Какой раздел науки о языке изучают в школе? Основные разделы русского языка. Окончание выражает разные грамматические значения



  • раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

  • Как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательный строй языка, словообразование в русском языкознании сложилось сравнительно недавно. Словообразование нужно отличать от формообразования слов (сравните: бумага бумажник; бумага, бумаги ).


Слова состоят из морфем.

  • Слова состоят из морфем.

  • Морфемой называется наименьшая значимая часть слова, которая выделяется в его структуре в результате сопоставления данного слова с другими, содержащими аналогичные значимые части. В отличие от слова морфема не имеет самостоятельного существования.

  • Раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова, называется


Слово состоит из основы и окончания .

  • Слово состоит из основы и окончания .

  • В основу входят:



  • – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы выделить окончание, надо


Окончание выражает разные грамматические значения :

  • Окончание выражает разные грамматические значения :

  • у существительных, числительных и личных местоимений – падеж и число ;

  • у прилагательных, причастий, некоторых местоимений – падеж, число, род ;

  • у глаголов в настоящем и будущем времени – лицо и число , а в прошедшем и будущем времени – род и число .



водный водянистый однокоренными не являются водный ) или два корня (водонос, ).

    это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов (водный – подводный – водяной – водник – водянистый ). Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными . Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни (гора – гористый – горный – гореть ). Слова с подобными корнями однокоренными не являются . В слове может быть один корень (водный ) или два корня (водонос, водопад, водоснабжение, водохранилище ).


аффиксы .

  • Помимо корня (корневой морфемы), в структуре слов содержатся аффиксальные морфемы, или аффиксы .

  • К аффиксам относятся все служебные морфемы слова:

  • префиксальные (приставки, или префиксы),

  • суффиксальные (суффиксы),

  • интерфиксальные(интерфиксы),

  • постфиксальные (постфиксы)

  • флексийные (флексии, или окончания).


автор – со автор , вне – из вне делать – с делать ).

  • – это значимая часть слова, которая находится перед корнем или другой приставкой и используется как для образования других слов (автор – со автор , вне – из вне ), так и для образования некоторых форм одного и того же слова (делать – с делать ).

  • Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, пере- и др.). Иноязычных приставок немного (анти-, архи-, интер-, дез-, экс- и др.).


летчик , грузин , писатель, трагик ен и, почитать – почитыва

  • это значимая часть слова, которая находится после корня или другого суффикса и обычно служит для образования слов (летчик , грузин , писатель, трагик ). Суффиксы могут служить для образования форм слов (знамя – знамен и, почитать – почитыва ть). Многие суффиксы свойственны определенным частям речи

  • (-ак-, -лец-, -иц- характерны для имен существительных; -енн-, -ш-, -вш- – для причастий; -ну-, -ыва-, -ева- – для глаголов).


  • – это значимая часть слова, находящаяся после окончания или суффиксов в глагольных формах и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова

  • (белеть – белеться , катать – кататься ; катался, каталась , вернувшийся, вернусь, улыбаясь ).


  • это служебная морфема, находящаяся между двумя основами в структуре сложного слова и необходимая для соединения этих основ в одну целостную основу данного слова (голов-о-кружение, земл-е-трясение, пят-и-летний).

  • Интерфиксы используются лишь для образования новых слов, формообразовательная функция им совершенно не свойственна.


  • Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений, которые для нового слова являются исходными.

  • Различаются следующие характерные способы образования:

  • морфологические

  • неморфологические.


  • Приставочный (префиксальный) способ

  • При этом способе приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово (удача – не удача, бабушка – пра бабушка, ныне – до ныне, моральный – а моральный, читать – вы читать, как – кое -как, где – ни где, худший – наи худший, даль – в даль, даром – не даром, действие - без действие ).


Суффиксальный способ

  • Суффиксальный способ

  • При этом способе к основе исходного слова прибавляется суффикс.

  • Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи (туман – туман-н- ый, туман-н-ость ; белый – бел-изн -а; внук – внучок ; работать – работ-ник ; преподавать – преподава-тель ; храбрый – храбр-ец ).


(суффиксально-префиксальный)

  • Приставочно-суффиксальный способ (суффиксально-префиксальный)

  • При этом способе одновременно к основе исходного слова присоединяются приставка (префикс) и суффикс (по -дорож-ник , при -мор-ск -ий, на -хлеб-ник , под -свеч-ник , под -стакан-ник , об -сахар-и -ть, в -тайн-е , во -втор-ых , не -счаст-н -ый, не -вин-н -ый, под -снеж-ник , на -став-ник ).


Бессуффиксный способ

  • Бессуффиксный способ

  • Способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень, сухой – сушь, синий – синь), либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (переносить – перенос, насыпать – насыпь, просекать – просека, загорать – загар, глубокий – глубь, гладкий – гладь, выходить – выход ).


  • Сложение как способ образования слов

  • Способ заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными словами называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные (интерфиксы).


Сложение целых слов

  • Сложение целых слов

  • (диван-кровать , город-герой, телефон-автомат, сейчас ).

  • Сложение основ слов с целым словом без соединительных гласных

  • (партбилет, турпоход, полдыни, автозавод, Ленинград, физкультура).

  • Сложение основ с соединительными гласными

  • (снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп).


(овоще хранилище, железо бетон, декоративн о-прикладной, ново стройка) .

  • Сложение основы слова и целого слова с помощью соединительных гласных (овоще хранилище, железо бетон, декоративн о-прикладной, ново стройка) .

  • Сложение основ с одновременным присоединением суффикса

  • (земле дели е, пяти летк а, трехэтажн ый ).

  • Слияние слов

  • (вечнозеленый, труднодоступный, вперёдсмотрящий).


( корреспондент ).

  • Сложение слогов или частей слов (комсомол/Коммунистический Союз Молодёжи, спецкор/специальный корреспондент ).

  • Сложение названий начальных букв

  • (МГУ/Московский государственный университет, ЦК/Центральный Комитет, загс/запись актов гражданского состояния ).


Смешанный способ

  • Смешанный способ (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

  • Слова, образованные способом сложения, называются сложными, аббревиатура, сложносокращенными.

  • Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов (вуз – вузовец, колхоз – колхозный, колхозник ).


, лексико-грамматический ().

  • Переход слов одной части речи в другую , лексико-грамматический (рядовой случай – рядовой из соседней части, первый год – первый ученик, лёжа на песке – читать лёжа вредно, медленным шагом – ехали шагом; ушёл, благодаря хозяйку за обед - благодаря заботливому уходу ).


  • Разбор слова по составу

  • уч-и-тель-ств-о

  • вод-ян-ист-ый

  • по-весен-н-ему

  • что-нибудь


  • 1. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом?

  • 1) юбиляр, стряпуха, оргвыводы 2) дипломник, кое-куда, медвежий 3) баловство, свежесть, безголосый 4) пароходный, птичий, поддержка

  • 2. В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

  • 1) внеклассный, побольше, разрыв 2) заморский, пресмешной, разбитый 3) соавтор, вызывающе, изголодаться 4) сверхприбыль, подыскать, навсегда


  • 3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

  • 1) надомник, втроём, мясорубка 2) бесстыдник, нарукавник, неумный 3) подбородок, размечтаться, справа 4) утомление, бескозырка, сослуживец

  • 4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

  • 1) переговоры, дурь, вред 2) зелень, рассада, чертёжник 3) навар, нелегал, размен 4) вход, запрет, порка


  • 5. В каком ряду все слова образованы способом сложения?

  • 1) местком, небесно-голубой, контригра 2) профсоюз, спецкор, бомж 3) левобережный, морозостойкий, сверхзадача 4) бетономешалка, первомайский, адъютант

  • 6. В каком ряду нет слова, образованного бессуффиксным способом?

  • 1) следователь, дымок, накипь 2) накопитель, бездарь, тупица 3) вновь, пододеяльник, спецназ 4) раздача, россыпь, сенокос


7.

  • 7. В каком ряду нет слова, образованного приставочным способом?

  • 1) свалка, откуда, подготовка 2) выпускник, надбровье, пощипывать 3) железнодорожный, вдвойне, ультразвук 4) перевод, небольшой, прикарманить

  • 8. В каком ряду нет слова, образованного приставочно-суффиксальным способом?

  • 1) передача, соразмерный, очернитель 2) загривок, контратака, вдуматься 3) переименование, дисгармония, сбережения 4) надомный, досрочный, разрыдаться


  • 9. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?


  • Как отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова? Однокоренные слова: лексическое значение разное, в ряду слов прибавляется либо приставка, либо суффикс. Однокоренные слова: лексическое значение разное, в ряду слов прибавляется либо приставка, либо суффикс. Лес лес – н - ой лес – ник об – лес – и – ть. Формы одного и того же слова: лексическое значение одинаковое, изменяется только окончание. Водян – ой водян – ого водян – ому.




    Способы образования слов: 1. Морфемные способы образования. Морфемные способы образования. Морфемные способы образования. 2. Сложение основ с помощью соединительных гласных. Сложение основ с помощью соединительных гласных. Сложение основ с помощью соединительных гласных. 3. Сложение слов. Сложение слов. Сложение слов. 4. Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. 5. Сложносокращенные слова. Сложносокращенные слова. Сложносокращенные слова.






    Переход из одной части речи в другую. Переход из одной части речи в другую. 1. Заводская столовая (что?сущ.) столовая (какая? прил.)комната. 2. Разговаривал веснушчатый (кто? сущ.) веснушчатый (какой? прил.) боец. В данном случае прилагательное переходит в существительное.


    Сложносокращённые слова – это сложные слова, состоящие из сокращённых основ других слов. Сложносокращённые слова – это сложные слова, состоящие из сокращённых основ других слов. 1. Берутся части слов: Рыбхоз рыб(оводное) хоз(яйство). 2. Берутся начальные буквы: МГУ – Московский Государственный университет. произносим: эм – гэ – у. 3. Берутся начальные звуки: СМУ – строительное монтажное управление СМУ – строительное монтажное управление произносим: с – м – у.


    При словообразовательном разборе слова мы можем построить 1. Словообразовательную пару: Вы - ход ход – и- ть (Слово выход образовано от слова ходить с помощью приставочного и бессуффиксального способа образования слов) 2. Словообразовательную цепочку: У – лет – учи – ть – ся у-лет –учи-ть лет-уч-ий лет-е-ть. 3. Словообразовательное гнездо: лес-н-ой лес-ник лес-ок лес-очек Лес об-лес-и-ть об-лес-и-ть лес-хоз лес-хоз

    В лингвистике выделяют несколько основных разделов. Каждый из них занимается изучением того или иного круга и явлений. Сегодня мы рассмотрим, какие разделы науки о русском языке изучаются в школьном курсе.

    Фонетика

    Начнем знакомство с основного раздела языкознания - фонетики. Данная наука изучает и особенности их функционирования. В фонетике рассматривается чередование звуков в зависимости от ударения, положения в той или иной части слова. Также рассматриваются сильные и слабые позиции звуков.

    Отдельно изучается такое понятие, как слог, и разделение слова на слоги согласно правилам русского языка. Относится к фонетике и интонация, ударение.

    Орфография

    Второй важный раздел науки о языке - орфография. Он занимается изучением правописания слов и их значимых частей. Благодаря орфографии мы знакомимся с правилами и орфограммами, учимся распознавать случаи, в которых нужно использовать правила для определения того, какую букву следует написать в том или ином слове.

    Лексика и фразеология

    Лексика и фразеология - наиболее интересный раздел науки о языке, изучающий лексическое богатство русской речи, а также функционирующие в ней фразеологизмы. Говоря о лексике, стоит отметить, что она занимается изучением таких понятий, как синонимы и омонимы, паронимы и антонимы, изучает она происхождение слов и их функционирование, выделяет активную и пассивную лексику русского языка.

    Фразеология занимается изучением фразеологизмов, их значением и происхождением.

    Довольно тесно связана с лексикой и фразеологией лексикография - наука о словарях.

    Словообразование

    Еще один раздел науки о языке - словообразование. В нем изучается Так, каждое слово имеет корень, который несет лексическое значение. Кроме корня, в слове могут быть окончание, суффикс или приставка. Кроме того, выделяют основу слова.

    Словообразование изучает не только части слов, но и то, каким образом были образованы те или иные слова, какие из суффиксов образуют глаголы, а какие - прилагательные.

    Зная основы словообразования, человек легче осваивает орфографию, так как два эти раздела весьма тесно связаны между собой.

    Морфология

    Морфология - довольно объемный раздел науки о языке. Занимается изучением частей речи и их функционированием в речи. В ходе обучения школьники изучают главные и служебные части речи, правила их правописания, знакомятся с тем, как склоняются части речи, как определить род или падеж существительного или прилагательного, которое относится к нему.

    Морфология также довольно тесно связана с орфографией, так как необходимо не только знать, как образуется слово, но и как оно изменяется. Ведь некоторые звуки, а следовательно и буквы при написании зависят от того, в каком падеже стоит слово.

    Синтаксис и пунктуация

    Наиболее сложный раздел науки о языке - синтаксис и пунктуация. Изучать его начинают уже в 8 и 9 классах. Самое первое, с чем знакомятся школьники - это понятие о словосочетаниях и типах, связях между словами. Затем они переходят к изучению главных и второстепенных предложений, учатся находить их и графически выделять.

    После этого начинается изучение простого предложения, как двусоставного, так и односоставного. Изучается их классификация и функционирование в речи. Уже в 9 классе начинается знакомство со сложными предложениями, типами связи между ними, классификациями.

    В ходе изучения предложений также происходит знакомство с пунктуацией русского языка, которая тесно связана с синтаксисом. Изучаются правила расстановки запятых, тире и двоеточия, точки с запятой. Дается краткая историческая справка об истории возникновения знаков.

    Стилистика

    Изучая разделы науки о языке, ученики то и дело сталкиваются с таким разделом языкознания, как стилистика. Она занимается изучением стилей речи, их основных признаков и особенностей функционирования. Выделяют несколько основных стилей: художественный, научный, публицистический, конфессиональный, разговорный, эпистолярный.

    В ходе обучения ученики учатся выделять признаки каждого из стилей и определять, к какому из них относится тот или иной текст.

    Культура речи

    Ну и последний раздел, который стоит упомянуть - культура речи. Она изучает письменные и устные нормы русского языка. Зачастую правила из этого раздела изучаются в ходе рассмотрения других разделов языкознания. Довольно тесно культура речи связана со стилистикой, орфоэпией и орфографией.

    Выводы

    Мы выяснили, какие разделы науки о языке изучают в школьном курсе. Среди них такие как фонетика и орфография, лексика и фразеология, словообразование и морфология, синтаксис и пунктуация, а также стилистика и культура речи. Практически все они тесно связаны между собой, знание одного раздела способствует усвоению правил из другого, смежного.

    Часто школьники не знают, что изучает тот или иной раздел языкознания. Это затрудняет поиск необходимой информации. В данной статье мы рассмотрим разделы науки о языке и основные понятия, которые они изучают.

    Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.

    Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.

    Лексика и фразеология – раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи. Изучаемые понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы.

    Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования. Изучаемые понятия: состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов.

    Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Изучаемые понятия: части речи (самостоятельные и служебные): имена существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи.

    Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи. Изучаемые понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная).

    Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Изучаемые понятия: знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки.

    Стилистика – раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности. Изучаемые понятия: стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля.

    Культура речи – раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. Изучаемые понятия: нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая.

    Если Вам необходимо проконсультироваться по какому-либо разделу языкознания, или Вы не можете найти определение изучаемого понятия. в любое время и в любом месте Вы можете обратиться за помощью к онлайн репетитору. Обучение проходит посредством специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Наука о языке называется языкознанием, лингвистикой.

    Основные разделы науки о русском языке: фонетика (звуки речи), морфемика (состав слова), лексика (словарный состав языка), морфология (слова как части речи), синтаксис (словосочетания и предложения).

    В лингвистике выделяется несколько разделов.

    Лексикология (ее предметом является слово) - учение о словарном составе языка. Одним из основных разделов лексикологии является семантика (от греч. «сема» - знак), которая изучает вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова.

    Специальным разделом лексикологии является этимология - наука, изучающая происхождение слова.

    Фонетика - раздел науки, который изучает звуковую структуру языка. Звуки речи и способы их образования.

    Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.

    Словообразование или морфемика - раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.

    Грамматика изучает особенности построения языка, она включает в себя два подраздела - морфологию и синтаксис.

    Морфология (от греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово), изучает словоизменение и части речи. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т. д. В русском языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

    Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз, частица.

    Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

    Предложение и словосочетание - синтаксические единицы русского языка. Орфография (от греч. «орфо» - правильный, «графо» - пишу) -раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.

    2 Вопрос. Звуки речи. Фонетические слоги. Фонетические слова.

    Звуки речи- это одна из самых первых сегментных единиц. Звук в отличии других сегментных единиц не имеет самостоятельного значения. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.

    Фонетический слог – это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Фонетический слог (слог) – это наименьшая единица произнесения слова, а звук – кратчайшая единица речи.

    Слоги бывают ударными и безударными.

    Слоги бывают открытые(глас.) и закрытые(согл.)

    Ещё слоги бывают непрекрытые(если начало с гласного зв.) и прикрытые (если начало с согл. зв.)

    Фонетическое слово­- называют любую ударную словоформу иногда с примыканием к ней клитиками(безуд.слово).

    Клитики разделяются:

    1)проклитики безуд.слово присоед.к ударному слову слева (на крыше). В русском языке выступают союзами и в редких случаях частицами.

    2)энклитики безуд. слово присоед. справа (дом-то, напиши-ка) В русском языке энклитики выступают частицы.

    3 Вопрос. Синтагмы. Фразы. Суперсегментные единицы.

    Синтагма (греч. syntagma - нечто соединенное) или речевой такт принято называть сочетание слов или отдельные слова выделяемые в речевом потоке микропаузами.

    Основным свойством синтагмы является это отрезок звучащей речи произносимый одним напором выделяемого воздуха без пауз.

    Слеш его постановка имеет факультативный характер т.е. свободная постановка.

    Синтагма может также состоять из одного слова, может совпадать с целым предложением. Там, /где была раньше одинокая скала, /лежала груда обломков (А р с е н ь е в) (три синтагмы). На заводе все благополучно (Куприн) (одна синтагма).

    Фраза (от греч. phrasis – выражение), основная единица речи. Самая крупная единица речевого потока. Границами фразы являются паузы, а также определённые интонационные признаки, указывающие на её конец (например, в рус. языке – понижение тона на последнем слоге фразы). Распадается на такты (синтагмы), которые состоят из фонетических слов и слогов.

    К суперсегментным (нелинейным) единицам относятся ударение и интонация. Они отличаются от линейных единиц тем, что не могут существовать сами по себе, отдельно от сегментов, а только вместе с ними, откуда их и название – суперсегментные (иначе - сверхсегментные).