Русские Фаны K-POP.

В конце XIV—XVI в. в корейской поэзии и прозе появляются новые жанры, меняется характер и функция форм, унаследованных от предыдущих эпох.

Исторические сочинения утрачивают функции литературных произведений, уступая эту роль художественной прозе, в которой выделяются сюжетные жанры, развивающиеся в основном в составе сборников пхэсоль. В литературе утверждается вымышленный герой, появляется интерес к бытовой ситуации.

В поэзии, единственном в этот период виде литературы на родном языке, оформляются новые жанры — трехстишия сиджо и поэмы каса, развитию которых способствовало создание национальной письменности в 1444 г.

XV век в истории Кореи — время бурное в политическом и культурном отношении. Смена династий на рубеже XIV—XV вв. принесла осознание необходимости подвести итоги пятистам годам правления династии Корё.

Создается «История Корё» (1454); в 1478 г. выходит составленная Со Годжоном (1420—1488) грандиозная «Восточная антология», в которую вошли образцы «высокой» литературы на ханмуне от древности вплоть до конца XIV в.

Внимание к национальной культуре проявилось и в составлении в 1475 г. «Основ музыкальной науки», где помещены также тексты поэтических произведений на родном языке — каё, оставшихся от эпохи Корё.

Вновь созданной национальной письменностью пользовались при напечатании переведенных с китайского книг конфуцианского и буддийского канонов, а также оригинальных поэтических произведений, написанных корейскими авторами.

Одним из них была «Ода дракону, летящему в небе», созданная по повелению короля Седжона (1419—1450) несколькими авторами. Официальная забота о поэзии на родном языке и патриотическое содержание оды говорят об оживлении настроений национального самоутверждения.

Эти настроения отражаются в трехстишиях сиджо поэтов-воинов Ким Джонсо (1390—1453), Нам И (1441—1468). Самое важное место в сиджо, пожалуй, занимала тема верности убеждениям. Она была связана с традиционными конфуцианскими идеалами, игравшими большую роль в корейской культуре.

Проявлением верности убеждениям почитался отказ служить узурпатору или отказ подчиняться государю, нарушившему свой долг. Эта тема, актуальная в поэзии в связи с такими событиями, как свержение в 1456 г. короля Танджона и воцарение Седжо, освещалась в стихах поэтов XV в. — Вон Чхонсока. Сон Саммуна, Ли Гэ, Ю Ынбу.

Обнаруживая особый интерес к нормам поведения человека в обществе, поэзия XV—XVI вв. в то же время довольно равнодушна к индивидуальному проявлению должных, с конфуцианской точки зрения, человеческих качеств.

Корейские поэты стремятся передать идею верности принципам в общем плане, не конкретизируя ее проявления, и прибегают к условной образности. Сон Саммун, выдающийся ученый, один из создателей корейской письменности, убитый по приказу Седжо, писал:

Если спросишь, кем я стану

После смерти, — я отвечу:

Над вершиною Пэнлая

Стану я сосной высокой.

Пусть замрет весь мир под снегом,

Зеленеть один я буду.

(Перевод А. Ахматовой)

Образ сосны ассоциировался с человеком, верным своим принципам. «Когда год холодный, тогда только мы узнаем, что сосна и туя увядают последними», — говорится в «Луньюе».

В таком же качестве выступают стойкий бамбук, слива, цветущая среди снега, либо образы братьев Бо-и и Шу-ци, ставших символами верности потому, что они отказались служить чжоускому завоевателю У-вану и предпочли смерть в горах Шоуян.

Поэзия как бы стремится воплотить многообразие действительности в единообразии формулы. Обобщенность изображения действительности является доминирующей чертой поэзии того времени и тогда, когда ее внимание переносится на человека, ушедшего от общества к природе.

В конце XV — начале XVI в., в связи с напряженным положением в государстве и обострившейся борьбой группировок высшего сословия, появляются стихи, осуждающие эту борьбу и выражающие сомнение в целесообразности государственной службы, например, у Сон Суна (1493—1592) и Чон Чхоля (1537—1594).

Усиливаются даосские и буддийские настроения. Распространяется пейзажная лирика, получившая наименование канхо, — «поэзия рек и озер», преобладавшая на корейском языке (Ли Хёнбо, 1467—1555; Ли Хван, 1501—1570; Ли И, 1536—1584 и др.).

Появляется много анонимных стихотворений, посвященных уединению поэта на лоне природы, где единственные его друзья — белая цапля, белая чайка, луна и ветер.

Корейские поэты обращаются к танской поэзии, к творчеству Ли Бо, Ду Фу. Вновь, как и в XII—XIII вв., особым вниманием пользуется Тао Юань-мин.

Творчески усваивается поэтическая образность, связанная с утверждением того особого эстетического представления о мире, которое порождало идеализированное и обобщенное изображение, как, например, в сиджо поэта XVI в. Хон Чхунгёна:

Жемчужную занавеску поднимаю до половины.

Вниз смотрю на синее море.

Блеск волн в тысячу ли

Одноцветен с бескрайним небом.

Над водой парами-парами белые чайки

То улетают, то прилетают.

Здесь образы традиционно условны, такой эстетический подход к природе в крайнем проявлении порождал стихотворения с описанием прославленных пейзажей, которых автор сам никогда своими глазами, может быть, и не видел.

Вместе с тем рост внимания к человеку вне «официальной» сферы способствует развитию в поэзии на корейском языке любовной лирики.

Любовная тема в это время популярна в творчестве кисэн (гетер), среди которых было немало образованных и талантливых поэтесс. Вокруг наиболее известных из них слагались легенды, и их имена были знакомы каждому корейцу.

Самой прославленной была Хван Джини (1506—1544). Популярность ее стихов и легенд о ней можно сравнить лишь с популярностью в более позднее время «Повести о Чхунхян». Вот одно из ее стихотворений:

О синий ручей, текущий в зеленых горах!

Не гордись, что струишься легко!

Однажды в море попав,

Обратно выбраться трудно.

Ясная луна заливает светом своим пустынные горы.

Не развлечься ль тебе?

Оно строится на игре слов. «Ясная луна» — литературное имя поэтессы. «Синий ручей» — литературное имя человека, отказавшегося ради Хван Джини от своего женоненавистничества. Обращенность к личному в человеке, изящный юмор стихов Хван Джини делают творчество поэтессы незаурядным явлением.

Самым значительным поэтом XVI в. был Чон Чхоль (Сонган), оставивший семь томов сочинений на ханмуне (проза и стихи), около восьмидесяти сиджо и пять больших поэм — каса, принесших ему славу. Человек деятельный, увлекающийся и прямой, Чон Чхоль, несмотря на родство с королевской семьей, узнал горечь немилости и ссылки.

По складу характера и таланта он был близок Ли Бо. Их творчество роднят размах, сходное отношение к природе и независимая жизненная позиция. В первой каса Сонгана «Квандон пёльгок» (1580) описаны восемь прославленных красот Алмазных гор.

Получив назначение на пост губернатора провинции, поэт едет туда из Сеула, и описание путешествия составляет содержание поэмы, пронизанной ощущением близости к природе. Поэт обращается к творчеству Ли Бо и вводит его образ в поэму. Перефразируя «Стихи о краткости жизни» Ли Бо, поэт заканчивает поэму приглашением выпить по чарке:

Ты наклони Небесный ковш

И синих вод морских налей.

Сам выпей, напои меня...

И это все вино возьми

И одели весь мир,

Чтоб всех живущих на земле

Допьяна напоить.

Две знаменитые каса Сонгана — «Думаю о милом» и «Продолжаю думать о милом» — написаны, по-видимому, под влиянием народных песен о покинутой возлюбленной, которые конфуцианской традицией трактовались как обращение опального поэта к государю. Они были созданы Сонганом в годы его ссылки на Юг страны в 1585—1587 гг. и, очевидно, не без воздействия распространенных там «женских каса» (кюбан каса).

Сборник ее произведений на ханмуне был издан в Китае, что по тем временам было высоким признанием; позже (в 1711 г.) ее стихи были изданы и в Японии.

Поэзия на ханмуне в конце XIV и в XV—XVI вв. по-прежнему занимает почетное место в корейской словесности. Такие стихи пишут многие образованные люди, признанными же мастерами в этой области были Ким Сисып (1435—1493), Лим Дже (1549—1587) и Хо Нансорхон.

При преемственности с поэзией XII—XIV вв. (крестьянский труд, условно красивая природа) в пейзажной лирике заметно стремление к гиперболизации в описаниях — в этом поэзия на ханмуне перекликается с пейзажной лирикой Сонгана. Например, описание водопада, как «белой радуги», у Хван Джини напоминает образы поэмы Сонгана «Квандон пёльгок».

Корейские поэты ищут в природе умиротворения, избавления от суетности человеческого общества. С ними неизменный друг — вино. Этот мотив встречается, например, у Квон Пхиля (1569—1612):

Прошлой ночью

пил вино у себя в саду.

В дом вернулся

и заснул в объятьях луны.

В стихах о крестьянском труде народные бедствия воспринимаются как результат недостойного правления. Таковы, например, стихи-аллегории Лим Дже, Ким Сисыпа.

Последний, считая причиной бедствия правление узурпатора Седжо, обращается также к традиционным образам жестоких правителей из китайской истории, а о страданиях народа говорит, используя противопоставление богатства и бедности в духе Ду Фу.

Стихи о любви и разлуке, о личном горе занимают немалое место в корейской поэзии на ханмуне; таковы, например, стихи Хван Джини «Провожаю Со Янгока», где тема подана традиционно. По-иному звучит стихотворение Хо Нансорхон «Оплакиваю сына».

Стиль его напоминает древние китайские стихи эпохи Хань. Однако традиционный мотив разлуки дан в личной интерпретации: боль утраты воспринимается как «индивидуальное» горе, как личная трагедия матери.

В стихах на ханмуне встречаются попытки освежить литературный образ, но традиционная образность остается в силе даже в тех случаях, когда изображается бытовая ситуация.

Например, у Лим Дже в стихотворении «На качелях» облик стыдливой девушки и пейзаж обозначены традиционными образами: «волосы-тучи» и «золотые шпильки-фениксы» — атрибуты красавицы; «полог зеленых ив» — символ весенней природы.

От этой образности и стоящего за ней обобщенного видения мира поэзия на ханмуне не отказывается вплоть до конца XIX в.

История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.

В корейской литературе до конца 19 века было, по сути, две литературы - «иероглифическая» литература, созданная корейскими художниками слова на ханмуне, т.е. на кореизированном стиле китайского письменного языка вэньянь, и литература на родном, корейском, языке.

Поэзия - самый ранний и наиболее развитый род словесного искусства у корейцев, как и у многих народов Востока. В корейской поэзии на всем протяжении ее эволюции сосуществовали как бы две различные ветви: стихосложение на корейском языке и стихосложение на ханмуне (иначе - ханс и, букв, «китайские стихи»). Непрерывное развитие корейской поэзии на ханмуне начинается с 9 века и завершается концом 19. Особенно широкое распространение в Корее получили такие жанры китайской поэзии, как уставные стихи (гэлюйши), 5 и 7-сложные «оборванные строки» (цзюэцзюй), 7-сложные пайлюй, малые юэфу и др. В отдельных жанрах корейские поэты (Чхве Чхивон, Ли Гюбо) превзошли своих китайских учителей, и слава о них гремела по всему Дальнему Востоку. В средневековой Корее любой образованный человек, не говоря уже о придворных поэтах, - будь то ученый, полководец, янбан (дворянин), буддийский монах - старался показать свою воспитанность и эрудицию в стихах на ханмуне. Даже в экзамены на получение чина входило сочинение стихотворения на заданную тему и в заданном размере. В 16-17 веках проводился своего рода поэтический конкурс наёнкквиси (китайский ляньгуйши; построенные на параллелизме двустишия), которые должны были сочинять экспромтом два лица (каждый по одной строке). В дошедших до нашего времени многочисленных авторских собраниях сочинений и отдельных сборниках встречается, как правило, дифирамбическая поэзия (посвящения, оды, славословия, эпитафии) и реже пейзажная лирика. Складывались стихи на ханмуне со строгим соблюдением правил китайской версификации. Но вопрос об их скандировании еще не ясен: то ли они читались по-китайски и имели, таким образом, чисто салонное исполнение, то ли иероглифы, составлявшие их, произносились в корейском звучании (без добавления или с добавлением агглютинативных аффиксов корейского языка), то ли их сразу переводили на корейский язык, что заметно бы расширило границы их функционирования. Возможно также, что корейские «иероглифические» стихи, подобно китайским, были рассчитаны преимущественно на зрительное восприятие. Эти и другие вопросы относительно корейских стихов на ханмуне почти не рассматриваются в современных литературоведческих работах, поскольку в настоящее время ханси считаются для корейской поэзии анахронизмом и инородным телом.

Традиции Корейской поэтики

Корейская поэзия на родном языке имеет давние традиции . Первые ее записи комбинированными фонетико-семантическими способами на основе китайской иероглифики, называемыми иду, относят к 7 веку (записи дошли в письменных памятниках 11-13 веков). Создание корейского фонетического алфавита в 1444 было переломным моментом для поэзии на родном языке: она перестала быть преимущественно устной. Будучи глубоко связана с народной песенной поэзией, она и сама по своей природе была песенной, лирической. Произведения почти всех жанров этой поэзии, в отличие от стихов на ханмуне, пелись под аккомпанемент музыкального инструмента (типа пук, пипха, каягым. Нередко корейские поэты выступали и как певцы-импровизаторы, и как авторы мелодий. Другой специфической чертой корейской поэзии на родном языке, отличающей ее от поэзии на ханмуне, является почти полное отсутствие индивидуальных сборников, ее антологичность. Изобразительные средства корейской поэзии включали элементы как из народных песен минё (гиперболы, метафорические образы, композиционный прием лирического обращения, различные типы повторов, ритмические частицы и т.п.), так и из китайской поэтики (цитаты из стихотворений китайских поэтов как «украшающие» и постоянные эпитеты).

При создании стихов на ханмуне корейские поэты строго придерживались правил китайской версификации , в основе которой лежал закон чередования ровных и неровных («ломаных») четырех тонов китайского языка. Единственным отклонением от норм китайского стиха в корейской поэзии на ханмуне было написание в две строки двух стоящих рядом полустиший, которые образовывали ритмико-мелодическую фразу, или метрический член - ку (китайский цзюй). Корейское стихосложение на родном языке отличается от стихосложения на ханмуне, но его характер и природа даже в «регулярных», или «стандартных», стихах (чонхёнси), к которым относят хянга, кёнгичхега, сиджо и к аса, пока недостаточно изучены. Существуют различные мнения: одни считают корейскую метрику силлабической, построенной на чередовании различных групп слогов; другие видят в ней своеобразную силлабо-тоническую систему, в которой, помимо количества слогов, учитывается ударение; третьи относят систему корейского стихосложения к силлабо-квантитативному типу, с распределением слогов по долготе и краткости, наподобие римского; наконец, четвертые, оспаривая последнюю точку зрения, доказывают, что ритм корейского стиха образуется длительностью определенного количества слогов (27), объединенных ритмом фонационных групп, и называют корейскую метрическую систему «квантитативной по числу слогов». При всем разнообразии взглядов на характер корейского стихосложения общим для них является подчеркивание внешних особенностей стиха - более или менее постоянного количества слогов в строке. Между тем изосиллабизм как непременный фактор различных систем стихосложения сам по себе еще не является определяющим для природы корейского стихосложения вообще. Значительную роль играет характер ударения. В корейском языке ударение смешанное - музыкально-квантитативное.

Предполагают, что таким оно было и в прошлом, только с более четкими тональными и количественными различиями. Возможно, до 17 века корейское ударение было больше тоническим, чем долготным (об этом свидетельствуют хотя бы специальные обозначения четырех тонов в заимствованных из китайского словах и трех тонов в исконно корейской лексике), преобладал медленный темп речи, с плавными мелодическими переходами. Потом наступил период относительного равновесия. В современном языке и прежде всего в северных диалектах различия по долготе звука и высоте тона стираются, становятся нерегулярными. Подобным же образом шло и общее развитие корейского стихосложения на родном языке - от напевного музыкального стиха через речитативный к современному декламационному свободному стиху. Музыкально-квантитативный характер корейского ударения и составлял основу для создания метрических единиц как в народной песне минё, так и в «стандартном» стихе. Элементарная единица, которую условно будем называть «стопой», образуется группой слогов (2 - 7 - в порядке нарастания от ранних жанров к современным), различных по долготе и тону (природа чередования их не всегда ясна), но связанных смысловым, синтаксическим и мелодическим единством. Думается, что в корейском стихосложении вряд ли существуют стопы, состоящие более чем из трех слогов; 4 и 7-сложные «квазистопы» как бы делятся очень краткой, едва заметной паузой, образуемой либо повышением, либо понижением тона на две или три части (в слоговом выражении: 4 = 2 + 2, 5 = 2 + 3 или 3+2,6 = 3 + 3, 7 = 2 + 2 + 3, 3 + 2 + 2 и 2 +3 + 2). Но поскольку эта внутренняя пауза в «квазистопе» слабее, чем между двумя обычными стопами, и гораздо слабее, чем между полустишиями, то по традиции и ради простоты будем пользоваться термином «стопа» и в отношении «квазистопы». Для старой корейской поэзии типичны 3-й 4-сложные стопы, чередование которых и создавало ритм; для современной - стопы, включающие 17 слогов.

Основная метрическая единица в разных жанрах корейской поэзии не была одинаковой : в одних в качестве ее выступала стихотворная строка, в других - метрический член (ку), который в большинстве случаев равен полустишию. Стихотворная строка характеризуется смысловым единством, грамматической и интонационной законченностью, являясь предложением или частью периода. Она, как правило, делится цезурой на два или, реже, три метрических члена. Каждый такой член, совпадая обычно с границами синтагмы, включает две или три стопы, не обязательно равносложные. Одна из стоп в нем выделяется фразовым ударением, которое в корейском языке разноместное и образует ядро метрического члена. Закон распределения выделенных фразовым ударением слов (или слогов) и был формирующим началом ритмикомелодической организации корейского стиха. Китайские цитаты, вводимые в корейские стихи, также подчинялись законам корейской метрики.

Строфическое членение корейского стиха следовало общему композиционному принципу распределения словесного материала (кисынчонкёль), издавна применяемому в Китае и в Корее в отношении художественных произведений как в стихотворной форме, так и в прозе. Согласно этому принципу, материал произведения делится на четыре части: в первой (ки) ставится вопрос или намечается тема, во второй (сын) развертывается содержание названной темы, в третьей (чон) развитие действия или образа переходит к заключительной стадии и в четвертой части (кёль) подводится итог сказанному. В стихах вторая и третья часть обычно сливались в одну. Строфы в различных жанрах корейской поэзии не совпадали по количеству строк (от двух и выше).

В доисторическую эпоху уходят своими корнями народные песни минё, принадлежащие к песеннолирическому жанру корейского фольклора. Они и составляют тот родник, который питал все национальные формы корейской поэзии. В устной передаче в записях на корейском алфавите и с помощью китайском письменности сохранились многочисленные народные песни, разнообразные по содержанию и форме: трудовые, обрядовые, бытовые пхунъё (песни, тематически связанные с обычаями корейцев), чхамё (песни, нередко с острым политическим и социальным содержанием, выраженным в форме предсказания или аллегории) и т. д. Размер строки в народной песне обычно короткий - две 4 или 3-сложных стопы, в зависимости от мелодии, которая образуется сочетанием двух ладов третьей или четвертой ступени корейской музыкальной гаммы (встречается и разновидность: 3 - 3 - 4 лада). Господствующей формой строфы была 4-строчная. Нередко к строфе добавлялся припев из одной строки. Для народных корейских песен характерны частое использование повторов и звукоподражательных слов, совпадение средней ритмической паузы с синтаксической, сравнительно простая мелодия.

Ранние образцы Корейской поэтики

Самым ранним письменным образцом поэзии на корейском языке являются хянга . Первоначально этот вид поэзии называли сэнэннорэ или санвега, что значит «песни Востока» (т.е. Кореи). Позже для отличия от китайских стихов к ней стали применять термин «хянга» («песни родных мест»). Эти песни были распространены в конце 7 - начале 10 века в окрестностях столицы государства Объединенное Силла (близ нынешнего г. Кёнджу). Всего до нашего времени дошло 25 произведений хянга; 11 из них принадлежат Кюнё (середина 10 века) и записаны в 11 веке, а 14, считающихся более древними, дошли в записях 13 века. Зафиксированы они одним из способов письма иду - хянчхаль, в котором специально отобранными и нередко сокращенными китайскими иероглифами передавались смысл и звучание собственно корейских слов и грамматических окончаний. Поэтому дешифровка текстов хянга-дело весьма трудоемкое и не бесспорное. По содержанию одни хянга напоминают буддийские молитвословия, другие - народные (шаманские) заклинания, третьи - панегирики, четвертые - бытовые зарисовки. Произведения хянга, наследуя традиции древних народных песен, явились переходным этапом от устного творчества к письменной литературе на родном языке (начало индивидуального авторства). Если наиболее древним хянга свойственна была короткая строфа, которая обычно включала четыре строки и по содержанию делилась на две части, и число 3 или 2-сложных стоп в строке не было нормированным, то в поздних хянга постепенно выкристаллизовалась стиховая стандартная форма из 10 строк. Она содержит от 79 до 93 письменных знаков. Строки пока не равнозначны, а следовательно, и неравносложны: нечетные строки в большинстве случаев короче четных, первая строка относительно короткая (36 знаков). Рифма, по видимому, не использовалась. Основной размер - 3-сложная стопа. В соответствии с упомянутым принципом кисынчонкёль стихотворение делилось на три части (строфы): первые четыре строки составляли первую часть, вторые четыре - вторую, затем перед третьей частью, между восьмой и девятой строками, вводилась промежуточная строка из двухтрех знаков, передававших междометия и восклицательные частицы (эта строка в счет не входит). Первая и вторая части пелись соло, а заключительная, наиболее значимая часть, в которой софистической фигурой подводился итог сказанному, исполнялась, вероятно, хором.

Как продолжение хянга в 12-14 веках получил развитие новый вид корейской поэзии, ныне известный под различными наименованиями - Корё каё, чанга, ёё, которые можно перевести словосочетанием «песни Корё» (название правившей в то время династии). От этой эпохи сохранилось в поздних записях на иду 20 больших стихотворений, главным образом обрядового, дифирамбического и любовного содержания. Они получили признание при королевском дворе. Об органической связи песен Корё с народными минё свидетельствуют сопровождавшие их мелодии, язык и метрическая организация стиха. Песни Корё представляют собой длинную форму корейской поэзии (чанга, букв, «длинная песня», в отличие от танга «короткая песня»). Короткие строфы (из двух или четырех строк) объединялись определенной темой в цикл и заканчивались повторяющимся рефреном. Число строф не было постоянным. Строка содержала три, обычно 3-сложные, стопы. Следы влияния поэзии этого периода обнаруживаются в более поздних корейских жанрах - каса и др.

Оригинальным жанром поэзии на корейском языке были халлим пёльгокчхега (сокр.пёльгок) - «песни в стиле академических напевов», известные также под названием кёнгичхега - «песни, похожие на те, что поют в окрестностях столицы». Возник этот жанр в первой половине 13 века на ове Канхвадо, куда из-за монгольского нашествия была перенесена столица Корё, но быстро отжил свой век. Всего сохранилось 14 произведений кёнгичхега. Авторами их являлись ученые придворной академии Халлим, которые воспевали главным образом красоты природы и роскошную жизнь во дворце. Считается, что это была рафинированная, формалистическая поэзия средневековых эстетов. Между тем именно этот жанр сыграл важную роль в упорядочении корейского стиха. Хотя жанр кёнгичхега и быт связан с поэзией на ханмуне (обилие китайских оборотов, способ записи на ханмуне с элементами иду), но многое он унаследовал от народных песен и особенно хянга. Стихотворная строка кёнгичхега в синтаксическом плане представляла собой как бы две сжатые строки поздних хянга. Прослеживается также принцип трехчленного распределения материала. Особенностью нового жанра была стандартизация (с известными отклонениями) числа стоп, строк и строф. Строфа делится на две части и состоит из шести строк по три 3-4 -сложные стопы в каждой. Произведения кёнгичхега были переходной ступенью от формы краткого стиха к длинному. Они обычно включали 58 строф.

Вершиной средневековой корейской поэзии народном языке был жанр сиджо , самый популярный в 15-18 веках. Впервые наименование этого жанра появляется в антологиях 18 века. Точный смысл его неясен. Одни исследователи переводят сиджо как «песни времен года», другие - как «современные напевы». Многие сиджо слагались экспромтом по любому поводу, поэтому тематика их была обширная. Но в основном преобладали стихи пейзажные, даосские (в которых воспевался уход от мира), патриотические и любовные. Сочиняли их представители самых разных слоев населения. Сиджо впитали лучшие традиции устного поэтического творчества и предшествующей поэзии на ханмуне. Элементы народных песен проступают к широком использовании стилистических фигур образной речи и в композиции (обращения и повторы в первой строке, восклицательные частицы в начале третьей строки, параллелизм двух первых строк и т.п.). Влияние поэзии на ханмуне чувствуется в строгом отборе сюжетов, мотивов и поэтических образов из китайской классической литературы. Можно также найти много общих и отличительных черт с хянга и кёнгичхега.

Сиджо-это законченная форма «регулярного» стиха. Существует несколько разновидностей в стиховой организации сиджо. Но основной является пхён сиджо (15-18 век), т.е. стихотворение, состоящее из 3-строчной строфы, средний размер которой 43 слога. Идеальная формула его следующая: 4 3/3(4) 4 // 3 4/3(4) 4//3 5/4 3. В действительности в размерах строк пхёнсиджо были возможны колебания, но в целом пхёнсиджо стремились к какому-то среднему варианту стопы и строки (1416 слогов), определяемому видимо, метрическим временем и мелодией. Каждая строка делится четкой синтаксической паузой (цезурой) обычно на два относительно самостоятельных полустишия, откуда идет ошибочное толкование сиджо как шестистишия. Полустишие состоит из двух чередующихся неравносложных (как правило, 3 и 4-сложных) стоп, но иногда число слогов в стопе колеблется от 2 до 6. Начальная стопа чаще всего бывает 3-сложной. Для начальной стопы третьей строки это условие является непременным, зато во вторую стопу в этой же строке входит не менее пяти слогов. В пхёнсиджо нашел полное воплощение композиционный принцип трехчленного распределения материала, применявшийся в поздних хянга Первые две строки тематически взаимосвязаны, как в минё. Третья строка, удельный вес которой велик в сиджо, стоит несколько обособленно, что подтверждается своеобразием ее ритмико-мелодической организации, особым грамматическим оформлением и употреблением обращений и междометий в ее начале. Благодаря параллелизму образов в первой и во второй строках, а также в результате повторов на концах полустиший и начальных стоп могут возникать созвучия окончаний (соответственно - цезурные и внутренние), в большинстве случаев грамматические. Однако имеется немало пхёнсиджо (17 век), в которых цезурные созвучия не являются следствием параллелизма или повтора. Считается, что для этой разновидности жанра применим термин «эмбриональная рифма». Таким образом, корейская поэзия в этом жанре подошла вплотную к созданию полноценной рифмы, но в дальнейшем отказалась от этого достижения. Заметно это стало в поздних композиционных разновидностях сиджо - оссиджо («циклических сиджо», объединенных тематически) и сасольси джо («повествовательных сиджо»), которые иногда называют одним термином чансиджо («длинные сиджо»). Форма их стала более свободной: увеличение длины строки, вызванное произвольным чередованием 2 и 3-стопных полустиший, привело к ломке 3-членной структуры. Чансиджо могли содержать несколько трехстрочных строф. Однако колебания в стопах чансиджо в основном такие же, как и в пхёнсиджо. В этой разновидности жанра намечается появление свободных стоп, типичных для современного стиха. Во введении народно-разговорной речи в поздние сиджо, в замене традиционной образности конкретной, реальной отразилась тенденция к демократизации этого жанра. Недаром чансиджо были популярны среди городского люда. Наконец, следует отметить, что в сиджо (особенно в пхёнсиджо) слова были воедино слиты с музыкой. Они не читались, а исполнялись в сопровождении музыкального инструмента, поэтому все традиционные классификации сиджо построены либо по манере исполнения (четыре вида), либо по мелодии (три вида), либо по темпу музыки (15 разновидностей). В целом можно сказать, что мелодия в сиджо была более сложной, чем в минё. Стандартной мелодией строки считается 3 - 4 - 3 - 4 лада. Изучение музыкальной стороны сиджо может пролить свет и на природу их метрики.

Другим не менее распространенным жанром средневековой корейский поэзии были каса - «песенные строфы». Как новая форма «длинного стиха» они развились из кёнгичхега, пройдя через промежуточную ступень акчан - «панегирические песни», которые исполняли во время церемоний в королевском дворце. Развитие жанра каса связывают со временем изобретения корейского фонетического письма. Каса имели много общего с сиджо, особенно с чансиджо: музыкально-речевая основа, строка из двух полустиший с двумя 4-сложными (реже 3-сложными) стопами в каждой, специфический характер заключительной строки. Но каса были свободны от формальной ограниченности сиджо: в них без какого бы то ни было строфического деления могло соединяться до нескольких сотен строк. Каса напоминают ритмически организованную прозу; лирические элементы в них часто чередуются с детальным эпическим описанием (пейзаж, географическое описание, перечень названий рыб, насекомых и т.д.). Бесспорно влияние каса на развитие жанра повести на корейском языке. Каса уже не пели, а декламировали нараспев. Не случайно их размер и манера исполнения сохранились в корейской народной драме. Среди каса были произведения авторские и анонимные. Последние типичны для поздних форм этого жанра - кюбан каса («женских каса»), имевших хождение среди женщин провинции Кёнсан (южная Корея), и кихэн каса («каса - путевых записей»), рассказывающих о природе и жизни Кореи и соседних стран. Выделяют еще исторические каса, в которых повествуется об исторических и культурных событиях прошлого.

В конце 13 века в низах городского населения получает развитие одни из видов народной песни чапка («сложная песня»), по форме похожая на каса. Она представляет собой нечто вроде попурри из народных песен, исполняемое профессиональными танцовщицами кисэн. Без соблюдения определенного размера строки и количества строк отдельные части чапка объединялись специфической мелодией. В это же время распространяются и тальгори («песни времен года»). Это своеобразные стихотворения в форме каса, с подразделениями на 12 месяцев по лунному календарю. Тальгори исполнялись на народных празднествах по случаю начала или окончания полевых работ. Переходной формой от средневековой корейской поэзии к современному свободному стиху была чханга, возникшая в период культурно-просветительского движения конца 19 - начала 20 века. Злободневные по содержанию, эти короткие стихотворения обновили свой ритмико-мелодический строй в соответствии с законами современного корейского языка и новой (в первую очередь западной и японской) поэзии. Метрика чханга, допускавшая чередование многосложных стоп (из 75, 85, 65 слогов), развивалась в направлении к верлибру. Движение за «новый » (синси), развернувшееся в 1910-20-е, и положило начало развитию современного свободного стиха (чаюси).

Корейская поэзия в период японского правления

Период японского правления (1910-1945 гг.) был весьма значимым для развития литературы Кореи в ХХ столетии, поскольку ее формирование было обусловлено не только особенностями развития литературного процесса в этой стране, но и особенностями социально-политической ситуации, господствовавшей на Корейском полуострове на рубеже ХІХ-ХХ вв.

Написание данной статьи имело своей целью формирование представлений о творческой деятельности современных корейских поэтов в период японского присутствия. Для достижения этой цели целесообразно вспомнить непростую политическую обстановку, сложившуюся на Корейском полуострове в конце XIX начале XX в.

В 1876 г., отказавшись под давлением Японии, Франции, Англии, США и России от политики самоизоляции, корейское государство оказалось в сфере влияния европейской цивилизации, ориентиром при определении направления дальнейшего развития культуры в Корее были избраны западные идеалы и опыт Японии в их усвоении .

После аннексии, произошедшей в 1910 г., Корея попала под контроль Японии. В результате последовавших за этим событием изменений в социально-политической и культурной ситуациях, был дан новый толчок ускоренному развитию, как литературы, так и другим сферам деятельности. Корейское общество подверглось влиянию процессов вестернизации и модернизации, которые коснулись практически всех областей жизни корейского народа. В Корею через Японию огромным потоком начала проникать европейская культура и литература, страна начинается знакомиться с литературными произведениями виднейших поэтов и писателей Запада.

Н.И. Конрад отмечает, что зачастую европейская литература проникала в страны Востока в своем собственном облике, то есть в подлиннике, и проникновение в таком случае происходило через отдельных писателей . Многие молодые корейцы, в частности, такие известные корейские поэты и писатели, как Ю Гильчун (1856-1914), Ким Ок (род. в 1896), Ли Гвансу (род. в 1892), Ким Донин (1900-1951), Ём Сансоп (1897-1963), На Дохян (1902-1927), Ким Соволь (1902-1934), Хан Ёнун (1879-1944), а также многие другие уезжали учиться в японские университеты («Васэда», «Кэйо» и др.) на литературные и философские факультеты, где получали возможность познакомиться с западноевропейской, американской и русской литературами. Большая часть корейской молодежи, обучавшейся в японских университетах, принадлежала к аристократии, они первыми смогли познакомиться с кипением культурной жизни в Японии, которое, безусловно, завораживало и восхищало. Таким образом, корейский народ начал знакомство с мировым культурным наследием.

Литература Запада оказала огромное влияние на становление современной корейской поэзии. Такие течения, как романтизм, символизм, натурализм, реализм и модернизм были перенесены на корейскую почву, что позволило многим молодым литераторам найти новые средства изображения, при помощи которых они вполне адекватно могли передать мироощущение человека XX столетия .

Как утверждал А.И. Герцен «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести» . Благодаря стихотворным произведениям поэтов периода присутствия Японии на территории Корейского полуострова можно проследить непростой путь развития корейской литературы, в частности поэзии, в первой половине XX в.

Корейские патриоты, не желавшие мириться со сложившимся положением, пытались найти убежище в Маньчжурии и Китае, где публиковали статьи, порицающие японское правление. Многие статьи и литературные произведения, написанные в тот период, были опубликованы в периодических изданиях других стран (Маньчжурии и Китая), поскольку только в них корейские поэты и писатели со всей откровенностью могли передать свое отношение к протекторату Японии, ее всеобъемлющей власти и контролю.

Но на Корейском полуострове дела обстояли совсем иначе. Японское правительство не разрешало никакого рода национально-освободительной деятельности. Газеты и журналы находились под чутким наблюдением цензуры, все рукописи подвергались досмотру. Многие из них были конфискованы, а их авторов «вызывали в суд» и заключали в тюрьму. Таким образом, корейские поэты периода японского правления должны были найти обходный способ выражения своего противостояния. Любовь к нации и стране они выражали посредством восхваления пейзажей и исторических фигур своей родины, а для того чтобы показать отношение к японскому государству и передать тоску по независимости, мастера поэтического слова использовали символику поэзии.

Одним из поэтов, выделявшихся антияпонскими настроениями, был Хан Ёнун (1879-1944). Когда он начал творческую карьеру ему было уже за сорок лет, он был буддистом, участвовал в корейском освободительном движении, и являлся одним из тридцати трех лиц, подписавших Первомартовскую «Декларацию независимости» («Тоннип сонон», 1919), а также автором одной из ее частей.

Поэтический сборник Хан Ёнуна «Молчание любви» («Ниме чхиммук») был опубликован в мае 1926 г. До этого момента его личность в качестве поэта была никому не известна, поэтому для большинства людей этот сборник стал неожиданностью по двум причинам. Во-первых, потому что этот сборник «вышел из под пера» Хан Ёнуна, а во-вторых, потому что стихотворения, вошедшие в этот сборник, «поражали многочисленностью и сложностью метафор, столь не характерных для традиционной корейской поэзии» .

В стихотворных произведениях первой части сборника показана проницательность и интуиция поэта как буддийского монаха. В двадцать шесть лет он постригся в монахи и взял имя Манхэ, одно время в Японии в колледже Комаява изучал буддизм, западную философию .

В сборнике есть стихотворения, посвященные кисэн (в старой Корее: женщина, прислужившая мужчинам на пирах и развлекавшая их пением и танцами) периода правления династии Ли (1392-1910), которые, пожертвовали своими жизнями ради страны и народа и убили вражеских командиров в период японского вторжения в середине правления династии Ли.

Тот факт, что Хан Ёнун в выборе поэтической темы остановился на этих кисэн, особо отчетливо показывает его национальный дух и проявление позиции неприятия господствующего положения Японии на территории Страны утренней свежести. Есть и другие поэтические произведения, в которых обнаруживается его национальное сознание, хотя оно искусно завуалировано при помощи аллегорической формы. В слове «Молчание» отображается жизнь корейского народа в период корейского литературного сопротивления всеобъемлющему влиянию Японии.

Сборник стихотворений Пён Ённо (1897-1961) «Разум Кореи» по своей теме и настрою близок поэтическому сборнику Хан Ёнуна, хотя он, в отличие от последнего, был написан хорошо известным к тому времени поэтом. Поэтические произведения Пён Ённо и до появления этого сборника уже печатали во многих журналах и газетах. Название самого сборника также многозначительно. Сборник начинается так:

Где отыскать мне разум Кореи?

Может в пещере или на дне морском?

Может порыться в густых ветках ив?

Или всмотреться в далекий свод небес?

О! Где же отыскать мне разум Кореи?

Как и Хан Ёнун, поэт Пён Ённо писал стихотворные строчки, посвященные патриоткам-кисэн.

Священная ярость

Намного полнее веры,

А пылкая страсть

Мощнее любви.

На дрожащем в выси выступе скалы,

Ее губы цвета граната

Поцеловали смерть.

О! на волне, что лазурней цветения бобов

Плывет сердце, что маков алее.

Стремительно бегущая река

Неизменно будет небесной,

Так неужели же цветущая душа твоя

Не будет вечно алой?

О! на волне, что лазурней цветения бобов

Плывет сердце, что маков алее .

Поэт Ли Санхва (1901-1943), обнаруживший в своем поэтическом творчестве тенденцию к сопротивлению японскому колониализму и создавший несколько лирических произведений, появился на литературной арене в то же самое время, что и Пён Ённо.

Ли Санхва родился в г. Тэгу, провинция Северная Кёнсан (Республика Корея). После окончания обучения в школе в Сеуле, он в 1923 г. отправился в Токио и стал изучать французский язык в школе иностранных языков. В тот год он испытал на себе и землетрясение, произошедшее на территории Страны восходящего солнца и избиение коренными жителями Японии корейских студентов и иммигрантов. Ли Санхва тогда чудом избежал драки. Можно сказать, что эти события стали неким поворотным моментом, сильно изменившим направление его литературных произведений: существовавших прежде сентиментальных и упаднических тенденций в его творчестве более не стало. Во всех произведениях более позднего периода доминирующим стал национальный дух, прорывающийся наружу. «Придет ли весна на отнятые поля?» («Пэаткин тыредо помын онынга?», 1926) одно из лучших антияпонских стихотворений поэта Ли Санхва колониального периода. Придет ли весна на украденные поля теперь чужие земли?

Греясь в солнечных лучах,

По меже-пробору, словно во сне, шагаю

Туда, где зеленые поля с синим небом сливаются.

Эй, небо и поля, хранящие молчание,

Вы поманили меня или кто-то позвал ответьте!

Чувствую, я оказался тут не случайно.

Ветер что-то шепчет мне на ухо,

Полы одежды треплет не велит замедлять шаг.

А в облаках радостно, словно девушка из-за ограды,

Смеется жаворонок.

Благодатные поля ячменя

Мелким дождичком, пролившимся за полночь,

Копны волос промыли, просветлела и моя голова.

Шагаю в свое удовольствие!

Добрый овраг огибает, обнимает сухие поля,

Напевая колыбельную песню, убегает, покачивая плечами.

Бабочки и ласточки, не смейтесь,

Поздоровайтесь с цветами в поле.

Приятно смотреть на нивы, что женщины, смазавшись

Маслом, пололи.

Дайте мне в руки мотыгу!

Землю, мягкую, словно полная грудь,

Хочу топтать, пока не побежит пот, пока лодыжки не заноют.

Словно ребенок на берегу реки,

Без сна, без отдыха мятущаяся душа,

Что ищешь? К чему стремишься? Ответь!

Всем телом чувствуя свежей зелени запах,

Туда, где сливаются зелени грусть и смех синевы,

Весь день бреду, ожиданьем весны объятый.

Но, может быть, вместе с полями украдена и весна.

При жизни ни один из сборников этого автора не был опубликован, но в его родном городе воздвигнут памятник, посвященный его поэтическому мастерству, благодаря которому на свет появилось немало замечательных стихотворений, отражавших мысли, чувства, переживания не только одного поэта, но целого народа. Его имя еще не одно поколение будет жить в сердцах и умах корейского народа.

Вспоминая поэтов, выразивших антияпонские настроения, нельзя пропустить фигуру поэта Сим Хуна (1901-1936). Он создавал не только поэтические произведения, но также писал романы, драмы, сценарии для фильмов, был режиссером, писал рецензии на фильмы, и даже сам снимался в кино. Помимо сценариев он сочинил несколько романов, которые в современном литературном мире Кореи были оценены по достоинству. Самым показательным произведением в его литературной деятельности считается «Вечнозеленое растение» («Санноксу», 1935), где главной темой является народное движение, подвигнувшее интеллигенцию вернуться на родину, страдающую от нищеты, эксплуатации, и жить вместе с просвещенными крестьянами, чтобы увеличить национальную силу.

Время от времени Сим Хун писал стихотворные произведения не похожие на его прозаические творения, где национальное сознание выражалось в непрямой, уклончивой форме, тогда как стихотворения довольно открыто передавали его стремление к национальной независимости:

Когда наступит тот день

Встанет гора Самгак и начнет танцевать

И поднимется течение реки Хан.

Если тот день наступит раньше, чем я умру

Буду, словно ворона, ночью парить

И биться в колокол своей головой.

Кости черепа разлетятся повсюду,

Но я в полном веселье умру.

Когда, наконец, наступит тот день,

Я проскачу на своем Боливаре и закричу,

А если радость все же будет продолжать давить грудь

Возьму нож, сорву кожу

И смастерю барабан волшебный

И пойду вместе с ним в авангарде вперед.

Ну что за процессия!

Позволь хоть раз услышать этот громыхающий возглас,

И я навеки закрою глаза .

«Самгак» и «Хан» это настоящие названия горы и реки в Сеуле, поэтому, когда поэт говорит, что гора и река «встанет и будет танцевать», он имеет в виду тот день, когда корейский народ, освободившись от японского правления, будет ликовать. В своем произведении Сим Хун высказывает мысль, что он охотно умрет, когда этот день наступит. Колокол Чонно это традиционный символ для корейских людей, используемый в национальных фестивалях. Фразой «буду бить в колокол головой» он абсолютно четко показывает, насколько сильным является его стремление отстоять национальную независимость своей страны.

Неудивительно, что его поэтические сборники не могли быть опубликованы в тот период. Однажды Сим представил японскому правительству на рассмотрение свои рукописи с намерением опубликовать их, но они сразу же были изъяты, а наблюдение за ним стало более жестким. Его творения, проникнутые идеями национальной независимости появились уже после освобождения Кореи, произошедшего в 1945 г., и после смерти поэта.

В период японо-китайской войны (1894-1895 гг.), в самый разгар японской агрессии японцы усилили давление на Корейском полуострове. В дополнении к корейскому языку они отменили во всех школах изучение истории Кореи, и даже географии. Затем они наложили запрет на публикацию частных журналов и газет, издававшихся на корейском языке, и даже статьи, касающиеся корейской истории, культуры, искусства, написанные на японском языке, не утверждались цензурой и не издавались. Несколько тысяч экземпляров учебников, книг по истории и прочее, что указывало на то, что в прошлом Корея была независимой и сопротивлялась японскому вторжению, было уничтожено. Все обучение в школах должно было вестись на японском языке, который вскоре после аннексии стал официальным государственным языком в Корее, а преподаватели учебных заведений должны были носить японскую униформу. Таким образом, можно сказать, что такая сложная обстановка на территории страны отразилась не только на жизни корейского общества в целом, но и на развитии литературы. Однако даже в этот мрачный период были поэты, воспевавшие Корею в своих песнях и призывавшие содействовать движению независимости Кореи. Одним из них был Ли Юк Са (1904-1944).

Ли Юк Са родился в г. Андон, в провинции Северная Кёнсан. Он изучал социологию в Пекинском университете, так что со своей профессией он без труда мог найти высокооплачиваемую работу в правительстве, но все-таки предпочел преследование и тюремное заключение за свою литературную деятельность, направленную на отстаивание независимости Корейского полуострова:

Здесь снежная белизна

И аромат сливовых цветков не близок.

Я засеваю песен семена,

Те, что даже через тысячи лет,

Сверхчеловек на белом коне Будет петь в полный голос в этой пустыне .

В этом стихотворении эта снежная пора, несомненно, указывает на долгий и мрачный период в жизни Кореи. Цветение сливы обычно используется как символ праведного духа, таким образом, можно полагать, что эти поэтические строки своебразная песня зачинателей независимого корейского движения.

Как бы тяжело ни складывалась жизнь корейского народа в период правления Японии на территории Кореи, нужно отметить, что именно японские художественные переводы познакомили многих молодых талантливых корейских поэтов, находившихся в поиске нового способа выражения чувств, с творчеством современных западных авторов. Малларме, Рембо, Верлен, Бодлер и другие французские символисты те западные поэты, чьи творения охотно переводились как с оригиналов, так и с англоязычных адаптаций.

После поражения движения за независимость 1 марта 1919 г. состояние крайней безнадежности охватило многих людей в Корее. В 20-е гг. появилось несколько литературных журналов, проникнутых декадентскими настроениями: «Руины» («Пхэхо»), «Белый прилив» («Пэкчо»), «Сотворение мира» («Кэбёк») и другие . В то время молодые поэты и писатели, подражая европейскому декадансу, с оттенком нигилизма писали о слезах, вздохах, скорби, печали, болезни, сожалении и смерти. Единственным оправданием для таких произведений являлся тот факт, что они абсолютно точно соответствовали острым переживаниям всего корейского народа.

Все страны в то или иное время проходили через этапы перемен, так что Корея не стала исключением. Страна, находившаяся в полной изоляции от внешнего мира и плодов его цивилизации, столкнулась с воздействием новых веяний, привнесенных как со стороны Японии, так и со стороны Запада. Корейское общество получило возможность воспринимать реалии других культур, познакомиться с литературным наследием других стран, заимствовать передовай опыт у западных государств, что, разумеется, не всегда вызывало восторженные отклики у достаточно большой части населения.

Гипердинамичный процесс вестернизации и модернизации пробудил необходимость обращения к произведениям западной литературы, которые оказали значительное влияние на развитие современной корейской литературы, в частности, поэзии. Поэтическое творчество корейских поэтов, сумевших соединить в своих произведениях Запад и Восток, где далеко не последняя роль отводится Японии и ее почти полувековому влиянию на развитие Корейского государства, приобретает особо значимый характер. Испытав сильнейшее влияние западноевропейской литературы, корейские авторы сумели создать свою незаурядную творческую концепцию, придававшую неповторимость их произведениям.

корейский поэт японский символика

Знаете, я хочу сказать большущее спасибо zeleneva, задавшему мне столько интересных вопросов:)
Один из вопросов посвящен корейским стихам. Подробности, вероятно, позже, а сейчас только подборку.

Принц Вольсан
(1454 - 1488 гг.)
Ночь на осенней реке. Холодна речная волна.
Закинул крючок - не клюет.
В лодке пустой с грузом лунного света домой возвращаюсь.

Мёнволь
(1506 - 1544 гг.)
Из долгой лунной ночи вырежу лоскут,
Впрок спрячу до весны под одеялом,
Чтобы длиннее сделать ночь с любимым.

Сонган
(1537 - 1593 гг.)
Два будды каменных лицом к лицу стоят
Нагие под дождем и снегом на дороге.
Завидуй им - разлук они не знают.

Могын
(1328 - 1396 гг.)
Над долиной, засыпанной снегом, грозовые тучи нависли.
А где-то, я слышал, цветы мэхва распустились.
На закате стою одиноко, путь потеряв.

Отшельник из Кымо
(1353 - 1419 гг.)
К прежней столице на горячем коне возвращаюсь
Обезлюдело все, хоть горы и реки все те же
Неужели года процветанья мне лишь в грезах приснились.

Почти Сайгё!

Сонам
(1532 - 1587 гг.)
Стемнело за окном. Окончены дела.
Дверь из сосны закрыв, лежу при лунном свете.
Свободно сердце от мирского сора.

Керан
(1513 - 1550 гг.)
В пору весенних дождей плача с тобою рассталась.
В сезон листопада помнишь ли ты обо мне?
Лишь мои одинокие думы на тысячу ри протянулись.

Пэкхо
(1549 - 1587 гг.)
Ни облака в окне. Я вышел без плаща.
Но снег пошел в горах, в полях - холодный дождь.
До нитки я промок и лягу спать замерзший.

Чонгым
Ночь над горным селеньем. Лай собак вдалеке.
Дверь приоткрыл - холодное небо безлунно.
Месяц уснул среди гор. Эй, собаки, его не будите!

Ким Джонсо
(1390 - 1453 гг.)
Ветер в кронах деревьев, луна в снегу холодна.
Опираясь на меч, я стою на далекой заставе.
Грозным криком одним десять тысяч преград одолею.

Ёктон
(1263 - 1343 гг.)
В горах весенних снег ты растопил,
Теперь волос моих коснись, о ветер!
И иней растопи лежащий на висках.

Чамгок
(1580 - 1658 гг.)
Если в доме твоем поспеет вино - меня непременно зови.
Когда в доме моем цветы расцветут, я тебя к себе приглашу.
Как прожить сотню лет без забот мы с тобою неспешно обсудим.

Это похоже чем-то на хайку, но и аналог танка там тоже был:

Родник, чуть подернутый рябью лазурной,
Под сенью замшелой скалы.
Едва народившийся месяц игривый
Купается в чистой воде.
А вдруг кто-нибудь, кто придет за водою,
Его зачерпнет невзначай
И этот осколочек зеркала ясный
С собой унесет навсегда?
Ли Гю Бо - один из крупнейших корейских поэтов всех времен

Жемчужную занавеску поднимаю до половины.
Вниз смотрю на синее море.
Блеск волн в тысячу ли
Одноцветен с бескрайним небом.
Над водой парами-парами белые чайки
То улетают, то прилетают.
Хон Чхунгён

О синий ручей, текущий в зеленых горах!
Не гордись, что струишься легко!
Однажды в море попав,
Обратно выбраться трудно.
Ясная луна заливает светом своим пустынные горы.
Не развлечься ль тебе?
Хван Джини (это женщина)

Прошлой ночью
пил вино у себя в саду.
В дом вернулся
и заснул в объятьях луны.
Квон Пхиль

Аналоги из японской поэзии напрашиваются, но вставлять не буду:)

Под занавес энное число ссылок на корейскую литературу, набранные навскидку.

Сама мысль о том, что ангел-хранитель наблюдает за нами, может принести огромное успокоение. Некоторые верят в него как в духовное существо, в то время как другие полагают, это душа умершего близкого человека, которая помогает нам по жизни.

Но даже если человек верит в ангелов или же предполагает, что они могут существовать, ему может быть очень трудно знать, когда же он находится рядом.

Как известно, существуют простые способы, чтобы узнать имя вашего ангела-хранителя. Точно так же есть немало признаков, которые указывают на его посещение. Эти признаки подмечали многие верующие на протяжении долгих лет. Сейчас и вы сможете узнать, как определить, что ангел-хранитель посетил вас. Возможно, вы не являетесь верующим в этот момент, однако эти знаки, которые появляются изо дня в день на протяжении всей вашей жизни, помогут вам найти ответы на вопросы, которые вы так долго искали.

Ангел-хранитель приходит к вам во сне

Многие люди считают что сны - это окна в наши души. Но они могут говорить и о присутствии ангела-хранителя. Верующие люди говорят, ангел может посетить вас во сне. Так он дает вам знать, что наблюдает за вами. Он может оставлять вам какое-то сообщение или же просто заявлять о своем присутствии.

Вы видите странные цветные шары

Если вы увидели необъяснимый свет или же странный шар, то можете думать о начинающихся проблемах со зрением. Тем не менее, верующие говорят, такие шары и огни являются способом перемещения ангелов.

Вы можете увидеть такой шар в повседневной жизни или же обнаружить на фотографиях, что он плывет вокруг вас. Многие утверждают, что эти уникальные огни являются верным признаком того, что вы под охраной ангела.

Вы почувствовали внезапное благоухание

Если вы не можете объяснить неожиданный запах, это может служить признаком присутствия ангела. Верующие считают, что эти приятные сладкие ароматы могут быть способом, который использует ваш ангел, чтобы протянуть руку помощи и сообщить, что он с вами. Вы можете чувствовать запах вкусной еды, цветов или парфюма, который часто использовал близкий вам умерший человек.

Вы нашли белое перо

Перо является безопасным и надежным способом для вашего ангела показать вам свое присутствие. Этот знак считается наиболее распространенным среди тех, которые могут оставлять ангелы. Белое перо может оказаться на вашем пути даже в самом маловероятном месте и появиться в то время, когда вы больше всего нуждаетесь в поддержке. Так ваш ангел дает вам знать, что он рядом, и вы не одиноки.

Ребенок видит то, чего вы не можете

Дети и домашние животные могут видеть ангелов-хранителей, даже когда остальные ничего не замечают. Говорят, что ангелы приносят детям и животным состояние покоя.

Вы можете увидеть, что животное смотрит на определенное место в комнате, или же ребенок улыбается кому-то, хотя он не может никого видеть в этот момент. Если вы заметили, что ребенок как будто общается с кем-то, и вы никого не видите, значит, ангел сейчас рядом с вами.

Вы видите ангела в облаках

Будучи ребенком, вы, возможно, проводили много времени, пытаясь распознать какие-то фигурки в облаках. Но некоторые люди утверждают, что форма некоторых облаков может быть признаком присутствия ангела-хранителя.

Облака могут действительно напоминать ангела или же принимать другие приятные формы, к примеру, сердца или другого символа, который является значимым лично для вас.

Вы видите числа ангелов в общественных местах

Действительно распространенный способ, с помощью которого ангел попытается привлечь ваше внимание - это цифры.

Это могут быть числа, которые имеют важное значение лично для вас, к примеру, дни рождения или юбилеи или же магические повторяющиеся цифры, такие как «333» или «11:11». Эти числа появляются в повседневных ситуациях и могут быть способом вашего хранителя обратить на себя внимание.

Вы чувствуете непонятное изменение температуры

Подобно необъяснимым запахам, изменение температуры может свидетельствовать о присутствии ангела. Люди чувствуют эти изменения в различных формах. Вы можете почувствовать странный холод или же внезапное тепло. Таким образом ваш ангел дарит вам успокоительные объятия.

Вы слышите приглушенные голоса

Вы не можете в буквальном смысле говорить с ангелом-хранителем. Однако это не значит, что он не пытается общаться с вами. Те, кто верят в ангелов, утверждают, что они слышат приглушенные голоса в спокойной обстановке. Этот далекий приглушенный звук может означать, что ваш ангел пытается поговорить с вами. Или же это просто способ заверить вас, что он близко.

Вы чувствуете, что не одиноки

Каждый человек время от времени испытывает ощущение, что он не одинок. Это может быть просто шестое чувство или же шевеление волос на затылке. Многие верующие действительно чувствуют, когда ангел-хранитель находится с ними. Они говорят, что знают о присутствие ангелов, даже если находятся одни в пустой комнате.

Вы ощущаете покалывания в макушке головы

Многие верующие сообщают о еще одном конкретном ощущении - покалывании в задней части головы. Оно может принимать форму внезапного тепла. Многие люди говорят о том, что между вашей макушкой и ангелом-хранителем существует мощная связь. Это покалывание может говорить о том, что ваш ангел хочет с вами пообщаться.