Сапиенс история человечества читать. Юваль Ной Харари Sapiens

Человек (то есть, особи, принадлежащие к виду Homo) ходит по Земле уже 2 миллиона 400 тысяч лет. Homo sapiens, наш собственный эволюционировавший вид больших обезьян, существует всего лишь 6% от этого времени - около 150 тысяч лет. Так что книга «Sapiens» не должна предваряться подзаголовком «Краткая история человечества». Легко понять, почему Юваль Ной Харари посвящает 95% своей книги нам как виду: мы знаем о себе гораздо больше, чем о других видах человека, включая исчезнувших. Это просто факт, что история sapiens - а Харари даёт нам такое имя - только лишь малая часть истории человечества.

Можно ли весь этот период разложить на 400 страницах? Вообще-то не очень. Легче описать «краткую историю времени» - все 14 миллиардов лет - и поэтому Харари концентрируется в основном на нашем настоящем и возможном будущем, чем на нашем прошлом. Хотя основные исторические линии пути sapiens не подлежат сомнению, и он с живостью их преподносит.

Первую половину своего существования мы провели, бесцельно шатаясь. Затем мы претерпели ряд серьёзных изменений. Во-первых, «революцию восприятия»: около 70 тысяч лет назад мы стали вести себя гораздо умнее, чем раньше, по причинам до сих пор неизвестным, и резко стали расселяться по всей планете. Около 11 тысяч лет назад мы пережили «аграрную революцию», повсеместно превращаясь из добытчиков (охотников и собирателей) в фермеров. «Научная революция» началась около 500 лет назад. Она спровоцировала индустриальную революцию (около 250 лет назад), которая спровоцировала информационную революцию (50 лет назад), которая спровоцировала биотехнологическую революцию, которую, собственно, мы переживаем сейчас. Харари предполагает, что биотехнологическая революция сигнализирует о скором закате sapiens: мы будем заменены спроектированными с помощью биоинженерии «сверхлюдьми», «несмертными» киборгами, способными жить вечно.

Это одна сторона медали. Харари кратко описывает множество знаковых событий, особенно развитие языка: мы учимся чётко думать об абстрактных вещах, сотрудничать друг с другом во всё больших масштабах, и, главное, сплетничать. Происходит подъём института религии, и до определённой меры воинствующие монотеистические настроения медленно берут верх над политеистическими. Затем происходит эволюция денег и, что важнее, ростовщичества. Соответственно, расширяются империи и торговля наравне с капитализмом.

Харари сломя голову проносится по этим обширным и запутанным темам и делает это как нельзя лучше - захватывающе и информативно. Мысль о том, что «мы не выращивали пшеницу. Это пшеница вырастила нас» весьма изящна. Харари утверждает, что существовала некая «Фаустова сделка между людьми и зерновыми культурами», благодаря которой наш вид «отверг своё интимное слияние с природой и устремился к жадности и отчуждению». Это была плохая сделка: «аграрная революция стала величайшей в истории аферой». По большей части она спровоцировала плохое питание, долгие часы работы, больший риск голода, скученное обитание, возросшую восприимчивость к болезням, новые формы опасности и более уродливые формы иерархии. Харари полагает, что мы гораздо лучше чувствовали себя в каменном веке, и делает сильные заявления насчёт дурного влияния промышленного ведения сельского хозяйства: «Современное индустриальное сельское хозяйство - величайшее преступление в истории».

Он соглашается с общепринятой точкой зрения, что основная структура наших эмоций и желаний не была затронута ни одной из этих революций: «Наши пищевые привычки, наши конфликты и наша сексуальность - всё обусловлено взаимодействием мозга охотника и собирателя с нынешней постиндустриальной средой, мегаполисами, самолётами, телефонами и компьютерами … Даже если теперь мы живём в роскошных апартаментах со всеми удобствами и забитым под завязку холодильником, наша ДНК всё ещё думает, что мы бегаем по саванне». Харари приводит знакомый пример - наша зависимость от сахара и жира привела к широкой доступности продуктов, которые становятся катализаторами проблем со здоровьем и уродства. Порнография тоже неплохо иллюстрирует ситуацию. Это как тепловой удар: если бы разум порнозависимого можно было представить в виде тела, он бы был поражён ожирением.

В какой-то момент Харари заявляет, что «основной проект научной революции» - это Проект Гильгамеш (названный по имени эпического героя, который желает уничтожить смерть): «созданный с целью дать человечеству вечную жизнь» или «несмертие». Он надеется на успешное завершение этого проекта. Но несмертие не равняется бессмертию, поскольку всегда есть возможность умереть от насилия, и Харари адекватно скептичен насчёт того, много ли добра оно нам принесёт. Будучи несмертными, мы рискуем стать истерически и до недееспособности осторожными (Ларри Найвен хорошо развивает эту точку зрения, описывая своих «кукольников Пирсона», инопланетную расу из цикла «Мир-Кольцо»). Смерти тех, кого мы любим, станут ужаснее. Нам надоест весь мир под солнцем - и даже рай (см. последнюю главу «Истории мира в 10½ главах» Джулиана Барнса). Мы наконец согласимся с эльфами Дж. Р. Р. Толкина, которые воспринимали смерть как дар людям, которого им самим не хватало. Мы будем чувствовать то же, что чувствовал Филип Ларкин 1 Британский поэт, писатель и джазовый критик : «Под всем под этим надежда на забвенье правит».

Даже без всех этих аргументов нет никакой гарантии того, что несмертие принесёт большое счастье. Харари ссылается на хорошо известное исследование, которое показывает, что человеческое счастье впечатляюще НЕ связано с материальными благами. Конечно, деньги имеют значение - но только тогда, когда они вытаскивают нас из бедности. После пересечения этой черты количество денег значит очень мало. Конечно, выигравший в лотерею будет чувствовать себя на небесах, но спустя около 18 месяцев его «средний уровень счастья» упадёт к старой отметке. Если бы мы путешествовали по берегам Тихого океана и затем по улицам Калькутты 2 Бедный индийский город с безотказным «счастьемером», ещё непонятно, в каком случае показатели были бы выше.

Это утверждение о счастье проходит рефреном через «Sapiens». Когда Артур Брукс (глава консервативного Американского института предпринимательства) сделал похожее заявление в The New York Times , он был раскритикован за попытку поддержать богатых и оправдать неравенство доходов. Эта критика приводит в замешательство, поскольку, несмотря на то, что сегодняшнее неравенство доходов отвратительно и опасно для всех, исследование уровня счастья научно достоверно. Но это не мешает Харари предположить, что жизнь, которую проживают люди сегодня, может быть хуже, чем жизнь 15 тысяч лет назад.

Большая часть «Sapiens» интересно и качественно написана. Однако по мере прочтения легкомысленность, преувеличения и сенсационность перевешивают плюсы книги. Не говоря уже о его злоупотреблении высказыванием: «Исключение доказывает правило» (это означает, что исключительные или редкие случаи проверяют и подтверждают правило, поскольку правило оказывается применимым даже в тех случаях). В огульных суждениях Харари, его опрометчивости насчёт причинно-следственных связей, его грубом усечении и растяжении данных присутствует некоторый вандализм. Взять хотя бы его описание Наваринского сражения 3 Крупное морское сражение 1827 года между соединённой эскадрой России, Англии и Франции, с одной стороны, и турецко-египетским флотом - с другой . Он начинает рассказ с того, что британские акционеры потеряли бы деньги, проиграй Греция войну за независимость, и затем ускоряется: «Поскольку государство принимало интересы акционеров близко к сердцу, англичане снарядили международный флот и в 1827 году в Наваринском сражении потопили главные морские силы Османской империи. После многовекового подчинения Греция вновь обрела свободу». Уж слишком общно - и да, Греция потом не обрела свободу. Достаточно заглянуть на страницу в Википедии, посвящённую Наваринскому сражению , чтобы понять, как всё плохо.

Харари ненавидит «современную либеральную культуру», но его нападки карикатурны и бумерангом возвращаются к нему самому. Либеральный гуманизм, говорит он, - это «религия». Он «не отрицает существование Бога»; «все гуманисты превозносят род человеческий»; «разверзается огромная пропасть между основополагающими принципами либерального гуманизма и последними научными достижениями». Это глупо. Грустно также видеть, что великий Адам Смит 4 Шотландский экономист и философ-этик; один из основоположников экономической теории как науки, представитель её классической школы снова выставляется проповедником алчности. И всё же, Харари, скорее всего, прав в том, что «только преступники покупают дома, … передавая чемодан с деньгами» - эта точка зрения не лишена пикантности, учитывая, что около 35% всех покупок в элитной части лондонского рынка жилья в настоящее время выплачиваются наличными.

Сто тысяч лет назад был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой планете, – ничем не примечательным животным, которое играло в экосистеме роль не большую, чем гориллы, светлячки или медузы. Но около семидесяти тысяч лет назад загадочное изменение когнитивных способностей превратило его в хозяина планеты и кошмар экосистемы. Как человек разумный сумел покорить мир? Что стало с другими видами человека? Когда и почему появились деньги, государства и религия? Как возникали и рушились империи? Почему почти все общества ставили женщин ниже мужчин? Как наука и капитализм стали господствующими вероучениями современной эры? Становились ли люди с течением времени счастливее? Какое будущее нас ожидает? Юваль Харари показывает, как ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него. Его книга прослеживает связь между событиями прошлого и проблемами современности и заставляет читателя пересмотреть все устоявшиеся представления об окружающем мире.

Homo sapiens, Сто тысяч лет назад был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой планете, – ничем не примечательным животным, которое играло в экосистеме роль не большую, чем гориллы, светлячки или медузы. Но около семидесяти тысяч лет назад загадочное изменение когнитивных способностей превратило его в хозяина планеты и кошмар экосистемы. Как человек разумный сумел покорить мир? Что стало с другими видами человека? Когда и почему появились деньги, государства и религия? Как возникали и рушились империи? Почему почти все общества ставили женщин ниже мужчин? Как наука и капитализм стали господствующими вероучениями современной эры? Становились ли люди с течением времени счастливее? Какое будущее нас ожидает? Юваль Харари показывает, как ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него. Его книга прослеживает связь между событиями прошлого и проблемами современности и заставляет читателя пересмотреть все устоявшиеся представления об окружающем мире....

Homo sapiens, Сто тысяч лет назад был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой планете, – ничем не примечательным животным, которое играло в экосистеме роль не большую, чем гориллы, светлячки или медузы. Но около семидесяти тысяч лет назад загадочное изменение когнитивных способностей превратило его в хозяина планеты и кошмар экосистемы. Как человек разумный сумел покорить мир? Что стало с другими видами человека? Когда и почему появились деньги, государства и религия? Как возникали и рушились империи? Почему почти все общества ставили женщин ниже мужчин? Как наука и капитализм стали господствующими вероучениями современной эры? Становились ли люди с течением времени счастливее? Какое будущее нас ожидает? Юваль Харари показывает, как ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него. Его книга прослеживает связь между событиями прошлого и проблемами современности и заставляет читателя пересмотреть все устоявшиеся представления об окружающем мире.


Ход человеческой истории определили три крупнейшие революции. Началось с когнитивной революции, 70 тысяч лет назад. Аграрная революция, произошедшая 12 тысяч лет назад, существенно ускорила прогресс. Научная революция - ей всего-то 500 лет - вполне способна покончить с историей и положить начало чему-то иному, небывалому. В этой книге рассказывается о том, как три революции отразились на людях и на других живых существах - верных спутниках людей.

Люди существовали задолго до начала истории. Животные, весьма схожие с современными людьми, впервые появились 2,5 миллиона лет тому назад, однако на протяжении бесчисленных поколений они никак не выделялись среди миллиардов иных существ, с которыми делили места обитания.

На прогулке по Восточной Африке пару миллионов лет назад вы могли бы наткнуться на вполне привычную сценку: нежные матери прижимают к груди младенцев, беззаботные ребятишки играют в грязи, пылкая молодежь возмущается диктатом условностей, а усталые старики просят оставить их в покое; мачо колотят себя кулаками в грудь, стремясь произвести впечатление на местную красотку, мудрые матриархи глядят на происходящее и знают, что все это они уже видели не раз. Те древние люди умели играть и любить, между ними складывались прочные отношения, они боролись за власть и статус - но так же вели себя и шимпанзе, бабуины, слоны. Люди ничем не отличались от животных. Никто, и в первую очередь сами люди, не мог бы предугадать, что их потомки пройдутся по Луне, расщепят атом, разгадают генетический код и создадут летописи. Это нужно обязательно помнить, когда мы обсуждаем доисторического человека: он был самым обычным животным и оказывал на экологическую среду не большее влияние, чем гориллы, жуки-светляки или медузы.

Биологи распределяют организмы по родам и видам. Животные одного вида (species) могут совокупляться друг с другом, давая плодовитое потомство. У лошадей и ослов имеется близкий общий предок и есть немало общих черт, однако они почти не проявляют взаимного сексуального интереса. Их можно принудить к половому акту, и в результате появится потомство - мулы, но потомство бесплодное. Значит, лошади и ослы принадлежат к разным видам. И напротив, бульдог и спаниель с виду непохожи, но они охотно спариваются, а их отпрыски смогут повязаться с другими собаками и породят следующее поколение щенков. Бульдоги и спаниели, таким образом, принадлежат к одному виду - это собаки.

Виды, происходящие от общего предка, объединяются в род (genus). Львы, тигры, леопарды и ягуары - разные виды рода . Биологи дают живым организмам двойные латинские названия, первое имя обозначает род, второе - вид. Например, львы - Panthera leo, то есть вид leo рода Panthera. По всей вероятности, любой читатель этой книги - Homo sapiens, то есть принадлежит к виду sapiens (разумный) рода Homo (человек).

Роды в свою очередь объединяются в семейства - например: кошачьи (львы, гепарды, домашние кошки), собачьи (волки, лисы, шакалы) или слоновые (слоны, мамонты, мастодонты). Все члены семейства могут проследить свою родословную до некоего родоначальника. Так, все кошки, от крошечного домашнего котенка до свирепого льва, восходят к единому предку, жившему примерно 25 миллионов лет назад.

И Homo sapiens тоже принадлежит к особому семейству, хотя долго и упорно держал этот факт в строжайшей тайне. Homo sapiens предпочитал воображать себя единственным в своем роде, отделенным от прочих животных, - сиротой, без сестер и братьев, без сводных и двоюродных, главное же - без родителей. Но это заблуждение. Хотите или не хотите, мы - члены большого шумного семейства больших обезьян (высших приматов). Среди ныне живущих наши ближайшие родственники - шимпанзе, гориллы, орангутанги и гиббоны, из них ближе всего нам шимпанзе. Всего 6 миллионов лет назад у одной обезьяны родились две дочери. Одна стала предком всех ныне живущих шимпанзе, вторая доводится пра-пра-пра и так далее бабушкой нам.

СКЕЛЕТЫ В ШКАФУ

Homo sapiens скрывает секрет и помрачнее: у нас не только имеется множество диких родственников, но были некогда родные братья и сестры. Мы присвоили себе наименование «человек», но когда-то род «человек» включал в себя несколько видов. Люди - то есть животные из рода Homo - появились в Восточной Африке примерно 2,5 миллиона лет назад как ветвь более древнего рода обезьян Australopithecus, то бишь «южных обезьян». А два миллиона лет назад часть древних мужчин и женщин покинули родину и отправились блуждать по обширным пространствам Северной Африки, Европы и Азии, где и расселились. Поскольку для выживания в заснеженных лесах Северной Европы требовались иные качества, чем для существования в душных джунглях Индонезии, человеческие популяции развивались в разных направлениях, и в результате появились разные виды, каждому из которых ученые придумали пышное латинское название.

Sapiens. Краткая история человечества - описание и краткое содержание, автор Харари Юваль Ной, читайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки ParaKnig.me

Сто тысяч лет назад Homo sapiens был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой планете, - ничем не примечательным животным, которое играло в экосистеме роль не большую, чем гориллы, светлячки или медузы. Но около семидесяти тысяч лет назад загадочное изменение когнитивных способностей Homo sapiens превратило его в хозяина планеты и кошмар экосистемы. Как человек разумный сумел покорить мир? Что стало с другими видами человека? Когда и почему появились деньги, государства и религия? Как возникали и рушились империи? Почему почти все общества ставили женщин ниже мужчин? Как наука и капитализм стали господствующими вероучениями современной эры? Становились ли люди с течением времени счастливее? Какое будущее нас ожидает?

Юваль Харари показывает, как ход истории формировал человеческое общество и действительность вокруг него. Его книга прослеживает связь между событиями прошлого и проблемами современности и заставляет читателя пересмотреть все устоявшиеся представления об окружающем мире.

Сочинением Юваля Ноя Харари «Sapiens. Краткая история человечества» буквально забиты полки московских книжных магазинов. Серьезный для научно-популярной гуманитарной литературы тираж в 7000 экземпляров как бы подтверждает: перед нами не столько коммерческий проект, сколько пропаганда, очередной опус, назначенный «модным». И в самом деле - его настоятельно рекомендует основатель «Фейсбука» Марк Цукерберг. Разве он посоветует плохое?

Харари - настоящий герой нашего времени. Израильский профессор, живет в гомосексуальном браке, практикует медитацию, веган, защитник прав животных. Наиболее сильные страницы у него посвящены, собственно, тому, как страдают куры, призванные познавать мир, и свиньи, самые любопытные существа на свете, в созданных мясоедами узких загонах. В какой-то момент проникаешься желанием отпустить живность на свободу, где их, конечно, тут же съедят хищники и убьют болезни, зато твоя совесть будет чиста.

Гораздо хуже Харари относится к млекопитающему под названием «человек». Вид вредный и деструктивный - разрушает природу, уничтожает себе подобных, перебил всех крупных животных в Австралии и доколумбовой Америке. Этот тезис, позаимствованный из книги «Третий шимпанзе» американского биолога Джареда Даймонда, дополнен еще одним из того же источника: с изобретением земледелия и животноводства люди стали намного несчастнее. Первобытные охотники, здоровые, почти без вещей, гуляли по лесам с песнями, били зверей и радовались, а земледельцы вынуждены трудиться, не разгибая спины, на хитроумный сорняк - пшеницу или кукурузу, который умудрился превратить глупого человека в менеджера по своему воспроизводству. С животноводством еще хуже: Homo sapiens и барашков мучит, и заразился от них большинством вредоносных инфекций.

Автор сам не замечает противоречия между двумя тезисами: если охотники были настолько разрушительны, что выбили всю крупную фауну, то, перейдя к земледелию и скотоводству, они просто спасли экосистему планеты, создав для своего пропитания целый искусственный мир.

Впрочем, Харари вообще не очень заботится о соответствии фактам. Он сыплет ошибочными сведениями, приблизительными суждениями и ляпами, а немногие, действительно интересные данные тонут в море ошибок и поэтому тоже кажутся выдумкой. Так, по его мнению, «в 1860 году большинство американцев пришли к выводу, что негры тоже люди и должны быть свободными», - это об избрании Линкольна. На самом деле «большой Эйб» был президентом меньшинства - за него проголосовало лишь 40 процентов избирателей, он победил потому, что голоса соперников разделились. При этом Линкольн никогда не считал негров «тоже людьми», являясь убежденным расистом. Освободив темнокожих, чтобы ударить по южанам, он всегда полагал, что африканцев нужно отселить на Черный континент.

Харари рассуждает о зависимости человеческих обществ от солнечного цикла. Мол, когда света и тепла мало, пшеница только зеленеет, амбары пусты, людям голодно. Если солнце жарит, то и урожай собран, и закрома полны, и сборщики налогов довольны, и цари рвутся воевать. Сразу видно, что с практическим сельским хозяйством профессор дела не имел. Самое голодное время в году - между весенним равноденствием и солнцеворотом, когда старые запасы кончились, новый же урожай не созрел, а самое сытое - от осеннего равноденствия до зимнего солнцеворота - то есть в пик темноты: урожай собрали и можно взять передышку. Природа, конечно, запускается солнечной энергией, однако делает это с заминкой, о чем знает любой крестьянин, но не историк-веган.

Отдельно следует отметить чисто либеральную концепцию экономических изменений. По Харари экономический рост в нашу эпоху начался потому, что придумали такую вещь как кредит, позволяющий начать предприятие. Это совершенная неправда. Кредит придумали тысячелетия назад. Однако все эти тысячелетия кредит использовался не для создания предприятий, а для торговли и войн. В результате, у кредита были катастрофические проблемы с возвратностью. Вспомним как сиенские банкиры прогорели на том, что Эдуард 3 не смог завоевать Францию. Кредитовать предприятия под будущие продажи и прибыль придумали только братья Перейр в середине XIX века основав банк «Креди Мобилье». К тому моменту промышленная революция шла и приносила прибыль уже сотню лет. Так что в основе была промышленность и возрастающая отдача, а не кредит.

Автор утверждает что Франция проиграла соревнование за экономическую гегемонию Англии, потому что французский кредит дискредитировал себя в деле компании Мисисипи и махинаций Ло. Он подробно рассказывает эту историю, но ни слова не упоминает, что одновременно лопнул аналогичный пузырь Компании Южных Морей в Лондоне. И там и там были большие потери, задействованы были многие политики, вскрылась коррупция. Таким образом, причиной проигрыша Франции в эпохальной конкуренции было что угодно, но не абсолютизм и вызванные им «пузыри».

И вот когда после этого тебе рассказывают такую историю: «В 1860 году император Наполеон III приказал подавать алюминевые приборы лишь самым почетным гостям, остальным пришлось обходиться золотыми», или такую: «в годы войны каждая трансляция BBC на оккупированную Европу начиналась со звона курантов Биг Бена. Немецкие физики ухитрялись по малейшим изменениям в тоне колоколов узнавать погоду в Лондоне — бесценная информация для Люфтваффе. Англичане, узнав это, заменили живой звук записью», то попросту не знаешь — хотя бы эти истории правда, или тоже веселое вранье, что и в прошлых случаях.

Гораздо хуже верхоглядства самоуверенность, если не сказать наглость, с которой Харари учит читателей морали и религии, точнее - их отсутствию. Для него, напомню, человек - животное, один из десятков тысяч населяющих планету видов позвоночных. Никакого особого места в мире, никакого призвания от Бога у Homo sapiens нет, поскольку Бог, как и семья, народ, государство, - все это выдумки, полезные, не спорит автор, но выдумки. Перед нами сто первый перепев знаменитого трактата атеиста Докинза «Бог как иллюзия».

Тот факт, что каждый из нас может себе вообразить нечто большее, чем человек, - это загвоздка для современной «эволюционной теории», основанной на идее «слепого часовщика»: дескать, мутации случайно возникают, и одни прививаются, другие нет. Собака не грезит о сверхсобаке, человек мечтает о сверхчеловеке и старается себя сознательно улучшать. Соответственно совершенно непонятно, каким образом слепая эволюция могла создать существо вся философия, вся суть которого — в отрицании идеи слепой эволюции, в стреплении утвердить свою личность, расширить границы возможного. Эволюционисты обходят этот вопрос попросту передергивая карты — заявляя, что генетическая эволюция сменилась социальной. Но между социальной реальностью и кодами ДНК нет вообще ничего общего. А значит либо биологическая эволюция это нечто иное по сравнению со случайной перестройкой кодов ДНК, либо социальная эволюция не является эволюцией.

Харари обходит эту центральную теоретическую проблему попросту объявляя трудность эволюционной теории ее «достижением» - эволюционная особенность homo sapiens, якобы, состоит в том, что он воображает себе то, чего нет, а потом относится к своим вымыслам слишком серьезно. Шулерство чистой воды.

Автор настаивает, будто все различия между расами, религиями, полами вымышлены и относительны. Исключение делает для наций - они, конечно, тоже выдуманы, но доказать, что не существует никакой культурной дистанции между шведом и сомалийцем, все-таки невозможно, и Харари скрипит зубами в адрес Марин Ле Пен, «спекулирующей» на этих различиях.

Лекарство против национальностей создатель «Краткой истории…» видит в планетарной державе, чьей идеологией станет абсолютная толерантность, стирание границ и всеобщее согласие: «Мы говорили о формировании всемирной империи. И это империя, как все предыдущие, устанавливает в своих пределах мир. А поскольку ее границы вмещают весь земной шар, то всемирная империя будет поистине империей мира». Из нашего времени забавно читать эти речовки, написанные в 2012 году с расчетом на бесконечных Обаму и Клинтон.

Воинствующую толерантность автор отыгрывает на христианстве, к которому питает выраженную неприязнь: «Некоторые религии, например, христианство и нацизм, уничтожили миллионы людей из «праведной» ненависти». Впрочем, к нацистам он настроен даже снисходительно, мол, Гитлер был «эволюционным гуманистом», заботился об улучшении человечества, но биологическая наука его времени дала ему ложную установку, что дело в расе, а не в генах. Получается, действуй фюрер сейчас, он бы работал умнее: вместо гонений на евреев ампутировал бы людям гены агрессии и мясоедства. Веган вегана видит издалека?

Так или иначе, главный предмет антипатии Харари - идея человеческой свободы и индивидуальности личности. Он буквально зомбирует читателей мыслью, что человек подчиняется прежде всего власти генов и гормонов, что его поступки объясняются исключительно поисками удовольствия либо же влиянием вымыслов типа религии, нации или морали, кои все относительны.

Как пример такого чисто человеческого вымысла Харари приводит современный культ «романтического потребительства». Древнему египтянину не пришло бы в голову смотаться на распродажу в Вавилон. Египтянин строил жене гробницу о которой она всю жизнь мечтала…. А сегодня романтизм учит максимальному самораскрытию и получению нового опыта через необыденность, чему способствуют зарубежные поездки и потребление все новых товаров и услуг. Брак романтизма и консьюмеризма создал целый рынок впечатлений. Увидеть Париж, поцеловаться у Эйфелевой башни и на Монмартре, закупиться духами и сумочками, и умереть…

Тут, как и во многих других случаях, автор говорит откровенную неправду. Да. Египтяне не ездили на шоппинг в Вавилон. Они предпочитали импорт впечатлений. О чем и рассказывают надписи о путешествии в страну Пунт, откуда везлись типичные романтические диковинки и редкости. То есть рынок впечатлений в Египте тоже был, но он был импортным, а не туристическим.

Туризм появился в Древней Греции. Первый знаменитый турист оставивший заметки — Геродот. Хотя еще за век до него туристом стал после установления своих законов Солон. Греки разработали принципы охоты за впечатлениями. Создали опорный канон из 7 чудес, включив в него те самые египетские гробницы. Создали обширные туристические путеводители, как «Описание Эллады» Павсания местами практичное и по сей день. Посчитаем сколько столетий прошло между Геродотом и романтизмом? Так что утверждение, что наша культура представляет собой набор «вымыслов» не коренящихся в человеческой природе, — ложно. Ложно и тогда, когда мы говорим о религии или нации, и тогда, когда мы говорим о духах Дольче и Габбана.

С точки зрения последовательного биологического эволюционизма, на который претендует Харари, мысль о виде, чьи представители живут вечно, должна привести в ужас. С позиций человеческого здравого смысла - тем более. Представьте себе мир, где старики заживают жизнь молодых, каждое поколение начинает с нуля, поскольку наследства не существует, по телевизору вечная примадонна и все сферы контролируются мафиями из бессмертных. В подобном обществе вообще прекратятся рождения, так как детей просто некуда будет девать - места заняты. Тут впору сочинять антиутопии, а не радоваться.

Ужас в том, что поверхностная, наполненная фактическими ошибками, идейным шулерством и банальной гей-веган-пропагандой книга подается в качестве интеллектуального бестселлера. Люди, лишенные систематического образования и мировоззрения, особенно городской офисный планктон, усваивают ее как высшее знание и распространяют этот толерантный неонацизм, словно вирус.

Впрочем, есть и надежда. Опус Харари написан в 2011-м на пике обамовщины, под грохот «арабской весны». Сегодня мы уже знаем, куда завела та революционная свистопляска, и видим, что мир пошел в направлении, прямо противоположном указанному автором. Никакой всемирной веган-феминистской империи - укрепление границ, защита идентичности, возрождение национальных держав. По счастью, человек оказался не настолько «разумным», как предсказывал сочинитель «Sapiens». Иногда полезно быть проще, не искать добра от добра и любить несложные вещи - семью, народ, Родину, красоту и свободу.