Последовательность появления ископаемых форм предков человека. Основные стадии эволюции человека

Антропогенез, расы.

ОГЭ биология


Факторы эволюции человека

  • Факторы эволюции человека
  • На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.
  • На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.
  • Но биологические факторы не утратили свое значение и поныне

Этапы эволюции человека

  • Дриопитек 25-15 млн.
  • Австралопитек (южная обезьяна (5,5 млн) человек умелый (2 млн лет назад) 5,5 млн. – 2 млн. Находки: в Южной и Восточной Африке Рост около 130 см. Мозг около 600 мл. Примерно 3 млн. лет назад начали изготавливать примитивные орудия труда из гальки (человек умелый).
  • Древнейший человек (питекантроп, человек прямоходящий) 2 млн. – 300 тыс. Находки: питекантроп (о. Ява), синантроп (Китай), Гейдельбергский человек (Германия).
  • Рост около 165 см. Мозг 900-1100 мл. Могли использовать огонь, изготавливали примитивные каменные орудия труда.
  • Древний человек (неандерталец, человек разумный неандертальский) 250 тыс. – 35 тыс. Первая находка – в Германии, в долине реки Неандер. Затем были найдены в Африки, Азии, Европе. Рост 165 см. Мозг 1400-1600 мл. Могли добывать огонь, изготавливали разнообразные каменные орудия труда.
  • Современный человек (кроманьонец, человек разумный разумный) 40 тыс. – настоящее время Впервые найден в Франции в гроте Кромань. Затем были обнаружены в Европе, Азии, Африке, Австралии Рост 180 см. Мозг 1200-1500 мл.
  • Орудия труда из камня, кости, дерева. Могли шить одежду и строить жилища. Было развито гончарное дело. Развивались искусство, религия.

1. О биологическом единстве человеческих рас свидетельствует их способность

1) давать плодовитое потомство

2) преобразовывать окружающую среду

3) расселяться по поверхности Земли

4) использовать орудия труда

2. К предшественникам людей большинство антропологов относят

1) австралопитеков

2) шимпанзе

3) орангутанов

3. К группе древнейших людей учёные относят

1) кроманьонца

2) австралопитека

3) неандертальца

4) Питекантропа

4. К группе древних людей учёные относят

1) австралопитека

2) кроманьонца

3) неандертальца

4) питекантропа


5. Что обеспечило социальную эволюцию человека?

1) трудовая деятельность

2) высокий уровень обмена веществ

3) прямохождение

4) исчезновение волосяного покрова

6. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она

1) обеспечивается центральной нервной системой

2) является врождённой

3) возникает осознанно

4) содержит информацию только о текущих событиях

7. Для какой расы характерно следующее описание: чёрные жёсткие прямые, реже волнистые волосы; тёмные глаза; смуглый, часто желтоватый цвет кожи; слабое развитие волосяного покрова; уплощённое лицо?

1) европеоидной

2) монголоидной

3) негроидной

4) Австралоидной

8. Установите хронологическую последовательность антропогенеза 1) человек умелый 2) человек прямоходящий 3) дриопитек 4) человек разумный


9. Какой признак рас является отличительным?

1) объём головного мозга

2) масса головного мозга

3) общественный образ жизни

4) особенности внешнего строения

10. Чему способствовало появление прямохождения у человека?

1) заселению новых территорий

2) более быстрому передвижению по земле

3) более тесному общению людей

4) освобождению руки и развитию трудовой деятельности

11. Какой признак у человека в процессе эволюции возник раньше других?

2) сознание

4) Прямохождение

12. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием

1) инстинктов

2) эмоциональной памяти

3) абстрактного мышления

4) безусловных рефлексов


13. В какой части света, из обозначенных

на рисунке, были найдены останки

древнейших людей?

14. Какой признак характерен

для монголоидной расы человека?

1) плоское широкое лицо

2) чёрный цвет кожи

3) чёрные курчавые волосы

4) узкий выступающий нос

15. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1) развитие речи

3) борьба за существование

4) естественный отбор

16. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза 1) Человек современного типа 2) Австралопитек 3) Кроманьонец 4) Питекантроп 5) Неандерталец


17. Внешние различия рас человека появились в результате

1) обитания в различных экологических нишах

2) действия социальных факторов

3) влияния наступления ледников на ареал обитания

4) приспособленности к различным климатическим зонам

18. Сплочению членов коллектива первобытных людей, общению при помощи звуков, а затем и слов способствовало(-а)

1) прямохождение

2) постоянная миграция

3) трудовая деятельность

4) употребление мясной пищи

19. Под каким номером изображена

часть света, в которой были

найдены останки

австралопитеков?


20. На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?

1) питекантропов

2) австралопитеков

3) кроманьонцев

4) Неандертальцев

21. Становление второй сигнальной системы у человека связано с

1) возникновением объёмного зрения

2) хождением на двух ногах

3) регулярной трудовой деятельностью

4) изменением климата на Земле

22. Что из перечисленного оказало наибольшее влияние на развитие мышления предков человека?

1) прямохождение

2) жизнь в группах

3) регулярная трудовая деятельность

4) переход от древесного к наземному образу жизни

23. Современный человек это прямой потомок

1) неандертальцев

2) синантропов

3) кроманьонцев

4) питекантропов


24. Первыми научились пользоваться огнём

1) австралопитеки

2) питекантропы

3) неандертальцы

4) Кроманьонцы

25. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1) развитие второй сигнальной системы

2) наследственная изменчивость

3) борьба за существование

4) естественный отбор

26. Какой признак отличает представителей негроидной расы человека от всех остальных?

1) узкий выступающий нос

2) округлое лицо

3) желтовато-смуглый цвет кожи

4) чёрные курчавые волосы

27. В результате каких процессов у человека сформировались расовые признаки?

1) упражнения или неупражнения отдельных органов

2) общественного образа жизни человека

3) действия естественного отбора

4) развития цивилизации


28. Рассмотрите рисунок, на котором

изображены ископаемые предки

рода Человек в хронологической

изображён кроманьонец, если под

цифрой 1 изображён австралопитек?

неандерталец?

29. Что является доказательством единства представителей разных рас?

1) приспособленность представителей разных рас к определённым условиям жизни

2) способность представителей разных рас вступать в брак и давать потомство

3) высокая численность представителей разных рас

4) наличие расовых признаков

30. Под какой цифрой на рисунке изображён представитель европеоидной расы? Монголоидной? Негроидной?


31. Какому из представителей рода Человек

принадлежат представленные изображения

наскальных рисунков?

1) питекантропу

2) неандертальцу

3) кроманьонцу

4) Австралопитеку

32. Наиболее ранним предком современного человека считают

1) кроманьонца

2) гориллу

3) неандертальца

4) Питекантропа

33. Современные люди, принадлежащие к разным расам, являются представителями

1) одного вида

2) разных видов

3) одной популяции

4) разных родов одного семейства


34. Рассмотрите рисунок, на котором

изображены ископаемые предки рода

Человек в хронологической

последовательности их появления

на Земле. Под какой цифрой на нём

изображён австралопитек?

35. Ископаемый предок человека с объёмом головного мозга 500 600 см3, не владевший речью и не изготовлявший орудий труда, останки которого впервые обнаружены в Африке, это

1) человек разумный

2) неандерталец

3) человек умелый

4) Австралопитек

36. К социальным факторам эволюции человека относят

1) изготовление орудий труда

2) изменения в скелете

3) развитие бинокулярного зрения

4) добывание пищи


37. К каким факторам эволюции человека относят коллективный труд, речь, абстрактное мышление?

1) социальным

2) биотическим

3) биологическим

4) Абиотическим

38. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?

1) строением кисти руки

2) дифференциацией зубов

3) общим планом строения

4) уровнем обмена веществ

39. Определите правильную последовательность основных этапов эволюции человека.

1) древнейшие люди → предшественники людей → неандертальцы → кроманьонцы

2) предшественники людей → древнейшие люди → неандертальцы → кроманьонцы

3) кроманьонцы → неандертальцы → предшественники людей → древние люди

4) неандертальцы → древнейшие люди → предшественники людей → кроманьонцы

40. Социальная природа человека проявляется в

1) речевой деятельности

2) приспособленности к прямохождению

4) образовании условных рефлексов


41. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием

2) гортани

3) Позвоночника

42. Какой процесс обеспечил социальную эволюцию человека?

1) изменение форм конечностей

2) появление заботы о потомстве

3) развитие искусства и науки

4) увеличение объёма головного мозга

43. Переход от обезьяноподобного предка к человеку сопровождался развитием

1) охотничьих навыков

2) способности к труду

3) мышц нижней челюсти

4) грудной клетки

44. Что свидетельствует о том, что представители рода Человек появились примерно 2 - 3 млн. лет назад?

  • найденные исторические летописи

2) данные сравнительной анатомии

3) палеонтологические находки

4) мифы древних народов


45. Чему, из перечисленного ниже, способствовала совместная трудовая деятельность предков современного человека?

1) хождению на двух конечностях

2) изменению свода стопы

3) появлению речи

4) изменению скелета лицевого отдела черепа

46. Преобладание у человека мозгового отдела черепа над лицевым привело к

1) возникновению мимических мышц

2) развитию мышления

4) увеличению ушных раковин

47. У человека в связи с прямохождением

1) развился большой палец стопы

2) сформировались ногтевые пластинки

3) срослись две первые фаланги пальцев ног

4) сформировались своды стопы


48. Одновременно с кроманьонцами жили

1) австралопитеки

2) питекантропы

3) синантропы

4) Неандертальцы

49. Какая современная раса до эпохи Великих географических открытий была распространена в Европе, Передней Азии, Средней Азии, Северной Африке, центральной Индии?

1) негроидная

2) монголоидная

3) европеоидная

4) Австралоидная

50. Важнейшим социальным приобретением в эволюции человека было

1) хождение на двух ногах

2) увеличение объёма мозга

3) использование огня

4) стереоскопическое зрение

51. Прародиной современного человечества большинство учёных считают

1) Австралию 2) Африку 3) Европу 4) Азию


52. К творческому труду были способны

1) дриопитеки

2) питекантропы

3) австралопитеки

4) Кроманьонцы

53. Какие особенности в строении тела приобрёл предок современного человека, перейдя к регулярной трудовой деятельности?

1) тазовые кости срослись, по форме напоминают чашу

2) большой палец руки стал противостоять остальным

3) в позвоночном столбе сформировалось несколько изгибов

4) стопа из плоской превратилась в сводчатую

54. Социальная природа человека в первую очередь проявляется в

1) сложном пищевом поведении

2) передаче жизненного опыта

3) приспособленности к двуногому хождению

4) чередовании сна и отдыха

55. Какие кости скелета человека претерпели резкие изменения в процессе эволюции?

1) кости кисти

2) рёбра и грудина

3) лопатки и ключицы

4) шейные позвонки


56. Что обеспечило социальную эволюцию человека?

1) забота о потомстве

2) прямохождение

3) исчезновение шёрстного покрова

4) систематическая трудовая деятельность

57. Искусство возникло у

1) дриопитеков

2) неандертальцев

3) австралопитеков

4) Питекантропов

58. Какую ископаемую форму относят к стадии современного человека?

1) кроманьонцы

2) неандертальцы

3) питекантропы

4) Австралопитеки

59. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием

1) заботы о потомстве

2) гортани

3) охотничьих инстинктов


60. Переход предков человека к прямохождению способствовал

1) высвобождению рук

2) появлению условных рефлексов

3) развитию четырёхкамерного сердца

4) усилению обмена веществ

61. Из предложенных признаков выберите наиболее убедительное доказательство единства человеческих рас.

1) телосложение

2) способность к скрещиванию

3) способность выживать в любом регионе

4) строение органов дыхания

62. Важнейшая функция речи это

1) подача звукового сигнала

2) выражение эмоций

3) обозначение собственных потребностей

4) обобщение и абстрактное мышление

63. Способность анализировать ситуацию с помощью внутренней речи это

1) мышление

2) рассудочное поведение

4) фантазия

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ

Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детёнышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они теплокровны. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы копчиковая кость, складка в уголке глаза (третье веко), ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в добывании пищи.

Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объём мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником

выполняет амортизационные функции.

Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается

сходством в строении и физиологии, она связана также и с общностью хромосомных

наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян 48.

следующие вопросы.

1) Каковы особенности скелета человека?

2) Почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и

применению орудий труда (дайте два объяснения)?

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ О ТОМ, КАК МЫСЛИТ ЧЕЛОВЕК

Самые первые идеи о том, где гнездятся наши мысли, творческие идеи и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните собственные ощущения: как от злости колотит в груди. Рассматривая вскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное положение сердца и его связь с главной жидкостью организма кровью, а оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество, интеллект, речь и эмоции.

Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что вместилищем интеллекта является головной мозг. Ещё одним аргументом в поддержку этой теории послужили для него результаты трепанации черепа просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное давление,

операции, которая и по сей день используется хирургами для устранения некоторых повреждений мозга.

Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумие случается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля. Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними о роли сердца. Сам он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями. Рациональные люди, по Аристотелю, это те, у кого больше возможности охлаждать мозгом сердце.

1) Что Гиппократ считал вместилищем разума у человека?

2) Какова роль мозга в мышлении согласно взглядам Аристотеля?

3) Чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки оказалась более правдоподобной? Почему?

1) Что Аристотель считал вместилищем разума у человека?

2) Какие аргументы использовал Гиппократ для доказательства правоты своей позиции?

3) Почему точка зрения Аристотеля, что сердце занимает центральное положение в мышлении, оказалось заблуждением?

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ

Около 6 - 7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности.

Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.

Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз для

сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.

2) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе?

3) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?

2) Что может служить доказательством «трудовой гипотезы» происхождения человека?

3) Какие преимущества, не указанные в тексте, в связи с прямохождением получил предок

современного человека? Назовите его.

«Существительные общего рода» - На каждого простофилю найдется мошенник (непальская). Урок русского языка в 6 классе национальной школы. Умница - ? Определи, к кому относится существительное общего рода. Новая тема. Вещи, яблоки, хлеба, кольца, книги, пеналы, ружья, мячи, умница. Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода?

«Деятельность человека» - Убеждения. Потребности. Социальные установки. Традиционное действие. Направленность личности. Структура деятельности. Мотивация деятельности. Целерациональное действие. Целесообразность деятельности. Мотивация деятельности. Действия состоят из поступков. Идеалы. Совокупность поступков – поведение. Объект – то, на что направлена деятельность.

«Можно только представить» - Можно только представить. Можно только представить, как от взгляда твоего мое сердце навсегда покидает грусть и боль. Твоей славой окруженные, со святыми всех веков входим мы в небесный город без пороков и грехов. Можно только представить как твоя рука вытрет слезы на моих щеках, Даны нам белые одежды, имя новое дано, мы поем «аллилуя» у престола твоего!

«Человек 4 класс» - Портреты сказочных героев, выполненные, художниками- иллюстраторами. Выбери правильное утверждение и поставь «+». Окружающий мир (человек и человечество) 4 класс. В переводе с греческого слово «характер»-Charakter- означает «отпечаток», « чеканка». - Вставьте в текст пропущенные слова. Русалочка И. Петелина.

«Предки человека» - Какие гоминиды расселялись по всем континентам: а) неандертальцы; в) синантропы; б) питекантропы; г) кроманьонцы. Рамапитек. Кроманьонец -. Скелет стопы неандертальца: 1 - Табун 1,2- Схул IV 3 - современный человек. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Ископаемые останки древних обезьян и первых людей чрезвычайно немногочисленны.

«Человек герой» - Плотниковой Марине Владимировне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Деревянный барак вспыхнул. Жизни тысяч наших сограждан спасают не пожарные или милиционеры. Можно было одной на улицу побежать - за помощью. Погиб при взрыве. Оформление презентации. Кто-то из ребят ушёл в другую комнату, начал спичками баловаться.

Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков. Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в схеме.

Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)

По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.

Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .

Австралопитеки

Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см 3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см 3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы ; древние люди, или палеоантропы ; современные люди, или неоантропы .

Архантропы

Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см 3 .

Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см 3 .

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Неоантропы и человек разумный

Неандертальцев сменили люди современного типа - кроманьонцы - или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.

Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).

Возникновение кроманьонцев - завершающий этап формирования человека современного типа . На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.

Человеческие рассы

Ныне живущее человечество распадается на ряд групп, называемых расами.
Человеческие расы
- это исторически сложившиеся территориальные общности людей, обладающие единством происхождения и сходством морфологических признаков, а также наследственными физическими признаками: строением лица, пропорциями тела, цветом кожи, формой и цветом волос.

По этим признакам современное человечество делится на три основные расы: европеоидную , негроидную и монголоидную . Каждая из них имеет свои морфологические особенности, но все это внешние, второстепенные признаки.

Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас, что опровергает утверждения идеологов-расистов о «высших» нациях и расах.

Дети негров, воспитанные вместе с европейцами, не уступали им по уму и одаренности. Известно, что центры цивилизации 3-2 тыс. лет до нашей эры были в Азии и Африке, а Европа в это время пребывала в состоянии варварства. Следовательно, уровень культуры зависит не от биологических особенностей, а от общественно-экономических условий, в которых живут народы.

Таким образом, утверждения реакционных ученых о превосходстве одних рас и неполноценности других беспочвенны и лженаучны. Они созданы для оправдания захватнических войн, грабежа колоний н расовой дискриминации.

Расы человека нельзя смешивать с такими социальными объединениями, как народность и нация, которые образовались не по биологическому принципу, а на основе устойчивости обшей речи, территории, экономической и культурной жизни, образовавшихся исторически.

Человек в истории своего развития вышел из подчинения биологическим законам естественного отбора, его приспособление к жизни в разных условиях происходит путем активной их переделки. Однако эти условия в какой-то мере все же оказывают определенное влияние на организм человека.

Результаты такого влияния видны на ряде примеров: в особенностях пищеварительных процессов у оленеводов Заполярья, потребляющих много мяса, у жителей Юго-Восточной Азии, пищевой рацион которых состоит в основном из риса; в увеличенном количестве эритроцитов в крови горцев по сравнению с кровью обитателей равнин; в пигментации кожи жителей тропиков, отличающих их от белизны покровов северян и т. д.

После завершения формирования современного человека действие естественного отбора не прекратилось полностью. В результате этого в ряде регионов земного шара у человека выработалась устойчивость к некоторым заболеваниям. Так, у европейцев корь протекает намного легче, чем у народов Полинезии, которые столкнулись с этой инфекцией только после колонизации их островов переселенцами из Европы.

В Центральной Азии у человека редко встречается группа крови 0, но выше частотность группы В. Выяснилось, что это связано с эпидемией чумы, имевшей место в прошлом. Все эти факты доказывают, что в человеческом обществе существует биологический отбор, на основе чего сформировались человеческие расы, народности, нации. Но все возрастающая независимость человека от окружающей среды почти приостановила биологическую эволюцию.

Речь в этой статье пойдет о предках и ближайших родственниках современного человека.

Тема интересная и при том несложная.

Дриопитеки

– дословный перевод: «древесные обезьяны»

Общий предок современного человека и человекообразных обезьян. Обитали около 25 млн. лет назад в Африке и Европе.

Внешне, скорее всего, были похожи на современных шимпанзе.

Дриопитеки жили стадами, преимущественно на деревьях.

Из-за «древесной» жизни у дриопитеков и его потомков можно заметить некоторую особенность:

передние конечности могут вращаться во все стороны

Подобный образ жизни сыграл важное значение для эволюции:

развивалась хватательная функция передней конечности, что в последствии привело к способности манипулировать предметами

  • улучшились координация , развилось бинокулярное цветное зрение , жизнь в стаде дала начало появлению общественности и, в итоге, к появлению речи;
  • о бъем мозга явно больше, чем у предков;

  • у зубов был тонкий слой эмали , что позволяет предположить , что дриопитеки питались растительной пищей (фрукты, ягоды).

Австралопитеки

–переходная форма от обезьяны к человеку (или, возможно, родственники переходной формы).

Жили около 5,5 млн. лет назад.

Дословный перевод: «южные обезьяны», назван так потому, что останки его находят в южной Африке.

Австралопитеки – это уже более «очеловечившиеся» обезьяны.

Они передвигались на задних конечностях, немного сгорбившись.

  • н ачали использовать примитивные «орудия труда»: камни, палки и т.д.

  • объем головного мозга составлял примерно 400-520 см 3 , что в три раза меньше объема мозга современно человека, но несколько больше объема мозга современных крупных обезьян;
  • ростом были не высокие: 110 – 150см, масса: 20 – 50кг.
  • Австралопитеки питались как растительной, так и мясной пищей (реже).

  • они умели охотиться, используя «орудия труда»;
  • длительность жизни была небольшая: 18 – 20 лет;

Человек умелый (Homo habilis)

– возможно первый представитель рода Человек

Согласно альтернативному мнению Человек умелый – представитель Австралопитеков, так как внешне он очень похож на них.

Жил около 2 млн. лет назад.

Возможно потомок одного из видов австралопитеков. Умелым назван потому, что начал изготавливать и сознательно использовать орудия труда. Подбирал сырье, для изготовления орудий, чем не может похвастаться ни одно животное.

  • объем головного мозга, по сравнению с австралопитеком, увеличился примерно до 600 см 2 , лицевая часть лица черепа уменьшилась, «уступив место» для мозговой части;
  • зубы меньше, чем у австралопитеков.
  • человек умелый перешел к эврифагии (всеядности);
  • стопы, имели свод, стали более приспособлены к хождению на задних конечностях;
  • кисть стала более приспособлена к хватанию, мощность захвата увеличилась;
  • гортань еще не была приспособлена для речи, однако отдел мозга, отвечающий за эту функцию, уже был развит.

Человек прямоходящий (Homo erectus)

– уже точно представитель рода людей.

Жил примерно 1 млн – 300 тыс лет назад.

Назван так, как не трудно догадаться, из за «окончательного перехода» к прямохождению.

  • для него уже были характерны «человеческие» качества: речь и абстрактное мышление ;
  • Человек прямоходящий шагнул далеко вперед: его орудия труда стали значительно более сложными, он овладел огнем , некоторые ученые предполагают, что даже мог его добывать самостоятельно;
  • Внешне Эректус был немного похож на современного человека, но все же отличался от него: череп имел толстые стенки, лоб был низким с массивными надглазничными выступами, крупная, тяжелая нижняя челюсть , подбородочный выступ слабо выделяется;
  • половой диморфизм был менее выражен, чем у австралопитеков, но все же имел место: самцы были немного крупнее самок.
  • рост составлял 150 – 180. Объем мозга: примерно 1100 см 3 .

Человек прямоходящий вел образ жизни охотника-собирателя. Жили и охотились группами – это помогало в развитии речи и социальности. Предполагается, что Человек прямоходящий был 300 тыс. лет назад вытеснен Неандертальцем, однако последние данные антропологии это отвергают.

Питекантроп (переводится: обезьяночеловек)

разновидность Человека прямоходящего.

Обитал в Юго-восточной Азии 500-700 тыс. лет назад, впервые был обнаружен на острове Ява.

Питекантроп не является предком современного человека, его можно назвать скорее нашим двоюродным братом.

Синантроп

– еще одна разновидность Человека прямоходящего.

Обитал 600-400 тыс. лет назад где-то на территории современного Китая.

Синантропы стали одними из последних наиболее развитых представителей вида Человек прямоходящий. Некоторыми учеными рассматриваются как предки современного человека.

Неандерталец, Человек неандертальский

– вид рода человек, ранее считался подвидом Человека разумного.

Обитал в Европе и Северной Африке свыше 100 тыс. лет назад.

Неандертальцам пришлось нелегко, они жили в эпоху ледникового периода, поэтому немудрено, что они научились изготавливать жилища и одежду . Неандертальцы питались преимущественно мясом. Неандерталец не является прямым предком человека разумного , хотя, возможно, проживал рядом с кроманьонцами и мог свободно скрещиваться с ними, оставив, таким образом, свой «генетический след» в современных представителях рода Люди. Предполагают так же, что между кроманьонцами и неандертальцами шла борьба, в результате которой, вероятно, и исчезли последние. Вероятно, кроманьонцы могли охотиться на неандертальцев, и наоборот. Неандертальцы были крупными мускулистыми существами, помассивнее кроманьонца.

  • объем мозга неандертальцев составлял 1200-1600 см³ .
  • рост: около 1,5 метров;
  • череп был вытянут назад (из-за большого мозга), но лоб был низкий, скулы широкими, челюсти крупными, подбородок как и у эректуса был слабо выражен;
  • заметно выступал надбровный валик;
  • у неандертальцев появилась культура: первая религия (хоронили собратьев по особым обрядам), музыкальный инструмент;
  • начала появляться медицина: неандертальцы могли лечить переломы.

Кроманьонец

– первый представитель вида Человек разумный, жили около 40тыс лет назад.

  • кроманьонцы обладали окончательно человеческой внешностью: высокий прямой лоб, исчез надбровный валик, появился подбородочный выступ;
  • кроманьонцы были выше (рост составлял около 180см) и менее массивными, чем неандертальцы;
  • объем головного мозга: 1400-1900 см 3
  • обладали членораздельной речью, сформировали первое «настоящее» человеческой общество;
  • жили кроманьонцы родовыми общинами по 100 человек, создавая первые поселения. Строили жилища: шалаши из шкур, землянки. Изготавливали одежду, орудия охоты: копья, силки, гарпуны, предметы быта: ножи, иглы, скребки. Занимались земледелием. Охотились коллективно, используя революционный метод: загонную охоту. Начали приручать животных;
  • были высоко развитыми в культурном плане: занимались наскальной живописью, изготавливали скульптуры из глины.

Так же как и неандертальцы, выработали обряды захоронения, из чего можно сделать вывод, что и те и другие верили в загробную жизнь. По мнению официальной науки, кроманьонец – прямой предок современного человека.

Природе понадобилось много миллионов лет, чтобы превратить обезьяну в современного человека – венца творения. Мы – результат долгого эволюционного процесса, по которому мы только что кратко пробежались. Вопросы по этой теме могут попасться в ГИА и ЕГЭ. И мы рассмотрели эту тему, надеюсь, вам было интересно.

Происхождение человека

Доказательства эволюционного происхождения человека

Вариант 1

1 . Как называлась группа человекообразных обезьян, состоящая из наиболее ранних приматов?

1)антропоиды

2) понгиды

3) гоминиды

4)долгопяты

2 . Какие обезьяны не относятся к понгидам?

1) шимпанзе

2)горилла

3) орангутанг

4) капуцины

3 . Какой ученый впервые подавил человека в одну груп пу с приматами?

1) Ч. Дарвин

2)Ж.Б.Ламарк

3) К. Линней

4) Т. Гексли

4. Какая биологическая особенность не характеризует вид Человек разумный?

1) большой объем головного мозга

2) сильные челюсти

3) преобладание мозгового отдела черепа над лицевым

4) прямохождение

5 . Чему соответствует стадия австралопитека в эволюции семейства гоминид?

1) архантропу

2) палеоантропу

3)протоантропу
4) неоантропу

6 . Как называется древнейший человек, ископаемые останки которого были найдены на острове Ява?

1) протоантроп

2) питекантроп

3) палеоантроп

4) синантроп

7 . Какие люди современного типа появились на Земле 40-30 тыс. лет назад и продолжают жить сегодня?

1) неоантропы

2) архантропы

3) неандертальцы

4) палеоантропы

8 . На каком этапе становления человека как биологиче ского вида появились древние люди - неандертальцы? 1) на этапе неоантропов

2) на этапе архантропов

3) на этапе протоантропов

4) на этапе палеоантропов

9 .К какой систематической группе класса Млекопитающие относят вид Человек разумный?

1)сумчатые

2)грызуны

3)хищные

4)приматы

10 .Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу?

1)членораздельная речь

2)способность к орудийной деятельности

3)наследственность

4)абстрактное мышление

11. Первыми научились пользоваться огнём

1)австралопитеки

2)питекантропы

3)неандертальцы

4)кроманьонцы

12. Что из перечисленного может служить примером рудимента у человека?

1)избыточная волосатость

2)наличие копчика

3)наличие хвоста

4)дополнительные молочные железы

13. У человека, в отличие от млекопитающих

1)верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти

2)кисть крючкообразная, со слаборазвитым большим пальцем

3)нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

4)большой палец образует прямой угол по отношению к другим пальцам

14. Какой признак отличает Человека разумного от животных?

1)развитие периферической нервной системы

2)наличие двух кругов кровообращения

3)развитие S -образной формы позвоночника

4)формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития

15. Какой признак у человека в процессе эволюции возник раньше других?

1)речь

2)сознание

3)регулярная трудовая деятельность

4)прямохождение

16. О чем свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека на ранней стадии его развития?

1)о развитии с полным превращением

2)об изменчивости организмов

3)о происхождении человека от животных

4)об отклонении в его развитии

17. К группе древних людей учёные относят

1)австралопитека

2)кроманьонца

3)неандертальца

4)питекантропа

18. Рассмотрите рисунок, на котором изображены ископаемые предки рода Человек в хронологической последовательности их появления на Земле. Под какой цифрой на нем изображён человек прямоходящий?

1)1

2)2

3)3

4)4

19.

1)наличие зубов в лунках челюстей

2)способность регулировать температуру своего тела

3)наличие нервной системы

4)альвеолярное строение лёгких

5)закладка у зародышей нервной трубки над хордой

6)наличие сводчатой стопы

20 используемых в систематике человека, начиная с наиболее крупного.

1) гоминиды

2) приматы

3) хордовые

4) человек

5) млекопитающие

6) человек разумный

21.

трудовая деятельность

Б)

абстрактное мышление

В)

изоляция

Г)

мутационная изменчивость

Д)

популяционные волны

Е)

вторая сигнальная система

биологический

2)

социальный

Происхождение человека (антропогенез). Эволюция приматов.

Доказательства эволюционного происхождения человека

Вариант 2

1 . Как назывались вымершие древесные человекооб разные обезьяны, являющиеся предками современных человекообразных обезьян и человека?
1) гоминиды 3) дриопитеки
2) долгопяты 4) понгиды

2 . Какая ранее существовавшая группа долгопятов счи тается начальной в эволюционном стволе обезьян Старого Света?

1) лемуры 3) рамапитеки
2) некролемуры 4) павианы

3 . Какой ученый впервые в своем труде доказал родство человека с человекообразными обезьянами?
1) К. Линней 2) Т. Гексли
3) Ж.Б. Ламарк 4) Ч. Дарвин

4 . Какое свойство вида Человек разумный не является социальным?

1) большая мозговая коробка

2) создание и применение орудий труда

3) сознание и речь

4) общественный образ жизни

5 . Как с латинского языка переводится слово «австра лопитек»?

1) австралийская обезьяна |

2) древнейшая обезьяна

3) человекообразная обезьяна

4) южная обезьяна

6 . Ископаемые останки какого древнейшего человека были найдены вблизи Пекина?

1) питекантропа

2) палеоантропа

3) синантропа

4) австралопитека

7. Как называются первые представители биологическо го вида Человек разумный?

1) австралопитеки

2) кроманьонцы

3) неандертальцы

4) палеоантропы

8. На каком этапе появились синантропы и питекант ропы?

1) на этапе архантропов

2) на этапе палеоантропов

3) на этапе неоантропов

4)на этапе протоантропов

9. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?

1)наличие выступающего подбородка

2)вертикальный лоб

3)срастание костей черепа

4)увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа

10. У человека, в отличие от орангутанга

1)больше лицевой отдел черепа

2)больше объём головного мозга

3)верхние конечности длиннее нижних

4)грудная клетка образована рёбрами

11. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1)трудовая деятельность

2)наследственная изменчивость

3)борьба за существование

4)естественный отбор

12. Какой признак класса Млекопитающие свойствен человеку?

1)диафрагма

2)лёгочное дыхание

3)головной и спинной мозг

4)замкнутая кровеносная система

13. Какому из представителей рода Человек принадлежат представленные изображения наскальных рисунков?

1)питекантропу

2)неандертальцу

3)кроманьонцу

4)австралопитеку

14. К группе древнейших людей учёные относят

1)кроманьонцев

2)австралопитеков

3)неандертальцев

4)синантропов

15. Определите правильную последовательность основных этапов эволюции человека.

1)древнейшие люди предшественники людей неандертальцы кроманьонцы

2)предшественники людей древнейшие люди неандертальцы ⇒ кроманьонцы

3)кроманьонцы ⇒ неандертальцы ⇒ предшественники людей ⇒ древние люди

4)неандертальцы древнейшие люди предшественники людей кроманьонцы

16. Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

1)лёгкие, состоящие из альвеол

2)нервная система узлового типа

3)волосяной покров

4)жаберные щели в стенке глотки зародыша

17. Чему способствовало появление прямохождения у человека?

1)заселению новых территорий

2) более быстрому передвижению по земле

3) более тесному общению людей

4 ) освобождению руки и развитию трудовой деятельности

18. Рассмотрите рисунок, на котором изображены ископаемые предки рода Человек в хронологической последовательности их появления на Земле. Под какой цифрой на нём изображён кроманьонец, если под цифрой 1 изображён австралопитек?

1)5

2)4

3)3

4)2

19. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)нервная система трубчатого типа

2)жаберные щели на глотке зародыша

3)четырёхкамерное сердце

4)ушные раковины

5)скелет верхних и нижних конечностей

6)борозды и извилины в коре больших полушарий

20. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен.

вторая сигнальная система

Б)

проявление мутаций

В)

борьба за существование

Г)

передача накопленного опыта

Д)

традиции и ритуалы

Е)

изоляция

биологический

2)

социальный

21 .Установите хронологическую последовательность таксонов, используемых в систематике человека, начиная с наименьшего

1) позвоночные

2) человек разумный

3) хордовые

4) человек

5) млекопитающие

6) эукариоты