Личное отношение к мишель де монтень. Мишель Монтень: гуманизм эпохи Возрождения

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ ДЕ - французский пи-са-тель и фи-ло-соф.

Из се-мьи за-жи-точ-но-го бур-жуа, удо-стоен-но-го ари-сто-кра-тического ти-ту-ла. По-лу-чил до-маш-нее гу-ма-ни-стическое вос-пи-та-ние; окон-чил Гюй-ен-ский кол-леж (Бор-до), изу-чал пра-во (воз-мож-но, в Ту-луз-ском или Па-риж-ском университете) в 1546-1553 годы. С 1554 года со-вет-ник счёт-ной па-ла-ты в Пе-ри-гё , в 1557-1570 годы со-вет-ник пар-ла-мен-та Бор-до.

С 1559 года под-дер-жи-вал близ-кие от-но-ше-ния с фи-ло-со-фом Э. де Ла Бо-эси, по-сле кон-чи-ны ко-то-ро-го (1563 год) из-дал ряд его со-чи-не-ний. В 1569 году опуб-ли-ко-вал свой воль-ный пе-ре-вод «Ес-те-ст-вен-но-го бо-го-сло-вия» ка-та-лон-ско-го фи-ло-со-фа XV века Рай-мун-да Са-бунд-ско-го. Ко-ро-лев-ский ка-мер-гер при дво-ре Кар-ла IX (1573 год) и Ген-ри-ха III (1577 год). В ию-не 1580 - но-ябре 1581 годов со-вер-шил пу-те-ше-ст-вие в Ита-лию (по до-ро-ге по-бы-вал в Швей-ца-рии, Гер-ма-нии, Ав-ст-рии); на ос-но-ве до-рож-ных впе-чат-ле-ний соз-дал не пред-на-зна-чав-ший-ся для пе-ча-ти «Пу-те-вой днев-ник» («Journal de voyage», опубликовал в 1774 году). В 1581-1586 годы мэр Бор-до. Во вре-мя Ре-ли-ги-оз-ных (гу-ге-нот-ских) войн за-ни-мал уме-рен-ную по-зи-цию, стре-мил-ся к при-ми-ре-нию вра-ж-дую-щих сто-рон; 10 июля 1588 года аре-сто-ван ли-ги-ста-ми, про-вёл один день в Бас-ти-лии ; от-пу-щен бла-го-да-ря вме-ша-тель-ст-ву Ека-те-ри-ны Ме-ди-чи. В 1590 году от-кло-нил пред-ло-же-ние Ген-ри-ха IV (с ко-то-рым ра-нее вёл пе-ре-пис-ку) стать его со-вет-ни-ком. С 1590 года до кон-чи-ны жил в ро-до-вом зам-ке; скон-чал-ся во вре-мя мес-сы. 11 марта 1886 года ос-тан-ки М. де Монтень пе-ре-за-хо-ро-не-ны в зда-нии Университета Бор-до.

Сла-ва М. де Монтень свя-за-на с его книгой «Опы-ты» («Essais»; ра-бо-та над кни-гой на-ча-лась около 1571 года; 1-е издание в 2 тт. вы-шло в 1580 году, 2-е издание - в 1582 году, 4-е издание в 3 тт. - в 1588 годы). Де-фи-ни-тив-но-го тек-ста не су-ще-ст-ву-ет; име-ют-ся две тра-ди-ции пуб-ли-ка-ции «Опы-тов» - так называемый бор-до-ский эк-зем-п-ляр (из-дание 1588 года с мно-го-численными ру-ко-пис-ны-ми до-пол-не-ния-ми и кор-рек-ти-ва-ми ав-то-ра; впер-вые опубликованно в 1912 году; по-ло-же-но в ос-но-ву рус.пер., кн. 1-3, 1954-1960 годы) и из-да-ние, по-сле смер-ти М. де Мотень под-го-тов-лен-ное Ма-ри де Гур-не (1595 год).

На-зва-ние кни-ги ос-но-ва-но на рас-про-стра-нён-ном в XVI веке вы-ра-же-нии «coup d’essai» (по от-но-ше-нию к 1-й пуб-ли-ка-ции ав-то-ра) и вби-ра-ет в се-бя раз-но-об-раз-ные от-тен-ки смыс-ла («про-ба», «по-пыт-ка», «де-гу-ста-ция» пи-щи для ума и пр.). В жан-ро-вом от-но-ше-нии «Опы-ты» но-сят но-ва-тор-ский ха-рак-тер (жанр эс-се, на-зван-ный так имен-но в свя-зи с этой кни-гой М. де Мотень, не ис-чер-пы-ва-ет её спе-ци-фи-ки) и лишь в не-ко-то-рой сте-пе-ни со-при-ка-са-ют-ся, с од-ной сто-ро-ны, с ис-по-ве-даль-ны-ми со-чи-не-ния-ми Ав-гу-сти-на, Абе-ля-ра, Ж Ж. Рус-со; с дру-гой - с ком-пи-ля-тив-ны-ми сбор-ни-ка-ми сен-тен-ций ан-тич-ных (Авл Гел-лий, Дио-ген Ла-эр-тий, Сто-бей) и ре-нес-санс-ных (Эразм Рот-тер-дам-ский , Ан-то-нио де Ге-ва-ра) ав-то-ров.

Кни-га М. де Монтень соз-да-на на ос-но-ве со-став-ляв-ших-ся им с 1564 года мно-го-численных мар-ги-на-лий к со-чи-не-ни-ям Плу-тар-ха, Се-не-ки, Лук-ре-ция и других мыс-ли-те-лей и пред-став-ля-ет со-бой чрез-вы-чай-но при-хот-ли-вый по те-че-нию ав-тор-ской мыс-ли, пе-ре-ме-жаю-щий вы-бо-роч-ные ав-то-био-гра-фические све-де-ния с учё-ны-ми вы-клад-ка-ми текст (его внутренние про-ти-во-ре-чи-вость и дез-ор-га-ни-зо-ван-ность, лишь от-час-ти свя-зан-ные с от-хо-дом от пер-во-на-чаль-но за-ду-ман-ной струк-ту-ры, по-зво-ля-ют свя-зы-вать «Опы-ты» с мань-е-риз-мом). Фи-ло-со-фия М. де Монтень эво-лю-цио-ни-ру-ет от стои-циз-ма в сто-ро-ну скеп-ти-циз-ма, про-яв-ляю-ще-го-ся в стрем-ле-нии М. де Монтень под-вер-гать со-мне-нию лю-бые дог-мы, а так-же эпи-ку-рей-ско-го при-ятия зем-ных ра-до-стей, идеа-ла «ес-те-ст-вен-но-го че-ло-ве-ка», жи-ву-ще-го в со-гла-сии с при-ро-дой. Весь-ма не-од-но-знач-на по-зи-ция М. де Монтень (в бы-ту - бла-го-чес-ти-во-го ка-то-ли-ка) по от-но-ше-нию к ре-ли-гии; он об-ви-ня-ет со-вре-мен-ных ему хри-сти-ан в ре-лигиозной не-чес-тии, про-ти-во-пос-тав-ля-ет ре-ли-гию и Цер-ковь (по-след-няя в 1676 году вне-сла «Опы-ты» в «Ин-декс за-пре-щён-ных книг»).

Об-ра-ща-ясь к рас-смот-ре-нию эк-зи-стен-ци-аль-ных про-блем (жизнь и смерть, вос-пи-та-ние, друж-ба, ста-рость), М. де Монтень де-ла-ет внутреним сю-же-том «Опы-тов» ана-лиз сво-его собственного «я» (осо-бен-но в 3-м то-ме). На-сле-дуя тра-ди-ции ре-нес-санс-но-го гу-ма-низ-ма, М. де Монтень в то же вре-мя ве-дёт кри-ти-ку ан-тро-по-цен-триз-ма, ко-то-рая дос-ти-га-ет наи-выс-шей точ-ки в наи-бо-лее про-стран-ной и фи-ло-соф-ски уг-луб-лён-ной гла-ве «Опы-тов» - на-пи-сан-ной, ви-ди-мо, по за-ка-зу Мар-га-ри-ты Ва-луа «Апо-ло-гии Рай-мун-да Са-бунд-ско-го» (со-чи-не-на ме-ж-ду 1575-1580 годы); в ней, на-чав с за-щи-ты по-пыт-ки до-ка-зать по-ло-же-ния хри-сти-ан-ской ре-ли-гии «с по-мо-щью до-во-дов че-ло-ве-че-ско-го ра-зу-ма», М. де Мотень по-сте-пен-но пе-ре-хо-дит к изо-бли-че-нию ог-ра-ни-чен-но-сти ра-зу-ма и при-тя-за-ний че-ло-ве-ка - «ни-чтож-но-го и жал-ко-го соз-да-ния, ко-то-рое не в си-лах да-же управ-лять со-бой», - на вла-ды-че-ст-во Все-лен-ной.

Стиль М.де Монтень от-ме-чен про-сто-той, жи-во-стью и яс-но-стью сло-га, со-че-та-ни-ем ли-риз-ма и иро-нии.

М. де Монтень ока-зал боль-шое влия-ние на дра-матур-гию У. Шек-спи-ра и на Ф. Бэ-ко-на, в под-ра-жа-ние ему вы-пус-тив-ше-го кн. «Опы-ты» (1597 год); пред-вос-хи-тил не-ко-то-рые идеи кри-ти-ко-вав-ше-го его Р. Де-кар-та, Ш.Л. Мон-тес-кьё и ста-ра-тель-но не упо-ми-нав-ше-го его имя Рус-со; за-слу-жил вы-со-кую оцен-ку Б. Пас-ка-ля, Ж. де Лаб-рюй-е-ра, Ж. де Ла-фон-те-на, П. Бей-ля, Воль-те-ра.

В Рос-сии твор-че-ст-вом М. де Монтенье ин-те-ре-со-ва-лись А.С. Пуш-кин, А.И. Гер-цен, Л.Н. Тол-стой, М. Горь-кий.

Пер-вый (час-тич-ный) русский пе-ре-вод «Опы-тов» был вы-пол-нен С.С. Волч-ко-вым в 1762 году.

Сочинения :

Œ uvres compl ̀etes. P., 1924-1941. Vol. 1-12;

Опы-ты. 2-е изд. М., 1979. Т. 1-3;

Journal de voyage. P., 1992;

Les Essais. P., 2007.

Дополнительная литература:

Horkheimer M. Montaigne und die Funk-tion der Skepsis // Horkheimer M. Anf ̈ange der bürgerlichen Geschichtsphilosophie. Fr./M.; Hamb., 1971;

Nakam G. Montaigne et son temps. P., 1982;

Starobinski J. Montaigne en movement. P., 1982;

Tournon A. Montaigne: la glose et l’essai. Lyon, 1983;

Ко-ма-ро-ва В.П. Шек-спир и Мон-тень. Л., 1983;

Frame D.M. Montaigne. N. Y., 1984;

Rigolot F. Les Méta-mor-phoses de Montaigne. P., 1988;

Mathieu- Cas-tellani G. Montaigne: l’écriture de l’essai. P., 1988;

Bonnet P. Bibliographie méthodique et analytique des ouvrages et documents relatifs а̀ Montaigne (jusqu’en 1975). Gen., 1983.

Писатель, философ и педагог Мишель де Монтень жил в эпоху, когда уже завершался Ренессанс и началась Реформация. Родился он в феврале 1533 года, в местности Дордонь (Франция). И жизнь, и труды мыслителя являются своего рода отражением этого «серединного» периода, межвременья. А некоторые взгляды этого удивительного человека приближают его к современной эпохе. Недаром историки философии спорят о том, не стоит ли вообще отнести к Новому времени такого оригинала, как Мишель де Монтень.

Биография

Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон - они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.

Карьера

Итак, будущий философ поступил в коллеж в Бордо, а затем сделался юристом. С молодых лет его впечатлительное воображение поражали зверства, на которые были способны люди ради религии. Может быть, поэтому во времена гугенотских войн во Франции он пытался посредничать между борющимися сторонами. По крайней мере его искренность дала свои плоды, и к его мнению прислушивались лидеры как католиков, так и протестантов. О нем тоже можно было сказать стихами: «А я стою один меж них…». Он также был известен как практикующий судья, пытающийся заключать мировые соглашения. Но в 1565 году он женился, и невеста принесла ему большое приданое. А еще через три года умер его отец, оставив сыну родовое имение. Теперь Мишель де Монтень имел достаточно денег, чтобы заниматься своими увлечениями и не работать. Так он и поступил, выгодно продав к тому же свою судейскую должность.

Философия

Выйдя в отставку в 38 лет, Мишель наконец-то отдался любимому делу. В имении он написал свою самую известную книгу - «Опыты». После публикации первых двух томов труда в 1580 году, философ отправился путешествовать и посетил несколько европейских стран - Италию, Германию, Швейцарию. Как и отца, его дважды избирали мэром Бордо. Город был доволен правлением Монтеня, хотя философ в это время находился вдали от Франции. Писал он также дневники и путевые заметки. Жил он скромно и умер в возрасте пятидесяти девяти лет, в 1592 году, прямо в церкви, во время службы в родном замке. Писал философ свои труды не только на французском и латыни, но и на итальянском и окситанском языках.

Работа всей жизни

Главный труд Монтеня представляет собой эссе. Собственно говоря, сам этот жанр появился благодаря философу. Ведь перевод слова «эссе» с французского и означает «опыт». Его книга не похожа на те, которые были популярны в эпоху Возрождения. Это не строгий научный или философский трактат. Она не имеет ни плана, ни структуры. Это размышления и впечатления о жизни, сборник цитат, кладезь живой речи. Можно сказать, что Мишель де Монтень просто искренне излагал свои мысли и наблюдения, как Бог на душу положит. Но этим заметкам суждено было пережить столетия.

«Опыты». Краткое содержание

Эссе Монтеня является чем-то средним между размышлениями и исповедью. В книге много личного, в чем он признается окружающим. В то же время анализируя себя, Мишель де Монтень пытается понять природу человеческого духа как такового. Он выставляет себя напоказ, чтобы постичь других. Монтень является своего рода скептиком, разочаровавшимся в человечестве и его идеях, а также в возможностях познания. Он пытается оправдать разумный эгоизм и стремление к счастью, опираясь на стоиков. В то же время философ критикует как современную ему католическую схоластику, так и скептицизм, подвергающий сомнению все добродетели.

Существуют ли настоящие идеалы?

Философы всего мира подчиняются авторитетам, - рассуждает Монтень. Они опираются на Фому Аквинского, Августина, Аристотеля и так далее. Но ведь эти авторитеты тоже могут ошибаться. То же можно сказать и о нашем собственном мнении. В чем-то оно верно, но не может служить авторитетом для других. Просто мы должны всегда понимать, что наше знание ограничено. Философ Мишель де Монтень замахнулся не только на авторитеты прошлого, но и на идеалы настоящего. Он критически рассматривает вопрос о добродетелях, альтруизме и моральных принципах вообще. Монтень полагает, что все это лозунги, которые используют власть имущие для манипулирования людьми. Человек должен жить свободно и достойно, как ему хочется, получать удовольствие. Тогда он будет любить других. Тогда он будет проявлять свое мужество, несовместимое со злобой, страхом и унижением.

Бог и философия

Монтень четко обозначил себя как агностика. "Я не могу ничего сказать о Боге, такого опыта у меня нет, - заявил он своим читателям. А если так, то в жизни прежде всего следует руководствоваться своим разумом. Те, кто говорят, что их мнение - самое лучшее, да еще и пытаются заставить других подчиняться себе, не заслуживают уважения. Потому лучше избегать фанатизма и уравнять в правах все религии. Философия должна подталкивать человека вести добрую жизнь и следовать хорошим обычаям, а не быть сводом мертвых и непонятных большинству правил. Тогда человек научится жить в реальности. К несчастьям следует относиться «философски», если не можешь изменить ситуацию. А чтобы меньше страдать, нужно прийти к такому состоянию духа, когда удовольствие чувствуется сильнее, а боль - слабее. Всякое государство надо уважать не потому, что оно идеально, а потому, что любая смена власти неизбежно приведет к еще большим проблемам".

Монтень посвятил также много размышлений воспитанию нового поколения. В этой области он следовал всем идеалам должен быть не узким специалистом, а разносторонней личностью, и уж ни в коем случае не фанатиком. В этом был совершенно непоколебим Мишель де Монтень. Педагогика, с его точки зрения, - это искусство развивать в ребенке сильную волю и твердый характер, позволяющий стойко переносить превратности судьбы и получать максимум удовольствия. Идеи Монтеня не только понравились современникам, а вдохновили последующие поколения. Такие мыслители и писатели, как Паскаль, Декарт, Вольтер, Руссо, Боссюэ, Пушкин и Толстой, используют его идеи, спорят с ним или же соглашаются. До сих пор рассуждения Монтеня не теряют популярности.

Мишель Монтень не был профессиональным ученым, философом или богословом, но в процессе своей деятельности (был мэром города Бордо), он обратился к проблеме человека, поставив в центр внимания анализ его личности.

«Опыты». Главное произведение, книгу своей жизни – «Опыты» – Монтень начал писать в начале 70-х годов, удалившись от дел и уединившись в башне родового замка. После первого издания книги в 1580г. он продолжал работать над ней всю жизнь.

В своей книге философ продолжает традиции гуманизма, когда главной проблемой является человек, поднятый на пьедестал наукой и культурой эпохи Возрождения. Но здесь он рассматривается не как центральное звено космической иерархии, а как живое природное существо со своими достоинствами и недостатками. Монтень особенно исследует внутренний мир человека вплоть до анализа собственной личности – в этом и заключается смысл его философской системы. Он рассуждает о человеческой жизни и ее смысле, о смерти и ее неизбежности, о трусости и мужестве, о труде и праздности, о правдивости и лжи, о счастье и несчастье, о богатстве и умеренности, о совести и бесчестии. Кроме того, по жанру книга Монтеня противостоит официальной учености того времени: написана не на латыни, а на французском языке, а значит предназначена широкому кругу читателей.

Критика прежней философии и теологии. В своем философском произведении Монтень выступает против «общепринятой» схоластической философии, которая доходит до уровня пустых словопрений, и потому является, по его мнению, бессмысленной и бессодержательной. Причина такой ситуации – власть привычки, традиции, авторитета, и это приводит к тому, что «люди идут одной дорогой…, изучение наук ведется по распоряжению властей, все школы на одно лицо и придерживаются одинакового способа воспитания и образования». Подлинные же истоки разумного философствования можно найти, считал он, лишь в свободе мнений, господствовавших в античности, когда человек сам мог выбирать между различными подходами и школами.

Главный порок схоластики – власть философского авторитета, поэтому Монтень отвергает даже культ Платона и Аристотеля (но не сами их учения), выступая за исторически конкретный подход к оценке мыслителей. Сейчас же, – пишет он, – «Платону приписывают и у него находят все новейшие взгляды, какие только существуют на свете, его противопоставляют ему самому». Подлинная философия, – утверждает автор «Опытов», – в отличие от схоластической, требует свободного и непредвзятого отношения к учениям прошлого.

В учении о человеке Монтень критикует теологический подход, согласно которому человек – венец творения. С точки зрения схоластики, он – бессилен и ничтожен, и будучи греховен, нуждается в божественном искуплении для достижения вечного спасения. Также автор «Опытов» подвергает критике позицию, когда человек является центром мироздания, главным звеном космической иерархии.

Этой критикой Монтень не принижает человеческого достоинства. Он отказывается видеть в человеке объект божественного промысла и призывает понять, что человек – часть природы, ее порождение. И потому истинное достоинство человека – не в возвышении его от природного до божественного состояния, а в осознании себя частицей величественной, вечной и постоянно изменчивой природы. Человек подчинен «общим законам» природы, и свобода его может осуществиться лишь в том, чтобы признавая законы природы, действовать согласно понятой естественной и неизбежной необходимости, а не «случайной и безрассудной свободе».

Такой подход ведет к пересмотру всей картины мира, к новому пониманию бога: по мнению Монтеня нельзя не только обожествлять человека, но и очеловечивать бога, то есть приписывать ему человеческие черты. Не выступая явно против религии, так как, по его мнению, это данность, с которой нужно считаться, философ направляет свою критику на ортодоксальное католическое богословие. По его мнению, бог не имеет никакого отношения к делам и поступкам людей, а божественный промысел существует лишь в виде самого общего природного закона. Поэтому Монтень слова «бесконечное могущество бога» часто заменяет словами «бесконечное могущество природы», как бы уточняя формулировку своей позиции.

Считая, что религия является обычаем страны, общественной традицией, Монтень особенно подчеркивает нравственный смысл христианских идей и пишет, что действительным признаком истинной веры может быть христианская добродетель, нравственное учение христианства.

Проблемы познания в философии Монтеня

В теории познания Монтень отводит центральное место принципу скептицизма и сомнения, возрождая философскую традицию рассмотрения сомнения как одной из предпосылок достижения истинного знания. Подвергнув критике схоластику и теологию за забвение этого принципа, Монтень считает, что «новая философия» должна быть основана на скептицизме – то есть на стремлении все проверить, все подвергнуть самостоятельной оценке разума, не доверяясь никаким догмам и общепринятым положениям. И чем более традиционны эти положения, тем больше они нуждаются в проверке, так как раньше в них никто не сомневался.

Обоснованию скептицизма у Монтеня посвящена специальная XII глава 2-ой книги «Опытов», которая называется «Апология Раймонда Себона». Этот испанский теолог XV века пытался обосновать истины католической веры естественным, рациональным путем, а не доводами Священного писания. Монтень приходит к выводу, что своей цели он не мог достигнуть, так как разум не может дать нам убедительные и неоспоримые доказательства истин веры, но иного пути познания, кроме деятельности разума, у нас нет. Философ утверждает, что не существует также сверхразумных или внеразумных (интуиция, сон, религиозный, мистический экстаз) доказательств божественных истин, так как и они в конечном счете связаны с человеческим разумом. А иного орудия познания у человека нет.

Монтень задается вопросом, как же разум, признанный непригодным в качестве орудия познания бога, окажется состоятельным в процессе познания мира? Пытаясь ответить на него, автор «Опытов» предлагает использовать скептицизм для проверки всех человеческих знаний, и утверждает, что разум должен подвергнуть анализу сам себя. В этом суть знаменитого сомнения Монтеня, направленного на достижение достоверности наших знаний о мире.

Сомнению подвергается прежде всего знание существующее, наличное, именно оно подлежит контролю разума. Это связано с тем, что общепринятое знание никогда не проверяют, «никогда не добираются до основания, где коренится ошибка или слабое место», а «уверенность в несомненности есть вернейший показатель неразумия и крайней недостоверности».

Сомнение в изначальной достоверности знания есть изначальное «незнание», которое устанавливает ограниченность знаний о мире до тех пор, пока они не прошли строгой критической проверки разума. Это говорит о том, что в наших повседневных знаниях существует много предрассудков и непроверенных положений, к которым и необходимо относиться с сомнением. Незнание есть, таким образом, не отказ от разумного познания, а его предпосылка: только признав свое незнание, мы можем что-то познать, отбросив предвзятые и принятые на веру представления.

В то же время незнание у Монтеня есть также итог познания мира, который нельзя воспринимать как данность и как совершенный конечный результат. Он пишет: «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом незнание». Констатируя ограниченность, несовершенство нашего знания на каждом конкретном этапе познания, Монтень приходит к выводу, что познание – это процесс, а процесс познания бесконечен.

Взгляды Монтеня на процесс познания

Обращаясь к процессу познания, Монтень говорит, что всякое знание начинается с ощущений, с показаний органов чувств, но это лишь предпосылка знания. При этом мы не всегда можем установить точность этих показаний: они могут противоречить друг другу, зависеть от физического состояния, сна или бодрствования, здоровья или болезни; кроме того, постоянно изменчив и объект познания. Философ отмечает: «Поэтому нельзя установить ничего достоверного ни в одном предмете на основании другого, поскольку и оценивающий, и то, что оценивается, находятся в непрерывном изменении и движении».

Монтень задается вопросом «Что я знаю?» и приходит к выводу, что не может быть совершенного, абсолютного, полного знания, оно в каждый данный момент относительно. Но это вовсе не должно вести к религиозному смирению или отказу от познания мира. Тем самым философ подчеркивает существование трудностей в процессе познания и необходимость приложения усилий в достижении знания.

Говоря об относительности знания, в качестве примеров Монтень приводит представления о геоцентрической системе мира, которые перевернуты открытием Коперника, и эволюцию представлений о Земле в связи с великими географическими открытиями. Исходя из этого, Монтень убежден, «что то, чего не удалось достичь одному, удастся другому, что то, что осталось неизвестным одному веку, разъяснится в следующем».

Таким образом, по мнению Монтеня, познание представляет собой не готовый результат, а непрерывный процесс, и истина всегда носит относительный характер.

Этика Монтеня

Рассматривая этику как учение о разумной, добродетельной жизни, Монтень предлагает новый гуманистический нравственный идеал, противопоставляя его религиозному, схоластическому, основанному на обычаях и традициях. Целью всякой истинной философии является, по его мнению, добродетель, и она должна быть «прекрасной, торжествующей, любвеобильной, кроткой, но вместе с тем и мужественной, питающей непримиримую ненависть к злобе, неудовольствию, страху и гнету».

В своем учении о нравственности Монтень исходит из единства души и тела, физической и духовной природы человека, что означает счастье человека как целого. Считая, «что бессмертие души обещают нам только бог и религия, ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом», философ убежден, что человек не должен уповать на загробную жизнь, а проявлять свою нравственность, разумное поведение в отведенное человеку короткое время в земной жизни. Человек должен принимать жизнь во всей ее сложности, достойно переносить страдания духа и тела, мужественно исполнять свое земное предназначение, и образцом такого нравственного поведения для него служит жизнь крестьян. Эта позиция Монтеня особенно восхищала Льва Толстого, и «Опыты» были одной из его любимых книг.

Таким образом, главное в этике Монтеня – признание самодостаточности человеческой жизни, прожитой достойно, соединяющей в себе интересы самой личности и других людей, а ее цель и смысл – в самой жизни.

Значение философии Монтеня:

Продолжая традицию античности, рассматривает ряд теоретико-познавательных проблем и подчеркивает важность принципа гносеологического скептицизма и сомнения;

Подчеркивает значимость проблем нравственности, утверждая, что человек должен стремиться к счастью и прожить достойно земную жизнь;

Акцентирует внимание на анализе внутреннего мира личности, подчеркивая его природное, а не божественное происхождение;

Утверждает, что процесс познания должен служить как достижению достоверного знания, так и формированию нравственности человека.

Мишель Монтень - французский писатель, философ. Родился 28 февраля 1533 в Бордо в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классическое образование, в раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца его наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. С 6 лет учится в коллеже Бордо.

Первым литературным трудом Монтеня был предпринятый по просьбе отца перевод латинского трактата, автор которого, испанский теолог Раймунд Сабундский, искал доказательства истинности католической веры в доводах человеческого, естественного разума. Такой подход был противоположен тому, что отстаивал Монтень, а именно: что вера за пределами разума и выше его. Анализу воззрений испанского богослова и изложению собственных важнейших мыслей о религии посвящена Апология Раймунда Сабундского – самое обширное эссе Монтеня; работа над ним началась через семь лет после публикации перевода.

Книги (3)

Опыты. Книга 1

Книга I. «Опыты» Монтеня (1533–1592) - произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

Опыты. Книга 2

Книга II. «Опыты» Монтеня (1533–1592) - произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

«Опыты» - один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.

Опыты. Книга 3

Кника III. «Опыты» Монтеня (1533–1592) - произведение, по форме представляющее свободное сочетание записей, размышлений, наблюдений, примеров и описаний, анекдотов и цитат, объединенных в главы. Названия глав красноречиво свидетельствуют об их содержании: «О скорби», «О дружбе», «Об уединении» и др.

«Опыты» - один из замечательных памятников, в котором нашли яркое отражение гуманистические идеалы и вольнолюбивые идеи передовой культуры французского Возрождения.

Комментарии читателей

Даля / 18.05.2017 Мудрый старик Монтень... спасибо!

Ю.Р. / 19.11.2015 Если Вы читаете книги, прочтите и эту; если не читаете - прочтите хотя бы эту.

валер / 14.05.2013 в конце 80х покупал какую-то книжку, Монтеня всунули в нагрузку я ещё тогда возмущался.Десять лет простояла на полке все три тома один раз от скуки начал читать и уже добрый десяток лет это моя настольная книга, дествительно как будто ты его слушаешь, сам делаешь вывод, учишся наблюдать замечать жизнь и что происходит в жизни. Теперь дочка сама начала читать, носит книгу и тетрадь для конспектов, я просто оч доволен, пусть будет польза всякому кто объшяется с Мишелем.

Гость / 21.05.2012 Спасибо большое!
Удачи и процветания!

Нико / 31.03.2012 Главное - не чувствуешь, что написано 500 лет назад. Раньше, до прочтения, подозревал в себе несоответствующие коллективности взгляды, как недостаток. Мишель прав - мусора всегда больше!

Олег / 15.07.2011 Купил в букинистическом 3 тома за 3 доллара =_). Интересно, что можно читать абсолютно с любого места, главы особо не связаны между собой. Что для меня, то чтение развивает разносторроний взгляд на самого себя и на то, что происходит вокруг.

Проходящий мимо / 4.03.2011 Замечательная книга!Такое ощущение,как будто он с тобой разговаривает(автор) воочию!

Александра / 7.12.2010 Великий человек,великий разум,открывающий нам бескрайние просторы своей души и предоставление в довольно простой форме своих мыслей. Читайте.!!! Прошу прочтите!

Гость / 12.12.2009 Хорошая книга. Я прочитала только пол первой книги и меня заинтересовало, я на многие вещи стала смотреть по другому.

Перевезенцев С. В.

Известнейший французский мыслитель Мишель де Монтень (1533–1592) родился на юго-западе Франции в замке Монтень, принадлежащем его отцу. С двух лет началось обучение маленького Мишеля - отец нанял ему учителей латыни. Более того, в семье все - и отец, и мать, и слуги, - разговаривали с ним только на латыни, поэтому с детства Монтень освоил латынь как родной язык. Отец Мишеля вообще стремился привить ему любовь к наукам и потому, едва Мишелю исполнилось шесть лет, отдал его в коллеж города Бордо.

В двадцать один год Мишель де Монтень стал советником Счетной палаты в Периге, а вскоре советником парламента города Бордо. На этой должности он находился до 1570 г., после чего вышел в отставку и занялся литературной деятельностью, проживая в своем родовом замке. Как писал Монтень, он, "давно утомленный рабским пребыванием при дворе и общественными обязанностями... решил скрыться в объятия муз, покровительниц мудрости". В результате, в 1580 г. вышли в свет две первые книги его "Опытов" - произведение, которое принесло Монтеню еще при жизни широкую известность, а впоследствии всемирную славу.

Однако желаниям Монтеня до конца дней своих провести жизнь в уединении не суждено было сбыться. В 1581 г. он был избран мэром города Бордо и по повелению короля Франции занял эту должность. Франция, раздираемая в тот период религиозными войнами между католиками и гугенотами, переживала тяжелые времена. И Монтеню, занимавшему столь значительный пост, не раз приходилось участвовать в решении многих спорных вопросов. Сам он всецело находился на стороне короля и не поддерживал гугенотские притязания. Но в своей политической деятельности Монтень все же старался большинство проблем решать мирным путем.

В 1586–1587 гг. Монтень, уже свободный от обязанностей мэра, продолжил литературные занятия и написал третью книгу "Опытов". Позднее ему вновь пришлось принять участие в политических баталиях и за свою приверженность королю он даже оказался на недолгое время заключенным в Бастилию (1588 г.).

Умер Мишель де Монтень 13 сентября 1592 г. от обострения давно мучавшей его каменной болезни.

Если говорить о философских воззрениях Монтеня, то следует заметить - в своем духовном развитии он пережил увлечение разными философскими учениями. Так, из первой книги "Опытов" видно, что философские предпочтения отдаются Монтенем стоицизму. Затем значительное влияние на его мировоззрение оказывал эпикуреизм. И все же основное направление рассуждений французского мыслителя лежит в русле другого учения, известного с древности - скептицизма.

Сомнение - в силах человеческого разума, в возможности соблюдения человеком нравственных принципов, в исполнении неких общих для всех людей идеалов - вот что пронизывает все содержание "Опытов". Недаром главный вопрос, который ставится в этом сочинении, звучит следующим образом - "Что я знаю?".

Ответ на этот вопрос, который дает Монтень, в принципе, неутешителен - человек знает слишком мало, и, что еще более неутешительно, даже не может знать многого. Причина подобного положения вещей заключена в природе самого человека: "Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо - человек. Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное представление".

О суетности, непостоянстве и несовершенстве человечской природы говорилось задолго до Монтеня. Но он оказался первым, кто вдруг обнаружил - в этом несовершенстве и спрятана вся прелесть человеческого существования. Монтень как бы призывает своих читателей - признайте свое несовершенство, согласитесь со своей собственной посредственностью, не стремитесь подняться над своей неполноценностью. И тогда вам станет легче жить, ибо смысл жизни откроется в самой обыденности и повседневности, а вовсе не в служении каким-то оторванным от реальности идеалам. "Жизнь - вот мое занятие и мое искусство", - утверждает Монтень.

И тогда получается, что истинная мудрость выражается не в многознании или безраздельной вере, а совсем в другом: "Отличительный признак мудрости - это неизменно радостное восприятие жизни..."

Монтень утверждает, что не стоит предаваться страданиям или, наоборот, всячески стремиться к наслаждениям - и то, и другое только прячут от человека радость повседневности. Так, Монтень удивляется стремлению людей к свершению "великих дел" и тому, что люди мучаются собственной посредственностью, восклицая - "Я сегодня ничего не совершил!" "Как! А разве ты не жил? - спрашивает французский мыслитель и продолжает: - Просто жить - не только самое главное, но и самое значительное из твоих дел... А сумел ли ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то ты уже совершил величайшее дело".

Как можно заметить, признавая несовершенство человеческого разума, Монтень призывает именно таким разумом и руководствоваться в жизни, ибо другого нам все равно не дано: "Лучшее наше творение - жить согласно разуму. Все прочее - царствовать, накоплять богатства, строить - все это, самое большее, дополнения и довески".

И Монтень приходит к выводу - жить нужно так, как подсказывает тебе твой разум, не претендуя ни на что большее: "Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах".

По сути дела, в своих "Опытах" Мишель де Монтень как бы завершает этические поиски мыслителей Эпохи Возрождения. Отдельное человеческое сознание, личное Я, свободное от поиска ответов на "вечные", "проклятые" вопросы о смысле жизни - вот на чем держится все человеческое общество. Гуманистический лозунг "Великое чудо - человек!" находит в рассуждениях Монтеня свое логическое заключение и практическое применение. Ибо вся мудрость веков состоит только в одном - признать несовершенство человека, успокоиться и радоваться жизни. "Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны, - пишет Монтень. - Незачем нам вставать на ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног. И даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду".

Исходя из подобного мироощущения, Монтень по-новому решает и проблему, которая волновала многих мыслителей с момента возникновения христианства - проблема соотношения веры и разума, религии и науки. Французский философ просто-напросто разделяет сферы действия этих форм человеческого сознания: религия должна заниматься вопросами веры, а наука - познанием природных законов.

При этом, только вера способна дать человеку хоть какую-то незыблемость в этом суетном и непостоянном мире: "Узы, которые должны связывать наш разум и нашу волю и которые должны укреплять нашу душу и соединять ее с Творцом, такие узы должны покоиться не на человеческих суждениях, доводах и страстях, а на Божественном и сверхъестественном основании; они должны покоиться на авторитете Бога и Его Благодати: это их единственная форма, единственный облик, единственный свет".

И так как вера руководит и управляет человеком, то она заставляет служить себе и все другие человеческие способности. Наука же, как продукт несовершенного разума, может лишь немного помочь человеку в освоении религиозной истины, но никогда не сможет заменить ее: "Нашу веру следует подкреплять всеми силами нашего разума, но всегда памятуя при этом, что она зависит не от нас и что наши усилия и рассуждения не могут привести нас к этому сверхъестественному и Божественному познанию". Более того, наука без веры приводит человеческое сознание к атеизму - "учению чудовищному и противоестественному", по определению Монтеня.

Учение Мишеля де Монтеня о мудрости повседневной жизни стало крайне популярным в XVI–XVII вв., а его "Опыты" - одной из самых читаемых книг. Связано это было с тем, произведения Монтеня оказались полностью созвучны новой социально-политической и духовной реальности, в которой начала жить Западная Европа в XVI–XVII столетиях. Все более набирающий силу буржуазный уклад жизни постепенно приводил западноевропейскую цивилизацию к торжеству принципов индивидуализма.

Монтень оказался одним из первых, кто откровенно заявил о нуждах и желаниях "личного Я" в условиях новой исторической эпохи. И не зря многие мыслители последующих времен столь часто обращались к мудрости "Опытов" французского философа. Подводя своеобразный итог развитию гуманистических учений, идеи Монтеня были обращены в будущее. Потому и сегодня "Опыты" стоят в ряду книг, в которых современный человек открывает для себя прелести повседневности.