Особенности преподавания юридических дисциплин в вузах. Преподавание юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне

Методика преподавания права это педагогическая наука о задачах, содержании, методах обучения праву.

Предмет Методики преподавания права представляет собой совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в учебный предмет «Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе.

Основными задачами науки являются:

1. отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения,

2. создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий,

3. отбор средств обучения, определение системы методических приемов и организационных форм обучения праву, а также преподавания правового курса,

4. постоянное совершенствование методов обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Основные функции науки:

1. Практико-организационная- позволяет дать конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового обучения и воспитания в государстве.

2. Мировоззренческая - обеспечивает формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимание ценности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государства, прав личности.

3. Эвристическая - позволяет выявлять некоторые пробелы в изучении правовых вопросов и по необходимости восполнять их новыми идеями по передаче и осмыслению правовой жизни.

4. Прогностическая - позволяет предвидеть заранее возможный результат процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать пути их достижения.

Обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей, которые, как правило, исходят от государства (или закреплены его силой) и формируются потребностями общественного развития. Цель - это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов: обучения (усвоение знаний, умений, навыков); воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения); развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.).

В науке выделяют общие цели и конкретные. Так, общие цели - определяются государственной политикой в государственных нормативных документах (Концепции граждановедческого, обществоведческого и правового образования, базисном учебном плане, инструктивных письмах Министерства) определена важность воспитания человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов.

К целям правового обучения можно также отнести:

Повышение уровня правовой культуры общества;

Воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции;

Формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права;

Формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям;

Изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч.

Конкретные цели они связаны с организацией отдельных мероприятий, уроков.

Методика обучения праву базируется на следующих принципах:

1. - вариативности и альтернативности моделей правового обучения. Это значит, что существует много разнообразных подходов в области обучения праву и они реально существуют в практике (это связано с отсутствием единой, строго обязательной системы правового образования: в различных регионах сложились свои традиции и особенности правового обучения, которые, безусловно, основаны на требованиях Госстандарта знаний);

2. -личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию и дифференциацию обучения праву (работа с каждым обучаемым, с опорой на его уровень способностей, возможностей восприятия правового материала, которая позволяет обеспечить развитие, обучение каждого, кто оказался включенным в образовательный процесс);

В соответствии со спецификой объекта и предмета исследования различают общую дидактику, которая учит «всех и всему», и частные дидактики, т. е. теории обучения отдельным предметам или в определенных типах учебных заведений. Общая дидактика концептуально определяет развитие частных дидактик, которые поставляют конкретный материал для выявления главных, сущностных черт и характеристик образовательного процесса.

Предметом дидактики являются законы, принципы образовательного процесса, технологии обучения и воспитания. Термин «дидактика» происходит от греческого слова didaktikos – поучительный. Принято считать, что этот термин ввел в употребление в 1613 г. немецкий языковед и педагог Вольфганг Ратке. Первой фундаментальной работой по теории дидактики стала «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского, опубликованная в 1657 г.

Дидактика решает следующие задачи:

1)исследует законы и принципы обучения;

2)разрабатывает концептуальные положения, парадигмы образовательного процесса;

3)конструирует образовательные технологии;

4)создает системы диагностики, контроля и оценки полученных результатов;

5)прогнозирует результаты образовательного процесса на основе использования различных концепций.

Например: Методика преподавания экономических дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам.

Что отличает данную методику? Это то, что обучение тесно связано с экономической жизнью общества. Настоящие знания представляют собой знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы. Однако чрезмерное увлечение конкретикой может привести к поверхностным, упрощенным знаниям и выводам. Здесь важна «золотая середина», сочетание теории и практики экономического развития.

Важнейшей характеристикой методики выступает широкое привлечение данных статистики. Факты и цифры позволяют раскрыть не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и показать в целом общественное хозяйство. Однако следует помнить, что факты не должны «вырываться» из контакта, представляться изолированно от всей совокупности явлений хозяйственной жизни, не должны быть случайными. Иначе они могут дезинформировать обучающихся, вызвать сомнение в их объективности. Данные статистики должны использоваться системно. Особого внимания и отношения требуют негативные факты.

Все вышеназванные особенности взаимосвязаны, так как для этой методики характерна особая роль аргументированности и доказательности. Экономика как сфера человеческой деятельности предназначена обеспечить людей всем необходимым для поддержания жизни. Здесь сталкиваются интересы различных слоев и групп населения. Они ищут средства, аргументы для обоснования своих идей, концепций с целью влияния на социальную активность. Это воздей-ствует на выбор того или иного варианта и модели будущего развития общества.

Важнейшая черта методики – взаимосвязь образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Под технологией обучения понимаются методы, средства, с помощью которых педагог воздействует на обучаемых. Образовательные технологии возникли на определенном этапе экономического развития общества и эволюционировали вместе с ним. Более подробно об этом можно прочитать в статье «Взаимосвязь методов обучения с ролью знаний в экономическом развитии». Если классифицировать методы обучения по степени участия обучаемого в педагогическом процессе, то в ХІХ в. наряду с академическим стал использоваться активный метод.

Академический метод предполагает тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентам. Активный метод означает получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов.

Быстрое развитие средств производства требовало профессионала-исследователя, умеющего применять принципы или процессы, ранее изучавшиеся, к новой ситуации, использовать научные обобщения для решения отдельных проблем или соединять части, элементы в новое целое.

Появление в ХХ в. интерактивного метода вызвано необходимостью эффективного взаимодействия в команде с целью быстрого получения нового знания и создания атмосферы сотрудничества. Интерактивный метод предполагает совместную работу участников образовательного процесса.

Сбалансированное использование методов важно в реализации образовательных целей. Бенджамин Блум, американский ученый, выделил 6 уровней образовательных целей

1)знание: способность воспроизводить специальную информацию, включая факты, понятия, принципы, законы;

2)понимание: способность адекватно отражать полученную информацию (переносить в другую форму, перестраивать идеи в новую конфигурацию, прогнозировать результат);

3)применение: умение использовать ранее изученные принципы, методы, процессы к новой ситуации;

4)анализ: разделение материала на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей, устанавливая их отношения и организацию;

5)синтез: соединение отдельных, дискретных элементов, процессов в новое целое;

6)оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, теориях, методах.

Оценки могут носить количественный или качественный характер, основанный на использовании определенных критериев.

Оптимизация образовательного процесса предполагает использование технологий применительно к определенным дисциплинам. Выбор последних зависит не только от образовательных целей учебного курса, но и от индивидуального стиля преподавания, опыта студента. В экономических дисциплинах выделяется разный уровень сложности материала, что позволяет использовать различные способы учебной познавательной деятельности.

2 вопрос В Главе 4 Федерального закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ» говорится о негосударственной системе бесплатной юридической помощи.

Участниками данной системы помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Формируется на добровольных началах. По уголовным вопросам юридическая клиника не консультирует.

Образовательные организации высшего образования для реализации целей, правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи могут создавать юридические клиники.
Юридическая клиника создается в качестве юридического лица, если такое право предоставлено образовательной организации высшего образования ее учредителем, или структурного подразделения образовательной организации высшего образования.
Могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных организациях высшего образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательной организации высшего образования.

Однако юридическая клиника - это всегда форма обучения студентов практическим навыкам.

Особенностью обучения в юридических клиниках является использование интерактивных образовательных технологий, преподавание на основе компетентного подхода особых клинических курсов (основы делопроизводства в различных сферах юридической деятельности, профессиональная этика, профессиональная коммуникация, правовое консультирование, основы юридического анализа, медиация и другие), а также взаимодействие студента и преподавателя-куратора на принципах равноправного сотрудничества и партнерства.

В настоящее время юридические клиники получили весьма широкое распространение. Почти все юридические факультеты вузов или юридические вузы стараются создать юридическую клинику. Достоинства юридических клиник очевидны - они приносят пользу как студентам, дающим консультации, так и их посетителям - гражданам, зачастую относящимся к категории малообеспеченных.

Основные модели работы юридических клиник:
1. Личное консультирование.

Посетитель приходит в определенное время на прием по предварительной записи или в порядке живой очереди. Во время приема консультант проводит опрос посетителя, знакомится с документами, делает копии при необходимости. В ходе консультации может быть дано устный/письменный ответ на вопрос, составлены процессуальные документы (иск, ходатайство, жалоба и т.д.)

2. Дистанционное консультирование.

Под дистанционным консультированием понимаются ответы на обращения граждан посредством электронной или обычной почты.

3. Телефонные консультации. Образуются так называемые "горячие линии", на которых дежурят студенты и отвечают на вопросы граждан по телефону. В основном такие консультации даются по не очень сложным правовым вопросам, или дается рекомендация записаться на личный прием.

4. Выездные консультации.

Юридические клиники могут организовывать выездные консультации в социальные учреждения (дома престарелых, детские дома и др.).

Билет № 30

1. Вопрос: Современные средства обучения в системе юридического образования

2.Простое ПКЗ: Особенности преподавания исторических юридических дисциплин: истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, истории политических и правовых учений

3. Комплексное ПКЗ: Разработка в письменной форме и проведение открытого авторского учебного занятия по любой теме в рамках любой юридической дисциплины

В период прохождения педагогической практики мною была освоена такая профессиональная компетенция как преподавание юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).

В процессе освоения профессиональной компетенции ПК-12 была найдена информация о состоянии юридической доктрины в сфере правовых дисциплин, изучались основные российские и международные документы, регламентирующие высшее юридическое образование. Также были исследованы принципы конструирования учебно-методического комплекса дисциплины.

Во время преподавания юридических дисциплин выбирались необходимые методы для преподавания нужной дисциплины, подбирался и систематизировался теоретический и нормативно-правовой материал, необходимый для выполнения задания. Вместе с этим в учебные материалы были введены изменения, которые произошли в нормативно-правовой базе и теоретических новациях.

За период освоения профессиональной компетенции ПК-12 произошло овладение способностью составлять учебно-методические материалы, входящие в состав основной образовательной программы, способностью планировать педагогическую деятельность, методами (в том числе интерактивными) проведения всех видов учебных занятий, используемых в вузе.

В ходе педагогической практики мною была применена методика преподавания правовых дисциплин. Методика преподавания правовых дисциплин исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения. Отличает данную методику от других то, что обучение тесно связано с правовой жизнью государства, общества, каждого человека. Такие знания представляют собой знание правовых терминов, законов, а также понимание механизмов работы законодательства.

Для того чтобы студенты познавали не только теоретическую сторону правовых дисциплин, но и их прикладной характер, необходимо использование наряду с традиционными формами и методами обучения (лекции, семинарские занятия, лабораторные работы), активные и интерактивные методы обучения, такие как ролевые и деловые игры, навыковые тренинги, проблемные ситуации.



При этом под активными методами понимаются такие методы обучения, применение которых объективно невозможно без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов. Интерактивные методы, в свою очередь, - это методы, в результате применения которых обучающиеся находятся во взаимодействии друг с другом в режиме беседы, диалога. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом.

Традиционные (пассивные) методы обучения в большей степени предполагают тиражирование информации путем передачи знаний от преподавателя к студентам. Активные и интерактивные методы предполагают получение знаний благодаря самостоятельной работе студентов, взаимодействию студентов и преподавателя, студентов между собой. Сбалансированное использование методов - важное условие эффективности методики преподавания правовых дисциплин.

Особенностью методики преподавания правовых дисциплин является также широкое привлечение данных статистики, фактов и цифр, позволяющих раскрыть не только отдельные стороны процессов и явлений, но и выработать для обучающихся правила поведения в условиях правового государства. Представленные факты должны быть проверены, доказуемы, но при этом они могут вызвать сомнения у студентов, что позволит использовать проблемные методы обучения, такие как мозговой штурм, круглый стол, дискуссии.

Поскольку в высших профессиональных учебных заведениях ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия, то им, безусловно, стоит уделять достаточное внимание в процессе разработки методики преподавания правовых дисциплин. Однако, используя перечисленные формы взаимодействия в традиционном их понимании, невозможно сформировать интерес к изучению правовых дисциплин, в связи с чем целесообразно использовать лекции вдвоем, бинарные лекции, активные лекции, лекции «Пресс-конференции», проблемные лекции, лекции-шоу, лекции-визуализации, лекции-ситуации.

Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в вышеперечисленных видах лекций - всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. В качестве примера можно привести такие разновидности лекций как проблемная лекция и лекция пресс-конференция.

Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная, противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.

Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения знаний, полученных ранее. Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.

Решение проблемных задач и поиск ответов на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями). Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений.

Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и, в конечном итоге, становятся соавторами в решении проблемных задач.

Лекция - пресс-конференция предназначена для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и диагностирования уровня их подготовки. Организационно она проводится следующим образом. Лектор, назвав тему занятия, просит студентов задавать ему письменно вопросы по изучаемой проблеме. В течение двух-трех минут слушатели формулируют наиболее интересные вопросы и передают их преподавателю. В качестве одного из вариантов проведения подобного занятия вопросы могут быть подготовлены слушателями по просьбе преподавателя заранее на этапе, предшествующем лекции. Преподаватель в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Она может излагаться как совокупность и последовательность ответов на поставленные вопросы или как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы.

В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний обучающихся. Если ответы на отдельные вопросы их не удовлетворили, то лектор раскрывает их подробнее за время, оставленное для этого специально.

Лекцию подобного типа целесообразно проводить:

1) в начале изучения раздела программы с целью выявления потребностей, круга интересов группы, его модели, установок студентов и их возможностей;

2) в середине изучения, когда лекция направлена на привлечение слушателей к узловым моментам курса и систематизации знаний;

3) в конце изучения дисциплины (для определения перспектив развития усвоенного содержания).

Мною представлены лишь некоторые примеры организации лекционных занятий по методике преподавания правовых дисциплин. Данная методика была мной изучена и использована в педагогическом процессе во время проведения учебных пар и семинарских занятий для студентов РГСУ.

В последний день практики я проставил все необходимые подписи и печати в документацию по педагогической практике в организации - месте прохождения практики, предоставил ее руководителю практики от вуза.

Заключение

Мною был проделан достаточно большой объем работы на кафедре государственно-правовых дисциплин РГСУ, была произведена деятельность с различного рода учебной документацией.

В результате прохождения педагогической практики были выработаны и освоены следующие компетенции:

ПК-12 - способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

ПК-13 - способность управлять самостоятельной работой обучающихся;

ПК-14 - способность организовывать и проводить педагогические исследования.

Была достигнута цель педагогической практики - получение мною теоретических знаний об особенностях осуществления педагогической деятельности с последующим их применением в профессиональной сфере и практических навыков по юриспруденции в рамках профессиональных компетенций: ПК-12, ПК-13, ПК-14.

Были решены в процессе прохождения педагогической практики следующие задачи:

1) приобретен опыт работы в трудовых коллективах при решении производственно-правовых вопросов;

2) получены навыки применения современных образовательных технологий;

3) получена информация об особенностях педагогической деятельности в сфере юриспруденции;

4) изучены принципы педагогической деятельности, а также формирование навыков их практического применения.

Задачи Индивидуального задания также были полностью разрешены:

1. Изучена административно-организационная структура организации - места прохождения практики;

2. Осуществлено преподавание юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне;

3. Реализовано управление самостоятельной работой обучающихся в вузе студентов;

4. Организованы и проведены педагогические исследования.

Список литературы

1. Умнова И.А., Конституционное право Российской Федерации. В 2 Т. Т. 1: Общая часть. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/

2. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, И.Н. Зубов, Е.Н.; под ред. Б.С. Эбзеев, Е.Н. Хазов, А.С. Прудников. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id= 115399

3. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://consultant.ru.

4. Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: http://garant.ru.

5. Сайт «Государственная Дума Российской Федерации». Режим доступа: www.duma.gov.ru.

6. Сайт Верховного Суда Российской Федерации. Режим доступа: www.supcourt.ru.

7. Сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Режим доступа: www.arbitr.ru.

В педагогической литературе вопросам анализа образовательного процесса, использования инновационных и традиционных методами обучения, форм и технологий обучения , а также подходов в преподавании определенных юридических дисциплин посвящено немало научных работ, что не лишает автора высказать свое мнение по данной теме. Предметом данного рассмотрения будут некоторые подходы в преподавании юридических дисциплин о государстве и праве (их называют «государственно-правовые дисциплины»). Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ об образовании) в основе образовательного процесса лежит единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, который определяется федеральным государственным образовательным стандартом по соответствующему уровню и направленности образования. В части высшего юридического образования обязательные требования к высшему образованию определяются Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») , а с 1 сентября 2017 года - Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) . Как известно, изучаемые юридические дисциплины производны от соответствующих наук и отраслей права (знаний). Не являются исключением и юридические дисциплины, которые изучаются в высших учебных заведениях (далее - вузах) в сокращенном виде, то есть объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин устанавливается вузом самостоятельно. Не вдаваясь в научную дискуссию об определении наук и учебных дисциплин к соответствующим группам, автор разделяет научный подход, что необходимо исходить из объекта, предметы и системы юридических наук. Так, юридические науки о государстве и праве (государственно-правовые науки) изучают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь и входят в состав социально-гуманитарных (общественных) наук . При этом объектом государственно-правовых наук является государство и право, их взаимосвязь. Соответственно, предметом государственно-правовых наук являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, их взаимосвязь, а также государственно-правовые явления и процессы. В свою очередь система государственно-правовых наук включает: 1) теоретико-исторические науки (теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран и др.); 2) отраслевые науки (конституционное право, административное право, уголовное право, международное право и др.); 3) специальные юридические науки, изучающие деятельность некоторых государственных и негосударственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор, адвокатура и др.); 4) прикладные науки, использующие данные других наук (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др.). Тем самым, исходя из объекта и предмета изучения к государственно-правовым наукам и дисциплинам относятся такие, в основе которых лежит изучение государства и права, их взаимосвязь, государственно-правовые явления, процессы и общественные отношения с публичной государственно-правовой составляющей - теория государства и права, история отечественного государства и права, конституционное право, административное право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс, экологическое право, международное право и т.д. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция предусматривается изучение нескольких учебных циклов, в том числе и профессионального. Базовая (обязательная) часть ООП профессионального цикла предусматривает изучение 20 учебных дисциплин. При этом в данный цикл включено изучение юридических дисциплин, которые относятся к государственно-правовым дисциплинам - теория государства и права, история отечественного государства и права, конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовное право, уголовный процесс, экологическое право, финансовое право, международное право, криминалистика и др. При этом большая часть из этих учебных дисциплин изучаются в базовой (обязательной) части ООП профессионального цикла, а другие в вариативной части - криминология, уголовно-исполнительное право, правоохранительные органы, римское право и др. В соответствии с п. 4.3 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция предусматриваются следующие виды профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных организациях, кроме вузов). При этом в п. 4.4 ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция определяются перед бакалавром решение профессиональных задач с учетом указанных видов профессиональной деятельности: участие в подготовке нормативно-правовых актов; обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов; преподавание правовых дисциплин; осуществление правового воспитания. Новый ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция также предусматривает виды профессиональной деятельности и определяет профессиональные задачи с учетом видов профессиональной деятельности, но не предусматривается такой вид профессиональной деятельности, как педагогический, т.е. выпускники не будут вправе осуществлять преподавание правовых дисциплин и осуществлять правовое воспитание. По мнению автора, это неправильно, так как в основе образовательного процесса лежит единый процесс обучения и воспитания, что полностью относится и к подготовке юристов-бакалавров, которые в ходе правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной деятельности обязаны также осуществлять правовое воспитание по уважительному отношению к праву, закону, законности и правопорядку ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция предусматривает, что «Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает» (п. 6.3). При этом к базовой части и являющимися обязательными дисциплинами (п. 6.4) относятся - философия, история государства и права России и др., а к числу собственно юридических дисциплин - теория государства и права, конституционное право, административное право, уголовное право, международное право и др. . В соответствии ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция предусматривается обязательное проведение практических занятий в объеме не менее 70% от объема аудиторных занятий по отраслевым и специальным дисциплинам, направленных на формирование у обучающихся профессиональных умений и навыков. Государственно-правовые дисциплины включено в этот перечень, а поэтому при их изучении предусматриваются практические занятия. В ходе практических занятий предусматривается не только изучение государственно-правовых актов и практики их применения, но и обязательно решение проблемно-юридических ситуаций, составление юридических и процессуальных документов. ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция предусматривает, что количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по базовой части должно составлять не более 50% от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данной части (п. 6.10) и не выделяются отдельно практические занятия, их объем в аудиторных занятиях. Изучение государственно-правовых дисциплин является обязательным элементом подготовки выпускников по вышеуказанному направлению подготовки и будущих юристов-бакалавров. Целями государственно-правовых дисциплин является «вооружение» студентов категориальным аппаратом юриспруденции, изучения основных закономерностей возникновения, становления, развития и функционирования государственно-правовых явлений и процессов, которые способствуют формированию у них такого объема знаний, на основе которого они могли бы переходить к изучению отраслевых, специальных и прикладных юридических дисциплин. Учитывая взаимную понятийную, предметную и методологическую связь государственно-правовых дисциплин с отраслевыми, специальными, прикладными юридическими науками, можно утверждать, что от качества усвоения преподносимого теоретического материала во многом зависит успех всего обучения в целом. Очевидно, что при изучении отраслевых дисциплин (конституционное право, административное право, уголовное право и др.) от студентов потребуется наличие четких представлений об основных юридических категориях и понятиях, о закономерностях происхождения государства и права, их признаках, сущности, формах, типах и функциях, о системе права и ее элементах, об источниках права и многом другом. Ведущая роль в формировании у студентов исходных знаний о государственно-правовых явлениях отводится преподавателю. От его педагогического мастерства, интеллектуальной и профессиональной подготовки, личной увлеченности преподаваемым предметом зависит то, насколько полно студенты овладеют учебным материалом, предусмотренным программой по государственно-правовым дисциплинам. Зачастую среди преподавателей, в том числе и ведущих государственно-правовые дисциплины, распространено мнение, что основу их деятельности составляют знание предмета и умение его подать. Однако практика показывает, что сегодня этого уже недостаточно. Представляется справедливым утверждение: учитель - не тот, кто учит, а у кого учатся. Поэтому привлекательность учебного материала по государственно-правовым дисциплинам, его уяснение и практическая полезность во многом зависят от умения и даже таланта подачи сложного теоретического материала, способности преподавателя раскрыть ценность и практическую значимость государственно-правовых явлений в жизни общества и в деятельности будущего юриста, а студентов, соответственно, в желании учиться у данного преподавателя. В таких условиях преподаватель постоянно вынужден решать нелегкую задачу, искать «золотую середину» между традиционными формами и методами работы со студентами и новыми образовательными технологиями. В тоже время жесткое следование учебной программе нередко приводит к формированию стереотипов в профессиональной деятельности, которые часто являются тормозом любых нововведений. Конечно же, не следует под влиянием новых веяний отбрасывать качественные, проверенные временем и практикой формы и методы обучения. Вместе с тем, достаточно часто возникают ситуации, когда их несовершенство становятся очевидны. Преподавателям, ведущим занятия по государственно-правовым дисциплинам, очень часто приходится встречаться с проблемами такого рода. ФГОС ВПО предполагает изучение в рамках данных дисциплин достаточно широкого круга теоретических вопросов. Для них характерен высокий уровнем обобщения и абстрактности учебного материала, и как следствие, для изучения требуется немало времени. При проведении занятий по государственно-правовым дисциплинам преподавателям постоянно приходится сталкиваться с проблемами практической составляющей. Прежде всего, от преподавателя требуется увязывать сложный и сугубо теоретический материал с практической деятельностью государственных и муниципальных органов (законодательных и исполнительных), суда, правоохранительных органов (полиции, органов дознания и предварительного следствия), других органов юридической направленности (адвокатура, нотариат, охранные агентства). Сделать это порой непросто, так как государственно-правовые дисциплины рассматриваются как «мостик» между философией и иными юридическими науками, одной из задач которых является адаптация философских категорий для нужд юриспруденции. Поэтому от преподавателя на занятиях требуется не только раскрыть юридическую природу тех или иных государственно-правовых явлений и процессов, но и увязать их с практической деятельностью органов и служб юридической направленности. Лишь в этом случае преподавателю удастся показать не только теоретическое, но и практическое значение рассматриваемой темы и вопросов. Это обуславливает необходимость постоянного изучения преподавателем юридической практики (законодательной, судебной, следственной и др.) и тесного сотрудничества с юристами-практиками, а полученная при этом информация помогает подкреплять учебный материал. По мнению автора, в ходе проведения занятий по государственно-правовым дисциплинам, преподаватель не только может использовать традиционные методы обучения по передаче информации, но и должен применять интерактивные, которые направленные на развитие творческого, критического мышления, умения активно и эффективно работать с информацией. Сегодня большое значение должно уделяться активному включению студентов в процесс познания. Более того образовательный процесс должен учитывать индивидуальные способности студентов и поощрять обратную связь. При этом необходимо переходить от информационного к деятельностному обучению студентов. Для этого целесообразно использовать проблемно-поисковые и игровые методы, которые позволяют вовлекать в обсуждение государственно-правовых явлений и процессов через проблемно-практические ситуации максимальное число обучающихся. Потенциал данных методов, к сожалению, во многом еще не использован вузами. Общепризнано, что в преподавании учебных дисциплин, не является исключением и государственно-правовые, важное место отводится учебно-методическому обеспечению, то есть наличию и использованию при проведении учебных занятий учебно-методических и учебно-практических пособий с проблемно-практическими ситуациями (задачами) для студентов, примерных образцов юридических документов, рабочих папок (практикумов) по составлению юридических и процессуальных документов и т.д. Таким образом, проанализированы образовательно-правовые акты, общетеоретические положения о юридических дисциплинах и предложено авторское понимание некоторых подходов в преподавании государственно-правовых дисциплин.

Преподавание криминалистики

Криминалистика (от латинского criminalis - преступный, относящийся к преступлению) – самостоятельная научная отрасль знаний о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, сбора, исследования, оценки и использования доказательств.

Криминалистика тесно связана с криминологией, логикой, уголовным и уголовно-процессуальным правом, философией.

Данная дисциплина имеет немаловажное значение в системе юридических наук, а познание её основ позволяет будущему специалисту владеть информацией о тактических приемах производства процессуальных действий; форме организации и методике расследования отдельных видов преступлений; структуре заключения эксперта; порядке оформления результатов исследований и экспертиз и др.

При проведении семинаров и практических занятий студент может:

Получить информацию об использовании информационно-поисковых систем криминалистической регистрации;

Овладеть методиками предварительного изучения объектов, имеющих значение для административных, гражданских и уголовных дел, с целью получения информации;

Научиться использовать технико-криминалистические методы и средства собирания объектов, имеющих значение по административным, гражданским и уголовным делам;

Научиться назначению судебных экспертиз, давать оценку и применять результаты исследований.

Лекционные занятия в обязательном порядке включают демонстрацию слайдов с информацией и изображениями современных устройств, применяемых экспертами-криминалистами. Такой подход особенно удобен, учитывая, что не каждое высшее учебное заведение владеет современными криминалистическими аппаратами и преподавателями-специалистами в данной области.К тому же не каждый ВУЗ имеет свою криминалистическую лабораторию, оснащенную современными технологиями. Семинарские занятия желательно проводить по отдельности для студентов каждой группы. На практических занятиях особенно полезно проведение лабораторных работ.

На первых семинарских занятиях, как правило, посвященных теоретическим познаниям, возможно проведение коллоквиума по таким темам как: "Этапы развития отечественной криминалистики", "Задачи криминалистики". Что касается более "практических" тем ("Идентификационные признаки", "Виды и стадии криминалистической идентификации", "Классификация технико-криминалистических средств"), то здесь оптимально проведение дискуссий, диспутов, круглых столов.

При изучении тематических разделов "Баллистика", "Дактилоскопия" и "Трасология" можно проводить лабораторные работы, а в ходе семинаров по "Фотопортретной экспертизе" при наличии компьютеров для каждого студента давать задания по составлению портрета: так студенты хорошо усваивают правила описания признаков внешности, заставляют активно работать мышление. При недостаточном количестве компьютеров на каждого студента возможно создать парные группы, один из которых займется составлением портрета, а другой по врученной ему фотографии (изображению) попытается описать внешние признаки личности, при этом не предъявляя изображение "эксперту". Так оба задействованных студента, вынужденные работать в паре, оба будут стремиться к одной цели: отображение наиболее правильного портрета описываемого лица; такой способ дает возможность активного обучения всех студентов – и тех, кто занимается описанием, и тех, кто прилагает усилия к составлению портрета.



Преподавание криминологии

Криминология (от латинского crime - "преступление" и греческого logos - "учение") – это самостоятельная, междисциплинарная, социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, её предупреждение, причины и условия, личность преступника.

В криминологии используются следующие общенаучные методы познания:

Восхождение от абстрактного к конкретному;

Гипотеза;

Динамический и статистический методы;

Исторический метод;

Системно-структурный анализ;

Сравнение.

Кроме того, подлежат применению конкретно-социологические методы:

Изучение документов;

Опросы в форме анкетирования (индивидуального и группового) и интервью;

Наблюдение;

Эксперимент.

Используются следующие специальные научные методы:

Анализ молекул ДНК;

Анализ крови, физиологических жидкостей и выделений;

Биохимический и химический анализ;

Качественный и количественный анализ;

Методы масс-спектрометрии, хроматографии, ядерного-магнитного резонанса и др.

Практические занятия проводятся в целях закрепления теоретических положений, рассмотренных в лекционном курсе и изученных студентами в ходе самостоятельной работы. На практических занятиях студенты должны научиться работать с нормативной документацией и выявить практические навыки использования правовых актов и технических норм, регламентирующих деятельность органов государственного управления, исполнительной власти. Среди особых методов преподавания можно выделить модерирование (деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей).

В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала студента, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

Основными методами работы преподавателя-модератора являются методы, которые побуждают студента к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

Преподаватель-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между студентами. К каждому практическому занятию целесообразно выдавать список литературы и нормативных документов, а также вопросы для самоконтроля.

Преподавание судебной медицины

Судебная медицина - наука, использующая медицинские и биологические знания, применяющаяся в юриспруденции с целью правосудия.

Это самостоятельная медицинская наука, имеющая свои методы исследования.

Студент в процессе обучения на юридическом факультете должен знать о том, что существует большое количество проводимых в России в связи с расследованием административных, гражданских и уголовных дел судебно-медицинских экспертиз, и в науке предлагается расширить их перечень.

В настоящее время можно говорить о следующих используемых видах судебно-медицинских экспертиз:

Живых лиц;

Гистологическая;

Биологическая;

Трасологическая;

Антропологическая;

Баллистическая;

Химическая;

Биохимическая;

Медицинской деятельности.

Лекции по судебной медицине могут сопровождаться демонстрацией слайдов, так как данный курс более специфичен по сравнению с иными юридическими дисциплинами, содержит большой объем информации,а знания в этой области необходимы для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

По изучению данного курса студенты приобретают довольно широкие навыки и умения: правильное применение полученных знаний о возможностях судебной медицины позволяют будущему специалисту свободно ориентироваться в этой сфере и разбираться в многочисленных профессиональных тонкостях.

На практических занятиях представляется вполне целесообразным ознакомить студентов с образцами следующих документов:

Протокол осмотра места происшествия;

Протокол осмотра трупа;

Постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы;

Постановление о назначении повторной (дополнительной) судебно-медицинской экспертизы;

Направление на судебно-медицинское исследование трупа и др.

Методика преподавания судебной психиатрии

Судебная психиатрия – медицинская наука, которая находится на стыке медицины и юриспруденции и служит правосудию, устанавливая психическое состояние подэкспертных с целью определения их возможности нести ответственность за свои действия (или бездействия), а также их способность правильно воспринимать происходящие события и совершать гражданские акты. Судебная психиатрия как предмет в высшем учебном заведении изучается в основном на лекционных и семинарских (практических) занятиях, в ходе которых студент и приобретает необходимые ему в последующем знания, навыки и умения.

Что касается приобретенных компетенций, то среди них можно отметить следующие: студент должен знать правила назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы; правовое и медицинское значение установления невменяемости у лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Относительно правил назначения и проведения экспертизы – студент должен знать основания назначения экспертизы в рамках административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Оптимальный и наиболее эффективный вариант для проведения семинарских занятий – разъяснение студенту правил составления постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы в рамках расследования уголовного дела, содержащей информацию об обстоятельствах совершенного преступления и основания (причины) направления лица на проведение такого мероприятия.

Важным является разъяснение преподавателем о постановке вопросов эксперту (экспертам).

Например, в постановлении можно поставить перед экспертом следующие вопросы:

Страдал ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) в момент совершения преступления каким-либо душевным заболеванием и если да, то каким именно?

Лишало ли это душевное заболевание способности (указываются фамилия, имя, отчество лица) отдавать отчет своим действиям и руководить ими?

Страдает ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) каким-либо душевным заболеванием в настоящее время и если да, то каким именно?

Нуждается ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) в применении мер медицинского характера и каких именно?

Необходимо объяснить студенту, что от правильности постановки вопросов эксперту в большинстве случаев зависит исход уголовного дела, поскольку в случае признания лица (подозреваемого, обвиняемого) невменяемым преступление не признается таковым, а лицо, совершившее его, не будет признано преступником.

Студенту надлежит разъяснить моменты, касающиеся использования нормативной базы, в которую кроме Уголовно-процессуального кодекса РФ (ст. 79), входят также иные документы различных государственных органов:

Закон Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации";

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07 апреля 2011 года № 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера";

Кассационное определение Московского городского суда от 30 мая 2012 года по делу № 22-6814;

Кассационное определение Суда Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2012 года по делу № 22К-69/2012;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 мая 2005 года № 370 "Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений".

Преподавание судебной экспертизы

Судебная экспертиза как наука и преподаваемая в высшей школе учебная дисциплина связана с иными дисциплинами – криминалистикой, логикой, математикой, психологией, судебной медициной, этикой.

Судебная экспертиза - процессуальное действие, проводимое на основе использования современных научных и технических достижений, в целях получения заключения сведущего лица по вопросам, связанным с установлением обстоятельств, составляющих предмет доказывания.

Судебная экспертиза как наука стоит на пороге юриспруденции, а также значительного количества иных дисциплин самых различных направлений.

Студенты, изучающие судебную экспертизу, должны иметь представление о значении и содержании конкретных видов экспертиз, логику и психологию выводов, заключений и мышления эксперта, методику и стадии экспертных исследований, предмет, объекты, задачи и цели экспертиз, причины экспертных ошибок, их последствия и методы предупреждения.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные методы изучения конституционного права.

2. Перечислите основные характеристики вводной лекции по административному праву.

3. Что представляет собой контрольно-обучающий семинар по уголовному праву?

4. В чем заключаются особенности преподавания экологического права?

5. Существуют ли различия в методике преподавания международного публичного и международного частного права?

6. В чем заключаются особенности методики преподавания специальных юридических дисциплин?

7. Какие общенаучные методы познания используются в криминологии?

Список литературы

Основная литература

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: "Феникс", 1999. – 416 с.

2. Беляева И.М., Галюкова М.И. Методика преподавания уголовного права: учебное пособие. Челябинск, 2011. – 92 с.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2003.

4. Уман А.И., Федорова М.А. Проблемы развития дидактических систем. Монография. Орел, 2012. – 193 с.

Дополнительная литература

1. Дистанционный образовательный процесс: сущность, структура, особенности организации: учебное пособие / Е.Л. Сырцова, О.В. Токмаков; Федеральное агентство по образованию, Вятский гос. гуманитарный ун-т. Киров: Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та, 2009.

2. Еременко В.И. Активные и интерактивные методы обучения юриспруденции: монография. Барнаул, 2012. – 192 с.

3. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Смирных Е.В. Технология "дебаты" в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2011.- 119 с.

4. Лагунова М.В., Юрченко Т.В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов с применением технологий электронного обучения. Монография. Н.Новгород: НГПУ, 2012. – 158 с.

5. Лекция как активный метод обучения. Методические рекомендации // Подгот. В.П. Чихачевым. Киев: О-во "Знание" УССР, 1990.

6. Образовательная функция лекции / В.Е. Панасовский. М.: Знание, 1982.

7. Плоцкая О.А., Иванова Ж.Б., Князев А.И. Инновационное преподавание юридических дисциплин в вузе: активные и интерактивные формы проведения занятий: учебное пособие. Сыктывкар, 2012. – 92 с.

8. Полемика - диспут - дискуссия / С.А. Минеева. М.: Знание, 1990.

9. Техники ведения беседы / Аня фон Канитц; пер. с нем. О. Е. Ефимцевой. Москва: ОМЕГА-Л: Smart book, 2008.