Олимпиадные задания русскому языку 5 6.

В 5 классе продолжаем готовиться к олимпиадам по русскому языку. Предлагаем познакомиться с восемью заданиями четырёх этапов. Заданий много, и все они познавательные.

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

5 КЛАСС

1 этап

№1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка, помойка. Что и почему он перепутал?

№2. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки? Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

№3. Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственном и множественном числе):

Ночевала _____ золотая на груди утеса-великана.

Небесные, вечные странники.

Я ____, _____, _____, я вовсе не медведь.

Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено (птичка, рыбка, кучка, тучка, штучка)?

№4. Даны слова: банка, катится, плач, полет, сели. В какие из них можно добавить букву Ь так, чтобы получились правильные слова?

№5. Как называют по-русски жителей Парижа, Лондона, Берлина, Марселя, Рима ?

№6. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу? Может быть, так: с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию?

№7. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

свекла, скула, ампула, скоба, брюква, документ, портфель.

2 этап

№1. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

№2. Замените устаревшие слова современными синонимами:

очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.

Где до сих пор ещё используют устаревшие слова? Почему? Приведите примеры.

№3. Определите фразеологические обороты в данных предложениях:

Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого. Неприятель разбит в пух и прах. Ругает старика старуха на чем свет стоит.

Какое значение они имеют? Приведите свои примеры: предложения с фразеологизмами.

№4. Сколько среди слов: горячий, обожженный, яркий, красный, сгоревший – таких, которые сочетаются со словом огонь? Почему?

№5. В каком из предложений есть грамматическая ошибка?

Сыщики охотились за вором. Кошка охотилась на мышь. Коллекционер охотился на редкую книгу. Лиса охотилась за зайцем. Древний человек охотился на мамонтов.

Исправьте ошибку.

№6. Из данных существительных некоторые образованы по общему правилу, но некоторые с отклонениями. Почему? Объясните.

Смотритель, учитель, слушатель, писатель, сеятель.

№7. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий, определите, кто чем занимался: Скорняков, Сыромятников, Пономарев, Гончаров.

№8. Определите члены предложения:

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой». Придумайте монолог ступы Бабы-яги.

3 этап

№1. Валера Готовкин, один из героев повести Э. Успенского «25 профессий Маши Филиппенко», должен был вместе с друзьями «отработать и изучить» все действия пожарных во время пожара. Свои наблюдения он оформил так:

а) прыгание в машину, б) открывка дверей, в) проездка по улицам, г) раздвижка лестницы, д) размотка шлангов, е) тушка пожаров.

В чём состоят ошибки Валеры Готовкина? Исправьте (отредактируйте) его текст.

№2. Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава . Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

№3. Поэт и сатирик Саша Чёрный (1880 – 1932) придумал замечательную собачонку – фокса Микки. Фокс Микки вёл дневник, а однажды захотел написать стихи. И написал. Замечательно получилось, тем более что он не учился ни в гимназии, ни в «цехе поэтов». И, возгордясь, Микки решил прочесть свои стихи наоборот:

Дикий ветер веранде по
Быстрей всё листья гонит.
Микки фоксик весёлый я,
Зверей из умный самый!

В чём ошибка Микки? Разгадайте, какие стихи сочинил Микки.

№4. На улице Яблоневой стоит замечательный дом: здесь есть и конёк , и громоотвод , и черепица , и ставни , и перила , и терраса , и палисадник . Определите значение выделенных слов.

№5. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя, Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?

№6. Составьте предложение, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох.

№7. Найдите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения.

Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

№8. Расставьте ударение в словах: портфель, документы, свекла, позвонит, сироты, столяр, туфля, квартал, понял, поняла.

4 этап

№1. Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина. Найдите и выпишите слова с суффиксом –арь. Не путайте их с теми словами, в которых –арь суффиксом не является, а входит в состав корня. Объясните, каким приёмом вы пользовались, чтобы найти суффикс –арь .

Один поэт, раскрыв словарь,
Стал рифмовать: вратарь, звонарь,
Аптекарь, рыцарь, секретарь,
А также слесарь, государь,
Библиотекарь, лодырь, пахарь
И пекарь, виноградарь, знахарь.
Пожалуйста, поспорь с поэтом.
Найди, кто лишний в списке этом.

№2. Хорошо ли вы знаете устойчивые обороты? Дополните словосочетания и напишите, что они обозначают:

делать из мухи…, переливать из пустого в…, пристать с ножом к…, зарубить на…, валять…, сматывать …, не сносить…, смотреть сквозь…, по щучьему… .

№3. Слова в словосочетаниях перепутали свои места. Верните каждое слово на его место, записав словосочетания в исправленном виде: вихрастые носы, курносые волосы, карие штаны, короткие глазки, краснощёкие дома, кирпичные рожицы. Объясните, почему в таком виде эти словосочетания не могут существовать. Придумайте со словосочетаниями предложения.

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Добейтесь того, чтобы не было повторов.

Мальчик подошел к остановке автобуса и спросил у женщины средних лет, идет ли подъехавший автобус до кинотеатра «Россия». Женщина ошибочно ответила, что идет. Тогда в разговор вступила другая женщина, более старшего возраста. Она сказала, что мальчику необходимо перейти улицу и ехать на автобусе этого маршрута, но в другом направлении. Мальчик выразил благодарность обеим женщинам.

№5. Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут: Ростик, Поля, Лина, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.

№6. Прочитайте стихотворение Т. Крюковой «Меню». Выпишите из него слова на правило «О-Ё после шипящих в корне и суффиксах существительных», обозначая морфему, в которой находится орфограмма.

Съел обжора на обед
Щи, печеночный паштет,
С майонезом кабачок
И свиной окорочок.
Съел копченого угря,
Фунт улиток, может, зря,
И бараний бок в сметане –
Это вам не чох бараний.
Сыроежек полбочонка
И тушеную печенку,
Наперченный антрекот,
Из крыжовника компот,
Черствый хлеб, бутыль боржоми,
В общем – все, что было в доме.
Вы его меню в тетрадку
Запишите по порядку.

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык С.Я. Маршак. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Разгадайте эту загадку. Объясните свой ответ.

Элизабет, Лизи,
Бэтси и Бэсс
Весною с корзинкой
Отправились в лес.
В гнезде на березе,
Где не было птиц,
Нашли они пять
Розоватых яиц.
Им всем четверым
По яичку досталось.
И всё же четыре
На месте осталось.

№8. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.

Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт.
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.
(И. Бунин.)

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

5 - 6 класс

Вопрос № 1 2 балла

Определите, сколько раз встречается звук [т] в следующем предложении:

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

Вопрос № 2 2 балла

Расставьте ударение в следующих словах:

В каких парах слова не рифмуются? Выберите правильный ответ.

1) повод - газопровод 1) 3, 6

2) живее - красивее 2) 4, 5

3) завидно - обидно 3) 1, 2

4) каталог - некролог 4) 5, 6

5) библиотека - картотека

6) алфавит - позвонит

Вопрос № 3 5 баллов

Сколько пар однокоренных слов в данном списке? Подчеркните и запишите ответ цифрой.

Смешить - смешанный, лев - левша, росток - растени е , холодильник - прохлада, носик - носит, засуха - сушка, сырок - отсыреть, пятиклассник - впятером, ближайший- близорукий.

Вопрос № 4 4 балла

Внесите в первую колонку таблицы следующие слова:

хвастунишка, холодный, похолодело, холодище.

Корень, суффикс, окончание.

Вопрос № 5 5 баллов

В книге К. Чуковского « От двух до пяти» говорится: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости «старуха собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

Вопрос № 6 6 баллов

Подберите к заимствованным словам из колонки А синонимы из колонки В.

А В

Актуальный Правильно:4

подражание, подделка

Антракт Правильно:6

Ситуация Правильно:2

Лозунг Правильно:5

важный, злободневный

Миссия Правильно:3

Призыв

Имитация Правильно:1

Перерыв

Вопрос № 7 4 балла

Вставьте пропущенные буквы:

Меж…языковый, суб…ект, буль…н, кумач…вый, груш…вый, пр…зидент, ра…чет, акв…м…рин, шепч…тся (3 л., мн.ч), бле…т (3 л., ед.ч), кле…т (3 л., ед.ч).

Выпишите: 1 слово с нулевым окончанием, определите, к какой части речи оно относится;

1 глагол, определите спряжение;

Слова каких частей речи ещё есть в задании? Назовите части речи, приведите пример.

Вопрос № 8 5 баллов

Установите правильное согласование:

По кругу резво катил… коляску маленьк… пони.

Спустил…сь тяжел… жалюзи.

Пари не состоял…сь.

Белоснежн… тюль был… накрахмален…

В магазин привезли тонну красн… помидор…

Вопрос № 9 3 балла

В каких предложениях есть подлежащее и сказуемое? Выберите правильный ответ.

1. Яблочко сочное, спелое. 1) 1, 3, 4

2. Какая красота! 2) 2, 3, 4

3. Янтарём и рубинами загорелись листья. 3) 1, 3, 5

4. Ворон - птица вещая. 4) 2, 3, 5

5. Малыш, оглянись вокруг!

Вопрос № 10 2 балла

Какие словосочетания выписаны из этого предложения неправильно? Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.

1. выпал на рассвете 1) 2, 4

2 . выпал и не таял 2) 3, 5

3. долго не таял 3) 2, 5

4. иней не таял 4) 1, 3

5. не таял на траве

Вопрос № 11 2 балла

В каком словаре можно уточнить происхождение выделенных слов?

Широко бытует представление о малине как о любимой ягоде медведей. В Сибири бурый медведь красную смородину, бруснику или чернику поедает охотнее, чем малину.

1) Грамматический

2) Орфоэпический

3) Этимологический

4) Словообразовательный

Вопрос № 12 4 балла

Прочитайте текст:

И рече ему Буй Туръ Всеволодъ: одинъ братъ, одинъ свiътъ свiътлый ты Игорю, оба есвiъ Святъславлича; сiъдлай брате свои бръзыи комони, а мои ти готови,

осiъдланы у Курьска на переди.

Ответьте на вопрос: кто кого призывает седлать коней? В ответе употребите современные правила образования имён и отчеств, например: Иван Иванович призывает Ивана Никифоровича седлать коней.

Ответы

Холодный, холодище

Корень, суффикс, окончание.

хвастунишка

Корень, суффикс, суффикс, окончание.

похолодело

Приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

5. Объяснить значение фразеологизма

Актуальный Правильно:4

подражание, подделка

Антракт Правильно:6

обстановка, обстоятельства, положение

Ситуация Правильно:2

представительство, задание, роль

Лозунг Правильно:5

важный, злободневный

Миссия Правильно:3

Призыв

Имитация Правильно:1

Перерыв

7. субъект, бульон - сущ .

блеет

По кругу резво катил… коляску маленьк… пони (м.р.).

Спустил…сь тяжел… жалюзи (ср.р.).

Пари не состоял…сь.(ср.р)

Белоснежн… тюль был… накрахмален…(м.р)

В магазин привезли тонну красн(ых)… помидор…(ов)

12. Всеволод Святославович призывает Игоря Святославовича седлать коней.

Задания школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
2014­2015 учебный год
5 класс
Продолжительность олимпиады ­ 45 минут. Максимально возможное количество баллов ­ 100.
Код участника:______________________________
1. Расставьте ударение в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
10 баллов

[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к ]_______________________________________________
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ]______________________________________________ 10 баллов

Обожжёт, подделка, отталкивать, поссорились, лимонный. 10 баллов
4.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания ст…рожила, (не)сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная
надпись,библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в
олимпиаде,зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…
дающие
15 баллов

цветы.
Алый бархат вечереет, Жаждет зелень, и июль
Горделиво дремлют ели, Колыбельной лаской млеет. (В.Брюсов)
Ответ:____________________ 8 баллов
6. Замените синонимами устаревшие слова.
Очи ­ __________________
Чело ­ __________________
Ланиты ­ ________________
Уста ­ __________________
Перст ­ __________________
Глаголет ­ ________________
Десница­ _________________ 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
1. Петя ушиб колено ноги.

2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
3. Собрание будет в декабре месяце.
4. Многие города были превращены в руины и развалины.
5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 10 баллов

­спустя рукава ­ ___________________________________________________
­жить душа в душу ­________________________________________________ 10 баллов
9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, ______________________________________________
Любишь кататься ­ _________________________________________________ 10 баллов
10. Творческая работа.
В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст?
Допиши 4 – 6 предложений, продолжив текст.
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

Ответ:_________________________

_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
10 баллов

5 класс (ключ)
1. Расставьте ударение в словах.
(торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча)
По 1 баллу за каждое правильное слово. Максимальное количество – 10 баллов
2. Составьте слова из следующих звуков:
[ и] [ л’ ] [н’ ] [ Э ] [ й’ ] [ к] – ельник
[ с’ ] [й’ ] [и ] [ м’ ] [ У ] [ с’ ] ­ смеюсь
По 5 баллов за каждое слово. Максимальное количество – 10 баллов
3. Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.
Обо/жж/ёт, под/дел/к/а, от/талк/ива/ть, по/ссор/и/л/и/сь, лимон/н/ый.
За каждое слово – 2 балла. Максимальное количество – 10 баллов
4. За каждое правильно написанное слово – 1 балл
Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные
книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре,
объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы
Максимальное количество – 15 баллов
5. Сколько грамматических основ в следующем предложении?
4 грамматические основы.
За каждую основу ­ 2балла. Максимальное количество ­ 8 баллов
6. За каждый правильный ответ ­ 1 балл
Глаза, лоб, щѐки, губы, палец, говорит, рука. Максимальное количество ­ 7 баллов
7. Найдите «лишние» слова.
«Лишние слова»: 1) ноги; 2) пищи; 3) месяце; 4) развалины; 5)ледяной;
Правильный ответ – 2 балла. Максимальное количество ­ 10 баллов
8. Подберите к устойчивым словосочетаниям антонимы:
­ спустя рукава – засучив рукава
­ жить душа в душу – как кошка с собакой

9. Закончите пословицы:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Правильный ответ – 5 баллов. Максимальное количество ­ 10 баллов
10.Творческая работа
– ГАДБВ
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
За дописанный рассказ – до 5 баллов. При оценке дописанного сочинения применяются действующие нормы
оценки сочинений и изложений. Максимальное количество ­ 10 баллов.
Максимальное количество за работу ­ 100 баллов.
Ключи:
Вопрос
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Максимальное количество баллов
10
10
10

На изучение русского языка в 5 классе отведено достаточно много часов. Учащиеся углубляют знания морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, а также знакомятся с самостоятельными и служебными частями речи, изучают лексику и такие понятия, как омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Для того, чтобы систематизировать знания, полученные на уроках, школьникам стоит получать их объективную оценку. Именно для этого проводятся олимпиады по русскому языку. Мы предлагаем вам ознакомиться с примерами олимпиадных заданий для 5 класса с ответами. Представленные задания могут использоваться в качестве тренажера для подготовки к олимпиадам, а также экзаменам и контрольным.

Олимпиада по русскому языку 5 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Укажите ряд, в котором слова расположены в алфавитном порядке:
А) серебристый, серебро, серебряный
Б) серебро, серебряный, серебристый
В) серебряный, серебро, серебристый

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог:
А) диалог
Б) предмет
В) повторить

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
А) ц..нк, ц..ганочка
Б) дикц..я, ц..ркуль
В) ц..кнуть, падчериц..н
Г) нарц..сс, огурц..

4. В каком слове суффикс -НИК- обозначает занятие человека?
А) подойник
Б) подлокотник
В) затейник
Г) кофейник

5. В каком предложении НЕ нужно ставить тире?
А) Лягушки хладнокровные животные
Б) Сорока самая болтливая птица на свете
В) Утренний ветерок свеж и нежен

6. В каком предложении нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены):
А) В зимнем лесу сумрачно и глухо
Б) Он привык к движению к жизни к суете
В) Зимнее солнце светит но не греет

7. В каком предложении есть синонимы?
А) Лиса живёт хитростью, а заяц - прыткостью
Б) Сова спит днём, а охотится ночью
В) В поэтической речи глаза часто называют очами
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз

8. Укажите слова с безударной проверяемой гласной в корне:
А) Седло, запах, зерно.
Б) Ответ, клевер, момент.
В) Сумерки, заря, запад.
Г) Характер, росток, минута.
Д) Карандаш, пенал, гараж.

9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) пАртер
Б) шОфер
В) звонИт
Г) тортЫ

10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
Б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.
В) «Я не ветеринар» - сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
Г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

Открытые вопросы

Вопрос 1
Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.
А) Они хотели устроить более лучшую жизнь.
Б) Его вклад в общее дело был существенен.

Вопрос 2
Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

Вопрос 3
Из данного предложения выпишите слово (слова), в котором (которых) есть звук [ч].
Мы, конечно, учтём ваши пожелания и постараемся вам помочь.

Вопрос 4
Напишите, каким по цели высказывания является предложение.
Болельщики активно поддерживали свою команду.

Вопрос 5
Выпишите из предложения все словосочетания.
Робко засветились на небе первые звездочки

Творческие задания

Задание 1
В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?

Задание 2
Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:
чело, ланиты, уста, очи, выя.

Задание 3
Составьте слова из букв слова приток

Задание 4
С данными словами запишите словосочетания (прил. + сущ.). Учитывайте род имен существительных.
Тюль, жюри, фойе, кольраби, фамилия, рояль, кофе, пальто.

Задание 5
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому: адрес -…, волос -…, майка -…, сосна — …

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А Б Б В В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В А В В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: А — Они хотели устроить лучшую жизнь, Б — Его вклад в общее дело был существенным

Ответ на вопрос 2: казак
Ответ на вопрос 3: учтем, помочь
Ответ на вопрос 4: повествовательное
Ответ на вопрос 5: засветились робко, засветились на небе, первые звездочки

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
Большое поле без цветка

Пример ответа на творческое задание №2
чело — лоб
ланиты — щеки
уста — губы
очи — глаза
выя — шея

Пример ответа на творческое задание №3
корт, тир, порт, пир, рот

Пример ответа на творческое задание №4
красивый тюль (м.р.), строгое жюри (ср.р.), большое фойе (ср.р.), вкусная кольраби (ж.р.), знаменитая фамилия (ж.р.), черный рояль (м.р.), крепкий кофе (м.р.), новое пальто (ср.р.)

Пример ответа на творческое задание №5
среда, слово, кайма, насос

Олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса на сайт
Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский)

Русский язык 1 - 11 класс

Литература 5 - 11 класс

Сочинения

Русский язык

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
    (К. Г. Паустовский).

    Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
    (К. Д. Бальмонт).

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    (К. Г. Паустовский).

    Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
    (М. В. Ломоносов).

Цитаты Афоризмы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Федор Михайлович Достоевский

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс с ответами.

Задание 1.

Сколько звуков [с] в этой загадке?


Задание 2.

1.2. Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие?

а) груба б) обрызгать в) дубить


Задание 3.

В каком слове нет суффикса – ЧИК?

а) перчик б) диванчик в) супчик г) докладчик


Задание 4.

Какое слово не однокоренное с остальными?

а) долг б) должник в) должен г) одолжение д) продолжить


Задание 5.

Укажите слово, в котором нет приставки.

а) прибрежный б) переоценка в) воспитатель г) воскликнуть


Задание 6.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

а) обозн…чение, задр…жать, обл…котиться б) пог…сить, сбл…жаясь, прил…жение

в) г…мнастика, к…рмить, ед…ница г) обг…реть, покр…шить, посв…стеть


Задание 7.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) пас…бище, доблес…ный, вкус…ный б) ра…целовать, бе…цветный, во…кликнуть

в) о…дать, по…делать, на…кусить г) бе…вкусный, ра…свет, во…делать


Задание 8.

Укажите слово, которое не является исключением из правила.

а) крыжовник б) шорох в) шофер г) капюшон


Задание 9.

Укажите слово, в написании которого допущена ошибка.

а) циркуль б) лекция в) лисицин г) цыкнуть


Задание 10.

Укажите вариант, в котором в обоих словах пишется чередующаяся безударная гласная.

а) подросток, новинка б) предположение, выращенный

в) расстегнуть, растение г) слагаемое, пригорок


Задание 11.

Укажите вариант, в котором в обоих выделенных словах не пишется мягкий знак (Ь).

а) Не надо боят…ся, если что-то вдруг не получит…ся.

б) Бабушка малышку нян…чит, колыбельную пес…ню поёт.

в) Видиш…, грозовая туча из-за дач… выплывает?


Задание 12.

Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.

а) солн…чный, бо…вой б) очароват…льный, жалостл…вый

в) застенч…вый, улыбч…вый г) ландыш…вый, отрасл…вой


Задание 13.

Укажите вариант, в котором представленная пара слов не является антонимами.

а) робкий – смелый б) молчаливый – неразговорчивый

в) благородный – подлый г) горячий – холодный


Задание 14.

Укажите слово, которое является многозначным.

а) монолог б) дополнение в) кроссворд г) брошюра


Задание 15.

Укажите, как называются выделенные слова в словосочетаниях: ТОПИТЬ печку, ТОПИТЬ сало

а) антонимы б) синонимы в) омонимы г) паронимы


Задание 16.

Укажите вариант, в котором слово употреблено в переносном значении.

а) бархатный плащ б) бархатная бумага в) бархатное платье г) бархатный сезон


Задание 17.

Укажите вариант, который не является синонимом к слову МЕТЕЛЬ.

а) пурга б) вьюга в) метелица г) буран


Задание 18.

В каком предложении употреблён фразеологический оборот?

в) Мальчик учился из рук вон плохо. г) Мальчик учился ремеслу у отца.


Задание 19.

Укажите вариант, который не является словосочетанием.

а) чудесный день б) день прошёл в) проходит мимо г) кончить дело


Задание 20.

Укажите, какие члены предложения являются однородными в предложении:

В осеннем лесу воздух удивительно прозрачен и чист.

а) определения б) подлежащие в) сказуемые г) дополнения


Задание 21.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

а) Зайчик бегает по парте и по карте на стене.

б) Содержи и ты в порядке парту книжки и тетрадки.

в) Снежок порхает кружится на землю тихо ложится.

г) Волны пенились и с шумом бились о берег.


Задание 22.

Среди данных предложений укажите сложное (знаки препинания не расставлены).

а) Всем телом чувствуешь холод речушки слышишь далёкое теньканье лесной птицы.

б) Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

в) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

г) Собаки грызутся между собой тянут сани в разные стороны.


Задание 23.

На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Во всех нарядах (1) сестрёнка (2) ты хороша!

Во всех нарядах (3) сестрёнка (4) хороша.

Сестрёнка (5) хороша во всех нарядах.

Сестрёнка (6) ты хороша во всех нарядах.

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6 б) 1, 2, 6 в) 3, 4, 6


Русский язык 5 класс


Copyright © All rights reserved