Русская современная орфография. VIII

Валентина Персидская
Конспект занятия «Звук [З] и буква «З»

Программные задачи : - закрепить правильное произношение звука

«З» в слогах, словах, предложениях;

Познакомить детей с буквой «З» ;

Анализ, синтез и чтение обратных и прямых

Преобразование прямых слогов;

Учить анализировать слово «козы» и состав-

лять схему этого слова;

Учить детей показывать мимикой различные

эмоциональные состояния.

Оборудование : комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-

тинки, наборное полотно с буквами , кассы букв ,

пеналы, тетради по количеству детей.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент. Игра «Комар» . Логопед держит подве-

шенного бумажного комара и произносит З –З –З.

К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы

боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем

комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а

теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети

показывают мимикой что их просят).

1. Сообщение темы.

Летал комар, звенел и разбудил Зою.

Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои ? – «З»

Давайте вспомним какой это звук .

Дети отвечают : - согласный, твердый, звонкий.

2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.

Если я скажу «З» , а потом «А» –какой слог получится – ЗА.

Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .

Если я скажу «З» , а потом «О» – какой слог получится – ЗО.

Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .

А теперь я произнесу слог - ЗУ.

Сколько звуков я произнесла ? – Два.

Кокой первый звук ? – «З» . Какой второй звук ? – «У» .

звук ?

Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла ? – Два.

Какой первый? – «З» . Какой второй? – «Ы» .

Какой гласный? Какой согласный звук ?

3. Произношение звука «З» в словах.

К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З» .

Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки) . Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З» .

4. Дидактическая игра «Телефон» .

Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон» .

Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если

кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.

Зайка, мозаика, зонтик, ваза.

Незабудка, роза, мимоза, коза.

Забор, воз, паровоз, вокзал.

5. Произношение «З» в предложениях.

Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.

Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.

За –за –за, на лугу стоит коза.

Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.

Зы –зы – зы, колокольчик у козы.

За –за –за, уходи домой, коза.

Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.

6. Физминутка.

Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок – скок – скок,

А затем в присядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

7. Знакомство с буквой «З» .

Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку) .

Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед

показывает букву «З» .

Отыщите букву «З» у себя в кассе букв . Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)

Сколько элементов у буквы «З» ? – Два.

Какие это элементы? – два полукруга.

Логопед пишет на доске букву «З» и читает стихотворение :

«З» – не просто завитушка,

«З» – пружинка, крендель, стружка.

На эту букву посмотри :

Она совсем как цифра три.

Обводим по контуру букву «З» в кассе.

А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.

Печатаем в тетради.

Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.

8. Чтение слогов с доски.

(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)

АЗ УЗ ЭЗ ОЗ ЫЗ

А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы . Получаются прямые слоги). Читаем.

ЗА ЗУ ЗЭ ЗО ЗЫ

9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.

А теперь работаем с кассой букв . Выложите слог ЗА.

(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог) .

Теперь замените вторую букву так , чтобы получился слог ЗУ.

(Несколько детей читают этот слог)

Тоже самое с буквами «Э» , «О» , «Ы» , и каждый раз читаем.

10. Звуко -слоговой анализ слова «козы» . Выкладывание схемы.

Произнесите слово – козы. Обозначьте его.

Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.

Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.

Чем будем обозначать? – Красными полосками.

Какой первый слог? (дети называют)

Какой второй? (дети называют)

Повторите первый слог. (дети повторяют)

Сколько звуков в первом слоге ? Охарактеризовать их.

Обозначьте.

Повторите второй слог. (дети повторяют)

Сколько звуков во втором слоге ? Охарактеризовать их.

Обозначьте.

Вот мы и выложили схему слова «козы» . Молодцы!

(Можно повторить всю схему слова)

11. Итог занятия .

С какой буквой мы сегодня знакомились?

Сколько элементов у этой буквы ?

Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.


Буква З - девятая буква русского алфавита. Он обозначает согласный звонкий звук, твёрдый [З] и мягкий [З"].

Слова, на букву З : завод, занавески, зубы, зал, заяц, змея, значок, зонт, зебра, забор, забег, заря, закон, запах, зашить, звено, земля, зима, зола, зерно, забыть, забота, задача, заметка, засуха, зверьё, зевать, золото, зоопарк

Слова, в которых буква З в середине слова : база, Азия, ваза, изюм, изба, Лиза, муза, указка, язык, базар, вздох, взрослый, газон, гроза, козёл, озеро, сезон, физика, бензин, воздух, газета, грызун, польза, медуза, низкий, нельзя, огрызок, поздний, поезд, резина, праздник

Слова с буквой З на конце : таз, арбуз, блюз, глаз, груз, союз, указ, алмаз, девиз, круиз, порез, склероз, скалолаз, мороз, паровоз

Несколько букв З в слове : зазнайка, заказ, зигзаг, звёзды, замазка


Как писать букву З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра "три"!

Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.

Загадки с буквой З ()
Зебра, ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь, в лозе,
На картинке с буквой...

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
/зонт/

Зимой серый, а летом белый.
/заяц/

Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.
/змея/

Стихотворения про букву З ()
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.

З - не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!

Ищут звери в зоопарке,
Букву З, в высокой травке,
Айболит всем говорит,
Заяц знает, З звенит.

В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.

На обед дал клоун Гоша
Листья фикуса козе.
Откусила та. И что же?
Фокус-покус! - Буква З.
Забияка З большая,
Дразнит часто букву С,
Только С не обижает
Буквы З сей интерес.
Буква З звонок купила,
И с утра в него звонила.
Зайцев в гости зазывала,
Завтраком их ушощала.

Скороговорки ()
Звенит звонок, зовёт звонок,
И Зое надо на урок.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зелёная берёза стоит в лесу,
Зоя под берёзой поймала стрекозу.

Соня - незнайка,
А Зина - зазнайка.
Роза - зазнайка,
А Зоя - незнайка.

У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.

Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

Девочка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козу и козла.

Чистоговорки


Изображение буквы З и слова на букву З






Буква «З» жила этажом ниже буквы «Ж». Рано утром она просыпалась, напевала свою любимую песенку: з – з – з – з, за, зо, зу, зи, зэ… И шла умываться и чистить зубы.

Надо сказать, что каждое утро буква «З» чистила зубы новой зубной пастой. У неё была огромная коллекция зубных паст со всех стран мира! Потому что в каждой стране у буквы «З» были друзья: мальчики и девочки, которые тоже очень любили чистить зубки. И они высылали букве «З» зубную пасту для её коллекции. В коллекции какой только пасты не было! И фруктовая, и ванильная, и мятная, и со вкусом мороженого, разная-разная.

Так вот, почистив свои чудесные здоровые зубки, буква «З» отправилась на прогулку. Она долго-долго шла по лесу и заблудилась. Она искала дорогу, но так и не могла выйти на неё. И буква «З» зашла внутрь домика, на котором были нарисованы незнакомые знаки. Внутри к ней навстречу вышла странная палочка с носиком (1) и сказала:

– Эй, где ты ходишь, цифра 3 (три), заходи!

– Ой, извините, но я не цифра три, я буква «З», вы меня перепутали.

– Да нет же, ты цифра три! – не унималась эта странная палочка. – А я – цифра один.

– А! – догадалась буква «З», она слышала про это удивительное царство цифр, – Я знаю, вы все цифры! Но я пришла из алфавита, я просто заблудилась.

– Да? – удивилась цифра один, – тогда где же наша цифра три?

– А может быть она тоже заблудилась и теперь сидит в нашем домике – Алфавите, и все её перепутали со мной, с буквой «З»? Сейчас я позвоню букве «А» и всё узнаю! – сказала буква «З».

У неё был телефон, по которому она звонила.

– Дзынь, дзынь, дзынь.

– Алё, это буква «А»? Да? А это буква «З». Что? У вас уже есть буква «З»? Да нет же, это не я, это цифра три! Ах, что делать? Все всё перепутали и запутали.

– Что, что, – ответила цифра один, – нужно идти к вам и выручать цифру три.

– Но я заблудилась и не помню дорогу домой! – возразила буква «З».

– Зато у нас есть карта, на которой всё написано и нарисованы все дороги, как до них добраться и как добраться до твоего домика Алфавита.

И они взяли карту, и пошли искать домик, в котором жила буква «З». Они долго шли и наконец, нашли домик. Там были все буквы и перед ними стояла и плакала цифра три. Она им говорила:

– Да никакая я не буква «З», я цифра! Цифра три!

– Да, да! Это я буква «З»! – крикнула подбежавшая буква «З» и встала рядом с цифрой три.

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Сегодня я снова продолжаю рубрику, учим буквы и как вы уже догадались следующая буква «З».

Подобранный мною практический материал: художественное слово, загадки, кроссворды, скороговорки и игры, помогут вам и вашему малышу познакомиться с буквой «З».

Буква «З»

Веселые стихи

З – не просто завитушка,З – пружинка, крендель, стружка.

З звенит звонком и нас

На урок торопит в класс.

В. Степанов

Змей над крышами взовьется,

Солнце в небе засмеется,

Скажет тучке: «Вот письмо

К нам с земли летит само!»

Г. Виеру

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я: заяц или нет?»

Звезды видели мы днем

За рекою, над Кремлем.

Занят заклинатель змейЗвонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов

В звезде найдешь ты букву З ,

И в золоте, и в розе,

Земле, алмазе, бирюзе,

Заре, зиме, морозе.

Зайке холодно в лесочке –

Свяжем серому носочки.

Заяц зайцу говорит:

– Мне бы волчий аппетит!

– В аппетите мало толку,

Мне бы зубы, как у волка.

Заманите эту птицу

К нам на книжную страницу.

Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься –

Ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Игры

Игра «Доскажи словечко».

Е. Серова

Игра «Волшебная цепочка».

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

Игра «Наборщик».

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

Игра «Лесенка».

Игра «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

Загадки

Я на балу никогда не бывала,Чистила, мыла, варила и пряла.Когда же случилосьПопасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.А я башмачок потеряла тогда же.Кто я такая? Кто тут подскажет?

(Золушка.)

У косого нет берлоги,Не нужна ему нора.От врагов спасают ноги,А от голода – кора.

(Заяц.)

На черный платок

Насыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто.

(Звезды.)

Свернешь – клин,

Развернешь – блин.

(Зонт.)

Что за зверь леснойВстал, как столбик, под соснойИ стоит среди травы –Ноги больше головы?

(Заяц.)

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать ее опасно –

Укусит. Ясно?

(Змея.)

И так дорогие мои ваша копилка пополнилась новым практическим материалом для буквы «З «

Желаю вам успехов в изучении букв с вашим малышом и с нетерпением жду ваших комментариев, вопросов. И очень бы хотелось чтобы вы поделились своим опытом.

Отгадайте загадку:

Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От хвоста до головы.

Верно, зебра. А какой первый звук вы слышите в слове отгадке? Где еще можно встретить этот звук?……

Догадались о чем мы сегодня будем говорить на нашем интернет уроке?

Произнесите звук [з] и скажите, какой он: гласный или согласный?… Проверьте, звук [з] глухой или звонкий….

Перед вами …

Произнесите эти слова. Что заметили?…… Верно, в слове заяц звук [з] — твердый, а в слове зебра [з`] — мягкий.

Верно, заяц и зебра. Что вы знаете о зайцах? А о зебрах?

А вы знаете, что…

На первый взгляд все зебры кажутся одинаковыми, но на самом деле рисунок полос у каждого животного свой, как отпечатки пальцев у человека.

Какого цвета зебры: черные в белую полоску или белые в черную полоску. Ученые доказали, что все-таки зебра черная в белую полоску.

Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от хищников и от мух цеце. Стадо зебр воспринимается просто как мелькание черных и белых полосок и не расценивают, как источник питания.

Зрение у зебр не очень острое, поэтому они часто пасутся рядом с другими животными, например с жирафами или страусами, которые способны раньше заметить приближение хищников.

А вы знаете, что зебры обитают в каждом городе? Что это за зебра? …. Давайте вспомним правила перехода улицы по “ зебре”. (Самое главное правило ПДД: переходить дорогу можно только в тех местах, где есть пешеходные переходы . Большинство наземных пешеходных переходом оборудованы светофорами. Там, где нет светофора обязательно нужно посмотреть сначала налево, а потом направо, и убедиться в отсутствии движущихся транспортных средств.)

1. Подберите еще слова на звук [з] , а теперь на [з`] ….

2. Найдите «лишнее»

3. И г р а «Доскажи словечко»

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю… (зарядку).

Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Встает спозаранку

Весенняя птичка… (зарянка)

Я сижу, едва не плача,

Очень трудная… (задача)

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла… (зима).

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

– Спать ложитесь, поздно! –

Потому что мать – Луна,

А дочурки… (звезды). (Е. Серова)

А вот и буква З .

На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3.
3 не просто завитушка, 3 — пружина, крендель, стружка.

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия

2. Найди спрятанные буквы З . Обведи их.

3. Назови перечеркнутые буквы.

4. Определи букву в неправильном положении.Выдели знакомую букву.

5. Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написано правильно. Соедини их ниточками с зайкой.

6. Добавь недостающий элемент буквы.

7. Какой ключ подойдет к замку? Соедини ключ с замком.

8. Раскрась обе буквы синим цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди с левой стороны рисунка и раскрась букву З .
9. Соедини с буквой З только те предметы, названия которых начинаются со звука [З] .
10. Дорисуй вторую половинку буквы З в левой части рисунка. Обведи в кружок все буквы З в правой части рисунка.11. Сделай квадраты в левой части рисунка одинаковыми. Чем отличаются два квадрата с правой стороны рисунка?


12. И г р а «Волшебная цепочка»

Заменяя одну букву (любую) в словах зуб и зима, составьте новые слова.

Зуб – куб – дуб – душ.

Зима – Зина – Рина – рана – рама.

13. И г р а «Наборщик»

Из букв данного слова составьте новые слова:

Здоровье – зов, вор, ров, здоров, взор, вздор, воз, вред.

14. И г р а «Буква потерялась»

Вставьте пропущенные буквы в слова:

я – ык, – онт, – ве – да, – ебра, – убы.

15. И г р а «Лесенка»

16. И г р а «Из одного слова»

Кроссворды

О т в е т: 1) эмаль, 2) молочные, 3) постоянные, 4) по вертикали – клыки, по горизонтали – коренные, 5) резцы, 6) дентин.

17. Ребусы

О т в е т: занавес, Зинаида, знание.

18.

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

Возьми карандаш любого цвета и раскрась все части рисунка, в которых встречаются буквы З .

19 . Читаем слоги …

20. Пишем

21.









Скороговорки

1. У Зимы много забот, заболел у зайки живот.

2. Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

3. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.

4. Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Пословицы и поговорки

1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

2. Здоровье дороже богатства.

3. Зацепился за пень и стал на весь день.

Словарь

  • Забава — развлечение, потеха.
  • Завет — совет, наказ, данные потомкам, последователям.
  • Зависть — чувство, связанное с желанием обладать чем-либо, чем обладает другой человек.
  • Завод — фабрика; крупное промышленное предприятие.
  • Заповедник — это определённая территория (может быть лес, поле) которая охраняется законом из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Крылатые выражения или фразеологизмы

  • Закинуть удочку — попытаться разузнать что-либо.
  • Замести следы — уничтожать, устранять то, что может служить уликой в чём-либо.
  • Зарубить на носу — запомнить крепко, навсегда.
  • Звёзд с неба не хватать — о человеке без таланта или дарования.
  • Здоров, как бык — о человеке крепкого здоровья.
  • Знать, как свои пять пальцев — знать что-то очень хорошо.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БУКВА «З» Проект ученицы 1 класса «А» ГБОУ СОШ № 49 Тиханской Фионы

Буква З – девятая буква русского алфавита. Буква З обозначает звонкий звук, твердый и мягкий. Слова, начинающиеся на букву З: ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗООПАРК, ЗИМА…. Буква З в середине слов: РЕЗИНА, ПРАЗДНИК, УЗОР… Буква З в конце слов: МОРОЗ, ВОЗ, ПАРОВОЗ, АРБУЗ… Несколько букв З в одном слове: ЗАМАЗКА… ОПИСАНИЕ БУКВЫ «З»

На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3. З не просто завитушка, З – пружина, крендель, стружка.

Буква З на В похожа. Голова, животик тоже. Только слева без черты Букву З рисуешь ты.

В звезде найдешь ты букву З, И в золоте и в розе, Земле, алмазе, бирюзе,

ЗАРЕ МОРОЗЕ ЗЕМЛЕ

Буква «З» цифре «Три» говорит на ушко: Посмотри-ка, посмотри, Милая подружка, До чего же, до чего же, до чего мы тоже схожи! Общие у нас черты, Ты – как я, а я как – ты. Мы похожи как птенцы. Может быть мы близнецы?

ЗАГАДКИ Зебра ты сестра лошадки? Поиграй-ка с нами в прятки. Спрячься где-нибудь, в лозе, На картинке с буквой …… Буква ходит в шкуре броской В черно-белую полоску, Встретив волка и лису, След свой путает в лесу. Буква вид наш отражает, Рыцарю смотреть мешает, Хоть не есть, но все жует, Воробей ее клюет.

СКОРОГОВОРКИ КТО ПОВТОРИТ БЕЗ ОШИБОК? Зеленая береза стоит в лесу Зоя под березой поймала стрекозу. Девчонка везла на возу Козлена, козла и козу. Девчонка в лесу проспала Козленка, козу и козла. Жук жужжал и очень злился, Злобной завистью давился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".

Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".

Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...

Проект: "Весёлая азбука. Буква П".

Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".

Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....