Село новоспасское. Доктор едет, едет сквозь снежную равнину

Родина композитора М.И.Глинки. Совсем рядом с Десногорском. Дом-музей, церковь, где его крестили. Село Новоспасское. По красоте природы немало людей, поездивших по миру, называют это место Смоленской Швейцарией. Два раза в год, в начале июня и в июле, тут бывает особенно многолюдно: на дни Глинки и Престольный праздник в церкви Тихвинской иконы Божией Матери. Всё остальное время тишина под небом, которое помнит былые времена.
Здесь родился великий русский композитор Михаил Иванович Глинка.
«Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю мое-му, капитану в отставке Ивану Ни-колаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальнем расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися со знаменитыми Брянскими лесами...» Так начинает свои автобиографические «Записки» М. И. Глинка.
Запись в метрике.



Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М. И. Глинки - отставным майором Н. А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М. И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.




















Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М. И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой. Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России. Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из Новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.









Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. «Наше семейство многочисленно, но очень дружно», - писал композитор.Душой семьи была, конечно, мать Евгения Андреевна, «красавица, к тому же очень хорошо воспитанная и прекрасного характера», по словам ее дочери Людмилы. Друг М. И. Глинки П. А. Степанов так говорит о Евгении Андреевне: «Какая прекрасная особа была его мать! Всякого, кто только любил ее сына, она уже считала своим; как она нас ласкала, баловала. В ее доме было так отрадно, что забывались все обыденные невзгоды, и сердце согревалось от жизненных морозов». 49 лет прожила в Новоспасском Евгения Андреевна, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.
Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Но больше всего увлекали юного Глинку знакомые «грустно нежные звуки» народных песен.


Здесь он с мамой и сестрой Пелагеей.


Усадебный дом в Новоспасском был построен И. Н. Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из документа 1860 года известно, что это был «деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте. До сих пор неизвестно, кто являлся создателем огромного пейзажного парка, занимающего сегодня всю территорию усадьбы. Несомненно, что это был выдающийся мастер садово-паркового искусства. Сложный рельеф местности, где расположена усадьба, служил отчасти помехой, а отчасти и подспорьем мастеру. Используя это обстоятельство, создатель парка в Новоспасском широко применял систему свободного размещения элементов парка. Его основу составили липы, вязы, клены, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередовались с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами.



















Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М. И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».
Естественной границей парка служила река Десна. На ее небольших островках стояли беседки, где по праздникам целыми днями играл оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший дяде М. И. Глинки. Будущий композитор тоже слушал эти концерты, а позднее сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач. В последний раз М. И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года. «Я прибыл в Новоспасское в добром здоровье, но скоро начал чувствовать, что аппетит и сон начали исчезать, - писал он. - Желая поддержать себя, я для гимнастики начал маленьким топором рубить лишние липы, коих было множество, чтобы дать простор дубам, вязам и другим деревьям». Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспас-ское не приедет».В начале XX века Новоспасским владел смоленский купец Зеликин, построивший дачу рядом с фундаментами старого усадебного дома и вырубивший для этого часть парка. Остатки усадьбы погибли во время Великой Отечественной войны.После смерти Михаила Ивановича его дом был продан родственниками и увезен. Родовое гнездо было разорено. Усадьба в 20 га пришла в полное запустение, оказался заброшенным и великолепный парк с фруктовым садом, оранжереями, английским садом для гуляния молодежи, погибли два каскада прудов. В 1976 году началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 строительных организаций Смоленщины принимали самое активное участие в восстановлении этого имения.
27 мая 1982 года в торжественной обстановке был открыт музей-усадьба М. И. Глинки - первый и единственный музей композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М. И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.
Но что-то всёравно приходит в упадок. Вот как это сооружение. И мост на другую сторону села.













Эта бабушка Шура, коренная жительница села. Не пропускала ни одной службы. И такая радостная, задорная, озорная была. Упокой её душу, Господи.

Ну а Престольный праздник - такая радость! Приезжают люди из очень дальних мест. И даже из стран через океан. И архимандрит Кирилл из белорусского Хотимска ни разу не пропускал этот праздник.





















































Будущий иерей Иоанн.


Матушка убаюкивает доченьку свою.


Ну и как же в деревне без самовара!



































Эти фотографии от жителей села Новоспасское. В них - ушедшая эпоха и без слёз смотреть их невозможно. Первый состав работников музея.
Старый клуб и магазин.


Дом- музей строится.
Бывшая почта.
Выпуск 1945-го года.И слова Ольги Кузмицкой (Павловой)
-Учительница - моя бабушка Татьяна Васильевна Волочкова, человек, который вырастил и воспитал мою маму Александру Глинку. Так сложилась судьба. что моя родная бабушка отдала на воспитание мою маму её крёстной матери - бабушке Тане, которая вырастила её в Новоспасском.
1970-е годы.
В парке Новоспасского.
Каким-то чудом удаётся увидеть то, что было ещё до твоего рождения.















В Новоспасское всегда приезжаешь в предвкушении нового. Здесь душа в невидимых ладошках Ангела парит в покое и радости. Здесь хорошо.

В село Новоспасское, на родину Глинки, прямой дороги нет — только в объезд. Повинна в том Фекла Александровна, бабушка композитора, которая три века назад в борьбе за счастье будущих родителей Михаила - Ивана Николаевича и Евгении Андреевны приказала разобрать мост через реку. Дядя Евгении, Афанасий Андреевич, упорно не давал согласия на брак, и бабушка помогла влюбленным обвенчаться тайно, а дабы задержать погоню, мост разобрали. Дяде пришлось принять неизбежное и задним числом дать добро.

Молодые жили долго, счастливо и произвели на свет 13 детей.

В судьбу их второго сына, Миши, активно вмешивалась все та же бабушка Фекла. Она забрана ребенка у родителей и держала у себя в теплой половине дома, выпуская на улицу лишь в исключительных случаях вроде посещения воскресной службы. Возвращаясь из церкви, мальчик колотил по тазам, подражая колокольному звону, - уже тогда у него проявился музыкальный талант.

Глинка очень любил Новоспасское и уже в зрелом возрасте, изрядно поездив по Европе , регулярно туда приезжал. «Бесценная моя матушка, наше Новоспасское - рай земной. Скоро буду, как жаль, что ненадолго», - писал он с дороги. Аромат любимых композитором роз и звучащая из небесно-голубого домика музыка Глинки переносят нас в XIX век с его неспешным бытом. Тогда на террасу выносили плетеную мебель и пили чай, настоянный на травах, обязательно с мятой и липой.

В тени неохватного дуба, что растет за домом, Глинка писал партитуру оперы «Руслан и Людмила». В селе часто бывали и друзья композитора. Он любил гостей, но неизменно ставил им одно условие: «Галоши и политику оставляйте за дверью». Устав от общества, Глинка уходил за реку и там в одиночестве играл на скрипке. Туда ему на пароме доставляли варенье - для поддержания сил.

Помимо музыки, полевых цветов и иностранных языков (Михаил свободно владел французским, немецким, итальянским, испанским и польским, научал английский, латынь и персидский) большую слабость Глинка питал к птицам. В одной из комнат на солнечной стороне он устроил вольер: в кадках стояли ели и растения из оранжерей, за сеткой летали более 16 певчих птиц Черноголовки, малиновки, щеглы, пеночки, канарейки, жаворонки и даже соловей. Глинка часто приходил их послушать. «Мне достаточно щебетания одной-единственной птицы, чтобы написать целую фантазию», - говорил он. Если пернатые не пели, Глинка возвращался в кабинет, брал скрипку и начинал играть, подзадоривая певуний - так они вдохновляли друг друга.

Музей «Новоспасское» - единственный в России мемориальный музей Михаила Глинки , открылся для посетителей 25 лет назад. Теперь ежегодно в конце мая - начале июня здесь проходят завершающие концерты музыкального фестиваля имени Глинки.

А еще, между прочим, съемочная группа Валерия Федосова, объехав десять лучших усадеб в стране, выбрала Новоспасское для съемок сериала «Обрыв».

Родина М.И. Глинки - село Новоспасское


Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском – единственный мемориальный музей великого композитора, основоположника русской классической музыки. Новоспасское – поистине сказочный уголок смоленской земли, расположенный на берегу реки Десна. Здесь Глинка провел 12 лет детства, неоднократно приезжал сюда будучи взрослым человеком.
Уникален и неповторим пейзажный парк усадьбы: многочисленные цветники, каскады прудов, беседки, мельница, оранжерея, островок Муз и Амуров лужок. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи.
Достопримечательностью усадьбы является действующая родовая церковь семьи Глинок. Ежегодно в конце мая – начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском.

Адрес музея: Село Новоспасское Ельнинского района (112 км от Смоленска).

В смоленской усадьбе Новоспасское, что в двадцати километрах от Ельни, родился и провел детство великий русский композитор М.И. Глинка (1804-1857), основоположник русской классической музыки.

"Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю моему, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальном расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися с знаменитыми Брянскими лесами...". Так начинает свои автобиографические "Записки" М.И. Глинка.

Первый биограф М.И. Глинки В.В. Стасов писал: "Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя те элементы музыкальной народности, которые, по существу, в наших городах сохранились лишь в сердце России.

Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М.И. Глинки - отставным майором Н.А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М.И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.

Усадебная церковь построена дедом Глинки в стиле провинциального барокко. Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М.И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.

Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.

Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.

Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. "Наше семейство многочисленно, но очень дружно, " - писал композитор.
Душой семьи была, конечно, мать Евгения Андреевна, "красавица, к тому же очень хорошо воспитанная и прекрасного характера", по словам ее дочери Людмилы. Друг М.И. Глинки П.А. Степанов так говорит об Евгении Андреевне: "Какая прекрасная особа была его мать! Всякого, кто только любил ее сына, она уже считала своим; как она нас ласкала, баловала. В ее доме было так отрадно, что забывались все обыденные невзгоды, и сердце согревалось от жизненных морозов".
49 лет прожила в Новоспасском Евгения Андреевна, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.

Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Но больше всего увлекали юного Глинку знакомые "грустнонежные звуки" народных песен.
Сам он напишет в "Записках": "И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую музыку".
"Отец мой, - писал Михаил Иванович, - очень любил меня и всех детей своих. Со мною же обращался, как с товарищем - поверял мне тайны и предположения свои, не скрывая радостей и огорчений. Он не щадил для меня издержек".
А любимая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова вспоминала: "Отец мой был от природы умный и по тому времени очень образованный молодой человек. Он выстроил новый двухэтажный деревянный дом в 27 комнат, который обставил с изысканной роскошью. Преобразил он и усадьбу, которая приводила всех гостей в восторг. У нас было все свое: ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки: также были портные, башмачники, маляры, столяры и прочие, - всего около ста человек, может быть, и более. Все помещались семьями в флигелях, которых было от десяти до двенадцати, кроме дома и двух больших флигелей. Это было маленькое местечко или городок".

Усадебный дом в Новоспасском был построен И.Н. Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из документа 1860 года известно, что это был «деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцами и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40... печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью - 16».

На первом этаже располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже - спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мастерами. «Мебель была в каждой комнате из особого дерева, - вспоминала сестра М.И. Глинки, Л.И. Шестакова. - Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы... Все было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних. Выстроен был он весь из дуба и сосны - прочного хорошего леса». Перед балконом дома огромный «скатистый луг» открывал панораму на берега реки, на заречные поля и луга.

Кроме господского дома в Новоспасском было еще множество построек - два флигеля, сооруженные в 1806-1811 годы, «господская баня», мельница, оранжереи, сукновальня и т.п. Все они были деревянными, и до наших дней не сохранились, как и сам господский дом.

До сих пор неизвестно, кто являлся создателем огромного пейзажного парка, занимающего сегодня всю территорию усадьбы. Несомненно, что это был выдающийся мастер садово-паркового искусства. Сложный рельеф местности, где расположена усадьба, служил отчасти помехой, а отчасти и подспорьем мастеру. Используя это обстоятельство, создатель парка в Новоспасском широко применял систему свободного размещения элементов парка. Его основу составили липы, вязы, клены, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередовались с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» - здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.

Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М.И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».

Естественной границей парка служила река Десна. На ее небольших островках стояли беседки, где по праздникам целыми днями играл оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший дяде М.И. Глинки. Будущий композитор тоже слушал эти концерты, а позднее сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач.

Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родные пенаты, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.

В последний раз М.И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года. «Я прибыл в Новоспасское в добром здоровье, но скоро начал чувствовать, что аппетит и сон начали исчезать, - писал он. - Желая поддержать себя, я для гимнастики начал маленьким топором рубить лишние липы, коих было множество, чтобы дать простор дубам, вязам и другим деревьям». Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспасское не приедет».

После смерти матери композитора - Е.Н. Глинки (1783- 1851) усадьбой владели его сестры - Л.И. Шестакова и О.И. Измайлова. В 1879 году Новоспасское перешло к коломенскому купцу Ф.Т.Рыбакову, который в 1882 году распродал обстановку, разобрал дом с флигелями и перевез их в Коломну, где они вскоре сгорели. В начале XX века Новоспасским владел смоленский купец Зеликин, построивший дачу рядом с фундаментами старого усадебного дома и вырубивший для этого часть парка. Остатки усадьбы погибли во время Великой Отечественной войны.

После смерти Михаила Ивановича его дом был продан родственниками и увезен. Родовое гнездо было разорено. Усадьба в 20 га пришла в полное запустение, оказался заброшенным и великолепный парк с фруктовым садом, оранжереями, английским садом для гуляния молодежи, погибли два каскада прудов.

В 1976 году началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 строительных организаций Смоленщины принимали самое активное участие в восстановлении этого имения.
По архивным материалам и воспоминаниям восстановлены дом Глинок, гостевой и кухонный флигели, каретный сарай, пекарня и дворовая изба, мостки, Амуров лужок (розарий), каскад прудов, беседки, оранжерея, отреставрирована родовая церковь, ныне действующая. Приведен в порядок парк, сделаны посадки дубов, кленов, лип. Посажен фруктовый сад. Радуют глаз и многочисленные цветники.

27 мая 1982 года в торжественной обстановке был открыт музей-усадьба М.И. Глинки - первый и единственный музей композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.

А. Низовский. "Усадьбы России. Подмосковные. От Петербурга до Саратова"

Новоспáсское - родовое имение русского композитора Михаила Ивановича Глинки, в данный момент является мемориальным музеем композитора.

География

Усадьба расположена в юго-восточной части Смоленской области в 22 км к югу от районного центра - г. Ельня, на реке Десна.

История

  • Первоначальное название усадьбы «пустошь Шатьково» по расположенной рядом деревне Шатьково. В 1750 г. она перешла во владение деда М. И. Глинки - отставного майора Николая Алексеевича Глинки.В 1654 г. образован православный приход в честь Преобажения Господня (Спаса) и село получило название Спасское. В 1786 году была построена новая каменная Спасо-Преображенская церковь, а также деревянный дом, в котором впоследствии родился великий русский композитор. По названию церкви «Спасо-Преображенская» была названа усадьба - Новоспасское.
  • Усадебный дом в Новоспасском был построен отцом композитора Иваном Николаевичем Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из передаточной описи, составленной членом ельнинской дворянской опеки 18 июня 1860 года, известно, что это был: «…деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцом и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40 <…>, печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью - 16»
  • Во время Отечественной войны 1812 г. капитан Глинка, вместе с семьёй вынужден был покинуть имение и временно поселиться в Орле. Во время этого, крестьяне, оставшиеся в деревне, мужественно сопротивлялись французам. Они заперлись в церкви от отряда французов и в итоге отстояли её, но остальная часть имения была разграблена. В 1813 году после возвращения Иван Николаевич отремонтировал (а по сути, выстроил заново) усадебный дом.
  • После смерти Ивана Николаевича Глинки, имение перешло к его младшей сестре Ольге Ивановне Измайловой. Через три года Ольга Ивановна скончалась, и имение досталось её мужу, который, не желая заниматься хозяйством, продал его купцу Рыбакову. Деревянный дом и часть флигелей были в 1882 году разобраны и перевезёны в Коломну, где из этого материала были построены казармы для военных. Само же имение после этого пришло в полный упадок.
  • В 1933 настоятель Новоспасской церкви Федор (Рафаил) Тиванов был арестован вместе с семьей и увезен в неизвестном направлении. Также были арестованы несколько активистов прихода со старостой Лисовским и увезены на строительство канала Москва - Волга. Впоследствии все реабилитированы, дело находится в архиве УФСБ по Смоленской обл. Храм был разграблен, в нем местные коммунары хранили сено и ставили лошадей. Колокола были сброшены, самый большой (106 пуд., отлит в честь победы над французами) разбился. Один из уцелевших колоколов находится в музее музыкальной культуры им. Глинки г. Москва.
  • Остальная часть истории усадьбы относится уже к нашим дням. В 1976 году по решению Министерства культуры РСФСР и Союза композиторов началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 мая 1982 года был открыт музей-усадьба М. И. Глинки.
  • Из-за царившего в советские времена гонения на церковь во время реставрации усадьбы, Спасо-Преображенская усадебная церковь восстановлена не была. Её ремонт начался только в 1990 году. В настоящий момент церковь является действующей, настоятелем церкви является протоиерей Николай Привалов.

Архитектура

Архитектор усадьбы в настоящее время неизвестен. На первом этаже господского дома располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже - спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мастерами.

Перед балконом дома огромный «скатистый луг» открывал панораму на берега реки, на заречные поля и луга.

Кроме господского дома в Новоспасском было еще несколько построек - два флигеля, сооруженные в 1806-1811 годы, «господская баня», мельница, оранжереи, сукновальня и т. п. Все они были деревянными, и до наших дней не сохранились, как и сам господский дом.

Из каменных сооружений первой в усадьбе была церковь, которая и в плане и в композиционном решении повторяла тип храма в селе Аполье, построенного на тридцать с лишним лет раньше. Сравнивая эти две постройки, можно легко обнаружить временную разницу, хотя обе они выдержаны в стиле барокко. В 80-е годы XVIII века, когда строилась церковь в Новоспасском, стиль барокко завершал период своего расцвета в русской провинции. Декоративное решение фасадов становится намного скромнее, и нет уже той динамики форм, какая была в архитектуре Смоленщины в середине века. Полукруглые фронтоны стали гораздо меньших размеров, окна и вход имеют только ленточные обрамления.

Особое место в облике Новоспасского занимает огромный парк, покрывающий всю территорию усадьбы. До сих пор неизвестно, кто являлся его создателем.

Усадьба имеет очень сложный рельеф местности. Несмотря на это, парковому художнику удалось с блеском использовать все особенности этого рельефа. Основу парка составляют липы, вязы, клёны, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередуются с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» - здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.

Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М. И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».

Естественной границей парка служила река Десна. На небольшом островке посреди реки, получившем название «островок Муз», стояли беседки для отдыха. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов.

В обустройстве сада активно участвовал Иван Николаевич Глинка. Он специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.

М. И. Глинка

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе Новоспасское 20 мая 1804 года (ст. ст.).

Здесь, в имении отца, Глинка провёл 12 лет детства, и покинул его в 1817 году, когда уехал учиться в Петербург в Благородный пансион для юношей.

Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родные места, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.

В последний раз М. И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года.

Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспасское не приедет».

Современность

На данный момент в усадьбе работает мемориальный музей М. И. Глинки. Этот музей является первым и единственным музеем композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о его жизни и творческой деятельности. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.

Ежегодно в конце мая - начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском. В эти дни в усадьбе особенно многолюдно. В 2004 г. вся Россия отмечала 200-летие со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Часть празднований проходило в родовой усадьбе композитора.