Социология как наука в обществе. Структура социологического знания Социология как наука об обществе

1. Социологический взгляд на общество

2. Объект и предмет социологии

3. Социология в системе наук

4. Уровни социологического анализа

5. Структура социологического знания

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам.

Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в коллективах, удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента».

Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» - производное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logo - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - наука об обществе. Возникновение социологических доктрин принято связывать с именем Огюста Конта, который придумал необычное латино-греческое словосочетание «социология» для обозначения высшей науки об обществе.

Как любая научная дисциплина, социология выполняет две основных функции: эвристическую (познавательную) и праксеологическую (прикладную). Эвристическая (от греч. heurisko - о тыскиваю, открываю) функция социологии заключается в том, что эта наука формирует в будущем специалисте новый, профессиональный взгляд на мир человеческих отношений. Корпус социологического знания включает в себя различные предметные области, стили мышления и идеологии. Многие из них несопоставимы друг с другом. В конгломерате, объединенном общим наименованием «социология», сосуществуют наука и идеология, логика и риторика, высокая абстракция и житейский опыт. Логика социологического мышления показывает, что социальное поведение, действия человека являются элементами более широких структур - групп, общностей, социальных институтов, в которых люди связаны различными сетями и нитями взаимной зависимости.

Социология дает нам возможность получить знания о нас самих, об обществах, в которых мы живем, и о других обществах, отделенных от нас в пространстве и во времени. Социологические исследования, с одной стороны, разрушают, а с другой, дополняют наши основанные на здравом смысле представления о нас самих и о других людях.

Эвристическая сущность социологии точно отражена в понятии « социологическое воображение», предложенном Чарльзом Р. Миллсом (1916 - 1962). Оно позволяет социологу: 1) рассматривать все явления в обществе как результат деятельности социальных сил, групп, отдельных индивидов, имеющих обобщенные интересы (а не только частные сиюминутные желания); 2) понимать скрытые структурные параметры всех социальных явлений; 3) вскрывать воздействие традиций и исторического прошлого на нашу современность; 4) принимать во внимание динамику, развитие социальной среды; 5) признавать огромное разнообразие и вариативность общественной жизни.

Иными словами, социологическое воображение - это способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстом, а также с индивидуальными и коллективными действиями членов общества. Социолог обладает способностью в любом источнике информации найти структурную связь событий, определить их включенность в современную историю, увидеть за разрозненными и спонтанными на первый взгляд действиями людей присутствие скрытой коллективности.

Преимущества, которые предоставляет знание социологии, не ограничиваются сферой личностного роста. Праксеологическая (греч. praxis - действие) функция социологии позволяет использовать эту науку в качестве исследовательского инструмента во многих областях человеческой жизнедеятельности. Социологи помогают формировать государственную политику и систему права, участвуют в решении вопросов, касающихся национальных конфликтов, системы образования, социального обеспечения и культуры. Кроме того, социологическое образование - хорошая подготовка к трудовой деятельности. Большое число профессиональных социологов работают в сфере государственного и муниципального управления, маркетинговых и политологических исследований, в общем, везде, где требуются специалисты, обладающие навыками исследовательской работы.

2. Объект и предмет социологии

Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.

Для того чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

  • глобальное мировое сообщество;
  • традиционное национальное общество;
  • микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
  • индивид.

Следует подчеркнуть, что социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. В связи с этим некоторые социологи предлагают именовать отдельно взятого члена общества даже не индивидом, не личностью, а специальным социологическим термином, заимствованным из англоязычной социологии, àктор - т.е. тот, кто совершает определенные акты, действия. Этим подчеркивается, что социология подразделяет людей не на личностей, а на типы. Особенно это проявляется в эмпирических социологических исследованиях, носящих преимущественно анонимный характер.

Предмет любого исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения.

Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология - это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты . С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология - это наука о социальном поведении , которое она стремится понять и истолковать.

Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. как целое, состоящее из частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах (Рис. 1). Каждая часть этой структуры испытывает на себе влияние остальных ее частей, а также сама оказывает обратное влияние.

Так, ошибочно было бы полагать, что люди сами выбирают занятие, которое им кажется интересным. Подвергая научному анализу общество и мир социальных отношений, можно увидеть, что наш повседневный выбор во многом связан с обществом, которое нас окружает. То, как люди решают провести свое время, не зависит от «свободной воли», о которой говорят философы.

Таким образом, используя социологический подход, мы извлекаем из этого два важнейших урока: во-первых, мы узнаем, что социальный мир направляет наши действия и жизненный выбор, как времена года влияют на выбор одежды и занятости; во-вторых, усвоив основы социального устройства, мы сами нередко оказываем влияние на жизненный выбор других людей, повергаем «корректировке» ход целого ряда социальных процессов.

Рис. 1. Механическая модель структуры

Итак, предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

  • групповые взаимодействия , (например конфликты или интеграцию внутри обществ);
  • становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.);
  • социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).

Ключевое определение: социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа (Н. Смелзер).

3.Социология в системе наук

Для наиболее полного представления о предмете социологии необходимо рассмотреть ее связь другими общественными, естественными и гуманитарными науками.

До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения фактов реальной жизни.

В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. В то же время в системе общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тесная и даже взаимно необходимая. Рассмотрим, как происходит взаимодействие социологии с некоторыми науками и в чем заключается их различие.

Философия. Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии.

Для философии исходный пункт исследования - это человек, а для социологии - общество. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология рассматривает личность как социальный тип. Философия решает общественные проблемы умозрительно, основываясь цепи логических размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности .

О том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О. Конт.

История. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum , то социология - in factum , т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.

Политология изучает политическую действительность, политическую жизнь общества (государство, его институты и нормы, политическое поведение людей, властные отношения между ними). Социология анализирует общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.п. Между социологией и политологией существует взаимодействие, и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина - социология политики.

Социология тесно взаимодействует с экономической наукой . Ведь на эволюцию социальной деятельности оказывают влияние радикальные сдвиги в экономике. Многие направления социологических исследований (социология труда, социология города, социология села и др.) в значительной степени основываются на экономических исследованиях и осуществляются в рамках экономической социологии.

Социология как наука имеет много общего с психологией . Сходства этих наук возникают тогда, когда в фокусе научного анализа оказывается человеческая личность. Тем не менее, у социологии и психологии имеются и существенные методологические различия. Если главное внимание психологии сосредоточено на изучении индивидуального «Я», то социологию интересуют проблемы межличностного взаимодействия «Мы». На стыке психологии и социологии развивается новая наука социальная психология .

У социологии много общего с такими науками, как демография, статистика, антропология и др. Эта общность заключается в том, что они используют общие методы для получения знания.

Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда отраслей в социологии - социологии труда, социологии образования, социологии культуры, социологии спорта и ряда других. Именно на междисциплинарной основе, развивается социолингвистика и социальная педагогика.

Вот как П. Сорокин описал особенность социологического подхода к изучению общества: «Социология отличается от таких дисциплин в нескольких отношениях. Прежде всего, каждая из этих наук имеет дело лишь с одной сферой социокультурного пространства: экономика с экономическими отношениями, политика с политическими отношениями. Социология имеет дело по своим специальным направлениям со всеми сферами этого пространства. Например, экономика изучает хозяйственные структуры как инвариант общества; политология анализирует государство как особый тип общества; религиоведение исследует церковь как тип общества. Или другой пример: экономика имеет дело с производственными циклами и флуктуациями, политология изучает циклы и флуктуации в политической жизни. Социология же рассматривает циклы и флуктуации как родовой признак социальных явлений, возникающий практически во всех социальных процессах, будь то экономические, политические, творческие, религиозные, философские, в их взаимосвязях друг с другом» (Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - с.173.)

Таким образом, социологию можно сравнить с широким окном в мир. Практически нет сферы общественной жизни, которая бы не подверглась социологическому анализу и исследованию как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

4.Уровни социологического анализа

В современной социологической науке обычно речь идет о двух уровнях социологического анализа общества: микро- и макросоциологии.

Микросоциология занимается изучением общения людей в их повседневной жизни (т.е. интеракция, их взаимодействие).

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое.

На микро- и макроуровне социология представлена тремя основными теоретическими парадигмами . Теоретические парадигмы отражают общую направленность научного мышления, что позволяет социологам следовать в определенном направлении, определять предметы исследования и увязывать полученные факты.

На макроуровне социология представлена структурно-функциональной парадигмой и парадигмой социального конфликта.

С позиции структурно-функциональной парадигмы общество - это система, отдельные части которой работают слаженно для обеспечения единства и стабильности. Социальная структура придает форму нашей жизни, идет ли речь о семье, работе или учебе. Важнейшие части общества - это социальные институты. Важнейшими институтами являются семья, религия, экономика, образование, государство. Есть и менее важные институты, которые хоть и не определяют развитие общества, все же играют в обществе значительную роль. К их числу, например, относится институт спорта. Функционирование институтов напоминает функционирование организмов в биологии. Каждый организм имеет свои социальные функции и дисфункции. Структурно-функциональный подход сформировался на основе идей О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и Р. Мертона.

С позиции парадигмы социального конфликта общество - это арена социального неравенства. Ее сторонники изучают характер связи таких факторов, как социальный класс, раса, возраст, этническая и гендерная принадлежность, с неравномерным распределением материальных благ, власти, образования и социального престижа. Основоположником конфликтной парадигмы является К. Маркс. Наибольшую известность получили концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера (США), конфликтной модели общества Р. Дарендорфа (Германия) и общей теории конфликта К. Боулдинга (США).

На микросоциологическом уровне общество рассматривается социологами с позиции парадигмы символического интеракционизма (интеракция - это взаимодействие). Данная парадигма рассматривает людей как социальных существ, а общество - как общую реальность, которую люди создают в ходе взаимного общения. Чтобы изучить жизнь общества, необходимо сначала понять слова и поступки членов этого общества, приняв их точку зрения. Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, М. Кун и Г. Блумер изучали социальное взаимодействие индивидов и задавались вопросом, как им удается согласовывать свои действия.

Парадигма символического интеракционизма уходит корнями в идеи Макса Вебера, который подчеркивал необходимость понимать среду тех людей, которые в ней находятся. Поэтому его социология называлась «понимающей». Развитие этих идей мы находим у таких социологов, как Джордж Герберт Мид, Чарльз Хортон Кули, Ирвинг Гоффман. Другие современные социологи, включая Джорджа Хоманса и Питера Блау, разработали анализ социального обмена. По их мнению, взаимодействие в обществе направляют те приобретения и потери, которых каждый индивид ожидает при общении с другими. Например, в ритуале ухаживания люди ищут партнеров, способных предложить им как минимум столько же - с точки зрения физической привлекательности, ума и достатка, сколько они в силах предложить сами.

Каждая парадигма помогает ответить на ряд определенных вопросов. Однако понять общество наиболее полным образом возможно в том случае, если социологический подход включает все три парадигмы. Следовательно, социологию следует рассматривать как мультипарадигмальную науку , построенную на сочетании различных подходов и методов.

5. Структура социологии

Социология как наука в настоящее время имеет весьма сложную структуру. Эта структура включает в себя общую социологическую теорию , которая изучает наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, места в нем человеческой личности. Именно в рамках общей социологической теории происходит теоретическое осмысление и обобщение множества эмпирических фактов, накапливаемых и осмысляемых в частных социологических теориях, систематизация их по тем или иным признакам, разработка социологического категориального аппарата, установление закономерностей и формулировка законов (Рис. 2).

Рис. 2. Структура социологического знания

Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Другой уровень социологических исследований - эмпирическая социология (от греч. empeiria - опыт) - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования, цель которых заключается в сборе и систематизации сведений о состоянии общественной жизни. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина называется «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию также называют социографией, что подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Это направление социологии считается более близким к жизни, чем «высокие» теории.

И, наконец, уровень частных (отраслевых) социологических теорий. Эти теории именуют теориями среднего уровня . Этот термин ввел в научный оборот знаменитый американский социолог Роберт Мертон. Каждая из «теорий среднего уровня» ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению. К числу теорий среднего уровня относятся: социологические концепции, которые разрабатываются на стыке наук, - социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т.п.; социологические теории, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности : аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т.п. различные отрасли институциональной социологии - особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни: социология религии, социология образования, социология брака и семьи.

PAGE \* MERGEFORMAT 6

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», Образованный из ла­тинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Но­вого времени Огюст Копт (1798-1857), которого нередко на­зывают основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функциони­ровании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на разви­тие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древне­китайских и древнегреческих философов, европейских мысли­телей Средних веков и Нового времени.

Выступая как часть тех или иных философских учений, со­циология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эс­тетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как са­мостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого.

Предметом внимания и изучения социологии все более ста­новились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объек­тивных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и со­циальной справедливости," В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследст­вии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов.

Каждый из этих мыслителей внес существенный вклад в на­учное объяснение исторического процесса. Их концепции об­щественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим их подробнее.


Выделившись из универсальных философских систем и раз­виваясь как самостоятельная наука, социология тем не менее не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути фило­софский, анализ развития общества и существенно углубить исследования.

В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука. Она исходит из соответствующих философских предпо­сылок и базируется на определенном мировоззрении, в кото­ром ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиций данной концепции решаются, скажем, проблемы движущих сил развития общества, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и об­щества, материального и духовного в историческом развитии, т.е. наиболее фундаментальные проблемы жизни и развития общества. Методология их решения по сути дела предопределя­ет решение прочих социологических проблем, з том числе ме­нее общих и даже проблем частного характера.

Мировоззрение социолога и методология, которую он при­меняет в своих исследованиях, свидетельствуют об органиче­ской взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти от­расли знания выступают как самостоятельные. На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он писал, что социология представляет собой «особую и автономную нау­ку», направленную на объективное изучение социальных фак­тов. Такого же мнения о характере и значении социологии как науки придерживаются многие ее видные современные представи­тели, в том числе Я. Лазарсфелъд, Р. Мертон, Т. Парсонс и др. Од­нако, объявляя социологию нефилософской наукой, они при объяснении многих социальных явлений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивиз­ма, прагматизма, интуитивизма и т. д. Ив этом нет ничего удивительного. Сама логика углубленного социологического анализа каких-то общественных явлений приводит к необходи­мости философского осмысления вытекающих из данного ана­лиза выводов и обобщений. Итак,

современная социология - это самостоятельная наука об об­ществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии. Как системное образование общество олицетворяет собой некие особые качества по сравнению с его элементами и любой их суммой. Еще древние говорили, что целое больше суммы входящих в него частей:

Это значит, что целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегративный эффект». Эти новые качества, присущие целому, обычно обозначаются как системные, или интегративные качества 1 .

В силу присущих ему интегративных качеств общество об­ладает собственной определенностью и самостоятельностью по отношению к составляющим его субъектам, социальным ин­ститутам, сферам общественной жизни и т.д. Это обстоятельст­во особо фиксируется и обосновывается социологией, которая изучает прежде всего механизмы функционирования общества, взаимодействие между различными субъектами, организациями и социальными институтами. Социология вскрывает и изучает также законы общественного развития. В силу этого ее можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем, о проявлениях данных законов в деятельности субъектов - больших и малых социальных групп и общностей людей, а также отдельных личностей. Все это ха­рактеризует суть и особенности социологии. С философией же она продолжает иметь связь, поскольку, во-первых, многие со­циологические проблемы осмысливаются с философских пози­ций, во-вторых, общетеоретическая социология непосредствен­но смыкается с воззрениями, относящимися к области соци­альной философии. Этим во многом определяется научность социологии, показателями которой, по мнению социологов разных школ и направлений, являются, в частности, признание объективных основ функционирования общества и закономер­ного характера его развития, правильное истолкование взаимо­действия объективных факторов исторического процесса и соз­нательной деятельности людей.

Наиболее видные философы и социологи прошлого века пытались вскрыть объективные социальные связи и закономер­ности. Так, немецкий философ Г.Ф. Гегель поставил и по-своему решал проблему обнаружения «объективных оснований исторического процесса». Он показал, что

интересы, воля, желания, действия людей, как правило, разно-направлены; но хаос случайностей - только внешний рисунок ис­тории, за которым скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность 1 .

Тем самым были обозначены «контуры научной методоло­гии», важнейший принцип которой состоял в том, чтобы идти

не от субъективных намерений участников исторического про­цесса, в том числе самых выдающихся, а от внутреннего объектив­ного основания, которое делает историю единым, в самом себе упорядоченным процессом и определяет характер индивидуальных целей и субъективных воль 2 .

Такой подход к анализу социальных явлений имеет большое методологическое значение и для современной социологии.

К. Маркс творчески продолжил гегелевский подход к обна­ружению и анализу объективного основания исторического процесса, преодолевая в то же время гегелевскую мистифика­цию исторической закономерности как саморазвития абсолют­ной идеи. На закономерный характер развития общества ука­зывали также французские мыслители К. Сен-Симон и О. Конт. Они пытались научно обосновать представления об обществе как едином социальном организме, развивающемся по объек­тивным естественным законам. Вместе с тем они показали роль сознания и в особенности позитивного научного мышления в развитии общества.

Представители так называемого социального дарвинизма (Г. Спенсер, У. Самнер, Л. Вольтман и др.) переносили действие законов естественного отбора и борьбы за существование на развитие общества. При всех различиях указанных направлений в социологии их объединяют идеи объективной обусловленно­сти развития общества природными и социальными факторами, а также закономерного характера исторического процесса.

Предметом любой науки являются соответствующие объек­тивные связи и законы развития природы и общества. Подобно тому как, скажем, физика, астрономия, химия, биология изу­чают законы неорганической и органической природы, социо­логия изучает законы развития общества. Последние составля­ют одну из основных проблем марксистской социологии, на что указывают представители других социологических направ­лений. Основное внимание марксистской социологии направ­лено на изучение объективных законов материального произ­водства и их воздействия на социальную, политическую и ду­ховную сферы общественной жизни и общество в целом. Она по-своему истолковывает проблему движущих сил социального процесса, представляет развитие общества как закономерный исторический процесс.

Разумеется, было бы неверно относиться к каждому поло­жению марксистской социологии как к истине в последней ин­станции. Именно такое к ней отношение характерно для кон­сервативно-догматического направления среди марксистов как в науке, так и в политике. Это гасит всякое творческое начало в развитии и применении марксистской социологии. В то же время было бы легкомысленно отбрасывать те положения, ко­торые стали достоянием современной мировой социологиче­ской мысли. В свое время на значение этих положений автори­тетно указал один из наиболее влиятельных социологов нынешнего столетия М. Вебер, хотя многие положения марксист­ской социологии он отвергал. Впоследствии положительное значение марксизма отмечали видные американские социологи и экономисты Р. Миллс и Дж. Гелбрейт, многие другие предста­вители западной социологии. В целом марксистская социоло­гия продолжает вносить свой позитивный вклад в развитие со­временной социологической мысли, в том числе в уяснение предмета и содержания социологии как самостоятельной науки. Ее возможности в данном отношении увеличиваются по мере освобождения от догматических и идеологических стереотипов. Тем не менее ко всем ее положениям, как и к положениям других направлений современной социологии, необходимо от­носиться критически, учитывая при этом, насколько они отве­чают сегодняшнему уровню развития социологической науки, а также объективным данным общественной практики.

В соответствующих главах данного учебника анализируются многие направления классической и современной социологии. Их содержание раскрывается также в других главах в связи с анализом тех или иных проблем современной общетеоретиче­ской социологии и так называемых специальных или частных социологических теорий. Авторы исходили из того, что различ­ные подходы к исследованию соответствующих явлений могут дополнять друг друга и способствовать их всестороннему науч­ному анализу. Это в свою очередь может помочь составить о данных явлениях целостные представления, соответствующие их природе и значению в жизни общества.

Вопросы для повторения

1. Раскройте современное понимание социологии как науки.

2. Каковы объективные основания развития социологии?

1. Социологическое знание

Признаком научного познания является объективная значимость его выводов, то есть истина./Макс Вебер/.

Происходящих в обществе. Она занимается изучением социальных институтов (право, государство и т.д.), социальных взаимоотношений между субьектами: личностями, Социология как наука об обществе стала развиваться много веков назад.

Основные этапы развития социологии.

1. Древнейшее время. Человека с древнейших времен интересовали не только явления и загадки окружающей природы, а также проблемы, которые связаны с его существованием вокруг других людей. Ученые обратили внимание на существование человека в обществе. Истоки социологии найти можно в рассуждениях мудрецов и ученых - в их мудрых советах по жизненным вопросам. Работы Аристотеля «Политика» и Платона «Законы» послужили началом изучения социальных институтов: права, семьи, государства. Философы античности обратили внимание на место человека в обществе.

2. Эпоха Возрождения - новый этап развития социальной мысли. Появляются новые изыскания, которые относятся к социологии, направленные изучить различные стороны общества. Мишель Монтень, Никколо Макиавелли, Томас Мор - великие ученые средних веков. Они подняли проблемы человеческих взаимоотношений. Это привело к складыванию модели общества, которое напоминает общину, в которой и порядок регулировались традициями и Богом. У человека была незначительная роль в обществе.

3. Эпоха Просвещения. Во время этой эпохи взгляды на общество и места в нем человека изменились. Дени Дидро, Клод Адриан Гельвецкий - анализировали общество, почему появилось неравенство, неоднородность общества. Человек - независимый субъект, его жизнь, поведение зависит от его усилий воли, так они рассуждали.

4. Классический этап развития (19-20 века). Можно выделить трех выдающихся мыслителей Макс Вебер, Карл Маркс.

К.Маркс обосновал, почему появилось проанализировал конфликты в обществе как явления, которые необходимы для развития общества.

М.Вебер разработал социологическую общественную теорию. Центральный пункт теории - от поведения человека в обществе зависят его взаимоотношения с другими людьми.

Э.Дюркгейм, основал социологическую школу. Существование общества не зависит от действий отдельных личностей. Каждый индивид выполняет свою функцию.

Благодаря ученым, философам, социология как наука об обществе имеет свой предмет, теорию и возможности получать подтверждение этой теории.

Как науки.

Познавательная, ее цель - изучить общество, понять его структуру, как взаимодействуют индивиды и их группы. Отвечает на вопрос: в каком обществе мы живем?

Концептуально-описательная, она предоставляет тем, кто изучает социологию, систему понятий, теорий и правил описания, которые отражают социальную реальность. Как и что делается в обществе? - она отвечает на этот вопрос.

Оценочная. Оценка соответствия общества (институты, социальные организации) норм и прав ожиданиям социальных групп и индивидов, их целям, потребностям. Отвечает на вопрос: демократично ли наше общество, насколько оно справедливо?

Объясняющая. Дает объяснение социальным событиям, явлениям, процессам основываясь на выявленные факты, закономерности. Отвечает на вопрос: почему в обществе происходит так, а не по-другому?

Идеологически-мировоззренческая. Реализует определенные политическо-общественные идеалы. Отвечает на вопрос: для чего те или иные социальные действия происходят?

Прогностическая. Делает прогнозы на основе закономерностей развития общества и познания тенденций, создание сценариев для различных событий, происходящих в будущем. На вопрос: Что произойти может с обществом в будущем? - отвечает данная функция.

Управленческая. После выявления закономерностей развития, создания сценариев для различных событий в будущем - социология может управлять событиями, происходящими в обществе. Она отвечает на вопрос: Как эффективнее руководить социальными явлениями?

Обучающая (образовательная). Социология благодаря различным институтам по повышению квалификации, учебным заведениям может широко распространять социологические оценки и знания. Отвечает на вопрос: Как лучше использовать знания об обществе?

До сих пор социология как наука об обществе вызывает большой интерес ученых. Эти все функции между собой взаимодействуют, составляя единую функционирующую, продуктивную систему социологии.

Социология и обыденное знание об обществе (здравый смысл)

Могут ли обычные люди быть социологами? Не является ли социология просто проявлением здравого смысла? Совершенно очевидно, что мы не можем понять, как «работают» атомы, молекулы или клетки, опираясь на наш повседневный опыт, поскольку все эти процессы скрыты от пас и недоступны прямому наблюдению. Мы имеем представление об этих мирах, обращаясь к специальным знаниям, полученным экспертами в той или иной области. Отсюда становится ясно, почему никто нс оспаривает научный статус таких дисциплин, как физика, химия или биология.

Однако мы не можем сказать то же самое о социологии. Большинство из того, что изучает социология, доступно любому человеку, ведь мы начинаем получать знания об обществе с самого момента рождения. В этом смысле мы все своего рода социологи, поскольку, но мере взросления, большинство из нас приобретает различные социальные навыки и расширяет свои знания об обществе. Мы получаем знания об обществе не только из нашего личного опыта, но и из газет, радио, телевидения и Интернета. Таким образом, большинство людей имеют определенные суждения и мнения об обществе просто потому, что они живут в нем. Они имеют также собственные представления о том, что хорошо или плохо в обществе и что нужно сделать для того, чтобы улучшить ситуацию. Такие представления людей называются здравым смыслом или знанием об обществе на уровне обыденного сознания.

Обыденное социальное знание - эго знание об обществе, полученное из личного опыта человека или различных общедоступных источников информации - газет, радио, телевидения и Интернета.

Отличается ли социологическое знание от обыденного знания об обществе? Может ли социолог дать людям такое знание об обществе, которое они не могут получить сами? Такие вопросы нужно задавать для того, чтобы выяснить, является ли социология наукой вообще.

Существует достаточно много различий социологии и здравого смысла, среди которых можно выделить три наиболее важных:

  • 1) социологи по-другому смотрят на мир и задают другие вопросы об обществе;
  • 2) социология систематически изучает общество с использованием различных источников информации, включая собственные исследования;
  • 3) социология применяет социологические теории для объяснения тех или иных фактов и процессов, проверяя при этом и сами теории.

Рассмотрим каждое из этих отличий более подробно.

Что значит «видеть мир социологически»? В первую очередь это значит «видеть в привычных вещах необычное». Взгляд на социальные процессы и проблемы глазами как бы «иностранца» является частью социологического воображения 1 . То есть социологи задают вопросы о вещах, которые большинство людей принимают как само собой разумеющееся. Возьмем, например, проблему преступности. Большинство людей, так или иначе, думают о преступности, ее причинах и способах предотвращения или, по крайней мере, сокращения. Однако такого рода вопросы не относятся к собственно социологическим.

Социолог, в отличие от рядового члена общества, может задаться, например, вопросом, почему одни действия людей характеризуются как преступления, тогда как другие, которые могут быть также вредны, не относятся к преступлениям и рассматриваются как вполне приемлемые. Почему общество меняет свой взгляд на то, что квалифицируется им как преступление? Например, до середины XX в. в европейских странах насилие в семье рассматривалось как норма и не относилось к преступлениям. В то же время гомосексуальные отношения определялись как преступление (в Уголовном кодексе СССР до начала 1990-х гг. была статья, предусматривающая наказание за мужеложество). Сейчас же во многих европейских странах насилие в семье относится к уголовным преступлениям, тогда как гомосексуализм перестал рассматриваться как отклонение от социальных норм. Отсюда можно сделать вывод, что преступления - это социально определяемый феномен, т.е. что считать преступлением, а что нет, определяет конкретное общество в ту или иную социально-историческую эпоху. Социологи интересуются также тем, как эти определения конструируются в повседневной жизни людей. Например, какие социальные группы имеют право определять те или иные действия как преступления, а тех или иных индивидов как преступников?

В отличие от обычных людей социологи занимаются не только отдельными феноменами социальной жизни, но и тем, какой вклад эти феномены вносят в поддержание функционирования общества в целом. Возвращаясь к нашему примеру, можно сказать, что социологи рассматривают преступность как фактор не только дестабилизации, но и интеграции общества. Так, по мнению классика социологии Эмиля Дюркгейма, квалификация определенных действий в качестве преступлений, наказание преступников устанавливают в обществе границы между приемлемым и неприемлемым поведением, тем самым сплачивая общество и проясняя его нравственные ценности. Кроме того, преступность обеспечивает занятость достаточно большого числа людей, включая полицейских, судей, адвокатов, тюремных работников и др. Следовательно, как это ни покажется парадоксальным, преступность вносит свой вклад в поддержание социального порядка в обществе.

Таким образом, первое отличие социологии от обыденного взгляда на общество заключается в том, что социологи видят мир по-другому и задают другие вопросы об обществе. Мыслить социологически - значит задавать себе вопросы о том, как функционирует общество и его отдельные части, как и почему происходят социальные изменения, как они влияют на индивидуальные жизни людей, т.е. как люди формируют общество и как общество формирует людей (их поведение и представления о мире и о себе).

Другое отличие социологии от здравого смысла касается источников информации. Социологи, в отличие от обычных людей, не ограничиваются той информацией, которая поступает из газет, радио, телевидения, Интернета и др., а используют свои собственные источники информации и методы исследования. Например, изучая преступность, социологи могут:

  • изучать статистическую информацию, распространяемую различными официальными органами об уровнях преступности, с тем, чтобы установить географическую определенность, возраст и социальную принадлежность преступников;
  • выяснять, насколько надежны те или иные источники статистической информации;
  • интервьюировать преступников;
  • беседовать с жертвами преступлений;
  • наблюдать за действиями полиции;
  • изучать работу судов и правоохранительной системы;
  • присоединяться к криминальным формированиям;
  • беседовать с людьми, которые наблюдали тюремную жизнь изнутри.

Таким образом, социологи используют гораздо больше источников

информации о преступности, чем большинство обычных людей, пользующихся в основном информацией, получаемой из СМИ, даже если они сами являются жертвами преступлений или преступниками.

Однако социологи не только имеют доступ к более широкому кругу источников информации, они также собирают и систематизируют информацию своими особыми способами. В социологии эти способы называются методами исследования .

Таким образом, второе существенное отличие социологии от обыденного сознания состоит в том, что социология прибегает к систематическому изучению общества с использованием широкого круга источников информации.

Третье отличие социологии от здравого смысла касается применения и проверки социологических теорий. В повседневной жизни мы все прибегаем к здравому смыслу для того, чтобы рассуждать о вещах, которые ставят нас в затруднение. Например, вы стоите на автобусной остановке, но автобус не приходит. Естественно, вы начинаете размышлять о том, что могло бы с ним случиться. Может быть, он стоит в пробке или сломался. Может быть, он уже ушел. Эти рассуждения могут повлиять на ваши дальнейшие действия. Например, будете ли вы ждать дальше или возьмете такси.

Социологи тоже опираются на суждения здравого смысла, когда они рассуждают о человеческом поведении. Однако, анализируя то или иное явление, социологи также прибегают к идеальным объяснительным схемам, называемым социологическими теориями. Например, одним из ключевых понятий социологии является аномия. Человек может пребывать в состоянии аномии или дерегуляции, когда у него есть цели и желания, однако нет адекватных средств достижения этих целей. Американский социолог Роберт Мертон использовал понятие аномии, чтобы разработать социологическую теорию, объясняющую повышение уровня преступности в американском обществе. Он утверждал, что, хотя культура американского общества побуждает каждого стремиться к достижению «американской мечты», большинство людей из низов общества, не получая доступа к хорошему образованию или полезным социальным контактам, не имеют законных способов осуществления своих желаний. Следовательно, они попадают в состояние аномии, склоняясь к тому, чтобы достигать своих целей незаконными средствами, включая преступления.

Таким образом, хотя логика здравого смысла побуждает нас объяснять преступность определенными чертами характера или особенностями воспитания индивидов, социологическая теория Мертона связывает причины преступности с более широкой организацией общества. И хотя преступники, конечно же, нарушают нормы американского общества, так как они совершают преступления, они в то же время подтверждают нормы этого общества, так как стремятся к обогащению.

Согласно теории Мертона, покуда идеология западных обществ будет побуждать людей ко все большему обогащению, притом что значительная их часть не имеет для этого законных средств, преступность будет расти. Это не значит, что теория Мертона справедлива во все времена и во всех случаях (к слову сказать, впоследствии она была модифицирована). Просто этот пример хорошо иллюстрирует отличия социологических объяснений от объяснений здравого смысла.

Применение той или иной социологической теории оказывает влияние на объяснение имеющихся социальных фактов. Так, например, более низкая успеваемость в школе детей - выходцев из рабочих семей может быть объяснена с точки зрения марксизма - как проявление социального неравенства, а с точки зрения структурного функционализма - как необходимость заполнения неквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих мест на рынке труда.

Таким образом, разрабатывая и применяя специальные теории , социологи могут давать объяснение поведению людей , отличное от суждений здравого смысла.

Подведем итоги. Очевидно, что социологию нельзя назвать наукой, подобной естественным наукам, так как социальное поведение в корне отлично от поведения в природе и объяснение социального поведения требует не только наблюдения за его внешней (объективной) стороной, но и понимания его смысла (субъективной стороны). В то же время социология является наукой, так как она основана на систематическом наблюдении социальной жизни и построении/проверке объясняющих теорий.

  • С социологическими методами вы познакомитесь в ходе изучения главы 17.

Социоло́гия (от лат. societas - общество + др.-греч. λόγος - наука) - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития,социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и динамики; формирования, функционирования и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

    структура социологии

    Теоретическая социология - социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания . Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

    Эмпирическая социология - это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.

    Прикладная социология - область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.

В структуре социологии принято выделять три уровня:

    верхний уровень - уровень общесоциологических знаний и теорий.

    средний уровень социологии, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).

    нижний уровень социологической науки - уровень конкретных социологических исследований.

Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию в зависимости от того, на каком уровне изучается общество - макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне - малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры - социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология - малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

    Функции социологии

Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функция социологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога – не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

    Предпосылки возникновения социологии

Предпосылки возникновения: 1) влияние промышленной революции, материально-экономического положения людей на социальные отношения, которые объясняются в контексте идеи "естественного" социального порядка (обладая собственной рациональностью он не может быть подчинен "государству" как политически институциональному порядку, а противостоит ему и считается отдельным от него); 2) альтернативность конструирования социальной практики в контексте коллективизма (авторитаризма) и индивидуализма (либерализма) в рамках развития рыночной экономики, носителем которой является не государство, а "гражданское общество"; 3) культивирование идей историзма как основы интереса к смыслу и направленности общественно-исторического процесса, то есть к антропо-социокультурогенезу (возникновению, функционированию и развитию человека, общества и культуры); 4) формирование научного сознания под воздействием немецкой классической философии, английской политической экономии, французского обществоведения, что обусловило разработку современной концепции науки и научного прогресса.

    Классическая история развития социологии

Принято считать, что современная социология сложилась не под влиянием идей Огюста Конта, а несколько позже, в классический период своего развития. Этот период связан с деятельностью трех великих ученых, которые не только определили основные теоретические направления в исследовании социальной реальности, но и разработали понятийный аппарат научных исследований, определили предмет и статус социологии.

Первым в ряду классиков социологии следует поставить Карла Маркса (1818-1883). Вклад К. Маркса в развитие социологии может быть кратко представлен в нескольких основных научных положениях. Во-первых, К. Маркс разработал естественно-исторический подход к изучению социальных явлений, который опирается на изучение социально-экономических формаций, характеризующих отдельные этапы развития человеческого общества (рабовладельческая формация, феодализм, капитализм, социализм). Каждой из этих формаций соответствует определенный уровень развития производительных сил, производственных отношений и определенная социальная структура общества.

Современные социологи изучают особенности социальных структур, типичных для каждой из социально-экономических формаций, характерные особенности их культуры и поведения отдельных индивидов в условиях разных формаций.

К. Маркс стал также основоположником современной теории конфликтов. Рассматривая классовый конфликт между пролетариатом и буржуазией, Маркс сумел выделить основные причины социальных конфликтов, порождаемых несправедливым распределением доходов, благ, определил их характеристики и механизм возникновения конфликтных взаимодействий. Кроме того, Маркс заложил основы теории управления социальными конфликтами. Современные теории конфликтов отражают идеи, выдвинутые Марксом.

К. Маркс впервые структурировал современное ему общество, выделив социальные классы в качестве основной единицы социальной дифференциации. В основу этого социального разделения Маркс положил отношение членов класса к собственности. При этом он допускал, что в каждом из социальных классов существуют отдельные слои. Можно сказать, что в этом случае Маркс был основоположником современной теории стратификации общества посредством выделения слоев, классов по степени богатства и характеру его присвоения. Основными классами капиталистического общества он определил рабочих (пролетариев) и капиталистов.

Таким образом, Маркс, впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и связал это с социальной структурой общества.

Вторым представителем классического периода развития социологии считается немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Одной из важных заслуг Вебера следует считать выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Это действие, согласно учению Вебера, имеет внутренний смысл, то есть оно рационально. Данное открытие привело к появлению целого научного направления, которое получило название понимающей социологии. Много внимания Вебер уделял такому важному социальному феномену как отношения власти в обществе. В свете властных отношений Вебер рассматривал структурные единицы общества, особенно социальные организации. Ему удалось разработать оригинальную модель стратификации общества (то есть разделения части, отдельные слои, группы), связать культуру общества с ее экономикой и политическим устройством.

Третьим представителем классического периода развития социологии следует считать французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Дюркгейм стремился, прежде всего, к увеличению автономии социологии от других наук, что создало возможность для выделения предмета социологии. Он стремился объяснять все феномены, явления общественной жизни только с точки зрения социологии, что привело к появлению социологизма, который представляет собой такой научный взгляд на общественные явления, когда другие научные дисциплины, кроме социологии, не рассматриваются или при наличии разных позиций выводы делаются в пользу социологической точки зрения.

Существенной заслугой Дюркгейма в социологии является открытие коллективного сознания, которое появляется в ходе вхождения индивида в социальные группы. Включаясь в систему социальных отношений, люди объединяются на основе солидарности в отношении достижения общих целей. Дюркгейм различает механическую и органическую виды солидарности членов общества или социальной группы. Однако функционирование индивидов и социальных групп в обществе может быть нарушено, и тогда отдельные структурные единицы общества испытывают состояние аномии, то есть неприятия системных единиц культуры, характерных для данного общества или социальной группы.

Учение Дюркгейма об обществе легло в основу многих современных социологических теорий и, прежде всего, структурно-функционального анализа.