Объектом для деятельности субъектов образовательного процесса являются. Понятие субъектов образовательного процесса, их специфические особенности

Величайший ученый и ученик элементарной школы стоят хотя и на противоположных концах, но одной и той же лестницы -- личного развития и усовершенствования; один на вершине ее, другой -- в самом низу... Но и тот и другой равно работают -- своим умом, учатся, хотя и каждый по-своему; они -- делатели одного поля, хотя и на различных концах его.

П.Ф. Каптерев. Дидактические очерки. Теория образования

Субъекты образовательного процесса

Категория субъекта

Общая характеристика категории субъекта

Категория субъекта, как известно,-- одна из центральных в философии, особенно в онтологии (Аристотель, Декарт, Кант, Гегель). Большое внимание она вызывает и в современной психологической науке (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.А. Лекторский). Как отмечает С.Л. Рубинштейн, «основная задача философии (онтологии)... задача раскрытия субъектов различных форм, способов существования, различных форм движения» . Сюда же входит задача раскрытия, определения субъектов деятельности как одной из основных форм движения. Анализ субъектов образовательной деятельности, включающей в себя две взаимосвязанные ее формы -- педагогическую и учебную, лежит в русле как общефилософской, так и конкретно педагогической задачи.

Каковы же характеристики субъекта с общефилософской позиции? Приведем эти характеристики, по С.Л. Рубинштейну.

Во-первых, категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого в познании бытия, в «открытии бытия познанию», в отношении этого «познаваемого бытия» к познающему человеку С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: «1) бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание* .

Во-вторых, познающий субъект, или «субъект научного познания -- это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах» . Здесь существенно подчеркнуть положение А.Н. Леонтьева, что вообще противоположность между субъективным и объективным не абсолютна. «Их противоположность порождается развитием, причем на всем протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их "односторонность"» .

В-третьих, общественный субъект может существовать и реализоваться и в деятельности, и в бытии конкретного индивида.

В-четвертых, рассматривая проблему отношения «Я» и другой человек, С.Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что «Я» предполагает некоторую деятельность и, наоборот, «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности -- "я" данного индивида» . Это положение выступает в качестве одной из основных характеристик не только субъекта, но и самой деятельности.

В-пятых, субъект -- сознательно действующее лицо, самосознание которого -- это «осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности -- практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе» . Это определение получает в теории С.Л. Рубинштейна форму афоризма «Человек как субъект жизни».

В-шестых, каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому (как было отмечено еще А. Смитом,К. Марксом в теории зеркала, согласно которой человек Петр, смотрясь в Павла как в зеркало и принимая его оценки, формирует самооценку).

В-седьмых, каждое «Я», представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект. «Каждое "я", поскольку оно и есть всеобщность "я", есть коллективный субъект, содружество субъектов, "республика субъектов", содружество личностей; это "я" есть на самом деле "мы"» .

Восьмая характеристика субъекта состоит в том, что субъект деятельности сам формируется и создается в этой деятельности, распредмечивание которой может выявить и определить и самого субъекта. Согласно С.Л. Рубинштейну, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле» [цит. по 35, с. 6].

Отметим еще одну, девятую, характеристику субъекта, которая следует из гносеологического и собственно психологического анализа процесса отражения, категории «субъективного» образа (по А.Н. Леонтьеву). Согласно А.Н. Леонтьеву, в познании, отражении действительности, всегда находится активный («пристрастный») субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится. Основываясь на общепсихологическом тезисе обусловленности деятельности мотивами, эмоциями, установками субъекта, А.Н. Леонтьев вводит понятие «пристрастности» отражения как его принадлежности субъекту деятельности .

Важно отметить, что, подходя к понятию субъекта с других -- операциональных -- позиций, Ж. Пиаже также рассматривал активность как одну из ведущих его характеристик. «Он справедливо подчеркивает, что так же, как объект не "дан" субъекту в готовом виде, а воссоздается последним в структуре знания, как бы "строится" им для себя, так и субъект "не дан" себе со всеми своими внутренними структурами; организуя для себя объект, субъект конструирует и свои собственные операции, т.е. делает себя реальностью для самого себя» .

По Ж. Пиаже, субъект находится в постоянном взаимодействии со средой; ему врожденно присуща функциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Активность выявляется в действиях, среди которых разные трансформации, преобразования объекта (перемещение, комбинирование, удаление и т.д.) и создание структур являются ведущими. Ж. Пиаже подчеркивает важную для педагогической психологии мысль относительно того, что между объектом и субъектом всегда существует взаимодействие, протекающее в контексте предыдущего взаимодействия, предыдущей реакции субъекта. Анализируя эту позицию Ж. Пиаже и всей Женевской школы, Л.Ф. Обухова отмечает, что формула «стимул -- реакция», согласно Ж. Пиаже, должна выглядеть как «стимул -- организующая деятельность субъекта -- реакция» . Другими словами, субъект действия, деятельности и в более широком смысле -- взаимодействия, соотносимый с объектом, представляет собой активное, воссоздающее и преобразующее начало. Это всегда деятель [см. 181, гл. 5].

Понятие субъектов образовательного процесса, их специфические особенности.

Категория субъекта - одна из центральных в философии, особенно в онтологии (Аристотель, Декарт, Кант, Гегель). Большое внимание она вызывает и в современной психологической науке (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Анализ субъектов образовательной деятельности, включающей в себя две взаимосвязанные ее формы - педагогическую и учебную, лежит в русле как общефилософской, так и конкретно педагогической задачи.

Характеристиками субъекта, по С.Л. Рубинштейну, являются:

1) категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого в познании бытия, в «открытии бытия познанию», в отношении этого «познаваемого бытия» к познающему человеку С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: «1) бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание» [с. 326].

2) познающий субъект, или «субъект научного познания - это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах» [с. 326].

3) общественный субъект может существовать и реализоваться и в деятельности, и в бытии конкретного индивида.

4) «Я» предполагает некоторую деятельность и, наоборот, «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности – «я» данного индивида». Это положение выступает в качестве одной из основных характеристик не только субъекта, но и самой деятельности.

5) субъект - сознательно действующее лицо, самосознание которого - это «осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности - практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе» [с. 335].

6) каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому.

7) каждое «Я», представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект.

8) субъект деятельности сам формируется и создается в этой деятельности, распредмечивание которой может выявить и определить и самого субъекта.

9) Согласно А.Н. Леонтьеву, в познании, отражении действительности, всегда находится активный («пристрастный») субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится. Основываясь на общепсихологическом тезисе обусловленности деятельности мотивами, эмоциями, установками субъекта, А.Н. Леонтьев вводит понятие «пристрастности» отражения как его принадлежности субъекту деятельности [с. 125-126].

Ж. Пиаже также рассматривал активность как одну из ведущих характеристик субъекта. По Ж. Пиаже, субъект находится в постоянном взаимодействии со средой; ему врожденно присуща функциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Активность выявляется в действиях, среди которых разные трансформации, преобразования объекта (перемещение, комбинирование, удаление и т.д.) и создание структур являются ведущими. Ж. Пиаже подчеркивает важную для педагогической психологии мысль относительно того, что между объектом и субъектом всегда существует взаимодействие, протекающее в контексте предыдущего взаимодействия, предыдущей реакции субъекта. Другими словами, субъект действия, деятельности и в более широком смысле - взаимодействия, соотносимый с объектом, представляет собой активное, воссоздающее и преобразующее начало. Это всегда деятель.

Таким образом, основными характеристиками субъекта: 1) субъект предполагает объект; 2) субъект общественен по форме (средствам, способам) своего действования (познавательного или практического); 3) общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот; 4) сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней субъект и формируется сам; 5) субъект индивидуальной деятельности - сознательно действующее лицо; 6) субъектность определяется в системе отношений с другими людьми - это активность, пристрастность; 7) субъектность – это неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия; 8) субъектность – это динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного); 9) субъектность - это категория интерпсихическая. И.А. Зимняя к этим субъектным характеристикам человека добавляет его характеристику и как личности в качестве субъекта. Она включает, по Е.А. Климову, направленность, мотивы; отношение к окружающему, к деятельности, к себе; саморегуляцию, выражающуюся в таких качествах, как собранность, организованность, терпеливость, самодисциплина; креативность, интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность.

Все эти характеристики в полной или свернутой форме присущи и субъектам образовательного процесса. Характеризуя субъектов педагогической и учебной деятельности, необходимо, прежде всего, отметить, что каждый педагог и ученик, представляя собой общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой образовательной системе, учреждении администрацией, преподавательским коллективом, ученическим сообществом (в институте это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нормативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность. Общая цель образовательного процесса как деятельности - сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоения. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием обеими его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.

Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает ради достижения общей цели - «для учеников и затем для себя». Субъект учебной деятельности действует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда эксплицируемой перспективы. Общая для образовательного процесса точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со стороны ученика определяет прагматический, «реально действующий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он характеризует действия совокупного идеального субъекта, представленного педагогом и учеником. «Понимаемые» мотивы лежат как бы в основании образовательного процесса, не всегда даже в полной мере осознаваясь не только учеником, но и педагогом.



Предметом образовательного процесса как деятельности совокупного субъекта , то есть тем, на что она направлена, является совокупность ценностей общественного сознания, система знаний, способов деятельности, передача которых со стороны педагога встречается с определенным способом их освоения обучающимся . Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятельность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.

По С.Л. Рубинштейну, важная характеристика субъекта деятельности - он и формируется, и развивается в ней - относится не только к развитию ученика (как обычно принято полагать), но и к саморазвитию, совершенствованию самого педагога. Специфика образовательного процесса заключается в взаимодополняемости и взаимоосуществляемости этих двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога , которое есть условие развития ученика. Идеальный совокупный субъект образовательного процесса представлен П.Ф.Каптеревым одним образовательным полем, полем учения и развития. «Субъекты образовательного процесса «обречены» на саморазвитие, внутренняя сила которого служит источником и импульсом развития каждого из них.

Специфика субъекта образовательного процесса отражает и такую важную характеристику, как формирование субъекта в системе его отношений с другими. Образовательный процесс в любой педагогической системе представлен самыми разными людьми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т.д.). Именно поэтому проблема коллективного субъекта становится самостоятельной учебно-воспитательной и производственной проблемой, проблемой взаимоотношений учащихся (Я.Л. Коломинский) и учительского коллектива как частного случая социальной общности (А.В. Петровский, А.И. Донцов, Е.Н. Емельянов и др.).

Таким образом, субъекты образовательного процесса характеризуются как общими, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще свойствами, так и специфичными для них как субъектов именно образовательного процесса, в котором и выявляются их особенности.

Обратимся к краткому описанию того, что представляют собой образование, образовательный процесс и его субъекты. На наш взгляд, это необходимо в силу того, что именно в данной плоскости реализуются межличностные отношения между субъектами образовательного процесса.

В самом общем плане образование представляет собой специально организованную систему внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. В эту систему входят учебно-воспитательные заведения, учреждения дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Образование - «процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений» . Образовательная деятельность предполагает единство преподавания (деятельности педагога) и учения (деятельности обучаемого). Заметим, что в качестве педагогов могут выступать не только учителя и преподаватели, но и родители, а в качестве учеников - родители и преподаватели. Мы это объясняем содержанием слов «педагог», «учитель», «ученик», даваемым в словаре русского языка .

Педагог - «лицо, занимающееся преподавательской и воспитательской работой».

Учитель - «лицо, которое обучает чему-нибудь; преподаватель».

Ученик- «тот, кто учится чему-нибудь, у кого-нибудь» .

На основании этого делаем заключение, что и учителя, и ученики, и их родители образуют пространство межличностных отношений образовательного процесса, выступая при этом его субъектами.

Традиционно описывают три смысловых плоскости понимания образования: как процесс, результат и система .

Как указывает Ю.К. Бабанский, в состав системы, в которой протекает образовательный процесс, входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия .

Образовательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности . Считаем, что качество и эффективность образовательного процесса во многом зависит от характера межличностных отношений его субъектов, реализующихся в педагогическом взаимодействии.

Образовательный процесс «предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования» . Полагаем, что такая «разница» достигается за счет отношений между субъектами образовательного процесса. Характер отношений будет определять качественные сдвиги, как в сфере обучения, так и воспитания.

К закономерностям образовательного процесса относят :

  • 1) закономерность динамики образовательного процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что образовательный процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;
  • 2) закономерность развития личности в образовательном процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия;
  • 3) закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между взаимодействующими субъектами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;
  • 4) закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних стимулов;
  • 5) закономерность единства чувственного, логического и практики в образовательном процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного;
  • 6) закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от качества педагогической деятельности; качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых;
  • 7) закономерность обусловленности образовательного процесса. Течение и результаты образовательного процесса зависят от потребностей общества и личности, возможностей (материально- технических, экономических и др.) общества, условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).

К отмеченному выше добавим еще одну немаловажную закономерность. Это закономерность обусловленности образовательного процесса характером межличностных отношений, складывающихся между его субъектами. Суть в том, что эффективность образовательного процесса будет во многом определяться характером отношений между взаимодействующими субъектами в континууме «гармоничность - дисгармоничность».

По мнению ученых , целостность образовательного процесса реализуется:

  • в единстве обучения, воспитания и развития (единстве их целей, содержания, методов, форм, средств);
  • в единстве образования (воспитания) и самообразования (самовоспитания);
  • в единстве функций педагогического процесса;
  • в реализации в содержании образования всех компонентов опыта, накопленного человечеством (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру);
  • в единстве, соподчиненности и вместе с тем определенной автономности процессов, этапов, актов, образующих целостный педагогический процесс;
  • в единстве деятельности образовательных учреждений, семьи, отдельных групп (коллективов) учащихся, общественных организаций, направленной на достижение общих целей образования;
  • в организации разносторонней (целостной) деятельности воспитанников, оказывающей воздействие на все сферы личности: рациональную, эмоционально-волевую, практическую (поведенческую);
  • в единстве преподавания и воспитательной работы как целостной педагогической деятельности.

Субъект (лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе) - «носитель субстанциональных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта» .

И.А. Зимняя приводит основные характеристики субъекта.

  • 1. Субъект предполагает объект.
  • 2. Субъект общественен по форме (средствам, способам) своего дей- ствования (познавательного или практического).
  • 3. Общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде, и наоборот.
  • 4. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам.
  • 5. Субъект индивидуальной деятельности - сознательно действующее лицо.
  • 6. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, это пристрастность.
  • 7. Субъектность есть неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия.
  • 8. Субъектность есть динамическое начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного).
  • 9. Субъектность есть категория интерпсихологическая.

Как отмечает И.А. Зимняя, «вышеназванные характеристики субъекта деятельности могут быть отнесены к субъектам педагогической и учебной деятельности» .

Считаем, что при таком подходе к пониманию субъектов образовательного процесса исчезает «психология». Субъект представляет собой «набор» абстрактных, абсолютно «не психологичных» характеристик.

В качестве примеров приведем несколько вопросов. Можно ли относиться к другому человеку как к объекту? Полагаем, что нет, так как даже безразличное отношение к человеку будет отношением к кому-то. Выражение «субъектность как становящееся и исчезающее начало...» также вызывает ряд вопросов. Прежде всего, субъектность - начало чего? Можно также предположить, исходя из этого, что какое-то время человек был субъектом, а потом по какой-то причине он утратил свою субъектность?!

В этом отношении приведем хрестоматийную фразу, приписываемую историку В.О. Ключевскому: «Раньше психология была наукой о душе, а теперь стала наукой об ее отсутствии» .

С.А. Минюрова , развивая представление о профессионализации, описывает три аспекта анализа категории «субъектность» в отечественной психологии.

Субъектность как содержательно-действенная характеристика активности. Субъектность предполагает активность («самодеятельность» - в терминологии В.М. Бехтерева) педагога по поиску того, что представляет смысл для его деятельности: с чем и с кем вступать во взаимодействие, что преобразовывать в собственных интересах.

Субъектность как возникающее на некотором уровне развития новое системное качество личности, которое определяет специфику поведения человека. «В результате внутренних количественных изменений возникает новая способность осознанно производить изменения окружающей действительности и изменяться в зависимости от них самому. С этой точки зрения в субъектности делается акцент на активно-преобразующей функции личности, раскрываются своеобразие конкретного человека, его отличие от других, сила и генерализо- ванность проявлений его преобразующего потенциала» .

Субъектность как отношение человека к себе как к деятелю. «Субъектность как деятельностное отношение к самому себе, другим людям и к миру предполагает понимание первопричинности собственных действий, ощущение себя источником, началом преобразований... Это ощущение внутренней причинности деятельности тесно связано с образованием чувства компетентности, и именно эти два базовых ощущения определяют направления преобразовательной активности человека» .

Как указывает С.А. Минюрова , существование человека (профессионала) как субъекта жизни раскрываются посредством двух базовых характеристик: активности и целостности.

Активность. Предполагает согласование собственных способностей и наклонностей педагога как профессионала с требованиями окружения. Это, в свою очередь, позволяет педагогу самостоятельно направлять события, регулировать ход своей жизни, а также осуществлять преобразования окружающей действительности.

Целостность. Эта характеристика, обретаясь в процессе индивидуального развития, выступает объективным основанием для системности всех психических процессов, состояний и свойств личности педагога.

На основании описанного выше перед нами встала потребность в альтернативном взгляде на проблему субъекта образовательного процесса. Приведем основные положения этого аспекта.

Субъект (субъекты) - это конкретные люди, обладающие своими уникальными, индивидуальными и типическими психологическими особенностями. Это предполагает то, что у субъекта:

  • не существует «правильного» и «неправильного» восприятия реальности;
  • его восприятие реальности и реальность сама по себе - не одно и то же;
  • он не может объективно оценивать реальность, так как он по своей природе субъективен;
  • полное взаимопонимание невозможно, а одиночество всегда неизбежно;
  • каков субъект (человек), в таких ситуациях он и оказывается;
  • то, каким он видит мир, говорит не о мире, а о нем самом . Основными качествами субъекта образовательного процесса

выступают:

  • 1) умение ставить цели. «Без наличия конкретной цели можно получить “счастливого идиота”, но не просветленного человека» (В.А. Ананьев);
  • 2) личностная сила (уверенность, самодостаточность);
  • 3) сенсорная чувствительность. Умение видеть то, в каком состоянии находится партнер, наблюдая за его невербальным поведением;
  • 4) умение находиться в состоянии «аптайма» (рабочего транса), это умение «жить» в том процессе, той деятельности, которую выполняет человек. Это позволяет действовать более эффективно и с меньшими психологическими затратами;
  • 5) гибкость (эмоциональная, когнитивная, поведенческая). Восточные мастера говорили: «Встретил высокое - нагнись, встретил низкое - перешагни»;
  • 6) чувство юмора;
  • 7) умение сохранять «дух новичка». Суть в том, что можно учиться

хоть у кого, если есть чему.

Субъектность человека предполагает умение «быть на границе». В этом отношении приведем достаточно интересную позицию, описанную Ю.М. Лотманом, которую он обозначил «дурак и сумасшедший» . Сделаем одно важное замечание: «дурак» и «сумасшедший» - это образное выражение поведения человека.

Дурак - «лишен гибкой реакции на окружающую ситуацию. Его поведение полностью предсказуемо. Единственно доступная ему форма активности - это нарушение правильных соотношений между ситуацией и действием. Действия его стереотипны, но он применяет их не к месту. Ничего нового он придумать не может. Поэтому поступки его нелепы, но полностью предсказуемы» .

Промежуточную позицию между «дураком и «сумасшедшим» занимает «умный», поведение которого определяется как «нормальное».

Нормальный человек - «думает то, что надлежит думать по обычаю, правилам ума или практическому опыту. Таким образом, его поведение тоже предсказуемо, оно описывается как норма и соответствует формулировкам законов и правилам обычаев» .

Сумасшедший. «Его поведение отличается тем, что его носитель получает дополнительную свободу в нарушении запретов, он может совершать поступки, запрещенные для «нормального» человека. Это придает его действиям непредсказуемость. Последнее качество, разрушительное, как постоянно действующая система поведения неожиданно оказывается эффективным в моменты остроконфликтных ситуаций» .

Таким образом, субъекты образовательного процесса могут вести себя «по правилам», реализуя традиционные нормы. В этом случае разрешение межличностного противоречия между субъектами образовательного процесса может достигаться искусством выполнения правил.

Но есть и другой путь. Это путь «умного-сумасшедшего». Здесь разрешение противоречия будет обусловлено изобретательностью, остроумием, хитростью и обманом, в конечном счете - аморальностью. Умный - «это тот, кто совершает неожиданные, непредсказуемые для его врагов действия. Ум осуществляется как хитрость» . Непредсказуемость действий в трудных ситуациях, возникающих между субъектами образовательного процесса, может быть эффективной, потому что выбивает оппонента из привычных для него ситуаций, создавая таким образом обстановку, в которой стереотипное поведение оказывается бессмысленным и не эффективным.

Далее обратимся к описанию социальных и ситуативных установок педагога как субъекта образовательного процесса. Как отмечает Р.В. Овчарова, «уровень социальных установок учителя, воспитателя можно разделить на два подуровня: базовые социальные установки, проявляющиеся в профессиональной деятельности, и ситуативные, проявляющиеся в непосредственном взаимодействии с детьми» .

Установка - это «устойчиво сформированная в результате переживания окружающей реальности и на основе страданий о ней, выступает как принципиальная направленность поведения, которая предполагает готовность к определенным действиям и реакциям» .

Аттитюд - это предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения. Аттитюд имеет сложную структуру и включает ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления). Иногда аттитюд понимается как эмоционально насыщенное представление (мнение) о чем-либо. В качестве представления в аттитюде обычно выступает стереотип (обобщенное представление), а эмоциональной составляющей является обобщенное чувство .

Социальный стереотип - «устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде» .

К базовым социальным установкам педагога относятся :

  • 1) сосредоточенность педагога на себе, своих переживаниях, мыслях по поводу того, как он выглядит в глазах воспитанников (Я-центрация). «У некоторых педагогов это стремление к самоутверждению, признанию со стороны детей гиперболизировано и остается надолго» ;
  • 2) «центрация на администрации» образовательного учреждения. Особую значимость приобретает мнение и оценка директора школы, ректора вуза, декана и т.п.;
  • 3) ориентация не мнение, оценку коллег;
  • 4) «центрация на родителях» как ориентация на мнения, оценки родителей воспитанников;
  • 5) «центрация на методике» как сосредоточенность на содержании и способах своей деятельности. Как указывает Р.В. Овчарова, «методоцентрические воспитатели могут быть творческими, знаменитыми. Но в ядре их творчества не воспитанник, а средство» ;
  • 6) «центрация на воспитаннике, или гуманистическая центрация». Особое внимание педагогом уделяется развитию воспитанника, к его проблемам, стремлениям, мыслям, переживаниям. «Педагоги с такой центрацией наиболее соответствуют сути педагогической профессии» ;
  • 7) «центрация на коллективе», предполагающая доминирующий интерес к коллективу, группе, искренняя увлеченность работой со всеми вместе без внимания к конкретной личности.

По мнению Р.В. Овчаровой, «мотивы, которые побуждают педагога к деятельности, весьма различны, их иерархия и соподчиненность должны иметь определенную динамику, связанную с профессиональным становлением: стремление к признанию, самоутверждению -? акцентировка на содержании воспитания, обучения -*? повышенный интерес к способам педагогической работы -? преобладание интереса к пониманию и развитию ребенка» .

Ситуативные установки реализуются в непосредственном взаимодействии педагога с другими субъектами образовательного (учебно-воспитательного) процесса. «Установки этого уровня направлены на ребенка, на себя как воспитателя, на содержание и способ взаимодействия с воспитанниками» . В ситуативных установках педагога, по мнению Р.В. Овчаровой , реализуются:

  • личностное (пристрастное) отношение к субъектам образовательного процесса (например, к учащимся, их родителям, студентам, магистрантам и др.);
  • значимость собственных личностных проявлений для успеха педагогической деятельности;
  • стремление к развивающему, личностно-значимому и привлекательному для других субъектов образовательного процесса (например, учащихся, их родителей, студентов, магистрантов и др.) содержанию, важному и интересному также для себя;
  • установка на сотрудничество в совместной деятельности и диалогичность в общении с другими субъектами образовательного процесса (учащимися, коллегами и др.).

Рассматривая педагога как личность, как субъекта образовательного процесса, необходимо обратиться к описанию проблемы его идентичности как профессионала. Этому вопросу будет посвящен следующий параграф.

Субъект - сознательно действующее лицо, самосо­знание которого - это «осознание самого себя как существа, осо­знающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующе­го лица в процессе его деятельности - практической и теоре­тической, субъекта деятельности осознания в том числе».

Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного субъекта, т.е. тем, на что она направлена, является совокупность ценностей общественного сознания, система зна­ний, способов деятельности, передача которых со стороны пе­дагога встречается с определенным способом их освоения обу­чающимся. Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятель­ность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.

Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает ради достижения общей цели - «для уче­ников и затем для себя». Субъект учебной деятельности дейст­вует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда экр­плицируемой перспективы.

Общая для образовательного процес­са точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со сто­роны ученика определяет прагматический, «реально действую­щий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он ха­рактеризует действия совокупного идеального субъекта, пред­ставленного педагогом и учеником. «Понимаемые» мотивы ле­жат как бы в основании образовательного процесса, не всегда даже в полной мере осознаваясь не только учеником, но и пе­дагогом.

24. Студенты и преподаватели – субъекты образовательного процесса. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Субъектные свойства педагога.

Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса , который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося (школьника, студента). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.



Требования, предъявляемые к педагогу :

1) создание условий для безопасного проявления личности каждого учащегося в различных учебных ситуациях, что требует от педагога в первую очередь находиться не в традиционной позиции педагога-информатора, источника знаний и контролера, а в позиции ведущего партнера, помогающего саморазвитию личности обучаемого;

2) развитие внутренней мотивационной сферы ученика, формирование у него собственной познавательной потребности не только в получении и усвоении новых знаний, но и в выработке обобщенных способов учебной деятельности, умение получать удовольствие и удовлетворение от познания;

3) большая внутренняя работа педагога по личностному и профессиональному саморазвитию (развитие творческого потенциала, позволяющего адекватно решать общую задачу обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося и учебной группы).

Требования, предъявляемые к учащемуся :

1) активность обучаемого, его готовность к учебной деятельности;

2) согласование внешних (в первую очередь мотивов достижения) и внутренних (познавательных) мотивов;

3) большая самостоятельность обучающегося, определенный уровень саморегуляции и самосознания (целеполагания, самоконтроля и самооценки).

Категория субъекта - одна из центральных в философии, особенно в онтологии (Аристотель, Декарт, Кант, Гегель). Большое внимание она вызывает и в современной психологической науке (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Анализ субъектов образовательной деятельности, включающей в себя две взаимосвязанные ее формы - педагогическую и учебную, лежит в русле как общефилософской, так и конкретно педагогической задачи.

Характеристиками субъекта, по С.Л. Рубинштейну, являются:

1) категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого в познании бытия, в «открытии бытия познанию», в отношении этого «познаваемого бытия» к познающему человеку С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: «1) бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание» [с. 326].

2) познающий субъект, или «субъект научного познания - это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах» [с. 326].

3) общественный субъект может существовать и реализоваться и в деятельности, и в бытии конкретного индивида.

4) «Я» предполагает некоторую деятельность и, наоборот, «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности – «я» данного индивида». Это положение выступает в качестве одной из основных характеристик не только субъекта, но и самой деятельности.

5) субъект - сознательно действующее лицо, самосознание которого - это «осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности - практической и теоретической, субъекта деятельности осознания в том числе» [с. 335].

6) каждый конкретный субъект определяется через свое отношение к другому.

7) каждое «Я», представляя и единичное, и всеобщее, есть коллективный субъект.

8) субъект деятельности сам формируется и создается в этой деятельности, распредмечивание которой может выявить и определить и самого субъекта.

9) Согласно А.Н. Леонтьеву, в познании, отражении действительности, всегда находится активный («пристрастный») субъект, моделирующий объект и связи, в которых он находится. Основываясь на общепсихологическом тезисе обусловленности деятельности мотивами, эмоциями, установками субъекта, А.Н. Леонтьев вводит понятие «пристрастности» отражения как его принадлежности субъекту деятельности [с. 125-126].

Ж. Пиаже также рассматривал активность как одну из ведущих характеристик субъекта. По Ж. Пиаже, субъект находится в постоянном взаимодействии со средой; ему врожденно присуща функциональная активность приспособления, посредством которой он структурирует воздействующую на него среду. Активность выявляется в действиях, среди которых разные трансформации, преобразования объекта (перемещение, комбинирование, удаление и т.д.) и создание структур являются ведущими. Ж. Пиаже подчеркивает важную для педагогической психологии мысль относительно того, что между объектом и субъектом всегда существует взаимодействие, протекающее в контексте предыдущего взаимодействия, предыдущей реакции субъекта. Другими словами, субъект действия, деятельности и в более широком смысле - взаимодействия, соотносимый с объектом, представляет собой активное, воссоздающее и преобразующее начало. Это всегда деятель.


Таким образом, основными характеристиками субъекта: 1) субъект предполагает объект; 2) субъект общественен по форме (средствам, способам) своего действования (познавательного или практического); 3) общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот; 4) сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней субъект и формируется сам; 5) субъект индивидуальной деятельности - сознательно действующее лицо; 6) субъектность определяется в системе отношений с другими людьми - это активность, пристрастность; 7) субъектность – это неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия; 8) субъектность – это динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного); 9) субъектность - это категория интерпсихическая. И.А. Зимняя к этим субъектным характеристикам человека добавляет его характеристику и как личности в качестве субъекта. Она включает, по Е.А. Климову, направленность, мотивы; отношение к окружающему, к деятельности, к себе; саморегуляцию, выражающуюся в таких качествах, как собранность, организованность, терпеливость, самодисциплина; креативность, интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность.

Все эти характеристики в полной или свернутой форме присущи и субъектам образовательного процесса. Характеризуя субъектов педагогической и учебной деятельности, необходимо, прежде всего, отметить, что каждый педагог и ученик, представляя собой общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой образовательной системе, учреждении администрацией, преподавательским коллективом, ученическим сообществом (в институте это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нормативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность. Общая цель образовательного процесса как деятельности - сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью. Она осуществляется двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоения. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием обеими его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.

Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает ради достижения общей цели - «для учеников и затем для себя». Субъект учебной деятельности действует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда эксплицируемой перспективы. Общая для образовательного процесса точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со стороны ученика определяет прагматический, «реально действующий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он характеризует действия совокупного идеального субъекта, представленного педагогом и учеником. «Понимаемые» мотивы лежат как бы в основании образовательного процесса, не всегда даже в полной мере осознаваясь не только учеником, но и педагогом.

Предметом образовательного процесса как деятельности совокупного субъекта , то есть тем, на что она направлена, является совокупность ценностей общественного сознания, система знаний, способов деятельности, передача которых со стороны педагога встречается с определенным способом их освоения обучающимся . Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятельность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.

По С.Л. Рубинштейну, важная характеристика субъекта деятельности - он и формируется, и развивается в ней - относится не только к развитию ученика (как обычно принято полагать), но и к саморазвитию, совершенствованию самого педагога. Специфика образовательного процесса заключается в взаимодополняемости и взаимоосуществляемости этих двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога , которое есть условие развития ученика. Идеальный совокупный субъект образовательного процесса представлен П.Ф.Каптеревым одним образовательным полем, полем учения и развития. «Субъекты образовательного процесса «обречены» на саморазвитие, внутренняя сила которого служит источником и импульсом развития каждого из них.

Специфика субъекта образовательного процесса отражает и такую важную характеристику, как формирование субъекта в системе его отношений с другими. Образовательный процесс в любой педагогической системе представлен самыми разными людьми, группами, коллективами (преподавательским, учительским, классным и т.д.). Именно поэтому проблема коллективного субъекта становится самостоятельной учебно-воспитательной и производственной проблемой, проблемой взаимоотношений учащихся (Я.Л. Коломинский) и учительского коллектива как частного случая социальной общности (А.В. Петровский, А.И. Донцов, Е.Н. Емельянов и др.).

Таким образом, субъекты образовательного процесса характеризуются как общими, присущими субъекту познания, деятельности, жизни вообще свойствами, так и специфичными для них как субъектов именно образовательного процесса, в котором и выявляются их особенности.