Изобретения, сделанные благодаря военным. Невидимый в ИК-излучении камуфляж

После окончания Второй мировой СССР и США начали соревнование в перекачке мозгов из Германии

Проиграв Вторую мировую, Германия вынуждена была не только выплатить репарации и расстаться с частью территорий, но и выдать союзникам все свои научные наработки. Победители конфисковали не менее 346 тысяч немецких патентов.

Грузите документы тоннами

Счет изъятой технической и научной документации велся не по количеству страниц, а… в тоннах. Наибольшее усердие проявили американцы: по официальным данным, ими было вывезено полторы тысячи тонн документов. Старались не отставать от них и англичане, и Советский Союз.
При этом, прежде чем на Европу опустился «железный занавес», а в риторику вошел термин «холодная война», американцы охотно делились добытыми документами и описанием немецких технологий. Специальная комиссия регулярно публиковала сборники немецких патентов, которые мог купить любой желающий: и американские частные компании, и советские торгпредства.


ME-262, первый реактивный самолет в истории, принявший участие в боевых действиях
Охота за документами дополнялась масштабной вербовкой немецких научных кадров. Потенциал для этого и у СССР, и у США был, хоть и разный. Советские войска заняли большие немецкие и австрийские территории, где не только располагались множество промышленных и научно-исследовательских объектов, но и проживали ценные специалисты. У Штатов было другое преимущество: множество немцев мечтали уехать из растерзанной войной Европы за океан.
Американские спецслужбы провели две специальных операции – «Скрепки» (Paper clips) и «Сплошная облачность» (Overcast), в ходе которых частым гребнем прочесали немецкое научно-техническое сообщество. В результате к концу 1947-го на новую родину поехали жить 1800 инженеров и ученых и более 3700 членов их семей. Вернер фон Браун, впоследствии создававший американские ракеты, действительно был лишь верхушкой айсберга.
Факт: Президент США Гарри Трумэн приказал не брать в Штаты ученых-нацистов. Однако исполнители в спецслужбах, понимавшие, как на самом деле делаются дела, творчески переосмыслили это распоряжение. В результате вербовщикам было приказано отказывать в переселении ученым-антифашистам, если их знания бесполезны для американской промышленности, и не обращать внимания на «вынужденное сотрудничество» ценных кадров с нацистами.
Советский Союз старался не отставать от западных друзей, и тоже активно приглашал в гости немецких ученых. В результате более 2000 технических специалистов отправились знакомиться промышленностью восточного соседа-победителя. Однако, в отличие от США, абсолютное большинство из них вскоре вернулись на родину. Еще пять тысяч немецких инженеров работали на СССР, не покидая пределов фатерлянда.


Штандартенфюрер сс, кавалер рыцарского креста, барон манфред фон арденне.
ДЛЯ СПРАВКИ: На благо советской науки успели потрудиться:
доктор Петер Тиссен – директор института физической химии и электрохимии (Институт кайзера Вильгельма);
барон Манфред фон Арденне – крупнейший немецкий специалист в области ядерной физики, обладатель 600 изобретательских патентов, первооткрыватель метода газодиффузионного выделения изотопов урана. После войны его дважды наградят Сталинской премией;
известный химик Макс Фолльмер;
нобелевский лауреат физик Густав Герц;
оружейник Хуго Шмайссер,
директор научного отдела компании «Ауэр» Николаус Риль;
заместитель Вернера фон Брауна по вопросам радиоуправления и электротехники Гельмут Греттруп.

Оружие и технологии

К концу войны в Германии на различных стадиях разработки находилось 138 типов управляемых ракет. Наибольшую пользу СССР принесли захваченные образцы баллистической ракеты «Фау-2», созданной Вернером фон Брауном. Переработанная и избавленная от ряда «детских болезней» ракета получила название Р-1. Работами по доведению немецкого трофея до ума руководил будущий отец советской космонавтики – Сергей Королев.


Слева – немецкая «фау-2» на полигоне пеенемюнде, справа – советская р-1 на полигоне капустин яр
Также советские специалисты активно изучали экспериментальные зенитные ракеты «Вассерфаль» и «Шметтерлинг». Впоследствии СССР приступил к выпуску своих зенитно-ракетных комплексов, которые неприятно удивили своей эффективностью американских пилотов во Вьетнаме.
В СССР были вывезены немецкие реактивные двигатели Jumo 004 и BMW 003. Их клоны получили название РД-10 и РД-20. Именно они поднимали в небо первые советские реактивные истребители МиГ-9.
Паротурбинный авиационный двигатель Гельмута Вальтера, работавший на перекиси водорода, оказался… прекрасной силовой установкой для советских высокоскоростных торпед. Переводили установку из одной стихии в другую немецкие специалисты, которыми руководил бывший подчиненный Вальтера Франц Статецки. В 50-е годы паротурбинными установками на перекиси водорода оснащались и подводные лодки 617-го проекта, а в торпедах они использовались до 2000-х годов.
Невозможно переоценить вклад немецких ученых в развитие советской ядерной программы. Вместе с фон Арденне в Страну Советов было вывезено оборудование из его личной лаборатории и берлинского Кайзеровского института. Несколькими эшелонами в Подмосковье доставили огромное количество реактивов, измерительных и вспомогательных приборов. Среди прочего немцы привезли центрифугу для газодиффузионной очистки изотопов урана, схемы исследовательского реактора и реактора-размножителя, а также 15 тонн очищенного урана.
Нельзя сказать, что до прибытия фон Арденне в СССР ничего не знали о ядерной физике. Работы в этом направлении велись с 1943 года. Однако немецкие наработки на годы, если не на десятилетия, ускорили создание советской ядерной бомбы.


В собранном виде ак-47 и stg-44 выглядят как братья-близнецы Однако зенитные и баллистические ракеты, реактивные истребители, ядерные реакторы и многие другие виды вооружений, попавшие в СССР, были еще сырыми и требовали доработки. В некоторых случаях советским и немецким конструкторам приходилось по отдельным фрагментам восстанавливать очень сложные устройства и агрегаты, которые попали к американцам или были уничтожены перед капитуляцией Германии.
Если бы СССР не имел собственной научной школы и высокоразвитой промышленности, – никакие трофеи не помогли бы ему выйти на новый уровень научно-технического развития. Хрестоматийный пример – создание автомата Калашникова, АК-47. На первый взгляд он очень похож на штурмовую винтовку Stg-44, которую еще в 1942 году разработал Хуго Шмайссер.
В пользу версии о заимствовании говорит и тот факт, что на оружейный завод в Ижевске, где работал знаменитый советский конструктор, после войны было доставлено более полусотни Stg-44 и десять тысяч страниц технической документации. Более того: сам Хуго Шмайссер некоторое время жил в Ижевске.
Казалось бы: у немцев забрали штурмовую винтовку, доработали ее в их присутствии, а затем назначили русского изобретателем перспективного автомата. Однако на деле конструктивно АК-47 и Stg-44 довольно сильно отличаются друг от друга.
Сам Хуго Шмайссер никогда не заявлял о плагиате со стороны Калашникова. На вопросы о том, чем он занимался в Ижевске, конструктор отвечал, что «дал русским пару советов». Есть предположение, что они помогли советским коллегам освоить технологию холодной штамповки деталей, благодаря которой АК-47 можно было производить с минимальными трудозатратами.
Примерно то же произошло с более сложными образами немецкой оборонки: и ракеты, и реактивные самолеты требовали чрезвычайно больших доработок, а начавшаяся в годы «холодной войны» гонка вооружений очень быстро съела немецкий научно-технический задел в советском ВПК.

Маргарин был изобретен в конце XIX века по указу Наполеона III (племянника того самого ). Экономика в стране была, прямо скажем, не очень, народ и армия голодали, и, памятуя об истории Марии-Антуанетты и пирожных, Наполеон III решил не искушать судьбу. На призыв императора изобрести питательный, но недорогой продукт взамен сливочного масла откликнулся химик Ипполит Меже-Мурье.

Его маргарин был изготовлен на основе говяжьего жира. Жир сначала вытапливали, потом охлаждали и прессовали, а получившееся в результате олеиновое масло смешивали с молоком и солили. Новый продукт не уступал по пищевой ценности сливочному маслу, но был гораздо дешевле, как, впрочем, и сейчас. Сам Меже-Мурье не получил никакой прибыли от своего изобретения и умер в бедности.

Консервы


Если говорить о консервированных продуктах в широком смысле, то они существовали уже в Древнем Египте. В гробнице Тутанхамона были обнаружены половинки утки в глиняной чаше, они пролежали три тысячи лет и остались условно пригодными в пищу. Точнее, ученые говорят, что вроде как пригодными, но пробовать не советуют. («Положи на место! Это для гостей!»)

Современные консервы появились двести лет назад, опять-таки для нужд армии. Наполеон (на этот раз тот самый ) в 1795 году объявил о вознаграждении любому, кто отыщет возможность сохранять продукты свежими на протяжении долгого времени. Победителем конкурса стал повар Николя Франсуа Аппер. Его варенья, бульоны и жареное мясо, помещенные в стеклянные банки и нагретые, вскрыли через восемь месяцев, и все продукты были в абсолютной целости. В 1809 году Апперу присудили государственную премию и удостоили почетного звания «Благодетель человечества».

Но все же во Франции консервы не пользовались особой популярностью, куда больше поклонников у них было среди англичан. А когда Питер Дюран изобрел пищевую жесть, консервы вообще стали главной пищей солдат во время походов. Правда, банки того времени были неудобными и громоздкими; чтобы открыть такую, нужны были молоток и долото.

В российской армии консервы появились в 1860-х годах. Их было пять видов: жареная говядина (или баранина), рагу, каша, мясо с горохом и гороховая похлебка.

Пружинка «слинки»


В 1943 году инженер-механик ВМФ США Ричард Джеймс работал над приспособлением, которое помогло бы стабилизировать чувствительные приборы на борту кораблей во время штормов. Во время опытов одна из пружин выпала из коробки и начала «шагать» по поверхности стола. И хотя для военных целей пружинка «слинки» не пригодилась, но в 1945 году Ричард и его жена Бетти продали первую серию пружинок в качестве детской игрушки. Эти пружинки были из черного металла. К слову сказать, став миллионером, Джеймс сошел с ума, бросил жену, уехал в Боливию и стал миссионером.

Канистра


Секретная разработка Гитлера - 20-литровая канистра, которая сейчас считается классической, была создана в 1937 году. В преддверии войны фашистская армия подготовила тысячи канистр. Они были очень удобны для транспортировки и переноски, их легко было открывать. Единственным минусом было то, что первые канистры ржавели на дне сразу с двух сторон: изнутри, так как в бензине содержалась вода, и снаружи, так как на днище быстрее всего царапалась краска.

Микроволновая печь


Американский инженер Перси Спенсер во время Второй мировой войны занимался оборудованием для радаров. В 1942 году во время опыта с магнетроном он заметил, что сверхвысокочастотное излучение способно нагревать продукты. Согласно легенде, у него в кармане расплавился кусок шоколада.

Скептики считают, что история самую малость приукрашена, и Спенсер просто-напросто получил ожог, а никакого шоколада и в помине не было. Но, чтобы не портить имидж будущего прибора, историю немного переиначили. Первые печи, выпущенные в 1946 году, использовались военными для быстрой разморозки пищи, весили по 340 кг, а высотой были с человеческий рост.

Суперклей


Суперклей (или цианоакрилат) был изобретен во время Второй мировой войны, но, вопреки распространенному заблуждению, не для того, чтобы склеивать раны, а случайно. Химик Гарри Кувер работал с прозрачными пластиками для оптических прицелов. Цианоакрилат он забраковал как раз из-за того, что вещество было чересчур клейким. После войны его свойства все же были оценены, и суперклей получил шанс доказать миру свою пользу. Но, к слову, чтобы уменьшить кровотечение и «запечатать» рану, им пользовались уже во Вьетнаме.

Скотч


Клейкая лента тоже была изобретена во время Второй мировой войны по заказу военных. Ее первой функцией было связывать снаряды, одновременно предохраняя их от влаги. Но оказалось, что скотч дает своему обладателю суперспособности по починке чего угодно, поэтому и после войны изобретение продолжало пользоваться популярностью. Первоначально скотч делали цвета хаки, в мирное время к нему добавился серый, так как ленту часто использовали для починки кондиционеров, а они были серого цвета.

21.08.2013

Наверняка большинство людей считают, что инновации в современный мир вносят частные предприятия. Оказывается, что большинство технологий были изобретены для нужд военных, и лишь потом вошли в широкий обиход.

За эти годы, военные и частные предприятия, которые разрабатывают изделия для нужд военных, создали некоторые из самых важных продуктов, которые мы используем сегодня.

Некоторые из изобретений были менее новаторскими, чем другие, например, игрушка "Умный пластелин" и солнцезащитные очки типа "Авиатор". Но некоторые военные исследования привели непосредственно к значительным инновациям, таким как микроволновая печь и GPS.

Сайт 24/7 Wall St. сделал обозрение продуктов, которые были либо разработаны для использования в нуждах военных и их подрядчиков, или тех новшеств, которые были созданы в результате военных исследований.

Из списка исключили продукты, где военные или подрядчиков только сыграли свою роль в развитии изобретения, как это имело место с компьютером.

Дата изобретения: 1959

GPS или глобальная система позиционирования, была первоначально разработана для использования ВВС и ВМС США. В период с 1973 по 1978 год доктор Брэдфорд Паркинсон работал с обоими родами войск по развитию системы Navstar GPS, которая опирается на данные многочисленных спутников, расположенных на дифференцированных точках вокруг Земли.

В системе используется несколько спутников для триангуляции местоположения пользователей и помощи в ориентировании. Данная система позволяет быть очень точным в любое время суток, в любой точке мира.

Военные используют изобретение для управления ракетами и отслеживания воздушных и морских судов. В наше время технология присутствует во многих коммерческих приложениях, в том числе созданных для потребностей авиакомпаний, в автомобилях и смартфонах.

В конце 1980-х и начале 90-х Соединенные Штаты запустили второе поколение спутников, которые были более точными, чем предыдущие. Европейский Союз и Китай приступили к разработке своих собственных независимых сетей.

Дата изобретения: 1942

Во время Второй мировой войны подразделение компании Johnson & Johnson"s "Revolite Permacell" разработало ленту многоцелевого использования, которую мы называем изолентой.

Простота использования ленты, долговечность и водостойкость сделал её полезной для герметизации контейнеров и окон, а также закрепления оборудования во время войны. Основными компонентами продукта являлись медицинская лента с полиэтиленовой подложкой.

Дата изобретения: 1940

Технология полноприводной передачи на самом деле была разработана еще в 20-ых годах двадцатого века. Но в 1930-ых годах у военных возникла потребность в разведывательном автомобиле, у которого будет хорошая скорость и универсальность в дополнение к силе тяги и вездеходным способностям.

Проблема состояла в том, что эти две функции были взаимоисключающими с инженерной точки зрения. Первый Jeep модели Willys-Overland MB обеспечил армию в превосходных скаутских автомобилях.

Его эксплуатационные характеристики на войне были настолько выдающимися, что Дуайт Эйзенхауэр сказал: "Америка не смогла бы выиграть Вторую мировую войну без него."

Вернувшись с войны в статусе героя, военная автомашина без проблем вошла в жизнь цивильного населения Америки.

Дата изобретения: 1945

Технология, лежащая в основе работы микроволновой печи, была разработана во время Второй мировой войны. В то время американские и британские военные разработали магнетрон, который стал результатом исследования по проблемам радио- передач и радиолокационного обнаружения.

Магнетрон производил намного меньшие радиоволны, известные как микроволны, и был маленьким и достаточно мощным, чтобы использоваться в самолетах.

Его возможности обнаружения помогли решить постоянную проблему точности бомбардировки городов. Способность микроволн разогревать еду была обнаружена случайно после войны в 1945 году.

Перси Спенсер Лебарон, который работал в то время на американского оборонного подрядчика, компанию Raytheon, однажды во время работы осознал, что волны радара расплавили шоколадный батончик в его кармане.

Компания Raytheon создала первую коммерчески доступную микроволновую печь в 1954 году. Сегодня, микроволны используются в различных приложениях, в том числе для выявления скорости, отправки телефонной и телевизионной связи, лечения боли в мышцах и, конечно, в микроволновых печах.

5. Солнцезащитные очки "Авиатор"

Дата изобретения: 1937

На больших высотах глаза пилотов могут ослепнуть из-за очень яркого света в верхних слоях атмосферы, или же они могут замерзнуть в температурах, близких к - 80 градусов по Фаренгейту.

В таких условиях защитные очки с темными стеклами и в форме слезинки были идеальными. Очки Ray-Ban Aviator стали стандартным снаряжением для мужчин, которые были завербованы на службу во время Второй мировой войны.

После войны Ray-Ban засветились в таких фильмах, как "Таксист" и "Первый стрелок", и их лихо носили такие знаменитости, как Майкл Джексон.

Дата изобретения: 1910

Во время Первой мировой войны компания Kimberly-Clark начала активно производить целлукоттон - тип целлюлозной ваты, полученной из древесины.

Первоначально целлукоттон использовался во время войны для перевязки солдат, но потом медсестры начали использовать его также во время менструального цикла.

Вскоре после войны, Kimberly-Clark начала продавать целлукоттон женщинам и в конечном счете выпускать свои изделия под торговой маркой Kotex - производного от словосочетания "Хлопковая текстура".

Изначально, по данным компании, продукты Kotex было трудно продвинуть на рынке из-за социальных табу.

Дата изобретения: 1943

Игрушка Silly Putty родилась от отчаяния во время Второй мировой войны. Японские войска вторглись в страны, которые традиционно занимались производством резины, ограничивая доступ США к материалу. В результате, американские военные попросили представителей частного сектора создать альтернативу для резины, используемой в сапогах и шинах.

В 1943 году Джеймс Райт, инженер General Electric, разработал замазку из борной кислоты и силиконового масла. Хотя материал не имел практического применения, он стал быстро популярным как новинка.

Игрушка Silly Putty стала особенно популярной после того, как Питер Ходжсон, который первым начал поставлять замазку для магазина в Нью-Хейвене, понял, что людям нравилась эта клейкая масса своими уникальными свойствами - она тянется и отскакивает, а также может быть разделена на куски.

Со слов автора. На создание данного поста меня сподвиг недавний пост "11 изобретений, которыми мы обязаны войнам". Прочитав его я задумался: "неужели нет ни одного русского военного изобретения?" Не понимаю, страна-агрессор, как сейчас принято говорить на западе, подарившая миру лампы накаливания, радио, электрический телеграф, двигадель внутреннего сгорания и т.д., не изобрела ничего в военной сфере? Меня этот вопрос заинтересовал и я начал копать, и вот что накопал:

Первую в мире автоматическую винтовку и автомат придумал подданный Российской империи генерал-лейтенант инженерно-технической службы В.Г. Федоров. Еще в 1905-м он предложил проект переделки магазинной винтовки системы Мосина образца 1891 года в автоматическую. А в 1906-м приступил к разработке уже принципиально новой автоматической винтовки. За год до Первой мировой Федоров изготовил два опытных образца. По боевым характеристикам его изобретение оказалось промежуточным звеном между ручным пулеметом и автоматической винтовкой. Стреляло и очередями, и одиночными выстрелами. Поэтому и получило название «автомат». Автоматами и автоматическими винтовками системы Федорова впервые в мире была вооружена одна из рот 189-го Измаильского пехотного полка. Что прошла спецподготовку в офицерской стрелковой школе Ораниенбаума и в декабре 1916 года была отправлена на фронт. Так, в России появилось первое в мире воинское подразделение, вооруженное легким автоматическим оружием.

Потомственный дворянин, Георгиевский кавалер и военный инженер-конструктор Л.Н. Гобято в Русско-японскую был командиром батареи 4-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады. Когда возникла необходимость при обороне Порт-Артура уничтожить живую силу противника и накрыть японские огневые точки (скрытые в траншеях и оврагах) навесным огнем с близкого расстояния, Гобято прямо на передовой придумал мортиру-миномет. Сконструировал надкалиберную мину со стабилизатором буквально из подручных средств. Стволы морских 47 мм орудий закрепил на колесных лафетах. Когда же их не хватило, приспособил просто металлические трубы на деревянных колодах. Вместо обычных снарядов использовал самодельные шестовые мины, что выпускались под углом от 45 до 85° по навесной траектории, и могли уничтожать закрытые цели, недоступные ружейно-пулеметному и артиллерийскому настильному огню. Изобретение Гобято сохранила тысячи жизней русских солдат и его быстро подхватили войсковые инженеры западных держав.

Испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки конструкции К. А. Шильдера были проведены 29 августа 1834 года в верховьях Невы. Лодка оснащалась гарпуном с установленной на нем миной, который должен был пробивать броню вражеского судна. Затем мина подрывалась с безопасного расстояния. Кроме того, на машине были установлены подвижные ракетные блоки. Подводная лодка приводилась в движение четырьмя лопастями, которые крутились четырьмя членами экипажа. Она была также оборудована неким подобием перископа для наблюдения за объектами на поверхности воды. На испытаниях лодка достигла скорости около 0,7 км/ч. Николай I и его советники одобрили идею дальнейшего развития машины.

И.Ф. Александровский вошел в историю с проектом подводной лодки, но оказался забыт как создатель первой русской самодвижущейся мины-торпеды. В 1861 году он завершил разработку чертежей подлодки и построил ее в 1866-м. А вот его «торпедо», изготовленное за год до этого кустарными средствами, но показавшее уже на первых испытаниях боевой потенциал, адмиралом Н.Н. Краббе было оценено «как преждевременное». И чиновники из морского ведомства отвалили немалые средства английскому заводчику Уайтхеду за его торпеду, которая по тактическим характеристикам не превосходила нашу. Идея торпеды родилась у Александровского в процессе конструирования лодки. По аналогии решил создать и «самодвижущееся торпедо, что работало бы на сжатом воздухе и управлялось на глубине». Эти две позиции, ставшие «главным секретом» Уайтхеда, русский самородок откроет еще за год до британского «отца торпеды». Но лишь спустя 2 года – в 1868-м – ему разрешат построить ее на «собственные средства с последующим возмещением». В конечном итоге, его «самостоятельная мина» будет иметь ход в 10 узлов, а Уайтхеда, купленная австрийским правительством за 200 тыс. гульденов и английским за 15 тыс. фунтов стерлингов, всего семь.

Высокая эффективность применения флотами воюющих государств минного оружия вынудила искать надежные средства борьбы с минами. После многочисленных опытов лейтенантом М. Н. Беклемишевым в 1881 было изобретено новое средство борьбы с минами - пеньковый трал. Он изготовлялся из толстого пенькового троса длиной около 200 м, на который надевались цилиндрические грузы. При протаскивании трала по грунту судами трос захватывал мину и буксировал ее на мелководье, где она всплывала и уничтожалась.

Первым русским бронеавтомобилем традиционно считается броневик, созданный в 1904 году подъесаулом Михаилом Накашидзе. Этот сын грузинского князя, генерала от кавалерии Александра Давидовича Накашидзе, служил в одном из сибирских казачьих полков. В самом начале русско-японской войны он решил создать броневик на базе французского автомобиля Charron 50CV. Машина оказалась настолько удачной, что сама фирма Charron, Girardot et Voigt (Шаррон, Жирардо и Вуа), производившая этот автомобиль, взялась делать такие броневики по проекту Накашидзе для русской и французской армий.

Бронеавтомобиль воплощал в себе ряд инженерно-технических решений, ставших впоследствии классическими: полную бронировку корпуса, перископ для безопасного наблюдения за полем боя, пулемётную башню кругового вращения, колёса с пулестойкими резиновыми шинами, возможность запуска двигателя из отделения управления.

А. Гусс Петербургский химик. На основе желатинового клея и глицерина разработал специальный наполнитель для шин бронеавтомобилей. Легкий и упругий, после заливки в шину он застывал и становился сухим, мелкопористым. Обработанные таким способом шины были пулестойкими и по имени изобретателя названы гусматиками.

Офицер-артиллерист Глеб Котельников был натурой артистической. И сама идея конструкции компактного парашюта пришла к нему в театре. После спектакля в гардеробной заметил в руках дамы плотный сверток, она им взмахнула, и тугая скатка вдруг превратилась в огромный платок. И в 1911-м, спустя почти год после трагической гибели русского летчика капитана Льва Мациевича, свидетелем которой Котельников оказался лично на Всероссийском празднике воздухоплавания, он придумал принципиально новый авиационный ранцевый парашют свободного действия РК-1. Но когда подал заявку на регистрацию, ему отказали. Начальник Российских Воздушных Сил великий князь Александр Михайлович опасался, что «летчики при малейшем отказе летательного аппарата начнут покидать дорогую машину в воздухе». И лишь 20 марта 1912 года - уже во Франции - Котельников получил патент за № 438 612. Первые испытания проводились с автомобилем. Ранец закрепили сзади. Когда машина рванула с места, парашют так резко погасил скорость, что мотор заглох. Вторые – с аэростатом. «Прыгал» 80-килограммовый манекен. Первый прыжок человека с 60-метровой высоты с моста через Сену был совершен студентом Петербургской консерватории Владимиром Оссовским в Руане 5 января 1913 года. Первично купол из шёлка и стропы, разделенные на 2 группы и крепящиеся к плечевым обхватам подвесной системы, убирались в деревянный (позже алюминиевый) ранец. В 1923 году он был усовершенствован до конверта с сотами для строп. Парашют Котельникова русская армия приняла хорошо. Только за 1917 год было совершено 65 спусков.

Меньше чем через год после начала Первой мировой войны - 22 апреля 1915-го - в 3.30 утра в предместьях бельгийского города Ипр германцы впервые в истории применили химическое оружие. 5 тысяч солдат англо-французской коалиции погибли на месте. А спустя месяц газовая атака на подступах к Варшаве унесла свыше тысячи русских жизней. И весь мир бросился искать защиту от нового вида оружия. Промышленные аппараты для очистки воздуха, как и многослойные марлевые повязки, пропитанные гипосульфитом натрия, на передовой были без пользы. Не стал окончательной панацеей и сконструированный в ноябре того же года инженером-технологом завода «Треугольник» Э.Л. Куммантом резиновый шлем с очками. Отчасти помогал дышать и защищал голову. Но фильтра, способного остановить действие отравляющих веществ, еще не было. Западные ученые нацелились на химические поглотители, нейтрализующие конкретные яды. И только русский химик-органик Н.Д.Зелинский стал искать нечто, что очищало бы воздух вне зависимости от химического состава ОВ. Обратил внимание, что те солдаты, которые успели вжаться лицами в рыхлую землю, уцелели. По ассоциации пришел к универсальному поглотителю – древесному углю. Неактивированный уголь с натронной известью, что под влагой дыхания окаменевал, пытался внедрить начальник санитарно-эвакуационной части русской армии принц Ольденбургский. Зелинский сделал ставку на активированный. Остановился на березовом и липовом. Искал способы повысить его пористость и адсорбцию. И добился – 1 грамм активированного угля с развитой капиллярностью имел поглощающую поверхность в 15 кв.м. Из него и сделали фильтры для маски Кумманта. В 1916 году их универсальный противогаз поступил на вооружение русской армии и был высоко оценен союзниками.

12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министрество финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан.

Полет человека в космос... Это казалось несбыточной мечтой, сюжетом фантастического романа. Однако сила человеческого разума оказалась мощнее силы земного притяжения: Константин Эдуардович Циолковский стал первым в плеяде гениальных ученых, которым удалось преодолеть казалось бы незыблемые законы природы. Он не только доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета, но и разработал ее модель, правда, при жизни ему так и не удалось наблюдать запуск космического аппарата.