Организация движения на тверской заставе. Как изменятся повороты и съезды

Реконструкция площади у Белорусского вокзала началась в 2008 году - на ней планировали за $300 млн построить многоэтажную автостоянку в комплекте с торговым центромМакет варианта реконструкции 2006 года Фотография с сайта wikimapia.org. . В 2011 году, когда стало понятно, что это с большой вероятностью парализует движение как на самой Тверской, так и вокруг нее, проект был остановлен. В итоге на месте бывшего сквера на расчищенных под строительство площадях устроили наземную парковку - буквально заморозили объект на шесть лет. В этом году после реконструкции на Тверскую Заставу вернется памятник Горькому, который двенадцать лет простоял в ссылке в парке «Музеон». Фактически переделка площади выглядит как исправление градостроительной политики десятилетней давности, в рамках которой к каждому городскому вокзалу хотели впихнуть ТЦ.

Артем Боженов

Программист, живет на 3-й Тверской-Ямской

«Площадь грозились реконструировать еще лет пятнадцать назад в рамках проекта . Уже тогда стало понятно, что при этом будет полностью нарушена пешеходная связность Тверской с Ленинградским проспектом и путепровод перестанет быть пешеходным. Тогда было время автомобильных строек в центре города, и все относились к этому как к неизбежному злу жизни в центре мегаполиса.

Потом был представлен новый проект с многоуровневой развязкой. Было очевидно, что некоторые потоки она действительно развяжет, но движение с Ленинградки будет все так же упираться в светофоры на Пушкинской площади, блокируя съезды. И развязка в итоге будет работать примерно в текущем режиме - то есть скорее машины будут стоять, чем ехать. При этом площадь опять же выпадала из пешеходного использования, оставаясь широкой многоуровневой стоящей пробкой. К счастью, этот проект тоже отменили».

Как менялась Тверская Застава за последние 20 лет

Памятник Горькому создал советский скульптор-монументалист Иван Шадр в 1939 году. В 1951-м его закончила Вера Мухина, и он был установлен на площади около Белорусского вокзала. Год спустя за эту работу авторский коллектив получил Сталинскую премию - 100 000 рублей. На этой фотографии 1980-х Горький стоит на своем месте - в скверике, который планируется восстановить в 2017-м

© Валерия Зуфарова / ИТАР-ТАСС

1 из 5

Слева - сквер с памятником, у моста тоже некоторое количество зелени, принимавшей на себя пыльный удар со стороны начинающейся Ленинградки. От вокзала до моста тянется пешеходный переход. Так выглядела Тверская Застава в 1989 году

© Василий Егоров / ИТАР-ТАСС

2 из 5

2005 год, Горький переезжает в «Музеон», который до Капкова был кладбищем советских памятников. Газеты печально констатируют, что не будет больше свиданий «под Горьким». В результате неправильного демонтажа - рабочие снимали его с постамента наугад - и двухгодичного лежания в «Музеоне» скульптура сильно пострадала. Слева на ней трещина

© Юрий Машков / ИТАР-ТАСС

3 из 5

Перерытая Тверская в 2008 году. Инвестор строительства - «Автостоянка Тверская Застава», общий объем инвестиций - около $300 млн. Ответственные за проект - ГУП «Мосинжпроект» и мастерская № 19 «Моспроекта-2» под руководством Александра Асадова

© Татьяна Грицаева / ИТАР-ТАСС

4 из 5

В 2011 году стройка официально остановлена. На снимке 2012-й - на территории остаются не до конца зарытые огороженные участки

© Сергей Узаков / ИТАР-ТАСС

5 из 5

Ключевая проблема площади - в том, что она не осознается как городское пространство. Это транспортный узел с бесчисленными светофорами и вечными пробками. И если на стороне Лесной улицы с ее офисными зданиями, ресторанами и вписанной в них церковью Николая Чудотворца еще чувствуется какой-то соразмерный масштаб, то на стороне Белорусского вокзала пешеходы ощущают себя лишними. Их задача - пересечь площадь, убраться с Тверской как можно скорее.

Решить эту проблему было поручено бюро West 8 Адриана Гезе - нидерландского архитектора, который несколько лет успешно работает в России. West 8 славятся экологичным дизайном городской среды: раскидать как можно больше зелени вместо парковок - похоже на их ключевую идею. Превратить закрытое промышленное сооружение в парк - такое у них уже получилось на питерской . В Москве Гезе вернул деревья - от Бульварного кольца и до Красной площади. Но комментировать результаты пока не спешит - предлагает дождаться момента, когда они зазеленеют.

Что будет на площади у Белорусского вокзала


Новый переход

Всего новых переходов появится восемь: три с Тверской Заставы на 2-ю Брестскую, три с Тверской Заставы на 1-ю Брестскую и два на самой площади Тверская Застава.

5 полос движения

За счет оптимизации ширины полос теперь по направлению в область их будет пять. В центр - по-прежнему четыре

Новый парк

На месте затянувшейся стройки будет полноценный парк с павильоном под будущее кафе

Сквер

Сквер вокруг памятника Горькому вернется на свое место

Автомобильный разворот

Сюда смогут поворачивать и автомобили, которые едут с 1-й Тверской-Ямской - налево, против часовой стрелки

Сокращенная вдвое парковка

Сейчас половина парковки пустует даже в рабочее время и выходные дни. После реконструкции останется всего 108 мест - рядом со входом на Белорусский вокзал

Автобусный разворот

Для разворота автобусов обустроят выделенную полосу длиной 50 метров между 1-й Брестской и 1-й Тверской-Ямской. До того разворот был у Ленинградки

Подсвеченные переходы

Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы

Старообрядческий храм, который начали строить в 1914 г. и закончили уже после Революции - в 1921-м. Оказался такой же антитезой офисным зданиям ABD architects, как Церковь Симеона Столпника посохинскому Новому Арбату

Новая Тверская Застава в цифрах

27 000 кв.м плитки

11 000 кв.м газонов

111 мест на парковке

79 деревьев

43 скамейки

6 остановок трамвая и троллейбуса

5 полос в область и по-прежнему 4 в центр

1 памятник Горькому

После реконструкции - то есть ко Дню города - на площади появится сквер с газонами и памятником Горькому. На месте пустыря на пересечении Бутырского Вала и 1-й Тверской-Ямской устроят парк с липами и павильоном для кафе - он свяжет Белую площадь с Белорусским вокзалом в удобный пешеходный маршрут. Тротуары, как вы догадались, расширят, а на месте асфальта проложат гранитную плитку. Вокруг сквера с памятником пройдут трамвайные пути маршрута, который раньше доходил до середины Лесной улицы и разворачивался, - теперь его протянут к Белорусскому вокзалу. В переходах под Тверским путепроводным мостом установят LED-панели и проложат плитку - чтобы туда можно было заходить без мрачных мыслей.

Все это происходит под эгидой переосмысления привокзальных территорий. Как замечают в КБ «Стрелка», которое курирует архитектурные концепции «Моей улицы», эти площади «…перестают быть транзитными и становятся осмысленными - с удобным транспортным функционалом, озеленением и объектами культурного наследия» (речь про Горького). На Тверской Заставе проектирование последовало за работой Центра организации дорожного движения - там смоделировали транспортные и пешеходные потоки, и на этой основе уже рисовали зелень со скамейками.

При этом в транспортную концепцию проекта вложено не совсем очевидное продление трамвайных маршрутов № 7 и 19 от трех вокзалов до Белорусского - на метро эту дистанцию можно проехать быстрее. В Дептрансе , что это приведет к росту их популярности - на 10–15 тысяч пассажиров в сутки. В проекте можно заметить очевидные компромиссы - попытки угодить всем: и машинам (половина площади отдана под парковку), и общественному транспорту, и пешеходам. Забыли только про - велоинфраструктуры в проекте не видно.

Кокетливый красный свет от LED-панелей вместо мрака, навевающего воспоминания о фильме «Необратимость»

© Стрелка

1 из 2

Тротуары у выходов расширят почти на пять метров. Раньше ширина проезжей части была 14,7 метра, теперь станет 10. При этом все три полосы движения сохранятся

© Стрелка

2 из 2

Что говорят эксперты и местные жители

Егор Мулеев

Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ

«На этой площади хотели делать автомобильную развязку - здорово, что местным жителям удалось отбиться от этого безумного проекта. Тенденция по возвращению трамвая не может не радовать, но есть сомнения в том, что он будет востребован. По сути, уехать можно будет только в сторону метро «Новослободская», МИИТа, к метро «Достоевская». Как мне кажется, на этом участке трамвайный потенциал не раскрывается в полной мере. Однако если у Дептранса есть планы по развитию сети, например, в сторону «Улицы 1905 года», то вместе с усилением ценового гнета на автомобилистов можно осторожно предположить рост популярности трамвая в перспективе.

Анализируя этот проект, я ставлю себя на место пассажира. Получается, чтобы дойти до остановки от вокзала, мне нужно обойти стоянку автомобилей и постоять на нескольких светофорах. Такое решение напоминает аэропорты Внуково и Домодедово, где аналогичным образом с чемоданами нужно протискиваться между машин и отбойников и только потом появляется возможность воспользоваться автобусом. Неудобно. Ну и явно автомобильная загрузка сохранится, несмотря на новую организацию движения. В часы пик все окрестности все равно будут стоять. Единственный выход в этом случае - ездить меньше на автомобилях».

Дмитрий Бегляров

Редактор путеводителей Meduza, житель района

«Главная проблема площади - в том, что на ней мощная многополосная магистраль Ленинградского проспекта, собирающая трафик со всего северо-запада, втыкается в три полосы на Тверской-Ямской, и к этому добавляются еще потоки машин с Брестской, Грузинского и Бутырского Вала. Чудо, что здесь не построили торгового центра и развязок, - это уничтожило бы все кварталы вокруг. Хорошо, что опубликованный проект реконструкции должен вытеснить часть потока с площади. Но я бы хотел увидеть альтернативные пути попадания от Беговой и Ямского Поля в центр - сейчас они полностью изолированы железной дорогой и вокзальными депо».

Павел Яблоков

Старший редактор интернет-издания «TR.ru | Транспорт в России»

«Никакой Тверской Заставы давно нет, это всего лишь памятное красивое имя. Зачем его возвращать, если не планируется воссоздавать два обелискаОбелиски и Триумфальная арка Фотография, сделанная во время коронационных торжеств 1896 года. ? Функционально площадь точно называлась в советские годы - площадью Белорусского Вокзала. Именно вокзал и является главной доминантой площади - как архитектурной, так и функциональной. И мне кажется, чтобы сделать пространство в районе площади биполярным, пригодилось бы транспортное наполнение Миусского депо, оно же Троллейбусный парк им. Щепетильникова. Однако в этом году оно было отдано в долгосрочную аренду под «нетранспортные нужды». Потеряно прекрасное место для создания музея городского транспорта в полукилометре от Белорусского вокзала.

Правильно, что в проекте нашлось много места для пешеходов - наземные переходы через Тверскую, новые остановки общественного транспорта. Сейчас они отброшены во все стороны от площади - это недопустимо. Для укрупнения пересадочного узла важно и запланированное возвращение трамваев. Однако параллельно на соседних 1-й Тверской-Ямской и Лесной продолжается снятие инфраструктуры общественного транспорта - троллейбусов. А ведь экологичный транспорт на Тверской Заставе мог быть представлен не только одной тупиковой линией трамвая. К тому же надо помнить, что история троллейбуса в городе начиналась как раз с линии от Белорусского вокзала к «Соколу». Москва до недавнего времени была троллейбусной столицей мира. Возвращать Москву москвичам и при этом перепрофилировать то, что работало в одной сфере почти полтора века, - странно».

Готовы посмотреть вам в глаза в лучший день лета - 3 августа, на Пикнике «Афиши» . The Cure, Pusha-T, Баста, Gruppa Skryptonite, Mura Masa, Eighteen - и это только начало.

К субботе строители сдали основной объём работ у Белорусского вокзала. На площадь вернули памятник Горькому, канализировали движение и запустили хаб с трамваем. Впереди озеленение, установка мебели, остановок и навигации. Напомню, раньше тут было асфальтовое поле. Давайте сравним, что было сделано с уже историческими снимками от весны этого года.

Было

История площади последних 20-30 лет начинается с чуда - её хотели превратить в бетонного монстра, но не стали. До последнего ряд чиновников-градостроителей пробивал здесь , торговлей и парковкой. Благо кризис и сложные подземные коммуникации помешали испортить вид площади и парализовать центр города. В итоге был разработан организации движения с отделением потоков от парковки блоками и хоть какой-то логикой движения:

Через Тверскую, на Лесной улице, был огрызок трамвайной линии с тяни-толкаем. Бывший разворотный круг был застроен бизнес-центром, так что трамвай был своего рода аппендиксом с плохой координацией с другими видами транспорта. От остановки трамвая было идти далеко до метро, автобусов и самого вокзала:

Стало

Не совсем актуальная, но дающая представление схема новой площади:

Общественное пространство по центру. Установить уличную мебель не успели, а деревья посадят поздней осенью, чтобы они максимально прижились:

Горького вернули из Музеона, куда его убрали с площади в 2000х. Историческая справедливость в действии:

Ещё были восстановлены оригинальные фонари путепровода через железную дорогу. Это дико круто:

История умалчивает, когда и куда точно они пропали, но последние годы опоры стояли голыми. Раньше я даже не знал, что когда-то тут были фонари...

Вокруг Горького сделали разворотное кольцо, что позволило запустить нормальный подвижной состав. Отстой трамвая было принято убрать из проекта - так пропал второй путь. Решение странное, ведь теперь водители трамвая не могут отдыхать между рейсами или использовать второй путь для соблюдения графика и экстренных ситуаций:

Теперь тут ходят магистральные маршруты трамвая. Площадь позволила подтянуть трамвай к метро, вокзалу и другим остановкам - пересадки стали ближе и удобнее:

Существующие маршруты изменили, а интервалы уменьшили. Крюки 9 маршрута сделаны из-за инфраструктурных ограничений сети, но зато студенты смогут добираться сразу до электричек и трёх станций метро.

Тверскую трамваи проезжают по существующей ранее автомобильной фазе. Так как у нас принято протягивать вылетные магистрали и создавать пробки на пустом месте, то трамваи стоят по несколько минут лишь одном перекрёстке вместе с машинами. Это не дело - надо разбивать фазы и делать смену режимов чаще.

Лесную улицу будут реконструировать в следующем году, но уже сегодня там есть обособление разметкой:

До площади я доехал от Сокольников в выходной день примерно за полчаса. Столько же я бы ехал на метро (-+5 минут). В будний день не тестировал, но в субботу в все сидячие места были заняты:

Новый вид вокзала:

Трамвайная платформа. Забор индивидуальный и откровенно страшный. Хотя типовые конструкции, которые массово ставят по городу, ещё хуже.

Суровый и беспощадный промдизайн. Креатива хватает на зубья Кремля и гербы, хотя обычный забор из хрома смотрелся бы в разы лучше. Вообще это общенациональная проблема городского дизайна - страшные вещи, которые не должны обращать на себя внимание в принципе, пытаются искусственно улучшить и подчеркнуть их убогость. Так появились цветные бордюры, заборы и всякие яркие покрышки.

Горький и Георгий:

Пути выложили типовой бетонной плиткой. Сочетание гранита и бетона:

Смотрится противно, зато выделяет габарит трамвай. Если бы не ограниченные сроки, то лучше всего было бы залить пути .

Пока изменили лишь маршруты трамвая, а автобусы ходят по старым трассам. На самой площади пока нет даже павильонов - под них только оставлены заделы в виде вывода электричества и мест под опоры.

По новой схеме маршруты, которые сегодня разворачиваются под мостом, будут оборачиваться у метро, трамвая и вокзала. То есть пересадки станут значительно ближе для пассажиров экспрессов и магистральных маршрутов. Для А12 и Т18, едущих с Грузинского Вала на Бутырский, остановка вернётся к вокзалу. У Т56 и Т78, которые сейчас ходят до Белорусского вокзала с остановками в километре от вокзала, остановки тоже окажутся прямо на площади.

Потоки для машин канализированы - водители не попадают в асфальтовое поле, где каждый ездит по законам джунглей. За счёт тротуаров и островков безопасности, физическая траектория считывается за секунды, а не повергает водителя в ужас.

Движение стало понятнее и логичнее с сохранением всех поворотов и полос. Хотя многим может показаться, что места стало меньше - раньше границ асфальта не было видно, а теперь они есть.

Тут должен был быть наземный переход через Тверскую по трамвайно-автомобильной фазе. Сходы есть, а перехода нет - что за херня? Неужели кто-то ? Про велопереезд я вообще молчу.

Заезды для такси:

Городская платная парковка:

Непосредственно у вокзала водоотвод спрятали под плиты. Для воды оставили небольшие щели:

Технология не новая и применяется в мире давно, но в Москве подобное видел ранее лишь . С учётом сроков и строительной культуры, много брака:

Щели и разный уровень плит хорошо чувствуется даже с толстой подошвой. Так что ждём работы над ошибками.

Ну и что?

В Москве появился новый хаб. После установки павильонов и запуска Магистрали 2.0 людям должно стать в разы удобнее пользоваться общественным транспортом. При этом в первую очередь это коснётся пассажиров автобусов, а не трамваев. Вангую рост пассажиропотока.

Сам факт появления трамвая в центре говорит о многом. Московский трамвай всё быстрее прощается с образом неудобного ведра с гайками в пользу современного и комфортного транспорта 21 века. Уверен, что в будущем от нового кольца протянут ветку до Сокола и вернут движение трамвая по Ленинградскому проспекту, откуда его варварски убрали ради пары полос движения и убийства района.

Горький и новая площадь хорошо дополнила образ Тверской заставы. С деревьями это станет хорошей общественной зоной в центре города. С учётом большого числа заведений вокруг, было бы круто сделать уличные веранды для очеловечивания пространства - местные жители и работники наверняка оценят такое.

Для читателей из регионов хочу отметить, что проект крут в первую очередь за счёт планирования и зонирования. Дорогой гранит можно заменить на асфальт или бетонную плитку, создав подобные хабы в городах с небольшим бюджетом.

А ещё можно подписаться в...

11.09.2017 — реконструкция площади закончена. Появился трамвайный круг, парковку вернули на место (менее 100 мест).

19.06.2017 — убраны парковки на площади Белорусского вокзала как со стороны Бутырского вала так и со стороны вокзала, добавлен светофор при выезде с Бутырского вала, изменена схема движения, пробки в Москве усилились, начинаются строительные работы. Что же происходит на площади?

Проекты переустройства площади Белорусского вокзала были еще в 2003 году, задумывалась в различных направлениях с подземной парковкой и абсурдным добавлением еще и торгово-досугового центра еще при Лужкове. Центр площади с деревьями удалили еще в 2006 году и в 2007 году стройка началась, но почти сразу остановилась, движение встало. И в таком разобранном состоянии площадь существовала до настоящего времени, т.е. 10 лет. Рисовались и , а пробки росли. Наконец, в июле 2016 года власти Москвы окончательно отказались от строительства развязки с длительным копанием в земле и решили переустроить плоскостное движение и протащить до площади трамвай с Лесной улицы и сделать на площади трамвайное кольцо. Сейчас движение выглядит примерно так:


Площадь Белорусского вокзала подготовили к стройке (фото roads.ru)
Схема движения 2017 — площадь Тверской заставы

По поводу проектов развязки мэр Москвы сказал: «все наши экспертизы и моделирование движения показали, что это бессмысленное сооружение, в результате все равно машины упираются в горловину улицы Тверская, в боковые переулки. И это мало что даст кроме того, что мы наворотим там огромную стройку, создадим еще проблемы для жителей…. В следующем году площадь Тверской Заставы будет благоустроена, движение там станет более упорядоченным и на этом там будет поставлена точка.»


Проект площади и схемы движения таков:

Что мы НЕ видим на новой схеме движения? Больше не будет поворота с Ленинградского проспекта на Бутырский вал (до сих пор можно было проехать вокруг площади, собрав почти все светофоры).

Зато появится выезд с 1-й Брестской на Лесную улицу (его 10 лет нет, но когда-то он был) — 1 полоса движения.

Одновременно на 1-й Тверской-Ямской улице (бывш. ул.Горького) продолжается программа «Моя улица», т.е. реконструкция, и движение ограничено до 2 полос. Стройку на площади обещают закончить в сентябре к дню города, поэтому эти 2-3 месяца рекомендуется площадь объезжать.

Но на данный момент возможности выезда на площадь сильно ограничены:

  • Со стороны 1-й Брестской — сужение в 1 полосу
  • Со стороны Грузинского вала — сужение в 1 полосу или поворот направо на 2-ю Брестскую
  • Со стороны Ленинградского шоссе — 2 полосы и сужение в 1 полосу
  • Со стороны Бутырского вала в путепровод — сужение в 1 полосу

Видео — вид сверху

Вид сверху площади Тверской заставы, июнь 2017:



Результат — проложенные поперек 1-й Тверской-Ямской трамвайные рельсы, уже заасфальтированные вровень с асфальтом 16.07.2017.