Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки,. Буква С

КГУ «Начальная школа № 1 города Зыряновска»

Урок обучения грамоте

Тема:

« Буква В, в. Звуки [ в ], [ в’]»

Цели урока:
    обучающие - познакомить с согласными звуками [в] , [ в’] и буквами В, в; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; выработка умений оценивать звуковой состав слова;совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения; развивающие - развивать внимание, память, речь, наблюдательность, мышление; формировать умение работать в парах, индивидуально; воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, прививать интерес к чтению, доверительные отношения друг к другу, развивать умение работать в сотрудничестве.

Тип урока – сообщение новых знаний

Форма организации – урок-сказка(нестандартный урок)

Предварительная подготовка к уроку предполагала следующие этапы:

– выбор темы;

определение перечня вопросов;

проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися;

выбор методов, приёмов и средств обучения.

При построении урока следует учитывать следующие аспекты:

смена деятельности должна происходить каждые 5-7 минут;

необходимы 2 динамические паузы;

наблюдается межпредметная связь с уроками русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

все этапы урока работают на создание конечного результата.

В соответствии с типом урока предусмотрена следующая структура его проведения:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Подготовительная работа.

4. Актуализация полученных знаний.

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

На уроке применяются следующие методы обучения:

1. По источнику передачи и характеру восприятия:

– словесный

– наглядный

– практический

2. По характеру познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный;

– проблемный

Словесный

– творческий

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены следующие технологии:

здоровьесберегающие;

развивающее обучение;

проблемное обучение;

использование игровых методов;

обучение в сотрудничестве (работа в паре).

В течение урока на основных этапах проводится подведение итогов в форме опроса («Что мы узнали с нашим героем?», «Что интересного приготовил герой?», «Какое задание выполняли со сказочным героем?»).

Особое внимание уделяется этапу рефлексии: «Вспомните все моменты нашего урока и расскажите, что понравилось больше всего?»

Продуктивность занятия оцениваем совместно с детьми – выбираем яблочки разного цвета.

Оборудование: раздаточный материал, тетради, букварь.

Ход урока

1. Организация начала урока

а) Считалочка:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Поэтому, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2. Интеллектуальный марафон по рядам

С помощью чего общаются люди? Какая бывает речь? Что значит письменная речь? Устная?

Из чего состоит речь? Какие по цели высказывания бывают предложения? Приведите примеры.

На что делятся слова? Как определить ск-ко в слове слогов? Какие слоги бывают?

Какие бывают звуки? Отличие гласного от согласного? Гласные бывают? Согласные бывают?

3.Артикуляционная гимнастика

Вспомним изученные буквы и начнём с каких? (гласных) Поём

А-а-а-а о-о-о-о УУУУУУ и-и-и-и ыыыыыы еееее ёёёёё

Продолжим согласными звонкими непарными, звонкими парными, закончим глухими парными.

4. Подготовка к сознательному усвоению новых знаний.

Игра «Угадай гостя» Прослушивание фонограммы

- Кто наш гость? (Винни –пух) С какого звука начинается? - А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока.

Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:

Познакомиться со … звуками [ в ], [ в’]

Учиться отличать звуки [ в ], [ в’] от других звуков;

5. Выделение звука «Хлопки» Все ладошки приготовьте дружно хлопайте тогда, если звук согласный новый вы услышите в словах. Свет, ваза, ведро, стекло, ковёр, лев, улов. -Кто сможет повторить слова где звук В в начале, в середине, в конце слова? Какую позицию в словах может занимать звук? Загадки Я и туча и туман и ручей и океан И летаю и бегу, и стеклянной быть могу (вода) Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный? (волк) По полю рыщет поёт да свищет, деревья ломает, к земле приклоняет? (ветер) Без разгона в высь взлетает, стрекозу напоминает. Отправляется в полёт – скоростной наш ……? (вертолёт) - Назовите отгадки. Чем похожи? Чем отличаются? (твёрдые, мягкие) Игра «Витя, Валя» девочки – твёрдый звук, мальчики – мягкий звук Ведро веселье, голова, валенки, веник, двор, винт, велосипед, корова, морковь. -С каким звуком можно спутать В? (Ф) Значит он какой? (парный) Закроем ушки проверим звонкий или глухой.(на доске- показываем) 6.Физминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 7. Знакомство с буквами «В,в». - Ребята! Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «вэ». (Показ буквы). - Посмотрите, какое место занимает буква В в алфавите. - На что похожа буква «в»? Работа в тетрадях – показ Буква большая Совсем не пустяк, В букве большой - Уважения знак! Работа в парах Найти все буквы В, зачеркнуть лишнюю. Взаимопроверка.

Работа со схемами в тетради и у доски: ветер, слово; распределить слова с -е, ё по столбикам.

8. Читаем слоги

А А

О В О

У У

И И

Е Е

Ё Ё

Игра «Самый внимательный»

Посчитайте ск-ко банок в букве В (12)

Соревнования среди мальчиков и девочек по схемам: Соревнования по рядам слоговой ручеёк: 9. Букварь стр 87 Читаем слова: сильный ученик, в паре друг другу. Работа с иллюстрацией. Кто изображен? Из какой сказки? Игра «Угадай сказку» по иллюстрациям Чтение текста. – запомнить слова с буквой В. Дети про себя. Сильный ученик. По цепочке.

10. Чтение и объяснение пословицы «Век живи – век учись»

11. Итог урока. - Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

Какие звуки обозначает эта буква?

Дополнить предложение: « Я теперь знаю, …» 12. Самооценка учащихся. (Дерево настроения) - Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко; если не очень - жёлтое яблочко; плохо – зелёное яблочко. Спасибо всем за урок! Урок окончен .

АВ ВА ОВ ВО УВ ВУ ЫВ ВЫ ИВ ВИ ЕВ ВЕ ЁВ ВЁ




1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В
1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В
1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В
1.Обведи в кружок все буквы В
В А П В Р М Т В А Ы В К П В В З В Ж Н В
2. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
В В В В В В В З В В В В В В В

Задачи урока

Цель:

  • Закрепить навык произношения звука ч в слогах, словах и фразах; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • работать по развитию звуко-слогового анализа слова “грач”;
  • познакомить с буквой ч; познакомить с правописанием гласных а, у после ч;
  • развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.

Оборудование:

  • дерево, елка, пенечки, картинки, конверт с загадками, паспортом для звука Ч и символами звуков; цветочки с буквами;
  • сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина), медальки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу. А вот на чем мы туда поедим, догадайтесь!

“Кто на бегу, пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя.
Да и меня с тобой” (поезд).

Дети садятся в паровоз (поют песенку).

Вот мы расселись по местам,
Весело ехать в гости нам.
Едем, едем, не долог путь,
Где-нибудь можно отдохнуть”.

II. Закрепление пройденного о гласных буквах и звуках.

Давайте отдохнем на лесной полянке в этом волшебном лесу.

Посмотрите на пенечках лежат картинки. Возьмите их. На пенечек сядет тот, кто назовет, гласные звуки в слове, которое обозначает предмет на вашей картинке.

III. Знакомство с новым материалом.

1. А это что за конвертик, давайте посмотрим что там!

А в конверте загадки, паспорт, и символы звуков.

Интересно, для чего это? Давайте сначала отгадаем загадки.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча )

Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт. Какой символ мы ему туда наклеим?

Артикуляция

Возьмите зеркала. Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

Можно ли его спеть?

Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

Давайте произнесем звук [ч’]

Как произносится новый звук?

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.)

А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук Ч, что у нас с горлышком происходит? (оно молчит). (Звук [ч’] глухой.)

Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

Какой символ мы наклеим в паспорт (зеленый кружок).

2. Речевая зарядка:

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

Ча-ча-ча - мы увидели грача.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

Чо -чо -чо - греет солнце горячо.

Чи-чи-чи - вкусны пироги в печи.

3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).

4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.

Найдите мне птичку, в названии которой есть звук Ч (Грач)

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

5. Физкультминутка.

Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте порезвимся на лесной полянке.

Раз, два, три, четыре, пять -
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками -
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять -
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.

6. Знакомство с буквой ч.

Ребята, звук Ч обозначается буквой Ч. Где-то в этом лесу она спряталась. Давайте попробуем ее найти. (Дети находят букву Ч)

  • Показ буквы ч.
  • Прописать в воздухе.
  • Выложите букву Ч из палочек.
  • Игра “Раз-два повернись и в букву [ч] превратись”

7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1 )

Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит - Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

8 . А вот и еще полянка, на этой полянке живут буквы. Прочитайте их. (Читают)

Только одна буква заблудилась. Какая? (Ч) Почему?

Давайте познакомим нашу заблудившуюся букву с буковками, живущими на этой полянке. Для этого нужно прочитать слоги-слияния с этой буквой ( чи, ча, чу, чо ).

Давайте теперь поиграем с цветочками, на лепестках написаны слова, со слогом (ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ), прочитайте их (туча, куча, часы, чашка, лечу, чулок, чудо, молчу, шепчу, чугун, лучи, свечи, калачи, чижик, жучок, плечо, паучок).

Молодцы, ребята! Вот сколько новых слов вы прочитали с буквой Ч. Какая важная и нужная буква “Ч”.

VI. Подведение итога занятия.

Пришло время возвращаться домой. Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

Буква Ч Дарит вам медальки “Юным грамотеям”.

Цели : формировать понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у], закрепить графические образы букв, умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положения звука в слове, закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Оборудование : «осенний ковер» — ватман с листьями; мяч; слова, разделенные на слоги; набор картинок, «звуковая мозаика» (поле 3х3, квадраты желтого и зеленого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент (в кругу).

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Беседа про осень.

  • Какое сейчас время года? (Осень).
  • Какая погода бывает осенью? (Теплая, холодная, дождливая, пасмурная, солнечная…).
  • Какой бывает осень? (Ранней и поздней).
  • Сейчас какая осень? (Поздняя). Назовите приметы поздней осени.
  • Раннюю осень как можно назвать по – другому? (Золотой). Почему ее так называют?

Динамическое упражнение «Осенние листочки».

— Давайте сейчас с вами превратимся в красивые разноцветные листочки и покружимся под музыку. (Звучит музыка, дети кружатся, появляется осенний ковер).
— Ребята, посмотрите, какой прекрасный осенний ковер. Какие листья вы видите? (Березовые, кленовые, дубовые ).
— Давайте сейчас все вместе подуем на наши листочки, устроим листопад.

Сюрпризный момент.

— Молодцы! А теперь мне помогите все листочки соберите. Ребята, посмотрите, а листочки то не простые, на них что – то есть. Это осень нам послание оставила. Давайте прочитаем его.

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите осколок буквы.

— Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки?

— Итак, вы готовы помочь сказочной фее? Вот и осень нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1 ). Первый листочек «загадочный» (На ковре, на стульчиках ). Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

Работа со звуком [а].

Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

— На какой звук начинается слово «арбуз»? [а]. Звук [а] какой? (Гласный) . Ребята, почему звуки называют гласными? (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).

— Назовите слова, которые начинаются на звук [а]. Молодцы.

Работа со звуком [у].

— Следующая загадка.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удочка)

— На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный ). Назовите слова, которые начинаются на звук [у].

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

— Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа). Молодцы, ребята, справились с заданием, вот и первый осколок буквы. Следующий листочек.

Игра с мячом «Большой – маленький» (на большом ковре в кругу).

Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, улыбка.

— Молодцы, еще один осколок. Следующий листочек.

Работа в парах.

— Сейчас мы с вами будем работать в парах, а разделимся на пары необычным образом, у меня в руках слова, но они рассыпались на слоги. Друг на друга посмотрите свое слово соберите. За правильно выполненное задание вы получаете осколок буквы.

Игра «Пирамида» (за столами, стоя).

— Необходимо составить пирамидку из картинок. Внизу пирамиды слово, которое состоит из трех слогов, выше из двух и наверху пирамиды, слово из одного слога.

— Молодцы! Все справились с заданием, осколок ваш.

Физминутка.

— Следующий листочек «Звуковой» (на стульчиках, на маленьком коврике)

Игра «Поймай звук»

— Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы! Еще один осколок у нас.

— Ребята, в начале занятия золотая осень подарила нам красивый осенний ковер, давайте и мы подарим осени ковер, но ковер не простой, а звуковой. Проходите за столы.

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Игра «Звуковая мозаика».

— Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.

Слова: астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

— А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. Молодцы! Вот и последний осколок. Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились (А, У). Букве А, какой звук соответствует, а букве У? Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, а буквы видим). Правильно. А сейчас давайте отправим в сказочное королевство наши буквы.

Статья размещена в авторской редакции.

Вера Мансурова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], . Буква С»

«Звуки [с], [с’]. Буква «С»

Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому анализу слов, умению делить слова на слоги, называть количество слогов, ставить ударение. Учить составлять предложения, подбирать антонимы к заданным словам. Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине, выделять его при произношении. Развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: Демонстрационные и раздаточные предметные картинки на заданные звуки [с] и [с’]; цветные квадратики для звукового анализа; полоски и фишки (треугольники) для игры «Засели домик», демонстрационные карточки с буквами «С», «с».

Ход занятия:

I. Повторение пройденного.

Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, при этом во рту не образуется преграды).

С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

(а, о. у, и).

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

(Красным).

Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы. Звуки согласны с тем, что воздух встречает препятствие).

С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?

(м, н, р, п, т, д, х, к, г, б).

Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные твердые звуки?

Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные мягкие звуки?

(Зеленым).

II. Новый материал.

Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

1. Фонематическая зарядка.

Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

[с – с – с].

Давайте все вместе произнесем.

2. Артикуляция звука.

Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки.

Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

3. Характеристика звука [с].

Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)

Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

(Твердый).

Значит звук [с] – согласный, глухой, твердый.

Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с]?

4. Работа со звуком [с].

В начале слова.

Что изображено на картинке?

В слове «стул» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В начале слова).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в начале.

(Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «собака».

А сколько слогов в слове «собака»?

(Три слога).

Давайте поставим ударение в слове «собака». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «собака» второй слог ударный.

В середине слова.

Что изображено на картинке?

В слове «часы» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в середине.

(Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «крыса».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «крыса»?

Давайте поставим ударение в слове «крыса». На какой слог падает ударение?

(На первый).

Правильно, значит, в слове «крыса» первый слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В конце слова.

Что изображено на картинке?

(Автобус).

В слове «автобус» есть звук [с]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с] стоит в конце.

(Волос, парус, нос, мороз. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «мороз».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «мороз»?

Давайте поставим ударение в слове «мороз». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «мороз» второй слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

5. Характеристика звука [с’].

Что изображено на картинке?

Какой первый звук в слове «семь»?

(Звук [с’]).

Звук [с’] гласный или согласный?

(Согласный).

Какой звук [с’] глухой или звонкий?

Какой он по твердости-мягкости?

Значит звук [с’] – согласный, глухой, мягкий.

(Попросить повторить 2-3 детей).

Каким цветом в схеме слова мы будем обозначать звук [с’]?

(Зеленым).

6. Работа со звуком [с’].

В начале слова.

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в начале.

(Синий, сито, сирень, Сима, Семен, Сережа, синица. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «синица».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «синица»?

(Три слога).

Давайте поставим ударение в слове «синица». На какой слог падает ударение?

(На второй).

Правильно, значит, в слове «синица» второй слог ударный.

В середине слова.

Какое время года изображено на картинке?

В слове «осень» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В середине).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в середине.

(Василек, Вася, носик, песик, лисичка, косичка. Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «гуси».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «гуси»?

Давайте поставим ударение в слове «гуси». На какой слог падает ударение?

(На первый).

Правильно, значит, в слове «гуси» первый слог ударный.

(Попросить повторить 2-3 детей).

В конце слова.

Что изображено на картинке?

В слове «гусь» есть звук [с’]? А где он стоит в начале, в середине или в конце слова?

(В конце).

Вспомните, пожалуйста, слова, где звук [с’] стоит в конце.

(Лось, рысь, ось, высь). Если дети затрудняются в подборе слов, можно поиграть в игру «Доскажи словечко»).

Молодцы! Сейчас мы с вами составим схему слова «лось».

(Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Проводится характеристика каждого звука в слове).

А сколько слогов в слове «лось»?

А раз в слове один слог, значит, он и будет ударным.

Физкультминутка «Снежок».

7. Знакомство с буквами «С» и «с».

Это большая буква «С», это маленькая буква «с».

На что похожа буква «С»?

(Месяц, подкова, кусочек бублика).

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой «С» повис над домом.

III. Речевые игры.

«Засели домик»

(Определение позиции звуков).

«Скажи наоборот»

(Широкий - узкий, низкий – высокий, темный – светлый, сильный – слабый, грустный – веселый).

«Составь предложение»

(Саша, горка, спустился – Саша спустился с горки.

Слон, зоопарк, живет – Слон живет в зоопарке.

Санки, крыльцо, стоят – На крыльце стоят санки.)

«Кто больше запомнит слов со звуками [с] и [с’]»

(Чтение небольшого текста).

«Чистоговорки»

Са-са-са - бегает лиса. Се-се-се - ленточки в косе.

Со-со-со - мне дали колесо. Си-си-си - подъехало такси.

Су-су-су - ягоды в лесу. Ась-ась-ась - плавает карась.

Сы-сы-сы - тикают часы. Ось-ось-ось - на поляне лось.

Ас-ас-ас - свет в окне погас. Иска-иска - на столе миска.

Ос-ос-ос - на палубе матрос. Си-си-си - сена накоси.

Ус-ус-ус - на ёлке много бус. Усь-усь-усь - подходит гусь.

Ыс-ыс-ыс - такса ловит крыс. Ысь-ысь-ысь - в капкане рысь.

IV. Итог занятия.

Обучение грамоте дошкольников. Звук и буква Ы

Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия
Задачи:
1.Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах и словах.
2.Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова.
3.Учить образовывать множественное число существительных при помощи звука «Ы».
4.Познакомить с буквой Ы.
5.Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, зрительное и фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, символ звука, буквы Ы из наждачной бумаги или другого шершавого материала, грецкие орехи, тетради логопедических заданий, красные карандаши, доска, фасоль.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Предложить детям определить гласный звук по артикуляции.
2.Упражнение «Медведь».
Учитель-логопед:
К нам в гости пришел медведь. Посмотрите, какой он? Назови¬те его ласково.
Послушайте, как он рычит: «Ы-ы-ы-ы».
Какой звук вы услышали?
3.Упражнение «Звук „Ы"».
Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
Предложить произнести звук хором, каждому ребенку.
Познакомить с характеристикой звука, его символом.
Выделить звук «Ы» на слух из ряда гласных. (Логопед произносит гласные звуки. Когда дети слышат звук «Ы», хлопают в ладоши.)
4.Игра «Повтори, не ошибись».
Логопед произносит ряд слогов, а дети хором или индивидуально повторяют: ты-мы-пы, вы-фы-ды, бы-ны-вы, мы-пы-ды.
5.Упражнение «Где звук „Ы"?».
Выделить звук «Ы» из состава слов (по предметным картинкам): весы, банты, усы, мосты, цветы, часы.
6.Упражнение «Множественное число».
Предложить детям назвать слова во множественном числе по кар-тинкам с изображением одного предмета. Если слово названо правильно, выставить картинку с изображением нескольких та¬ких же предметов. Выделить звук в конце образованного слова (бант, кот, кит, кнут, бинт, дуб).
7. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны - Дети ходят по кругу.

Мы допрыгнем до Луны - Ходьба по кругу.
Прыг, прыг, прыг, прыг. Прыжки на двух ногах.
8.Игра «Живые звуки».
Звуки встали в ряд: «АУЫ» («ЭУЫ», «ИЭЫ» и т.д.). Где слы-шится звук «Ы»? (В конце ряда.)
«АЫО» («ОЫА», «ЭЫУ» и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В середине ряда.)
9.Упражнение «Подарки феи Фонетики».
Фея Фонетика прислала нам картинки. Назовите, что на них нарисовано. Где слышится звук «Ы» в слове «дым» («бык», «мыло», «сыр», «дыня», «тыква», «мышка»)?
10. Упражнение «Буква Ы».
Рассмотреть букву Ы и выделить ее элементы, обвести по контуру букву Ы из наждачной бумаги.
Прочитать и повторить с детьми стихотворение про букву Ы:
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
11.Упражнения с грецким орехом: 2-3 упражнения (Горочка, Кулачки).
12.Работа в тетради логопедических заданий.
Логопед объясняет и показывает написание на доске. «Пишет» букву вместе с детьми в воздухе, проговаривая последовательность ее написания.
13.Итог занятия.