Люблинская уния 1569 г. Люблинская уния

Польско-Литовский период или эпоха начинается с двух разных стран таких как Литва и Польша. Это древняя история, которая включает непосредственно и историю Украины. Так как она имеет собой границу Польшу, то и история Украины была очень связана с этим государством. Но в истории существует разделение на эпохи и поэтому пребывание Украины под властью других княжеств знаменует и период в истории Украины.

После нападения кочевников в XIII-XIV, на Севере над Балтикой образовалась новая государственная организация - Литва. Которая объединяла не только свои земли, но и делала наступления на белорусские, а также на украинские земли.

В середине XIII, после того как образовалось Литовское государство, князь литовский Мендовг (1230г) занял Новгородок, что привело к столкновению с Даниилом Романовичем, но в 1254 году был заключён мир и они даже породнились: Мендовг отдал свою дочь за сына Даниила. Но междоусобная война привела Литву к распаду. И во второй раз объединил её в 1316 году Гедимин, получивши белорусские и украинские земли. Так начинался новый период в истории, который ознаменовал дальнейшее Украины, а также определял её положение на тот момент. Гедимин старался наладить отношения с князьями тех земель, которые взял, то есть для улучшения прочности своего государства. Он делал это через женитьбу своих детей с детьми князей. Также содействовал укреплению украинской культуры в Литве.

Так началась длительная история, которая через определённый период имела воздействие на Украину и которая направила ход украинской истории в тот период.

Заключение Люблинской унии в 1569 году

Соединение Литвы с Польшей в одно государство, состоявшееся на сейме в г. Люблине было вызвано из-за опасения польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов, отделится от Польши. Вопрос об унии обсуждался еще на варшавском сейме 1563-64 гг., на котором король отрекся от своих наследственных прав на Литовское государство в пользу польской короны; здесь же был издан "варшавский рецесс", послуживший основой последующих переговоров. Литовские магнаты были против унии, не желая утратить наследственных прав заседания в королевском совете и в то же время допустить распространение на земян и бояр прав польской шляхты; боялись они, кроме того, наплыва поляков. В 1565 г. глава литовской партии Николай Черный Радзивилл умер и литовская оппозиция ослабела. На 23 декабря 1568 г., после разных мелких сеймов, был созван большой, или вальный, сейм в Люблине, но литвины съезжались очень неохотно и медленно, и открытие сейма состоялось лишь 10 января 1569 г. Представители Литвы поставили свои условия: общий сейм для выбора короля на границе Литвы и Польши, коронование короля в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Литве и Польше, назначение на должности в Литве лишь ее уроженцев. Эти условия вызвали сильные возражения с польской стороны, и ни одно из них не было принято. Польский проект унии был составлен еп. краковским Падневским. Его условия были: избрание и коронование в одной Польше, один вальный сейм, сенат, также монета. Это разногласие заставило литовских послов сначала заседать отдельно, а в конце февраля без всякого оповещения внезапно уехать из Люблина. Удаление их не имело желанного воздействия на короля и польских послов, которые прибегли теперь к мерам резким и незаконным: сейм (почти исключительно из поляков) решил отделить от Литвы Волынь и Полесье и "воссоединить" их с Польшей.

Несмотря на протесты литовских сенаторов и неудовольствие части населения, эта мера была приведена в исполнение и королевские универсалы угрозой отнятия поместий заставили сенаторов и послов этих земель вернуться в Люблин.5 апр. на сейм явилось литовское посольство, прося отмены универсалов, "отрезывавших у Литвы крылья", и снова указывая на ранее дарованные Литве привилегии; эти просьбы были отклонены, причем особенно усердно против них выступали послы вновь присоединенного Полесского воеводства, радовавшиеся приобретению "польских вольностей". В течение мая присягнули королю представители Волыни. Литовские послы тем временем снова вернулись на сейм, отвечали на требования польской стороны лишь мольбами и наконец 27 июня выразили согласие на все пункты предложенной с польской стороны унии, прося лишь о смягчении некоторых выражений.1 июля 1569 г. совершилась торжественная присяга обеих сторон; некоторые частные вопросы заняли еще около месяца, при чем много споров было из-за распределения. 12 августа сейм закончился. На нем в последний раз были городские представители (2 от Кракова); здесь же совершилось окончательное распадение сейма на две палаты - сенаторскую и посольскую; посольская или шляхетская демократия, с этого времени выступает с явными претензиями на преобладающее значение в государстве. "1 июля 1569 года в городе Люблине Актом Объединительного Сейма всех сословий Польской Короны и Великого княжества Литовского было провозглашено образование Речи Посполитой - федеративного государства "двух народов", которые сливались в "единое неразрывное тело".

Положение Украины в период унии

С утверждением Люблинской унии заканчивается литовско-русский период в истории Украины. Это немного иной период (как и все) дающий понимание тому что Украине необходимо иметь своё независимое существование и процветание государства, но к сожалению она не имела своего суверенного положения на тот момент.

Люблинская уния 1569 года стала для украинцев событием большого значения. Украинские земли в составе Польской короны имели такие административные единицы: воеводства Русское, Белжское, Подольское, Волынское, Братславское, Киевское, также Черниговское. В них действовал "Литовский статут" и был русский язык господствующим, но его вытесняли польская и латинская. В социальной структуре панов-магнатов было уровнено со шляхтой. Украинскую шляхту уровняли в правах с польской. Также с приходом польской шляхты происходят значительные перемены в религии, население старались направить принять католичество.

Но всё-таки с новыми польскими порядками улучшилось положение городского населения. А больше всего потерпело сельское население. Оно утратило право на землю, была увеличена панщина (в XVI веке на Волыни достигала трёх дней в неделю). Был ограничен переход от одного владельца к другому.

Наступление польского правительства и шляхты на украинские земли для окатоличевания, с одной стороны и социального порабощения, с другой, вызвало отпор украинского народа. А также против этого начало контрнаступление казачество. Но мало магнатов защищало свою веру, национальность и культуру. Все это дало свой толчок к тому чтобы бороться за независимость на протяжении многих лет. Эта борьба длилась очень длительное время и восходит ко временам Богдана Хмельницкого. Что говорит о том, как долго длилось управление княжества Литовского, и как долго народ хотел независимости своего государства.

Кревская уния (1385 p.), как первая попытка объединить Великое княжество Литовское и Польское королевство для совместного преодоления внешней опасности со стороны рыцарей-крестоносцев.

Проникновение польского панства в Украину, захват отдельных районов, что ставило вопрос об официальном признании и узаконивании шляхетско-магнатских достижений.

Польские паны в условиях повышения спроса на сельскохозяйственные товары на внешнем рынке усиливали наступление на украинские земли, подталкивали к окончательному решению проблемы унии (объединения) Польши и Литвы.

Возникновения централизованного Московского государства на северо-восток от Литвы, которое активизировало свою деятельность по «собиранию Русских земель».

Причины Люблинской унии

1. Неудачи и ослабление Литвы в Ливонской войне с Московским государством (1558-1583 гг.), потеря значительных территорий, истощение материальных ресурсов, разрушение хозяйства, тяжелые человеческие потери, угроза со стороны Московского княжества подталкивали правительство Великого княжества Литовского до объединения с Польским королевством.

2. Недовольство различных слоев населения украинских земель политикой Великого княжества Литовского, которое не противостояло наскокам татарских орд и оказалось неспособным их остановить. Неудачи в борьбе с татарами подорвали могущество Великого княжества Литовского и заставили его попросить помощи у Польши.

3. Стремление украинской, белорусской и литовской шляхты ограничить всевластие магнатов и сравняться в правах с польской шляхтой.

4. Желание польской шляхты увеличить свои владения за счет украинских земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского.

Люблинский сейм 1569 года

1 июля 1569 г. Общий сейм представителей Великого княжества Литовского и Польского королевства в г. Люблине объявил о слиянии двух государств в единое государство - речь Посполитую.

(Речь Посполитая означает «общее дело»).

Условия Люблинской унии

Люблинская уния - межгосударственное соглашение об объединении Польского королевства и Великого княжества Литовского в единое государство - речь Посполитую.

1. Единое государство - речь Посполитая - должна иметь общего короля, сейм, сенат, общую казну и монету, общую внешнюю политику.

2. Литва передала Польше украинские земли, принадлежавшие к ее составу:

Подолья;

Киевщину;

Восточную Галицию;

Часть Левобережья (Полтавщина).

3. На этих землях было создано шесть воеводств:

Русское (Галиция);

Белзское;

Волынское;

Брацлавское;

Подольское;

Киевское.

4. По Литовским княжеством оставались Брестское воеводство и Пинщина.

5. Паны обоих государств получили право на владение поместьями по всей территории Речи Посполитой.

6. Таможенные границы ликвидировались.

7. За Литвой сохранялась лишь ограниченная автономия в виде собственного права и суда, администрации, войска, казны и государственной («русского») языка.

Положительные последствия Люблинской унии

1. Уния дала возможность воссоединить украинские земли и выйти на западноевропейский уровень культуры.

2. Оживилась внутренняя торговля, увеличилось количество ярмарок.

3. Ускорилась колонизация Поднепровья.

4. Уния вызвала мощную вспышку социально-экономического, культурно-образовательного движения и вооруженной борьбы.

5. Вернула Украину к Западу.

6. Создавались условия для усиления европейских влияний.

7. Речь Посполитая открыла В стран и путь к европейской торговли сельскохозяйственной продукцией через балтийские порты.

8. С украинских земель в Западную Европу вывозили скот, зерно, табак, шерсть, воск и тому подобное.

Негативные последствия Люблинской унии для судьбы Украины

1. Положение украинцев резко ухудшилось.

2. Усилилось феодальное, национально-культурное и религиозное угнетение украинско, а народа.

3. Украинскому народу грозило полное национальное уничтожение.

4. Присвоив украинские земли, польские магнаты и шляхта эксплуатировали природные ресурсы, жестоко эксплуатировали украинских крестьян, наказывая их даже смертью.

5. Преследовались украинские обычаи, проводилось насильственное насаждение католицизма и запрет православной веры.

6. Принудительно насаждались польские культура, язык, образование.

7. Большинство городов Украины принадлежала польским панам. Украинских мещан всячески ограничивали в правах.

1. С заключением Люблинской унии закончилась литовско-русская эпоха в истории Украины.

2. Объединение в одном государстве военного и экономического потенциала Польши, Литвы, Украины поставило речь Посполитую в один ряд с могущественными державами тогдашней Европы.

3. Уния принесла в Украину вражду, кровопролитие, разрушение, попрание национального достоинства украинского народа.

4. Люблинская уния значительно ухудшила ситуацию в Украине, но способствовала росту культурно-просветительного и освободительного движений и национального самосознания украинцев.

Административно-политический устрой Украины в составе Речи Посполитой во второй половине XVI века.

Административно-политическое устройство - деление территории на определенные части для создания государственных форм власти и управления на местах.

На территории Украины создавались колониальные органы управления и постепенно распространялся административное устройство Речи Посполитой.

Речь Посполитую возглавляли выборный король, общий сейм и сенат.

1. Король:

Руководил внешней политикой;

Назначал на должности чиновников и сенаторов;

Все вопросы должен решать с согласия сейма.

Власть короля была ограниченной.

2. Сейм состоял из магнатов, шляхты и верхушки католического духовенства. Он решал важнейшие вопросы государственной жизни.

3. Сенат состоял из одних только правительственных лиц.

4. Всю страну было сочтено на воеводства.

Украинские земли в составе Речи Посполитой объединялись в шесть воеводств.

1618. присоединилось Черниговское воеводство, образовавшееся на землях, отторгнутых от Московского государства.

Во главе воеводств стояли воеводы, которых назначал правительство.

Воеводства делились на уезды, которые еще называли староствами. Их возглавляли старосты и каштеляни (коменданты) крепостей. Старост (наместников уездов) выбирала шляхта.

Уезды подразделялись на волости.

5. В воеводствах и уездах действовали местные сеймики, в которых шляхта решала местные дела и выбирала своих представителей в общего сейма. Шляхетские сеймики были орудием господства как польских, так и украинских феодалов над населением.

6. Для Волынского, Брацлавского, Киевского воеводств было сохранено действие Литовского статута и украинский язык в судопроизводстве.

Предпосылки

Процесс объединения двух государств длился столетиями. Люблинская уния должна была наконец завершить его и стать финальным аккордом в закреплении предыдущих уний, коих было немало: Кревская, Виленско-Радомская, Городельская и другие. С одной стороны, это было нужно для укрепления позиций государств. Особенно в объединении нуждалась Литва, которой необходимо было дать отпор Русскому царству. С другой стороны, именно литовские аристократы пытались этому объединению противостоять. Они опасались, что в новом государстве их позиции будут менее прочными, чем у польских шляхтичей.

Впрочем, претензии были и у представителей Польши. Они не хотели объединяться на равных условиях. По их мнению, Королевство Польское должно было стать «первой скрипкой» в союзе с Литвой. Взаимного понимания литовцы и поляки наконец достигли к 1560-м годам, когда и начали совместно обдумывать военные кампании.

Люблинский сейм

В 1569 году началось рассмотрение вопроса о предполагаемой унии. В связи со всеми упомянутыми причинами длилось оно довольно долго: польско-литовский сейм начал работу 10 января, а точка в обсуждении была поставлена лишь 12 августа. Несмотря на то, что акт был подписан 28 июня, представители обеих стран долго обсуждали распределение должностей.

Герб Речи Посполитой

О чем же в итоге удалось договориться полякам и литовцам? Они решили, что объединение государств — как бы мы сейчас сказали, на правах субъектов федерации — должно повлечь за собой создание единой денежной системы. Сейм тоже должен был стать общим. Также было принято решение, что возглавит государство король, которого совместно выберут представители Польши и Литвы. Однако последние все же пошли на уступки и передали во владение Королевства Польского некоторые земли, например, Волынь, Подолье и Полесье. Ливония же объявлялась совместным владением. Кроме того, важно отметить, что отныне Королевство Польское и Великое княжество Литовское должны были решать внешнеполитические вопросы как единое государство.

Что касается культуры и религии, здесь во всю развернулась Польша: началось насаждение католичества, а польский язык вскоре получил статус основного.

Уния привела к образованию третьего по величине европейского государства. Его превосходили только Русское царство и Османская империя, которая, впрочем, по большей части находилась на азиатских территориях.

«Пирамида» Станислава Ореховского

Объединению двух государств посвящено полемическое произведение, написанное за пять лет до заключения акта унии. Автором сочинения, получившего название «Пирамида», стал польский публицист Станислав Ореховский. Он был убежден, что Великое княжество Литовское должно стать частью Королевства Польского. При этом Ореховский подчеркивал, что Литве необходимо согласиться на вхождение в состав Польши на любых условиях.


Станислав Ореховский

По его мнению, литовцы жили в «прирожденной неволе», и выход из этого положения был только такой: «А захочет Литва из той прирожденной неволи выйти, пусть тщательно бдит о союзе с Польским Королевством, настойчиво просит про это великого князя, своего наследного господина, и польского короля».

Более того, Ореховский отмечал, что Литва должна принять польские порядки и установить аналогичную форму правления. «Хорошо сочетаются ветер с водой, так оба влажные, однако никак не сочетаются вода с огнем, так как ничего не имеют общего: вода — влажная и мокрая, огонь — сухой и теплый. Поэтому и не могут быть вместе. По этой причине и несвободная Литва не может быть соединена со свободной Польшей, когда не будет иметь одинаковой с ей формой правления».

Правда, до образования Ореховскому не суждено было дожить: он скончался в 1566 году.

Уния 1385 г. не привела к объединению государств Польши и ВКЛ. После этого подписывались неоднократно другие унии, но имеющиеся акты не имели жизненной силы. Однако за время совместного юридического существования появились предпосылки сближения ВКЛ с Польшей.

Причины подписания Люблинской унии:

1. Внутренние. К этому времени шляхта Польши заняла доминирующее положение в своем государстве, она непосредственно влияла на внутреннюю и внешнюю политику правительства. В ВКЛ же главную роль играли магнаты. Поэтому белорусская шляхта путем объединения хотела добиться прав польской шляхты.

2. Внешние. Ливонская война (1558–1583). Эту войну начал русский царь Иван Грозный за выход в Балтийское море против Ливонского Ордена. В 1561 г. в войну вступает ВКЛ (Ливонский Орден идет под протекторат ВКЛ). В 1562 г. Иван Грозный наносит удар по ВКЛ. 15 февраля 1563 г. после 3-недельной осады взят Полоцк и наступление развернулось вглубь ВКЛ. Война приобретает затяжной характер. ВКЛ нужен союзник.

10 января 1569 г. начался Люблинский сейм. Длился он 6 месяцев. 1 марта 1569 г. большая часть литовской делегации, недовольная предложенными условиями, покидает собрание. Тогда поляки с остатками литовской делегации провозглашают унию. Кроме того, указом короля к Польше отходит территория Украины, которая входила в состав ВКЛ. Магнаты ВКЛ побоялись воевать на два фронта: с Польшей и Московским царством, и 1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии. С этого времени оба государства представляют собой единое целое. Государство называется Речь Посполитая. Глава государства носит титул «король Польский и Великий князь литовский и русский». Денежные знаки – общие, границы между государствами упразднялись. Подданные имели право на недвижимость по всей территории государства. Создавался единый сейм.

При этом каждая сторона сохранила свои войска, законы, административный аппарат, суд. Но все же ВКЛ вошло в государственный механизм уже больного государства.

Политический строй Речи Посполитой



Законодательную власть в государстве имеет 2-палатный вальный сейм. Сейм состоял из сената (рада) и депутатской посольской избы (палата депутатов).

Сенат-рада был высшей палатой (число членов до 150 человек). Из сената сейм избирал 28 человек в королевский совет.

Посольская изба – низшая палата (до 200 человек). Избиралась по принципу 2 шляхтича от повета. Сейм собирался королем через каждые 2 года. 2 раза подряд в Варшаве, потом 1 раз в Гродно (с 1673 г.). Продолжение работы как правило осенью – 6 недель. Процедура – божественная служба, избрание маршалка (председателя) сейма, проверка мандатов, отчеты, работа по палатам. Рассматривались вопросы главным образом касающиеся шляхты. Постановления сейма должны были приниматься единогласно – принцип Liberum Veto (с 1652 г.). Многие понимали пагубность этого принципа, но в ликвидации его шляхта видела ущемление своих прав. С 55 последних сеймов Речи Посполитой без препятствий прошло только 7. На местах действовали поветовые сеймики.

Во главе исполнительной власти стоит король, но ни король при своей жизни, ни сейм при жизни короля не может избрать преемника. После смерти каждого короля начиналось выборное безвластие, которое тянулось от нескольких месяцев до нескольких лет (1572 г. – смерть Сигизмунда II Августа и до 1573 г. – безкоролевье). Права короля незначительны – назначать и собирать сейм, назначает на высшие должности, осуществляет контакты с другими государствами. Вся жизнь короля под контролем сейма.

Налогами, раздачей государственных земель, чеканкой монеты, правом амнистии распоряжалась шляхта. С 1669 г. король утратил право отказаться от престола. Король стал собственностью государства.

У каждого крупного магната была своя служилая шляхта (армия). Все земли шляхты были свободны от государственных налогов и повинностей. Обязанности шляхты по отношению к государству были только добровольные.

Брестская религиозная уния 1596 года

После Люблинской унии католичество официально было объявлено государственной религией. Православие не было запрещено, но не поощрялось. Отношения все более обострялись. Многие переходили из православия в католичество (в основном верхушка православного духовенства), также борьба с православием рассматривалась как борьба с Москвой.

В 1586 г. умирает король Стефан Баторий. Новым королем становится Сигизмунд III Ваза. Он был ярым католиком. Была предложена идея унии. Основные положения:

1. Униатская церковь должна подчиниться Папе Римскому.

2. Униатская церковь должна признать основные каноны католицизма.

3. Сохранялась православная обрядность.

4. Церковные службы можно было вести на церковно-славянском и местных языках.

В 1595 г. уния была одобрена Папой Климентом VIII. В 1596 г. в Бресте был созван церковный собор, который сразу раскололся на 2 части: сторонников и противников унии. После того, как киевский митрополит Рогоза со сторонниками перешел на сторону католиков, уния была подписана.

Сигизмунд II, в интересах скорейшего решения этого вопроса, созвал "спульный" (срочный или внеочередной) сейм в Люблине (1569): он и явился завершением того политического плана, который столько веков приводился в исполнение. И на этом сейме шла упорная борьба сторонников и противников унии. Каждая сторона выставляла известные нам аргументы: одни ссылались на Мельницкий трактат 1501 года, другие на старые привилеи и прошлое государства. Польские послы не желали считаться ни с какими моральными и политическими соображениями литовцев. В конце концов литовцы уехали, в надежде, что без них дело унии не будет решено. Но в момент их отсутствия поляки присоединили к Польше Подляшье и Волынь, и, конечно, это присоединение было актом насилия по отношению к Литве: бывших на сейме подляшан заставили присягнуть под угрозой лишения имений. Не присягнул только староста Евстафий Волович, лишенный держав, полученных за разные государственные заслуги. Затем, по требованию короля, стали приезжать на сейм уехавшие подляшане и волыняне для принятия присяги. После присоединения поляками двух областей литовцы опять приехали на сейм, но их протест по поводу инкорпорации не имел практического значения. Присоединение двух областей и видимая невозможность для стороны Литвы активно этому противодействовать сделали поляков смелее: они таким же путем присоединили Киевщину.

Реформы 1564-1565 гг. приблизили общественно-политический строй ВКЛ к польскому. По мнению Ю. Бардаха, эти преобразования были обусловлены продуманной рецепцией польских образцов и поэтому они отличались большим рационализмом и последовательностью. Акт Люблинской унии от 1 июля 1569 г. очертил основные конструкции общественно-политического строя Речи Посполитой и сословные права шляхты. Присутствовавшие на сейме прелаты, светские и духовные паны, рада, князья, государственные чины, земские послы ВКЛ и Польши объявили, что во исполнение прежних соглашений они заключают новый договор о возобновлении и исправлении "частично нарушенной унии и самого соединения". Польское королевство и ВКЛ провозглашались "единым нераздельным и неразрозненным телом", общей Речью Посполитой, слившей "в один народ два государства и народа". В состав Короны, в значительной мере по желанию местной шляхты, вошли земли Волыни и Киевского воеводства.

Сигизмунд-Август созвал в Люблине общий сейм, в котором должны были принять участие, как представители Польши, так и представители Великого Княжества Литовского. Разумеется, магнаты, шляхта и высшее духовенство, ибо широкие народные массы в эту эпоху нигде не спрашивались и в решении вопросов о своей судьбе не участвовали.

Представители Польши предложили свой проект унии, который, в главном, состоял в следующем:

  • -- Польша и Великое Княжество Литовское составляют одно нераздельное государство -- "Речь Посполитую".
  • -- Они имеют одного короля, который выбирается совместно и коронуется в Польше.
  • -- Сеймы впредь должны быть общие, не раздельные Польши и Литвы, как было раньше.
  • -- Общая монета и финансовая политика.
  • -- Свобода поселения поляков в Литве, а литовцев в Польше.
  • -- Отторжение от Великого Княжества Литовского и присоединение непосредственно к Польше всех "русских" (украинских) земель Великого Княжества Литовского и южной части Белоруссии.
  • -- Сохранение автономии Великого Княжества Литовского, с отдельным войском и внутренним финансовым управлением (Литовская казна).

Проект вызвал негодование представителей Литвы, которые покинули сейм и уехали из Люблина. Но не все. Многие православные (русские магнаты и шляхта Великого Княжества Литовского) остались и подписали Люблинскую Унию.

Когда на основании этого Сигизмунд издал манифест об отторжении от Литвы русских земель, представители Литвы вернулись в Люблин и 1-го июня 1569 года подписали этот чреватый последствиями исторический документ. Во владении Литвы осталась только территория, населенная литовцами и большая часть Белоруссии.

Вся Украина-Русь, границы которой тогда простирались на юге -- по линии Каменец-Подольск -- Умань -- Днепр (с запада на восток); на востоке -- Новгород-Северский, Стародуб, Глухов, Гадяч, Полтава (несколько восточнее), на севере -- несколько южнее Припяти, а на западе -- по Карпатам -- все отошло к Польше.

Кончился более чем двухсотлетний период сосуществования Украины-Руси с литовцами и начался период непосредственного подчинения Польше

Акт унии предусматривал отказ от принятой ранее процедуры обособленного избрания и возведения на престол великого князя литовского - "чтобы никакого следа и ничего подобного прежним церемониям не было". Общий монарх должен был избираться совместно и короноваться в Кракове. Отсутствие одной из сторон не должно было стать препятствием для избрания монарха. Поскольку, однако, сохранялся государственный титул и отдельная администрация ВКЛ (urzеdy), то провозглашение избранного короля великим князем литовским, русским, прусским, мазовецким, жмудским, киевским, волынским, поляшским и инфляндским должно было осуществляться одновременно.

Уния вводила общий (вальный) коронный сейм для "обоих народов под королем польским", общее представительство "панов польских и литовских" в сенате, равно как и послов в "посольской избе". Оговаривались возможность обсуждения своих проблем на сеймовых сессиях и вне их, в самой Польше и в ВКЛ, глухо упоминалась взаимная помощь во всех возможных "невзгодах". Ликвидировались таможенные пошлины (кроме купеческих), устанавливалась единообразная монета. В отношениях с другими государствами РП выступала как единая держава, предполагалось осуществление единой политики в "делах важных для обоих народов", совместная организация посольств и подписание договоров. Сама Речь Посполитая была построена по федеративному принципу: Корона и ВКЛ сохраняли свою территорию, администрацию, скарб, войско, судебную и правовую системы. Признание специфических особенностей и интересов ВКЛ вскоре после Люблинской унии было зафиксировано также так называемыми литовскими конституциями. С 1581 г. нередко дополнявшими общие решения ("ухвалы") вальных сеймов.

Другие ключевые статьи оговаривали социально-правовые проблемы: новый монарх обязывался уже во время своего коронования публично подтверждать в одном акте права, привилегии и вольности обоих народов и государств. В особых статьях конкретизировались эти обязательства: сохранение действующих законов, уставов, судебных решений, касающиеся всех сословий и прежде всего "княжеского стана и шляхетских фамилий". Подтверждалось право собственности на движимое и недвижимое имущество, пожалования и доходы, связанные с высшими должностями, владение землей и угодьями на основе письменного и обычного права.

Магнаты ВКЛ добились включения в акт унии статьи, запрещавшей процесс экзекуции, осуществленной в середине XVI в. в Польше, проверки и пересмотра великокняжеских пожалований, привилеев, выданных разным народам, землям, поветам, обывателям, конкретным лицам и шляхетским родам, различных сделок с владениями и т. д. Прекращалась дальнейшая раздача господарских владений в ВКЛ, кроме тех, которые могли отойти к ним впоследствии из собственности князей, шляхты, вельмож. Эти имения король мог жаловать шляхте Короны и ВКЛ для обеспечения земской военной службы. Шляхта обоих народов получила возможность приобретать земли как в Польше, так и на территории ВКЛ.

Люблинская уния, как видим, была заключена на принципах правового равенства Польши и ВКЛ, но реальная политическая ситуация существенно изменилась. Среди 140 сенаторов на вальных сеймах только 27 были литвинами. Подобная диспропорция сохранялась и в дальнейшем, хотя численность членов высшей палаты несколько возросла после присоединения Инфляндии в 1598 г., завоевания Черниговской земли и воссоздания Смоленского воеводства в 30-х годах XVII в. В посольской избе из 114 послов литвинами было 48 .

Эти различия были обусловлены большей численностью соответствующих должностных и духовных лиц в Польше (воевод, каштелянов, министров, католических бискупов), тем более после инкорпорации Подляшья и украинских земель. Понятно, что вместе с монархом-католиком это давало определенные преимущества польским представителям в сейме при рассмотрении дел всеми сеймующими станами (король, сенаторы и послы Польши и ВКЛ).

От Люблинской унии и выиграли, и проиграли все стороны. Польша получила значительные территориальные приращения в виде земель, ранее входивших в ВКЛ, перспективу шляхетской колонизации огромных пространств и беспокойную межу с Великим княжеством Московским. Непомерно разросшееся юго-восточное подбрюшье обещало ей новые столкновения с Крымским ханством и его могущественным протектором - Оттоманской Портой. Отношения с казацкой вольницей, слава богу, представлялись еще туманными. Кроме того, воленс-ноленс, в актах унии было записано обоюдное обязательство сторон поддерживать друг друга в случае широких военных действий и других крупных политических осложнений. (Польше это обходилось дороже: черная дыра коронных расходов на квартовое войско, реестровое казачество, да и на большее посполитое рушенье.)

ВКЛ в результате подписания реальной унии потеряло украинские земли, но продлило существование на несколько столетий, почти полностью избавилось от постоянной угрозы крупных набегов крымчаков и масштабной войны с Турцией. Уния дала возможность добиться перелома в Ливонской войне, закрепить ленные права на Инфляндию совместно с Польшей (7).

В начале XVII в. возможности Речи Посполитой казались настолько значительными, что была предпринята попытка передела Восточной Европы. Иллюзии, порожденные масштабными "московскими экспедициями" и претензиями на московское царство рассеялись только после неудачных походов нового короля и великого князя литовского Владислава IV в 30-х годах XVII в.

С усилением польского влияния и культурно-конфессиональной полонизацией магнатерии и значительной части шляхты и городских верхов возросло также участие шляхты ВКЛ в политической и духовной жизни Короны и всей Речи Посполитой, расширились связи с польской и западной культурой. Правящая элита ВКЛ стремилась реально сохранить государственный суверенитет в тех пределах, что были оговорены унией, или даже расширить его, опасалась чрезмерного возрастания польского влияния, передела собственности, втягивания в опасные внешнеполитические акции, не отвечавшие собственным интересам Княжества. Статут ВКЛ 1588 г., завершивший интенсивный процесс кодификации общегосударственного права, не был представлен вальному сейму и был введен в действие благодаря личным связям подканцлера Льва Сапеги и привилею Сигизмунда III. Ничто так не разгораживало две державы на протяжении нескольких столетий, как разные правовые системы. Не очень спешила шляхта оказывать помощь Польше и в ее войнах с Портой, Швецией, крымчаками, в подавлении бунтов и восстаний на украинских землях; бдительно следила за соблюдением норм Статута о предоставлении государственных должностей только урожденной шляхте ВКЛ ("тубыльцам").

По завершении Ливонской войны оставались острые проблемы заключения длительного мира с Москвой. Часть московских бояр, эмигрировавших в ВКЛ, поддерживала партию войны в расчете на возвращение к своим отчинам. Упоминая в 1586 г. об одной из таких попыток беглого боярского сына, кн. Миколай Крыштоф Радзивилл с большим раздражением писал о "росказнях этого хлопа", подстрекавшего к продолжению Ливонской войны. "Да и что может дать она Литве? Хоть бы король овладел всем вплоть до золотой бабы что Литве с того? Что за права Литвы к русским землям? Разве что волчьи... А нас снова завоюют по-старому... Лучше лежать упитым, чем убитым" .Не вдаваясь в рассмотрение всех многозначных последствий альянса с Польшей, стоит отметить только, что для шляхты ВКЛ образование РП значило важный этап ее политической и социальной эмансипации.