Подходы к пониманию личности в мировой психологии. Подходы к пониманию личности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Суть понятия «личность» в психологии

2. Теоретические подходы понятия «личность»

3. Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева

4. Теория личности В.А.Петровского

5. Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна

6. Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева

7. Соционическая типология Аугустинавичюте

8. Концепция черт личности по Олпорту

Заключение

Использованная литература

Введение

Истории исследований в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения разнообразных практических задач.

За минувшее столетие психология превратилась в развитую область знаний и практической деятельности для многих тысяч специалистов. Внутренняя специализация, сосуществование в рамках единой науки различных школ и направлений все это, несомненно, свидетельствует о зрелости психологии как науки, представителей которой, однако, по-прежнему объединяет обостренный интерес к проблеме личности, проблеме, которая была и остается фундаментальной, ключевой. В настоящее время психология включает в пространство своих профессиональных интересов и компетентности уже не только и не столько организации и коллективы, но отдельных людей с их жизненными проблемами. Возможность оказывать реальную психологическую помощь людям, в том числе в сложных, кризисных ситуациях, видеть непосредственные результаты своей работы в психотерапии, консультировании, в решении разнообразных практических задач эти и другие перспективы сегодня особенно привлекают начинающих психологов. Психология без практики лишена своего главного смысла и цели познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается представление о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, обрекающего человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека.

Таким образом, в основе всякой консультативной, терапевтической, психокоррекционной и т. д. практики лежит определенная, более или менее детально разработанная теоретическая модель объяснения личности.

1. Суть понятия «личность» в психологии

Психология личности - теоретическая и практическая область человекознания, направленная на исследование закономерностей порождения, функционирования, нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.

Данная область психологии обеспечивает разработку подходов к прогнозированию поведения личности в больших и малых социальных группах (в том числе - в этнических общностях), подходов к индивидуальному и групповому консультированию, экспертизе процессов принятия решения, целенаправленному формированию мотивации личности, проектированию приемов психологического воздействия и помощи личности, способствующих личностному росту, а также компенсации и коррекции отклонений в развитии личности.

На сегодняшний день не существует единой концепции личности, которая объясняла бы данный феномен во всей его многоаспектности, многоуровневости. Личность - понятие сложное для универсального определения, оно имеет широкую область употребления и не может быть «втиснуто» в одну из многочисленных теорий и концепций личности.

Раскрытие смысла данного понятия корректнее рассматривать не дефиниционно, а в соответствии с его ролью в теории личности и учетом социально-исторических условий, в которых зарождалось понятие «личность».

Таким образом, объективные сложности в раскрытии понятия «личность» заключаются в социально-исторических условиях, оказывающих влияние на научную мысль в обществе, доминирование тех или иных взглядов на природу человека. Субъективные сложности заключаются в изменениях уровня сознания отдельного индивида, способности его воспринимать и принимать различные взгляды на функционирование личности, движущие силы развития личности. Изменения во взглядах на человеческую природу есть не что иное, как переход на качественно новый уровень развития, изживание старых форм и представлений о том или ином понятии, что является своеобразной проверкой временем. Поэтому важно рассматривать категорию «личность» в эволюционном плане, в системе качественных изменений научной мысли. Остаются узловыми вопросы, связанные с критериями оценки теоретических подходов к пониманию личности. Л. Хьелл, Д. Зиглер к основным критериям оценки теорий и концепций личности относят следующие: верификованность, внутренняя согласованность, эвристическая ценность, экономичность, широта, функциональная значимость.

2. Теоретические подходы понятия «личность»

Для понимания динамичности взглядов на понятие «личность» необходимо рассмотреть несколько наиболее содержательных направлений в теориях личности, которые рассматривают ее в различных аспектах: Идеалистические теории, теории типов (конституциональная теория), теории черт, бихевиористические теории, теории гештальт-психологии, психодинамические и психоаналитические теории, теории сознания, экзистенциально-гуманистические теории, Теории социального научения, когнитивные теории, концепция личностных конструктов, теории деятельности, альтернативные концепции личности.

1.Идеалистические теории. Идеалистическая психология рассматривает личность как особую неизменную духовную сущность. Личность отождествлялась с развитием души человека, поэтому основные проблемы того времени концентрировались на вопросах о природе души, ее функциях, отношении к организму и макрокосмосу. Общая особенность взглядов древних философов (Аристотеля, Платона, Гераклита, Демокрита, Эмпедокла и др.): источником процессов, происходящих в живом теле, является душа. Она и определяет уровень развития человека. Расхождения во взглядах древних философов заключались в том, что одни выдвигали гипотезу о божественном происхождении души, другие - утверждали, что сущность души исчерпывается движением и преобразованием материальных стихий.

2.Теории типов. Основная идея теорий типов заключается в том, что каждый индивид представляет собой определенный баланс типов тела, влияющий на развитие личности. Расширенным вариантом теории типов является конституциональная теория, в которой основное значение придавалось наследуемым, относительно устойчивым аспектам (морфологическим, физиологическим, генетическим).

Самая старая теория типов - теория Гиппократа и Галена, которые выдвинули гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангвиническом, меланхолическом, флегматическом, связанных с различными соотношениями жидкостей в тканях тела и определяющих особенности психики.

Теория Кречмера основывается на трех основных морфологических типах: пикническом (коренастом), астеническом (худом), атлетическом (мускулистом) и одном смешанном - диспластическом (непропорциональном). Оно утверждал, что типы строения тела связаны с предрасположенностью к определенным психическим расстройствам.

В теории Шелдона основной движущей силой развития личности являются три конституциональных типа: эктоморфный (худой), мезаморфный (мускулистый) и эндоморфный (полный) и три основных компонента темперамента: висцеротония (любовь, спокойствие, общительность), соматотония (предприимчивость, энергичность, спортивность) и церебротония (сдержанность, застенчивость, тревожность). Предложенные заключения были основаны на исследованиях структуры эмбриональной клеточной ткани.

Подход Юнга, хотя и принадлежит к психоаналитическим теориям, иногда классифицируется как теория типов из-за акцента на классификации индивидов по типам, например экстраверт-интроверт.

3.Теории черт. Все теории черт исходят из предположения, что личность человека представляет собой комплекс черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, характера реагирования и др. Личность представлялась в описательном виде и определялась через перечисление наборов прилагательных (или перечня черт). Наиболее влиятельной теорией является теория Кеттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которые оказывают реальные структурные влияния на развитие личности.

5.Бихевиористические теории. Бихевиоризм фактически снял проблему личности, которой не оставалось места в механистической системе «стимул-реакция». Объяснить человека можно с точки зрения анализа его поведения. С другой стороны, внесение изменений в поведение способно изменить и самого человека. Основные теории в рамках бихевиоризма связаны с именами Торндайка, (классический бихевиоризм), Толмена (когнитивный бихевиоризм), Халла (гипотетико-дедуктивный бихевиоризм), Скиннера (оперантный бихевиоризм). Скиннер определил личность как сумму моделей поведения или определенный набор поведенческих реакций. Управлять поведением (а значит и личностью) можно с помощью подкрепления, сочетанием положительного и отрицательного подкрепления.

6.Теории гештальт-психологии. Основной вклад гештальтистов в развитие психологии связано с именами Вертгеймера, Коффки, Келера. Они выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Психологические явления могут быть поняты только, если рассматривать их как организованное, структурное целое. В данном случае целое не равно сумме частей, составляющих его. По сути гештальт-психологи подошли к проблеме рассмотрения личности как целостности, которую невозможно описать по отдельным составляющим (например, характеру, поведению и т.д.), разобрать на отдельные «детали». Большой вклад в развитие гештальт-психологии сделал К.Левин в рамках теории поля, в которой личность рассматривалась как неотъемлемая часть ее окружения.

7.Психодинамические и психоаналитические теории. Данное направление психологии основано на классических теориях Фрейда, Юнга, социальных психологических теориях Адлера, Фромма, Салливана, Хорни, Лэинга, Перлза, Эриксона и др. Между этими теориями имеется множество различий, но все они содержат основную идею: личность трактуется как ансамбль иррациональных бессознательных влечений и характеризуется через понятие интеграции (постепенный процесс формирования целостности личности, ее зрелости и возможности самореализации). Личности характерен процесс развития, в результате которого она приобретает свою уникальность. По Эриксону личность рассматривается как результат психосоциальных кризисов.

8.Теории сознания. Основной акцент теории сознания ставится на проблеме личного сознания. Понятие личного сознания ввел Джеймс. Джеймс утверждал, что сознание является орудием ориентации в проблемной ситуации и служит инструментом приспособления, адаптации организма. Джеймс соотносит сознание со структурой личности. В его понимании личность - это «все, что человек считает своим».

9.Экзистенциально-гуманистические теории. Внимание ученых-психологов переносится на личность, на отдельного человека. Личность в традиции гуманистической психологии рассматривается как целостная уникальная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Личность каждого человека уникальна, главными являются переживания человека, реализация себя в мире, раскрытие своего творческого, личностного потенциала. Основные направления гуманистической психологии отражены в работах Олпорта, Маслоу, Роджерса, Фромма, Перлза, Хорни.

На сегодня к наиболее ярким и оригинальным направлениям в современном развитии российской экзистенциально-гуманистической мысли следует отнести «психологию переживания» Ф. Василюка, «психологию смысла» Д. Леонтьева, «психологию глубинного общения» С. Братченко.

В Украине сегодня успешно развивается экзистенциально антропологическое направление (Н. Хамитов, В. Шинкарук, В. Табачковский и др.), которые рассматривают мировоззренческую активность индивида в контексте его уникального существования, анализируются проблемы веры, надежды, любви, свободы как феномена саморазвития и самоформирования человека.

10.Теории социального научения. Основной смысл данных концепций заключается в изучении соотношения воздействия окружающей среды с воздействиями свойств, данных от природы. Понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социальном контексте. Иными словами, в теории А. Бандуры личность представляет сложный паттерн непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации. Бандура основывает свою позицию на том положении, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких как роли), по существу, составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции - стимула и случайных подкреплений. Важны такие когнитивные факторы, как память, процессы сохранения информации в памяти и процессы саморегуляции.

10. Когнитивные теории. В представлении когнитивистов личность - продукт мыслительной деятельности, которая позволяет «творить собственную реальность». В когнитивных теориях человек представлен как рациональный, активный, знающий и умелый. Основные направления когнитивизма представлены в работах Пиаже, Брунера, Вернера.

11. Концепция личностных конструктов. Автор концепции - Келли, представлял личность как присущий каждому индивиду уникальный способ усвоения опыта. Организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает (конструирует) будущие события. Человек в данной концепции выступает в роли исследователя, который постоянно строит свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал (личностных конструктов) и на основании этого выдвигает гипотезу о будущих событиях.

12.Теории деятельности. Личность в теориях деятельности рассматривается как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, а сама личность формируется в совместной деятельности и общении. Данное направление теорий личности связано с такими именами, как: Л.С. Выготский - предложил культурно-историческую концепцию, согласно которой психика человека имеет культурно-исторический характер. Личность ребенка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

А.Н. Леонтьев - основатель теории деятельности, которая рассматривалась как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности. Разработана теория ведущей деятельности. В русле этого направления работали П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, В.В. Давыдов.

С.Л. Рубинштейн - сформулировал принцип единства сознания и деятельности (внешние причины воздействуют на объект, в том числе и человеческую психику, через внутренние условия) и другие.

Важно отметить, что центральной особенностью личностного смысла является его производность от места человека в системе общественных отношений и от его социальной позиции.

3. Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева

В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, "личность человека "производится" - создается общественными отношениями". Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. Однако толкование этих отношений различно. Как же понимает их А. Н. Леонтьев? В приведенном определении появляется существенное добавление: "личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности".

Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность. К последствиям этого принципиального положения можно отнести:

А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивид и личность. Если индивид - это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность - тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Положение о деятельности как единице психологического анализа личности - это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат - это обращенное А. Н. Леонтьевым положение С. Л. Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия.

Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «отвязанности» от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

Широту связей человека с миром (посредством его деятельностей);

Степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);

Общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

4 . Теория личности В. А. Петровского

В современной отечественной психологии развивается деятельностный подход, в рамках которого развивалась, в частности теория личности В.А. Петровского. В русле этого направления личность человека считается и продуктом, и субъектом исторического процесса. Биологические свойства человека рассматриваются в ней как «безличные» предпосылки развития личности, которая не может сохранять их как структуру, рядоположенную и равноправную социальной подструктуре. Природные предпосылки развития индивида, его эндокринная и нервная системы, телесная организация, преимущества и дефекты его физического склада очень интенсивно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, преобразовывается, становясь культурным, социальным.

В.А. Петровский выделяет три составные структуры личности. Итак, в структуру личности входит в первую очередь внутрииндивидная или интраиндивидная подсистема, образованная особенностями строения темперамента, характера, способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.

Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Ее можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Таким образом, одна из подструктур личности как бы расположена в межиндивидном пространстве, за рамками органического тела индивида, образуя интериндивидную подсистему личности.

Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не исчерпывают все личностные проявления. Кроме них необходимо выделить еще одну составляющую структуры личности - метаиндивидную (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. Фокус внимания психолога в данном случае направлен на «вклады» в других людей, которые субъекты вольно или невольно осуществляют посредством своей деятельности. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом не только в сам момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок актуального непосредственного сиюминутного взаимодействия. Процесс и результат отражения субъекта в других людях, его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов получил название персонализации.

Явление персонализации дает возможность внести определенную ясность в проблему личного бессмертия, всегда волновавшую человечество. Так как личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. Слова «он живет в нас после смерти» не несут ни мистический, ни метафорический смысл. Они лишь констатируют факт разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.

Вероятно, если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности. Индивид может достигнуть уровня исторической личности в определенной социально-исторической ситуации лишь в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получив оценку не только современников, но и истории, которая обладает возможностью более точно взвесить эти личностные вклады, которые, в конечном счете, оказываются вкладами в общественную практику.

Таким образом, в структуру личности входят три подсистемы:

1) индивидуальность личности;

2) ее представленность в системе межличностных отношений;

3) запечатление личности в других людях, ее «вклад» в них. Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.

5 . Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна

Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей, имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности. Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и к смене чувств, волевой жизни. В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление - это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности.

Для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:

Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

Что личность есть, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

6 .Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева

Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует подчеркнуть, он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. Специфика его взглядов на структуру личности состоит в том, что в ней нет отдельных составляющих, но есть психологическая данность - отношение, замыкающая на себя все другие психологические характеристики личности. Именно отношение, по мысли В. Н. Мясищева, является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. В. Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие «отношение». Отношение личности - это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли В. Н. Мясищева, отношение - это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности - от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом в частности. Эти отношения выражают личность в целом и составляют внутренний потенциал человека. Именно они проявляют, т. е. обнаруживают для самого человека скрытые, невидимые его возможности и способствуют появлению новых. В.Н. Мясищев выделяет в отношении "эмоциональную", "оценочную" (когнитивную, познавательную) и "конативную" (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения. Эмоциональный компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе. Познавательный (оценочный) способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя. Поведенческий (конативный) компонент способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, людям и самому себе.

Выдающейся заслугой Б.Г.Ананьева стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития. Единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Однако человек - это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности - как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому, кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность - это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность - это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации - индивида, личности, субъекта деятельности. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Б. Г. Ананьев первым в психологии попытался дать психологическую характеристику категории индивидуальности. Каждый человек как целое всегда есть и индивид, и личность, и субъект деятельности. Однако далеко не каждый является индивидуальностью не в смысле индивидуальных отличий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства разноуровневых свойств. Именно это единство составляет основу для максимально полного развития и выражения человеком своих способностей, помогает ему внести свой собственный неповторимый вклад в общественное развитие.

7. Соционическая типология Аугустинавичюте

Базируется на типологии К.Юнга, но она, по мнению автора, усовершенствована, исходя из теории информационного метаболизма (ИМ) А.Кемпинского. Она дает возможность смотреть на каждого индивида, как на носителя определенной социальной функции, которая обуславливается типом его личности или интеллекта. Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает. Этим обусловливается способность проявлять внимание к одной или другой стороне внешней жизни: интересы, устремления индивида, направленность его поведения, отношения к другим людям.

Необходимое условие функционирования любого организма - двойная связь с окружающим миром. С одной стороны он включен в процесс энергетического метаболизма (ЭМ), т.е. в химический обмен веществ с окружающей средой. С другой стороны, через процесс информационного метаболизма, в сумму электромагнетических явлений. По А.Кемпинскому, внешние информационные сигналы, которые принимает психика, уподобляются пище, которую для процесса энергетического метаболизма получает организм, т.е. равно как пища необходима для ЭМ организма, так информационные сигналы для ИМ психики.

Прием и передача сигналов обуславливаются образованием энергетических импульсов в системе, которая эти сигналы принимает. То есть процесс информационного метаболизма в организме начинается образованием мелких энергетических зарядов.

Каждая система по теории информации принимает только адекватную себе информацию. То есть принимает только те сигналы, какие и сама может выдать. Часть сигналов воспринимается более осознанно. Но и выдаются эти, же сигналы тоже более осознанно. Например, человек, который не замечает, каким тоном он говорит, не обращает внимания и на тон других людей.

Соционические типы построены на основе четырех шкал. Первая шкала - этика-логика. Эта шкала связана с направленностью мышления. Этики - это люди, которые при их желании, умеют великолепно ладить с окружающими, хорошо чувствуют их внутреннее эмоциональное состояние, смело манипулируют своими и чужими чувствами. Для таких людей любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, представляют ценность: через эти эмоции они воспринимают мир, реагируют на все происходящее. А вот в области объективных взаимоотношений, предметов материального мира они чувствуют себя неуверенно. И очень часто начав дело, утопают в деталях и второстепенных вопросах. Т.е., можно сказать, что этики - это те, кто хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях.

Логики, в противоположность им, прекрасно разбираются в объективных закономерностях окружающего мира, легко выделяют в любом деле главное и второстепенное. Однако они плохо разбираются в отношениях людей, их чувствах и эмоциях. Если этики оценивают людей с точки зрения «хороший - плохой», то логики - по принципу - «разумный - не разумный», «деловой - неделовой».

Вторая шкала - интуиция - сенсорика. Интуитив видит то, что скрыто от глаз, осмысливает глубинное содержание предметов и явлений, обладает предчувствием. Сенсорик, наоборот, целиком погружен в данную конкретную обстановку, чрезвычайно ярко воспринимает каждую ее деталь, впитывает в себя все разнообразие и богатство форм, красок, светотеней, звуков, запахов и др. Сенсорные редко сомневаются в отличие от интуитивного. Сенсорный стремится к чистоте и порядку, интуитивный может и не замечать беспорядка. Интуитивные более непрактичны, чем сенсорные.

Третья шкала: интроверсия - экстраверсия. Эти термины в соционике трактуются несколько шире, чем в традиционном смысле. Интроверсия - направленность на себя, на свой внутренний мир. Интроверт больше обращает внимания на ситуацию, учитывает ее определяющую роль в нашей жизни; экстраверту присуща направленность во внешний мир; он большее значение придает внутренним качествам личности, чем ситуации.

Четвертая шкала: рациональность - иррациональность. Рациональные люди обычно заранее продумывают линию поведения, настраиваются на выполнение каких-то действий и стараются проделать всё, как задумали. Иррациональные, наоборот, очень легко подстраиваются под ситуацию, гибко меняют свое поведение, действуют импульсивно, часто непоследовательно.

Специалисты по соционике пользуются так называемыми псевдонимами. Неудобно говорить «интуитивно-этический экстраверт». Проще назвать его именем известного исторического лица или литературного героя, который соответствовал бы этому типу - «Гексли»; существует еще «Декарт», «Дон Кихот», «Дюма», «Гюго», «Гамлет», «Горький», «Македонский», «Есенин», «Цезарь», «Бальзак», «Джек Лондон», «Драйзер», «Холмс», «Доктор Ватсон», «Габен».

8. Концепция черт личности по Олпорту

Не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт определял черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Проще говоря, черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Например, если кто-то по сути своей робок, он будет склонен оставаться спокойным и сдержанным во многих различных ситуациях - сидя в классе, за едой в кафе, занимаясь уроками в общежитии, делая с друзьями покупки. Если, с другой стороны, человек в основном дружелюбен, он будет скорее разговорчивым и общительным в тех же самых ситуациях. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.

Согласно Олпорту, черты личности не связаны с небольшим числом специфических стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению. Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры».

Заключение

Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности человеческой психики. Поэтому абсолютизировать какую-либо одну теорию и отвергать все другие недопустимо. Максимальная полнота и всесторонность, комплексность познания предполагают, что необходимо знать и учитывать все существующие концепции и подходы, рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая ее различные грани. (Весьма вероятно, далеко не все они известны современной науке.)

Большинство современных психологов согласны, что при анализе психики и структуры личности следует учитывать биологическую (тело, врожденные инстинкты) и социальную природу человека (социальные отношения, интериоризованные социальные нормы), сознательную и бессознательную психические сферы, единство познавательно-интеллектуальной, эмоционально-мотивационной, поведенческо-волевой областей, а также сущность личности, ее центр - самость. Анализируя основные идеи той или иной психологической концепции, мы будем фиксировать, какие она дает ответы на ряд ключевых вопросов: об отношении к телу, социальных взаимодействиях, воле, эмоциях, интеллекте, самости, психотерапевтической помощи.

Использованная литература

1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Соционика, ментология и психология личности, 1995, №1, с1-5.

2. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. - 657с.

3. Диденко Б. Сумма антропологии. М., 1993. - 87с.

4. Лефевр В.А. Фундаментальная структура человеческой рефлекции. Журнал Вопросы философии, № 3, 1990. - 123с.

7. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-М. 1997.

8. А.Г. Асмолов. Психология личности - Режим доступа: www.myword.ru;

8. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь-справочник. - К., 2001;

9. Талайко С.В. Психология личности. - Режим доступа: www.myword.ru.

Подобные документы

    Основные подходы к пониманию личности в психологии. Биологизаторская теория. Современная концепция А. Менегетти, Э. Эриксона. Подходы к изучению личности и ее генезиса в работах советских и российских психологов. Концепция развития личности Выготского.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2016

    Изучение подходов к пониманию развития личности в трудах ключевых исследователей данной области. Подход к развитию личности: в рамках психоаналитической школы З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера; представителями гуманистической школы А. Маслоу, К. Роджерса.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Развитие личности. Движущие силы и условия развития личности. Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева. Теория личности В.А. Петровского. Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна. Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Определение личности, концепция ее динамической структуры. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Типология, основывающаяся на свойствах индивида. Соотношении характера и личности. Анализ современных теорий в психологии.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2011

    Взаимосвязь свойств личности с самооценкой и мотивацией достижения. Характер человека как система наиболее устойчивых черт. Подходы к пониманию мотивации достижения. Исследование взаимосвязи черт личности, мотивации успеха и уровня уверенности в себе.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2009

    Анализ теоретических подходов к подростковому возрасту. Психологические подходы к пониманию сущности самооценки. Роль межличностных взаимоотношений в развитие личности подростка. Влияние социометрического статуса на степень позитивности самооценки.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Теории, методология экспериментальных, теоретических исследований личности в области психологии. Подходы к классификации теорий и концепций личности. Проблемы поведения, психическая деятельность человека. Основа классификации личностных типов.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Особенности взаимоотношений личности и общества. Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии. Ролевая концепция личности. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Культурно-историческая концепция личности.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2002

    Изучение, определение личности. Концепция личности В.Н. Мясищева, Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. психология отношений. Философско-психологическая концепция личности. Эмоциональный компонент. Исследования индивидуального развития человека.

    реферат , добавлен 24.09.2008

    Анализ взглядов отечественных и зарубежных психологов на личность. Сравнение теоретических подходов к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Исследование социальных, биологических и психологических факторов формирования личности.

Страница 1

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.

Нет однозначного определения термина "личность". С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. По Леонтьеву, личность - субъект деятельности. Карл Роджерс считает, что личность - организованная долговременная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний. По Гордону Олпорту, личность - индивид, вступивший во взаимодействие с миром. Эрик Эриксон считает, что личность - результат психосоматических кризисов, через которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность - уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивиду. Альберт Бандура: личность - результат сложного и непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.

Можно дать следующее обобщенное определение личности. Личность - активный субъект деятельности, познания, общения и творчества, обладающей самосознанием и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей. .

Во второй половине XIX - XX веке появилось большое количество психологических теорий, в каждой из которых имел место свой особый взгляд на личность и ее составляющие.

Психодинамическая теория Фрейда;

Индивидуальная психология Адлера;

Аналитическая психология Юнга;

Психосоциальная теория Эриксона;

Теория черт личности Олпорта;

Структурная теория черт личности Кеттелла;

Теория типов личности Айзенка;

Бихевиористическая теория Скиннера;

Теория социального научения Роттера;

Социально - когнитивная теория Бандуры;

Когнитивная теория Келли;

Гуманистическая теория Маслоу;

Феноменологическая теория Роджерса; .

Личность - сложно организованная иерархизированная система, которая обладает рядом индивидуальных особенностей и включает в себя такие свойства как: направленность, характер, способности, мотивы и потребности. Личность непрерывно взаимодействует с социумом и развивается только в деятельности.

С точки зрения В.С. Мерлина, признак свойств личности - направленность на объекты действительности. Направленность личности характеризуется ее интересами и склонностями, доминирующей мотивацией, уровнем притязаний, убеждениями и ведущим для какого-либо возраста видом деятельности. Личностные свойства отличаются от других (нейродинамических, психодинамических свойств) отношением к определенной стороне действительности. Если имеет место отношение, то это всегда свойство личности. Отношения могут быть к людям, к труду, к вещам и к себе. Отношения к объектам действительности мотивируют поступки людей и сопровождаются определенными эмоциональными переживаниями. .

Поскольку мы в нашем исследовании рассматривали взаимосвязь черт личности и становления профессионализма психологов, изучаемые нами индивидуальные психологические особенности студентов, получающих психологическое образование, характеризовались в наибольшей степени отношением к окружающим людям. Потому что именно отношение к окружающим людям, принятие их и уважение их чувств и мыслей и определяет в значительной степени успешность работы психолога.

Индивидуальное своеобразие личности часто называют характером. Характер включает в себя как индивидуальные, так и социально-типичные черты, поскольку он формируется как в зависимости от индивидуальных особенностей личности, так и под влиянием общества. Черты характера проявляются только в социально-типичных ситуациях. Примерами черт характера могут быть: ответственность, аккуратность, добросовестность, лень, халатность и др. Характер определяет линию и манеру поведения человека, содержательную сторону его переживаний и интеллектуальной деятельности, определяется качественными особенностями всей психики в целом.

Различие подходов к пониманию личности обусловлено сложностью и неоднозначностью самого феномена «личность». Существует множество теорий личности, основные из которых мы будем изучать в других разделах данной дисциплины. Каждая из теорий видит и конструирует личность по-своему, акцентируя внимание на одних ее аспектах и оставляя за скобками другие (или придавая им второстепенную роль).

По мнению авторов монографии «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера, «ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понятой» в отношении определения природы человека, «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями».

Л. Хьелл и Д. Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений. Ими являются:

1. Свобода – Детерминизм (ответственность).

2. Рациональность – Иррациональность.

3. Холизм (целостность) – Элементализм.

4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное).

5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность.

6. Субъективность – Объективность.

7. Проактивность (внутренние факторы развития)– Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы).

8. Познаваемость – Непознаваемость.

9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители различных психологических теорий личности. При этом эти полюса, как правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Такое взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни человека и его поведения. И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека и его целостность. Можно сказать, что состояние динамического неравновесия – это потенциал развития человека.

Можно обозначить возможные метапозиции в трактовке личности :

· личность как профиль психологических черт (факторная теория черт Р. Кеттела, диспозициональная теория личности Г. Олпорта, факторная теория личности Х. Айзенка и др.);

· личность как опыт человека (психоаналитическая теория личности З. Фрейда, бихевиоризм, отчасти (если иметь в виду внутренний опыт, переживания личности) гуманистическая психология, исследования личности в контексте жизненного пути);

· личность как темперамент и возраст (теории личности Г. Айзенка и Э. Эриксона);

· личность как интериоризованный ансамбль общественных отношений (практически все теории советской психологии: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова).

Как показывает опыт, определения личности, которое можно было бы взять за образец применительно к большинству ситуаций, нет и быть не может. Наверняка, у каждого автора, дающего определение понятию личности, найдется собственная его трактовка. В большинстве теоретических определений личность рассматривается как сложноорганизованная динамическая структура, находящаяся в процессе развития (как духовного, так и физического) на протяжении всей жизни, а также как сущность, отвечающая за привычные формы поведения. Личность - общественный индивид, субъект познания, деятельности и общения.

Лично мне как автору данной дипломной работы более остальных импонирует точка зрения В.В. Петухова, рассматривающего личность как сложную организацию, включающую в себя 3 подструктуры: природный индивид (физиологические потребности, инстинктивные побуждения, агрессивные проявления и т.п.), социальный (соблюдение элементарных норм и правил, предписанных в социуме) и собственно личностный (как субъект культуры) .

Многими другими психологами личность определяется как мера социальности в человеке, которая измеряется степенью усвоения ценностей общества, позволяющих ему жить и действовать в качестве его полноправного члена. «Воспринятая и усвоенная отдельным человеком сумма культурных ценностей составляет культуру личности, или, лучше сказать, культурность» .

В этом отношении определение личности схоже с понятием социализации. Социализация - процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности, а также активное воспроизведение усвоенного опыта . Исходя из такого взгляда на личность, можно заключить, что личность - это не просто социальный индивид, а субъект культуры.

Стоит сказать, что человек как личность характеризуется определенными особенностями:

постоянно совершенствующимся самосознанием, которое является главным условием умственной активности, независимости личности в ее суждениях и поступках;

активностью - личность не ограничивается достигнутым, она постоянно стремится к внутреннему росту;

образом «Я» - совокупность представлений человека о себе реальном и о себе желаемом, обеспечивающие целостность его личности и которые проявляются в самооценке, амбициях и т.п.

направленностью - совокупностью ведущих мотивов, определяющих потребности человека, его интересы, взгляды и т.д.;

способностями, включающими в себя знания, умения и навыки, помогающими при выполнении какой-либо деятельности;

характером - являющимся основой личности и отвечающим за привычные для человека способы поведения и эмоционального реагирования.

Основу личности составляет ее психологическая структура. В современной психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной является иерархическая функциональная психологическая структура личности, разработанная К.К. Платоновым.

В деятельностной теории личности А.Н. Леонтьева отрицается биологическое и, тем более, психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности является деятельность. Личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он - активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения .

Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Личность в ней есть понятие также социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность «не врожденна, но возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций» . Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им» (Выготский, 1996).

В гуманистической теории личности К. Роджерс и А. Маслоу главным источником развития считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности, по мнению Б.Г. Ананьева, является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, - характер и склонности человека.

Таким образом, личность - это динамический, постоянно развивающийся субъект социокультурной среды. Личность не может рассматриваться обособленно от социальной среды и общества, но человеку как активному и разумному субъекту предоставляется возможность самостоятельно и сознательно изменять свою личность, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием.

Различие подходов к пониманию личности обусловлено сложностью и неоднозначностью самого феномена «личность». Существует множество теорий личности, основные из которых мы будем изучать в других разделах данной дисциплины. Каждая из теорий видит и конструирует личность по-своему, акцентируя внимание на одних ее аспектах и оставляя за скобками другие (или придавая им второстепенную роль).

По мнению авторов монографии «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера, «ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понятой» в отношении определения природы человека, «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями».

Л. Хьелл и Д. Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений. Ими являются:

1. Свобода – Детерминизм (ответственность).

2. Рациональность – Иррациональность.

3. Холизм (целостность) – Элементализм.

4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное).

5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность.

6. Субъективность – Объективность.

7. Проактивность (внутренние факторы развития)– Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы).

8. Познаваемость – Непознаваемость.

9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители различных психологических теорий личности. При этом эти полюса, как правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Такое взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни человека и его поведения. И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека и его целостность. Можно сказать, что состояние динамического неравновесия – это потенциал развития человека.

Можно обозначить возможные метапозиции в трактовке личности :

    личность как профиль психологических черт (факторная теория черт Р. Кеттела, диспозициональная теория личности Г. Олпорта, факторная теория личности Х. Айзенка и др.);

    личность как опыт человека (психоаналитическая теория личности З. Фрейда, бихевиоризм, отчасти (если иметь в виду внутренний опыт, переживания личности) гуманистическая психология, исследования личности в контексте жизненного пути);

    личность как темперамент и возраст (теории личности Г. Айзенка и Э. Эриксона);

    личность как интериоризованный ансамбль общественных отношений (практически все теории советской психологии: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова).