Они готовы оказать школе любую благодарность. Благодарность за оказанную помощь — образцы, примеры

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САПР

Структура и требования к ТО САПР

Техническое обеспечение САПР включает в себя различные технические средства (hardware ), используемые для выполнения автоматизированного проектирования, а именно: ЭВМ, периферийные устройства, сетевое оборудование, а также оборудование некоторых вспомогательных систем (например, измерительных), поддерживающих проектирование.

Используемые в САПР технические средства должны обеспечивать:

1) выполнение всех необходимых проектных процедур, для которых имеется соответствующее ПО;

2) взаимодействие между проектировщиками и ЭВМ, поддержку интерактивного режима работы;

3) взаимодействие между членами коллектива, выполняющими работу над общим проектом.

Первое из этих требований выполняется при наличии в САПР вычислительных машин и систем с достаточными производительностью и емкостью памяти.

Второе требование относится к пользовательскому интерфейсу и выполняется за счет включения в САПР удобных средств ввода-вывода данных и прежде всего устройств обмена графической информацией.

Третье требование обусловливает объединение аппаратных средств САПР в в ычислительную сеть.

В результате общая структура ТО САПР представляет собой сеть узлов, связанных между собой средой передачи данных (рис 2.1). Узлами (станциями данных) являются рабочие места проектировщиков, часто называемые автоматизированными рабочими местами (АРМ) или районами станциями (WS — Workstation ), ими могут быть также большие ЭВМ (мейнфреймы), отдельные периферийные и измерительные устройства. Именно в АРМ должны быть средства для интерфейса проектировщика с ЭВМ. Что касается вычислительной мощности, то она может быть распределена между различными узлами вычислительной сети.

Рис. 2.1. Структура техническою обеспечения САПР

Среда передачи данных представлена каналами передачи данных, состоящими из линий связи и коммутационного оборудования.

В каждом узле можно выделить оконечное оборудование данных (ООД), выполняющее определенную работу по проектированию, и аппаратуру окончания капана[данных (АКД), предназначенную для связи ООД со средой передачи данных. Например, в качестве ООД можно рассматривать персональный компьютер, а в качестве АКД— вставляемую в компьютер сетевую плату.

Канал передачи данных — средство двустороннего обмена данными, включающее в себя АКД и линию связи. Линией связи называют часть физической среды, используемую для распространения сигналов в определенном направлении; примерами линий связи могут служить коаксиальный кабель, витая пара проводов, волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС). Близким является понятие канала (канача связи), под которым понимают средство односторонней передачи данных. Примером канала связи может быть полоса частот, выделенная одному передатчику при радиосвязи. В некоторой линии можно образовать несколько каналов связи, по каждому из которых передается своя информация. При этом говорят, что линия разделяется между несколькими каналами.

Типы сетей

Существуют два метода разделения линии передачи данных: временное мультиплексирование (иначе разделение по времени или TDM — Time Division Method ), при котором каждому каналу выделяется некоторый квант времени, и частотное разделение (FDM — Frequency Division Method ), при котором каналу выделяется некоторая полоса частот.

САПР небольших проектных организаций, насчитывающих не более единиц-десятков компьютеров, которые размещены на малых расстояниях один от другого (например, в одной или нескольких соседних комнатах) объединяющая компьютеры сеть является локальной. Локалъная вычислителъная сеть (ЛВС или LAN — Local Area Network ) имеет линию связи, к которой подключаются все узлы сети. При этом топология соединений узлов (рис. 2.2) может быть шинная (bus ), кольцевая (ring ), звездная (star ). Протяженность линии и число подключаемых узлов в ЛВС ограничены.

Рис. 2.2. Варианты топологии локальных вычислительных сетей:

а — шинная; б — кольцевая; в — звездная

В более крупных по масштабам проектных организациях в сеть включены десятки-сотни и более компьютеров, относящихся к разным проектным и управленческим подразделениям и размещенных в помещениях одного или нескольких зданий. Такую сеть называют корпоративной. В ее структуре можно выделить ряд ЛВС, называемых подсетями, и средства связи ЛВС между собой. В эти средства входят коммутационные серверы (блоки взаимодействия подсетей). Если коммутационные серверы объединены отделенными от ЛВС подразделений каналами передачи данных, то они образуют новую подсеть, называемую опорной (или транспортной), а вся сеть оказывается иерархической структуры.

Если здания проектной организации удалены друг от друга на значительные расстояния (вплоть до их расположения в разных городах), то корпоративная сеть по своим масштабам становится территориальной сетью (WAN — Wide Area Network ). В территориальной сети различают магистральные каналы передачи данных (магистральную сеть), имеющие значительную протяженность, и каналы передачи данных, связывающие ЛВС (или совокупность ЛВС отдельного здания или кампуса) с магистральной сетью и называемые абонентской линией или соединением «последней мили».

Обычно создание выделенной магистральной сети, т. е. сети, обслуживающей единственную организацию, обходится для нее слишком дорого.

Поэтому чаще прибегают к услугам провайдера, т. е. организации, предоставляющей телекоммуникационные услуги многим пользователям. В этом случае внутри корпоративной сети связь на значительных расстояниях осуществляется через магистральную сеть общего пользования, В качестве такой сети можно использовать, например, городскую или междугородную телефонную сеть или территориальные сети передачи данных. Наиболее распространенной формой доступа к этим сетям в настоящее время является применение глобальной вычислительной сети Internet .

Для многих корпоративных сетей возможность выхода в Internet является желательной не только для обеспечения взаимосвязи удаленных сотрудников собственной организации, но и для получения других информационных услуг. Развитие виртуальных предприятий, работающих на основе CALS -технологий, подразумевает информационные обмены через территориальные сети, как правило, через Internet .

Рис. 2.3. Структура корпоративной сети САПР

Структура ТО САПР для крупной организации представлена на рис. 2.3. Здесь показана типичная структура крупных корпоративных сетей САПР, называемая архитектурой клиент-сервер. В сетях клиент-сервер выделяется один или несколько узлов, называемых серверами, которые выполняют в сети управляющие или общие для многих пользователей проектные функции, а остальные узлы (рабочие места) являются терминальными, их называют клиентами, в них работают пользователи. В общем случае сервером называют совокупность программных средств, ориентированных на выполнение определенных функций, но если эти средства сосредоточены на конкретном узле вычислительной сети, то понятие сервер относится именно к узлу сети.

Сети клиент-сервер различают по характеру распределения функций" между серверами, другими словами, их классифицируют по типам серверов. Различают файл-серверы для хранения файлов, разделяемых многими пользователями, серверы баз данных автоматизированной системы, серверы приложений для решения конкретных прикладных задач, коммутаци-онные серверы (называемые также блоками взаимодействия сетей или серверами доступа) для взаимосвязи сетей и подсетей, специализированные серверы для выполнения определенных телекоммуникационных услуг, например, серверы электронной почты.

В случае специализации серверов по определенным приложениям сеть называют сетью распределенных вычислений. Если сервер приложений обслуживает пользователей одной ЛВС, то естественно назвать его локальным. Но поскольку в САПР имеются приложения и базы данных, разделяемые пользователями разных подразделений и, следовательно, клиентами разных ЛВС, то соответствующие серверы относят к группе корпоративных, подключаемых обычно к опорной сети (см. рис. 2.3.).

Наряду с архитектурой клиент-сервер применяют одноранговые сети.
в которых любой узел в зависимости от решаемой задачи может выполнять
как функции сервера, так и функции клиента. Организация взаимодействия
в таких сетях при числе узлов более нескольких десятков становится чрезмерно сложной, поэтому одноранговые сети применяют только в небольших по масштабам САПР.

В соответствии со способами коммутации различают сети с коммутацией каналов и коммутацией пакетов. В первом случае при обмене данными между узлами А и В в сети создается физическое соединение между А и В, которое во время сеанса связи используется только этими абонентами. Примером сети с коммутацией каналов может служить телефонная сеть. Здесь передача информации происходит быстро, но каналы связи используются неэффективно, так как при обмене данными возможны длительные паузы и канал «простаивает». При коммутации пакетов физического соединения, которое в каждый момент сеанса связи соединяло бы абонентов А и В, не создается. Сообщения разделяются на порции, называемые пакетами, которые передаются в разветвленной сети от А к В или обратно через промежуточные узлы с возможной буферизацией (временным запоминанием) в них. Таким образом, любая линия может разделяться многими сообщениями, попеременно пропуская при этом пакеты разных сообщений с максимальным заполнением упомянутых пауз.

2.2. Аппаратура рабочих мест в автоматизированных системах проектирования и управления

Вычислительные системы в САПР

В качестве средств обработки данных в современных САПР широко используют рабочие станции, серверы, персональные компьютеры. Большие ЭВМ и в том числе суперЭВМ обычно не применяют, так как они дороги и их отношение производительность-цена существенно ниже подобного показателя серверов и многих рабочих станций.

На базе рабочих станций или персональных компьютеров создают АРМ.

Типичный состав устройств АРМ: ЭВМ с одним или несколькими микропроцессорами, внешней, оперативной и кэш-памятью и шинами, служащими для взаимной связи устройств; устройства ввода-вывода, включающие в себя, как минимум, клавиатуру, мышь, дисплей; дополнительно в состав АРМ могут входить принтер, сканер, плоттер (графопостроитель), дигитайзер и некоторые другие периферийные устройства.

Память ЭВМ обычно имеет иерархическую структуру. Поскольку в памяти большого объема трудно добиться высокой скорости записи и считывания данных, память делят на сверхбыстродействующую кэш-память малой емкости, основную оперативную память умеренного объема и сравнительно медленную внешнюю память большой емкости, причем, в свою очередь, кэш-память часто разделяют на кэш первого и второго уровней.

Например, в персональных компьютерах на процессорах Pentium III кэш первого уровня имеет по 16 Кбайт для данных и для адресов, он и кэш второго уровня емкостью 256 Кбайт встроены в процессорный кристалл, емкость оперативной памяти составляет десятки-сотни Мбайт.

Для связи наиболее быстродействующих устройств (процессора, оперативной и кэш-памяти, видеокарты) используется системная шина с пропускной способностью до одного-двух Гбайт/с. Кроме системной шины на материнской плате компьютера имеются шина расширения для подключения сетевого контроллера и быстрых внешних устройств (например, шина PCI с пропускной способностью 133 Мбайт/с) и шина медленных внешних устройств, таких как клавиатура, мышь, принтер и т. п.

Рабочие станции (workstation ) по сравнению с персональными компьютерами представляют собой вычислительную систему, ориентированную на выполнение определенных функций. Специализация обеспечивается как набором программ, так и аппаратно за счет использования дополнительных специализированных процессоров. Так, в САПР для машиностроения преимущественно применяют графические рабочие станции для выполнения процедур геометрического моделирования и машинной графики. Эта направленность требует мощного процессора, высокоскоростной шины, памяти достаточно большой емкости.

Высокая производительность процессора необходима по той причине, что графические операции (например, перемещения изображений, их повороты, удаление скрытых линий и др.) часто выполняются по отношению ко всем элементам изображения. Такими элементами в трехмерной (3D) графике при аппроксимации поверхностей полигональными сетками являются многоугольники, их число может превышать 10 . С другой стороны, для удобства работы проектировщика в интерактивном режиме задержка при выполнении команд указанных выше операций не должна превышать нескольких секунд. Но поскольку каждая такая операция по отношению к каждому многоугольнику реализуется большим числом машинных команд, требуемое быстродействие составляет десятки миллионов машинных операций в секунду. Такое быстродействие при приемлемой цене достигается применением наряду с основным универсальным процессором также дополнительных специализированных (графических) процессоров, в которых определенные графические операции реализуются аппаратно.

В наиболее мощных рабочих станциях в качестве основных обычно используют высокопроизводительные микропроцессоры с сокращенной системой команд (с RISC -архитектурой), работающие под управлением одной из разновидностей операционной системы Unix . В менее мощных все чаще используют технологию Wintel (т. е. микропроцессоры Intel и операционные системы Windows ). Графические процессоры выполняют такие операции, как, например, растеризация — представление изображения в растровой форме для ее визуализации, перемещение, вращение, масштабирование, удаление скрытых линий и т. п.

Типичные характеристики рабочих станций: несколько процессоров, десятки-сотни ме габайт оперативной и тысячи мегабайт внешней памяти, наличие кэш-памяти, системная шина со скоростями от сотен Мбайт/с до 1-2 Гбайт/с.

В зависимости от назначения существуют АРМ конструктора, АРМ технолога, АРМ руководителя проекта и т. п. Они могут различаться составом периферийных устройств, характеристиками ЭВМ.

В AP М конструктора (графических рабочих станциях) используются растровые мониторы с цветными трубками. Типичные значения характеристик мониторов находятся в следующих пределах: размер экрана по диагонали 17...24 дюйма (фактически изображение занимает площадь на 5...8% меньше, чем указывается в паспортных данных). Разрешающая способность монитора, т. е. число различимых пикселей (отдельных точек, из которых состоит изображение), определяется шагом между отверстиями в маске, через которые проходит к экрану электронный луч в электроннолучевой трубке. Этот шаг находится в пределах 0,21 ...0,28 мм, что соответствует количеству пикселей изображения от 800x600 до 1920x1200 и более. Чем выше разрешающая способность, тем шире должна быть полоса пропускания электронных блоков видеосистемы при одинаковой частоте кадровой развертки. Полоса пропускания видеоусилителя находится в пределах 110... 150 МГц и потому частота кадровой развертки обычно снижается с 135 Гц для разрешения 640x480 до 60 Гц для разрешения 1600x1200. Отметим, что чем ниже частота кадровой развертки, а это есть частота регенерации изображения, тем заметнее мерцание экрана. Желательно, чтобы эта частота была не ниже 75 Гц.

Специально выпускаемые ЭВМ как серверы высокой производительности обычно имеют структуру симметричной многопроцессорной вычислительной системы. В них системная память разделяется всеми процессорами, каждый процессор может иметь свою сверхоперативную память сравнительно небольшой емкости, число процессоров невелико (единицы, редко более десяти). Например, cep в ep Enterprise 250 (Sun Microsystems ) имеет 1 ...2 процессора, его цена в зависимости от комплектации колеблется в диапазоне 24...56 тыс. долл., а сервер Enterprise 450 с четырьмя процессорами стоит от 82 до 95 тыс. долл.

Периферийные устройства

Для ввода графической информации с имеющихся документов в САПР используют дигитайзеры и сканеры.

Диггитайзер применяют для ручного ввода . Он имеет вид кульмана, по его электронной доске перемещается курсор, на котором расположен визир и кнопочная панель. Курсор имеет электромагнитную связь с сеткой проводников в электронной доске. При нажатии кнопки в некоторой позиции курсора происходит занесение в память информации о координатах этой позиции. Таким образом может осуществляться ручная «сколка» чертежей.

Для автоматического ввода информации с имеющихся текстовых или графических документов используют сканеры планшетного типа. Способ считывания — оптический. В сканирующей головке размещаются оптоволоконные самофокусирующиеся линзы и фотоэлементы. Разрешающая способность в разных моделях составляет от 300 до 800 точек на дюйм (этот параметр часто обозначают dpi ). Считанная информация имеет растровую форму, программное обеспечение сканера представляет ее в одном из стандартных форматов, например TIFF , GIF , PCX , JPEG , и для дальнейшей обработки может выполнить векторизацию — перевод графической информации в векторную форму, например, в формат DXF .

Для вывода информации применяют принтеры и плоттеры. Первые из них ориентированы на получение документов малого формата (A3, А4), вторые— для вывода графической информации на широкоформатные носители.

В этих устройствах преимущественно используется растровый (т. е. построчный) способ вывода со струйной технологией печати. Печатающая система в струйных устройствах включает в себя картридж и головку. Картридж — баллон, заполненный чернилами (в цветных устройствах имеется несколько картриджей, каждый с чернилами своего цвета). Головка — матрица из сопел, из которых мельчайшие чернильные капли поступают на носитель. Физический принцип действия головки термический или пьезоэлектрический. При термопечати выбрасывание капель из сопла происходит под действием его нагревания, что вызывает образование пара и выбрасывание капелек под давлением. При пьезоэлектрическом способе пропускание тока через пьезоэлемент приводит к изменению размера сопла и выбрасыванию капли чернил. Второй способ дороже, но позволяет получить более высококачественное изображение.

Типичная разрешающая способность принтеров и плоттеров 300 dpi , в настоящее врёмя она повышена до 720 dpi . В современных устройствах управление осуществляется встроенными микропроцессорами. Типичное время вывода монохромного изображения формата А1 находится в пределах от 2 до 7 мин, цветного — в два раза больше.

Дигитайзеры, сканеры, принтеры, плоттеры могут входить в состав АРМ или разделяться пользователями нескольких рабочих станций в составе локальной вычислительной сети.

Особенности технических средств в АСУТП

Специфические требования предъявляют к вычислительной аппаратуре, работающей в составе АСУТП в цеховых условиях. Здесь используют как обычные персональные компьютеры, так и специализированные программируемые логические контроллеры (ПЛК), называемые промышленными компьютерами. Специфика ПЛК — наличие нескольких аналоговых и цифровых портов, встроенный интерпретатор специализированного языка, детерминированные задержки при обработке сигналов, требующих незамедлительного реагирования. Однако ПЛК в отличие от персональных компьютеров IBM PC рассчитаны на решение ограниченного круга задач в силу специализированности программного обеспечения.

В целом промышленные компьютеры имеют следующие особенности: 1) работа в режиме реального времени (для промышленных персональных компьютеров разработаны такие ОС реального времени, как OS -9, QNX , VRTX и др.); 2) конструкция, приспособленная для работы ЭВМ в цеховых условиях (повышенные вибрации, электромагнитные помехи, запыленность, перепады температур, иногда взрывоопасность); 3) возможность встраивания дополнительных блоков управляющей, регистрирующей, сопрягающей аппаратуры, что помимо специальных конструкторских решений обеспечивается использованием стандартных шин и увеличением числа плат расширения; 4) автоматический перезапуск компьютера в случае «зависания» программы; 5) повышенные требования к надежности функционирования. В значительной мере специализация промышленных компьютеров определяется программным обеспечением. Конструктивно промышленный компьютер представляет собой корзину (крейт) с несколькими гнездами (слотами) для встраиваемых плат. Возможно использование мостов между крейтами. В качестве стандартных шин в настоящее время преимущественно используют шины VME - bus (Versabus Module Europe - bus ) и PCI (Peripheral Component Interconnect ).

VME - bus — системная шина для создания распределенных систем управления на основе встраиваемого оборудования (процессоры, накопители, контроллеры ввода-вывода). Представляет собой расширение локальной шины компьютера на несколько гнезд объединительной платы (до 21 слота), возможно построение многомастерных систем, т.е. систем, в которых ведущими могут быть два или более устройств. Имеет 32-разрядные немультиплексируемые шины данных и адресов, возможно использование мультиплексируемой 64-разрядной шины. Пропускная способность шины 320 Мбайт/с.

РС1 — более удобная шина для однопроцессорных архитектур, получает все большее распространение. Пропускная способность до 264 Мбайт/с, разрядность шины 2x32 и (или) при мультиплексировании 64, архитектура с одним ведущим устройством. Имеется ряд разновидностей шины, например шина CompactPCI , в которой унифицирован ряд геометрических и механических параметров.

Программная связь с аппаратурой нижнего уровня (датчиками, исполнительными устройствами) происходит через драйверы. Межпрограммные связи реализуются через интерфейсы, подобные OLE . Для упрощения создания систем разработан стандарт ОРС (OLE for Process Control ).

Как отблагодарить человека или группу людей, если бюджет довольно ограничен? Отличным вариантом станет написание благодарственного письма. Но как его преподать? Скачать готовый образец или сочинить самостоятельно? В этой статье вы найдете примеры благодарственных писем, на основе которых сможете создать свой уникальный текст.

Благодарственное письмо за хорошую учебу

Большинство школ в нашей стране - бюджетные организации. Как и во всех структурах такого типа, финансирование у них очень ограничено. А как же поощрить способных и талантливых детей за участие в школьных олимпиадах и за успехи в учебе? Отличным вариантом станет благодарственное письмо. Пример такого вида поощрения:

Дорогой ученик. Спасибо тебе большое за то, что ты помогаешь своей школе поддерживать статус одного из лучших учебных заведений нашего района. Благодаря таким, как ты, наша страна с каждым годом становится все лучше. Ведь именно способные дети в будущем займут руководящие посты, будут развивать нашу экономику, культуру и политику. Может, тебе сейчас и кажется странной связь в выигранной олимпиаде по обществознанию с процветанием нашего общества. Но все же знай, именно знания этого предмета помогут стать успешным и добропорядочным гражданином нашей страны.

С уважением, директор школы.

Пишем благодарственное письмо за участие

Лучший способ поощрить учеников за активную школьную деятельность - это выписать им грамоту. Сегодня для поступления в престижные вузы требуется как можно больше благодарностей и различных медалей. Конечно, за участие в школьном концерте не стоит выписывать грамоту, а вот за выступление в городской команде, например, КВН, можно и выразить благодарность. Ведь такая деятельность учеников поддерживает престиж учебного заведения. Пример благодарственного письма:

Уважаемый ученик! Благодарим тебя за активную внеклассную работу. Именно твое участие в концерте помогло сделать его запоминающимся и интересным. Твой энтузиазм не останется незамеченным, помни это. Весь наш учительский коллектив гордится талантливыми ребятами, одним из которых ты и являешься. Продолжай в том же духе, а мы всегда тебя поддержим.

Классный руководитель.

Как написать благодарственное письмо воспитателю?

Всегда приятно слышать теплые слова. Но устные фразы канут в Лету, а вот письменная благодарность останется. Именно поэтому сегодня пользуются популярностью благодарственные письма воспитателю от родителей. Если вам попался отличный педагог и наставник ваших малышей, обязательно отблагодарите его. Ведь талантливых воспитателей становится все меньше. И каждому из них хочется видеть, что его труд не пропадает даром и что его деятельность находит отклик как в сердцах детей, так и их родителей. Пример благодарственного письма:

Уважаемый воспитатель! Спасибо за то, что вы есть. Нашим детям очень повезло ежедневно видеть такого внимательного, заботливого и чуткого наставника. Ребята с удовольствием ходят в детский сад, где получают новые знания. Благодаря вашему старанию все дети в нашей группе научились читать, великолепно рисуют и могут быстро сосчитать до десяти. Без вашего участия дети бы не были такими дружными, чуткими и воспитанными. От всего сердца благодарим вас за ваши старания.

Родители детей старшей группы.

Пример благодарственного письма учителю

Как много в мире почетных профессий. Но к сожалению, мало кто сегодня мечтает стать учителем или воспитателем. Большинство молодых людей идут учиться на маркетологов, юристов или дизайнеров. Так что стоит с трепетом относиться к тем, кто захотел связать свою жизнь с преподавательской деятельностью. Стоит поощрять талантливых людей как в устной, так и в письменной форме. Текст благодарственного письма от директора школы учителю истории:

Уважаемая Лидия Семеновна! Вы в нашей школе преподаете уже 5 лет и за это время нашли подход не к одной сотне различных учеников. Благодаря вашему терпению, трудолюбию и нетривиальному подходу к обучению все ваши воспитанники проявляют интерес к истории. Очень надеюсь, что наше сотрудничество с вами будет долгим и плодотворным. Желаю вам крепкого здоровья и удачи!

С уважением, директор школы.

Пишем благодарственное письмо родителям

С окончанием школы принято поздравлять не только выпускников. Ведь этот длинный путь они не прошли бы без помощи родителей. Именно их, в первую очередь, стоит поздравить с тем, что дети благополучно закончили один из этапов своей жизни и теперь стоят на пороге другого. Текст благодарственного письма родителям от директора школы:

Уважаемая София Александровна! Благодарим вас за то, что вы воспитали прекрасного сына. Именно благодаря вашему усердию и трудолюбию ваш мальчик смог добиться невероятных успехов в учебе. Наши учителя приложили все усилия для того, чтобы Александр смог стать одним из лучших учеников школы. Но именно вам он обязан тем, что стал достойным членом нашего общества. Здоровья вам и успехов во всех сферах жизни!

С уважением, директор школы.

Благодарственное письмо от коллектива

Сотрудники организации могут выражать свою благодарность не поодиночке, а все вместе. Особенно это необходимо, когда одному коллективу нужно поблагодарить другой. В этом случае можно написать письмо, в котором говорится о том, каких успехов смогла добиться компания благодаря сотрудничеству. А можно выразить благодарность за впечатление, которое коллектив получил, например, во время командировки. Кому же выражать благодарность? Да хотя бы работникам гостиницы. Такой благородный жест не останется незамеченным и в следующий раз сотрудники получат еще более теплый прием. Пример коллективного благодарственного письма:

Спасибо коллективу гостиницы за то, что организовали нашей компании такой теплый прием. Мы чувствовали себя буквально как дома. Все наши требования удовлетворялись по первому желанию, да и стоит отметить, что требовать практически ничего не приходилось. Все наши желания предугадывались заранее. Отдельное спасибо управляющему Игорю, который быстро урегулировал все вопросы, помогал с организацией конференции и быстро находил выходы из сложных ситуаций. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Коллектив компании «Альянс».

Как написать благодарственное письмо за хорошую работу?

Людей обязательно нужно поощрять. Способы для этого можно придумать разные: денежная премия, путевка или благодарственное письмо за хорошую работу. Человек всегда хочет слышать о том, что его труд не напрасен. Как детям, так и взрослым нужно слышать, что они просто замечательные, неповторимые и очень талантливые. Особенно приятно, когда дома лежит бумага с подписью директора, которая поднимает самооценку. Пример благодарственного письма:

Уважаемый Алексей Яковлевич! Выражаю вам благодарность за усердную работу и преданность фирме. Ваш высокий уровень квалификации помог нашему производству выйти на новый рынок и в разы увеличить прибыль. Благодаря вам наша фирма смогла вырасти и сейчас успешно развивается. Вы пользуетесь уважением как у коллег, так и у руководства. Надеемся, что и дальше вы будете находить нетривиальный подход к решению задач. Здоровья вам и долголетия.

С уважением, директор фирмы «Василёк».

Аналог благодарственного письма за помощь в организации мероприятия

Любая деятельность нуждается в поощрении. Ведь выразить благодарность как в устной, так и в письменной форме не так уж и сложно, а людям будет приятно. Поэтому, если вашей организации помогли организовать конференцию или корпоратив, то можно написать благодарственное письмо за организацию мероприятия. Пример:

Спасибо ресторану «Астра» за тот чудесный праздник, который организовали его сотрудники для нашей фирмы. Наш коллектив замечательно провел время, наслаждаясь интересной программой. Обслуживание было на высшем уровне, за это большая благодарность официантам. И отдельное спасибо шеф-повару, который сумел приятно нас удивить кулинарными шедеврами.

Коллектив компании «Интерстрой».

Пример благодарственного письма за сотрудничество

Очень часто две фирмы вынуждены скооперироваться, чтобы помочь друг другу. И обычно такое взаимовыгодное сотрудничество дает хорошие результаты. Именно поэтому не стоит бояться писать благодарственные письма за оказанную помощь. Ведь, возможно, в будущем еще не раз придется воспользоваться услугами организации, выручавшей вас из беды. Написание благодарственного письма за плодотворное сотрудничество не займет и десяти минут, а пользу может принести огромную. Пример:

Наш коллектив выражает благодарность вашей фирме за помощь. Мы высоко ценим совместную работу. Благодаря сотрудничеству наша фирма увеличила товарооборот, и в этом прежде всего ваша заслуга. Надеемся на продолжительное и плодотворное сотрудничество. Успехов и процветания вашей компании.

С уважением, директор фирмы «Микроблок».

Как написать благодарственное письмо за помощь

Очень часто бюджетные организации, такие как школы, детские сады и театры, нуждаются в дополнительном финансировании. Это может быть разовая материальная помощь, а может быть и спонсорство какого-либо мероприятия. И отблагодарить за содеянное добро подчас бывает просто нечем. Хотя меценаты редко когда принимают какие-либо презенты от одаряемых, получать письменное подтверждение своего великодушия приятно всем. Поэтому отличным выходом из положения будет вручение благодарственного письма за оказанную помощь. Пример:

Уважаемый Петр Ильич, спасибо вам большое за то, что вы профинансировали наш спектакль. Наш театр пока только встает на ноги, поэтому работаем практически на одном энтузиазме. Мы рады тому, что вы оказали нам посильную помощь в пошиве новых костюмов. Благодаря таким людям, как вы, искусство никогда не умрет и будет с каждым годом только процветать. Здоровья вам и долголетия.

С уважением, коллектив театра «Ромашка».

Не хватит слов благодарности, чтобы выразить всю признательность вам, как учителю с большой буквы! Спасибо большое за то что вы делаете и как вы это делаете! Не всем везет иметь такого чудесного и компетентного учителя, который делает свою работу с душой!

От чистого сердца я хочу сказать Вам «большое спасибо» за Ваш труд, за Ваше терпение, за Ваше умение находить в каждом ребёнке талант, за Ваши старания, за Вашу поддержку. Я искренне желаю Вам здоровья, благополучия, крепких сил и замечательного настроения. Пусть каждый день открывает что-то новое и доброе не только для Ваших учеников, но и для Вас, пусть и летом, и зимой, и весной, и осенью Ваша жизнь будет яркой, весёлой и интересной.

Хотим выразить слова огромной благодарности. Спасибо Вам, за Ваш труд. За то, что изо дня в день, Вы каждому из своих учеников дарите частичку себя. Вы даете знания, делитесь своим опытом, уделяете свое внимание и, в конце концов, дарите частичку своего сердца. Спасибо за Ваш профессионализм, уникальный подход к каждому ребенку, Ваше исполинское терпение и ответственность. Желаем Вам здоровья, удачи и благополучия.

Дорогой учитель, от чистого сердца хочу сказать большое спасибо за Ваш бесценный труд и верные старания, за Ваше доброе сердце и искренность души, за Вашу упорную борьбу с дремучим лесом незнаний и за Ваш оптимизм. Вы помогаете не только узнавать что-то новое и важное, Вы вселяете крепкую веру и светлую надежду, Вы всегда можете дать верный совет и поддержать добрым словом. Желаю Вам долгих лет успешной деятельности, благополучия в жизни и прочного здоровья.

Дорогой мой учитель, спасибо Вам за то, что были для меня не просто преподавателем, а ещё и мудрым советчиком, верной поддержкой, хорошим другом. Я искренне благодарю Вас за всё, что Вы сумели сделать для меня, за Вашу отзывчивость и честность, справедливость и настойчивость. Спасибо. Желаю Вам всегда оставаться таким открытым, талантливым, разносторонним, добрым человеком. Также желаю успехов в деятельности и исполнения всех мечтаний жизни.

Большое спасибо Вам, добрый учитель. Спасибо за поддержку и понимание, спасибо за чуткость и отзывчивость, спасибо за верные знания и веру в меня, спасибо за светлые напутствия и добрые советы, спасибо за помощь и вдохновение. Я Вам желаю браво продолжать свой путь успешной и важной деятельности, желаю с крепким здоровьем и бодростью духа встречать каждый день.

Спасибо Вам, дорогой учитель, спасибо за знания, за добрые советы, за верные ответы на все мои вопросы, за понимание и теплоту души, за искренность и честность. Благодаря Вам я верю в себя и неутомимо стремлюсь к мечте, я преодолеваю преграды на пути к образованности и знаю, что меня ждёт успех. Спасибо Вам, желаю Вам огромнейших возможностей и удач в жизни, здоровья, личного блага и счастья.

Любимый наш педагог хотим сказать Вам огромное спасибо за заботу, наставления, навыки и нелегкий педагогический труд! Более тактичного, вежливого, умного, справедливого, мудрого и доброго учителя не сыскать. Нам с Вами очень повезло, спасибо за усилия и попытки научить и воспитать, за любовь к детям и преданность работе! Желаем Вам смышленых учеников и хороших родителей!

Учитель - это маяк в бурном потоке знаний. И пройдя общий путь, хочу сказать слова благодарности за каждое напутственное слово, поддержку, понимание и человеческое участие. Вы вложили в каждого ученика часть своей души, надеюсь, мы оправдаем ваши надежды! Спасибо вам за все, что вы для нас сделали!

От всего сердца хочется поблагодарить Вас за нелегкий, но такой благородный труд, терпение, умение выслушать! Ваш талант ладить с учениками и заинтересовывать их восхищает! Спасибо за знания и ежедневную самоотдачу!

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по русскому языку с обучающимися I курса по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

Тема методической работы относится к разделу "Лексика и фразеология".

В рабочей программе на нее отведено два часа. В данной методической разработке повторяются теоретические сведения о лексике; совершенствуются навыки правописания; закрепляются навыки аналитической работы со словом как частью речи. В разработке составлены контрольные вопросы, система упражнений и практических заданий, приведены обобщающие таблицы, включены творческие задания.

Данная система упражнений и заданий направлена на то, чтобы добиться от обучающихся полного понимания теоретических данных и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.

Особое место занимает рассмотрение возможных речевых ошибок (в ударении, произношении, словоупотреблении), разработаны специальные упражнения, нацеленные на их предупреждение.

Выполнение заданий, предлагаемых в данной методичке, поможет обучающимся повысить речевую культуру и улучшить грамотность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

Филиал №1

Методическая разработка

по русскому языку и литературе

для студентов 1 курса по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

МОСКВА

2017

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности:

31.02.03 «Лабораторная диагностика»

Разработчики:

ГБПОУ ДЗМ МК № 1 преподаватель И.А. Каргинова ___

Рецензент:

________________ ____________________ _______________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по русскому языку с обучающимися I курса по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

Тема методической работы относится к разделу "Лексика и фразеология".

В рабочей программе на нее отведено два часа. В данной методической разработке повторяются теоретические сведения о лексике; совершенствуются навыки правописания; закрепляются навыки аналитической работы со словом как частью речи. В разработке составлены контрольные вопросы, система упражнений и практических заданий, приведены обобщающие таблицы, включены творческие задания.

Данная система упражнений и заданий направлена на то, чтобы добиться от обучающихся полного понимания теоретических данных и умения использовать эти данные как в устной, так и в письменной речи.

Особое место занимает рассмотрение возможных речевых ошибок (в ударении, произношении, словоупотреблении), разработаны специальные упражнения, нацеленные на их предупреждение.

Выполнение заданий, предлагаемых в данной методичке, поможет обучающимся повысить речевую культуру и улучшить грамотность.

раздел

стр

Пояснительная записка

Методический блок

Информационный блок

Литература

Приложения

по проведению занятия

  1. Придите в кабинет, где будет проходить занятие, за 2-3 минуты до его начала.
  2. Осмотрите кабинет, убедитесь, что все готово к занятию: каково санитарное состояние кабинета, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, на месте ли наглядные пособия? Не превращайте этот элемент занятия в пустую формальность.
  3. Старайтесь показать студентам красоту и привлекательность организационного начала занятия.
  4. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Это можно сделать до занятия.
  5. Начинайте занятие энергично. Не задавайте обучающимся вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?». Это приучит студентов к мысли, что невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Сделайте так, чтобы каждый студент с начала занятия и до его конца был занят делом, не остался без работы.
  6. Увлекайте студентов интересным содержанием материала, следите, все ли обучающиеся способны работать в заданном темпе, помогите слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения всю группу. Особенно следите за теми, у кого неустойчивое внимание, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  7. Обращайтесь немного чаще с вопросами к тем студентам, которые могут заняться посторонним делом.
  8. Не допускайте вопросов студентам, требующих хоровых ответов.
  9. Мотивируя оценки, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер, дайте указания студенту, над чем ему надо работать на занятии или после занятия. Проверьте, понял ли он ваши указания; проверьте, как они будут выполнены. Это приучит к дисциплинированному труду. Студент будет привыкать к тому, что указания преподавателя надо выполнять обязательно.
  10. Объективно оценивайте знания студента. Прекращайте занятие со звонком. Продолжение занятия на перемене недопустимо. Это приводит к неоправданному утомлению детей и нарушению дисциплины.
  11. Держите на занятии себя с достоинством, серьезно, не допускайте ненужных шуток и острот.
  12. Ведите себя спокойно, не нервничайте, не возбуждайте группу резкими замечаниями или окриками. Для поддержания дисциплины отдельных обучающихся достаточно пристального взгляда преподавателя или спокойного замечания без раздражения и без повышения голоса. Помните, лучшее замечание студенту – это замечание без слов: недоуменный или удивленный взгляд, пауза в рассказе.
  13. Во время занятия стойте лицом к группе, чтобы студенты видели и осознавали, что они всегда находятся под наблюдением преподавателя. Это обеспечивает необходимый деловой контакт между преподавателем и группой.
  14. Не делайте общих замечаний, на них никто, как правило, не реагирует. Замечания должны быть адресованы конкретным нарушителям дисциплины. Не делайте частых замечаний, к ним обучающиеся адаптируются. Лучше смените вид деятельности на занятии, например, дайте какое-нибудь самостоятельное задание, а в это время скорректируйте свою дальнейшую работу на занятии.
  15. Не допускайте неловких и смешных поз, не расхаживайте непрерывно перед группой, не поворачивайтесь спиной к группе, когда пользуетесь доской или наглядным пособием.
  16. Излагая содержание материала, не отводите своего взгляда в сторону, а внимательно смотрите на студентов, наблюдая за их работой и поведением.
  17. Ведите преподавание культурно – всегда пользуйтесь указкой, не стирайте с доски мел рукой и следите за тем, чтобы студенты тоже не вытирали доску руками. Своим поведением и внешним видом преподаватель должен служить примером для студентов. Будьте всегда опрятны, скромно и строго одеты.
  18. Не допускайте фамильярности во взаимоотношениях со студентами, стремитесь к установлению взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.
  19. Следите за своими действиями и старайтесь не допускать ошибок, а если сделали ошибку, то не стыдитесь сознаться в этом и немедленно исправьте ее.
  20. Не оставляйте без реагирования ни одного нарушения дисциплины. Продуманно подходите к выбору и принятию мер по каждому проступку студента с учетом характера нарушения, обстоятельств, его породивших, и индивидуальных особенностей. Нельзя делать замечания безразличным тоном или небрежно.
  21. Умейте придавать голосу нужные интонации.
  22. Занятие длится 90 минут и требует от преподавателя большого нервного напряжения в течение всего времени. В связи с этим, необходимо предусмотреть на занятии небольшие паузы, позволяющие преподавателю сосредоточиться на дальнейших этапах занятия. Но на занятие пауза для преподавателя может быть только в период самостоятельной работы обучающихся. Поэтому желательно такие задания предусматривать.
  23. Для укрепления дисциплины желательно продумывать задания студентам, заставляющие их «браться за ручку» и делать записи в тетрадях. В эти моменты обучающийся сосредотачивает внимание на содержании занятия.

Мотивация занятия

Главная цель проведения данного занятия – подготовка обучающихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку и литературе.
Формы работы на занятии : фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группе, индивидуальная работа.
Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
На занятии реализуются принципы : доступности, наглядности, научности.

Данный материал имеет не только орфографическое значение, но и обладает стилистической значимостью. Обучающиеся часто допускают ошибки в употреблении того или иного окончания в разных частях речи. Причина этого заключается в незнании правил, в речевой небрежности. Поэтому требуется сделать особый акцент именно на этой стороне учебного материала.
Межпредметные связи : литература, история.
Предлагаемые на занятии задания направлены на обогащение словарного запаса и развитие речи обучающихся.

Творческое задание для работы в группах предполагает дальнейшее развитие навыков выразительной, образной речи и грамотного письма.
Для развития познавательного интереса обучающимся предложены творческие задания. Для развития навыков контроля и самоконтроля обучающим предлагаются задания последующей проверкой и самопроверкой и задания по редактированию текстов предложений.
В течение занятия используется компьютерная презентация.
Средства активизации: живое слово преподавателя, практическая работа, творческие задания, самостоятельная работа, дифференцированные задания, ТСО
Занятие рассчитано на обучающихся со средним темпом работы.

После изучения темы «Слово в лексической системе языка» обучающие должны знать:
1. лексическое значение слов, а также определение таких языковых понятий, как омонимы, омографы, орфоэпия, лексика;

2. орфоэпические нормы;

3. определение таких понятий, как синимы, паронимы, антонимы;

4. понятия: «синквейн», антонимы, синонимы, паронимы;

5. особенности выполнения письменного домашнего задания согласно предлагаемой целеустановке.

Должны уметь:
1. применять навыки постановки ударения в словах, опираясь на орфоэпические правила;

делать морфологический разбор имен существительных;
2. правильно определять ударение;

3. ясно и четко излагать свою позицию;

4. составлять «синквейн», определять верное лексическое значение слов, распознавать сферу употребления слов, уметь составлять устойчивые сочетания;

5. анализировать собственную деятельность.

Будут иметь опыт:
1. в изложении своих мыслей;
2. в развитии способностей отвечать на проблемные вопросы, аргументировать ответы.

Этапы занятия

Обучающие задачи

Развивающие задачи

Воспитательные задачи

Организационный момент

Постановка цели

Актуализация знаний

Виды работы:

1)проверка знаний теории

2) практическая работа

3) работа в группах

4) индивидуальная работа

5) работа с карточками

Подведение итогов

Задание на дом

Оценка эмоционального состояния обучающихся на занятии

Хронокарта

Время

(мин)

Оргмомент

Фронтальный опрос

Сообщение

Словарный диктант

Выполнение упражнения

Творческое задание

Работа по карточкам

Работа с текстом

Тест

Закрепление материала

Задание на дом. Итоги занятия

ИТОГО

Цель методическая: создание условий для формирования умений переноса теоретических знаний и умений в новые ситуации

Цели занятия:

  • Систематизировать знания студентов о лексике русского языка;
  • развивать познавательные интересы и навыки аналитико-синтетической работы студентов путем формирования умений работать в коллективе и команде, взаимодействовать с партнерами.
  • Воспитывать интерес и любовь к русскому языку

Методы : репродуктивный, продуктивный, эвристический.

Внутрипредметные связи: темы разделов «Орфоэпия», «Грамматика», «Фонетика».

Задачи:
Обучающая:

  • формирование умения отличать лексику в системе языка, задавать вопрос, определять средства связи;
  • формирование орфографических и пунктуационных навыков.
    Развивающая:
  • развитие навыков монологической речи;
  • развитие умения формулировать и аргументировано отвечать на вопросы.
    Воспитательная:
  • содействие формированию интереса к русскому языку.

Тип занятия: з анятие обобщения и систематизации знаний.

Ход занятия
Оргмомент
Объявление цели занятия

I. Словарный диктант

Варьировать, лосьон, въявь, объявление, обязанность, трехэтажный, четырёхъярусный, сэкономить, сверхизысканный, сверхъестественный, безыдейный, объесть, обед, двуязычный, двухэтажный, предъюбилейный, объехал полгорода, ровесники, сверстники, съел пол-лимона, отточенный сине-красный карандаш, отрежьте пол-огурчика, девятибалльный шторм.

II. Слово в лексической системе языка

Беседа с обучающимися:

Какую единицу языка изучает раздел «Лексика?» (слово).

Что такое слово? (звук или сочетание звуков, имеющее определенное ЛЗ и ГЗ)

Сколько значений имеет слово? (Два – ЛЗ и ГЗ)

Что такое лексическое значение слова и как его определить?

Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон. Слово звучит – его звуковой состав изучает фонетика, морфемика изучает морфемный состав языка, в морфологии слово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц- СС и предложений. Лексическое значение слова на самом деле не так-то легко определить. Над этой проблемой думают еще с античных времен. Мы понимаем ЛЗ как главный смысл, его содержание, понятное всем носителям языка.

Каковы функции слов в языке? (назывная функция – слово что-либо обозначает: предмет, действие, признак, состояние, явление, число или указания на них). Служебная функция – слова связаны в сс и предложении. Эмоциональная – слова выражают не только понятия, но и чувства.

Какие способы объяснения, толкования ЛЗ слов вы знаете?

Комментарии:

Подбор близких по лексическому значению слов (синонимов): барханы- материковые дюны, холмы; пунктуальный – точный;

краткое описание: веер - небольшое ручное, обычно складное, опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга;

подбор однокоренных слов, поясняющих значение: вкось- в косом направлении, наискось;

подбор слов с противоположным значением (антонимов): живой – мертвый;

визуальный образ (рисунок или фотография).

В каких словарях можно найти объяснение лексического значения слов? (толковых).

Чем отличаются однозначные и многозначные слова? (ответ в терминах).

Что такое прямое и переносное значение слова? (главное, основное значение слова это прямое значение. переносное значение вторичное, связанное с прямым по смыслу и возникшее на его основе)..

ЗАПОМНИТЕ :

Переносы наименований происходят:

1) по сходству формы, цвета, внутренних свойств, качеств: кисть руки - кисть художника, твердая земля – твердое слово.

2) по функции: горит костер – горит лампочка, крыло птицы – крыло самолета.

3) по смежности временной, пространственной, логической: вкусное блюдо - фарфоровое блюдо, читать книгу – читать Пушкина.

4) по соотношению части и целого: несколько голов скота, засыпает Астана;

5) по сближению эмоционального характера: куча песка – куча дел.

Какую роль в языке играют переносные значения? (переносные значения обогащают язык, делают его ярким, образным, служат для создания средств художественной выразительности. на основе переносного значения создаются метафоры, олицетворения, эпитеты, метонимия, синекдоха.

Устная работа.

Определите средства художественной выразительности, основанные на переносных значениях слов.

  • звезда экрана (метафора, по сходству качеств);
  • бархатная шерстка (эпитет, по сходству с материалом);
  • метель поет (олицетворение, по функции);
  • съешь еще ложечку (метонимия, по смежности содержимого и предмета);
  • море слез (гипербола);
  • слушать Шопена (метонимия, по смежности автора и произведения);
  • вернусь к родному очагу (синекдоха, по соотношению части и целого).

Отметьте правильный ответ словосочетания.

1. а) обратный билет

Б) обратимый билет

2. а) слова осуждения

Б) слова обсуждения

3. а) человечное достоинство

Б) человеческое достоинство

4. а) абонент не отвечает

Б) абонемент не отвечает

Проверка. Ответы. 1. а; 2. а; 3. б; 4. а.

Как называются данные слова?

Смешение паронимов.

Паронимами называются слова, близкие по звучанию, но разные по значению, например: ароматный - ароматический, банковый - банковский, встать - стать, значение - значимость, надеть - одеть, оплатить - уплатить, освоить - усвоить; эскалатор - экскаватор. Ошибочным является употребление одного слова вместо другого: одеть пальто (надо: надеть пальто), существо проблемы (надо: сущность проблемы), оплатить штраф (надо: уплатить штраф).

Работа с теоретическим материалом

Актуализация знаний. Мы будем говорить о красоте и богатстве русского языка, который способен передать мельчайшие оттенки наших мыслей и чувств, все многообразие меняющегося на глазах мира. Однако начну разговор с горького, но правдивого стихотворения Вадима Сергеевича Шефнера «Устная речь».

Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.

Для чего нужны слова?
- В чем причина того, что гаснет... разговорная краса ?
- Нужно ли возрождать
речи русской чудеса ?
- Какой из разделов лингвистики изучает слова? Слово – это сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее несколько функций.

Тренировочные упражнения:

Объясните, за счёт чего создаётся комический эффект в предложениях приведённых ниже.

1. Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей.

2. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю.

3. Где здесь натуральная контора? Мне надо с ребёнка копию снять!

4. Капитанша рассказала, что Швабрин был переведён сюда за самоубийство.

5. Старинные часы она заложила в амбар.

6. - Дорогая невеста! Заботьтесь о муже! Думайте прежде всего о нем о его благе, а потом уже - о другом.

7. Тренер получил от команды прекрасный подарок пять голов!

8. Одно из самых сильных впечатлений детства экскаватор в московском метро.

Тавтология и плеоназм.

Тавтология - повторение в предложении однокоренных слов, например: рабочие объединились воедино; следует отметить следующие недостатки. Плеоназм - многословие, речевая избыточность, повторение одних и тех же понятий, например: дорога каждая минута времени (слово времени является лишним, так как минута связана с понятием времени); народный фольклор (лишнее слово - народный, так как фольклор и есть народное творчество); сервисное обслуживание (сервис переводится как обслуживание).

Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию.

1. Лиственные леса занимают меньшую площадь, покрытую лесом.

2. Лес - это чистый воздух, собиратель влаги, животворный источник всего живого.

3. Чтобы закрепить изученный материал, необходимо при изучении последующих тем выполнять упражнения на повторение.

4. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.

5. Гостям города были вручены памятные сувениры.

6. На предприятии нет свободных вакансий.

7. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция.

8. Архитекторы и проектировщики долго работали над проектом этого здания.

10. Через неделю состоится первая премьера оперы.

11. Выпускники училища трудоустроены на работу.

Словарный состав современного русского языка прошел длительный путь становления. Наша лексика состоит не только из исконно русских слов, но и из слов, заимствованных из других языков. Иноязычные источники пополняли и обогащали русский язык на протяжении всего процесса его исторического развития. Одни заимствования были сделаны еще в древности, другие - сравнительно недавно. Новые слова вливались в русский язык из других языков в результате экономический, политических и культурных связен русского народа с другими народами.

Состав русской лексики с точки зрения ее происхождения можно схематично представить в таблице.

Исконно русские слова:

  • Индоевропеизмы;
  • Общеславянская лексика;
  • Восточнославянская лексика;
  • Собственно русская лексика.

Заимствованные:

  • Из славянских языков;
  • Из неславянских языков;

скандинавские, тюркские,

латинские, греческие,

Немецкие, французские,

Английские и др.

Индоевропеизмы-

И др.

Общеславянская лексика

Глаголы

Прилагательные

Местоимения : я, ты, мы,вы

Восточнославянская лексика

Названия животных: собака, белка, снегирь .

Наименование орудий труда: топор, клинок .

Предметы домашнего обихода: сапог, ковш, ларец, рубль.

Профессии:

Поселения: деревня, слобода.

Собственно русская лексика

Слова со сложной основой : радиоузел, паровоз.

III. Групповая работа по карточкам (группа делится на 5 подгрупп)

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Замените одним словом.

Карточка 5

  1. Ткнул пальцами в небо.
  2. Сосед из него все жилы сосет

IY. Тест

Вариант I

1. прямое значение слова

А) весёлый ребёнок

2. переносное значение слова

Б) ветер воет

В) быстрый олень

Г) горит костёр

Д) горит закат

Е) золотые руки

Ж) высокие горы

3. Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…

Встали очень рано (1) и отправились в путь.

Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).

« Запомни крепко-накрепко

не обращала внимания (4)

некогда было (5).

метель метель (__________) метель (___________) метель (__________) , превращаясь в настоящую метель (____________) .

1) мягкий свет

2) мягкий знак

3) мягкий мох

4) мягкий климат

14. Определите, где неверно

3) с гулькин нос – много

глаза, нос (минимум по 3 примера)

Вариант II

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ.

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …

1) аккуратный

А) безобразный

2) трудиться

Б) неволя

3) жизнерадостный

В) ослабить

4) говорун

Г) небрежный

5) свобода

Д) молчун

6) усилить

Е) бездельничать

7) красивый

Ж) угрюмый

5. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами. Поставьте рядом с фразеологизмами номер заменяемого словосочетания.

Я понимаю, кого вы имеете в виду

совсем близко (2) отсюда.

У каждого человека есть слабое место (3).

очень быстро

невозможно разлучить (5).

6. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их, записав под таблицей правильные варианты.

8. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.

У нас большой двор. В детстве он казался большим (__________) большим (__________) , стало просто большим (____________) , а то, что казалось большим (____________) , стало обыкновенным.

10. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

1) угрюмый – весёлый

2) гигант – карлик

3) робкий – смелый

4) скромный – хитрый

1) между двух огней

2) ни два ни полтора

3) как звёзд на небе

4) лежать мёртвым грузом

15. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела: голова, ноги (минимум по 3 примера).

Y. Повторение пройденного

Минутки занимательности. «Перевертыши».

Узнай пословицу, подбирая контекстуальные антонимы (устная работа)

Что такое антонимы? Приведите примеры.

1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)

2. Уйти от новой стиральной машины (Остаться у разбитого корыта)

3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)

4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.)

5. Курица - кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)

Творческий диктант.

Закончить пословицу, используя явление – антонимия.

Подчеркнуть пары антонимов, объяснить пунктуацию, орфограммы.

1. Недруг поддакивает,…(а друг спорит).

2. Маленькое дело…(лучше большого безделья).

3. Умел ошибиться -…(умей и поправиться).

4. Добрая слава лежит, …(а худая – бежит)

5. Ученье – свет, (а неученье – тьма).

6. Язык длинный - …(ум короткий).

Тренировочное упражнение. «Узнай омоним»

1. Первые все мы в игре набираем.

Если их больше – в игре побеждаем.

Зренье вторые нам всем улучшают,

Летом от солнца глаза защищают. (очки)

2. Первое шумно из пушки стреляют,

Ну, а второе спортсмены метают.

Третье в скорлупке ореха найдете,

Если зубами его разгрызете. (ядро)

3. Первую находим, вычисляем,

Много формул для нее мы знаем.

На второй же митинги, парады.

Погулять по ней всегда мы рады. (площадь)

4. Первая в норке иль в щелке живет.

Кот ее выхода радостно ждет.

Дружит вторая с компьютером нашим,

Держат в руке ее Саши и Маши.

Ну, а под третью, коль что-то болит,

Градусник ставит всегда Айболит. (мышка)

5. Первая ярко на небе сверкает,

Дождь и грозу нам она предвещает.

А вот вторую в одежде найдете,

Быстро со скрипом ее застегнете. (молния).

- Как отличить омоним от многозначного слова? Приведите примеры.

(Хвост, крыло, стол, кнопка, ручка)

Орфографическая пятиминутка.

Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города – ст..рожил склад

Вышк..лить ребенка – вышк..лить сосуд

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение

Флаг разв..вается – ребенок разв..вается

Удариться оз..мь – взошла оз..мь

Осв..тить комнату – осв..тить храм

Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

Терминологический диктант.

Преподаватель зачитывает определения, а обучающиеся записывают ответы.

  • Содержание слова, его соотнесённость с предметом или явлением.
  • Слова, связанные только с одним предметом, явлением, понятием.
  • Служит для создания образных, выразительных средств языка.
  • Слова, имеющие одинаковое звучание, написание и словоизменение, но не связанные по значению.
  • Совпадение только одной формы слов.
  • Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению.
  • Слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.
  • Приём нагнетения синонимов для достижения эффекта большей выразительности.
  • В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?

Ответы: лексическое значение, однозначные слова, переносное значение, омонимы, омоформы, омофоны, синонимы, градация, антитеза и оксюморон

YI. Подведение итогов

- Мы провели кропотливую работу по разным направлениям. Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

Наша речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Я думаю, что цели урока достигнуты и очень хочу, чтобы слова поэта Ф. Васильева послужили вам добрым советом:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя. (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина).

Домашнее задание: составить тестовые вопросы (15 по теме «Лексика», повторить фразеологизмы, фразеологические обороты).

  1. Греков В.Ф., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2012.
  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 класс. Книга для учителя. – М., 2013.
  3. Воителева Т. М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2010.
  4. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А. Н. Тихонова. – М., 2011.
  5. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. – М., 2013.
  6. Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2012
  7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2010.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка 1

Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию. 2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма. 3. Вокруг была кромешная темнота. 4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом. 5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов. 6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего. 7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура. 8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности. 10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Карточка 2

Найдите нарушения лексических норм, объясните причины речевых ошибок.

1. Он учился в музыкальной консерватории. 2. Состоялся обмен имеющимся опытом. 3. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 4. Эрмитаж – ценнейшая сокровищница культуры. 5. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 6. Роскошный внутренний интерьер дворца запомнится надолго. 7. Пожар способствует ожогам. 8. Осуществляется лечение вирусов, вызывающих рак. 9. Вы можете задать интересующие вас вопросы. 10. Чистота окружающей среды вызывает все возрастающую тревогу.

Карточка 3

Найдите избыточные словосочетания.

Главная суть, суть дела, первое боевое крещение, ландшафт местности, памятный сувенир, период времени, демобилизоваться осенью, демобилизоваться из армии, дебют молодой балерины, впервые дебютировать, ввести в строй, постоянные еженедельные рубрики, еженедельные выступления, свободная вакансия.

Карточка 4

Замените одним словом.

Зарубить на носу, себе на уме, куры не клюют, вилять хвостом, наложить вето, намылить шею, пальчики оближешь, развесить уши, обвести вокруг пальца, прикусить язык.

Карточка 5

Найдите в предложенных текстах ошибки и исправьте их.

Ткнул пальцами в небо.

Сосед из него все жилы сосет

Анатомия имеет важную роль в подготовке медицинского работника.

Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.

Эта проблема гроша выеденного не стоит.

Наши родители работали не покладая сил.

На уроке он изложил главную суть книги.

Маршрут движения автоколонны определяется заранее.

Через час он выглядел ошпаренной курицей перед начальством.

Картина вызывает жалкое настроение.

Пациент отвечает на вопросы с виновным видом.

Слово представляется декану.

Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лексика современного русского языка

Исконно русские слова:

  • Индоевропеизмы;
  • Общеславянская лексика;
  • Восточнославянская лексика;
  • Собственно русская лексика.

Заимствованные:

  • Из славянских языков;
  • Из неславянских языков;

скандинавские, тюркские,

латинские, греческие,

немецкие, французские,

английские и др.

Индоевропеизмы-

слова, сохранившиеся от эпохи индоевропейского языкового единства.

Обозначают растения, животных, минералы, орудия труда, виды родства:

дуб, лосось, волк, медь, мать, сын, луна, вода и др.

Общеславянская лексика

Унаследованная нашим языком из общеславянского языка.

Это конкретные существительные:

голова, горло, сердце, ладонь, поле, сосед, лес, клен, свинья, нож, гость,вина, воля, корова и др.

Глаголы : винить, слышать, расти, врать.

Прилагательные : добрый, молодой, старый, мудрый.

Местоимения : я, ты, мы,вы

Восточнославянская лексика

(древнерусская), которая развивалась на базе языка восточных славян.

Названия животных: собака, белка, снегирь .

Наименование орудий труда: топор, клинок .

Предметы домашнего обихода: сапог, ковш, ларец, рубль.

Профессии: плотник, повар, сапожник, мельник.

Поселения: деревня, слобода.

Собственно русская лексика

сформировалась после 14 века.

Слова имеют производную основу: каменщик, листовка, раздевалка.

Относятся слова с иноязычными суффиксами, прошедшие путь русского словообразования и обросшие русскими суффиксами, приставками: линейка, чайник, партийность;

Слова со сложной основой : радиоузел, паровоз.

Множество сложносокращенных слов: МХАТ, леспромхоз, стенгазета, РК

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вариант I

  1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ.

Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …

2. Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв .

4. В каком ряду слова являются диалектизмами?

5. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами. Поставьте рядом с фразеологизмами номер заменяемого словосочетания.

Встали очень рано (1) и отправились в путь.

Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).

« Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.

Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)

Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).

От корки до корки - ____, руки не доходят - ____, ни свет ни заря - ____, зарубить себе на носу - ____, закрывать глаза на что-то - _____.

6. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их, записав под таблицей правильные варианты.

А:

В:

Б:

Г:

7. Выпишите из словаря три устаревших слова, три диалектных слова, три заимствованных слова (запишите).

8. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.

Поднялся сильный ветер и, и началась метель . С каждым новым порывом ветра метель (__________) усиливалась, и вот поднялась настоящая метель (___________) . Проходило время, ветер не стихал, а только усиливался. Вместе с ветром усиливалась и метель (__________) , превращаясь в настоящую метель (____________) .

9. Подберите антонимы к прилагательным:

1) свежий хлеб _________________

2) свежий журнал ___________________

3) свежий ветер __________________

10. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

11. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?

1) мягкий свет

2) мягкий знак

3) мягкий мох

4) мягкий климат

12. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».

1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость

2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный

3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие

4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость

13. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

1) кот наплакал – вредно, глупо

2) с горем пополам – еле-еле, кое-как

3) поставить крест – креститься, унижать

4) водить за нос – заглушить, мешать

14. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный

2) обводить вокруг пальца – обманывать

3) с гулькин нос – много

4) яблоку негде упасть – тесно

15. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела: глаза, нос

2. Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква.

1) аккуратный

А) безобразный

2) трудиться

Б) неволя

3) жизнерадостный

В) ослабить

4) говорун

Г) небрежный

5) свобода

Д) молчун

6) усилить

Е) бездельничать

7) красивый

Ж) угрюмый

3. В каком ряду слова являются профессионализмами?

4. Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской .

5. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами. Поставьте рядом с фразеологизмами номер заменяемого словосочетания.

Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.

Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.

У каждого человека есть слабое место (3).

Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.

Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).

Ахиллесова пята - _____, со всех ног - _____, водой не разлить - _____, бросить камешек в чей-либо огород - _____, подать рукой - _____ .

6. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их, записав под таблицей правильные варианты.

А:

В:

Б:

Г:

7. Выпишите из словаря три неологизма, три жаргонизма (разговорных слова), три профессионализма.

8. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.

У нас большой двор. В детстве он казался большим (__________) , но сейчас я вырос – то, что казалось большим (__________) , стало просто большим (____________) , а то, что казалось большим (____________) , стало обыкновенным.

9. Подберите антонимы к прилагательным:

1) лёгкий вопрос ______________

2) лёгкий рюкзак________________

3) лёгкий характер_______________

10. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

11. Какие пары слов не являются антонимами?

1) угрюмый – весёлый

2) гигант – карлик

3) робкий – смелый

4) скромный – хитрый

12. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

1) рукой подать – быстро, хорошо

2) язык проглотить – вредно, тихо

3) под шумок – громко, открыто

4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок

13. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».

1) между двух огней

2) ни два ни полтора

3) как звёзд на небе

4) лежать мёртвым грузом

14. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.

15. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела: голова, ноги (минимум по 3 примера).