Сочинение на тему Судьба и измена первой любви в рассказе И. Бунина «Темные аллеи

(375 слов) Когда зарождается любовь, вы не вправе выбирать, какой ей быть. Вам не предугадать конец или хотя бы середину того пути, что предстоит пройти вместе с этими чувствами. Она может обернуться счастьем или трагедией, но какой бы она не оказалась — она всегда поистине прекрасна. Но эта красота зиждется на твердом основании – верности, без которой невозможно по-настоящему полюбить.

В рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи» находятся противоположные примеры, что помогут нам проверить данное утверждение на подлинность. Чувства Надежды к Николаю Алексеевичу не исчезли даже после того, как он ее бросил. Главным доказательством ее чистой любви является то, что она не смогла выйти замуж за другого мужчину. Если бы она сделала это, ее эмоции были бы сведены нами к банальному увлечению молодости, ведь какая же это роковая страсть, если человек спокойно заменил ее на другую? Но Надежда выбрала жизнь в одиночестве, и лишь спустя тридцать лет вновь встретила того, ради кого сделала этот выбор. Надежда все ещё помнит и свою любовь, и свои обиды. Внутри неё томятся боль и разочарование, но даже они не в силах поколебать ее преданность тем чувствам, которые так жестоко ее обманули. Однако она счастлива тем, что почувствовала и пронесла через всю жизнь настоящую, искреннюю, чистую страсть.

Вторым примером является Николай. Он тоже не был равнодушен к Надежде, но его отношение к ней, скорее, потребительское. Он получил, что хотел, и не чувствовал себя ответственным за ту, кого приручил. Вскоре он увлекся другой женщиной и даже искренне полюбил ее, ведь она была представительницей его сословия, а Надя – простой крестьянкой, которую не представишь друзьям и родителям. Казалось бы, он даже не предал, а нашел настоящую любовь и остепенился, но смог ли он построить счастье после того, как разрушил чью-то жизнь? Нет. Он тоже стал жертвой измены самого дорогого человека. Нельзя сказать, что это как-то связано с его прошлым, наоборот: стоит пожалеть его, ведь он понял, как сильно виноват перед Надей. Кроме того, несмотря на пережитое, он не познал настоящей любви: пока он жалуется и сетует на обман, женщина не винит его и не унижается до жалоб.

Таким образом, человек, который изменяет, лишает себя способности действительно сильно любить. Это чувство не может жить в сердце, развращенном предательством. Конечно, порой трудно избавиться от соблазна, но одно воспоминание о любви, чистой и страстной, стоит того, чтобы хранить верность всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 году в предвоенной Франции, возвращает нас в Россию начала ХХ века, в то время, о котором у Бунина остались только печальные воспоминания. Но при этом писатель рассказывает историю, которая могла бы произойти в любое время и в любой стране. Ведь люди продолжают влюбляться и уходить от возлюбленных, ссылаясь на то, сложилась жизнь.

Герой рассказа, еще будучи молодым помещиком, соблазнил красивую крестьянскую девушку Надежду, а затем бросил ее, считая этот роман обычным приключением. Прошли годы. Николай Алексеевич служил, женился, растил сына. И вот спустя годы он оказался проездом в тех местах, где прошла его молодость. В хозяйке заезжей избы герой внезапно узнает Надежду. Так встречаются через тридцать лет еще бравый военный и властная, сдержанная женщина, умеющая и копейку добыть, и постоять за себя. Она тоже постарела, но еще отчасти сохранила прежнюю красоту и стать. Герои вспоминают молодость, давно улетевшее юное счастье. Оказывается, Надежда пронесла любовь к Николаю Алексеевичу через всю жизнь. Она не вышла замуж, потому что так и не смогла забыть своего Николеньку. И до сих пор она не простила ему давнего предательства: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не бывало. Оттого-то и простить мне вас нельзя». Ведь было не только взаимное влечение юных горячих тел, было и душевное притяжение — и стихи о «темных аллеях», и восторг, и нежность. Оказывается, помнит об этом и Николай Алексеевич. В свое оправдание он признается, что тоже с той поры никогда не был счастлив: «Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительнее, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

Рассказ пронизан сожалением об утраченном счастье. Получается, герой мгновения счастья, но остался ни с чем. Надежда — однолюб, ей выпало нести через всю жизнь свою поруганную любовь. Кто же виноват в том, что их счастье разбилось? Бунин говорит нам о том, что всякий человек навсегда закован в цепи тоски, пошлости, обыденной жизни. Для блестящего барина это разница в социальном положении, честолюбивые мечты. Ведь останься он с Надеждой, пришлось бы распрощаться с блестящей военной карьерой: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Даже сейчас, в нынешнем одиночестве, подобная ситуация кажется ему невозможной, недопустимой. И Николай Алексеевич уже стыдится своего порыва: «Со стыдом вспоминал он свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». Герой не способен пожертвовать ради любимой женщины ни положением в обществе, ни карьерой. Поэтому любовь ушла, оставив на всю жизнь не только память о настоящем счастье, но горечь вины и сожаление об утрате.

(375 слов) Когда зарождается любовь, вы не вправе выбирать, какой ей быть. Вам не предугадать конец или хотя бы середину того пути, что предстоит пройти вместе с этими чувствами. Она может обернуться счастьем или трагедией, но какой бы она не оказалась - она всегда поистине прекрасна. Но эта красота зиждется на твердом основании – верности, без которой невозможно по-настоящему полюбить.

В рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи» находятся противоположные примеры, что помогут нам проверить данное утверждение на подлинность. Чувства Надежды к Николаю Алексеевичу не исчезли даже после того, как он ее бросил. Главным доказательством ее чистой любви является то, что она не смогла выйти замуж за другого мужчину. Если бы она сделала это, ее эмоции были бы сведены нами к банальному увлечению молодости, ведь какая же это роковая страсть, если человек спокойно заменил ее на другую? Но Надежда выбрала жизнь в одиночестве, и лишь спустя тридцать лет вновь встретила того, ради кого сделала этот выбор. Надежда все ещё помнит и свою любовь, и свои обиды. Внутри неё томятся боль и разочарование, но даже они не в силах поколебать ее преданность тем чувствам, которые так жестоко ее обманули. Однако она счастлива тем, что почувствовала и пронесла через всю жизнь настоящую, искреннюю, чистую страсть.

Вторым примером является Николай. Он тоже не был равнодушен к Надежде, но его отношение к ней, скорее, потребительское. Он получил, что хотел, и не чувствовал себя ответственным за ту, кого приручил. Вскоре он увлекся другой женщиной и даже искренне полюбил ее, ведь она была представительницей его сословия, а Надя – простой крестьянкой, которую не представишь друзьям и родителям. Казалось бы, он даже не предал, а нашел настоящую любовь и остепенился, но смог ли он построить счастье после того, как разрушил чью-то жизнь? Нет. Он тоже стал жертвой измены самого дорогого человека. Нельзя сказать, что это как-то связано с его прошлым, наоборот: стоит пожалеть его, ведь он понял, как сильно виноват перед Надей. Кроме того, несмотря на пережитое, он не познал настоящей любви: пока он жалуется и сетует на обман, женщина не винит его и не унижается до жалоб.

Таким образом, человек, который изменяет, лишает себя способности действительно сильно любить. Это чувство не может жить в сердце, развращенном предательством. Конечно, порой трудно избавиться от соблазна, но одно воспоминание о любви, чистой и страстной, стоит того, чтобы хранить верность всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

84 года назад Иван Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Во многом он был этому обязан своей супруге, Вере Муромцевой, которую называют идеальной писательской женой, создавшей все условия для творческой реализации мужа. Однако на церемонии награждения с ним рядом стояла не только она, но и ее молодая соперница, поэтесса Галина Кузнецова. Долгие годы Вера Бунина мирилась с ее присутствием в их доме, прекрасно понимая абсурдность и драматизм ситуации. Но у нее были на то свои причины.

Вера Николаевна Бунина (Муромцева)


Вера Муромцева стала третьей женой писателя. На тот момент ему было 36 лет, ей – на 10 лет меньше. Спокойная, рассудительная и уравновешенная Вера не была похожа ни на одну из тех женщин, которыми Бунин увлекался раньше. Ее сдержанность многим казалась холодностью и отстраненностью, но на самом деле это было продиктовано воспитанностью – Вера выросла в аристократической семье и получила хорошее образование. По ее признанию, она «никогда не хотела связывать своей жизни с писателем. В то время почти о всех писателях рассказывали, что у них вечные романы и у некоторых по нескольку жен».

Они познакомились в 1906 г., а в следующем году отправились вместе в путешествие по странам Востока – Египту, Сирии и Палестине. С этой поездки и началась их совместная жизнь, хотя официально они стали мужем и женой только в 1922 г. Их первые годы были счастливыми и безмятежными – Бунин много писал, она всегда находилась рядом, умея при этом быть незаметной.

Вера и Иван Бунины


Осень и зиму 1917-1918 гг. Бунины провели в Москве, где «мимо их окон вдоль Поварской гремело орудие», а весной уехали в Одессу. Революционных событий писатель не принял, и через полгода они отправились в Константинополь, а оттуда – в Париж. Бунин говорил Вере Николаевне, что «он не может жить в новом мире, что он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что поэзия только там, а в новом мире он не улавливает ее». Больше на родину он не вернулся никогда.

Вера и Иван Бунины


Бунины поселились в Грассе, на юге Франции. Только здесь, спустя 16 лет совместной жизни, они наконец обвенчались. Однако в их отношениях наступило заметное охлаждение. А в 1927 г. разразилась драма, которая имела катастрофические последствия для всех ее участников. Бунин познакомился с поэтессой Галиной Кузнецовой, которая была моложе него на 30 лет, и влюбился без памяти. Девушка ответила ему взаимностью, ушла от своего мужа и поселилась в доме писателя. Бунин тогда сказал супруге: «Галя – моя ученица. Я буду учить ее писать стихи».

Галина Кузнецова, 1934 и 1931 гг.


Вера Николаевна прекрасно понимала, какие отношения связывают ее мужа с Галиной Кузнецовой. Но она также знала и о том, что Бунин не может оставить ее саму и обходиться без ее молчаливого участия, заботы и дружеской поддержки. Поэтому Вера поступила так, как в ее ситуации вряд ли бы повела себя хоть одна женщина: она гостеприимно приняла в своем доме молодую соперницу и стала жить с ней рядом под одной крышей. Этот странный союз просуществовал 7 лет. В 1929 г. Вера Бунина записала в дневнике: «Я вдруг поняла, что не имею права мешать Яну любить, кого он хочет… Только бы от этой любви было ему сладостно на душе».

Писатель, источником вдохновения для которого часто служили личные драмы


В эмигрантской среде эта скандальная ситуация вызывала много кривотолков. Многие обвиняли Бунина в безнравственности и сумасшествии. Некоторые укоряли Веру Николаевну, за то, что позволила так с собой обойтись и смирилась с таким положением вещей. Единицы могли понять ее и восхищались ее поведением. Так, Марина Цветаева писала: «Вера стерпела – и приняла. Все ее судят, я восхищаюсь. Бунин без нее, Веры, не может – значит осталась: поступила как мать…». Сам же писатель на вопрос о том, любит ли он свою жену, отвечал: «Любить Веру? Это все равно, что любить свою руку или ногу». А для творчества нужны были совсем другие чувства.

И. Бунин, Г. Кузнецова, В. Бунина, Л. Зуров. Грасс, 1932


Атмосфера в доме была очень нездоровой: все обо всем знали, но соблюдали внешние приличия. И так длилось до тех пор, пока Галина не ушла от писателя… к другой женщине. Ее сердце покорила оперная певица Марга Степун, и их отношения зашли так далеко, что они решили жить вместе. А поскольку ни денег, ни жилья у них не было, они поселились в доме Буниных. С тех пор жизнь всех обитателей этого дома превратилась в сущий ад. Любовный треугольник стал многоугольником. К тому же с 1929 г. в доме Буниных жил писатель-эмигрант Леонид Зуров. Он был безответно влюблен в Веру Николаевну, она же воспринимала его, как сына, из-за чего он неоднократно пытался покончить с собой. Бунин сходил с ума от ревности и был на грани помешательства, но именно тогда он создал прекрасный цикл рассказов «Темные аллеи».

Слева – Галина Кузнецова, Иван Бунин и Вера Муромцева. Справа – Иван Бунин, Марга Степун, Леонид Зуров, Галина Кузнецова (сидит)


Марга и Галя покинули Грасс только в 1942 г. Остаток жизни они провели вместе в Америке и Европе. А Вера Николаевна все так же преданно и нежно заботилась о своем постаревшем муже. Она оставалась с ним до самой его смерти в 1953 г. и однажды записала в своем дневнике: «Ян третьего дня сказал, что не знает, как переживет, если я умру раньше него…» И добавила: «Господи, как странна человеческая душа». Она пережила мужа на 8 лет и не переставала его любить до последних дней.

Этим событиям посвящен фильм А. Учителя *Дневник его жены*, 2000

Сочинение

Иван Алексеевич Бунин - один из лучших писателей России. Его первый сборник стихотворений вышел в 1881 году. Написаны рассказы «Танька», «На край света», «Вести с родины» и другие. В 1898 году выходит новый сборник «Под открытым небом». В 1901 году - «Листопад», получивший Пушкинскую премию.

К Бунину приходят признание и популярность. Он знакомится с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким. В начале 1900-х годов написаны рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны», «Захар Воробьев» и другие. В них запечатлена красота русской природы, трагедия нищего, обездоленного народа, разоряющихся дворянских усадеб. В рассказах «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско» и других раскрывается жизнь городского дна с кабаками и дешевыми номерами, мир человеческих страстей.

Октябрьскую революцию Бунин воспринял как социальную драму. В 1920 году эмигрировал во Францию. Там он продолжает свою творческую деятельность, создает автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», рассказы «Косцы», «Лапти», пишет цикл новелл «Темные аллеи».

В сборнике «Темные аллеи» главная тема - любовь. И. А. Бунин показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника. Возьмем для примера открывающий его одноименный рассказ. Сюжет его прост. Старик генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Он не сразу узнает Надежду, ныне - хозяйку постоялого двора, где когда-то произошла их встреча. А узнав, внезапно выясняет, что все эти годы она любила его одного. Генерал Николай Алексеевич пытается оправдаться перед Надеждой, что столько лет не навещал ее: «Все проходит, мой друг... Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Но больно уж неуклюжи, неискренни эти объяснения.

И Надежда мудро отвечает постаревшему генералу: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело». Бунинский герой не верит: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!» Однако оказывается, что могла. И Надежда «с недоброй улыбкой» укоряет своего возлюбленного: «Очень бессердечно вы меня бросили, сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем», хотя и сознает, что «поздно теперь укорять». Генерал как будто не испытывает раскаяния: «А! Все проходит. - Все забывается». Но на самом деле Надежда права: «все проходит, да не все забывается». И Николай Алексеевич так и не смог забыть свою первую любовь. Напрасно молил он: «Уходи... Уходи, пожалуйста». И неожиданно проговаривается: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Выясняется, что не простила. Надежда не простила его, она признается: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было.

Оттого-то и простить мне вас нельзя». И Николай Алексеевич вынужден как бы извиняться, оправдываться перед бывшей возлюбленной: «...Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, - жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней,-чем я тебя. Сына обожал, пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести... Впрочем, все это тоже самая обыкновенная пошлая история».

Нам понятно, что старая любовь сохранилась, что герои рассказа по-прежнему любят друг друга. Когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты жизни?» Судьба мстит ему за измену первой любви. Счастья в семейной жизни Николай Алексеевич так и не обрел. Он понимает, что упустил данный ему когда-то шанс. Когда кучер рассказывает генералу, что хозяйка постоялого двора дает деньги в рост и хотя и справедлива, но «крута»: не отдал вовремя - пеняй на себя, генерал проецирует эти слова на свою несложившуюся жизнь.

И герой размышляет: «Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты... Но, Боже мой, что же было дальше? Что, если бы не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялого двора, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой. Но любовь к ней не ушла из его сердца и мешала обрести счастье с другой женщиной, мешала достойно воспитать сына. Измена, совершенная в молодости Николаем Алексеевичем, подсознательно преследовала его всю жизнь.

Поэзия и трагедия любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Проблема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» Рецензия на рассказ И.А. Бунина "Ворон" Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (И.А.Бунин. «Темные аллеи».)

Иван Алексеевич Бунин был человеком одновременно и счастливой и трагичной судьбы. Достигнув неимоверных высот в литературном искусстве, он был первым русским писателем, удостоившимся Нобелевской премии.

Хотя Бунин был признан одним из выдающихся мастеров слова, однако в течение 30 лет прожил заграницей, тоскуя по родине и все равно находясь в тесной духовной близости с ней.
Благодаря этим переживаниям в Нью-Йорке в 1943 году был создан величайший сборник рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи » в урезанной форме, а в 1946 году в Париже состоялось второе издание этого цикла. Издание состояло из 38 рассказов.

Сборник рассказов носит аналогичное название одного из его рассказов. Герой рассказа, молодой помещик, соблазняет крестьянку по имени Надежда, затем жизнь его идет своим чередом. Спустя много лет, ставши уже военным высоких чинов, он проездом бывает в этих местах. В хозяйке избы, в которую заехал, он узнает ту самую Надежду. Надежда, как и он, теперь постаревшая, однако по-прежнему красивая.

Встреча прежде влюбленных героев составляет сюжетную основу произведения. Тонко передавая переживания героев, автор предстает величайшим знатоком души человека. Их краткий диалог содержит много эмоциональной информации.

В рассказе мы видим интересное различие поведения героев. Военному Николаю Алексеевичу уже лет шестьдесят, но он краснеет подобно юноше, провинившемся перед ней. А Надежда, напротив, мрачна и спокойна, слова ее отдают горечью: «Все проходит, да не все забывается».

Как потом выясняется, старик был наказан жизнью, он не был счастлив, бросив молодую крестьянку. И, что интересно, женщина по-прежнему любит своего барина. А он ей не верит, ведь сам не любит и едва ли любил. Но, так или иначе, при воспоминании о молодости героем владеет чувственная память.

Сохранив свою любовь на всю жизнь, героиня так и не вышла замуж, не простила его, и также осталась несчастной. Но она отомщена: жена Николая Алексеевича, который любил ее без памяти, изменила ему и бросила.

Любовь в рассказе «Темные аллеи» не завершается счастливым браком, не переходит в семью. Любовь героев Бунина молниеносная, мгновенна, но искренняя. И, несмотря на непродолжительность, чувства, испытанные героями, остаются вечными в памяти, так как мимолетна сама жизнь. И поэтому старик с горечью произносит: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

Все творчество И.А. Бунина пронизано темой любви. В своих рассказах он соотносит явления внешней жизни с внутренними душевными переживаниями и проникает в тайны души человека.

О любви часто наполнены грустью, потому что влюблённые расстаются. Любовь если и проносит им счастливые минуты, но лишь на короткое время. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в душе верность своей первой и единственной в жизни любви — к Николаю. Проходят годы, Надежда становится самостоятельной, крепко стоящей на ногах женщиной. Она хозяйка постоялого двора , «богата, крута», энергична, полна сил, однако одинока, потому что где-то в глубине её души теплится огонёк любви, этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту, свою горячку». А что же герой? Для него отношения с Надеждой — мимолётное увлечение красавца-барина к горничной . Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о героине. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Ни о каком взаимопонимании с ним не может быть и речи. Как горько осознавать, что счастье было так близко. Как видим, измена любви Николаем делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

Вывод

Таким образом, верность в любви делает её настоящей, крепкой, приносящей счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство - чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности.

Верность и измена идеалам, принципам

Быть верным своим принципам, идеалам, взглядам в обществе, в котором все настроены против, имеют другие ценности — это непросто. А.Чацкий , герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», оказался именно в такой ситуации. Фамусовское общество с его стремлением к наживе, продвижению по служебной лестнице любой ценой, с его низкопоклонством, лестью чуждо герою. Он чувствует себя здесь одиноким. Мало того, общество ополчилось против него, считая его сумасшедшим («Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож…)

Конечно, разве можно иметь взгляды, столь противоречивые, чем их. Но Чацкий остаётся верен себе. Вот некоторые из его принципов: стремление служить делу, а не лицам («служить бы рад, прислуживаться тошно…»); оценка человека не по его служебному и материальному положению, а по тому, каков он как личность; стремление быть честным, открытым, всегда говорить правду в лицо; быть независимым


Да, трудно такому человеку в жизни. Но он честен перед своей совестью(«…к чему обманывать себя мне самого…»), не изменяет своему выбранному пути, не идёт на поводу у общества, взгляды которого совершенно чужды ему, не угождает, не льстит, как это делает Молчалин. Чацкий вызывает уважение и восхищение читателей. Страшно угодничество, подхалимство, свойственное Молчалину и другим представителям фамусовского общества. Они-то уж не изменяют себе, чётко идут по своему пути, используя любые средства, лишь бы добиться цели - знатности, богатства, положения в обществе, опустошая при этом свою душу, становясь жестокими, коварными людьми. Верность облагораживает человека, делает его чище. Измена всегда ведёт к нравственной деградации.