Русская современная орфография. VIII
Валентина Персидская
Конспект занятия «Звук [З] и буква «З»
Программные задачи : - закрепить правильное произношение звука
«З» в слогах, словах, предложениях;
Познакомить детей с буквой «З» ;
Анализ, синтез и чтение обратных и прямых
Преобразование прямых слогов;
Учить анализировать слово «козы» и состав-
лять схему этого слова;
Учить детей показывать мимикой различные
эмоциональные состояния.
Оборудование : комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-
тинки, наборное полотно с буквами , кассы букв ,
пеналы, тетради по количеству детей.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент. Игра «Комар» . Логопед держит подве-
шенного бумажного комара и произносит З –З –З.
К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы
боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем
комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а
теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети
показывают мимикой что их просят).
1. Сообщение темы.
Летал комар, звенел и разбудил Зою.
Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои ? – «З»
Давайте вспомним какой это звук .
Дети отвечают : - согласный, твердый, звонкий.
2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.
Если я скажу «З» , а потом «А» –какой слог получится – ЗА.
Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .
Если я скажу «З» , а потом «О» – какой слог получится – ЗО.
Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .
А теперь я произнесу слог - ЗУ.
Сколько звуков я произнесла ? – Два.
Кокой первый звук ? – «З» . Какой второй звук ? – «У» .
звук ?
Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла ? – Два.
Какой первый? – «З» . Какой второй? – «Ы» .
Какой гласный? Какой согласный звук ?
3. Произношение звука «З» в словах.
К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З» .
Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки) . Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З» .
4. Дидактическая игра «Телефон» .
Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон» .
Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если
кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.
Зайка, мозаика, зонтик, ваза.
Незабудка, роза, мимоза, коза.
Забор, воз, паровоз, вокзал.
5. Произношение «З» в предложениях.
Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.
Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.
За –за –за, на лугу стоит коза.
Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.
Зы –зы – зы, колокольчик у козы.
За –за –за, уходи домой, коза.
Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.
6. Физминутка.
Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
7. Знакомство с буквой «З» .
Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку) .
Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед
показывает букву «З» .
Отыщите букву «З» у себя в кассе букв . Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)
Сколько элементов у буквы «З» ? – Два.
Какие это элементы? – два полукруга.
Логопед пишет на доске букву «З» и читает стихотворение :
«З» – не просто завитушка,
«З» – пружинка, крендель, стружка.
На эту букву посмотри :
Она совсем как цифра три.
Обводим по контуру букву «З» в кассе.
А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.
Печатаем в тетради.
Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.
8. Чтение слогов с доски.
(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)
АЗ УЗ ЭЗ ОЗ ЫЗ
А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы . Получаются прямые слоги). Читаем.
ЗА ЗУ ЗЭ ЗО ЗЫ
9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.
А теперь работаем с кассой букв . Выложите слог ЗА.
(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог) .
Теперь замените вторую букву так , чтобы получился слог ЗУ.
(Несколько детей читают этот слог)
Тоже самое с буквами «Э» , «О» , «Ы» , и каждый раз читаем.
10. Звуко -слоговой анализ слова «козы» . Выкладывание схемы.
Произнесите слово – козы. Обозначьте его.
Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.
Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.
Чем будем обозначать? – Красными полосками.
Какой первый слог? (дети называют)
Какой второй? (дети называют)
Повторите первый слог. (дети повторяют)
Сколько звуков в первом слоге ? Охарактеризовать их.
Обозначьте.
Повторите второй слог. (дети повторяют)
Сколько звуков во втором слоге ? Охарактеризовать их.
Обозначьте.
Вот мы и выложили схему слова «козы» . Молодцы!
(Можно повторить всю схему слова)
11. Итог занятия .
С какой буквой мы сегодня знакомились?
Сколько элементов у этой буквы ?
Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.
Буква З - девятая буква русского алфавита. Он обозначает согласный звонкий звук, твёрдый [З] и мягкий [З"].
Слова, на букву З : завод, занавески, зубы, зал, заяц, змея, значок, зонт, зебра, забор, забег, заря, закон, запах, зашить, звено, земля, зима, зола, зерно, забыть, забота, задача, заметка, засуха, зверьё, зевать, золото, зоопарк
Слова, в которых буква З в середине слова : база, Азия, ваза, изюм, изба, Лиза, муза, указка, язык, базар, вздох, взрослый, газон, гроза, козёл, озеро, сезон, физика, бензин, воздух, газета, грызун, польза, медуза, низкий, нельзя, огрызок, поздний, поезд, резина, праздник
Слова с буквой З на конце : таз, арбуз, блюз, глаз, груз, союз, указ, алмаз, девиз, круиз, порез, склероз, скалолаз, мороз, паровоз
Несколько букв З в слове : зазнайка, заказ, зигзаг, звёзды, замазка
Как писать букву З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра "три"!
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
Загадки с буквой З
()
Зебра, ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь, в лозе,
На картинке с буквой...
Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
/зонт/
Зимой серый, а летом белый.
/заяц/
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.
/змея/
Стихотворения про букву З
()
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.
З - не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
Ищут звери в зоопарке,
Букву З, в высокой травке,
Айболит всем говорит,
Заяц знает, З звенит.
В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.
На обед дал клоун Гоша
Листья фикуса козе.
Откусила та. И что же?
Фокус-покус! - Буква З.
Забияка З большая,
Дразнит часто букву С,
Только С не обижает
Буквы З сей интерес.
Буква З звонок купила,
И с утра в него звонила.
Зайцев в гости зазывала,
Завтраком их ушощала.
Скороговорки
()
Звенит звонок, зовёт звонок,
И Зое надо на урок.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Зелёная берёза стоит в лесу,
Зоя под берёзой поймала стрекозу.
Соня - незнайка,
А Зина - зазнайка.
Роза - зазнайка,
А Зоя - незнайка.
У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
Девочка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козу и козла.
Чистоговорки
Изображение буквы З и слова на букву З
Буква «З» жила этажом ниже буквы «Ж». Рано утром она просыпалась, напевала свою любимую песенку: з – з – з – з, за, зо, зу, зи, зэ… И шла умываться и чистить зубы.
Надо сказать, что каждое утро буква «З» чистила зубы новой зубной пастой. У неё была огромная коллекция зубных паст со всех стран мира! Потому что в каждой стране у буквы «З» были друзья: мальчики и девочки, которые тоже очень любили чистить зубки. И они высылали букве «З» зубную пасту для её коллекции. В коллекции какой только пасты не было! И фруктовая, и ванильная, и мятная, и со вкусом мороженого, разная-разная.
Так вот, почистив свои чудесные здоровые зубки, буква «З» отправилась на прогулку. Она долго-долго шла по лесу и заблудилась. Она искала дорогу, но так и не могла выйти на неё. И буква «З» зашла внутрь домика, на котором были нарисованы незнакомые знаки. Внутри к ней навстречу вышла странная палочка с носиком (1) и сказала:
– Эй, где ты ходишь, цифра 3 (три), заходи!
– Ой, извините, но я не цифра три, я буква «З», вы меня перепутали.
– Да нет же, ты цифра три! – не унималась эта странная палочка. – А я – цифра один.
– А! – догадалась буква «З», она слышала про это удивительное царство цифр, – Я знаю, вы все цифры! Но я пришла из алфавита, я просто заблудилась.
– Да? – удивилась цифра один, – тогда где же наша цифра три?
– А может быть она тоже заблудилась и теперь сидит в нашем домике – Алфавите, и все её перепутали со мной, с буквой «З»? Сейчас я позвоню букве «А» и всё узнаю! – сказала буква «З».
У неё был телефон, по которому она звонила.
– Дзынь, дзынь, дзынь.
– Алё, это буква «А»? Да? А это буква «З». Что? У вас уже есть буква «З»? Да нет же, это не я, это цифра три! Ах, что делать? Все всё перепутали и запутали.
– Что, что, – ответила цифра один, – нужно идти к вам и выручать цифру три.
– Но я заблудилась и не помню дорогу домой! – возразила буква «З».
– Зато у нас есть карта, на которой всё написано и нарисованы все дороги, как до них добраться и как добраться до твоего домика Алфавита.
И они взяли карту, и пошли искать домик, в котором жила буква «З». Они долго шли и наконец, нашли домик. Там были все буквы и перед ними стояла и плакала цифра три. Она им говорила:
– Да никакая я не буква «З», я цифра! Цифра три!
– Да, да! Это я буква «З»! – крикнула подбежавшая буква «З» и встала рядом с цифрой три.
Здравствуйте, дорогие мои читатели!
Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».
Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».
Буква «З»
Веселые стихи
З
– не просто завитушка,З
– пружинка, крендель, стружка.
З звенит звонком и нас На урок торопит в класс. В. Степанов Змей над крышами взовьется, Солнце в небе засмеется, Скажет тучке: «Вот письмо К нам с земли летит само!» Г. Виеру На эту букву посмотри: Она совсем как цифра 3. Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает: «Если я купил билет, Кто я: заяц или нет?» Звезды видели мы днем За рекою, над Кремлем. |
Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.
А под музыку, друзья, Затанцует и змея. В. Берестов В звезде найдешь ты букву З , И в золоте, и в розе, Земле, алмазе, бирюзе, Заре, зиме, морозе. Зайке холодно в лесочке – Свяжем серому носочки. Заяц зайцу говорит: – Мне бы волчий аппетит! – В аппетите мало толку, Мне бы зубы, как у волка. Заманите эту птицу К нам на книжную страницу. |
Скороговорки
1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.
2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.
4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Пословицы и поговорки
1. За двумя зайцами погонишься –
Ни одного не поймаешь.
2. Здоровье дороже богатства.
3. Зацепился за пень и стал на весь день.
Игры
Игра «Доскажи словечко».
Е. Серова
Игра «Волшебная цепочка».
Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.
Зуб – куб – дуб – душ.
Зима – Зина – Рина – рана – рама.
Игра «Наборщик».
Из букв данного слова составьте новые слова:
Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.
Игра «Буква потерялась».
Вставьте пропущенные буквы в слова:
я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.
Игра «Лесенка».
Игра «Из одного слова»
Кроссворды
О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.
Ребусы
О т в е т: занавес, Зинаида, знание.
Загадки
Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, | То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?
(Золушка.) |
||
У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.
(Заяц.) На черный платок Насыпано просо. Пришел петушок, А склевать-то не просто. (Звезды.) Свернешь – клин, Развернешь – блин. (Зонт.) |
Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Ноги больше головы?
(Заяц.) Лежит веревка, Шипит плутовка. Брать ее опасно – Укусит. Ясно? (Змея.) |
||
И так дорогие мои ваша копилка пополнилась новым практическим материалом для буквы «З «
Желаю вам успехов в изучении букв с вашим малышом и с нетерпением жду ваших комментариев, вопросов. И очень бы хотелось чтобы вы поделились своим опытом.
Отгадайте загадку:
Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.
Верно, зебра. А какой первый звук вы слышите в слове отгадке? Где еще можно встретить этот звук?……
Догадались о чем мы сегодня будем говорить на нашем интернет уроке?
Произнесите звук [з] и скажите, какой он: гласный или согласный?… Проверьте, звук [з] глухой или звонкий….
Перед вами …
Произнесите эти слова. Что заметили?…… Верно, в слове заяц звук [з] — твердый, а в слове зебра [з`] — мягкий.
Верно, заяц и зебра. Что вы знаете о зайцах? А о зебрах?
А вы знаете, что…
На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека.
Какого цвета зебры: черные в белую полоску или белые в черную полоску. Ученые доказали, что все-таки зебра черная в белую полоску.
Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от хищников и от мух цеце. Стадо зебр воспринимается просто как мелькание черных и белых полосок и не расценивают, как источник питания.
Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.
А вы знаете, что зебры обитают в каждом городе? Что это за зебра? …. Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы . Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)
1. Подберите еще слова на звук [з] , а теперь на [з`] ….
2. Найдите «лишнее»
3. И г р а «Доскажи словечко»
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (зарядку).
Порхает над полем,
Над вольным раздольем,
Встает спозаранку
Весенняя птичка… (зарянка)
Я сижу, едва не плача,
Очень трудная… (задача)
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла… (зима).
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
– Спать ложитесь, поздно! –
Потому что мать – Луна,
А дочурки… (звезды). (Е. Серова)
А вот и буква З .
На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка, 3 — пружина, крендель, стружка.
1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия
2. Найди спрятанные буквы З . Обведи их.
3. Назови перечеркнутые буквы.
4. Определи букву в неправильном положении.Выдели знакомую букву.
5. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написано правильно. Соедини их ниточками с зайкой.
6. Добавь недостающий элемент буквы.
7. Какой ключ подойдет к замку? Соедини ключ с замком.
8.
Раскрась обе буквы
синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди с левой стороны рисунка и раскрась букву З
.
9.
Соедини с буквой З
только те предметы, названия которых начинаются со звука [З]
.
10.
Дорисуй вторую половинку буквы З
в левой части рисунка. Обведи в кружок все буквы З
в правой части рисунка.11.
Сделай квадраты в левой части рисунка одинаковыми. Чем отличаются два квадрата с правой стороны рисунка?
12. И г р а «Волшебная цепочка»
Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.
Зуб – куб – дуб – душ.
Зима – Зина – Рина – рана – рама.
13. И г р а «Наборщик»
Из букв данного слова составьте новые слова:
Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.
14. И г р а «Буква потерялась»
Вставьте пропущенные буквы в слова:
я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.
15. И г р а «Лесенка»
16. И г р а «Из одного слова»
Кроссворды
О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.
17. Ребусы
О т в е т: занавес, Зинаида, знание.
18.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З
не просто завитушка,
З
– пружинка, крендель, стружка.
Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы З
.
19 . Читаем слоги …
20. Пишем
21.
Скороговорки
1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.
2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.
4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Пословицы и поговорки
1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Здоровье дороже богатства.
3. Зацепился за пень и стал на весь день.
Словарь
- Забава — развлечение, потеха.
- Завет — совет, наказ, данные потомкам, последователям.
- Зависть — чувство, связанное с желанием обладать чем-либо, чем обладает другой человек.
- Завод — фабрика; крупное промышленное предприятие.
- Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле) которая охраняется законом из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Закинуть удочку — попытаться разузнать что-либо.
- Замести следы — уничтожать, устранять то, что может служить уликой в чём-либо.
- Зарубить на носу — запомнить крепко, навсегда.
- Звёзд с неба не хватать — о человеке без таланта или дарования.
- Здоров, как бык — о человеке крепкого здоровья.
- Знать, как свои пять пальцев — знать что-то очень хорошо.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
БУКВА «З» Проект ученицы 1 класса «А» ГБОУ СОШ № 49 Тиханской Фионы
Буква З – девятая буква русского алфавита. Буква З обозначает звонкий звук, твердый и мягкий. Слова, начинающиеся на букву З: ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗООПАРК, ЗИМА…. Буква З в середине слов: РЕЗИНА, ПРАЗДНИК, УЗОР… Буква З в конце слов: МОРОЗ, ВОЗ, ПАРОВОЗ, АРБУЗ… Несколько букв З в одном слове: ЗАМАЗКА… ОПИСАНИЕ БУКВЫ «З»
На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3. З не просто завитушка, З – пружина, крендель, стружка.
Буква З на В похожа. Голова, животик тоже. Только слева без черты Букву З рисуешь ты.
В звезде найдешь ты букву З, И в золоте и в розе, Земле, алмазе, бирюзе,
ЗАРЕ МОРОЗЕ ЗЕМЛЕ
Буква «З» цифре «Три» говорит на ушко: Посмотри-ка, посмотри, Милая подружка, До чего же, до чего же, до чего мы тоже схожи! Общие у нас черты, Ты – как я, а я как – ты. Мы похожи как птенцы. Может быть мы близнецы?
ЗАГАДКИ Зебра ты сестра лошадки? Поиграй-ка с нами в прятки. Спрячься где-нибудь, в лозе, На картинке с буквой …… Буква ходит в шкуре броской В черно-белую полоску, Встретив волка и лису, След свой путает в лесу. Буква вид наш отражает, Рыцарю смотреть мешает, Хоть не есть, но все жует, Воробей ее клюет.
СКОРОГОВОРКИ КТО ПОВТОРИТ БЕЗ ОШИБОК? Зеленая береза стоит в лесу Зоя под березой поймала стрекозу. Девчонка везла на возу Козлена, козла и козу. Девчонка в лесу проспала Козленка, козу и козла. Жук жужжал и очень злился, Злобной завистью давился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".
Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода....
Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".
Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...
Проект: "Весёлая азбука. Буква П".
Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....
Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".
Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....