Контрольно-учётный материал по обществознанию. «федеральный институт педагогических измерений»

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО»

Директор Федерального Председатель Научноинститута педагогических методического совета ФИПИ измерений по обществознанию

Демонстрационный вариант КИМ 2009 г.

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2009 г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 11 класс. (2009 –2)

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Пояснения к демонстрационному варианту

При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2009 году . Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2009 года, приведен в кодификаторе, помещённом на сайте www.fipi.ru .

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности: базовом, повышенном и высоком. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (тип «С»), включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые они ставят перед собой.

© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Демонстрационный вариант 2009 г.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 44 задания.

Часть 1 включает 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 6 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова, словосочетания или последовательности букв. Часть 3 включает 8 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!


Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А30) поставьте знак « × » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?

1) отношения людей в процессе материального производства 2) подсечно-огневое земледелие восточных славян

3) проповедническая деятельность религиозных организаций 4) этнографические исследования

Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

1) аграрный тип общества

2) неразвитость институтов частной собственности

3) особая ценность человеческой индивидуальности 4) преобладание коллективистских форм сознания

Под культурой в наиболее общем смысле понимается

1) уровень воспитанности

2) вся преобразовательная деятельность человека

3) производство материальных ценностей 4) художественное творчество

Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?

1) Основу хозяйства страны составляет аграрное производство.

2) В стране проживает многонациональное население.

3) Слабо развита сеть услуг.

4) Верховная власть в стране передается по наследству.

Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.

Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие информационных технологий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

И человек, и животное

1) свободно определяют цель своего поведения

2) имеют индивидуальные интересы

3) осознают свою уникальность

4) зависят от природных условий

Артисты музыкального театра играют классический спектакль. Субъектом этой деятельности являются

2) исполнители

3) музыкальные инструменты 4) зрители

Экономическую сферу жизни общества характеризует

1) миграция сельского населения

2) межнациональная интеграция

3) разделение труда

4) социальная дифференциация

Экономические системы различаются

1) объемом государственных расходов

2) степенью вмешательства государства в экономику

3) масштабами социальной поддержки населения 4) разнообразием природных ресурсов

Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

1) растет безработица

2) производители увеличивают предложение

3) снижается минимальный размер оплаты труда 4) сокращается неравенство доходов населения

Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны Ф. в млрд. $».

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) в 90-е годы XX в. в бюджете страны Ф. наименьшую долю составляли налоговые доходы

2) в стране Ф. во второй половине XX в. наибольшую долю составляли доходы от внешнеэкономической деятельности

3) бюджет страны Ф. в 50-е гг. XX в. в основном пополнялся за счет доходов от продажи государственного имущества

4) в 50-е годы XX в. налоговые доходы составляли большую часть бюджета страны Ф.

Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.

Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищенным слоям населения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


A16 Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?

1) Они совместно владеют квартирой.

2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет.

3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.

4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.

Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации.

Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Что характерно и для мажоритарной, и для пропорциональной избирательных систем?

1) выдвижение кандидатов списками от политических партий

2) создание одномандатных избирательных округов

3) формирование единого общенационального избирательного округа 4) тайная подача голосов избирателей во время голосования

Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы страны П.

1) Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

2) Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

Гражданским правонарушением является

1) дача взятки должностному лицу

2) пропуск занятий без уважительной причины

Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1) мать с дочерью выиграли приз в лотерее

2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте

3) супруги оформили развод

4) сын устроился работать в семейную фирму

Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и дееспособности?

А. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица.

Б. Правоспособность физического лица возникает в момент получения паспорта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1–В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами .

Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность .

Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.

Ответ: _________________________ .

B3 Установите соответствие между правоотношением и соответствующей

Ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЕ ОТРАСЛЬ ПРАВА

А) Установление денежной единицы РФ 1) конституционное

Б) Определение полномочий Председателя 2) административное Правительства РФ

В) Нарушение требований промышленной безопасности

Г) Нарушение правил рыбной ловли

Д) Установление политического режима

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Для того, чтобы определить, как россияне относятся к богатым, был проведен опрос. (2)Установлено, что 46% представителей молодежи относятся к богатым людям с интересом, уважением и в чем-то даже сочувствуют. (3)44% представителей старшего поколения воспринимают «разбогатевших» людей с раздражением. (4)Результаты данного опроса, на наш взгляд, вряд ли отражают мнение всех россиян.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Понятие «_______________(1)» получило распространение с конца 1960-х гг. Так принято называть проблемы, носящие _______________(2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит ______________(3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ____________(4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека.

Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ______________(5) экономического развития, сохранение мира – это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка _____________(6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово

(словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) выживание

Б) общественный

В) глобальные проблемы

Г) гонка вооружений

Д) неравномерность Е) глобализация

Ж) общечеловеческий

З) динамичность

И) неразрывность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1–С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него.

Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ.

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4.

(Б.Н. Чичерин)

Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний.

Опираясь на обществоведческий курс, раскройте смысл выбранного высказывания и изложите свою точку зрения на выдвинутое автором положение (отношение к нему). Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания , полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С8.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию

Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Часть 2

Задания части 2 оцениваются: (В1 – В2) – один балл, (В3 – В6) – два балла (2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена одна ошибка; 0 баллов:

допущены две и более ошибок).

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х» , а не «0». При использовании технологии «КРОК » в подобной ситуации используется знак «–», а не «Х ».

Часть 3

Задания части 3 оцениваются от двух до четырех баллов. За правильное выполнение заданий С1, С4, С5 присваивается 2 балла; С2, С3, С6, С7 – 3 балла, С8 – 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу – 62.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.

(Б.Н. Чичерин)


Ответ :

Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий».

Ответ :

C3 Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

Ответ :

Баллы

1) хар

актеристика организованных и неорганизованных партий:

«При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе»;

«Там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос».

2) пример деятельности партии, например:

− В США действуют уже более полутора столетий крупные партии республиканцев и демократов, программы которых развиваются вместе с развитием страны, отображая интересы избирателей.

Могут быть приведены и иные адекватные примеры.

Приведены обе характеристики и пример

Приведена одна характеристика и пример

Приведены обе характеристики без примера, ИЛИ приведен пример, свидетельствующий о понимании выпускником характеристик организованных и неорганизованных партий

Приведена одна характеристика без примера,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C4 Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе должны содержаться следующие позиции :

1) отрицательный ответ (автор не разделяет данное мнение); 2) положение текста: «Не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством»; 3) пример, подтверждающий справедливость суждения автора, например, указана одна из стран, приступивших к строительству демократии, в которой происходили досрочные выборы, были неустойчивы партийные коалиции в парламентах.

Может быть приведен другой пример.

Приведены ответ, положение текста и пример

Приведены ответ и пример,

ИЛИ положение текста и пример

Приведены ответ и положение текста без примера, ИЛИ пример без ответа и положения текста

Приведен только ответ или только положение текста, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) смысл понятия , например:

– диалог культур – это взаимодействие культур, обмен ценностями. 2) два предложения с информацией о диалоге культур, опирающейся на знания курса, например:

− «Диалог культур – процесс, последствия которого неоднозначны».

− «Диалог культур может способствовать как взаимному обогащению культур, так и уничтожению некоторых из них». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о диалоге культур.

Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте

Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C6 Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Ответ должен содержать примеры влияния социального на человека, способствующего формированию ли качеств, например:

1) овладение речью под влиянием общения в семье;

2) складывание системы ценностей человека под

окружения чностных

влиянием

межличностных отношений и совместной деятельности; 3) усвоение традиций социальной общности под

влиянием

участия в национальных праздниках.

Могут быть названы иные качества и иные примеры влияния социального окружения.

Названы три качества и указаны три соответствующих социальных влияния

Названы два – три качества и указаны два соответствующих социальных влияния,

ИЛИ названы три качества и указано одно соответствующее социальное влияние

Названо(-ы) одно – два качества и указано одно соответствующее социальное влияние

Названы только одно – три качества без указания социального влияния,

ИЛИ указано(-ы) только социальное(-ые) влияние(-я),

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C7 В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде.

(Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

ете должны быть следующие элементы :

три вывода , допустим:

большинство россиян (независимо от пола) считают, что мужчины и женщины имеют равные права;

в то же время среди многих опрошенных женщин распространено мнение, что женщины имеют меньше прав, чем мужчины;

большее число мужчин, чем женщин, считают, что женщины имеют больше прав, чем мужчины.

обоснование одного из них , например:

Тот факт, что большее число мужчин (чем женщин) считают, что у женщин больше прав, может быть объяснен следующим: респонденты исходили из того, что во многих


Выполняя задание С8, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.

C8.1 – С8.6

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) раскрытие смысла высказывания;

2) представление и аргументацию своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт);

3) уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни).

Смысл высказывания раскрыт.

Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение).

Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но приведенные суждения и аргументы свидетельствуют о его понимании. Представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение).

Суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.

Смысл высказывания раскрыт.

Представлена и аргументирована собственная точка зрения.

Суждения и аргументы приведены на уровне обыденного сознания или при формальном использовании (назывании) обществоведческих терминов.

Смысл высказывания не раскрыт, но приведенные суждения свидетельствуют о его понимании.

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) с аргументацией на уровне обыденного сознания.

ИЛИ Смысл высказывания раскрыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) без аргументации.

Суждения и аргументы, по которым можно судить о понимании смысла высказывания, отсутствуют

ИЛИ Смысл высказывания не раскрыт, но представленная точка зрения свидетельствует о его понимании. Аргументация отсутствует.

ИЛИ Раскрыт смысл высказывания без выражения собственной точки зрения и аргументов

ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания .

Максимальный балл

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

1. Т. И В. Проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

1)Они совместно владеют одной квартирой 2)Т.и В. Живут вместе 15 лет

3)У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг 4) Отношения Т. И В. зарегистрированы в органах ЗАГС

2. Человек как один из людей:

1) Индивид 2) Индивидуальность 3) Гражданин 4) Личность

3. К социальным потребностям человека относится потребность в

1) Отдыхе 2)Общении 3)Самосохранении 4)Сохранении потомства

4. Расплачиваясь за покупки в кассе магазина, девушка обронила сторублевую купюру. Стоящий сзади подросток оказался перед выбором: обратить внимание девушки на выпавшие деньги или, дождавшись ее ухода, присвоить их. Эта ситуация отражает выбор

1) Правовой 2) Экономический 3) Политический 4) Моральный

5. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

1)Уровень воспитанности 2)Вся преобразовательная деятельность человека

3)Производство материальных ценностей 4)Художественное творчество

6. Увеличение количества самостоятельных продавцов на рынке бытовой техники привело к снижению цен на нее. Это результат

1) Государственного регулирования 2) Ценового сговора производителей

3) Технического прогресса 4) Конкурентной борьбы

7. Какая социальная стратификация основана на распределении дохода и собственности?

1) Кастовая 2) Профессиональная 3) Экономическая 4) Политическая

8. Какая социальная группа образована по профессиональному признаку?

1) Пассажиры 2) Мужчины 3)Инженеры 4)Горожане

9. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему», – писал немецкий гуманист прошлого. О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?

1) Организация совместного досуга 2) Укрепление родственных связей

3) Совместное ведение домашнего хозяйства 4) Воспитание детей

10. Субъектами игры в «дочки-мате­ри» являются

1) Правила игры 2) Игровые сюжеты 3) Игрушки 4) Дети

11. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5 тыс. фамилий. Это пример

1)Нарушающего закон поведения 2)Позитивного отклоняющегося поведения

3)Соответствующего обычаям поведения 4)Негативного отклоняющегося поведения

12.В государстве Н. глава исполнительной власти избирается всенародным голосованием. Какая форма правления существует в этом государстве?

1) Парламентская республика 2) Президентская республика 3) Абсолютная монархия 4) Конституционная монархия

13.Тоталитарный режим в отличие от демократического характеризуется

1) Существованием политического плюрализма 2)Способностью осуществлять государственное принуждение

3)Существованием гласности 4)Господством одной идеологии

13. К отличительным признакам рыночной экономики относят?

1) Использование хозяйственного опыта предков 2) Ценообразование под влиянием спроса и предложения

3) Отсутствие дефицита товаров и услуг 4) Преобладание государственной собственности на экономические ресурсы

14.Пенсионерка каждый месяц откладывает деньги на «черный день». Какую функцию денег показывает этот пример:

1) Средство обращения 2) Средство платежа 3) Мера стоимости 4) Средство накопления

15. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

ЧАСТЬ 2

1. В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) удовлетворение первичных потребностей 2) умение говорить 3) способность к чувственному познанию 4) умение планировать деятельность

2.

3.В приведенном списке указаны примеры вертикальной и горизонтальной мобильности Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера примеров вертикальной мобильности, а во вторую колонку – примеров горизонтальной мобильности.

1) Понижение в должности.

2) Получение высшего образования после окончания школы.

3) Смена гражданства.

4) Гражданка вступила в повторный брак

4. Установите соответствия между понятиями и их определениями: 5.Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, ответственность.

Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.

6.Найдите в приведённом ниже списке этические (моральные) нормы и обведите цифры, под которыми они указаны.

    В полном объёме дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет

    К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели

    Общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины

    Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя

    Супруги могут заключить брачный договор

    Ближнего своего нужно любить как себя самого

ЧАСТЬ 3.

Ситуационные задачи.

1) Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

2 ) Сравните три ситуации:

- ураганный ветер валит в лесу деревья,

- животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

- лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

3) В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.

ЗАЧЁТНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

1. Развитию конкуренции производителей способствует

1) уменьшение производительности труда 2)концентрация производства 3)свобода предпринимательства

2. Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется

1) обществом 3) искусством 2)культурой 4) социумом

3. И человек и животное способны

1) изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда 2) передавать трудовые навыки по­следующим поколениям

3) осознавать собственные потребно­сти

4.Что является проявлением глобальной экологической проблемы?

1)рост потребления энергии во многих странах 2) участившиеся вспышки на Солнце

3) недостаток очистных сооружений 4) промышленное загрязнение воздуха

5. К числу наиболее древних социальных норм относятся:

1) указ 2) право 3) закон 4) обычай

6. Опора на объективные факты при аргументации выводов – обязательная составляющая познания

1) художественного 2) научного 3) мифологического 4) житейского

7. Какие социальные нормы иллю­стрирует следующее предписание: «Си­дя за столом, следует держать спину прямо, не рекомендуется ставить локти на стол»?

1. нормы права 2. нормы морали 3. правила этикета 4. традиции и обычаи

8. Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями. Это статус

1) чиновника 2) аристократа 3) финансиста 4) предпринимателя

9. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1)мать с дочерью выиграли приз в лотерее 2)отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте

3) супруги оформили развод 4) сын устроился работать в семейную фирму

10. Общим для научного и художественного творчества являются

1) с тремление к осмыслению действительности 2) обоснованность предположений

3) стремление к достоверности 4) формирование чувства прекрасного

11. Высшей юридической силой в нашей стране обладает

1) указ президента 2) Конституция 3) постановление правительства

12. В государстве Н. существует культ личности, оппозиция отсутствует. Какой политический режим сложился в государстве Н.?

1) демократический 2) тоталитарный 3) авторитарный

13. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

1)опираются на силу общественного мнения 2)обеспечиваются силой государственного принуждения

3)поддерживаются моральным сознанием 4)осваиваются в процессе социализации

14. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

1) командной 2) рыночной 3) традиционной 4) смешанной

15. В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

1) экономической и социальной 2) политической и экономической

3) социальной и духовной 4) экономической и духовной

ЧАСТЬ 2

    Установите соответствие между науками и объектами их изучения:

    НАУКИ

    ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

    1. экономика

      антропология

      социология

      происхождение и эволюция человека

      структура общества и принципы выделения общественных групп

      проблема использования ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей

    Установите соответствие между формами познания и их особенностями:

Особенности

    жизненный опыт

    искусство

    наука

    знание является побочным продуктом практической деятельности

    объективность и системность

    познание осуществляется с помощью художественных образов

3. В приведенном списке указаны примеры вертикальной и горизонтальной мобильности Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера примеров вертикальной мобильности, а во вторую колонку – примеров горизонтальной мобильности.

1) назначение учителя директором школы;

2) переход учителя на работу в другую школу;

3) перевод офицера на новое место службы;

4) разжалование офицера в рядовые.

        1. 4. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни, к которой относится данный факт: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

        2. 5. К биологическим потребностям человека относят:

          Общение, голод, самосохранение, карьера, образование.

            Укажите набор социальных ролей, характерных для старшеклассника:

          1) кандидат в депутаты законодательного собрания, государственной думы;

          2) гражданин ПМР;

          3) футбольный болельщик;

          4) профессор.

          ЧАСТЬ 3

          Ситуационные задачи

            После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в обществознании?

            Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

            Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

          КЛЮЧ

          Вариант 1

          Часть 1

          Часть 2

          Задание №1

          Задание №2

          1-Б

          2-Г

          3-А

          4- В

          Задание №3

          Задание №4

          1-Б

          2-А

          3-В

          Задание №5

          Наследственность

          Задание №6

          Часть 3

          Ситуационные задачи

            Пояснение.

            В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

          1) понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);

          2) на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;

          3) под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.

            В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

          1) чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;

          2) проявлять себя как личность - значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);

          3) деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.

            Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла ).

          В ответе указано, что понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. В качестве аргументов приводятся следующие положения:

          Именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата);

          Лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты - орудия труда.

          3) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

          1) элементы структуры деятельности в данном примере:

          субъект - старшеклассник;

          объект - знания и учения в области математики и физики;

          цель - поступление в технический вуз;

          средства - учебники и пособия;

          2) вид деятельности: учебная или познавательная;

          3) пояснение, например: происходит сознательное освоение систематизированной предметной информации, развитие умений и навыков. Может быть дано другое пояснение.

          КЛЮЧ

          Вариант 2

          Часть 1

          Часть 2

          Задание №1

          А-3

          Б-1

          В-2

          Задание №2

          А-1

          Б-3

          В-2

          Задание №3

          Задание №4

          1-Б

          2-Г

          3-А

          4-В

          Задание №5

          Голод, самосохранение

          Задание №6

          Часть 3

          Ситуационные задачи

          В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.

          Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.

            Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

          1) ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;

          2) обоснования, например: - возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается; - возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества; - возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти; - возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи. Могут быть приведены другие обоснования.

          В ответе могут быть названы следующие виды деятельности и приведены пояснения, например:

          1) игра (способствует развитию фантазии, творческого воображения, что влияет на умение принимать нестандартные решения);

          2) учебно-познавательная деятельность (предполагает поиски способов и вариантов решения учебных задач, переноса полученных знаний со знакомых ситуаций на незнакомые).

          Могут быть названы и другие виды деятельности и/или даны другие пояснения.

          Критерии оценки

          части зачётного материала

          Количество баллов за каждый правильный ответ

          Максимум баллов

          Часть 1

          Часть 2

          Часть 3

          Часть 4

          Основная литература:

          Издательство/год издания

          Обществознание, 10 класс

          Кравченко А. И.

          Обществознание, 11 класс

          Кравченко А. И.,

          Певцова Е. А.

          М.: «Русское слово-учебник», 2013

          Человек и общество: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений

          Боголюбов Л. Н.

          М.: Просвещение, 2000

          Обществознание: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ ПМР

          Жукова Е. В.

          Тирасполь: ГИПК, 2005

          Основы экономических знаний: курс лекций для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений, часть 1

          И. М. Майдиков, Е. Ф. Борисов

          Основы экономических знаний: курс лекций для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений, часть 2

          И. М. Майдиков, Е. Ф. Борисов

          Основы экономических знаний: курс лекций для преподавателей и студентов средних специальных учебных заведений, часть 3

          И. М. Майдиков, Е. Ф. Борисов

          Дополнительная литература:

          Издательство/год издания

          Хрестоматия по обществознанию, 8-11 кл.

          Жукова Е. В.

          Тирасполь:ПГИРО, 2007

          Человек и общество. Обществознание (базовый уровень), 10 класс, часть 1

          М.: Просвещение, 2009

          Человек и общество. Обществознание (базовый уровень), 11 класс, часть 2

          Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю.

          М.: Просвещение, 2009

Контрольные работы по обществознанию 10 класс

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс

Вариант подготовила Гимранова З. Р.

Вариант 1

Часть 1 (А)

А1.Что из перечисленного является особенностью постиндустриального общества?

1.Религиозный характер культуры

2. Переход от натурального к товарному производству

3.Завершение промышленного переворота

4. Развитие информационных технологий

А2.Обществом в широком смысле слова называют

1.весь окружающий мир

2.совокупность форм объединения людей

3.группы,в которых происходит общение

4.взаимодействия людей в повседневной жизни

А3. Верны ли следующие суждения о последствиях глобализации?

А. Глобализация приводит к навязыванию определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

Б. Глобализация способствует концентрации усилий на разработку новых передовых технологий.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

  1. Уровень воспитанности
  2. Вся преобразовательная деятельность человека
  3. Производство материальных ценностей
  4. Художественное творчество

А5 Отношения общества и природы характеризуются тем,что

  1. общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу
  2. природа полностью определяет направление развития общества
  3. общество не оказывает существенного влияния на природу
  4. природа и общество воздействуют друг на друга

А6. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.
Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие современных технологий.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А7. Экономическую сферу жизни общества характеризует

  1. Миграция сельского населения
  2. Межнациональная интеграция
  3. Разделение труда
  4. Социальная дифференциаци

А8. Т. И В. Проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

  1. Они совместно владеют одной квартирой
  2. Т.и В. Живут вместе 15 лет
  3. У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг
  4. Отношения Т. И В. зарегистрированы в органах ЗАГС

А9. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

  1. Растёт безработица
  2. Производители увеличивают предложение
  3. Снижается минимальный размер оплаты труда
  4. Сокращается неравенство доходов населения

А10. Если общество утрачивает способность к выполнению той или иной значимой функции,то это является признаком

1.регресса 2.волюции 3.революции 4.реформы

А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.
Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищённым слоям населения.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А12. Примером горизонтальной социальной мобильности является

  1. Получение очередного офицерского звания
  2. Перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
  3. Выход на пенсию
  4. Переезд в другой город

А13. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм

  1. Моральных
  2. Правовых
  3. Экономических
  4. Политических

А14. Экономические системы различаются

  1. Объёмом государственных расходов
  2. Степенью вмешательства государства в экономику
  3. Масштабами социальной поддержки населения
  4. Разнообразием природных ресурсов

А15. Либеральная политическая идеология предполагает

  1. уважение к традициям,обычаям,существующим в обществе
  2. борьбу против социального неравенства,социальных контрастов
  3. стремление к созданию социально однородного бесклассового общества
  4. признание в качестве приоритета прав и свобод отдельной личности

А16. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

  1. Представляет собой волевое действие
  2. Побуждает людей к определённым действиям
  3. Обращается с помощью права ко всем гражданам
  4. Определяет отношения между людьми и социальными группами

А17. .Племена и народности- это:

1.исторические типы общества 2.социальные страты

3.этнические общности 4.социальные группы

А18. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведённых ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.

  1. Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий
  2. Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах
  3. Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу
  4. Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов

А19. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти в РФ?

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А20. Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они

  1. Устанавливаются государством
  2. Складываются в течение жизни нескольких поколений
  3. Регулируют отношения в сфере власти
  4. Устанавливают справедливость

Часть В.

В1. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.

Ответ:_________________________________________________

В2. Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

В3. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки правонарушений и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. Общественно опасное деяние
  2. Неэтичное деяние
  3. Виновное деяние
  4. Безнравственное деяние
  5. Безрассудное деяние
  6. Противоправное деяние

Ответ:_____________________________________

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По вашему мнению, именно благодаря социальной роли интеграция в социальную среду происходит легко и безболезненно.

А) фактический характер

1 2 3 4

Ответы — Вариант 1

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
А 1 3 А 9 2 А 17 3
А 2 2 А 10 1 А 18 2
А 3 3 А 11 3 А 19 2
А 4 2 А 12 4 А 20 1
А 5 4 А 13 1
А 6 3 А 14 4
А 7 3 А 15 4
А 8 2 А 16 3

Вариант 2

Часть А

А1. Что из перечисленного является особенностью постиндустриального общества?

  1. Религиозный характер культуры
  2. Переход от натурального к товарному производству
  3. Завершение промышленного переворота
  4. Развитие информационных технологий

А2. Личность человека –это

  1. целостность социальных свойств человека
  2. своеобразное сочетание особенностей,отличающих одного человека от другого
  3. отдельный представитель социальной общности
  4. отдельно взятый человек как представитель человеческого рода

А3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек приспосабливается к окружающей среде, которая и определяет его образ жизни.

Б. Человеку свойственно ценностное отношение к действительности.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А4. Общим для научного и художественного творчества являются

  1. Стремление к осмыслению действительности
  2. Обоснованность предположений
  3. Стремление к достоверности
  4. Формирование чувства прекрасного

А5. В наиболее общем виде под культурой понимают

1.сложные формы поведения людей 2.вся преобразовательная деятельность человека

3.следование правилам этикета 4.производство и применение орудий труда

А6. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А7. Функцией государства в рыночной экономике является

  1. Увеличение числа частных предприятий
  2. Поддержка стабильности рыночных цен
  3. Регулирование обмена
  4. Обеспечение защиты прав собственности

А8. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

  1. Командной
  2. Рыночной
  3. Традиционной
  4. Смешанной

А9. Развитию конкуренции производителей способствует

  1. Уменьшение производительности труда
  2. Концентрация производства
  3. Свобода предпринимательства
  4. Усиление монополистических тенденций в экономике

А10. Экономическая дифференциация проявляется в

  1. сращивании политической власти и крупного капитала
  2. выделении богатых,бедных и средних слоев общества
  3. появлении у отдельных групп новых источников дохода
  4. создании новых производств

А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А12. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

  1. Социальную мобильность
  2. Социальную стратификацию
  3. Социальное неравенство
  4. Социальную адаптацию

А13. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

  1. Опираются на силу общественного мнения
  2. Обеспечиваются силой государственного принуждения
  3. Поддерживаются моральным сознанием
  4. Осваиваются в процессе социализации

А14. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5 тыс. фамилий. Это пример

  1. Нарушающего закон поведения
  2. Позитивного отклоняющегося поведения
  3. Соответствующего обычаям поведения
  4. Негативного отклоняющегося поведения

А15.Рациональное познание,в отличие от чувственного

  1. создает зрительный образ предмета
  2. выделяет существенные признаки предмета
  3. формирует знания и представления о предмете
  4. нацелено на постижение истины

А16. Что относится к институтам политической системы?

  1. Политические организации, главной из которых является государство
  2. Совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами
  3. Нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества
  4. Совокупность различных по своему содержанию политических идей

А17. Правовое государство отличает

  1. Развитие культурно-национальных автономий
  2. Наличие разветвлённой системы судов различных уровней
  3. Формирование эффективной системы правоохранительных органов
  4. Верховенство закона, закрепляющего права и свободы граждан

А18. В государстве К. права и свободы граждан гарантируются законом, в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов. Какой политический режим сложился в государстве К.?

  1. Демократический
  2. Тоталитарный
  3. Авторитарный
  4. Диктаторский

А19. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме вправе участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный по суду недееспособным, не может принимать участие в выборах.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А20. Действующая Конституция РФ была принята

  1. Советом Федерации
  2. Государственной Думой
  3. Государственным советом
  4. Всенародным голосованием

Часть В.

В1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «потребитель».

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:__________________________________________________

В2. Установите соответствие между характеристиками чувственного познания и их формами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

А Б В

В3. Найдите в приведённом ниже списке этические (моральные) нормы и обведите цифры, под которыми они указаны.

В полном объёме дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет

К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели

Общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины

Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя

Супруги могут заключить брачный договор

Ближнего своего нужно любить как себя самого

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:______________________________________

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека».(2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер.(3) К сожалению, в годы «холодной войны» единодушия среди государств по вопросу прав человека не было.(4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть достигнуты современными государствами.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Контрольное итоговое тестирование по курсу «Обществознание – 10 класс»

Вариант 1.

Часть А.

А1. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

    Аграрный тип общества

    Неразвитость институтов частной собственности

    Особая ценность человеческой индивидуальности

    Преобладание коллективистских форм сознания

А2 . И человек и животное

    Свободно определяют цель своего поведения

    Имеют индивидуальные интересы

    Осознают свою уникальность

    Зависят от природных условий

А3. Верны ли следующие суждения о последствиях глобализации?

А. Глобализация приводит к навязыванию определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

Б. Глобализация способствует концентрации усилий на разработку новых передовых технологий.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

А4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

    Уровень воспитанности

    Вся преобразовательная деятельность человека

    Производство материальных ценностей

    Художественное творчество

А5. Страна А. с населением в 15 млн. человек расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам традиционного типа?

    Основу хозяйства страны составляет аграрное производство

    Население страны многонационально

    Слабо развита сеть услуг

    Верховная власть в стране передаётся по наследству

А6. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.

Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие современных технологий.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

А7. Экономическую сферу жизни общества характеризует

    Миграция сельского населения

    Межнациональная интеграция

    Разделение труда

    Социальная дифференциаци

А8. Экономические системы различаются

    Объёмом государственных расходов

    Степенью вмешательства государства в экономику

    Масштабами социальной поддержки населения

    Разнообразием природных ресурсов

А9. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то

    Растёт безработица

    Производители увеличивают предложение

    Снижается минимальный размер оплаты труда

    Сокращается неравенство доходов населения

А10. Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны Ф. в млрд $. Какой вывод можно сделать на основании данной диаграммы?

    В 90-е годы XX века в бюджете страны Ф. наименьшую долю составляли доходы от налогов.

    Во второй половине XX века в бюджете страны Ф. наибольшую долю составляли доходов от внешнеэкономической деятельности.

    В 50-е годы XX века бюджет страны Ф. в основном пополнялся за счёт доходов от продажи государственного имущества.

    В 50-е годы XX века доходы от налогов составляли большую часть бюджета страны.

А11.

А. Действие рыночных законов способствует эффективному распределению ресурсов производства.

Б. Государство в условиях рыночной экономики может оказывать поддержку социально незащищённым слоям населения.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

А12. Примером горизонтальной социальной мобильности является

    Получение очередного офицерского звания

    Перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

    Выход на пенсию

    Переезд в другой город

А13. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм

    Моральных

    Правовых

    Экономических

    Политических

А14. Т. И В. Проживают вместе, имеют общего ребёнка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьёй?

    Они совместно владеют одной квартирой

    Т.и В. Живут вместе 15 лет

    У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

    Отношения Т. И В. зарегистрированы в органах ЗАГС

А15. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

А. Социальная роль определяет модель поведения человека в той или иной ситуации.

Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

А16. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

    Представляет собой волевое действие

    Побуждает людей к определённым действиям

    Обращается с помощью права ко всем гражданам

    Определяет отношения между людьми и социальными группами

А17. Что характерно и для мажоритарной и для пропорциональной избирательных систем?

    Выдвижение кандидатов списками от политических партий

    Создание одномандатных избирательных округов

    Формирование единого общенационального избирательного округа

А18. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведённых ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.

    Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий

    Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах

    Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов

А19. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти в РФ?

Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на альтернативной основе.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

А20. Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они

    Устанавливаются государством

    Складываются в течение жизни нескольких поколений

    Регулируют отношения в сфере власти

    Устанавливают справедливость

А21. Гражданским правонарушением является

    Дача взятки должностному лицу

    Пропуск занятий без уважительной причины

    Нарушение правил дорожного движения

А22. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит

    Правительству РФ

    Администрации Президента РФ

    Верховному Суду

    Федеральному Собранию

А23. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

    Мать с дочерью выиграли приз в лотерее

    Отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте

    Супруги оформили развод

    Сын устроился работать в семейную фирму

А24. Верны ли следующие суждения об обязательных условиях трудового договора?

А. К обязательным условиям трудового договора относится соглашение о режиме труда и отдыха работника.

Б. К обязательным условиям трудового договора относится соглашение об испытательном сроке.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

Часть В.

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 – В6) начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в идее слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ:__________________________________________________

В 2. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.

Ответ:_________________________________________________

В 3. Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЕ

ОТРАСЛЬ ПРАВА

А) установление денежной единицы РФ

1) конституционное

Б) определение полномочий Председателя Правительства РФ

2) административное

В) нарушение требований промышленной безопасности

Г) нарушение правил рыбной ловли

Д) установление политического режима

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

В4. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки правонарушений и обведите цифры, под которыми они указаны.

    Общественно опасное деяние

    Неэтичное деяние

    Виновное деяние

    Безнравственное деяние

    Безрассудное деяние

    Противоправное деяние

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:_____________________________________

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По вашему мнению, именно благодаря социальной роли интеграция в социальную среду происходит легко и безболезненно.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Характеристика общества как _____________(1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются_____________(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовные сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую_____________(3) общества, ________________(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов_________________(5), а также управление совместной _______________(6) людей.

один

А) целостность

Д) сфера

Б)система

Е) производство

В) общество

Ж) культура

Г) социальное благо

З) социальный институт

И) деятельность

Ключ ответов

задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

А 1

3

А 9

2

А 17

4

А 2

4

А 10

4

А 18

2

А 3

3

А 11

3

А 19

2

А 4

2

А 12

4

А 20

1

А 5

1

А 13

1

А 21

3

А 6

3

А 14

4

А 22

4

А 7

3

А 15

1

А 23

3

А 8

2

А 16

3

А 24

1

задания

Ответ

В 1

федеративной

В 2

наследственность

В 3

11221

В 4

136

В 5

АААБ

В 6

БДАЗГИ

Контрольное итоговое тестирование по курсу «Обществознание – 10»

Вариант 2 .

Часть А.

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого задания (А 1 – А24) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Что из перечисленного является особенностью постиндустриального общества?

    Религиозный характер культуры

    Переход от натурального к товарному производству

    Завершение промышленного переворота

    Развитие информационных технологий

А2. К социальным потребностям человека относится потребность в

    Отдыхе

    Общении

    Самосохранении

    Сохранении потомства

А3. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек приспосабливается к окружающей среде, которая и определяет его образ жизни.

Б. Человеку свойственно ценностное отношение к действительности.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

А4. Общим для научного и художественного творчества являются

    Стремление к осмыслению действительности

    Обоснованность предположений

    Стремление к достоверности

    Формирование чувства прекрасного

А5 В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

    Экономической и социальной

    Политической и экономической

    Социальной и духовной

    Экономической и духовной

А6. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

А7. Функцией государства в рыночной экономике является

    Увеличение числа частных предприятий

    Поддержка стабильности рыночных цен

    Регулирование обмена

    Обеспечение защиты прав собственности

А8. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

    Командной

    Рыночной

    Традиционной

    Смешанной

А9. Развитию конкуренции производителей способствует

    Уменьшение производительности труда

    Концентрация производства

    Свобода предпринимательства

    Усиление монополистических тенденций в экономике

А10. Рассмотрите диаграмму «Структура доходов семей государства Д». Какой вывод можно сделать на основании данной диаграммы?

    Государственные пенсии, пособия, стипендии занимают второе место в структуре доходов семей государства Д.

    Доходы единоличных владельцев фирм, процентный доход и дивиденды составляют четвёртую часть структуры доходов семей государства Д.

    Дивиденды являются более весомым элементом структуры доходов семей государства Д., чем государственные пенсии, пособия, стипендии

    Доходы единоличных владельцев фирм занимают более значимое место в структуре доходов семей государства Д., чем процентный доход

А11. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

А12. Назначение бывшего министра на должность генерального директора крупного государственного концерна иллюстрирует

    Социальную мобильность

    Социальную стратификацию

    Социальное неравенство

    Социальную адаптацию

А13. Правовые нормы в отличие от других социальных норм

    Опираются на силу общественного мнения

    Обеспечиваются силой государственного принуждения

    Поддерживаются моральным сознанием

    Осваиваются в процессе социализации

А14. Жительница Германии коллекционирует забавные и смешные фамилии. В её собрании более 5,5 тыс. фамилий. Это пример

    Нарушающего закон поведения

    Позитивного отклоняющегося поведения

    Соответствующего обычаям поведения

    Негативного отклоняющегося поведения

А15. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Политические нормы регулируют отношения между личностью и властью.

Б. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

А16. Что относится к институтам политической системы?

    Политические организации, главной из которых является государство

    Совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами

    Нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

    Совокупность различных по своему содержанию политических идей

А17. Правовое государство отличает

    Развитие культурно-национальных автономий

    Наличие разветвлённой системы судов различных уровней

    Формирование эффективной системы правоохранительных органов

    Верховенство закона, закрепляющего права и свободы граждан

А18. В государстве К. права и свободы граждан гарантируются законом, в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов. Какой политический режим сложился в государстве К.?

    Демократический

    Диктаторский

А19. Верны ли следующие суждения о правах граждан?

А. В референдуме вправе участвовать гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста.

Б. Гражданин, признанный по суду недееспособным, не может принимать участие в выборах.

    Гражданским кодексом РФ

    Всеобщей декларацией прав человека

    Конституцией РФ

    Трудовым кодексом РФ

А23. Гражданка С. Заказала в ателье свадебное платье. Накануне срока исполнения заказа ей позвонили из ателье и, извинившись, сообщили, что у них заболела швея, поэтому они не могут вовремя сшить ей платье. Гражданка С. Подала на ателье в суд. Статьи какого кодекса станут основой рассмотрения дела в суде?

    Трудового

    Административного

    Финансового

    Гражданского

А24. Верны ли следующие суждения о правах потребителя?

А. Права потребителя включают в себя контроль за производством и распространением товаров.

Б. Права потребителя включают в себя определение рынка сбыта товаров.

    Верно только А

    Верно только Б

    Верны оба суждения

    Оба суждения неверны

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Термин _____________(1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «_____________»(2). Во-вторых, этим термином обозначают_____________(3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные _____________(4) для удовлетворения своих неограниченных потребностей. В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и _____________(5). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но всё же главное из действующих лиц, ради удовлетворения нужд которого должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране, - _____________(6).

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) государство

Д) ресурс

Б)возможность

Е) сфера

В) экономика

Ж) хозяйство

Г) человек

З) производитель

И) наука

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ключ ответов

Часть А (каждое выполненное задание оценивается в 1 балл)

задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

А 1

4

А 9

3

А 17

4

А 2

2

А 10

4

А 18

1

А 3

2

А 11

3

А 19

3

А 4

1

А 12

1

А 20

4

А 5

2

А 13

2

А 21

3

А 6

4

А 14

2

А 22

3

А 7

4

А 15

3

А 23

4

А 8

4

А 16

1

А 24

4

Часть В (В1, В2 – 1 балл, В3 – В6 – 2 балла (2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка, или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов – допущены две и более ошибок)

задания

Ответ

В 1

промышленное (индустриальное)

В 2

технология

В 3

321

В 4

236

В 5

АББА

В 6

ВЖИДАГ