Короли царствовали но не управляли. «Наш монарх будет царствовать, но не править…

В романе Олдоса Хаксли «Остров» читаем:
«– …Вы станете лишь номинальным главой государства. Как английская королева, которая царствует, но не управляет страной».
Действительно, в 1867 году английский экономист и политический философ Уолтер Баджот писал:
Королева (…) должна подписать свой собственный смертный приговор, если он будет предложен ей обеими палатами парламента.

…Премьер министр – глава исполнительной власти согласно основным законам Британии, а монарх – лишь колесико в этом механизме.
(«Основные законы Англии», гл. «Монархия»)

Со второй половины XIX века изречение «Король царствует, но не управляет» в его латинской форме («Rex regnat, sed non gubernat») приписывалось Яну Замойскому (1542–1605), канцлеру и коронному гетману Речи Посполитой.

Эта версия восходит к «Похвальному слову Яну Замойскому» (1785) польского просветителя Станислава Сташица. Здесь приводился вымышленный эпизод заседания одного из польских сеймов: когда король Сигизмунд III в порыве гнева схватился за саблю, Замойский будто бы воскликнул:
– Король, не берись за оружие, чтобы тебя не назвали Цезарем, а нас – Брутами! Мы избираем королей и свергаем тиранов. Царствуй, но не господствуй [как деспот]! («…Regna, sed non impera!»)

В действительности формула «царствует, но не управляет» возникла во Франции, причем при короле, который и царствовал, и управлял.
В 1814 году, после реставрации монархии Бурбонов, Людовик XVIII даровал своим подданным конституцию; обычно она именуется Хартией. Согласно Хартии глава исполнительной власти – король; законодательная власть разделена между королем и двухпалатным парламентом, причем Палату пэров формирует опять же король.

После смерти Людовика XVIII на трон вступил его брат Карл X, считавшей Хартию чересчур либеральной. В августе 1829 года правительство возглавил герцог де Полиньяк, приверженец идеи абсолютной монархии.

Вождем либеральной оппозиции стал знаменитый историк Адольф Тьер. В газете «National», выходившей с начала 1830 года, он последовательно отстаивал принцип конституционного правления.

20 января Тьер писал: «Он [король] царствует, а народ управляет»; 4 февраля: «Король не администрирует, не управляет (n’administre pas, ne gouverne pas), – он царствует»; а 19 февраля: «Король царствует, но не управляет» – «Le roi régne et ne gouverne pas».

В июле того же года монархия Бурбонов была сметена революцией; на трон вступил Луи Филипп, герцог Орлеанский. Формально новая система власти немногим отличалась от старой, за исключением того, что обе палаты получили право законодательной инициативы. Однако фактически роль Палаты депутатов, особенно во внутренней политике, резко возросла.

Во французской Третьей республике (1870–1940) главой исполнительной власти стал президент, избираемый не всеобщим голосованием, а обеими палатами парламента. В 1886 году английский историк и правовед Генри Мэйн сопоставил четыре системы правления:

Давние короли Франции царствовали и управляли. Конституционный король, согласно г ну Тьеру, царствует, но не управляет. Президент Соединенных Штатов управляет, но не царствует. На долю президента Французской республики выпало ни царствовать, ни управлять.
(«Демократическое правительство», IV)

Это высказывание цитировалось множество раз вплоть до 1958 года, когда во Франции была установлена т. н. Пятая республика, в которой роль президента (им тогда был де Голль) резко возросла.

«Обратный» вариант формулы Тьера обнаружился в 1854 году, после выхода в свет «Мемуаров» французского историка Шарля Эно (1685–1770). Согласно Эно, о принцессе Урсинской, одной из фавориток испанского короля Филиппа V, говорили: «Она правит, хотя и не царствует». Это, конечно, было преувеличением, хотя в первые годы правления Филиппа V (начало 1700 х гг.) принцесса Урсинская действительно обладала немалым влиянием при дворе.

В эпоху Июльской монархии Дельфина де Жирарден писала о парижском салоне княгини Ливен:

Госпожа Ливен избрала единственную политическую роль, какая пристала женщине: (…) она не вершит политику, она позволяет, чтобы политика вершилась с ее помощью (…): в своем салоне она царствует, но не правит.
(«Парижские письма», 15 декабря 1836 г.; перевод Веры Мильчиной)

Несколько лет спустя де Жирарден распространила эту формулу на женщин вообще:

…Известное изречение, которое ничего не значит применительно к власти короля, совершенно истинно, когда речь идет о власти женщины: женщина царствует, но не управляет. Но, чтобы царствовать, женщинам, как и королям, необходим ореол почитания; увы, женщины и короли ныне лишены этого ореола.
(«Парижские письма», 12 марта 1840 г.)

Формула Тьера вышла далеко за рамки политического языка. Вот два примера:

Совесть царствует, но не управляет. (Поль Валери, «Дурные мысли и прочее», 1941.)

Порою мне кажется, что Творец очарован английской монархической системой: Бог царствует, но не управляет. (Станислав Ежи Лец, «Непричесанные мысли, записанные в блокнотах и на салфетках…», 1996.)

Король царствует, но не управляет
С латинского: Rex regnat sed поп gubemat (рэкс рэгнат сэд нон губернат).
Именно так, на латинском языке, впервые употребил это выражение в польском сейме великий гетман Ян Замойский (1541 - 1605).
Но популярным оно стало после того, как его повторил историк и государственный деятель Франции Адольф Тьер (797-877), который стоял во главе правительственных сил, подавивших Парижскую коммуну. Это выражение - Le roi regne et negouvernepas - он использовал в статье, которая была напечатана 19 февраля 1830 г. в газете «Le National». Именно такой видел Тьер роль короля в современной ему Франции.
Иронически: о бездеятельном, слабовольном руководителе.

  • - глава монархического государства, королевства...

    Исторический словарь

  • - глава монархич. государства в странах Европы. Термин произошел от имени Карла Великого...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - титул монарха, обычно наследственный, а также лицо, носящее этот титул. Происхождение слова связывают с переделкой в старославянском языке имени Карла Великого...

    Судьба эпонимов. Словарь-справочник

  • - Трагедия Шекспира была внесена в Регистр Гильдии книгопечатников и издателей 26 ноября 1607 г., "как она была играна перед Его Королевским Величеством в Уайтхолле после ночи Св.Стефана в прошедшее Рождество слугами...

    Шекспировская энциклопедия

  • - Король - правитель некоторых европейских государств: Галичкы Осмомыслѣ Ярославе! ...подперъ горы Угорскыи своими желѣзными плъки, заступивъ Королеви путь, затворивъ Дунаю ворота. 30...

    Слово о полку Игореве - словарь-справочник

  • - англосаксонский король Вессекса; известен собранием древн. обычаев и законов своего народа. Он также имел в виду сблизить саксов с покоренными бриттами, поощряя смешанные браки...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - о старых порядках в новом виде Ср. Это зло - приобретение громадных состояний без труда, как это было при откупах - только переменило форму...
  • - невежество См. темное царство. См. светлые личности, темные личности. См. мы люди темные...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - С французского: Le roi est mort! Vive le roi! Такими словами во Франции из окон королевского дворца извещали народ о кончине одного короля и начале царствования другого...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Земля бела, семена черны: пятеро пашут, двое блюдут, один управляет...
  • - Кто барствует, тот и царствует...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - КОРО́ЛЬ, -я́,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Король умеръ, да здравствуетъ король о старыхъ порядкахъ въ новомъ видѣ . Ср. Это зло - пріобрѣтеніе громадныхъ состояній безъ труда, какъ это было при откупахъ - только перемѣнило форму...
  • - ъ невѣжество. См. Темное царство. См. Светлые личности. См. Мы люди темные...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - как пан, паном, королем, барином, богато,...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 6 независимый сам себе голова сам себе господин сам себе хозяин самостоятельный свободный...

    Словарь синонимов

"Король царствует, но не управляет" в книгах

Регентша царствует, но не правит

автора Балакин Василий Дмитриевич

Регентша царствует, но не правит Генрих II решил лично командовать армией и на время своего отсутствия назначил Екатерину регентшей, тем самым немало удивив двор. Однако в глазах Дианы этот подарок был чрезмерно велик, и она постаралась придать ему более приемлемые

Сын царствует, а мать правит

Из книги Екатерина Медичи автора Балакин Василий Дмитриевич

Сын царствует, а мать правит Между тем дела помаленьку налаживались. Несмотря на все перипетии с Конде, англичан из Нормандии удалось вытеснить: в августе 1563 года капитулировал английский гарнизон Гавра, и спустя несколько месяцев Елизавета I подписала мирный договор с

Король Таиланда Пумипон Адульядет: божественный король с фотоаппаратом

Из книги Наблюдая за королевскими династиями. Скрытые правила поведения автора Вебер Патрик

Король Таиланда Пумипон Адульядет: божественный король с фотоаппаратом История Сиама, в 1939 году переименованного в Таиланд, всегда была связана с королевской властью. Старейший из действующих монархов, Рама IX (он же Пумипон), родился в 1927 году и взошёл на трон в 1946-м.

Там, где не царствует Любовь

Из книги Как любить детей автора Амонашвили Шалва Александрович

Там, где не царствует Любовь Гуманная педагогика, как она сложилась в моём сознании и практике, есть вариация на тему классической педагогики. Она отличается от традиционной авторитарной педагогики не тем, что призывает образовательный мир к ненасилию, а тем, что выводит

Резиновый король Леопольд II, король Бельгии (1835–1909)

Из книги Крупнейшие и самые устойчивые мировые состояния автора Соловьев Александр

Резиновый король Леопольд II, король Бельгии (1835–1909) Основная деятельность: глава Королевства БельгияСфера коммерческих интересов: резиновая промышленность170 лет назад, 9 апреля 1835 года, в Брюсселе родился будущий король Бельгии Леопольд II. Он прославился как

Там, где царствует здравый смысл

Из книги Мир наизнанку автора Прийма Алексей

Там, где царствует здравый смысл Человек – это умное животное, наделенное разумом. В его психической организации имеются четыре отличия, которые резко отмежевывают человека от мира всех других существ, обитающих на Земле.Во– первых, человек умеет делать абстрактные

Из книги Главная книга о жизненных кризисах и страхах, или Как понять себя и начать жить автора Виилма Лууле

В мире, где царствует желание нравиться

Из книги В согласии с собой. Книга гордости и стыда автора Виилма Лууле

В мире, где царствует желание нравиться Вы желаете нравиться?Желаете.Нравятся ли Вам самоубийцы?Не нравятся.Следовательно, Вы желаете быть самоубийцей, а самоубийцы Вам не нравятся.Желание нравиться губит личность. На языке стрессов оно означает самоубийство. Чем

Глава 18 Король управляет своими владениями

Из книги История Крестовых походов автора Жуанвиль Жан де

Король царствует, но не управляет

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Король царствует, но не управляет С латинского: Rex regnat sed поп gubernat [рэкс рэгнат сэд нон губернат].Именно так, на латинском языке, впервые употребил это выражение в польском сейме великий гетман Ян Замойский (1541 - 1605).Но популярным оно стало после того, как его повторил

В мире, где царствует желание нравиться

Из книги В поисках истины автора Виилма Лууле

В мире, где царствует желание нравиться Вы желаете нравиться?Желаете.Нравятся ли Вам самоубийцы?Не нравятся.Следовательно, Вы желаете быть самоубийцей, а самоубийцы Вам не нравятся.Желание нравиться губит личность. На языке стрессов оно означает самоубийство. Чем

Закон 34 Будь царственным на свой манер: веди себя как король - и будешь принят как король

Из книги 48 законов власти и обольщения автора Грин Роберт

Закон 34 Будь царственным на свой манер: веди себя как король - и будешь принят как король Формулировка законаТем, как вы преподносите себя, часто определяется то, как с вами обходятся. При длительном общении, показав себя вульгарным или серым, вы не сможете добиться

«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Великая Суббота

Из книги Человеческий лик Бога. Проповеди автора Алфеев Иларион

«Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим». Великая Суббота «В Святую и Великую субботу мы празднуем боготелесное погребение Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодаря которому наш род, будучи вызван из тления, перешел к Вечной жизни. Отныне ад

Псалом 102. Ваш Господь - Царь, ваш Отец царствует

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Псалом 102. Ваш Господь - Царь, ваш Отец царствует В этом псалме тесно переплетаются две темы: тема нежной отеческой заботы Господа о человеке и тема Его вечного владычества над миром. Ключевые стихи (6-18) обрамлены словами о Божьей правде и представляют Господа как Бога

«Господь царствует вовеки»

Из книги Сорок вопросов о Библии автора Десницкий Андрей Сергеевич

«Господь царствует вовеки» В поисках ответа нам придется обратиться сначала к Ветхому Завету: как и многие другие понятия из Нового Завета, проповедь Царства тоже основана на образах и идеях Завета Ветхого. «Господь воцарился», или, точнее, «Господь царствует», – мы

Кто управляет вашей компанией, отделом, подразделением? Смешной вопрос – г-н Н, согласно штатному расписанию … Формально, да. А реально? Часто бывает так, что расставляет фигуры один, а двигает их кто-то другой. И от его действий, предпочтений и даже настроения зачастую зависит политика компании, самочувствие коллектива и наша с вами карьера.

Если звезды зажигают, значит…
Консультанты трудятся в поте лица, помогая компании выстроить эффективную оргструктуру, сформировать корпоративную культуру, отладить коммуникации и т. д. - одним словом, компания должна работать, как швейцарские часы. Но это в теории. А на практике четко отлаженный механизм управления вдруг начинает давать сбои, движение то ускоряется, то замедляется, а в коллективе появляются какие-то "посторонние шумы". Впечатление, что в управление вмешивается "неопознанный объект", не вписанный в четкую корпоративную иерархию. У объекта много имен: "серый кардинал", "дубль", "второе Я", "тень руководителя", "агент влияния" - но суть одна. Этот человек вольно или невольно "прибирает к рукам" руководителя, а значит, и власть в компании. Неопознанным он остается только для чужих - свои его, как правило, отлично знают.
Зачем руководителю "дубль", если у него есть заместитель (а иногда и не один)? Эксперты сходятся во мнении, что определяющим здесь становится человеческий фактор - личность руководителя. Мария Волгина, старший консультант компании "А-Класс рекрутмент" считает, что таким образом проявляется внутренний конфликт руководителя. Например, если надо принять жесткие решения, а он опасается взять это на себя, ему нужна поддержка извне, и тогда возникает "дубль", который берет на себя ответственность (не административную, а, скорее, моральную) за принятое решение. "Дубль" как бы готовит "общественное мнение", а шефу остается только формально это одобрить, сохранив "собственное доброе лицо".
Что касается зама: переложить на него часть ответственности можно, а вот облекать особым доверием, делиться проблемами неуверенный в себе руководитель вряд ли рискнет. Это значит усиливать зама, а ведь зам - это тот, кто наступает на пятки, кто готов в любой момент занять "престол". Гораздо проще приблизить к себе человека "из народа" или того, кто в принципе не может претендовать на его место. "Серые кардиналы" существовали всегда, - уверяет Наталья Березовская, глава представительства Whirlpool в России. - Их появление провоцируют сами руководители, которые хотят досконально знать все, что происходит. Они не хотят сами анализировать ситуацию или проблему, а предпочитают получать готовые ответы, и в конце концов начинают зависеть и от информации, которую получают, и от человека, который эту информацию им поставляет".

Один в поле не воин?
Кто более заинтересован в таких отношениях - босс или "дубль"? "Это, как правило, симбиоз - оба друг без друга не могут, каждый из этой пары живет, питаясь соками другого, - считает Валерий Чемеков, директор по персоналу компании "Пересвет-Инвест". - И эта связь сильная. Доказательство тому - интриги в компании, затеянные ревнивцами, не способны изменить ситуацию".
Чего больше в таком союзе - плюсов или минусов для компании? Все зависит от того, что за личность "серый кардинал", каковы его цели, какую роль он исполняет и на какие дивиденды рассчитывает. "Такой человек умеет собрать и проанализировать информацию, - замечает Наталья Березовская. - А дальше все зависит от того, как он ее использует: в интересах компании или в своих собственных, для того чтобы продвинуться самому, завоевать власть. Ведь разговор в основном идет о власти".
Стремиться к власти - одно, стать фильтром на пути информации - другое, играть роль громоотвода - третье, дополнять шефа - четвертое и т. д. Амплуа может быть много, и не все из них приятные: например, быть громоотводом не так уже просто. "Бывает, что на месте руководителя - кукла, марионетка, и ее выдвижение на эту роль - плод долгих политических игр, - говорит Мария Волгина. - Тогда реальным руководителем становится "серый кардинал". Эти вещи надо четко разграничивать, тогда и можно судить, что хорошо, что плохо для организации".
Шеф и "дубль" могут дополнять друг друга. Если "дубль" - эмоциональный лидер в коллективе, человек позитивный, разумный, порядочный, да к тому же и профессионал - через него проще достучаться до шефа. Правда, в этом таится и серьезная опасность: по мнению Валерия Чемекова, зная привычки "агента влияния", можно управлять и руководителем компании - например, подкинуть идею, которая кому-то очень нужна (скажем, конкурентам).

Против кого дружим?
А что же коллектив? "Через какое-то время народ начинает понимать: если ты хочешь чего-то добиться, надо идти не к руководителю, а к "другу" - он все сам решит, а потом эту идею подкинет шефу, - считает Наталья Березовская. - И тот постепенно теряет реальную власть - не потому что он ее отдает, а потому что у него ее потихоньку забирают".
Коллектив лихорадит, сотрудники дезориентированы, а порой и деморализованы: в организации появляется человек (не акционер!), на которого не распространяются общие для всех правила. И здесь каждый решает для себя, что делать. Один готов "поступиться принципами" и подружиться с "дублем". Другой просто вынужден выстраивать с ним отношения, чтобы подсовывать ему нужную информацию и таким образом дать возможность компании нормально развиваться. Третий пытается дистанцироваться от "инородного тела", считая его нелояльным коллективу элементом. Находятся смельчаки, которые пытаются открыто противодействовать "дублю". Кто-то плетет интриги, чтобы нейтрализовать "друга". "Можно его скомпрометировать, предложив руководителю "пророка из иного отечества", собрав факты, которые сработают против него и согласованно, широким представительством обратиться к боссу с ультиматумом - либо мы, либо он", - полагает Валерий Чемеков.
А кто-то пытается открыть боссу глаза. "Такой руководитель, как правило, не любит лицом к лицу встречаться с коллективом, предпочитает кулуарное общение. Поэтому дать ему прозреть очень сложно, - говорит Наталья Березовская. - Не всякий руководитель готов выслушать критику от работников, проще спросить у доверенного лица".

По законам стаи
Зависимость надо лечить - но как, какими методами? По мнению Марии Волгиной, такого рода проблемы надо рассматривать с точки зрения групповой динамики. "Успешно бороться с негативным "дублем" коллектив может, только выдвигая очень серьезные цели и задачи по развитию бизнеса, заманчивые для формального лидера (руководителя), - считает Мария. - Если "дубль"-негатив в силу личных особенностей не способен участвовать "в процессе созидания", он становится аутсайдером и сходит с дистанции. Но для реализации такого варианта нужна очень яркая цель, заманчивая идея. Пройдя через такие испытания, коллектив может сложиться как команда, выдвинуть собственного лидера и поставить целью убрать "зависимого" руководителя". Наталья Березовская согласна с тем, что в компании всегда есть неформальные лидеры, способные влиять на ситуацию. Но тот, кто возьмет на себя такую роль, должен обладать дипломатическими и аналитическими способностями, чтобы не попасть в оппозицию к руководителю или его приближенным. Кроме того, оппозиция - это, как правило, открытый конфликт и разделение коллектива на два лагеря.
Чаще всего такого рода ситуации решаются с привлечением "третьей стороны" - профессионалов, владеющих психотерапевтическими навыками ведения групп, решения конфликтов, и хорошо знающих специфику организационной структуры компании. При этом не исключено и "хирургическое вмешательство" - удаление "полипа" или самого "больного органа".
Если в компании сильный отдел по работе с персоналом, подойдет и "терапия". Вот рецепт Валерия Чемекова: терпение, создание отношений доверия, построение альтернативных способов влияния, внедрение новых, более сильных фигур в окружении шефа, специальная, целенаправленная психологическая (психотерапевтическая, коучинговая) работа с руководителем по разрушению отношений "родитель-ребенок".
А сотрудникам, возможно, не стоит делать резких движений. Трезво оцените ситуацию. Иногда проще притереться к "дублю", чем общаться с боссом напрямую. Если ваши личные интересы и интересы дела не страдают, может быть, стоит принять "друга" как данность? Объявление войны - не лучший выход из положения. "Есть старинное военное правило, - говорит Мария Волгина. - Погибает армия, которая начинает воевать со своим командиром, а выживает та, что стремится его сохранить". Да и можно ли быть уверенным, что, избавив шефа от одного "друга", вы не расчистите место для другого - есть руководители, которые просто не способны править "в одиночку".
И, наконец, вариант для "патриотов", для тех, кто готов пожертвовать собой ради блага компании - самому занять место "друга". В конце концов, у Робинзона Крузо был Пятница, у Дон Кихота - Санчо Панса. Кто знает, может, это ваш шанс войти в историю?

Точка зрения
Игорь НИЕСОВ, генеральный директор компании
"Психология и бизнес on-line":
- Появление у руководителя "друга" - явный признак организационных проблем. "Друг" не возникает на ровном месте, он есть объективная необходимость и, как правило, заменяет или компенсирует что-то. Например, неуверенность. Руководитель заинтересован в "друге" как в опоре. Это "костыль" для человека, находящегося в состоянии прострации, страха или растерянности. И суррогатная замена лидерских качеств, не развитых в той степени, чтобы управлять эффективно.
Чаще всего подобная ситуация возникает в организациях, которые "перерастают" свою систему менеджмента. Например, при переходе от стадии зарождения к стадии формирования бизнеса, компании требуется менять "менеджмент здравого смысла" на регулярный профессиональный менеджмент, основанный на ясной стратегии, процессно-ориентированном подходе и четком функционале подразделений и сотрудников. Отсутствие какого-либо из этих элементов ведет к повышенным эмоциональным затратам руководителей и, как следствие, ко всякого рода аномалиям типа "друзей". В хорошо управляемой организации "друг" - это функция, прописанная в должностной инструкции и понятная всем сотрудникам.
Поэтому рекомендацией для тех, кто столкнулся с проблемой "друга", будет поиск первопричин - отсутствие или незнание стратегии и целей компании, неэффективная организационно-функциональная модель и т. д. И в первую очередь, анализ соответствия периода жизненного цикла организации существующей системе менеджмента. Кроме того, качественные внутренние коммуникации "сверху-вниз" и "снизу-вверх" обеспечат ту "смазку", благодаря которой присосавшийся к руководителю "клещ" отпадет сам собой.

«Король царствует, но не управляет»

Впервые это выражение по-латыни («Rex regnat sed non gubernat») употребил в польском сейме гетман Ян Замойский (1541-1605). Широкую известность выражение получило во французском языке («Le roi regne et пе gouverne pas») благодаря французскому государственному деятелю историку Адольфу Тьеру (1797-1877), употребившему его в статье, напечатанной 19 февраля 1830 г. в газете «Ье National». Фраза Тьера вызвала резкие возражения его противников, в особенности Гизо . Генеральный прокурор Жан Шарль Персиль (1785-1870) в своей речи, произнесенной 4 ноября 1833 г., выражению Тьера противопоставил свое: «Король царствует, управляет, но не администрирует» .

Статус правителя сам по себе не обеспечивает результативного управления. Например, ленивая от природы российская императрица Анна Иоанновна (период правления с 1730 по 1740 год) особо не нагружала себя государственными делами и большую часть времени проводила в праздных и шутейных забавах. Императрица царствовала, но не управляла государством.

Иной правитель крутится целыми днями как белка в колесе, а толку от этой круговерти мало.

Каковы же причины этого, на первый взгляд парадоксального, но на самом деле типичного явления - царствует, но не управляет?

Первая существенная проблема - слабость исполнительской системы по всей ее вертикали. В основе этой слабости находятся незаинтересованность и безответственность исполнителей, а также мягкотелость самого правителя. Индикатором великолепно работающей и ответственной исполнительской системы является фраза «Попробуй не выполни!», произносимая на всех ее этажах.

Вторая существенная проблема - превращение статуса правителя в источник личного обогащения. В данном случае происходит организационно-психологическая замена интересов - первое место принадлежит личным, а не государственно-общественным интересам. При таком соотношении другие деятели государственного управления «подхватывают» эту замену и превращают ее в систему своей работы. Более совестливые работают по принципу «себя не забыть и что-то сделать для государства».

Третья существенная проблема - представление государевым очам вроде бы достоверной, но на самом деле искаженной в какой-то мере информации. Каждый предоставляющий сведения «снизу наверх» хочет, чтобы вышестоящие думали о нем хорошо. Используя различные приемы, он «приукрашивает», «причесывает» и «макияжит» информацию. Поднимаясь по этажам управленческой пирамиды, такая информация воспринимается как вполне «приемлемая для потребления» или «удобоваримая».

Четвертая существенная проблема - слабый состав исполнителей. Существует понятие «хороший человек», которое, увы, далеко не всегда совпадает с понятием «профессионал в своем деле». С другой стороны, профессионал, которого выдвинули на вышестоящую должность, может «попасть в принцип Питера» - поднимаясь по служебной лестнице вверх, человек достигает своего уровня некомпетентности.

То есть на более низкой ступени управления человек работал результативно, так как его компетенция соответствовала этому уровню. Переведя его на более высокую должность, система или потеряла профессионального специалиста и приобрела плохого руководителя, или потеряла профессионального руководителя нижестоящего уровня и приобрела руководителя, «не тянущего воз» на вышестоящем уровне.

Явление фаворитизма существовало и до правления Екатерины II. Хотя у нее было 15 фаворитов, она не позволяла ни одному из них решать за себя государственные дела. Компетентных фаворитов, например графа ГА. Потемкина, она привлекала к государственному управлению. Тех, кто не проявлял необходимой компетенции, она держала на расстоянии от государственного руля. Екатерина II писала: «Я никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что то, что я делаю, согласно с благом моего государства...».

И наконец, пятая проблема стилевая - правитель много говорит, но его слова не превращаются в дела и нужные результаты. Слова правителей на Руси обладают особенной магией, потому что они пробуждают в наших доверчивых людях надежды и мечты. Проходит какое-то время, но обещанных результатов нет. Тогда правитель говорит: «Немного ошиблись, не учли того-то и сего-то, но через год-другой будет!» И люди опять ждут и надеются. Государство при таком говорливом правителе просто-напросто эксплуатирует доверие народа, не превращая его в нужные результаты.

Россия – Третий Рим, Москва – Новый Иерусалим! Нельзя «спроектировать» то, что записано на Небесах. Можно только стараться соответствовать Замыслу.

В деле исследования Писания рационализм, логика не помогут, нужна глубокая вера и смиренное сердце. А без этого ничего не понять, потому что «человеческая история кончилась, началась божественная». Написавшие сей труд люди, несомненно, верующие, но их вера рассудочная и не православная. Поэтому из Библии взяты цитаты, часто не соответствующие контексту; а Вольтер, Руссо, Окуджава и т.п. – не авторитеты для России, но их высказывания используют авторы для подтверждения правоты своей позиции. Кроме того, налицо попытка удовлетворить, объединить всех, вместо нелицеприятной критики, в борьбе против демократии, но это ни к чему хорошему не приведёт. Чистая идея не терпит компромиссов. Попытка авторов попахивает «справедливым миром», белым масонством и заставляет вспомнить «Поэму о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского, со знаменитой фразой: «Зачем Ты пришёл?».

«Россия опасна для США в первую очередь не своей экономикой, а своим потенциалом. На сегодня это единственная Христианская империя, сохранившая религиозный фундамент», – пишут авторы. Всё правильно. Но Россия опасна не только США, мешает не только Единой Европе, но и Китаю, и ассоциированным с ним нефтедобывающим мусульманским странам. Удивительно, если исследователи этого не понимают. «У России нет друзей, кроме её Армии и Флота», – говорил своему сыну император Александр III. С тех пор ничего не изменилось (и не изменится). И никакими благими намерениями, никакой элите этого не исправить – это судьба, крест России. Эту «судьбу» не исправить никакими трактатами, об этом наши логики не знают? Или искренне заблуждаются? Периодически авторы извиняются, вроде бы не настаивая жёстко на своём мнении, приглашают к диалогу. Но это в частностях. А в серьёзных моментах мнение авторов однозначно, не приемлет советов со стороны – это настораживает.

Сказано: кто правильно понимает пророчества, тот сам пророк. Конечно никто этого от авторов не требует. Но почему-то в книге, аппелирующей к Богу, я не увидел ни одного пророчества православных святых о мире, о России, о монархии. А ведь их немало. Авторы о них не слышали, а может, содержание этих пророчеств невыгодны, не укладываются в их доктрину?

Посыл, что если «фундаменталисты» мира объединятся против Запада и свергнут цивилизацию мамоны, то всё будет хорошо, – ошибочен. Это блажь политического экуменизма. Хотя, можно сказать и более резко. Чтобы меня не обвинили в тенденциозном подборе информации, я не буду приводить здесь пророчество русских святых о том же Китае или высказывания духовного писателя С.А. Нилуса. Но почитайте хотя бы работу Э. Фромма «Иметь или быть» и подумайте о том, что будет с миром, если применить его теории «Радикального гуманизма» и «разумной достаточности» на практике.

Демократия и мамона – это лишь преамбула мировой диктатуры «древнего умного духа», который незримо стоит и за «правыми» и за «левыми» устроителями «справедливого мира во всём мире».

«Дьявол прячется в демократии», – утверждают публицисты. Из чего якобы следует: победим демократию, посрамим дьявола. То есть борьба с демократией – долг каждого христианина, его первостепенный долг в современном мире. Это или недопонимание сложности проблемы, или лукавство. Потому что «враг рода человеческого» не так прост. А демократия в своей основной, либеральной, форме отведённую ей роль отыграла (как и Америка) и отдаётся на растерзание ныне. Поэтому даже наши отъявленные либералы в последнее время озвучивают левацкие лозунги.

Что касается монархии, то она ведь может быть и не от бога, а на трон можно посадить того, с кем мы вроде бы боремся. О чём сказал в 1994 году в интервью В. Бондаренко митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн: «Я с некоторым страхом рассматриваю эту возможность. Моё мировоззрение апокалипсично. Приближается кончина века, весь ход событий свидетельствует о приближении «человека греха, сына погибели, противящегося и превозносящегося выше всякой святыни», по словам апостола Павла, то есть приближается тот, кого мы, христиане, называем антихристом. В этих условиях надо быть особо бдительными, дабы не дать увлечь себя лукавыми посулами и ложной благонамеренностью. Да, государством должен править помазанник Божий, монарх. Но не станет ли призванный впопыхах, без должного духовного разумения и соборного рассмотрения царь тем, от кого предостерегал нас Апостол, о котором сказано в Апокалипсисе?»

Монархический проект авторов не нов. В 1992-1998 годах при Б. Ельцине уже была попытка ввести монархию Гогенцоллернов-Романовых при регентстве Бориса Николаевича. Для чего были задуманы всенародное «покаяние» с похоронами в Петропаловловской крепости непонятно чьих костей, выдаваемых за останки царской семьи, и примирение «белых» с «красными». Тогда попытка «сверху» провалилась. Теперь по-новой, но уже «снизу»? Видно не случайно авторы заявляют, что не против возвращения на трон кого-то из потомков Романовых. Хотя известно, что эти «потомки» не имеют никаких прав на трон и в силу закона о престолонаследии и в силу измены царю в феврале 1917 года, а некоторые просто самозванцы. Все законные претенденты на престол в 1918 году были полностью уничтожены большевиками под руководством Ленина-Свердлова-Троцкого по настоянию мировой закулисы в лице Я.Шифа и компании (кстати, в цепи этих событий стоят также убийство Я. Блюмкиным германского посла Мирбаха и покушение на Ленина). Если достопочтенные авторы обсуждаемого трактата не в курсе этого или считают упомянутые события маловажными, то все их «метафизические», широкомасштабные «талантливые» изыскания гроша ломаного не стоят.

Вся эта ситуация напоминает мне радение русских масонов начало XX века, которые хотели поменять «неправильного царя»; заявляли о своей независимости от французских и английских «братьев», но почему-то отстаивали их интересы и сотрудничали с английской разведкой. В итоге оказались богоборцами и цареубийцами, разрушителями России…

«Сначала надо объединится против врага, а потом уже разбираться, что будет вместо демократии – возрождение СССР, восстановление монархии, введение диктатуры или разработка новой государственной модели». (Помогите нам спасти тонущий корабль, а потом мы вас либо повесим, либо расстреляем, либо за борт выкинем – так что ли?) За последние 16 лет мы это проходили уже не раз. Ни к чему хорошему такая постановка вопроса не приводила и не приведёт. Нас очередной раз используют или в качестве пушечного мяса, или в качестве массовки, а потом – кинут. Мало того, новая власть может в итоге оказаться хуже прежней. Хватит с нас напёрсточников от политики и провокаторов. Если уж объединяться, то с достойными людьми, с чёткими целями, с заранее оговорёнными ролями и т.д., а не с непонятными «инкогнито». Мне не нравится глобализация, но соратником антиглобалистов: троцкистов, гомосексуалистов, анашистов, экологистов и прочих неформальных интернационалистов быть не собираюсь. То же самое и по демократии – чуму не лечат сибирской язвой. Хватит нас использовать втёмную под благовидными предлогами.

Восхищаться рыцарством и крестоносцами может на русской земле либо верхогляд, либо тайный поклонник орденов разного рода. И то и другое не годится для «русского проекта» однозначно. Победитель Ливонского ордена великий князь Александр Невский не просто так стал святым. Не просто так поход на Русь приравнивался римскими папами к крестовому походу. Авторы что хотят, пересмотреть нашу историю или некоторых святых объявить «неправильными»? А иначе шизофрения получается какая-то: прав и Александр Невский и крестоносцы, жаждавшие огнём и мечом насадить нам свою веру-католичество.

По мнению авторов, всех нас – русских, татар, евреев, казахов, грузин, европейцев, православных, буддистов, и иудеев, язычников – заколдовали. Заколдовали «невидимые злодеи», но новая элита (которую авторы соберут) нас расколдует, снимет чары демократии – и тогда всё будет хорошо. Это ерунда! Всё гораздо сложнее, глубже и серьёзнее, чем преподносится в книге «Проект Россия». А рецепт избавления от «чар» один и един – Церковь Христова…

Нельзя построить государственную систему без фундамента, а лучший фундамент – Вера, втолковывают авторы. Согласен, только вот вопрос: а что за вера?

«После продолжительных раздумий мы вынуждены констатировать: нет больше авторитета, чем власть от Бога. Вне зависимости от того, верим мы в Бога или нет, это вывод абсолютен». Для православных людей это ясно давно и не требует вынужденных объяснений и вымученных признаний. А вот то, что отцы «Проекта» верят во Христа как Бога – сомнительно. Для кого-то бог – мамона, для кого-то – великий архитектор вселенной, для кого-то – племенной божок.

После прочтения большей части книги всё явственнее проявляется недосказанность, двойственность позиции авторов. Но чётко прослеживаются два основополагающих момента. Первый: не настоящую монархию хотят восстановить оставшиеся неизвестными, а государство «по типу монархии», где монархия – центральный элемент, где соединено единовластие и демократия («самодержавный демократизм»?) Монархия и «типа монархии» – это две большие разницы. Второй момент: «один человек в любом случае управлять не сможет», и выбрать его на Земском Соборе народ (-«дети») не сможет, только утвердить. А бремя выбора возьмёт на себя некая «новая элита», «несчастные» по Достоевскому. И хотя авторы отделываются отговорками, дескать «мы» вмешиваться в управление не будем, становится понятно: при царе-марионетке править будут именно они. А царя можно будет менять раз в 30-50 лет, а то и раньше, если не будет соответствовать чаяниям «новой» элиты. «Мы предлагаем, новую государственную систему – царство, принцип – совмещение наследственности и выборности».

Это лже-монархия, форма без должного содержания, диктатура новой аристократии, некий «монархо-ленинизм». Но это лишь задача-минимум. А задача-максимум: «Создать условия для зарождения новой модели, впитавшей в себя всё лучшее, что изобрело человечество. Сначала на Руси, а затем и в других странах». Ни больше, ни меньше как «всемирный проект», о котором нам собираются поведать авторы в следующих книгах…

Александр Огородников