Кем был атилла по национальности. Роль гуннов в истории

Аттила - Атилла - Иделле в переводе с тюркского может означать Волжанин-Волжский, т. Е. человек с берегов Волги. Т. К. по-тюркски и есть - - , а тюркское окончание -лы/-ле в данном случае является аффиксом принадлежности. Кстати само слово Волга-Вилга-Елга тоже тюркского происхождения и по-татарски переводится именно как "река".
был рыжеволосым и светлоглазым, как и весь его род. Кстати и тоже был высоким, рыжеволосым и светлоглазым человеком. Больше того кыпчаки-куманы-половцы также отличались преимущественно светлым цветом волос и глаз. А киргизы до 9 - 10 века, когда в их среде рождался ребенок с монголоидными чертами вообще считали, что женщина его нагуляла от китайца, т. К. киргизы в то время были по преимуществу светлыми европеоидами, как впрочем и уйгуры. И тут нет ничего необычного, ведь и те, и другие, и третие вели свое происхождение от теле-дили-дуло или динлинов (в кит. произношении), т. Е. древних тюркоязычных европеоидов Азии, населявших обширный регион и в том числе районы современного Китая и конкретно бассейна реки Хуанхе, причем еще до прихода туда предков современных китайцев, откуда впоследствии теле-динлины и были вытеснены этими самыми монголоидными пришельцами, а оставшиеся ассимилированы ими. Хунну-сюнны-гунны, родственные теле-дили-динлинам, также отличались от монголоидных китайцев более высоким ростом, высокой переносицей (даже орлиными носами) и в сравнении с китайскими мужчинами имели более густую растительность на лице и теле. И тут тоже нет ничего удивительного ведь древние носители тюркских языков, входящих в свою очередь в так называемую алтайскую языковую семью (куда входят и монголы, и даже японцы с корейцами), принадлежали к той же ностратической макросемье языков к которой принадлежат и современные индоевропейцы, и современные представители уральской языковой семьи, и картвельской, и т. Д., т. Е. по своему внешнему - антропологическому облику изначально были типичными европеоидами, и впоследствии часть из них, а именно восточная часть носителей этих тюркских языков, в результате продолжительных и плотных контактов с представителями монголоидных рас постепенно приобрели в своем внешнем облике монголоидные черты, сохранив при этом свой тюркский (алтайский-ностратический) язык. Поэтому славяне тут вообще ни при чем. К тому же кроме славян коим присущ европеоидный антропологический облик на земле и других хватает. Так что человек с европеоидной внешностью и со светлыми волосами и голубыми глазами это еще не есть славянин, и скорее даже не славянин, а скажем тот же скандинав, так как среди самих славян и даже целых славянских народов полно и темных. Современные же русские в этнической основе своей это вообще по преимуществу ассимилированные в 9 - 10 вв. коренные угро-финнские племена.
Админ. Спасибо, очень профессионально. Обязательно пишите еще.

Аттила (Attila ) (ум. 453), верховный вождь племени гуннов с 434 (совместно со старшим братом Бледой до 445). Его имя окружено легендами и преданиями.

Впервые он и его брат упоминаются в связи с нападением на г. Маргус в Восточно-Римской империи (435). По договору империя обязалась ежегодно платить ему около 300 кг золота в обмен на мир. Однако договор выполнен не был, и Аттила вместе с присоединившимися к гуннами другими племенами в 441 напал на империю, перейдя границу по Дунаю. Призвав на помощь войска с Запада, римлянам удалось отбить атаку, хотя многие города и были разграблены, но в 443 Аттила вновь нанес удар, ему удалось осадить Константинополь с юга и с севера со стороны моря. В сражении на Галлиполийском полуострове основная часть имперских войск была разбита. Вступив в переговоры, Аттила потребовал уплатить ему 2600 кг золота сразу же и каждый год еще 900 кг. Римляне согласились, и Аттила отступил. В 445 он убил своего брата и стал править единолично. В 447 началось второе великое наступление гуннов на Восточную Римскую империю. В сражении на реке Утус он вновь разбил имперские силы, но и сам понес очень значительные потери. Начались мирные переговоры с императором Феодосием II. Во время этих переговоров в 449 в стане Аттилы побывали римские дипломаты, в том числе историк Приск, оставивший наиболее достоверные описания вождя гуннов. По его словам, это был невысокий коренастый человек с непропорционально большой головой, плоским носом и раскосыми глазами. Христиане прозвали его «Бичом Божьим». Договор был заключен в 449, и условия его были тяжелы для империи: к Аттиле отошли земли южнее Дуная.

Но Аттила воевал отнюдь не только с Восточной и Западной империями. Еще в 437 он разгромил бургундское королевство на Рейне. Огромны были его завоевания в Азии, где он покорил земли вплоть до Китая.

В 451 году Аттила вторгся в Галлию. Аэцию, военному вождю Западной Римской империи и настоящему правителю, он заявил, что его целью является королевство визиготов (тогда их столицей была теперешняя Тулуза) и что он не намерен воевать с императором Валентинианом III. Однако еще весной 450 король гуннов получил послание сестры императора, Гонории, которая попросила Аттилу вступить с ней в брак, чтобы спасти ее от замужества с ненавистным ей избранником брата. Аттила не собирался жениться на Гонории, но, воспользовавшись ее мольбой как предлогом, потребовал половину империи в качестве приданого. Когда войско Аттилы уже пересекло границы Галлии, Аэций получил послание от короля визиготов Теодориха, в котором тот предложил союз с императором. Аттила осадил Аурелианум (Орлеан), но тут подоспели войска Аэция и Теодориха. Битва состоялась на Каталаунских полях. Король визиготов был убит, но Аттила потерпел свое первое и единственное поражение. Это была одна из величайших битв в европейской истории. На поле битвы осталось 250-300 тысяч воинов. В следующем году Аттила совершил молниеносный набег в Италию и ограбил крупнейшие города, в том числе Медиоланум (Милан), Падую, Аквилею, и перейдя через Альпы напал на Венецию. Император и все жители Италии в страхе ожидали воинов Аттилы в Риме, но, по преданию, папа Лев посетил Аттилу и уговорил его остановить свои набеги. Европейские хроникеры также утверждают, что Аттиле явились апостолы Петр и Павел и смягчили его жестокость. Как бы то ни было, на следующий год Аттила снова собирал войска, но внезапно скончался на ложе пленницы, германской красавицы Ильдиго (Хильды).

Исторический Аттила фигурирует в германо-скандинавском эпосе, причем двояко: в исландских сагах он злой правитель Атли, который заманивает в ловушку короля бургундов Гуннара и его брата, чтобы завладеть золотом нибелунгов. Он женат на их сестре Гудрун, и она страшно мстит ему. В исландских сагах обыгрывается многократно описанная хроникерами жажда золота и серебра, присущая историческому королю гуннов. В противоположность исландской традиции, Этцель германского эпоса – великодушный, но слабый властелин огромной державы, который не в силах остановить гибель героев.

История гуннов очень интересная. Для славянского народа она интересна тем, что есть большая вероятность того, что гунны - это Существует целый ряд исторических документов и древних писаний, достоверно подтверждающих то, что гунны и славяне являются одним народом.

Очень важно проводить постоянные исследования нашего происхождения, так как согласно существующей истории наши далекие предки до прихода Рюрика были слабой и необразованной нацией, не имевшей культуры и традиций. Согласно утверждениям некоторых ученых, дела обстояли еще хуже, так как разобщенность древних препятствовала самостоятельному управлению своими землями. Поэтому и был призван варяг Рюрик, заложивший новую династию правителей Руси.

Впервые крупное исследование гуннской культуры провел французский историк Дегинье. Оно нашел сходство между словами «гунны» и «сюнны». Сюннами называли один из самых больших народов, который жил на территории современного Китая. Но существует и другая теория, согласно которой гунны были предками славян.

Согласно первой теории гунны - это смесь двух народов, одним из которых являются угры, а вторым - хунны. Первые жили на территории нижней Волги и Урала. Хунны же являлись могучим кочевым народом.

Отношения хуннов с Китаем

Представители этого племени на протяжении многих веков проводили завоевательную политику относительно Китая и имели достаточно активный образ жизни. Они осуществляли неожиданные налеты на провинции страны и забирали все то, что им надо было для жизни. Поджигали жилища и делали рабами жителей местных деревень. Вследствие этих набегов земли были в упадке, а над землей еще долго носился запах гари и поднятый вверх пепел.

Считалось, что хунны, а несколько позже гунны - это те, что не знают ничего о жалости и сострадании. Завоеватели стремительно покидали ограбленные поселения на своих низкорослых и выносливых конях. За один день они могли преодолевать более ста верст, вступая при этом в бой. И даже Великая китайская стена не была для хуннов серьезной преградой - они легко обходили ее и осуществляли свои набеги на земли Поднебесной.

Со временем произошло их ослабление и распад, в результате которых образовались 4 ветки. Наблюдалось более активное их теснение другими, более сильными народами. Для того чтобы выжить, северные хунны в середине 2 века направились на запад. Второй раз появились гунны на территории Казахстана в 1 веке нашей эры.

Объединение хуннов и угров

Тогда когда-то сильному и огромному племени на пути встретились угры и аланы. Со вторыми отношения у них не сложились. А вот угры дали приют скитальцам. В середине 4 века возникло государство гуннов. Приоритетное положение в нем принадлежало культуре угров, тогда как военное дело было в большей части перенято от хуннов.

В те времена аланами и парфянами практиковалась так называемая сарматская тактика боя. Копье было прикреплено к туловищу животного, поэтом в удар была вложена вся сила и могущество скачущего коня. Это была весьма эффективная тактика, противостоять которой было не под силу практически никому.

Гунны - это племена, которые придумали абсолютно противоположную тактику, менее эффективную в сравнении с сарматской. Народ гунны делал акцент больше на изнурение противника. Манера ведения боя заключалась в отсутствии каких-либо активных атак или нападений. Но в то же время они не покидали поле боя. Их воины были оснащены легким вооружением, находились на значительном расстоянии от своих противников. При этом они обстреливали врагов с луков и с помощью арканов сбрасывали всадников на землю. Таким образом они изматывали противника, лишали его сил, а затем убивали.

Начало Великого переселения народов

В результате гунны покорили аланов. Таким образом, произошло образование мощного союза племен. Но в нем хуннам принадлежали далеко не доминирующие позиции. Примерно в семидесятых годах 4 века состоялось переселение гуннов через Дон. Это происшествие стало началом нового периода истории, который в наше время называется Много людей в то время покинули свои дома, смешались с другими народами и образовали совершенно новые нации и государства. Многие историки склоняются к мысли, что гунны - это те, кто должен был внести существенные изменения в мировую географию и этнографию.

Следующие жертвы гуннов - визиготы, которые обосновались в низовьях Днестра. Их также разбили, и они были вынуждены бежать к Дунаю и обратиться за помощью к императору Валентину.

Достойное сопротивление гуннам оказали остроготы. Но их ждала безжалостная расправа гуннского царя Баламбера. Вслед за всеми этими событиями в причерноморскую степь пришел мир.

Предпосылки великих завоеваний гуннов

Мир продолжался до 430 года. Этот период известен еще и приходом на историческую сцену такого человека, как Атилла. Его непосредственно связывают с великими завоеваниями гуннов, которые имели и множество других предпосылок:

  • окончание вековой засухи;
  • резкое повышение влажности в степных районах;
  • расширение лесной и лесостепной зоны и сужение степи;
  • существенное сужение жизненного ареала степных народов, которые вели кочевой образ жизни.

Но выживать как-то надо было. А компенсацию всех этих издержек можно было ждать только от богатой и сытной Римской империи. Но в 5 веке она уже не была такой могучей державой, как двести лет назад, и гуннские племена под управлением своего предводителя Ругилы легко дошли до Рейна и даже попытались наладить дипломатические отношения с Римским государством.

История говорит о Ругиле как об очень умном и дальновидном политике, который умер в 434 году. После его смерти кандидатами на престол стали два сына Мундзука, брата правителя, - Атилла и Бледа.

Период подъема гуннов

Это было начало двадцатилетнего периода, который характеризовался небывалым подъемом гуннского народа. Молодым вождям не подходила политика тонкой дипломатии. Они хотели иметь абсолютную власть, получить которую можно было только насильственным путем. Под началом этих вождей произошло объединение множества племен, к которым относились:

  • остроготы;
  • треки;
  • герулы;
  • гепиды;
  • булгары;
  • акациры;
  • турклинги.

Под гуннскими знаменами стояли также римские и греческие воины, которые достаточно негативно относились к власти Западной римской империи, считая ее корыстной и прогнившей.

Каким был Аттила?

Внешность Атиллы не была героической. Он имел узкие плечи, невысокий рост. Так как в детстве мальчик очень много времени приводил верхом на лошадях, он имел кривые ноги. Голова была настолько большой, что едва удерживалась маленькой шеей - она все время раскачивалась на ней, как маятник.

Его худощавое лицо скорее было украшено, а не испорчено глубоко посаженными глазами, заостренным подбородком и клинообразной бородой. Атилла, вождь гуннов, был достаточно умным и решительным человеком. Он умел держать себя в руках и достигать поставленных целей.

Кроме этого он был весьма любвеобильным человеком, имеющим большое количество наложниц и жен.

Больше всего на свете он ценил золото. Поэтому покоренные народы были вынуждены оплачивать ему дань исключительно этим металлом. Это же относилось и к покоренным городам. Для гуннов драгоценные камни были обыкновенными, ничего не стоящими стекляшками. А к золоту наблюдалось совершенно противоположное отношение: этот весомый драгоценный металл имел благородный блеск и символизировал бессмертную власть и богатство.

Убийство брата и захват власти

Нашествие гуннов на Балканский полуостров осуществлялось под командованием грозного вождя с его братом Бледой. Вместе они подошли к стенам Константинополя. Во время того похода было сожжено более семи десятков городов, благодаря чему варвары сказочно обогатились. Это подняло авторитет вождей на невиданную высоту. Но предводитель гуннов желал абсолютной власти. Поэтому в 445 году он убил Бледу. С того времени начинается период его единоличного правления.

В 447 году состоялось заключение договора между гуннами и Феодосием II, который был очень унизительным для Византийской империи. Согласно ему правитель империи должен был платить каждый год дань и уступить южный берег Дуная до Сингидуна.

После прихода к власти в 450 году императора Маркиана произошло расторжение этого договора. Но Атилла не стал увязываться с ним в борьбу, ведь она могла иметь затяжной характер и происходить на тех территориях, которые варвары и так уже разграбили.

Поход в Галлию

Атилла, вождь гуннов, решил совершить поход в Галлию. В то время Западная римская империя была уже практически полностью морально разложившейся, поэтому являлась лакомой добычей. Но здесь все события начали развиваться не по плану умного и хитрого вождя.

Командовал талантливый полководец Флавий Аэций, сын германца и римлянки. На его глазах мятежными легионерами был убит отец. Полководец имел сильный и волевой характер. К тому же в далекие времена изгнания они с Атиллой дружили.

Экспансия была вызвана просьбой принцессы Гонории об обручении. Появились союзники, среди которых был король Гензерих и некоторые франкские князья.

Во время похода в Галлию было разбито и сровнено с землей королевство бургундов. Затем гунны достигли Орлеана. Но взять его им не судилось. В 451 году состоялась битва на Каталаунской равнине между гуннами и войском Аэция. Она закончилась отступлением Атиллы.

В 452 году война возобновилась вторжением варваров в Италию и взятием самой сильной крепости Аквилеи. Вся долина была ограблена. Из-за недостаточного количества войск Аэций был побежден и предложил захватчикам большой выкуп за то, что они покинут территорию Италии. Поход закончился удачно.

Славянский вопрос

После того как Атилле исполнилось пятьдесят восемь лет, его здоровье серьезно подорвалось. К тому же лекарям было не под силу вылечить своего правителя. Да и справляться с народом ему уже было не так легко, как раньше. Постоянно вспыхивающие восстания подавлялись достаточно жестоко.

Старшин сын Эллак вместе с огромным войском был отправлен на разведку в сторону славянских территорий. Правитель с большим нетерпением ждал его возвращения, так как планировалось осуществление похода и завоевание территории славян.

После возвращения сына и его рассказа об обширности и богатстве этих земель предводитель гуннов принял достаточно необычное для него решение, предложив славянским князьям дружбу и покровительство. Он планировал создание их единого государства в империи гуннов. Но славяне отказались, так как очень дорожили своей свободой. После этого Атилла решает жениться на одной из дочери князя славян и таким образом закрыть вопрос о владении землями непокорного народа. Так как отец был против такого замужества своей дочери, его казнили.

Женитьба и смерть

Свадьба, как и образ жизни предводителя, имела обычный размах. Ночью Атилла с супругой удалились в свои покои. Но на следующий день он уже не вышел. Воины были обеспокоены его столь длительным отсутствием и выбили двери покоев. Там они увидели своего правителя мертвым. Причина смерти воинственного гунна неизвестна.

Современные историки предполагают, что Атилла болел гипертонией. А наличие юной темпераментной красавицы, чрезмерного количества алкоголя и повышенного артериального давления стало той гремучей смесью, которая и спровоцировала смерть.

Существует достаточно много противоречивых сведений о погребении великого воина. История гуннов говорит о том, что место погребения Атиллы - русло большой реки, которая была временно перегорожена плотиной. Кроме тела правителя в гроб положили очень много дорогих украшений и оружия, а тело засыпали золотом. После проведения похорон русло реки было восстановлено. Всех участников похоронной процессии убили для того, чтобы избежать разглашения какой-либо информации о месте захоронения великого Атиллы. Его могилу до сих пор не нашли.

Конец гуннов

После смерти Атиллы в гуннской державе началось время упадка, так как все было основано исключительно на воле и уме ее умершего предводителя. Аналогичная ситуация была с Александром Македонским, после смерти которого полностью рассыпалась его империя. Те государственные образования, которые существуют благодаря грабежам и разбоям, к тому же не имеют никаких других экономических связей, мгновенно рушатся сразу же после уничтожения всего лишь одного связующего звена.

454 год известен тем, что произошло разъединение разношерстых племен. Это привело к тому, что племена гуннов уже не могли угрожать римлянам или грекам. Это могло быть основной причиной смерти полководца Флавия Аэция, безжалостно заколотого мечом императора Западной римской империи Валентиниана во время личной аудиенции. Об этом говорят, что император отрубил себе правую руку левой.

Результат такого поступка не заставил себя ждать, так как Аэций был практически главным борцом с варварами. Вокруг него были сплочены все оставшиеся в империи патриоты. Поэтому его смерть стала началом краха. В 455 году Рим был захвачен и разграблен королем вандалов Гензерихом и его воинством. В дальнейшем Италии как страны не существовало. Она была скорее осколками государства.

Уже более 1500 лет нет грозного вождя Атиллы, но его имя известно многим современным европейцам. Его называют «бичом Божиим», который был послан людям за то, что они не верили в Христа. Но всем нам понятно, что это далеко не так. Царем гуннов был самый обычный человек, который очень хотел повелевать огромным количеством других людей.

Его смерть - это начало заката гуннского народа. В конце 5 века племя было вынуждено перейти через Дунай и просить подданство у Византии. Им была выделена земля, «территория гуннов», и на этом история этого кочевого племени заканчивается. Начинался новый исторический этап.

Нельзя полностью опровергнуть ни одну из двух теорий происхождения гуннов. Но можно точно сказать, что это племя достаточно сильно повлияло на мировую историю.

Происхождение и приход к власти

Год и место рождения Аттилы остались неизвестны. Очень приблизительно его возраст можно оценить на основании свидетельств очевидца Приска Панийского , который в 448 году дал описание Аттилы как человека с бородой, только тронутой сединой. Старший сын Аттилы, которого он послал править среди акациров в 448 году, был в таком возрасте, что ему требовался опекун в лице военачальника Онегесия. Всё это позволяет предположить рождение Аттилы в первом десятилетии V века . Современные учёные высказывают различные догадки по этимологии имени Аттила , находя корни в совершенно различных языках .

До 440-х годов гунны не доставляли особых хлопот Западной и Восточной Римским империям, выступая чаще как федераты Западной империи против её врагов-германцев. Область их расселения в 420-е годы отмечена около Паннонии (примерно в районе современной Венгрии). Они кочевали за Дунаем на обширных пространствах между его устьем и Рейном , покоряя местные варварские племена.

Наибольшую известность в источниках получил Руа (Ругила, Роас, Руга, Роил) . В 433 году Руа, которому Византия выплачивала ежегодную дань в 350 литр золотом, стал грозить Восточной Римской империи (Византии) разорвать мирные соглашения из-за беглецов, спасавшихся от гуннов на территории империи . В ходе переговорного процесса и локальных набегов Руа скончался .

Наиболее подробный источник сведений об Аттиле историк Приск в изложении Иордана почти повторяет сведения Проспера: «После того, как был коварно умерщвлён брат его Бледа, повелевавший значительной частью гуннов, Аттила соединил под своей властью всё племя целиком » . О гибели Бледы в результате коварства и обмана, при этом прямо не указывая на Аттилу как виновника смерти брата, свидетельствуют Марцеллин Комит и «Галльская хроника».

Подобным образом выражался Олимпиодор в рассказе о гибели гуннского вождя Доната около 412 года : «Донат, коварно обманутый клятвой, был преступно умерщвлён » , но там виновниками смерти вождя являлись римляне или их союзники.

Штурм и захват Наисса описаны Приском достаточно подробно, чтобы понять, как кочевники гунны, используя строительные навыки подвластных им народов, умели захватывать укреплённые города:

Так как жители не осмелились выйти для сражения, [гунны], чтобы облегчить переправу своих войск, построили мост через реку [Нишаву] с южной стороны ниже города по течению и подвели свои машины к опоясывающим город стенам. Сначала они подвели деревянные платформы на колёсах. На них стояли воины, которые расстреливали защитников на бастионах. Позади платформ стояли люди, которые толкали колёса своими ногами и двигали машины куда нужно, так что [лучники] могли успешно стрелять через экраны. Чтобы воины на платформе могли сражаться в безопасности, они были прикрыты экранами из плетёного ивняка с наброшенными поверх шкурами и кожами для защиты от метательных снарядов и зажигательных дротиков […] Когда множество машин было подведено к стенам, защитники оставили бастионы из-за ливня метательных снарядов. Затем подвели так называемые тараны […] Защитники со стен сбрасывали огромные валуны […] Некоторые из машин были раздавлены вместе с обслугой, но защитники не могли выстоять против их большого количества […] Варвары ворвались через часть стены, пробитой ударами таранов, а также посредством составных лестниц.

Известный историк Томпсон (E. A. Thompson) предположил вымысел Приска в описании осады Наисса, так как литературный стиль текста сильно напоминал описание Фукидидом осады Платеи в ок. 430 до н. э. Однако другие историки не согласились с мнением Томпсона, указывая на то, что подражание классическим образцам литературы нередко встречалось среди грекоязычных писателей.

В 442 году военные действия, по-видимому, закончились. После того, как в 442 году император Феодосий заключил мир с вандалами, армия Ареобинда была переброшена из Сицилии во Фракию, где боевые действия завершились. Оборону Фракии, прикрывая столицу Константинополь , координировал командующий византийскими войсками Аспар .

Хронология походов на Византию, в какой поход какие города были захвачены, когда был заключён мирный договор (известный по фрагменту Приска), все эти события реконструируются разными исследователями по-разному.

Наиболее подробно походы Аттилы на Византию восстанавливал историк О. Д. Менхен-Хельфен в своей работе «Мир гуннов». После завершения 1-го похода Аттила в качестве единственного вождя гуннов потребовал от Византии оговорённую дань и выдачу перебежчиков. Император Феодосий Младший на совете решил скорее вступить в войну, чем выполнить унизительные требования гуннов. Тогда Аттила захватил Ратиарию, откуда в конце или начале 447 года атаковал балканские владения Византии. Марцеллин Комит в своей хронике под 447 годом оставил такую запись: «В страшной войне, намного более тяжёлой, чем первая [в 441-442 гг.], Аттила почти всю Европу стёр в пыль. »

В последовавшем сражении на реке Utum к востоку от Ратиарии византийские войска под командованием военачальника Арнегискла (Arnegisclus) были разгромлены, сам Арнегискл погиб в сражении.

Гунны беспрепятственно прошли далее на восток по равнине между Дунаем и Балканским хребтом до Маркианополя , захватили этот город и повернули на юг, захватив Филиппополь и Аркадиополь . О масштабах вторжения можно судить по словам современника Каллиника, который сообщил о захвате гуннами более 100 городов и полном опустошении Фракии. Приск подробно остановился на борьбе жителей небольшой крепости Асимунт на границе Иллирика с Фракией, которые единственные (по сохранившимся свидетельствам) сумели дать достойный отпор гуннам.

Опасность почувствовали даже в Константинополе , который был частично разрушен сильнейшим землетрясением 27 января 447 года. Из источников неясно, были ли полностью восстановлены стены города (к маю ) к моменту подхода к нему гуннов. Из города бежали многие жители, сам император Феодосий готов был к бегству . Несторий в агиографической работе «Bazaar of Heracleides» рассказывает о чудесном спасении города с помощью воздвижения крестов, увидев которые, гунны в беспорядке отступили.

Мир с Византией. - гг.

Условия мира Византии с гуннами подробно изложены в сохранившемся фрагменте Приска:

Выдать гуннам перебежчиков и шесть тысяч литр золота [ок. 2 тонн], в жалованье за прошедшее время; платить ежегодно определённую дань в две тысячи сто литр золота; за каждого римского военнопленного, бежавшего [от гуннов] и перешедшего в свою землю без выкупа, платить двенадцать золотых монет; если принимающие его не будут платить этой цены, то обязаны выдать гуннам беглеца. Римлянам не принимать к себе никакого варвара, прибегающего к ним.

Византия выплатила тяжёлую дань, и в 448 году у Аттилы остались только следующие требования к побеждённой империи - выдача беглецов с гуннских земель и прекращение сельскохозяйственной деятельности на завоёванных им территориях, которые простирались от Дуная до Наисса и Сердики (современная София). В ходе переговоров в составе византийского посольства в 448 году ставку Аттилы где-то на территории современной Венгрии посетил историк Приск, ставший основным источником сведений для последующих авторов о деяниях гуннов и жизни Аттилы.

Приск рассказал о неудавшейся попытке убить Аттилу через подкуп гунна Эдекона, доверенного военачальника у Аттилы. Эдекон выдал заговор, однако Аттила пощадил ответственного за исполнение переводчика византийского посольства Вигилу, взяв с него в качестве искупления большой выкуп.

В 448 году Аттила поставил старшего сына Эллака вождём над племенами акациров в Причерноморье.

В то же время обостряются отношения Аттилы с Западной Римской империей, поводом для чего послужило призвание Аттилы Гонорией , сестрой римского императора Валентиниана . Легенда о том, как Гонория обратилась к вождю гуннов с просьбой о помощи, изложена в статье Юста Грата Гонория .

Отсутствие точных сведений древние хронисты заменяли легендами, которые обычно рождались в Константинополе. Так, хронист VI века Иоанн Малала сообщил, что Аттила через послов приказал Маркиану и Валентиниану держать для него готовыми их дворцы. Ранней весной 451 года гунны и другие подвластные Аттиле племена вторглись в Галлию .

Война с Западной Римской империей . 451-454 гг

Поход в Галлию . 451 год

Гунны разоряют виллу в Галлии.
Иллюстрация худ. G. Rochegrosse (1910 г.)

Ход вторжения не нашёл отражения в записях хронистов и восстанавливается по агиографическим источникам, житиям католических святых, проявивших себя в 451 году .

Аттила отошёл на Каталаунские поля (более 200 км к востоку от Орлеана), перейдя на правый берег Сены , вероятно, в городе Труа . К северу от Труа на обширной равнине в современной провинции Шампань состоялось генеральное сражение, точное место которого и дата остались неизвестны. Историки предполагают день сражения в диапазоне от конца июня до начала июля 451 года . В результате грандиозной бойни обе стороны понесли тяжёлые потери, погиб король Теодорих . По-видимому, войско Аттилы потерпело более существенный урон, так как на следующий день он заперся в укреплённом лагере, окружив себя со всех сторон повозками. Инициатива перешла в руки готско-римской коалиции; тем не менее, вновь избранный королём везеготов Торисмунд первым увёл свою армию с поля боя в Тулузу , чтобы обезопасить свою власть от братьев.

Затем с поля битвы беспрепятственно удалился Аттила, никем не преследуемый. Он вывел уцелевшие войска за Дунай, откуда в следующем 452 году напал теперь уже на север Италии.

Поход в Италию. 452 год

Однако Аттила настоял на продолжении осады, и во время штурма с использованием метательных и осадных машин город пал. Хотя Иордан заявляет об исчезновении Аквилеи («разоряют всё с такой жестокостью, что, как кажется, не оставляют от города никаких следов »), на самом деле вскоре город был восстановлен, но угас естественным образом в следующем веке после нашествия лангобардов , так как большинство жителей предпочли перебраться в новый, гораздо лучше защищённый морем город, получивший название Венеция . В 458 году епископ Аквилеи обсуждал вопрос с папой Львом о мужчинах, возвратившихся из гуннского плена и заставших своих жён замужем за другими.

Захвачены были и остальные города Венетии, после чего Аттила двинулся на запад северной Италии. Вероятно, командующий римскими войсками Аэций решил организовать оборону по реке По , отказавшись от защиты городов на её левом (северном) берегу. Точно такая же тактика принесла успех римлянам более 550 лет назад во времена вторжения кимвров , когда в 102 до н. э. были отданы варварам на разорение земли к северу от По, в результате чего удалось выиграть время для переброски сильной армии из Галлии. Подобным образом происходил и поход готов Алариха на север Италии в 401 году , когда готы также захватили Аквилею и прошли к западным Альпам, но командующий римскими войсками Стилихон не допустил их в Италию южнее По и затем нанёс поражение.

Гунны захватили Медиоланум (современный Милан) и Тицинум (современная Павия). В Медиолануме Аттила занял императорский дворец (город был столицей Римской империи в начале V века). По сообщению Суды , Аттила увидел картину, изображающую римских императоров на троне с распростёртыми у их ног мёртвыми скифами. Тогда он приказал разыскать художника и заставил его нарисовать себя на троне, а римских императоров высыпающими золото из мешков к его ногам. Большинство жителей бежало из Медиоланума, их дома были разграблены или сожжены, а церкви разрушены.

Однако другие источники освещают уход Аттилы по-другому. Из письма к папе Симмаху в 512 году стала известна цель миссии папы Льва к Аттиле. Папа Лев вёл переговоры об освобождении римских пленников (возможно, обсуждая размер выкупа), включая язычников. Убедительные причины ухода Аттилы из Италии изложены в хронике современника событий Идация :

Дополнительные войска, посланные императором Маркианом , под командованием Аэция вырезали их [гуннов] на собственных стоянках. Также они были истреблены посланной с неба чумой.

Историки разошлись во мнениях о личности Аэция, упомянутого в хронике. В то время, как Томпсон полагал его за византийского тёзку Флавия Аэция и относил поход за Дунай в глубокие тылы гуннов, Менхен-Хельфен не сомневается в том, что это и был Флавий Аэций, а византийская армия переправилась морем в Италию, где и стала наносить удары. Историки сходятся в одном, что чума среди гуннов явилась гораздо более решающим фактором их ухода из Италии, чем уговоры римского папы.

Набег в Галлию. 453 год

После возвращения из похода на Италию Аттила вновь стал угрожать Византии, требуя дань, оговорённую с покойным императором Феодосием . Император Маркиан пробует договориться с вождём гуннов, посылает подарки, однако Аттила отказывается от них. По мнению Иордана , угрозы в сторону Византии были лишь хитрым прикрытием действительных планов Аттилы: «Поступая таким образом, он, лукавый и хитрый, в одну сторону грозил, в другую - направлял оружие. »

Аттила совершил стремительный рейд на аланов , поселившихся на Луаре в центре Галлии. Однако король везеготов Торисмунд успел прийти к ним на помощь, и в сражении Аттила если и не был разгромлен, то вынужден был отступить к себе в Паннонию и Дакию. Кроме короткого сообщения Иордана, нет других источников по этой последней битве Аттилы.

Смерть Аттилы, последовавшая в 453 году, устранила постоянную угрозу границам Римской империи.

Смерть Аттилы и распад его империи

Причиной смерти Аттилы считается носовое кровотечение . Иордан , пересказывая Приска, единственный описал смерть Аттилы и его похороны:

Он взял себе в супруги - после бесчисленных жён, как это в обычае у того народа, - девушку замечательной красоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его. […] Среди степей в шёлковом шатре поместили труп его, и это представляло поразительное и торжественное зрелище. Отборнейшие всадники всего гуннского племени объезжали кругом, наподобие цирковых ристаний, то место, где был он положен; при этом они в погребальных песнопениях так поминали его подвиги […] После того как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву» (так называют это они сами), сопровождая её громадным пиршеством. Сочетая противоположные [чувства], выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием. Ночью, тайно труп предают земле, накрепко заключив его в [три] гроба - первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа. […] Для того же, чтобы предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому поручено было это дело.

Многочисленные сыновья Аттилы бросились делить империю отца, но подвластные ему ранее варварские вожди не пожелали подчиняться новым правителям. Король гепидов Ардарих, возглавляя восстание ряда германских племён, в в битве на Недао (совр. Недава река в Паннонии приток Савы) разбил гуннов, убив в сражении старшего сына Аттилы Эллака. Рассеянные после поражения гуннские племена заняли разные места. Младший сын Аттилы Эрнак поселился с частью племени в Добрудже , других гуннов более сильные племена оттеснили на восток за Дунай на территорию Византии, где они потом воевали с готами.

Последние известия о гуннах Аттилы датируются 469 годом , когда по хронике Марцеллина «голова Денгизириха , сына Аттилы, короля гуннов, была доставлена в Константинополь ». Остатки гуннских племён смешались с другими кочевыми племенами, а этноним «гунны» прочно вошёл в лексикон авторов VI века для обозначения варварских кочевых орд, накатывающих волнами в Западную Европу с северного побережья Чёрного моря.

Личность Аттилы

Приск во время посольства к гуннам в 448 году пристально следил за поведением Аттилы. В зарисовках Приска вождь многих народов отличался от своих военачальников неприхотливостью, носил простую одежду, не украшал оружие золотом, на пиру ел из деревянной тарелки, в то время как гостям подносили блюда на серебряных. В изложении Приска Аттила на пиру ведёт себя как германский средневековый король, ничем не напоминая вождя кочевников с Востока.

Нашествие Аттилы в Галлию в 451 году и его встреча с папой римским Львом в 452 году оставили богатый след в католической житийной литературе. В средневековых сочинениях Аттилу стали называть Бич Божий (flagellum dei) или Гнев Божий, отражая латинскую церковную традицию рассматривать вождя гуннов как коллективное наказание, посланное народам за недостаточно усердное служение Богу. В начале VII века Исидор сформулировал устоявшиеся воззрения на гуннов Аттилы:

Они были гневом Господним. Так часто, как его возмущение вырастает против верующих, он наказывает их Гуннами, чтобы, очистившись в страданиях, верующие отвергли соблазны мира и его грехи и вошли в небесное королевство.

В более позднее время Аттилу стали рассматривать как символ дикого варварства, несущего одни только разрушения для западной цивилизации.

В отличие от церковной традиции, Аттила в германском эпосе практически не отличается от германских королей и характеризуется как добродетельный славный правитель, гостеприимный и справедливый с вассалами. Такой образ развивается в скандинавских песнях «Старшей Эдды» и героическом сказании «Песня о Нибелунгах ».

Литература

  • Данте сделал Аттилу одним из персонажей своей «Божественной комедии » (1321), назвав его «бичом земли ».
  • Евгений Замятин , роман «Бич Божий» , 1935
  • Дмитрий Кедрин , поэма «Свадьба» , 1940
  • Аджи, Мурад. «Европа, тюрки, Великая степь», М. Мысль,1998
  • Бувье-Ажан М. «Аттила - Бич Божий» (серия ЖЗЛ), М., 2003.
  • Аджи, Мурад. «Тюрки и мир: сокровенная история», М., ООО « Издательство АСТ», 2004
  • Эдвард Хаттон. «Аттила. Предводитель гуннов». М., 2005. (Nomen est omen).
  • Билык Иван, «Меч Арея: Роман», Киев «А. С. К.», 2005
  • Уильям Нэйпир, исторический роман «Аттила» (Человек или демон), 2008
  • Christopher Kelly. «Attila the Hun: Barbarian Terror and the Fall of the Roman Empire», Bodley Head, 2008 .

Музыка

Кинофильмы

Об Аттиле снято два фильма: «Аттила» (Attila , ) и ремейк в .

Этцель (Аттила) - один из главных героев снятого в ФРГ двухсерийного художественного фильма «Нибелунги» () и немого фильма «Нибелунги » Фрица Ланга 1924 года .

Нумизматика

Аттила (медаль)

Примечания

  1. Имена перечисляются у Иордана в «Гетике»
  2. Homant Balint. Szekly\"liler. // Bulleten, 20. Ist. S. 601
  3. Произведения скандинавского и германского эпоса, такие как «Старшая эдда» и «Песня о Нибелунгах», а также более поздние средневековые сочинения называют имена и других детей Аттилы (Аттли) - Шарпфе, Орте, Эрпе и Эйтил - однако доказать их реальное существование не представляется возможным ().
  4. Иордан, «Гетика», 178
  5. В древнейшем памятнике германской поэзии «Видсиде » (создавался на протяжении IV-VII вв.) вождь гуннов Этла (Аттила) перечислялся вторым после самого «сильного» из людей, Александра (Македонского).
  6. Вероятно, имя Аттила , как и другие «гуннские» имена, восходит к тюркским языкам (ata - отец; ат-илле - всадник), причём эта этимология была заимствована и понимаема другими народами. Отсюда происходят различные «национальные» версии происхождения гуннских имён. По одной из таких версий имя Аттила - готского (или гепидского) происхождения и означает «батюшка» (atta - «отец» + уменьшительно-ласкательный суффикс -ila). По одной из экзотических версий имя Аттила связано с хазарским названием Волги - Atal/Atil. Г. Дёрфер («О языке гуннов», 1973) и Дж. Бьюри отметают эту версию.
  7. В 424 году узурпатор Иоанн послал Аэция в Паннонию, откуда последний привёл 60 тыс. гуннов, но узурпатор был уже казнён. См. J. B. Bury, History of the Later Roman Empire, ch. 7.3
  8. Иордан (Гетика, 180): «Этот самый Аттила был рождён от Мундзука , которому приходились братьями Октар и Роас; как рассказывают, они держали власть до Аттилы. »
  9. Сократ Схоластик , «Церковная история», 7.30
  10. В разных источниках по-разному его именовали или переводили имя. Руа (‛Ροΰας) у грекоязычного Приска , наиболее достоверного источника. Это же имя переводится как Роас на латинский у Иордана, который пользовался сочинением Приска. Анонимная «Галльская хроника 452 года» называет его Ругила или Руга , Феодорит Кирский - Роил .
  11. 1 византийская литра равна римскому фунту, то есть около 330 г.
  12. Приск в пер. Дестуниса, фр. 1
  13. Феодорит Кирский (Церк. истор., 5.37): «Когда предводитель кочующих скифов Роил с многочисленным войском перешёл Истр, опустошал и грабил Фракию с угрозой, что осадит царственный город и при первом приступе возьмёт его и разрушит, Бог бросил с неба громы и молнии и ими истребил как его самого, так и всё его войско ».
  14. «Галльская хроника 452 года» (434 год): Rugila Rex Chunorum, cum quo pax firmata, moritur, cui Bleda succedit.
  15. Империя обязалась возвращать назад беглецов от гуннов, включая уведённых в плен её граждан, либо выплачивать за них по 8 золотых монет.
  16. Идаций (Olymp. CCCIV.): Burgundionum caesa viginti millia.
  17. Бьюри, Джон Багнелл (Bury, John Bagnell) (1861-1927), английский историк. Лучшие исследования Бьюри посвящены позднему периоду истории Римской империи.
  18. Суда, zeta, 29. Также Priscus fr.11 FHG (4.96).
  19. Марцеллин Комит (442 г.): Bleda et Attila, fratres, multarumque gentium reges, Illyricum Thraciamque depopulati sunt.
  20. Проспер Акв. (444 г.): «Attila rex Chunorum Bledam fratrem et consortem in regno suum perimit eiusque populos sibi parere compellit.»
  21. Иордан , «Гетика», 181
  22. Олимпиодор , «История» в выборках Фотия, 18
  23. Марцеллин Комит (441 г.): Hunnorum reges numerosis suorum cum millibus in Illyricum irruerunt: Naisum, Singidinum, aliasque civitates, oppidaque Illyrici plurima exciderunt.
  24. Феодорит, V.37; Марц. Комит, 441 г.; Новелла от Феодосия от 26 июня 441, V.1
  25. Марг (Μάργος), город при впадении Моравы в Дунай .
  26. Приск в переводе Дестуниса, фр. 2. Разорение священниками языческих могил было нередким явлением, хотя высшее духовенство выступало против этого (см. проповеди Иоанна Златоуста).
  27. Приск , фр. 1b (Muller, F.H.G. v.25f, Dindorf, Hist. Gr. Min., v.i, Priscus, p. 279).
  28. E. A. Thompson, The Classical Quarterly, Vol. 39, No. 3/4 (1945), pp. 92-94
  29. Peter J. Heather, The Fall of the Roman Empire, Oxford University Press US, 2006, p. 301.

Аттила – предводитель гуннов стал настоящим бедствием для Европы, ускорившим процесс падения Римской империи. Современники звали «Бичом Божьим» и «Разрушителем Европы». О его жестокости ходили легенды, которые он всячески поддерживал.

Братоубийца

Практически все, что мы знаем об Аттиле, нам известно из римских и византийских источников. Они были весьма и весьма субъективны в этом вопросе, описывая вождя гуннов как дикого, беспощадного и жестокого варвара, который в своем стремлении к власти не пожалел даже своего родного брата Бледу: «Аттила, царь гуннов, Бледу, брата своего и соратника по царству, убил, и его народы вынудил себе повиноваться». Эта точка зрения закрепилась в истории, как и страшная репутация братоубийцы, кем впоследствии и слыл Аттила.

Аттила и Бледа были сыновьями Манчуга или Мундзуга – младшего сына гуннского царя. Про него практически ничего неизвестно, очевидно, он погиб, когда его сыновья были еще детьми. Впоследствии, братья воспитывались в свите его старших братьев Октара и Руа – могучего воина, которому Византия выплачивала ежегодную дань.

К 434 году оба брата погибли, Октар скончался от обжорства, а Руа, очевидно, был сражен во время локальных набегов на Византию. Вождями стали Аттила и Бледа. Как они делили власть до конца не ясно, но видимо Бледа правил на Востоке, а Аттила воевал на западных рубежах.

Тем не менее, они нередко упоминаются как два союзника-соправителя, которые бок о бок разоряли Византию. Вдвоем они принимали и посольство императора Феодосия II, в результате которого Византия была вынуждена выплачивать 700 фунтов золота в год – в два раза больше, чем при их дяде Руа. Кроме того, византийский император не мог впредь заключать союза с варварами без согласия гуннов, что препятствовало знаменитой римской политике «разделяй и властвуй».

В общем, нам неизвестно ни о каких конфликтах между братьями, вплоть до коварного и вероломного убийства Бледа якобы Аттилой, о чем пишет Проспер Аквитанский. Но надо помнить, что последний был римским гражданином, а значит, мог быть пристрастен. Кроме того, уже после Проспера, об убийстве Бледы путем обмана пишет византийский историк Марцеллин Комит, не упоминая при этом Аттилу как виновника преступления.

Из последующих за смертью Бледа событий можно предположить, что сам Аттила в смерти своего брата винил римлян. Если до этого он худо-бедно поддерживал с ними мир, то во время его единоличного правления отношение к ним резко изменилось – словно он стремился стереть с лица земли как Восточную, так и Западную Римскую империи.

Согласно преданию, место, где Аттила похоронил брата, назвали Буда. Впоследствии, там был воздвигнут город, известный нам сегодня как столица Венгрии, Будапешт.

Меч бога Марса

Про Аттилу ходило немало легенд, и одна из них про его легендарный меч, якобы принадлежавший самому богу Марсу. Культ оружия был популярен у кочевников и существовал еще у скифов. Еще греческий историк Геродот рассказывал о священных мечах, перед которыми скифы приносили человеческие жертвы. По преданию, владеющий таким мечом воин завоюет весь мир и обретет бессмертие.

Согласно легенде, этот меч принес Аттиле некий пастух. Историю, цитируя византийского историка Приска Панийского, передает нам историк Иордан в сочинении «О происхождении и деяниях гетов»: «Хотя он (Аттила) по самой природе своей всегда отличался самонадеянностью, но она возросла в нем еще от находки Марсова меча, признававшегося священным у скифских царей.» Историк Приск рассказывает, что меч этот был открыт при таком случае: «Некий пастух заметил, что одна телка из его стада хромает, но не находил причины ее ранения; озабоченный, он проследил кровавые следы, пока не приблизился к мечу, на который она, пока щипала траву, неосторожно наступила; пастух выкопал меч и тотчас же принес его Аттиле. Тот обрадовался приношению и, будучи без того высокомерным, возомнил, что поставлен владыкою всего мира и что через Марсов меч ему даровано могущество в войнах».

Итак, римские историки видели причину высокомерия Аттилы в чудесно обреченном мече. Разумеется, до наших дней легендарный меч не дошел. Считается, что он мог быть захоронен вместе с Аттилой, но месторасположение его могилы неизвестно.

Не ясно, откуда сам Приск взял легенду о мече Аттилы. Зато мы знаем, что он встречался с вождем лично, поскольку участвовал в византийском посольстве к гуннам в 448 году. Возможно, автором мифа о мече был сам Аттила. Во многих варварских культурах меч почитался как символ верховной власти, а «чудесно обретенный» клинок и вовсе мог восприниматься как благословение богов. Для правителя орды кочевников обожествление самого себя было весьма важным и выгодным – во-первых, это упрощало процесс управления государством, во-вторых, давало некоторые гарантии безопасности. Кроме того, распространение слухов о собственной непобедимости и неуязвимости оставляло Аттиле, который, как ни странно, предпочитал дипломатию военным действиям, огромное пространство для блефа. По мнению историков, Аттила прекрасно осознавал, что его угрозы куда эффективней действий и фактически играл с империей. Кто знает, возможно легенда о мече Аттиле – всего лишь часть этой игры.

Ослепшие гунны

Помимо мифов о своей персоне, которые вероятно распространял сам Аттила, существовали и те, что родом из христианского мира. «Золотая легенда» - средневековый сборник житий христианских святых, рассказывает об осаде Аттилой города Труа. Якобы, епископ Труа Луп вышел к воротам города и спросил у вождя гуннов, кто напал на Труа. Аттила ответил: «Я, Аттила - Бич Божий». Тогда епископ с плачем произнёс: «Я Луп, который изнуряет стадо Божье и нуждается в бичевании Господа». И приказал Луп открыть ворота перед гуннами, которые чудесным образом, «по воле Бога», лишились зрения и прошли через Труа, не видя жителей и не причинив никому вреда.

Аттила действительно проходил через Труа, отступая от Орлеана. Некоторые источники рассказывают о том, что епископ Луп был взят при этом в заложники, но освобожден во время поражения гуннов на Каталаунских полях.

Отступление перед Папой

Не менее легендарным и до сих пор вызывающим неоднозначные трактовки историков, было решение Аттилы, после ряда побед, покинуть Италию. Он начал свой итальянский поход летом 452 года, со стороны Паннонии, используя равнинный проход в Альпах. С лица земли были стерты крупные города: Аквилея, Алтинум и Конкордия. Разорив провинцию Венецию, он двинулся на запад северной Италии, захватив Медиоланум (Милан), который сделал своей временной резиденцией. Однако его планы на этом не завершались, он собирался двигаться дальше, к Болонье, а потом и в Рим.

Вечный город, очевидно, был серьезно обеспокоен намерениями Аттилы, и, не надеясь на византийскую подмогу, которая во главе с Аэцием, подбиралась к Милану, решила заключить мир с «разрушителем Европы». К Аттиле отправилось посольство во главе с самим папой римским.

И тут произошло нечто странное. После разговора с понтификом Аттила собрал свои войска и покинул Италию, чтобы никогда больше не вернуться. Согласно Просперу Аквитанскому: «Король [гуннов] принял всю делегацию вежливо и был так польщен присутствием высочайшего священнослужителя, что приказал своим людям остановить враждебные действия и, пообещав мир, возвратился за Дунай».

Почему Аттила внезапно отказался от своих тщеславных планов «завоевать весь мир» и прервал на середине свой успешный итальянский поход. Существует множество объяснений этому поступку, начиная от самых невероятных, заканчивая вполне убедительными. Вслед за Проспером, более поздние источники, например сочинение Павла Диакона, рассказывали, будто за спиной у понтифика Аттила увидел самого апостола Павла: «Говорят, что когда после ухода понтифика приближённые спросили Аттилу, почему он вопреки своему обыкновению оказал такое уважение римскому папе, король ответил, что почтил отнюдь не того, кто приходил, но совсем другого мужа, который стоял рядом с тем в одежде священника и обладал более величественной внешностью; обнажив меч, он пригрозил Аттиле смертью, если тот не исполнит всего, о чём просил понтифик».

По другой версии, Аттила, будучи суеверным, испугался судьбы Алариха, который погиб вскоре после разгрома Рима. Но, скорее всего, причина была более прозаичной. Во-первых, у него были основания опасаться собственных воинов, отягощенных награбленными богатствами и добычей. Во-вторых, не за горами были византийские легионы Аэция, которые, согласно сообщению современника событий Идация, вырезали гуннов на их собственных стоянках. Кроме того, в войске Аттилы началась чума, которая, очевидно, и стала решающим фактором в решении отступать. А посольство папы позволяло ему уйти не с пустыми руками – Рим обязывался платить ежегодную дань гуннам. Правда, в конечном счете, Вечному городу удалось этого избежать. По иронии судьбы, судьба Алариха все-таки постигла Аттилу, хоть и без захвата Рима – он умер вскоре после окончания итальянского похода. Вместе с ним пала и его империя.

Смерть от руки женщины

Бесстрашный воин, легендарный Аттила, покоривший столько стран и разрушивший десятки городов, погиб от руки женщины на брачном ложе. Очередной женой великого вождя должна была стать германская принцесса Ильдико (источники называют ее по-разному: Хильдегард, Гильдегунда). Марцеллин рассказывал, что она была одной из его пленниц. Утром Аттилу нашли мертвым, плавающем в луже крови. По преданию, молодая жена отомстила ему за убийство ее родителей. Эта легенда нашла свое отражение в скандинавском эпосе «Старшая Эдда», где сестра бургундского короля Гудрун убила своего пьяного мужа, короля гуннов, Аттилу. В «Песни о Нибелунгах» своего мужа Этцеля (Аттилу) убивает Кримхильда, мстя своим братьям за убийство Зигфрида.

Правда, есть и другая версия того, что же все-таки произошло в последнюю брачную ночь Аттилы. Историк Иордан, ссылаясь на Приска, называет причиной смерти Аттилы сильное носовое кровотечение: «Ослабевший на свадьбе от великого ею (Ильдико) наслаждения и отяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его».

По свидетельству Иордана, после смерти тело Аттилы поместили в три гроба: «первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа». И воздвигли ему большой курган, положив туда много богатств. Все, кому было поручено это сделать, были убиты, чтобы «предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами».

До сих пор доподлинно неизвестно, где находится могила легендарного Аттилы. Но в марте 2014 года, при строительстве нового моста через Дунай в Будапеште была найдена могила знатного гунна, возможно, Аттилы.