Современные проблемы географии. Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения

Современная географическая наука переживает революционный информационный переворот, усиленный другими достижениями НТР. Идет переосмысление места географии среди других наук о Земле, перестройка ее теоретической базы. Революционные преобразования в географии далеко не завершены, и грядущее тысячелетие, вероятно, будет ознаменовано крупными открытиями в географической науке, в частности на стыке географии с биологией, химией, физикой, экологией, астрономией, психологией, медициной и другими науками. В настоящее время существует много проблем в развитии географического образования. Развитию географической науки сегодня мешает общая для всех проблема - недостаточное финансирование. Негативное действие оказывает икоммерциализация ряда вузовских специальностей. Возникают большие проблемы в связи с подготовкой и перегiодготовкой учителей географии, а также преподавателей педвузов. динамично развивающаяся система образования и революционные изменения в географической науке приводит к тому, что средства обучения во многом успевают устаревать еще на стадии производства. К этому можно добавить увеличивающийся с каждым годом поток информации, с которым приходится работать учителю. Функции учителя усложнились:

личностно-ориентированный подход предусматривает учет индивидуальности каждого ученика, что вызывает затруднения с традиционными средствами обучения географии. На уроках учащиеся часто сталкиваются с процессами и объектами незнакомыми в их непосредственных ощущениях. дело не только в этом, но и во влиянии науки на содержание школьного курса, на определение главных его направлений, на воспитание географического мышления, на создание географической культуры, на постановку и решение в школе таких простых проблем, которые важны для народного хозяйства и науки и доступны для школы. Важно, чтобы дело не сводилось к общим словам, а природа и общество в этих программах и учебниках действительно взаимодействовали на разных уровнях, в разных формах, с разными результатами. В конце концов выпускники школы на всю жизнь должны получить основной заряд представлений о типах, масштабах и значении обмена веществ между человеком и природой, превращения биосферы в ноосферу В школьном курсе географии и тема охраны природы иначе звучит, чем, скажем, в курсе биологии. Географа интересует вопрос, как сохранять и умножать благоприятные стороны развития природы в процессе ее хозяйственного использования, как вести борьбу с грозными стихиями природы в разных географических и социально-экономических условиях.

Персоналии, труды, даты.

Термин «Парадигма » - Кун , 1962 г.

Саушкин , 1976 г., выделил 8 периодов развития науки

Древний мир.

Египет : карты звездн.неба, календарь, тонное время, папирус.

Месопотамия : колесо, орошаемое земледелие, астрономия, кирпич.

Вавилон : мера исчисления, звездн.небо, гидротехнич.сооружения.

4 -2 в.до н.э. – Великая Китайская стена

Греция : «центр мира», рабовлад.строй, города-гос-ва, натурфилософия – основа гео.

Фалес – основоположник милетской школы, вода – начало, З. – плоский плавающий в воде диск.

Анаксимандр – «О природе», З. Висит в воздухе, положил начало др. греч. геогр.

Анаксимен – воздух.

Гераклит – «Сочинение о природе», цикличность, осн. з-н природы – испарение. «Все течет – все меняется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Гекате – «Родословная», «Геопериодус» (Землеописание) – основоположник описательного метода в гео, принцип достоверности.

Геродот – «История» (9 книг)

Демокрит – влияниеокр. ср. на человека.

Эпикур – вечность материи

Пифагор – назвал остров Британия, достоверные сведения о приливах.

Парменид – говорил о шарообразности З.

Евдокс Книтский – тепловые пояса

Аристотель – «Метеорологика» - геоцентрич.СИ, «Политика» - влияние прир. факторов на человека.

Гиппократ – «О воздухах, водах и местностях».

Эратосфен – «Географики» - область знаний гео., рассчитал осн. параметры земн. шара

Гиппарх - широта и долгота, длина меридиана в 1 гр.

Рим: решали практические вопросы

Страбон – «География» (17 книг), философская школа стоиков

Птолемей – «Великое построение астрономии», «Руководство по гео» (1ый атлас), хорография/описание и география/математич.знания.

Плиний ст. – «Скандинавия»

Средневековье.

Козьма Индикопол – «Христианск. топография», 547 г. – отвергается шарообразн. З.

Исидор, епископ Севильский - «Этимология» - задача ученого объяснить тайны божественного промысла.

Эрик Рауди/Рыжий – открыл Гренландию, 986 г.

Якуби – «Книга стран»

Истархи – «Климаты», 961 г.

Аль Бируни – «Канон Масуда»

Ибн Батута – «Подарок наблюдателям по части диковинных городов и чудесных путешествий»

Марко Поло – «О разнообразии мира»

Альберт Великий - термин «вечные снега»

Боссуэш – «Образ мира»

Фра -Маур – «Карта мира», 1457-59 гг., достижения мореплавателей к 15 в.

Возникает книгопечатанье

Золото - торговый эквивалент

Принц Энрики – руководитель ордена тамплиеров, обсерватория, верфь, корабли

Педро де Кавальяно – путь в Азию, Индию по суше

Бартоломео Диаш - …по морю

Альфонс Альбукери – достиг Молуккских о-вов.

Америго Веспуччи – исслед. северное побережье Ю. Америки

Вайдземюлер – «Введение в космографию»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Старобалтачево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

«Актуальные проблемы преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО.»

Подготовила: Султанова Эльза Анваровна


Школьная география – предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. В сферу рассмотрения этого предмета входят естественные и общественные объекты и явления, поэтому цели обучения географии отличаются особой широтой. В более общем виде цель географического образования заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Вклад школьной географии в формирование личности учащегося определяется современным этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы. Для приведения в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны необходимо значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования.

В настоящее время география относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта 2004 года определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету и контроль за выполнением этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведется обучение, его профиля. География – учебный предмет, дающий возможность развивать целеполагание, планирование, рефлексию и самооценку во время урока.

Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК. Необходимо обращать внимание на год издания учебников, так как в образовательном процессе должны использоваться учебники не ранее 2006 года издания (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего (полного) общего образования). При организации учебного процесса наряду с ранее используемыми УМК необходимо внедрять УМК нового поколения, особенностями которых являются:


  • переориентация с передачи знаний на формирование ключевых компетенций;

  • формирование компетентностей на основе системно-деятельностного подхода в обучении;

  • усиление блока прикладных знаний.


Учитель географии в своей работе использует авторскую программу той линии УМК, по которой работает. Каждый авторский коллектив учебных курсов географии предлагает программу, разработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения и примерными программами по предмету, в основе которых соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами. По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные). На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только удовлетворительные оценки.

Особое внимание по-прежнему необходимо уделить времени, отведённому для изучения географии в 6 классе. Несмотря на уменьшение количества часов федерального компонента до 35 часов, на изучение начального курса географии по-прежнему предполагается отводить 70 часов. Дополнительные часы перенесены в региональный компонент: в 6 классе 1 час учебного времени в неделю отводится для преподавания краеведческого модуля. На современном этапе развития школы меняется отношение к краеведению. Оно становится одним из путей реализации регионального компонента. Выделяя отдельно проблему создания и осмысления учениками целостности определённой территории, следует указать на два пути изучения краеведения в школьной практике. Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых понятий и представлений географии.

В базисный учебный план стандартов нового поколения включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе. И, конечно же, пока в среднем и старшем звене школы этого нет, тем не менее, одним из направлений является подготовка к олимпиадам. Организация внеклассной работы способствует расширению навыков практической деятельности учащихся. Она связывает теоретические основы знаний с их практическим применением, а также предполагает большое количество форм деятельности, которые невозможно реализовать на уроке. Одним из педагогических условий для успешной подготовки к олимпиаде является сочетание урочной и внеклассной работы. Все олимпиадные задания строятся на основе школьных курсов географии. Задания лишь развивают, логически усложняют базовые знания и облекают их в более занимательную форму. Содержание олимпиадных заданий определено «Примерной программой основного общего образования по географии» в соответствии с разделами:


  • Источники географической информации

  • Природа Земли и человек

  • Материки, океаны, народы и страны

  • География России

  • Природопользование и геоэкология.

  • Природа и человек в современном мире

  • Население мира

  • География мирового хозяйства

  • Регионы и страны мира

  • Россия в современном мире

  • Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.


При подготовке победителей районно-городского этапа предметной олимпиады к участию в областной олимпиаде можно использовать задания областных олимпиад последних 5 лет. При подготовке следует сделать упор на практическую составляющую их. В частности на построение геолого-геоморфологического поперечного профиля; на работу с квадратно-километровой сеткой топографической карты; определение азимутов по карте и умение рассчитать протяженность различных маршрутов. Кроме перечисленных заданий, возможно включение в структуру практических туров и других заданий, в том числе – творческих, связанных с самостоятельной разработкой поисковых и исследовательских проектов (например, бизнес-планов, программ территориального развития, историко-краеведческих и т.д.). Задания этого типа, как правило, предлагаются школьникам старших классов, изучающим экономическую географию.

При подготовке по теоретической части следует сделать упор на географические открытия и путешествия, которые имеют знаменательную дату в 2010-2011 годах; узнавать и описывать по контуру или изображению конкретные участки земной поверхности; по координатам определять особенные (специфические) точки земли. Объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси; дни равноденствия и солнцестояния, их специфические проявления на конкретных территориях. По описанию уметь определять ту или иную территорию (страну или район страны). Четко знать и применять в измененной ситуации климатообразующие факторы и их территориальные проявления, уметь анализировать климатограмму. Особенности водного режима рек и озер, причины изменения солёности поверхностных вод Мирового океана, причины образования, направления и особенности холодных и теплых течений океана. Понимать особенности территориальной концентрации многих экономических явлений. Уметь читать и анализировать различные картограммы и картодиаграммы, схемы, таблицы и графики. Напоминаем, что, готовя участников олимпиады областного тура, следует использовать материалы, опубликованные в журнале "География в школе" за последние 5 лет, в газете "География" (приложение к газете "Первое сентября"), журнале "География и Экология в школе ХХI", а также в новом научно-популярном журнале для школьников «География для школьников», который начал издаваться с 2008 года.

Привычной формой итоговой аттестации стал ЕГЭ. Учитывая небольшой количественный состав участников ЕГЭ по географии (менее 5% выпускников), сложно определить уровень и особенности подготовки по географии всех выпускников общеобразовательных учреждений области. Однако на основе анализа этих результатов можно составить представление об особенностях усвоения материала школьных курсов географии. Полученные результаты позволяют выявить некоторые сильные и слабые стороны подготовки выпускников, выявить определенные тенденции, определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами учащихся по географии и предложить рекомендации по совершенствованию процесса обучения. Положительные изменения в качестве географического образования экзаменуемых, зафиксированные в последние годы, безусловно, стали результатом систематической работы учителей, направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню подготовки выпускников. Это свидетельствует о необходимости и в дальнейшем уделять особое внимание использованию в процессе обучения различных источников географических знаний (карт, статистических материалов, рисунков и текстов) и формированию умений самостоятельно их использовать для сравнения и объяснения изучаемых территорий, географических объектов и явлений. Обучению учащихся этим важным видам деятельности необходимо систематически уделять внимание в учебном процессе, опираясь на анализ результатов ЕГЭ по географии в 2009-10 годах. Акцентирование внимания учащихся на типичных ошибках выпускников и их анализ могут быть действенным средством профилактики формирования искаженных географических знаний.

Включение заданий ЕГЭ, проверяющих сформированность этих умений, как в тематические, так и итоговые проверочные работы, использование их в текущем контроле позволит, с одной стороны, учителю получать объективную картину состояния сформированности умений, а с другой – будет стимулировать учащихся акцентировать внимание не только на тексте учебника, но и иллюстративном материале, статистических приложениях. При организации контроля усвоения основных понятий важно уделять больше внимания использованию вопросов и заданий, проверяющих понимание общих понятий, отражающих изучаемые географические объекты и явления, умение привести их примеры, умение применить их. Способность четко формулировать свои мысли с использованием географических терминов и понятий, записывать ход собственных рассуждений при решении как учебных, так и возникающих в окружающей действительности задач является одной из важных предметных компетенций. Чрезмерное увлечение тестовыми заданиями с выбором ответа при проверке знаний неизбежно приводит к тому, что учащиеся просто лишаются возможности самостоятельно формулировать развернутые ответы. Обучать учащихся этому необходимо уже с курса географии 6 класса.

К ЕГЭ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводиться к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Важной задачей учителя является квалифицированная помощь ученикам при выборе пособия для подготовки к ЕГЭ. Рекомендовать ученикам можно пособия, включённые в «Перечень изданий, допущенных Федеральным институтом педагогических к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях», размещенном на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru ).

2010-2011 учебный год проходит в условиях обсуждения, а в перспективе и принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), который должен будет обеспечивать развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды.

Отражая смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности , цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.

Одно из главных отличий нового стандарта от прежнего можно назвать выделение предметных, надпредметных (метапредметных) и личностных требования к результатам обучения. Среди результатов освоения этих программ должны быть выделены проверяемые на итоговой аттестации предметные и метапредметные результаты, и личностные, обобщённая оценка которых осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований.

^ Основные требования к подготовке учащихся (предметные умения)


  • Объяснять значение основных понятий темы,

  • приводить примеры влияния различных природных и социально-экономических факторов на численность, воспроизводство, расселение и размещение населения;

  • приводить аргументированные доказательства влияния этнического или религиозного состава населения на особенности социально-экономической жизни страны;

  • сравнивать разные страны по уровню и качеству жизни населения;

  • использовать данные тематических карт как источник аргументов в пользу того или иного суждения;

  • давать характеристики на основании картографических данных;

  • читать и анализировать содержание тематических карт.


Метапредметные умения:


  • Поиск и отбор необходимых источников информации

  • Владение навыками анализа и синтеза информации. Классификация информации по заданным признакам

  • Выделение главных существенных признаков, определение критериев для анализа и сравнения

  • Сравнение объектов, фактов, явлений по заданным критериям

  • Выявление причинно-следственных связей между географическими объектами, явлениями, событиями, фактами

  • Представление информации в разных видах

  • Совершенствование аналитических умений работать со статистикой, картосхемами, картодиаграммами, тематическими картами

  • Работа с текстом учебника, представление текстов в разных видах – выводов, тезисов, резюме

  • Изучение отличительных особенностей разных типов глобальных проблем на основе работы с различными источниками информации

  • Выявление взаимосвязей между различными глобальными проблемами

  • Изучение картографических и статистических данных для выяснения географии экологических проблем

  • Работа с материалами периодической печати (отбор и анализ)

  • Высказывание собственных аргументированных суждений по актуальным вопросам изучаемого учебного материала

  • Уметь работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы

  • Совершенствовать коммуникационные умения, т.е. умения переводить картографическую, статистическую, графическую информацию в текстовую и наоборот

  • Показывать по карте и объяснять географию явлений и процессов, выявлять причинно-следственные связи на основе сопоставления карт, делать аналитические выводы.

О ЯЕИЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В. А. Шальнев, А. А. Талалакина

GEOGRAPHICAL SPACE: THE ESSENCE, PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

Shalnev V. А., Talalakina А. А.

Complicated and topical theoretical theses concerning the essence of physical global space, its particular spaces on the Earth surface, their structure, dynamics, evolutions, entropies, densities are considered in the article.

Key words: geo-space, a particular geo-space, geosystems, place, region, territory, geo-field, geoversum, physiosphere, social-biosphere.

Рассматриваются сложные и дискуссионные теоретические положения сущности физического глобального пространства, его частных пространств поверхности Земли, их структуры, динамики, эволюции, энтропий-ности, плотности.

Ключевые слова: геопространство, частное геопространство, геосистема, место, регион, территория, геополе, геоверсум, фи-зиофера, социобиосфера.

Пространственный подход сквозным направлением проходит через всю историю географии и является основным научным подходом в её методологии. Однако понятие о геопространстве, его сущности, размерности, связи со временем менялись неоднократно («пустое» И. Канта, «заполненное»

A. Геттнера, «пространство-время» Аслани-кашвили и Ю. Г. Саушкина, многомерное

B. С. Преображенского и т. д.). У М. М. Голубчика и его соавторов «географическое пространство в экономической географии не является формой бытия, а выступает как особый метод исследования» (4, с. 20). Менялся и терминологический аппарат этой категории у разных географических школ. Зарубежные географы обычно использовали термины «пространство», «место» и «регион». У советских и российских географов традиционны «территория» и «район». При этом «территория» часто трактуется как синоним термина «пространство».

Пространство у философов «есть форма бытия материи, характеризующая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах... Общим свойством, обнаруживающимся на всех известных структурных уровнях, является трехмерность. Время - форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены в изменении и развитии всех материальных системах» (ФЭС, 1983). Теория относительности А. Энштейна раскрыла неразрывную связь пространства и

времени как единой формы существования материи (пространство-время), установила единство пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира.

Э. Б. Алаев географическое пространство понимает как философскую концептуальную категорию, как объективную, всеобщую и познаваемую форму «существования материальных географических образований и объектов в пределах геоверсума» (1, с. 98). На другой странице понятие геопространства уточняется и понимается как «совокупность отношений между геообъектами, расположенными на конкретной территории (геотории) и развивающимися во времени» (1, с. 100).

Близкое определение, но без философских подходов дается в географическом энциклопедическом словаре: «Географическое пространство - форма существования географических объектов и явлений в пределах географической оболочки; совокупность отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени» (1988, с. 56).

П. Джеймс и Д. Мартин понимают под геопространством такое земное пространство, которое не имеет границ. Оно сферично по форме и в силу этого замкнуто.

А. Г. Исаченко считает, что термин геопространство не «получил общепринятого токования, но чаще понимается как пространство, занятое географической оболочкой (эпигеосферой). Каждый географический объект имеет собственное (физическое) пространство, которое характеризуется размерами, формой, ориентацией, а также положением относительно других объектов (6, с. 85-86)

По мнению М. М. Голубчика и его соавторов, «географическое пространство и время - основные формы существования геоси-тем. Пространственные отношения выражают порядок размещения одновременно существующих географических явлений и протяженность геосистем. Временные отношения - порядок сменяющих друг друга событий, а также их длительность» (4, с. 209).

В. В. Быков и А. Г. Топчиёв под географическим пространством понимают либо само пространство географических объектов, либо порядок взаиморасположения целостных географических образований (геосистем) и их элементов.

Д. Флиндер рассматривает геопространство, во-первых, как своего рода «контейнер» трехмерной размерности с нахождением в нем различных объектов и людей; во-вторых, как порядок, упорядочение явлений, объектов и отношений между ними, т. е. понятие пространственной структуры.

А. М. Трофимов и М. Д. Шарыгин характеризуют геопространство как совокупность физических отношений между географическими объектами или их формальными аналогами - географическими системами. Наложение, взаимодействие и пересечение на различных пространственных уровнях географических систем и образует географическое пространство. Выделяются индивидуальные (однородных объектов и отдельных сфер) и групповые пространства.

Приведенный набор определений разных авторов показал, во-первых, существенные различия в понимании инвариантных черт геопространства, раскрывающих его особенности, принципиальные отличия от других пространств; во-вторых, отсутствие объяснения понятия «пространство-время» с учётом положений современной философии и теории относительности; в третьих, отсутствие согласованности в объяснении таких важных категориальных понятий теории как геопространство, место, территория, регион и др.

Определённую ясность в эту проблему попытался внести Г. Д. Костинский (8), построив генетическую матрицу в форме креста. Философско-методологическое содержание этих пространственных понятий, по его мнению, такое:

Пространство соответствует общему (род), место - единичному (вид) (вертикальная ось);

Территория соответствует целому, район - части (горизонтальная ось).

По нашему мнению, проблему геопространства следует рассматривать в контексте философских категорий внешнего и внутреннего, целого и частного, общего, единичного и особенного, форм движения материи (ФДМ), а также энтропийности, эволюционизма, геополей, геосфер, геокомпонентов, геосистем и др.

Физическое (с греч. - природное) глобальное геопространство Земли формировалось и существует до настоящего времени под воздействием внешних факторов на пересечении информационно-энергетических полей «империи Солнца» и эндогенных планеты Земля (рис 1.) Оно является также частью геологического пространства Земли и включает в себя часть субстрата его абиотических компонентов (горные породы, воздух, вода) и абиотические формы движения материи (ФДМ). Процессы лито- и гидроге-неза определяют границы этого геопространства с переходными (экотонными) слоями - озоновым и гранитно-базальтовым. Внешние факторы формируют в этом пространстве первичные поля экзогенного (радиационные) и эндогенного (потенциальной кинетической энергии денудации и аккумуляции) генезиса. Внутренними факторами выступают процессы тепловлагооборота, которые присущи только географическому пространству и которые В. С. Лямин пред-

Внешнее поле пространства Солнечной системы

Внутреннее поле пространства Земли

Рис. 1. Место физического геопространства с учетом внешних и внутренних факторов:

1 - озоновый слой, 2 - гранитно-базальтовый слой, 3 - физическое геопространство.

лагает называть физико-географическими формами движения материи. Именно эти процессы создали условия для жизни Земли и выработали геопространственные адаптационные механизмы у биоты.

Физическое геопространство имеет свои особенности. Оно сферично, а следовательно замкнуто. В поле его силы тяжести наблюдается выраженная анизотропность, т. е. неравнозначность не только вертикальных направлений движения, но и неравнозначность западного и восточного направлений в северном и южном полушариях (сила Ко-риолиса). Такое пространство зеркально симметрично по отношению к полюсам. В его пределах проявляются все известные ФДМ: механическая, физическая, химическая и геологическая, а также физико-географическая, биологическая и социальная, которые известны только в этом пространстве.

ФДМ в пределах геопространства Земли способствовали, во-первых, процессам структурирования материального субстрата и формированию материальных объектов этого геопространства - компонентов, геосфер и геосистем. Во-вторых, они определили временные свойства пространства, как писал В. И. Вернадский, его «текучесть».

С ФДМ связаны изменения материальных и идеальных объектов геопространства. Эти изменения могут иметь форму развития, т. е. необратимых, направленных, закономерных изменений. Такое направление в географии получило название исторического подхода, у других наук - эволюционного. Второй вид изменений связан с обратимостью этих изменений и характеризует процессы функционирования (цикличное воспроизведение постоянной системы функций). В географии изучение таких изменений получило название хронологический подход, который необходим при изучении всякой последовательности смены событий во времени, не приводящих к коренной перестройке структуры геопространства или его отдельных объектов (геосфер, геосистем). В физической географии идеями В. В. Сочавы было введено понятие динамика, которая не связана с изменением струк-

туры геопространства и его объектов, но участвует в подготовке возможных изменений. С позиций синергетики - это формирование точки бифуркации в истории развития объекта.

Таким образом, пространственно-временные особенности развития геопространства и его объектов сложились в триединую систему понятий: функционирование - динамика - эволюция.

Физическое пространство Земли предоставлена двумя составляющими - надземной и подземной, фокусом которых является поверхность Земли. В её пределах взаимодействуют все сферные объекты геопространства (абиотические, биотические и социальные) и, как следствие, формируется множество «мест», гед происходит структурирование субстрата материи в частные её объекты - геосистемы. Они бывают простыми (ледниковые, речные, морфострукту-ры, системы расселения и др.), сложными (природные ландшафты) и интегральными (культурный ландшафт, территориальная рекреационная система).

По мнению Э. Б. Алаева, ареал, в пределах которого проявляется воздействие определенного объекта (геосистемы), именуется географическим полем (геополем). В связи с этим обязательным условием считается присутствие территории. При этом для многих географических объектов постоянным ареал территории может оставаться лишь в определенный отрезок времени. Например, атмосферный циклон, являясь термомеханической геосистемой, постоянно перемещается в пространстве тропосферы. Вместе с ним перемещается и геополе тепловлагооборота, а следовательно изменяется ареал территории. Сложным пространством обладает и территориальная рекреационная система, когда потребность в отдыхе возникает в пределах одной территории, где живёт человек, а реализует он их в пределах ТРС, где свое поле (рекреационный процесс) и своя территория.

Таким образом, частное геопространство есть совокупность своих атрибутов: объектов (геосистем) + геополе + территория (ареал). Тем самым Э. Б. Алаев счи-

тает территорию существенным свойством геопространства, но не ее синонимом. Территория являеться частью твердой поверхности Земли с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами, протяженностью (площадью), двухмерностью.

Частное геопространство структурировано как в компонентном (разложимо на геополя отдельных объектов-компонентов), так и в территориальном (разложимо на отдельные геополя-ареалы) аспектах. Оно также системно, так как в нем существуют устойчивые связи между образующими элементами (как компонентными, так и территориальными), и эти связи придают ему качество единства и целостности, или с позиций географического подхода - комплексности.

Важными методологическими свойствами геопространства является понятие об относительной устойчивости этого материального мира. Может ли столь сложное образование устойчиво существовать в условиях энтропийной нестабильности, ибо по словам Н. Винера, островки стабильности (антиэнтропийности) обречены «на поражение во всемирной битве между прогрессом и возрастанием энтропии». Этому мефистофелевскому суждению - «все, что возникает, заслуживает гибели» - удачно противостоит энергосфера геопространства, сформулированная в свое время И. В. Круть, и базирующаяся на четырех «китах»:

Космической энергии солнца, её трансформации и переноса в пределах геопространства Земли;

- «потенциальной» эндогеннй энергии, зафиксированной в геотектурах и морфост-руктурах поверхности Земли и дающей «работу» процессам денудации и аккумуляции, переноса вещества;

Биогенной энергии, когда жизнедеятельность биострома превращается в поступательный процесс постепенного накопления запаса свободной энергии, в которой энтропия не увеличивается. Живое вещество при единообразном потоке солнечной энергии не рассеивает свободную энергию, а накапливает ее в своей биомассе, в органических остатках;

Антропогенной энергии, вовлеченной в социальные процессы общества и являющейся, по словам В. И. Вернадского, новой великой силой. По словам Ф. Энгельса, «человеческий труд в состоянии удержать на поверхности Земли и заставить действовать солнечную энергию более продолжительное время, чем это было до него».

Энтропия в геопространстве находиться в прямой зависимости от количества компонентов и территориальных элементов и в обратной зависимости от степени упорядоченности элементов (1). Видимо, к этому следует добавить геополя, пересечение и взаимопроникновение которых формирует симплексы, т. е. простые объекты неразложимые на более мелкие самостоятельные части. Например, фация в ландшафте, район как предельный таксон районирования или административная единица.

Важным свойством частных геопространств является понятие плотность, т. е. масса единичного объема вещества. Она определяется количеством элементов и компонентов геопространства, что связано с принципом фрактальных объектов, т. е. принципа подобности субстрата (набора компонентов, элементов) глобальному геопространству или его отдельным сферным структурам. Примеры использования понятий «плотность» в географии есть. Например, определение плотности населения. Однако здесь присутствует лишь одна из составляющих геопространство - территория. В тоже время в структуре частного геопространства есть ещё и геосистемы и геополя, роль которых фактически не изучена.

Важную роль в понимании сущности геопространства играет эволюционный подход, объясняющий основные этапы формирования современной структуры, её диверсификации. С позиции концепции глобального эволюционизма модель такого пространства рассматривается как итог универсальной эволюции природного процесса, связавшего в единое целое космогинез, гео-генез и биогенез. Качественный скачок этой эволюции - появление человека и формирование общественных структур. Эволюцион-

ный подход обычно понимается как нециклическое развитие, движение в направлении «восхождения от низшего к высшему». XIX век дал две великие теории эволюции для косного (Ньютоново-Картезианская модель) и живого (эволюционная модель Дарвина) мира. В первом мире развитие идет однона-правлено, в сторону роста энтропии (хаоса), т. е. к затуханию развития, выравниванию разнообразия. В биотическом мире наоборот: развитие приводит к росту многообразия форм, т. е. к увеличению порядка и падению энтропии (непрерывному созиданию). Механизмом эволюционного развития является чередование фаз, которые А. И. Северцев называет фазами ароморфоза (кризиса) и идиоадаптации (устойчивой цикличности). В философии это называется переходом количества в качество. Современная географическая действительность есть результат чередования ароморфозов и идиоадаптационных периодов ее природной составляющей со специфическими особенностями этапов формирования общества.

Геопространство является специфическим географическим явлением и «одной из ключевых, но пока еще недооцененных, слабо разработанных категорий и принципов географии» (7, с. 200). По своей структуре геопространство является многообъектным и многомерным, постоянно меняющимся историческим единством, которое характеризуется размерностью, структурностью, свойствами, сосуществованием и взаимодействием во времени всех взаимосвязанных между собой объектов и их элементов как носителей определенных ФДМ или их сочетаний. С позиций системно-синергетического подхода структура предельного географического пространства представлена системой разнокачественных пространств (систем-объектов), возникших на разных этапах эволюционного развития Земли и имеющих разную размерность -глобальную сферную и дискретно локальную и региональную поверхности Земли (рис. 2).

Рис. 2. Моно- и диохронический подходы в парадигме эволюционного развития

геопространства

Левый ряд рисунка представлен первичными физическими (природными) пространствами, структура которых усложнялась от абиотических составляющих к биотическим и биокосным. Начальным, каркасным пространством для географической действительности можно считать физиосферу, возникшую на контакте трех абиотических сфер геологического пространства Земли. Процессы теплооборота, гидрогенеза и литогенеза определили в этом пространстве состояние бифуркации и, как следствие, выбора аттрактора развития сложной сферной интегральной структуры.

Географические законы физиосферы (зональность, азональность, провинциальность и др.) создали на поверхности Земли

разнообразие геополей тепловлагообмена, к которым могли адаптироваться определенные группы биоты. Формируются два типа геосистем: «объект-объектных» отношений, где взаимодействуют абиотические и биотические компоненты в ландшафтной структуре, и «объект-субъектных» отношений, где на субъекта-«хозяина» (элемента биоты) влияют компоненты природной среды биоэкосистем ландшафта. С ним связаны процессы биогенезации и новые круговороты субстрата, энергии и информации - биохимические и биогеохимические, которые контролируются биотой и определяют границы новой интегральной структуры в пространстве физиосферы - биосферы, с ее уникальными природными условиями и новыми

свойствами, т.е. биосферной средой жизни биоты. В. И. Вернадский писал, что «пределы биосферы обусловлены прежде всего полем существования жизни» (3, с. 102). Этап формирования сферы природных ландшафтов в биосфере был завершающим в формировании глобального физического пространства - географической оболочки.

Крупнейшим ароморфозом в развитии жизни стало образование существ, способных к социальным взаимодействиям, т.е. субъект-субъектным отношениям. По мнению В. Н. Беклемешева, «человечество входит в состав живого покрова Земли и постепенно становится его основным организующим началом» (2, с. 28). К сожалению, в научном сообществе возобладали тенденции рассматривать развитие общества независимо от живой природы, которая воспринималась как нечто статичное, всего лишь как объект приложения творческих усилий человека, направленных на ее преобразование и подчинение интересам общества (9). С этих позиций процессы социогенеза (трудовой отбор) и техногенеза (научно-технический отбор) способствовали формированию геопространственных структур, где ведущими были законы общества.

Виды геопространств: 1 - природное, 2 - социальное, 3 - социально-природное (интегральное). Антропная составляющая: 4 - человек (человечество), 5 - культура и культурно-цивилизационные структуры.

Диохронический подход современной географии:

Природные сферные и частные геопространства: ФС - физиосфера, БС - биосфера, СПЛ - сфера природных ландшафтов, ПЛ - природные ландшафты.

Социальные сферные и частные геопространства: СЛ - этносоциальных и культурных ландшафтов, СПКЛ - природных и культурных ландшафтов, СТС - социо-техносфера, ГС-ЭП - глобальное социально-экономическое.

Монохронический подход общей географии:

Сферные общественно-природные: ЛАС - ландшафтные антропоэкосистемы, СЛП - ландшафтного природопользования и

демоэкосистем; СБС - социобиосфера (система «социум - природа биосферы), АС -антропосфера.

Процессы самоорганизации и саморазвития: 6 - физико-географические (тепло-влагообмена); 7 - биотические; 8 - ландшафтные корреляционные (соотношение абиотических и биотических ФДМ); 9 -ландшафтного этногенеза (субъект-субъектных отношений); 10 - регионального социо-техногенеза (субъект-объектных отношений); 11 - корреляционного социо-техногенеза (соотношение абиотических, биотических и социальных ФДМ).

Процессы культурогенеза интегральных образований: 12 - геопространственно-деятельностных и адаптационных ландшафтных моделей; 13 - геопространственно-деятельностных и адаптационных региональных моделей; 14 - взаимодействия природы и общества социобисферной модели.

Геоверсум (глобальное интегральное геопространство): А - природа, Б - общество. Законы геоверсума: 15 - законы геовер-сума (общей географии) 16 - природные, 17 - социально-экономические.

Достижения философии, системологии и синергетики дали возможность изучать эволюционные процессы истории человека с использованием монохронического подхода, так как позволили гносеологическую пару «субъект-объект» понимать как единство, существующее в одном пространстве, т. е. по мнению А. И. Ласточкина, не рассматривать их в качестве антагонистов. «Отношение субъекта и объекта - это не отношение разных миров, а лишь двух полюсов в составе некоторого единства» (10, с. 19).

С момента появления человека завершается история «неочеловеченной» природы и начинается история человека в геопространстве Земли, история «очеловеченной» природы. С такой точки зрения процесс «становления» общества в природе выступает также и процессом «завершения» природного бытия в обществе. Отсюда граница между историей природы и историей общества, будучи диалектической, не только отделяет одно от другого, но и соединяет одно с другим. Концепция единства истории природы

и общества позволяет по новому рассмотреть проблему единства структурирования современного геопространства.

На поверхности Земли возникли первичные природно-общественные объекты -антропоэкосистемы, где для человека было характерно ещё биоэтическое поведение во вмещающих природных геосистемах (ландшафтах). У последних в системе «субъект-объектных» отношений образуются основные функциональные свойства: ресурсосо-держащая и ресурсовоспроизводящая (исток природопользования), средоформирующая жизни и деятельности человека (понятие природной среды), источник процесса познания и эстетического восприятия. Эмерд-жентным свойством этих отношений в ан-тропоэкосистемах стало формирование культуры, т. е. той «живой субстанции», внутри которой человек раскрывает и развивает себя посредством природы, а природа раскрывает и развивает себя посредством человека (5).

Расселение человека и освоение различных региональных пространств поверхности Земли внесли изменения в первичную сферу природных геосистем (ландшафтов). Возникла сложная сфера ландшафтного природопользования и демоэкосистем (СЛП), состоящая из набора природных, антропогенных (измененных человеком) и культурных ландшафтов. Процессы культурогенеза привели и к эволюционным изменениям биосферы, которая, по мнению Н. К. Мукитано-

ва, была «вещь в себе», а с появлением человека стала «вещью для других». Эти изменения проявились в виде социобиосфер-ного эффекта, который стал началом нового этапа её развития - социобиосферного. Возникла сложная интегральная пространственная структура - социобиосфера, включающая в себя подсистемы новой биосферы и социума. Взаимодействие этих подсистем вызывает цепные реакции и возникновение глобальных экологических проблем (11). Осваивает человек и пространство физио-сферы, что позволяет её называть анпропо-сферой, т. е. сферой, где живет и куда временно проникает человек с использование технических объектов.

Таким образом, реальная географическая действительность сложна и системна. Она имеет сложный материальный субстрат. Изучать такое множество явлений и процессов очень сложно, но возможно при наличии идеальной модели-образа, позволяющей рассматривать объект (проблему) исследования как целостное образование. Такой моделью в географии может стать геоверсум как уникальное системно организованное пространства Земли, возникшее в пределах географической оболочки истории человека. На основе этой концепции можно разработать теоретическую основу общей географии с её категориальными понятиями, интегральными частными объектами и законами их развития (11).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. - М.: Изд. Мысль, 1983.

2. Беклемешев В. Н. Об общих принципах организации жизни // Бюлл. МОИП. Отд. Биологии. Т. 69. - 1964 - Вып. 2.

3. Вернадский В. И. Биосфера. - Л.: Научн. хим.-техн. изд., 1926.

4. Голубчик М. М., Евдокимов С. П., Максимов Г. Н., Нососнов А. М. Теория и методология географической науки. - М.: Владос, 2005.

5. Давыдов Г. А. Единство человека и природы как философская проблема / Взаимодействие общества и природы. - М.: Наука, 1986.

6. Исаченко А. Г. Общая география в системе географических знаний // Изв. РГО. Т. 132. -2000. - Вып. 2.

7. Каледин Н. В. Проблема теоретизации общественной географии: смена парадигм //

Географич. и геоэкологич. аспекты развития природы и общества. - С.-Петербург, 2008. Костинский Г. Д. Географическая матрица пространственности // Изв. РАН. Сер. География. - 1997. - № 5.

Мирзоян Э. Н. Теория эволюции и концепция геомериды (к 100-летию со дня рождения В. Н. Беклемешева) // Бюл. Москов. об-ва ис-пытат. природы. Отд. биологии. - 1991. - Т. 95. - Вып. 5.

Обсуждение «Новой философской энциклопедии» //Вопр. философии. - 2003. - № 1. Шальнев В. А. История и методология общей географии. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.

Шальнев Виктор Александрович, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», профессор, заведующий кафедрой физической географии. Сфера научных интересов связана с учением о ландшафте, теорией и методологией географии.

Талалакина Анна Александровна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», аспирант кафедры физической географии. Сфера научных интересов - географическое пространство в теории географии. @ inbox.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского Географический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе_______________ Е. Г. Елина "_____" __________________ 2011 г. Рабочая программа дисциплины СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ Направление подготовки 021000 География Магистерская программа Ландшафтное планирование Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Современные проблемы географии» являются формирование у студентов комплексного представления об основных закономерностях и особенностях организации глобального природного и социально-экономического пространства, его дифференциации, с выделением основных проблем природного и социально-экономического развития в современный период, развитие творческих способностей и формирование научного мировоззрения. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистра Дисциплина читается на 2 курсе и входит в профессиональный цикл дисциплин. Курс расценивается как один из базовых по своей методологической и предметно-содержательной значимости в подготовке магистров. Для изучения данного курса студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении таких дисциплин как: «Физическая география России», «Физическая география материков и океанов», «Экономическая, социальная и политическая география», «География населения с основами демографии», «Основы территориальной организации общества», «Политическая география и геополитика». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные проблемы географии» ОК - 1. Понимать и глубоко осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения; владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; ОК - 4. Обладать способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК - 5. Быть способным к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; ОК - 6. Использовать методы оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистические методы сравнения полученных данных и определения закономерностей. ПК - 1. Формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований. ПК - 4. Использовать современные методы обработки и интерпретации географической информации при проведении научных и прикладных исследований; ПК - 5. Знать историю географической науки, методологические основы и теоретические проблемы географии и подходы к их решению в исторической ретроспективе, понимать современные проблемы географической науки и использовать фундаментальные географические представления в сфере профессиональной деятельности; В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:  теоретические основы и базовые представления физической, экономической и социальной географии о территориальных взаимодействиях в системе «природа - население - хозяйство», а также о пространственных структурах населения, природопользования и хозяйства, складывающихся под влиянием географического (территориального) разделения труда на глобальном уровне;  общие представления о предмете, структуре, основных понятиях и методах физической, экономической и социальной географии, об основных научных направлениях в географической науки. Уметь:  излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;  оценивать изменения в структуре хозяйства мира в целом и отдельных странах и регионах;  составлять аналитические описания, выявлять ключевые проблемы, делать на основе их соответствующие выводы  применять на практике научные знания и навыки. Владеть:  навыками работы со специализированной литературой;  методологией страноведческого исследования;  знаниями для решения исследовательских и прикладных задач;  навыками анализа территориальной дифференциации природноресурсных, социальных, природных и экономических явлений в разных странах и регионах мира. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). 1. 2. Методологические проблемы географии 4. Гносеологические проблемы географии 5. Проблемы методов географических исследований. 6. Теоретические проблемы в географии. 7. Прикладные проблемы в географии 8. Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. 9. Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. 10 Концепция риска природных и. техногенных проявлений. Всего 3. Лекции 5 2 Самостоятельная работа 4 1 Практические 2 3 Объектно-предметная сущ3 ность географической науки. Проблемный подход. Положение географии в системе научного знания. Метатеоретические проблемы. 3 Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Семинары 1 Неделя семестра Раздел дисциплины Семестр № п/п 6 7 8 2 Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) 9 Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль кон- кон- 2 2 6 3 3 2 6 3 4 2 4 3 5 4 4 3 6 4 6 3 7 2 4 3 8 2 4 6 3 9 2 2 2 Устный контроль 3 10 2 2 24 42 Устный контроль Зачет 6 конконконконконкон- Объектно-предметная сущность географической науки. Проблемный подход. Положение географии в системе научного знания. Объект и предмет современной географии. Внутренняя структура географической науки. Место географии в системе научного знания. Основные тенденции развития и проблемы географии. Проблемный подход в науке. Понятие научной проблемы. Классификация проблем в географической науке. Методологические, метатеоретические, теоретические, научнометодические и прикладные проблемы в географии. География как открытая информационная система. Связи географии с другими науками: философией, социологией, историей, экономикой, статистикой, математикой, информатикой, кибернетикой, экологией, медициной, демографией, биологией, геологией и другими науками. Экологизация, гуманизация, социологизация, математематизация, информатизация географической науки. Метатеоретические проблемы. Метатеоретический подход в науке. Дискуссионность проблемы метагеографии. Основные метатеоретические проблемы: проблемы объекта, предмета, содержания, задач и функций, места географии в системе научного знания и механизм ее функционирования. Методологические проблемы географии. Общеметодологические основы географии. Пространство и время в географии. Проблемы методов общественно-географических исследований. Категории «особенность» и «закономерность» в географии. Гносеологические проблемы географии. Процессы общественно-географического познания и формирования знаний. Основной и частные общественно-географические законы. Теоретический и эмпириический уровни познания. Алгоритм формирования истинных знаний. Цикл научного исследования. Цели познания. Сенсуальный (чувственный) и рациональный (абстрактно-логический) подходы. Методический арсенал географии. Пути научного познания. Общественная практика как фундаментальный критерий географических истин. Семиотические проблемы экономической и социальной географии. Проблемы языка географии. Проблемы методов географических исследований. Связь научного метода с научными подходами и приемами. Превращение положений, выводов и принципов науки в методы исследования и преобразовательной деятельности. Теория как метод и метод как теория. Си- стема методов, применяемых в общественно-географических исследованиях. Принципы объективности, движения и развития, историзма, взаимообусловленности и взаимодействия явлений и процессов. Парные категории: причина-следствие, форма-содержание, количество-качество, сущность-явление, необходимость-случайность. Общенаучные методы: системный анализ и синтез, моделирование, формализация, идеализация. Перспективы использования аксиматико- и гипотетико-дедуктивного метода. Метод прогнозирования. Роль математических методов и компьютеризации. Специальные методы: картографический, балансовый, аналоговых ареалов, полевой. Общественно-географический эксперимент. Усиление роли дистанционных методов Теоретические проблемы в географии. Теоретические проблемы территориальной организации общества. Проблемы иерархии территориальной организации общества. Социальногеографические аспекты взаимодействия природы и общества. Неустойчивая биосфера и социобиосферный этап развития системы «общество-природа». Современные проблемы учения о ландшафте. Проблема ресурсосбережения. Проблемы формирования эколого-экономических районов. Проблемы экономической оценки природно-ресурсного потенциала. Проблемы социальной оценки эколого-экономической среды жизни людей. Экологические проблемы и пути их разрешения. Проблемы общественно-географических связей и отношений. Прикладные проблемы в географии. Сущность прикладных исследований. Роль географии в решении глобальных проблем. Политические и экологические проблемы. Экономические и демографические проблемы. Продовольственная и энергетическая проблема. Пути совершенствования географического образования (проблемы высшего образования, содержательный уровень и структура учебных дисциплин в вузах РФ, пути совершенствования высшего образования, проблемы школьного географического образования). Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. Экономическая и социальная география как сложная система научных дисциплин. Процессы интеграции и дифференциации Ю.Г.Саушкина, Б.Н.Семевского, А.М.Колотиевского, А.Т.Ващенко и др. «Точки роста» в структуре экономической и социальной географии. Проблемы теоретизации, теории и теоретической географии. Проблемы развития и организационного механизма функционирования. Проблема научных школ. Проблемы подготовки кадров, взаимодействия академической и вузовской науки. Географи- ческие дискуссии. Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. Вопросы методологии. Географический подход. Природный мир геоверсума и социум. Социобиосферная концепция и концепция культурного ландшафта. Модель поляризованного культурного ландшафта. Социобиосферный уровень. Региональный уровень ноосферных цивилизаций. Проблема оптимизации природной среды. Глобальные проблемы и география. Глобальная экологическая катастрофа и поиск стратегии выживания. Концепция риска природных и техногенных проявлений. Абиотические, биотические, биокосные, социально-техногенные, духовные компоненты природы и общества. Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Эволюционно-пространственный подход. Факторы, вызывающие рост природного или иного риска. География природных опасностей. География техногенных опасностей. Перечень семинарских занятий 1. Объектно-предметная сущность географической науки. Проблемный подход. 2. Положение географии в системе научного знания. 3. Метатеоретические проблемы. 4. Методологические проблемы географии. 5. Гносеологические проблемы географии. 6. Проблемы методов географических исследований. 7. Теоретические проблемы в географии. 8. Прикладные проблемы в географии. 9. Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. 10.Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. 11.Концепция риска природных и техногенных проявлений. 5. Образовательные технологии При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, настенные карты и атласы) При проведении семинарских занятий применяется система устных докладов студентов, подготовленных ими в ходе самостоятельной работы. До- клады завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутых в устных сообщениях. При реализации учебной работы в форме практических занятий студенты работают с атласами и контурными картами, выполняют задания, связанные с построением и анализом карт, графиков, таблиц, схем и диаграмм. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения публикаций в научных и научно-популярных изданиях. По результатам данной работы выполняются рефераты и устные доклады на семинарских занятиях с последующим их обсуждением. Темы рефератов: 1. Информационно-проблемная парадигма в географической науки 2. Проблемы глобального развития в географической науки 3. Концепция устойчивого развития 4. Проблемы общей структуры географической науки 5. Проблемное и конструктивное страноведение 6. Стратегии развития стран мира 7. Сквозные направления в географической науки 8. Дифференциация и интеграция в географии 9. Геополитика: современный взгляд географа 10. Геоэкономика: современный взгляд географа 11. Проблемы войны и мира: новые аспекты 12. Деградация глобальной экологической системы 13. Концепции природопользования 14. Демографический взрыв: вчера, сегодня, завтра 15. Экологические проблемы городов 16. Экономические проблемы городов 17. Глобальная продовольственная проблема и ее географические аспекты 18. Энергосырьевая проблема и пути ее решения 19. Глобальные прогнозы 20. Глобальные проекты 21.Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. 22.Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Рекомендуемая литература: 1. Голубчик М.М. Теория и методология географической науки. Москва. 2005. 2. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Просвещение. 1980. 3. Трофимов А.М., Шарыгин М.Д. Общая география (вопросы теории и методологии): монография. Пермь.ПГУ. 2007 4. Грегори К. География и географы. М.: Прогресс. 1988. 5. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. Москва.1982. 6. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск. 2002. 7. Гохман В.М. Современные проблемы теоретической географии. //Вопросы географии. Сб.88. Москва.1977. 8. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва.2004. 9. Преображенский В.С. География в меняющемся мире. Век ХХ. Пробуждение к размышлению. Москва. 1997. 10.Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. Ставрополь. СГУ. 2006. 11.Харвей Д. Научное объяснение в географии. Москва.1974. Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины «Современные проблемы географии» 1. Объект и предмет современной географии. 2. Внутренняя структура географической науки. 3. Место географии в системе научного знания. Основные тенденции развития и проблемы географии. 4. Классификация проблем в географической науке. 5. География как открытая информационная система. 6. Метатеоретический подход в науке. Дискуссионность проблемы метагеографии. 7. Общеметодологические основы географии. 8. Проблемы методов общественно-географических исследований. 9. Процессы общественно-географического познания и формирования знаний. 10.Методический арсенал географии. Пути научного познания. 11.Связь научного метода с научными подходами и приемами. 12.Общенаучные и специальные методы в географии. 13.Теоретические проблемы территориальной организации общества. 14.Социально-географические аспекты взаимодействия природы и общества. 15.Современные проблемы учения о ландшафте. 16.Проблема ресурсосбережения. Проблемы формирования экологоэкономических районов. 17.Проблемы экономической оценки природно-ресурсного потенциала. 18.Проблемы социальной оценки эколого-экономической среды жизни людей. Экологические проблемы и пути их разрешения. 19.Проблемы общественно-географических связей и отношений. 20.Пространственно-временная организация общества и природы. 21.Культурный ландшафт. Модель поляризованного культурного ландшафта. 22.Сущность прикладных исследований. Роль географии в решении глобальных проблем. 23.Проблемы теоретизации, теории и теоретической географии. 24.Проблема научных школ. Проблемы подготовки кадров, взаимодействия академической и вузовской науки. 25.Географические дискуссии. Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. 26.Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Эволюционно-пространственный подход. 27.Факторы, вызывающие рост природного или иного риска. География природных опасностей. География техногенных опасностей. 28.Социобиосферная концепция. Проблема оптимизации природной среды. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: 1. Голубчик М.М. Теория и методология географической науки. Москва. 2005. 2. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Просвещение. 1980. б) дополнительная литература: 1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. Москва.1982. 2. Грегори К. География и географы. М.: Прогресс. 1988. 3. Гохман В.М. Современные проблемы теоретической географии. //Вопросы географии. Сб.88. Москва.1977. 4. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва.2004. 5. Преображенский В.С. География в меняющемся мире. Век ХХ. Пробуждение к размышлению. Москва. 1997. 6. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск. 2002. 7. Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. Ставрополь. СГУ. 2006. 8. Харвей Д. Научное объяснение в географии. Москва.1974. 9. Хузеев Р.Г. Теория принятия компромиссных решений. Казань.1987. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийные презентации, электронные банки данных по научнометодическому обеспечению деятельности в области регионального маркетинга. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 021000 - География и магистерской программе «Ландшафтное планирование». Автор: Макарцева Л.В., к.г.н., доцент кафедры экономической географии географического факультета СГУ Программа одобрена на заседании кафедры экономической географии от ___________года, протокол № _________________. Подписи: Зав. кафедрой экономической географии, к.г.н., доцент А. М. Демин Декан географического факультета, д.г.н., профессор В. З. Макаров

ГЕОГРАФИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ВВЕДЕНИЕ

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период.

ХХ век - переломный не только в мировой социальной истории, но и в самой судьбе человечества. Принципиальное отличие уходящего столетия от всей предыдущей истории состоит в том, что человечество утратило веру в свое бессмертие. Ему стало доступно понимание того, что его господство над природой не беспредельно и чревато гибелью его самого. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов, и возвращаемые им в окружающую среду отходы тоже не были столь велики. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения. Если даже удастся избежать мировой ядерной войны, угроза существованию человечества на Земле все равно остается, ибо планета не выдержит непосильной нагрузки, которая образовалась в результате деятельности человека. Все более очевидно, что историческая форма существования человека, которая позволила ему создать современную цивилизацию, со всеми ее, казалось, беспредельными возможностями и удобствами, породила множество проблем, требующих кардинальных решений - и при том безотлагательно.

Цель данного реферата – дать современные представления о сущности глобальных проблем и характере их взаимосвязей, о роли и задачах науки в целом, и географии в частности, в разработке стратегии и методологии их решения.

РАЗДЕЛ 1. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия человека с природой. В начале человеческой истории действовали преимущественно адаптационные (приспособительные) механизмы взаимодействия. Человек подчинялся силам природы, приспосабливался к изменениям, происходящим в ней, изменяя по мере этого свою собственную природу. Затем по мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механизмов, который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе “Человек - Техника - Природа”. В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения.

Глобальными проблемами называют (Максимова и др. 1981; и др.) те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в-третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Приведенное определение вряд ли можно считать достаточно четким и однозначным. Да и их классификации по тем или иным признакам чаще слишком расплывчаты.С точки зрения обзора глобальных проблем наиболее приемлемой, на наш взгляд, является классификация М.М. Максимовой и др. (1981), объединяющая все глобальные проблемы в три группы:

1. Проблемы экономического и политического взаимодействия государств (интерсоциальные) . Среди них наиболее злободневными являются: глобальная безопасность; глобализация политической власти и структуры гражданского общества; преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

2. Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные) . В первую очередь это: предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьемэнергией, продовольствием); освоение Мирового океана и космического пространства.

3. Проблемы взаимоотношений людей и общества (социокультурные) . Главные из них: проблема роста народонаселения; проблема охраны и укрепления здоровья людей; проблемы образования и культурного роста.

Все эти проблемы порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития. Сознательное начало еще не стало важнейшей предпосылкой человечества как единого целого. Отрицательные результаты и последствия несогласованных, непродуманных действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в глобальных масштабах, стали мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Они оказывают все более существенное влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне. Для того, чтобы иметь наглядные представления о стратегии и методологии решения глобальных проблем необходимо остановиться на характеристике по крайней мере наиболее злободневных из них.

Интерсоциальные проблемы

1.1.1. Глобальная безопасность

В последние годы эта тема привлекает особое внимание в политических и научных кругах, ей посвящается огромное количество специальных исследований. Это само по себе является свидетельством осознания того факта, что выживание и возможность развития человечества подвергаются угрозам, каких оно не испытывало никогда в прошлом.

Действительно, в прежние времена понятие безопасности отождествлялось преимущественно с обороной страны от агрессии. Теперь же под ним подразумевается также защита от угроз, связанных со стихийными природными бедствиями и техногенными катастрофами, экономическим кризисом, политической нестабильностью, распространением подрывной информации, нравственной деградацией, оскудением национального генофонда и т.д.

Вся эта обширная проблематика с полным основанием является предметом забот как в отдельных странах, так и в рамках мирового сообщества. Она будет так или иначе рассматриваться во всех частях предпринимаемого исследования. Вместе с тем сохраняется, а в некоторых отношениях даже усиливается военная угроза.

Конфронтация двух супердержав и военных блоков подвела мир вплотную к ядерной катастрофе. Прекращение этой конфронтации и первые шаги по пути реального разоружения явились, бесспорно, величайшим достижением международной политики. Они доказали принципиальную возможность вырваться из круговорота, неумолимо толкавшего человечество в бездну, круто повернуть от нагнетания враждебности и ненависти к попыткам понять друг друга, учесть взаимные интересы, открыть дорогу к сотрудничеству и партнерству.

Результаты этой политики невозможно переоценить. Главный из них - отсутствие непосредственной опасности мировой войны с применением средств массового уничтожения и угрозой всеобщего истребления жизни на Земле. Но можно ли утверждать, что мировые войны отныне и навсегда вообще исключены из истории, что подобная опасность не возникнет вновь через какое-то время вследствие появления новой вооруженной конфронтации либо стихийного расширения локального конфликта до мировых размеров, сбоя техники, несанкционированного запуска ракет с ядерными боеголовками, других случаев подобного рода? Таков один из важнейших на сегодняшний день вопросов глобальной безопасности.

Другая, не менее важная проблема заключается в перспективах предотвращения вооруженных конфликтов, а там, где они вспыхнули, - в их локализации и скорейшем урегулировании. Вопреки распространившемуся в одно время мнению, что формула Клаузевица устарела и война перестала быть “средством продолжения политики”, в противовес всевозможным соглашениям и декларациям о необходимости исключить применение силы и угрозы силой, в последние годы не было почти ни дня, когда бы на планете ни велась война. Являются ли вооруженные конфликты на Балканах, на Кавказе, в Средней Азии преходящим следствием распада биполярной системы, завершают они ушедшую эпоху или, напротив, открывают цепь новых войн за создание независимых государств, территориальные захваты и сферы влияния?

Следующий принципиальный вопрос касается проблемы вооружений. Очевидно, что обуздать войну, тем более исключить ее полностью из жизни современного общества нельзя до тех пор, пока продолжают сохраняться значительные ядерные и химические арсеналы, производятся горы так называемого обычного, притом постоянно совершенствуемого оружия, остаются в большинстве стран на прежнем уровне, а в некоторых случаях даже увеличиваются военные расходы. Милитаризм стал “раковой опухолью” человечества. Достаточно сказать, что четверть ученых мира втянута в подготовку к войне. Военно-промышленный комплекс отвлекает от созидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. И, наконец, военные расходы - главное препятствие на пути положительного решения всех глобальных проблем.