Моральное подавление личности. Как противостоять психологическому давлению

Не сказать, что в моей повседневной жизни меня окружает много зверьков, чтобы я мог говорить об их психологии как эксперт. Наоборот, контакты с ними у меня исчисляются единицами. Что же тогда подвигло меня сесть за компьютер? Когда я рассказываю об этом опыте знакомым, которые придерживаются исключительно толерантного и интернационалистического взгляда на жизнь, как то "нет плохих наций, есть плохие люди", они вдруг говорят "да, я видел подобное на работе хоть и не задумывался глубоко о том, что происходит", "да, если проанализировать мой опыт, то я была свидетелем подобных трюков, правда не придавала им какого-то особого значения, хотя наверное стоило". Мой круг общения - это люди с высшим образованием, более или менее успешные в жизни. И то, что они не видят таких простых вещей вокруг себя, не перестаёт шокировать меня. Последней каплей в чашу моего терпения стал разговор с моим знакомым, начальником отдела продаж небольшой московской компании. Тот, кто работал "продажником", знает, что для работников этой профессии часто организовывают психологические тренинги, где их учат как эффективнее впарить человеку то, что он, возможно, даже не хочет покупать. Эти психотехники конечно не направлены на подавление личности, это больше способ манипуляции личностью, но всё равно из той же канвы. Он сказал "Да, у нас на работе есть сотрудник, он ведёт себя именно так, как ты описываешь. Я раньше не анализировал его поведение, но скорее всего ты прав."

Шок мой после этого трудно описать словами: человек, которого постоянно учат как промыть мозги, не замечает, когда промывают мозги ему! Именно поэтому я в какой-то момент понял, что вокруг меня много людей, которые нуждаются в простом образовании на тему каких-то простых трюков, которыми ежедневно пользуются "кавказские сверхчеловеки" чтобы сесть нам на шею.

Смотря вперед, я бы был рад, если бы читатели, - а среди них наверняка окажутся профессиональные психологи, - оставили свои мысли о написанном. Также хотелось бы услышать, есть ли литература или тренинги, посвященные способам психологического подавления личности и способам борьбы с ними. Сейчас же я просто поделюсь своими наблюдениями и теми способами, которые я придумал для себя сам.

Итак...

У нас в коллективе есть грузин. Зовут его, допустим, Гога. И есть русский, допустим, Ваня. Я на новом месте работы совсем недавно. И мы более менее сошлись с Ваней. Курить мы не курим, а поговорить за жизнь хочется, поэтому часто устраиваем себе чайные перерывы. До этого Ваня пил чай с Гогой и я, когда немножко обжился на новом месте, вписался в их компанию.

Ваня представил Гогу как хорошего парня, на чайных перерывах войну устраивать не хочется, наоборот, хочется расслабиться в компании хороших людей, и я стал относиться к нему просто как к хорошему приятелю и подлостей не ожидал.

Поэтому первый раз меня "поимели" совершенно просто.

Обычно кому-то из нас троих приходит в голову, что пришло время попить чаю. Тогда этот кто-то ставит чайник и зовет остальных. Однажды этим кто-то был я: я зашел в офис к Гоге, потом к Ване, и позвал их. Когда я пришёл к чайнику, над ним уже возвышался Гога. Он просто стоял и смотрел на чайник: чайник был пустой. "Я не понял, ты нас позвал пить чай не вскипятив воду?! Это что за приглашение?" - спросил Гога на повышенных тонах. Я напрягся, взял чайник и пошел за водой. Пока шёл, я усиленно думал (моя ошибка - думать в таких ситуациях не надо!): я действительно сделал что-то такое ужасное тем, что не вскипятил воду заранее? Или на меня тупо наехали? Но если наехали, то зачем? Мы же не на улице дорогу не поделили, мы - хорошие приятели! Я пытался примерить на себя эту ситуацию и каждый раз, когда моделировал её, понимал, что если бы я или Ваня пришли к пустому чайнику, то мы бы без лишних слов сходили и принесли воды, неважно кто приглашал к чаю! Ну просто потому что нет повода, чтобы вставать в позу! Может быть у них, в Грузии это действительно считается неуважением к друзьям, если ты пригласил их к пустому столу? Начинать конфликт из-за этого мне показалось слишком мелочным (моя ошибка - конфликт стОило начать!) и я решил просто посмотреть, что происходит, когда зовет пить чай Гога.

Из этого опыта, а также после обсуждений этой темы с друзьями, я сделал для себя очень важный вывод, который мы будем считать первым уроком нашего домашнего психотренинга.

1. Многие народности - по сути своей животные. Поэтому некоторые особенности их поведения можно понять только по аналогии с животным миром (так просмотр "Планеты животных" может оказать вам хорошую помощь в понимании). Каждое общественное животное постоянно выясняет свой статус в группе, другими словами выясняет, кто здесь главный. Чем антропоид ближе к природе, тем настойчивее он выясняет статус. И напротив, чем более цивилизован, тем более сглажена эта функция.

Я не могу с уверенностью сказать, что делает их более животными, чем мы: может гены, а может просто культурная среда или воспитание. Но это понимание никак не поможет нам в решении проблем, связанных с животными, поэтому останавливаться на этом мы не будем.

Очень характерной особенностью психологического подавления является громкий голос. Когда я жил в США, то имел несчастье наблюдать это: в общественном транспорте негры постоянно разговаривают на повышенных тонах, иногда чуть ли не кричат (то же самое касается турок в Европе и кавказцев в России). Орут они конечно друг на друга, между собой, но психологическое давление ощущается прямо кожей.

Моя жена ходила в Штатах на курсы английского, где собирался зоопарк со всего мира. С первых занятий она приходила ошарашенная: там учились не более-менее цивилизованные американские негры, а настоящие ушастые и носатые негритоски, только что приехавшие из джунглей Африки, и те не разговаривали между собой - они просто орали, причем орали так, как у нас орут только на митингах. Разговаривать, стоя рядом с ними, было невозможно: собеседники просто не слышали друг друга.

В такой ситуации цивилизованный человек опять попадает в капкан своей цивилизованности. Любая обезьяна в этом случае не стала бы задумываться: если рядом с тобой орет антропоид, пусть даже не на тебя, значит он просто выясняет, кто здесь главный. И естественная реакция - это начать орать громче, чем он. Кто громче, тот и главный. Если обезьяна недовольна тем, что ее перекричали, то последует эскалация конфликта. Но цивилизованному человеку спуститься до уровня животного трудно, у него включается разум. А разум говорит, что в принципе разговаривать на повышенных тонах не запрещено законом и что надо с пониманием относиться к тому, что у негров кипят эмоции и что, может быть, мы сами тоже иногда разговариваем не особо тихо и прочее, и прочее, и прочее. Все это ложь и самообман, никакие эмоции у них не кипят сильнее, чем они кипят у нас. Всё это бред и пропаганда про их гормоны, про длину их членов и прочее (а даже если иногда и длиннее - это не повод ему его вылизывать). Не бред только одно и это будет вторым уроком нашего тренинга

2. Повышенный тон голоса, крик, даже если он не относится напрямую к вам, - это способ психологического подавления личности и одновременно выяснение своего статуса в группе. Если животное увидело, что рядом с вами можно кричать, то в следующий раз оно будет кричать на вас. Опасно входить в положение таких "личностей" и с пониманием относиться к первой пробной атаке на вас.

Практически всегда простая вежливая просьба говорить потише успокаивает зарвавшихся обезьян. Хотя, конечно, можно одуреть, если в каждой поездке подходить к неграм и просить их говорить потише. Всё-таки это была огромная ошибка привезти их в Штаты.

После небольшого экскурса в сторону, вернемся к нашей "чайной истории".

Итак, ждать долго не пришлось и однажды, после Гогиного приглашения попить чайку, когда я подошёл к чайнику, он был пустой. Я уже мысленно готовился сказать ему его же фразу "Ты нас пригласил на пустой чайник?" (моя ошибка - не стоит ограничивать себя в конфликте только теми методами, которые уже использовал оппонент, иначе ты всегда будешь проигрывать). Гога развернулся, протянул мне чайник и сказал "Иди, набери воды". Я не буду строить из себя героя: это был неожиданный ход и он меня полностью выбил из колеи. Приготовленную фразу произносить было бессмысленно, надо было просто сказать "ты охерел?", но фраза сидела в голове, я заранее ограничил себя в выборе "оружия" и поэтому секунды три просто тупо хлопал глазами с чайником в руках. Самое смешное, что взял я его из рук Гоги сразу, настолько "атака" была неожиданной. После этого у меня уже не было вопросов насчет оценки происходящего: меня наклонили. Причем теперь я понимал, что и в первый раз меня тоже наклонили, просто тот "наклон" был пробным шаром, за которым последовал другой, уже более конкретный. Я шёл набирать воду и меня душила злость на себя. Я понимал, что в том, что меня смогли наклонить - только моя вина.

После этого я задал себе вопрос "что делать?" и практически сразу решил, что в следующий раз, когда меня попытаются наклонить, я не буду ограничивать себя в резкости ответной фразы. Да, конечно, это неудобно! Ты боишься запустить обратку, несоразмерную с начальным действием; думаешь, что нельзя посылать на три буквы просто за то, что тебе сказали набрать воду. Что нельзя бить в морду просто за то, что тебя толкнули. Какой-то внутренний голос постоянно сдерживает меня и говорит "противодействие должно быть соразмерно действию". Но с другой стороны, как пишет А. Кочергин "унижение противника и есть цель любого конфликта". Меня унизили, унизили уже дважды, почему я должен думать о его чувствах, если ему насрать на мои???

Вы уже, наверное, не удивитесь, что вскоре мне опять приказным тоном сказали сходить набрать воду. Ответ был простой "У нас лакеев нет!". Я уже не помню была ли это домашняя заготовка или нет, но в данном случае важнее было ощущение, с которым я это говорил - я чётко запрограммировал себя, что мне абсолютно начхать, скажу я что-то слишком сильно обидное или сильно резкое.

Теперь мы готовы к усвоению третьего важного урока нашего тренинга.

3. Животное постоянно пытается повысить свой статус в группе за счет унижения тех, кто рядом. Некоторые думают, что можно один раз стерпеть унижение, и оно больше не повторится. Это опасное заблуждение. Наиболее четко поведение зверьков характеризует пословица "Дай палец - откусит руку" (наши предки знали, с кем имели дело).

Это похоже на то, как крокодил заглатывает добычу, которую он успел прикусить за ногу. Раз за разом он резкими движениями перемещает свои зубы дальше и дальше по телу жертвы, пока не заглотит её всю. Так и зверьки вокруг нас постоянно пытаются "прикусить нам палец". Если он не получает отпора сразу, то потом вам прикусят уже всю руку, а потом сядут на шею и свесят ноги, попутно убеждая вас при этом, что всё так и должно быть и это правильно и справедливо. Если в этом процессе вы позволите своему мозгу вставить хоть слово в защиту зверька, то ноги с вашей шеи таки свесят. Это исключительно животная тактика подавления и ваш мозг в данном случае - это ваш враг.

Вернемся однако опять к нашей истории. Что вы думаете случилось после ответа "у нас лакеев нет"? Гога резко пошел на попятную, изобразил искреннее удивление и елейным голосом спросил, что мол неужели мне трудно налить воду. После этого никаких сомнений в том, что передо мной животное у меня не оставалось: после того, как агрессию пресекли более резко, чем он ожидал, он пошел на попятную и почти залебезил. Я ответил, что трудно. Он молча свалил наливать воду.

"Что если бы не пошел?" спросит читатель. Сейчас для меня ответ очевиден: один из моих друзей как-то сказал, что в таких ситуациях надо радикализовать конфликт и предлагать оппоненту дать в морду. Именно поэтому если вас волнует мысль, что все закончится кулачным боем, то я настоятельно рекомендую вам записаться на секцию бокса. Сам я хожу туда уже четвертый месяц. До кулачного боя еще ни разу не доходило, но понимание, что я могу дать достойный отпор агрессии, прибавляет уверенности.

Итак, после того, как я обрубил попытки сделать из меня лакея, я полагал, что выяснения статуса закончены. К сожалению, я ошибался и моя ошибка станет четвертым важным уроком нашего тренинга.

4. Если вы однажды жёстко поставили животное на место, это не значит, что с его стороны больше не будет попыток залезть вам на шею. Попытки будут всегда, иногда они даже будут маскироваться под дружбу. И всегда их надо жестко пресекать, иначе на шею вам таки сядут.

Я опять же не знаю, как объяснить эту странную для меня особенность их поведения. Наверное для животного мира это естественно, что особь постоянно проверяет, не изменился ли расклад сил в иерархии старшинства (вдруг противник постарел или заболел и это шанс прикончить его?). Лично меня сильно напрягает, что когда я иду выпить чаю, чтобы немножко отдохнуть от работы, мне приходится постоянно быть начеку, быть готовым к тому, что животное опять начнет прощупывать, готов ли я дать отпор. И меня бы напрягало, если бы я сам стал заниматься таким вот "прощупыванием" статуса. А вот для них, видимо, такое поведение наоборот является естественным и комфортным. Этого нельзя объяснить логикой цивилизованного человека, поэтому нужно просто постоянно помнить, что рядом с тобой обезьяна, а не человек.

Наверное вы хотите узнать текущую ситуацию в нашем маленьком коллективе? Пожалуйста. Я уже устал от этого животного, поэтому когда оно зарывается не сильно, я просто игнорирую это, а когда слишком сильно - предлагаю животному выйти на улицу и выяснить все вопросы там. Животное на проверку оказалось трусливым, хоть и обладает внушительными габаритами, на улицу идти не хочет и на время прекращает свои попытки.

Напоследок расскажу ещё одну ситуацию попытки психологического подавления со стороны этого Гоги. У меня в офисе есть сосед, зовут его Дима. Сидим мы однажды с Димой, работаем. А на полу в коридоре перед офисом в тот день откуда-то появилась засохшее пятно крови. Естественно это была не Димина и не моя кровь, иначе мы бы вытерли её. Любой нормальный человек это понимает. И вот проходит Гога мимо нашего офиса (дверь у нас всегда открыта), останавливается перед этим пятном и в течение 5-ти секунд картинно его рассматривает. В этот момент я уже понимал, что готовится наезд типа "почему не вытерли?" и уже был готов ответ "потому не наша". Но животное смогло меня удивить. Он начальническим тоном спросил "А что это у вас тут такое?" и указал пальцем на пол. Трюк сработал на нас обоих: я ощутил внутри себя импульс встать и подойти, а Дима даже начал вставать. Прокручивая ситуацию сейчас, я понимаю, что все эти способы психологического подавления по сути являются по-животному примитивными. И Гога и мы прекрасно знали, что у нас там такое - это было засохшее пятно крови! И тем не менее мы оба собирались подойти и посмотреть. Тут я себе должен поставить жирный плюс, потому как я вовремя опомнился.

Ты видишь тут уборщиц? - спросил я у Гоги.
- Нет. - ответил он и выпучил свои грызунские глазки.
- Может быть ты наш начальник? - спросил я.
- Нет, нууу... - последовал еще один ответ.
- Тогда в чем проблема?
- У вас тут пятно крови, надо вытереть!
- Если бы это было наше пятно, его бы давно вытерли, а сейчас отвали.

Из этой истории я выведу последнее, пятое правило нашего тренинга

Психологическое давление - это такой способ воздействия на человека, при котором возможно оказать влияние не только на его поступки и образ действий, но и зачастую даже на способ мышления и мнение.

К психологическому давлению прибегают по различным причинам. Часто это делают из-за недостатка реальной власти у человека, оказывающего давление, или из-за неуверенности в себе. Человек, обладающий не оказывает давление на окружающих, а разрешает проблемы, стараясь использовать прямые и честные методы.

Психологический прессинг не только «ломает» жертву и доставляет ей множество беспокойств и утрату внутреннего чувства безопасности. Этот способ воздействия может обернуться и против того, кто его использует - в Уголовном Кодексе Российской Федерации предусмотрена статья (ст. 40 УК РФ) для тех, кто оказывает непреодолимое психологическое давление. Статья предусматривает наказание за психологическое давление на человека, и одновременно является оправдательным пунктом для жертвы такого воздействия - правосудие РФ считает давление настолько мощным, что оно способно довести человека до преступления помимо его воли.

Таким образом, прессинг в психологии - это крайне нежелательный способ действия. Может показаться, что знать о том, как давить на человека психологически - это здорово и эффективно, и очень помогает в жизни для достижения собственных целей. Многие психологи, в особенности те, кто специализируется на бизнес-тренингах, тоже так считают. Однако давление остается нездоровой стратегией, которая способна приводить только временный результат, а в долгосрочной перспективе приносит только травмы и страдания окружающим людям.

Знание о том, как подавить человека психологически необходимо в первую очередь для того, чтобы уметь противостоять этому давлению со стороны окружающих. Многим людям знакомо это состояние, при котором после манипуляции они вынуждены делать то, что противоречит их внутренним убеждениям. При этом они испытывают массу смешанных негативных эмоций - от стыда и злобы до буквального раскола личности на две части.

Виды психологического давления

Выделяют несколько видов психологического давления, каждый из которых требует особого внимания к его ведению и стратегии уклонения. Приведем самые распространенные виды давления, а далее поговорим о том, как противостоять им.

Первый из них, самый незатейливый и неприкрытый - принуждение. Принуждение может , который обладает мнимым или реальным превосходством над своей жертвой. Это может быть начальник, грозящий увольнением, или бандит из подворотни, угрожающий ножом. И то, и другое - не что иное, как принуждение.

Унижение (или уничижение) - второй вид психологического давления. Для него манипулятор переходит на личности, оскорбляет (вероятно, даже публично), подчеркивает болезненные для жертвы недостатки: внешность, болезни, семейное положение и т. д. Подбираются самые низкие и обидные слова, которые призваны «раздавить» жертву манипуляции. Как же это работает на манипулятора, что униженный человек захочет сделать для человека, который столько ему наговорил? Очень просто: после озвученных гадостей манипулятор тут же предлагает способ, благодаря которому униженная жертва может возвыситься в глазах общества - выполнить предлагаемое поручение.

Следующий прием давления - это избегание. При этом производится неявная манипуляция, а когда жертва пытается прояснить ситуацию, манипулятор возмущенно отмахивается. Таким образом, у жертвы манипуляции создается «когнитивный диссонанс» - неприятное ощущение того, что она что-то делает не так. В стремлении избавиться от этого ощущения человек выполняет любые просьбы манипулятора.

Внушение и убеждение - варианты применения психологического давления. Манипулятор при этом должен обладать каким-либо влиянием на жертву: либо иметь в ее глазах безусловный авторитет, либо быть ей хорошо знакомым человеком. Внушение при этом в большей степени направлено на эмоции. Манипулятор может использовать фразы вроде «Прислушайся ко мне, я точно знаю…», или «Разве ты не доверяешь моему мнению…», или «Я желаю тебе только добра, поэтому…».

Психологическое подавление человека при этом происходит как бы из благих намерений, в результате чего жертва перенимает навязанное мнение и начинает считать его собственным. Убеждение отличается рационализацией, т. е. человеку пытаются внушить что-то, используя доводы логики, иногда довольно извращенной. Количество доводов при этом как реальных, так и мнимых, достигает такого количества, что мозг жертвы просто устает воспринимать информацию критически и автоматически соглашается.

Требуемая благодарность. Это вариант долгосрочного психологического давления. Манипулятор сначала оказывает жертве услугу: ту, о которой его не просили и которая ему ничего в действительности не стоила. Он может регулярно оказывать жертве такую мнимую «помощь», втираясь в доверие. В тот момент, когда манипулятору что-то , в игру вступает просьба «вернуть должок». Просьба может становиться довольно навязчивой и переходить в угрозы, если жертва не соглашается на условия сразу же.

Как противостоять психологическому давлению?

Следует понимать, что манипуляторы не руководствуются специальным перечнем, где написано как надавить на человека психологически. Это значит, что манипулятор не выбирает только один способ давления - в жизни могут встретиться самые изощренные сочетания стратегий, которые меняются по ходу воздействия на жертву. Выбираются эти способы в зависимости от наития и степени испорченности манипулятора, т. е. его фантазию практически ничто не ограничивает.

В связи с этим и стратегии преодоления должны быть гибкими. Чтобы знать, как противостоять психологическому давлению, требуется осознать, что оно на вас оказывается. Иногда сделать это очень сложно: как уже было сказано, способов оказать психологическое давление на человека очень много и они могут образовывать самые неожиданные сочетания. Поэтому требуется регулярно задавать себе вопрос: я делаю это, потому что мне хочется, или это хочет кто-то другой? Если при ответе на вопрос чувствуется некоторая разорванность, раздвоенность, если ваша мотивация оказывается продиктована извне конкретным лицом - это и есть признак того, что на вас оказывается давление.

Психологическое давление можно победить, прибегнув к прямолинейному отпору. Однако это работает далеко не на всех манипуляторов, да и не каждая жертва может сохранить «боевой настрой». Прямолинейный ответ подразумевает, что жертва, осознавшая свое положение, сообщает манипулятору о том, что его требования нереалистичны или нежелательны. Некоторых манипуляторов прямота может сбить с толку и они признают свое поражение, однако во многих случаях жертва может быть тут же опутана сетью менее явных манипуляций, принять навязываемое ей чувство вины и погрязнуть в чужих амбициях еще глубже.

Работа над собой и своей самооценкой. Не секрет, что психологическое давление на человека проще оказать, если он не уверен в себе и собственных силах. Самостоятельно выйти на более высокий уровень своей жизни, особенно для человека, который уже находится под прессингом, практически невозможно, поэтому в подобных ситуациях необходимо вмешательство специалиста.

Психолог Никита Валерьевич Батурин проводит тренинги и практические занятия, посвященные личностному росту, а также помогает людям, попавшим под влияние манипуляторов, осознать свои собственные цели и научиться избегать давления со стороны. Особенно помощь специалиста требуется, если токсичное окружение охватывает непосредственный круг общения жертвы – семью или близких. Психолог научит, как противостоять психологическому давлению мужа или родителей, не разрушая при этом семейных связей.

Психологическое давление: защита от манипуляций в нескольких приемах

Психологическое давление сложнее распознать, чем преодолеть. Если вы точно знаете, кто и в каких вопросах оказывает на вас давящее воздействие, вам помогут несколько простых приемов защиты. Они могут казаться малозначительными, однако если вы отдаете себе отчет, против чего и зачем вы их применяете, то они сработают. Приемы против психологического давления следующие:

  • Создавайте «барьеры». Если вы чувствуете, что начинается неприятный разговор, в котором вас будут пытаться «задавить», ставьте между собой и собеседником различные предметы. Пепельница, стул, чашка, мобильник - любой, даже незначительный, предмет на пути от манипулятора к вам может стать вашей ментальной «защитой» и преградой на пути агрессивного воздействия.
  • Принимайте закрытые позы. Кладите ногу на ногу, скрещивайте руки, прикладывайте палец к губам или бровям, подпирайте ладонью лицо. Все эти естественные преграды, которые вы создаете собственным телом на пути агрессивного воздействия, помогут вам мыслить более критично по отношению к тому, что вам вменяет собеседник. Кроме того, эти позы придают уверенности.
  • Создавайте мысленные препятствия. Очертите своим воображением круг возле себя, выстаивайте купол или стену, можете мысленно поместить себя в скафандр. Представьте, что за воображаемым барьером находится ваша зона безопасности, куда не может проникнуть никто, как бы он ни старался.
  • Отвлекайте внимание манипулятора. Двигайте предметы перед ним, выполняйте различные манипуляции, кашляйте, зевайте, потягивайтесь: проявляйте любую двигательную активность, которая не даст оппоненту сосредоточиться на том, что он говорит. Главное, не переусердствовать, ведь все должно выглядеть естественно.
  • Представьте собеседника в забавном виде. Например, мысленно нацепите на вашего важного начальника шутовскую шапку или сделайте его кричащим пингвином. Пока вы сосредоточены на создании забавного образа, у вас не будет времени бояться, а значит, будет больше возможностей обдумать поступающую информацию и противостоять ей.

Перечисленные приемы помогут приобрести уверенность и найти психический ресурс для того, чтобы противостоять манипулятору. можно применять постоянно, однако их недостаточно, чтобы конструктивно обсудить спорный предмет и безоговорочно вернуть себе преимущество в ситуации.

Как выйти из-под прессинга?

Приведем конкретные приемы, которые позволят в конфликтной ситуации переманить преимущество на свою сторону:

  1. Задавайте вопросы. Первый вопрос, который стоит задать при оказании давления: «Могу ли я отказаться от этой просьбы?». Даже если оппонент отвечает «Да, но…», вы уже можете оперировать этим ответом для объяснения своего отказа. Если же ответ отрицательный, следует задать ряд других вопросов. Особенно важно во время такого «интервью» следить за реакцией манипулятора - за его мимикой или жестами. Часто только пристального взгляда хватает, чтобы переломить уверенность оппонента. Помочь в ситуации давления могут уточняющие вопросы, которые не являются прямой конфронтацией, но помогают выявить «дыры» в манипуляции. «Разве похоже, что я не хочу брать на себя ответственность?», «разве по мне видно, что я боюсь?», «чего мне бояться?», «ты считаешь, что я не имею права отказать?», «почему ты так уверен в том, что говоришь?». Такие вопросы могут сбить манипулятора с толку и выиграть время для следующего шага.
  2. Определите стратегию оппонента. Как и чем вас пытаются сломить? Может, манипулятор ссылается на свой опыт или возраст? Найдите преимущество в пользу своего опыта и возраста. Ссылается на авторитеты? Поставьте их под сомнение или скажите, что эта фигура не является авторитетной конкретно в вашем споре. Пытается надавить окружающими? Если они присутствуют при разговоре лично, можете спросить каждого из них, почему они поддерживают вашего оппонента, а не вас. Если же манипулятор пытается выиграть преимущество темпом или быстрым наскоком, возьмите паузу – скажите, что нужно срочно отойти. Главное в любом споре - не торопиться и быть внимательным к тому, каким именно способом оказывается давление, чтобы найти слабые стороны этого метода.
  3. Используйте свои преимущества. Лучше всего использовать те же стратегии, что и ваш оппонент - найти поддержку третьих лиц или авторитетов, своих собственных заслуг или опыта. Однако не стоит переусердствовать: ваша задача погасить конфликт, уравновесив силы, а не спровоцировать новый, переведя манипулятора в статус жертвы.
  4. Договаривайтесь. Теперь, когда стратегия манипулятора переломлена и он не может безоговорочно диктовать вам свои условия, у вас есть вариант, который одинаково устроит вас обоих. Предлагайте компромиссные решения. Если же есть возможность навсегда избежать контакта с манипулятором, стоит обрубить все концы и больше не иметь дел с этим человеком.

Помните, что психологическое давление - это травматичный способ воздействия, и лучше не прибегать к нему без необходимости. И если нет возможности справиться с давлением самостоятельно, не бойтесь попросить помощи.

Среди множества различных вариантов сценария переговоров, вариант психологического подавления собеседника, один из самых распространенных. Особенно часто он применяется, когда позиция одной стороны заведомо превосходит другую, или в качестве продолжения упорства на своем, после мягкой позиции общения. В первом случае это как правило активное давление с самого начала диалога между людьми, излишняя самоуверенность, заранее заготовленные аргументы в свою пользу, использование третьего голосового режима — громкой четкой выразительной речи, с акцентом на основных моментах, с нередким перебиванием собеседника, ухмылкой или даже смехом над его словами. Все это подавляет собеседника, заставляет его волноваться и нервничать, сомневаться в себе, чувствовать дискомфорт и агрессию с вашей стороны.



Очень часто такой вариант переговоров, дает положительный результат, но только не в том случае, когда ваш собеседник ведет себя аналогично, а следовательно для него принципиально вам не уступить, даже в ущерб собственным интересам. А также если ваш диалог не решает проблему моментально, то человек может передумать и скорее всего именно так и поступит, не смотря на изначальную уступку. Это еще называется китайское да, которое в последствии, оказывается словом – нет. Если рассмотреть второй вариант применения такого способа давления на собеседника, то он тоже очень часто используется, в особенности в правоохранительных органах. Вы наверняка смотрели фильмы, где частенько употреблялось понятие злой и добрый полицейский. Два человека играют противоположные роли, тем самым вынуждая человека, согласится на более мягкие условия. Это действительно прекрасно воздействует на психику человека, и такой прием можно применять самостоятельно.


Можно начинать с мягкой позиции, и в случае не уступки вам, переходить на жесткую, с психологическим подавлением собеседника, методами, что я описал выше. А можно наоборот начать с жесткой позиции, подавлять своего собеседника до определенного момента, а потом занять мягкую позицию, все с теми же условиями выгодными для вас. Для вашего собеседника это будет прекрасной альтернативой разрешить напряженную ситуацию, снять с себя груз, который вы на него нагрузили. Все эти способы дают положительный результат, в особенности с неуверенными людьми, которым не привыкать проигрывать. Эффективность психологического давления на собеседника, безусловно, достаточно высока, но стоит помнить и о том, что люди очень не любят, когда на них давят, каким бы характером они не обладали.


Если вы проводите переговоры, о какой-нибудь сделке или подписании соглашения, после которого ваш собеседник отойдет на второй план, то использование давления будет уместным. Любые разборки и словесные перепалки, также эффективно урегулировать посредством давления на оппонента. Но если ваша цель долгосрочное сотрудничество с людьми, от которых будет зависеть, в том числе и ваше благополучие, то я вам не рекомендую использовать психологическое давление в таком случае. Можно продемонстрировать высокую уверенность в себе, людям это нравится, особенно женщинам, которые видят в мужчине, прежде всего сильного самца.



Не надо проявлять агрессию и неуважение к собеседнику, для долгосрочного сотрудничества это плохо. Одна только уверенность продемонстрированная вами, может подавить собеседника, особенно если вы располагаете массой аргументов в свою пользу и повторюсь используете третий голосовой режим, то есть громкий и четкий голос, с акцентом на нужных вещах. Никогда не сомневайтесь в себе, и в своей речи, по крайней мере не показывайте это, иначе психологическое давление начнут применять против вас. Этому безусловно можно противостоять, и я обязательно напишу о том как это делать.


Но самое главное, что я хочу вам сказать – это то, что нет стопроцентной гарантии ни для одной тактики общения, везде есть свои плюсы и свои минусы. Психологическое давление, безусловно, очень эффективно в большинстве случаев, но бывает и так, что оно вредит и ни к чему, кроме как к негативному к вам отношению и разрыву с вами всех связей не приводит. Потому старайтесь искать, наиболее приемлемый вариант общения, уместный в каждой конкретной ситуации, который главным образом направлен на получение положительного для вас результата.

* * *

Вторжение в сознание другого человека с целью навязывания своих идей - это основа манипулирования любой личностью. Его успех зависит от навыков манипулятора и способности к сопротивлению, уровня интеллекта и эмоционального состояния жертвы. Изучение основ манипулирования будет полезно «охотнику» и его «добыче», ведь знание опасных приемов помогает защититься от них при внезапной атаке.

Как научиться давить на психику человека

Давление на психику - это обработка, направленная на отключение здравого смысла и возможности аналитического мышления.

Для ее реализации вы должны заняться подготовительной работой и узнать:

  • интересы объекта воздействия и его склонности;
  • особенности характера, привычки, поведение;
  • политические и религиозные убеждения;
  • общее состояние оппонента (эмоциональное и психическое).

Перечисленное - необходимо для выбора оптимальной мишени в процессе общения.

Основные методики влияния:

  1. Контакт с собеседником и расположение его к себе. Повторение жестов, мимики, движений, тембра речи оппонента. Эти действия вызывают подсознательную симпатию.
  2. Удержание внимания на актуальной теме. Создается атмосфера доверия и откровенности для доказательства заинтересованности в проблеме и согласия с мнением собеседника. Во время разговора манипулятор начинает давать рекомендации, подменяя слова и смысл сказанного в свою пользу. Жертву могут постепенно подводить к смеху или слезам, потому что в моменты сильного переживания все услышанное воспринимается намного острее.
  3. Непрерывный поток речи, направленный на перегрузку сознания избыточной информацией. Собеседник начинает теряться в большом объеме данных. В это время ему внушаются выгодные манипулятору ценности и идеи.
  4. Перескакивание на другую тему при попытке жертвы доказать свое мнение.
  5. Успешно завуалированное повторение одной и той же мысли на протяжении всего разговора.

Существуют и другие методики влияния на человека, затрагивающие гнев, влюбленность, безразличие, ущербность, подозрительность, усталость и прочие способы удержания внимания на нужной вам мысли.

Как управлять психикой человека на расстоянии

Давление на психику на расстоянии не отличается от контактного общения. Этому способствуют современные средства связи.

Вы можете применять описанные выше методики, используя:

  • телефон;
  • интернет-мессенджеры;
  • электронную почту.

Любые методы воздействия будут основаны на тех же правилах:

  • регулярных звонках на телефон или скайп и разговорах на интересующую тему;
  • неисчислимом количестве смс на телефон и сообщений в аську, социальные сети и прочие мессенджеры;
  • обязательной переписке через электронную почту.

При дистанционном общении вы должны засыпать оппонента многочисленными сообщениями и не давать ему возможности вступить в спор. Попытки ответить сопровождайте полным согласием и сразу переключайтесь к исходной идее.

Факторы, влияющие на психику

Из основных методик манипулирования людьми можно выделить несколько факторов, влияющих на психику человека:

  • показное согласие с собеседником и доверительную атмосферу;
  • давление на социальные нормы (все люди это делают, а ты?);
  • избегание частиц «не» и «нет»;
  • силу голоса и его мягкость, паузы в нужный момент, интонацию, тембр речи;
  • уютную обстановку.

Для успешного влияния на человека вам придется позаботиться о своей дикции и тембре голоса, и проводить встречу в подходящем помещении. Комплексное использование основных факторов и методик манипулирования позволит вам достичь цели в попытках управления окружающими дома и на работе.

Продолжение. . .

Влияние на психику человека -

Разрушители психики -

Существуют определенные, хорошо известные психологам методики, позволяющие сделать любого человека своим единомышленником, другом, или просто подтолкнуть к нужному вам решению, но ни один из этих способов не расскажет, как психологически сломать человека , только лишь как сделать его своим сторонником.

1. Возьмите за правило просить

Это правило еще называют эффектом . Когда-то ему потребовалось одобрение человека, негативно к нему настроенного. Чтобы привлечь этого человека на свою сторону, Франклин очень вежливо попросил у него книгу. А когда он получил книгу, то поблагодарил еще более вежливо. Это позволило ему сломать человека и оба стали друзьями.

В своей жизни вам наверняка тоже приходилось наблюдать подобное. Если человек сделал вам одолжение, он и в следующий раз сделает это намного охотнее, чем тот, кто вам чем-либо обязан. Причина такого поведения проста. Если вы что-то просите, значит, в будущем сами откликнитесь на просьбу.

2. Требуйте больше

Можно встретить и такое название этого способа, как «дверью в лоб». Сначала надо просить у человека намного больше, чем вы хотите получить от него на самом деле. Или же, если речь идет о конкретных вещах, можно попросить о чем-то совершенно нелепом, это позволит сломать человека . Обычно на такую просьбу следует отказ. После отказа можно смело просить о том, что нужно было вам изначально. Из-за возникшей неловкости человек, скорее всего вам не откажет, при условии, что просьба разумна.

3. Обращайтесь по имени

По мнению , обращаться к собеседнику по имени исключительно важно. Для каждого человека его собственное имя – самое приятное сочетание звуков. Поэтому, когда к человеку обращаются по имени, это сразу же на подсознательном уровне располагает собеседника, заставляет его испытывать положительные эмоции. Вам удается сломать человека и настроить его на себя.

Похожий эффект наблюдается и тогда, когда к человеку обращаются с указанием его звания, титула, чина. От того, как вы ведете себя по отношению к человеку, зависит то, как он будет относиться к вам. Называя кого-то другом, вы можете рассчитывать на появление ответных дружеских чувств.

4. Лесть

Как бы понятно, что это такое. Но имеются некоторые правила. Лесть не может быть ложной. Если говорить откровенную ложь, лесть принесет вред, а не пользу. По мнению исследователей, люди стремятся к тому, чтобы их мысли и чувства совпадали. Например, говоря лесть человеку с большим самолюбием, при этом демонстрируя искренность, вы получите только одобрение. Ваша лесть совпадет с мнением человека о самом себе. Тот же самый прием с человеком с низкой самооценкой сработает с точностью до наоборот, ведь психологически сломать человека в данном случае можно только подтвердив его собственные мысли о себе.

5. Отражение

Эффект отражения носит и другое название – мимикрия. Этот эффект зачастую используют бессознательно, но работает от этого он ничуть не хуже. Копируя чье-то поведение, манеры, жесты можно добиться расположения, психологически сломать человека.

Людям в целом свойственно относится лучше к тем, кто имеет с ними сходство. При этом, если человека копировали, эффект несколько более широкий – человеку становится легче и приятнее общаться и с другими собеседниками. Наблюдается похожий эффект, как и при обращении к человеку по имени.

6. Используйте усталость оппонента

Усталый человек более восприимчив к чужим словам, просьбам, заявлениям. Психологически сломать человека можно в момент его усталости, в момент пониженного уровня психической энергии. Если попросить об одолжении уставшего человека, он, скорее всего, согласится, чтобы не принимать более трудного решения отказать в просьбе. При этом на следующий день просьбу, скорее всего, выполнят, так как было дано обещание.

7. Неудобные просьбы

Чтобы впоследствии попросить о чем-то важном и большом, сначала попросите человека о чем-то незначительном и простом. Однажды откликнувшись на вашу просьбу, в дальнейшем человек будет охотнее идти на контакт. Этот способ позволяет сломать человека только в том случае, если между вашими просьбами имеется некоторый интервал – хотя бы пара дней.

8. Умение слушать

Не стоит кому-либо тыкать в лицо его ошибками. В ответ можно получить только негатив. Если вы не знаете, как психологически сломать человека, сначала послушайте его, постарайтесь его понять. Скорее всего, вам удастся найти общие точки соприкосновения, даже если в целом ваши мнения и противоположны. Сначала согласитесь с собеседником, тогда он намного внимательнее выслушает ваши доводы.

9. Повторение за собеседником

Проще всего сломать человека – это показать свое понимание его точки зрения. Попробуйте перефразировать его слова. Повторяя то же самое, но своими словами, вы показываете свое полнейшее одобрение. Такая техника называется рефлективным слушанием. Психотерапевты широко используют этот прием в своей практике.

В разговоре с другом эту технику использовать проще всего. Выслушайте фразу, а затем повторите ее, как уже свой вопрос – так человек увидит, что его слушают, и будет чувствовать себя комфортно. К вашему мнению он прислушается уже намного охотнее.

10. Кивание

Кивком обычно мы показываем, что согласны с собеседником. Сломать человека можно, просто кивая в процессе беседы. Это еще один из эффектов мимикрии. Если вы будете кивать в процессе беседы, выслушивая позицию собеседника, вам будет намного проще убедить его затем в своей правоте.