Контрибуция ссср после второй мировой войны. Ущербы ссср в сравнении с другими участниками войны

Бисмарк говорил, что русские всегда приходят за своими деньгами. Так ли это?После Великой Отечественной войны, по подсчетам экономистов, Германия возместила меньше пяти процентов ущерба, нанесенного экономике Советского Союза.

УЩЕРБ


Прямой материальный ущерб СССР, по оценкам Чрезвычайной Государственной Комиссии, составил, в валютном эквиваленте,128 млрд долларов. Общий ущерб — 357 миллиардов долларов. Чтобы представить, сколько это, достаточно сказать, что в 1944 году валовой национальный продукт США (по официальным данным американского министерства торговли) составлял 361,3 миллиарда.

Материальный ущерб (по отчетам ЧГК, представленным на Нюрнбергском процессе) составил около 30 % национального богатства СССР; на территориях Советского Союза, находившихся в оккупации — около 67 %. Народному хозяйству был нанесен ущерб на 679 миллиардов рублей (в госценах 1941 года).

ЩЕДРЫЙ СТАЛИН


Принципы и условия выплат репараций Германией и ее союзниками были определены ещё на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года.

Сохранились стенограммы ялтинских переговоров. По ним видно, что советский лидер проявил невиданную щедрость. Он предложил установить для Германии общую сумму репараций в размере 20 миллиардов долларов, половину этой суммы должен был получить Советский Союз как государство, внесшее самый большой вклад в Победу и больше всех от войны пострадавшее.

Черчилль и Рузвельт со сталинским предложением с незначительными оговорками согласились, что неудивительно — 10 миллиардов долларов — это примерная сумма помощи США СССР по программе ленд-лиза. С помощью таких репараций можно было покрыть только 8 % прямого ущерба от войны, 2,7 % от суммы общего ущерба.

ПОЧЕМУ ПОЛОВИНА?

Почему Сталин в Ялте сказал о «располовинивании» репараций? То, что он взял такое деление «не с потолка» подтверждают и современные подсчеты. Западногерманский экономист Б. Эндрукс и французский экономист А. Клод провели большую работу, сделав оценку расходов бюджетов стран-участниц Второй мировой войны и прямых экономических потерь воюющих стран.

По их оценкам, военные бюджетные расходы и прямые экономические ущербы основных воющих стран в период Второй мировой войны составил (в ценах 1938 года) 968,3 миллиардов долларов.

В общей сумме военных расходов бюджетов 7 основных участников войны на СССР пришлось 30 %. В общей сумме прямого ущерба экономик пяти основных стран-участниц на СССР пришлось 57%. В общей итоговой сумме общих потерь четырех стран на Советский Союз пришлось ровно 50%.

ОСНОВНЫЕ ТРОФЕИ

В 1990-годы российскими учеными Борисом Кнышевским и Михаилом Семирягой были опубликованы документы Главного трофейного управления. Согласно им, в Советский Союз из Германии было вывезено около 400 тысяч железнодорожных вагонов (из них 72 тысячи вагонов стройматериалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна, миллион тонн картофеля и овощей, по полмиллиона тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака.

По данным историка Михаила Семиряги, за один год после марта 1945 года высшие органы власти Советского Союза приняли около тысячи решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Также около тысячи заводов было перевезено в СССР из Маньчжурии и Кореи.

Однако все это не идет ни в какое сравнение с количеством уничтоженных заводов за время войны. Количество демонтированных СССР немецких предприятий составило меньше 14% от довоенного числа заводов. По данным Николая Вознесенского, тогдашнего председателя Госплана СССР, поставками трофейного оборудования из Германии было покрыто только 0,6% прямого ущерба СССР.


Эффективным инструментом проведения репарационных платежей Советскому Союзу были созданные на территории Восточной Германии советские торговые и акционерные общества. Это были совместные предприятия, во главе которых часто были генеральные директора из СССР.

Это было выгодно по двум причинам: во-первых САО позволяли своевременно переводить репарационные средства, во-вторых — САО обеспечивали жителей Восточной Германии работой, решая острую проблему занятости.

По подсчетам Михаила Семиряги, в 1950 году доля Советских акционерных обществ в промышленном производстве Германской демократической республики составляла в среднем 22 %. В некоторых же областях, таких как электроника, химическая промышленность и энергетике эта доля была ещё выше.

ТЕЛЕФОНЫ РЕЙХСКАНЦЕЛЯРИИ В СССР


Из Германии в Советский Союз технику, в том числе и сложную, везли вагонами, в СССР были доставлены также круизные лайнеры и вагоны поездов берлинского метро. Из астрономической обсерватории университета Гумбольдта были вывезены телескопы. Конфискованным оборудованием оснащались советские заводы, как, например, Краснодарский компрессорный завод, полностью оснащенный немецким оборудованием. На кемеровском предприятии КОАО «Азот» и сегодня работают трофейные компрессоры 1947 года выпуска фирмы «Шварцкопф».

На московской центральной телефонной станции (номера начинались на «222» — станция обслуживала ЦК КПСС) до 1980-х годов применялось оборудование телефонного узла рейхсканцелярии. Даже спецтехника для прослушки, применявшаяся после войны МГБ и КГБ была немецкого производства.

ЗОЛОТО ТРОИ


Многие исследователи признают, что в сфере искусства самым важным советским трофеем стал так называемый «Клад Приама» или «Золото Трои» (9 тысяч предметов, найденных Генрихом Шлиманом на раскопках Трои).

«Троянские сокровища» были скрыты немцами в одной из башен системы ПВО на территории Берлинского зоопарка. Башня чудом не пострадала. Немецкий профессор Вильгельм Унферцагт передал клад Приама вместе с другими произведениями античного искусства советской комендатуре.

12 июля 1945 года вся коллекция прибыла в Москву. Часть экспонатов осталась в столице, а другая была передана в Эрмитаж. Долгое время местонахождение «троянского золота» было неизвестно, но в 1996 году Пушкинский музей устроил выставку этих редких сокровищ. «Клад Приама» Германии не вернули до сих пор. Впрочем, Россия имеет на него не меньшие права, так как Шлиман, женившийся на дочери московского купца, был русским подданным.

ДИСКУССИИ

Для Советского Союза тема немецких репараций была закрыта в 1953 году, когда Москва полностью отказалась от репарационных поставок товаров из Германской Демократической Республики, перейдя на их оплату по ценам СЭВ. 1 января 1954 года вышло совместное соглашение СССР и ПНР о прекращении взимания репараций с СССР.

Однако тема эта по-прежнему является дискуссионной. Причем об исторической несправедливости говорят не только депутаты Госдумы, но и западные ученые.

По словам американского профессора Саттона (книга Sutton A. Western technology) репарации Германии и её союзников позволили только на 40% компенсировать утраченный СССР в войне промышленный потенциал.

Проведенные же американским «Бюро стратегических служб» вычисления ещё в августе 1944 года показывали цифру возможных репараций СССР в 105,2 миллиарда долларов (в пересчете на нынешний курс — больше 2 триллионов), что в 25 раз больше, чем СССР фактически получил по итогам войны. Что касается союзников Третьего рейха, то Финляндия была единственной страной, полностью выплатившей репарации СССР в сумме 226,5 млн долларов.

РЕПАРАЦИИ

Возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем. Р. впервые были нормированы в Версальском мирном договоре 1919 (см.).

Во время второй мировой войны в 1945 на Крымской конференции (см.) было признано справедливым обязать Германию возместить путём натуральных поставок в максимально возможной мере ущерб, причинённый ею союзным странам. Тогда же были установлены и формы Р. с Германии.

После окончания войны положения о Р. были зафиксированы в ряде международно-правовых документов, касающихся Германии и её бывших союзников. Во всех этих документах установлены два основных принципа:

1. Принцип возмещения бывшими неприятельскими государствами ущерба не в полном объёме, а лишь частично. Советский Союз, исходя из стремления к установлению демократического мира, ограничился требованием возмещения лишь части понесённого им ущерба. Так, мирный договор с Италией возлагает на последнюю обязанность выплатить Советскому Союзу Р. на сумму 100 млн. долл., что составляет не больше чем 1 / 20 или 1 / 25 часть прямого ущерба, причинённого Советскому Союзу фашистскими войсками Италии. Тот же принцип провозглашён Советским Союзом в отношении Р. с Германии. Общая сумма одних только прямых потерь Советского Союза на оккупированной немцами территории составляет 128 млрд. долл., но СССР предъявил требование об уплате Германией Р. в размере только 10 млрд. долл.

Соглашаясь лишь на частичное покрытие понесённых им убытков, Советский Союз определяет Р. в размере, посильном для побеждённых стран, и стремится обеспечить возможность свободного демократического развития этих стран и их экономической самостоятельности.

2. Принцип уплаты репараций натурой, а не деньгами. Побеждённые страны уплачивают Р. наличным имуществом (оборудованием, предназначенным для производства военных материалов и техники, заграничными активами) и продукцией своей промышленности. Уплата Р. из текущей продукции даёт побеждённым странам возможность выполнить свои репарационные обязательства путём самостоятельного развития своей промышленности, не прибегая к кабальным займам и к сбыту своей продукции за границу по низким ценам для получения долларов. Выступая на Парижской мирной конференции по поводу мирного договора с Венгрией, А. Я. Вышинский указывал: "Советское правительство последовательно проводит такую линию репарационной политики, которая заключается в том, чтобы исходить из реальных планов, чтобы не удушить Венгрию, чтобы не подрубить корни её экономического восстановления, а, наоборот, облегчить ей возможность её экономического возрождения, облегчить ей возможность стать на ноги, облегчить ей возможность войти в общую семью Объединённых наций и участвовать в деле экономического возрождения Европы".

Советская делегация добилась включения в мирные договоры 1947 правил об уплате Р. натурой.

Правильность и справедливость указанных принципов, обеспечивающих жизнеспособность побеждённых стран, подтверждена на практике. Румыния, Венгрия, Финляндия выполняют свои репарационные обязательства в пользу Советского Союза, но это отнюдь не приводит к умалению их суверенитета. Что касается репараций из текущей продукции германской промышленности, то В. М. Молотов на заседании Совета министров иностранных дел 12. XII 1947 указал: "Из западных зон не производится никаких текущих репарационных поставок, но промышленность в англо-американской объединённой зоне достигает всего 35 процентов от уровня 1938 г. Из советской зоны в Германии производятся текущие репарационные поставки, и промышленность здесь уже достигла 52 процентов от уровня 1938 г. Таким образом, промышленный индекс советской зоны, - хотя здесь более сложные условия для восстановления промышленности, - в полтора раза выше, чем промышленный индекс англо-американской зоны. Из этого видно, что репарационные поставки не только не мешают восстановлению промышленности, но, наоборот, содействуют этому восстановлению".

Что касается Р. с Германии, то их формы были установлены ещё на Крымской конференции: а) единовременные изъятия из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне её, б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции, в) использование германского труда. На Потсдамской конференции (см.) в соответствии с решением Крымской конференции об ответственности Германии были указаны следующие источники покрытия репарационных претензий СССР: 1) изъятия из советской зоны Германии, 2) некоторое количество оборудования, которое не является необходимым для германской мирной экономики и должно быть изъято из западных зон оккупации Германии, 3) германские активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии. Постановления Потсдамской конференции не отменили и не могли отменить установленные на крымской конференции Р. из текущей продукции Германии. Между тем после окончания войны США, Англия и Франция в прямое нарушение крымских решений стали возражать против получения Советским Союзом Р. из текущей продукции Германии.

США и Англия извлекли из Германии огромные ценности в виде патентов, золота и т. п., стоимость которых достигает не менее 10 млрд. долл. Вся промышленность Рура фактически поставлена под контроль американских монополий. В то же время в силу проводимой США и Англией (в явном противоречии с потсдамскими решениями) политики раскола Германии и сохранения германского военного потенциала указанные державы сорвали репарационные изъятия в пользу Советского Союза и других государств из западных зон Германии.

Другим примером политики США, Англии и Франции, направленной против законных интересов СССР, являются препятствия, чинившиеся ими разрешению вопроса о германских активах в Австрии (см. Совет министров иностранных дел).

На сессии Совета министров иностранных дел 12. XII 1947 В. М. Молотов, говоря о Р. с Германии, заявил, что "Советский Союз не просит, а требует, чтобы вопрос о репарациях был, наконец, решён". Этот вопрос имеет тем большее значение, что, как указал В. М. Молотов на Совете министров иностранных дел 31. III 1947, "для Советского Союза не может быть решения германской проблемы без решения вопроса о репарациях". Также и в заявлении от 24. VI 1948 министров иностранных дел СССР, Албании, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Польши, Румынии и Венгрии по поводу решений Лондонского совещания 1948 (см.) о Германии было указано, что в числе требующих неотложного разрешения вопросов находится и вопрос о мероприятиях по выполнению Германией её репарационных обязательств по отношению к государствам, пострадавшим от германской агрессии. В вопросе о Р., как и в других важнейших вопросах послевоенных международных отношений, с полной силой сказывается борьба двух линий внешней политики - справедливой политики Советского Союза и экспансионистской политики стран империалистического лагеря во главе с США.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "РЕПАРАЦИИ" в других словарях:

    Репарации - – возмещение субъектом международного права причиненного вреда другому субъекту международного права в виде товаров, денег, работ или услуг. Частный случай репараций – возмещение ущерба, нанесенного государством агрессором государствам,… … Банковская энциклопедия

    - (от латинского reparatio восстановление), в международном праве форма материально правовой ответственности государства за международное правонарушение. Заключаются в возмещении государством ущерба, причиненного им другому государству, в денежной… … Современная энциклопедия

    - (от лат. reparatio восстановление) одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный другому субъекту в результате международного правонарушения. Р. может выплачиваться в натуре, в виде денежной или… … Юридический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) в международном праве вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) полное или частичное материальное или денежное возмещение ущерба, причиненного войной, выплачиваемое побежденной страной государству победителю. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

    Форма материально правовой ответственности государства, развязавшего агрессивную войну. Заключаются в возмещении государством ущерба, причинённого им другому государству, в денежной или иной материальной форме. Выплата репараций обычно… … Исторический словарь

    - (от лат. reparatio восстановление) вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в мирном договоре. См. также … Политология. Словарь.

    Репарации - (reparations), компенсационные выплаты потерпевшей поражение стороной за нанесенный ей во время войны ущерб. Р. были условием прекращения воен. действий во время 1 й мировой войны и частью Версальского мирного договора 1919г. Франция,… … Всемирная история

    РЕПАРАЦИИ - (лат. reparatio восстановление) материальное или денежное возмещение ущерба, причиненного войной, выплачиваемое побежденной страной государствупобедителю; одна из форм материальной ответственности субъекта международного права за ущерб,… … Юридическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Репарация. Репарации (от лат. reparatio восстановление) форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им… … Википедия

    - (от лат. reparatio восстановление), в международном праве вид материальной международно правовой ответственности; состоит в возмещении государством причинённого им ущерба в денежной или иной форме. Выплата репараций обычно предусматривается в… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Геномная нестабильность и нарушение репарации ДНК как факторы наследственной и соматической патологии человека , Наталья Савина. Книга посвящена исследованию целостности генома и функциональных изменений процесса репарации ДНК в лимфоцитах периферической крови человека в связи с наследственной и соматической…

Бисмарк говорил, что русские всегда приходят за своими деньгами. Так ли это? После Великой Отечественной войны, по подсчетам экономистов, Германия возместила меньше пяти процентов ущерба, нанесенного экономике Советского Союза.

Прямой материальный ущерб СССР, по оценкам Чрезвычайной Государственной Комиссии, составил, в валютном эквиваленте,128 млрд долларов. Общий ущерб - 357 миллиардов долларов. Чтобы представить, сколько это, достаточно сказать, что в 1944 году валовой национальный продукт США (по официальным данным американского министерства торговли) составлял 361,3 миллиарда.

Материальный ущерб (по отчетам ЧГК, представленным на Нюрнбергском процессе) составил около 30 % национального богатства СССР; на территориях Советского Союза, находившихся в оккупации - около 67 %. Народному хозяйству был нанесен ущерб на 679 миллиардов рублей (в госценах 1941 года).

Щедрый Сталин

Принципы и условия выплат репараций Германией и ее союзниками были определены ещё на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года.

Сохранились стенограммы ялтинских переговоров. По ним видно, что советский лидер проявил невиданную щедрость. Он предложил установить для Германии общую сумму репараций в размере 20 миллиардов долларов, половину этой суммы должен был получить Советский Союз как государство, внесшее самый большой вклад в Победу и больше всех от войны пострадавшее.

Черчилль и Рузвельт со сталинским предложением с незначительными оговорками согласились, что неудивительно - 10 миллиардов долларов - это примерная сумма помощи США СССР по программе ленд-лиза. С помощью таких репараций можно было покрыть только 8 % прямого ущерба от войны, 2,7 % от суммы общего ущерба.

Почему половина?

Почему Сталин в Ялте сказал о «располовинивании» репараций? То, что он взял такое деление «не с потолка» подтверждают и современные подсчеты. Западногерманский экономист Б. Эндрукс и французский экономист А. Клод провели большую работу, сделав оценку расходов бюджетов стран-участниц Второй мировой войны и прямых экономических потерь воюющих стран.

По их оценкам, военные бюджетные расходы и прямые экономические ущербы основных воющих стран в период Второй мировой войны составил (в ценах 1938 года) 968,3 миллиардов долларов.

В общей сумме военных расходов бюджетов 7 основных участников войны на СССР пришлось 30 %. В общей сумме прямого ущерба экономик пяти основных стран-участниц на СССР пришлось 57%. В общей итоговой сумме общих потерь четырех стран на Советский Союз пришлось ровно 50%.

Основные трофеи

В 1990-годы российскими учеными Борисом Кнышевским и Михаилом Семирягой были опубликованы документы Главного трофейного управления. Согласно им, в Советский Союз из Германии было вывезено около 400 тысяч железнодорожных вагонов (из них 72 тысячи вагонов стройматериалов), 2885 заводов, 96 электростанций, 340 тыс. станков, 200 тыс. электромоторов, 1 млн. 335 тыс. голов скота, 2,3 млн тонн зерна, миллион тонн картофеля и овощей, по полмиллиона тонн жиров и сахара, 20 млн литров спирта, 16 тонн табака.

По данным историка Михаила Семиряги, за один год после марта 1945 года высшие органы власти Советского Союза приняли около тысячи решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Также около тысячи заводов было перевезено в СССР из Маньчжурии и Кореи.

Однако все это не идет ни в какое сравнение с количеством уничтоженных заводов за время войны. Количество демонтированных СССР немецких предприятий составило меньше 14% от довоенного числа заводов. По данным Николая Вознесенского, тогдашнего председателя Госплана СССР, поставками трофейного оборудования из Германии было покрыто только 0,6% прямого ущерба СССР.

Советские акционерные общества

Эффективным инструментом проведения репарационных платежей Советскому Союзу были созданные на территории Восточной Германии советские торговые и акционерные общества. Это были совместные предприятия, во главе которых часто были генеральные директора из СССР.

Это было выгодно по двум причинам: во-первых САО позволяли своевременно переводить репарационные средства, во-вторых - САО обеспечивали жителей Восточной Германии работой, решая острую проблему занятости.

По подсчетам Михаила Семиряги, в 1950 году доля Советских акционерных обществ в промышленном производстве Германской демократической республики составляла в среднем 22 %. В некоторых же областях, таких как электроника, химическая промышленность и энергетике эта доля была ещё выше.

Телефоны рейхсканцелярии в СССР

Из Германии в Советский Союз технику, в том числе и сложную, везли вагонами, в СССР были доставлены также круизные лайнеры и вагоны поездов берлинского метро. Из астрономической обсерватории университета Гумбольдта были вывезены телескопы. Конфискованным оборудованием оснащались советские заводы, как, например, Краснодарский компрессорный завод, полностью оснащенный немецким оборудованием. На кемеровском предприятии КОАО «Азот» и сегодня работают трофейные компрессоры 1947 года выпуска фирмы «Шварцкопф».

На московской центральной телефонной станции (номера начинались на «222» - станция обслуживала ЦК КПСС) до 1980-х годов применялось оборудование телефонного узла рейхсканцелярии. Даже спецтехника для прослушки, применявшаяся после войны МГБ и КГБ была немецкого производства.

Золото Трои

Многие исследователи признают, что в сфере искусства самым важным советским трофеем стал так называемый «Клад Приама» или «Золото Трои» (9 тысяч предметов, найденных Генрихом Шлиманом на раскопках Трои).

«Троянские сокровища» были скрыты немцами в одной из башен системы ПВО на территории Берлинского зоопарка. Башня чудом не пострадала. Немецкий профессор Вильгельм Унферцагт передал клад Приама вместе с другими произведениями античного искусства советской комендатуре.

12 июля 1945 года вся коллекция прибыла в Москву. Часть экспонатов осталась в столице, а другая была передана в Эрмитаж. Долгое время местонахождение «троянского золота» было неизвестно, но в 1996 году Пушкинский музей устроил выставку этих редких сокровищ. «Клад Приама» Германии не вернули до сих пор. Впрочем, Россия имеет на него не меньшие права, так как Шлиман, женившийся на дочери московского купца, был русским подданным.

Дискуссии

Для Советского Союза тема немецких репараций была закрыта в 1953 году, когда Москва полностью отказалась от репарационных поставок товаров из Германской Демократической Республики, перейдя на их оплату по ценам СЭВ. 1 января 1954 года вышло совместное соглашение СССР и ПНР о прекращении взимания репараций с ГДР.

Однако тема эта по-прежнему является дискуссионной. Причем об исторической несправедливости говорят не только депутаты Госдумы, но и западные ученые.

По словам американского профессора Саттона репарации Германии и её союзников позволили только на 40% компенсировать утраченный СССР в войне промышленный потенциал.

Проведенные же американским «Бюро стратегических служб» вычисления ещё в августе 1944 года показывали цифру возможных репараций СССР в 105,2 миллиарда долларов (в пересчете на нынешний курс - больше 2 триллионов), что в 25 раз больше, чем СССР фактически получил по итогам войны. Что касается союзников Третьего рейха, то Финляндия была единственной страной, полностью выплатившей репарации СССР в сумме 226,5 млн долларов.

Тема послевоенных репараций – одна из самых туманных в истории этого периода в силу разных причин. Самый большой объём репараций собрал СССР. Точную цифру определить невозможно не только в силу традиционной советской секретности и нежелания Москвы демонстрировать реальный масштаб репараций, но и значительной неорганизованности и неразберихи с советской стороны, поскольку вывозом имущества занимались параллельно, нередко конкурируя друг с другом, десятки советских ведомств. Репарации сыграли очень существенную роль не только в восстановлении, но и в качественном изменении советской экономики. Благодаря им, она увеличилась в масштабе, приблизилась по структуре к современной на тот период модели, стала более производительной.

На момент завершения Второй мировой войны в Германии не было собственного, немецкого правительства, которое бы могло заняться выплатой репараций. В отличие от Первой мировой войны, закончившейся перемирием, Вторая мировая завершилась капитуляцией со стороны Германии, что вкупе с задачей денацифиации страны предполагало демонтаж всех структур власти, которые были одновременно структурами нацистского режима. Последнее германское правительство во главе с К.Дёницем в качестве рейхспрезидента, сменившим Гитлера, просуществовало всего три недели, прежде чем было в полном составе арестовано и предстало перед Нюрнбергским трибуналом.

Властью в Германии были победившие союзники, которые управляли Германией совместно через общие органы, но прежде всего в своих соответствующих зонах оккупации. Уже в мае 1945 г. они создали администрации военного и гражданского управления в своих зонах. Союзники сами изымали репарации.

На Ялтинской (февраль 1945) и Потсдамской конференциях (июль-август 1945) союзники решили, что репарации должны составить $20 млрд., половина из которых предназначалась для СССР. Однако эта цифра не была окончательно согласована. Выработку размера и форм репараций союзники отнесли к компетенции специально созданной тогда для этой цели 3-сторонней Межсоюзной комиссии по репарациям. Комиссия проработала недолго, вяло и безрезультатно: никто из союзников не был заинтересован в определении точного размера репараций, а также порядка их взимания и учёта.

Устанавливалось, что каждая сторона изымала репарации из своей зоны оккупации. Часть своих репараций США и Великобритания должны были передать (и передали, но сравнительно немного) СССР. Репарации должны были взиматься «в натуре» в виде:

а) единовременных изъятий в течение 2-х лет после капитуляции Германии из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны были проводиться главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;

б) ежегодных товарных поставок из текущей продукции после окончания войны в течение периода, длительность которого должна быть установлена;

в) использования германского труда.

Таким образом, немецкие репарации изымались не только в Германии, но и из других стран, где находились германские активы, – Польши, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии. Репарации взимались также с Австрии как таковой ($250 млн. для всех 3-х союзников) и Италии ($600 млн.). Позже, с завершением войны на Дальнем Востоке СССР изъял также репарации с Японии, находившиеся в Манчжурии и Северной Корее.

Немецкая сторона (дружественная Москве ГДР) оценила общий итог советских репараций, изъятых только в советской зоне оккупации в Германии, в $16 млрд., что сегодня равнялось бы примерно $170 млрд. Сумма советских репараций составила порядка 23% ВВП всей Германии на конец 1940х, а для восточной же части Германии (советской зоны), доля репараций составила ок. 50-60%. В результате промышленный потенциал ГДР был подорван. Восточная Германия на протяжении всех послевоенных десятилетий в разы уступала промышленно более развитой Западной части, что в 1989 г. аукнулось массовыми демонстрациями, приведшими к объединению Германии и распаду «социалистического лагеря». Даже сегодня после того, как с начала германского объединения в 1989 г. ФРГ вливает в восточные земли ежегодно сотни миллиардов марок/евро, Восточная Германия заметно отличается меньшим уровнем развития в сравнении с западной частью.

Сумма в $16 млрд. более, чем существенная. Для сравнения: размер плана Маршалла для всей Европы составил $13 млрд. Надо учитывать и то, что в течение войны СССР получил ещё и по ленд-лизу оружия, оборудования и различных материалов на сумму $11 млрд. Хотя большая часть ленд-лиза была использована (уничтожена) в ходе войны, тем не менее, многое и осталось для использования в армии и промышленности. Ведь поставки по ленд-лизу продолжались до конца 1945 г., когда боевые действия уже закончились. При этом Москва компенсировала США лишь 1% ($110 млн.) суммы ленд-лиза в течение 40 лет после завершения войны.

Москву интересовали в первую очередь не столько деньги, хотя и их изымали, сколько «натура» - современное на тот момент производственное оборудование, технологии. Хотя ни в ялтинских, ни в потсдамских решениях об этом не было речи, но вывозили культурные ценности. На деле же всё приобрело хаотичный характер и вывозить стали всё подряд – скот, мебель, продукты питания, предметы домашней утвари, транспортные средства, часы, типографская бумага и т.п.

Проблемой репараций Москва озаботилась в 1943 г., когда перелом в боевых действиях стал очевидным и победа в войне превратилась в вопрос времени. В январе-феврале 1943 г. были сформированы трофейные бригады, подчинённые созданному тогда Трофейному управлению Красной Армии (по некоторым данным, трофейные подразделения существовали с декабря 1941). Наркомат по иностранным делам начал с середины 1943г. подготовку предложений по послевоенному урегулированию. Комиссию по репарациям в НКИД возглавил зам.наркома Майский, который занял крайне репрессивную линию: он предлагал расчленить Германию на несколько зависимых от союзников государств, лишить немцев промышленного потенциала и превратить их в аграрные страны. Хотя эти предложения не нашли поддержки у советского руководства, Майскому удалось убедить Сталина увеличить сумму репараций с $5 млрд. до $20 млрд.

В сентябре 1944 г. Госплан СССР запросил все наркоматы (министерства) на предмет того, что их интересовало из немецкой промышленности. 25 февраля 1945 г. при ГКО (после его роспуска в сентябре 1945 – при Совнаркоме/Совете Министров СССР) был создан Особый комитет по восстановлению народного хозяйства в освобождённых о немецких оккупантов областях во главе с Г.Маленковым. Правда, восстановление советской экономики началось раньше, с середины 1942 г., по мере начинавшегося продвижения на Запад и постепенного освобождения ранее захваченных территорий.

Особый комитет в основном и руководил репарациями. Под его эгидой в Германии начали действовать «уполномоченные», представлявшие советские наркоматы (министерства), а также отдельные ведомства и организации. В 1946 г. численность уполномоченных достигла 12 тыс. чел. Каждое из ведомств ставило перед своими уполномоченными задачу демонтировать и забирать по максимуму. Помимо Особого комитета изъятиями оборудования, имущества и ценностей занимались также Советская военная администрация в Германии (СВАГ), Группа советских оккупационных войск в Германии (ГСОВГ), НКВД/МВД, Министерство госбезопасности (МГБ).

Взимание репараций СССР начал с момента пересечения Красной Армией границы с с Румынией весной 1944 г, Польшей – летом 1944 г., а в особенности – с Германией (январь 1945). Из Румынии демонтировали, изъяли и, несмотря на последующие просьбы Лондона, так и не вернули оборудование некоторых британских нефтедобывающих компаний.

До 9 мая 1945 г. в советской зоне оккупации было демонтировано различного оборудования и вывезено материалов и крупного имущества объёмом примерно 550 тыс. тонн. Затем демонтажи и вывоз превратились в цунами – с мая по июль 1945 вывезено 3,5 млн. т, а всего к концу 1946 г. – 6,2 млн. т. Не было никакого общего плана сбора репараций. Все репарации, собранные СССР до Потсдамской конференции, - а это примерно 2/3 их общего объёма, - не были включены в итоговый советский репарационный лист.

С учётом всех стран, включая Японию, были демонтированы и вывезены в СССР 5,5 тыс. полнокомплектных заводов. Помимо них огромное количество оборудования, материалов и имущества было некомплектным – экскаваторы, трансформаторы, башенные краны и автокраны, различные станки, электромоторы, электропечи, автобетономешалки, самосвалы, пилы, лесорамы, компрессоры, сварочные машины, сушильные шкафы, барометры, тахографы, платиновые тигли, масляные выключатели, ртутные выпрямители, прессы, телефонные аппараты, коммутаторы, легковые автомашины. Это толика из гигантского перечня одного только оборудования. А ещё было сырьё, готовая продукция, продукты питания и т.д.

Велась охота за мозгами. Вместе с семьями в Союз было вывезено несколько тысяч инженеров и технических специалистов, которые сыграли важную, если не ключевую роль в разработке новых образцов промышленной техники и технологий. Многих и не вывозили, а использовали в самой Германии – только по линии, например, министерства авиапромышленности СССР в мае 1946 г. в Восточной Германии было создано 4 конструкторских бюро для работы над самолётами с общим персоналом инженерно-технических работников и рабочих 8 тыс. чел. КБ ракетостроения, созданное чуть позже, насчитывало 7 тыс. чел.

Большое внимание было уделено вывозу культурных ценностей - картин, различных музейных экспонатов, книг. Часть этих ценностей оказалась в советских музеях, но многое осело в "частных" коллекциях генералитета и гражданских начальников. Могу лично засвидетельствовать, что в 1989 г. видел большое количество книг, в т.ч. старинных, на немецком языке, складированных большими стопками на холодном полу в сыром помещении заброшенного тогда Храма Казанской иконы Божией Матери в Узком (Конькове). Их хорошо было видно через окна. Перед тем как храм вернули РПЦ в 1992 г., книги вывезли. Почти все они были поражены плесенью и, насколько помню по новостям тех лет, уничтожены.

Советский Союз простил Германии большую часть ущерба, причиненного в ходе Великой Отечественной войны. В условиях развязанной Берлином санкционной борьбы наследники Советского Союза - Россия и другие страны СНГ - вправе требовать компенсаций за преступления прошлого


Акция «Бессмертный полк», проведенная 9 Мая, наглядно показала, насколько глубоко в нас сидит память о Великой Отечественной войне. Стержнем этой памяти, безусловно, является бесконечная боль военного поколения, понесшего беспрецедентные утраты, цену которым невозможно ни назначить, ни выплатить. Поэтому мы в России вряд ли когда-нибудь поймем Запад, считающий, что все долги отданы и вопрос можно закрыть раз и навсегда. Запад, который, как кажется, искренне удивляется, почему День Победы остается для нас главным, священным праздником. Русский народ не злопамятный, но вправе возмутиться неблагодарностью «партнеров», с легкостью переписывающих целые главы .

Спустя семьдесят лет после поражения в Великой Отечественной войне Германия вновь решилась на противостояние с Россией. Теперь - во главе единой, но безвольной и недальновидной Европы, которая, следуя советам Вашингтона, регулярно разжигает разрушительные конфликты как на своих границах - в Северной Африке и на Ближнем Востоке, так и в самом центре - на Балканах, а теперь и на Украине. Берлин выступает идейным вдохновителем экономических и политических санкций в отношении Москвы, а также закрывает глаза на возрождение радикального национализма в Киеве. Между тем (коль скоро сегодня экономические механизмы управления конфликтами вновь взяты на вооружение) нелишне будет напомнить не только о моральной ответственности Германии за преступления фашизма и не только о банальной благодарности за решающую и бескорыстную роль СССР в разрушении Берлинской стены, а еще и о материальной ответственности перед советскими гражданами за причиненный ущерб. В конце концов, у СССР с той Германией до сих пор нет мирного договора, в котором была бы обозначена сумма репараций, а понесенные убытки значительно превышают дивиденды от вывезенных активов. Это напоминание - вовсе не повод решить сегодняшние проблемы страны за счет героизма предков. Это лишь попытка осознать, что благодушие в мировой политике редко возмещается сторицей.

Репарации, доброта и обман

«Сталинская щедрость» - именно так историки оценивают ситуацию с выплатой репараций Советскому Союзу. Строго говоря, точная сумма компенсаций не фигурирует ни в одном официальном документе. Конкретные положения предполагалось зафиксировать в итоговом мирном договоре с Германией, однако уже через четыре года после окончания войны такой страны просто не существовало. В 1945 году был подписан Акт о капитуляции и лишь спустя десять лет, в 1955-м, президиум Верховного совета СССР выпустил указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией». К тому времени был также заключен мирный договор с ГДР, в котором Москва официально отказывалась от всех материальных претензий к республике по итогам Второй мировой войны. На этом тема репараций для СССР была официально закрыта.

Впрочем, на Ялтинской конференции 1945 года в устных переговорах Сталин назвал цифру примерных выплат Германии - 20 млрд долларов, которые должны были быть разделены пополам между СССР и союзниками. Сумма смехотворная, учитывая, что, например, поставки союзников по лендлизу оценивались в 11 млрд долларов. Однако советский вождь настоял на щадящем режиме выплат, памятуя историю с репарациями Германии после Первой мировой. Те неподъемные санкции истощили немецкую экономику, обусловили уязвленное национальное самосознание нации и в итоге привели к власти фашистский режим.

В итоге фактические поставки в рамках репараций Германии оцениваются всего в 3–4% всего ущерба, который был нанесен СССР в ходе войны. Такие данные приводит, скажем, Николай Вознесенский, кандидат в члены Политбюро и председатель Госплана, в книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». Точные суммы советских потерь скрупулезно подсчитывала государственная чрезвычайная комиссия. Так, прямой ущерб от уничтожения имущества граждан и организаций составил 679 млрд рублей, или 128 млрд долларов в ценах 1941 года. Косвенный ущерб от непроизведенной продукции, снижения национального дохода от прекращения или сокращения работы учреждений, предприятий и граждан, стоимости конфискованных предметов производства и снабжения плюс военные расходы и потери от замедления темпов общего хозяйственного развития страны оценивается в 1890 млрд рублей (357 млрд долларов). Общая же сумма составила 2 трлн 569 млрд рублей - 485 млрд долларов. То есть страна по доброте Сталина получила в 50 раз меньше причитающихся по итогам войны средств. К слову, по оценкам современных немецких экспертов, итоговая сумма возмещенных Союзу потерь составила около 15 млрд долларов, немногим больше заявленных в Ялте требований.


«Немецкое правительство рассматривает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным», - заявила канцлер Германии Ангела Меркель греческому премьер-министру Алексису Ципрасу

Впрочем, бескорыстие советского руководства объяснимо дальновидными намерениями. Вместо наложения денежных штрафов, которые еще долгое время подрывали бы экономику разделенной Германии (и, что более важно, дружественной ГДР), Сталин потребовал компенсации в виде поставок в СССР немецких станков и технического оборудование. Это позволило бы не только восстановить советскую промышленность, но и сделать мощный индустриальный рывок, как в 1930-е. Такого в условиях разгорающейся холодной войны союзники нам позволить не могли.

«ФРГ была изначально технологически более развита, чем ГДР, - рассказывает научный сотрудник Российского института стратегических исследований Константин Залесский. - Поэтому Советский Союз договорился с союзниками о том, что часть заводов, находящихся в их оккупационных зонах, будет передана Москве в качестве репараций. Решения Потсдамской конференции гласили, что СССР получит из западных зон Германии 15 процентов капитального оборудования, пригодного для использования, в обмен на эквивалентную стоимость различных товаров и материалов и десять процентов упомянутого оборудования безвозмездно. Однако нас просто кинули. Союзники выслали в СССР единицы производств, едва ли десятую часть обозначенных позиций. Это также затрудняет подсчет суммы ущерба, понесенного Союзом. Сюда стоит включить сумму недополученной прибыли от непоставки причитающегося нам оборудования из ФРГ, непроизведенных товаров, торможения общего хозяйственного развития страны, лежащей в руинах».

Стоит также добавить, что в 1950-е годы СССР фактически кормил и восстанавливал советскую часть Германии, строил концессионные предприятия, которые затем передавались ГДР, возвращал культурные ценности (как ни одно другое западное государство-победитель), обустраивал жизнь и быт побежденного народа. То есть частично вернул изъятый репарационный капитал.

«Сегодня мир практически растоптал решения Ялтинской конференции, Потсдамской конференции, заключение Хельсинкского акта 1975 года о нерушимости послевоенных границ. Мы имеем моральное и юридическое право вернуться к теме репараций, - убежден профессор МГИМО, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов. - Я не питаю никаких иллюзий, что Германия или Япония вернут нам какие-то средства. Но мы должны использовать этот инструмент давления. Я приведу в пример большевиков, которых в 1922 втором году на Генуэзской конференции хотели размазать по стенке, а они приехали со своими встречными требованиями. Запад считал, что Россия фактически национализировала 18,5 миллиарда рублей и должна их возместить, а мы выступили со встречными претензиями на 39 миллиардов золотых рублей за ущерб, нанесенный нашими союзниками по Антанте, в период интервенции и экономической блокады. У большевиков стоит поучиться такой дипломатии».

Тему неоплаченного Германией долга в феврале подняли депутаты Государственной думы. «Сегодня Германия, являясь флагманом Евросоюза, наносит санкциями ущерб российской экономике. Развивая эту тему, мы посчитали важным напомнить, что Германия нанесла колоссальный ущерб Советскому Союзу и за это не рассчиталась, - заявил депутат Госдумы, член высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярев. - Вопрос репараций не закрыт. Наша задача состоит в том, чтобы получить цифру ущерба, нанесенного СССР в ходе Великой Отечественной войны. Предварительные грубые расчеты показывают сумму три-четыре триллиона евро. Мы хотим дать инструмент нашему внешнеполитическому ведомству для ведения международной политики. Требовать или не требовать - это прерогатива президента. Впоследствии могут возникнуть и правовые механизмы обращения в суды с требованием компенсаций для физических лиц по примеру израильтян».

Еврейский прецедент

«Немецкое правительство считает вопрос о компенсациях политически и юридически решенным. В то же время мы осознаем жестокость и произвол, которые происходили в Греции во времена нацизма», - заявила немецкий канцлер Ангела Меркель в марте этого года, отвечая на требования Афин о дополнительных выплатах репараций. Немецкие политики также добавили, что Германия выплачивает компенсации пострадавшим людям в качестве адресных выплат, и это является исключительно актом доброй воли. Эта самая «добрая воля» и вызвала юридический казус, оформленный еще в 1950-е.

В международном праве до сих пор существует лишь единственный всеми признанный метод возмещения ущерба стране по итогам военных действий - межгосударственный договор о репарациях (в XIX веке использовали понятие «контрибуции»). То есть побежденное государство выплачивало компенсации победившему государству, а то уже по своим каналам распределяло средства потерпевшим гражданам.

Однако в 1952 году союзники создают прецедент, вынуждая ФРГ выплатить компенсации определенной категории граждан, а именно евреям, пострадавшим от холокоста. По итогу Люксембургских соглашений Германия перевела 3 млрд марок Государству Израиль и 500 млн марок Конференции по материальным претензиям евреев к Германии. Эта организация с тех пор становится главным лоббистом интересов еврейского народа в вопросах о компенсациях.

С 1953-го по 1965 год поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20% ежегодного импорта в Израиль. Некоторые эксперты уверены, что именно эти выплаты во многом способствовали стремительному развитию израильской экономики, даже в большей степени, чем помощь из США. Удивительный случай в мировой истории, когда страна выплачивала репарации государству, которое не только не участвовало в войне, но и вовсе не существовало в этот период на карте.

С тех пор Германия продолжает выдавать компенсации различным фондам и организациям Израиля, которые, в свою очередь, перераспределяли средства частным лицам. Часто на этом были построены мошеннические схемы, деньги просто разворовывались. Весьма живо эта сторона вопроса описана в книге американского политолога Нормана Финкельштейна «Индустрия холокоста».


На Потсдамской конференции союзники пообещали СССР передать часть заводов, находящихся в их оккупацион- ных зонах. Но слово не сдержали

В конце 1957 года бывшие узники концлагерей, работавшие на немецких предприятиях, образовали организацию «Комитет бывших еврейских принудительных рабочих». После переговоров фирмы I. G. Farbenindustrie, Krupp, AEG, Siemens, Rheinmetall перевели на счета Конференции по материальным претензиям евреев около 52,5 млн марок. В 1980-м к программам выплат подключили евреев из стран Восточной Европы, в 1998-м - из бывшего СССР. В 1990 году, после объединения Германии, состоялись переговоры по поводу реституции еврейской собственности. Продажа принесла 250 млн долларов, получателями стало более 41 тыс. человек. Всего же к 2008 году Германия выплатила Израилю и еврейскому народу в порядке компенсации ущерба жертвам холокоста репарации более чем на 60 млрд евро. То есть в пересчете с учетом колебания валютных курсов - до половины суммы ущерба, возмещенного в свое время СССР.

В 1990-е Германия подключила к выплатам компенсаций еще две категории частных лиц - узников концлагерей и перемещенных лиц, используемых в качестве рабочей силы на предприятиях Третьего рейха. После ряда частных исков в американские суды Берлин создал фонд «Память, ответственность и будущее». Немецкое государство и ряд частных компаний перечислили почти 4,5 млрд евро. За семь лет компенсации получило более 1,66 млн человек из 80 стран мира, в том числе 300 тыс. жителей СНГ. Размер выплат составил от 536 до 7669 евро на человека.

В 2008 году правительство ФРГ согласилось выплатить единовременные компенсации в размере 2556 евро примерно шести тысячам проживающих в западных странах евреев, пережившим блокаду Ленинграда. Однако до сих пор к программе не удалось подключить 80 тыс. евреев из России и стран СНГ. Кроме того, блокадники других национальностей почему-то остаются в ином правовом статусе и приравнены к пострадавшим в результате боевых действий. Поэтому Германия посчитала, что после выплаты репараций бывшему СССР не несет перед этой категорией лиц иных компенсационных обязательств.

Однако фактом признания блокадников-евреев жертвами нацистских преступлений и, соответственно, самой блокады - преступлением нацистского режима была создана правовая коллизия, о чем немецкой стороне напомнил российский МИД в 2014 году. Вопрос остается в подвешенном состоянии.

Требования в частном порядке

В общей сложности Германия выплатила частные компенсации примерно 8 млн человек, 6 млн из которых - евреи, жертвы холокоста. Нисколько не подвергая сомнению факт геноцида и не умаляя трагичности судьбы еврейского народа, мы вправе задаться вопросом: имеют ли право граждане иных национальностей, пострадавшие от военных преступлений нацистского режима, и их прямые родственники требовать компенсации у Берлина в частном судебном порядке?

Решением о компенсациях евреям, пережившим блокаду Ленинграда, и другими официальными заявлениями Берлин фактически признает ответственность не только за преступления фашистов и национал-социалистической партии, но и за военные действия регулярных частей вермахта. Что теоретически открывает широкое окно возможностей для обоснования исковых заявлений - скажем, для родственников жертв массовых расстрелов, жертв изнасилований, пыток. Интересно, что ФРГ аккуратно выплачивала и выплачивает военную пенсию военнослужащим, которые участвовали во Второй мировой, в соответствии с их рангом и регалиями. А значит, несет как минимум моральные обязательства перед пострадавшими от преступных действий своей армии.

Российские юристы и официальные лица пока крайне аккуратно оценивают возможности подачи индивидуальных исков в адрес Германии. Власти благоразумно опасаются открывать ящик Пандоры и создавать прецедент, которым вполне могут воспользоваться граждане Грузии, Украины, Прибалтики, выступив с претензиями к самой российской стороне. Юристы же говорят, что судебные издержки окажутся выше самих компенсационных выплат, а потому инициатива экономически нецелесообразна. Однако если государство столкнется с массовым явлением, то реагировать придется. В том числе и немецкой стороне. Ведь именно частные иски в американских судах приводили к созданию компенсационных фондов для решения вопросов фашистского наследия Второй мировой во внесудебном порядке. Репутационный вопрос для Германии по-прежнему актуален.

Существуют и правовые механизмы, позволяющие частному лицу истребовать возмещения ущерба, причиненного нацистами. В конце 1996 года в США было возбуждено несколько исков против швейцарских банков. Финансовые институты обвиняли в том, что они скрывали активы жертв холокоста и отмывали полученные незаконным путем средства нацистов. Спустя два года было заключено соглашение о компенсации на 1,25 млрд долларов. В списке пострадавших оказалось 24 тыс. имен. Выплаты смогли получить как потерпевшие, так и их наследники.

В 2000-е германские суды оказались завалены исками о компенсациях от немцев и их потомков, которые в 1945 году были выселены с исконных территорий, отошедших Польше по итогам войны. От Германии требовали реституции - восстановления прав собственности, прежде всего недвижимости. Для представления интересов таких немцев было даже создано Прусское общество за возврат собственности. Чаще всего суды ФРГ выносили решения в пользу истцов. Однако о суммах выплат мало что известно.

Наконец, можно привести в пример тех же греков, которые продолжают шантажировать Берлин решением Верховного суда от 2000 года. Постановление гласит, что немцы должны выплатить 28 млн евро родственникам 218 жителей деревни Дистомо, которые были расстреляны фашистами 10 июня 1944 года. Судебное решение позволяло провести конфискацию собственности Германии на территории Греции в качестве компенсации, но хода этому решению Афины пока не дают.