Ночь была августовская звездная выписать имена существительные. Русский язык с методикой преподавания

Министерство образования и науки Красноярского края

КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж »

Материалы для самостоятельной работы

Специальность 050146 – «Преподавание в начальных классах »

Рецензент: , доктор филол. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. »

Русский язык с методикой преподавания. Морфология : материалы для самостоятельной работы / сост. ; рец. ; КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2012. – 29 с.

Данные материалы разработаны для студентов по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». Система заданий поможет организовать активные формы самостоятельной работы студентов, будет способствовать более сознательному и прочному усвоению программного материала.

Данные материалы предназначены для специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» по МДК.01.02 «Русский язык с методикой преподавания».

© КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Практическое занятие

Цель: проанализировать содержание и характер категорий рода, числа и падежа существительных.

Компетентности:

- знать :

– характер категории числа, особенности проявления данной категории у существительных различных лексико-грамматических разрядов, основные значения форм единственного и множественного числа и сферы их употребления;

- уметь:

– определять принадлежность существительных к тому или иному роду, согласовывать существительные с определяющими словами;

– определять значения форм числа существительных и согласуемых с ними форм, средства и способы выражения категории числа, дифференцировать варианты форм числа;

– определять падежные значения, средства и способы выражения падежных значений, правильно использовать предложно-падежные формы в речи.

Терминологический минимум: грамматическая категория, грамматическое значение , грамматическая форма , формообразование, парадигма, имя существительное, род, число, падеж, склонение.

Вопросы к теме:

Почему категория рода относится к числу наиболее универсальных категорий грамматического строя русского языка ? Дайте определение категории рода. Что представляет собой категория числа имен существительных по значению и способам выражения? Как образуется множественное число имен существительных? Какие падежные формы имеются в русском языке? Благодаря чему выделяем определенное количество падежей?

Практические задания:

Обязательные упражнения:

Земский язык. В 2-х частях. Ч.1. Лексикология, стилистика и культура речи , фонетика , морфология : Учебник для учащихся пед. училищ. по спец. № 000/ , С. Е Крючков, ; Под ред. . – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.

Упр. 141, с. 126. Определите род имен существительных (в скобках при некоторых существительных даны окончания род. падежа).

Упр.142, с. 126. Справьтесь в словаре и укажите род следующих существительных…

Упр. 143, с. 126. Число существительных.

Упр. 147, с. 129. Выпишите имена существительные в косвенных падежах (с предлогами и без предлогов) вместе с теми словами, от которых они зависят, и определите падежи.

Дополнительные упражнения:

Упражнение 1. Определите грамматический род данных имён существительных и объясните своё решение.

1. Братство, ворона, ворота, время, глазище, гнёздышко, городишко, детинушка, директор, домище.

2. Дядя, озеро, плакса, пруд, река, ручища, сани, сирота, степь, тюль, форель.

Упражнение 2. Употребите словосочетания в единственном числе .

Тяжёлые рельсы, кожаные туфли, иностранные банкноты , домашние тапочки, внесённые коррективы, красивые серьги, новые клипсы, сильные спазмы, зелёные ставни, белые манжеты, новые кроссовки, белые лебеди.

Упражнение 3. Определите род выделенных имён существительных и допишите окончания имён прилагательных, местоимений и глаголов.

1. Этот Боря – ужасн… забияка. 2. Нельзя быть, Таня, так… неряхой. 3. Саша Корейко – так… тихоня. 4. Эт… плакса опять целый день ревел… 5. Мария Иванова – молод… директор завода. Вчера директор отдал… распоряжение перейти на семичасовой рабочий день. 6. В приёмной у стар… зубн… врача Анны Павловны всегда много пациентов. 7. Нов… старостой группы выбрали меня.

Упражнение 4. Определите грамматический род данных имён существительных и объясните своё решение.

1. Опасаться неприятностей.

2. Набрать грибов.

3. Встретить друга.

4. Меня интересует этот спектакль.

5. Достичь хорошего результата.

Практическое занятие

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Цель: овладеть критериями разграничения прилагательных на лексико-грамматические разряды.

Компетентности:

- знать :

– опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных

- уметь:

Определять принадлежность прилагательных к тому или иному лексико-грамматическому разряду

Терминологический минимум: имя прилагательное , качественное прилагательное, относительное прилагательное, притяжательное прилагательное, степень сравнения.

Вопросы к теме:

1. Дайте определение имени прилагательного как части речи, укажите его семантические и грамматические признаки.

2. Перечислите лексико-грамматические разряды имен прилагательных; приведите примеры каждой из групп.

3. Возможен ли переход имени прилагательного из одной лексико-грамматической группы в другую?

4. Каковы основания выделять притяжательные прилагательные, порядковые числительные и местоименные прилагательные в качестве особых групп относительных прилагательных?

5. Какие морфологические признаки есть только у качественных прилагательных?

Практические задания:

Обязательные упражнения:

Земский язык. В 2-х частях. Ч.1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учебник для учащихся пед. училищ. по спец. № 2001/ , С. Е Крючков, ; Под ред. . – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.

Упр. 189, с.163. Прочитайте и укажите, в каких сочетаниях относительные прилагательные употребляются в качественном значении.

Упр. 190, с. 163. Прочитайте и укажите, какие прилагательные являются качественными и какие – относительными; затем укажите род, число и падеж каждого прилагательного.

Дополнительные упражнения:

Упражнение 1. Определите лексико-грамматический разряд прилагательных. Почему вы отнесли данное прилагательное к качественным? относительным? притяжательным? Укажите синтаксическую функцию прилагательных.

1. Ночь была августовская, звёздная, но тёмная. Ч. 2. Бледное и худое лицо его было похоже на алебастровую маску. Б. 3. Вдали, над пылью переулочной, над скукой загородных дач, чуть золотится крендель булочной, и раздается детский плач. Бл. 4. [Фамусов] И завиральные идеи эти брось! Гр . 5. Крестьянские кони, согнанные в ночное на луга, дико смотрят на белые звёзды электрических фонарей, повисшие на далеком лесу, и всхрапывают от страха. Пауст. 6. Спят трещотки и псы соседовы, - ни повозок, ни голосов. Цв. 7. Весенняя ночь темна и сыра, чёрная стена горных обрывов едва различима. Б. 8. Что возвестят мне пушкинские строки? Пари . 9. От монастырского цветника повеяло на княгиню душистой влагой только что политой резеды, из церкви донеслось тихое пение мужских голосов, которое издали казалось очень приятным и грустным. Ч. И мне празднично, - особенно от этих дедовских бокалов, полных горько-сладкого тонкоколючего вина. Б. 11. В глазах лукавый или детский зелёный огонёк; на шею нацепил турецкий узорчатый платок. ОМ. 12. Той далёкой московской весной этот обман был особенно сладок и силён. Б. 13. Ах, в дохе медвежьей и узнать вас трудно, - если бы не губы ваши, Дон-Жуан! Цв. 14. Пароход, конечно, уже окрестили ноевым ковчегом, - человеческое

остроумие не богато. Б. 15. В городе загудел ураганный

артиллерийский огонь, и послышался сплошной долгий крик большой массы людей. Пл. 16. Разноцветные гранитные саркофаги, гробы из золотистого лакированного дерева загромождали вестибюль. Б.

Упражнение 2. Выделите прилагательные. Определите их лексико-грамматический разряд. От качественных прилагательных образуйте краткую форму (всех родов) единственного числа и форму множественного числа. Если краткую форму образовать нельзя, объясните почему.

1. И клонит голову маститую мудрец пред этой ложью роковою. Фет 2. Назар, сморщенный старичишка, с ястребиным носиком и клиновидной бородкой, показался на пороге конюшни. Г. 3. Перед этой жёлтой, захолустной стороной берёзовой моей, перед этим стадом у моста, перед всем старинным белым светом я клянусь: душа моя чиста. Руби. 4. Сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и ещё долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях. Т. 5. С деревьев падал лист сухой, то бледно-жёлтый, то багряный, печально плача над землёй среди росистого тумана. Гум. 6. В одном полку нашей дивизии была жена полкового командира... Костлявая, рыжая, длинная, худющая, рота стая. Купр. 7. Но ты явился, гость незваный. Л.

Упражнение 3. Выделите качественные прилагательные в сравнительной и превосходной степенях. Как образованы эти формы степеней сравнения? какую синтаксическую функцию выполняют?

1. С каждой весною ясней и певучей таинства белых ночей. Бл. 2. Он [Гриша] уже учится в приготовительном классе, а потому считается большим и самым умным. Ч. 3. Максимилиан Андреевич считался, и заслуженно, одним из умнейших людей в Киеве. Буле. 4. Не завидуй другу, если друг богаче, если он красивей, если он умней. Сев. 5. Я же той, что всех прелестней, песнь и кровь мою отдам. А. К.Т.

Упражнение 4. Выделите относительные прилагательные, употреблённые в значении качественных, притяжательные прилагательные в значении качественных или относительных. Определите их значение.

1. Мрачнее тучи грозный Иоанн под ледяными взглядами боярства. Рубц. 2. Он длится без конца - янтарный, тяжкий день! Ахм. 3. А над твоим собольим мехом гуляет ветер голубой. Бл. 4. Тут император захохотал таким лающим, таким собачьим, хриплым и прерывистым смехом, как будто он пугал кого-нибудь. Тын. 5. И нежен цвет его атласной кожи. Гум. 6. Я чту обряд: легко заправить медвежью полость на лету, и тонкий стан, обняв, лукавить, и мчаться в снег и в темноту. Бл. 7. И вдруг страшный коровий рёв: врывается в церковь Кирюша и с коровьим рёвом ломит сквозь толпу прямо к амвону. Б. 8. И снова голосом серебряным олень в зверинце говорит о северном сиянье. Ахм. 9. Но щёки её лишь румянил студёный ветер, и под бараньим полушубком ей было тепло. А. Т 10. Вечность бросила в город оловянный закат. Бл.

1. Из текста выпишите прилагательные, назвав их исходную форму. Определите лексико-грамматический разряд прилагательных и укажите, по каким признакам (значение слова, морфемно-словообразовательная структура, особенности формообразования и др.) он может быть определен.

2. Есть ли среди приведенных прилагательных такие, которые могут употребляться и как качественные, и как относительные? Если есть, то назовите эти прилагательные.

3. Можно ли данное прилагательное отнести к разряду качественных? Ответ мотивируйте.

Вариант 1

1. Позевывая, выползла из своей норы в каменистом овраге лисица, вышла на лунный свет и осторожно потянула по скату, поводя пушистым хвостом. Зеленым фосфором вспыхнули волчьи глаза в дубовом кустарнике. И, представив себе страшную красоту этих глаз, землемер почувствовал приступ жуткого восторга. (Бунин.)

2. Яблочный, зыбучий, артистический, требовательный, кафедральный, гриппозный, январский, волчий, бодливый, свой, другой.

3. Бородатый.

Вариант 2

1. Случайно открыв глаза, я увидел свет, падавший из окон откуда-то снизу и таинственно озарявший смоляные стены избы: то был отблеск свежего сена на завалинке. И в белесом сумраке, в каких-то бесконечных снежных лугах, которые тотчас же после этого стали мне грезиться, передо мной замелькали бесчисленные огоньки зеленоватых волчьих глаз. (Бунин.)

2. Куний, медовый, пятилетний, свой, сотый, горизонтальный, линючий, традиционный, критический, головокружительный, репчатый.

3. Исключительный.

Задания для самоконтроля

Определите ЛГР выделенных прилагательных, найдите случаи перехода относительных в качественные, притяжательных в относительные или качественные.

Было золотое, но холодное, настоящее весеннее утро. На золотом поясе висели золотые часики. Каштанка подняла вверх свою лисью морду. Глаз у меня кошачий : тебя вижу ночью, как днем, а то и лучше. Нашью себе разных обнов, башмаков, салоп на лисьем меху. Едва войдя в лес, мы тотчас напали на заячий след. Принесу я много разных чудесных трав: кукушкины слезы, петров крест, заячья капуста. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям и героическим поступкам. Только не смейте делать на меня бараньих глаз. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок. Столяр взял под мышку какую-то деревянную штуку. – Виноват, господин капитан, – деревянным голосом ответил Ромашов. Слышен собачий визг. Отвечал Помялов, усмехаясь коротенькой, собачьей улыбкой. Мы шли вниз, к пруду, по широкой береговой аллее. Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым желтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чем не уступала мужу. Марсианин приблизился к людям, поднял маленькую руку в широком рукаве и сказал тонким, стеклянным, медленным голосом птичье слово. Раскрылась непомерная перспектива сводчатых стеклянных крыш. Раз я был на птичьем б азаре. Она пропела что-то птичьим голоском. Возле него стояла высокая, тонкая англичанка с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом. Живем в домах каменных . Ну, уж я не знаю! Ты каменная какая-то!

Практическое занятие

Морфологический анализ именных частей речи

Цель: овладеть алгоритмами грамматических разборов именных частей речи.

Компетентности:

- знать : алгоритмы грамматических разборов именных частей речи;

- уметь: характеризовать грамматические категории и грамматические явления как отдельно взятые, так и в комплексе в морфологическом разборе именных частей речи.

Лингвометодический комментарий

Имя существительное

1. Выписывать существительные нужно вместе с предлогом, который помогает правильно определить падеж. Предлог необходимо взять в скобки, показав, что морфологическому анализу вы подвергаете существительное: (к) цветку.

2. При выявлении признаков «собственное» или «нарицательное» возникают трудности при анализе существительного, входящего в состав словосочетания. В этом случае вместо указания собственное / нарицательное даётся формулировка: входит в состав наименования, выраженного словосочетанием. Сравним: (Платоновские) чтения³ - имя существительное, обозначает предмет: что? чтения. Начальная форма – чтения. Входит в состав собственного на именования (построено по схеме словосочетания « прилагательное + существительное»).

3. При определении признака «одушевлённое» или «неодушевлённое» необходимо опираться на вопросы кто ? или что ? Один из критериев выделения – смысловой: одушевлённые называют предметы живой природы, неодушевлённые – неживой. Но главное отличие – грамматическое: у одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой родительного падежа множественного числа , а у неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа совпадает с формой именительного падежа множественного числа: (вижу) кого? что? людей, кукол, птиц – это одушевлённые существительные (вижу) кого? что? народы, столы, травы – это неодушевлённые существительные

4. Род обычно определяется путём подстановки слов он – она – оно или местоимений мой – моя – моё , а также прилагательного или глагола - сказуемого.

Особую групп у составляют существительные общего рода (существительные на –а, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола: неряха, невеж а, растеряха, пьяница и другие.

Существительные, обозначающие как лиц женского, та к и мужского пола (врач, профессор, поэт и так далее) анализируются вне контекста: они являются существительными мужского рода .

У иноязычных несклоняемых существительных род определяется по смыслу (леди – женский род), или по синтаксическим связям: зимнее пальто (средний род), чёрный кофе (мужской род).

Род существительных, употребляемых только во множественном числе, не определяется (шахматы).

5. При определении склонения следует помнить:

а) склонение слов, употребляемых только во множественном числе, не определяется;

б) 10 существительных на –мя (пламя, стремя и так далее) и существительное путь относятся к разносклоняемым (изменяются по 3 и 2 склонениям);

в) необходимо помнить о несклоняемых существительных: названия животных обычно мужского рода (мой шимпанзе ), предметов – среднего рода (моё пальто ). Род собственных несклоняемых существительных определяется по нарицательным: страна Конго (женский род), город Тбилиси (мужской род).

6. Падеж и число – признаки непостоянные, поэтому перед их перечислением необходимо употребить слово «употреблено».

Трудности вызывает определение винительного падеж а. Чтобы их избежать, необходимо задавать двойной вопрос: кого? что?

Число несклоняемых существительных устанавливается по смыслу: кенгуру прыгали по дорожке (множественное число)

Имя прилагательное

1. Прилагательное из предложения выписывают вместе с существительным, от которого они зависят. Именно по существительному определяются некоторые признаки прилагательного.

2. При выявлении разряда имён прилагательных нужно учитывать: при изменении лексического значения прилагательные могут переходить из одного разряда в другой: золотое кольцо (относительное); золотой характер (качественное); медвежий след (притяжательное); медвежья услуга (качественное); медвежье мясо (относительное).

2. Прилагательные, имеющие составную степень сравнения, выписываются вместе со словами более, менее, наименее, самый.

3. Род, число и падеж прилагательного определяется по существительному, от которого оно зависит.

Имя числительное

1. Необходимо отличать числительные от слов с числовым значением: числительные можно выстроить в ряду натуральных чисел (один, два, …двадцать два,… семьсот пять и так далее или первый, второй,…двадцать второй,… семьсот пятый ). Существительное в этот ряд поставить нельзя. Кроме того, слова других частей речи со значением числа имеют и другие морфемы (суффиксы, приставки, корни), характерные для этих частей речи: пятёрка, пятерня, пятак, пяток, трижды, утроить, вдвоём, двухэтажный, трёхэтажный и так далее.

2. Выписывать числительные нужно вместе с существительным и предлогом, которые входят в одно словосочетание с числительным: (в) пятом (часу).

3. Числительные с двумя корнями рассматриваются как сложные: пятьдесят, трёхтысячный, три тысячи.

4. Падеж определяется у всех числительных, а род только у порядковых, а также у количественных один – одна, две – два, оба – обе, полтора – полторы . Число определяется только у порядковых числительных и у количественного числительного один.

Практические задания:

1. Сделайте полный морфологический разбор выделенных существительных по следующему образцу.

Образец: Свирелью3 полевой оглашено моё уединенье. П.

I. Свирелью - существительное.

II. 1. Начальная форма - свирель (И. п. ед. ч.).

2. Постоянные признаки: нарицательное, конкретное, предметное; неодушевлённое (В. п. мн. ч. = И. п. мн. ч.; обозначает предмет неживой природы, отвечает на вопрос что?); женский род (показатель – парадигма склонения, флексия); III склонение, парадигма склонения – полная, имеет 12 членов; вариантов падежных окончаний нет.

3. Непостоянные признаки: творительный падеж (показатель – флексия); значение субъектное); единственное число (показатель – флексия; значение конкретное; парадигма числа – полная).

III. Функция в предложении – косвенное дополнение.

1. Пред твоею красой 3 величавою без речей и без звуков3 уста. Мей 2. Я сегодня тебя одарю небывалыми в мире дарами3 : отраженьем моим на воде 3 в час, как речке вечерней не спится, взглядом тем, что падучей звезде3 не помог в небеса возвратиться. Ахм. 3. Пегий жеребёнок, с куцым хвостиком 3 и взъерошенной гривкой, бежит на неверных ножках 3 вслед за матерью. Т. 4. Можно написать, что этот край очень богат лесами 3 и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Пауст.

2. Сделайте полный морфологический разбор выделенных прилагательных по следующему образцу.

Образец: От лип душистым3 мёдом тянет. Фет

Душистым - прилагательное.

1. Начальная форма - душистый (И. п. ед. ч. муж. р.).

2. Постоянные признаки: качественное, полная форма (-ым), положительная степень; адъективное склонение, твердый подтип, с постоянным ударением на основе.

3. Непостоянные признаки: мужской род, единственное число, творительный падеж (формы рода, числа и падежа имеют синтаксическое значение и определяются по словоформе мёдом (каким?) (мёд (какой?)), показатель – флексия (-им)).

4. Функция в предложении - согласованное определение.

Она проявила поистине ослиное 3 упрямство. Ее волосы были нежнее 3 шелка. Суров3 ты был, ты в молодые 3 годы Умел рассудку страсти подчинятьНаиболее сложным 3 для меня оказался десятый вопрос.

3. Сделайте полный морфологический разбор выделенных числительных по следующему образцу.

Образец : Представьте себе почти два3 печатных листа самой жеманной и бесполезной болтовни. Д

I. Два - числительное,

II. 1. Начальная форма - два ;

2. Постоянные признаки: простое, количественное (обозначает целое число); склоняется по особому типу склонения (числительные два, три, четыре ).

3. Непостоянные признаки: имеет формы рода; употреблено в винительном падеже мужского рода; форм числа не имеет.

III. В предложении является подчиняющим компонентом несвободного словосочетания два листа , которое выполняет функцию дополнения.

1. Последняя стена была занята тремя3 окошками. Л. Т. 2. Но живет без всякой славы средь зеленыя дубравы, у семи 3 богатырей та, что все ж тебя милей. 3. Домы были в один, два и полтора 3 этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов. Г.

Материал для самостоятельной работы:

1. Выпишите из предложений существительные и сделайте их морфологический разбор.

Её не волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны, что каким-то чудом мастер был возвращён к ней, что из пепла возник роман, что опять всё оказалось на своём месте в подвале в переулке, откуда был изгнан Алоизий Могарыч (М. Булгаков). В дневниках рассказывает о сложной судьбе пьесы «Дни Турбинных» в Московском художественном театре; жизнь театра в те годы отражена в «Театральном романе» М. Булгакова, где прототипами героев выступают и Станиславский, и Немирович-Данченко (из газеты).

2. Выпишите из предложений прилагательные и сделайте их морфологический разбор.

О, как на склоне наших лет / Нежней мы любим и суеверней … / Сияй, сияй, прощальный свет / Любви последней, зари вечерней! (Ф. Тютчев). Есть в осени первоначальной / Коротка я, но дивна я пора – / Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера (Ф. Тютчев).

3. Выпишите из предложений числительные и сделайте их морфологический разбор.

Однажды человек десять офицеров обедали у Сильвио (А. Пушкин). В четырёх верстах от меня находилось богатое поместье, принадлежащее графине Б***, но в нём жил только управитель, а графиня посетила своё поместье только однажды, в первый год своего за мужества (А. Пушкин). Однажды ж во вторую весну моего затворничества разнёсся слух, что графиня с мужем приедет на лето в свою деревню (А. Пушкин).

Задания для самоконтроля

Сделайте полный морфологический разбор выделенных существительных, прилагательных и числительных.

1. У решетки3 , ограждающей канал, толпилось человек двадцать3 - там происходил обычный утренний3 скандал. Купр. 2. У тоненького в три 3 года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь – и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом3 , потом близ города 3 деревенька, потом и село со всеми угодьями. Г.

Практическое занятие

Цель: расширить представление о категории лица и глагольном спряжении, обратить особое внимание на то, что оно связано не только с окончанием, но и с характером глагольной основы.

Компетентности:

- знать :

Определять глагол как часть речи , его время, число, лицо;

-- уметь: спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу; различать личные окончания глаголов I и II спряжения и по личным окончаниям определять спряжение глаголов; изменять форму лица глаголов одного и того же спряжения и правильно писать личные окончания глаголов; распознавать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям, правильно писать ударные личные окончания глаголов.

Вопросы к теме:

1. Дайте определение категории лица глагола. На каком основании выделяются формы 1-го, 2-го и 3-го лица, какие значения ими выражаются? Приведите примеры.

2. Сколько форм и какие может иметь безличный глагол? Покажите это на примерах.

3. Что называется спряжением глагола в широком и узком значении этого термина?

4. Какие формы глагола называются спрягаемыми и почему?

5. Какие формы глагола называются неспрягаемыми и почему? Подтвердите примерами.

6. Расскажите о спряжении глагола. Что такое «разноспрягаемые глаголы»? Приведите примеры.

7. Как можно морфологически определить принадлежность глагола к типу спряжения? Покажите на примерах.

Практические задания:

Запомните алгоритм определения глагольного спряжения и некоторые сложные случаи , указанные ниже.

– Поставить ударение в личной форме глагола. Если у глагола есть приставка вы-, то отбросить ее и еще раз проверить, куда падает ударение. Если ударение в личной форме глагола падает на окончание, то глаголы с ударными е, у/ю – это глаголы I спряжения, а с ударными и, а/я – II спряжения.

– Если ударение в личной форме глагола не падает на окончание , для определения спряжения глагол ставят в неопределенную форму. Глаголы на – ить (кроме брить, стелить) относятся ко II спряжению. К этому же спряжению относят 11 глаголов-исключений (гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть) и все префиксальные производные от них. Остальные глаголы относятся к I спряжению (в том числе и названные брить, стелить).

– Помните, что причастная форма движимый с суффиксом II спряжения происходит от устаревшего глагола движить, а не от глагола двигать.

– Помните, что существует небольшое количество разноспрягаемых глаголов. Они совмещают окончания обоих спряжений. Это глаголы хотеть, бежать (и все префиксальные производные от них), зиждиться, брезжить, есть, надоесть, дать, создать. Глагол чтить относится ко II спряжению, однако в 3 лице множественного числа имеет два равноправных окончания – чтят (II спряжение) и чтут (I спряжение).

4. Воспользуйтесь приведенным алгоритмом и определите спряжение следующих глаголов: видеть, предвидеть, бледнеть, бледнить, молчать, умолкнуть, умолкать, закалить, закалять, обидеть, обижать, разобидеться, бежать, хотеть, расхотеть, воздать.

Обязательные упражнения:

Земский язык. В 2-х частях. Ч.1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология: Учебник для учащихся пед. училищ. по спец. № 000/ , С. Е Крючков, ; Под ред. . – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.

Упр. 260, с. 224. Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите лицо и число глаголов. Отметьте все особенности в употреблении форм лица.

Упр. 262, с. 225. Спишите, вставляя пропущенные буквы в окончаниях 2-го лица единственного числа, и укажите значения этой формы глагола; выделите личные окончания.

Упр. 264, с. 225. Составьте предложения так, чтобы в одном из них глагол был в 3-м лице единственного числа настоящего и будущего времени, а в другом – в неопределенной форме.

Упр. 266. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Укажите безличные формы личных глаголов и безличные глаголы, определите их значения.

Упр. 268, с. 229. Проспрягайте глаголы.

Возьму, стелю, солю, пишу, слышу, клею, сею, буду, бужу, держусь, кажусь, борюсь, ссорюсь, хочу, еду, ем.

Упр. 272, с. 230. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. К каждому глаголу подберите неопределенную форму и укажите спряжение глагола – I или II.

Дополнительные упражнения:

Упражнение 1. Безличные глаголы замените глаголами в форме прошедшего времени и постройте с ними предложения.

Становится, хочется, дремлется, брезжится, удается, смеркается, светает, не спится, вечереет, почудится, мо­розит.

Упражнение 2. Образуйте глаголы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Стать, помнить, гнать, клеить, рыть, брить, сеять, тер­петь, пахать, одеть, проскакать, проскочить, клеветать, разъехаться, выспаться, слышать, слушать, отправить, отправлять.

Упражнение 3. Разделите на группы глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа. Укажите особенности каждой группы.

Дерзить, тузить, убедить, галдеть, толпиться, обступить, победить, вечереть, рассветать, тошнить, смеркать­ся, наступить (о времени), вскипеть (о воде), произойти, течь, исходить, пошатывать, удаваться, хватать.

Упражнение 4 . Проспрягайте глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь . Что нужно помнить при спряжении этих глаголов?

Материал для самостоятельной работы:

1. В следующих глаголах выделите основу настоящего времени.

Веселятся, забывают, звучат, льются, вспоминают, уносят, гладят, гаснут, зеленеют, шьют, кипят, ловят, никнут.

2. В следующих глаголах выделите основу инфинитива.

Думать, просить, петь, зависеть, вычислять, продумывать, заснуть, гибнуть, сломить, ночевать, пролиться, мёрзнуть, мочь.

Задания для самоконтроля

1. В каких формах глагол изменяется по лицам? Образуйте парадигму лица глаголов.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками.

Абзац отличается от ССЦ тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической. Абзац в монологической речи служит для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

Примечание. Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются.

Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической. Для А.М. Пешковского, например, абзац - это интонационно-синтаксическая единица. Л.М. Лосева считает абзац семантико-стилистической категорией, то же находим и у М.П. Сенкевич. Для А.Г. Руднева это синтаксическая единица. Последнее представляется абсолютно неприемлемым.

Абзац и ССЦ - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от ССЦ), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и ССЦ могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу.

А = ССЦ:

Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто, светились рядом два красных глаза - вероятно, окна какого-нибудь барака - и длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь и проволоки... (Ч.);

Такое совпадение хотя и не случайно, но отнюдь не обязательно. Не случайно, потому что абзацное членение текста подчинено прежде всего его смысловому членению, а ССЦ, хотя и является синтаксической единицей, свои формальные показатели объединенности отдельных компонентов приобретает тоже на основе их семантической спаянности. Но совпадение это не обязательно потому, что абзац композиционно организует текст, он выполняет не только логико-смысловую функцию, но и выделительную, акцентную, эмоционально-экспрессивную. Кроме того, абзацное членение в большей мере субъективно, нежели синтаксическое.


Это значит, что абзац может разорвать единое ССЦ. Особенно это свойственно художественным текстам в отличие от научных, где совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организацию речи.

Границы абзаца и ССЦ могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение (и даже часть предложения, например в официально-деловой литературе: в текстах законов, уставов, дипломатических документов и т.д.), а ССЦ - это, как минимум, два предложения (чаще - больше двух); в одном абзаце может быть два и более ССЦ, когда отдельные микротемы связываются друг с другом. Например:

А < ССЦ:

Надо бы остановиться, войти в избу, увидеть сумрак смущенных глаз - и снова ехать дальше в шуме сосен, в дрожании осенних осин, в шорохе крупного песка, сыплющегося в колею.

И смотреть на птичьи стаи, что тянут в небесной мгле над Полесьем к темному югу. И сладко тосковать от ощущения своей полной родственности, своей близости этому дремучему краю (Пауст.);

А > ССЦ:

Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. // Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. // Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (Ч.). (В одном абзаце - три ССЦ.)

2. Отношения прозаической строфы с абзацем могут складываться следующим образом: 1) сложное синтаксическое целое равно абзацу; 2) абзац включает несколько сложных синтаксических целых; 3) сложное синтаксическое целое разбивается на абзацы.

Первый тип отношений характерен для информативных текстов. Он особенно необходим для малоподготовленного читателя (учебники для младших школьников). В художественной и публицистической прозе он придает тексту легкость, ясность, прозрачность, в некоторых случаях – динамичность.

Второй тип отношений говорит о необходимости восприятия информации не расчлененно, а в целом. Это характерно для рассуждений о сложных, многомерных связях между людьми, явлениями, событиями или о неразделимых явлениях и событиях. В художественных текстах даются обычно в один абзац «рассказ в рассказе», сны, воспоминания и т.п., чтобы выделить их вставной характер.

Деление сложного синтаксического целого на абзацы (третий тип отношений), отрыв от него какого-либо предложения приводит к тому, что приобретает особую значимость отрываемая часть прозаической строфы. См., например, конец рассказа А.П. Чехова «Архиерей»:

Через месяц был назначен новый викарный архиерей, а о преосвященном Петре уже никто не вспоминал. А потом и совсем забыли. И только старуха, мать покойного, которая живет теперь у зятя-дьякона в глухом уездном городишке, когда выходила под вечер, чтобы встретить свою корову, и сходилась на выгоне с другими женщинами, то начинала рассказывать о детях, о внуках, о том, что у нее был сын архиерей, и при этом говорила робко, боясь, что ей не поверят...

И ей в самом деле не все верили .

Последнее предложение связано с предыдущим очень тесно; более того, оно могло бы быть даже не самостоятельным предложением, а частью предыдущего сложного. Но у Чехова оно не только отделено, оторвано от синтаксически и семантически связанного с ним предыдущего предложения, но и является единственным предложением нового абзаца. Оторванность и автономность в тексте во много раз увеличивают смысловой объем этого предложения по сравнению с тем, что был бы у него в составе абзаца, равного сложному синтаксическому целому.

Деление текста на абзацы определяет и общий тон повествования, и конкретное смысловое и экспрессивное наполнение его отдельных частей. Ср., например, разное деление на абзацы отрывка из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» в интерпретации разных переводчиков:

И вот Бекки, проходя мимо учительского стола, стоявшего неподалеку от двери, заметила, что в замке торчит ключ! Можно ли было пропустить такой редкостный случай? Она оглянулась – вокруг ни души. Через минуту она уже держала книгу в руках. Заглавие «Анатомия», сочинение профессора такого-то, ничего ей не объяснило, и она принялась перелистывать книгу. На первой же странице ей попалась красиво нарисованная и раскрашенная фигура голого человека. В эту минуту на страницу упала чья-то тень: в дверях показался Том Сойер и краем глаза глянул на картинку. Бекки торопливо захлопнула книгу, но при этом нечаянно разорвала картинку до середины. Она сунула книгу в ящик, повернула ключ и разрыдалась от стыда и досады (в переводе К. Чуковского).

И вот, проходя мимо кафедры, стоявшей возле самых дверей, Бекки заметила, что ключ торчит в ящике. Жалко было упустить такую минуту. Она оглянулась и увидела, что никого кругом нет, и в следующее мгновение книга уже была у нее в руках. Заглавие на первой странице – «Анатомия» профессора такого-то – ровно ничего ей не сказало, и она принялась листать книгу. Ей сразу же попалась очень красивая картинка, вся в красках: совсем голый человек.

В это мгновение чья-то тень упала на страницу – на пороге стоял Том Сойер, заглядывая в книжку через ее плечо. Торопясь захлопнуть книгу, Бекки рванула ее к себе и так неудачно, что надорвала страницу до половины. Она бросила книгу в ящик и расплакалась от стыда и досады (в переводе Н. Дарузес, 1953 г.)

Из-за разного деления на абзацы акценты в переводах существенно смещаются. В первом отрывке одна героиня – Бекки, а Том дается в ее восприятии, во втором – два действующих лица. Том дается как самостоятельный герой, он становится виновником случившегося. Выделение второго абзаца и, как следствие, появление второго активного героя драматизируют действие.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Была грустная августовская ночь - грустная, (ПО)ТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.

(ВО)КРУГ беседки посадили сирень, и (В)ТЕЧЕНИЕ целого месяца мы ощущали её нежнейший аромат.

Следует иметь (В)ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАК(ЖЕ) от перехода из одного агрегатного состояния в другое.

(ЗА)ТЕМ поворотом стоит наша часть, (ПО)ЭТОМУ комендантские патрули попадались нам всё чаще.

Снег на севере сходит только (В)НАЧАЛЕ июня, а в конце сентября ложится (В)НОВЬ.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Была грустная августовская ночь - грустная, ПОТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило НАВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.

ВОКРУГ беседки посадили сирень, и В ТЕЧЕНИЕ целого месяца мы ощущали её нежнейший аромат.

Следует иметь В ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАКЖЕ от перехода из одного агрегатного состояния в другое.

ЗА ТЕМ поворотом стоит наша часть, ПОЭТОМУ комендантские патрули попадались нам всё чаще.

Снег на севере сходит только В НАЧАЛЕ июня , а в конце сентября ложится ВНОВЬ.

Ответ: ПОТОМУ НАВСТРЕЧУ ИЛИ НАВСТРЕЧУ ПОТОМУ.

Ответ: потомунавстречу|навстречупотому

Правило: Задание 14. Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи.

По «Спецификации» в этом задании проверяется знание самого объёмного, самый разнообразного и потому наиболее сложного материала. В данном разделе «Справки» будут систематизированы правила школьных учебников, а также дополнены той информацией, которая является необходимой для успешного выполнения задания ЕГЭ и овладения практической грамотностью. Набор правил, которые будут разобраны, не является случайным: созданию списка предшествовала работа по изучению заданий прошлых лет, банка ФИПИ, а также печатных изданий, авторами которых являются создатели КИМов (Цыбулько И.П., Егораева, Васильевых И.П. и другие).

В таблице 1 собраны слова, отличительной особенностью многих является наличие омонимов, то есть слов, звучащих одинаково, но имеющих разное написание. Для обозначения частей речи и пояснений использованы сокращения :

сущ. – имя существительное

числ. – имя числительное

нар. – наречие

мест. – местоимение

деепр. – деепричастие

п/п - производный предлог

н/п – непроизводный предлог

в/с – вводное слово

фе – фразеологическая единица

Буква СЛИТНО/РАЗДЕЛЬНО/ДЕФИС ПОЯСНЕНИЕ
Б бы, б слитно только в союзе чтобы, чтоб . Я раньше лёг, чтобы не опоздать на поезд. (союз, =для того чтобы, бы нельзя переместить или убрать ) Чтобы не остаться без аттестата, придётся изучать, как пишется частица "бы". Чтоб не забыть, запишу это в ежедневник.
раздельно во всех остальных случаях: Что бы мне почитать? (мест.+част., бы можно переместить или убрать.) Сказала бы раньше; как бы не опоздать; что бы я без тебя делал? Я вернусь, что бы ни случилось.
В всё-таки по правилу написания частицы -таки. Всегда через дефис.
в конце

в отличие (отличие)

в потёмках

в стороне

в общем (нельзя вообщем)

в открытую

всё время

всё равно

во что бы то ни стало

всегда раздельно

внизу

вдвое (втрое…)

восвояси

вдогонку

всегда слитно

ввиду пропустил ввиду болезни (п/п, =из-за)

иметь в виду (ФЕ)

украшение в виде бабочки

вверх, вверху посмотреть (куда? нар. ) вверх ; находится (где? наречие ) вверху

целиться (во что? ) в верх (чего? ) дерева, мишени ()

вглубь уйти вглубь (куда? нар .)

уйти в глубь (чего? ) леса (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вконец обессилеть вконец (как? нар., =окончательно )

переставить фразу в конец (чего? ) предложения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вместо, вместе

в место, в месте

выступил вместо меня (п/п, =за ), вместе (наречие) со мной. Нельзя: заместо меня

попасть ( во что? ) в место падения, нашли (где? ) в месте расположения (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вдаль, вдали

в даль, в дали

смотреть (куда?, наречие ) вдаль; виднеется вдали (где? наречие .)

в даль (чего?,н/п+ сущ. в Род. падеже ) моря; виднеется в дали (чего? ) моря (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вначале трудно вначале (когда? нар. )

в начале (чего? ) книги (сущ.+н/п, есть поясняемое слово

вОвремя сделать вовремя (когда? нар .)

болит во время (чего? ) сна (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вниз, внизу упасть (куда? нар .) вниз ; находится (где? наречие ) внизу

целиться (во что? ) в низ (чего? ) дерева, мишени (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в (самом) низу горы

вплоть учить вплоть до утра (п/п, =до )

облечь (во что? ) в плоть и кровь (сущ.+н/п )

вплотнУю

в плОтную

подойти вплотную (как? нар., =очень близко )

завернуть в плотную бумагу (какую? прил.+н/п )

вправо повернуть вправо (куда, наречие)

во что? в право владения наследством (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

вправе вправе узнать (к/с, =имеет право )

доля в (в чём? ) праве собственности на квартиру (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), в уголовном (каком? )праве

в продолжение

в продолжениЕ, в продолжениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в продолжение дня, в продолжение урока, в продолжение года (похоже "на протяжении")

Имя существительное продолжение в разных падеже с предлогом в: в продолжение (во что? ) романа будут введены новые герои. В продолжении романа (в чём? ) мы узнаем об их судьбах.

впервЫе увидеть впервые (когда? нар .)

скучать в первые дни (какие? числ.+н/п )

вследствие

в следствиИ, в следствиЕ

рейс задержан вследствие (п/п, =из-за ) непогоды

Существительное следствие в разных падежах: вмешаться (во что? ) в следствие (сущ.+н/п ) ; ошибки в (предварительном) следствии (сущ.+н/п )

вслед смотреть (куда, чему? ) вслед (нар.) уходящему поезду идти вслед за ним, за другом (п/п, =за)

идти след в след (сущ.+н/п )

в течение

в течениЕ, в течениИ

предлог, определяющий отрезок времени. Сочетается со словами сутки, день, час, неделя и т.п.: в течение дня, в течение урока, в течение года (похоже "на протяжении" )

Имя существительное течение в винительном или в предложном падеже с предлогом в: в течение (во что? ) реки; (о чём ) о течении реки.

Е если бы

всегда одинаково

Ж Же Всегда раздельно по правилу частиц. Частица вносит усилительное значение.

Надо же , скажи же , как же можно, как же , это же неправда, одно и то же , то же самое, в то же время, точно так же .

Не путать с союзами ТОЖЕ и ТАКЖЕ (см. в таблице)

З за границей работать и жить

за неимением времени или средств

за счёт (угощение за счёт заведения)

всегда одинаково

засветло

всегда одинаково

затем Наречия и союзы:

затем (когда? нар., =потом ) мы уедем;

Зачем спросил? (нар., =с какой целью? );

маленький, зато (союз, =но ) шустрый.

Местоимения с предлогами:

Я пришёл за тем (каким именно? ) котёнком, который мне понравился; я занял очередь за тем (каким именно? ) человеком, что отошёл к окну.

Аналогично: За чем (именно) очередь? (мест.+н/п, =за каким товаром? ) За чем (именно) ты вернулся? За ключами.

Аналогично: я благодарю тебя за то (за что именно? ), что ты помог мне; я обижена не за то (за что именно? ), что ты не пришёл, а за то (за что именно? ), что обманул меня.

зачастУю

за чАстую

зачастую нет результата (нар., =часто ) за частую смену настроения (за какую? прил.+н/п )
И издалека слитно всегда
итак Итак , начнём урок! (вводное слово )

крутил и так и сяк (как? нар.+союз) ; и так (как так? ) много раз, и так всё время

К -КА Всегда через дефис по правилу частиц.

Принеси -ка , скажи -ка , смотрите -ка

К кряду Несколько раз кряду (как, наречие=подряд ) чихнул

К ряду (к чему, имя сущ+н\п.) чисел, к ряду знакомых

как будто

как только

как бы то ни было

всегда одинаково

Л Ли (частица)

Всегда одинаково и раздельно.

Н

напротив

насквозь

невдалеке

Всегда одинаково

на протяжении

всегда одинаково

навстречу

на встречу

идти навстречу (куда? нар .); идти навстречу (кому?) другу (п/п )

идти на (долгожданную) встречу с другом (сущ.+н/п )

наконец наконец он уснул (нар., =после всего )

перенести на конец месяца (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

наперёд

на пЕред (редко!)

знаю всё наперёд (как? нар., =заранее )

упасть на перед машины ()

наподобие

на подобие

фигура наподобие шара (п/п, =вроде )

задача (на что? ) на подобие треугольников (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

например

на пример

Был, например , (вводное слово ) такой случай.

обратить внимание на (этот) пример (сущ.+н/п )

наполовину

на половину

разрушен наполовину (нар., =частично )

претендовать (на что? ) на половину дома (сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

насчёт узнать насчёт (п/п, =о) билетов

положить деньги на (банковский) счёт (сущ.+н/п ), не принимай это на свой счёт (ФЕ)

назад

на зад (редко!)

обернуться назад (куда? нар .)

посмотреть на (разбитый) зад автомобиля (сущ.+н/п )

наверх, наверху

на верх, на верху*

подняться наверх (куда? нар .), наверху (где? нар .) было холодно

подняться на верх (чего? ) горы (сущ.+н/п, есть поясняемое слово ), на (чём?) на верху здания, на верху блаженства (переносное значение)

насилу насилу удержал (как? нар., =с большим трудом )

надеяться на (свою) силу (на что? сущ.+н/п )

насколько

на сколько

Насколько это верно? (нар., = в какой мере? )

На сколько повысят пенсию? (мест.+н/п )

настолько

на столько

настолько устал, что уснул (в какой мере? нар .)

Какое число на столько же меньше? (=на такое же количество, мест.+н/п )

наверное

на верное

Наверное, будет дождь. (вводное слово =вероятно)

На верное дело идём! (прил.+н/п, на дело какое? верное)

нАсмерть

на смерть

биться насмерть (как? нар., =до смерти )

Их посылали на (верную) смерть. (сущ.+н/п)

нАголову

на голову

враги разбиты наголову (как? нар., =окончательно )

повязка на голову (на что? сущ.+н/п )

наперебой

на перебои

заговорили наперебой (как? нар., =перебивая друг друга )

жаловаться на (постоянные) перебои водоснабжения (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

начистоту

на чистоту

поговорить начистоту (как? нар., =откровенно )

обратить внимание на чистоту в помещении (на что? сущ.+н/п, есть поясняемое слово)

налицо факты налицо (нар., =имеются в наличии )

наложить крем на (своё) лицо (на что? сущ.+н/п )

надолго уехать надолго (нар., на какой срок? )

смотреть на долго танцующую девочку (танцующую как? долго, нар.+н/п )

навсегда

на всегда

уйти навсегда (нар., на какой срок? )

смотреть на всегда опрятную девочку (опрятную когда? всегда, нар.+н/п )

несмотря на

не смотря

бежал, несмотря на усталость (п/п, =вопреки )

бежал, не смотря под ноги (деепр., =не глядя )

невзирая на

не взирая

Невзирая на усталость, мы отправились осматривать город (п/п, =вопреки )

Я старался сидеть, не взирая на окружающих и пряча глаза (деепр., =не глядя )

О оттуда

всегда одинаково

от этого

раздельно всегда

оттого Повестки я не получил, оттого и не явился. (нар., =по этой причине )

От того , кто не мил, и подарок постыл. (от кого? мест.+н/п, =от человека )

Оттолкнулся от того берега (от какого? мест.+н/п, =от прил .)

отчего Отчего ты не спал? (нар., =по какой причине? ) Потому что работал.

От чего ты отказался? (мест.+н/п ) От работы, от задания.

отчасти Отчасти ты прав. (насколько? нар., =частично )

Он отказался от (большей) части дохода. (от чего? сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

П позади

попросту

поскольку

понемногу

поодиночке

слитно всегда

потому что

по сравнению (с)

по течению

всегда раздельно

причём Вещь красивая, причём недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При чём ты останешься? (мест.+н/п, =с чем? ) При чём (мест.+н/п ) здесь родители, если сам виноват?

притом Вещь красивая, притом недорогая. (союз, =к тому же, вдобавок )

При том пособии имеется приложение. (при каком? мест.+н/п, =прил .)

потому Он остался потому, что хочет узнать правду. (почему? нар., =по той причине )

идти по тому берегу (по какому? мест.+н/п, =прил .) догадался по тому , что увидел (мест.+н/п, =по увиденному )

почему Почему ты молчишь? (нар., =по какой причине? ) Потому что не хочу разговаривать.

По чему ты занимаешься? (мест.+н/п, =по какому пособию? ) По учебнику Розенталя. По чему ты скучаешь больше всего? По лету, по солнцу.

поэтому много работал, поэтому устал (нар., почему? по какой причине? )

заниматься по этому учебнику (мест.+н/п, по какому? =прил .)

поистине

по истине

Это поистине редкая вещь. (нар., =на самом деле )

Люди скучают по (настоящей) истине . (сущ.+н/п )

поначалу

по началу

скучать поначалу (нар., =первое время )

догадаться по (самому) началу романа (сущ.+н/п, есть поясняемое слово )

С со временем

раздельно всегда

сразу, сразу же

всегда одинаково

сначала сначала подумай (когда? нар .)

Не начать ли сказку с (самого) начала ? (с чего? сущ.+н/п )

совсем совсем не выспался (как? нар., =совершенно )

уехал со всем имуществом (с каким? мест.+н/п )

сплеча замахнулся сплеча (как? нар., =сразу )

снять с (своего) плеча попугая (с чего? сущ.+н/п )

Т Таки Может писаться либо через дефис, либо раздельно.

Сломал -таки , опять -таки , прямо -таки после глаголов, наречий, частиц через дефис

Меня таки приняли на работу, я таки опоздал - во все других случаях раздельно

тОтчас явился тотчас (как? нар., =сразу же )

настал тот час (мест.+сущ., час какой? тот) , когда я вновь увидел Вас

Омонимы: есть союзы тоже, также

Я тоже , как и ты, учу иностранные языки. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

У меня есть кот, и у тебя тоже. .

Я увлекаюсь музыкой, а также очень люблю читать. (союз, =и, ЖЕ опустить нельзя ).

Кот любит спать, а также прятаться в новых пакетах.

Омонимы: местоимение с частицей же . Она усиливает значение, см. ЖЕ

Встречаемся в то же время. (мест.+част.,время какое именно?) - в то; же

Брат посоветовал то же , что и вы. (мест.+част.,посоветовал что именно? ) - то; же опустить можно, заменить союзом и нельзя!

Вы так же молоды, как десять лет назад. (нар., молоды как?) - так; же опустить можно, заменить союзом и нельзя).

тут же

раздельно всегда

Х хотя бы, хотя б

раздельно всегда

В основу таблицы 1 положены материалы учителя русского языка Крюковой М.А. (сайт «По уши в ОГЭ и ЕГЭ!»)

Через дефис пишутся наречия, образованные:

1) от полных прилагательных или местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки,-ски, -ьи

поступать по-дружески петь по-казахски жить по-новому сделать по-своему по-заячьи труслив

2) от порядковых числительных на -ых, -их с помощью приставки в- (во-)

во-вторых в-третьих в-пятых

3) посредством повтора того же слова или корня, осложнённого приставками, суффиксами

еле-еле, точь-в-точь день-деньской мало-мальски волей-неволей

4) посредством соединения синонимов

нежданно-негаданно, подобру- поздорову у

5) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь

кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь

Полу- всегда пишется слитно: полумесяц, полугодие.

Это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац - это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической .

Примечание . Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются.

Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической.

Сложное синтаксическое целое - это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Например:

Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто, светились рядом два красных глаза - вероятно, окна какого-нибудь барака - и длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, ночь и проволоки... (Ч.);

Дождь в течение всего лета шел некрупный и теплый. Сначала люди остерегались его, сидели дома, а потом началась нормальная жизнь под дождем, как если бы его и не было. Люди в этом случае действовали подобно курам, ибо существует точная примета предсказания длительности дождя: если во время дождя куры прячутся в укрытие - значит дождь скоро перестанет. Если куры, как ни в чем не бывало бродят по улице, по дороге, по зеленым лужайкам - значит дождь зарядил надолго, по всей вероятности на несколько дней (Сол.).

Такое совпадение хотя и не случайно, но отнюдь не обязательно. Не случайно, потому что абзацное членение текста подчинено прежде всего его смысловому членению, а сложное синтаксическое целое, хотя и является синтаксической единицей, свои формальные показатели объединенности отдельных компонентов приобретает тоже на основе их семантической спаянности. Но совпадение это не обязательно потому, что абзац композиционно организует текст, он выполняет не только логико-смысловую функцию, но и выделительную, акцентную, эмоционально-экспрессивную. Кроме того, абзацное членение в большей мере субъективно, нежели синтаксическое.

Это значит, что абзац может разорвать единое сложное синтаксическое целое. Особенно это свойственно художественным текстам в отличие от научных, где совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организацию речи.

Границы абзаца и сложного синтаксического целого могут не совпадать: в абзац может быть вынесено одно предложение (и даже часть предложения, например в официально-деловой литературе: в текстах законов, уставов, дипломатических документов и т.д.), а сложное синтаксическое целое - это, как минимум, два предложения (чаще - больше двух); в одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом. Например:

    1) сложное синтаксическое целое разорвано абзацем:

    Надо бы остановиться, войти в избу, увидеть сумрак смущенных глаз - и снова ехать дальше в шуме сосен, в дрожании осенних осин, в шорохе крупного песка, сыплющегося в колею.

    И смотреть на птичьи стаи, что тянут в небесной мгле над Полесьем к темному югу. И сладко тосковать от ощущения своей полной родственности, своей близости этому дремучему краю (Пауст.);

    2) в одном абзаце - три сложных синтаксических целых:

    Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. // Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, - весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. // Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (Ч.).

быть, и ты будешь женат на Сонечке, -

говорил он, -

наши будут играть. Л.Т. 2. Зима! -

продолжал он, поудобней

усаживаясь и оборачиваясь к седоку. -

Не люблю! Уж больно

я зябкий! Стою на морозе и весь коченею, трясусь... Подуй

холод, а у меня уж и морда распухла... Комплекция такая! Не

привык! Ч. 3. Это в памяти остается. Повторяется, как молва:

сердце бьется, армия бьется -

одинаковые слова! Одинаковые

глаголы -

неслучайные наверняка. Одинаковые законы и у

сердца, и у полка... -

Говорится, словно поется с интонацией

вихревой: бьется армия, сердце бьется, бьется знамя над

головой! Рожд. 4. У меня приятель есть один, -

он скривился б, на

тебя посмотрев. Он сказал бы, брови выгнув в дугу, оглядев

твой бешеный бег: -

Этих глупых маленьких рек я никак

понять не могу. Рожд.

511. Выделите причастия вместе с определяющим словом, укажите

проявляющиеся в причастиях глагольные признаки и признаки

прилагательных.

1. С нами поравнялся человек в поношенном пальто и с

бритой, синевато-багровой физиономией. Ч. 2. Тростник был

оживлен божественным дыханьем и сердце наполнял святым

очарованьем, л. 3. Старая, черная и изрытая колеями дорога

тянулась перед ним бесконечною нитью, усаженная своими

ветлами; направо -

голое место, давным-давно сжатые нивы;

снять их, он взглянул с галереи вниз и увидел Селифана,

возвращавшегося из конюшни. Л 5. А когда я оглядывался, я

видел раскрасневшееся лицо моего спутника и голубую ширь,

вольно и спокойно лежавшую среди покатых гор, покрытых

желтеющими лесами, виноградниками и виллами в парках. Б,

512. Образуйте от данных глаголов все возможные формы причастий,

выделите формообразующие аффиксы. Объясните невозможность

образования некоторых форм.

Называть, дышать, подписать, уточнить, вести, увести,

колоть, расколоть, забыть, забывать, варить, сказать, говорить,

513. Определите время и залог причастий, выделите формообразующие

Украшенный, возделывающий, предвидевший,

истончившийся, подбитый, сказанный, смеющийся, рассмеявшийся,

изданный, удавшийся, закрепленный, растертый, носимый,

веселящийся.

Порядок разбора причастия

I. Часть речи (неспрягаемая глагольная форма).

П. 1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид: совершенный или

несовершенный; б) возвратность: возвратное или невозвратное; в)

переходность: переходное или непереходное; г) залог:

действительное или страдательное;

3. Непостоянные признаки: а) время: настоящее или прошедшее;

абсолютное или относительное значение времени; б) полная

или краткая форма (для страдательных причастий); в) падеж

(для причастий в полной форме); г) число; д) род;

III. Синтаксическая функция.

Образец: Волнуемый воспоминаниями, я забылся Ч.

Волнуемый -

неспрягаемая глагольная форма -

причастие; начальная форма -

волновать; постоянные

признаки: несовершенного вида; невозвратное;

переходное; страдательного залога. Непостоянные

признаки: имеет форму настоящего времени в

относительном употреблении; употреблено в полной

форме, в именительном падеже, единственном

числе, мужском роде. В предложении является

определением.

514. Выделите причастия, выполните их полный морфологический

непереводимые ни на один язык. Ахм. 2. У юрты ждут оседланные

кони. Рожд. 3. Но вообще они были народ добрый, полны

гостеприимства, и человек, вкусивший с ними хлеба-соли или

просидевший вечер за вистом, уже становился чем-то

близким, тем более Чичиков с своими обворожительными

качествами и приемами, знавший в самом деле великую тайну

нравиться. Г. 4. Я находил в себе все описываемые страсти и

сходство со всеми характерами, и с героями, и с злодеями

каждого романа, как мнительный человек находит в себе

признаки всех возможных болезней, читая медицинскую книгу.

Л.Т. 5. Но и домашнее обучение стрельбе окончено. Купр.