Кто сказал талант 99 процентов труда. Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота

Нередко фраза цитируется по фильму «Золотой теленок» (1968): «…Нас ждут великие дела».

В усеченном виде этот оборот встречается в главе 18 «Золотого теленка»:

«Ровно в девять часов такой человек входит в учрежденческий вестибюль и, полный благих намерений, заносит ножку на первую ступень лестницы. Его ждут великие дела. Он назначил у себя в кабинете восемь важных рандеву, два широких заседания и одно узкое».

Далеко не каждый советский читатель знал происхождение этой фразы. В повести Виктора Конецкого «Начало конца комедии» (1978) читаем:

«На каютной переборке в ногах койки у Сережи – как крест у ожидающего воскресения православного покойника – изображено красным фломастером изречение: “Вставайте, граф! Вас ждут великие дела! С. Экзюпери”».

Сережа не ошибался только в одном: фраза действительно французская. Считается, что она принадлежит графу Анри де Сен-Симону, знаменитому социалисту-утописту. Сен-симонист Гюстав д’Эйхталь в очерке «О жизни и характере Сен-Симона» (1830) сообщает:

«Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» – такими словами он, в возрасте семнадцати лет, велел будить себя каждое утро.

Позднее нередко утверждалось, что этими словами Сен-Симон велел будить себя не в 17, а уже в 15 лет.

В энциклопедическом издании «Универсальное обозрение» («Revue universelle», 1832, т. 4, статья «Сен-симонизм») об этом рассказано чуть иначе:

Его слуги и домочадцы начали видеть в нем нового Мессию и настояли, чтобы каждое утро он, вставая с постели и беря чашку кофе или шоколада, повторял: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!»

Французский историк Максим Леруа, автор «Истинной жизни графа Анри де Сен-Симона» (1925), считал эту историю легендой. Анатолий Левандовский, автор советской биографии Сен-Симона (1973), с Леруа не согласен: «Вряд ли нужен подобный скепсис». Однако единственное его возражение сводится к тому, что эта фраза «вполне в духе Анри Сен-Симона». Возражение крайне слабое.

Историческая фраза Сен-Симона – была она сказана или нет – восходит к античности. В трактате Плутарха «К непросвещенному властителю» рассказывалось:

У персидского царя был слуга, обязанностью которого было по утрам входить к нему и обращаться с такими словами: «Вставай, царь, и позаботься о делах, о которых велел тебе заботиться великий Оромазд!»

(Перевод А. Аверинцева)

Оромазд – греческая форма имени «Ахурамазда»; так именовали верховного бога зороастрийского пантеона.

Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота

Эта формула приписывается великому американскому изобретателю Томасу Эдисону (1847–1931).

Однако ее ранняя версия, без точного соотношения ингредиентов, связывалась с именем не Эдисона, а Кейт Санборн (1839–1917). Санборн объездила всю Америку, читая лекции на различные, прежде всего литературные темы. 4 декабря 1892 года газета «Springfield Republican» (штат Массачусетс) писала:

Считается, что именно Кейт Санборн сказала, что «талант – это пот». Эта мысль высказывалась очень часто, и почти в тех же самых словах. Обычно говорят, что «гений это скорее пот, чем вдохновение» (букв. «…скорее потение, чем вдохновение» – «perspiration more than inspiration»).

21 апреля 1893 года калифорнийская «Riverside Daily Press» цитировала слова Санборн: «Гений – это вдохновение, талант и пот».

Формула с процентами появилась в апрельском номере журнала «The Ladies’ Home Journal» за 1898 год:

Однажды, когда его попросили дать определение гения, мистер Эдисон ответил: «Два процента гения и девяносто восемь процентов тяжелого труда». В другой раз, в ответ на замечание, что гений – это вдохновение, он сказал: «Ба! гений – не вдохновение. Гений – это пот».

Насколько это сообщение достоверно, судить трудно; однако настораживает, что появилось оно в журнале для домохозяек.

В самом начале XX века приписанная Эдисону формула гения была исправлена: теперь соотношение вдохновения и пота составляло 1 к 99.

В 1910 году, еще при жизни Эдисона, вышла его двухтомная биография написанная Ф. Л. Дайером и Т. К. Мартином. Здесь говорилось:

Объяснение своих великих успехов «гением» Эдисон всегда отвергал, что видно из его исторического замечания, что «Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». Кроме того, много лет назад, когда Эдисон в своей лаборатории беседовал с [Ч. У.] Батчелором и Э. Х. Джонсоном, этот последний упомянул о гении Эдисона, заметном в некоторых его достижениях; Эдисон возразил: «Вздор! Я говорю вам, что гений – это тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл».

Всего вероятнее, «историческое замечание» было лишь приписано Эдисону журналистами, а биографы узаконили его задним числом. Гораздо достовернее выглядит формула «тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл». Именно таков был метод работы Эдисона.

Никола Тесла, другой великий изобретатель, начинавший как ассистент Эдисона, заметил не без иронии: «Чуть-чуть теории и расчетов сэкономило бы ему 90 процентов труда» (интервью в «Нью-Йорк таймс», 1931).

Во Франции определение гения дал естествоиспытатель Жорж Луи Бюффон: «Гений всего только бо́льшая способность к терпению» (согласно очерку Эро де Сешеля «Визит к Бюффону», 1785). В переводе Н. М. Карамзина (1798): «Гений, или творческая сила, есть не что иное, как терпение в превосходной степени. В самом деле, надобно иметь терпение, чтобы долго смотреть на предмет со всех сторон; смотрев долго, наконец понимаем его».

Что нужно, чтобы уметь хорошо рисовать? Все ли могут красиво петь? Нужны ли способности для того, чтобы нормально играть на музыкальных инструментах?

Такие вопросы волнуют многих людей, которые хотят развить в себе ту или иную способность, но беспокоятся о том, что у них ничего не получится. А действительно, нужно ли обладать какими-то необычными способностями или природными особенностями развития организма или достаточно большого желания и тренировки?

Genius is one percent inspiration and ninety-nine percent perspiration.
Thomas A. Edison

Буквальный перевод: Гениальность - это 1 процент вдохновения и 99 процентов потения.

Ну и потом Вам наверно знакома фраза: Талант - это 10 процентов одаренности и 90 процентов труда

Так что вывод напрашивается сам собой - каждый может рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, говорить на иностранных языках. В общем, может всё, что действительно захочет.

Большое желание - это хорошая мотивация. Примерно такая же, как жизненная необходимость. Ведь если Вы знаете, что Вам очень нужно в туалет, Вам никакие препятствия будут нипочем. Также и с желанием.

Ну а что касается физических данных, то, конечно, они играют свою роль. Однажды слышала от одной преподавательницы по классу фортепиано, что у нее есть ученица с «прекрасным аппаратом» или вроде того. То есть хорошие физические данные, но - увы и ах! - нет желания заниматься.

Касательно музыки можно сказать вот что: каждый среднестатистический человек может научиться играть на любом инструменте . Это вывод не только мой, но и тех людей, с которыми я обсуждала вопросы обучения музыке (для меня эти люди, конечно, авторитетны).

То же самое касается и пения. Казалось бы - музыкальный слух и голос либо есть, либо нет. Это не так, слух и голос можно развить. То же самое с живописью. Знание технических приемов и моторическая память делают чудеса.

И все эти чудеса основаны на особенностях работы Вашего мозга . Вы ведь не будете спорить о том, что, чем больше занимаешься чем-либо, чем чаще тренируешься, тем проще и лучше получается то или иное действие?

Регулярные тренировки в музицировании, живописи, пении принесут успех.

А что насчет наставника, учителя? Это важный вопрос в обучении. Конечно, необходимо найти хорошего преподавателя, который не только сам умеет петь/рисовать/играть, но и может научить. Помимо педагогического таланта и собственно умения он должен понимать и уметь объяснить при необходимости, на каких принципах строится то или иное действие/явление (например, как ухо воспринимает звук, что такое звук и т.п.)

Хороший учитель (в любой области) значительно ускорит путь своего ученика (который сам имеет желание заниматься и достичь определенного уровня), а вот плохой может и отбить всё желание или внушить ученику, что он ни на что неспособен (это, пожалуй, самое страшное).

Так что вывод, опять-таки, очевиден: талант достаточно условен, успех определяется работоспособностью, знанием технических приемов и обладанием навыками. Желание, цель и вложенный труд определяют 90 процентов успеха. Согласитесь, это немало с учетом того, что многим такие навыки, умения нужны «для души», а не для профессионального использования. Поэтому достигнув даже 50 процентов успеха Вы можете, помимо удовлетворения собственного желания, стать самым талантливым и ярким человеком в своем окружении.

Please enable JavaScript to view the

Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота

Эта формула приписывается великому американскому изобретателю Томасу Эдисону (1847–1931).

Однако ее ранняя версия, без точного соотношения ингредиентов, связывалась с именем не Эдисона, а Кейт Санборн (1839–1917). Санборн объездила всю Америку, читая лекции на различные, прежде всего литературные темы. 4 декабря 1892 года газета «Springfield Republican» (штат Массачусетс) писала:

Считается, что именно Кейт Санборн сказала, что «талант – это пот». Эта мысль высказывалась очень часто, и почти в тех же самых словах. Обычно говорят, что «гений это скорее пот, чем вдохновение» (букв. «…скорее потение, чем вдохновение» – «perspiration more than inspiration»).

21 апреля 1893 года калифорнийская «Riverside Daily Press» цитировала слова Санборн: «Гений – это вдохновение, талант и пот».

Формула с процентами появилась в апрельском номере журнала «The Ladies’ Home Journal» за 1898 год:

Однажды, когда его попросили дать определение гения, мистер Эдисон ответил: «Два процента гения и девяносто восемь процентов тяжелого труда». В другой раз, в ответ на замечание, что гений – это вдохновение, он сказал: «Ба! гений – не вдохновение. Гений – это пот».

Насколько это сообщение достоверно, судить трудно; однако настораживает, что появилось оно в журнале для домохозяек.

В самом начале XX века приписанная Эдисону формула гения была исправлена: теперь соотношение вдохновения и пота составляло 1 к 99.

В 1910 году, еще при жизни Эдисона, вышла его двухтомная биография написанная Ф. Л. Дайером и Т. К. Мартином. Здесь говорилось:

Объяснение своих великих успехов «гением» Эдисон всегда отвергал, что видно из его исторического замечания, что «Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». Кроме того, много лет назад, когда Эдисон в своей лаборатории беседовал с [Ч. У.] Батчелором и Э. Х. Джонсоном, этот последний упомянул о гении Эдисона, заметном в некоторых его достижениях; Эдисон возразил: «Вздор! Я говорю вам, что гений – это тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл».

Всего вероятнее, «историческое замечание» было лишь приписано Эдисону журналистами, а биографы узаконили его задним числом. Гораздо достовернее выглядит формула «тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл». Именно таков был метод работы Эдисона.

Никола Тесла, другой великий изобретатель, начинавший как ассистент Эдисона, заметил не без иронии: «Чуть-чуть теории и расчетов сэкономило бы ему 90 процентов труда» (интервью в «Нью-Йорк таймс», 1931).

Во Франции определение гения дал естествоиспытатель Жорж Луи Бюффон: «Гений всего только бо́льшая способность к терпению» (согласно очерку Эро де Сешеля «Визит к Бюффону», 1785). В переводе Н. М. Карамзина (1798): «Гений, или творческая сила, есть не что иное, как терпение в превосходной степени. В самом деле, надобно иметь терпение, чтобы долго смотреть на предмет со всех сторон; смотрев долго, наконец понимаем его».

Обычно это изречение цитируется в форме «Гений – это долгое терпение» («Le génie est une long patience»).

Обратную формулу предложил Поль Валери в стихотворении «Контур змея» (1922):

Гений! О долгое нетерпение!

Согласно английскому историку Томасу Карлейлю, «гений» – это «прежде всего необыкновенная способность переносить тяготы» («История Фридриха II Пруского», кн. IV (1864), гл. 3). Это определение, широко известное в странах английского языка, можно считать вариацией формулы Бюффона.

Бюффоновская «бо́льшая способность к терпению» приводит на мысль слова пушкинского Сальери:

Усильным, напряженным постоянством,

Я наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой.

И его же недоуменный вопрос, обращенный к небесам:

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений – не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан -

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

Социальная психология: «Гений - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». (Спиваков)

В данном высказывании поднимается проблема гениальности и ее природы. Эта проблема несомненно актуальна в современном мире, где каждый хочет проявить себя.

Спиваков писал: «Гений - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». Иными словами, гениальность не строится только на таланте или вдохновении.

Чтобы стать гением, чтобы заявить о себе миру, нужно постоянно трудиться, саморазвиваться. Я согласна с мнением автора. Действительно: не становятся гениями ленивые люди, которые ждут, когда к ним придет «вдохновение». Все в жизни хотят успеха, но совсем не многие готовы трудиться не покладая рук чтобы этого успеха достигнуть. Вдохновение без усердной работы не сможет сделать из человека гения. В доказательство можно привести некоторые теоретические доводы.

Прежде всего, рассмотрим понятие гениальности. Гениальность-это высшая степень развития таланта человека, заключающаяся в том, что человек создает что-то принципиально новое, ранее неизвестное, чего еще не делал ни один человек. Вдохновение же- это прилив творческих сил. Просто прилив творческих сил не может обеспечить качественной работы на высшем уровне, одаренность тоже. Поэтому чтобы чего-то добиться нужно иметь силу воли и саморазвиваться. Под силой воли подразумевают свойство человека, которое заключается в способности совершенно сознательно управлять своими поступками и психикой. Сила воли помогает человеку преодолевать препятствия, которые могут возникнуть на пути достижения поставленной им цели. Саморазвитие же – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха. Помимо теоретической аргументации, можно привести и конкретные практические доводы.

Все великие люди не были великими от рождения. Но они обладали способностями и так называемым вдохновением, которые смогли направить в нужное русло для развития своих способностей, работы над собой. Например, немецкий математик Карл Гаусс с детства обладал большими способностями к математике. В три года он умел хорошо считать, а в начальной школе он уже легко и быстро складывал в голове более 100 цифр. Он не переставал развивать свой талант в математике, трудиться, и когда вырос, внес огромнейший вклад в эту науку.

Другим же примером является Петр из повести Короленко «Слепой музыкант». Несмотря на то, что Петя родился слепым, он сумел реализовать себя в жизни. С детства Петя начал играть на музыкальных инструментах. Сначала он пробовал играть на самодельной дудочке конюха, и это у него получалось хорошо. Когда мать заметила, как хорошо у него получается, она решила развивать талант ребенка, купила ему фортепьяно. Сперва Петя не хотел играть на нем, но потом у него стало получаться. Гости, которые приезжали послушать его, предвещали ему известность. Так и получилось. Спустя несколько лет, пройдя через многие жизненные испытания, Петр все так же работал над собой, трудился и развивал свой талант. Он не бросил своего увлечения и стал спустя годы известным музыкантом.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что, действительно, гениальность только на один процент состоит из вдохновения, а остальные 99 процентов - это упорный труд.

С английского: Genius is one percent inspiration, and ninety-nine perspiration

Эта формула приписывается американскому изобретателю и предпринимателю Томасу Эдисону (1847-1931), автору многих изобретений и нескольких открытий.

Однако ее ранняя версия, без точного соотношения ингредиентов, связывалась с именем не Эдисона, а известному лектору Кейт Санборн (1839–1917). Санборн объездила всю Америку, читая лекции на различные, прежде всего литературные темы. 4 декабря 1892 года газета «Springfield Republican» (штат Массачусетс) писала:

Считается, что именно Кейт Санборн сказала, что «талант – это пот». Эта мысль высказывалась очень часто, и почти в тех же самых словах. Обычно говорят, что «гений это скорее пот, чем вдохновение» (букв. «…скорее потение, чем вдохновение» – «perspiration more than inspiration»).

«Гений – это вдохновение, талант и пот». - Кейт Санборн

Формула с процентами впервые появилась в апрельском номере журнала «The Ladies’ Home Journal» за 1898 год:

Однажды, когда его попросили дать определение гения, мистер Эдисон ответил: «Два процента гения и девяносто восемь процентов тяжелого труда» . В другой раз, в ответ на замечание, что гений – это вдохновение, он сказал: «Ба! гений – не вдохновение. Гений – это пот» .

Насколько это сообщение достоверно, судить трудно; однако настораживает, что появилось оно в журнале для домохозяек.

В самом начале XX века приписанная Эдисону формула гения была исправлена: теперь соотношение вдохновения и пота составляло 1 к 99.

В 1910 году, еще при жизни Эдисона, вышла его двухтомная биография написанная Ф. Л. Дайером и Т. К. Мартином. Здесь говорилось:

"Объяснение своих великих успехов «гением» Эдисон всегда отвергал, что видно из его исторического замечания, что «Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота ». Кроме того, много лет назад, когда Эдисон в своей лаборатории беседовал с [Ч. У.] Батчелором и Э. Х. Джонсоном, этот последний упомянул о гении Эдисона, заметном в некоторых его достижениях; Эдисон возразил: «Вздор! Я говорю вам, что гений – это тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл»."

Всего вероятнее, «историческое замечание» было лишь приписано Эдисону журналистами, а биографы узаконили его задним числом. Гораздо достовернее выглядит формула «тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл». Именно таков был метод работы Эдисона.

Никола Тесла, другой великий изобретатель, начинавший как ассистент Эдисона, заметил не без иронии: «Чуть-чуть теории и расчетов сэкономило бы ему 90 процентов труда» (интервью в «Нью-Йорк таймс», 1931).