Как избавиться от слов паразитов упражнения. Как от них избавиться? Методы очищения речи
Подбирайте слова, более подходящие синонимы из современного лексикона, ясно выражая свою мысль.
Избегайте стереотипов и пошлого жаргона (нелитературный сленг), будьте оригинальнее и самостоятельнее в выражении своих идей. Разрыв шаблонов – делает интереснее коммуникацию и общение, улучшает восприятие.
Старайтесь говорить простым языком, и люди будут слушать.
Читайте хорошую художественную литературу, отечественную классику, признанных современных авторов. Настойчиво избавляйтесь от бинарного, клипового мышления, навязанного матрицей и узким форматом средств массовой дез.информации.
Почаще разговаривайте с интеллигентными людьми.
Попросите своих друзей и близких, чтобы они "ловили на слове" и поправляли, при случае.
Тренируйтесь в проговаривании , произнося их, одновременно, и быстро и плавно. Торопливое и отрывистое ("по-собачьи") произнесение фраз – режет слух, действует на аудиторию отталкивающе, настраивает их негативно, по отношению к говорящему. Ругательные и командные интонации в речи, на рефлекторном, бессознательном уровне – отрицательно воздействуют на психику слушателей, инициируют защитную реакцию и ответную агрессию.
Соблюдайте правила произношения, пользуйтесь словарями.
Эффективный метод избавления от вируса навязчивых слов и речевых клише – запись на диктофон своего чтения, с листа книги, произвольного, незнакомого текста. Тогда приходит понимание и нарабатывается практика, навык оптимальной техники устной речи, чувство ритма. Основные моменты тренировки: произносятся не отдельные слова, а уже осмысленные предложения, смысл которых окрашен соответствующими интонациями, паузами, междометиями и уточнениями. Специальными упражнениями исправляется невнятное произношение. Монотонность речи – заменяется динамическим темпом.
Упражнения для развития техники речи .
Опытным путём найдите свой "исходный, природный тембр голоса". Для этого необходимо выполнять упражнения для постановки голоса. Поднимая, при этом, руки (как ) – ощущайте резонанс звука и в пространстве перед собой (это для тренировки и декламирования стихов, а не для модулирования где-ни-попадя).
Говорите не спеша, спокойным тоном. Регулируйте свою громкость и энергию - по ситуации и окружающей обстановке. Не переходите на сильный крик (сорванный голос, повреждённые голосовые связки – их трудно будет восстановить, появится хроническая хрипота и фальцетные, сиплые звуки).
Произнося речь – свободно держите осанку, не вытягивайте вперёд шею. Дыхание – животом (то есть, диафрагмой). Звук должен резонировать в дыхательном аппарате и черепных пазухах, звучать в гортани – как в своде купола храма. При этом сохраняется чёткая дикция, артикуляция всех слогов в произносимых словах.
Жестикуляцию, мимику и прочие телодвижения – сведите к минимуму. Выражайте свою мысль человеческим языком, с помощью слов. Профессиональные артисты театров и актёры кино – используют, дополнительно, движения и пластику тела.
Не злоупотребляйте иностранными словечками, не хвастайтесь блестящим знанием английского, немецкого или французского языка. В полную силу и грамотно применяйте наш прекрасный, «великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык.
Излучайте искренность и доброжелательность. Если вы диктор или теле- радиоведущий, профессионально работающий в средствах массовой информации – понимайте суть транслируемой информации, заранее уточняйте неясные моменты у специалистов-экспертов, тщательно готовьтесь к эфиру.
До сих пор, советская школа подготовки дикторов и ведущих на радио и телевидении – остаётся непревзойдённой. При этом, происходит деградация, снижение качества обучения. Уходят старые, опытные профессионалы, на смену им – приходят, нередко, вечные недоучки, косноязычные и недалёкие, жертвы современной системы образования, с абсурдным ЕГЭ, а то и дилетанты, не имеющие никакого отношения к данной профессии.
Из студии вещания - нельзя устраивать столовую общепита. Вид еды и сладкого питья, на столе, перед радиоведущими и дикторами - заставляет их, периодически, плотоядно и громко сглатывать слюну, что и слышит широкая аудитория. Звучит это, в эфире, некрасиво и нелепо.
Главное слово в предложении – выделяется логическим ударением (растягиванием - замедлением произнесения, тембром и силой голоса), а с остальных – нужно научиться снимать ударения.
Работающему населению страны, по менталитету, ближе и любимее дикторы и ведущие, которые родом из провинциальной глубинки, с периферии, скромные и не испорченные столичным гламуром. Всё остальное вызывает, в разной степени, раздражение и праведное негодование самых многочисленных категорий телезрителей и радиослушателей.
Не заискивайте перед слушателями, а уважайте их. Не занимайтесь самолюбованием.
Слова произносятся чётко, отчётливо слышно до последней буквы, и "не проглатываются".
Речь должна напоминать непринуждённую беседу, с нейтральной мелодикой тона. Импровизируйте.
Научитесь сознательно делать логические паузы, чтобы коротко и ясно сформулировать свою следующую фразу.
- Мешают продвижению по службе.
- Разрушают взаимоотношения. «Ну, я как бы люблю тебя типа» вряд ли растопит сердце девушки.
- Загрязняют мысли, загоняют человека в тупик.
- Съедают время и энергию. Неужели вам некуда ее направить?
- Затрудняют понимание речи и сводят ее к первобытному общению.
А есть ли плюсы?
Можно выделить дополнительные преимущества отдельно для говорящего человека и для слушающего.
Для говорящего
- скудным словарным запасом;
- плохо развитой речью;
- слабыми мыслительными процессами.
Матом и неуместным повтором частиц человек заполняет мыслительный и речевой вакуум.
Для слушающего
Вопросительное «да» или «знаете» со стороны говорящего не обязательно сигнализирует о его неуверенности, возможно, это способ привлечения внимания слушающего, поддержания коммуникативного контакта.
- «Это самое» – безответственность и лень, стремление переложить свои обязанности на другого человека.
- «Это» – растерянность.
- «Кстати» – неловкость, попытки привлечь внимание.
- «Вообще-то» – неуверенность, склонность к конфликтам.
- «В общем-то», «В принципе» – частичное согласие, ожидание уговоров.
- «Короче» – вспыльчивость, торопливость, нервозность. Но вместе с этим – многословность.
- «На самом деле» – самоуверенность, занудство, эгоизм, высокомерие, чувство превосходства, стремление читать морали и нравоучения, «нудеть».
- «Значит», «типа» – консерватизм и агрессия, неуверенность.
- «Просто» – склонность к оправданиям, безответственность, зависимость от чужого мнения.
- «Как бы» – неопределенность по жизни, создание путей отступления.
- «Понимаешь» – подхалимство, лесть.
- «Походу» – несерьезное восприятие ситуации и самого себя, желание уйти от ответственности.
Как бороться с эмболофразией
Сразу скажу, что всем известный способ замены одного слова на другое – не эффективен. Почему-то его очень любят применять для избавления от мата. Но какая разница, бессмысленный мат у вас идет через слово или такая же бессмысленная «ромашка». Нужно действовать иначе.
- Повышайте , коммуникативные умения.
- Расширяйте словарный запас.
- Читайте книги.
Что еще можно сделать?
- выздоравливать вместе;
- разрывать контакт;
- регулярно заниматься профилактикой.
Последнее предлагаю рассмотреть подробнее.
- неуверенность или другие личностные проблемы;
- бедность словарного запаса;
- создание имиджа (актуально для сленга «новых русских» и «крутых ребят»).
Без эмболофразии ваша речь станет лаконичнее, точнее, интереснее. Пауза, даже не запланированная, а вызванная забывчивостью, куда уместнее, нежели мычание, аканье и хмыканье.
Послесловие
Предлагаю вам почувствовать себя в шкуре тех, кто вас слушает. Попробуйте прочитать стихотворение ниже (автор Э. Мошковская):
«Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак –
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители –
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще».
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
сайт перевел для вас статью с простой классификацией всех этих слов и эффективными способами борьбы с ними..
Обычно эти слова и междометия вставляют между предложениями или частями фразы - там и тогда, где нам в речи нужна пауза.
Вместо того, чтобы произнести: «Меня зовут Вася, и я увлекаюсь футболом. На прошлой неделе моя команда выиграла в двух товарищеских матчах, а через месяц нас ждут серьезные соревнования », мы выдаем что-то такое: «Меня зовут Вася, и, эээ, я увлекаюсь футболом. Ну, на прошлой неделе мы выиграли в двух, гм, товарищеских матчах, а, ммм, через месяц нас ждут соревнования посерьезней ».
Эти словечки пробираются в начало наших фраз, становясь «взлетной полосой» для мысли, которая еще не успела оформиться. Чаще всего в такой роли выступают всевозможные «короче», «честно говоря», «типа», «вообще». Без них речь звучит весомее и продуманнее, будто бы нам не нужен «разгон» в самом начале.
Они появляются, когда в разговоре вы периодически спрашиваете: «Да?» или «Знаешь?». Это искусственные способы привлечения внимания и получения обратной связи. Я говорю «искусственные» потому, что ответов вы, как правило, не ждете.
Само по себе использование этих слов - не проблема. Оно становится проблемой, когда их повторение не дает слушателям сосредоточиться на содержании вашего рассказа.
“Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.
“Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.
“Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.
“На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место, самоуверенные, занудные. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.
«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.
«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.
ВЫВОДЫ:
Чтобы обезвредить, нужно сначала найти.
Как найти?
— Включите диктофон или камеру и перескажите содержание любимого фильма или книги, а затем прослушайте запись.
— Попросить близких или друзей послушать вас и сообщить о результатах
— Можно прийти к нам в Ораторский клуб и попросить обратную связь.
а) Слова и группы слов, которые можно смело вычеркнуть из речи без потери для смысла
а.1) Примитивные слова.
Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это, в общем, значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
_______________________________________________________________________
Приводим текст этой заметки:
Чтение
Больше читайте признанных мастеров слова. Чтение очень хорошо развивает речь, потому что не только пополняет наш словарный запас, но и откладывает в нашем сознании структуру высказываний, которую мы, не замечая этого, потом используем в своей речи.
Выразительное чтение вслух
С его помощью можно расширить словарный запас, отточить дикцию и интонацию, улучшить речевой стиль.
Только не пугайте соседей, страстно читая состав освежителя воздуха. Обратитесь к художественной литературе, содержащей изящные обороты и изысканную лексику. Прочитайте несколько книг, выберите самую любимую и занимайтесь лишь с ней. При регулярном чтении вслух исчезнет угловатость речи, косноязычие и топорные выражения, улучшится речевой стиль и сама речь станет красивей.
Пересказ
Подробно пересказывайте текст. При этом употребляйте слова, используемые в тексте оригинала. Так вы активизируете пассивный словарный запас. Многие слова и выражения нам известны, но в речи не используются. А поскольку пассивный словарный запас превышает активный, регулярно обращаясь к нему, мы обогащаем свою речь новыми словами.
Также можно пересказывать фильмы, анекдоты, истории, произносить поздравительные речи. Можно на диктофон, а можно для живой аудитории.
Личный словарь интересных слов
Периодически перечитывайте составленный вами «словарик» интересных оборотов, остроумных выражений, нестандартных сочетаний и отдельных слов, с которыми вы столкнулись. Запоминайте эти слова и чаще пользуйтесь ими, общаясь с людьми.
Подбор синонимов
Подбирайте синонимы к словам при чтении текста. При этом старайтесь, чтобы смысл текста не пострадал.
Краткость – сестра таланта.
Меньше количества, больше качества. Чаще всего такие слова используются в больших и объемных выступлениях. Старайтесь «не лить воду». Чем короче ваше выступление, тем информативнее и интереснее оно будет для ваших слушателей.
Плакаты
Подходит для новомодных сленговых слов
Попробуйте расклеить по комнате бумажные листы с крупно написанными на них «лишними словами». Через несколько дней активного их разглядывания у вас быстро пропадет желание не то, чтобы произнести это слово, а даже подумать об этом!