Состав, теории происхождения индоевропейской семьи языков. Первоначальное расселение человечества и образование языковых семей

Ко времени превращения языков племен и соплеменностей в языки народностей уже сложилось большинство языковых семей, т. е. семей языков со сходным грамматическим строем и основным словарным фондом, восходящим к общим корням. По вопросу о начале и путях сложения языковых семей существуют две основные точки зрения. С. П. Толстов, развивая гипотезу советского языковеда Д. В. Бубриха, выдвинул положение о так называемой первобытной языковой непрерывности. По его мнению, человечество первоначально говорило на многочисленных языках, на границах коллективов постепенно переходящих один в другой, но уже в конце позднего палеолита - начале мезолита начавших концентрироваться в более крупные группы - языковые семьи. Часть советских специалистов считает, что это косвенно подтверждается остатками языковой дробности и непрерывности у аборигенов Австралии, у населения внутренних областей Новой Гвинеи и у некоторых других сравнительно изолированных древних этнолингвистических массивов. Иная точка зрения представлена так называемой ностратической теорией, по которой многие языковые семьи восходят к одному общему мезолитическому корню (В. М. Иллич-Свитыч), Большинство же советских и зарубежных ученых придерживаются мнения, что образование языковых семей в основном приходилось на эпоху разложения первобытного общества и было связано с характерными для нее процессами массовых миграций, перемещения и смешения населения. Эти процессы приводили, с одной стороны, к дифференциации языка некоторых крупных племен (языка-основы, или пра¬языка) при их расселении, с другой стороны, к неполной ассимиляции племенных языков, в дальнейшем давшей начало новому разделению языка-основы. Впрочем, все эти взгляды не исключают друг друга. Образование языковых семей могло зародиться в период расширения первоначальной ойкумены и значительно ускориться в бурную эпоху разложения первобытного общества.

Так или иначе, к концу первобытной истории уже существовали крупнейшие языковые семьи. В Северной и Восточной Африке и в Передней Азии сложилась семито-хамитская семья, к которой относятся языки древних египтян, народов семитской (аккадийцы, вавилоняне, ассирийцы, финикияне, древние евреи, арабы и др.), кушитской (сомалийцы, галла) и берберской групп. К северу от нее образовалась кавказская языковая семья, к югу, в срединной Африке, - семья банту, затем распространившаяся во всей южной части Африканского материка.

В Южной Азии выделились языковые семьи дравидов, мунда и мон-кхмер, в Юго-Восточной Азии и Океании - австронезийская (малайско-полинезийская) семья. В Восточной Азии сложилась китайско-тибетская семья, подразделившаяся на таи-китайскую и тибето-бирманскую группы. Центральная Азия стала очагом распространения языков алтайской семьи, носители которых, тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские народы, широко расселились по Азиатскому континенту. В Юго-Западной Сибири сформировались языки уральской (финно-угро-самодийской) семьи, распространившиеся затем на север и запад.

Наконец, где-то в пределах между Балтийским морем и Средней Азией возникла крупнейшая в мире индоевропейская языковая семья, к которой помимо ряда уже мертвых языков древних цивилизаций принадлежат современные славянские, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индо-арийские, а также армянский, греческий и албанский языки.

Языки племен, заселивших окраины первобытной ойкумены и в меньшей степени затронутых процессами языковой ассимиляции и дифференциации (в особенности австралийцев, американских индейцев, ряда малых народов Сибири, многих племен Западной Африки), не образовали крупных семей, однако и они в большинстве случаев составили особые, пока еще недостаточно изученные группы.

Возможно, что именно эти языки, удержавшие некоторые архаические черты, в том числе черты лингвистической непрерывности, сложились раньше других.

Язык - важнейшее связующее звено культуры . Языки человеческого общения появились одновременно с появлением людей. По мере консолидации племён формировались национальные языки, понятные большому числу людей.

Как правило, каждый народ говорит на одном, своём родном языке, который является одним из основных признаков этнической принадлежности.

Двуязычие (билингвизм) распространено в многонациональных странах и вдоль этнических границ. Двуязычное население существует также в странах, где статус государственного получает язык наиболее многочисленного народа. Его используют в качестве языка межнационального общения малочисленные народы.

Сегодня все 6,5 млрд населения мира разговаривают более чем на 3000 языках, не считая диалектов. В прошлом существовало ещё примерно 4000 языков, ныне забытых. На 13 наиболее распространённых языках разговаривает почти 2/3 населения мира.

Наряду с наиболее распространёнными, существуют так называемые обособленные языки, или языки-изоляты, непонятные даже для соседей; их употребление ограничено небольшими по площади районами или отдельными странами: юкагирский, нивхский, кетский, баскский, японский и др.

Государственные языки . В большинстве стран мира статус государственного, или официального, имеет язык, на котором говорит наиболее многочисленная (или - господствующая) нация. Государственный язык используется в официальном делопроизводстве, в государственных учреждениях; статус государственного языка зафиксирован в конституции. В некоторых странах государственными являются два языка: в Афганистане, Белоруссии, Бельгии, Боливии, Канаде, Финляндии, Индии, Пакистане, Парагвае, ЮАР, Сингапуре, Швейцарии.

С другой стороны, в странах, где вопрос государственного языка имеет политическое значение, ситуация диаметрально противоположна. Например, на ирландском языке - государственном языке Ирландии - свободно говорит не более 10% населения, в то время как на английском говорят практически все, но он считается вторым государственным языком.

Таблица 16. Наиболее распространенные языки мира в начале XXI в.

Бельгия - двуязычная страна

    Очень часто внутриполитические конфликты возникают в странах, где есть чётко локализованные ареалы проживания людей, говорящих на разных языках. Типичный пример - Бельгия. В южной части - Валлонии - говорят на французском языке. Северная часть - Фландрия - входила в состав Нидерландов, здесь говорят на голландском языке. Противоречия между Фландрией и Валлонией складывались исторически: Валлония доминировала в экономической и политической жизни.

    Ныне королевство Бельгия имеет федеративное устройство. Фландрия и Валлония выбирают региональные правительства, которые отвечают за здравоохранение, культуру, развитие городов, строительство дорог.

    Переезжая из Фландрии в Валлонию, мы как будто попадаем в другое государство - меняются языки, на которых написаны вывески. В столице - Брюсселе, несмотря на то что он находится во Фландрии, оба языка одинаково используются.

Рис. 164. Двуязычные вывески в Брюсселе (Бельгия)

В большинстве стран, ранее находившихся в колониальной зависимости, статус государственного имеет язык бывшей метрополии. При этом для жителей удалённых районов, мало вовлечённых в общую хозяйственную жизнь страны, этот язык является фактически иностранным. Так, из 55 стран Африки в 21 стране официальным языком считается французский, в том числе в девяти странах - вместе с английским или местным языком; в 19 странах - английский, в том числе в девяти - вместе с местным языком; в пяти странах - португальский.

Наличие единого национального языка способствует усилению региональных контактов, росту общеобразовательного и культурного уровня жителей. Проблема государственного языка особенно остро стоит в странах, где естественный процесс консолидации племен ещё не завершился.

В мире очень много примеров, когда вопрос государственного языка приобретает политическое значение. Особенно остро эта проблема проявляется на территориях, где территориальные языковые различия совпадают с экономическими и этническими факторами.

Языковые семьи и группы . Все языки народов мира относятся к определённым языковым семьям (на более низком уровне иерархии - группам), объединяющим схожие по лингвистическому строю и происхождению языки (рис. 165).

Рис. 165. Распространение языковых семей

Процесс формирования языковых семей и их обособления длился десятки тысяч лет и связан с расселением человечества по земному шару. Наиболее близкие языки встречаются, как правило, у народов, связанных общим происхождением и проживанием на соседних территориях (рис. 166).

Рис. 166. Языковые семьи

Качественные изменения в языках происходили из-за географической изоляции говорящих на них людей. Жёсткая и продолжительная географическая изоляция вела к появлению новых языков, умеренная - к формированию местных диалектов. «Лингвистическим результатом» объединения людей по социальным или профессиональным признакам является появление так называемых жаргонов.

Контакты между представителями различных языковых семей способствуют многочисленным заимствованиям, двуязычию. Кроме того, появляются языки типа «пиджин-инглиш» - смесь английского и китайского, который распространён в портовых городах на островах Тихого океана, или креольских языков - смесь из европейских языков (английского, французского, испанского) с языками аборигенов. На них говорит большая часть населения Нового Света. К этому типу также относится язык жителей немецких поселений в Казахстане, Алтайском крае, Киргизии.

Самой многочисленной языковой семьёй, на языках которой говорит почти половина населения мира, является индоевропейская. Она распространена на большей части территории России, Западной и Восточной Европы, в Америке, Австралии и Новой Зеландии, в некоторых странах Средней и Южной Азии.

Рис. 167. Индоевропейская языковая семья

Народы, говорящие на языках уральской языковой семьи, проживают в Поволжье, Прибалтике, Финляндии, на севере Скандинавского полуострова и европейской части России.

Языки эскимосско-алеутской семьи распространены на северо-востоке России и крайнем севере Америки, а также среди коренного населения Гренландии. Чукотско-камчатская семья объединяет языки малочисленных коренных народов северо-востока России.

На языках алтайской семьи говорят на огромных пространствах от Турции до северо-востока Сибири.

На языках афразийской (или семито-хамитской) семьи говорят народы, проживающие в Северной и Северо-Восточной Африке и Юго-Западной Азии.

Население Африки к югу от Сахары говорит на языках нигеро-кордо-фанской (Восточная и Западная Африка), нило-сахарской (преимущественно Центральная Африка) и койсанской семей (Юго-Западная Африка).

Языковые семьи Азии также имеют чёткую географическую локализацию. Пересечённые ландшафты Малой Азии и Закавказья способствовали формированию большого этнолингвистического разнообразия. В картвельскую семью входят грузинский и близкие к нему языки районов Грузии - мегрельский, сванский и др. К северокавказской семье относятся языки коренных жителей Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи.

Рис. 168. Территориальные различия в языках

Дравидийская семья получила распространение в Южной Индии; сино-тибетская, к которой принадлежит наиболее распространённый в мире язык - китайский, локализована в Восточной Азии и на территории современной Мьянмы.

К австроазиатской языковой семье относятся языки народов полуострова Индокитай, к паратайской - население Таиланда и Лаоса.

Население Океании, Тайваня, а также Мадагаскара говорит на языках австронезийской семьи.

Китайский язык

    Китайская письменность состоит из множества иероглифов: в «Большой словарь китайского языка» включено более 56 тыс. иероглифов.

    Тем не менее достаточно знать 3,5 тыс. иероглифов для общения, чтения газет и книг. Если вы знаете 5 тыс., то можете считаться образованным человеком.

    Большинство иероглифов оставались неизменными на протяжении 2000 лет. Многие возникли на основе рисунков (например, «солнце», «человек»), другие представляют собой сочетание знаков (два дерева - это лес).

    Иероглиф состоит из двух основных частей: ключ - графический элемент, указывающий на категорию, к которой относится иероглиф, и фонетик, помогающий прочитать слово.

Рис. 169. Окраины г. Шанхай (Китай)

Рис. 170. Китайские иероглифы

Карьера. Филология

    Филологи изучают языки народов мира; среди филологических специальностей - лингвистика, литературоведение, текстология, сравнительно-историческое языкознание (изучение истории языков и выявление их генеалогических связей), типология (классификация языков); выделяются также частные языковедческие дисциплины по языкам (например, русистика, японистика, славистика, романистика, тюркология) либо по географическому принципу (например, балканистика, кавказоведение).

    Знания географических особенностей территории особенно важны для тех, кто выбрал своей специальностью этнолингвистику. Она изучает язык в его взаимоотношении с культурой и помогает преодолеть культурный шок при столкновении с чуждой культурой.

    Филологи могут работать переводчиками в государственных органах, международных организациях и частных фирмах. Получить образование можно на филологических факультетах, учёба включает изучение языков и соответствующей литературы (специальности: «Русский язык и литература», «Английский язык и литература» и т. п.).

Мало похожие между собой языки почти тысячи племён Папуа-Новой Гвинеи и прилегающих островов относятся к папуасским языкам, а языки аборигенов Австралии - к австралийской семье.

Языки коренных жителей Америки - индейцев - мало схожи между собой и поэтому относятся к нескольким десяткам языковых семей.

Географические границы распространения языковых семей находятся в постоянном движении. Это связано в первую очередь с завоевательными войнами, с переселением и миграциями народов.

Сравнительное изучение языков и построение их генеалогической классификации очень важно для разработки вопросов этногенеза (происхождения народов) и этнической истории, которая рассматривает причины и условия формирования этнических общностей разных порядков, их развития и расселения, взаимодействия, дробления и слияния. Проблемы этногенеза и этнической истории всегда являются комплексными, так как комплексно само понятие этноса, определяемого на основании многих признаков. В разработке этих проблем, кроме антропологов, этнографов и лингвистов, участвуют ученые многих других специальностей, в том числе истории, изучающие письменные памятники, географы и археологи, предметом исследования которых являются остатки хозяйственной и культурной деятельности древних народов. Роль археологии в освещении первоначальных этапов истории человечества очень велика, поскольку до нас не дошло никаких письменных источников.

Мы не знаем точно, когда возникли первые этнические общности, но многие ученые предполагают, что они столь же древни, как древни сами люди современного биологического вида Homo sapiens («человек разумный»), сформировавшегося, по новейшим научным данным, за 50-40 тыс. лет до нашего времени. В период позднего, или верхнего, палеолита (древнего каменного века), длившегося несколько десятков тысяч лет и закончившегося приблизительно 16-15 тысячелетий назад, люди современного вида уже прочно освоили значительную часть Азии (за исключением крайнего севера и высокогорных областей), всю Африку и почти всю Европу, кроме северных районов, еще покрытых тогда ледниками. В ту же эпоху происходило заселение Австралии со стороны Индонезии, а также Америки, куда первые люди проникли из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив или существовавший на его месте перешеек. Об этнической принадлежности человеческих коллективов эпохи позднего палеолита мы не имеет никаких прямых данных. Согласно гипотезе «первобытной языковой непрерывности», предложенной советским этнографом С. П. Толстовым, человечество говорило на заре своей истории на многочисленных языках, по-видимому, постепенно переходивших один в другой на смежных территориях и составлявших в целом как бы единую непрерывную сеть («языковую непрерывность»).

Косвенным подтверждением гипотезы С. П. Толстова служит то, что следы древней языковой дробности в некоторых странах сохранялись до недавнего времени. В Австралии, например, существовало несколько сотен языков, между которыми нелегко было провести четкие границы. Н. Н. Миклухо-Маклай отмечал, что у папуасов Новой Гвинеи почти каждая деревня имела свой особый язык. Различия между языками соседних групп папуасов были очень невелики. Однако языки более отдаленных групп уже значительно отличались друг от друга. С. П. Толстов считает, что языковые семьи могли складываться в процессе постепенной концентрации отдельных языков небольших коллективов, их стягивания в более крупные группы, заселявшие значительные области земного шара. Другие советские и зарубежные лингвисты предполагают, что языковые семьи возникали обычно в процессе самостоятельного разделения одного языка-основы при расселении его носителей или в процессе ассимиляции при взаимодействии его с другими языками, что приводило к образованию внутри языка-основы местных диалектов, которые в дальнейшем могли становиться самостоятельными языками,

Очень важен для проблем этногенеза вопрос о времени образования языковых семей. Некоторые советские исследователи - археологи и этнографы - допускают, что формирование этих семей могло начаться уже в конце позднего палеолита или в мезолите (среднем каменном веке), за 13-7 тыс. лет до наших дней. В эту эпоху в процессе расселения человечества группы родственных языков, а возможно, языки отдельных наиболее крупных этнических общностей могли распространяться на очень обширных территориях.

Лингвист X. Педерсен в свое время выдвинул гипотезу о генетической связи языков нескольких крупней- семей, которые считались не родственными. Он назвал эти языки «ностратическими». Исследования советского лингвиста В. М. Иллич-Свитыча показали научную обоснованность объединения индоевропейских, семито-хамитских, уральских, алтайских и некоторых языков в большую ностратическую макросемью языков. Эта макросемья, видимо, сложилась в верхнем палеолите "а территории Юго-Западной Азии и примыкающих к ней областей.

При отступлении последнего вюрмского оледенения и климатического потепления в мезолите ностратические племена расселялись по обширной территории Старого света; они оттеснили, а частично ассимилировали племена, которые обитали там ранее. В этом историческом процессе ностратические племена образовали ряд обособленных ареалов, где началось формирование особых языковых семей. Самая крупная из них индоевропейская языковая общность начала формироваться, по мнению советских лингвистов Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова, в Юго-Западной Азии. В качестве возможных археологических культур, которые могли быть соотнесены с областью общеиндоевропейского культурного комплекса, авторы называют халафскую, убейдскую, чатал-хююкскую культуры в Юго-Западной Азии и куро-араксинскую в Закавказье. Вторичной промежуточной прародиной индоевропейцев, по мнению этих ученых, явилось Северное Причерноморье, где их расселение датируется III тысячелетием до н. э.

К югу от ареала индоевропейской семьи, возможно, сформировалось ядро семито-хамитской (афразийской) языковой семьи. Севернее индоевропейцев жили, по-видимому, носители картвельского праязыка, восточнее - дравидийского праязыка. Прародина уральских (финно-угорских и самодийских) тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков находилась, вероятно, на северо-восточной периферии. К этой ностратической макросемье языков относятся индоевропейская, семито-хамитская, или афразийская, картвельская, уральская, дравидийская, тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская, чукотско-камчатская и, возможно, эскимосо-алеутская языковые семьи. На языках этой огромной макросемьи теперь говорит свыше 3/s всего населения мира. Далеко не все звенья концепции о ностратической макросемье языков являются бесспорными, но в целом эта концепция получила довольно широкое признание.

Распространение ностратических языков шло, вероятно, как путем расселения древних людей современного вида, так и путем контактов между их различными племенными группами. Есть основание предполагать, что на юго-востоке Азии примерно в то же время складывалась другая древняя языковая макросемья (или ствол) - тихоокеанская, дифференциация которой привела к развитию китайско-тибетских, австроазиатских и австропезийских языков.

Другие ученые (в их числе многие советские языковеды) считают, что наиболее вероятным временем образования языковых семей являются более поздние периоды истории, соответствующие неолиту (новокаменному веку) и бронзовому веку археологической периодизации (VIII-II тыс. до н. э.). Образование древнейших языковых семей в это время было связано с выделением подвижных, преимущественно скотоводческих племен и их интенсивными переселениями, которые усиливали процессы языковой дифференциации и ассимиляции. Следует, впрочем, отметить, что реальные различия между обеими точками зрения не столь уж велики, так как образование разных языковых семей происходило неодновременно и представляло собой очень длительный процесс.

Раньше других сложились, вероятно, этнические общности, говорящие на языках, которые сохраняются в настоящее время у малых народов, живущих на периферии первобытной ойкумены - территории суши, заселенной людьми (греч. ойкео» - населять). Эти языки отличаются большим разнообразием фонетического состава и грамматики, нередко образуя между собой незаметные переходы, восходящие, быть может, к эпохе первобытной лингвистической непрерывности. К таким языкам, очень трудно поддающимся генеологической классификации, принадлежат уже известные нам языки американских индейцев, «палеоазиатов Сибири», австралийцев, папуасов Новой Гвинеи, бушменов и готтентотов, некоторых народов Западной Африки.

Ближе к центральным областям ойкумены складывались крупные языковые семьи, развивавшиеся как путем дифференциации первоначальных языков-основ, так и путем ассимиляции языков другого происхождения. В Передней Азии, в Восточной и Северной Африке по крайней мере с IV тыс. до н. э. получили распространение семито-хамитские языки, к которым принадлежали языки древних египтян в долине Нила, аккадов, вавилонян и ассирийцев в Месопотамии, древних евреев и финикиян на восточном побережье Средиземного моря, а также сложившиеся позднее языки североафриканских берберов, восточноафриканских кушитов, амхара и других семитов Эфиопии и, наконец, арабов, игравших в средние века огромную роль в социально-экономической, культурной и этнической истории Средиземноморья, Северной Африки, Передней и отчасти Южной Азии. Соседями семито-хаыитов в Африке были народы, говорившие на языках нигер-конго.(в том числе банту), которые постепенно распространились по всей южной половине Африканского континента. Севернее семито-хамитских языков складывались кавказские языки, на которых с глубокой древности говорило население Грузии и других стран Закавказья и Северного Кавказа.

Советский языковед академик Н. Я. Марр выдвинул гипотезу, согласно которой на кавказских (или яфетических, по его терминологии) языках говорили многие древние народы Средиземноморья и Передней Азии, в том числе этруски в Италии, пелазги на юге Балканского полуострова и шумеры в Месопотамии, создавшие в IV-III тыс. до п. э. одну из самых ранних цивилизаций мира.

В степной и лесостепной полосе Причерноморья, в особенности в бассейне Дуная и на Балканском полуострове, а также в Малой Азии многие советские и зарубежные исследователи ищут область формирования индоевропейских языков, которые в III-II тыс. до н. э. распространились по всей Европе до берегов Атлантики, Северного и Балтийского морей. В восточном направлении народы, говорившие на языках этой семьи, заселили огромные пространства на юге Восточной Европы, в Средней Азии и Южной Сибири, а также в Иране, достигнув на рубеже II и I тыс. до н. э. бассейна Инда и в дальнейшем распространившись по всему северу Индостана. Кроме языков, существующих в наши дни, к индоевропейской семье принадлежали многие языки, вышедшие из употребления, в том числе италийские (включая латинский) , уже упоминавшиеся иллиро-фракийские, тохарский (в Средней Азии) и хетто-лувийский (среди народов Малой Азии во II тыс. до н. э.). В Северо-Западной Индии индоевропейские племена вступили во взаимодействие с народами дравидской семьи, которые в III тыс. до н. э. создали высокую цивилизацию Хараппы и Мохенджо Даро, позднее же заселили всю южную половину Индостана и проникли на Шри Ланку. В Восточной Европе древние индоевропейцы уже в III-II тыс. до н. э. соприкасались с племенами, говорившими на финно-угорских языках, которые вместе с родственными языками самодийцев объединяются, как мы знаем, в уральскую семью. Область ее формирования, по мнению многих лингвистов, располагалась в Западной Сибири, откуда происходило заселение носителями этих языков европейского Севера, вплоть до Скандинавии и Прибалтики. Известный финский ученый А. Кастрен и некоторые другие лингвисты включали уральскио языки в более крупную языковую общность - урало-алтайскую, к которой они относили также алтайские языки, сложившиеся, несомненно, в Центральной Азии. Отсюда тунгусские народы в связи с развитием оленеводства распространились далеко на север, вплоть до берегов Ледовитого океана, а тюркские и монгольские кочевники-скотоводы совершали дальние переселения как на запад, вплоть до Восточной Европы и Малой Азии, так и на юго-восток, вплоть до Северного Китая. Близкие к древним алтайцам и родственным им корейцам предки японцев через Корею проникли в первых веках новой эры на Японские острова, где они встретили айпские и индонезийские племена южного происхождения.

Соседями древних тюрков, монголов и тунгусо-маньчжуров в Центральной и Восточной Азии были предки народов китайско-тибетской семьи, первоначально обитавшие скорее всего в Западном и Центральном Китае до гор Циньлина на юге. С III тыс. до н. э. различные племена этой семьи начали расселяться к югу и постепенно освоили территорию Тибета, Южного Китая и части Индокитая. Еще южнее обитали австроазиатские и австропезийские племена. Первые первоначально занимали, вероятно, юго-запад Китая и крайний север Индокитая, а вторые жили восточнее, у берегов Тихого океана: древнекитайские источники включали их в состав племен юэ, широко расселенных на юге Восточной Азии. Уже во II тыс. до н. э. австроазиаты распространились по всему Индокитаю и достигли Восточной Индии, где дали начало народам мунда, а австронезийцы, бывшие прекрасными мореходами, заселили Тайвань, Филиппины и всю Индонезию, где они ассимилировали более древние племена, возможно, близкие к папуасам. Из Индонезии еще в I тыс. до н. э. был заселен, по-видимому, Мадагаскар. Тогда же началось расселение австронезийцев по бесчисленным островам Океании. Отдельные группы этих смелых мореплавателей достигали, возможно, берегов Америки.

§ 304. В современном мире насчитывается несколько тысяч языков. Определить точное их количество не представляется возможным, что объясняется разными причинами и прежде всего тем, что далеко не всегда можно строго разграничить язык и территориальный диалект: "Различие между разными языками и диалектами одного языка условно". Так, например, в современном польском языке принято различать следующие диалекты: великопольский, малопольский, мазовецкий, силезский и кашубский. В то же время некоторые лингвисты (кашуб Ст. Рамулд, немец Фр. Лоренц, русские ученые А. Ф. Гильфердинг, И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. Ягич, Я. Розвадовский, А. М. Селищев и др.) рассматривают кашубский диалект как самостоятельный западнославянский язык. В романистике продолжительное время велись споры по вопросу о количестве романских языков, о статусе таких языков или диалектов, как, например, галийский (отдельный, самостоятельный язык или диалект португальского языка), гасконский (отдельный язык или диалект провансальского), франко-провансальский (самостоятельный язык или диалект французского или окситанского) и др. Существовали разные мнения в вопросе о статусе молдавского языка (отдельный язык или вариант румынского), каталонского и окситанского (разные языки или варианты одного языка) и т.д.

В разных источниках указывается разное количество языков мира. Сравним некоторые высказывания на этот счет: "В мире насчитывается более двух тысяч разных языков"; "Современная наука насчитывает свыше 2500 языков"; "...На земном шаре около 2800 отдельных языков"; "На земном шаре насчитывается в настоящее время от 2500 до 5000 языков". В выступлении одного из участников международной научной конференции "Нормативное и описательное терминоведение", проходившей в Москве 25–26 мая 2006 г., была сообщена информация о том, что в мире насчитывается 6417 языков.

Научное исследование и описание языков предполагает их классификацию, под которой понимается распределение языков по определенным группировкам (классам, группам, подгруппам и т.д.) на основании различных дифференциальных признаков. По определению В. А. Виноградова, классификация языков – это "распределение языков мира по определенным таксономическим (т.е. классификационным. – В. Н.) рубрикам в соответствии с принципами, вытекающими из общей цели исследования, и на основе определенных признаков".

В основу классификации языков могут быть положены разные признаки, а именно: происхождение языков, их генетическое родство (генеалогическая классификация); типология языков, типы языковых единиц (типологическая классификация); принадлежность к тому или иному языковому ареалу, той или иной ареальной общности (ареальная классификация).

В лингвистической литературе обычно рассматриваются первые две классификации языков – генеалогическая и типологическая, реже обращается внимание на последнюю.

Генеалогическая классификация языков

§ 305. Генеалогическая классификация языков, которая иногда называется также генетической (ср. греч. genos – "род, рождение, происхождение" и logos – "понятие, учение"), представляет собой распределение языков мира по разным группировкам на основании родственных связей между ними, с учетом степени их родства. Под отношениями языкового родства при этом понимается наличие сходства между однородными языковыми элементами, обусловленного общим происхождением данных языков из одного языка-основы, или праязыка.

"Родство́ языково́е – общее свойство двух или неск. языков, заключающееся в том, что их исконные минимальные значимые элементы (корневые морфемы и аффиксы) находятся в строго определенных соответствиях, отражающих регулярный характер звуковых преобразований... материального фонда, восходящего к общему источнику – праязыку".

В отличие от других возможных классификаций языков, генеалогическая классификация носит абсолютный характер. Это значит, что в данной классификации "каждый язык принадлежит к одной определ. генеалогия, группировке и не может изменить этой принадлежности".

При генеалогической классификации языки мира обычно делятся на такие группировки, как языковые семьи, ветви, группы, подгруппы. При этом термины, обозначающие соответствующие группировки языков, используются в лингвистике крайне непоследовательно (см. ниже).

§ 306. Самым крупным объединением языков в генеалогической классификации является языковая семья , или семья языков . Языковой семьей называется совокупность языков, так или иначе (в большей или меньшей степени) связанных отношениями родства и сохраняющих известные черты сходства тех или иных элементов.

Семья языков – это "совокупность родственных языков..., происшедших от одного языка-предка, или праязыка (напр., индоевропейская С. я.)", "унаследовавших из общего праязыка заметную общность материального фонда (слова, морфемы, корни, аффиксы), отражающего строгие звуковые соответствия".

Для обозначения семьи языков употребляются и другие термины: "большая семья" (в противоположность "малой семье"), или "макросемья" (в противоположность "микросемье"), "филия". В этом значении нередко употребляется также термин "группа языков", или "языковая группа".

Среди языков мира различается несколько десятков языковых семей. Это объединения таких языков, как, например: индоевропейские (распространены на всех континентах земного шара), тюркские (территория распространения – многие страны Европы и Азии), угро-финские, или финно-угорские (Венгрия, Норвегия, Западная Сибирь), тунгусо-маньчжурские, или маньчжурско-тунгусские (Сибирь, Дальний Восток), чукотско-камчатские (Чукотка, Камчатка и др.), эскимосско-алеутские (Чукотка, Аляска, Канада, Гренландия, Алеутские острова и др.), нахско-дагестанские, или восточнокавказские (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Азербайджан, Грузия, Турция), монгольские (Монголия), китайско-тибетские, или сино-тибетские (Китай), тайские (Индокитай и Южный Китай), австроазийские, или аустроазийские (Юго-Восточная и Южная Азия), австронезийские, или малайско-полинезийские (Индонезия, Филиппины и др.), дравидские (Южноазиатский субконтинент), папуасские (Новая Гвинея и некоторые другие острова Тихого Океана), Конго-кордофанские, или нигеро-кордофанские (Африка), нило-сахарские (Африка), койсанские (Африка, ЮАР), афразийские, афроазиатские, или (устаревшее) семито-хамитские, хамито-семитские (Африка, Азия), австралийские (Австралия), индейские, американские, или америндейские (Центральная и Южная Америка), карибские, или караибские (Южная Америка), языки галф (Северная Америка).

К настоящему времени наиболее подробно изучены языки индоевропейской семьи. Всего насчитывается свыше 100 индоевропейских языков. По некоторым данным их количество достигает 127. По предположению ученых, территория первоначального (или относительно раннего) распространения индоевропейских языков находилась "в полосе от Центр. Европы и Сев. Балкан до Причерноморья (южнорус. степи)". В течение последних пяти веков языки индоевропейской семьи распространились также в Северной и Южной Америке, Австралии и отчасти в Африке.

Языки разных семей отличаются друг от друга своими специфическими особенностями в разных сферах языковой структуры – в области фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса и др. Так, для индоевропейских языков в области морфологии характерно противопоставление одушевленных и неодушевленных существительных, наличие супплетивных форм личных местоимений, различение переходности – непереходности глаголов, наличие форм разных наклонений и др. В лексике современных индоевропейских языков сохраняются многие слова общсиндо- европейского происхождения. К ним относятся некоторые названия степеней родства (мать, дочь, сын, брат, сестра и др.), названия животных (волк, бобр, корова, коза, муха и др.), деревьев (дуб, ива, береза и др.) и многие другие слова (берег, море, вода, луна, огонь, дым, соль, острый, два, три, четыре и т.п.).

§ 307. Многие семьи языков делятся на ветви , которые нередко называются малыми семьями, или же группами. Языковые ветви представляют собой более мелкие подразделения языков, чем семьи. Языки одной и той же ветви сохраняют более тесные родственные связи, имеют больше черт сходства.

Среди языков индоевропейской семьи различаются ветви таких языков, как, например: славянские, балтийские, германские, романские, греческие (греческая группа), кельтские, иллирийские, индийские (иначе – индоарийские), индоиранские (арийские), тохарские и некоторые другие. Кроме того, к индоевропейской языковой семье относятся некоторые одиночные языки, не образующие особых ветвей, например: албанский, армянский, пенетский, фракийский, фригийский.

К угро-финской языковой семье относятся четыре ветви: прибалтийско-финская, волжская, пермская и угорская; кроме того, к данной семье принадлежит саамский язык, который является одиночным, не входит ни в одну из перечисленных ветвей.

Языки чукотско-камчатской семьи делятся на две ветви: чукотско-карякскую и ительменскую.

В отечественном языкознании наиболее основательно изучены и описаны индоевропейские языки славянской ветви, которые первоначально были представлены на территории Восточной и Юго-Восточной Европы, а в последствии получили широкое распространение в разных регионах Европы и Азии.

Яркой отличительной особенностью славянских языков в области фонетики является утрата праиндоевропейских дифтонгов и дифтонгических сочетаний, превращение их в монофтонги, или монофтонгизация. В системе согласных современных славянских языков отражено первое смягчение (первая палатализация) заднеязычных g, k, х, выразившееся в их переходе в соответствующие шипящие z, с, s, что отразилось в чередовании заднеязычных с шипящими. В области морфологии почти все славянские языки утратили двойственное число. Во всех славянских языках утрачено окончание s в именительном падеже единственного числа существительных мужского рода в связи с действием в общеславянском языке закона открытого слога (ср. такие русские формы, как волк, сын, дым и их эквиваленты в разных славянских языках, с одной стороны, и в неславянских индоевропейских языках – с другой, например, литовские vilkas, siinus, dumos). В лексике разных современных славянских языков сохранено большое количество слов общеславянского происхождения: человек, место, память, погода, забава, простой, чистый, жадный, писать, читать, забыть и др.

Наиболее существенными отличительными особенностями балтийских языков в области фонетики можно считать противопоставление гласных фонем по долготе – краткости, наличие тонического ударения, интонационное противопоставление фонем, наличие дифтонгов (чистых и смешанных). В морфологии имен сохраняется пять типов склонения существительных, в сфере глагола – многообразие типов сложных времен и наклонений, образуемых путем сочетания личных форм вспомогательного глагола с причастиями. В словарном составе преобладает исконная лексика общеиндоевропейского происхождения, особенно в таких семантических сферах, как имена родства, части тела человека, названия животных, растений, элементов пейзажа, небесных тел, элементарных действий, названий чисел, местоимений, служебных слов и др.

Индоевропейские языки германской ветви характеризуются такими отличительными особенностями, как, например: широкое использование аблаута, т.е. чередования гласных в корне слова, выполняющего словоизменительную или словообразовательную функцию; спирантизация глухих смычных согласных р, t, k общеиндоевропейского происхождения в определенных условиях, т.е. превращение их в щелевые, или фрикативные; динамическое ударение на первом (корневом) слоге; наличие двух разновидностей склонения прилагательных – сильного, или местоименного, склонения и слабого, или именного.

Характерными особенностями романских языков являются: в области фонетики – общероманская система гласных из семи фонем (сохраняется в большинстве романских языков), наличие дифтонгов, упрощение и преобразование некоторых групп согласных, тенденция к открытости слога; в морфологии – широкое распространение аналитических грамматических форм, двухродовая система существительных (мужской и женский род), отсутствие склоняемости имен, разнообразие форм артикля, обилие временных форм глагола (различается до 16 времен); в словообразовании – широкое использование конверсии (перехода прилагательных в существительные), отыменное образование глаголов; в лексике – преобладание слов, унаследованных из латыни, большое количество заимствований из германских, кельтских, древнегреческого и других языков.

В лингвистической литературе обращается внимание на то, что генетическое родство между языками разных ветвей проявляется в разной степени. В частности, отмечается наличие тесных взаимоотношений между такими индоевропейскими языками, как индийские и иранские, славянские и балтийские, что позволяет говорить о существовании промежуточных языковых ветвей – индоиранской, балто-славя некой и др. Особенно тесные связи сохраняются между славянскими и балтийскими языками, которые объединяют такие общие черты, как, например, наличие местоименных форм прилагательных, сходство грамматической категории глагольного вида, наличие значительного количества родственных слов. Необходимо отметить, что сходство словарного состава славянских и балтийских языков объясняется не только общим происхождением этих языков, но и заимствованием большого количества слов балтийскими языками из славянских в результате длительных контактов балтов и славян в прошлом.

§ 308. В рамках некоторых языковых ветвей выделяются разные группы близкородственных языков, которые связаны друг с другом более тесными генетическими отношениями, чем языки отдельных ветвей тех или иных языковых семей. Так, например, славянская ветвь индоевропейской семьи языков делится на три группы: восточнославянскую (русский, украинский и белорусский языки), западнославянскую (польский, чешский, словацкий, лужицкий, а также вымерший полабский) и южнославянскую (болгарский, сербохорватский, македонский, словенский, а также старославянский, сохранившийся в текстах религиозной литературы). На три группы традиционно делятся также германские языки: северная, северо-германская, или скандинавская, группа (шведский, норвежский, датский, исландский и фарерский языки), западная, или западно-германская (английский, немецкий, нидерландский, люксембургский, фризский, африкаанс, идиш) и восточная, или восточногерманская (вымершие готский, бургундский, вандальский, гепидский, герульский). Среди романских языков обычно выделяется пять групп: иберо-романская (португальский, галисийский, испанский, каталанский языки), галло-романская (французский, провансальский), итало-романская (итальянский, сардинский), ретороманская, или ладинская (швейцарский ретороманский, тирольский ретороманский, фриульский) и балкано-романская (румынский, молдавский, аромунский, мегленорумынский, истрорумынский).

Языки разных групп, относящиеся к одной и той же ветви, характеризуются своими чертами сходства и различия. Отметим некоторые фонетические явления, различающие славянские языки разных групп – восточнославянский, западнославянский и южнославянский.

В соответствии с общеславянскими дифтонгическими сочетаниями *ol, *or, *el, *ег между согласными в современных восточнославянских языках употребляются соответствующие полногласные звукосочетания: olo, oro, ere, с возможными закономерными отклонениями в произношении гласных, например, русские голова (из *golva, ср. литовское galva), корова (*kowa, ср. литовское karve), молоко (из *melkon, ср. немецкое Milch), берег (из *bergos, ср. немецкое Berg – "гора"), в западнославянских или в некоторых из них – звукосочетания lo , го, le, ге, с возможными изменениями согласного, соответственно польские glova, krova, mleko, brzeg, чешские hlava, krava, mleko, breh, в южнославянских – звукосочетания la, га, Га, г"а, ср. болгарские глава, κράβα, мляко, бряг.

В соответствии с общеславянскими сочетаниями согласных *dj, *tj в современных восточнославянских языках употребляются шипящие г, с, например, русские межа (из *medja, ср. латинское medius – "средний"), свеча (из *svetja, ср. русское свет, светить), в западнославянских – свистящие аффрикаты dz, с, например, польские miedza, s"wieca, в южнославянских – иные согласные (ср., например, болгарские межда, свещ, сербохорватские ме́hа, ceeha, словенские meja, sveca и т.д.).

Некоторые группы близкородственных языков делятся на подгруппы. Так, например, южнославянские языки иногда подразделяются на две подгруппы: восточную (болгарский и македонский языки) и западную (сербохорватский и словенский), западнославянские – на три подгруппы: лехитскую, чешско-славацкую и серболужицкую.

Языки и народы. Сегодня народы мира разговаривают более чем на 3 000 языках. Забытых языков насчитывается около 4000, некоторые из них еще живы в памяти человечества (санскрит, латынь). По характеру языка многие исследователи судят о степени родства народов. Язык чаще всего используют в качестве этнодифференцирующего признака. Языковая классификация народов наиболее признана в мировой науке. Вместе с тем язык не является непременным признаком, отличающим один народ от другого. На одном испанском языке говорят несколько различных латиноамериканских народов. То же самое можно сказать о норвежцах и датчанах, имеющих общий литературный язык. В то же время жители Северного и Южного Китая говорят на различных языках, но относят себя к одному этносу.

Каждый из больших литературных языков Европы (французский, итальянский, английский, немецкий) господствует на территории, лингвистически гораздо менее однородной, чем территория русского, украинского и белорусского народов (Л. Гумилев, 1990 г.). Саксонцы и тирольцы почти не понимают друг друга, а миланцы и сицилийцы не понимают друг друга совсем. Англичане Нортумберленда говорят на языке, близком к норвежскому, поскольку они потомки осевших в Англии викингов. Швейцарцы говорят на немецком, французском, итальянском и ретороманском языках.

Французы говорят на четырех языках: французском, кельтском (бретонцы), баскском (гасконцы) и провансальском. Языковые различия между ними прослеживаются с начала романизации Галлии.

С учетом своих внутриэтнических различий французы, немцы, итальянцы, англичане должны сравниваться не с русскими, украинцами и белорусами, а сразу со всеми восточноевропейцами. В то же время такие системы этносов, как китайцы или индусы, соответствуют не французам, немцам или украинцам, а европейцам в целом (Л. Гумилев, 1990 г.).


Все языки народов мира относятся к определенным языковым семьям, каждая из которых объединяет сходные по лингвистическому строю и происхождению языки. Процесс формирования языковых семей связан с обособлением различных народов друг от друга в процессе расселения человечества по земному шару. Вместе с тем в одну языковую семью могут войти народы, изначально генетически отстоящие друг от друга. Так, монголы, покорив многие народы, принимали чужие языки, а переселенные работорговцами в Америку негры разговаривают на английском.

Человеческие расы и языковые семьи. По биологическим характеристикам люди распадаются на расы. Французский ученый Кювье выделил в начале XIX века три человеческие расы - черную, желтую и белую.

Идея, что человеческие расы вышли из разных центров, утвердилась еще в Ветхом Завете: «Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс пятна свои». На этом основании среди англоязычных протестантов была создана теория «нордического, или индоевропейского богоизбранного человека». Такой человек был возведен на пьедестал французским графом де Гобино в книге с провокационным названием «Трактат о неравенстве человеческих рас». Слово «индоевропейский» со временем трансформировалось в «индогерманский», а прародину первобытных «индогерманцев» стали искать в районе североевропейской равнины, входившей в то время в пределы королевства Пруссии. В XX в. представления о расовой и национальной элитарности обернулись самыми кровавыми войнами в истории человечества.

К середине XX в. сложилось множество классификаций человеческих рас - от двух (негроидной и монголоидной) до тридцати пяти. Большинство ученых пишут о четырех расах человека с такими центрами возникновения: Большие Зондские острова - родина австралоидов, Восточная Азия - монголоидов, Южная и Центральная Европа - европеоидов и Африка - негроидов.


Все эти расы, их языки и центры происхождения некоторыми исследователями соотносятся с разными исходными гоминидами. Предки австралоидов - яванские питекантропы, монголоидов - синантропы, негроидов - африканские неандертальцы и европеоидов - европейские неандертальцы. Генетическая связь тех или иных древних форм с соответствующими современными расами прослеживается с помощью морфологических сопоставлений черепных коробок. Монголоиды, например, похожи на синантропа уплощенным лицом, европеоиды сближаются с европейскими неандертальцами сильно выступающими носовыми костями, а широконосость роднит негроидов с африканским неандертальцем (В. Алексеев, 1985 г.). В палеолите люди были такими же черными, белыми, желтыми, как и в наши дни, с той же дифференциацией черепов, скелетов. Значит, межцивилизационные различия восходят к глубокой древности, к началу человеческого рода. К ним следует отнести и межязыковые различия.

Древнейшие находки представителей негроидной расы были обнаружены не в Африке, а в Южной Франции, в пещере Гримальди близ Ниццы, и в Абхазии, в гроте Холодный. Примесь негроидной крови обнаруживается не только у испанцев, португальцев, итальянцев, жителей юга Франции и Кавказа, но и у жителей северо-запада - в Ирландии (Л. Гумилев, 1997 г.).

Классические негроиды принадлежат к нигеро-кордофанской языковой семье, начавшей заселять Центральную Африку из Северной Африки и Передней Азии довольно поздно - где-то в начале нашей эры.

До прихода в Африку негроидов (фульбе, банту, зулусы) территорию южнее Сахары населяли капоиды, представители недавно выделенной расы, к которой относятся готтентоты и бушмены, принадлежащие к койсанской языковой семье. В отличие от негров капоиды не черные, а бурьые: у них монголоидные черты лица, разговаривают не на выдохе, а на вдохе и резко отличаются как от негров, так и от европейцев и монголоидов. Их считают остатком какой-то древней расы южного полушария, которая из главных районов своего расселения была вытеснена негроидами (Л. Гумилев, 1997 г.).. Затем много негроидов было перевезено в Америку работорговцам

Другая древняя раса южного полушария - австралоидная (австралийская семья). Австралоиды живут в Австралии и Меланезии. У них при черном цвете кожи огромные бороды, волнистые волосы, и широкие плечи, исключительная быстрота реакции. Ближайшие их родственники жили на юге Индии и относятся к дравидийской языковой семье (тамилы, телугу).

Представители европеоидной (белой расы, принадлежащие в основном к индоевропейской языковой семье, населяли не только, как сейчас, Европу, Переднюю Азию и Север Индии, но и почти весь Кавказ, значительную часть Средней и Центральной Азии и Северный Тибет.


Крупными по численности этнолингвистическими группами индоевропейской языковой семьи в Европе являются романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны), германская (немцы, англичане), славянская (русские, украинцы, белорусы, поляки, словаки, болгары, сербы). Они заселяют Северную Азию (русские), Северную Америку (американцы), Южную Африку (выходцы из Англии и Голландии), Австралию и Новую Зеландию (выходцы из Англии), значительную часть Южной Америки (испаноязычные и португалоязычные латиноамериканцы).

Крупнейшим представителем индоевропейской семьи является индоарийская группа народов Индии и Пакистана (хиндустанцы, бенгальцы, маратхи, пенджабы, бихарцы, гуджары). Сюда же относятся народы иранской группы (персы, таджики, курды, белуджи, осетины), балтийской группы (латыши и литовцы), армяне, греки, албанцы..

Самая многочисленная раса – монголоиды. Они разделяются на подрасы, относящиеся к различным языковым семьям.

Сибирские, центральноазиатские, среднеазиатские, поволжские и закавказские монголоиды образуют алтайскую языковую семью. Она объединяет тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую этнолингвистические группы, каждая из которых в свою очередь делится на этнолингвистические подгруппы. Так, тюркские монголоиды делятся на булгарскую подгруппу (чуваши), юго-западную (азербайджанцы, туркмены), северо-западную (татары, башкиры, казахи), юго-восточную (узбеки, уйгуры), северо-восточную (якуты) подгруппы.

К сино-тибетской языковой семье принадлежит наиболее распространенный в мире язык - китайский (свыше 1 млрд человек). Его используют в письме северокитайские и южнокитайские монголоиды (китайцы или хань), существенно различающиеся между собой антропологически и разговорной речью. К этой же языковой семье принадлежат и тибетские монголоиды. Монголоидов Юго-Восточной Азии относят к паратайской и австроазиатской языковым семьям. К монголоидам близки также народы чукотско-камчатской и эскимосско-алеутской языковых семей.


Существуют еще подрасы, с которыми обычно соотносятся группы тех или иных языков, то есть система человеческих рас устроена иерархически.

К представителям перечисленных рас относятся 3/4 населения земного шара. Остальные народы принадлежат к малым расам или микрорасам со своими языковыми семьями.

На контакте основных человеческих рас встречаются смешанные или переходные расовые формы, нередко образующие свои языковые семьи.

Так, смешение негроидов с европеоидами породило смешанно-переходные формы народов афразийской, или семито-хамитской семьи (арабы, евреи, суданцы, эфиопы). Народы, говорящие на языках уральской языковой семьи (ненцы, ханты, коми, мордва, эстонцы, венгры), образуют переходные формы между монголоидами и европеоидами. Очень сложные расовые смеси сложились в северокавказскую (абхазы, адыгейцы кабардинцы, черкесы, чеченцы, ингуши народы Дагестана) и картвельскую (грузины, мегрелы, сваны) языковые семьи.

Подобное расовое смешение происходило и в Америке, только шло оно гораздо интенсивнее, чем в Старом Свете, и, в общем, не сказалось в языковых различиях.