Служебные союзы в русском языке. Служебные части речи: союзы

Слово «союз» является калькой с латинского “conjunction” – это неизменяемое служебное , которое является формальным средством соединения синтаксических единиц.

Чести некоторых составных союзов («не только… но и», «как… так и») находятся при разных однородных членах предложения или в разных предложениях, входящих в состав сложного.

Состоящие из одного называются простыми: «и», «а», «но», «или», «да», «как», «либо», «что», «будто». А союзы, представляющие собой комбинацию знаменательных и незнаменательных слов, являются составными. Например: «между тем как», «то есть», «как только», «несмотря на то что», «ввиду того что», «в то время как», «по мере того как» и другие.

Союзы подразделяются на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы передают равноправные, независимые отношения между однородными членами или частями сложного. Например: «Дом стоял на возвышенности, и оттуда открывался широкий вид». В этом сочинительный союз «и» связывает 2 простых предложения в составе сложного. А в предложении: «Легкий ветер, то утихал, то просыпался вновь» - союз «то… то» связывает однородные члены предложения.

Подчинительные союзы передают неравноправные, зависимые отношения между частями сложного предложения. К примеру: «Нам хотелось (чего?), чтобы скорее» (придаточное изъяснительное). Или: «Книга выйдет (при каком условии?), если она будет принята издательством» (придаточное условия).

Виды сочинительных и подчинительных союзов

Делая морфологический разбор союза, необходимо указать его значение и морфологические признаки (сочинительный или подчинительный; неизменяемое слово), а также обозначить его синтаксическую роль.

Сочинительные союзы подразделяются на:

1) Соединительные, к которым относятся «и», «да», «не только… но и», «как… так и». Например: «Как , так и сегодня идет снег».
2) Противительные: «но», «а», «да» (в значении «но»), «зато», «однако же». К примеру: «Мы в разных странах рождены, но все мы не хотим войны!»
3) Разделительные, к этой группе относятся союзы «или», «либо», «то… то», «не то… не то». Например: «То справа, то слева гул падающих деревьев».

В свою очередь, подчинительные союзы делятся на:

1) Временные: «когда», «прежде чем», «пока», «лишь». Например: «Мы еще спали, когда раздался телефонный ».
2) Изъяснительные, к этой группе относятся: «что», «чтобы», «как» и другие. К примеру: «Он говорил, что его навестил друг».
3) Причинные: «так как», «потому что», «благодаря тому что». «Так как солнце село, стало зябка».
4) Условные: «если», «раз», «как скоро», «ли», «если бы». К примеру: «Если бы вы только захотели, если бы вы только знали».
5) Уступительные: «хотя», «несмотря на то что». «Хотя уже наступило утро, город еще спал».
6) Целевые: «чтобы», «с тем чтобы», «для того чтобы». Например: «Чтобы полюбить музыку, надо ее слушать».

Служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного. В зависимости от своей роли союзы делятся на сочинительные и подчинительные .

Сочинительные союзы могут связывать:

а) однородные члены в простом предложении: Звёзды меркнут и гаснут (Н. Некрасов); То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский);

б) равноправные простые предложения в составе сложного (сложносочинённого): Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве (И. Тургенев); То дождь зарядит с утра, то вдруг мокрый снег полетит.

Подчинительные союзы связывают в составе сложного (сложноподчинённого) предложения такие простые предложения, из которых одно подчинено по смыслу другому, т.е. от одного предложения (главного) можно поставить вопрос к другому (зависимому): В сотый раз я пожалел, ( о чём? ) что не родился художником (К. Паустовский); Надо поставить свою жизнь в такие условия, ( какие? ) чтобы труд был необходим (А. Чехов).

Также союзы делятся на простые (состоят из одного слова: а, и, но, или, как, когда, едва, чтобы) и составные (состоят из нескольких слов: ввиду того что, вследствие того что, несмотря на то что, для того чтобы).

Группы сочинительных союзов

Группа Соединительные Противительные Разделительные
и, да (= и), не только…но и, как…так и а, но, да (= но), однако (же), зато или, или…или, либо, то…то, не то…не то
Связывает однородные члены Не только в июле, но и в августе стоит тёплая погода. Я не отдохнул, зато успел подготовиться к зачёту. Это надо сделать или сегодня, или завтра.
Связывает равноправные предложения Не только дети играли в футбол, но и взрослые охотно к ним присоединились. Весь день было жарко, зато вечером началась сильная гроза. Или ты выполнишь обещание, или тебе не будут больше доверять.

Иногда выделяют также группу присоединительных союзов (тоже, также, да и, причём, притом: присоединяют дополнительную информацию ) и группу пояснительных союзов (то есть, а именно, или в значении то есть).

Группы подчинительных союзов

Группа (вопрос от главного предложения) Пример
1. Причинные (почему?) Потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, в связи с тем что Благодаря тому что в долине хорошие леса, там сохранились и звери.
2. Целевые (зачем?) Чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, дабы Для того чтобы соединиться с товарищами, нам нужно переплыть реку.
3. Временные (когда?) Когда, едва, лишь, лишь только, пока, прежде чем, после того как, в то время как Лишь только я вошёл, часы пробили восемь.
4. Условные (при каком условии?) Если (бы), раз, ли, как скоро, коли, ежели, когда, коль скоро Когда бы не было в мире зависти, не было бы и войн.
5. Сравнительные (как?) Как, будто, словно, как будто, точно, подобно тому как Природу надо беречь, как мы бережём свою жизнь.
6. Изъяснительные (вопрос косвенного падежа) Что, чтобы, как Все просили его, чтобы он спел. Ей часто говорили, что она очень хороша.
7. Уступительные (вопреки чему?) Несмотря на то что, как ни, хотя, даром что Как ни грустно, а надо расставаться.

    СОЮЗ, часть речи служебное слово (см. СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА), выполняющее синтаксическую функцию соединения слов, предложений или их частей и указывающее на характер отношений между ними, напр. соединительный («и»), противительный («но»),… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    часть речи - ▲ вид слово части речи грамматические виды слов. заменательные слова части предложения. знаменательные части речи. имена глагол наречие. адвербиальный. адвербиализация. служебные слова. служебные части речи. союз. уступительный союз.… … Идеографический словарь русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, оттенки в предложение или служит для образования форм слова. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц … Википедия

    Причастие самостоятельная часть речи или особая форма глагола. Причастия есть, например, в русском и венгерском языках, а также во многих из эскимосских языков (сирениксий ). Причастие самостоятельная часть речи, обладающая как признаками … Википедия

    Наречие это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца… … Википедия

    Союз: Союз политическое, государственное, семейное или иное объединение (напр., Советский Союз, Австралийский союз, брачный союз). Союз одна из организационно правовых форм некоммерческих организаций (напр., Российский союз… … Википедия

    Муж. соуз, ·стар. взаимные узы, связь, скрепа, соединенье, смык, сцепленье; | союзы мн. у сапожников, кожаная нашивка вкруг передов сапожных, коли они пробиты, для прочности. | Союз, ·в·знач. тесной связи меж людей, дружба, товарищество, условное … Толковый словарь Даля

    СОЮЗ, часть речи служебное слово, употребляемое для соединения слов, предложений или их частей и указывающее на характер отношений между ними, например соединительный (и), противительный (но), разделительный (или) союз … Современная энциклопедия

    Часть речи служебное слово, выполняющее синтаксическую функцию соединения слов, предложений или их частей и указывающее на характер отношений между ними, напр. соединительный (и), противительный (но), разделительный (или) союз … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Практическая грамматика на уроках русского языка В 4-х частях. Часть 4 , Зикеев А.Г.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической,…
  • , Зикеев Анатолий Георгиевич. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…
  • Практическая грамматика на уроках русского языка: учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В 4-х частях. Часть. 4. Служеб , А. Г. Зикеев. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…

Союзы бывают:

  • простые - состоящие из одного слова (то, как, чтобы, когда и т.п.);
  • составные - состоящие из двух и более слов (ввиду того что, в то время как, в связи с тем что и т.п.).

Союзы делятся на:

  • сочинительные - связывают однородные члены и равноправные простые предложения в составе сложного (и, то);
  • подчинительные - связывают в сложноподчинённом предложении простые предложения, из которых одно подчинено второму по смыслу (чтобы, когда, потому что).

Сочинительные и подчинительные, в свою очередь, делятся на группы.

Сочинительные:

  • соединительные - и, да (в значении и), не только..но и, как..так и;
  • противительные - а, но, да (в значении но), однако даже, зато;
  • разделительные - или, или..или, либо, то..то, не то..не то.

Подчинительные:

  • причинные - потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что и др.;
  • целевые - чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы и др.;
  • временные - когда, лишь, лишь только, пока, едва и др.;
  • условные - если, раз, как скоро и др.;
  • сравнительные - как, будто, словно, как будто, точно и др.;
  • изъяснительные - что, чтобы, как и др.;
  • уступительные - несмотря на то что, хотя, как ни и др.

Примеры

Подчинительные союзы

Причинные
Мы все должны любить своё отечество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет (А.Н. Толстой).
Целевые
Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать (Д. Шостакович).
Временные
Всё было готово, когда в конце коридора появилась знакомая сутуловатая фигура учителя (Н. Гарин-Михайловский).
Условные
Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали! (А. Фадеев).
Сравнительные
Природу надо беречь, как мы бережём самую жизнь человека (К. Паустовский). Густой туман, точно вата, лежал по всему лесу (В. Арсеньев).
Изъяснительные
Владимир с ужасом увидел, что он ехал в незнакомый лес (А. Пушкин).
Уступительные
Неодолимая, хотя тихая сила влекла меня (И. Тургенев). В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то, что солнце поднялось (А. Чехов).

Сочинительные союзы

Соединительные
Звёзды меркнут и гаснут (Н. Некрасов). Ещё трава полна прозрачных слёз, и гром вдали гремит раскатом (А. Блок). Вода - не только самая распространённая, но и самая важная в природе жидкость (И. Петряков).
Противительные
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора (Ф. Тютчев). Горячее лицо с тоской искало ветра, да ветра-то не было (И. Тургенев).
Разделительные
Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена, или дремлешь под жужжаньем своего веретена? (А. Пушкин). Несутся клубы не то тумана, не то мелких брызг (С. Михалков).

Тема урока: Союз как часть речи.

Тип урока: вводный урок

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления

учебного материала, применение его в знакомой и

новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения

системы знаний и умений средствами технологии

развивающего обучения.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное развивающее

обучение.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,

индивидуальная, коллективная.

Приёмы контроля: устный, письменный.

Форма контроля знаний: индивидуальный, текущий.

Аппаратное и программное обеспечение: учебник, мультимедийный

компьютер, интерактивная доска, экран.

Цели по содержанию урока:

Обучающие: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении; о союзных словах, их роли в предложении и отличии от подчинительных союзов; научить обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать; определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них; правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

Развивающие: развивать навык грамотной устной и письменной связной речи, аналитическое и логическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств; развивать общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать в детях интерес к данной теме, истории русского языка, дружелюбие, внимательность к людям, толерантность.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок, внимание, Хорошо, что все без опоздания.

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас посмотреть на гостей и подарить им улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне.

2. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Я предлагаю вам задание на логику. Вы видите 4 картинки, которые объединены одним словом. Вы уже догадались, какое это слово? (Союз) Правильно. А какое еще значение имеет слово союз? (Это часть речи) Совершенно верно! Давайте откроем рабочие тетради и запишем тему урока.

Теперь займемся постановкой целей урока. Скажите, пожалуйста, вы уже знаете что-нибудь о союзе? Тогда первым делом нам нужно повторить. Но вы также знаете, что с каждым годом мы узнаем все больше и больше нового и интересного, поэтому нам нужно узнать., закрепить. а потом и проверить.

3. Фронтальный опрос.

Учитель: Начнем с повторения. Какую часть речи мы называем союзом? (Союз - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения)

Учитель: Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения)

4. Просмотр видео. Беседа.

Учитель: Давайте просмотрим видео и запишем в тетрадь для правил схему, которую оно содержит. Вопросы. Какими бывают союзы по строению? А по употреблению? Что вы узнали о сочинительных союзах? Что вы можете рассказать о подчинительных союзах?

5. Слово учителя.

Учитель: Не все знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И . Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений. Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз И . На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Учитель: А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из произведения А.С. Пушкина.

Читает ученик.

Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его. И царский пир его прекрасен.

(Поэма А.С. Пушкина "Полтава")

Учитель: Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и)

Учитель: Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

6. Закрепительные упражнения.

Учитель: Верно. А еще сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные - части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.

Учитель: Внимание на доску. (читает ученик)

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю отпущенную мне жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а, может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы )

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

Учитель: Верно. Назовите союзы и их морфологические признаки. (Называют, записывают)

Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”.)

Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? Аргументируйте свой ответ. (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)

Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать все эти качества? (Толерантность)

Учитель: Верно. Молодцы. Немножко из истории… в XVIII-XIX веках во Франции жил некто Толейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие “толерантность ”.

Учитель: Толерантность - это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

7. Физминутка.

Учитель:

Вижу я, что вы устали, Позову Весельчака. Проведёт он физминутку, Всем понравится она.

Физминутка. (Танцевальные движения)

Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.

2. , (потому что)

Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.

Учитель: Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. Вспомнили и назвали морфологические признаки союза.

7. Самостоятельная проверочная работа.

Теперь вам предстоит небольшая самостоятельная работа. Давайте откроем учебники на стр. 183 и выполним упражнения. 1 вар - упр. 425, 2 вар - упр. 427.

8. Игра «Путаница»

Ребята, давайте поиграем в игру «Путаница». На экране вы видите пословицы, но начало и конец у них перепутались, вам нужно собрать пословицы. Я раздам вам листочки, на которых вы и запишете правильные пословицы, указывая в них союзы. Как мы выделяем союзы в предложении?

9. Итог урока.

Учитель: Какая была тема урока? Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Какие виды работы мы выполнили? Как вы считаете, мы достигли цели урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

10. Рефлексия

Учитель:

А сейчас я попрошу, чтобы вы сами оценили себя и свою работу на уроке. Для этого нам нужно вспомнить фразеологизмы. Например, спустя рукава, не покладая рук, как белка в колесе, засучив рукава, в поте лица, ни в зуб ногой, пропустить мимо ушей, как свои пять пальцев и т.д. Свои ответы записывайте на листочки и сдавайте их.

Оценки за работу на уроке.

11. Домашнее задание.

Упражнение 1 вар - 430, 2 вар - 431, пар 52, стр. 182.

Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минутку, Восстановим зоркость глаз И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Нет печали, нет тревог. Потрудились славно дети, Завершается урок.