Система развивающего обучения занкова. Методика развивающего обучения Л

Исходные положения системы. В конце 50-х годов Л.В.Занков попытался раскрыть характер связи между построением процесса обучения и развитием учащихся. Его интересовал вопрос о механизмах развития, о подлинных причинах достижения ребенком того или иного уровня развития. Всесильно ли обучение? Влияют ли и внутренние факторы на ход развития? Вот на какие вопросы он пытался найти ответы.

При проведении эксперимента Л.В.Занков широко использовал методы психологического изучения учащихся. Это позволило проводить тщательное изучение эффективности осуществлявшихся педагогических нововведений.

На основе проведенных под руководством Л. В. Занкова исследований были получены следующие результаты:

Доказано положение о ведущей роли обучения в развитии: изменение построения обучения влечет за собой изменения психического облика школьников;

Выявлено, что обучение действует не прямолинейно, а преломляясь через внутренние особенности ребенка, через его внутренний мир, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития;

Введено понятие «общее развитие» как общая цель и показатель эффективности начального обучения; раскрыты линии и способы изучения общего развития школьников; показано, что до сих пор в практике не использовались огромные резервы развития ребенка.

Важнейшим результатом этой работы явилось описание дидактических особенностей системы обучения, эффективной для общего развития школьников, и создание практических руководств для школы: программ, учебников, методических пособий.

Дидактическая характеристика системы Л. В. Занкова. Задача обучения. Во главу угла в системе Занкова выдвигается задача общего психического развития, которое понимается как развитие ума, воли, чувств детей и рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений, навыков.

Учитель должен переориентироваться в видении ученика, воспринимать его не только как способного или малоспособного к усвоению школьной программы, но и как человека со всеми его переживаниями, желаниями, интересами, человека, пришедшего в школу не только для того, чтобы получить знания, но и для того, чтобы счастливо, полноценно прожить эти годы.

Приведем замечательные слова учительницы С. А. Гусевой (г.Рыбинск): «Анализируя свой опыт работы и задавая себе вопрос, почему так хорошо, именно так, как мне хотелось, идет развитие у моих учеников интереса и приязни к учебе, к моим урокам, ко мне как учительнице, я даю себе такой ответ. Причина лежит в том, что мне удалось перестроиться во взглядах на ученика, понять и принять задачу общего развития школьников, а не только их научения. Если бы я по-старому руководствовалась только последней задачей, то, например, Сережа оказался бы вне моих особых забот - читать он умеет, пересказывать тоже, пишет грамотно, значит, все в порядке. Наоборот, Лену я стала бы тренировать дополнительными упражнениями, чтобы продвинуть ее в навыках. Но теперь я знаю - не менее, а, может быть, более важно не дать заглохнуть живому чувству ребенка, его удовлетворенности. А поэтому как не спросить того же Сережу на уроке о прочитанном им «Кавказском пленнике», хотя рассказ и далек от программного материала. Без этого я не предоставлю ему возможности для самовыражения, не обеспечу его движения вперед в соответствии с его возможностями» (Гусева С. А. Содружество ученого и учителя.-М.:- 1991. -С.210).


Содержание образования. Для занковской системы характерно богатое содержание начального образования. «Начальное обучение, - указывал Л. В. Занков, - должно дать учащимся общую кар тину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства». Это положение можно рассматривать как принцип отбора содержания образования. Добавим к этому еще и такую основу создания общей картины мира, как получение детьми непосредственных знаний об окружающем мире. Иначе говоря, в содержание образования включаются и теоретические, и эмпирические знания. Мир в красках, формах, звуках вливается в сознание, в духовный мир ребенка.

Богатство содержания образования достигается, во-первых, за счет включения в учебный план (при обычной часовой нагрузке) в качестве отдельных предметов естествознания (с 1 класса), географии (со II класса); во-вторых, за счет обогащения содержания обычных, общепринятых в начальных классах предметов - русского языка, чтения, математики, трудового обучения, предметов эстетического цикла: в-третьих, за счет изменения соотношения значимости так называемых главных и неглавных предметов (музыки, изобразительного искусства, уроков труда). С точки зрения общего развития нет главных и неглавных предметов. И не меньшее значение, чем продвижение учащихся в овладении орфографическими навыками, счетом, чтением имеет овладение изобразительной деятельностью, приобщение к произведениям искусства, развитие ручных умений, умений наблюдать окружающий мир - всем этим подчас питается процесс овладения навыками; в-четвертых, за счет увеличения удельного веса знаний, получаемых детьми под руководством учителя вне стен школы, во время раз личного рода экскурсий; в-пятых, за счет привнесения в ход урока самостоятельных, личных, житейских наблюдений детей (ученикам предоставляется возможность делиться такими наблюдениями с товарищами, это обогащает урок и благотворно влияет на само ощущение детей в школе); в-шестых, важным элементом содержания образования в занковских классах выступает собственное «Я» ребенка, познание, осознание ребенком самого себя.

Такой подход к отбору содержания образования обеспечивает многообразие видов деятельности детей в процессе обучения. Каждому предоставляется возможность пережить успех не в одном, так в другом виде деятельности.

В ходе экспериментально-педагогического исследования проблемы обучения и развития были сформулированы новые дидактические принципы системы:

Обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности);

Ведущая роль теоретических знаний;

Изучение программного материала быстрым темпом;

Осознание школьниками процесса учения;

Общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.

Эти принципы определяют собой иной подход к отбору содержания образования, иную методику обучения.

Методика обучения. Одно из свойств методики Л.В.Занкова - ее многогранность: в сферу учения вовлекаются не только интеллект школьника, но и эмоции, стремления, волевые качества и другие стороны личности.

Далее Занков выделяет такое свойство, как процессуальность познания, Изучение каждого отрезка учебного курса входит в качестве элемента в изучение другого отрезка, каждый элемент знания вступает во все более и более широкие связи с другими элементами.

Следующее свойство - направленность методики на разрешение коллизий, т.е. встречающихся в ходе изучения материала столкновений знаний, их противоречивости. Самостоятельное, конечно, при направляющей роли учителя, разрешение детьми коллизий служит возбуждению интенсивной учебной деятельности, а следовательно, и развитию мышления.

Методике присуще свойство вариантности. Оно предполагает возможность изменения стиля работы учителя в зависимости от конкретных условий (возможностей) класса. Это может касаться логики изложения материала (развертывание материала и от общего к частному, и от частного к общему), темпа продвижения в освоении программы. Границы изменений определяются вышеназванными дидактическими принципами.

Свойство вариантности проявляется и в отношении к учащимся. Задания и вопросы учителя как на уроке, так и в домашнем задании формулируются так, что они требуют не однозначного ответа и действия, а, наоборот, способствуют формулированию разных точек зрения, разных оценок, отношений к изучаемому материалу.

Особенности организационных форм в системе Занкова заключаются в том, что они более динамичны, гибки. Сами формы остаются те же, но их содержание меняется. Урок, оставаясь ведущей формой организации обучения, приобретает другой характер. Структура урока отходит от стандартных частей - опрос, объяснение нового, закрепление, задание на дом. Урок в соответствии с принципом обучения на высоком уровне трудности может начаться с совершенно нового для учащихся вопроса, связь которого с прежним опытом учащиеся осознают самостоятельно или с помощью учителя (при соблюдении меры трудности). Развертываться урок может в виде постепенного углубления в тему, чему способствует привлечение материала как из пройденных тем (чем одновременно обеспечивается и их повторение), так и из непройденных.

На уроке меняется соотношение удельного веса речи учителя и учащихся. При традиционном обучении нередко можно наблюдать такую картину, когда львиная доля времени заполнена речью учителя - повторы вопросов, повторы ответов учеников, подсказывающее начало ответа (учителю не удается выдерживать паузу. ждать, когда ученик соберется с мыслью), различного рода, как правило, ненужные слова, побуждающие учащихся к активности («думайте, думайте», «быстрее, быстрее» и т.п.), объяснения, вы воды, делаемые самим учителем. Этого не должно быть у учителя, работающего по системе Занкова. От него требуется большое искусство: сохранив свою ведущую роль, обеспечить свободу само реализации ребенка, создать такие условия, чтобы с первых шагов пребывания на уроке ребенок не боялся высказывать свои, пусть еще незрелые, мысли, свои наблюдения, познания. Для этого очень важно научиться задавать детям вопросы, требующие именно вариантных, а не однозначных ответов. Тогда каждый ученик может найти возможность высказать свои соображения.

Меняется отношение к понятию «дисциплина на уроке». При пробужденной активности детей возможен и рабочий шум, и воз гласы, и смех, и шутка. И это никогда не перейдет в хаос, если все увлечены познанием, настоящим общением.

Исключительно важной организационной формой являются экскурсии. Нельзя считать, что учитель реализует систему Занкова, если он недооценивает роль выхода за стены школы. Экскурсии способствуют убеждению детей в том, что источником познания являются не только книга, слово учителя, но и окружающая действительность - природа, материальная культура, социальное окружение.

Домашние задания рассматриваются также как важная организационная форма обучения. Но они должны быть очень разнообразными, т.е. включать в себя не только тренировку в письме, чтении, решении задач, но и наблюдение за разными объектами, выяснение каких-то вопросов у взрослых, практические поделки и т.п. В силу их разнообразия домашние задания не становятся источником перегрузки.

Исключительно важно учесть такую особенность системы Занкова, как иной подход к выявлению результатов обучения,

В массовой школе основным признано достижение высокой успеваемости. Задача развития остается лишь декларацией. Для самореализации, для выражения каких-то индивидуальных взглядов, оценок, без чего невозможно развитие, просто не остается времени.

В системе Занкова при подведении итогов первостепенное значение придается выявлению того, как дети продвинулись в общем развитии, а не только в усвоении школьной программы: как развивается наблюдательность, мышление, практические действия, эмоционально-волевые качества, потребности, ценностные ориентации. Показатели успеваемости имеют высокую цену лишь в сочетании со столь же высокой оценкой развития. Более того, обучение может быть расценено как высокоэффективное и в том случае, если ученик не достиг высоких показателей в усвоении программы, но сильно продвинулся в общем развитии, например, у него появилось желание учиться, изменилось отношение к коллективу класса, мироощущение.

Второй особенностью подведения результатов обучения является отношение учащихся к оценке, выраженной в баллах, т.е. к отметке. Отметка не исключена, но она не играет той главенствующей роли, которая придается ей в традиционной системе. Отметки не могут выразить всей полноты жизнедеятельности ребенка, они не списываются в урок, который строится на основе принципов общего развития, поэтому в занковских классах они, как правило, не выставляются. Отметки служат лишь инструментом «отражения итогов усвоения школьной программы (в основном по показаниям письменных работ), стимулирующая роль их сведена к нулю. Характерно, что дети в занковских классах не знают, кто у них «отличник», кто «двоечник». Они видят друг в друге человека, личность. И это замечательно!

Одной из ярких черт дидактической системы Занкова являются добрые, доверительные, наполненные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися. Созданию радостной обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением способствует все построение обучения, и прежде всего богатство содержания образования, которое позволяет каждому ученику реализовывать себя в приносящей удовлетворение деятель- обучения также способствуют возникновению положительных эмоций детей. Когда на уроке идет обсуждение новых для детей вопросов, когда предоставляется возможность высказывать различные точки зрения, соглашаться или сомневаться по поводу точки зрения товарища, а подчас отказываться и от своей, приводить свои личные наблюдения, то здесь и происходит общее развитие. Причем в действие вступают косвенные пути развития ребенка: интеллектуальная деятельность питается теми яркими, разнообразными чувствами, которые переживают дети, преодоление трудности в интеллектуальной деятельности порождают чувства успеха, удовлетворенности.

В том же направлении создания благоприятной, комфортной обстановки в классе действует и отсутствие отметок на уроке. Это способствует преодолению внутренней скованности детей, проистекающей, с одной стороны, из-за стремления получить «пятерку», l с другой стороны - из-за страха получить «двойку».

Такова общедидактическая характеристика системы. Она целостна, ее части взаимосвязаны, каждая из них несет в себе функцию, обеспечивающую общее развитие школьников. Исключение любой из них, нарушая целостность, влечёт за собой снижение эффективности системы.

О результативности обучения по системе Л.В.Занкова. Дети, обучаемые по данной системе, характеризуются большим диапазоном индивидуальных различий. Однако для них характерно и не что общее: они эффективно продвигаются в психическом развитии. Их развитие оказывается намного глубже, чем развитие учащихся, обучающихся по традиционной системе. Это можно ви деть на следующем примере.

В классе читают и разбирают басню «Лебедь, рак и щука». Как принято, учитель подводит учеников к осознанию морали басни - плохо быть недружными в деле, действовать несогласованно. Но один из учеников хочет дополнить сказанное. Он со- гласен с выводом, но хочет добавить: «Я думаю, все-таки они могли бы подружиться, ведь они же все водяные» (из наблюдений М. И. Красновой). Какой тонкий нюанс подмечает маленький школьник! Он на своем детском языке конкретным примером выражает общую идею о том, что всегда есть основа для согласия, ее надо искать и найти.

Особенно сильные отличия отмечаются в развитии эмоциональ но-волевых качеств учащихся.

Наблюдает ли ученик что-то или решает мыслительную зада чу, общается ли с другими или выполняет поделку, во всем можно видеть убежденность в правильности предпринимаемых шагов или суждений (это проявляется, например, в рассуждениях вслух при решении той или иной задачи): умение выдвигать предположения, отказываться от них, выбирать новое предположение, неподверженность внешним «провокационным» воз действиям (например, сомнениям со стороны учителя или экспериментатора при решении ребенком какой-либо задачи); способность к длительному внутреннему побуждению к деятельности (например, к длительному рассмотрению объекта наблюдения), что свидетельствует об участии волевых процессов; умение дать словесный отчет о сделанном.

Вместе с тем дети очень чувствительны и могут проявить негативное отношение к формальным требованиям, к формальным запретам, призывам, не вытекающим из реальной ситуации, когда им неясен мотив требуемого от них поведения. Иными словами, дети критичны. С этим связаны нередко возникающие трудности при переходе в средние классы. Нередко возникают ситуации, когда сталкиваются два разных понимания стиля взаимоотношений между учителем и учениками: ученики исходят из привычного для них представления о доверительных) неформально-человеческих отношениях на уроке, учителя, наоборот, - из требований формально-дисциплинарных. (Вот высказывания учеников, отражающие подобные ситуации: «Я поднимаю руку, хочу дополнить, а учительница говорит: "Ты что руку тянешь, я объясняю, а не спрашиваю"». «Я придумал свой вариант решения, а учительница не обратила внимания». И т.д.)

Далее. У школьников, пусть в самых зачаточных формах, возникает такое ценное качество, как способность к рефлексии, причем выражающейся не только в анализе и осознании своей учебной деятельности, своих способов овладения понятиями, что, конечно, важно, но и в способности заглянуть в глубь самого себя, в способности к самопознанию. Это отчетливо проявляется, например, в сочинениях о себе - насколько тоньше, многостороннее эти младшие школьники могут охарактеризовать себя.

С зачатками рефлексии связана способность к самоконтролю, к саморегуляции своих действий, поступков, поведения, причем не только в учебных, но и в житейских ситуациях.

Например, рассказывает учительница: «Недавно на уроке решали трудную задачу. После совместного анализа все начали решать в тетрадях. Вдруг один ученик встает и говорит, что он все-таки что-то не понял. И класс неожиданно как будто сорвался -перебивая друг друга, дети начали объяснять задачу. Тогда встает одна из учениц и громко заявляет: "Ребята, вы что? Неужели вы думаете, что Саша что-нибудь поймет при таком крике?" Все замолкли, а один из мальчиков говорит оторопело: "Правда, что это мы?!" Рассмеялись, расселись по местам, кто-то один стал объяснять. Инцидент был разрешен без моего участия».

Сами дети, сам коллектив класса регулирует свое поведение.

Следующая особенность школьников - тяготение к умственной, интеллектуальной деятельности, и прежде всего к деятельности, связанной с самостоятельным добыванием знаний. Она вызывает у детей яркие интеллектуальные чувства. С этим связана увлеченность детей учением (так трудно достигаемая в обычных условиях обучения).

Особо выделим такую важную ориентацию школьников, как отношение к себе как к ценности. Не в эгоистическом смысле, а в высоком человеческом смысле, когда любовь к себе, отношение к себе как к ценности выступает и как основа чувства собственного достоинства, и как основа понимания другого как ценности, основа дружелюбия, жизнелюбия. Не может человек воспринимать другого как ценность, если он себя таковым не осознает. Через себя человек познает боль и радость другого человека, через понимание себя понимает другого. Недаром библейская истина гласит: возлюби ближнего своего как самого себя. Как жаль, что об этом почти не говорится в современной нашей педагогике.

Основа воспитания такого отношения к себе - в недрах системы обучения. Даже первоначальные наблюдения за детьми в занковских классах убеждают, что в классе каждый - персона, личность, уважающая себя, но и уважаемая другими, уважающая других. Это видно из общения детей на уроке: как внимательно и уважительно слушают каждого! В то же время каждый сам сознает себя личностью, утверждает себя перед коллективом класса. «Как интересно Сережа рассказал, - можно услышать на уроке. - Но я его хочу дополнить». Нередко ученики обращаются к товарищу и напрямую: «Ты, Петя, высказал интересную мысль, но я хочу сказать, что я думаю по-другому». Тут и уважение, и интерес к другому, к его мнению, тут и самоутверждение. Таким образом, создаются условия, когда каждый удовлетворяет свою потребность быть представленным в сознании других. Как показывают психологи (А.В.Петровский и др.), - это важнейшая потребность человека, ее удовлетворение и создает почву для осознания себя как ценности, что, повторяем, является основой понимания и другого как ценности, основой возникновения дружелюбия, жизнелюбия.

Важно подчеркнуть и следующую черту. У детей появляется не только чувство уважения к отдельному человеку, но и чувство со дружества с одноклассниками. Это проявляется в их огромном стремлении к общению, в желании быть вместе, вместе проводить праздники, участвовать в совместных делах. И не только в желании, но и в умении совместно проводить досуг.

Особенности обучения по системе Л.В.Занкова. 1. Установка учителя на задачу общего развития учащихся.

Развитие, по Л.В.Занкову, - это появление в психике ребенка новообразований, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Общее развитие - появление таких новообразований во всех сферах психики - в сфере ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование является плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в ее целом.

В начальных классах задача общего развития ребенка выдвигается во главу угла и рассматривается как основа успешного овладения программным учебным материалом, что должно стать обязательным требованием и в последующих классах.

2. Богатое содержание образования. Детям представляется широкая картина мира на основе ценностей литературы, науки, искусства. Обогащение содержания образования в занковских классах осуществляется за счет:

Обогащения программ общепринятых предметов - русского языка, математики, чтения;

Включения в качестве самостоятельных новых предметов, не свойственных общепринятому начальному обучению, - географии, естествознания, истории;

Изменения соотношения значимости изучаемых предметов; нет «главных» и «не главных» предметов, каждый направлен на общее развитие; -увеличения удельного веса знаний, черпаемых из непосредственного восприятия окружающей действительности, из различного рода экскурсий вне стен класса, школы;

Предоставления возможности учащимся привносить свои личные знания, наблюдения, суждения в ход изучения программного материала.

3. Построение обучения на основе следующих дидактических принципов: обучение на высоком уровне трудности, высокий удельный вес теоретических знаний, быстрый темп изучения программного материала, осознание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся.

4. 4. Отбор содержания дальнейшего образования, что, в свою очередь, обусловливает и отбор методов обучения, направленных на общее развитие учащихся. Такие методы исключают последовательное проведение учащихся по этапам получения знаний: сначала информативный, затем репродуктивный, частично поисковый, а затем только творческий этап. Учащиеся должны изначально включаться в исследовательскую деятельность - во всех случаях, где имеется возможность, осуществлять самостоятельное наблюдение, анализ материала и его осмысление.

5. Внесение изменений в организационные формы обучения. В занковской системе урок остается основной формой организации обучения, сохраняются домашние задания, увеличивается удельный вес экскурсий. Урок благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувств ребенка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися приобретает черты нестандартности, яркости, мобильности. По удельному весу высказываний, конкретных действий на первый план выходят ученики, учитель становится как бы дирижером, усиливается его роль по организации подлинно творческой поисковой деятельности. Домашние задания носят разнообразный, часто индивидуальный характер, это снижает возможность возникновения перегрузки учащихся.

6. Характерный подход к оценке результативности обучения. Изначальная ориентация на оценивание усвоения материала дополняется оцениванием общего развития ребенка. Вторая задача становится приоритетной.

7. Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса коренным образом меняется. Конечно, нужно всемерно сохранять в последующих классах тот стиль взаимоотношений, который складывается на протяжении начального обучения.

Начальное общее образование

Линия УМК Занкова. Литературное чтение (1-4)

Линия УМК Занкова. Математика (1-4)

Линия УМК Занкова. Окружающий мир (1-4)

Линия УМК Занкова. ОРКСЭ (4)

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

«Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии» (Л.С. Выготский)

Педагогические основы системы

Академик Л.В. Занков и его сотрудники – специалисты в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики – открыли закономерности воздействия внешнего влияния на развитие младших школьников. Они доказали, что не всякое обучение способствует оптимальному развитию возможностей ребенка.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Особенности отбора и структурирования содержания учебных курсов

Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний. Тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников У детей XXI в. мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям, мы должны научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее. На смену слушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

Заключение

Наталия Васильевна Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор, автор курсов «Обучение грамоте», «Русский язык», занковка с 1967 года: «Основная задача этой статьи была в том, чтобы показать системность в решении образовательной цели – развитие личности. В таком случае каждый шаг авторов системы и учебников оказывается педагогически оправданным и неслучайным. Мы коротко остановились на следующих компонентах обучения:

1) наличие целостной психолого-педагогической системы обучения, цель которой развитие личности, развитие каждого, что требует индивидуализации процесса обучения;

2) интегрированный характер содержания курсов: а) разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и предметного), б) теоретической и практической направленности, в) изученного, изучаемого и пропедевтического ознакомления с будущим программным материалом, г) интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

3) организация самостоятельной познавательной деятельности на основе интегрированного содержания при сочетании: а) разных уровней мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического, или теоретического), б) разных типов проблемных заданий; в) разных уровней индивидуальной меры помощи (от намекающей до прямой) для успешного выполнения каждым ребенком каждого задания;

4) возможность выбора учеником: а) задания (задания на выбор), б) формы выполнения заданий (парная, групповая, индивидуальная), в) источников получения знаний, г) возможность влияния на ход урока и др.

5) сравнительное изучение результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня;

6) атмосфера взаимодействия: учитель – ученик – ученик – родитель.

Всегда в обучении, которое во главу угла ставит личность ребенка, самое значительное место будет занимать то, что невозможно описать ни в какой методике: свет, тепло и время. Леонид Владимирович Занков наставлял авторов учебников: «Всегда различайте, чему надо учить ребенка, а чему не надо и даже вредно». Он призывал учителя уйти в тень, а процесс обучения строить от ученика.

Выпуская систему в практику, мы (авторы системы и УМК) предлагаем учителю только один ее компонент: тот, который обеспечивает внешнее воздействие на развитие ребенка и лишь создает условия для активизации его внутреннего потенциала. Чтобы эти условия стали реальностью так же, как и потенциальные возможности ребенка, нужен творческий, самостоятельно думающий учитель, который любит свою профессию. Без такого учителя система мертва. Именно такой учитель не допустит, чтобы на его уроке ученик испытывал «три С»: скуку, стыд и страх.

В 2017 году системе развивающего обучения исполняется 60 лет. А в 2016-ом исполнилось 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского и 115 лет со дня рождения Л.В. Занкова.

Праздник-юбилей системы развивающего обучения касается всей нашей школы и педагогической науки, в которую Л.В. Занков так органично интегрировал философию, психологию, физиологию, дефектологию. Ведь в центре педагогической науки – наш ребенок – целостная, очень сложная личность, чья судьба во многом зависит от того, как он проживет свои школьные годы. История системы развивающего обучения Л.В. Занкова – пример ответственного отношения к педагогическим преобразованиям. Мы встали на верный путь – через изучение ребенка, через осмысление требований эпохи, социального заказа – к постоянному совершенствованию системы. Развивающая система должна быть развивающейся. И главный наш вклад за последние годы – это системный подход к разработке методического уровня развивающей системы обучения, что еще в большей мере делает ее передаваемой, возможной к освоению, еще больше приближает к каждому ребенку. Это мы и показываем на наших многочисленных курсах и семинарах как в территориях, так и в Москве.

В познании ребенка, в движении навстречу ему – самое перспективное направление развития системы развивающего обучения. И мы рады идти в этом направлении вместе с учеными, управленцами, методистами и тысячами учителей!»

В советские времена школы пользовались той единственной образовательной программой, которая была установлена для всех и спускалась сверху. Однако в страну пришли годы перемен. Они позволили внести значительные коррективы практически во все сферы жизни общества, в том числе и в систему образования. Именно с 90-х годов было установлено разнообразие школьных программ. И сегодня школы имеют право выбора самых востребованных форм обучения. При этом родители ведут своего ребенка туда, где, как они считают, программа будет наиболее подходить для него.

На чем же остановить свой выбор папам и мамам? В списке самых популярных направлений образовательной системы начальной школы одно из важнейших мест занимает программа Занкова. Она была разрешена к внедрению федеральными государственными стандартами обучения наряду с такими аналогами, как «Гармония», «Школа 2100» и «Начальная школа 21 века». Конечно, идеальных программ, подходящих для каждого из учеников, среди них нет. Именно поэтому каждая из подобных систем имеет свое право на существование.

Об авторе

Леонид Владимирович Занков - это советский академик, профессор, доктор педагогических наук. Годы его жизни - 1901-1977 гг.

Леонид Владимирович являлся специалистом в области педагогической психологии. Его интересовали вопросы, рассматривающие развитие детей. В результате проведенных им работ были выявлены некоторые закономерности, оказывающие влияние на эффективность процесса обучения. В результате и появилась программа Занкова для школьников младших классов. Эта система была разработана в 60-70-х годах 20 в. В качестве вариативной ее ввели с 1995-1996 учебного года.

Суть метода

Программа начальной школы Занкова направлена на всестороннее развитие ребенка. Ученым, в рамках разработанной им системы, были введены такие предметы, как музыка и литературное чтение. Кроме того, Леонид Владимирович изменил программы по математике и русскому языку. Конечно, объем изучаемого материала при этом возрос, в связи с чем период обучения в начальной школе увеличился на один год.

Основная суть идеи, на которой основывается программа Занкова, заключена в ведущей роли теоретических знаний. При этом обучение проводится на высоком уровне сложности. Детям подается большой объем материала с сохранением быстрого темпа его прохождения. Программа Занкова рассчитана на самостоятельное преодоление этих трудностей учениками. Какова при этом роль педагога? Он должен работать над общим развитием всего класса и в то же время каждого из учеников.

Программа системы Занкова направлена, прежде всего, на раскрытие потенциала творческих способностей личности, которые явятся надежной основой для усвоения детьми навыков, умений и знаний. Главная же цель такого обучения заключается в получении учеником удовольствия от познавательной деятельности. При этом «слабые» школьники не подтягиваются до уровня «сильных». В процессе обучения раскрывается их индивидуальность, что дает возможность оптимального развития каждого ребенка.

Рассмотрим подробнее основные дидактические принципы этой системы.

Высокий уровень сложности

Рабочая программа Занкова предполагает обучение на основе поисковой деятельности. При этом каждый ученик должен обобщать, сопоставлять и сравнивать. Конечные его действия будут зависеть от особенностей развития мозга.

Прохождение обучения с высоким уровнем трудности предполагает выдачу заданий, которая будет «нащупывать» максимально возможный предел способностей учащихся. Степень трудности при этом присутствует в обязательном порядке. Однако она может быть несколько снижена в тех случаях, когда это становится необходимо.

Педагогу при этом стоит помнить о том, что у детей грамматически оформленные умения и знания формируются далеко не сразу. Именно поэтому программа Занкова в 1 классе предусматривает категорический запрет на выставление отметок. Как можно оценить пока еще неясные знания? На определенных этапах они и должны быть таковыми, но при этом уже находящимися в чувственном общем поле освоения мира.

Построение нового знания у человека всегда начинается с правого полушария. При этом оно на первых порах обладает формой неясного. Далее осуществляется передача знания в левое полушарие. Человек начинает рефлексировать над ним. Он пытается провести классификацию полученных данных, выявить их закономерность и дать обоснование. И только после этого знание может стать ясным и встроиться в общую систему осознания мира. Далее оно возвращается в правое полушарие и становится одним из элементов знаний конкретной личности.

Программа Занкова (1 класс), в отличие от многих других систем обучения, не пытается заставить первоклашек проводить классификацию еще не осмысленного ими материала. Эти детки пока не имеют чувственной основы. Слова педагога у них отчуждаются от образа, и они пытаются их просто механически запомнить. Стоит иметь в виду, что девочкам это дается проще, чем мальчикам. Ведь у них более развито левое полушарие. Однако при использовании механического запоминания неосмысленного материала у детей закрывается возможность развития целостного и логического мышления. Они подменяются набором правил и алгоритмов.

Изучение точной науки

Применение принципа высокого уровня сложности хорошо прослеживается в программе Занкова «Математика». Данный курс ученый построил на интеграции сразу нескольких линий, таких как алгебра, арифметика и геометрия. Предполагается также и изучение детьми истории математики.

Например, программы Занкова для 2 класса предполагают раскрытие учениками на уроках объективно существующих взаимосвязей, основой которых является понятие числа. При подсчете количества предметов и обозначении полученного результата цифрами дети начинают овладевать умением счета. При этом числа словно сами участвуют в действиях, демонстрируя длину, массу, площадь, объем, время, вместимость и т.д. При этом становится очевидной зависимость между имеющимися в задачах величинами.

Согласно системе Занкова, второклассники начинают использовать числа для построения и характеристики геометрических фигур. Применяют они их и для вычисления геометрических величин. При помощи чисел дети устанавливают свойства производимых ими арифметических действий, а также знакомятся с такими алгебраическими понятиями, как неравенство, уравнение и выражение. Создать представление об арифметике как о науке позволяет изучение истории появления чисел и различных систем нумерации.

Ведущая роль теоретических знаний

Этот принцип системы Занкова вовсе не преследует своей целью заставить ученика запоминать научные термины, формулировать законы и т.д. Большие объемы изучаемой теории стали бы значительной нагрузкой на память и увеличили бы сложность обучения. Напротив, рассматриваемый принцип предполагает то, что в процессе выполнения упражнений ученики должны вести наблюдения над материалом. Роль педагога при этом состоит в направлении их внимания. В конечном итоге это приводит к раскрытию существующих зависимостей и связей в изучаемом предмете. Задача учеников заключается в уяснении определенных закономерностей, что позволит сделать соответствующие выводы. При осуществлении данного принципа программа Занкова отзывы получает как о системе, значительно продвигающей развитие детей.

Быстрый темп обучения

Данный принцип системы Занкова является противостоянием топтанию на месте, когда выполняется целый ряд однотипных упражнений во время изучения одной темы.

По мнению автора программы, быстрый темп обучения не противоречит потребностям детей. Напротив, их более всего интересует познание нового материала, чем повторение пройденного. Однако подобный принцип не означает торопливости получения знаний и спешки проведения урока.

Осознание учебного процесса

Этот принцип является крайне важным в программе Занкова. Он предполагает обращение школьников внутрь себя. При этом возникает осознанность самим учеником протекающего у него процесса познания. Дети понимают, что они знали до урока, и что им открылось на нем в области изучаемого предмета. Подобное осознание позволяет определить наиболее правильное взаимоотношения человека с окружающим его миром. Такой подход позволяет впоследствии развить такую черту личности, как самокритичность. Принцип, предполагающий осознание учебного процесса, направлен в первую очередь на то, чтобы школьники начали задумываться о необходимости получаемых ими знаний.

Целенаправленная и систематическая работа педагога

Этим принципом утвержденная ФГОС программа Занкова подтверждает свою гуманную направленность. Согласно этой системе учитель должен проводить систематическую и целенаправленную работу в направлении общего развития учащихся, в том числе и самых «слабых». Ведь все дети, у которых нет тех или иных патологических нарушений, способны продвигаться в развитии. При этом такой процесс может идти в несколько скачкообразных или, напротив, в замедленных темпах.

По мнению Л.В. Занкова, «сильные» и «слабые» детки должны учиться вместе, внося свою лепту в общую жизнь. Любое обособление ученый считал вредным. Ведь при этом школьники будут лишены возможности собственной оценки на другом фоне, что затормозит их продвижение в развитии.

Таким образом, принципы предложенной Занковым системы полностью согласуются с имеющимися у младшего школьника возрастными особенностями и раскрывают индивидуальные возможности каждой личности.

Учебно-методический комплект

Для внедрения в жизнь программы Занкова создан специальный УМК, учитывающий современные знания об индивидуальных и возрастных особенностях младших школьников. Такой комплект способен обеспечить:

Понимание взаимозависимостей и взаимосвязей изучаемых явлений и объектов, чему способствует сочетание материалов различного уровня обобщения;
- владение понятиями, которые необходимы для получения дальнейшего образования;
- практическую значимость и актуальность учебного материала для школьника;
- условия, позволяющие решить воспитательные задачи в направлении интеллектуального, социально-личностного и эстетического развития учащихся;
- активные формы познавательного процесса, используемые в ходе выполнения творческих и проблемных заданий (дискуссии, опыты, наблюдения и т.д.);
- проведение проектных и исследовательских работ, что способствует росту информационной культуры;
- индивидуализацию обучения, тесно связанную с мотивацией деятельности детей.

Рассмотрим особенности учебников, которые используются при получении знаний детьми по программе Занкова.

Тетради-раскраски

Применяющая программу Занкова школа использует эти учебники для шестилетних детей. Это тетради, выполненные наподобие детских книг, в которых ученики могут раскрасить и нарисовать, словно становясь соавторами и завершая создание книги. Подобные издания весьма привлекательны для малышей. К тому же они обладают принципами учебников. Так, на их страничках можно найти теорию, а также ряд повторяемых и последовательных заданий и методику.

Отсутствие разделов повторения

Развивающее обучение по системе Занкова предполагает постоянное обновление учебной ситуации. Именно поэтому содержание УМК при такой подаче материала должно постоянно обновляться. Авторы создали такие учебники без привычных разделов «Повторение». Однако пройденный материал здесь имеется. Просто он включен в новый.

Вариантность и процессуальность

Программа Занкова в требованиях, касающихся уровня подготовки учеников, выделяет содержание в виде фона, необходимого для усвоения материала. Оно важно для более яркого и глубокого осмысления основ изучаемого предмета. Предполагается, что в следующем учебном году этот фон явится основным содержанием и будет усваиваться с использованием нового фона, необходимость в котором возникнет в будущем. Таким образом, создается база, предполагающая многоразовое использование одного материала длительный период времени. Это позволяет рассматривать его в различных связях и функциях, что приведет к прочному усвоению содержания.

Внутрипредметная и межпредметная интерация

В большинстве учебников, применяемых в программе Занкова, ученикам показываются различные грани окружающего мира. Подобная интеграция вместе с многоуровневым содержанием учебной литературы позволяет включить в ход познавательного процесса детей, обладающих различными типами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Так, при написании материала об изучении окружающего мира в учебниках соединены знания о природе, Земле, а также о культурной и общественной жизни людей в ее историческом развитии.

Освоение чтения и письма

Учебники, созданные для прохождения обучения по программе Занкова, позволяют детям приобрести навыки грамоты с одновременным развитием психофизиологических функций. Все это позволяет быстро и качественно освоить школьникам умения письма и чтения.

Для того чтобы малыши научились хорошо читать, используется звукобуквенный метод. При этом первоклашки, которые проходят свой самый первый и очень трудный период, обучаются с использованием рисунков, схем и пиктограмм. Они разгадывают ребусы, кроссворды и загадки. Из класса в класс задания становятся более трудными. Учебник, который использует программа Занкова для 4 класса, содержит в себе самые сложные слова, изучаемые в начальной школе. Такой постепенный переход дает возможность ученикам самим открывать для себя правила чтения и грамотного написания гласных и согласных букв.

Литературное чтение

Учебники данного направления, используемые программой Занкова, применяют приемы сравнения различных текстов, а именно авторских и фольклорных, научных и художественных, прозаических и т.д. В учебнике для 1-го класса материал подан таким образом, что позволяет формировать у детей осознанное чтение. Ученик постоянно возвращается к пройденному материалу, решая поставленные перед ним задачи, чем создается интерес к исследованию. При этом у детей формируются эстетические эмоции и появляется мотивация к творчеству.

Начиная с 3 класса программа Занкова предусматривает особую структуру учебников. Они содержат в себе различные рубрики с дополнительной информацией. Это позволяет школьнику освоить методику литературного чтения, обращаясь к разным разделам книги («Историческая справка», «Комментарии», «Лента времени», «Консультанты» и т.д.).

Среди наиболее популярных инновационных направлений в образовательной системе важнейшее место занимает так называемая система Занкова. Она была разрешена к внедрению в начальной школе наряду с такими аналогами, как «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа XXI века». Очевидно, что идеальной среди них нет – именно этим обусловлено их огромное количество. Однако все они объединены, в общем-то, схожими целями и даже средствами их воплощения. В официальных документах о каждой из этих систем написаны почти идентичные фразы: программа призвана привить любовь к учебе и труду, научить младшего школьника добывать знания самому, с минимальным участием педагога, развивать личность и ее творческие способности.

Главные отличия программ друг от друга становятся явными не в теории, а на конкретном примере, в деятельности самого педагога, который выбрал тот или иной стиль преподавания и ориентацию. Именно это должно быть ориентиром для родителей в выборе школы и класса, ведь личность учителя будет иметь намного большее влияние, нежели выбранная программа.

Одним из основных тезисов, иллюстрирующих ключевые засады программы Занкова является следующий: знания не преподносятся учителем, а добываются самим учеником. Задача опытного педагога – правильно сформулировать проблему, за решение которого школьник берется самостоятельно, однако, обязательно под мудрым, но не столь значительным руководством учителя.

Истина порождается во время дискуссии – это второй тезис программы Занкова. Из огромного количества мнений, изъясненных за время поиска путей решений проблемы, постепенно находится верный ответ, он же – новая информация, добытое максимально самостоятельно знание. От более сложного в простому – так должен строиться результативный процесс обучения за советским психологом Занковым.

Еще одна отличительная особенность этой системы состоит в быстром усвоении материала и множестве различных упражнений и необычных заданий. Большая скорость и разнообразие создают атмосферу, которая способствует не статическому и унылому изучению чего-либо, а динамичной работе, активному пониманию нового материала. Особенно эффективными видами работы считаются посещение выставок и музеев, походы в библиотеку и другие внеклассные виды занятий.

Отзывы о программе Занкова

Если говорить о том, насколько результаты воплощения основных принципов программы соответствуют тому, как ее расписали в теории на бумаге, окажется, что не все можно воплотить в жизнь. Учитывая многолетний опыт педагогов-практиков, можно выделить несколько основных моментов, говорящих позитивных и негативных сторонах данной программы:

  • программа довольно сложная: большое количество материала отводится для домашней работы, причем ученики сами не всегда в силах ее сделать в полном объеме;
  • кроме неподъемных заданий, учебники, который написаны специально под программу, содержат очень много ошибок и недочетов, что является весомым минусом, перекрывающим плюс – уникальность и развивающий характер заданий;
  • сложность системы дает и весомые преимущества: это хороший подготовительный этап к формированию умения преодолевать препятствия в будущем;
  • многие утверждают, что в каждой из обучающих систем можно найти сложные моменты, и та же программа Занкова содержит их не больше, чем другие;

Как видно, основным препятствием для эффективного осваивания знаний по этой системе является ее сложность. И если ученик «не успевает», то его приходится переводить в более слабый класс с иными, как правило, традиционными методами обучения. Ведь не у всех родителей есть время помогать детям в решении не очень-то легких домашних заданий. С другой стороны, при успешном обучении и максимальном соблюдении вышеупомянутых принципов, школьник будет на сто процентов готов к сложностям, которые ждут его в старшей школе.

Критикуя или расхваливая систему Занкова, необходимо брать во внимание множество субъективных факторов: тревожность родителей, личностные качества педагога, желания и реальные способности школьника. Это направление в психолого-педагогической науке предусматривает то, что школьный класс не будет делиться на «слабых» и «сильных», а у всех детей будет одинаковый стимул добывать знания. Но, как показывает практика, чаще происходит жестокий отбор в так называемые «занковские» классы – классы, где собирают детей, у которых четко выражена способность самостоятельно мыслить и работать. А это уже грубое нарушение принципа личностного подхода к каждому ребенку, который и должен лежать в основе любого направления.

К сожалению, разнообразие уникальных учебных систем, предназначенных для начальной школы, не способно на сегодняшний день разрешить одну из центральных проблем современного образования в школе – личность и процесс обучения. Чтобы создать условия для развития каждого ребенка, школы должны отбирать по истине профессиональных педагогов – людей, которые и покажут настоящие отличия одной системы от другой.

В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670 гг). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.

К поколениям россиян, выросших в XX веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не могла удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.

Каковы основные идеи системы Л. В.Занкова?

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Например, сейчас вы выбираете , учителя, систему обучения. Ваш ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная вашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977 гг).

Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка — его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л. В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии. Длительный массовый эксперимент показал прямую зависимость качества обучения от динамики его продвижения в общем развитии.

Важной особенностью системы Л. В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым". Вот почему, по нашему убеждению, в школе нет "главных" и "неглавных" предметов: каждый из предметов, вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь. Тем самым мы уже ответили на вопрос, кого мы учим в занковских классах — всех детей, начиная с шестилетнего возраста, кому рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

Приведем цитату из нормативного документа Министерства образования РФ "Стандарт начального общего образования" (2004 г.): "Федеральный компонент Государственного стандарта направлен на реализацию личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы". По сути, это та же цель, которую Занков сформулировал почти 50 лет назад. Уже тогда он смог правильно предугадать основные направления в развитии образования третьего тысячелетия. Поэтому сейчас мы можем предложить вашему ребенку проверенную временем, технологически разработанную целостную систему обучения, которая способна учесть именно его конкретные особенности.

Основные отдаленные результаты действия системы — высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями, дополнительные данные — высокие показатели в данных классах по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.

Сами ответьте на вопрос, может ли быть резонным утверждение: "Нас учили по старинке, и я стал достойным человеком. Зачем менять обучение в школе?"

Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?

  1. цель обучения — общее развитие каждого ребенка;
  2. особенности обучаемых;
  3. образовательные стандарты.

Сейчас разработан и рекомендован Министерством образования полный учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы, он стал победителем конкурса на звание "Учебник нового поколения", проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

В соответствии с новой целью обучения отбор и структурирование содержания учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями. При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы исходят из того, что импульсом к началу познания служит удивление. И в соответствии с возрастными особенностями обучаемых в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, у ребенка сформируется аналитическое мышление. Сначала он воспринимает мир целостно. Мы воспользовались этой способностью детей, предоставив для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое. Поэтому на начальном этапе обучения предоставляем ребенку широкую целостную картину мира.

Для иллюстрации приведем примеры из учебников. Задание из учебника русского языка для 2-го класса (начало учебного года): "Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение". (К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки.)

В берлоге живет _____, в гнезде _____, в гнездышке _____, в норе _____, в норке _____, в хатке _____, в логове _____.

"Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни, как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне".

Учитель предлагает закрыть предложение линейкой и открывать и читать его постепенно. Дети улыбаются, ждут секрета.

Ученик 1: В берлоге живет медведь.

Класс выражает согласие, передвигают линейку вправо.

Ученик 2: В гнезде может жить и аист, и ласточка.
Ученик 3: В гнездышке... (замолкает. )
Возгласы: "Нет, не так: в гнезде — аист, он большой, а в гнездышке — ласточка, она маленькая ". Дети смеются, возгласы: вот она ловушка!
Ученик 4: В норе лиса, бобр, волк, мышка.
Ученик 5: В норке...

Опять (назовем по-взрослому) коллизия, столкновение, и вначале в норку уходит мышка, потом в хатку бобр, наконец, в логово волк, а в норе остается только лиса (удивление, улыбки). Дальше дети работали над грамматическими заданиями. В результате они существенно расширили свой словарь, узнав, как называются жилища разных животных; имея представление только о корне слова, они устанавливали, как суффикс меняет смысл слова; наблюдали слабую и сильную позиции гласных в корне. Кто-то выполнил все, а кто-то только часть заданий, но главное, в этом многоаспектном задании свою нишу нашел каждый ребенок.

Когда второклассники подойдут к изучению состава слова и проверяемой безударной гласной, они будут готовы к усвоению этого материала. После его изучения это знание включится в новый материал. Таким образом, обязательное для усвоения содержание проходит через весь учебник и, значит, будет усвоено. Так, в традиционном учебнике дети учатся правильно выбирать букву для безударного гласного звука в 38 упражнениях, а в нашем учебнике — в 56, считая и приведенный пример. Но главное — при работе с заданием появилась эмоция удивления, а за ней последовало открытие.

Мы упомянули и проиллюстрировали примером только две позиции, которые учитывались при отборе и структурировании содержания начального образования. Одна показывает, что мы, взрослые, и наши дети похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а другая — что мы очень разные, например, мы по-разному воспринимаем и оцениваем информацию и реальный мир. Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей. Откажитесь от желания сравнивать со своим школьным опытом современные учебники и манеру преподавания.

Напоминаем, что при всем богатстве и необычности содержания учебников в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае житейской необходимости вы можете перевести своего ребенка на обучение по другой системе, начиная с любого класса. Он легко впишется в новые условия.


Комментировать статью "Система обучения Л. В. Занкова — что это такое? Часть 1"

Программа Занкова. Образование, развитие. программа Занкова. не согласна:от ребенка зависит: моему и Петерсон подходит,но Занков лучше.В этой программе больше возможности творческого развития ребенка,обучение навыкам мышления гораздо эффективнее,чем у...

Обсуждение

честно? лично я ненавижу..нет,не так..НЕ-НА-ВИ-ЖУ программу Занкова..дочка в 3-м классе, более ужасных учебников я еще не видела((Я купила учебники обычной программы,наняла репетитора по матем и русскому языку..капец вообще..
В этой программе ОЧЕНЬ важен учитель,как он сумеет объяснить все детям...
Вообщем-не советую..

Большое спасибо за ответы и ваши мнения!!! :)))

А Занков - это совсем ужас-ужас?. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

Обсуждение

У нас Занков. 2-й класс. Не замечала проблем ни с одним предметом. Д/з ребенок делает быстро и сам, не проверяем. Учительница и мне, и ребенку нравится. Она давно работает по этой программе. Тоже в свое время читала страсти про эту программу. Либо все еще впереди, либо...

Мутная она. Способного ребенка не испортишь, среднему лучше бы что попроще.

Ваше мнение о системе Занкова. Обучающие программы. Образование детей. у нас в классе дети учаться по системе Занкова. Но когда решали отдать дочку в первый класс определяющим фактором был конечно же учитель, а не система. Система Занкова. Образование, развитие.

Обсуждение

у нас в классе дети учаться по системе Занкова. Но когда решали отдать дочку в первый класс определяющим фактором был конечно же учитель, а не система. Так получилдось, что одна из сильнейших учителей учит по этой системе. Есть статистика: три ее предыдущих выпуска - самые сильные по успеваемости в школе. Дети - победители разных олимпиад тоже из числа ее бывших учеников. Трудно сказать, что это система или учитель. Возможно все вместе.
Мое мнение, что надо выбирать учителя.

Думаю, что все как всегда зависит от учителя. Мой учился по обычной системе в 1 кл, во 2, перешел в школу, где Занков. Я ни чего особенного не заметила. Т.е. если бы мне администрация школы не сказала что у них Занков, ни чего бы такого не заметила. Мне кажется больше разница в том по каким учебникам учат, какие предметы преподают и на сколько сильно они нужны ребенку. Кстати сказать, разные школы в которых говорят что учат по Занкову, учат тоже все по разным учебникам наверное это и должно быть определяющим, ну и личность учителя конечно.

Программа Занкова. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Раздел: Образование, развитие (У ктого дети занимаются по программе Занкова, скажите пожалуйста: Это программа сильная, гимназическая?)

Обсуждение

Сложно говорить про программу. Здесь важен учитель. Нам повезло, учительница старается все разобрать в классе (методически правильно, а не как нам объясняли в детстве).
По русскому Нечаевские учебники гараздо интереснее и сильнее Поляковой. Мне нравится работа на опережение. Во 2 кл. они касались дополнения, а в этом году уже изучают основательно. Не нравится только, что надо менять ручки. Но нам разрешили просто подчеркивать зеленой ручкой.
Часто задания по математике (Аргинская) формулируются так, что взрослый с трудом разберет. Но сейчас, в 3 классе, уже легче. Учительница старается выбирать из учебника более понятные для самостоятельного выполнения ребенком, да и ребенок наверно уже научился понимать, что имеется ввиду.

14.02.2006 17:33:14, Ирины

У меня ребенок занимается по Занкову. Что Вам сказать..... Если честно, то я бы г-на Занкова придушила собственными руками....
А елси серьезно - на мой взгляд - крайне плохо обоснованная методологически, нелогичная, перегруженная ненужными и недогруженная нужными знаниямим, и - пожалуй, самое главное - крайне плохо масштабьируемая, то есть очень сильно зависящая от применяющего учителя программа.... Я очень недовольна.

система Звонкова. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Это система Занкова,наверное.Мы только нчали по ней учиться.Я просмотрела выданные нам прописи и учебники,кое-что вместе с ребенком.Там все задания какие-то неоднозначные.То есть имеют...

Обсуждение

Вы что начали заниматься только с 3 класса??? А предыдущие 2 года работали по другой программе?
Или вы учились 2 года по Занкову, а узнали только сейчас?
Сама система не плохая, много интересного, но как и любая система, не идеальна. Там много зависит от учителя. Она и строится на правильной работе с детьми. А если учитель перекладывает эту работу на родителей, то результат будет не аховый (конечно если родитель не является специалистом). Естественно, система подходит не для всех деток, учит искать, а не выполнять по образцу. Очень мне нравится их русский (изучают постепенно, уже в первом и втором классах говорили о существительных и глаголах, а в третьем уже окончательно будут изучать). Тема дается с опережением, но от детей не требуют это четко знать. А к моменту изучения уже почти все знают, информация отложилась. Сыну очень нравится окружающий мир. Мне нравится именно разноплановость учебника.

15.09.2005 11:20:14, Ирины