь, была отделена от города глубоким рвом, наполненным водой. На ней и был возведен замок-крепость, надежность которого не раз была проверена в ожесточенных боях. К примеру, в 1633-м году город был осажден трижды, однако, замок выдержал осаду.

Чтят в Кричеве и события Великой Отечественной войны. Так, на улице Сиротинина, на крутом берегу Сожа, располагается братская могила, в которой захоронен старший сержант артиллерии Николай Сиротинин, прославившийся тем, что отважно в одиночку вступил в бой с целой колонной немецких танков.
Смелый воин 2,5 часа самостоятельно сдерживал гитлеровских захватчиков, передвигающихся на танках. За это время он сумел уничтожить 11 танков, 6 бронемашин, 57 солдат и офицеров.

Кричев – славный городок с насыщенным историческим прошлым. Не взирая на его небольшие размеры, здесь есть где побывать и на что посмотреть.

Wiki: ru:Кричев en:Krychaw de:Krytschau

Описание Кричева в Могилёвской области (Беларусь) и карта связаны воедино. Ведь Мы - места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 111,3 км на юг от Смоленска. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.

Всего 3 редакций, последнее 3 года назад сделано mucha из Москвы

2) В процессе подготовки репортажа, неоднократно натыкался на различные полунационалистические посты,в которых всё сводилось к тезису о том, что благоустройством восточная Беларусь отличается от западной части страны (Брестской, Гродненской и западной половины Витебской областей) в худшую сторону близостью и влиянием России. Не знаю, где здесь правда, а где вымысел, рассчитанный на то, что не каждый читатель полезет проверять эти сведения, так ли это. Вездесущая закономерность Восток-Запад: восточная и западная Германия, Польша западнее и восточнее Вислы, восточная Эстония и Латвия с русскоязычным населением в Нарве и Даугавпилсе, восточная Украина. Даже на президентских выборах во Франции в восточных регионах якобы голосуют за более консервативных кандидатов в президенты, можно взять также Запад и Юго-восток Москвы.
В Беларуси, если взять объём и удельный вес Валового регионального продукта по областям страны, получится, что наибольший вклад дают Минск и область (это понятно), затем Гомельская область, после Брестская, Витебская и Гродненская регионы, а Могилёвская область на последней позиции.
Если посмотреть схему количества микро-, малых и средних предприятий на 1000 человек по районам и городам областного подчинения Белоруссии (на 1 января 2014), то жирными красными пятнами будут выделены Минск и Могилёв.

3) Да, всё же я согласен, что восточная часть страны выглядит значительно проще в отличие от приграничных районах с Литвой и Польшей Гродненской и Брестской областей. Опять же, если разобрать (по-философски, деконструировать) тезис о близости России, которая плохо влияет на благополучие востока Беларуси, то, во-первых, укажу на то, что благодаря обескровленным Смоленской, Псковской, Тверской областям граница России начинается не с Белгорода. Во-вторых, в 70 км от границы расположен мой родной город , являющийся одним из благоустроенных в России, а также приграничные с Беларусью и районы Брянской области.

4) В Кричеве остановился в местной гостинице "Сож" при Кричевском УКПП "Коммунальщик" в номере люкс за 420 рублей. Самое интересно было то, что в прейскруранте цен, самый дешёвый трёхместных номер стоил 380 российских рублей, за 400 рублей - одноместный без удобств, а вот за 420 - то, что видите.

5) В принципе, даже подумал сначала, а не пойти ли в трёхместный, в нескольких из которых остановились "командировочные" мужики, устроившие свои проводы зимы с песнями и плясками под Верку Сердючку и Григория Лепса на обе ночи, но передумал. После первой ночи посетил Мстиславль (о нём в следующий раз), перед закатом успел погулять по Кричеву, а после второй ночи до дизеля на Россию - поснимал то, что не успел днём ранее. Сразу скажу, город остался осмотрен мною не полностью, не посетил я Дворец графа Григория Потёмкина, пожалуй, главную достопримечательность и жемчужину города. Я осознавал, что не успеваю, поэтому постарался поснимать непосредственно жилые кварталы, частный сектор, городища "Замковая гора" и "Городец". Поэтому, в определённом смысле, в этом репортаже - город для своих, Кричев глазами местного жителя.

5) А, и немного географии. Положение Кричева относительно государственной границы с России. Отметки внизу снимка - это посещённые места родной Брянской области. Вверху флажки - Смоленск.

6) Карта исследованной территории.

7) Логично рассказать сначала о тех местах, благодаря которых вы можете приехать/уехать из Кричева.
На фото - железнодорожный вокзал, станция Кричев-1 - единственный маршрут с пассажирским сообщением из Могилёвской области на Брянщину.

8) Сам маршрут проходит по некогда существовавшей большей железнодорожной магистрали Орша-Унеча-Харьков, разделённой границами в связи с распадом СССР на 3 участка: белорусский, российский и украинский. Белорусский участок линии активно используется по назначению вплоть до настоящего времени: так по маршруту Кричев-Орша в обе стороны курсируют 5 дизелей с утра до вечера, из Кричева до последней крупной с Россией белорусской станции Костюковичи аналогично 5 пригородных поездов. Интересно даже то, что бывшая линия пересекает линии государственных границ аж 9 раз (спасибо Андрею Щелкунову schelkunov за дополнение).

9) До недавнего времени относительно неплохо использовалась северная часть российского участка от Унечи до Суража, по которой ходили пассажирский поезд Гродно - Унеча (отменён в 2013 году) и пригородные Унеча - Сураж (отменён в 2005 году) и Кричев - Унеча (сокращён до Суража в 2014 году). Таким образом, на участке Сураж - Унеча пассажирского движения нет с июня 2014 года. Интересно, что, даже когда поезд Кричев - Унеча ещё не был единственным на этой линии, вокзал на станции Сураж закрывался до утра сразу после его отправления обратно на Кричев.

10) По южной части линии от Унечи до Сумской области Украины до середины 2000-х годов ходило 2 пары пригородных поездов Унеча - Чигинок, согласованных с поездами Чигинок - Хутор-Михайловский; ещё ранее ходили прямые поезда Унеча - Хутор-Михайловский и Унеча - Свесса. С 1 октября 2004 года 15-километровый трансграничный участок Селецкая - Знобь - Чигинок закрыт для движения поездов и к апрелю 2008 года полностью разобран, линия таким образом стала тупиковой веткой. Пригородный поезд из Унечи периодически ходил то до платформы Селецкой, то до станции Погар, то одной парой, то двумя, дважды отменялся на зиму и в итоге с 1 января 2013 года окончательно отменён в связи с низким пассажиропотоком. В настоящее время по линии осуществляется слабое грузовое движение до станции Жеча и эпизодическое - до станций Стародуб и Погар.
При этом, никто уже не помнит, что до 1996 года курсировал пассажирский поезд Орша-Донецк через белорусский Кричев, российские Сураж, Унечу, Погар, украинские Сумы, Харьков до Донбасса.

11) В самом Кричеве жд-сообщение появилось в 1923 году по линии Орша-Коммунары, в 1929 году при постройке магистрали сообщением Орша-Харьков появилось сообщение в сторону Суража и Унечи.

12) "Отец и сын" возле артиллерийской пушки "Д-44", установленной в 70-летнюю годовщину победы советского народа над нацистской Германией. В районе железнодорожного узла 29 сентября 1943 года при освобождении Кричева вели ожесточённые бои воины 572 пушечно-артиллерийского полка (находящийся в 152 км южнее мой родной город Клинцы был освобождён 25 сентября).

13) Привокзальная площадь при станции. Кричев-1 расположен на пересечении однопутных тепловозных линий Рославль - Могилёв и Орша - Унеча. Кричевский узел также включает в себя станции Осовец, Ходосы, Кричев II и Климовичи.

14) Вид с наземного перехода через вокзал на частный сектор.

15) Предприятие "Кричевцеметношифер" - первый белорусский цементный завод, обслуживающий нужды массового жилищного строительства. Первый цемент на заводе был получен в 1933 году, а первая партия шифера – в феврале 1950 года. Заложено предприятие ещё в 1929 году по постановлению Высшего совета народного хозяйства СССР. В 2016 году президент Беларуси Александр Лукашенко совместно с инвесторами из Китая запустили новый цементный завод, рядом с Кричевым теперь появилась китайская община из 1500 специалистов (есть же в египетском Каире, Хургаде, Шарме или вьетнамском Нячанге русскоязычные общины, в Беларуси теперь зоны компактного проживания рабочих из Поднебесной).

16) Отмечу, что подобные проекты, особенно в кооперации с другими странами, жизненно важно для экономики страны. Ибо, может это только депрессия от долгой зимы и отсутствия солнца, но народ был сильно раздражён падением занятости, что массово обсуждали на улицах. В воздухе чувствовалось разлитое напряжение. Увы, знакомо по опыту работы в школе в Брянской области, знакомо пренебрежение работником, отчётностью и зарплатами на уровне 8000-10,000 российских рублей. Скажете мне, что у вас в России также, я не отрицаю, сам знаю по соседней с Могилёвщиной Брянской областью.
На фото - озеро Молодёжное, образованное путём затопления мелового карьера. Глубина водоёма достигает 57 метров.

17) Панорама предприятия и озера. В 1970 году карьер был использован как съёмочная площадка фильма "Могила льва". Кстати, на дне озера покоятся останки лётчика Виктора Дашкина и его самолёта Су-9, потерпевшего аварию в 1964 году. Лётчик направил неисправный скоростной перехватчик в карьер и ценой своей жизни спас, возможно, многих жителей города.

18) Частный дом у берега озера. Население Кричева на 2016 год - чуть более 26,000 человек. Первое письменное свидетельство о Кричеве относится к 1136 году, когда он под названием Кречут упоминается в числе городов, платящих дань смоленскому князю Ростиславу Мстиславичу. В первой половине XIV века город переходит под контроль Мстиславского княжества, которое в 1359 году входит в состав Великого княжества Литовского. В 1633 году город получает Магдебургское право (выборные органы местного самоуправления), создан городской магистрат.

19) После нашествия шведов в 1708 году при первоначальном походе шведского короля Карла XII на Москву Кричеву был нанесён большой урон: из 500 домов осталось 200. Это позже уже после разгрома шедшего на помочь основным силам шведской армии при деревне Лесной, Карл XII повернул в сторону Украины через Брянскую область, что и привело к битве под Полтавой в 1709 году.
Уже после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году в Кричевском старостве, владельцем Кричева был надворный маршалок великий коронный граф Михаил Мнишек. За отказ принять присягу верности Екатерине II был конфискован в казну и подарен императрицей князю Григорию Потёмкину. В 1780-е года строится судоверфь, со стапелей которой спускались корабли, которые через Днепр выходили в Чёрное море. В частности, на флотилии судов Кричевского производства осуществлялось путешествие Екатерины II в историческую область Новороссию (Северное Причерноморье, присоединённое к России по результатам серии русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг., ныне здесь расположены такие города Украины, как Днепропетровск (он же, Днепр), Кировоград (он же теперь, Кропивницкий), Николаев, Херсон, Одесса, Тирасполь, Мариуполь.

20) Производимая в Кричеве парусина и канаты во второй половине XVIII столетия отправлялись по Днепру в Херсон, где под началом адмирала Фёдора Ушакова строились корабли для Черноморского флота России, который в боях не потерял ни одного корабля за всё время сражений.
У князя Потёмкина родился необычный замысел (ему далеко до Самбуровской крепости под Орлом) - вооружить против турок еврейскую общину Кричева. Реализация этой идеи, принадлежавшей, возможно, его другу Цейтлину, началась с образования кавалерийского эскадрона, набранного из евреев Кричева. В декабре 1787 года светлейший князь создал еврейский казачий полк и назвал его Израилевский. Полком командовал князь Фердинанд Брауншвейгский. По мысли Потёмкина, Израилевский полк должен был состоять наполовину из пехоты, наполовину из кавалерии (евреев-казаков, вооружённых пиками). В марте 1788 года уже прошли учения первых тридцати пяти бородатых еврейских казаков. Скоро набралось уже два эскадрона, однако пять месяцев спустя Потёмкин приказал распустить Израилевский полк, - как шутил принц де Линь, «чтобы не ссориться с Библией».

21) В результате ссоры с окрестным населением, Григорий Потёмкин лишает города самоуправления, что сказалось на экономическом развитии города на последующий XIX век. По переписи 1897 года, В Кричеве проживало 3700 человек, В 1931 году он получает статус города из местечка. Индустриализация В 1930-е гг. дала Кричеву мощный импульс, что сказалось и на числе жителей города, достигнув 16,000 человек.

22) Вскоре после начала Великой Отечественной войны войска Вермахта подходят к городу, и 17 июля 1941 года части Красной Армии оставляют Кричев. Однако, в окрестностях города бои продолжаются до середины августа. Во время оккупации на территории города действуют группы подпольщиков. 29 сентября 1943 года части Красной Армии получают приказ освободить Кричев и 30 сентября справляются с этой задачей. По итогам боёв особо отличившиеся соединения: 212-я стрелковая дивизия полковника Мальцева, 385-я стрелковая дивизия полковника Супрунова и 572-й пушечно-артиллерийского полк полковника Савина приказом Верховного Главнокомандующего получают почётное наименование «Кричевская». Кричев становится первым белорусским городом, имя которого присваивается воинским частям. К моменту освобождения в Кричеве осталось всего 32 неразрушенных дома и 860 человек населения.
Полностью восстановить и превысить довоенный уровень производства городу удалось только к концу 1950-х годов. В 1959 году в городе 19,000 жителей. В 1970 году - 25,700.

23) Автостанция. Из российских городов отсюда добраться можно до Орла, Брянска, Смоленска, Санкт-Петербурга и Москвы. До юго-запада Брянщины - только утренним дизелем, не останется и его - придётся делать крюк или до Гомеля или до Брянска, это лишние 12 часов минимум.

24) Город очень холмист. Дым от печного отопления, деревянный частный сектор, городище придают ощущение живой истории, стыка Востока-Запада, начала переплетения России и Европы.

25) Школа. Тематика рисунка на тему олимпиады оправданна. Белорусская сборная в последних летних олимпийский играх завоёвывала и 4 золотые медали (как в 2008 году в Пекине), и 2 золота в 2012 году в Лондоне, и 1 медаль высшей пробы в Рио. На зимней Олимпиаде в Сочи Беларусь завоевала 5 золотых медалей.

26) Спальный район. Внизу речка Кричевка.

27) Отсылка к Кричевскому восстанию 1743-1744 гг. крестьян под руководством Василия Ващилы (белорусский Емельян Пугачёв) против феодальной эксплуатации со стороны Иеронима Радзивилла, наместника короля Речи Посполитой. Князь земли короля сдавал в аренду, сами же арендаторы за отведённое время сдачи в аренду были заинтересованы в получении максимальной доли прибыли. По этой причине арендаторы нарушали установленные инвентарями повинности крестьян. Для подавления крестьянских волнений Радзивиллом была прислана регулярная армия, сумевшей разгромить восставших.
Василий Ващила убежал в тогда уже российский , где попал в заточение в крепости и затем умер от дизентерии (ту тюрьму вы можете увидеть в репортаже о райцентре Брянской области).

28) 880-летие города.

29) Центральная площадь Ленина, точка пересечения улиц Комсомольской, Советской, Ленина и Кооперативной. На фото - Свято-Воскресенский Параскевинский Собор 1880 года постройки. Храм простоял до 1930-х годов, когда был закрыт. В здании церкви был открыт Дом социалистической культуры. В 1976 году рядом было построено новое здание Дома культуры, тогда бывшая церковь стала кинотеатром «Родина» до конца 1980-х гг. Уже в постсоветской Беларуси храм возвращён верующим.

34) Почётные граждане города.

35) Теперь пройдём с вами по Первомайской улице в сторону городища "Замковой горы" - остаткам земляных валов XI-XVIII вв.

36) Кричевский замок существовал до XVIII столетия, который и являлся центром Кричева на берегу реки Сож. Письменные сведения о планировке замка в XII - начале XVII веков отсутствуют. Но во время археологических исследований 1974 и 1976 годов Михаил Ткачёв зафиксировал в слоях XII-XIII веков на южной стороне замковой горы остатки строений, которые размещались вдоль трассы вала. Так же по археологическим источникам известно, что в XIII веке на 3,5 метра был увеличен оборонительный вал. Предположительно город мог посещать великий литовский князь Витовт, исходя из того, что в замке в 1581 году упоминается «Витовтов погреб».
В результате войн с Москвой конца XV века граница Великого княжества Литовского и Московского княжества стала проходить в непосредственной близости от Кричева. Поэтому многие последующие войны с Московским государством проходили в том числе и в окрестностях Кричева, который подвергался осадам в 1507, 1508, 1514, 1535 гг. Личнй историограф польско-литовского короля Сигизмунда I Бернард Ваповский (он же ещё и "отец польской картографии") свидетельствует, что осенью 1507 года войска князя Василия III осадили и пробовали взять замки кричевский и мстиславский. Король Сигизмунд I послал осаждённым на помощь воевод и «московиты» отступили. В 1514 году войска московского князя ненадолго овладели городом, уйдя отсюда после битвы под Оршей.
Большие разорения принесла Северная война (1700-1721), особенно компания 1708-1709 годов, тогда боевые действия между русскими и шведскими войсками проходили на восточных землях Речи Посполитой. После вкючения Кричева в состав Российской империи по 1 разделу Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией. Если раньше замок был форпостом на границе с русским государством, то теперь необходимость в нём отпадает - замок пришёл в запустение и постепенно разрушился сам.

37) Вид на частный сектор города.

38)

43) Ещё пару снимков с Ленинской улицы после того,как покинул гостиницу и направился к жд-вокзалу.

44) сама гостиница "Сож" при Кричевском УКПП "Коммунальщик" на 50 мест, где останавливался.

45) В следующем репортаже - Мстиславль.