Открытый урок "живая шляпа". учитель начальных классов

Вологодская область Шекснинский район п. Шексна

МОУ «Устье - Угольская школа»

УМК «Начальная инновационная школа»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

Преподаватель: Пронина Наталия Ивановна

Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Место урока в теме: 1 урок

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: знакомство с произведением и первичный анализ

Задачи урока:

1. Познакомиться с биографией Н. Н. Носова.

2. Прослушать рассказ в аудиозаписи.

3. Проанализировать содержание рассказа.

Оборудование: учебник « Литературное чтение» Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова, книга Н. Носова «Живая шляпа» раздаточный материал для самооценки и выполнения задания, MacBook, программа ПервоЛого, презентация.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные:

прогнозировать содержание текста по его заголовку; воспринимать на слух художественное произведение; понимать содержание прочитанного произведения; находить в тексте информацию, отвечать на вопросы к тексту; работать с MacBook в программе ПервоЛого, уметь производить анализ, синтез и сравнение, соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные :

участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; слушать ответы одноклассников; работать в паре; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному.

Личностные:

Развивать творческие способности, чувство юмора; развивать интерес к творчеству Н.Носова.

Вводно - мотивационный момент.

Повернитесь к гостям,

Улыбнитесь гостям.

Повернитесь ко мне,

Улыбнитесь мне.

Повернитесь друг к другу,

Улыбнитесь друг другу.

Сейчас у нас с вами урок литературного чтения.

Актуализация знаний.

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Что такое шляпа?

Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

3. Целеполагание.

Какую цель поставим сегодня на уроке?

Знакомство с произведением и первичный анализ.

Чтобы выполнить эту цель мы должны поставить перед собой задачи (слайд)

Поставьте задачи в правильном порядке (поменять 2 и 3 задачи)

Познакомиться с биографией Н.Н.Носова.

Проанализировать содержание рассказа.

Прослушать рассказ в аудиозаписи.

(рассказ учеников)

1) Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

2) Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. По окончании школы работал рабочим на заводе. Он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром - постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов. За эту деятельность он награждён орденом Красной Звезды.

3) Но его сильно влекло искусство. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сначала просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»

Николай Носов написал очень много рассказов, попробуйте некоторые из них узнать по его отрывку (зачитывают ребята)

1 «Фантазёры»

«-Я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.

Врёшь!

Нет, правда!

Почему же ты не умер?

А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой».

2 «Затейники»

« Вдруг меня кто- то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной.

Чего ты? - спрашивает.

Меня - говорю - кто то схватил за ногу. Может быть серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я - за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

Давай - говорю дверь держать, чтобы он не открыл».

3 «На горке»

«Только полез на горку - бух носом!

Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

Что делать? - думает.

Думал, думал - и придумал:

Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

4 «Мишкина каша»

«Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».

5 «Телефон»

«Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:

Слушаю!

А из трубки в ответ:

Ты чего хрюкаешь?

Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, - говорю я.

Брось хрюкать! Говори по-человечески! - кричит Мишка!»

6. «Приключения Незнайки»

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

Кластер - Произведения Носова (Слайд)

О ком рассказывает Носов в своих произведениях?

О детях

Какие у него рассказы?

Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.

А что такое юмор? Давайте вспомним.

- Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в

необычайно смешные, поучительные истории, юмористические, комичные.

Как вы понимаете комичная ситуация?

Проверим по словарю учебника.

Выполнили мы с вами 1 задачу?

Приступаем к выполнению 2 задачи.

Сегодня мы познакомимся с один из его рассказов, где описана комичная ситуация. Рассказ называется «Живая шляпа».

«Прогнозирование»

Как вы думаете, о ком или о чём будет рассказ?

Кто читал, пожалуйста, послушайте предположения своих одноклассников.

Первичное целостное восприятие произведения

Послушайте этот рассказ в исполнении артиста (аудиозапись)

Проверка первичного восприятия текста.

Понравилась ли вам история? Почему?

Какое настроение она у вас вызвала?

В чем комичность ситуации?

Выполнили мы с вами 2 задачу?

ФИЗМИНУТКА

- Приступаем к выполнению 3 задачи.

Вторичное восприятие произведения и его анализ по частям.

а) Чтение отрывка с.92 самостоятельно (заканчивается предложением «Вовка за ним»)

Игра «Да-нет»

Так или не так всё было в рассказе Н Носова «Живая шляпа».

Утверждение

ДА

НЕТ

1. Шляпа лежала на столе.

2. Котенка звали Васька.

3. Котёнок Васька сидел на шкафу.

4. Вовка и Вадик сидели за столом.

5. Ребята видели, как Васька попал под шляпу.

6. Вадик хотел поднять шляпу.

7. Шляпа подползла к Вадику.

8. Вадик прыгнул на диван, а Вовка за ним.

Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.

б) Чтение 2 части по цепочке (Часть заканчивается предложением «Шляпа как подскочит кверху!»), выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрации к рассказу и подобрать подписи к ним предложениями из текста (СЛАЙД)

Ребята всё так же продолжали бояться шляпы?

Найдите и зачитайте предложения, где передано состояние ребят (Ребята смотрят на неё и трясутся от страха)

Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте)

Кто из мальчиков был смелее? Вадик. Докажите предложениями из текста. (Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну.)

А какое оружие еще ребята выбрали для борьбы со шляпой? (Клюшка,

лыжная палка, картошка.)

Почему ребята осмелели?

Как изменилось их поведение? А интонация и громкость голоса?

Найдите и зачитайте предложения, где мальчики уверенно говорят и

угрожают шляпе.

Какие маленькие слова Н. Носов употребил, чтобы предать «боевое»

состояние мальчиков (Ага! Эй ты, шляпа!)

Подписи к слайдам:

1) они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

2) соскочили ребята с дивана и бегом из комнаты.

3) шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.

4) Набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.

5) прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

ФИЗМИНУТКА

в) Чтение следующего отрывка самостоятельно

Придумать «тонкие», «толстые» вопросы (на слайде слова - помощники).

Тонкие вопросы:

Как раскрылась тайна живой шляпы?

Что сначала высунулось из-под шляпы?

Обрадовались ли ребята, когда увидели Ваську?

Кто из мальчиков догадался, как котенок попал под шляпу?

Что стал делать Вадик, когда увидел Ваську?

Что делал Васька, когда выбрался из-под шляпы?

Толстые вопросы:

Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок?

Останутся котёнок и Вадик друзьями?

Как мальчики относятся к котёнку?

Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?

Задание в программе Перволого: составить пословицы. Слайд

У страха глаза велики.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время потехе час.

Повторенье мать ученья.

Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?

Выполнили мы 3 задачу?

Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

Как вы считаете, наш урок цели достиг?

6. Рефлексия.

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось …

Я узнал, что ….

У меня получилось …

Мне было трудно ….

7. Домашнее задание: читать текст выразительно, нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.

УМК «Школа России»

Урок литературного чтения по теме "Герои – сверстники. О жизни детей, их дружбе и товариществе» 2 класс

Н.Н. Носов "Живая шляпа"

начальных классов

МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

Алтайского края»

Новоалтайск 2010

Цель : познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи:

    Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего

интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного

возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой, обладающего определённой начитанностью.

    Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться

комической ситуацией.

    Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация.

Используемые учебные пособия, литература:

    Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.

    Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 1999 – 640 с.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.

    Родная речь, 2 класс: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова - М.: Просвещение, 2006.

Педагогические технологии:

    объяснительно – иллюстративного обучения;

    словесной продуктивной и творческой деятельности;

    педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

    информационно- коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

    повышение активности на уроках;

    улучшение результатов обучения;

    развитие творчества у учащихся.

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Целеполагание .

(Слайд № 2)

Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

(Слайд № 3-4)

Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

(Слайд № 5-6-7)

Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Всё ли вам понятно в моём рассказе?

Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении

Институт – высшее учебное заведение.

Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.

Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ.

Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

(Слайд № 8-9)

По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.

(Слайд № 10)

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

С чего начнем работу?

Что для этого нужно сделать?

Чему я учусь сегодня на уроке?

3. Прогнозирование содержания по заголовку.

Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

Словарная работа

В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

(Слайд № 11)

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть - ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

4. Физминутка

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

5. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.

(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

Что шляпа будет делать в дальнейшем?

Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

Возвратятся ли ребята в комнату?

Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

(Слайд № 12)

5-я часть (рассказывает учитель)

6. Анализ произведения, выборочное чтение.

Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.

А читатели?

Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Какие они были по характеру?

Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

Что же испугало мальчиков?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?

Как можно побороть свой страх?

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

(Слайд № 13)

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

Найдите слова, характеризующие их поведение.

Запись на доске: 1. Испугались

Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?

Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?

Давайте прочитаем диалог на кухне.

Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

Запись на доске: 2. Осмелели.

Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?

Запись на доске: 3. Обрадовались.

Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

7. Итог урока. Рефлексия

Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Я узнал, что ….

У меня получилось…

На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.

8. Домашнее задание: прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.

УМК Л. Ф. Климановой

Цели : продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Носова; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Оборудование : портрет Н. Носова, выставка его книг; аудиозапись рассказа; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Какие рассказы вы придумали на заданную тему? Послушаем их.

III. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение В. Волиной, вставьте пропущенные слова.

Зевнул наборщик на работе

И вместо и поставил о.

Поймете вы, когда прочтете,

Что получилось из того.

В ведре не сурик, а... (сурок).

В углу не веник, а... (венок).

Маляр повесил кисть на гвоздь,

Глядит, пред ним не кисть, а... (кость).

Прочитайте стихотворение скороговоркой.

Прочитайте выразительно.

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Живая шляпа». Разве шляпа может быть живой? Проверим.

V. Работа по теме урока

(Прослушивание в записи рассказа Н. Носова «Живая шляпа» или выразительное чтение учителем.)

Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?

VI. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

(Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

(Изобразить.)

Раз, два, три, четыре —

Полетели, закружились.

VII. Закрепление изученного

1. Чтение рассказа

Прочитаем рассказ «Живая шляпа» по цепочке (с. 54—58). (Объяснение непонятных слов по ходу чтения.)

2. Игра «Расшифруйте текст»

На доске дан текст. Кто из вас догадается, как надо прочитать его? (Читаем с конца.)

Лоп ан олапу — ьсолунхюлп от-отч идазоп как, илашылсу окьлот ино. Упялш доп лапоп акьсав как иледив ен и икнитрак илавишарксар ино. КидаВ и ядодоВ иледис етанмок в а.

VIII. Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока

Как вы поняли название рассказа?

Почему шляпа оказалась «живой»?

Домашнее задание

Подготовить безошибочное выразительное чтение.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула.

Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,

Выплеснуть-то она выплеснула,

А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.

III. Постановка целей урока

Сегодня мы продолжим работу по рассказу «Живая шляпа». а Уроке будем учиться читать по ролям, пересказывать текст с опорой на план.

IV. Проверка домашнего задания

— Проверим, внимательно ли вы читали рассказ.

Тест

1. Где лежала шляпа?

а) на столе;

б) на комоде; +

в) на полке.

2. Шляпа упала, потому что:

а) уцепился кот; +

б) дунул ветер;

в) задели ребята.

3. Куда ребята убежали из комнаты?

а) в коридор;

б) на кухню; +

в) на балкон.

4. Какой был хвост у Васьки?

а) серый; +

в) черный.

5. Кто первым раскрыл секрет «живой» шляпы?

а) Володя и Вадик;

б) Володя; +

— А теперь — выразительное чтение рассказа.

V. Физкультминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре — руки вниз.

VI. Закрепление изученного

— Прочитаем рассказ «Живая шляпа» по ролям.

— Выполните задания 4— 6 на с. 59.

VII. Рефлексия

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ текста.

Урок чтения проводится во 2 классе. На уроке используются следующие технологии: словесная и творческая деятельность; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно-коммуникативная технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект

урока литературного чтения

во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: «Николай Николаевич Носов «Живая шляпа»

Панфилова Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов

МКОУ «Самсоновская СОШ» с. Самсоново

Шипуновского района Алтайского края

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Цель : познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.

Планируемые результаты:

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы .

Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища .

Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах..

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Да здравствует школа!
Да здравствует смех!
Да здравствуют радость, удача, успех!

2. Речевая разминка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

3. Определение темы и задач урока.

Учитель : по какому разделу мы работаем?

Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»

Учитель : сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Барто «Веревочка»

Самуил Маршак «Кот и лодыри»

Николай Носов «Живая шляпа»

Учитель: все ли произведения мы читали?

Дети : нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

Учитель: значит какая тема нашего урока?

Дети : тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Учитель: Поставьте задачи к уроку.

4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Учитель:

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.

5. Словарная работа.

В тексте встретятся слова, уточним их значение.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

6. Гимнастика для глаз.

7. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

8. Проверка первичного восприятия.

– Понравился рассказа?

Что особенно понравилось?

9. Повторное восприятие.

Чтение рассказа детьми.

Анализ содержания .

10. Анализ содержания.

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что Васька делал в начале рассказа?

Как звали мальчиков, героев рассказа?

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

Что предложил сделать Вадик?

Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).

Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

11. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

12. Выборочное чтение.

а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр.54
  • 2 рисунок – стр.57
  • 3 рисунок – стр.58

13. Работа с пословицами.

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

14. Работа в парах.

Проверим ваши внимание и память.

Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.

Проверка работы.

Текст : Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух . А на комоде, на самом краю , лежала шляпа . И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу .

Как написали слово «Васька»? Почему?

15. Итог урока. -

Как называется рассказ, который мы читали?

Почему шляпа оказалась живой?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

16. Рефлексия.

Список использованных источников:

1. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.,ВАКО,2012.

2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Бойкина, Н. Роговцева.- М. Просвещение, 2014.

3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений, ч. 2.Авторы: Л. Климанова, В. Горецкий. - М. Просвещение, 2013.

4. Интернет- ресурсы: http://www.o-prirode.com/photo/29