Отцы и дети 13 глава краткое содержание. Краткий пересказ "Отцы и дети" по главам: описание событий, характеристика героев

  1. Кратчайшее содержание (читается за 30 секунд)
  2. Подробное краткое содержание (читается за 2 минуты)
  3. Краткое содержание по главам (читается за 5 минут)

Кратчайшее содержание

В романе рассказывается о сложных взаимоотношениях двух друзей – Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова с отцом и дядей последнего. У них совершенно разные взгляды на жизнь. Это приводит их к постоянным спорам и скандалам. Базаров неожиданно влюбляется в Анну Одинцову. Он чувствует, что его принципы не могут спасти его от этого чувства. Аркадий находит своё счастье с Катей Одинцовой. Базаров трагически умирает от страшной болезни.

Читать краткое подробное содержание Тургенев Отцы и Дети

Роман Тургенева «Отцы и дети» начинается с того, что дворянин Николай Петрович Кирсанов, владелец поместья Марьино, ожидает приезда своего сына Аркадия Кирсанова, который возвращается из Петербурга, окончив университет. Он, наконец, приезжает, и не один. Аркадий знакомит отца со своим другом Евгением Базаровым. Его образ кажется людям немного странным: черный балахон, длинные волосы, худое лицо и зеленые глаза. Кирсанов-младший расхваливает его отцу, убеждает его, что Евгений – очень интересный и умный человек. Они все вместе едут в поместье Кирсановых, Базаров на тарантасе, а отец с сыном – в коляске.

В дороге Николай Петрович поведал сыну все домашние новости, о смерти его няни. Пожаловался, что дела у него идут из рук вон плохо, его работники совсем обленились, пьянствуют, не платят оброк. И с деньгами совсем худо. Аркадий же рассказывает о своём новом друге, о том, что он собирается стать врачом и его необычном мировоззрении.

Они прибыли домой, чему Аркадий несказанно рад. Сразу же они встречают старшего брата Николая Петровича Павла. Это ещё красивый, подтянутый мужчина, который следует английскому стилю в одежде. Он модно одет и ухожен, что вызывает усмешки у Базарова. Павел не слишком любезно принимает гостя, даже не подаёт ему руку. Уже начиная с первой встречи, они с Евгением не понравились друг другу. Позднее, друзья удаляются отдохнуть с дороги и обсудить последние впечатления. Базаров признаётся Аркадию, что считает его дядю странноватым.
На следующий день с утра Евгений отправился поискать лягушек для своих медицинских опытов. Павел Петрович расспрашивает племянника о его приятеле. Аркадий рассказывает, что его друг является нигилистом, который все отрицает и никаких принципов не признает.

Аркадий познакомился с Фенечкой, которая родила сына его отцу. Николай Петрович находится в замешательстве, ему очень неловко перед сыном, но тот его поддерживает и убеждает, что ничего против не имеет.

Завтракая, гость и Павел начали спор. Старший Кирсанов не желает понять и принять убеждения и принципы Базарова, которые считает совершенно бесполезными. Евгений же отрицает всякую пользу искусства, поэзии, всего возвышенного, и заявляет, что есть вещи гораздо важнее, например, точные науки. Брат Павла, опасаясь, что спор перерастёт в скандал, пытается сменить предмет разговора. Аркадий упрекает Евгения, что он был слишком резок с его дядей и рассказывает ему о непростой жизни последнего. Павла Петровича Кирсанова ждали прекрасное будущее и карьера, он разбивал женские сердца. Это продолжалось до тех пор, пока он сам не стал жертвой любви к прекрасной княгине Р., замужней даме, очаровавшей немало мужчин. Павел Петрович бросил карьеру, чтобы последовать за любимой женщиной, но она оказалась непостоянна и разорвала отношения с ним. Кирсанов возвратился на в Россию, в нем трудно было узнать прежнего красавца. Он так и не завёл своей семью. После вести о смерти княгини Р. он окончательно перебрался в Марьино, к брату.

Павел Кирсанов пытается утешиться, играя с малолетним Митей, сыном Николая, и общаясь с Фенечкой. Аркадий уверен, что отцу нужно вступить с ней в законный брак.

Обитатели поместья свыклись с Базаровым. Особенно хорошо он общается с Фенечкой. Но он не скрывает своего надменного отношения к старшим Кирсановым и их взглядам. Но Павел не намерен уступать этому плебею, как он называет Евгения. Отношения между ними накаляются, все сильнее показывается пропасть между двумя поколениями.

Друзья поехали с визитом к родственнику Кирсановых, Матвею Ильичу Колязину, который пригласил их к губернатору. Тот предложил им поприсутствовать у него на балу. Там молодые люди познакомились с Анной Сергеевной Одинцовой, привлекательной молодой вдовой. Базаров с удивлением обнаруживает, что он заинтересовался ею и не скрывает, что она отличается от других женщин. Вскоре Анна пригласила Евгения и Аркадия в своё поместье Никольское. Базаров проводит много времени, общаясь с Одинцовой, а Аркадий коротает время с её младшей сестрой Катериной. Со временем он понимает, что его влечёт к Кате.

Узнав о том, что родители тоскуют по нему, Базаров поехал навестить их. Но среди стариков ему скучно и он, заехав к Анне, вместе с Аркадием едет в Марьино.

Однажды Павел Петрович стал свидетелем того, как Евгений поцеловал Фенечку в губы. Будучи оскорблён, он вызывает Евгения на дуэль. Базаров ранит Павла в ногу. Но об истинной причине дуэли они никому не сказали, сославшись на политические разногласия.

Аркадий делает предложение Кате. Анна посчитала разумным остаться друзьями с Базаровым, ведь они очень разные. Евгений возвращается к родителям и принимается за врачевание. Однажды, работая с трупом человека, умершего от тифа, он порезал палец и серьёзно заболел. Он пожелал увидеть Анну. Та приехала с доктором, но было уже поздно. Евгений говорит Анне о своих чувствах к ней. Она поцеловала его в лоб, чуть позже он умирает.

Жизнь продолжается. В поместье Кирсановых сразу две свадьбы – Аркадий женился на Кате, а Николай Петрович – на Фенечке. Павел уехал из страны. Анна снова вышла замуж. Старые родители Евгения Базарова страдают по сыну и часто навещают его могилу.

Краткое подробное содержание произведения (повести) Тургенева Отцы и Дети

Краткое содержание Отцы и дети по главам Тургенев

Глава 1

Действие происходит в 1859 году, в усадьбе помещика Николая Петровича Кирсанова. Он ожидает приезда своего сына Аркадия из университета.

Жена Николая умерла, когда Аркаше было 10 лет, и вдовец решает отвлечься. Для этого он уезжает в деревню и заводит своё хозяйство. После того, как сын Николая вырос, он отправляет его на учёбу.

И вот наступило время, когда Аркадий возвращается в родной дом. Отец переживает и ждёт его, он знает, что сын едет с другом.

Глава 2

Долгожданная встреча, наконец, происходит. Аркадий представляет отцу своего товарища по учёбе - Евгения Базарова и просит, чтобы Николай Петрович не стеснялся его и вёл себя с ним по-простому.

Прибывший гость предпочитает тарантас для поездки, а Аркадий с отцом размещаются в коляске.

Глава 3

В пути отца переполняют чувства, он обнимает сына и просит рассказать ему о Евгении. Аркадий сторонится его ласки и делает попытки показать, что ему всё равно, разговаривает резко и необдуманно, оглядываясь на Базарова, чтобы удостовериться, что тот его не слышит.

Николай Петрович рассказывает о своём хозяйстве, ругает работников. Также он оповещает сына, что с ним проживает девушка по имени Феня и если ему это не нравится, то она покинет их дом.

Глава 4

Встречают гостей только старый слуга и девочка. В доме они знакомятся с Павлом Петровичем – родным дядей Аркадия. После того, как студенты приводят себя в порядок, все садятся за обеденный стол.

Беседа во время обеда никак не получается. Вскоре все расходятся и ложатся спать, но некоторые обитатели дома Кирсановых усыпают не сразу. Николай думает о сыне, а Павел сидит у камина. Фенечка любуется своим спящим сыном, отцом его являлся Николай Петрович.

Глава 5

Утром, Базаров просыпается пораньше и идёт прогуляться. С ним бегут местные мальчики, и они решают пойти на болото, чтобы поймать лягушат.

Семейство Кирсановых решает пить чай на летней веранде. Феня разболелась, и Аркадий идёт проведать её. Придя к ней, он видит малыша и узнаёт о том, что это его младший брат. Он радуется и спрашивает отца, почему он скрыл от него такое событие.

Хозяева дома спрашивают про Евгения. Аркадий говорит, что его друг относится к нигилистам, то есть он ни во что не верит. Евгений приходит с отловленными лягушками и проносит их в комнату для экспериментов.

Глава 6

Во время чаепития Павел говорит о пользе искусства, а Евгений утверждает, что естественные науки намного важнее поэзии и живописи. Между ними начинается спор. Они показывают своё недовольство друг другом. Николай Петрович отводит разговор и занимает Базарова вопросами о правильном выборе удобрений.

Глава 7

История о Павле Кирсанове. Он служил и всегда пользовался спросом у женщин, но однажды полюбил женатую княжну, и вся его жизнь пошла по наклонной. Павел бросил службу и ездил несколько лет за своей возлюбленной повсюду. Но, так и не добившись от неё взаимности, он уехал в родные места. Узнав о смерти княгини, он приезжает в деревню к брату и остаётся в поместье.

Глава 8

Павел Кирсанов после споров с гостем не находит себе места и идёт к Фене, что посмотреть на младшего племянника.
Фенечка оказалась в их доме по воле случая. Николай увидел её в трактире, узнав, что она и её мать плохо живут, он забрал их к себе на проживание. Со временем Николай Петрович понял, что влюблён в неё и после того, как умерла мать Фени, он начинает жить с девушкой.

Глава 9

Познакомившись с Фенечкой и её малышом, Евгений, сообщает ей, что он доктор, и они могут просить его помощи в случае надобности. Аркадий говорит о том, что отец должен жениться на Фене.
Николай Петрович играет на виолончели, Базаров усмехается услышанным звукам. Аркадий неодобрительно смотрит на друга.

Глава 10 повести Отцы и дети

Проходит пару недель и все привыкают к присутствию в доме нового жильца. Но отношение к нему у всех различное: слугам он нравится, Павел его терпеть не может, а Николай думает о том, что Базаров оказывает плохое влияние на Аркадия.

Николай Петрович был обижен на Евгения после подслушанного между друзьями разговора, в котором Базаров назвал его отставным человеком. Он рассказал об услышанном Павлу, чем ещё больше раззадорил его на конфликт с Евгением.

Вечером, во время чаепития между Базаровым и братьями Кирсановыми происходит спор. Евгений утверждает, что аристократы – это дрянные люди и пользы от их жизни нет. Павел Петрович высказывается против течения нигилистов, утверждая, что они портят страну своими взглядами.

После пререканий между разными поколениями, молодые люди покидают гостиную. Николай вдруг стал вспоминать, как он поругался со своей матерью и сравнил этот момент из жизни со спором между ним и сыном.
Эта параллель между отцами и детьми является самой главной в произведении.

Глава 11

Перед сном, все погружаются в свои размышления. Старший Кирсанов приходит в беседку и думает об умершей жене. Павел Петрович любуется звёздами. Евгений говорит Аркадию, что ему нужно съездить в город и навестить старого знакомого.

Глава 12

Аркадий с Евгением едут в город, там они приходят к Матвею Ильину – другу Базарова, затем посещают губернатора и им дают пригласительные на бал.
Базаров также встречается со своим знакомым Ситниковым, который приглашает их обоих к Евдокии Кукшиной.

Глава 13

У Кукшиной им не нравится, потому что она неопрятная и без конца тараторит, что очень утомляет молодых людей. В бессмысленном разговоре Евдокии звучит имя Анны Сергеевны Одинцовой.

Глава 14

На губернаторском балу друзья впервые видят Анну Сергеевну и знакомятся с ней. Она танцуют с Аркадием, и он рассказывает ей о своём ни во что не верующем друге. Анну заинтересовали новые знакомые, и она приглашает их в свою усадьбу. Базаров замечает в ней необычную женщину, и решается на посещение её имения.

Глава 15

Приехав к Анне Сергеевне, Евгений смущается, потому что эта встреча впечатляет его.

Имение досталось Одинцовой от умершего отца в разорившемся состоянии. Анна Сергеевна серьёзно начала восстанавливать утраченное хозяйство. Вышла замуж и после 6 лет совместной жизни, её муж умер, и от него ей досталось наследство. Одинцова не переносила город и проживала в своём доме.

Базаров пытался оставить о себе хорошее мнение. Он вёл разговоры о медицине, рассуждал о ботанике. Одинцова разбиралась в науках, и разговор у них шёл равномерно. Аркадий для Анны Сергеевны воспринялся как младший брат.
После окончания беседы, Одинцова позвала друзей в своё имение.

Глава 16

Усадьба Анны Сергеевны находилась в Никольском, там Аркадий и Евгений знакомятся с её стеснительной сестрой Катей, хорошо играющей на фортепьяно.

Приезжает злобная тётя Одинцовой, и гости не обращают на неё внимание. Вечером Евгений играет в преферанс с Анной Сергеевной. Аркадий всё время проводит с Катей.

Одинцова прогуливается с Базаровым в саду, и ведёт с ним разговоры. Аркадию нравится Анна Сергеевна, и он испытывает ревность.

Глава 17

За время, которое друзья проводят в гостях у Одинцовой, отъявленный нигилист начинает меняться. Он понимает, что влюблён. Чувства Анны и Евгения являются взаимными, но они не рассказывают друг другу об этом.
Базарову встречается один из придворных его отца, он говорит, что его заждались родители. Евгений собирается поехать в родной дом и сообщает об этом. Между Одинцовой и Базаровым происходит беседа, в которой они хотят узнать о том, какие мечты таятся на сердце у каждого из них.

Глава 18

Евгений открывает свои чувства Анне Сергеевне. Но не слышит ответных слов любви, Одинцова говорит о том, что он неправильно её понял. Базаров не может оставаться в имении.

Глава 19

Одинцова говорит, чтобы Базаров остался у неё ещё, но он отказывается. Приезжает Ситников, его появление помогает разрядить напряжение между Анной и Евгением. На следующее утро друзья отправляются в дорогу.
Аркадий замечает, что Базаров стал худым и мрачным. Вскоре они добрались до усадьбы родителей Базарова.

Глава 20

На пороге их встречает Василий Иванович - отец Евгения. Он скрывает свои эмоции при встрече с сыном. Арина Васильевна – мать Базарова, заключает своего ненаглядного ребёнка в объятия. Аркадию отводят место в предбаннике.

Базаров ведёт разговор с родителями, спрашивает, как проходит лечение отцом местных мужиков. После долгих бесед, все расходятся по своим местам и ложатся спать. Аркадий сразу усыпает, а Евгений всю ночь пребывает в думах.

Глава 21

Утром Аркадий разговаривает с Василием Ивановичем и понимает, что отец очень любит своего сына. Евгений не знает чем заняться и начинает спорить с другом, дело доходит до драки.

На следующий день они уезжают, а родители тоскуют, понимая, что их сын уже совсем взрослый.

Глава 22

Остановившись на постоялом дворе, молодые люди думают, куда им отправиться. Аркадий принимает решение поехать к Одинцовой, но прибыв к ней в имение оказалось, что она их совсем не ждала. Анна Сергеевна извиняется, и просит их заехать в следующий раз. Друзья едут в поместье Кирсановых.

Николай Петрович снова жалуется на трудящихся в своём поместье. Аркадий постоянно думает об обитателях Никольского и приезжает к Одинцовой один. Гостя принимают с радостью.

Глава 23

Базаров не обижается на друга, он понимает его и занимается своими опытами. Павел Петрович хочет наладить отношения с Евгением, даже пытается помочь в его поставленных экспериментах.

Фенечка избегает Павла Кирсанова. Утром она перебирает цветы в беседке и разговаривает с Евгением о старости. Базаров решается поцеловать её, но услышав кашель Павла Петровича, засмущавшаяся женщина убегает прочь и ругает молодого человека. Евгений вдруг вспоминает похожий случай с Анной.

Глава 24

Павел Петрович вызывает на дуэль Базарова, не указывая причины, считая, что Евгений сам должен знать, в чём его вина. Для того чтобы не выглядеть глупо, он просит Евгения закатить скандал. Противники оговаривают предшествующий поединок и нанимают секунданта Петра.

После ухода Павла, Базаров размышляет о том, что произошло и думает, что Павел Кирсанов любит Феню.
На рассвете дуэлянты прибыли в назначенное место. Евгений понимает, что всё это глупо, но не боится умереть. Павел Петрович стреляет первым, но промахивается. Базаров отвечает выстрелом, не прицеливаясь, и ранит Павла в ногу. Дома они утверждают, что причина дуэли разные взгляды на политику.

Приехавший врач проводит осмотр и говорит, что опасность миновала. Павел признаётся, что сравнивает Фенечку со своей бывшей возлюбленной. Николай Петрович не принимает его слова в серьёз, подумав, что брат бредит. Павел просит, чтобы Николай сделал предложение Фенечке и собирается уехать заграницу после свадьбы брата.

Глава 25

Аркадий тем временем находится у Одинцовых. Он начинает всё больше разговаривать с младшей сестрой Анны Сергеевны. Они гуляют, Катя играет ему на фортепиано. Молодой человек вдруг понимает, что он не может быть нигилистом, как его друг. С Катериной ему нравится, они ведут беседы про искусство, что было запрещено Базаровым.
Евгений едет домой и заворачивает к Одинцовой, чтобы поведать Аркадию о том, что произошло. Анна Сергеевна больше не вызывает чувств у Аркадия и он перестаёт ревновать её к Базарову.

Глава 26

Между Катей и Аркадием возникает любовь. Он предлагает ей выйти за него замуж. Катерина даёт своё согласие.
Кирсанов пишет письмо Одинцовой старшей, где просит руки её сестры. Евгений очень удивляется поступку Аркадия, ведь он предполагал, что его друг неравнодушен к Анне Сергеевне. Одинцова разрешает молодым жениться и радуется за Катерину.

Базаров покидает имение.

Глава 27

Евгений приезжает домой, родители очень ждали его и радостно встречают сына. Он решает работать доктором и помогать людям. Однажды ему привозят больного тифом. Евгений заражается от него и лежит в бреду.

Базаров зовёт отца и просит, чтобы тот послал за Анной Сергеевной, для того, чтобы попрощаться с ней.

Одинцова привозит врача, который говорит, что больному уже не помочь. Попрощавшись с любимой женщиной, базаров умирает. Мать и отец не могут поверить, что их сына больше нет.

Глава 28

Через полгода в семействе Кирсановых празднуют сразу две свадьбы. Женятся Аркадий с Катериной и Николай Петрович с Фенечкой. Павел Петрович, как и планировал, уезжает заграницу.

Одинцова выходит замуж по расчёту, а не по любви. Базарова хоронят на родине и его родители часто приходят, чтобы проведать своего единственного сына.

Картинка или рисунок Отцы и Дети

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Островский Горячее сердце

    Барин Павлин Павлинович Курослепов выйдя на крыльцо своего дома, начал подробно расспрашивать Силана проверял ли тот ворота, и внимательно ли он наблюдает за домом.

  • Краткое содержание Печальный детектив Астафьев

    Оперативник на пенсии по инвалидности Леонид Сошнин приходит в редакцию, где практически утвердили к печати его рукопись. Вот только главный редактор Октябрина (светоч местной литературной элиты, сыплющая цитатами известных писателей) в разговоре

  • Краткое содержание Короленко Слепой музыкант

    Семья Попельских жила на Юго-западе Украины. В их семье однажды рождается мальчик, который оказывается слепым. Сперва об этом подозревает мать ребенка. Врачи подтверждают страшный для семьи диагноз. Мальчика звали Петром.

  • Краткое содержание Поколение П (Generation «П») Пелевин

    Действие романа развивается в Москве во время распада СССР и строительства нового российского государства. Главный герой – Вавилен Татарский

  • Краткое содержание Дневник Фокса Микки Саша Черный

1 глава. 20 мая 1859 года на крыльце постоялого двора Николай Петрович Кирсанов ждет сына. Кирсанову сорок с небольшим, он помещик в имении на двести душ. Николай с братом должны были пойти по стопам отца – генерала. Брат Павел пошел по военной службе, а Николай сломал ногу перед отправкой на службу и поэтому поступил в университет. Вскоре родители умерли, тогда же Николай Петрович счастливо женился, у него родился сын Аркадий. После смерти жены Кирсанов погрузился в заботы о хозяйстве. Аркадий подобно отцу окончил университет и возвращается домой. 2 Аркадий приезжает не один, его отец знакомится с Евгением Васильевичем Базаровым. У Базарова мужественный голос, длинное, худое лицо с широким лбом и спокойной улыбкой. Его облик выражает самоуверенность и ум. Все вместе они едут в имение. 3 Николай Петрович узнает, что Базаров учится на доктора. Аркадий радуется возвращению в родные края, но притворяется равнодушным. Его отец чувствует неловкость из-за странного поведения сына и из-за того, что вынужден признаться ему - в доме он содержит девушку Фенечку. Аркадий снисходительно успокаивает отца. В дороге он замечает, что люди в его имении совершенно измучены и обнищали, он думает о преобразованиях, но не знает, как подступиться к этому делу. Наконец, они прибыли в Марьино. 4 Дома Аркадия встречает дядя Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович, несмотря на свои сорок пять, моложав, ухожен и модно одет. Они знакомятся с Базаровым. За ужином Аркадий ведет себя развязно, чтобы продемонстрировать свою взрослость. В разговоре с Аркадием Базаров высмеивает его дядю как пустого щеголя, отца же его считает славным добряком, хотя и упрекает в излишней чувствительности и романтизме. 5 С утра Базаров с дворовыми мальчишками отправился за лягушками для опытов. Аркадий знакомится с Фенечкой и выясняет, что у него есть сводный брат. За завтраком он рассказывает отцу и дяде, что Базаров – нигилист, человек, который не принимает ни одного принципа на веру. Это вызывает резкое неприятие у Павла Кирсанова, который убежден - без принципов даже вздохнуть нельзя. 6 За столом Павел Петрович нападает на Базарова за отсутствие убеждений. Базаров не хочет поддерживать спор, хотя и высказывается в пользу науки, противопоставляя ее «бесполезному» искусству. Дядя Аркадия с досадой говорит, что для молодежи все, выученное им в жизни – вздор, а полученные знания делают его отсталым. Аркадий просит Базарова быть справедливым к дяде и рассказывает его историю. 7 Павел Петрович в молодости полюбил загадочную княгиню Р. Когда княгиня скрывается от него за границей, Кирсанов бросает военную службу и следует за ней. Отношения окончательно не складываются, и Кирсанов возвращается в Россию. Через несколько лет княгиня умирает, а Павел Петрович пытается найти покой в имении брата, оставаясь закоренелым холостяком. Базарова история Павла Кирсанова не трогает, он считает, что человек, потерявший все из-за любви – не мужчина. Аркадий оправдывает дядю воспитанием и временем, в котором он жил. Базаров отвечает, что человек должен воспитать себя сам, а не зависеть от своего времени. 8 Павел Петрович навещает Фенечку. Фенечка – дочь экономки, после смерти матери доброта и заботливость отца Аркадия пленили ее сердце. Павел Петрович просит показать ему Митю, племянника. Николай Петрович находит брата в комнате девушки. Павел Петрович тотчас уходит и закрывается в своем кабинете с выражением отчаяния на лице. 9 Во время прогулки по саду Базаров знакомится с Фенечкой, ему нравится ее безыскусность. В разговоре с Аркадием Базаров говорит, что все пустяки, кроме дважды два четыре, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Он высмеивает отца Аркадия за игру на виолончели. Аркадию это не нравится. 10 Николай Петрович случайно услышал, как Базаров назвал его «отставным человеком». «Старичкам Кирсановым» обидно, что молодежь списывает их со счетов. Особенно Павлу Петровичу, который видит в Базарове непримиримого врага. Он решает осадить нигилиста и вступает с ним в ожесточенный спор. Базаров парирует нападки Кирсанова. Он говорит: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», - не только искусство, поэзию, но и вообще все. Прежде чем что-то строить, «сперва нужно место расчистить» - считает Базаров. Николай Петрович хоть и не согласен с Базаровым, чувствует, что он – представитель нового поколения, в котором есть какая-то сила. Павел Петрович же уверен, что правда за ним и что без принципов не будет порядка в России. 11 Николай Петрович после случившегося спора погрузился в грустные думы. Он вспоминает юность, переживания и эмоции, которые его переполняли тогда, на глаза невольно наворачиваются слезы. Он ощущает пропасть между собой и сыном, прекрасно осознавая, что беспричинные слезы сорокачетырехлетнего человека могут вызвать только насмешку у молодых людей. Тем временем Базаров и Аркадий решают ехать в гости к родственнику Кирсановых.

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причем её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную - «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошен. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведет их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своем «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…»

Аркадию кажется, что он влюблен в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у нее.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие […] лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё […] вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них - чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстается с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчен, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, « что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то темном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

Год написания:

1862

Время прочтения:

Описание произведения:

Роман Отцы и дети русский писатель Иван Тургенев написал в 1862 году. Роман сыграл важную роль в своей эпохе. Например, Евгений Базаров - главный герой романа - стал примером для подражания молодежи 60-х годов XIX века.

Читатель видит на страницах романа Отцы и дети, как Тургенев раскрывает проблемы хозяйственных неурядиц, обнищания народа, разложения сложившихся традиций и связей крестьян с землей.

Представляем вам краткое содержание романа Отцы и дети.

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребёнка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждёт Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причём её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту... которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную - «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошён. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведёт их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своём «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть...»

Аркадию кажется, что он влюблён в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у неё.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушённое Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие <…> лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалёку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё <…> вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подаёт ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведёт себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них - чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстаётся с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич...» Аркадий огорчён, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то тёмном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

Вы прочитали краткое содержание романа Отцы и дети. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Дата и место смерти – 3 сентября 1883 г. (64 года), Буживаль, Сена и Уаза, Третья французская республика

Русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности, почётный доктор Оксфордского университета.


“О тцы и дети”

Роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанный в 60-е годы XIX века. Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания.

Действия в романе происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город ***.

Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать.

Г лавные герои романа

Е вгений Васильевич Базаров - нигилист, студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нем живет явный романтик - он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.

Н иколай Петрович Кирсанов - помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.

П авел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в бедро.

А ркадий Николаевич Кирсанов - сын первой жены Николая Петровича - Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.

В асилий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.

А рина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.

А нна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.

К атерина (Екатерина Сергеевна Локтева) - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.


К раткое содержание романа “Отцы и дети”

Ч то, Петр, не видать еще? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.
Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».
- Не видать? - повторил барин.
- Не видать, - вторично ответствовал слуга.
Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.
Зовут его Николаем Петровичем Кирсановым. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», - в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль. Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу, о котором речь впереди,

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребёнка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждёт Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причём её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную - «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошён. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведёт их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своём «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…»

Аркадию кажется, что он влюблён в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у неё.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушённое Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие <…> лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалёку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё <…> вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подаёт ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведёт себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них - чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстаётся с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчён, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то тёмном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

Источник – Википедия, Библиотека всемирной литературы, Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века