Современная классификация эмоций и свойств. Эмоции



Введение.......................................................................................................... 3

1. Определение, классификация и функции эмоций................................ 5

2. Типы эмоций............................................................................................ 11

3. Теория эмоций......................................................................................... 14

Заключение.................................................................................................. 19

Список использованной литературы....................................................... 20

Введение

Человек в процессе жизнедеятельности испытывает множество самых различных состояний: приятных, неприятных, интенсивных, едва заметных, длительных, коротких. В психике есть различные механизмы, которые служат разным целям: результатом действия органов чувств являются ощущения тепла, боли, голода, жажды, зрительные образы, слуховые и т.д.

Результатом действия механизма внимания является его концентрация и более высокая чувствительность восприятия одних объектов по сравнению с другими. Более высокая концентрация внимания сопровождается состояниями, описываемыми словами собранность, сосредоточенность.

Отсутствие внимания описывается как рассеянность, расслабленность, невнимательность. Степень волевой концентрации описывается как напряженность или безволие и т.п. Усталость, бодрость, сонливость это физиологические состояния организма.

Среди этого многообразия нужно выделять эмоциональные явления. Они также, весьма различны. Есть слабые легко меняющиеся переживания, которые могут возникать по самым незначительным поводам, это настроения. Есть длительные, устойчивые сложные состояния, включающие множество компонент: различного рода знаний, эмоций, намерений. Это чувства, такие как любовь, дружба, ревность, счастье. Есть неосознанные эмоциональные состояния, возникающие в результате сочетания определенных внешних условий и не зависящие от знаний человека об этих условиях. И есть собственно эмоции, осознанные состояния, возникающие в результате оценки человеком некоторого события или явления относительно возможности применения этого явления в каких-то своих целях или удовлетворения своих потребностей.

Одна и та же эмоциональная модальность (вид эмоции) может быть настроением, неосознанной эмоцией или эмоцией. Так у человека страх может возникать при виде некоторых насекомых, которые никогда не причиняли ему вреда, которых он, может быть, никогда в жизни не видел, и к которым другие люди совершенно безразличны.

Страх может возникнуть при внезапном быстром движении какого-либо предмета или громком звуке. Это неосознанная эмоция, которая, вероятно, объясняется специфической реакцией некоторых нейронов на внешний вид насекомого или на движение объекта. Эта реакция человеком не осознается и возникает независимо от его опыта и желания.

Слабая форма страха может быть настроением и выражаться в виде необъяснимой тревожности. И, наконец, эмоция страха может возникать как осознанная реакция на опасность. Происхождение этого состояния в разных случаях различно, хотя феноменологически оно может ощущаться человеком одинаково.

Цель работы: провести классификацию и обозначить типы эмоций.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. дать определение, привести классификацию и функции эмоций;

2. дать характеристику типам эмоций.

1. Определение, классификация и функции эмоций

Человек – это не только примат, млекопитающее, позвоночное, хордовое и многоклеточное, но это еще и наиболее эволюционированное, цивилизованное, общественное животное, которое каждый день общается с себе подобными и делает что-нибудь, испытывая разные чувства и эмоции, такие как гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление (по классификации К. Изарда).

Эмоции (франц. emotion - волнение, от лат. emoveo - потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Эмоции – особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они, в зависимости от потребностей человека, непосредственно оценивают значимость действующих на него объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями. Как правило, эмоции возникают за счет первичной активации специализированных (эмоциогенных) структур мозга. Возбуждение одних структур (естественным путем или с помощью прямого электрического раздражения) вызывает появление положительного эмоционального состояния (положительные эмоции), которые организм стремится усилить, продлить или повторить. Активация других структур сопровождается появлением отрицательного эмоционального состояния (отрицательные эмоции), которые организм стремится устранить или ослабить.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной исторической эпохе.

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими его физическое существование, но и социальными факторами, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительное текущее состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации, поэтому способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов – это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к Родине, чувство ненависти к врагу и т.д.) Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

По П.В. Симонову, чувства – это эмоции, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей в происхождении эмоций. Симонов рассматривает тревогу как реакцию на низкую вероятность избежания нежелательного воздействия. Особое место среди эмоциональных явлений занимают так называемые общие ощущения. Так, П. Милнер считает, что, хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голод, жажда и т.д.), тем не менее, в них обнаруживается много общего и их разделение достаточно условно. Одна из причин, по которой их различают, – разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначают как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением каких либо рецепторных поверхностей, поэтому их относят к эмоциям. Другая причина, по которой эмоции противопоставляют общим ощущениям, состоит в нерегулярном их появлении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение следуют с определенными интервалами. В настоящее время внимание исследователей привлекает еще одна категория эмоциональных явлений – настроение. У настроения нет специфического целевого объекта, как у эмоций, так же как и каких-либо специфических реакций. Следовательно, оно менее специфично, чем эмоция. К тому же субъективные переживания, связанные с настроением, по сравнению с эмоциями менее интенсивны.

По определению А. Изена, настроение – это течение или поток идей, мыслей и образов, извлекаемых из памяти. Их объединяет общий тон: положительный или отрицательный. Многочисленные экспериментальные данные говорят о том, что настроение – результат действия как увальных, так и воображаемых событий или информации, извлекаемой из эмоциональной памяти. Клинические исследования указывают на ключевую роль гормональных и биохимических факторов в генезе настроения. Когда настроение достигает некоторого порога, оно становится осознанным и может быть объяснено, включая его причины. Это может послужить толчком к трансформации настроения в эмоцию. Настроение влияет на поведение человека. Одно и то же явление одновременно может вызвать как эмоцию, так и настроение, которые могут сосуществовать, влияя друг на друга. Если какая-либо эмоциональная реакция развивается во времени стремительно, то созданное ею настроение может сохраняться часами, днями и неделями. Действия человека небеспристрастны. Поэтому эмоция, как субъективное переживание, присутствует в составе каждой деятельности, каждого рефлекса. В структуре поведения, как в функциональной системе, эмоциям принадлежит ключевая роль. Выделяют ведущие и ситуативные эмоции. Они связаны с разными фазами поведения. Ведущие эмоции сигнализируют человеку о неудовлетворенности его потребностей и побуждают к поиску целевого объекта, стимулируя определенное поведение. Побудительной силой обладает и эмоциональная память об успешных действиях в прошлом, направленных на удовлетворение аналогичной потребности. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъекта действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную. Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий.

Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения. Эмоция, как особое внутреннее состояние и субъективное переживание, выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка выполняется на чувствительном уровне. Пример: мы никогда не оцениваем истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. Возникновения чувства голода уже достаточно. Оценочная, или отражательная, функция эмоции непосредственно связана с ее побуждающей функцией.

С.Л. Рубитшпейн отмечал, что эмоция уже в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него. Эмоция выполняет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности.

Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворение потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. При повторном столкновении с ситуацией эти эмоции позволяют предвосхищать, предвидеть события и побуждают действовать в определенном направлении. Выделяют также подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Эта функция наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме (борьба между страхом и чувством долга, страхом и стыдом). Исход зависит от силы побуждений, от личных установок субъекта.

Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменения интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

2. Типы эмоций

Эмоции играют важнейшую роль в самосознании, в формировании и поддержании чувства самоидентичности. Теория дифференциальных эмоций рассматривает эмоцию как наиболее фундаментальный способ организации ощущений. По этой теории можно выделить такие следующие эмоции: интерес, радость, удовольствие, удивление, печаль, горе, гнев, отвращение, страх и тревога, смущение, стыд, вина, совесть, любовь и др.

Рассмотрим некоторые их этих эмоций.

Эмоцияинтереса сыграла очень важную роль в эволюции человека, выполняя разнообразные адаптивные функции на протяжении всей истории его существования. Интерес к неизвестному составляет основу исследовательской, познавательной деятельности и имеет важное значение для процессов внимания, памяти и научения. Эмоция интереса играет важную роль в мотивации успеха. Интерес необходим также для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.

Теория дифференциальных эмоций отличает переживание радости от удовлетворения физиологической потребности. Переживание радости характеризуется чувством удовлетворения и чувством уверенности в себе, в радости человек чувствует себя любимым и заслуживающим любви. Улыбка и смех - выражение радости. С эволюционной точки зрения, эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает положение человека в обществе. Брэдбери (1969) обнаружил, что социально активные люди, эмоциональный опыт которых отличается большим разнообразием, чаще испытывает позитивные эмоции.

Психологической основой печали могут быть разнообразные проблемные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, неудовлетворенные первичные потребности, другие эмоции, а также образы представления и воспоминание. Главной и универсальной причиной печали и горя является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Переживание печали обычно описывают как уныние, грусть, чувство одиночество и изоляции. Хотя эмоция печали может оказать весьма пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие негативные эмоции. Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживания сплачивают людей, укрепляют дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

Гнев, отвращение и презрение – самостоятельные эмоции, но они часто взаимодействуют друг с другом. Ситуации активирующие гнев, часто в той или иной мере активируют эмоции отвращения и презрения. В любой комбинации эти три эмоции могут стать главным компонентом враждебности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции. Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют человека отстаивать свои права. В отличии от проявлений агрессии, переживание и выражение гнева может иметь позитивные последствия, особенно в тех случаях, когда человек сохраняет контроль над собой.

Переживание страха ощущается и воспринимается людьми как угроза личной безопасности. Страх побуждает людей предпринимать усилия, направленные на избежание угрозы, на устранение опасности. Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Однако страх несет в себе и адаптивную функцию, заставляя человека искать способы защиты.

Переживание стыда сопровождается обостренным самосознанием. Это мешает осмыслению ситуации и повышает вероятность неадекватных реакций на нее. Способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнение и чувства окружающих его людей, таким образом, стыд способствует большему взаимопониманию между людьми и большей ответственностью перед обществом. Кроме того, стыд побуждает человека к приобретению различных навыков. Человек, неспособный противостоять переживанию стыда, почти наверняка обречен на печаль и даже на депрессию. Адекватной реакцией на переживание стыда можно считать готовность человека к самосовершенствованию.

Вина играет ключевую роль в процессе развития личной и социальной ответственности, в процессе становления личности. Переживание вины - результат самонаказания. Человек испытывает вину вследствие нарушения неких, принятых им этических моральных или религиозных стандартов. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку. Развитие вины и становление совести - важнейшие этапы психологического созревания личности.

Любовь – фундаментальное для человеческой природы чувство. Эмоциональная связь между детьми и родителями, между братьями и сестрами, между супругами является неотъемлемой частью нашего эволюционного наследия. Любовь объемлет собой социальные отношения, прочную привязанность, эмоциональную связь. Любовь характеризуется интересом и радостью, а любовные отношения могут пробуждать весь спектр эмоций.

3. Теория эмоций

Древнекитайские учения о психических явлениях строились на основе организмических представлений, возникших в родовом обществе и в той или иной форме продолжавших существовать в традиционном менталитете. Человеческое существо рассматривалось китайцами как часть космоса, как организм в организме. Полагалось, что психическое устройство человеческого организма имеет такое же количество структурных уровней, как и целостный космос, внутренние состояния человека определяются его взаимоотношениями с внешним миром, причем определенные психические явления резонируют с тем, что происходит на соответствующих планах мироздания.

Психическая составляющая человека выражалась в древнем Китае в понятии синь – “сердце”. Однако китайцы не держались строгой сердцецентрической концепции психики. Бытовало также представление, что сердце – один из органов в целостном организме, которым соответствуют те или иные психические корреляты. Сердце только наиболее важный из них, в нем, как в “сердцевине” организма, сосредоточена результирующая психических взаимодействий, определяющая их общую направленность и структуру. Поэтому в китайском языке многие иероглифы, обозначающие психологические категории, содержат в своем составе иероглиф “сердце”.

В.М. Крюков отмечает, что в иньской письменности этот иероглиф не обнаружен, а появление понятия синь в западночжоуских ритуальных текстах “практически совпало по времени с возникновением категории дэ , которая иероглифически представляет собой результат слияния знака “сердце” с иньским графическим прототипом дэ ”. В контексте нового типа мировоззрения, установленного в Раннем Чжоу и “разграничившего внешний и внутренний аспект ритуала”, открывшего “духовную глубину коммуникативного акта”, “применение знака синь в роли смыслового детерминатива породило, наряду с дэ , целый класс терминов, относящихся к психоментальной сфере – нянь (“помнить”), ван (“забыть”), цзи (“бояться”), мао (“восхищаться”), му (“стремиться”) и т.д.”

Имеющим данный смысловой детерминатив является также иероглиф цин , которым обозначается чувственно-эмоциональная сфера человека. Крайнее проявление эмоций, аффективность – это “страсти, желания”, обозначаемые иероглифом юй , имеющим двойное написание - с “сердцем” и без него.

Этим чувственно-эмоциональным понятиям часто противопоставляется понятие син (“сущность, природа, натура, характер [человека]”), также обозначаемое иероглифом, в составе которого имеется знак “сердце”. Последнее позволяет предположить, что данное противопоставление не онтологично и осуществляется на едином основании. Противопоставленность “сущности” (натура-син ) и “чувственности” (эмоции-цин , желания-юй ) - это то, “что на сердце лежит”, а точнее, то, что происходит в психическом организме, рассматриваемом в контексте структурообразующей функции сердца.

О специфических отношениях “натуры” (син ) человека и “желаний” (юй ) говорится в “Ли цзи” (“Записки о ритуалах”) в главе “Юэ цзи” (“Записки о музыке”). По своему происхождению “натура” человека неэмоциональна, “чиста” от всяких страстей. Они возникают в человеке при соприкосновении его с предметами внешнего мира в процессе их познания. Тогда покой “натуры” нарушается, она приходит в движение, и возникают чувства “любви, влечения” (хао ) и “ненависти, отвращения” (у ). Эти чувства бывают так сильны, что под их влиянием человек может потерять первозданную чистоту своей “натуры” и пойти по пути порока.

Человек рождается чистым, в этом дарованная ему небом натура. Сталкиваясь с окружающим миром, его натура приходит в движение, и в ней рождаются желания. Когда предметы и явления познаются, формируются и чувства любви и ненависти к ним. Если любовь и ненависть не умеряются изнутри, а познания окружающего завлекают его в мир вещей и он не в состоянии справиться с собой, тогда дарованные ему небом качества гибнут. Ведь окружающий мир воздействует на человека бесконечно, а любовь и ненависть человека не имеют предела, и в таком случае окружающий мир подступает к человеку, и он изменяется под его влиянием. Когда же человек изменяется под воздействием окружающего мира, в нем погибают дарованные ему небом качества, и он истощает себя в желаниях. Вот тогда-то рождаются чувства непокорности и бунта, притворства и обмана, творятся всякие непристойные дела и устраиваются беспорядки. Тогда сильные начинают угрожать слабым, многонаселенные царства начинают насильничать над малонаселенными, знающие начинают обманывать неразумных, дерзкие причинять страдания робким, страдающие от эпидемий и болезней не получают ухода, старые и малые, сироты и вдовы не имеют пристанища - все это и есть путь большого беспорядка.

Несмотря на то, что “натура” даруется человеку Небом, по отношению к внешнему миру она, когда речь идет о восприятии окружающей действительности, выступает как пассивное, иньское начало. Будучи “подпорченной” наличием пагубных страстей, “натура” становится активным, янским началом, причиной “всяких непристойных дел”.

Схожие отношения между природной сущностью человека и его чувственно-эмоциональной сферой даются в “Сюнь-цзы”. Главное отличие заключается в том, что в данном тексте дается более оптимистичный взгляд на значение чувственных проявлений в жизни человека. При наличии “сердечного разумения” чувства позволяют ориентироваться в окружающем мире и осуществлять должную деятельность.

Разнообразные имена, применяемые к людям, – это следующие: то, что носит врожденный, естественный характер, называется природными свойствами; то, что представляет собой [результат] соответствия природных свойств человека и вещей – когда духовное [в человеке] соприкасается с вещами, реагирует [на их раздражения], и это происходит без постороннего вмешательства, естественно, – называется психическими свойствами. Любовь и ненависть, умиротворенность и гнев, скорбь и радость как [проявления] психических свойств называются чувствами. Когда сердце помогает этим естественным чувствам отличать [истину ото лжи], это называется размышлением. Когда человек размышляет, а его способности претворяют эти мысли в дела, это называется человеческой деятельностью. Когда человек накапливает мысли, привыкает применять свои способности, в результате чего добивается успеха, это называется [плодотворной] деятельностью.

Важно подчеркнуть, что в “Ли цзи” и “Сюнь-цзы” психические явления рассматриваются как продукт отношений “природы” (син ) человека и “вещей” (у ) внешнего мира, т.е. как нечто опосредствующее их взаимодействия. Это дает возможность применить при реконструкции древнекитайской теории эмоций схему субъект-объектных отношений, использовавшуюся при выяснении значений триграмм и добродетелей-дэ . При этом надо помнить, что “природа” человека как субъект не гипостазируется древними китайцами, а представляет собой лишь более глубокое состояние психического организма, чем эмоциональность.

Такой подход призван показать, что структура чувственно-эмоциональной сферы в древнекитайской теории описывается триграммами. Идеальным вариантом было бы найти список эмоций, коррелирующий с восьмью триграммами. Но такого нет. Однако даже в разбросанных по разным текстам неоднородных списках эмоций проглядывает первоначальная их системность, опираясь на которую, можно реконструировать базисный набор эмоций, не уступающий по свой стройности современным европейским теориям эмоций.

Попытки определить набор “фундаментальных”, или “базисных” (“базальных”), эмоций имеют давнюю традицию в Европе. Этим занимались многие психологи. Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные способы их классификации. Для примера дается подборка списков эмоций из статьи А. Ортони, Дж. Клоура, А. Коллинза “Когнитивная структура эмоций”.

Таблица 1

Фундаментальные эмоции

Основания для отбора

Арнольд М.Б.

гнев, отвращение, мужество, удрученность, желание, отчаяние, страх, ненависть, надежда, любовь, печаль

отношение к тенденциям действия

гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление

универсальные способы мимического выражения

Фрижда Н.

желание, радость, гордость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд

формы готовности к действию

ярость/ужас, беспокойство, радость

врожденность

Изард С.Е.

гнев, презрение, отвращение, страдание, страх, вина, интерес, радость, стыд, удивление

врожденность

Джеймс В.

страх, горе, любовь, ярость

физическое ощущение

МакДугалл В.

гнев, отвращение, приподнятое настроение, страх, подавленность, эмоция нежности, изумление

отношение к инстинктам

Морер О.X.

боль, удовольствие

неусваиваемые эмоциональные состояния

Отли К., Джонсон-Лэрд, П.Н.

гнев, отвращение, страх, счастье, печаль

не требуют пропозиционального содержания

Панксепп Дж.

ожидание, страх, ярость, паника

врожденность

Плучик Р.

одобрение, гнев, предвкушение, отвращение, радость, страх, печаль, удивление

отношение к адаптивным биологическим процессам

Томкинс С.С.

гнев, интерес, презрение, отвращение, страх, радость, стыд, удивление

плотность нейронной активности

Уатсон Дж.Б.

страх, любовь, ярость

врожденность

Уейнер Б.

счастье, печаль

атрибутивно-независимое


Были попытки классифицировать эмоции на основе сочетаний более примитивных проявлений психики. Наиболее известной из таких классификаций является, пожалуй, классификация В. Вундта, который предложил рассматривать все эмоции в пространстве трех измерений, задаваемых осями “удовольствие-неудовольствие”, “возбуждение-успокоение” и “напряжение-разрешение”. Классификация, к которой подойдет нижеследующая реконструкция эмоциональных представлений древних китайцев, также строится на идее трех первичных психологических осей, но только конкретное их определение будет иным.

Заключение

Проблема эмоций велика и многогранна, далеко не все связные с ней вопросы на сегодня решены; из того, что известно, много дискутабельного. Тем не менее, философы и психологи, физиологи и врачи смогли в значительной степени развеять туман загадочности и мистицизма, который мешал познанию человеческих эмоций и чувств. Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико.

Итак, эмоции – это свойственные каждому человеку психологические реакции на хорошее и плохое. Это наши тревоги и радости, наше отчаяние и наслаждение.

Эмоции обеспечивают нам тягу к переживанию и сопереживанию, поддерживают интерес к жизни к окружающему миру. И я, основываясь на различных теориях и опытах ученых, попыталась рассказать об эмоциях и их необходимость человеку. Ведь без эмоций жизнь была бы бедна и неинтересна!

Список использованной литературы

1. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л. Наука, 1989.

2. Васильев И.А, Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. – М., 1980.

3. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в исследованиях эмоций. //Психологический журнал, 1992. – №6, т.13, с.80

4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., МГУ, 1987.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб, Питер, 2001.


Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. – с.12

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб, Питер, 2001. – с.31

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., МГУ, 1987. – с.58



1.2 Классификация эмоций

Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, по переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Человек наиболее эмоциональное живое существо, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний. Существует множество классификаций эмоций. Кроме того, что их разделяют на положительные и отрицательные, используя критерий мобилизации ресурсов организма, стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос»). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъём, в то время как астенические – действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями. По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.

К. Изард выделил основные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоция) – положительное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была не велика.

Удивление – эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого времени представлялось более или менее вероятным. Чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызываемое препятствием на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое не согласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения с позициями объекта чувств.

Страх - отрицательная эмоция, появляющаяся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и так далее). Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Эта эмоция обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительные черты: ситуативность, обобщённость, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки не разумны, совершаются без учёта обстановки. Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работоспособности нервных клеток, сменяется безусловным торможением, возникает эмоциональный шок. В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже ступором. Нарушение сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на события. Страсти – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности ближе к чувствам. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели». Собственно эмоции носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, и могут слабо проявляться во внешнем поведении, особенно если человек умело скрывает свои эмоции. Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер: это всегда чувство к чему-то или к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства, можно сказать, продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определёнными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности . Человеческие чувства являются положительной ценностью. Человеческая жизнь не выносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишён возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и так далее. Причём для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Настроения – это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств, настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значениях для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, С.Л Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работ желез внутренней секреции, и особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчётной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Этой причиной могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность, и конечно, люди.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то лёгкой и приятной, то тяжёлой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел и гораздо хуже, когда он встревожен, раздражён, не доволен. Человек должен управлять своим поведением, а для этого можно использовать образы и ситуации, приятные человеку. При господстве положительного, жизнерадостного настроения, человек легко переживает и временные неудачи и огорчения. Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других системах организма, и осознаваемых субъективных переживаний, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях лица – мимике, выразительных движениях всего тела – пантомимике, и «вокальной мимике» - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций: регуляторную, отражательную, сигнальную, стимулирующую, подкрепляющую, переключательную, приспособительную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека. Одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций, так как трудно представить взаимодействие между людьми без эмоциональных проявлений. Выражая свои эмоции, человек проявляет своё отношение к действительности и, прежде всего к другим людям. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к чему-либо или к кому-либо. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации - являются «языком» человеческих чувств средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Приобретая с раннего детства определённый опыт общения с людьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и прежде всего, по выражению лица. В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать других влияет целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре. Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Особенно важно это качество для людей, в профессиях которых общение занимает важнейшее место. Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству. Понимание и умение воспроизводить – важнейший этап обучения актёров искусству интонации, мимике, жестов. Обращаясь к психологическим исследованиям различных авторов, и даже к собственным наблюдениям, можно сказать, что большую часть информации в процессе общения, человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального или словесного компонента человек передаёт небольшой процент информации, основная нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.

Эмоции – одна из форм отражения. Эмоции отражают не сами объекты, предметы, явления, а их отношения к потребностям, целям и мотивам деятельности человека, переживающего эти эмоции. 3 главных понятия: отражение, отношение, переживание. Эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Классификация по знаку:

1. Положительные

2. отрицательные

Классификация по Злобину (По критерию потребности (эмоция как результат удовлетворения):

1. страх – реакция на угрозу.

2. грусть – связана с неудовлетворением своих потребностей, с потребностями продолжения рода.

3. гнев – связан с добычей ресурсов.

4. стыд – связан с обобщением.

5. радость – сознание своей нужности.

6. бесстрашие – уверенность человека, когда эмоция не сдерживает человека.

По критерию мобилизации ресурсов организма:

Стенические (вызывают прилив энергии)

Астенические

По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие, оптимизм, подчинение Страх Удивление Печаль Отвращение Гнев агрессия благоговение Ожидание разочарование презрение жалость

Основные виды эмоций (классификация по силе и деятельности проявлений): аффекты, страсти, собственно эмоции, настроение, чувства, стресс.

1. Аффект – стремительный бурно развивающийся эмоциональный процесс взрывного характера, который при определенных обстоятельствах может дать разрядку в действии.

2. Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его, владеет им.

3. Собственно эмоции – более длительные, чем аффекты. Реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные. В отличие от аффектов могут слабо проявляться.

4. Настроение – общее эмоциональное состояние в течении длительного времени. Окрашивает, придает эмоциональный тон. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во времени.

5. Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).



6. Стресс – эмоциональные состояния, которые возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью, тревожностью.

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:

1. моральные (переживание человеком его отношения к другим людям),

2. интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью),

3. эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),

4. праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Моральные чувства. К ним относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие; чувство доброжелательности к людям; негодования по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения. Эстетические чувства. В процессе общественного развития человек приобрел способность воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и понятиями прекрасного. Эстетические переживания очень многообразны и сложны. Они проходят градации, начиная от легкого волнения по поводу воспринятого и кончая глубокой взволнованностью увиденным. Эстетические переживания могут достигать большого уровня обобщенности, и тогда говорят о чувстве трагического, чувстве возвышенного, чувстве комического, чувстве юмора, присущих только человеку. Праксические чувства. Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т.е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения. Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания. Различия в сфере праксических чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности. Для содержания и характера праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов.

1).Симонов П.В. Что такое эмоция. -М.: Наука, 1966. - 94 с.

2) Изард К.Е. Психология эмоций, СПб.: Питер, 2010.

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Об этом знают те, кто хоть раз испытывал эмоции, т.е. все. Но понятия положительности и отрицательности эмоций требуют некоторого уточнения с точки зрения их градации. Например, эмоции гнева, страха, стыда не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных, а могут возникнуть в состоянии так называемых смешанных чувств.

Простые эмоции позволяют устанавливать значимость условий для удовлетворения актуальных потребностей, вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Радость - положительное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление - состояние, вызванное сильным впечатлением, поражающим неожиданностью, необычайностью, странностью.

Страх возникает в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.).

Гнев - недовольство, возмущение, раздражение, возникающее, когда потребности или ожидания не удовлетворены.

Удовольствие - довольство от приятных ощущений, от удовлетворяющих переживаний.

Стыд возникает у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

Отвращение - резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.

Презрение - отношение, вызываемое признанием кого-либо или чего-либо недостойным, не заслуживающим уважения, подлым, морально низким, ничтожным.

Страдание - негативное эмоциональное состояние, причиной которого является обладание верной или кажущейся таковой информацией о том, что возможность удовлетворения важнейших жизненных потребностей отсутствует или затруднена.

Чувства - сложные устоявшиеся отношения личности к тому, что она познает и делает, связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться, выполняют в жизни и деятельности человека мотивирующую роль.

Не менее популярной является классификация по содержанию.

Нравственные - один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. К ним относятся: одобрение и осуждение.

Моральные - долг, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.

Аморальные - жадность, эгоизм, жестокость и т.д.

Интеллектуальные проявляются в процессе познавательной деятельности, при решении новых, трудных задач. К ним относятся: любознательность, любопытство, удивление, недоумение, удовлетворение найденным решением, сомнение.

Эстетические переживания человека возникают при восприятии произведений искусства, красивых предметов, явлений природы и др., стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование идеалов личности.

К ним относят: прекрасное, возвышенное, восторг, наслаждение и т.д.

Страсть - наличие сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо .

Настроение - устойчивые состояния средней или совсем небольшой силы, которые действуют продолжительное время.

Аффекты - бурно протекающие, кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными органическими и двигательными реакциями.

Фрустрация - состояние, возникающее при столкновении с неожиданными препятствиями и помехами на пути достижения цели, что мешает удовлетворению потребностей.

Стресс - состояние психологического перенапряжения, возникающее при эмоциональной перегрузке нервной системы.

Воодушевление возникает, когда цель деятельности ясна, а результаты точно представляются, причем как нужные и ценные.

От длительности и интенсивности протекания эмоциональные состояния подразделяют на слабые и сильные (бурно протекающие).

Слабые - настроение - длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности, захватывающее в течение некоторого времени личность и отражающееся на деятельности и поведении человека.

Сильные - аффект. Важной специфической чертой аффектов является их возникновение в ответ на свершившееся событие.

С.Л. Рубинштейн выделил две основные черты, отличающие настроение.

  • 1. Они не предметны, а личностны.
  • 2. Это не специфическое и конкретное переживание, но общее состояние, имеющее отношение к одной определенной ситуации или факту.

Также известны классификации по действию на организм:

стенические - поднимающие активность, энергичность и деятельность человека;

астенические - снижающие активность, ослабляющие энергичность.

По продолжительности:

кратковременные; длительные.

По форме протекания:

настроения;

аффекты;

страсти;

Классификация по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву :

  • ? аффекты;
  • ? страсти;
  • ? стрессы;
  • ? чувства;
  • ? конкретные эмоции;
  • ? настроения.

Важно запомнить!

Процессы эмоционального восприятия, осознания и выработку поведенческих реакций выполняют многие отделы головного мозга.

Лимбическая система. Дж.-У. Парец предположил, что сингулярная кора, энто- ринальная кора, гиппокамп, гипоталамус и таламус образуют круг, который участвует в механизмах мотивации и эмоций. А психолог П.-Д. Маклин (MacLean, 1949), включив в данную систему миндалину, назвал ее лимбической.

Гипоталамус. Ученые Олдос и Фобес (Olds, Fobes, 1981) обнаружили центр удовольствия. При его стимуляции человек испытывает наслаждение. В латеральном гипоталамусе выявлено два типа нейронов, различным образом реагирующих на эмоциональные ситуации. Первый тип - мотивационный (обнаруживалась максимальная активность в мотивационном поведении). Второй тип - подкрепляющий, поскольку эти клетки активизировались по достижении желаемого (по достижении цели).

Миндалина (амигдала) играет роль в нескольких видах эмоционального поведения: агрессии, страхе, отвращении, материнском поведении. Данная структура отвечает за поведенческий, вегетативный и гормональный компоненты условного эмоционального ответа, активируя нервные круги, расположенные в гипоталамусе и стволе мозга.

Сенсорная ассоциативная кора анализирует сложные комплексные стимулы и передает информацию в миндалину.

Орбитофронтальная кора включена в оценку последовательностей действий. Она не прямо включена в процесс принятия решений, но транслирует эти решения в жизнь, применительно к конкретной ситуации. Ее центральные связи с диенцефанолом и височной областью, снабжают ее информацией об эмоциональной значимости сигнала. Дорсальные связи с сингулярной корой позволяют ей влиять как на поведение, так и на вегетативные изменения.

Сингулярная кора обеспечивает связь между структурами в лобной коре, принимающими решения, эмоциональными структурами лимбической системы и головными механизмами, контролирующими движение. Является фокусом сенсорной и эффективной систем.

  • Столяренко ЛД. Основы психологии. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на/Д.: Феникс, 2000.
  • Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психологиячеловека: Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995.