Кыргызы кто они. История и традиции

Наверняка представители любого этноса на земле задаются вопросами: Кто мы? Откуда? Куда идем? «Азаттык» сделал подборку из интересных предположений и научных гипотез о происхождении кыргызов, их общих корнях с другими народами и известными историческими личностями.

С кыргызов начиналась жизнь на земле

Соратник известного своими эксцентричными высказываниями Арстана Алая Мирлан Асакеев на пресс-конференции в декабре 2011 года заявил, что с кыргызов начиналась жизнь на земле. По его словам, Y-хромосому первого на земле человека - Адама - носят кыргызы, они-то и сохранили первозданный ген человечества на земле.

В начале пресс-конференции Мирлан Асакеев заявил, что он имеет доказательства своих высказываний, но в конце сообщил о том, что Арстан Алай получил информацию через послание («аян»). Поэтому пока его слова трудно назвать даже гипотезой.

Кыргызы - первородные арийцы, прародители всех людей на Земле

В Интернете мы наткнулись на еще одну, научно не подтвержденную, гипотезу о том, что кыргызы - первородные арийцы, прародители всех людей на Земле. Опубликовавшие на своих страницах информацию сайты ссылаются на некоего историка Муртазалиева.

Муртазалиев заявил, что «Иисус, которого на самом деле звали Есен, был арийцем, именно поэтому евреи его и убили, жертвенное тело омыли в водах гималайского озера Манас». «После чего он воскрес. Поскольку описывающий всё это эпос «Манас» есть только у киргизов, то, значит, киргизы – и есть те самые первородные арийцы. Прародители всех людей на Земле», - cказал Муртазалиев.

Кыргызы – «потерянное» колено евреев?

Американский исследователь Ричард Хьюитт в 2006 году опубликовал статью (www.centrasia.ru), в которой выдвинул гипотезу о том, что эпос «Манас» и Библия имеют общие корни. Он сравнил кыргызского героя Манаса, сына Жакыпа, с библейским Манассием - сыном Иакова.

Хьюитт пишет, что «Манас, сын Жакыпа, почти не отличается от еврейского Манассии, сына Иакова». «Сейчас, спустя 2 700 лет после исчезновения из истории племени Манассии, мы находим то же самое имя, которое принадлежит центральному герою кыргызского эпоса. Этот отец кыргызов найден именно там, где и предполагали его найти антропологи по Библии. Все соответствует библейским записям. Значение этого открытия нельзя недооценивать. Это, несомненно, единственный и самый значительный антропологический ключ, помогающий кыргызам определить свое происхождение», - написал Хьюитт.

Ричард Хьюитт отмечает, что кыргызы не взяли это имя из Библии или религиозных бесед. «И маловероятно, что кыргызы получили это имя от несторианцев, миссионеров или еврейских купцов. Только члены самого племени Манассия могли сохранить это имя через 2700 лет после того, как были захвачены», - предполагает исследователь.

Аттила - предок кыргызов

Иллюстрация из книги "От Атиллы до Президента" Ф.Сибагатуллина

Профессор, декан гуманитарного факультета КРСУ Амангельды Бекбалаев 27 сентября 2011 года представил свою книгу «Аттила - предок кыргызов», в которой исследует и приводит доказательства о том, что кыргызы и гунны - это один народ .

Амангельды Бекбалаев рассказал, что предки современных немцев - это готы, которые в свою очередь делились на вестготов и остготов. В сказаниях остготов фигурирует имя Аттилы, известного предводителя гуннов.

Ученый привел культурологические аспекты для доказательства своей теории. Как он отметил, сведения о том, что гунны, то есть древние кыргызы, прошлись по Европе, имеются и в кыргызской Санжыре нескольких авторов. Бекбалаев рассказал об археологических находках, доказывающих связь двух народов, о принципе единственного наследника, применяемого как у кыргызов, так и у гуннов и, наконец, о ДНК-исследовании. По его словам, ученые провели тестирование генов 600 кыргызов, и у них было выявлено от 20 до 40 европейских генов.

Чингисхан кыргызских кровей?

В газете «Общественный рейтинг» опубликована статья историка Табылды Акерова о том, что родословная Чингисхана действительно имеет прямую связь со степными кыргызскими племенами древней Тувы, потомками которых являются тувинские рода куулар, монгуш и кыргызские племена саруу и мунгуш.

В его статье говорится, что родословный список рода баржугинов возглавляли 9 праотцов Буданчир-Бука (Томо): Дутумин, Кайду, Байсангур, Тумен, Кабулхан, Бартан, Эсугей и Темучин (Чингисхан). Возможно, 9 колен праотцов косвенно указывают на принадлежность рода Чингисхана к потомкам Огуз-хана, одними из которых были кыргызы, кыпчаки, тогуз-гузы, усы и пр. Это также может указывать на значение имени героя Чынгыз (Чын Огуз, истинный, крепкий) хан, первую часть которого легко сопоставить со средневековыми именами Темучин (Темирчын, Чынтемир - каленое железо, булат), Буку Чин (Чин Буку) и т. д.

«По преданию, все трое сыновей Алангова имели европеоидные черты лица, голубые глаза, рыжие волосы, что отразилось на названии рода баржугин, что значит «бледно-желтый человек с голубыми глазами». И это повторилось в 9-м колене потомков. В результате, все дети Эсугей-хана родились с резко выраженными европеоидными антропологическими признаками. Отметим, что значение «барджигин» соответствует значению слова «алангова», которое восходит к тюркскому ала куба или ала куу (белый, бледно-желтый, бледнолицый или белая лебедь).

Следовательно, Алангова могла иметь непосредственное отношение к предкам тувинского рода куулар, которые, очевидно, в древности представляли один из осколков енисейских кыргызов в монгольских степях. Родословная детей Алангова отражала слияние двух этнических групп в один этнос, каковыми являлись ранние монголы, великаны и герои степей мангу, которые представляли смесь енисейских кыргызов с монголоязычным населением Степи. Согласно родословной, от 9 вышеназванных праотцов Чингисхана разошлись племена кият (кыян - селевой поток или ветер - желден), джалчут, манкыт, барлас, конурат, катаган, дулат и другие, которые составляли основной костяк вновь образованного монгольского этноса. И все эти племена играли важную роль в процессе формирования кыргызского народа на тяншаньском этапе его развития», - говорит историк.

Кыргызы - корни которых уходят в глубокую древность, теряясь в тьме тысячелетий, таят в себе не мало тайн и загадок. Конец III в. до н. э. это лишь первое упоминание кыргызов, которое, отнюдь вовсе не означает, что они произошли именно тогда.

Кто знает, какой путь исторического развития прошли древние кыргызы до их первого появления в письменных источниках.
Неизвестно ни время, ни место их происхождения, и кто были они вообще?

Однако, со всей очевидностью можно полагать, что древние кыргызы, являлись древнейшим западно-тюркским племенем, исконной территорией происхождения которого могла быть Великая степь, Восточный Казахстан.

Вместе с тем, нельзя исключать и районы Горного Алтая.

Древние кыргызы принадлежали к наиболее чистым тюркским племенам (антропологический тип, материальная и духовная культура, образ жизни, территория обитания, язык), что и сохранили до сих пор.

Уже к периоду Раннего Средневековья существовало две ветви древних кыргызов, обитавшие на различных территориях. «Западная» обитала в районах Восточного Притяньшанья, а другая - «Восточная», поселилась в междуречье Абакана и Енисея, в Минусинской котловине и, поработив местное «динлинское» население, создало здесь «Кыргызский» бийлик (владение).

Во II пол. VI века или в нач. VII века н. э. «Западные» кыргызы переместились на Алтай, к западу от своих «Восточных» соплеменников и, соединившись с ними образовали древне-кыргызское государство, упоминающееся в китайских источниках того времени, как «Хагяс» («Кыргыз»),

Первое появление племен древних кыргызов в Средней Азии следует отнести к VIII в. н. э., когда часть «Западных» кыргызов-кочевников, вместе с родственными им племенами карлуков проникли в Среднюю Азию и обосновались в долине Таласа и в районах Западного Тянь-Шаня. Здесь ими были оставлены известные таласские древне-тюркские рунические надписи, расположенные в долине Таласа. Во II пол. VIII-I пол. IX вв. здесь существовал бийлик (владение), возглавляемый и управляемый династией Кара-Чоров, выходцев из «Таласских» кыргызов. «Таласский» или «Тюркский» бийлик, после известных событий перерос в «Тюркский» каганат (государство Караханидов).

Сер. IX - нач. X вв. было временем безраздельного господства на просторах Центральной Азии Великого каганата «Кыргыз». Этот период в истории именуется «Кыргызским ве- ликодержавием». В Монголии, и в других районах Центральной Азии, в то время владыками были древние кыргызы государства «Хагяс» («Кыргыз»), сокрушившие в 840 году государство древних уйгуров, которое до этого господствовало в Центральной Азии. Именно тогда другая часть «Западных» кыргызов-кочевников проникла в районы Центрального Тянь-Шаня и обосновалась там, войдя в состав Караханидских тюрков.

«Таласские» и «Тянь-шаньские» кыргызы играли важную роль в образовании Караханидского каганата. Династия Караханидов происходила из потомков Кара-Чоров, выходцев из «Талас¬ских» кыргызов.

Во II пол. X века границы государства «Хагяс» («Кыргыз») сузились, тяготея к Иртышу, Алтаю и Южной Сибири. «Западных» кыргызов-кочевников в этом государстве оставалось мало, а «Восточные» кыргызы, ведшие полуоседлый и оседлый образ жизни тяготели к родным берегам Енисея, в благодатную Минусинскую котловину и не были пригодны для обитания в степях Центральной Азии, и тем более заниматься кочевым скотоводством.

Противостояние двух общин, малочисленной «Западной» - кочевой и более многочисленной «Восточной» - оседло-земледельческой создавало противоречия и нарушения единства в древне-кыргызском государстве, приводило к возрастанию прений между населением, а в конечном счете к утрате единства и ослаблению всего государства.


Тем временем, уже в I пол. X века хозяевами Монголии и других районов Центральной Азии стали кочевники кара-китаи. На западе усилились многочисленные кимако-кыпчакские племена, которые постоянно совершали набеги на малочисленных «Прииртышских» кыргызов-кочевников, впрочем и на «Восточных» кыргызов тоже. В результате, кыргызы были вытеснены к востоку и к югу от Прииртышья и Алтая. «Восточные» кыргызы были оттеснены в районы Среднего Енисея, а «Прииртышские» кыргызы-кочевники на север Джунгарии, где и были покорены кимако-кыпчаками. Они составляли область Кыркар(а) хан, и с тех пор, за ними закрепилось еще название - Кыркаринские кыпчаки.

В нач. XII века «Прииртышские» кыргызы, под давлением кймако-кыпчаков и кара-китаев передвинулись на юго-запад, к Тянь-Шаню и обосновались в бассейне р. Или.

Примерно в 1127 году произошло воссоединение Караханидских кыргызов (Кара-кыргыз) с «Прииртышскими» кыргызами в одну этническую общность, которая представляла собой объединение племен правого - «Онг» и левого - «Сол» крыла.

Примерно в 1128 году в пределы Восточно-Караханидского каганата вторглись кара-китаи, которые были разбиты киргизами, во главе которых стоял великий каган Ахмед, глава Восточных Караханидов. После чего кара-китаи убрались восвояси. Однако там, им удалось собрать большую силу. Местопребывание они утвердили в Бейжине (Бейтин-Бешбалык).

Примерно между 1128-1130 или 1130-1133 годами киргизы, во главе с верховным каганом Восточных Караханидов совершили далекий поход на Бейжин (Бейтин-Бешбалык), против кара-китаев, и нанесли им поражение. Это событие легло в основу «Великого похода» в эпосе «Манас».

Разбитые части кара-китаев бежали в долину р. Эмиль. Здесь к ним присоединились их собратья и другие племена, переселившиеся сюда еще до этого, а также местные многочисленные тюрки.

Затем следует усиление кара-китаев, их захват Баласагуна (в Чуйской долине), Кашгара и Хотана, за которыми последовали походы против кыргызов, которые и явились причиной вынужденного их ухода из Средней Азии, на северо-восток, к Иртышу и Алтаю.
Тама, вновь столкновения, но уже с самым сильным народом Западной Монголии того времени - найманами. В результате «Среднеазиатские» кыргызы уходят еще дальше, на северо-запад Алтая.

В Монгольский период «Среднеазиатские» и «Восточные» кыргызы жили рядом, и вместе составляли страну или область «Кыргыз», которая охватывала территорию от Обь-Иртышского междуречья, на западе, до районов Среднего Енисея на востоке.

Во время военных столкновений с монголами, часть правого крыла «Среднеазиатских» кыргызов ушла на юго-запад, в Притяньшанье и была в составе государства Могулистан. Впоследствии, когда «Среднеазиатские» кыргызы вновь возвратились в Среднюю Азию, они вошли в состав правого крыла кыргызского народа ввиде родоплеменного подразделения «монолдор».

Во II пол. XV века, в результате военных столкновений с калмаками «Среднеазиатские» кыргызы вновь возвратились в Среднюю Азию.

Все это, в непростой и неоднозначной форме отражено в эпосе «Манас», который является своеобразным зеркалом истории кыргызов.

История киргизского народа.

В мире нет ни одного народа, который бы не имел своей истории, у каждого народа есть свои интересные страницы в истории, история киргизского народа также очень сложна и интересна.
Вот как описывается история киргизов в энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год.
Во взглядах на происхождение киргизов существуют разногласия, в частности спорна связь их этногенеза с древними енисейскими киргизами. В 6-10 веках нашей эры племена, вошедшие в дальнейшем в состав киргизов, формировались в тюркоязычной среде Саяно-Алтая, Прииртышья, Восточного Тянь-Шаня. В первой половине второго тысячелетия, особенности после завоевания монголами Средней Азии, часть этих тюркоязычных племен пришла на Центральный и Западный Тянь-Шань. Они послужили основой складывавшейся в Притяньшанье киргизской народности. Родоплеменное деление киргизов удержало наименование различных тюркоязычных и монголоязычных племен, частично вошедших в состав киргизской народности (телес, мунгуш, найман, кипчак, монголдор, кунграт, кытай). До 1860-70-х годов киргизские земли входили в состав Кокандского ханства. Переход в российское подданство помог установлению тесных экономических связей киргизов с другими народами России, ускорил разложение натурального хозяйства.
В 1926 году киргизы обрели свою национальную государственность - была образована Киргизская АССР в составе Российской Федерации. В 1936 году она получила статус союзной республики в составе СССР. В 1991 году провозглашена независимая Республика Киргизстан.
Вот и все о происхождении киргизского народа.
А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают. И начну эту историю очень с далеких времен.
17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров).
К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии.
1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. На материке жил очень развитый (но до уровня развития цивилизация атлантов все таки не дошла) народ – атланты. Это западная ветвь асурского народа.
Асуры в это время продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии.
С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, это произошло на месте гор Памира и Тянь-Шаня, вокруг Памира и Тянь-Шаня появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Киргизии появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов. Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы.
К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян - неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны.
Немногочисленные племена, жившие в то время в Киргизии были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды).
С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии,
Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). И вряд ли кто либо из туранцев участвовал в заселении Киргизии. По прежнему там жили австралоидные племена и их было немного.
Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы стали передвигаться на территорию современного Казахстана и Киргизии. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших на территории современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов (переходный народ между европеоидами и австралоидами).
К 16500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного юга Казахстана и Киргизию.

Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей.
Примерно к 5700 году днэ на обширной территории Ср.Азии в том числе и в Киргизии сформировалась джейтунская археологическая культура. Племена этой культуры были тоже дравидоидами.
Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды.
Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство.
Примерно с 2100 года днэ с востока (со стороны Северо-Западного Китая и Монголии на территорию начинают проникать племена археологической культуры центрально-азиатского неолита. Эти племена принадлежали к потомкам древних туранцев (о них мы еще поговорим ниже), это были в основном тюркоязычные племена. И их основным занятием было скотоводство.
Примерно с 1600 года днэ с юга Урала и степей Казахстана начинается продвижение на юг арийских (древних индийцев и древних иранцев) племен. Но территорию Киргизии
Это переселение не затронуло. Древние индийцы и иранцы прошли прямо на юг – в сторону Индии и Ирана.
Но примерно около 1100 года днэ на территорию Киргизии начали проникать племена андроновской (с юга Казахстана) и кайраккумской (с территории Узбекистана) культуры.
Это были северные иранские племена, из которых сложились племена саков и массагетов.
Одновременно с этим на восточных окраинах Киргизии появились племена тохар
(китайцы их звали юечжами). Это были индоевропейцы, которые примерно с 1600-1500 года днэ жили на территории Северо-Западного Китая (Уйгурия), но по-видимому к этому времени их стали все больше теснить тюркские племена с Алтая и древние монгольские племена запада Монголии.
Примерно с 800 года днэ основным населением Киргизии стали саки. Это северо-иранские племена кочевников. И эта картина не менялась до 150 года днэ.
Примерно в 150 году днэ на территорию Киргизии пришли племена усуней. Усунями по видимому являлись племена более северных саков, смешавшиеся с племенами тохаров,
Но это были тоже кочевники-скотоводы и говорили они тоже на родственном северо-иранском (сакском) языке. Поэтому больших этнографических изменений на территории Киргизии не произошло.
Большие изменения произошли в примерно к 500 году нашей эры. В это время на территорию Киргизии массово вторгаются тюркские племена, которые входили в состав обширного Тюркского каганата. Жившие в Киргизии усуни и саки бежали на юг и осели в основном в на территории Ирана (страна Сеистан – Сакастан). С этого времени на территории Киргизии стали господствовать племена, говорившие на тюркских языках.
С 750 года господствующим население Киргизии стали тюркские племена карлуков.
С 850 года восточнее Киргизии поселились племена уйгуров, которых вытеснили с территории Монголии монгольские племена. Страна восточнее Киргизии с этого времени стала называться Уйгурией.
Примерно в 1150 году на территорию Киргизии вторглись кара-китаи, это монгольские племена киданей, которых вытеснили с Монголии другие монгольские племена, а существовавшее там киданьское государство разгромлено. На территории Киргизии и юге Казахстана кара-китаи создали новое государство. Карлуки были оттеснены в южную часть Киргизии.
Движение монголов на восток этнически мало повлияло на Киргизию, там по прежнему жили тюркоязычные племена, родственные карлукам.
Примерно в 1350 году на территории юга Казахстана на основе кипчакских племен начинается складываться узбекский народ. А в это время на территори Киргизии из долины Енисея начинают проникать (массово переселяться) енисейские киргизы. С этого времени в Киргизии начинается окончательное формирование киргизского народа.
Окончательное формирование киргизского народа завершилось примерно в 1550 году. К этому времени узбеки стали жить на территории Узбекистана, а в Казахстане завершилось формирование казахского народа.
А теперь вернемся на много лет назад и проследим историю енисейских киргизов.
Примерно 200 тысяч лет назад, в связи с тем, что материк Атлантида стал уходить под воды океана, с материка началось переселение потомков атлантов. Первая волна их поселилась на Ближнем Востоке и сложилась в новый народ – аккадийцев. Вторая волна переселенцев пошла дальше на восток и поселилась по берегам моря (море находилось на месте современной пустыни Гиби). Эти переселенцы стали основой нового многочисленного народа – туранцев. Туранцы явились предком всех монголоидных народов (индейцев Америки, прото-тунгусов, прото-чукчей, алтайцев (тюрков), китайцев, монголов, японцев, корейцев, аустронезийцев, аустроазиатов, тибетцев).
У исследователей этих народов до сих пор не решен вопрос, почему у этих народов появились монголоидные признаки? Официальной теорией до сих пор считается природный фактор – эти признаки появились потому, что они жили в степи и пустыни. Но тогда возникает вопрос, почему таких признаков нем у древних семитов (ливийцев, туарегов, арабов, евреев, арамеев, хананеев, берберов) ? Почему таких признаков не было у древних индоевропейцев (скифов, сарматов,саков, массагетов, тохаров)? Они тоже жили в степях и пустынях. Ответ дают некоторые исследователи истории, которые признают (я тоже) существование цивилизации атлантов. Атланты имели очень развитую науку и технику (высот которой современное человечество вряд ли достигнет). Примерно в 12500 году днэ атланты применили против туранцев атомное оружие, так как туранцы не признавали власть атлантов.
В итоге этой войны на месте моря, появилась пустыня Гоби. А у туранцев произошли генетические изменения и появились монголоидные признаки. Продолжим историю енисейских киргизов дальше.
Примерно в 22 тысячи лет днэ из туранцев выделились прото-алтайцы (прото-тюрки), в составе которых были и предки енисейских киргизов.
Примерно с 12 тысяч лет днэ по соседству с древними алтайцами жили племена восточных европеоидов, поэтому даже древних алтайцев часто встречаются европеоидные признаки (до настоящего времени даже среди уйгуров встречаются люди с европейской внешностью).
Примерно в 200 лет днэ из алтайских племен выделились племена таштыкской культуры (это будущие хакасы), а в веховьях Енисея сформировались племена енисейских киргизов. Киргизы жили там вплоть до переселения на территорию современной Киргизии. На севере от киргизов жили хакасы, южнее и восточнее их жили древние уйгуры, которые выделились из общей массы тюркских племен примерно в 400 году нашей эры.
Примерно к 600 году уйгуры ушли на территорию Монголии. К 850 году монголы их изгнали и они поселились на территории современной Уйгурии.
А примерно с 1350 года енисейские киргизы начинают переселяться на территорию современной Киргизии. Могу добавить еще, что примерно в 590 году енисейские киргизы создали свое сильное государство – Киргизский каганат, которое до 900 года, держало в своем подчинении племена Западной Монголии.
Но потом это государство было побеждено киданьской империей. А с 945 года о государстве енисейских киргизов уже сведения прекратились. Только в 1209 году сообщается, что Киргизский каганат (в долине Верхнего Енисея) подчинен Чингис-ханом.
На территории самой Киргизии существовали следующие государства:
Тюркский каганат – в 6 веке, Западно-тюркский каганат – в 6 – 7 веке,
государство карлуков – 8 – 10 веке, государство Караханидов – в 10 – 12 веках,
государство кара-китаев – в 12 – начале 13 века, империя Чингис-хана – начале 13 века.
С 13 века на территории Киргизии существовали разные ханства с монгольскими и тюркскими ханами. В 40-х годах 14 века появляются первые независимые киргизские объединения (племена) на территории современной Киргизии. Потом была власть Кокандского ханства, Кашгарского ханства, с середины 19 века некоторые племена киргизов стали принимать подданство России. Сложную историю киргизов я написал, но это еще не все, многое я не знаю.

Иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на .
Эта отметка установлена 20 марта 2019 года .

История киргизов - это история киргизского народа от его появления до заселения территории современной Киргизии . Первое упоминание этнонима «киргиз» встречается в летописи «Ши цзи », написанной китайским историографом Сыма Цянем о завоеваниях предводителя племён хунну шаньюя Маодуня или Модэ . Описывая события 201 г. до н. э., Сыма Цянь пишет: Здесь в форме гэгунь мы, безусловно, встречаем китайскую передачу этнонима «киргиз» . До сих пор нет единого мнения о локализации гэгуней, по некоторым данным (В. В. Бартольд, Л. Р. Кызласов и др.) они кочевали в районе Котловины Больших Озёр на западе современной Монголии , там и ныне находится озеро Хяргяс-Нур. Другая версия (Л. Р. Боровкова, Ю. С. Худяков) предполагает, что гэгуни проживали в землях севернее хребта Боро-Хоро (Восточный Тянь-Шань) и западнее пустыни Дзосотын-Элисун в Джунгарии на западе современного Китая. Так или иначе к - VI векам древние киргизы уже заселили земли Минусинской котловины . В одной из тюркских легенд говорится о том, что один из их предков по имени Цигу (гэгунь, киргиз) заселил земли между реками Абакан и Енисей , то есть Минусинскую котловину. Дальнейшие бурные события Великой степи , когда там возникали, прекращали своё существование, потом возрождались государственные образования, связанные с кочевыми племенами тюрков, приводили к тому, что енисейские кыргызы оказывались под властью этих каганатов , временами становясь независимыми, что зафиксировано отправкой в Китай своих послов.

На рубеже - XVI веков по причине ослабления Моголистана и необходимости налаживания связей, контроля над земледельческими территориями, алтайские киргизы, возможно, в составе ойратских племен, проникают в Восточный Туркестан и Тянь-Шань. С этого времени начинается оформляться заключительная фаза этногенеза тех кочевых племен алтайских киргизов, которые впоследствии образовали киргизский народ. На новых землях формируется киргизский этнос, который в XVI веке встал перед необходимостью военной консолидации и упорядочения пользования новыми землями-пастбищами и образует характерную для всех кочевников родоплеменную систему - крылья «он» (правое) и «сол» (левое).

Рустам Абдуманапов. Томск. 2004.

Вопрос происхождения киргизов является одним из наиболее спорных и сложных в этнической истории Средней Азии, так как он сопрягается с древними реалиями Южной Сибири, Казахстана, Монголии и Китая. Для удобства восприятия сначала оговорю используемую терминологию. В этом очерке будет использоваться, если можно так выразиться - старое официальное название среднеазиатских кыргызов - "киргизы", тогда как под названием "древние кыргызы" будут подразумеваться насельники Минусинской котловины и Саян, создавшие в 840 году государство, известное под именем Кыргызского каганата.

Происхождение киргизов волнует умы ученых на протяжении уже нескольких столетий, однако и по сей день нет однозначного ответа на вопрос - кто такие киргизы, где они сформировались как единое этническое целое, когда киргизы заселили нынешние земли современного Кыргызстана?

Известия о народе «кыргыз», жившем в Сибири на Енисее в древние времена, его сравнение с автоэтнонимом современных киргизов - «кыргыз», сразу же определили вектор исследований.

Одним из первых, кто высказал предположение о тесных связях нынешних киргизов с «енисейскими кыргызами», стал известный исследователь Сибири, академик Российской академии наук Фридрих Миллер [Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства и всех произошедших в нем дел от начала, а особливо от покорения его Российской державе, по сии времена. СПб. 1750. Кн. 1]. Немногим позднее, И.Э. Фишер предположил, что современные киргизы были переселены джунгарами с Енисея на территорию современного Кыргызстана в XVII веке [Фишер И.Э. Сибирская история. СПб. 1774]. Мнение Фишера о появлении киргизов на Тянь-Шане во времена джунгарского переселения енисейских кыргызов разделили ученые Ю. Клапрот [Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. Абакан, 2000] и А.И. Левшин [Левшин А.И. Описание киргиз-кайсакских или киргиз-казачьих орд и степей. СПб. 1832. Ч.2]. В настоящее время практически все киргизоведы справедливо признают ошибочность этой версии, так как существует много фактов нахождения киргизов на Тянь-Шане значительно ранее начала XVII века – времени переселения енисейских кыргызов джунгарами Цеван Рабтана в Семиречье.

Наряду с трактовками предыдущих ученых, известность получила и точка зрения русского китаиста Н. Я. Бичурина, который в соответствии со своими взглядами об автохтонности большинства южносибирских и центральноазиатских народов, считал, что киргизы издавна жили на Тянь-Шане и Восточном Туркестане [Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Срединной Азии в древние времена. М. 1950. Т. 1]. К этой теории вплотную примыкает гипотеза о происхождении киргизов, высказанная известным ученым Н.А. Аристовым, предполагавшим то, что киргизы были известны нам под именем усуней. Он писал: «Мне кажется весьма возможным, что кыргызы именно и есть усуни и что народное имя у усуней было кыргыз, а имя усуней было только политическим термином, названием того аймака или того политического союза кыргызских родов, который ранее III века до Р.Х. передвинулся в западный Тяньшань» [Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы: Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии. Бишкек. 2001]. К схожим выводам пришел и киргизский историк начала XX века Белек Солтоноев. По его версии, енисейские киргизы, они же усуни, начали постепенно проникать на Тянь-Шань с III века до н.э. вплоть до времен Чингиз-хана [Белек Солотоноев. Кызыл кыргыз тарыхы. Бишкек. 1993. I т.].

Свое мнение по поводу этногенеза киргизов высказал и российский ученый-этнограф и археолог В.В. Радлов, отмечавший, что во времена монгольской экспансии кыргызы были вытеснены с первоначальных мест обитания к югу от Саян в XIII веке по трем направлениям: на Тянь-Шань, Верхний Енисей и к северу от Саян [Радлов В.В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии. Иркутск. 1929]. В своих изысканиях с ним был солидарен и известный казахский ученый XIX века Ч.Ч. Валиханов, предполагавший, что сибирские кыргызы переселились в Среднюю Азию в домонгольское или монгольское время: «При всем том развить этот вопрос до известной ясности, принимая первое – дикокаменных киргизов за один и тот же народ с сибирскими киргизами, но переселившийся до Чингиз-хана или современно ему в Восточный Туркестан» [Ч.Ч. Валиханов. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата. 1985. Т. 2]. К тому же периоду - ко времени образования Великого монгольского улуса в XIII веке, относил перекочевку киргизов из Сибири на Тянь-Шань ученый Г.Е. Грумм-Гржимайло. Первоначальным районом обитания кыргызов он считал область Баргуджин-Токум в Предбайкалье: "... остается несомненным, что некогда буруты (киргизы - А.Р.) жили в соседстве с бурятами в области, носившей название Барга, Баргуджин-токум. С ними соседили как киргизы, так и ойраты, что также указывает на то, что без достаточных этнологических оснований ойроты (джунгары) не могли перенести на тянь-шаньских киргиз имени бурут, а что эти основания были, это доказывает имя барга, которое носит в настоящее время один из многочисленнейших киргизских родов" [Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Ленинград. 1926. Т.2; Грумм-Гржимайло Г.Е. Киргизы (Реферат) // Известия государственного географического общества. Ленинград, 1934. Т.66. Вып. 1].

Мнение Ч.Ч. Валиханова было поддержано киргизскими исследователями О. Караевым и М. Кожобековым [Караев О., Кожобеков М. О переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань//Вопросы этнической истории киргизского народа. Фрунзе. 1989], которые предположили, что енисейские кыргызы участвовали в этнокультурных и политических процессах на Тянь-Шане в IX-XIII веках. Мнение о переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань в IX-XIII веках поддержала и Ч.Д. Турдалиева [Турдалиева Ч.Д. История и культура кыргызов в трудах Ч.Ч. Валиханова. Бишкек. 2000]. Практически тех же позициях стоит историк Т.К. Чороев, который, опираясь на предпринятую Л.А. Боровковой локализацию кыргызов времен династии Хань в районе хребта Боро-Хоро, предположил, что киргизы издревле жили в Восточном Тянь-Шане, затем переселились на Енисей и потом тремя основными волнами вернулись на Тянь-Шань. Он отмечает, что основные группы носителей этнонима «кыргыз» оказались в Тенгир-Тоо (Тянь-Шане – прим. Р.А.) в результате мощной третьей волны в составе тюрко-монгольских миграций XIII века [Чороев Т.К. Тенгир-Тоо (Притяньшанье) как регион этногенезиса кыргызского народа // Этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. Бишкек. 1996].

Известный российский исследователь Азии В.В. Бартольд, обобщив в 1927 году все известные сведения китайских и мусульманских источников, пришел к выводу, что «только в XVI веке впервые упоминаются киргизы в той местности, где они живут теперь, причем, как мы увидим, нет никаких сведений о том, как и когда они туда пришли». Он также уточнил, что самой ранней датой, когда источники сообщают о кочевании кыргызов на Тянь-Шане, следует признать зиму 1503-04 г. [Бартольд В.В. Сочинения. М. 1963. Т. 2. Ч. 1].

По мнению А.Н. Бернштама, выдвинувшего свою теорию происхождения киргизов с опорой на данные археологии, переселение киргизов на Тянь-Шань происходило постепенно. Он считал, что кыргызы Енисея и киргизы Тянь-Шаня в IV веке до н.э. входили в единую этнокультурную общность, «разорванную» во времена вторжения гуннов. Позднее енисейские кыргызы переселяются на Тянь-Шань: «исторические источники позволяют ясно выделить два основных этапа: I в. до н. э. и VIII-Х вв. н. э. Можно предположить, что третий этап переселения имел место при каракитаях и монголах, когда окончательно складывалась основная этническая масса киргизов на Тянь-Шане» [Бернштам А.Н. К вопросу о происхождении киргизского народа // Советская этнография. 1955. № 2].

В 60-е годы XX века появились работы исследователя киргизской истории К.И. Петрова, которые положили начало новому подходу к проблеме происхождения с учетом некоторых принципиальных моментов, которые предыдущими учеными рассматривались лишь мимоходом или вообще не принимались во внимание. Эти моменты связаны, прежде всего, с киргизским языком, который во всех классификационных системах тюркских языков относится к кыпчакской языковой группе. Не секрет, что современная научная историческая школа признает исключительную роль языка, своеобразной основы этничности любого народа и очень важно понимать, что история языка напрямую связана с историей его носителя. Здесь уместно процитировать киргизского академика Б.М. Юнусалиева: «при интерпретации языковых фактов в связи с историей народа мы исходим из положения, что процесс формирования общенародного языка неразрывно связан с процессом формирования его носителя-народа» [Юнусалиев Б.М. К вопросу о формировании общенародного киргизского языка // Труды института языкознания и литературы АН Киргизской ССР. 1956. Вып. VI]. Следовательно, принадлежность киргизского языка к кыпчакской языковой группе, говорит об исключительном значении кимако-кыпчакского круга племен в процессе формирования киргизского народа. Именно это положение и легло в основу теории К.И. Петрова, который выдвинул гипотезу о формировании киргизской народности на Тянь-Шане в послемонгольское время на основе трех этнических компонентов. Согласно его исследованиям, формирование кыргызов происходило на основе уйгуро-карлукских племен Тянь-Шаня; монгольских племен, прибывших на Тянь-Шань в XIII веке и племен верховий Енисейско-Иртышского междуречья, основное ядро которых составляли кимако-кыпчакские племена верховий Оби и Северного Алтая, ассимилировавшие родоплеменные группы кыргызов Енисея в период, начало которого можно отнести к XIII-XIV в.в. Сам процесс формирования киргизов происходил, по мнению Константина Ивановича, на территориях современного Кыргызстана с некоторыми прилегающими районами Восточного Туркестана [Петров К.И. Киргизо-кыпчакские отношения и этногенез киргизов // Известия АН Киргизской ССР. 1961. Т.3. Вып. 2.; Петров К.И. Очерк происхождения киргизского народа. Фрунзе. 1963; Петров К.И. Очерки феодальных отношений у киргизов в XV-XVIII веках. Фрунзе. 1961].

С основными положениями теории К.И. Петрова не согласился известный этнограф С.М. Абрамзон. Он раскритиковал излишнюю усложненность процесса этногенеза киргизов, однако пришел к схожему выводу, «что на территорию современного Киргизстана пришли преимущественно не киргизы, жившие на Енисее, а некоторые, главным образом тюркоязычные, племена, проживавшие ранее в пределах Восточного Притяньшанья, отчасти Прииртышья и Алтая». Согласно его изысканиям, начало процесса формирования киргизов можно отнести к XIV-XV векам, но наиболее интенсивно он шел, по мнению С.М. Абрамзона, в XVI-XVII веках и происходил на территориях Притяньшанья, Алтая, Восточного Туркестана, Памиро-Алая и прилегавших областей Кыргызстана [Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе. 1990].

Гипотезу К.И. Петрова подвергнул критике и киргизский историк О.К. Караев. По его мнению, период формирования киргизской народности следует относить к XI-XV векам, и, критикуя гипотезу Петрова, он писал, что "киргизы, захватившие в X веке город Аксу и обитавшие в то время на большом пространстве от Кастека до Тарима на востоке - не могли успеть "беследно исчезнуть" за двести лет, пока в XII-XV ввеках на Тянь-Шань не пришли новые, так называемые "кыпчакско-кыргызские племена" [Караев О.К. К вопросу о передвижении киргизов на Тянь-Шань и ассимиляции местных племен в XIII - XV веках // Советская этнография. 1966. № 4]. О.К. Караев считал, что современные киргизы сформировались на основе енисейских кыргызов, переселившихся на территории современного Киргизстана в IX-X веках, во времена так называемого "кыргызского великодержавия". С теорией О. Караева соглашается известный археолог и исследователь вооружения кочевников Ю.С. Худяков. Он предполагает, что было двухэтапное переселение части кыргызского этноса с Енисея в IX-X вв. в Восточный Туркестан и Монгольский Алтай, разделение кыргызов в начале II тыс. на два этноса: енисейских и восточнотуркестанских, и переселение в XV в. восточнотуркестанских на Тянь-Шань [Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. Абакан. 2000].

Тем не менее, теория К.И. Петрова в последние годы получила свое развитие в работах целого ряда историков. Так историк А.М. Мокеев предположил, что формирование киргизского народа протекало на Тянь-Шане в XV-XVIII веках, где происходил длительный процесс взаимодействия и взаимовлияния двух его основных компонентов - древних и средневековых племенных объединений Притяньшанья с собственно киргизскими племенами, переместившимися сюда в XV веке из Прииртышья и Алтая. При этом он уточняет, что «… к середине XVIII в. окончательно сформировалась этнополитическая организация киргизской народности, возникло ее этническое самосознание, определился устойчивый хозяйственно-культурный тип, сложилось фольклорное выражение историко-культурного единства киргизских племен (эпос "Манас")» [Мокеев А.М. Этапы этнической истории киргизского народа на Тянь-Шане; Мокеев А.М. О локализации алтайских киргизов в IX-XVI веках // Кыргызы. Этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. Бишкек. 1996].

На V тюркологической конференции в 1988 году, ряд авторов - С.Г. Кляшторный, А.М. Мокеев и В.П. Мокрынин, выдвинули версию об образовании киргизов вследствие взаимодействия в Прииртышье и Горном Алтае кимако-кыпчакских и кыргызских племен. Кыргызы, по мнению авторов, переселились туда с Енисея и полностью растворились в кимако-кыпчакской среде после XII века. Эти киргизы в XV веке переселяются на Тянь-Шань, где в свою очередь ассимилируют местные тюркские и монгольские племена [Кляшторный С.Г., Мокеев А.М., Мокрынин В.П. Основные этапы этногенеза киргизского народа // Тюркология - 88. Фрунзе. 1988. № 2].

Исследователи В.П. Мокрынин и В.М. Плоских, придерживающиеся той же гипотезы, уточняют, что на Алтае и в Джунгарии в IX-X веках образовался один из шести кыргызских субэтносов. Эти кыргызы в результате длительных взаимосвязей с численно превосходящими местными народами, входившими в кимако-кыпчакское объединение, приобрели новое этническое лицо, включая язык, но сохранили этноним «кыргыз» [Койчуев Т., Мокрынин В., Плоских В. Кыргызы и их предки. Бишкек. 1994].

Согласно мнению историка Д. Бактыгулова, «в этногенезе современного киргизского народа приняли непосредственное участие три большие группы киргизских кочевых племен, различающиеся друг от друга уровнем развития производительных сил, разными политическими условиями, этническим составом, географической средой и многими другими обстоятельствами и факторами. Эти группы кыргызских племен - древние и раннесредневековые кыргызы Притяньшанья, Памиро-Алая и Восточного Туркестана; енисейские кыргызы; алтайские кыргызы [Д. Бактыгулов. О локализации алтайских киргизов в IX-XVI веках. // Кыргызы. Этногенетические и этнокультурные процессы в древности и средневековье в Центральной Азии. Бишкек. Кыргызстан. 1996].

Особняком в киргизоведении стоит гипотеза известного хакасского историка Л.Р. Кызласова, который полностью исключает древних енисейских кыргызов из предков современных киргизов. По его мнению, «центральноазиатские киргизы не были родственны кыргызам Енисея. Они, например, в 1293 году в составе карательной армии Тутухи, действовавшей по приказу императора Хубилая, участвовали в подавлении восстания саяно-алтайских племен (при этом была захвачена и истреблена знать енисейских кыргызов – Л. К.)… Центральноазиатские киргизы происходили из многочисленных тюркских племен, которые обитали в Центральной Азии еще в периоды Тюркского (VI-VIII вв.) и затем Уйгурского (VIII-IX вв.) каганатов. В 840-847 гг. эти земли были захвачены древними хакасами, во главе которых стояли каганы и беги из рода кыргызов. После того как восточные монголоязычные племена вытеснили древних хакасов из Центральной Азии обратно на Енисей, бывшие подданные кыргызского кагана, центральноазиатские тюркоязычные племена в XII-XIII вв., восприняли имя киргизов» [Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М. 1984].

К аналогичным выводам о том, что енисейские кыргызы не являлись предками современных киргизов, пришел и киргизский историк М.Б. Джамгерчинов [Джамгерчинов М.Б. Были ли сибирские киргизы этническим компонентом киргизской народности? // Труды Киргизского государственного университета. Фрунзе. 1971. Вып. XI; Джамгерчинов М.Б. Из истории киргизской народности XVI- 1-й половины XVIII в. Автореферат кандидатской диссертации. Фрунзе. 1972].

Обозрение историографии вопроса происхождения киргизов предполагает и изложение своей версии их этногенеза. Изучение истории киргизов сформировало у меня твердое убеждение в правильности теорий, предполагающих смешение енисейских кыргызов и кимако-кыпчакских племен на территориях Прииртышья и Алтая.

В первую очередь, об этом говорят данные киргизского языка, который наряду с языком южных алтайцев, входит в особую киргизско-кыпчакскую группу тюркских языков [Самойлович А.Н. Некоторые дополнения к классификации турецких языков. Петербург. 1922; Р. Гаджиева. Тюркские языки. // Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1990; Баскаков Н.А. Тюркские языки (общие сведения и типологическая характеристика) // Языки народов СССР. М. 1966. Т. 2; Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции. М. 2002]. К этим языкам, если принять во внимание исследования лингвиста Е. Поливанова, примыкал и язык кыпчаков Ферганы XIX- начала XX веков [Плоских В.М. Киргизы и Кокандское ханство. Фрунзе. 1977]. Это позволяет определить Прииртышье и Большой Алтай как примерный ареал формирования общности этих народов и уточнить, что этнические истоки киргизов, южных алтайцев и ферганских кыпчаков следует искать в среде восточных кимако-кыпчакских племен.

«Происхождение любого народа является процессом его формирования из существовавших ранее этнических компонентов. Синтез нескольких компонентов, обладающих определенными культурными и антропологическими особенностями, дает в результате совершенно новый, специфический, не присущий ни одному из взаимодействующих компонентов набор признаков, который отражает этническую специфику нового народа» - соглашусь с этой точкой зрения А.Г. Селезнева, который исследовал проблемы этногенеза и этнической истории барабинских татар [Селезнев А.Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосибирск. 1994]. И далее попробую определить пути этногенеза киргизов, опираясь именно на его теорию о двухэтапном формировании этноса.

«Первый этап – этап развития этнического компонента. Субстратный (аборигенный) компонент развивается на основной территории формирования будущего этноса».

В качестве субстратного компонента я рассматриваю восточную часть массива кимако-кыпчакских кочевых племен, сформировавшихся к IX веку на территориях именно Прииртышья и предгорий Алтая. Эти племена входят в состав большой общности кимако-кыпкско-канглыйских племен, кочевавших на обширных землях от Саян до Балкан. Эта общность являет собой единое целое в культурном отношении, ее материальная культура уже имеет черты унификации. По мнению археолога Д.Г. Савинова, перспектива выделения археологических памятников этих племен наиболее реальна в рамках сросткинской культуры IX-X веков, этническую принадлежность которой больше всего есть оснований определять как кимакскую в широком, этнополитическом значении термина [Савинов Д.Г. Об основных этапах развития этнокультурной общности кыпчаков на юге Западной Сибири // История, археология и этнография Сибири. Томск. 1979].

«Пришлые компоненты формируются в областях, отдаленных от территории формирования этноса, и поэтому их развитие включает в себя время и характер миграций».

Примерно с середины I тысячелетия в Минусинской котловине, в бассейне реки Енисей из местных племен динлинов и пришлых протокыргызских племен формируется этнос кыргызов. Здесь стоит уточнить проблему локализации протокыргызских племен, земли их обитания перед уходом в Минусинскую котловину. Долгое время в отечественном тюрковедении была принята точка зрения, впервые высказанная В.В. Бартольдом и впоследствии уточненная Л.Р. Кызласовым. Эти ученые предположили то, что протокыргызские племена обитали на территории современной Монголии в районе озера Кыргыз-нур. В последние годы появилась еще одна локализация этих племен, выдвинутая известным синологом Л.А. Боровковой, помещающая их к западу от пустыни Дзосотын-Элисун, к северу от горного хребта Боро-Хоро на Восточном Тянь-Шане [Л.А. Боровкова. Запад Центральной Азии во II в. до н.э. – VII в.н.э. М. 1989]. По предположению Ю.С. Худякова, эти протокыргызские племена мигрировали на Енисей во время жужаньско-телесских войн, которые велись с переменным успехом в V в. - первой половине VI в.н.э. [Бутанаев В.Я., Худяков Ю.С. История енисейских кыргызов. Абакан. 2000].

«Но в обоих случаях любой компонент оказывается продуктом взаимодействия нескольких компонентов, те, в свою очередь, еще нескольких, и т.д, до момента, пока эти процессы фиксируются наукой».

Действительно, если в сложении кимако-кыпчакского этноса принимали участие угорские племена, то в формировании енисейских кыргызов участвовали протокыргызы и динлины – племена конфедерации кочевых и «лесных» племен, известные нам под именем Тэле.

«Второй этап рассматриваемого процесса – это этап взаимодействия компонентов. Он начинается с момента контакта аборигенного и пришлых компонентов, а заканчиваются с образованием нового этноса, носители которого обладают присущим ему этническим самосознанием».

В 840 году, после многолетних кровопролитных войн с уйгурами, глава кыргызского государства с титулом инал, направляет уйгурскому кагану известное послание: «Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму золотую орду, поставлю перед нею моего коня, водружу мое знамя» [Малявкин А.Г. Уйгурские государства в IX-XII вв. Новосибирск. 1983]. В этом же году уйгурский военачальник Кюлюг Бага, переходит на сторону кыргызов. Это предопределяет судьбу Второго уйгурского каганата. В решающем сражении под Орду-Балыком, кыргызы и воины Кюлюг Бага разбивают войска уйгуров. Кыргызский инал переносит свою ставку на территорию Монголии и объявляет себя каганом. Начинается период, названный В.В. Бартольдом «эпохой кыргызского великодержавия». С этого момента кыргызы начинают военную экспансию во все части известной им ойкумены, в том числе и в Прииртышье.

Кыргызы проникают в земли кимако-кыпчакских племен, частично оседают в Прииртышье и на Алтае. Кыргызские погребения, идентифицируемые по обряду трупосожжения, обнаруживаются на различных территориях, где были расселены кимако-кыпчакские племена [Д.Г. Савинов. Памятники енисейских кыргызов в Горном Алтае // Вопросы истории Горного Алтая. Горноалтайск. 1980; Ю.П. Алехин. Енисейские памятники на Юго-Западном Алтае. // Памятники кыргызской культуры в Северной и Центральной Азии. Новосибирск. 1990; В.А. Могильников. Тюркское население северо-западных предгорий Алтая конца I тысячелетия н.э. и его связи с западно-сибирской лесостепью // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Тезисы докладов областной конференции. Омск. 1979].

Интеграционные процессы и культурное взаимовлияние отмечают и письменные источники - в анонимном сочинении «Худуд ал-алем» говорится: «[кесим]… …один из хырхызских народов, их речь ближе к халлухской, а по одежде они напоминают кимаков» [Перевод извлечений из «Худуд ал-Алам». // Материалы по истории киргизов и Киргизии. М. 1973]. На границах Кимакского и Кыркызского каганатов происходят процессы взаимной ассимиляции кимако-кыпчакского и кыргызского населения. К X веку – то есть ко времени написания «Худуд ал-Алем», в Кимакском каганате уже существует большая культурно-историческая область Каркар(а)хан, население которой уже отличается от собственно кимако-кыпчакских племен «кыргызскими» обычаями [Абдуманапов Р.А. К вопросу о связях кыргызов с алтайским регионом // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул. 2003. Выпуск 5].

Таким образом, при всем многообразии теорий о происхождении киргизов, все они рассматривают киргизский этнос как продукт взаимодействия разнообразных этнических компонентов. Вопрос времени и соотношения этих компонентов и является основным в определении этногенеза киргизов. Хочется верить, что появление новых источников, особенно археологических исследований на территориях Кыргызстана, Монголии, Большого Алтая, Восточного Туркестана и Джунгарии, новые сравнительно-исторические исследования по этнографии тюркских и монгольских народов, систематизация этнографических исследований по широкому кругу народов Центральной Азии, сравнительный анализ кёк-тюркских, уйгурских, огузских, кыргызских, карлукских, кыпчакских и других компонентов в составе киргизов позволят в будущем реконструировать этногенез киргизов на новом, более качественном, уровне.

Список литературы

Поступившего для польских граждан. Таким образом, в ходе работы над исследованием данной проблемы были изучены документы 5 фондов Архива города Кокшетау. 2 НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ НА ТЕРРИТОРИЮ КАЗАХСТАНА В 1937–1956 ГОДЫ 2.1 Причины депортации, ее характер Причины осуществления депортации народов в СССР в годы массовых политических репрессий можно объяснить политическими...

Года вернулся к этим сюжетам в "Очерках по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв.", а еще через 10 лет опубликовал статью "Г.Ф.Миллер как историк" (в академическом издании "Истории Сибири" Г.Ф.Миллера). Эти работы С.В.Бахрушина, наряду с историографическим введением в "Очерке истории Сибири" В.И.Огородникова, были первыми попытками создания сибирской историографии с XVIII до начала XX в. ...